Оранский монастырь телефон. Богородицкий мужской монастырь в оранках. Откуда что пошло, и как начиналось

Оранский Богородицкий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

17 век. 1629 год. Петр Андреевич Глядков, дворянин по происхождению, страдавший тяжким недугом, поехал к Владимирской иконе Богоматери в Московский Успенский собор... И исцелился. Позднее он заказал копию с чудотворящей иконы, исполненную отцом Кондратом, протоиереем Московского Успенского собора. Через некоторое время после выздоровления Петр Андреевич услыхал во сне голос, повелевший выстроить на холме храм во имя Владимирской иконы Богоматери. После троекратного видения дворянин немедля приступил к возведению церкви. И через три месяца та уже стояла на Словенской горе. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, отказавшись от мирской жизни, взял имя Павел и стал жить в созданной им Оранской пустыни. Это и было начало Оранского Богородицкого мужского монастыря.

Повидать на своем веку обители пришлось многое: чудесные исцеления от Оранской иконы, эпидемию моровой язвы в 1771 г., большое строительство в 19 веке (собор Владимирской иконы Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, корпуса из камня, часовня у святого источника и другое), революцию 1917 г., разрушения и расхищения.

С 1920 г., когда монастырь закрыли, в нем размещались и народный театр, и дом престарелых, и лагерь для арестованных чехов и поляков, и лагерь для пленных немцев, и лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), и колония для несовершеннолетних. Пока в 1993 г. не началось возрождение его облика и воскрешение монашества.

Оранский Богородицкий монастырь, Нижегородская область

Уже на подъезде к Оранскому Богородицкому монастырю, расположенному на живописном холме, открываются чудные виды окрестностей: окруженная лесами возвышенность, а на фоне простых домишек деревни видны ярко горящие купола. У входа расположены познавательные стенды о его истории. За синими вратами обители, обнесенной забором из кирпича, находятся недавно реставрированные функционирующие храмы, в которых проходят службы: собор Владимирской иконы Божьей Матери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы и Петропавловская церковь. Ежедневно сюда приходит множество прихожан и паломников поклониться главной святыне, хранящейся в обители, - иконе Божьей Матери Оранской Владимирской.

Икону в храме хранят как зеницу ока, под стеклом, руководствуясь датчиками температуры.

Известны случаи исцеления от иконы, особенно болезней спины и ног. Паломники и прихожане могут окунуться в святом источнике на территории монастыря, умыться и попить святой воды.

В этой тихой уютной сельской обители для паломников построено большое административное здание. Монахи ведут свое хозяйство, на небольшом огороде выращивают овощи и разводят цветы. Здесь продают натуральную продукцию (молоко, сливки, творог и другое).

Монастырские места - это же таежный край, полный разнообразных даров леса. А если проехать по центральной дороге на 2-4 км подальше за село, слева находится святой родник с кристальной водой. Здесь скромно, но чистенько, устроена небольшая купаленка.

Оранский Богородицкий мужской монастырь - настоящее сокровище Нижегородщины, о котором мало кто еще знает. Если есть желание встретиться с гостеприимством русской души, чудесными людьми и получить незабываемые впечатления, то нужно обязательно ехать в Оранскую мужскую Богородицкую обитель, что в Нижегородской области.

Паломников и богомольцев с радостью ждут в Оранском Богородицком мужском монастыре Нижегородской епархии в воскресные дни. Вход свободный.

Как добраться

Адрес: Нижегородская область, Богородский район, село Оранки. Можно доехать на автобусе № 232 от ДК автозавода до Богородска или на автобусе № 206 до конечной остановки «Щербинки-2». В Богородске - пересадка на автобус № 115 «Богородск - Оранки», дальше идти пешком. А можно доехать до села Оранки (100 км от Нижнего Новгорода) на машине по Богородской трассе, затем 8 км по трассе на Павлово и налево 36 км по указателю на Оранки.


Село Оранки и Оранский монастырь
находятся в Богородском районе Нижегородской области, в 100 км от Нижнего Новгорода.

Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода

В Оранки на автобусе

Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска - на автобусе с автовокзала "Щербинки" . В Богородске на автостанции пересесть на автобус №115 Богородск - Оранки (время отправления 8.30; 12.00; 16.20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание.

От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь.

В Оранки на автомобиле

По Богородской трассе. Доехать до поста ДПС перед поворотом на Богородск. От поста ехать по главной дороге (по трассе на Павлово). Через 8 км будет перекресток, где нужно повернуть налево по указателю на Оранки, Ключищи (перед этим будет еще один поворот на Лакшу, туда поворачивать не нужно).
От трассы ехать по асфальтовой дороге, покрытие хорошее. Дорога очень живописная. Снова будет поворот налево с указателем на Оранки. Всего от трассы до села Оранки - 36 км.

Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка.

Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок - около 100 км.

Координаты монастыря: N 55° 53" 41"" ; E 43° 42" 53,8""


Схема проезда Нижний Новгород - Оранки

История Оранского Богородицкого мужского монастыря

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым.

В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Съездив и получив исцеление, он заказал снять с Владимирской иконы точный список.

Спустя несколько лет после чудесного исцеления, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Богоматери и незамедлительно приступил к строительству храма. Храм был воздвигнут на Словенской горе за 3 месяца. В 1642 г. Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. Обитель называлась тогда Оранской Пустынью.

Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворной иконе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 г. во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода через чудотворную Оранскую икону. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее существование.

В начале XIX в. в монастыре началось большое строительство - были сооружены большой собор Владимирской иконы Божьей Матери (1804-1819 гг.) , церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), каменные корпуса, каменная часовня над источником и другие постройки. В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущества монастыря реквизировано и разворовано.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. Каких только учреждений не видел монастырь с тех пор и до 90-х годов 20 века. В разные годы в нем размещались дом престарелых, народный театр, лагерь для интернированных поляков и чехов, лагерь для военнопленных немцев, колония для несовершеннолетних, лечебный трудовой профилакторий (ЛТП).

В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика, в стенах обители возрождается монашество.

История Оранского монастыря неразрывно связана с основной Нижегородской святыней - чудотворной иконой «Богоматери Владимирской Оранской». Икона эта представляет собой довольно близкий к оригиналу список со знаменитой московской чудотворной иконы «Богоматери Владимирской».

Начало этому некогда знаменитому во всем Поволжье монастырю волею Божьей, суждено было дать, простому мирянину. В царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете жил некий благочестивый человек дворянин Петр Андреевич Глядков, который состоял на государственной военной службе. Дослужившись до чина военного головы (иначе капитана), он удалился в свою вотчину: село Бочеево, в Березопольском стане Нижегородского наместничества. Был он человеком глубоко верующим, и, когда серьезно заболел, то решил прибегнуть к ходатайству Пресвятой Богородицы. Между других духовных доблестей Петр Андреевич имел особенное душевное расположение к иконе Богоматери Владимирской, находившейся в московском Успенском соборе и которая по преданию была написана самим Святым Апостолом евангелистом Лукой. К ней-то на поклонение в столицу и отправился болящий Петр Глядков. Молитвы его были услышаны, болезнь отступила, и силы вновь возвратилось к нему.

Исцелившись, боголюбивый дворянин решил заказать список с Владимирской иконы, давшей ему чудесное избавление от тягостной болезни. И тогда, Петр Глядков: «с верою молит в царствующем граде Москве великия соборные церкви честного славного Ее Успения протопопа Кондрата, да подаст помощь вере его и изыщет он ему изографа на прописание того Богородичного образа, подобно первописанному тому образу умерен во всем».

