Грех. Заповеди. Спасение. Грех есть неведение. Откуда мы знаем, что такое грех

– Что такое грех? – спросил ученик.

– Грех это заблуждение, а причина его в неведении, – ответил Учитель.

– А что такое неведение? И что такое заблуждение?

– Неведение это незнание реалий души и замена их на этот иллюзорный сон. А заблуждением является всякое действие, основанное на таком неправильном понимании.

– Не означает ли грех также и нарушение заповедей Божиих? – поинтересовался ученик.

– Да, – ответил Йогананада. – Но спросите себя вот о чём: зачем Бог дал человечеству эти заповеди? Он давал их не из прихоти и, безусловно, не для того, чтобы воспрепятствовать нашему счастью. Напротив, они предупреждают нас о том, что определённый образ поведения усилит хватку иллюзии на наши умы и лишит нас истинного счастья.

Если считать грехом нарушение заповедей Божиих, то возникает и мысль о гневе Божием и о суровом осуждении. Но Господь это сама суть наша! Мы Его дети. Зачем ему осуждать нас? Скорее, мы сами осуждаем себя, когда нам кажется, что то, что мы делаем, невозможно простить. Но если бы мы понимали грех как заблуждение, то сознавали бы, что заблуждения наши можно исправить.

Затем Парамханса Йогананада упомянул о своём гуру:
– Шри Юктешвар говорил, как Я писал в «Автобиографии йога»: «Забудьте о прошлом. Прошлые жизни всех людей омрачены множеством постыдных дел. Человеческое поведение всегда ненадёжно, пока человек не укоренится в Боге. Но, если сейчас вы приложите духовные усилия, то в будущем всё исправится». ()

– Я всегда напоминаю людям одну простую истину: святой это грешник, который никогда не сдавался !

«Почему убийство считается грехом? Потому что в вас заключена та же жизнь, что и во всех живых существах. Отказывать кому-либо в праве на жизнь – значит отрицать реальность той универсальной жизни, которую вы же сами и выражаете. Поэтому, с духовной точки зрения, убийство является самоубийством.

Почему грешно воровать? Потому что в том, в чём вы отказываете другим, вы отказываете в них самим же себе, поскольку «Я» других это и ваше собственное высшее «Я.» Вор, в конце концов, неизбежно обкрадывает себя самого. Придавая эгоистическим желаниям большее значение, нежели реализации своего универсального «Я,» он отрезает себя от единого истинного Источника жизни и всякого изобилия. Отнимая у других ради личного обогащения, он ограничивает, а не расширяет, как ему кажется, собственное естество. Отдача же себя другим, напротив, расширяет наше естество.

Почему грешно лгать? Потому что нечестностью человек отрезает себя от реальности и от той высшей истины, которая одна только и способна, по словам Иисуса, «сделать вас свободными» (Ин.8:32) . Говоря неправду, человек лишается поддержки, которую вселенная даром и с любовью предлагает всем, кто хочет жить в гармонии с её законами.

Лжец разрушает саму основу всего, что пытается совершить в этом мире. Всё, созданное им, в конечном итоге окажется домом, построенном на песке. С другой стороны, простые слова правдивого человека имеют своим основанием всю вселенную.

А почему грехом является вожделение? Потому что похоть это ложная любовь. Она уводит человека совсем в другую сторону от удовлетворения истинной любовью. Истинная любовь божественна – это самоотдача, которая никогда не бывает эгоистичной.

Похотливый человек, ищущий удовольствия у других, теряет силу, даже если ему и мнится, что он получает её. Он отрезает себя от той радости, которую способна дать душа, хоть и воображает, будто достиг вожделенного счастья. В конечном же итоге он преуспевает лишь в разрушении гармонии в себе и других.

Гармония это путь любви, а дисгармония – путь эгоистического самоутверждения. Похотливый человек теряет здоровье, душевный покой и то самое удовлетворение, которое, как ему кажется, он нашёл. Он становится всё более утомлённым и нервным и преждевременно стареет, а всё потому, что отрицает божественную любовь – источник истинного и прочного благополучия.

И так с каждым грехом. Грех есть отрицание собственной глубинной природы – той Бесконечной Жизни, что составляет основу реальности всего сущего».

«Прогуливаясь в том краю страны, где нашли алмазы, один человек набрёл на участок, усеянный мелкими осколками стекла, блестевшими на солнце.
«Алмазы!» – подумал он взволнованно. Нагнувшись за одним из них, он обнаружил, что это лишь осколок стекла. Разочарованный, он выбросил его и потянулся за другим. Но и тот оказался стекляшкой. Так он продолжал поднимать один осколок за другим. Несколько раз он порезался, но каждый «алмаз» оказывался таким же иллюзорным, как и все предыдущие.
Так происходит и с грехом. Его обманчивый блеск притягателен, но на поверку оказывается ничем иным как «осколком стекла». Нередко он оставляет порезы на теле того, кто потворствует ему, и неизменно приводит к разочарованию.

Чувственные удовольствия кончаются лишь пресыщением, мучительной монотонностью и отвращением. Почему? По той простой причине, что физические чувства это не ваше истинное «Я»».

«Нагрешить несложно. Загладить же последствия греха не так-то просто. После чистки чеснока начинают пахнуть руки, и чтобы избавиться от этого запаха, их, возможно, придётся долго мыть.
Тем не менее, смыть этот запах можно. Так же можно смыть и грех – медитацией, молитвой, правильным поведением и милостью Божией. Никогда не сомневайтесь в этом. Все ваши грехи обязательно должны быть отмыты.

Так зачем же с самого начала делать то, что в конце концов ценой огромных усилий всё равно придётся исправлять?»

«Когда ум терзают желания, всегда напоминайте себе такую истину: когда приходит экстаз, всё остальное уходит».

«Никогда на отождествляйте себя с ошибками, которые совершили. Вы – дитя Бога. Утверждайте же свою вечную взаимосвязь с Ним».

«Самый страшный грех это называть себя грешником, ибо этой самой мыслью вы открываете греху дверь в своё сознание».

«Определять себя с позиции своих человеческих ограничений – значит осквернять образ Божий в себе самом».

«Никогда не мусольте мысли о своих недостатках. Вместо этого вспомните о своих добрых делах и о том добре, что существует в мире. Убеждайте себя в своём внутреннем совершенстве. Так вы неизбежно вспомните свою вечную природу как дитя Бога».

«Тысячи лет в каком-либо месте могла царить тьма, но стоит только внести туда свет, и тьма тут же исчезнет.
То же происходит и с грехом. Изгонять грех из сознания это всё равно, что палкой выгонять из помещения темноту. Воистину, сосредоточение на иллюзии лишь усилит её хватку на ваш ум. Но внесите посредством медитации и преданности свет Бога, и тьма исчезнет, как будто её вообще не было».

Парамханса Йогананда говорил: «Часто от прихожан христианских церквей можно услышать такие слова (произносимые чуть ли не с гордостью!): “Все мы грешники!”

Между христианством и тем, что я называю “церковианством,” есть различие. Христианство это оригинальное учение Иисуса, а “церковианство” это то, во что превратили это учение его последователи. Иисуса Христа распяли один только раз, а его учение с тех пор распинается ежедневно миллионами тех, кто называет себя христианами.

Зачем считать себя грешником? Это можно допускать, но лишь изредка – только ради смирения и при условии, что ваше внимание сосредоточено при этом на величии Бога, а не на собственном убожестве перед Ним. Но зачем же думать о своей порочности и ограниченности всё время?

Ища что-то ценное под слоем грязи, разве не будете вы думать о предмете своих поисков, копая эту грязь? Концентрируясь только на грязи, можно так и не заметить искомого и совсем забросить поиски».

«Никогда не считайте свои проступки. Следите лишь за тем, чтобы ваша любовь к Богу была глубоко искренней. Ибо Бога волнует не ваше несовершенство, но лишь ваше безразличие к Нему».

«Покрыв золотое изображение чёрной тканью, скажете ли вы, что оно почернело? Конечно нет! Вы будете знать, что под покровом изображение по-прежнему золотое.
Точно так же, когда вы сорвёте чёрный покров неведения, скрывающий сейчас вашу душу, вы вновь увидите неизменную красоту собственной божественной природы».

«Однажды я был на службе, которую проводила одна известная евангелистка. Во время проповеди она неожиданно воскликнула: “Вы все грешники! На колени!” Оглядевшись по сторонам, я увидел, что из всего огромного собрания лишь я один остался на ногах, ибо не мог принять её заявления о своей греховности!»

