Люди которые чтут пророка елисея. Сила, ниспровергавшая законы природы. Посмертное чудо Божьего избранника

Священная Библейская история Ветхого Завета Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Елисей.

Пророк Елисей.

4 Цар. 2–9:13:20–21

Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то жители города жаловались ему, что вода у них нехорошая, а земля бесплодная. Елисей велел, чтобы ему принесли новую чашу, полную соли. Затем он пошел от источника к источнику и оздоровлял воду, насыпая в нее соль. С тех пор вода в Иерихоне стала хорошей, а земля - плодородной.

Военачальник царя Сирийского, Нееман, был болен проказой. Никто не мог вылечить его от этой болезни. Однажды он узнал, что в Самарии живет пророк, который может его исцелить. Гордый сирийский сановник подъехал к дому пророка на роскошной колеснице в сопровождении многочисленной свиты. Но Елисей не вышел навстречу ему и не поклонился, как этого ожидал Нееман, а лишь передал через слугу, чтобы больной семь раз окунулся в Иордане, и тогда недуг пройдет. Нееман был глубоко оскорблен, так как не привык к такому обращению. К тому же он не поверил словам пророка и с возмущением воскликнул: «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься?» (4 Цар. 5:12). После этого он в гневе покинул Самарию. Но по дороге слуги все-таки уговорили Неемана выполнить совет пророка. Он свернул к Иордану и семь раз окунулся в воде. Ко всеобщему удивлению, проказа исчезла, и тело Неемана стало чистым, как у новорожденного младенца. Исполненный благодарности, Нееман вернулся к Елисею, предлагая ему в награду серебро и дорогую одежду. Но Елисей отказался принять дары. Тогда Нееман пообещал Елисею, что отныне он будет поклоняться только Иегове, Который вернул ему здоровье.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после смерти мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он при падении своем коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Елисей. 4 Цар. 2–9:13:20–21Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Пророк Елисей Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.Когда Елисей

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Как наказал пророк Елисей своего корыстолюбивого слугу Гиезия за обман? Когда Елисей излечил от проказы сирийского военачальника Неемана и не взял у него предложенных за исцеление даров, слуга пророка Гиезий догнал уезжавшего Неемана и сообщил ему, будто Елисей

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Как пророк Елисей поступил с малыми детьми, обозвавшими его плешивым? По свидетельству библейского летописца, после того как пророк Елисей, оздоровив воду в Иерихоне, покинул этот город, случилось следующее. «Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

Елисей Когда Илия возвращался от горы Синай, он встретил Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал своё поле. Проходя мимо, Илия набросил на него свой плащ (это было знаком того, что юноша призывается на пророческое служение). Елисей оставил волов, побежал за ним и сказал:

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

§33 Пророк Елисей. Конец воинствующего профетизма (4 Цар 1-15) 1. Елисей - ученик пр. Илии. На Синае пр. Илия получил повеление помазать пророка вместо себя и благословить на царство в Дамаске Хаза`эля (Азаила), а в Израиле - Иег`у (Ииуя). По неизвестным причинам Илия исполнил

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

3. Пророк Елисей и другие истребители потомства царя Давида Я уже рассказывал о пророке Илии, который бегал в арамейский Дамаск, чтобы подговорить их царя напасть на евреев. Ему это не удалось, а вот следующий пророк Елисей, в 842 году до н. э. прекрасно справился с заданием

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

2. Пророк Елисей и дьявольская троица Ленина, Троцкого и Свердлова Ленин, Троцкий и Свердлов несли в своих человеческих душах духовные семена дьявола, но духовный отец ставил Ленина выше Троцкого и Свердлова, так как он был не евреем, а арийцем. На сотворение человеческой

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

3. Как пророк Елисей расправился с потомством царя Давида и царицы Иезавели? Духовная чистота, благородство и праведность царицы Иезавели стали причиной гнева дьявола и ненависти к ней пророка Елисея, который называл ее не иначе, как «нечистая блудница», хотя даже Ветхий

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Елисей Илия, главный пророк, ненадолго пережил Охозию. В Библии рассказывается легенда, согласно которой он живым был взят на небо: 4 Цар., 2: 11…вдруг явилось колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. После него остался его

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Елисей и Соманитянка Пророк Елисей пришел один раз в Соман, город колена Иссахова, и там одна бедная женщина пригласила его в свой дом подкре­питься пищей; после этого, всегда, когда он про­ходил через сей город, он заходил к ней, и был ею угощаем. Почувствовавши глубокое

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Пророк ЕЛИСЕЙ 14/27 июня Святой пророк Елисей был сыном Сафатаиз колена Рувимова. Он родился в городе Авел-Мехоле (см.: 3 Цар. 19,16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла

Из книги автора

Пророк Елисей Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то

Из книги автора

Поучение 2-е. Св. пророк Иеремия (Почему каждый пророк терпит поношение от современников?) I. Ныне Св. Церковь совершает память св. пророка Иеремии. Бог призвал его к пророческому служению под конец царствования Иосии (в VII веке до Рождества Христова). «И было ко мне, –

Из книги автора

Св. пророк Елисей (Основания, по коим должно почитать старших возрастом) I. Однажды пророк Елисей, день памяти коего празднуется ныне, входил в город Вефил, жители которого утопали в нечестии. Почтенного старца встретила толпа детей и начала смеяться над внешними его

Из книги автора

XLII Преемники Ахава. Пророк Елисей. Нееман Сириянин. Гибель дома Ахавова Иорам, десятый царь израильский, хотя и сын нечестивых Ахава и Иезавели, воспитался под влиянием последних испытаний своего отца, заставивших его не раз смиряться перед Богом, в знак чего, быть может,

Илия, главный пророк, ненадолго пережил Охозию. В Библии рассказывается легенда, согласно которой он живым был взят на небо:

4 Цар., 2: 11…вдруг явилось колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.

После него остался его ученик Елисей, унаследовавший его веру и статус.

4 Цар., 2: 13. И поднял [Елисей] м?лоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана.

С этого момента и до конца жизни, то есть в течение полувека или более, Елисей возглавлял группу пророков и осуществлял энергичную деятельность.

Тем не менее, Илия оставался в благоговейной памяти и более поздних поколений. Его смелое выступление против могущественного царя и царицы, за яхвизм, его мужественное осуждение тирании и абсолютизма были столь впечатляющими, что это породило легенду о переходе Илии на небо живым. Это, в свою очередь, подкрепляет ту мысль, что тот, кто живым взят на небо, когда-нибудь может снова вернуться с неба живым.

В более поздних поколениях, когда царства Израиля и Иудеи были разрушены, а выжившие иудеи с надеждой и страхом ожидали того дня, когда Господь установит на земле новый порядок, считалось, что Илия будет тогда играть ключевую роль. Так, пророк Малахия, писавший через четыре столетия после Илии, высказывает обещание Бога следующим образом:

Мал., 4: 5. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного.