Для исполнения данной просьбы, протопоп Кондрат пригласил искусного московского живописца Григория Черного и вместе с ним изготовил образ Владимирской Богоматери. Данная копия хотя и имела большое сходство с подлинником, но, несколько отличалась написанием самого лика и в дополнение, внизу иконы были изображены Московские святители, как пожелал того сам заказчик. Святители располагались в следующем порядке (слева направо): митрополиты Московские Петр, Алексий, Иона; князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор; царевич Димитрий, блаженные Московские Василий и Максим, а так же Иоанн, Христа ради юродивый. Четверо из изображенных святых были тезоимениты заказчику Петру Глядкову и его сыновьям: Алексею, Михаилу и Ивану. Произошло это около 1629 года.

По возвращению к себе домой в нижегородскую вотчину - село Бочеево исцеленный Петр Глядков, в течение пяти лет с трепетом и любовью молился на образ Богоматери, который сразу же прославился среди местных жителей своею благодатью. Благоговейные молитвы, им воссылаемые, постепенно возвышали его дух и делали его достойным небесных видений.

В ночь на субботу пятой недели Великого поста в 1634 году услышал он во сне голос: «Иди семо!». Он пошел за этим голосом и вдруг увидел себя на какой-то горе, и здесь вновь услышал новый глас, повелевающий ему на этом месте построить храм в честь иконы Владимирской Богородицы, а прежде создания храма водрузить на горе крест. Трижды за ночь видел этот чудесный сон благочестивый дворянин. Проснувшись, Петр не решался дать оценку увиденному, но был в большом волнении, и с особым усердием стал молиться Богородице, чтобы та помогла ему исполнить повеление.

Через три недели, после Святой Пасхи Петр Глядков вышел из дома и пошел, куда глаза глядят, но на самом деле вела его сила небесная, пока не вышел он к полю, называемому «Орано-поле» (от старославянского «орати» - пахать). Далее он пошел непроходимым лесом, и предстала вдруг перед ним гора, именуемая «Славенова Гора». Взглянув на нее, то понял он: это и есть та самая гора, что во сне ему привиделась. Место это было дремучее, и потому еще более Глядков удивился, когда увидел на горе сверхъестественный свет. Взойдя на гору, Петр Андреевич ощутил разливающееся вокруг него благоухание. Понял благочестивый христианин - это то самое место, что видел он во сне, и что сама Матерь Божия благоволит обитать здесь особенным своим присутствием.

Вслед за этими событиями отправился Глядков немедля вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма, в честь Владимирской Богоматери. Явившись к Патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшем и попросил храмозданную грамоту. Святейший Патриарх возрадовался, что Господь, не перестает еще являть чудесные знамения, и дал свое архипастырское благословение на это богоугодное дело.

Вернувшись вновь на нижегородскую землю, первым делом Петр Андреевич, взял мраморный крест, который многие годы бережно хранился в роду Глядковых, и установил его на «Славенской горе», обозначив тем самым место для строительства храма.

Однако, проживающая в окрестностях будущего монастыря языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством - сбором дикого меда, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья, и пожелала разрушить православный храм. И тогда было явлено первое чудо. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг «Словенской горы», но места святого не смогли отыскать. Тем самым, сама Богородица оградила земли эти, для своей земной обители от неверных.

Между тем, старания Петра Глядкова увенчались успехом. Через три месяца в будущем монастыре, был построен первый деревянный храм, и вскоре освящен. Произошло это 21 сентября (по ст. стилю) 1635 года в день памяти Апостола Кондрата. Сюда же, в новую церковь была принесена чудотворная икона. Появились в обители и первые насельники. Древние акты сообщают о том, что было их восемь человек, а старшим из них значился постриженный из вдовцов иеромонах Феодорит. Сам же основатель нового монастыря - Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по прежнему всячески способствовал устройству Оранской пустыни. С этого времени от чудотворной иконы «Богоматери Владимирской» стали изливаться многочисленные чудеса, привлекавшие в обитель множество верующих для поклонения и возношения перед ней своих молитв.

Не оставлена была тогда новая обитель и без щедрот Российских государей. Непосредственно при самом устройстве монастыря, царем Михаилом Федоровичем, была пожалована ей пахотная и сенокосная земля с лесом, что так же в дальнейшем в 1665 году было подтверждено грамотой от государя Алексея Михайловича. При этом окрестная мордва, отказавшись от мысли совершенно изгнать из своих приделов ненавистных ей поселенцев, не переставала различными способами вредить обитателям монастыря. Неоднократно новой обители пришлось претерпеть разорение и пожары. Ряд случаев нападения мордовских крестьян на Оранский монастырь, зафиксирован в монастырской летописи, но всякий раз силы небесные не оставляли земную обитель без защиты.

Охраняемая чудесным образом от врагов Оранская обитель становилась все более известной благодаря чудесам, происходящим от Владимирской иконы Божией Матери. Уже в 1635 году, спустя пол года после создания монастыря, опять на пятой неделе Великого Поста, во время вечерней службы икона стала мироточить. Как свидетельствует летопись, в первый год от чудодейственной иконы получили исцеление более 130 человек, от самых разных и часто застарелых и неизлечимых недугов. С одинаковой легкостью выздоравливали слепой, двадцать или тридцать лет не видевший света белого, и больной горячкой, две-три недели страдавший в постели.

Слух об Оранской обители и чудесах, творимых у иконы Божьей Матери, быстро распространялся по окрестным селениям, и на поклонение святыне приходило немало народу. Дошла и до Москвы весть о чудодейственной иконе Оранской пустыни. Когда Патриарх Иосаф прослышал об этом, то немедленно послал грамоту архимандриту Нижегородского Печерского монастыря Рафаилу и протоиерею Архангельского собора Иосифу с повелением составить и сообщить ему самое обстоятельное описание всех чудес, являемых от иконы Оранской обители. Расследование было проведено самое тщательное. Расспросы велись в течение четырех месяцев. Затем подробный отчет отослали Святейшему Патриарху и доложили государю о происходящем. В общей сложности в тогда было зафиксировано более 500 чудес от Оранской святыни.

Как уже было сказано, много раз силы небесные спасали Оранскую обитель от набегов нечестивых. Невидимая рать отгоняла врагов от стен ее в тяжелые моменты. Но особая участь была уготована ее основателю. В течение восьми лет, с момента основания Петр Глядков в монастыре не жил, но неустанно заботился о его устройстве. Когда же Петр Андреевич отошел от мирских дел и забот и, желая быть погребенным в основанной им обители, то решил провести в посте и молитве остаток своих дней. В 1642 году он отписал монастырю большую часть своего имения, и принял иноческий постриг, с именем Павел. Не принимая священства, считая себя недостойным, в дальнейшем он управлял обителью в течение двадцати трех лет. Перед самой своей кончиной, инок Павел принял образ большой схимы.

Между тем, молва о многочисленных богомольцах, стекавшихся в Оранский монастырь на поклонение чудотворной иконе, приносимых ими пожертвованиях, вновь породила недобрые намерения то ли у мордвы, то ли у разного разбойного люда, что обитал в соседних лесах. Однажды ночью ворвались злодеи в монастырь и начали грабеж. Восьмидесятилетний старец Павел Глядков, поняв, что творится не ладное, решил взобраться на колокольню и позвать на помощь. Но его заметили, схватили и безжалостно поволокли за ноги по лестнице. Защитить его малочисленная и, в основном беспомощная по старости братия не смогла, и он принял мученическую кончину. Братия похоронили схимонаха Павла на территории монастыря, (однако достоверно место его погребения не установлено).

