Молитва моздокской божьей матери. Икона божией матери «моздокская. Моздокская икона пресвятой богородицы

Моздокская икона Божией Матери

Празднование на Преполовение Пятидесятницы в день явления, 15 августа в день Успения Пресвятой Богородицы.

Моздокская икона была писана иконописцем при дворе святой царицы Тамары, по преданию, приготовлявшимся к своему труду сорокадневным постом и молитвами. Размер иконы 124,46 х 102,235 см (один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины). Икона видимо была написана по золотому фону. Некоторые утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками, но моздокские осетины говорят, что она покрылась копотью во время пожаров трижды поражавших церковь где она изначально стояла.

Святая царица Тамара Грузинская, дочь осетинской княгини и жена осетинского князя, проявляла особую заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами и однажды прислала в дар храму около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе эту икону Божией Матери. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и святую икону каждый раз находили целой, на горе неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Божией Матери от огня послужило первой причиной её чествования как чудотворной.

После подпадения Осетии под влияние ислама, к верованиям ещё нетвёрдого в Православии народа стали примешиваться мусульманские, но почитание к христианским храмам, Пресвятой Деве Марии, Илии пророку, Георгию Победоносцу и другим святым Божиим, а также некоторые христианские праздники и обряды сохранялись среди них. Они продолжали чтить и икону Богоматери, присланную Тамарой, которая своими знамениями сохранила немало осетин и черкесов верными христианству.

С XVI века горцы начали постепенно входить в соприкосновение с ширившимся Русским государством и вновь принимать от русских христианство. В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила Осетинскую духовную комиссию для проповеди Евангелия горским народам Кавказа. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Русское правительство в 1763 году пригласило горцев селиться близ Моздока. В 1793 году императрица Екатерина II взамен Осетинской комиссии учредила в Моздокеепископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев.

В том же 1793 году накануне преполовения Пятидесятницы партия горцев прибыла к Моздоку имея с собой чтимую икону Божией Матери. Ночью, переселенцы увидели, что от арбы в которой находилась икона, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, который не мерк целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов в арбу с иконой, но, несмотря на все понуждения, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить святую икону на том месте, где стояла арба. Повинуясь повелению они поставили её на указанном месте и отправились в путь. Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии.

Узнав о явлении иконы епископ Гаий с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил в кафедральном Моздокском соборе. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою там, где остановилась арба. Епископ поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. В 1797 году на месте часовни уже был построен и освящен небольшой храм во имя Успенской Божией Матери. Лес доставили жители Луковской станицы, а средства собраны от отдельных добровольных жертвователей. Рядом с храмом вырос и женский Успенский монастырь, создававшийся во многом благодаря пожертвованиям многочисленных богомольцев стекавшихся к иконе.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, закрыт Успенский монастырь, а владыка Астраханский Платон (Любарский), в ведение которого поступила Кавказская паства, собирался переместить Успенскую церковь по просьбе Моздокских грузин. Но казаки Луковской станицы, осетины и черкесы упросили владыку оставить им Успенскую церковь с её иконой на прежнем месте и, несмотря на опустение монастыря и общий упадок христианской жизни в крае, к иконе продолжали стекаться богомольцы привлекаемые славой многочисленных чудес, истекавших от неё.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал что:

Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.
Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями .

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии и здесь совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Но революционное лихолетье не пощадило древней святыни - после революции 1917 года икона-оригинал была утеряна и сегодня в Успенской церкви города Моздока находится её список. В память чудесного явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено митрополитом Ставропольским и Бакинским Гедеоном (Докукиным) совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Использованные материалы

  • «Явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой “Моздокская”», 20.V.2003; Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви»:
    • http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona_printed.htm

Называемая также Иверской, так-как писана по образу Иверской иконы Божией Матери.

Игнатий (Брянчанинов), еп., «Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви».

О Моздокской иконе Божией Матери.

Чудотворная Моздокская икона Божией Матери - особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период когда стали исчезать хутора - исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия - ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры (см. страничку о религии моздокких хуторян). Крещенные моздокские осетины и черкесы считали икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев. Образ Божией Матери Моздокской был известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы. Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда - оригинал.

В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо-творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус-пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились . Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время - не точная копия. «В списке иконы сначала - содержание, а затем - форма. В копии сначала - форма, затем - содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии - от внешнего к внутреннему» . Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.


