Православные истины. Истина. Понятие истины. Истина и ее критерии

достижение научной истины .

Применительно к философии истина является не только целью познания, но и предметом исследования. Можно сказать, что понятие истины выражает сущность науки . Философы давно пытаются выработать такую теорию познания, которая позволила бы рассматривать его как процесс добывания научных истин. Основные противоречия на этом пути возникали в ходе противопоставления активности субъекта и возможности выработки им знания, соответствующего объективному реальному миру. Но истина имеет множество аспектов, она может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: логической, социологической, гносеологической, наконец, богословской.

Что же такое истина? Истоки так называемой классической философской концепции истины восходят к эпохе античности. Например, считал, что “тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”. Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания. В главном она исходила из положения: что утверждается мыслью, действительно имеет место. И в этом смысле понятие соответствия мыслей действительности совпадает с понятием “адекватность”. Иными словами, истина — это свойство субъекта, состоящее в согласии мышления с самим собой, с его априорными (доопытными) формами. Так, в частности, полагал И. Кант. Впоследствии под истиной стали подразумевать свойство самих идеальных объектов, безотносительных к человеческому познанию, и особый вид духовных ценностей. Августин развивал учение о врожденности истинных идей. Не только философы, но и представители частных наук сталкиваются с вопросом, что понимать под действительностью, как воспринимать реальность или реальный мир? Материалисты и идеалисты понятие действительности, реальности отождествляют с понятием объективного мира, т.е. с тем, что существует вне и независимо от человека и человечества. Однако и сам человек — часть объективного мира. Поэтому, не учитывая этого обстоятельства, прояснить вопрос об истине просто невозможно.

С учетом имеющихся в философии направлений, принимая во внимание своеобразие индивидуальных высказываний, выражающих субъективное мнение того или иного ученого, истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от . Следовательно, истина входит в объективное содержание человеческого знания. Но коль скоро мы убедились, что процесс познания не прерывается, то возникает вопрос и о характере истины.

Ведь если человек воспринимает объективный мир чувственным образом и представления о нем формирует в процессе индивидуального познания и своей мыслительной деятельности, то естественен вопрос — каким образом он может удостовериться в соответствии его утверждений самому объективному миру? Таким образом, речь идет о критерии истины, выявление которого составляет одну из главнейших задач философии . И в данном вопросе среди философов согласие отсутствует. Крайняя точка зрения сводится к полному отрицанию критерия истины, ибо, по мнению ее сторонников, истина либо отсутствует вообще, или же она свойственна, кратко говоря, всему и вся.

Идеалисты — сторонники рационализма — в качестве критерия истины полагали само мышление, поскольку оно обладает способностью ясно и отчетливо представить предмет. Такие философы, как Декарт, Лейбниц исходили из представления о самоочевидности первоначальных истин, постигаемых с помощью интеллектуальной интуиции. Их доводы опирались на возможности математики объективно и беспристрастно в своих формулах отображать многообразие реального мира. Правда, при этом возникал другой вопрос: как, в свою очередь, убедиться в достоверности их ясности и отчетливости? На помощь здесь должна была прийти логика с ее строгостью доказательства и его неопровержимостью.

Так, И. Кант допускал только формально-логический критерий истины, в соответствии с которым познание должно согласовываться со всеобщими формальными законами рассудка и разума. Но и опора на логику не избавила от трудностей в поисках критерия истины. Оказалось не так-то просто преодолеть внутреннюю непротиворечивость самого мышления, выяснилось, что порой невозможно добиться и формально-логической согласованности суждений, выработанных наукой, с исходными или вновь вводимыми утверждениями (конвенциализм).

Даже стремительное развитие логики, ее математизация и разделение на множество специальных направлений, а также попытки семантического (смыслового) и семиотического (знакового) объяснения природы истины не устранили противоречий в ее критерии.

Субъективные идеалисты — сторонники сенсуализма — усматривали критерий истины в непосредственной очевидности самих ощущений, в согласованности научных понятий с чувственными данными. Впоследствии был введен принцип верифицируемости, получивший свое название от понятия верификация высказывания (проверка его истинности). В соответствии с этим принципом всякое высказывание (научное утверждение) только тогда является осмысленным или имеющим значение, если возможна его проверка. Главный упор при этом делается именно на логическую возможность уточнения, а не на фактическую. К примеру, в силу неразвитости науки и техники мы не можем наблюдать физические процессы, идущие в центре Земли. Но посредством предположений, опирающихся на законы логики, можно выдвинуть соответствующую гипотезу. И если ее положения окажутся логически непротиворечивы, то ее следует признать истинной. Нельзя не принять во внимание и другие попытки выявить критерий истины с помощью логики, характерные в особенности для философского направления, именуемого логическим позитивизмом.

