Панорама Кафедральный собор Палермо. Виртуальный тур Кафедральный собор Палермо. Достопримечательности, карта, фото, видео. События в новое время. Адрес, часы работы, как добраться

Кафедральный собор Палермо (итал. Cattedrale di Palermo) является одной из основных достопримечательностей столицы Сицилии, - из тех, которые принято называть "визитными карточками" города. Прилагательное кафедральный указывает на главенствующий статус этого храма в ряду других многочисленных приходов старинной, выросшей еще при нормандских королях архиепархии Палермо. Официальная дата основания - 1179 г., хотя до того на месте нынешнего собора Успения Девы Марии стоял собор построенный еще на заре Византийской империи и который позже - при арабах-мусульманах - функционировал как мечеть. Заказчиком нового храма был выходец из туманного Альбиона, могущественный архиепископ Уолтер Милль. От той постройки, выдержанной в узнаваемом арабо-нормандском стиле до нас дошло не так уж и мало, хотя в целом собор производит впечатление грандиозного конструктора, в который каждая эпоха добавляла что-то свое.

ФОТО 1. Своеобразную точку, с которой завершился многовековой процесс строительства и перестроек, поставил в 1801 г. архитектор Фердинандо Фуга. Я говорю о классическом куполе, который лишь по цвету своего "барабана" совпадает с арабо-нормандским фасадом южной части храма, но во всем остальном выглядит "пришельцем". Зато с изначальной постройкой времен Уолтера Милля вполне согласуются по стилю готические башни-колокольни, возведенные в начале XIV столетия.

ФОТО 2. Старинные часы под башней-колокольней. "Operibus credite" - "Верьте делам" (Иоан., 10, 38).

ФОТО 3. Великолепно смотрится на фоне главного купола собора статуя святой Розалии - главной святой-покровительницы Палермо. Этот "барочный" по духу памятник, созданный скульптором Винченцо Виталиано, был установлен еще в 1744 г. Мощи святой Розалии покоятся внутри храма.

ФОТО 4. Иосиф с младенцем Иисусом на руках. Скульптура стоит на пьедестале у западного фасада собора.

ФОТО 5. Это - т.н. южный портик, в настоящее время служащий главным входом в собор. Строился в 1426-1430 гг. архитектором Антонио Гамбара. Можно сказать, что в общий "конструктор" кафедрального собора Палермо был добавлен элемент каталонской готики. Портик интересен неожиданным наличием в его композиции некоторых элементов из прото-собора: мозаичной иконы Богородицы на троне и колонны с стихом из Корана. Каким-то чудом и то, и другое сохранились в соборе, построенном при Уолтере Милле, а спустя два с лишним столетия они "всплыли" в этом самом южном портике.

ФОТО 6. Внутри храма - царство барокко и нет в нем уже давно никаких следов арабо-норманского архитектурного стиля.

ФОТО 7. Капелла святой Розалии. По преданию, в 1624 г. Палермо охватила эпидемия чумы, и только вмешательство святой Розалии, которая жила еще во времена нормандских королей, но которую до того времени никто толком не почитал, спасло ситуацию: было обнаружено ее захоронение на Монте-Пеллегрино, откуда ее мощи были немедленно доставлены сюда, в кафедральный собор Палермо, - и чума отступила...

ФОТО 8. Santa Lucia. Раннехристианская мученица Лючия Сиракузская - еще одна (наряду со св. Розалией из Палермо и св. Агатой из Катании) дева-покровительница Сицилии.

ФОТО 9. Грехопадение. Одна из многочисленных скульптур кафедрального собора Палермо.

ФОТО 10. Барельеф на тему Крещения.

ФОТО 11. Пол храма тоже заслуживает особого внимания. Его пространство пересекает линия с изображенными на ней знаками зодиака. Автором концепции был выдающийся итальянский астроном, профессор математики Палермского университета Джузеппе Пиацци (1746-1826).

ФОТО 12. Дева, Телец...

Кафедральный собор Палермо известен как место погребения первых королей Сицилии. В частности, здесь есть гробницы первого короля Сицилии Рожера II (1095-1154); Генриха VI Штауфена (1165-1197) - одновременно императора Священной Римской империи; Фридриха II Штауфена (1194-1250) - сына Генриха VI и внука Рожера II, который тоже совмещал королевский трон Сицилии с императорским Священной Римской империи; Педро II (1304-1342) - короля Сицилии из Арагонской династии. Все они когда-то короновались на трон в стенах этого храма.