После смерти основателя, по милости Божьей, Оранская обитель продолжала расти и укрепляться. Монастырских крестьян переселили поближе к стенам святой обители, и так было основано мирское поселение крестьян, которое в ряде документов было названо как деревня Поляна, а в дальнейшем стало именоваться, как и монастырь - Оранки. Теперь мордва и разбойники не решались нападать.

Множество богомольцев приходили поклониться чудотворной иконе, и в знак благодарности за благодать и исцеления делались ими немалые приношения. Наследники основателя, род дворян Глядковых так же считали своей обязанностью продолжать святое дело, начатое их предком. Представители этой династии постоянно поддерживали монастырь щедрыми дарами и вкладами, в виде богослужебных книг и утвари. Среди благодетелей монастырская летопись и синодики сохранили еще ряд известных имен: грузинской царевны Дарьи Арчиловны Имеретинской, князей Одоевских, Черкасских, Щербатых, Бабичевых, Горчаковых, бояр Бутурлиных, именитых купцов Строгановых и многих других.

К концу XVII столетья первые монастырские деревянные постройки постепенно пришли в негодность, а численность братии возросла. В начале 1720-х годов, при архимандритах Афанасии и Иоакиме началась капитальная перестройка Оранского пустыни. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, был воздвигнут каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Появилась каменная же колокольня, а вокруг монастыря, для безопасности была возведена кирпичная стена.

В 1764 году вследствие указа императрицы Екатерины Второй, наряду с другими иноческими общежитиями, Оранский монастырь потерял право владения всеми своими имениями, крепостными крестьянами, и был лишен всех земель. Вследствие секуляризации обитель осталась без всяких собственных средств к существованию, не попала она и в число штатных монастырей Нижегородской епархии, которым выделялись средства из казны. Уповая на милость Божию и щедрость благотворителей, Оранские насельники должны были сами искать себе пропитание.

Встреча иконы Оранской Божией Матери в Нижнем Новгороде

Еще в XVIII веке с началом этих крестных ходов благосостояние Оранской пустыни стало значительно возрастать, увеличивалось и количество желающих поселиться в этой обители иноков, и как следствие возникла необходимость осуществить фактическую перестройку всего монастырского комплекса. Начало этому делу положил строитель Иеромонах Пахомий, который управлял Оранским монастырем в период с 1798-1804 гг. Для этого с благословения Св. Синода в Санкт-Петербурге был составлен новый план застройки Оранского монастыря. В качестве автора-составителя проектных чертежей на строительство храмов, в Главной описи монастырского имущества за 1856 год, был назван «Нижегородской Всесвятской церкви иерей Михайло Семенов».

В соответствии с этим планом, в 1804 году началось строительство нового величественного каменного соборного храма. Возведение этого здания длилось в течение 15 лет. Освящение его состоялось лишь в 1819 году. Благоустройство же всей обители продолжалось еще не один десяток лет. Уже при строителе архимандрите Исаии (1830-1835 гг.) по проекту, утвержденному 2 августа 1833 года Преосвященным епископом Амвросием (Моревым), была построена новая трехпрестольная зимняя церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Подклет (подвал) этого храма использовался в качестве родовой усыпальницы для ряда именитых благотворителей, на чьи средства строился монастырь. В фамильных склепах в первой пол. XIX столетия здесь были погребены: Запольские, Карповы, Бравины, Шнитниковы и ряд других династий.

Епископ Амвросий (Морев)

Кроме этого в период управления архимандрита Германа (1837-1855 гг.) в монастыре были выстроены другие постройки: двухэтажные братские корпуса, напротив собора перед святыми вратами двухярусная колокольня, (самый большой из 13 колоколов на которой весил более 400 пудов), часовня над святым источником, здание трапезной с домовой Петропавловской церковью. Вокруг обители возвели каменную ограду с четырьмя башнями, и тремя проездными воротами, разбили фруктовый сад и благоустроили иноческий некрополь. Все это стало возможным благодаря доходам, получаемым Оранским монастырем от крестохождений с чудотворной иконой.

В 1861 году при игумене Лаврентии в обители быть составлен богослужебный Устав «описав в нем подробно все то, что до сего времени в Оранской обители совершалось по преданию». Эти правила и традиции неукоснительно соблюдались все последующие годы.

Все эти преобразования и изменения позволили Оранской обители в 1866 году из заштатного монастыря быть возведенной в степень первоклассного монастыря. И с этого момента по благословению Св. Синода настоятелем монастыря стал священноархимандрит - епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин), а управление обителью было возложено на наместника, в сане архимандрита или игумена.

Епископ Нижегородский и Арзамасский Нектарий (Надеждин)

В 1875 году епископ Иоаким (Руднев) с «целью призрения и обучения ремеслам сирот и таких детей епархиального духовенства, которые оказались малоспособными к поступлению в духовно-учебные заведения» основал в монастыре учебно-ремесленную школу. Первоначально в этой школе в течение трех лет обучали сапожному, портняжному и столярному мастерству, а так же начальным навыкам арифметики, черчения и чтению. Спустя годы, уже по благословению Преосвященного Модеста (Стрельбицкого), начиная с 1888 года, учебная программа была расширена (в рамках курса двухклассной церковно-приходской школы) и обучение длилось уже шесть лет. Помимо вышеназванных ремесел стали учить еще и переплетному делу. По окончании обучения выпускники имели право служить в качестве псаломщиков на приходах. В течение одного года в Оранской школе обучалось более 40 учеников, в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия проводили как насельники монастыря, так и наемные преподаватели.

Как всякий крупный монастырь Оранская обитель имела весьма обширную библиотеку, богатую ризницу и значительное хозяйство. Каталог иноческой библиотеки насчитывал более 2000 книг и различных изданий, среди которых были как рукописные, так и древние печатные книги.

Архив Оранского монастыря. ГУ ЦАНО

В начале ХХ столетия, Оранский монастырь находился в цветущем состоянии. Наряду с вышеназванными постройками в нем размещалось так же шесть каменных братских корпусов, здание гостиницы для приема богомольцев, многочисленные хозяйственные постройки: каменная водокачка, (функционировал свой водопровод), баня, лавки, погреба, пасека, амбары и конюшни. При монастыре существовала больница с аптекой, фруктовый сад и огород, собственный кирпичный завод, различные мастерские, хуторские подсобные хозяйства. В 1905 году в монастырском лесу, недалеко от монастыря был основан скит для монахов, испытывающих потребность в уединенной молитве. В двухэтажном, каменном здание скита размещалась домовая церковь в честь Успения Божьей Матери. На территории скита находился небольшой музей церковных древностей, созданный настоятелем монастыря архимандритом Аркадием (Антуфьевым).

Непосредственно в Нижнем Новгороде вблизи Варварской церкви находилось монастырское подворье.

Это была старинная деревянная усадьба, завещанная монастырю еще в 1802 г. статским Советником Виноградовым. Часть квартир этого дома сдавались в наем, а часть использовалась как кельи для монашествующих, сопровождающих икону во время крестного хода в Нижний Новгород, здесь же размещались покои для наместника обители.