В Новом Завете, в котором принята точка зрения, что новый порядок на земле должен быть привнесен Иисусом, принято, что Илия будет ему предшествовать. Иисус говорит:

Мф., 17: 12–13. Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Пророк Елисей. 4 Цар. 2–9:13:20–21Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Пророк Елисей Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.Когда Елисей

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Елисей Когда Илия возвращался от горы Синай, он встретил Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал своё поле. Проходя мимо, Илия набросил на него свой плащ (это было знаком того, что юноша призывается на пророческое служение). Елисей оставил волов, побежал за ним и сказал:

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ Прошло время, и воцарился на израильском троне царь Ахав. В жены взял он себе Иезавель, финикиянку, дочь царя сидонского. Стал царь Ахав служить и поклоняться богу Ваалу, поставил ему в Самарии жертвенник, а жена Ахава истребляла пророков, сынов

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Елисей и бедная вдова 1 Жена одного ученика пророков просила помощи у Елисея:- Твой раб, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Вечного. А теперь его заимодавец пришёл, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.2 Елисей ответил ей:- Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Елисей и богатая шунемитянка 8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть. 9 Она сказала мужу:- Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, - это

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Елисей и бедная вдова 1 Жена одного ученика пророков кричала Елисею:- Твой слуга, мой муж, умер, и ты знаешь, что он чтил Господа. А теперь его заимодавец пришел, чтобы забрать обоих моих мальчиков в рабство.2 Елисей ответил ей:- Как мне помочь тебе? Скажи мне, что у тебя есть

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Елисей и богатая шунамитянка 8 Однажды Елисей отправился в Шунем. Там жила одна богатая женщина, которая уговорила его остаться поесть. И всякий раз, проходя мимо, он останавливался там поесть. 9 Она сказала мужу:- Я знаю, что человек, который часто заходит к нам, ? святой

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Елисей и Соманитянка Пророк Елисей пришел один раз в Соман, город колена Иссахова, и там одна бедная женщина пригласила его в свой дом подкре­питься пищей; после этого, всегда, когда он про­ходил через сей город, он заходил к ней, и был ею угощаем. Почувствовавши глубокое

Из книги Жития Святых. Ветхозаветные Праотцы автора Ростовский Димитрий

Елисей и елей Одна из жен сынов пророческих, плача, говорила Елисею:- О, Пророк! Раб твой, приходившийся мне мужем, умер. Ты же знаешь, как беззаветно он служил Господу и родному правительству. А вот теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.- Что мне

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

Елисей спасает Израиля Царь Сирийский собрался войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. Разузнав об этом через друзей-пророков, Елисей послал к царю Израильскому сказать: «Берегись проходить сим

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Пророк Елисей Пророк Елисей творил много чудес.Однажды он пришел в город Иерихон, где жители стали жаловаться ему на то, что вода у них не хороша и вредна для питья.Пророк бросил соль в источник, вода стала вкусной и здоровой.Елисей из Иерихона отправился в Вефиль. Когда он

Из книги автора

Пророк ЕЛИСЕЙ 14/27 июня Святой пророк Елисей был сыном Сафатаиз колена Рувимова. Он родился в городе Авел-Мехоле (см.: 3 Цар. 19,16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла

Из книги автора

Елисей Чудотворец С тех пор, когда Илия оторвал Елисея от плуга и волов, прошло много лет. Стал он мужем плотного телосложения, с лысиной в полголовы. Углубленный в себя, он, казалось, не замечал ничего вокруг. Но когда близ Бетиля за ним увязалась детвора с криком

Из книги автора

Пророк Елисей Пророк Елисей прославился в своей жизни особенно многочисленными чудесами. После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотью Илии по воде, вода расступилась, и пророк перешел по сухому дну. Когда он пришел в Иерихон, то

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Пророк Елисей

Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.

После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.

Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: "у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна". Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.

Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: "иди, иди, плешивый!" Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.


Дети насмехаются над пророком Елисеем

Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: "Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы".

"Что у тебя есть в доме?" спросил Елисей.

Женщина ответила: "ничего нет, кроме одного сосуда с маслом".

Елисей сказал ей: "Пойди, попроси себе у всех соседей как можно больше пустых сосудов, запри за собою дверь и разлей в сосуды масло".

Женщина так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Она продала масло, уплатила весь долг и еще осталось у нее довольно денег на прожитие со своими сыновьями.


Пророк Елисей воскрешает отрока

В городе Сонаме одна богатая женщина имела сына. Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил.

Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказою (заразительными гнойными ранами). Никто не мог вылечить его от этой болезни. У жены Неемана была служанкою пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она сказала: "Вот, если бы господин мой побывал у пророка в Самарии, то он снял бы с него проказу".

Нееман поехал в землю израильскую к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас стел здоровым. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него.

Когда Нееман отправился домой, слуга Елисея, Гиезий, догнал его и взял у него, от имени пророка, серебро и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею.

"Откуда ты, Гиезий?" спросил его Елисей.

"Раб твой никуда не ходил", ответил Гиезий.

Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: "вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его". И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказою.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти, мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он, при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 2-10; 13 , 1-21.

Св. пророк Елисей

14 июня по ст.ст. / 27 июня по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой пророк Елисей был сын Сафата из колена Рувимова 1 . Он родился в городе Авел-Мехоле 2 (3Цар.19:16) и был великим чудотворцем. Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла золотая телица, которой совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как Богу, и приносили жертвы. В самый час рождения Елиссея эта бездушная телица так громко закричала, что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий священник, исполненный Святого Духа, сказал: "Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!" Когда же Елиссей достиг совершенного возраста, проводя жизнь свою для большего угождения Богу в девственной чистоте, Бог призвал его на пророческое служение. Призвание это совершилось так. Однажды Елиссей двенадцатью парами волов пахал землю. Святой пророк Илия, находившийся в то время на горе Хориве 3 в собеседовании с Богом, получил повеление от Бога помазать Елиссея вместо себя в пророка. И вот, когда Елиссей был в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на него свою милоть 4 , и, передав ему волю Господню, нарек его в пророка, и повелел ему следовать за собой. Елиссей тотчас все оставил и готов был со всем усердием следовать за святым пророком Божиим Илиею, и только испросил у него позволения на короткое время отлучиться домой, чтобы проститься с отцом и матерью. Дома он взял ту пару волов, на которой сам пахал, заколол их, а плуг рассек на дрова, возложил их на огонь и, зажарив на нем мясо, сделал угощение прилучившимся людям и соседям; после этого, поцеловал отца и мать, Елиссей немедленно последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих; по благодати Божией он сделался пророком, неменьшим учителя и наставника своего - святого Илии. Когда же Богу угодно было взять раба Своего Илию в вихре на огненной колеснице на небо (4Цар.2:1-15) и переселить его в рай, то Илия спросил у Елиссея, какого дара он желает от Бога, который бы он, Илия, исходатайствовал ему молитвой своей.

Проси, - сказал он, - что сделать тебе, прежде чем я буду взят от тебя.

Елиссей не просил себе чего-либо земного временного, ибо для него, оставившего все ради Бога и нищего духом, почитавшего все за ничто, не требовалось ничего на земле; он не просил у Илии ни здоровья для тела, ни долготы дней жизни своей, ибо, в чаянии наследия жизни вечной, не желал продолжительного пребывания в этой временной жизни, но испросил себе благодати Духа Святого, сугубой по сравнению с почивавшей на святом Илии.

Пусть будет, - сказал он, - тот дар пророчества, и дар чудотворения, какой в тебе, вдвое более во мне! Дабы я мог заблуждшихся людей, уклонившихся в служение Ваалу, словом пророческим научить, подтверждая наставления свои чудотворениями, и через сие обратить их опять к единому истинному Богу.

Илия согласился на просимое Елиссеем, но под условием, сказав ему:

Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так.

И вот, когда они продолжали путь и беседовали, появилась огненная колесница и огненные кони, которые разделили их друг от друга, и Илия в вихре понесся на небо. Елиссей смотрел и взывал:

Отец мой, отец мой! Колесница Израилева и конница его! 5

Наконец, когда Елиссей перестал уже видеть огненную колесницу, далеко скрывшуюся от него вместе с Илиею в высоте, то начал плакать по нем, как об отце, разодрав одежду свою пополам. Но вот он увидел спущенную с высоты Илиею милоть, которая и покрыла его, и он принял ее, как знак полученного сугубого духа Илии, и получил утешение в своей печали о нем. Он хранил ее у себя, как великое сокровище, или как драгоценную царскую порфиру, - и этой милотию сотворил такое же чудо, как ранее Илия. Желая перейти реку Иордан, он милотию ударил по воде, - вода расступилась, и Елиссей перешел посуху. Видевшие это чудо ученики пророческие, жившие в Иерихоне, убедились, что Дух Илии почил на Елиссее и, придя к нему, поклонились ему.