«Отдайте Богу не только то хорошее, что делаете, но и плохое. Это не значит, что вы специально должны поступать неправильно. Просто, когда вы не можете преодолеть свои слишком сильные привычки, скажите своему уму, что эти действия совершает через вас Бог.

Ведь именно Он, в конце концов, замыслил ваше существование. Вы же просто-напросто внушили себе мысль о своих слабостях. И, если ответственность за них вы возложите на Господа, то это поможет вам разорвать ложную хватку, которой они держат ваше воображение. А тогда вам будет легче признать в себе совершенный образ Божий».

«Никогда не бойтесь Бога. Рассказывайте Ему о своих проступках. Напоминайте Ему о том, что вы Его дитя. Это гораздо лучше, нежели плакаться: “Господи, я грешник! Я грешник!” Вы созданы по Его образу. Молитесь же так: “Да, Господи, я совершил ошибки. Если хочешь наказать меня, наказывай. Но как только я познаю Тебя, все соблазны для меня исчезнут”.

Прямо говорите Ему об этом, ведь мы не просили создавать нас и не просили никаких искушений. Один великий индийский святой молился так: “Господи, Ты создал меня, не спрашивая у меня согласия, но уж поскольку Ты сделал это, то должен освободить меня!” Говорите с Ним так, но всегда с любовью. И тогда, независимо от ваших прегрешений, Ему придётся очистить вас, наконец, от ваших несовершенств и вернуть туда, откуда вы произошли».

«Сама идея о нашей несвободе не позволяет нам стать свободными. Уничтожив одну только эту мысль, мы вошли бы в .

Самадхи не есть что-то, чего мы должны достичь. Мы уже имеем его. Только подумайте: мы были с Богом вечно; в течение короткого времени мы пребываем в иллюзии; а затем мы снова навечно будем свободными в Нём!»

– Сэр, – спросил ученик, – если, будучи несвободным, я сказал бы, что я свободен, стал бы я свободным?

Исполненный сострадания ко всем, Парамханса Йогананда умел, тем не менее, быть очень суровым по отношению к греху, когда того требовали обстоятельства.
Одна молодая женщина из Чикаго заразилась сифилисом от своего дружка. В отместку ему и всем мужчинам, она старалась соблазнить и заразить каждого мужчину, с которым знакомилась.
Будучи допущенной на беседу с Учителем, она сказала ему с пленительной улыбкой: – Вы очень красивы.
– Грех и болезнь! – усмехнулся Учитель, презрительно взглянув на неё. Женщина залилась слезами и во всем призналась.
После того как она дала обещание никогда больше не поступать так, Учитель исцелил её и с миром отпустил.

– Мне жаль всех, кто болеет, – говорил Учитель. – Почему же я не могу так же жалеть всех тех, кто живёт в грехе? Ведь они больны духовно.

«Духовное неведение – самый тяжкий грех. Именно оно является причиной всех остальных грехов».

«Однажды ко мне подошла женщина и воскликнула:
– Вы должны быть искуплены кровью!
– Так дайте же мне кварту крови, – потребовал я, желая испытать её. Она пришла в изумление. (кварта равна 0,95л)

Что знают фанатики о духовных истинах? Они извергают слова, как лозунги, и до хрипоты разглагольствуют о “крови Христовой,” а сами погрязли в грехах. И при этом они полагают, что, называя себя грешниками, они “не собьются с пути.”

Но, если они хотят, чтобы Иисус Христос спас их, то пусть общаются с ним во внутреннем безмолвии, пусть “примут его,” как сказано в Библии, в души свои. Только тогда они смогут “быть чадами Божиими”» (Ин.1:12.) .

«Я слышал проповедь одного священника и никогда не забуду, как “душевно,” по его мнению, он растягивал слова, побуждая людей принять “чи-и-и-и-и-стый Святой Дух.” Ради драматического эффекта слова “Святой Дух” произносились отрывисто.
Такие люди вдохновляются не Святым Духом, а “нечестивым духом” эмоций!»

– Правильно ли ходить на исповедь? – спросил ортодоксальный христианин.

– Это может помочь вам признать перед самим собой свои проступки. Ибо, только будучи честным с самим собой, можно эффективно бороться с собственными недостатками.
Свои прегрешения, однако, всегда лучше исповедовать перед мудрым человеком. Только он может реально помочь вам. В противном случае вы рискуете получить плохой совет.
Как сказал Иисус: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14.) . Исповедь святому полезна, но не всегда полезна духовно непросветлённому человеку.

Перед Богом, однако, всегда будьте честны и откровенны. От Него нельзя скрывать ничего.

– Но разве священникам, – упорствовал этот христианин, – не дано право отпускать грехи?

– Отпустить грех, – ответил Йогананда, – значит избавить человека от последствий этого греха (Мк.2:3-12) . Проверьте, могут ли они, например, “отпустить” вам грех чревоугодия, вылечив вас от неизбежной боли в желудке?

«Не волнуйтесь, если совершили ошибку. Просто обратитесь к Богу с любовью и верой, ничего не утаивая от Него. Он знает все ваши проступки гораздо лучше вас! Будьте совершенно откровенны с Ним.

Возможно, вам будет лучше молиться Богу как своей Божественной Матери, ибо Материнский аспект Бога всемилостив. Молитесь так: “Божественная Мать, плохой или хороший, но я Твоё дитя. Ты должна освободить меня!”

Даже человеческая мать любит своих дурных детей не меньше, чем хороших, а иногда даже больше, ибо они больше нуждаются в этом.

Не бойтесь своей Божественной Матери. Пойте Ей из глубины своего сердца: “Возьми меня к себе на колени, о Мать, не бросай меня во врата смерти”» (Перевод первой строки любимой бенгальской песни Учителя)

«Бог любит вас так же сильно, как и Кришну, Иисуса и других великих учителей. Вы капля из одного с ними океана Духа, ибо океан состоит из всех своих капель. Вы – частица Бога. Своё значение вы получили от Самого Господа. Вы принадлежите Ему целиком и полностью».

«Всегда держитесь мысли о своём внутреннем совершенстве в Боге. Даже под слоем накопившейся за века грязи золото остаётся золотом».

«Бог хочет вытащить нас из этой ужасной суматошной жизни. Это единственное, чего Он желает для нас, ибо любит каждого из нас. Он не хочет, чтобы мы страдали. Его заинтересованность в нашем спасении имеет личный характер и диктуется милосердием».

«Некий человек умирал от диабета. По прогнозам врачей ему оставалось жить лишь три месяца. И тогда он решил: “Если мне осталось лишь три месяца, я потрачу их на поиски Бога.”
Постепенно он приучал себя проводить в медитации всё больше и больше времени с каждым днем. И всё это время он молился: “Господи, войди в этот разрушенный храм.”
Прошло три месяца, а он всё ещё не умер. Прошёл год. Продолжая свою интенсивную молитву, он постепенно увеличил время своей медитации до восемнадцати часов в сутки.
Прошло ещё два года.
Через три года его существо неожиданно наполнилось великим светом. Он был в экстазе. Выйдя из этого божественного состояния, он обнаружил, что тело его исцелено.
– Господи, – произнёс он молитвенно, – я не просил об исцелении, я лишь хотел, чтобы Ты пришёл ко мне.
И глас Божий ответил:
– Там, где сияет свет Мой, никакая тьма невозможна.
Тогда святой начертал пальцем на песке: «И в этот день Господь вступил в мой разрушенный храм и восстановил его!»

Если информация вам понравилась и вы сочли её полезной, мы были бы очень признательны
по распространению знаний о Самореализации и Крийя Йоге

А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем,
Иисуса Христа, праведника;
Он есть умилостивление за грехи наши.

1 Ин. 2, 1–2

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом» , когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия» . Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки – грехи делом.

Грех «словом» , когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни – грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна» . Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением» , если имеем какие-либо желания противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему» . Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» – те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим – по гордости, злобе, лености и тому подобное – и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), – говорит пророк Давид, то есть кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня» , то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых даже не считаю за грехи.

Грешить «волею» – значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи» . Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4–6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» – тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными» ; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

По книге «Семь смертных грехов»

Об отпущении грехов

Один воин спросил авву Миоса: принимает ли Бог раскаяние? Старец ответил ему: «Скажи мне, возлюбленный, если у тебя разорвется плащ, то выбросишь ли его, воин»? – Воин говорит ему: Нет! Но я зашью его и опять буду употреблять его. «Если ты так щадишь свою одежду, сказал ему старец, то тем более Бог не пощадит ли Свое творение»?
Познай, что ты согрешил и загладишь грехи свои.