Подворье Оранского монастыря в Нижнем Новгороде

Однако, с приходом советской власти ситуация в Оранском монастыре существенно изменилась. В 1917 году настоятелем обители был назначен архимандрит Августин (Пятницкий), который по своим убеждениям был ярым монархистом и близким другом опального епископа Варнавы (Накропина) и Григория Распутина. Когда же в декабре месяце этого же года, во исполнение декрета большевиков «О земле» в Оранский монастырь прибыла комиссия Нижегородской губземуправы по учету монастырской земли с/х назначения, то он наотрез отказался предоставить ей какие-либо документы. Путем колокольного набата иноки собрали большое количество крестьян, и те смогли прогнать из монастыря не прошенных гостей. В результате возникшей смуты в июле 1918 года, за контрреволюционную агитацию и деятельность архимандрит Августин был арестован сотрудниками Губ ЧК. В ночь с 17 на 18 августа решением военно-революционного трибунала он был приговорен к расстрелу, и уже на рассвете в Н. Новгороде приговор был приведен в исполнение.

После революции из более 200 насельников в монастыре осталось только четвертая часть. Большая часть имущества была национализирована, и в обители наряду с насельниками стали размещаться различные вновь созданные Советской властью организации и учреждения. По официальным данным в последний год существования монастыря (1928 г.) здесь под руководством игумена Димитрия (Архангельского) проживало 11 иеромонахов, 3 иеродьякона и 5 иноков.

Оранский монастырь. 1930-е гг.

Но, невзирая на все эти обстоятельства, по-прежнему продолжались крестохождения с Оранской иконой. Даже когда монастырь был окончательно ликвидирован, верующие люди продолжали приходить на святой источник у стен обители, в праздник Владимирской Оранской Божьей Матери и славить ее чудотворную святыню. Согласно архивным документам подобные молебны в Оранках продолжались вплоть до 1954 года.

После закрытия монастыря на его территории в разные годы размещались различные учреждения и организации. Здесь размещались: дом для престарелых, сетевязальная фабрика и Оранский «Народный Университет», профтехшкола (преподавали столярное и швейное мастерство); колония для детей раскулаченных крестьян, а в дальнейшем мужская трудовая исправительная колония.

Святые врата Оранской обители. 1938 г.

В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для военнопленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние из них покинули лагерь в марте 1950 года.

Затем была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год находился мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви.

В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.

К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.

21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского, который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.

26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского. Обитель возвращает себе былое величие.

В материале использована статья «Оранский Богородицкий мужской монастырь» Дегтеревой О.В. (директора церковно-археологического музея Нижегородской епархии)

В материале использованы фото с сайта turizmvnn.ru

Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым (по другим источникам - Глятковым), который, прослужив на военной службе и получив чин военного головы, затем вышел в отставку и поселился в своей отчине в селе Бочееве (бывшего Горбатовского уезда, ныне Богородского района Нижегородской области).

Будучи глубоко религиозным человеком, он полностью удалился от мира и занимался хозяйством и воспитанием своих трех сыновей. Он особенно почитал Владимирскую икону Богоматери, что в Успенском Московском соборе. Его вера еще более усилилась, когда он на себе испытал благодатное действие чудотворной иконы. В 1629 г. Глядков очень тяжело заболел и решил, не обращаясь к врачам земным, поехать в Москву на поклонение Владимирской иконе. Получив по своим горячим молитвам исцеление от своего недуга, он заказал протоиерею Успенского собора Кондратию снять с Владимирской иконы точный список. Протоиерей Кондратий при помощи другого живописца, Григория Черного, исполнил благочестивое желание Глядкова, и тот возвратился с иконой в свое родное село, где поместил ее в приходской сельской церкви святителя Николая. В той церкви икона пребывала более пяти лет. В 1634 г., на пятой неделе Великого поста, с пятницы на субботу Похвалы Богородицы, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Ему казалось, что он пошел и увидел себя на какой-то горе, и услышал опять повеление непременно поставить на этом месте храм во имя Владимирской иконы Богоматери и прежде всего водрузить крест на той горе. Три раза Глядков видел этот сон, и с поразительной ясностью. Все дни Великого поста провел он в воздержании и молитве, а в субботу на Святой неделе отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался густым дремучим лесом и вдруг увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и не увидел людей, зато увидел точно солнечное сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне. Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе.

По получении желаемой грамоты он прежде всего водрузил мраморный крест на указанном во сне месте и немедленно приступил к сооружению храма, который был построен в течение 2–3 месяцев и освящен в 1634 г. 21 сентября. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, в которых устроились на жительство восемь боголюбивых старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, который отправлял в храме перед образом Богоматери Божественную службу.

В окрестностях Словенской горы жили мордовцы-идолопоклон­ники. Они с ненавистью смотрели на воздвигаемое Глядковым здание и решились разрушить его, но никак не могли исполнить своего намерения и были изумлены великими чудесами от иконы Богоматери. Тогда они написали челобитную царю Михаилу Федоровичу, обвинив Глядкова в насильственном захвате их земель.

Нашлись у них заступники, оклеветавшие Глядкова, будто он устроил двор свой и вспахал мордовскую землю. Когда дело было расследовано, то оказалось, что никакого поместья Глядкова нет и в помине, а живут в небольшой обители восемь монахов, к тому же эта обитель выстроена Глядковым не самовольно, а с благословением, при помощи и содействии Святейшего Патриарха Иоасафа. После выяснения этого дела царь написал указ, подтверждающий право на владение землей в одну квадратную версту. Но мордва продолжала чинить препятствия монахам, нападая на обитель или на ее жителей во время рубки леса, сбора грибов, ягод.

В 1642 г. Глядков, который устроил, обеспечил обитель всем необходимым, но сам в ней не жил, решил переселиться сюда на жительство, приняв постриг с именем Павел. А в 1665 г. Глядков принял образ великой схимы с оставлением прежнего иноческого имени.

К этому времени Оранской Пустыни (так первоначально называли монастырь) принадлежало несколько десятков крестьянских дворов, несколько деревень и половина двора с огородом и садом, подаренные обители Глядковым и его близкими родственниками, сыновьями и внуками.

В том же 1665 г. основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит во время ночного нападения на обитель (предполо­жи­тельно разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел).

Мученическая смерть Глядкова стала как бы искупительной жертвой, и с 1665 г. настала для обители пора мирной жизни. Еще в первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы стали происходить чудесные знамения и исцеления, число которых в первые 10 лет достигло более 120 по одним источникам, или более 500 - по другим. Молва о чудотворной иконе распространилась, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель, что приносило значительное увеличение доходов за счет обильных даров и приношений.

Это позволило братии позаботиться о внутреннем устройстве обители, и в XVIII столетии при архимандритах Афанасии и Иоакиме начались в монастыре капитальные перестройки. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, воздвигнут был каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря проведена каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла (в память Глядкова). Для настоятеля и братии построены каменные кельи, а остальные деревянные кельи исправлены и обновлены.
Постройки сильно истощили казну, и с этого времени до самого конца третьей четверти XVIII в. обитель находилась в бедственном материальном положении.

В 1720 г. указом Петра I приписана была к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ с. Быковка, что привело Оранскую пустынь к еще более тяжелому положению, так как Кресто-Маровская пустынь полностью обнищала и не имела средств к содержанию своей братии в количестве 26 человек. Вся тяжесть по обеспечению вновь прибывших монахов легла бы поэтому на Оранскую пустынь, которая насчитывала к этому времени 20 человек. В связи с этим братия Оранской пустыни не решалась приютить всех монахов Кресто-Маровской пустыни, и только 9 человек из них поселились в Оранском монастыре. Сама же Кресто-Маровская пустынь не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена мятежной толпой сообщников Пугачева.