ФОТО 13. Порфировая гробница Фридриха II Штауфена заслуживает особого внимания.

ФОТО 14. Искусная проработка деталей, образная символика которых находится в русле нормандской художественной традиции, восходящей к прикладному искусству викингов.

ФОТО 15. Вид гробницы спереди.

ФОТО 16. Царственный лев с ложным кольцом для транспортировки саркофага.

ФОТО 17. Вид гробницы сзади.

ФОТО 18. Более скромная, но также выполненная из благородного порфира гробница принадлежит Рожеру II. Нужно сказать, что основатель Сицилийского королевства завещал похоронить себя не здесь, а в кафедральном соборе Чефалу; однако его наследник - Вильгельм I Злой (1126-1166) - распорядился по-другому. Кстати сказать, нынешняя гробница Фридриха II изначально была изготовлена именно для Рожера II, но после перемены решения о захоронении со стороны его сына, она простояла в Чефалу вплоть до того момента, пока ее не присвоил себе Фридрих II Штауфен.

ФОТО 19. Украшением этой гробницы служит основание саркофага. Здесь мы видим искусную резьбу по белому мрамору, выполненную опять-таки в нормандских традициях.

ФОТО 20. При выходе из собора полюбуемся постройками в западной части храма. Две башни кажутся относящимися к одной эпохе, однако это не так. Справа - готическая башня-колокольня, сооруженная в начале XIV в. Слева - большая неоготическая колокольня эпохи романтизма (начало XIX в.).

P.S.
ФОТО 1-3 и 5-19 сделаны 04.10.2017, ФОТО 4 и ФОТО 20 сделаны 06.10.2017.

Кафедральный Собор в Палермо, или Собор Успения Девы Марии – это уникальный архитектурный памятник и главная достопримечательность города. Здесь покоятся мощи покровительницы города Палермо святой Розалины. Кафедральный Собор создавался трудами мастеров нескольких стран в разные времена и поэтому славится необыкновенной красотой и смешением стилей. Архитектура и убранство Кафедрального собора отражают всю историю Сицилии.

По преданию Святая Розалина родилась в знатной семье в 1133 году, но вскоре потеряла отца, лишилась имущества и всех привилегий. Тогда она решила оставить мирскую жизнь и посвятить себя богу. В сентябре 1166 года Розалина умерла. Ее мощи были найдены в горах в 1625 году и когда вскоре началась эпидемия чумы, ее мощи пронесли по улицам Палермо. Эпидемия остановилась, а Розалину, спасшую город от чумы стали считать его покровительницей.

Режим работы Кафедрального собора Палермо в 2019 г.

  • Собор открыт ежедневно:
    • С понедельника по субботу с 7:00 до 19:00
    • Воскресенье и праздничные дни с 08:00 до 13:00 и с 16:00 до 19:00
    • Во время богослужений часть храма может быть закрыта для посетителей
  • Смотровая площадка на крыше
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:30
      • По воскресеньям с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • Ежедневно с 9:00 до 17:00. По пятницам и субботам открыта смотровая площадка с ночными видами Палермо с 20:30 до 24:00. Точный график работы стоит уточнить на официальном сайте
  • Сокровищница, королевская гробница и крипта
    • В зимний период
      • С понедельника по субботу с 9:00 до 14:00, последний вход в 13:10
      • По воскресеньям открыта только смотровая площадка и королевская гробница с 9:00 до 13:00, последний вход в 12:30
    • В летний период
      • С понедельника по субботу с 09:30 до 17:30
      • По воскресеньям с 10:00 до 17:30 открыта только зона гробниц и смотровая площадка
  • Храм можно посетить только в одежде, закрывающей плечи и колени

Стоимость билетов в Кафедральном соборе Палермо в 2019 г.

Вход в храм бесплатный за исключением нескольких объектов:

  • Билет на посещение всех объектов собора (смотровой площадки, сокровищницы, королевской гробницы и крипты)
    • полный билет 8 евро
  • Билет на посещение сокровищницы, королевской гробницы и крипты
    • взрослый 4 евро
    • пенсионеры (старше 65 лет) 3 евро
    • детский (11-17 лет) 1,5 евро
    • детский (6-10 лет) 0,5 евро
  • Билет на смотровую площадку
    • полный билет 5 евро
    • детский (11-17 лет) 3 евро

Из истории

Первый собор на этом месте был построен в IV веке, но был разрушен вандалами. Новый Византийский храм, возведенный в начале VII века, был освящен в честь Святой Девы Марии, и просуществовал до IX века, когда мусульмане захватили Палермо и превратили сооружение в большую мечеть Gami.