Святой же Елиссей пришел в Иерихон и остановился в нем, чтобы пробыть здесь некоторое время. Жители города пришли к нему и сказали:

Вот местоположение города нашего хорошо, как и сам ты видишь; но вода нехороша, и от нее и земля бесплодна!

Елиссей потребовал, чтобы принесли ему новый водонос и всыпали в него соли. Когда это исполнили, он взял водонос и пошел к тому месту, где были ключи и, высыпав там соль сказал:

Так говорит Господь: "Я сделал эту воду здоровой: она не будет уже теперь причиной смерти и бесплодия".

После сего из Иерихона Елиссей отправился в город Вефил, жители которого - израильтяне, отступив от Бога, поклонялись идолам. Когда он приближался к городу, то маленькие дети, игравшие здесь на дороге, встретив его и видя его плешивую голову, начали смеяться над ним и кричать:

Ступай, плешивый! Ступай, плешивый!

Елиссей, проходя мимо, осмотрелся и видя, что они следуют за ним, продолжая насмехаться и кричать, проклял их именем Божиим. И вот выбежали из лесу две медведицы и растерзали из них сорок двух отроков, остальные едва спаслись бегством в город. Этой казнью пророк Божий по праведному суду наказал тех детей за поругание и пресек им жизнь, дабы, придя в мужественный возраст, они не явились более злыми людьми; родители же их были наказаны этим за свое идолопоклонство и вместе получили горькое поучение воспитывать детей в страхе Божием и наставлять их благоговейному почитанию слуг Божиих. Из Вефила Елиссей пошел на гору Кармил 6 и оттуда возвратился в Самарию.

В то время у израильтян начиналась война против моавитян. Царь моавитский, земля которого изобиловала стадами, обыкновенно присылал ежегодно царю израильскому дань из ста тысяч ягнят и ста тысяч овец с рунами 7 . По смерти же Ахаава, царя израильского, Моса, царь моавитский отложился от царства Израильского и прекратил присыл обычной дани. Тогда Иорам, сын Ахаавов, царствовавший над Израилем в Самарии и державшийся нечестия своего отца, собрав свою военную силу и, пригласив на помощь Иосафата, благочестивого царя иудейского из Иерусалима, а также подчиненного ему царя эдомского, двинулся на моавитян через пустыню Эдомскую. По усмотрению Божию, в полках находился и святой пророк Елиссей. Семь дней шли три царя со своими полками и не было воды ни для людей, ни для скота; все изнемогали от жажды. Иорам, царь израильский, сказал с воздыханием:

Собрал Господь нас - трех царей, дабы предать в руки моавитян.

Царь же иудейский спросил:

Нет ли здесь при полках кого-либо из пророков, через которого можно было бы вопросить Господа?

Слуга царя израильского сообщил, что при полках находится Елиссей, сын Сафатов, который служил пророку Илии, возливая воду на его руки 8 . Царь же Иосафат засвидетельствовал об Елиссее, сказав:

В сем муже пребывает слово Господне.

И вот три царя пришли к святому Елиссею и просили его помолиться о них Господу, дабы Он открыл ему, что их ожидает.

Но святой Елиссей ответил Иораму, царю израильскому:

Что общего у меня с тобой? Иди к пророкам отца своего Ахаава и матери своей Иезавели и тех спроси, чтобы они сказали тебе, что вас ожидает.

Иорам же, царь израильский, со смирением сказал ему:

Неужели Господь собрал нас трех царей, чтобы предать в руки моавитян?

Елиссей отвечал ему:

Призываю во свидетельство Господа сил, Которому предстою, что, если бы я не почитал Иосафата - благочестивого царя иудейского, то не пожелал бы и видеть тебя идолопоклонника.

После этого Елиссей потребовал, чтобы привели к нему певца 9 . И вот, когда явился певец-левит, умевший прекрасно петь псалмы Давида, и пел, - Дух Господень сошел на Елиссея, и он, пророчествуя, сказал:

Копайте глубокие рвы, потому что так говорит Господь: вы не увидите ни дождя, ни ветра, а рвы наполнятся водой, которую будете пить вы и скот ваш, да и самих моавитян Господь предаст в руки ваши и вы победите их силу и разорите все их укрепленные города, посечете все дерева плодоносные и всякий водный источник запрудите камнем и землею и всю страну Моавитскую опустошите.

И сбылись все слова пророка. На утро, когда благочестивый Иосафат, царь иерусалимский, по обычаю своему приносил жертву Богу руками священническими, люди увидали воду, текущую по Эдомскому пути, которая достигла сначала места, где стояли полки Иосафата, и, разливаясь по окрестности, наполняла все рвы и лощины потоков по долине, и вся земля пропиталась водой и была влажной. Люди утолили жажду и, подкрепившись силами, двинулись на моавитян и нанесли им тяжкое поражение; всю страну их пленили, и по повелению пророка, предали ее опустошению, и после сего с торжеством возвратились в свою страну.

Однажды некая вдова пророческого ученика с горестью говорила Елиссею:

Раб твой, а мой муж, умер; ты же его хорошо знаешь, как человека богобоязненного. Теперь приходит заимодавец, которому очень много задолжал мой муж и не находит у меня, что взять, ибо я совсем ничего не имею; и потому желает взять у меня в работу себе двоих моих сыновей, оставшихся мне в утешение в моем вдовстве и дорогих мне как зеницы очей моих.

Так горько взывала вдовица та к пророку Божию. По сказаниям некоторых, вдовица эта была супругой пророка Авдия, управителя дома Ахаавова, который скрыл от меча царицы Иезавели сто пророков Божиих и содержал их на свой счет, на что истратил все свое имущество, задолжав заимодавцам 10 . Умирая, он предоставил жену и детей промыслу Божию, заповедав им иметь твердое упование на Господа. Святой пророк Елиссей, умилосердившись над вдовицей и ее детьми, спросил ее:

Что ты желаешь, чтобы я сделал для тебя? Скажи, что ты имеешь теперь в доме у себя?

Она отвечала:

Нет у рабы твоей ничего в доме, кроме посудины с небольшим количеством елея.

Тогда Елиссей сказал ей:

Поди, попроси у соседей своих, как можно больше, порожних сосудов и, затворившись в доме с сыновьями своими, наливай из своей посудины масло во все эти сосуды, и они будут наполняться.

Вдовица исполнила повеление пророка Божия. Она собрала у соседей порожние сосуды, поставила их в доме, затворила за собой двери и наливала елей из своей посудины в выпрошенные сосуды; сыновья ее, помогая матери, подавали сосуды и наливали их, и елей не оскудевал в ее сосуде, но лился как из источника. Когда сосуды все были наполнены, женщина сказала сыновьям:

Подставьте еще сосуд.

Но дети сказали, что уже нет более порожнего сосуда, и елей перестал течь из сосуда вдовы. Вдовица с великой радостью поспешила к человеку Божию и сказала ему об этом чуде. Елиссей же велел ей идти и продавать этот елей и заплатить долг своего мужа, а от оставшегося питаться со своими сыновьями.

Случилось святому пророку Елиссею проходить через город Сонам 11 . Здесь одна богатая женщина упросила его к себе есть хлебы и со всем усердием угостила человека Божия. Пророку Елиссею очень часто приходилось проходить тем городом при путешествии от Кармила к Иордану, или в Галгалы, или в Иерихон, и оттуда возвращаться в Кармил; после приглашения женщины он постоянно заходил в дом ее есть хлеб, потому что она была благочестива и добродетельна. Однажды женщина та сказала мужу:

Я уверилась в том, что человек Божий, который часто проходит мимо нас - человек святой. Устроим ему небольшую горницу, поставим ему там постель, стол, стул и подсвечник, чтобы он, заходя с дороги к нам, мог отдохнуть.