Бедственное положение Оранского монастыря доходило до таких размеров, что приходилось закладывать книги, иконы и украшения к иконам на приобретение хлеба. А во время Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, которыми он владел, не осталось совсем средств к существованию, и монастырь должен был либо закрываться, либо пропитываться за свой счет, превращаясь в заштатный семибратский. К тому времени братии было 19 человек, и она не унывала и не желала оставлять это место, освященное столь многими дивными чудесами и явно покровительствуемое Богоматерью. И действительно, не прошло и 6 лет, как открылся богатый источник содержания обедневшей обители.

Причиной послужило то, что при моровой язве 1771 г. произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода от язвы с принесением чудотворной иконы Оранской; ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители.

В начале XIX в. началось большое строительство. В течение нескольких лет (с 1801 по 1837 гг.) были сооружены большой летний Собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки.

В 1867 г. Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление Епархиальному архиерею.
К 1896 г. Оранский монастырь имел следующие владения:

1. Земля, занимаемая церковными монастырскими зданиями - 3 десятины 200 сажен.

2. Прибавочная земля для сада, отданная крестьянами села Оранки по соглашению.
3. Пахотная земля в Княгинском уезде.

4. Рыболовное озеро Ланово Балахнинского уезда.

5. Мукомольная мельница на реке Вадок.

6. Лесной участок на даче Волчихинской Горбатовского уезда.

7. Лесной участок в полуверсте от монастыря - 416 десятин.

В это же время в монастыре действовало училище для сирот - детей священнослужителей, с принятием всех учащихся и учителей на монастырское содержание.

В 1905 г. в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Богоматери, и к 1907 г. в нем уже жило 27 монахов Оранского монастыря, испытывающих особую потребность в уединенной молитве.

Революция 1917 г. тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря.

В 1918 г. был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита.

В 1920 г. монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архан­гельским). В 1921–1923 гг. был организован церковный приход, но в 1928 г. и он был упразднен, а архимандрит Димитрий арестован.

В 30-е гг. на территории монастыря действовали различные организации, в том числе народный театр в теплой церкви. В 40-е гг. - лагерь для интернированных поляков и чехов, а потом, с 1942 до 1950 г. - лагерь для военнопленных немцев. С 1952 по 1972 гг. - колония для несовершеннолетних, и с 1972 по 1993 гг. - лечебный трудовой профилакторий.

Оранский скит: история и современность

В двух километрах на восток от села Оранки Богородского района Нижегородской области в прекрасном лесу расположен комплекс сооружений, состоящих из большого кирпичного двухэтажного здания с подвальным помещением, а также жилых и служебных построек, размещенных внутри огороженной территории. В настоящее время этот комплекс является законсервированной базой отдыха Нижегородского завода НИТЕЛ, которая последние 2–3 года не функционирует в силу экономических трудностей, переживаемых страной вообще и заводом в частности.

Жители села Оранки называют этот комплекс Скитом, так же как и пруд, недалеко от него находящийся. И мало кто из нижегородцев в настоящее время знает, что этот комплекс действительно был скитом, принадлежащим Оранскому Богородицкому монастырю и построенным на средства монастыря в начале XX века. Более того, иногда в печати появляются неверные сведения об этом ските, в частности, в книге богородского поэта и краеведа Н. Пчелина, изданной им в 1996 г., при описании этой достопримечательности была допущена ошибка, а именно: скит был охарактеризован как раскольничий.

Какова же действительная история возникновения и существования этого скита? Она связана с именем архимандрита Аркадия, который был наместником Оранского Богородицкого монастыря с 1897 г. по 1913 г. (в этот период было начато и завершилось строительство скита) и с 1918 по 1920 г., когда разворачивались драматические события, связанные с реквизицией и разорением скита.

О том, с какой целью был основан скит, мы узнаем из переписки архимандрита (в то время иеромонаха) Аркадия с преосвященнейшим Назарием, епископом Нижегородским и Арзамасским, хранящейся в Государственном архиве Нижегородской области.

В рапорте на имя преосвященнейшего Назария от 4 декабря 1901 г. изложена краткая история возникновения Оранского монастыря и перечислены доводы в пользу строительства скита и финансовые возможности монастыря, достаточные для этого строительства.

“Оранский Богородицкий монастырь, по свидетельству летописи, основан в 1634 году, по указанию Царицы Небесныя, благочестивым дворянином Петром Андреевичем Глядковым, впоследствии схимонахом этой обители Павлом. Местоположение для обители, по указанию свыше, избрано в то время самое глухое и пустынное и никем незаселенное, среди коего находилось «Орано поле», от чего обитель получила название «Оранская пустынь». В пережитой судьбе этой обители произошло очень много перемен. Не перечисляя таковых, укажу лишь на главные из них, нужные для цели сего рапорта: 1-я, что обитель из бедной пустыни, по милости Божией Матери, обогатилась постройками и средствами и обращена в первоклассный монастырь с прежними правами общежития и 2-я та, что она из уединенной обители, способной к тишине и одиночеству иноков, обратилась в заселенную на ея же местности из прежде бывших ея же крепостных крестьян, бывшею деревнею Оранкою - и затем в шумную и беспокойную со многими крестными ходами и с постоянными хождениями с иконами по епархии. Надобно сказать, что все это хорошо и дает ей средства к существованию при большом числе братии, но это хорошо не для всех ее обитателей. Есть люди, которые для стяжания вечного спасения нуждаются в тихой безмолвной жизни, вдали от жительства и от соприкосновения с мирскою суетною жизнью. Таких людей немало было в обители за истекшее старое время. Читая древний синодик, там видны имена до 70 схимников, которых в последние времена совсем нет благодаря окруженности монастыря жителями деревни Оранки.

Воротить былого невозможно, но весьма желательно для поддержания строгой подвижнической жизни поправить дело постройкою в Оранском лесу иноческого скита с небольшою церковью, куда могли бы удаляться для труда и молитвенного подвига от среды людской любители уединения. На это у Оранской обители есть полная возможность: прекрасные уединенные места в собственном монастырском лесу, который отстоит от монастыря в двух верстах в количестве 416 десятин; есть достаточный экономический капитал 38000 рублей и пока текущий хороший доход от ходов с иконами; есть собственный завод для выделки нового кирпича, стоящего для обители весьма недорого - до 7 руб. за тысячу, из коего можно воздвигать какие угодно здания; есть собственный лес, необходимый при постройках; есть также в достаточном количестве вся церковная утварь, и ризница, и святые иконы. При заведенных в обители постройках не будет больших затруднений и в строительном деле. Я с большою охотою готов бы принять на себя этот труд, насколько хватит моих сил и умения.

Нет нужды писать теперь о средствах к содержанию скитской братии. Они будут помощниками для обители и обитель не оставит их без куска хлеба. Теперь, первоначально только единственная и главная нужда, чрез Вас, Преосвященнейший Владыко, получить Божие благословение на необходимые подготовления к постройке, то есть составление проекта плана и фасада и заготовке строительного материала, а дальнейший ход дела Провидение само укажет”.

На этом рапорте рукой преосвященнейшего Назария написана резолюция: “Благославляется наместнику иеромонаху Аркадию озаботиться выбором места, составлением плана и заготовкой материала, с сохранением намерений наших пока в тайне”.

