Государства образованные после смерти соломона. Израильское государство: образование, развитие и распад. История еврейского народа. От царя Давида до царя Ирода. Иисус

Смерть Соломона и распад Иудейского царства.
Соломон – легендарный царь Израиля, мудрейший из всех людей. Его царствование было продолжением золотого века Израиля, начатого его отцом Давидом. Границы государства были расширены, процветала торговля. Страна переживала культурный подъем.
О мудрости Соломона уже при его жизни слагали легенды. Известная история о царице Савской, пришедшая проверить эти слухи, говорит, что она весьма была поражена разумом Иудейского царя, ведь он ответил на все ее загадки. Также царица была очень впечатлена богатством и изяществом дома Соломона. Примечательно, что после этого эпизода торговля начала развиваться еще быстрее. Удобное географическое расположение способствовало этому. Через Иудею проходило множество торговых маршрутов, благодаря чему царство не испытывало никакого недостатка в золоте, драгоценных камнях, пряностях и других редких ресурсах. Следует отметить, что серебро не считалось благородным металлом, золото ценилось значительно выше.
Однако несмотря на все богатство его царства и собственную мудрость, Соломон был довольно жестким царем, отягощавшим народ налогами и сурово наказывавшим неподчинение. Также его подданным приходилось выполнять множество работ для благоустройства Иудеи.
Однако все это было дано ему Богом Израиля, Иеговой (в переводе древнееврейского – Сущий). Со временем царь отошел от Бога, потому что его многочисленные жены склоняли его к поклонению другим богам. Библия говорит, что к концу царствования Соломон имел около 700 законных жен и еще 300 наложниц. Среди них были Моавитянки, Аммонитянки, Идумеянки, Сидоминянки и Хеттеянки. Они совращали сердце царя, так как были из языческих народов. Со временем Соломон вел построить храмы для Астарты, бога Сидонского, Хамоса, бога Моавитского, и Милхома, бога Аммонитского.
Господь разгневался, ведь Соломон начал поклоняться мерзости языческой и решил передать царство Соломона другому. В 11-й главе 3-й книги Царств подробно описываются эти события. Бог говорит Соломону, что в наказание за его деяния исторгнет царство из руки его. Однако добавляет, что во имя его отца Давида, мужа по сердцу Господа, оставит часть царства и Иерусалим у потомка Давидова и не исторгнет царство до смерти Соломона.
Будущий царь отторгнутой части Иеровоам узнает об это у пророка Ахии. Ахия предсказывает, что ему будет дана власть над 10 коленами Израиля, в то время как сыну Соломона будет дано только 2 колена. Узнав об этом, Соломон возжелал убить Иеровоам, но тот сбежал в Египет, где и скрывался до его смерти. Всего мудрый царь Соломон правил 40 лет, и умер от естественных причин.
Его наследником стал Ровоам. Как уже было сказано выше, народ «был отягощен тяжелый игом». Под предводительством Иеровоама народ пришел к царю и просил облегчить им работу, на что он сказал им прийти через 3 дня, чтобы у него было время обдумать их просьбу. Затем он обратился к старцам, служившим еще при царе Соломоне, за советом. Они ответили ему, что «если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь им, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут рабами твоими на все дни». Выслушав их совет, он обратился к своим ровесникам. Они же сказали ему еще больше усилить гнет.
Когда же пришел к нему народ, он сказал: «отец наказывал вас бичами, а буду наказывать вас скорпионами». По глупости своей он решил ужесточить порядки и отяготить народ еще большими работами. Это привело к восстанию во главе с Иеровоамом. Он стал главою над северным Израилем, включавший 10 колен. Ровоаму пришлось поспешно убегать в Иерусалим. В итоге, он остался правителем только 2 колен: колена Иуды и колена Вениамина.
Царь Иудейский собирался воевать с севером, чтобы восстановить свою власть над остальными коленами Израиля. Для этой цели он смог собрать большую армию из более, чем 180 тысяч отборных воинов. Однако пророк Бога объявил царю и всем иудеям, что такова была Его воля, а потому приказал всем идти домой, и они подчинились. Царям Израильским уже никогда не будет дано владеть северными территориями, и они навсегда останутся разделенными.
Однако Иеровоам опасался, что жители, оставшиеся под его властью, как положено по закону будут ходить в Иерусалим для принесения жертвы и очищения от грехов. Это, как он думал, может привести к тому, что они захотят снова присоединиться к Иудее. Поэтому он велел вылить двух золотых тельцов, после чего объявил, что это бог Израиля, выведший народ из Египта. Одного тельца он отправил в город Вефиль, а второй – в Дане. Также он придумал праздник для поклонения этому богу, число при этом было выбрано совершенно случайно.
Считается, что все последующие цари Северного Израиля были греховны перед очами Бога. В конечном итоге, Северный Израиль был завоеван Ассирией, и большая его жителей были расселены в разные районы Империи. Лишь небольшая часть осталась в Иудее. Историческая область, на которой проживали остатки от 10 отпавших колен называется Самария. Иудеи призирали самарян, ведь считали, что те неправильно почитают Бога. Это ярко показано в Новом Завет, когда Иисус рассказывал притчу от добром самарянине, который помог иудею, несмотря на их враждебное отношения между самарянами и иудеями, или когда Иисус общался с самарянкой. Все, в том числе сама самарянка, были очень удивлены Его открытости к ней.
Что же касается рассеянных колен Израиля, то ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о том, куда же они все-таки делись. На данный момент, многие народы Азии, некоторые народы Африки и даже одно племя американских индейцев претендует на то, чтобы их считали потомками одного или нескольких колен. Также некоторые ученые выдвигают версии, что некоторые исчезнувшие народы, как, например, хазары, действительно могли быть потомками 10 пропавших колен. Косвенным подтверждением этого может служить факт, что в становление Хазарского каганата в качестве государственной религии был выбран иудаизм.