С южной стороны строения можно увидеть своеобразный памятник истории двух разных эпох - Византийскую колонну с сохранившимися словами из Корана.

В январе 1072 года, когда Сицилию завоевали норманны во главе с Робертом Гискаром и его братом Рожером, храм был освящен в честь Богородицы и вновь стал христианским. В начале XII века собор становится главным на Сицилии, здесь проходила коронация всех ее правителей, а также он стал местом погребения королевских особ.

Новый Кафедральный собор, построенный в 1179 – 1186 годах при архиепископе Гуальтеро, представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. В середине XIII века по углам строения были надстроены башни, а с юго-западной стороны появилась ризница. О внешнем виде базилики той эпохи можно судить, глядя на строение с восточной стороны храма.

Во времена правления испанских королей собор утратил статус кафедрального и коронация была возобновлена только в XVIII веке.

Последние постройки были выполнены в конце XVIII века – начале XIX века, когда были устроены дополнительные 14 капелл по бокам храма и возведен классический купол над мощами Розалины.

Описание

Уникальность храма обусловлена тем, что в его архитектуре можно увидеть смешение трех стилей - готики, арабского и классического:

  • В готическом стиле оформлены южный портик, главный западный вход, построенный в 1352 году, а также деревянные хоры и трон епископа, украшенный мозаикой
  • Ложные арки восточной стороны украшены узорами с арабскими мотивами, зубцами и инкрустацией из вулканических камней - лавы и туфа
  • С северной стороны можно увидеть смешение средневековой и классической архитектуры – это северный портик, созданный в 1532 году и малые купола, выполненные в классическом стиле через два столетия.
  • Кафедральный собор окружен мраморной балюстрадой со статуями святых, созданной в 1575 году скульптором Доменико Ганджини. Через столетие на площади был установлен фонтан, а в 1744 году его увенчали статуей Розалины, спасающей от чумы, выполненной скульптором Винченцо Витталиано.

Саркофаги в Кафедральном соборе Палермо

В храме проходила не только коронация, здесь погребены короли и королевы, а также императоры, правители Сицилии. Их саркофаги представляют собой настоящие произведения искусства, они украшены инкрустацией, резьбой и мозаикой, жемчугом и позолотой. Из-за ценности и уникальности каждая из гробниц охраняется законом.

Интересна не только архитектура комплекса, но и само назначение храма. Кроме коронаций, захоронений и религиозных обрядов, здесь проводились и исследования: так, в XVII веке здесь установили гелиометр со знаками зодиака. В полдень луч солнца указывал на тот знак, в котором находится светило. Позже в храме размещалась научная обсерватория.

Кафедральный собор в Палермо - официальный сайт

Во время визита в Палермо обязательно посетите Кафедральный собор - одну из самых ярких достопримечательностей Сицилии.

Кафедральный собор Палермо, носящий имя Успения Пресвятой Богородицы, - это главная церковь столицы Сицилии, в которой хранятся мощи святой Розалии – покровительницы города. Кроме того, это центр культа данной святой, с 17 века существующий на Сицилии. Поскольку за свою долгую историю собор неоднократно перестраивался, сегодня в нем можно заметить черты арабо-норманнского и готического стилей, а также классицизма. Внутри находятся гробницы сицилийских королей и германских императоров, благодаря которым Сицилийское королевство когда-то процветало в Средиземноморье.

Еще в 4 веке на месте современного собора стояла церковь, посвященная мученику Мамилиану. Затем, в начале 7 века, здесь был построен собор в честь Пресвятой Богородицы, который двумя веками позднее арабы, захватившие Палермо, превратили в мечеть.

В 1072 году норманны во главе с Робертом Гвискаром свергли арабское правление на Сицилии, и мечеть вновь стала христианской церковью – первая литургия была проведена по греческому обряду. Уже в начале 12 века собор стал главной церковью норманнской Сицилии – именно здесь был коронован Роджер II, первый правитель Сицилийского королевства. Погребен он тоже внутри собора. От первоначального здания церкви до наших дней дошли только крипта и одна их колонн южного портика с цитатой из Корана – они датируются 7-12 веками.