В ноябре того же 1901 года был составлен первый проект на постройку церкви с келиями в Воскресенском скиту (как тогда предполагалось назвать скит) Оранского Богородицкого монастыря Сергеем Владимировичем Лебедянским, который, однако, не был принят, очевидно, в силу своей грандиозности.

Из рапорта преосвященнейшему Назарию от 31 августа 1902 г. становится ясным, что выбран был проект архитектора Федорова, причем в дальнейшем и он был изменен и упрощен. В этом же рапорте наместник (уже игумен) Аркадий просит разрешения на устройство в монастырском лесу нескольких новых прудов, которые, как он рассчитывал, принесут пользу монастырю разведением в них рыбы и послужат орошением для местности и растительности леса, а также увеличить и садоводство фруктовых деревьев для монастыря, и пчеловодство в месте постройки нового скита.

В мае 1903 г. игумен Аркадий сообщает в своем рапорте на имя преосвященнейшего Назария о ходе строительства:

“Построен там деревянный дом для помещения рабочих, выкопан первый колодец для снабжения водою, сделана просека леса для удобного проезда, расчищено место для будущей постройки каменного дома и начата постройка деревянной городьбы на границе земли с соседними владельцами. Теперь предстоит положить начало каменной постройке”.

В этом рапорте прилагалось несколько проектов плана и фасада для каменной постройки дома (очевидно, к этому времени окончательный проект каменного дома с церковью не был еще выбран).

В этом же 1903 году игумен Аркадий пишет рапорт с просьбой разрешить ему строительство деревянного домика-келии для собственного проживания и прилагает план и проект постройки.

Постройка скита шла очень быстрыми темпами, и уже в 1904 г. каменное здание было почти построено по проекту, нигде ранее не указанному.

Из письма игумена Аркадия в Русский Пантелеимонов монастырь на Афонской горе от 24 ноября 1904 г.:

“Скит еще строится, и ныне сложено там только первое каменное здание с церковью. Вскоре начнется штукатурка и прочее, и осенью может быть и открытие его”.

В этом же письме сообщается о следующем:

“Я хотел написать Вам еще даже не о постройке скита, а о мысли этой постройки, и просить через Вас в благословение этой обители с Афона какой-либо святыни и молитв пред первою в мире Монахинею Материю Божиею о благодатной помощи Ея на это святое дело. Предполагаемая обитель назначается со строгим уставом и без входа в нее женскому полу, как и у Вас на Святой Горе. Помолитесь Владычице неба и земли, да утвердит начатое дело и благословит обитель сию, где первый храм Ея заложен во имя Ея преславного Успения”.

Таким образом, у скита появляется новое название - Успенский, и в делах о постройке скита фигурируют два названия: Воскресенский (очевидно, по первому замыслу предполагалось строительство церкви Воскресения Христова) и Успенский (по названию первой построенной церкви).

В это время в скиту жило всего два обитателя: иеромонах Серафим и послушник Михаил Таланов, бывший также в переписке с отцом Пинуфрием из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря.

Монахом отцом Пинуфрием в 1905 г. была заказана икона Божией Матери Скоропослушницы с приписанными внизу изображениями Великомученика и Целителя Пантелеимона и Преподобного Пинуфрия. Эта икона весом 3 пуда 20 фунтов и размером 1 1 / 2 аршина была освящена на Афоне и отослана в июле 1905 г. пароходом в Одессу, а затем в Нижний Новгород поездом с тем, чтобы ее передали в Оранский монастырь для новостроящегося скита “подвизающимся в нем честным инокам, да будет им сей священный дар в духовную радость и утешение от святой Афонской горы и от далекого Ея жребия”.

Икона была передана в Оранский скит преосвященнейшим Назарием 24 сентября 1905 г. с надписью в дополнение к имеющейся: “и от меня, Епископа Назария в Оранский Успенский скит в благословение”.

15 октября 1905 г. на кровлю Успенского храма были установлены после освящения два медных вызолоченных креста на восточную и западную стороны высотою 2 аршина 4 вершка, шириною 9 1 / 2 вершков, а 4 ноября 1905 г. Успенская церковь была освящена преосвященнейшим Назарием. Таким образом, постройка каменного здания завершилась.

К этому времени в скиту были построены и другие сооружения: деревянные домики-келии для наместника игумена Аркадия и архиерея, служебные помещения, был разведен обширный фруктовый сад и устроено два пруда. Скит начал жить своей жизнью.

В 1907 г. в скиту проживало уже 27 монахов во главе с иеромонахом Александром. Скит стал приносить некоторый доход за счет продажи свечей, просфор и деревянного масла, так как в Успенской церкви проводились службы и совершались некоторые требы для жителей окружающих деревень и сел: с. Сиухи, дд. Шонихи, Ломы, Касанихи, Инютина.

В 1908 г. наместником архимандритом Аркадием был куплен для скита за 8 тыс. двухэтажный дом в Нижнем Новгороде рядом с подворьем монастыря по адресу Варварский тупик, 10, с тем, чтобы за счет сдачи этого дома в аренду скит получал доход.

Как протекала жизнь в скиту за последующие 10 лет, можно только предполагать, но в 1918 г., после принятия закона об изъятии церковных и монастырских владений, начался последний период существования скита в качестве собственности Оранского монастыря.

К этому времени в Оранском монастыре произошли драматические события: исполняющий обязанности наместника архимандрит Августин был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в августе 1918 г., а на его место в июле 1918 г. был прислан снова архимандрит Аркадий - строитель Оранского скита и Гуляевской пустыни, в которой он и находился с 1913 по 1919 гг.

Архимандрит Аркадий застал братию монастыря в полной растерянности от происшедших событий, но со свойственной ему энергией и скрупулезностью принялся приводить дела обители в порядок. Его перу принадлежит основная работа по описанию построек и имущества как Оранского монастыря, так и скита, так как новая власть требовала от него описи монастырского имущества для дальнейшей реквизиции его на социальные нужды: дома престарелых в монастыре, детского санатория в скиту.

Из протокола от 11 ноября 1918 г.: “Настоящий протокол составлен нами, нижеподписавшимися Председателем Нижегородского Уездного отдела Соц. обеспечения тов. Кондрашовым в присутствии наместника Оранского монастыря архимандрита Аркадия, Председателя Оранского с/с Н. Я. Яшина, члена совета П. И. Лощилова и милиционера Н. А. Кибирева, произведен был осмотр построек в скиту Оранского монастыря, причем признали все постройки пригодными для помещения детской санатории, а также фруктовый сад с постройками при оном, с огородом и прудом, строительный кирпич остатки - ломаный и все имущество, находящееся в скиту, кроме предметов церковной принадлежности. Точную опись всего скита, кроме церковных предметов, поручено составить Оранскому сельскому Совету совместно с наместником Аркадием и по окончании составленную таковую опись представить в Нижегородский отдел соц. обеспечения”.

Наместник архимандрит Аркадий собственноручно составил требуемую опись своего любимого детища - Оранского скита, который он прочил себе еще в начале строительства в качестве последнего места своего обитания, построив для этой цели деревянный домик, а также устроив религиозно-исторический музей в одном из деревянных домиков на территории скита.

Вот что представлял собой скит в ноябре 1918 года:

1. Архиерейский дом (дача) на фундаменте пятистенный, крытый железом, с двумя входными дверями и двумя крыльцами, с 4-мя комнатами и одной прихожей, с 9 окнами.

2. Дом дачный деревянный, пятистенный, на каменных столбах, с пятью комнатами, крытый железом, с холодным коридором, с тремя наружными дверями и 8 окнами.