История царства израильского и всех царей Израиля начинается с царствования первого царя – Саула, которого возвел в царское достоинство на престол помазанием первосвященник и пророк Самуил. Как говориться в книге Царств, первый царь недолго оставался верным божьим слугой и слугой народа Израиля . Он не выполнял приказов Господа, а потому был лишен покровительства Господнего и его ласки.

Господь Бог повелел Самуилу помазать на царское достоинство молодого пастуха Давида, который в то время пас стада своего отца. После того, как Давид победил в бою великана Голиафа в схватке, которая и предрешила исход сражения между израильским войском и филистимлянами, популярность молодого Давида резко возрастает среди народа израильского. Саул паникует и боится, что Давид, воспользовавшись правом победителя, сместит Саула с царского престола. Однако Давид не стал этого делать. В результате таких противоречий и действий Саула в Израиле израильтянами фактически была пережита первая, но, к сожалению, не последняя гражданская война. Правление первого царя Израиля Саула закончилось тем, что в очередной войне с филистимлянами сын Саула погиб, погиб и сам первый царь Израиля.

Царей Израиля в дальнейшей истории страны было много. Но, период расцвета государства Израиля и его золотой век пришлись на то время, когда цари Израиля Давид и Соломон правили царством.

Давид сделал столицей государства город Иерусалим . Он расширяет город, строит новые кварталы и улицы. Но, правление Давида также не безоблачно. И в период царствования Давида начинается новая гражданская война. На этот раз противником царя становится его родной сын Авессалом. Предметом спора и гражданской междоусобной войны становится опять же царский престол.

Авессалом хотел незаконным путем завладеть властью отца, и взойти на престол. В результате гражданской войны сын Давида трагически погибает. Его убивают слуги правящего царя. Но Давид не хотел убивать сына, он не давал разрешения слугам на этот страшный поступок. После гражданской войны, закончившейся так трагически, израильское государство, тем не менее, продолжает войны с внешними врагами, причем исход битв и сражений – удачный, израильское войско неизменно становиться победителем.

В то же время в государстве идет обширное и почти никогда не прекращаемое строительство. Давид планирует возвести Храм. Планы Давида по строительству Храма были воплощены в дальнейшем одним из царей Израиля – Соломоном, последователем и преемником Давида. Царствование Давида продолжалось 40 лет. После него на престол царствования в Израиле взошел Соломон. Соломон в истории государства Израиль остался навеки как самый мудрый царь из всех царей Израиля, остался в памяти израильской истории как создатель Иерусалимского храма. Соломон продолжил политику царствования своего предшественника. Им все делалось на процветание и во благо своего народа и государства. Он смог приумножить и развить достижения Давида: внешние и внутриполитические. Сегодня многие признают, что времена правления Соломона – это самые лучшие времена Израильского царства. Именно в этот период оно находилось в зените своей славы и могущества.

Первый царь Израиля – Сеул, цари Израиля Давид и Соломон – это те цари, которые правили единым Израильским государством. После смерти Соломона единое государство Израиль перестало существовать – его смерть поставила крупную точку во всей истории развития царства Израиля, как одного объединенного, одного целого и единого государства.