И устроили так. И святой пророк каждый раз останавливался в этой горнице, когда случалось ему быть в этом городе. Однажды человек Божий, отдыхая в горнице, устроенной для него, размышлял, чем бы отблагодарить эту гостеприимную и добродетельную женщину. Он велел слуге своему Гиезию позвать женщину к себе. Когда она вошла, человек Божий сказал ей:

Вот ты так заботишься о нас; чем я могу отблагодарить тебя за это? Нет ли у тебя какой просьбы до царя, или князя или военачальника?

Она отвечала:

Нет у меня никакой просьбы к ним, потому что среди своего народа я живу.

Когда женщина ушла, святой обратился к Гиезию, спросив его совета, чем бы можно было отблагодарить ту женщину за ее благодеяние. Гиезий отвечал ему:

Женщина эта не имеет детей, а муж ее стар, умоли Бога, чтобы Он подал ей наследника-сына.

Угодник Божий поступил так. Он усердно вознес горячую молитву о женщине той Богу и, получив извещение от Него, велел вторично призвать ее к себе. Когда она вошла и встала в дверях, человек Божий сказал ей, что она зачнет и родит сына. Женщина поклонилась ему, и как бы не веря от радости, с мольбой просила святого уверить ее в том. Святой убедил ее, чтобы она твердо верила неложному слову. Женщина действительно зачала и по исполнении времени родила сына, которого и вскормила своей грудью. Однажды, когда отрок уже возрос, летом в жатвенное время он пошел к отцу своему на поле, где была жатва. Пробыв там немного, он разболелся головной болью и закричал:

Голова болит, голова болит!

Отец велел слуге отнести больного сына домой. Дома больной отрок пролежал на коленях у матери только до полудня и умер 12 . Мать взяла умершего, отнесла в горницу пророка положила его на постель и, затворив двери, вышла и позвала своего мужа. Ничего не сказав ему о смерти сына, она просила у него, чтобы он прислал ей слугу и осла, так как она должна идти к человеку Божию в Кармил, откуда скоро возвратится.

Муж спросил ее:

Зачем ты пойдешь к нему? Ведь нынешний день не новомесячие, ни суббота?

(В эти дни к святому пророку Елиссею, жившему на Кармильской горе, собирались люди для славословия Божия и поучения). Жена же отвечала, что хотя ныне не суббота, ни новомесячие, но она должна идти, - и с поспешностью отправилась к святому. Когда она приближалась к Кармильской горе, человек Божий, провидя ее приход, сказал своему слуге Гиезию:

Это та Сонамитянка. Беги навстречу ей и спроси: "Здорова ли ты? Здоров ли муж? Здоров ли сын твой?"

Она сказала встретившему ее Гиезию:

Здоровы.

Но когда она пришла к святому на гору, то припала к его ногам. Гиезий хотел было ее отстранить от него, но Елиссей сказал:

Оставь ее, ибо душа ее ныне скорбит; Господь же утаил от меня об ее печали и не открыл мне.

Женщина сказала:

Просила ли я сына у господина моего? Не сам ли ты, господин мой, испросил его мне у Бога? Не говорила ли я: не дай мне обмануться? И вот сын мой ныне умер.

Человек Божий умилился над ней и, дав свой посох Гиезию, велел ему скорее идти и возложить этот посох на умершего отрока. Мать же умершего отрока не удовольствовалась этим и, припав к святому пророку, говорила ему:

Жив Господь, и жива душа твоя, я не отстану от тебя.

Тогда святой Елиссей встал и пошел вместе с ней. Гиезий же, прибыв ранее его, положил посох на лице отрока, но отрок не обнаруживал признаков жизни. Тогда Гиезий возвратился и, встретив человека Божия, сказал ему, что отрок не воскрес. Наконец, прибыл в город сам святой пророк Елиссей и, войдя в дом женщины, прошел в горницу. Здесь на его постели лежал умерший отрок. Святой Елиссей затворил двери и, помолившись Господу, простерся над отроком, приникнув своими устами к его устам, и своими глазами к его глазам, и положив руки свои на его руки, и свои колена на его колена, и дышал на него, - и тело отрока стало согреваться. Пророк встал, походил по комнате и опять простерся над отроком. Так было до семи раз, после чего отрок открыл глаза. Елиссей позвал Гиезия и велел ему призвать мать отрока. Когда она вошла, Елиссей сказал ей:

Возьми сына твоего!

Женщина припала к ногам человека Божия, и, взяв живого сына своего, радуясь, воздавала хвалу Богу 13 .

После этого пророк Божий Елиссей пришел в Галгал, место, где в древности израильтяне на пути в землю обетованную переходили реку Иордан. Здесь пророк Елиссей пробыл продолжительное время. И вот наступил голод в той стране. С пророком были и ученики его, проводившие жизнь в подражание ему, в чистоте и нищете, подобно инокам новой благодати. Пребывание человека Божия с учениками было в особом безлюдном месте. Елиссей приказал слуге своему поставить на огонь большой котел и варить похлебку для учеников пророческих, которых было числом сто человек. Один ученик пошел в поле собирать зелень и нашел дикий плод, на вид схожий с виноградом, называвшийся колокинхидой, очень горький, почему называли его также желчью земли. Плод этот очень вреден для здоровья, хотя и употребляется при врачевании, но употребление его в большом количестве причиняет смерть. Собиравший не знал всего вреда этого плода и потому набрал полную одежду свою, и всыпал в котел, чтобы сварить. Когда пища была подана ученикам и они стали есть, тогда они тотчас почувствовали горечь и заболели.

Смерть в котле, человек Божий! - вскричали они в испуге, обратившись к Елиссею, и перестали есть, потому что было невозможно.

Елиссей велел всыпать немного муки в котел, (не затем, чтобы обезвредить пищу, а чтобы скрыть свое чудотворение) - пища сделалась приятной и безвредной, и евшие ее насытились и исцелились.

В это время пришел к святому пророку Елиссею один благочестивый человек из города Ваал-Шалиши 14 и принес двадцать ячменных небольших хлебцев от первого сбора ячменя. Человек Божий велел те хлебцы раздать присутствующим. Но слуга его сказал, что этих маленьких хлебцев не достанет на сто человек.

Елиссей ответил ему:

Раздай всем, пусть едят; ибо так Господь говорит, все они насытятся, и еще останется.

И действительно, сто человек насытились и, по слову Господню, сказанному устами пророка, осталось много кусков. В то время заболел проказой 15 знаменитый воевода царя Сирийского, по имени Нееман: он славился своей храбростью и военными победами, и потому был в большом почете у царя. Болея продолжительное время, Нееман не находил врачей, которые бы могли исцелить его. Однажды сирийские воины привели из израильской страны взятую в плен девочку и отдали ее в услужение жене Неемана. Девочка та слыхала от своих родителей о святом пророке Елиссее и о великих чудесах, совершавшихся по его молитвам, и сказала о том своей госпоже, которой служила.

О, если бы господин мой, - говорила та девочка, - побывал у пророка Божия, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!

Эти слова девочки жена Неемана и передала в точности своему мужу. Нееман пошел к царю своему и стал просить у него, чтобы он отпустил его в землю израильскую, в Самарию - к пророку Божию для исцеления. Царь не только дозволил ему идти, но дал с ним письмо к царю израильскому Иораму, сыну Ахаавову. Нееман, взяв с собой дары для человека Божия, - десять талантов серебра, шесть тысяч золотых монет и десять перемен дорогих одежд - прибыл в землю израильскую и подал царю Иораму письмо от своего царя. В письме было написано:

Из моего письма, которое ты получишь, узнай, что я послал к тебе слугу моего Неемана, чтобы ты очистил его от проказы.

