Министр иностранных дел 1957 1985. Андрей Громыко: биография и личная жизнь. Политик с большой буквы

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА

Дорогие братья и сестры!

14 августа (вторник) сего года в день празднования Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня и Празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице

в Тихвинском Храме п. Нерастанное по окончании Божественной Литургии состоится

ОСВЯЩЕНИЕ МЁДА !

Знаменателен день 14 (1) августа, столько в нём всего «уместилось»: и торжество Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, и память мучеников Маккавейских, и начало Успенского поста.

Но общее, «простецкое» название это дня – Медовый Спас.

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события, так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение, как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью .

Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в Византии в IX веке. В августе, когда из-за жары и недостатка чистой воды начинались опасные эпидемии, принято было износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней, призывая на помощь силу Распятого и Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Кажется, в нынешних обстоятельствах небывалой жары, засухи, и опустошительных пожаров… в обстоятельствах чрезвычайных и, очевидно,попущенных Богом для нашего вразумления , самое время и нам явить свою веру и упование на силу Божию. Вообще природные катаклизмы позволяют человеку почувствовать своё реальное положение перед лицом стихии, которая служит лишь напоминанием о Властителе всех стихий, о Творце, без которого человек «не может творити ничесоже».

«Кого Бог любит, того наказывает», – эти слова Священного Писания вполне применимы и к нынешней ситуации. Но как эти слова понимать, как увидеть любовь в приключающихся скорбях и напастях? Любовь проявляется в том, что Господь даёт нам шанс пока не поздно задуматься о главном: о вечной душе, о цели её существования, о необходимости строить свою жизнь сообразно с Божьим замыслом о мире и человеке. Ведь после смерти поздно будет предпринимать попытки хоть что-то исправить. Вот и получается, что наказание – это очевидный дар, отеческое напоминание о необходимости переосмысления, преображения жизни.

Изнесение Честных древ для нас это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявления благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда пожары, засуха, жара – орудия казни Господней, – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Второе событие, вспоминаемое сегодня, совершилось в 1158 году. Тогда в один день, но в разных местах император византийский Мануил и русский князь Андрей Боголюбский со своими войсками силою не столько оружия, сколько горячей веры и упования на Бога, одержали победу над врагами своего Отечества: император Мануил над сарацинами, а князь Андрей над волжскими болгарами. Тогда, в ознаменование высшей, небесной помощи и спасения, от полковых хоругвей, крестов и икон Спасителя и Божьей Матери изошёл яркий свет, причём как среди ромейский войск, так и в русском стане. В память об этом событии греческим и русским священноначалием согласно было установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

Ну и третья история дня – это память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.


К этому дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот двухнедельный и строгий подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа. Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына и не только Сына, а предвечного Бога, безгрешным своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира. Конечно эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой владычицы в её земной жизни. И воспоминания этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя , Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном. Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Но почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом?

К этому времени поспевает мёд нового сбора и это конечно дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

Или Маковей. Узнайте, что нужно положить в корзину, чтобы освятить в церкви.

На первый, или Медовый, Спас принято ходить в храм и нести фрукты и другие дары природы – для освящения. Так мы благодарим Бога за собранный урожай. Август – месяц, когда пчеловоды уже собирают мед на пасеках, поэтому и праздник получил название «Медовый Спас».

Всего в августе празднуется три Спаса: Медовый, Яблочный и Ореховый. Это народные названия церковных праздников в честь Иисуса Христа – Спасителя, отчего и пошло название «Спас».

14 августа церковь отмечает праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста. Согласно легенде, когда в Константинополь пришла страшная эпидемия, то горожане спаслись, освятив все колодцы и источники в городе частью креста, на котором был распят Христос. В память об этом событии в храмах проводится малое водосвятие.

В каждой украинской семье была специальная корзинка, в которой носили продукты для освящения в храм по большим церковным праздникам. В зависимости от праздника – Рождество, Пасха, Спас – корзинка наполняется разным набором продуктов. Ее используют только для этой цели, а потому выбирают нарядную вместительную корзину из лозы, застилают ее красивым вышитым рушником.

В православных храмах 14 августа проводятся торжественные службы. Во время обряда малого водосвячения освящают корзинки прихожан.

Что нести в церковь на Маковея?

Каждый из продуктов, который кладут в корзину и несут в церковь для освящения на Медовый Спас, имеет символическое значение. Поэтому важно понимать, какой смысл заложен в этой старинной традиции.

Главный продукт, который кладут на Спас в церковную корзину, это мед – в сотах или в баночках. Мед служит символом урожая и семейного достатка.