На престол после Соломона восходит сын мудрейшего царя всей истории израильского государства – Ровоам. Его правление отличается тем, что он довольно жестко проводит внутреннюю политику государства, проводя репрессивные методы внутри страны. Ровоаму приписывают такие слова: «Отец наказывал вас бичами, я – скорпионами». В результате политики Ровоама в государстве произошел раскол: десять колен израилевых не признали его власть над собой. Они объединились в единую группу под властью Иеровоама 1, образовав в северной части Израильского государства свое новое государство. Имя новообразовавшемуся государству дали – Иеровоам. Сначала столицей нового царства стал город Шхем, затем ее перенесли в город Тирца, а впоследствии – Шомрон в Самарии. Цари северного государства, отступили даже от единой для всех евреев веры – монотеистической, когда служение только Единому Богу Израилеву. Они построили новые храмы с изваяниями тельцов из золота, затем начали поклоняться финикийским божествам.

С тех пор цари Израиля правили двумя государствами, в каждом из которых был свой Царь. Правящие династии стали меняться одна за другой в ходе государственных переворотов.

Два оставшихся израилевых колена, которые остались верными Давидовому сыну и его Дому, образовали другое государство. Центром этого государства остался великий Иерусалим. Это государство стало носить название – Иудейского царства.

Дальнейшая история царей Израиля носит довольно сложный и запутанный характер. Но, с точки зрения святой Библии и святого писания, ни один из правящих после Давида и Соломона царей Израиля не был «благочестивым царем».

Впоследствии десять колен израилевых, которые отделились от единого Израильского царства, были пленены, уведены в рабство и до сего дня их судьба неизвестна. Десять колен израилевых были потеряны навсегда. При этом Царство южное, существовало больше 300 лет. В итоге оно было завоевано Навуходоносором. Всех его жителей переселили в Вавилон. Царство северное существовало чуть более 200 лет. Оно также было захвачено и разрушено. Северное Царство пало от ассирийцев.

Дата: 928 год до н. э.

Живущий в Палестине, на Ближнем Востоке, малочисленный народ, чей язык принадлежит к группе семитских, евреи вряд ли бы заставили говорить о себе, если бы Библия (по-гречески biblion – книга) не стала священной книгой не только евреев, но и христиан (она признается и мусульманами). Короче говоря, если бы она не стала источником трех великих монотеистических религий.

К последнему мы еще вернемся.

Около 1020 г. до н. э. была установлена монархия в древнееврейском государстве Израиль. Его расцвет приходится на царствование Соломона, третьего царя. Он обладает бесспорным авторитетом. "И было у Соломона 12 приставников над всем Израилем, и они доставляли продовольствие царю и дому его; каждый должен был доставлять продовольствие на один месяц в году, каждый об этом заботился".

Он построил в своей столице, Иерусалиме, храм бога Израиля.

Процветание Израиля во времена Соломона объясняется его торговой ролью. Он получает с побережья, от финикийцев, лес и изделия Средиземноморья. В Эйлате, на Красном море, находятся медные рудники, и здесь плавят медь. По Красному морю Израиль торгует с Южной Аравией, Эфиопией и Восточной Африкой. Царица Савская (теперь это Йемен) посетила его, поэтому правившая Эфиопией династия выдала себя за потомков Соломона и царицы Савской.5 Соломон был и поэтом, он автор многих текстов, включенных в Библию ("Притчи", "Песнь песней"). Он прославился своей справедливостью. По всей видимости, конец его царствования был омрачен экономическими трудностями и недовольством народа чрезмерными налогами.

После его смерти Израиль разделился на два царства – Израиль на севере и Иудея на юге.

Происхождение народа Израиля

Еврейский народ принадлежит к многочисленным семитоязычным народам Среднего Востока. Покинув Нижнюю Месопотамию (предок-основатель Авраам будто бы пришел из верхнего города Ура), он проник со своими стадами в Палестину и получил название евреи (от слова ibri – тот, кто приходит из-за Евфрата, из Месопотамии).6

Несколько семей обосновались в Египте, но через некоторое время покинули его под руководством Моисея. На горе Синай, в пустыне, ему явился бог Израиля Яхве ("я есмь сущий") и продиктовал 10 заповедей – правил, по которым следует жить.