Видно, что списки внешне отличаются и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д. Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу. Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии.

Как видно из рисунка 5 хромолитография заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка: «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется. 28 го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий » .

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль ...» и «....сса » удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской « В. Тиль & Ко», Одесса , которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6). Мы уже указывали что художники делавшие хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная хромолитография передает нам внешний вид оригинала. «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом. Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах: http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm

Описание иконы Божьей Матери Моздокская: Список (копия) афонской ИВЕРСКОЙ иконы Пресвятой Богородицы был передан осетинскому народу святой равноапостольной царицей Тамарой в конце XII, начале XIII веков. С 1768 года образ находится в городе Моздоке. По преданию, Моздокская чудотворная икона Богоматери спасла город от нашествия войск имама Шамиля в XIХ веке. Особо чтится православными кавказскими народностями.

После революции Моздокская икона Божией Матери исчезла, сейчас а Моздоке находится список (копия) древнего образа.

Чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в Успенской церкви города Моздока Терской области, принадлежит к числу древнейших святынь православной церкви. Она называется Иверскою потому, что писана в Иверии (Грузии) иверским иконописцем, имеет над собою иверскую надпись и писана по образу иконы Божией Матери, нарицаемой Иверскою. Благодатною своею силою она прославилась на Кавказе издавна и в настоящее время благоговейно почитается как чудотворная икона не только православными христианами, но и неправославными. С Кавказа ея слава распространилась в землю Войска Донского и в губернию Воронежскую, перешла и через Кавказские горы в Закавказье.

Приступая к изданию настоящего сказания, изложим кратко историю Моздокско-Иверской иконы БогоМатери, опишем некоторые чудеса, от неё истекшие, покажем, каким образом в настоящее время по преданию и местным обычаям воздается сей святыне достойное почтение.

В конце XII и в начале XIII столетия в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии. С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры между подвластными ей народами. Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Кавказа и Закавказья. Созидая св. храмы, царица не щадила средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Буджуханы и, по разводу с первым мужем своим, русским князем Георгием, сыном Андрея Боголюбского, имела вторым супругом осетинского князя Давида Сослана. Эта двойная родственная связь Тамары с осетинским народом внушала ей особенную заботливость об утверждении христианства между новопросвещенными осетинами. К осетинам посылала она из Грузии священнослужителей и учителей. По свидетельству предания, в один из храмов, построенных около осетинского аула Марьямка в Куртатинском округе, Тамара прислала от себя икону Божией Матери, писанную находившимся при дворе иконописцем, по преданию, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта в последствии прославилась чудесными знамениями. Церковь, в которой она стояла, три раза подвергалась огню, и св. икону каждый раз во время пожара, находили целою на горе, неподалеку от церкви. Это чудесное спасение иконы Богородицы от огня послужило первою причиною чествования, какое осетины стали воздавать ей, как чудотворной иконе. Чингисхан и Тамерлан, проходя через Кавказ из Азии в Европу со своими полчищами, ознаменовали свое шествие опустошением городов, разрушением св. храмов и избиением христиан. Разделение царства Грузинского на отдельные самостоятельные княжества и взаимные распри князей еще более ослабили его. Персы и турки, споря за обладание несчастной страной, вносили в нее новые опустошения. Внешние и внутренние бедствия Грузии отозвались печальными последствиями и на племенах Кавказа, бывших под ее властью. Осетины уже не попадали под влияние пастырей церкви, которых они получали от церкви грузинской: к этому времени Осетия отошла от Грузии, и их не стало. Вместо них явились к осетинам с проповедью магометанства мусульманские муллы. Народ, еще младенчествовавший в христианской вере, без руководства и поддержки учителей церкви, под влиянием проповедников Корана начал впадать в прежние заблуждения язычества и примешивать к ним магометанские верования. Свет веры христовой начал погасать в осетинах, но они сохранили уважение к святым христианским храмам и, по преданию, продолжали почитать Пресвятую Деву Марию, Илью пророка Георгия Победоносца и других святых Божьих, сохранили некоторые христианские праздники и обряды. К иконе БогоМатери, присланной Тамарою, продолжали питать, за чудеса ея, особое уважение. В 1567 году царь Иоанн Васильевич Грозный построил на реке Терек русский город Терки, и вслед за сим образовалось на Кавказе русское воеводство. Горские жители начали принимать от русских христианство и селиться между ними под именем новокрещенных.