Царь израильский Иорам, прочитав письмо царя сирийского, сильно опечалился и, разодрав на себе одежды, сказал:

Разве я Бог, Который один может умерщвлять и оживлять, что он прислал ко мне прокаженного человека, чтобы я очистил его от проказы? Не замечаете ли, что это он ищет предлога, чтобы начать войну против меня?

Святой пророк Елиссей, узнав, что царь очень опечален и разодрал одежды свои, послал сказать ему:

Что ты печалишься и зачем разодрал одежды свои? Пусть Нееман тотчас придет и узнает, что есть пророк Божий в Израиле.

Нееман пришел с конями и колесницами и остановился у дверей дома Елиссеева. Святой пророк через посланного слугу сказал ему:

Иди, окунись семь раз в Иордане и тело твое будет таким, каким было ранее, и ты очистишься 16 .

Нееман почувствовал себя обиженным этими словами пророка и ушел, говоря:

Я ожидал, что он сам выйдет ко мне и, встав надо мной, призовет имя Бога своего, прикоснется рукой своею к прокаженным местам моего тела и очистит проказу, а он повелевает мне идти к Иордану. Реки Дамасские, Авана и Фарфар 17 не лучше ли Иордана и всех вод израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?

И пошел Нееман обратно из Самарии в сильном гневе. Но на пути слуги его посоветовали ему послушаться повеления пророка Божия и сказали при этом:

Если бы пророк приказал тебе сделать что-либо очень трудное, разве ты не исполнил бы его повеления? А он тебе сказал только: окунись в Иордане и очистишься, а ты и этого не хочешь исполнить.

Нееман послушался совета своих слуг, отправился на Иордан, сошел с колесницы и семь раз окунулся в реке, как велел ему человек Божий, и тотчас тело его очистилось и он вышел из реки бодрый и здоровый, как юноша. И возвратился Нееман со всеми сопровождавшими его к святому Елиссею и, став перед ним, сказал:

Теперь я знаю, что нет Бога по всей земле, кроме Израиля; посему прими от раба твоего дары эти, какие я принес тебе.

И при этом предложил человеку Божию золото, серебро, одежды. Но святой Елиссей сказал ему:

Жив Господь, Которому я служу, я не возьму у тебя ничего.

Нееман начал убеждать пророка взять принесенное, но он был непреклонен и не взял ничего.

Тогда Нееман обратился к святому с просьбой, сказав:

Дозволь рабу твоему взять земли 18 , сколько можно увезти на двух парах мулов; привезя ее домой, я поставлю жертвенник Господу Богу Израилеву, ибо отныне раб твой не будет приносить жертвы никаким богам, кроме Единого Истинного Бога 19 .

Святой Елиссей дозволил ему взять просимое и отпустил его с миром. Когда Нееман ушел от человека Божия Елиссея, слуга его, Гиезий, начал размышлять:

Вот какую великую радость сделал Нееману Сириянину господин мой, а он не взял из рук его ни одного дара; пойду вслед за ним, догоню и возьму что-либо у него.

И, встав, поспешил вслед за Нееманом. Нееман, увидав, что Гиезий поспешно догоняет его, сошел с колесницы и пошел навстречу к нему. Когда они сошлись вместе, Гиезий, после приветствия, сказал Нееману:

Господин мой послал меня сказать тебе, что сейчас с горы Ефремовой пришли к нему двое учеников пророческих, и он просит тебя дать для них талант серебра и две перемены одежд.

Нееман сказал:

Возьми два таланта.

И тотчас велел положить серебро в два мешка, и дал Гиезию двоих своих слуга отнести посланное, а сверх того дал ему и две одежды. Гиезий, придя с теми слугами домой в вечерний сумрак, взял у них принесенное и, отослав их обратно, скрыл взятое в доме, а сам явился к господину своему.

Святой Елиссей спросил у него:

Откуда ты пришел, Гиезий?

Гиезий отвечал:

Не ходил раб твой никуда.

Тогда святой Елиссей сказал ему:

Разве сердце мое не ходило с тобой и не видело, как, сойдя с колесницы человек тот шел навстречу тебе, и как ты принял от него серебро и одежды; и разве я не знаю, что ты намерен на это серебро купить себе масличные деревья и виноградники, овец и волов, слуг и служанок? За это проказа Нееманова пристанет к тебе и к твоему потомству навеки.

И вышел Гиезий от Елиссея, покрытый проказой и белый, как снег.

Однажды ученики пророческие сказали Елиссею:

Вот жилище, в котором мы живем около тебя, тесно для нас; пойдем к Иордану и принесем каждый по бревну и сделаем себе там жилище.

Святой отпустил их. Один из учеников кротко пригласил и его самого пойти вместе с ними, сказав ему:

Пойди, отче, и ты сам с рабами твоими.

Человек Божий встал и пошел вместе с ними. Когда они пришли на Иордан и начали рубить бревна, у одного из рубивших соскочил топор с топорища и упал в воду, и он вскричал:

Ах, господин мой! Топор этот я взял на подержание у друга.

Человек Божий спросил его, где упал топор и, когда тот указал место, Елиссей отрубил кусок дерева, бросил его в воду, и топор всплыл на поверхность воды. Святой велел рубившему взять его, и тот, протянув руку, взял его. Столь великая дана была сила святому мужу, что он мог даже естественную тяжесть железа уменьшить так, что железная секира плавала сверх воды, как лист, упавший с дерева.

Святой пророк Елиссей провидел происходящее вдали от него с такой ясностью, что как бы все это происходило перед его очами. Царь сирийский, воевавший с израильтянами, много раз совещался с приближенными своими, как устроить засаду для царя израильского, и назначал то или другое место, где должен был залечь назначенный для засады отряд воинов. Но святой Елиссей, провидя это, посылал предупредить царя израильского, говоря:

Остерегись проходить сим местом, потому что там залегли сирияне.

Царь посылал узнать, правда ли это, и уверившись в том, соблюдал осторожность и не приближался к тому месту, а сам посылал своих воинов, которые внезапно нападали на сириян и поражали их. Это было несколько раз. Царь сирийский, слыша об этом, пришел в смущение и, призвав своих подчиненных, сказал им:

Почему вы не скажете мне, кто открывает мои тайны царю израильскому и предает меня в его руки?

Один из них отвечал ему на это:

Никто, господин мой царь, и не от нас это происходит! А у израильтян есть пророк Елиссей, который пересказывает царю израильскому даже те слова, которые ты говоришь в своей спальной комнате.

Царь сказал:

Узнайте, где пророк тот? Я пошлю воинов взять и привести его сюда.

Воины, разузнав, сказали ему, что Елиссей пребывает в Дофаиме 20 . Царь послал туда конницу, колесницы и большой отряд войска, которые ночью приступили и окружили город. Рано утром слуга Елиссея, выйдя из дома, увидал сирийские войска с конями и колесницами, в большом количестве окружившие город, и, вбежав к Елиссею, вскричал:

Что нам делать, господин мой?

Святой Елиссей отвечал:

Не бойся: с нами больше, чем с ними.

И обратился Елиссей к Богу с молитвой, говоря:

Господи! отверзи очи отрока твоего, дабы он узрел силу Твою.

И Бог отверз очи служителя Елиссея, - он увидел, что вся гора занята конями и огненными колесницами кругом Елиссея.

Святой Елиссей вышел со слугой своим из города к сириянам, а те пошли к нему. Елиссей помолился к Господу, говоря:

Порази, Господи, народ сей слепотой.

И Господь поразил их слепотой, как просил Елиссей. Тогда Елиссей сказал им:

Это не та дорога и город этот не тот, куда вам нужно идти; но идите за мной, и я приведу вас к тому человеку, которого вы ищете.