Святый Бог, Единый, Безгрешный, Единородного Сына Своего не пощадил ради тебя; а ты, несчастный грешник (не кающийся), не милуешь самого себя!

Сокрушение и исповедь чрез разрешение производят сочетание Божеской и человеческой стихий в покаянии, из коих выходит новая тварь, как в начале из купели крещения. Сего и да сподобит Господь Многомилостивый всех нас, да изыдите из врачебницы покаяния все во всем исцеленными и совершенно обновленными, во всех чувствах и расположенных сердца вашего; чтоб отселе любить то, к чему прежде холодны были, и ненавидеть то, к чему прежде пристращены были; чтобы любить вместо гнева кротость, вместо гордости смирение, вместо пьянства трезвость, вместо блуда целомудрие, вместо зависти доброжелательство, вместо сластолюбия воздержание, вместо лености трудолюбие, вместо рассеянности степенность, вместо бранчивости миролюбие, вместо пересуд и клевет доброречие и блюдение чести ближнего; словом, вместо всякого порока и страсти – противоположную добродетель и благорасположение.

Не столько раздражают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться.

Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично согрешить тот же грех, в котором принес покаяние, тот лукаво поступает с Богом.

Преподобный Исаак Сирин

Грехов, содеянных прежде, не укрепляй в душе твоей размышлением о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В том не сомневайся.

Преподобный Антоний Великий

Самый верный знак, по которому всякий кающийся грешник может узнавать, действительно ли его грехи прощены от Бога, есть тот, когда мы чувствуем такую ненависть и отвращение от всех грехов, что лучше согласимся умереть, нежели произвольно согрешить перед Господом.

О покаянии

Сегодня, возлюбленные братия, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вам, что требуется от того, кто приступает к исповеди, чтобы исповедь его была истинная, Богоугодная и душеспасительная. Именно от кающегося требуется сокрушение о грехах своих, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.


Итак, прежде всего требуется сокрушение о грехах своих. Но этого-то весьма часто мы, духовники, и не видим у своих духовных детей.

Весьма многие приходят на дух с совершенным равнодушием, и если бы у них не спросить ничего, то они или ничего бы не сказали, или сказали только вообще, что-де грешен, отец духовный, во всех грехах. И если бы еще это сказали с сердечным сознанием своей вины! Нет, то и горе, что без сознания грехов своих, а так, чтобы скорее кончить с исповедью. Возлюбленные, не будем дело крайнего милосердия Божия к нам, грешным, обращать в повод ко гневу Божию. Что мы за бесчувственные такие! Нам ли не о чем поскорбеть на исповеди! Мало ли у нас грехов! Если бы мы и всю жизнь свою стали плакать о грехах своих, и тогда бы не сделали ничего лишнего, а только должное. Ах! Если бы кто из нас сказал, что он не имеет греха, то он обманывал бы себя самого и в том человеке напрасно кто стал бы искать истины.

Вы не видите грехов своих? Молитесь Богу, чтобы Он дал вам видеть их; разве напрасно вы часто за священником говорили в церкви: Господи! Даруй ми зрети моя прегрешения! Постараемся же хоть теперь общими силами увидеть свои грехи, чтобы после, на исповеди, с сердечным сокрушением признаться в них. И вот первый весьма важный грех наш – тот, что мы, будучи великими грешниками, не чувствуем, что мы грешники, заслуживающие не милости, а наказания Божия! Осудим же себя прежде всего в этой бесчувственности и скажем Господу от всей души: вот я Господи и Владыко живота моего, грешник бесчувственный, величайший я грешник, а грехов своих не чувствую – должно быть, потому, что грехи мои умножились паче числа песка морского, и я весь – во грехах, как больной оспой – в оспе. Каюсь Тебе, Господу Богу моему, от всего сердца в моей бесчувственности и молю Тебя: Сам даруй мне чувствовать всем сердцем, как я много прогневлял и прогневляю Тебя. О, эта мнимая, фарисейская праведность наша, сколько она погубила и погубляет людей! И на зло нам она поражает наше сердце именно во время говения, во время самого таинства покаяния и пред таинством святого причащения.

Но посмотрим дальше – какими грехами согрешали Богу мы больше всего? А вот, если мы люди маловерные, живем на земле не для Бога и спасения души своей, а для земли и всего принятого на земле – словом живем для плоти, для ее удовольствий, а не для бессмертной души своей, не для ее будущей жизни – разве это не великий грех? Что, забыли мы разве страдания за нас Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Его пречистую кровь, за нас пролитую на кресте, Его славное Воскресение? Разве не для нас, то есть чтобы нас возвести на Небо, удаленных грехом от Неба, было Его сошествие на землю, Его Божественное учение, Его чудеса, Его пророчества, например о будущем страшном суде, о воскресении мертвых в последний день мира, о блаженстве праведных, и вечных муках грешных? Наконец, Его страдания, Его воскресение из мертвых и вознесение на Небо? Итак, если верно, что мы должны жить здесь для будущего века, то разве не грех не жить для той жизни, а всеми мыслями и всем сердцем жить на земле и для земли? А сколько греха бывает от того, что мы хотим жить только на земле хорошо, и не веруем от всего сердца в будущую блаженную жизнь! Сколько бывает от этого ненависти, злобы, сребролюбия, зависти, скупости, обмана! Отсюда все пороки, все плотские похоти, все страсти души. Вот и в этом покаемся, то есть покаемся, что мы маловеры, если не неверы, и что для Бога и для спасения души своей или не живем здесь, или весьма мало живем; также, что мало в сердцах наших надежды, если только не вовсе ее нет, на будущую жизнь. Еще мы страдаем самым великим грехом неблагодарности к Богу, нелюбви к Нему за Его бесчисленные, неизреченные милости. Это, я думаю, всякий хоть по временам сознает за собой. Вот все вы, кто движется на своих ногах, все здоровы телом и душой, почтенны разумом от Бога Творца, свободны волей, а чем вы были еще так недавно? Ничем; а вот Господь вас всех привел от небытия в бытие, и с того времени все вам дарствовая: подарил вам душу с ее способностями, дал вам и постоянно дает пищу для питания вашего тела, одежды для его одеяния, дал вам уголок на земле Своей и кров в жилище ваше; питает вас бесценной, животворящей пищей тела и крови Своей, усложняет и упокоевает ею; веселит вас слышанием слова Его, прощает вам без числа грехи ваши, постоянно хранит вашу жизнь, как мать – жизнь младенца; царство Свое будущее дарует нам и мало ли чего не делает из любви Своей к нам, грешным и неблагодарным? Перечислить невозможно. И что же? Как мы отвечаем на любовь Его к нам, – любовь, которой нет числа и меры? Одними беззакониями, одним злонравием, одной неблагодарностью. Итак, со слезами покаемся в своей неблагодарности пред Богом, в своей нелюбви к Нему, а также со слезами испросим у Него дара любви. О! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1)!

От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь – и на это обратите внимание. Идучи на исповедь, говорите себе: «После исповеди я постараюсь всеми силами исправиться от тех грехов, в которых теперь хочу каяться. Не буду больше обманывать себя, не буду лгать Богу, не буду больше оскорблять таинство покаяния. Помоги, Господи, укрепи душевные силы мои, Господи!» Что за польза от такого покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись? На таких людях исполняется пословица: Пес возвращается на свою блевотину, и свинья, омывшись, – в лужу свою (ср.: 2 Пет. 2, 22).

Наконец, еще требуется от кающегося вера во Христа и надежда на Его милосердие. Всякий, приступающий к исповеди должен веровать, что во время таинства Сам Христос не видимо стоит и принимает его исповедание, что один только Христос может оставлять грехи, так как Он своими страданиями, честной Своей кровью и Своей смертью исходатайствовал Себе право у Отца Небесного прощать нам все беззакония, не оскорбляя Божественного правосудия, и что Он по милосердию Своему всегда готов простить нам всякие грехи, только бы мы с сердечным сокрушением признались в них, только бы было в нас намерение впредь жить лучше, только бы вера в Него была в нашем сердце! Вера твоя спасе тя: иди в мире (Мк. 5, 34). Так Он внутренне говорит всякому после разрешения от священника, кто кается как должно.

Будем же каяться все чистосердечно; позаботимся все об исправлении жизни; принесем Богу плоды покаяния. Аминь.