В 1745 году императрица Елизавета Петровна учредила общество проповедников Евангелия для горских народов Кавказа и преимущественно для осетин под именем Осетинской Комиссии. Члены Комиссии просвещали святым крещением осетин, убеждая их, переселиться из гор на русскую линию, чтобы влияние соседей и мусульманских мулл в Осетии не обратило их к прежним верованиям и обычаям. Некоторые из новопросвещенных, следуя этому внушению, оставляли свои аулы и селились в соседстве с русскими. Так около Моздока из горских выходцев, принявших христианство, образовалось целое поселение. В 1793 году императрица Екатерина II, для удобства в управлении разноплеменною Кавказскою паствою и для усиления Евангельской проповеди между Кавказскими народами, учредила в Моздоке епископскую кафедру и назначила на нее епископа Гаия, грузина родом, знакомого с нравом и языками горцев. Переселенцы были из Куртатинского округа. Они везли с собой на новое место жительства икону Божией Матери, присланную им царицей Тамарой и прославившуюся чудотворениями. Оставляя родной аул, они не хотели расставаться со своею древнею святынею. Прибыв к Моздоку, переселенцы остановились на ночлег в его предместии, в котором жили их единоплеменники. Во время ужина, в сумерки, они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богоматери, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. По утру осетины запрягли своих волов, в арбу, в которой находилась икона Богоматери, но, несмотря на все понуждения и побои хозяев, животные не двигались с места. Долго осетины не знали, что в таком случае делать, пока один из них не рассказал, что слышал ночью голос, приказывающий оставить св. икону на том месте, где стояла арба. Как ни тяжело было расстаться с дорогою святынею, однако осетины вынули святую икону из арбы, поставили на указанном месте и отправились в путь (по направлению к Кизляру). Так как это событие случилось близ станицы, населенной осетинами, черкесами и казаками, недалеко от города, то слух о чудотворной иконе распространился сначала между ее жителями, а потом и в городе. Народ начал стекаться к иконе Богоматери толпами и многие из осетин узнали в ней ту икону, которая славилась чудотворениями в Осетии. Скоро узнал о иконе преосвященный из города и с крестным ходом отслужил пред нею молебен и поставил было ее в кафедральном Моздокском соборе, полагая представить ей здесь почетное место для постоянного пребывания. Но Богоматерь чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону.

В 1797 году на месте часовни уже был и построен, и освящен храм во имя Успенской Божией Матери. Лес для постройки его доставили жители Луковской станицы, а сама постройка и внутренняя отделка произведены на сумму, собранную от отдельных добровольных жертвователей.

Успенская церковь, сооруженная усердием бедных жителей станицы Луковской при пособии пожертвований, не отличилась ни обширностью размеров, ни богатством утвари и украшений. Деревянные стены ее забраны были в столбы, на тесовой кровле без купола стоял железный крест. Внутри церкви на потолке был изображен Господь Саваоф, на ставнях было две иконы: храмовая - Успения Божией Матери и другая небольшая икона Богоматери - обе в серебряных ризах. Иконостас состоял из двух местных икон, писанных на полотне, и деревянного креста над царскими вратами с иконами святых апостолов. Священные сосуды - потир, дискос, звездица, два блюдца - были оловянные.

Около Успенской церкви был основан женский Успенский монастырь. Императрица Екатерина II в именном указе своем, данном Святейшему Синоду об открытии Моздокской епархии, повелевала открыть около Моздока два монастыря: мужской и женский, оба второго класса. В последнем, по предначертанию мудрой Государыни, должны были учиться дети женского пола закону Божиему и мастерствам, в жизни потребным и находить прибежище беспомощные вдовы, которые бы надзирали за воспитанием детей. Святейший Синод, вследствие Высочайшего указа, сделал со своей стороны распоряжения и подробные наставления новопоставленному епископу Гаию касательно управления епархией и евангельской проповеди горским народам, а также помещения для епископа, штата консистории и устройства мужского монастыря. Но об основании женской обители в этой инструкции Святейшего Синода епископу Гаию не было сказано ни слова. Вероятно, основание ее и изыскание средств к ее содержанию представлялось последующему времени и благоприятным обстоятельствам. Прибытие в Моздок чудотворной иконы приблизило это время, а благочестивое усердие жертвователей обещало средства к поддержанию монастыря. Успенский монастырь действительно имел вид обители, возникающей на свет за счет добровольных пожертвований поклонников, приходивших в Успенскую церковь помолиться пред чудотворной иконой.