Заповеди были записаны на табличках-скрижалях и положены в ларец из акациевого дерева, в "ковчег завета", который стал символом тесного союза между Яхве и его народом. Евреи не будут поклоняться другому богу, потому что Яхве неповторим и ревнив. В награду за верность они получат "землю обетованную" – Палестину, заселенную идолопоклонниками хананеянами, которые будут изгнаны.

Бог евреев неповторим, поэтому иудейская религия запрещает любые изображения бога. Таким путем появилась одна из первых монотеистических религий (признающая только одного бога).

История Израиля

Евреи были разделены на 12 племен, и им потребовалось время, чтобы осознать необходимость объединения. Только в случае опасности они объединяли свои силы, выбирая общих вождей – военных и религиозных, – а также судей.

Монархия установилась в XI в. до н. э. при царе Сауле. Его зять Давид поднял мятеж, сверг Саула и захватил власть в свои руки. Давид покорил последнюю крепость хананеян Сион, имевшую славу неприступной, и здесь основал свою столицу Иерусалим, куда перенес "ковчег завета".

После царствования царя Соломона еврейское государство пришло в упадок и разделилось. Враждебные друг другу Иудея и Израиль оказались открыты внешним вторжениям. В 721 г. до н. э. Израильское царство разрушено ассирийцами, которые увели часть населения в рабство. В 587 г. до н. э. Иерусалим разрушен вавилонским царем Навуходоносором, который стер с лица земли Храм и увел население в "вавилонское рабство". В 537 г. до н. э. персидский царь Кир, завоевав Месопотамию, разрешает евреям вернуться на родину и восстановить Храм. Но евреи потеряли свою независимость. Отныне они станут подданными персов, затем Александра Македонского и его наследников, наконец римлян.

Свои несчастия евреи объясняли нарушением заповедей Яхве. За то что они перестали уважать религию предков, признали чужих богов и поклонялись им, Яхве обрушил на них свой гнев.

Пророки, вдохновленные Богом, объясняли, что несчастия будут сыпаться на еврейский народ, доколе он упорствует в своем неверии. Но истинно верующие должны надеяться: Бог вернет их на Родину, пошлет Мессию, который установит царство Божие.

От иудаизма к христианству и исламу

Единственный и неповторимый бог израильского этноса положил начало развитию монотеизма. Древняя история Израиля дает нам прекрасный пример отношения к другим богам. Их не только отвергают, но и всячески изгоняют, так как они плохие, они слабее, чем Яхве, они подобны демонам.

К концу Римской империи языческая религия обретает черты синкретической (множество богов образуют единую систему) и выделяет одного самого важного бога. Успех имеют восточные религии, которые обещают искупление грехов и спасение.

Иудаизм принадлежит к восточным религиям. Его распространению способствовало неудачное восстание евреев против римского владычества. В 70 г. после Р. Х. Иерусалим разрушен, Храм стерт с лица земли и больше не восстанавливается. Множество евреев перебралось в различные районы Римской империи. Так появилась диаспора (рассеяние).

Пророчества о появлении Христа исполняются. Мессия, предсказанный пророками, явился. Иисус, сын Божий, родившийся человеком, должен искупить грехи людей ценой собственных страданий и мученической смерти на кресте. Его ученики обратятся не только к евреям, но и ко всему человечеству. В IV и V вв. новая религия – христианство – покорила Римскую империю и стала официальной религией. Она вытеснила язычество, но проявила уважение к иудаизму.

К Библии христиане прибавили Новый Завет – христианские тексты, составленные из евангелий ("благих вестей"), в которых говорится о жизни и поучениях Христа.

Когда в начале VII в. н. э. Мухаммед в Аравии начал проповедовать новую религию, он обратился прямо к поучениям Библии. Он признавал Иисуса не как сына Божьего, а как простого пророка.

Итак, еврейская религия лежит у истоков двух великих современных монотеистических религий.

Страна после смерти царя Соломона

Ранние смехи, поздние слезы. После смерти царя Соломона в 928 или 932 г. до н. э. обьединенное царство распалось на два независимых государства: на севере возникло Израильское царство, в которое вошли наделы девяти колен, а на юге, на землях колен Иуды (Иехуды), Вениамина (Биньямина) и Симеона (Шимона), сформировалось Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Клан Симеона был самым маленьким из двенадцати, и поэтому ученые полагают, что несколько позже он практически слился с крупным кланом Иуды. Здесь продолжала править династия Давида. Хотя Иерусалим и Храм остались в Иудейском царстве, но большинство населения оказалось гражданами царства Израильского, подданными царя Иеровоама, который потомком Давида не являлся.