Сторонники ведущей роли активности человека в познании пытались преодолеть ограниченность логических методов в установлении критерия истины . Была обоснована прагматическая концепция истины, согласно которой сущность истины следует усматривать не в соответствии ее с реальностью, а в соответствии с так называемым “конечным критерием”. Его же предназначение — в установлении полезности истины для практических поступков и действий человека. Важно отметить, что с точки зрения прагматизма сама по себе полезность не является критерием истины, понимаемой как соответствие знаний действительности. Иными словами, реальность внешнего мира недоступна человеку, поскольку человек непосредственно имеет дело именно с результатами своей деятельности. Вот почему единственное, что он способен установить — не соответствие знаний действительности, а эффективность и практическая польза знаний. Именно последняя, выступая в качестве основной ценности человеческих знаний, достойна именоваться истиной. И все же философия, преодолевая крайности и избегая абсолютизации, приблизилась к более или менее верному пониманию критерия истины. Иначе и быть не могло: окажись человечество перед необходимостью поставить под сомнение не только последствия сиюминутной деятельности того или иного человека (в отдельных, и нередких, случаях весьма далеких от истины), но и отрицать собственную многовековую историю, жизнь невозможно было бы воспринимать иначе, как абсурд. Только понятие объективной истины, опирающееся на понятие объективной реальности, позволяет успешно развивать философскую концепцию истины. Подчеркнем еще раз, что объективный или реальный мир существует не просто сам по себе, но только когда речь идет о его познании.

Относительная и абсолютная истины

Ограниченность практических возможностей человека выступает одной из причин и ограниченности его знаний, т.е. речь идет об относительном характере истины. — это знание, воспроизводящее объективный мир приближенно, неполно. Поэтому признаками или чертами относительной истины выступают приближенность и неполнота, которые связаны между собой. Действительно, мир представляет собой систему взаимосвязанных элементов, любое неполное знание о нем как целом всегда будет неточным, огрубленным, фрагментарным.

Вместе с тем в философии используется и понятие абсолютная истина. С его помощью характеризуется важная сторона развития процесса познания. Отметим, что понятие абсолютной истины в философии разработано недостаточно (за исключением метафизической, идеалистической ее ветви, где абсолютная истина, как правило, соотносится с представлением о Боге как исходной творящей и созидающей силе). Понятие абсолютной истины употребляется для характеристики того или иного специфического аспекта всякого истинного знания и в этом смысле оно аналогично понятиям “объективная истина ” и “относительная истина ”. Понятие “абсолютной истины ” следует рассматривать в неразрывной связи с самим процессом познания. Этот же процесс представляет собой как бы движение по ступеням, означающим переход от менее совершенных научных представлений к более совершенным, однако при этом старое знание не отбрасывается, а хотя бы частично включается в систему нового знания. Вот это-то включение, отражающее преемственность (в историческом смысле), внутреннюю и внешнюю целостность знания и представляющее истину как процесс, составляет содержание понятия абсолютной истины. Еще раз напомним, что прежде всего материальная деятельность человека оказывает воздействие на материальный мир. Но когда речь заходит о научном познании, то имеется в виду, что из всего многообразия свойств, присущих объективному миру, выделяются лишь те, что составляют исторически обусловленный предмет познания. Вот почему практика, впитавшая в себя знания, является формой непосредственного их соединения с объективными предметами и вещами. В этом и проявляется функция практики как критерия истины.