05.05.2011

Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Евангелие от Луки 23:34

Какая забота! Какая самоотверженность! Какая необъятная любовь! Иисус не сказал распинавшим Его: "Прочь!" Одного такого слова хватило бы для обращения их в бегство. Они отступили назад и пали на землю, когда Он во время ареста в саду произнес лишь одну короткую фразу. И теперь, будучи на кресте, Он одним возгласом мог бы заставить всех, кто был рядом, пасть на землю или бежать в ужасе.

Иисус не произносит ни одного слова в Свою защиту. Когда Он молился Своему Отцу, то мог бы сказать: "Отче! Посмотри, что они делают с Твоим возлюбленным Сыном. Суди их за зло, которое они причиняют Тому, Кто любит их и Кто сделал для них все, что только можно было сделать". Но Иисус не просит об этом. Еще в древности пророк Исаия предрек: "...и за преступников сделался ходатаем". И теперь это пророчество исполнилось. Иисус просит за Своих убийц: "Отче! прости им..."

С Его уст не срывается ни слова упрека. Он не говорит им: "Зачем вы делаете это? Почему вы пронзаете руки, кормившие вас? Почему прибиваете ноги, которые ходили по земле из милости к вам? Почему вы насмехаетесь над Человеком, Который любил благословлять вас?" Нет, ни слова даже мягкого укора, тем более, никакого проклятия. "Отче! прости им..." Иисус не говорит: "Я прощаю им", - но эти слова можно прочитать между строк, и так они звучат еще сильнее. Иисус отказался от Своего величия. На кресте Он занял унизительное положение просителя вместо возвышенного места Того, Кто имеет власть прощать грехи. Как часто в словах людей: "Я прощаю тебя", - сквозит эгоизм! Человек утверждает себя в самом акте прощения. Но Иисус становится просителем, просителем за тех, кто убивал Его. Да будет благословенно Его имя!

Мы воспользуемся этим крестным возгласом Спасителя и постараемся извлечь из него наставление для себя. И, несмотря на то, что нас там не было и не мы предавали Иисуса смерти, мы тем не менее стали причиной Его смерти, а значит, тоже распинали Господа славы. Он и за нас молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я хотел бы рассмотреть эти слова не столько с точки зрения толкования, сколько в ракурсе жизненного опыта. Я уверен, что среди нас много людей, к которым можно отнести эти слова. Вот о чем я предлагаю поразмышлять. Во-первых, в определенной мере мы были в неведении; во-вторых, мы признаем, что неведение не является оправданием; в-третьих, мы благословляем имя Господа за то, что Он просил о нас; в-четвертых, мы радуемся, получив прощение. Да поможет нам милостиво Святой Дух в наших размышлениях!

I. Обращая взор на прожитую жизнь, я должен сказать, что мы в определенной мере были в неведении. Мы, получившие прощение, омытые кровью Агнца, грешили в значительной мере по неведению. Иисус сказал: "...не знают, что делают". И теперь я спрашиваю вас, братья и сестры, когда вы жили в царстве сатаны, служили себе и своему греху, не происходило ли это в определенной мере по неведению? Вы можете уверенно сказать, как мы только что пропели в гимне: "Увы, не ведал я, что делал!"

Мы не знали, во-первых, страшной сути греха. Начав грешить еще в детстве, мы знали, что поступаем неправильно, но не понимали, что означает собственно грех. Мы продолжали грешить, став молодыми людьми, и, без сомнения, были повинны в серьезных грехах. Мы знали, что живем неправильно, но находились еще только в самом начале и не понимали, что будет в конце. Мы не видели в грехе бунта против Бога. Нам не приходило в голову, что мы насмехаемся над Богом, ни во что ставим Его мудрость, не ценим Его силу, отвергаем Его любовь, презираем Его святость. Мы не думали об этом, но мы делали это. Грех - это бездна. Дно греха увидеть невозможно. Когда мы наслаждались грехом, как сладкой конфетой во рту, мы не знали о всех тех страшных ингредиентах, которые придавали греху смертельный горько-сладкий привкус. Можно сказать, мы не подозревали, какое большое преступление совершали, когда осмеливались жить, бунтуя против Бога. Думаю, до сих пор я описывал не только свой, но и ваш опыт.

В то время мы не знали о великой любви Бога к нам. Я не знал, что Он избрал меня прежде создания мира, даже не мечтал об этом. Я не знал, что Христос стал моей заместительной жертвой. Я не знал, что Он обручил меня Себе в праведности и верности, чтобы мне быть вечно в единении с Ним. Вы, дорогие друзья, знающие о любви Христа, не понимали Его любви в прошлом. Вы не знали, что вы согрешали против вечной любви, против необъятного сострадания, против особого чувства любви, которое Бог имел к вам от вечности. В такой мере вы не знали, что делали.

Я думаю, мы также не знали в полной мере, что делали, когда отвергали Христа и огорчали Его. Он приходил к нам, когда мы были молоды. Его слова касались нашего сердца, и мы в трепете начинали искать Его лицо, но нас заманил в свою ловушку мир, и мы отвергли Христа. Слезы нашей матери, молитвы нашего отца, увещевания нашего учителя не оставляли нас равнодушными, но мы были очень упрямы и отвергли Христа. Мы не знали, что своим отвержением распинали Его. Мы отрицали Его божественность, а иначе бы поклонились Ему. Мы отрицали Его любовь, а иначе бы покорились Ему. И по сути, каждый раз, совершая грех, мы забивали гвоздь в Его крест, но не знали этого. Возможно, если бы мы знали, то не распяли бы Господа славы. Мы знали, что поступаем плохо, но не осознавали всего зла, которое совершали.

Мы также не знали, что стояло за нашим промедлением. Мы колебались, были на грани обращения, потом возвращались обратно к своим грехам. Наше сердце ожесточалось, мы по-прежнему жили без Христа и без молитвы, и каждый из нас повторял: "Я просто хочу закончить текущие дела. Мне надо еще немного подрасти. Я хочу сначала что-нибудь взять от жизни". А на самом деле мы отвергали Христа и выбирали вместо Него удовольствия греха. Каждый час промедления был часом, потраченным на распятие Христа, часом оскорбления Его Духа, часом выбора в пользу это развращенного мира и отвержения любящего и вечно благословенного Христа. Мы не знали этого.

Мне кажется, к этому можно кое-что еще добавить. Мы не знали, что значит наша самоправедность. Некоторые из нас думали, что обладают своей собственной праведностью. Мы регулярно ходили в церковь и даже посещали многие другие молитвенные дома. Нам дали новое имя при крещении, мы прошли конфирмацию, или, наоборот, мы радовались, что ничего подобного в нашей жизни не было. Мы возлагали свое упование на обряды или на отсутствие обрядов. Мы произносили молитвы, мы читали по одной главе из Библии каждое утро и каждый вечер. И чего мы только не делали! Но на этом мы успокаивались. Мы были праведны в своих глазах. Нам не надо было исповедовать какой-то особенный грех, и у нас не было причин в прахе падать перед престолом Божьего величия. Внешне мы были настолько хорошими, насколько это возможно, и мы не знали, что даже тогда мы наносили Христу дерзкое оскорбление. Ведь если мы не были грешниками, тогда зачем умирал Христос? И если у нас самих была праведность, то зачем Христос сходил на землю и приобрел праведность для нас? Мы делали Христа лишним, думая, что достаточно хороши и без Его искупительной жертвы. Мы думали, что угождаем Богу своей религиозностью, благочинием и правильностью. Но в это самое время мы возводили на престол, принадлежащий Христу, антихриста. Мы вели к тому, что во Христе нет необходимости, мы лишали Его славы! Увы, Христос мог бы сказать о нас, имея в виду все это: "Они не знают, что делают". Я желаю, чтобы вы спокойно взглянули на свое прошлое, когда служили греху, и убедились, что ваш разум был помрачен, ваш дух был слеп, поэтому вы не знали, что делали.

II. Далее, мы должны признать, что неведение не является оправданием. Господь Иисус мог использовать наше неведение в молитве как обстоятельство, смягчающее вину, но мы сами не можем так поступить. Мы не знали, что делали, поэтому не были виновны так, как если бы знали, но все же были достаточно виновны, и нам следует это признать.