И привел он их в Самарию. Когда они прибыли в Самарию, Елиссей обратился с молитвой к Богу и сказал:

Господи? Отверзи им очи, дабы они увидели, где находятся.

И открыл Господь глаза их, и они увидели, что находятся в Самарии. Царь израильский, узнав об их прибытии, и, увидев их, спросил святого Елиссея:

Не велишь ли, отче, их истребить?

Но святой отвечал:

Нет не истребляй, ибо не ты привел их сюда, и не ты пленил их своим оружием; но сделай им угощение, чтобы они шли к государю своему.

Царь сделал им большое угощение, и они ели и пили, и были отпущены к царю своему, и после этого прекратили свои нашествия из Сирии на землю Израильскую.

Прошло довольно продолжительное время и царь сирийский Венадад начал войну с Иорамом, царем израильским. Он собрал все свое войско и окружил Самарию, столичный город царей израильских, где находился тогда и святой пророк Елиссей. Начался сильный голод в городе, так что самые бедные жители поедали своих детей. Однажды к царю израильскому, когда он ходил по городской стене, подошла женщина и с воплем говорила ему:

Помоги мне господин, мой царь!

Царь отвечал ей:

Если тебе не поможет Господь, как я могу помочь тебе? С гумна или с точила дам тебе пропитание? Впрочем скажи, что тебе нужно?

Она начала свою жалобу на другую женщину, сказав:

Вот эта женщина сказала мне: давай, съедим сегодня твоего сына, а завтра моего, и мы сварили моего сына и съели. На другой день я сказала ей: давай съедим и твоего сына, но она его спрятала.

Царь израильский, выслушав такой ужасный рассказ женщины, разодрал одежду свою и страшно разгневался на пророка Божия Елиссея за то, что тот своим советом удерживал его не покоряться царю сирийскому и не сдавать ему город, а ожидать помощи Божией.

Пусть покарает меня Бог и прибавит еще к моему наказанию, если сегодня голова Елиссеева останется на нем! - сказал царь во гневе.

И тотчас был послан исполнитель казни, чтобы отсечь голову пророку. Человек же Божий находился у себя дома, и у него были старцы израильские.

Знаете ли вы, - сказал он старцам, - что царь Иорам, сын убийцы Ахаава, убившего неповинно Навуфея, послал исполнителя казни снять с меня сейчас голову? Но вы заприте крепко двери и не пускайте его сюда, пока не придет сюда господин его, ибо слышится топот ног господина его, потому что он спешит уже вслед за ним.

Еще святой говорил эти слова, как подошел царь и остановил исполнителя казни; потому что после злого решения своего царь раскаялся, и сам поспешил вслед за посланным, чтобы предупредить исполнение жестокого приказания, ибо царь знал о святости пророка Елиссея и его неповинности и о всех благодеяниях его для Израильского царства и для многих людей.

Войдя к пророку, царь сказал:

Вот какое великое бедствие послано на нас от Господа! Чего же мне ждать от Него? Отдам город сирийскому царю и смирюсь перед ним, чтобы не умереть всем нам от голода, лучше, подчинившись ему, остаться всем нам живыми, чем, сопротивляясь, погибнуть от голода.

Но святой Елиссей, обратившись к царю и ко всем присутствовавшим, сказал:

Слушайте слово Господне! Вот что говорит Господь: этот же час завтра в воротах Самарии 21 будут продавать меру муки пшеничной за один сикль, и две меры ячменя за один сикль.

Один из сановников, самый приближенный к царю, на руку которого царь опирался, сказал на это Елиссею:

Если бы даже Господь отверз небеса, и тогда не будет того, что ты говоришь.

Святой Елиссей отвечал ему:

Вот ты сам увидишь это своими очами, но не вкусишь от хлеба того.

Успокоившись немного, царь ушел в свою палатку. И вот ночью, когда святой Елиссей молился ко Господу Богу об освобождении города, Бог наслал великое смятение на войско сирийское: сириянам послышался большой шум от оружия и ржания коней, как бы от большого собравшегося войска, и они порешили между собой, что это цари хеттейский и египетский, нанятые царем израильским, пришли к нему на помощь со своими войсками.

Бежим отсюда, бежим! - кричали они в великом страхе.

И ночью вместе с царем своим побежали обратно, оставив на месте свои палатки, коней, ослов и все, что было у них в стане, спасая лишь только свою жизнь. В эту же ночь около городских ворот сидели четверо прокаженных, которые, рассуждая друг с другом, говорили:

Зачем мы здесь сидим, ожидая смерти? Если в город пойдем, то умрем от голода, а, оставаясь здесь, также умрем; не пойти ли нам в сирийский стан и если не пощадят нас, то лучше умереть от меча, чем терпеть невыносимые муки от голода.

И, согласившись, встали и пошли в сирийский стан, покрытый еще ночным мраком. Войдя в стан, они не нашли ни одного человека и, пройдя до середины стана и никого не видя, много дивились этому. Они вошли в одну из палаток, и ели, и пили, взяли из нее серебро, и золото, и одежды и, отойдя, скрыли. Возвратившись, они вошли в другую палатку и взяли из нее все, что хотели и сколько могли унести, и опять скрыли. После сего они начали совещаться, говоря:

Нехорошо мы делаем; настоящий день - день радостной вести, а мы молчим: и если останемся здесь до рассвета, то будем повинны в большом грехе; посему поспешим к городу и известим царский двор.

Они поспешили к городу и, подойдя к воротам городским, сказали стражам:

Мы ходили в стан сирийский и не видели там ни одного человека, и не слыхали даже голоса человеческого; только кони на привязи и ослы остались там, также и шатры стоят на своих местах, наполненные богатством.

Немедленно обо всем известили царя. Царь встал ночью, собрал приближенных и начал с ними совещаться и, усомнившись, сказал им:

Я открою вам коварный замысел сириян, который они задумали против ас. Они узнали, что мы страдаем от голода; посему, выйдя из стана, скрылись где-либо в поле, намереваясь, когда мы выйдем, гонимые голодом из города, захватить нас живыми, и войти в наш город.

Слуги царя посоветовали послать кого-либо на разведку. Были посланы двое всадников, которые, прибыв в стан сирийский и, никого не найдя в нем, поскакали по следам сириян до Иордана. Весь путь был устлан одеждой и оружием, которые бросали бежавшие в великом страхе сирияне. Посланные возвратились и обо всем известили царя и народ. Люди бросились из города и расхитили весь лагерь сирийский; и мера муки пшеничной и две меры ячменя продавались за один сикль, как сказано было Господом через пророка. Вышеупомянутый сановник, тот, на руку которого опирался царь, получил от него приказание встать у городских ворот для наблюдения за порядком. И вот, когда он хотел распоряжаться, чтобы народ не теснился в воротах, толпа стиснула его и задавила его насмерть, как это и было предсказано человеком Божиим Елиссеем, когда этот сановник, не веря слову Господню, сказанному устами пророческими об изобилии хлеба, противоречил:

Если Господь и небо отверзет, то этого не будет (1Цар.6:24 и след).

Славен был сей великий угодник Божий и в других дивных пророческих дарованиях и деяниях, как о том пространно повествуется в книгах Царств. Он предсказал семилетний голод в земле израильской (4Цар.8:10). Предусмотрев смерть Венадада царя сирийского, он предсказал переход царства Сирийского в руки Азаила. Помазав Ииуя - одного из князей израильских - на царство (4Цар.9:3), он возбудил его истребить богоненавистный идолопоклоннический Ахаавов дом. Ииуй убил двоих царей идолопоклонников: Иорама израильского и Охозию иудейского, внука благочестивого царя Иосафата, который, не подражая деду своему, уклонился в нечестие. Он умертвил Иезавель, нечестивую жену Ахаавову, мать Иорама, и избил всех жрецов и волхвов вааловых. Во всех этих делах ему споспешествовали благословения и молитвы святого пророка Елиссея. По смерти Ииуя царствовал в Израиле сын его Иоахаз, а ему наследовал Иоас, внук Ииуя. В царствование Иоаса человек Божий, имевший пребывание в Самарии, и, будучи уже глубоким старцем, разболелся. Царь израильский Иоас пришел навестить его и, плача над ним, говорил:

Отче, отче, колесница израилева и кони его!