Истина и ее критерии

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины

Определение истины

Критерий истины

Классическая

Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности

Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость

Когерентная

Истина есть согласованность знаний

Согласованность с общей системой знаний

Прагматическая

Истина есть практически полезное знание

Эффективность, практика

Конвенциональная

Истина есть соглашение

Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

  • Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
  • Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
  • Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
  • Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
  • В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
  • Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласие по поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

Главная истина Библии

Для большей ясности сравним этот отрывок с двумя другими. Во 2 Послании к Коринфянам 4:1–6 Павел противопоставляет тех, кто знает Благую весть и познал Иисуса Христа как Господа, тем, чьи духовные очи были ослеплены «богом века сего». В 6 стихе он поясняет фундаментальную истину: «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Павел проводит очень важную параллель: Слово Божье было действующей силой в акте сотворения мира и точно так же Бог использовал слово Евангелия для возрождения новой жизни в людях. Мы можем выразить это следующим образом. Как Бог сказал «Да будет свет» (Быт. 1:3; ср.: Пс. 32:6а), так же Он сказал «Да будет жизнь», дав нам таким образом новое рождение. В 1 Послании Петра 1:23 мы читаем: «…как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего в век». Петр повторяет сказанное Иаковом: Божье слово есть действующая сила и причина нашего нового рождения. Но он ведет нас несколько дальше в понимании учения Иакова, ибо дает определение животворящего слова: «А это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25). Таким образом, слово истины, по Иакову, становится «благовествованием вашего спасения» (Еф. 1:13). Итак, Отец двояко использует могущественное слово благовествования. Во–первых, Его слово звучит внутри нас, даруя нашим мертвым душам жизнь и приводя нас к новому рождению. Во–вторых, Его слово истины представляется нам как проповеданное Евангелие, начало нашей новой жизни.

Эта истина - одна из самых славных во всей Библии. Мы должны понять, что спасение приходит только по воле Бога. Пока нам не дана новая жизнь, мы «мертвы по преступлениям и грехам нашим » (Еф. 2:1) и не способны в таком состоянии ответить Богу покаянием и верой. Если что–то нужно сделать, делает Он, если благословение или изменение приходит к нам, то приходит извне, если какая–то сила работает в нас, то это не наша сила, ибо мы мертвы и единственным нашим «успехом» становится дальнейшее разложение. В этом заключается величие Божьего милосердия, совершенство Божьей силы и глубина Его снисходительности. Он снизошел к нам в нашей смерти, Он вернул нас к жизни - и все это произошло по Его неисчерпаемой милости, продиктованной великой любовью (Еф. 2:1, 4,5). Мы не можем участвовать в нашем новом рождении или стать его причиной точно так, как не могли принять участия в своем естественном, земном рождении по плоти. Всю работу, от изначального избрания до полного завершения, делает Он, равно как и вся слава принадлежит Ему. Отсюда следует, что это новое рождение дает некие гарантии нашего спасения. Если бы спасение происходило по воле человека, оно было бы таким же неверным, как и наши желания, которые колеблются, то возникая, то угасая, отражая раздвоенность нашей падшей натуры. Но спасение - Его выбор: восхотев, родил Он нас словом истины. И поскольку Он не меняется и Его слово неизменно и истинно, нашему спасению ничто не угрожает и утратить его невозможно.

И еще одну истину Иаков связывает с фактом нового рождения. Как естественное рождение приводит нас к взрослой жизни, так и новое рождение приближает нас к цели, намеченной Отцом: чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий (18).

Здесь Иаков проводит параллель с ветхозаветным законом, по которому народ Божий должен был отдавать первые плоды урожая Господу. В этом жертвоприношении нашли отражение три идеи: а) все принадлежит Господу, но первые плоды были особенной Его принадлежностью, остальное можно было использовать для обычных целей в повседневной жизни; б) начатки плодов должны были представлять собой самое лучшее из всего урожая и отделялись как святыня Господу; в) жертва первых плодов была ежегодным напоминанием, что Господь помнит о Своих обетованиях: Он выкупил Свой народ из рабства, дал ему землю по обетованию и дает ему все для жизни на ней. Теперь понятно, почему Иаков называет Церковь начатком Божьим. Господь дает людям новое рождение, чтобы они стали свидетельством того, что Он исполняет Свои обетования (в данном случае имеется в виду завет явить спасение всем народам земли). Народ, ставший Его начатком, принадлежит Господу и будет святынею Господу .