Ибо, во-первых, не забывайте, что по закону незнание не является оправданием. По нашим английским законам, человек обязан знать закон. Если он нарушает его, то не может оправдаться, сославшись на незнание. Судья может счесть это за смягчающие обстоятельства, сам закон смягчения вины не допускает. Если я нарушил закон, не зная об этом, мой поступок все равно считается грехом. По закону Моисееву за грехи неведения приносились специальные жертвы. Незнание не заглаживало греха. Это видно из слов Христа, ибо если из-за неведения грех перестает быть грехом, зачем же тогда Иисус просил: "Отче! прости им..."? Он просит о милости, потому что люди виновны в грехе, хотя неведение в какой-то мере уменьшает вину.

Но, дорогие друзья, мы могли бы знать! Мы не знали, потому что мы не хотели знать. Ведь Слово проповедовалось, но мы не стремились услышать его. У нас была Библия, но мы не открывали ее. Если бы вы и я посмотрели на свое поведение в свете священного Писания, то узнали бы намного больше об ужасе греха, о любви Христа, о том, как мы неблагодарны, когда отвергаем Христа и не обращаемся к Нему.

Кроме того, мы не думали о том, что делаем. "Но молодые люди никогда не думают, что они делают!" - скажете вы. Не думают, но должны думать. Если кому-то не нужно думать, так это старым людям, чьи дни сочтены. Если они и думают, то у них слишком мало времени что-либо менять, но у молодых людей вся жизнь впереди. Если бы я был плотником и должен был сделать сундук, я бы не стал думать о том, как его сделать, после того как я его закончил. Я бы подумал перед тем, как тесать дерево, какой сундук мне нужен. Только глупый человек сначала делает, а потом думает. Молодой человек должен думать больше, чем кто-либо еще, потому что он только приступает, так сказать, к изготовлению сундука. Он выбирает направление жизни, поэтому должен думать за двоих. Многие из нас, кто сейчас принадлежит Христу, знали бы о Своем Господе намного больше, если бы в молодые дни уделили Ему больше внимания. Человек думает о своей будущей жене, он размышляет о своем будущем деле, он думает, прежде чем купить лошадь или корову, но он не удосуживается подумать о Христе и о Всевышнем Боге. Его неведение - преднамерен ное, а значит, непростительное.

Более того, дорогие друзья, хотя мы признаем свое неведение, о многих грехах мы все-таки знали. Позвольте мне напомнить вам кое-что. Иногда мы, зная, что то или иное действие неправильно, не совершали его. Затем мы подсчитывали прибыль от этого поступка, и продавали свою душу за цену расчета, и сознательно делали то, что, как мы прекрасно знали, было грехом. Разве нет среди нас людей, спасенных Христом, которые должны признаться, что порой они поступали наперекор голосу совести? Наперекор Святому Духу затемняли небесный свет, отгоняли Духа от себя, прекрасно понимая, что делают. Давайте склонимся перед Богом в сердце и признаемся в этом. Вы слышите, что говорит Господь: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Давайте добавим свои слезы к этому: "Прости нас тоже, потому что иногда мы знали, что делали. Мы могли бы знать обо всем, что делали, но были в неведении, потому что отказывались думать, хотя наша первейшая обязанность - думать о Боге".

Я выскажу еще одну мысль. Когда человек находится в неведении и не знает, как поступить, что он должен делать в такой ситуации? Он ничего не должен делать, пока не узнает, что правильно. И в этом была наша беда: хотя мы были в неведении, мы все равно продолжали делать свои дела. И почему мы не выбирали хорошее? Почему, находясь в темноте, никогда не поворачивали в сторону праведности, но всегда сбивались с пути, шли от одного греха к другому? Не говорит ли это о том, насколько испорчены наши сердца? Хотя мы пытаемся поступать правильно, но, предоставленные сами себе, обязательно выбираем плохое. Оставьте ребенка одного, оставьте взрослого одного, оставьте целое племя без наставления и учения. К чему это приведет? Произойдет то же самое, что и с заброшенным полем. На нем никогда не вырастет сама собой пшеница или рожь. Не обрабатывая поле вы соберете прекрасный урожай осота, пырея и прочих сорняков. Это говорит о том, что земля сама по себе склонна производить то, что не имеет ценности. О друзья, исповедайте врожденное зло вашего сердца, так же как вы исповедали греховность вашей жизни, признайте, что, будучи в неведении, вы из-за испорченности своих природных наклонностей всегда выбирали злое и отвергали доброе! И когда вы еще не знали Христа и не ценили Его настолько, чтобы принять правильное решение жить с Ним или без Него, вы инстинктивно не хотели прийти к Нему, чтобы иметь жизнь. Вам нужен был свет, но вы закрыли свои глаза в солнечный день. Вы жаждали, но не желали напиться, когда были возле ручья. И поэтому, хотя вы и находились в неведении, это было преступное неведение, которое надо исповедать перед Господом. О, придите ко кресту те, кто уже стоял у него и освободился от греховного бремени! Приди те и снова исповедайте свою вину, обнимите этот крест опять и посмотрите на Того, Кто проливал за вас кровь, и прославьте Его дивное имя за то, что Он однажды молился за вас: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я предлагаю продолжить рассуждение. Мы были в какой-то мере в неведении, но мы исповедали то, что наше неведение не оправдывает нас.

III. В-третьих, мы благословляем нашего Господа за то, что Он просил о нас. Вы обратили внимание на время, когда Иисус просил о нас? Он молился, когда Его распинали. Враги только что забили гвозди, подняли крест, укрепили его клиньями в основании. Тело Христа приняло неестественное положение, так что Он мог сказать: "Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались". О, дорогие друзья, именно тогда вместо стона и вопля возлюбленный Сын Божий произнес: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Эти люди не просили о прощении, Иисус просил о прощении их. Руки врагов были обагрены Его кровью. Но именно в ту минуту Он молился о них. Давайте задумаемся о великой любви, которой Он возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, купавшимися в грехе, пившими грех, как вол пьет на водопое. А Он молился за нас. "Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых". Благословите Его имя в этот вечер. Он молился за вас, когда вы еще не молились за себя. Он молился за вас, когда вы распинали Его.

Иисус, обращаясь с просьбой к Отцу использует в качестве довода Свое Сыновство. Он говорит: "Отче! прости им..." Он был Сыном Божьим, и Свое божественное Сыновство ради нас кладет на чашу весов. Иисус словно говорит: "Отец, Я - Твой Сын, поэтому дай мне то, о чем прошу, и прости этих преступников. Отче! Прости им". Иисус обладал великими правами Сына. Он был Сыном Божьим не так, как мы, т.е. по усыновлению, а по Своей природе. По вечному бытию Он был Сыном Всевышнего. "Свет от Света, истинный Бог от истинного Бога", второе Лицо Троицы напоминает Богу о Своем Сыновстве и просит: "Отче! прости им..." О, как сильны слова израненного, мучающегося, умирающего Сына! Он говорит: "Отец, Отец! Сделай так, как прошу. О, Отец, прости им, ибо не знают, что делают", - и великий Отец склоняет Свою голову в знак того, что прошение принято.

Обратите внимание, что Иисус усиливает свою просьбу молчаливым напоминанием о Своих страданиях. Положение Христа, произнесшего эту просьбу, весьма примечательно. Его руки были раскинуты по поперечному бревну, Его ноги были прибиты к вертикальному брусу. В такой позе Он просил. Просили Его ноги и руки, просило Его измученное тело, каждая артерия и каждый мускул обращались к Богу. Жертва была представлена пред лицом Отца, еще не законченная, но совершенная в Его воле. Крест придавал просьбе силу: "Отче! прости им..." О, благословенный Христос! Мы получили прощение, ибо Его Сыновство и Его крест тоже обращались к Богу и просили о нас.

Я полюбил эту молитву за ее необъятность. "Отче! прости им..." Иисус не сказал: "Отче! Прости воинов, которые пригвоздили Меня ко кресту". Он включил их в Свое прошение. Он также не сказал: "Отче! Прости людей, которые смотрят на Меня, как на зрелище". Он и их имел в виду. Он не сказал: "Отче! Прости грешников, которые в будущем обратятся ко Мне". Но Он помнил о них. Он не сказал: "Отче! Прости Моих врагов. Отче! Прости Моих убийц". Нет, с Его уст не срывается ни одного обвинения. "Отче! прости им..." Я чувствую, что к "им" отношусь и я. Можете ли вы стать одним из них? Смиренной верой примите крест Христа, доверьтесь ему, и пусть слово "им" будет относиться и к вам! Это слово подобно колеснице, спустившейся с неба, в которую можно войти и быть вознесенным ввысь. "Отче! прости им..."