По указу Святейшего Синода 16 октября 1799 года Моздокская епархия была упразднена, а с нею вместе был закрыт Успенский монастырь. В следующем году настоятельница монастыря Евфимия и три послушницы, оставшихся еще в закрытом монастыре, переведены в Астраханский Благовещенский монастырь. Преосвященный Астраханский Платон, в непосредственное ведение которого поступила Кавказская паства, распорядился было о закрытии монастыря. Вследствие просьбы Моздокских грузин передать им Успенскую церковь, а святые иконы и церковную утварь из нее передать в Моздокский собор, казаки Луковской станицы, осетины и черкесы просили Преосвященного оставить им Успенскую церковь на том же месте, потому что она построена их усердием и для них. В другом прошении они присовокупили к этому, что если нельзя изменить решения о продаже церкви, то они готовы внести за нее куда следует предлагаемые грузинами 360 рублей. Видя ревность новопросвещенных христиан о сохранении дорогой для них святыни, Преосвященный Платон от продажи Успенской церкви велел удержаться и потом обратил ее в приходскую для жителей Луковской станицы, а также для осетин и черкес. Таким образом Иверская икона Божией Матери после второй попытки перенести ее в собор осталась опять на прежнем месте. Монастырь Успенский опустел, здания его постепенно разрушились. Несмотря на это, в Моздок, в бедную Успенскую церковь, стоявшую в его предместьи, продолжали стекаться богомольцы. Их влекла сюда слава чудес, истекавших от иконы Божией Матери, надежда на получение благодатной помощи в телесных и душевных недугах, благочестивое усердие исполнить данный обет молитвы и поста, и покаяния пред чудотворным образом Приснодевы.

Разнообразные приношения и вклады свидетельствуют о том, что к чудотворной иконе Иверской Богоматери с самого начала пребывания в Моздоке стекались различные богомольцы, которые проявляли свое усердие. С течением времени чудеса Божией Матери, совершаемые Ею посредством Иверской Моздокской иконы, делались более известными. Некоторые из этих чудес записаны со слов получивших благодатную помощь от чудотворной иконы и переданы на память благочестивым христианам. Вот краткие сказания о таких чудесах.

1. Жившая в городе Моздоке грузинка, вдова поручика, Елизавета Павловна Медведева, дочь умершего священника Моздокской Успенской церкви Павла Накашидзева, 47 лет, рассказывала, что в 1824 году, после обедни в первый день Пасхи, ей так свело челюсти, что она не могла раскрыть рта, несмотря на все усилия. Домашние, видя это, старались всеми средствами разнять ей рот, но не могли ничего сделать и только сломали один зуб. В таком состоянии она была три дня, на четвертый день, когда она уже лежала в постели, все тело ее вдруг онемело, так что она не могла двинуть ни одним членом, сохранив между тем полное сознание. Родные ее, видя, что болезнь усиливается, решили пригласить одного армянского священника, славившегося отчитыванием больных. Но чтение Евангелия не облегчило больную, ей делалось все хуже. По уходу священника, больная заснула и во сне слышала голос, укорявший ее за недоверие к иконе Божией Матери и в доказательство силы ее обещавшей сначала исцеление правой ноги, а потом и всего тела. Проснувшись, больная почувствовала, что правая нога совершенно здорова. Она тот час же возблагодарила Божию Матерь.

2. Моздокского армянина Ивана Баендурова дочь, девица Шогокана, в 1838 году почувствовала сильную боль в глазах, на которых образовались бельма, лишившие ее зрения. Целый год она лечилась различными средствами, прибегала к лекарям, но все было безуспешно. Наконец, по совету одной своей родственницы, она обратилась с молитвою к Богоматери и просила отвести ее в церковь Успения. Когда она пришла туда и приложилась к иконе Богоматери, сторож церковный посоветовал ей помазать глаза пылью с иконы и отереть их потом пеленою, бывшей на иконе. Шогокана исполнила это и тотчас начала видеть неясно, а потом яснее и яснее. В короткое время бельма на ея глазах совершенно уничтожились.