Из книги Книга жизни и практики умирания автора Ринпоче Согьял

ГЛАВНАЯ ПРАКТИКА ТОНГЛЕН В практике давания и получения Тонглен мы принимаем на себя, посредством сострадания, все различные умственные и физические страдания всех существ: их страх, чувство неудачи, боль, гнев, вину, горечь, сомнение и ярость, и мы даем им, посредством

Из книги Земля Богородицы автора Прудникова Елена Анатольевна

«Главная икона» России Из многочисленных икон Богоматери, находящихся в России, выделяют несколько таких, с которыми особенным образом связана русская история.…Одно из трех изображений Богоматери, написанных еще при Ее жизни евангелистом Лукой, было сделано на доске от

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

1:11,12 Главная предпосылка Здесь, как и 1 Кор. 15:1, и 2 Кор. 8:1, Павел начинает новый и важный раздел, открывая его фразой: «…возвещаю вам» (греч. gnorizo, «делать известным», «раскрывать»), которая придает несколько формальную, почти официальную окраску его утверждению. Интересно,

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

62. Главная тема Гал. Терминология: Закон, оправдание, вера, свободаСмыслообразующий костяк той богословской лексики, которая используется в Гал., составляют следующие термины:«Закон» - употреблено 32 раза (! - при том, что Гал. состоит всего из шести глав);«Вера»,

Из книги Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии автора Автор неизвестен

ГЛАВНАЯ ЦЕННОСТЬ 10 июля 2009 года после торжественного открытия музея Валаамского монастыря Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов, в частности, об отличиях так называемого «Дня святого Валентина» от нового праздника - Дня любви, семьи и верности. Его

Из книги Опытный пастор автора Тейлор Чарлз У.

Из книги Избранное: Теология культуры автора Тиллих Пауль

Из книги Послание Иакова автора Мотиер Дж. А.

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Главная причина Почему Иаков затрагивает здесь три эти темы? Очевидно, что все они являются аспектами главного вопроса, которому посвящен наш отрывок: необходимости смирения пред Богом. Но для чего Иаков выделил эти три области, требуя к ним особого внимания? Думается,

Из книги Своими глазами автора Адельгейм Павел

Главная потеря Некий странный человек отдавал всё, что попадало к нему в руки. Никогда не использовал подвернувшегося случая для своего блага. Когда его спросили, в чём смысл такого существования и что это такое с ним происходит, он ответил:– Я не нахожу, я теряю. Таков мой

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Главная заповедь 34 Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него, 35 и один из них, законник, испытывая Его, спросил: 36 «Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»37 Иисус сказал ему: ««Люби Господа, Бога своего, всем сердцем

Из книги Псалтирь (на цсл. гражданским шрифтом, с ударениями) автора Царь и Пророк Давид

Славянская истина: живая истина Каждый народ составляет себе представление об истине, которую он ищет, на свой лад. О. Павел Флоренский обратил внимание на то, что сам термин, используемый в различных языках для обозначения истины, свидетельствует об интересных

Из книги Методические указания по организации работы епархиальной пресс-службы автора Е Жуковская Е

Псалмы и их главная мысль В каждом псалме можно выделить главную мысль.По этому признаку все псалмы можно разделить на группы:Прославление свойств Божиих: 8, 17, 18, 23, 28, 33, 44, 45, 46, 47, 49, 65, 75, 76, 92, 94, 95, 96, 98, 103, 110, 112, 113, 133, 138, 141, 144, 148, 150Благодарение Богу за благодеяния народу

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Главная страница сайта Панель-рубрикатор, на которой находятся ярлыки всех разделов сайта новости о деятельности правящего архиерея и жизни епархии месяцеслов; поисковик по сайту; «обратная связь»; архивы новостей; монторинг региональных СМИ актуальные интервью

Из книги автора

1090. Еще о переводе Библии с еврейского текста. Предложение составить общество для толкования Библии по тексту LXX толковников. К истории русского Добротолюбия Милость Божия буди с вами! О переводе библии с еврейского вы, кажется, очень легко помышляете, а это дело большой

Воскресение - подтверждение всего, что делал и чему учил Иисус Христос. По слову апостола Павла:«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор 15, 14). Воскреснув, Христос дал обещанное окончательное доказательство Своей божественной власти и поэтому все истины, даже и те, которые с трудом воспринимает человеческий ум - находят себе оправдание.

О Воскресении Иисуса Христа говорит Новый Завет, о нем знали со слов очевидцев первые христианские общины. Слова «по Писанию» в Символе веры указывают, что Воскресение Христа - это исполнение обещаний Ветхого Завета и Самого Иисуса во время Его земной жизни. Эти знания, значительно углубленные в наши дни после открытия и изучения древних рукописей, образуют пасхальную тайну, как важнейший догмат христианской веры.