Обратите также внимание на то, о чем именно просил Иисус. Не понять этого - значит не понять главной сути просьбы. Он просил о полном прощении Своих врагов: "Отче! Прости им. Не наказывай их, прости их. Не вспоминай их греха, прости его, изгладь его, ввергни его в морскую бездну. Не вспоминай об этом, Мой Отец. Не упоминай этого греха против них никогда. Отче, прости им". Благословен ная молитва о прощении Божьем широка и глубока! Когда прощает человек, он сохраняет память об обиде, когда прощает Бог, Он говорит: "Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более". Именно об этом просил Иисус задолго до того, как мы приблизились к покаянию и вере. В ответ на эту просьбу нам было дано ощутить свои грехи, исповедать их и уверовать во Христа. И теперь, да будет прославлено Его имя, мы можем благословить Его за то, что Он просил о нас и приобрел прощение всех наших грехов.

IV. Я перехожу к заключительной части беседы, где отмечу, что мы радуемся, получив прощение.

Вы получили прощение? Можете ли вы искренне петь?

О, радость! Я прощен Христом.

Всю веру полагаю в Нем.

У меня в кармане лежит письмо образованного человека, занимающего видное место в обществе, который до недавнего времени был воинствующим атеистом. Он пишет об этом, одновременно прославляет Бога и желает мне всех мыслимых благословений за то, что нашел Спасителя. Он написал: "У меня не было счастья в этой жизни и надежды на будущую". Мне кажется, это о себе могут сказать многие неверующие люди. На что мы можем надеяться в будущей жизни без креста Христова? Самая прекрасная надежда для неверующего человека - умереть, как собака, перестать существовать. На что надеется католик, переступая черту смерти? Мне жаль многих серьезных и искренних людей, ибо я не понимаю, на что они надеются. У них нет надежды на небеса. В лучшем случае им придется мучиться в чистилище, прежде чем попасть на небо. Какая бедная вера у таких несчастных умирающих людей! У них нет надежды, поэтому и в последние минуты у них нет покоя. Я не знаю ни одной религии, за исключением веры в Иисуса Христа, которая обещает нам прощение грехов и полностью снимает с нас вину. Суть нашего учения не в том, что после смерти человек узнает, что он спасен. Мы верим, что "мы теперь дети Божии". "Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную". Вечная жизнь у нас есть уже сейчас, мы знаем это и радуемся.

Таким образом, я возвращаюсь к последней мысли нашей беседы: мы радуемся прощению, приобретенному Христом для нас. Мы прощены, я надеюсь, что большая часть моей аудитории может сказать: "По благодати Божьей мы знаем, что омыты кровью Агнца".

Мы получили прощение благодаря молитве Иисуса. Наша надежда покоится на молитве Христа и особенно на Его смерти. Если Иисус оплатил мой долг, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, я ничего не должен. Если Иисус понес наказание за мой грех, а Он сделал это, если я верю в Него, значит, мне не угрожает никакое наказание, и я могу сказать:

Ты искупленье совершил,

За всё сполна Ты заплатил,

Что должны были мы:

И ад меня уж не страшит,

Когда в любви Твоей сокрыт,

Омыт в Твоей крови.

И коль свободу Ты мне дал

И добровольно умирал,

Исчерпав гнев Отца,

Господь Свой гнев не явит снова,

Коль на кресте явил Христовом,

Не спросит уж с меня.

Если Христос понес мое наказание, то это наказание никогда не обрушится на меня. Какой радостью мы обладаем, имея такую уверенность! Наша надежда на прощение основана на том, что Христос умер. Из его ран текла жизнь для нас.

Мы славим Его за прощение, потому что теперь знаем, что делали. О, братья, не могу высказать, как мы должны любить Христа после того, как так тяжко грешили против Него! Сейчас мы знаем, что грех "крайне грешен". Сейчас мы знаем, что грех распял Христа. Сейчас мы знаем, что пронзили копьем сердце нашего небесного Господа. Мы предали самой ужасной смерти нашего лучшего Друга и Помощника. Сейчас мы знаем об этом и почти готовы пролить потоки горячих слез, вспоминая о том, как мы к Нему относились. Но нам все прощено, все в прошлом. Давайте прославим возлюбленного Сына Божьего за прощение даже таких грехов, в которых были виновны мы! Мы переживаем сейчас из-за этих грехов больше, чем раньше. Мы знаем, что прощены, но с болью думаем о том, каких страданий стоило наше искупление нашему Спасителю. Мы никогда бы не узнали, что такое наш грех, если бы не увидели Его кровавый пот. Мы бы не увидели ядовито-пурпурный цвет своего греха, если бы наше прощение не было записано алыми буквами Его драгоценной крови. И теперь мы видим свой грех и не видим, ибо Бог простил нас, забыл наш грех, забросил его за хребет навечно.

Отныне неведение, описанное нами, ненавистно нам. Незнание Христа и вечных истин ненавистно нам. Если по неведению мы согрешили, то больше не желаем оставаться в таком неведении. Мы будем изучать Слово Божье. Мы будем постигать науку всех наук - Христа распятого. Мы будем просить Святого Духа изгнать прочь неведение, которое привело нас ко греху. Да даст нам Бог больше не впадать в грехи неведения. Да скажет каждый из нас: "Я знаю, в Кого я верю. И отныне я буду приобретать знание, пока не постигну вместе со всеми святыми, что есть высота, и глубина, и долгота, и ширина любви Христовой, которая превосходит всякое разумение"!

Я хочу дать несколько практических рекомендаций. Если вы радуетесь тому, что вы прощены, покажите свою благодарность, стремясь уподобиться Христу. Никогда прежде не возносилась такая молитва: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Но вы молитесь этой молитвой за других. Кто-то оскорбил вас? Кто-то распускает сплетни о вас? Помолитесь сегодня вечером: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Давайте всегда будем воздавать добром за зло, благословением за проклятие. И когда мы пострадаем из-за грехов других людей, давайте будем считать, что они совершили эти грехи по неведению. Давайте будем молиться за них и вспомним об их неведении в наших молитвах об их прощении: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Я также хочу, чтобы вы помнили о миллионах жителей Лондона. Представьте себе тысячи семей, чьи дети сейчас покидают дома, заполняя кабаки. Пройдитесь по улицам под луной. Посмотрите на людей, о которых мне просто стыдно говорить. И молитесь: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Пусть этот серебряный колокольчик постоянно звенит. Серебряный? Нет, это золотой колокольчик на священнических одеждах. Носите его на своей одежде, ибо вы священники Божьи, и пусть он всегда издает эту золотую ноту: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Если мне удалось побудить всех святых Божьих уподобиться Христу в этой молитве, значит, я не напрасно проповедовал.

Братья, я вижу основания для надежды о самых невежественных людях, которые только окружают нас. Я вижу надежду для нашего несчастного города, для нашей бедной страны. Я вижу надежду для Африки, Китая и Индии. "...не знают, что делают". Это хороший довод в пользу народов этих стран, ибо они находятся в глубоком неведении. Они меньше нас знают об ужасной сути греха и о надежде на вечную жизнь. Вознесите это прошение, люди Божьи! Объедините ваши молитвы в единый мощный поток, поразите этой огненной стрелой небеса, направьте ее в самое сердце Бога, а Иисус поддержит нас Своим неотразимым прошением: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают".

Если здесь есть необращенные люди, а я знаю, что они есть, мы вспомним о них как в наших тихих молитвах, так и в общей молитве. Мы будем молиться о них словами: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают". Да благословит вас всех Господь, во имя Иисуса Христа! Аминь.

Спрашивает Павел
Отвечает Александра Ланц, 26.10.2014


Вопрос : "Мир вам. Скажите, если мой друг/родственник украл какую - либо вещь и я воспользовался ей с его разрешения, не зная, что она краденая, являюсь ли я виноватым в нарушении восьмой заповеди?"

Доброго вам времени суток, Павел!

Когда Вседержитель объяснял людям суть греха и суть того, как мы можем освободиться от греха, был предусмотрен и тот случай, который вы описали. Это называется «грех по неведению». Вот что написано:

Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех, пусть принесет к священнику в жертву повинности овна без порока, по оценке твоей, и загладит священник проступок его, в чем он преступил по неведению, и прощено будет ему. Это жертва повинности, [которою] он провинился пред Господом. (см. также )

Какие принципы мы здесь видим?

1) Сделать что-то по неведению - это тоже грех. Человек все равно провинился.
2) Если грех был узнан человеком, то должна быть принесена жертва, т.е. как только человек узнал, что сделал что-то неправильно, он должен раскаяться: назвать грех по имени, отказаться от него как от зла и возложить на Жертву.