В сказании о чудотворной иконе Иверской Богоматери, по которому мы ведём повествование о чудесах, замечено: «обе эти женщины, упомянутые в двух рассказах, долгое время жили в Моздоке и отличались усердием к иконе Богоматери. Шогокана в благодарность за исцеление посвятила свое девство Богородице. Часто она приходила в Успенскую церковь босыми ногами, несмотря на отдаленность от церкви, не обращая никакого внимания ни на дождь, ни на холод, снег, грязь». Ныне обе (женщины) покойницы.

Но Матерь Божия, именуемая «Иверская» - «Моздокская», не оставляет сей град и святой храм без своего покровительства. Люди, имеющие веру, приходящие к Ней с чистым сердцем, всегда уходят из храма умиротворённые. Не утихает молва о столь чудесных событиях, проявляются все новые и новые знамения милости Божией. А за дерзновение и не послушание Матери Божией многие подвергались тяжкому наказанию.
В память Чудесного Явления и истекающих чудес Богородицы во граде Моздоке установлено Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Гедеоном митрополитом Ставропольским и Бакинским совершать еженедельно в среду не зависимо от празднества молебное пение с водоосвящением и акафистом на распев.

Молебное пение совершается по средам в 11 часов.

Пред иконой Пресвятой Богородицы Моздокская-Иверская молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Моздокская
чтомая в Моздокском Успенском соборе, Владикавказской епархии

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Моздокская икона Божией Матери, список с афонской Иверской иконы, была в XIII веке прислана святой царицей Тамарой в дар новопросвещенным христианам осетинского аула Марьям-Каду. В 1768 году эта икона явила знамение на берегу Терека, недалеко от Моздока. Епископ Гаий построил для иконы часовню. В 1796 - 1797 годах на месте часовни был выстроен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, при котором вскоре была основана женская обитель (упраздненная вместе с самой Моздокской епархией в 1799 году). В конце XIX века жители Моздока выстроили в честь Моздокской Иверской иконы Божией Матери величественный храм. Матерь Божия неоднократно оказывала скорую помощь верующим через эту свою икону.

В бытность на Кавказской кафедре святитель Игнатий (Брянчанинов) в очерке«Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви» отмечал: «Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность... Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Святитель Игнатий озаботился созданием достойного храма для этого Моздокского «апостола» и в 1860 году выдал храмоздательную грамоту на строительство новой церкви.

После 1895 года по инициативе архиепископа Владикавказского и Моздокского Владимира (Синьковского) был организован ежегодный перенос Кавказской святыни из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Кабарды (Екатериноградская, Приближная, Прохладный, Пришиб, Котляревская, Александровская) и Осетии (Эльхотово, Ардон, Алагир, Фиагдон, Владикавказ), совершая апостольское служение.

«Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы» был составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) и был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.

Икона-оригинал по Промыслу Божиему в о время боевых действий на Северном Кавказе в годы второй мировой войны была утрачена .

В настоящее время чтимый точный список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери является священным украшением и средоточием молитвенного прославления Божией Матери в Свято-Никольском храме (г. Прохладный, КБР)

Пред Моздокской иконой Пресвятой Богородицы молятся о защите от междоусобной брани, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов душевных и телесных, при тяжелых обстоятельствах

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ЕЕ ИКОНОЮ МОЗДОКСКАЯ

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша.

Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

О, Всемилостивая Госпоже Дево Богородице, услыши нас молящихся Тебе, и яви нам скорую милость Твою, Моли Сына Твоего избавитися нам от всякаго зла и сохрани люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, всех нас сохраняющи под кровом благости Твоея, ризою Твоею честною защити.

Призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления и молитвою Твоею сподоби нас со Христом жити и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися.

Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных. Ты наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих, тем же всечестный образ Твой и рукою Твоею Держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадаем и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими богоприятными молитвами в мире и благочестии земный путь прейти и небесныя безконечныя жизни достигнути и Трисиянному Богу со всеми, угодившими Ему, поклонятися во веки веков. Аминь.

ВЕЛИЧАНИЕ.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души к Богу возводиши.

Использованные источники:

≈ В день памяти Иверской иконы Пресвятой Богородицы предлагаем читателям историю одного из списков "Благой Вратарницы" - чудотворной иконы Иверской Моздокской, написанной по повелению святой царицы Тамары для осетинского народа. На протяжении многих веков Моздокская икона Божией Матери, икона-апостол, как называл ее святитель Игнатий Брянчанинов, служила главным связующим звеном между горными народами Кавказа и Православием.