3. Дом (музей) деревянный, крыт железом на фундаменте, с четырьмя окнами.

4. Дом отца Архимандрита, деревянный, четырехстенный, на фундаменте, крыт железом, с тремя комнатами, с двумя наружными дверями, семь окон, с холодным коридором и тремя тесовыми чуланами.

5. Сарай бревенчатый, в столбах, крытый железом, с двумя растворными дверями.

6. Дом (портная) деревянный четырехстенный, крыт тесом, без фундамента в четыре комнаты с тесовым коридором в 6 окон.

7. Дом с водокачкой, деревянный, крыт железом, в 4 окна.

8. Старая деревянная крытая тесом баня.

9. Каменный крестообразный корпус, крытый железом, с двумя домовыми церквами, в три этажа, с 15-ю кельями, трапезной и кухней.

10. На пчельнике, дом деревянный без фундамента, крытый железом, 2 комнаты, четыре окна.

11. Помещение для пчел в зиму, деревянное, крытое железом.

В “Описи двух домовых церквей при здании скита Оранского монастыря”, составленной в январе 1920 г., дано описание церкви Успения Божией Матери (описание второй церкви, очевидно, Воскресения Христова, в деле отсутствует):

1. Церковь устроена в главном каменном здании скита в верхнем этаже его и занимает собою все пространство этажа длиною с алтарем внутри здания 9 саженей и ширина 4 сажени; внутри оштукатурена и окрашена светлой масляной краской, пол деревянный. Церковь освещается окнами со всех четырех сторон, отопляется тремя голландскими печами, сложенными из белого изразца. Главный вход в церковь устроен из коридора первого этажа деревянною лестницей в два марша. Из Успенской церкви устроены две двери на чердачные помещения первого этажа, приспособленные для хранения в одном церковной ризницы, а в другом - монастырской рухляди и др.

2. Алтарь Успенской церкви.

Святый престол на четырех дубовых столпах с кипарисовой доскою, высота 1 аршин 6 1 / 2 верш., ширина - 1 арш. 6 верш; длина - 1 арш. 9 верш., освящен преосвященным Назарием, Епископом Нижегородским, 4 ноября 1905 года”.

На глазах архимандрита Аркадия в 1918–1919 гг. происходило разорение скита местными жителями как самовольно, так и с разрешения местных властей: растащен кирпич, разобраны деревянные домики, в некоторых постройках вытащены рамы. Архимандрит писал гневные письма во всевозможные советские учреждения с просьбами охранять имущество скита, если уж оно было объявлено национализированным. 2 января 1920 г. он пишет в Нижегородский уездный отдел социального обеспечения:

“В октябре месяце 1918 года уездным отделом социального обеспечения реквизированы здания в Оранском скиту и движимый инвентарь при них с целью устроить там санаторию, но за истекшее лето 1919 года намерение это не приведено в исполнение. Теперь Алистеевский волостной земотдел, говорят, что по предписанию Уездного Земотдела, увез из каменного здания и из здания музея всю мебель и разные предметы хозяйства, а в музее сломали замок сундука при выборе из него вещей. Сегодня, 2 января н. ст. волостной Земотдел в составе целой комиссии был в скиту и произвели оценку деревянных зданий кроме каменного корпуса и предназначили к продаже, и, как говорят, что покупатели уже намечены для того, чтобы ускорить разорение скита”.

Трагикомичным было то, что самого архимандрита Аркадия пытались привлечь к ответственности за разорение скита. Вот что он пишет старшему милиционеру Алистеевской волости:

“27 января 1920 г., через Оранский сельский совет, мною получено от нижегородского Горземотдела предложение от 24 янв. за № 104, следующего содержания: «Настоятелю Оранского монастыря. До сведения Горземотдела дошло, что постройки на скиту сильно расхищаются, выламываются окна и двери и так далее, почему Горземотдел предлагает принять самые энергичные меры к охране всего находящегося в скиту имущества и построек, а также предлагает немедленно разыскать и вернуть выломанные рамы из построек и другие расхищенные вещи, в противном случае как Вы, так и живущие на скиту монахи будут привлечены к суду Революционного Трибунала». Сообщая о сем местной милиции, покорнейше прошу оказать помощь к розыску расхищенных предметов из скита возможным для Вас способом”.

Не лучше обстояло дело и с церковно-археологическим музеем, в течение многих лет с большим тщанием и усердием собранном архимандритом Аркадием и помещающемся в скиту в отдельном доме.

Вот что он пишет в своей памятной записке по этому поводу:

“22 ноября 1918 г. явился в монастырь молодой человек А. А. Семочкин со спутником - актером В. Николаевым и предъявил мне бумагу алистеевского волостного совета, в которой я именовался «хранителем музея в скиту Оранского монастыря», и где мне предписывалось «согласно отношения нижегородского уездного отдела гражданского управления сдать предметы музея в Лукинский народный дом, где устроен театр, А. А. Семочкину и К. Ф. Степанову». Я отвечал, что передать музея не могу без ведома губернского комиссариата по отделению церкви от государства, в ведении которого находится монастырское имущество, и сделаю сношение немедленно. Семочкин пытался уверять меня в бесполезности сего сношения, требуя осмотра музея, на что, конечно, необходимо было тотчас согласиться. Идя к скиту, я между прочим, задал ему вопрос: «Почему он в сопутствии актера?». - «Он знаток сцены и декоратор и может дать правильное суждение о музее». В музее Семочкин удивлялся редкому собранию разных изображений, сожалел, что на некоторых лежит печать обновления, желал немедленной описи их и др. предметов, видимо опасаясь, что по отбытии его отсюда многое исчезнет. По возвращении из скита я предложил гостям чай, за которым все мирно беседовали: Семочкин говорил, что большая несправедливость такому богатому музею пребывать в лесной глуши, что в Лукино его будет видеть всякий, особенно в народном доме. Я, в свою очередь, сказал, что глубоко буду сожалеть об этом разорении музея, собрание которого стоило мне больших хлопот и расхода, что здесь - в Оранском монастыре - он может быть поставлен в более лучшие условия, что я и не замедлю сделать, если он будет оставлен в моем распоряжении”. К сожалению, судьба этого музея неизвестна.

В дальнейшем в скиту стали размещаться различные учреждения: в 20–30-е гг. летний лагерь для детей-беспризорников из дома Ансена (Нижний Новгород); в годы войны, с 1942 г. - первая из антифашистских школ, так как в то время в Оранском монастыре был лагерь военнопленных офицеров германской армии. Эта школа была в 1943 г. переведена под Москву в Красногорск.

В послевоенные годы каменное здание скита стало быстро разрушаться, и в 70-е гг. была проведена реконструкция основного здания и построены подсобные помещения для пионерского лагеря и базы отдыха. Основной ремонт главного здания был осуществлен заводом НИТЕЛ.

В настоящее время кирпичное здание находится в хорошем состоянии, но полностью опустошено. В скиту есть своя котельная и все необходимые для проживания службы.

Очевидно, как база отдыха этот комплекс в ближайшее время не будет действовать, и хотя он охраняется сторожами, но вполне вероятно его постепенное обветшание и растаскивание по частям (что уже наблюдалось в истории скита в 1918–1919 гг.).

Сейчас ставится вопрос о возвращении скита Оранскому монастырю - его законному владельцу, на условиях покупки его у завода НИТЕЛ. Таких средств, какие запросил завод, в настоящее время у монастыря и епархии нет. Но, опираясь на вышеизложенные факты, можно утверждать, что законным владельцем скита является Оранский монастырь, и было бы исторически справедливым вернуть эту собственность безвозмездно.