Мы знаем, что живем уже после того, как была принесела Жертва за всех нас, поэтому вам необходимо верою прийти к этой Жертве – к Иисусу Христу, возложить на Него ваш грех и позволить Ему понести Его вместо вас. Таким образом будете чисты ( ; )

С уважением,

Читайте еще по теме "Закон, грех":

Часть 1

Уважаемый Алексей Ильич! На наших глазах совершилось «второе Крещение Руси». К сожалению «второе воцерковление Руси» пока не произошло. Отчасти из-за отсутствия популярного разъяснения базовых понятий Православия.

До сих пор подавляющему большинству даже приходящих в храмы людей непонятно, например, что такое «грех». Они знают, например, что «воровство - грех», но вот в чем, так сказать, суть греха, в чем его опасность и пагубность - вопрос по-прежнему открытый.

Мне кажется, основное, на что следует обратить внимание, это два понимания греха. Одно из них особенно широко распространено и свойственно почти каждому человеку, не только приходящему в Церковь, но подчас даже и людям церковным.

Это понимание можно описать следующим образом: грех - есть нарушение закона Божия, который Он дал всем людям. И этот закон имеет тот же характер, что и законы государственные. Как нарушение государственных законов влечет за собой наказание, так и совершение греха карается Богом. Из такого понимания проистекают очень опасные выводы. Человек начинает относиться к Богу, как к стражу закона, которого можно и упросить, и «купить», и перед которым можно выслужиться. Так понимался грех в ветхозаветном иудействе и язычестве, такое же понимание усвоено и учением Римско-католической Церкви. Как писал А.С. Хомяков, там все отношения человека к Богу построены по принципу дебет-кредит. Главная задача - снять с себя вину, откупиться, избежать сурового наказания. Как в случае с ГИБДД: заплатил штраф и поехал дальше, а сам каким нравственно был, таким остался.

Такое понимание греха носит внешний рабско-наемнический характер и неспособно возвести человека на уровень духовно-нравственного совершенства..

Но есть и другое понимание греха - Евангельское, святоотеческое.

Здесь грех рассматривается как деяние, которым человек вредит себе, своей душе и телу. Грех нарушает закон нашей внутренней жизни, нашей собственной природы и тем самым калечит человека. Не Бога мы оскорбляем, а сами себя раним. При таком понимании греха становится понятным, что значит покаяние, что значит «Господи, помилуй». Это не снятие вины за грех, нет, а просьба об исцелении, об уврачевании моей раны.

Ибо Бог - это Врач, а не судья, не прокурор-обвинитель.

Здесь очень важно понять еще один момент. Можно задать вопрос: почему Бог Сам не исцеляет человека, впавшего в грех? Ведь Он есть любовь. Ответ: В Апокалипсисе читаем «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». Бог сотворил человека подобным Себе и не может нарушить его свободы. Он лишь стучится в наше сердце, но Сам помимо согласия, воли самого человека не может ни исцелить его, ни спасти. В этом заключается богоподобное достоинство человека. Человек сам должен открыть двери своей души Богу. Это и происходит через его обращение к Богу, молитву, покаяние. Вот, оказывается, какой процесс происходит. Не мы с трудом добираемся до Бога, и Он снисходит к нам, милует, исцеляет. Нет, наоборот: Бог стучит в наше сердце голосом совести, разума, и мы наконец-то открываем Ему свою душу искренним раскаяньем, искренним отвержением греха.

Таким образом, если в первом понимании грех есть нарушение внешнего Божественного закона, то во втором - он есть повреждение собственной природы, калечение себя.

- Расхожее мнение об ответственности детей за родителей противоречит Писанию?

Это, конечно, не только расхожее, но и глубоко неверное мнение. Уже в Ветхом Завете находим мысли, которые прямо указывают на ложность такого понимания. Так, пророк Иезекииль от лица Божия говорит: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иезек.18;19–20). У пророка Иеремии читаем: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»… кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет».

Одним словом, никакой ответственности дети за родителей не несут, а вот связь между детьми и родителями самая тесная, и она проявляется на всех уровнях человеческой природы. Мы видим, как от психически ненормальных людей, алкоголиков, наркоманов рождаются дети физически и психически неполноценные. Точно так же от порочных родителей рождаются дети с духовной патологией, например, алчности, злобности, тщеславия. В богословии это называется родовой поврежденностью или родовым грехом.

И это совсем не ответственность детей за грехи родителей, а уже совсем другая категория, свидетельствующая о природном единстве между детьми и родителями. Но при этом родовой грех (наследственные духовные пороки) может быть, в конечном счете, исцелен. И мы находим в истории Церкви многих праведников, которые достигали высоких степеней святости, хотя и рождались с родовыми грехами. Правильная духовная жизнь исцеляла эти болезни. (Но есть семьи и с ярко выраженными добрыми качествами - т.н. родовой добродетелью.) Поэтому говорить нужно не об ответственности детей за грехи родителей, а ответственности родителей за свою духовную жизнь и те духовные болезни, которыми они награждают своих детей, ведя жизнь нечестную, лукавую, разнузданную.

- Как понимать «первородный грех»? Это понятие сбивает с толку очень многих приходящих в Церковь людей.

Понятие «первородный грех» - католического происхождения. Свт. Василий Великий называл это природное расстройство в человеке «первородным повреждением», преподобный Макарий Египетский - «наследственной порчей». Оно в природе всех людей, в отличие от повреждения родового, присущего тому или иному роду, племени, народу.

В чем заключается это первородное повреждение или первородный грех? Преподобный Максим Исповедник отвечает, что это есть «страстность, тленность и смертность [человеческого] естества...», которые вошли в человеческую природу в результате греха прародителей. Вот эти три свойства, названные в Библии «кожаными ризами», в которые были облечены Адам и жена при изгнании из рая, и составляют существо первородного повреждения. Его-то и исцелил Господь в воспринятой Им человеческой природе Своей крестной жертвой. Таким образом, если восточные Отцы под наследственной порчей понимают повреждение самой природы человека, то западное богословие говорит о нравственной ответственности и виновности всех людей за грех прародителей. Однако идея виновности потомков за грехи отцов, как уже было сказано, в корне противоречит православному пониманию греха и учению о Боге-Любви. Тот же прп. Максим Исповедник писал: «Непреложность произволения во Христе вновь вернула этому естеству через Воскресение бесстрастность, нетленность и бессмертие».

Что такое смертность - ясно. Под тленностью разумеется угасание жизни человека от младенчества к старости. Страстностью он называет уязвимость человека, его страдательность, переживание страданий таких, как, например, боль, страх, печаль и т.д.

Существует ли «грех неведения»? Насколько человек может себя погубить, делая зло самому себе и не понимая этого?

Смотря, в чем причина этого непонимания. Причины могут быть две. Одна из них: незнание и тогда нет греха.

Совсем другое дело, когда совесть молчит по причине того, что человек сжег ее. Если постоянно игнорировать голос совести и продолжать грешить, то в конце концов совесть перестанет говорить. Ее можно так задушить, что она будет молчать. Это - страшное состояние, святые Отцы называют его окамененным нечувствием. Здесь грех вменяется человеку в полную силу.

Пример, для ясности: ухо мерзнет на морозе, я могу его потереть, а могу, в конце концов, упустить этот момент, и оно замерзает. Тогда я уже ничего не чувствую. Но последствия ужасны. Можно вообще остаться без уха.

То же самое происходит и с человеком, когда он сжигает свою совесть. Он наносит своей душе жесточайшую рану.

Благодаря медиа-культуре все чаще приходится слышать от людей о «семи смертных грехах». Каково место этой концепции в Православии? Это очень важно, потому что некоторые говорят так: ну вот есть смертные семь грехов, значит, остальные можно совершать: они ведь не смертные…

Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь страстей. Но любой грех может оказаться смертным. Святые отцы говорят: нет греха непростительного, есть грех нераскаянный. Так вот любой нераскаянный грех - смертный. Нераскаянный в каком смысле? Человек знает, что он сделал зло, болит у него душа, сосет там под ложечкой, а он в нем упорствует и не раскаивается ни перед людьми (и священником), ни перед Богом.

Но, конечно, мы должны понимать, что грехи по своей тяжести бывают очень различны.

Во-первых. Одно дело - грех мыслью, желанием, т.е. еще совершаемый внутри человека, другое - грех, совершенный самим делом. Все погрешают, нет никого, кто бы не согрешал, но падение делом неизмеримо тяжелее, нежели падение мыслью. Хотя любое падение делом начинается с падения мыслью.