Сестры Стефано-Махрищской обители совершили паломничество в Республику Северная Осетия - Алания и посетили древний храм в Куртатинском ущелье, в котором с XII по XVIII хранилась главная святыня Алании.

≈ Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара. В конце XII - начале XIII веков в единоверной нам Грузии царствовала знаменитая царица Тамара, время ее царствования было самым счастливым и славным временем Грузии.

С мудростью государственного управления она соединила святую ревность о распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.

Памятниками этой ревности доселе служат остатки храмов, построенных ею в горах и ущельях Осетии.

Созидая святые храмы, царица Тамара не жалела средств для их украшения святыми иконами, снабжала церкви Осетии церковной утварью и богослужебными книгами.

Тамара была дочерью осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого царя и военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его сына Георгия Куратпалата). Бурдухан была столь просвещенной, что, кроме Осетии, о ней знала вся Грузия.

Она знала, кроме осетинского, греческий, латинский и грузинский языки и все эти знания приобрела в Осетии при царском дворе.

Давид-Сослан, сын осетинского царя Джандероза, знал осетинский, греческий, латинский, татарский и другие языки. Его просвещенность и образованность сделали его достойным царицы Тамары.

Относительно осетинской царевны Бурдухан, матери царицы Тамары, в «Картлис Цховреба» («Грузинской летописи») говорится: «Царь Димитрий еще при жизни женил своего сына на дочери осетинского царя Худана по имени Бурдухан. Такого совершенства, как Бурдухан, не видывала Картли. Она была необыкновенная, вполне достойна своего мужа. Муж ее был высокий, стройный, красивый мужчина. Такой же красивой была и Бурдухан. Описать ее красоту на словах невозможно. Ее имя было известно всем. Ее воспитанницей и была ее дочь Тамара».

Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь и до конца дней опекала его. Там она учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид-Сослан, а в конце XIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.

Вот что пишет грузинский летописец, современник Тамары, об осетинах: «Осетины являются убежденными христианами. Это достойный почтения народ. Они умеют хранить дружбу, не лживы, не изменники, отличные воины, прекрасно владеют оружием, умеют строить церкви, изготавливать церковную утварь, строят отличные башни, крепости, мосты и переправы, знают ремесла, умеют кузнечить, плотничать, изготавливать посуду, знают ювелирное дело, делают всякое оружие и военные доспехи, выращивают пшеницу, ячмень, прекрасные всадники, особо почитают старших».

В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау (поселение Марии Богородицы) в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря) царица Тамара прислала икону Божией Матери Иверскую. Она была написана придворным иконописцем, приготовлявшимся к своему труду шестинедельным постом. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Церковь три раза подверглась огню, а святую икону каждый раз после пожара находили целой на горе возле церкви.

Также происходили массовые исцеления от душевных и телесных недугов с верою притекающих к иконе богомольцев. Шесть веков чудотворная икона находилась в Курта-тинском ущелье, в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю. В XVIII веке наступила эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар наши предки пережили очень трудные в своей судьбе времена и были на грани полного уничтожения иноплеменниками. В отсутствии духовенства христианство в Осетии стало гаснуть и смешалось с различными суевериями.

Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.

В XVIII веке куртатинцы переселяются на равнину, в район Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню - икону Божией Матери. Прибыв в Моздок, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит чудный свет, освещающий всю окрестность, и свет этот не переставал сиять всю ночь.

Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но, несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к образу Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий Токаов, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что желает пребывать Своею иконою на том месте, где икона остановилась и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященный поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону. Позже, в 1797 году, для иконы здесь был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы.

С тех давних пор ежегодно, с Пасхи до Успения Богородицы, совершался крестный ход с чудотворной иконой из Моздока во Владикавказ по всей Осетии и Терской области.

Селения, через которые проносилась икона, считались у осетин счастливыми. В середине XIX века епископ Кавказский Игнатий Брянчанинов так писал своему брату Петру, занимавшему в то время пост ставропольского губернатора: «Осетины признают икону своею собственностью, питая к ней пламенную привязанность. Икона славна в горах, на поклонение к ней стекаются и множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания также чествуют икону наравне с православными.

Многие магометане, пораженные чудесами, совершающимися при иконе, питают доверие и к христианству. Икона - апостол. Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями».