Елиссей сказал ему:

Возьми лук и стрелы, открой окно к востоку, где находится Сирия, и натяни лук со стрелой.

Царь исполнил это. Пророк же Божий, положив свои руки на руки царя, сказал:

Пусти стрелу к Сирии.

И царь пустил стрелу. Пророк сказал:

Стрела эта - стрела спасения Господня, и ты победишь Сирию.

И опять велел царю взять в руки лук и стрелы. Царь взял. Пророк сказал ему:

Ударь стрелой по земле.

Царь ударил три раза и остановился. Человек Божий разгневался на него, сказав:

Если бы ты ударил пять или шесть раз, то победил бы Сирию окончательно, теперь же ты нанесешь ей только три поражения 22 .

Так пророчествуя царю, святой Елиссей скончался и был погребен с почестями 23 .

Не только при жизни пророк Елиссей творил чудеса, но он и по смерти своей явил себя чудотворцем. Через год после его смерти несли хоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю израильскую. Несшие умершего еще издали увидали неприятелей и бросили труп в близ лежащую пещеру. Это была та пещера, в которой покоился прах пророка Елисеея. Лишь только мертвец коснулся костей пророка, как тотчас ожил и, выйдя из пещеры, пошел в город 24 .

Так и по смерти Бог прославил Своего угодника 25 . За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь 26 .

Тропарь, глас 4:

Во плоти ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати: темже и почитающым его точит исцеления.

Кондак, глас 2:

Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елисее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с ним же Христу Богу молися непрестанно о всех нас.

________________________________________________________________________

1 А по иным сказаниям он происходил из колена Манассиина.

2 Город Авел-Мехола находился недалеко от реки Иордана.

3 Хорив - гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которого составляет гора Синай.

4 Милоть - верхняя одежда, плащ.

5 Цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. Поэтому Елиссей назвал великого Илию колесницею Израилевой и конником, так как его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам (блаж Феодор, вопр 8).

6 Кармил - гора в колене Иссахаровом; здесь часто пребывал пророк Илия (3Цар.18:19).

7 Руно - шерсть, шкура.

8 "Возливал воду на руки Илии", т.е. был постоянным служителем пророка Илии, и посему является пророком, заслуживающим полного доверия, как сказал о Елиссее царь иудейский Иосафат (4Цар.3:12), видимо уже слышавший о нем.

9 В том, что пророк Елиссей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на царя Иорама (4Цар.3:13-14), прибегает к действию струнной музыки, после чего "была Рука Господня на нем" (ср. 3Цар.18:16; Иер.1:9), усматривается, во-первых, известный в древности обычай - прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения и возбуждения; во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах(1Цар.10:5), с которыми прор. Елиссей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, "священники по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты - гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из этих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать" (вопр. 12 на 4Цар.).

10 3Цар.18:3 и след. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквой закона (Лев.25:39; Исх.21:2) и жестокой практикой жизни (Мф.18:25).

11 Город Сонам или Сунем находился в колене Иссахаровом (Нав.19, 18) против гор Гелвуя (1Цар.28:4), близ Кармила.

12 Болезнью сына благочестивой женщины, видимо, был солнечный удар (Иудифь 8:2-3; Пс 120:6).

13 Действие пророка при воскрешении умершего ребенка очень сходны по существу с действиями прор. Илии при воскрешении сына вдовы Сарептской (3Цар.17:19-23). Пророк Елиссей "собственные свои орудия чувств приложил к орудиям чувств умершего, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь" (блаж. Феодор, вопр. 18). Чудо это прообразовало воскресение Господа Иисуса Христа. (Повествование 4Цар.4:8-37 читается в качестве паремии 12-й на вечерне в Великую субботу).

14 Ваал-Шалиша (ср. 1Цар.9:4) - город, по предположению, в колене Ефремовом.

15 Проказа - это самая страшная и отвратительная, заразительная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на Востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпьями и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и по большей части в конце концов пораженные этой болезнью умирают в страшных мучениях.

16 Когда Нееман прибыл к дому пророка Елиссея "он, храня закон, как живущие под законом, не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев.13:14), а приказал ему семь раз измыться в р. Иордан" (блаж. Феодор, вопр. 19).

17 Сирийские реки Авана и Фарфар, по общему мнению, вытекали из гор Антиливана и орошали Дамаск.

18 Просьба Неемана к пророку: дать ему известное количество земли из страны Израильской объясняется глубоким благоговением Неемана к Иегове - самую землю страны Его почитания Нееман считает священной, и берет часть земли, освященной благословением пророка Иеговы - Елиссея.

19 Кроме того, Нееман Сириянин говорил о себе пророку Божию, что он, по обязанности слуги царского, должен сопровождать своего государя в капище Реммана и там преклоняться вместе с царем, который повергается на землю перед идолом, опираясь на его руку; и теперь Нееман спрашивал у Елиссея, простит ли ему Господь, что он преклоняется в капище Реммана? Елисеей успокоил его, и он отправился (4Цар.5:18-19).

20 Дофаим - город на торговой дороге из Галаада в Египет, к северу от Самарии; здесь некогда был продан Иосиф (Быт.37:17, 25).

21 Пророк говорит царю и старейшинам народа о предстоящей необыкновенной дешевизне хлеба именно "у ворот Самарии" - у ворот, где на Востоке сосредоточивалась вся общественная жизнь, между прочим, и торговля.

22 На вопрос: "Почему пророк Елиссей возвестил будущую победу посредством лука и стрелы?" (4 Цар.13:15) блаж. Феодорит (вопр. 42) отвечает: "Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел. В данном случае символическое действие непосредственно выражало означаемую им действительность войны и победы. Положение рук Елиссея на руки царя (4Цар.13:16) могло указывать на молитвенную помощь пророка, следовательно, и Иеговы царю Израильскому в предстоящей борьбе с сирийцами. Направление выстрела к востоку относилось к сирийцам, занявшим восточно-иорданские города и области Израильского царства (4Цар.10:33).

23 Св. пророк Елисеей умер в глубокой старости, около 100 лет. Он выступил на пророческое служение при Ахаве (3Цар.19:19) - около 900 года до Р. Х., а скончался при Иоасе, в тридцатых годах IX века. По блаженному Иерониму, могилу пророка указывали близ Самарии (ср. 4Цар.5:9; 6, 32). Св. мощи пророка Елиссея, во времена блаж. Иеронима, вместе с мощами св. пророков Авдия и Иоанна Крестителя в Севастии или Самарии изгоняли демонов, во времена Юлиана сожжены, но останки от огня сохранены верными, часть их перенесена в Александрию. В Константинополе св. пророку посвящен был храм, а в Палестине св. Иоанном Дамаскиным написан канон. Праздник в честь св. пророка Елисеея 14 июня есть древнейший и общий всем народам Востока и Запада.

24 Посмертное чудо пророка, по блаж. Феодориту, имело такой смысл: "Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой, против учителя, благодати". Кроме того, временной целью чуда могло быть воодушевление Израиля на борьбу с врагами, а вечной и существенной: засвидетельствование истины всеобщего будущего воскресения мертвых. В частности, здесь доказывается истинность почитания Православной церковью мощей святых угодников Божиих. Так, сила Божия, которая была на пророке Елисее при жизни, сообщилась при этом чуде его мощам.