В 1179-1186 годах на месте старого собора был построен новый, более величественный, который должен был соперничать по красоте с собором Монреале. В 1250 году к нему были пристроены изящные угловые башни, а десять лет спустя – ризница. Восточная часть собора сохранила свой арабо-норманнский облик – узкие стрельчатые окна, ложные арки, многочисленные инкрустации, растительные орнаменты. В те годы в базилике были погребены императоры Генрих VI и Фридрих II с супругами – их саркофаги можно увидеть в одной из боковых часовен.

Строительство собора активно продолжалось в 14-16 веках: был сооружен западный портал в готическом стиле и южный портик с тремя стрельчатыми арками, а над южным порталом появилась икона Богородицы работы Антонио Гамбара. В 15 веке рядом с церковью был разбит сад, а внутри собора были помещены статуя Богородицы с Младенцем и мощи святой Розалии. Северный портик пристроили в первой половине 16 века по проекту знаменитых архитекторов Винченцо и Фабио Гаджини. Винченцо Гаджини также был автором мраморной балюстрады со статуями святых, установленной на площади перед собором. Наконец, в 1685 году на Соборной площади возвели фонтан, который позднее увенчали статуей святой Розалии.

Серьезные реконструкционные работы под руководством Фердинандо Фуга проводились в соборе в конце 18 – начале 19 веков, в результате чего он значительно изменил свой внешний вид. Появился классический купол, 14 новых капелл, новые северный и южный фасады, придавшие собору классический вид. Резной деревянный потолок заменили на низкие своды, что также придало церкви более сдержанный вид.


Визитной карточкой Палермо являются его церкви, которых здесь почти три сотни

Кафедральный Собор Успения Богоматери (Cattedrale di Santa Maria L"Assunta)

Кафедральный собор архиепархии Палермо (Сицилия) является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии, и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века.


В начале XI века в Южной Италии стали оседать нормандцы. Взяв власть в свои руки, сразу же позаботились о том, чтобы заменить мусульманскую мечеть христианской церковью. В 1184 году архиепископ Палермо Гвалтьеро Оффамилио приказал снести здание и построить на его месте новый величественный собор, который стал бы символом религиозной власти в городе. Уже через год собор был освящен, а в последующие столетия неоднократно изменял свой облик.

В результате неоднократных перестроек и реконструкций собора, растянувшихся на семь веков, характерные особенности разных эпох и архитектурных стилей накладываются друг на друга. Тем не менее, во внешнем виде собора выделяются ярко выраженные арабо-норманнские (особенно в восточной части), готические (западный фасад и южный портик), неоклассические черты (купол).


Восточная часть Собора


Вид на купол собора и статую святой Розалии


Статуя святой Розалии, поражающей чуму, работа Винченцо Витталиано


В 1250 году четыре угла собора были увенчаны изящными башнями, с двойными окнами и колоннами (слева - южная башня, справа - восточная)


Вид на колокольню и западную башню


Южный фасад собора


Один из куполов боковых капелл


Южный портик с тремя стрельчатыми арками, выдержанный в стиле каталанской готики (по проекту Антонио Гамбара)


Мозаичная икона Богородицы на Троне над входом южного портика (также работа Антонио Гамбара)

В соборе - три нефа. По стенам установлены гигантские мраморные статуи, изображающие святых, полотна художников, часть из них - дары и жертвоприношения прихожан. В течение XII - XIII веков в соборе Палермо короновались все короли Сицилии. В первой и второй капелле правого нефа находятся гробницы сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета. Заслуживает внимания сокровищница, содержащая драгоценности и вышивки, найденные в королевских и императорских гробницах, церковное облачение и различные кубки.


Главный неф собора


Купол над капеллой Святой Розалии


Часть свода над капеллой Святой Розалии


Капелла Святой Розалии, где в серебряной урне 1631 года хранится прах покровительницы Палермо.


"Вознесение Богородицы" (слева); справа - "Распятие"


Капелла Реликвий


Madonna Libera Inferni

Кафедральный собор столицы Сицилии, как и другие значимые памятники архитектуры острова, является совместным творением восточных и западных мастеров. Собор с разнообразными стилевыми элементами, характерными для разных столетий (арабо-норманнский, готика, классицизм), выглядит причудливо, но при этом очень органично и монументально. Здесь происходила коронация королей Сицилии, здесь же покоятся их останки в саркофагах из мрамора и порфира с резьбой и инкрустацией из жемчуга, драгоценных камней, золота.