Перед святыней коленопреклоненно молился последний Российский Император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он, возвращаясь с турецкой границы, посетил Владикавказ.

Специально по этому случаю в Михаило-Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память Императору была подарена копия иконы Богородицы. Царя очень тронул неподдельный патриотический прием осетин. В годы разгула воинствующего атеизма и богоборчества потери, понесенные Православной Церковью, были велики и трагичны. В 30-х годах XX века исчезла и Иверская-Моздокская икона Божией Матери.

Монахи святой Аланской обители верят, что в свое время чудотворная икона - Апостол Кавказа, вернется в Куртатинское ущелье - удел Пресвятой Богородицы.

Аланский Успенский мужской монастырь - православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная и самая южная Православная обитель на территории России.

Первыми насельниками обители стали осетины, духовно окормлявшиеся у старца архимандрита Ипполита (Халина) в Свято-Никольском монастыре г. Рыльска. По благословению старца Ипполита они прибыли в город Беслан, где в 2002 году был учрежден монастырь.

Со временем обитель была перемещена в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус. Новый монастырь строился в трех километрах от храма, в котором шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа - Моздокская икона Божией Матери.

В монастыре по древним образцам был возведен новый большой храм во имя Иверской Моздокской иконы Пресвятой Богородицы.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Записка о чудотворной иконе Иверской Божией Матери в Моздокской Успенской церкви

В Ставропольской губернии в городе Моздоке находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В этой церкви за правым клиросом, в киоте, присутствует древняя и чудотворная икона Иверской Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие.

В двенадцатом столетии знаменитая грузинская царица Тамара, по кончине первого супруга своего, русского князя Георгия Андреевича, то был сын Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе с рукою своею она доставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами. В стране их многочисленные развалины свидетельствуют о многочисленности прежде бывших в них христианских храмов. Созидание этих храмов приписывается преданием Тамаре.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась икона Иверской Божией Матери, как драгоценный дар боголюбивой Тамары осетинскому народу. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери находили целою. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии.

В конце прошедшего столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось с величайшим фанатизмом - более политическим, нежели религиозным - в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними - держалось более номинально, нежели на самом деле. Осетины склонились к исламизму, подобно прочим горцам.

Но они так, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами. Алкоран им неизвестен, по незнанию горцами арабского языка, на котором написан алкоран. Перевода на татарский горцы не имеют. Неизвестен он самим муллам горцев - они считают его недоступною, высшей мудрости книгою. Магометанство горцев заключается в соблюдении некоторых наружных магометанских обрядов. Они склонились к некоторым верованиям, внушенным им миссионерами. Большая часть понятий прежней неопределенной религии, в которой доселе видны признаки христианства, осталась при них. Главнейшею заботою миссионеров было внушать горцам, что их единственный законный государь есть турецкий султан.

В смутное время в религиозном отношении, то есть во время проповеди магометанства между горцами в конце прошедшего столетия, икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов - сохранила верными посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить чрез Терек и селиться близ Моздока. Вследствие приглашения в 1793 году партия горцев накануне преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздоку, имея с собою икону Божией Матери.

Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес ее в собор, предполагая здесь предоставить почетное место иконе. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев).

Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте. Впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет один аршин и двенадцать вершков вышины, один аршин и семь вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что впоследствии она была подновлена клеевыми красками. Но моздокские осетины утверждают, что она покрылась копотию во время вышеупомянутых пожаров в ущелии Карталинском. Черты лица Божией Матери на иконе строгие, характер письма грузинский. Иконописец царицы Тамары, говорит предание, приуготовлялся к написанию иконы сорокадневным постом и сорокадневными молитвами.

В настоящее время при Успенской церкви имеется прихожан 2243 мужеского и 2155 лиц женского пола. Из них осетин и черкесов - 1238 лиц мужеского и 1153 лица женского пола. Осетины признают икону своею собственностию, питают к ней пламенную привязанность, с которою должно обращаться весьма осторожно и благоразумно, по пылкости, решительности и невежеству азиатов. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-магометан. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, под нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенные получившими исцеления. Многие магометане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство. Весьма многие магометане, по той же причине, питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона - апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя христианству и свидетельствуя оное знамениями. Нужно, чтоб и человеки оказывали усилия, им свойственные, к святому делу просвещения горцев светом Христовым.