Во-вторых. Грех - это как бы общее понятие, а конкретный грех может иметь разную тяжесть. Пример: обманул. «Видел сейчас: проехала такая странная машина»? - «Видел»! А сам не видел. Обман, но какой? Пустой. Этот грех никому не принес вреда. Человек только себе повредил.

Иное дело - можно совершить обман, из-за которого другой человек в петлю полезет. Грех, кажется, один, но тяжесть того и другого просто несоизмеримы. И так в любом грехе.

И, наконец, в-третьих: грехи сами по себе очень различны. Одно дело - обмануть, другое дело - украсть, третье дело - убить. Вот три плана, которые нужно иметь в виду, когда мы говорим о смертных грехах.

Практическая сторона: как бороться с конкретными проявлениями той или иной страсти? С грехами? Допустим, человек пришел в Церковь, как-то осознал, что есть грех, и хочет начать вести борьбу. С чего начинать?

Одного священника спросили, как бороться с хульными помыслами? В чем их причина? Святые Отцы на этот вопрос отвечают довольно четко: основная причина всех наших грехов - самомнение, гордыня. Они прямо говорят, что только смирением изгоняются страсти, смирением побеждаются грехи. Поэтому первая задача, которая стоит перед человеком, вступающим в церковную жизнь, это следить за собой в этом плане, не позволять себе превозноситься ни в себе самом, ни перед людьми, ни в разных жизненных обстоятельствах и т.д. Вот та общая платформа, общее основание, на которой только и возможно строить свою христианскую жизнь.

А дальше уже начинается борьба более конкретная и самое главное тут, как говорят Отцы - это борьба с мыслью. Как руль корабля, неверно повернутый, может погубить весь корабль, так и скверная, преступная мысль - привести к тяжелым грехам.

Господь неоднократно говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое». И напротив, «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих». То есть, нельзя просто заявить, что я люблю Бога, если при этом не знаешь, что такое Его заповеди, каков путь их исполнения, и если хотя бы не пытаешься их исполнять.

Поэтому возникает вопрос: что такое заповеди Христа? Это - заповеди блаженств и ряд других заповедей, о которых Он говорит в Нагорной проповеди? Или это вообще все Евангелие?

Можно бы такой пример привести. Представьте себе громадную аудиторию, в которой собраны люди разных религий и к ним обращенный вопрос: «Как вы думаете, кто спасется?». Нет сомнений, что все они, несмотря на все различия своих верований, в том числе и православные, сказали бы одно: «Тот, кто исполнит заповеди Божии».

Так вот, если мы под заповедями подразумеваем определенный перечень требований к человеку, то с этой точки зрения христианство говорит нечто прямо противоположное. Нет, не тот человек спасется, который исполнит эти требования, а есть нечто иное, лежащее в основании всех заповедей Божьих, и благодаря которой лишь они становятся спасительными.

Господь говорит: Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию; Он не осудил взятую в грехе женщину; пришел к мытарю на обед и сказал: сегодня спасение дому сему; Он промыслительно устроил так, что с Ним были распяты два разбойника, и первым в рай вошел человек, у которого руки были, буквально, по локоть в крови. Видите, кто исполнил волю Христову, то есть Его заповеди и достиг Неба. Так вот, обращаясь к этой мысли и исходя из нее, можно понять сущность заповедей.

В чем же эта сущность заключается? Что - самое главное?

Ну, давайте посмотрим более внимательно. Что сделал разбойник? Всего сказал: мы, разбойники, достойное по делам нашим приняли. И далее он произнес, кажется, самую простую фразу, ничего особенно не значащую, а на самом деле, указывающую на чрезвычайно важное: он сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! Нужно вникнуть в существо этих слов. У него и мысли не было о том, что он будет там, в том Царстве, куда идет Христос. Он видел, понимал всем своим существом, что достоин только ада. Таков смысл его слов. И это состояние ви€дения того, что я - ничто, что я весь в грязи, что я недостоин быть со Христом в Его Царстве, и является сущностью всех заповедей Божьих. В Евангелии это называется нищетою духа, у святых Отцов - смиренномудрием, смирением. Потому Христос и сказал фарисеям, что мытари и прелюбодеи прежде вас войдут в Царствие Божие. То есть видящие себя грешниками и кающиеся войдут, а для мнящих себя праведниками … дверь будет закрыта. Таково евангельское научение всем, видящих себя праведными, православными и презирающими всех других как грешников.

Теперь вопрос: как это происходит? За счет чего?

Можно, оказывается, исполнить все, по-видимому, заповеди, и на самом деле быть вне Христа, ибо это исполнение будет в грех.

Как, по какому критерию? Исполнение внешних заповедей, таких, как: чтение молитв, посещение и совершение богослужений, принятие таинств, доброделание, милостыня, строительство и украшение храмов и монастырей и т.п., когда человек рассматривает их как заслуги перед Богом, может (и не редко так бывает) привести его к тщеславию, самомнению, гордыне. И в таком случае всё это добро превращается во зло для человека, ибо соединяет его, по слову преп. Антония Великого, с демонами-мучителями. Жизнь по заповедям только тогда преображает человека, когда он понимает, что без помощи Божией ничего не может сделать, что Бог творит его руками, а он сам по себе без Бога не до порога.

Святые отцы так и говорят: мерою смирения познаётся духовный уровень христианина - уровень, если хотите, исполнения им Закона Божия. Потому все Свое внимание Господь в Евангелии обращает на то, чтобы привести человека в состояние сокрушения о грехах, раскаяния, смирения.

Почему это так важно? Причина проста: Христос - это Спаситель. А кому нужен Спаситель? Тому, кто погибает. Если же человек не видит себя духовно погибающим, то ему Христос не нужен. К этому сводится вся сущность христианской жизни.

А что при этом нужно делать, чтобы придти к такому состоянию - об этом хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

По существу, подлинное возрождение христианина и начинается лишь тогда, когда он в борьбе с собой за исполнение заповедей Божиих, в борьбе с грехом увидит всю глубину поврежденности своей природы, принципиальную неспособность без Бога исцелиться от страстей и достичь искомой святости. Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Господа Иисуса Христа как источника жизни и всякого блага. При этом опытное смирение исключает возможность нового горделивого мечтания стать как боги (Быт. 3, 5), исключает новое падение. Смирение и только оно рождает и то высшее, к чему предназначено бытие человеческое - любовь.

Все святые отцы приходили к этому состоянию смирения. Пимен Великий говорит: «Поверьте, братия, куда будет ввержен сатана, туда и я» . Сисой Великий просветился, как солнце, перед смертью, но умолял Бога дать ему время на покаяние. Собратья говорят ему: «тебе ли, Сисой, каяться?» А он ответил на это: «Поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего» . Представьте, - это говорит великий святой! А не так много в Церкви тех, кого называли великими. А почитайте канон Андрея Критского - он весь пронизан покаянием, смирением, плачем о грехах. Вот к чему сводится вся христианская жизнь.

Так вот, все заповеди являются только средствами приобретения этого спасительного состояния. Но спасительными они становятся в том случае, когда исполняются в правильном ключе. В противном случае они могут привести к гордыне, и тогда это исполнение заповедей оказывается гибелью для человека.

Алексей Ильич, а тогда может ли быть достигнуто вот это приближение ко Христу и видение себя во грехах - без этого средства, без заповедей, которые нам указаны в Евангелии, то есть каким-то другим путем?

Вот пример с тем же благоразумным разбойником, но это всё же в какой-то степени исключение, причины которого нам не известны, ибо они кроются в его внутренней жизни. Нормальный же путь требует понуждения себя жить по тому образу, который дан в Евангелии. И каждый человек ставится промыслом Божиим в наилучшие условия для приобретения смирения. Для некоторых даже наилучшим путем оказывается то, что с нашей точки зрения является наихудшим.

Помните случай из Патерика о двух девочках-сиротах? Их взяли - одну в монастырь, другую - в публичный дом. Где же они оказались по смерти? Та, что была в публичном доме - в раю, а из монастыря - в преисподней. И причины этого очевидны. Первая видела всю мерзость своей жизни и искренно сокрушалась о своей падшести. Другая же, внешне приняв т.н. ангельский образ, возомнила о себе, что она девственница, исполняет все послушания, вычитывает молитвенные правила, не совершает никаких смертных грехов - тем самым приняла внутри себя образ демонский, возгордилась и погибла. То есть не сами по себе заповеди, а тем более их внешнее исполнение, спасают.