Пасхальная тайна: смертью Своей Иисус Христос избавляет нас от греха, Воскресением открывает путь в жизнь новую. Она в первую очередь является оправданием, которое восстанавливает нас в благодати Божией «дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6, 4). Она состоит в победе над смертью как порождением греха и новом участии в благодати. Она исполняет усыновление, потому что люди становятся братьями Христа: «...иди к братьям Моим и скажи им...(Мф.28, 10; Ин. 20,17). Братья не по природе, а по дару благодати, ибо это усыновление дает реальное участие в жизни Сына, полностью открывшейся в Воскресении.

Наиболее древнее письменное свидетельство о Воскресении Христа приведено в Первом послании апостола Павла к Коринфянам, написанном в 57 году. Он напоминает членам общины Коринфа: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, что явился Кифе потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братий....А после всех явился и мне, как некому извергу» (1 Кор.15, 3-6..8). Апостол Павел основывается своими словами на живую традицию свидетельств Воскресения, с которой он познакомился после своего обращения на пути в Дамаск (Деян. 9, 3-18), в самом Дамаске, а затем в Иерусалиме, встречаясь с жителями города, помнящими о Чудесном Событии, людьми известными и уважаемыми. Наиболее же полное представление о Воскресении он получил от апостолов Петра и Иакова, на которое он потом часто ссылается в своих посланиях.

Враги христианства начиная с первых лет его существования и до сегодняшнего дня оспаривают сам факт Воскресения. Это и не удивительно, поскольку Воскресение Христа было сильнейшим ударом против всего царства сатаны.

Клевету против Воскресения начали первосвященники иудейские, которые предчувствовали, что Христос воскреснет. И Они сразу же после погребения потребовали поставить стражу у гроба, утверждая, что Тело Христа похитят ученики, и будут говорить о Воскресении, но они больше же надеялись на то, что когда Христос воскреснет, стража схватит его, чтобы оставить это Событие в тайне. Но мы знаем, что стража не могла как-то помешать Воскресению - она разбежалась в страхе. И не было никакой нужды сочинять рассказы о Воскресении, потому что люди, и не только близкие Иисусу Христу, видели Его в телесном облике, могли коснуться Его, видели, как Он ест с ними рыбу, и это было не один раз за те 40 дней, которые провел на земле Христос по Воскресении.

Иногда задают вопрос: почему Христос не явился Пилату и первосвященникам, чтобы убедить их? Нужно помнить, что эти люди ненавидели Христа, их поддерживали силы диавола и поэтому они были недостойны видеть Воскресшего. А по иудейским законам того времени для доказательства какого-либо события достаточно было двух свидетелей, здесь же были сотни.

АТЕИСТЫ УТВЕРЖДАЮТ, что Иисус не умер на кресте, а вошел в состояние клинической смерти, после которой Он пришел в сознание. Эта ложь опровергается тем, что Христос после Воскресения приобрел тело то же самое, которое прошло через мучения и распятие, ибо Он еще несет на Себе следы страданий (Лк. 24, 40). Но это подлинное реальное тело. Оно обладает новыми свойствами прославленной плоти, Иисус уже не находится во власти пространства и времени. Его тело «одухотворено» и «прославлено» и поэтому не подвергается тем ограничениям, которым подвергаются обычные материальные существа. Он внезапно появляется и исчезает, проходит через стены запертой горницы.

Воскресение Христа не было возвращением к земной жизни, как дочери Иаира, юноши из Наина, Лазаря - они обрели обычную земную жизнь и умерли когда пришло их время, Христос же в воскресшей плоти перешел к иной жизни. Его плоть исполнена мощи Святого Духа и по слову апостола Павла Он стал человеком небесным (1Кор.15,35-50).

Другие авторы утверждали, что Христос настолько сильно воздействовал на учеников, что они видели Его, находясь как бы под действием гипноза. Поэтому в Воскресении, по мысли этих авторов, есть вымысел апостолов. Действительно, когда Христос появился внезапно среди учеников в запертой горнице «стал посреди них и сказал им: «Мир вам!», им в самом деле показалось, что они видят духа, Но Иисус рассеял их сомнения и страх и убедил их, что «это Он Сам»... «Осяжите меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите, Меня». Ученики еще не могли оправиться от удивления, «они от радости еще не верили и дивились». И тогда Иисус, чтобы окончательно убедить их, попросил дать ему пищу - «и взяв, ел перед ними» (Лк. 24, 36-43).