Также в церковь несут для освящения хлеб – это символ семейного благополучия. Кладут в корзинку разнообразную выпечку с медом и с маком.

Не стоит класть в корзину деньги и прочие материальные ценности, это совсем не соответствует духу праздника. Помните, что в первую очередь Спас – это праздник души.

Не забудьте положить в корзину оберег-маковейчик. Это букет из полевых цветов и трав, туда добавляют калину, подсолнух, календулу, душицу, мяту, полынь, любые колоски и маковые головки.

14 августа 2018 года православные верующие отмечают первый из трех Спасов – Медовый Спас или Маковей. Второй Спас нужно отмечать 19 августа – Яблочный Спас, и третий 29 августа — Ореховый Спас.

Первый Спас имеет еще несколько названий, пришедших из давних времен: Спас Всемилостевейший, Маковый Спас, Спас на Воде или Мокрый Спас, Пчелиный праздник, Каллиник. Однако основное название, которое известно всем - это Медовый Спас или Маковея.

Медовым его назвали потому что именно 14 августа можно было есть мед и нужно было собрать весь мед до последней капли. По поверьям, на следующий день соседские пчелы могли «украсть» мед.

Маковея же назвали в память о нескольких мучениках Маккавеев. Этот праздник ассоциировался с маками, созвучными с их именами.

В старину, чтобы посвятить мед, нужно было сделать целый обряд. Ранним утром пасечники осеняли себя крестным знаком и шли выбирать улей, мед из которого нужно было нести в церковь. Выбор улья выпадал на самый богатый по запасу медом. Пробовать его до освящения ни в коем случае нельзя было. Большие куски сот с медом несли в церковь на богослужение. Священник, который проводил освящение, забирал в церковь часть свежайшего лакомства.

Некоторая часть раздавалась нищим. Известна поговорка, дошедшая до наших времен: «На Первый Спас и нищий медку попробует». Затем свою долю получали ребятишки, которые поджидали пчеловодов на пасеках. В благодарность за угощение они пели обрядовую песню:

Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, Господи, хозяину многия лета!

Вот только после этого хозяева могли приступить к празднованию.

Обычаи и традиции

По обыкновению, в этот день святили и мак. Так же в церковь несли букеты цветов – Маковейчики. Этот оберег, созданный лично руками хозяйки дома, стоял целый год возле икон. Обязательно на следующий год, перед занесением следующего Маковейчика, засохший букет сжигали. Когда-то строго придерживались составления букета. Количество трав и цветов должно было равняться семнадцати, а сам букет перевязан только красной лентой. Каждый цветок или трава символизировали какую-то защиту либо то, что хозяйка «звала» в дом:

Калина – продлевала красоту женщин;

Рута и ноготки – защищали от болезней;

Колоски овса и рожи – вели к большому урожаю и достатку еды в семье;

Мята и мелисса – к успокоению;

Полынь – защищала от ссор и нечистой силы;

Маки – обязательный компонент общей защиты дома.

В этот день считалось, что вода набирает волшебные свойства. Отсюда и еще одно название: Мокрый Спас или Спас на воде. Священники освящали колодцы. Также чистились старые. Люди купались сами и купали своих животных, прямо загоняя их стадами в водоемы.

Молодые люди устанавливали высокие кресты, украшали их маками и свечами и гуляли возле них целую ночь. Так они прощались с летом.

Как соблюдать праздник

14 августа верующие несут в церковь освящать мед, мак и Маковейчики. В этот день первой пищей обязательно является сочетание меда и мака. В Первый Спас начинается Успенский пост. Блюда праздника не должны быть жирными. Блины, пирожки, каши, грибы, овощи да картошка — основа правильного питания в празднование.

На Маковея обязательно посыпали дом маком, который оберегает дом от силы нечистой и всяких несчастий. Также с этой целью засыпали мак в обувь. Собирали цветы в Маковейчики и хранили букет целый год.

Купаться после Медового Спаса нельзя уже. Считалось, что вода после праздника слишком становилась прохладной и можно было простудиться. А вот во время праздника нужно обязательно искупаться.

Этот день в большей части проводили в тишине. Так как мед нужно было собрать весь, то делалось это молча, чтобы не прогневить пчел. Также делали запасы воска для свечей.

В этот праздник нельзя убирать, стирать и шить.

Стараться не ссориться, иначе легкое недоразумение может перейти в длинный конфликт.

Конечно же, нельзя злиться и желать зло в этот светлый день – все вернется во сто крат.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.