25 Кроме множества предсказаний, чудес и благодеяний, оказанных людям, пророк Елиссей много содействовал развитию и возвышению училищ пророческих (4Цар.2:3. 5 и др.) и без сомнения из этих училищ большею частью вышли те пророки, которых так много было во времена царей и которые частью устно, частью письменно поддерживали веру и благочестие в народе.

26 Иисус сын Сирахов в своей похвале пр. Елиссею говорит следующее: "Исполненный духа Илии, Елиссей не трепетал во дни свои перед князем, и никто не превозмог его; ничто не одолело его, и по успении его пророчествовало тело его; как в жизни своей совершал он чудеса, так и по смерти дивны были дела его" (Сир.48:12-16). В Новом Завете Сам Господь упоминает об Елиссее, как о великом пророке Божием, давая видеть в чудесах и исцелениях его премудрые пути Промысла Божия. "Много было прокаженных в Израиле при пророке Елиссее - говорил Он в обличение неверия своих соотечественников - и ни один из них не очистился кроме Неемана Сириянина (Лк.4:23-27).

Елисей и плащ Илии. Как выше говорилось, Елисей стал спутником пророка Илиии и ходил с ним по всей Палестине. На его глазах Илия вознесся на небо. Потрясенный исчезновением Илии Елисей поднял упавший с того плащ и пошел назад. Подойдя к Иордану, он ударил плащом по воде, и река послушно расступилась. Издали наблюдавшие за этим люди поняли, что теперь пророческий дар Илии перешел к Елисею, и Яхве точно также помогает ему.

Обижать чем-либо Елисея стало опасно. Когда он возвращался от Иордана, из одного города вышли дети и стали издеваться над его лысиной, крича: “Иди, плешивый! Иди, плешивый!” Елисей оглянулся и проклял их именем Яхве. Тотчас же из леса вышли две медведицы и растерзали детей.

Елисей и богатая горожанка. Елисею часто случалось заходить в город Сонам. Как-то раз его пригласила к себе одна богатая горожанка и угостила обедом. А когда он ушел, она предложила своему мужу сделать небольшую комнату, в которой пророк мог бы отдыхать, бывая в Сонаме. С тех пор Елисей, заходя в город, всегда останавливался у них в доме.

Пророка тронула эта забота, и он спросил женщину, не нужно ли чего-нибудь для нее сделать? Его слуга подсказал, что у нее нет сына. Тогда Елисей сказал ей: “Через год, в это самое время, ты будешь держать на руках сына”. Та не поверила, но в предсказанное пророком время у нее действительно родился сын.

"Возьми сына твоего". Когда мальчик подрос, он как-то раз пошел к отцу в поле и пожаловался на головную боль. Отец приказал слуге отнести ребенка домой к матери. Но боль не утихала, и к полудню мальчик умер на руках у матери.

Женщина положила его в комнате Елисея, заперла дверь и отправилась к пророку на гору Кармил. Упав к ногам Елисея, она не вставала, пока он не согласился пойти с нею. Пророк пришел в ее дом и увидел мертвого ребенка.

Елисей заперся в комнате, помолился Яхве, а потом согрел мальчика своим дыханием. Ребенок порозовел, чихнул семь раз и открыл глаза. Елисей позвал мать и сказал: “Возьми сына своего”.

Нееман и Елисей. У царя соседней с Израилем страны, Сирии, был великий военачальник по имени Нееман. Его все уважали, так как сирийцы под его командованием всегда одерживали победу. Но Нееман был болен страшной и неизлечимой болезнью — проказой. Как-то в его дом попала новая рабыня — девочка-израильтянка. Она, сочувствуя страданиям Неемана, сказала: “О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!”

Нееман передал эти слова своему царю. Тот написал письмо к царю Израиля с просьбой помочь Нееману. Больной военачальник отправился в Израиль, взяв с собой десять талантов серебра, много золота и дорогих одежд. Он вручил израильскому царю письмо, в котором было сказано: “Вместе с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его”.

Царь, прочитав письмо, с горя разодрал на себе одежду и воскликнул: “Разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? Вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня!”

Когда об этом узнал Елисей, то послал к царю слугу с такими словами: “Для чего ты разодрал одежды свои? Пусть он придет ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле”.

Нееман подъехал на колеснице к дому Елисея и остановился. Елисей выслал к нему слугу сказать: “Пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист”. Сирийский военачальник решил, что Елисей издевается над ним, и, разгневанный, отбыл прочь. Но слуги уговорили его проверить слова пророка, хотя бы из любопытства. Нееман семь раз окунулся в Иордан — и его страшная болезнь исчезла.

Нееман со слезами вернулся к Елисею: “Вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего”. Но Елисей наотрез отказался взять что-либо, и тогда еще более растроганный Нееман заявил, что впредь он будет поклоняться только израильскому Богу.

"Никуда не ходил раб твой". Когда Нееман, распрощавшись с Елисеем, отправился домой, Гиесий, слуга Елисея, решил: “Вот, господин мой отказался взять из руки Неемана, этого сириянина, то, что он приносил. Побегу я за ним и возьму у него что-нибудь”.

Нееман, увидев бегущего Гиесия, остановился, сошел с колесницы и спросил, что ему нужно. Запыхавшийся Гиесий сказал, что Елисей передумал и просит дать ему талант серебра и одежду. Нееман стал упрашивать его: “Возьми, пожалуйста, два таланта”. Гиесий, будто нехотя, согласился, и слуги сирийского военачальника понесли за ним серебро и одежду. Дома он спрятал подарки, отпустил людей и как ни в чем не бывало явился к Елисею. Тот спросил: “Откуда, Гиесий?” Слуга с невинным видом ответил: “Никуда не ходил раб твой”.

Но обмануть пророка было невозможно, и он жестоко наказал Гиесия за жадность, сказав ему: “Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек”. И тело Гиесия сразу же покрылось белыми пятнами — признаком этой страшной болезни.

“Не избить ли их, отец мой?” Елисей прожил долгую жизнь и не раз спасал свою страну от врагов, угадывая их замыслы. Один из вражеских царей спросил у своих людей, кто из них шпионит для Израиля. Но верный слуга ответил ему: “Никто, господин мой царь; а Елисей-пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей”.

Царь приказал узнать, где находится Елисей, и послал войско схватить его. Ночью враги окружили город, но утром по слову Елисея Бог поразил их слепотой. Пророк подошел к ним и сказал: “Это не та дорога и не тот город; идите за мною, я провожу вас к тому человеку, которого вы ищете”. Ослепшие враги поплелись за ним, и Елисей привел их в Самарию, столицу Израиля.

Когда вражеское войско оказалось в центре города, Елисей обратился к Богу: “Господи! Открой глаза им, чтобы они видели”. Слепота у тех прошла, и они с ужасом увидели, что находятся внутри вражеской столицы, в окружении суровых израильских воинов. Израильский царь спросил пророка: “Не избить ли их, отец мой?”

Но Елисей запретил причинять врагам зло: “Не убивай их. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему”.

Чужим солдатам был приготовлен большой обед, они наелись, напились и отправились в свою землю. Их царю стало стыдно, и после этого случая он больше не посылал свои войска против израильтян.

“Возьми пучок стрел и бей по земле”. Елисей тяжело заболел. Умирая, он не переставал думать о судьбе родной страны. Пророк сказал рыдавшему над ним царю: “Возьми пучок стрел и бей по земле”. Царь ударил три раза и остановился. Рассерженный Елисей воскликнул, что надо было ударить пять-шесть раз, тогда царь полностью разгромил бы своих врагов, а теперь он сумеет разбить их только три раза. Так и случилось после смерти пророка.