Христос знал о грядущих испытаниях веры апостолов, видевших страдания на Кресте и смерть Учителя. Незадолго до Голгофы Он обратился к Симону Петру: «Симон!, Симон! Се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу. Но Я думал о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих». (Лк. 22, 31-32).

Потрясение, вызванное страданиями Христа, было так велико у апостолов, что не все поверили известию, принесенному женами-мироносицами. Апостол Лука записал, что они «возвратившись от гроба возвестили все это (то есть что тела Христа нет во гробе) одиннадцати и всем прочим...и показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лк 24, 9; 11).

После Воскресения Сам Иисус Христос ищет встречи с учениками, чтобы они воочию убедились в Его реальности, что перед ними не призрак и их ощущения естественны и не являются иллюзией. Для этого был нужен контакт через осязание. Апостол Фома, не присутствовавший при явлении Христа в горнице, не поверил собравшимся и сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Спустя восемь дней Иисус вторично пришел в Сионскую Горницу, чтобы исполнить желание «неверующего» Фомы, говоря ему: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Моии, не будь неверующим, но верующим». Когда же Фома исповедовал свою веру словами «Господь мой и Бог мой!», Иисус сказал ему «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 24-29).

Сомнение апостолов и отказ апостола Фомы поверить на слово о Воскресении, как говорится в Евангелии, свидетельствует о том, что апостолы и ученики не сразу признали Воскресение из мертвых. Они не могли полностью осознать это, и сомнение апостола Фомы отчасти связано с тем, что он не увидел на лицах учеников великой радости, но смешанную с какой-то неуверенностью. Фома поверил только после физического ощущения тела Христа. Все это является доказательством того, что Воскресение не есть «легенда, сочиненная учениками», что это «вымысел веры».

Бог пришел после Воскресения на землю, чтобы утвердить в вере в Христа учеников, а через них и всех людей земли. Евангелие говорит об этом в описании встречи двух исповедников Христа с Учителем, Которого они вначале и не узнали. Они шли «печальны» из-за утраченных надежд на Христа как Мессию-Освободителя: «а мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24, 21). Их настроение совершенно изменилось, когда тот Незнакомец, с Которым они беседовали по дороге, есть Сам Христос. Уверенность в Воскресении Христа, Которого они видели рядом с собой, полностью изменила их. Они приобрели глубину веры и свидетельствовали всем о Воскресении Христа из мертвых.

Сорок дней был Христос с учениками от Воскресения до Вознесения. Он укреплял тот фундамент веры апостолов, который был создан самим фактом Воскресения, Он готовил их к принятию Святого Духа и к распространению веры в Воскресшего по всей земле. Апостолы, а через них и все христиане стали братьями Христа.

Петр, апостолы и ученики прекрасно понимали, что их подлинное и главное призвание отныне - быть «свидетелями» воскресшего Христа, так как от этого неповторимого и удивительного события зависела вера в Него и принятие Его спасительного послания. Христианин видит их глазами, убеждается в славном Воскресении распятого Христа и поэтому полностью верит в Того, Кто есть Путь, Истина, Жизнь и Свет мира, возвещая о нем радостно и отважно. Таким образом «пасхальное свидетельство» является характерной чертой христианина.

«Пасхальное свидетельство» выражается прежде всего в постоянных и решительных усилиях, направленных на достижение совершенства, в непреложном исполнении требований, налагаемых крещением. Оно обязывает со здравым чувством реальности воспринимать притеснения и преследования и всегда помнить слова Иисуса Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.... В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 15, 18; 16, 33). «Пасхальное свидетельство» проявляется в идеале любви, в котором христианин, несмотря на страдания, вызванные многочисленными печальными обстоятельствами, в которых пребывает человечество, чувствует себя добрым самарянином. Человеком всегда готовым к самым разным делам милосердия, как преходящего, так и духовного свойства, постоянно разрушая преграды эгоизма и тем самым являя любовь к Отцу.