В соборе можно увидеть саркофаги Роджера II, Констанции Норманнской, Генриха VI, Фридриха II, Констанции Арагонской, Педро II. Большой интерес для туристов представляет сокровищница с церковной утварью, ценными церковными и королевскими экспонатами. Собор украшен многочисленными росписями, мозаикой, фресками, великолепными скульптурами. Особая ценность главного столичного собора для прихожан – это мощи святой Розалии, перенесенные в храм в 1624 г. Святая Розалия, жившая в 12 столетии, известна как покровительница Палермо. Ее скульптурный силуэт венчает фонтан на соборной площади. Палермцы верят, что мощи святой спасли город от надвигающейся эпидемии чумы.

История собора уходит корнями далеко в прошлое. Еще в 4 веке жители Палермо построили раннехристианскую базилику. Место для церкви было выбрано не случайно именно там, где проводились первые службы епископом Мамилианом. На том месте, где сам епископ и множество христиан приняли мученическую смерть. Строительство церкви стало возможным после прекращения гонений на христиан согласно положениям Миланского эдикта в 313 году. Благодаря этому документу императора Константина все религии уравнивались, и предоставлялась свобода вероисповедания. Как это часто бывает, первоначальное здание было разрушено. Над церковью надругались вандалы.

Позднее, в 6 веке, уже при византийцах была построена новая церковь в честь Девы Марии. На сегодняшний день сохранилась только часть так называемой «нижней» церкви – крипта, по форме базилики. В 831 году сарацины, захватившие Палермо, переделали храм в мечеть. Но наибольшую известность и главенствующую роль храм получил при норманнах, которые в первый же день празднования своей победы (6 января 1072) освятили арабскую мечеть, вернув ей статус христианского собора.

На протяжении следующего столетия были проведены все работы по перестройке собора, фактически возводимого заново. От мечети осталась лишь колонна южного портика. На колонне можно увидеть цитаты из Корана. По завершении работ храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы (1185). Примечательно, что восточная часть собора и сегодня сохранила свой арабо-норманнский облик. Узнаваемые элементы которого – ложные арки, стрельчатые, узкие окна, инкрустации из лавового камня, растительные орнаменты.

Но и на этом не закончились архитектурные изменения. Храм достраивали и дополняли новыми помещениями и элементами на протяжении всех последующих эпох:

· ризницы (13 в);

· западный портал, дополненный башнями, все в готическом стиле (14-15 вв.);

· колоннада южного входа;

· деревянные хоры и купол (15 в);

· мраморное ретабло – заалтарный образ, достигающий потолка со скульптурами (16 в);

· колоннада северного входа и новая ризница (16 в).

Испанские мастера также установили часы на одной из башен, окружили соборную площадь мраморной балюстрадой и украсили фонтаном и статуями святых.

Значительные изменения внешности собора произошли в 18-19 вв. – реконструкция флорентийского архитектора Фердинандо Фуга. Внутренние помещения были переделаны в неоклассическом стиле, боковые нефы расширили и построили 14 капелл, куда перенесли королевские захоронения. Капеллы значительно изменили размеры собора, здание перестало напоминать классический вид базилики. Над капеллами возвели маленькие купола и один большой над центральным нефом, что значительно изменило характерный норманнский стиль.

Переделки коснулись и двух входов в храм, северный вход убрали, а южный перенесли, что придало собору классический, более сдержанный вид. Деревянный резной потолок заменили каменным низким сводом. Нельзя посмотреть сегодня и мраморное ретаболо Гаджини, его полностью разобрали, остались только статуи, которые разместили перед пилонами. Последний штрих в архитектурно-стилевое решение храма внес Эммануэле Палаццотто. Его проект – главная колокольня собора. Некоторые исследователи назвали такую реконструкцию «разрушительной». В середине 20 века колокольную башню украсила скульптура Мадонны, пол храма облицевали мрамором.

Посмотреть все великолепие собора можно с 8:30 до 18:00 в будние дни, с 11:00 до 18:00 в выходные. В 7:30 и 18:00 в соборе проходит месса, в это время доступ туристам в храм запрещен. Вход в крипты, сокровищницу, гробницу платный – 3 евро.

Собор расположен в 20 минут пешей прогулки от вокзала на Corso Vittorio Emanuele. Необходимо следовать по улице Via Maqueda, далее по Via Vittorio. От Палатинской капеллы можно пройти по ул. Via del Bastione, свернуть налево на Via Bonanno, далее направо по улице Via Vittorio Emanuele.