В настоящее время идет восстановление Оранского Богородицкого монастыря и возвращение ему первоначального исторического облика (до национализации), возрождается в стенах обители монашество, а значит, потребуется со временем и место для уединенных молитв подвижников и схимников. Кроме того, монастырю требуются большие средства на восстановление, и их можно частично получать за счет ведения собственной хозяйственной деятельности, а лучшего места для пчеловодства, садоводства и разведения рыбы в собственном пруду трудно найти. Именно для этого и строился в начале XX века Оранский скит. Так пусть же через сотню лет возродится духовность и истинная религиозная жизнь, такая, какая задумывалась архимандритом Аркадием, - по образу и подобию Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря .

Об Оранском монастыре см. также: Осипов А. Оранки // Православное слово. Н.-Новг. № 9(94). Май 1997. - С. 7; Васильев В. Обитель на Оран-поле // Православное слово. Н.-Новг. № 13(98). Июль 1997. - С. 5. - Ред .

Если при подъезде к Богородску со стороны Нижнего Новгорода свернуть на юг, то спустя немного времени путник может увидеть сверкающие золотом купола Оранского Богородицкого монастыря.

История Оранок уходит корнями в 17 век, когда в 1634 году нижегородский дворянин Пётр Андреевич Глядков (уроженец д. Бочеево Горбатовского уезда), повинуясь услышанному во сне повелению, построил на указанной горе Словенской, возле Орано-поля, храм в честь давшей ему ранее исцеление иконы Владимирской Богоматери. Принесённая в сей храм икона, списанная с Владимирской Божьей матери иконописцем Григорием Чёрным в 1629 году по заказу Глядкова П.А. была наречена Оранской иконой, а монастырь возникший вокруг получил название Оранская пустынь. В 1642 году Пётр Гладков принял постриг под именем Павел и поселился в Оранской пустыни с еще восемью старцами, но вскорости, в 1665 году обитель была разграблена восставшей окрестной мордвой, а её основатель был убит. Лишь в 1700 году после карательной операции монастырь был восстановлен, и со временем превратился в сильнейший центр христианизации окрестного мордовского населения.

С самого начала существования Оранской обители с её главной святыней — иконой начали связывать многочисленные чудесные явления. Особое почитание Оранская икона получила после того, как с принесением иконы в Нижний Новгород в 1771 год в городе прекратилась эпидемия чумы. С тех пор и по наше время, в честь этого события, проводятся ежегодные крестные ходы из Оранок в Нижний Новгород, Павлово и Арзамас. Данной чудесное избавление придало Оранской иконе широкую известность — к монастырю стали стекаться множество паломников со всей России, что давало Оранскому монастырю большие доходы.



В начале 19 века в монастыре началось большое каменное строительство — перестраивался весь прежний деревянный комплекс строений. В 1819 году был освящён главный храм монастыря — летний собор Владимирской иконы Богоматери. В 1837 году была построена трёхпрестольная зимняя церковь Рождества Пресвятой Бгородицы. Бурное строительство продолжалось еще не один десяток лет в течении которого были также построены: пять каменных корпусов для братии и хозяйственных нужд, над почитаемым источником у стен монастыря была возведена каменная часовня, однопрестольная Петропавловская церковь была пристроена к трапезному корпусу. В 1867 Оранскому Богородицкому монастырю был присвоен ранг первоклассного монастыря, а непосредственное управление было вверено Епархиальному архиерею. К 1875 году в монастыре действовала ремесленное училище и школа, а в монастырской библиотеке насчитывалось более 2000 книг.






Начало 20 -го века монастырь в Оранках встретил бурной хозяйственной деятельностью — в монастыре строились дополнительные корпуса для братии, гостиница и больница для паломников. На благосостояние монастыря работали обширные сады, кузницы и кирпичный завод.

Буря революции оказалась для Оранской обители губительной — в 1918 году на острове Мочальный был расстрелян архимандрит монастыря Августин, а монастырское имущество и часть построек было растащено местными жителями. В 1920 году монастырь был официально закрыт. С тех пор в стенах обители каких только учреждений не находилось: с 1920 года здесь располагался дом престарелых, в 30-х года в здании тёплой церкви действовал народный театр, с 1939 года на территории монастыря организован лагерь для интернированных поляков и чехов, с начала Великой Отечественной войны здесь содержались военнопленные, с 1952 года — колония для несовершеннолетних, а с 1972 году здания бывшего монастыря приспособили под лечебно — трудовой профилакторий, а затем и женскую исправительно — трудовую колонию. Лишь в 1993 году все постройки были возвращены церкви.


Особой страницей в истории монастыря стало время, когда на его территории располагался лагерь для военнопленных под официальным названием «Оранки 74». Самыми первыми пленниками в нём стали финны — пленные с русско-финской войны 39 годов, затем стали появляться интернированные чехи и словаки, бежавшие с территорий занятых немцами, после Сталинградской битвы в лагерь стали поступать пленные немцы и их военные союзники — итальянцы, австрийцы, испанцы, венгры и румыны. Всего на территории лагеря содержалось до 12 тысяч военнопленных, которые занимались заготовкой леса, помощью колхозникам и работой в мастерских. Примечательно то, что большая часть из пленных были высокопоставленными чинами, например в Оранках содержался почти весь состав штаба 6-й армии Вермахта во главе с генералом — фельдмаршалом Паульсом.
Погибших военнопленных хоронили в братских могилах в лесу в нескольких километрах от Оранского монастыря. В 1995 году на месте захоронений, в присутствии приезжих выживших бывших заключённых и родственников погибших, был открыт мемориальный памятный комплекс — стоящие в ряд памятники погибшим финнам, венграм, румынам и итальянцам, а чуть далее вглубь кладбища — памятный крест в память погибших немецких военнопленных.

GPS -координаты мемориала: N55.874189 E43.714227

На данный момент в Оранском Богородицком монастыре идут активные строительно — восстановительные работы. Был обновлён каменный забор вокруг монастыря, почти в полной мере восстановлены здания собора Владимирской иконы Божьей матери и церковь Рождества Богородицы, отреставрирована надвратная Петропавловская церковь, над почитаемым источником построена новая купальня. Ведутся строительные работы над возведением, разрушенной в советские годы, колокольни.

Как доехать до села Оранки

Добраться до Оранского Богородицкого мужского монастыря из Нижнего Новгорода можно двигаясь по трассе в сторону Богородска до поста ГИБДД, где на развилке выбрать главную дорогу на Павлово, через 8 км на перекрёстке свернуть налево по указателю «Оранки». Двигаясь дальше по асфальтной дороге опять следует повернуть налево руководствуясь указателем на «Оранки». На территории монастыря оборудована большая автопарковка.

GPS -координаты монастыря в Оранках Нижегородской области Богородского района: N55.896140 E43.716323


Неподалёку от села Оранки, в лесу находится ещё один почитаемый источник, вода из него отличается своим чудесным вкусом. Доехать до него можно, если двигаться по асфальтовой дороге от Оранок в сторону деревни Ягодное. Там есть поворот налево, на грунтовую дорогу, которая ведет к святому роднику и отстроенной там купальни.

GPS -координаты родника около села Оранки: N55.913738 E43.734089

Карта дороги до монастыря в Оранках :

И вступайте в нашу группу в контакте