Воскресение Христа - и Сам Христос воскресший - есть начало и источник нашего будущего воскресения: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.....Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1Кор 15, 20-22). В ожидании исполнения этого Христос воскресший живет в сердцах Своих верных. В Нем христиане получают «сил будущего века» (Евр. 6, 5), и жизнь их увлечена Христом в лоно жизни в Боге, чтобы они: «уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5,15).

Игумен Филарет

(Злотоустов)

Знаете, есть замечательное стихотворение о детях:

Носите на руках детей!
Ведь этот миг недолго длится
И он уже не повторится.
Они становятся взрослей.

До того к стать мамой относилась спокойно, а теперь понимаю. Ведь каждый день ребенок становится взрослее. И ты уже не можем поцеловать его в макушку, не догонишь… Вдохнуть его запах и растворится в нем. Дети… Зачем вы так быстро растете. Дайте насладиться вами, пухлыми, нежными и смешными.

«Младшей моей скоро 14, паспорт дадут. 170 роста. Сидит вон Брэдбери читает. Как это так происходит быстро, а? Вот только вчера вроде твои руки развешивали после стирки розовые распашонки в бабочках и цветочках, и вот уже раз – и …

Они развешивают тоже розовые в цветочках – но уже лифчики. Вообще без паузы, кажется.

А старший университет закончил, у него борода, машина и невеста, а я все еще ловлю себя на мысли, когда вижу в витрине красивый игрушечный паровоз: вот бы ему купить, он обрадуется. Очень он маленьким паровозы и поезда любил. И у него такое особое выражение лица, когда я в очередной раз что-то напутаю в компьютере.

Терпеливое. Типа «ну, ничего, я все равно тебя люблю и помогу, конечно». Интересно, у меня хватало терпения не раздражаться, когда он маленьким чего-то не понимал, путал и портил? Я уже не помню.

Чем дальше, тем больше понимаешь, что это едва ли не главная истина о детях: они очень быстро вырастают.

Молодым родителям часто кажется, что так, как сейчас, будет всегда. Вечные крики по ночам, вечные «на ручки», вечные игры в машинки, рыдания при разлуке и та же сказка в сотый раз. Так хочется, чтобы оно скорее все изменилось. Чтобы он скорее вырос, научился, смог сам…

Так и будет: он вырастет и сможет сам, и очень быстро. Мы забыли, что дети это такое маленькое счастье, которое работа, не заменит. Работа будет всегда, а сын и дочь уже маленькими не будут. Ведь мы заняты, у нас работа, отношения, творческая жизнь, да просто дела, и детство наших детей мы проживаем фрагментарно. Года полтора в начале, потом полчаса вечером, полдня в выходной и две недели в отпуске. Если посчитать «хоккейное время» нашего родительства, так ли много натикает? Да еще сколько из него мы потратили на упреки, нотации, на «отстань», «подожди» и «иди лучше делай уроки»…

А вспоминается вовсе не «приучение к горшку» и не что у кого было в четверти в третьем классе. Вспоминается другое. Когда сыну было четыре, мы его отправили летом на море на месяц раньше, чем смогли вырваться сами. С двумя обожающими его бабушками. Они звонили и говорили, что ребенок прекрасно ест, купается и гуляет и все у него хорошо. Но когда мы приехали к нему и вечером втроем валялись на большой кровати, дите вдруг выдохнуло и сказало с облегчением: «Как я устал жить без охраны».

Когда дочке было пять и она ходила в детский сад, мы с ней делали «запас поцелуев». У нее был джинсовый комбинезон с множеством карманчиков, и вот с утра я по всем этим карманчикам рассовывала «поцелуйчики». Чтобы, если вдруг станет грустно, можно было «достать» и почувствовать, что мама любит.

Мне очень хочется, чтобы родители понимали детство своего ребенка как краткий и ценный дар – время, когда можно быть с ним, заботиться, радовать, обнимать, слушать, быть для него охраной, создать запас «поцелуйчиков» на всю жизнь вперед.
Не торопите время. Стирайте распашонки и покупайте паровозы. Вы еще раз проживаете свое детство. Вы смело лепите куличи в песке. И никто вам не скажет такая большая, а играет в игрушки. Детство возвращается к нам вместе с нашими детьми. Наслаждайтесь.»

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Читайте также:

НАСТРОЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ХОРОШАЯ, ЯРКАЯ

Просмотрено

Чем занимаются женщины, когда остаются дома одни