Об этом периоде истории евреев мы знаем несколько больше, чем даже о правлении Давида и Соломона, так как наконец-то помимо текста Танаха и отрывочных египетских надписей мы имеем местные археологические свидетельства и отрывки текстов, которые напрямую упоминают царей из «Дома Давидова» .

Вынужденно следует начать эту главу с перечня правителей двух царств и времени их правления. Нужда эта проистекает из того, что Танах описывает оба царства вперемешку и в разных книгах, а так как оба царства часто воевали между собой и в каждом кроме этого происходили и свои события, то очень трудно запутаться, следя что за чем происходило. Кроме того, читатель Танаха или исторической литературы иногда путается от похожих имен правителей, типа Иеровоам - Йорам - Иехорам, и не всегда может уследить кто кем правил. Кроме того, есть разночтения в написании имен между русской Библией и еврейским Танахом. Помимо этого, два царя с одинаковыми именами Иорам или Йехорам правили примерно в одно и то же время, один

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ ОТ СОЛОМОНА ДО АРАБСКОГО ВТОРЖЕНИЯ ГЛАВА 8 ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ДО РИМСКОЙ ОККУПАЦИИ 928-63 ГГ. ДО Н. Э. 8. 1. Разделеннные царства 928-722 гг. до н.э. После смерти царя Соломона единое царство распалось на два - Се- верное Израильское на территории десяти северных колен (Самария, Галилея и Заиорданье) и южное Иудейское - на территории колен Иуды и Веньямина. Первым царем северного Израильского царства стал Иеровоам (927 -901 гг. до н.э.). В прошлом, во времена царя Соломона - начальник рабочей силы колена Ефраима, к которому он принадлежал. Своей сто- лицей он избрал город Шхем в Самарии, и, кроме того, построил город Пенуэль в Заиорданье, который считал своей второй столицей. /11/ Примерно два столетия страна оставалась разделенной на два царс- тва. Южным Иудейским царством по-прежнему правили наследники дома Давида, в то время как северным Израильским царством правили разные люди и только немногим удавалось установить наследствен- ные династии. Одну из таких династий основал Амврий (882-871 гг. до н.э.), кото- рый перенес столицу Израильского царства в новый, построенный им город Самарию. Раскопки обнаружили там особняки семьи Амврия и придворных, кладовые, бассейны и зернохранилища, а также городс- кой квартал. Амврий, а впоследствии его сын Ахав (871-852 гг. до н.э.), проводи- ли политику сближения с Иудейским царством. В этот период каждое царство проводило обширную строительную программу. В правление первого правителя Иудеи, сына царя Соломона Ровоама (927-910 гг. до н.э.), были построены крепости на юге в Негеве, вдоль границы с Египтом, а также на побережье - Ипа, Лахиш и ряд других. В царствование Озии (Осия) (787-736 гг. до н.э.) Иудейское царс- тво расширилось на восток - вассалами стали аммонитяне, полностью были очищены от филистимлян города Гат, Ашдод, Явне. Иерусалим был расширен и значительно укреплен, а реорганизованная и перево- оруженная армия стала полностью профессиональной. Заметный рост населения в обеих царствах сопровождался развитием торговли и зем- леделия. Развивалось виноделие, производство тончайших сортов бе- ленного полотна (город Бейт-Ашбеа, на юге). В разные периоды оба царства сталкивались с угрозами со стороны Египта и арамейских государств Сирии. Однако в это время (в восьмом веке до н.э.) общую опасность для всего Ближнего Востока представ- ляла Ассирия, громадная империя, которая простиралась от Персидс- кого залива до Армении. В 733 году до н.э. ассирийцы вторглись в Сирию, разрушили Да- маск, разделили страну на четыре провинции и депортировали значи- тельную часть населения в Иран. Спустя несколько лет такая же участь постигла Израильское царс- тво. Ассирийский царь Салманасар V (727-722 гг. до н.э.) после трех- летней осады, в 722 году до н.э., овладел столицей Израильского царс- тва - Самарией и сравнял ее с землей. Царь Осия (731-723) был взят в плен. Не менее 27900 жителей Самарии было депортировано в Асси- рию. Однако значительная часть еврейского населения северных ко- лен Израиля нашла убежище в Иудее и, впоследствии, многие из них вернулись в свои дома
Два еврейских царства, середина VIII века до н.э. "Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г." 8. 2. Иудейское царство в период 722-586 гг. до н.э. После завоевания Ассирией Израиля Иудея осталась единственным государством этого региона, сохранившим независимость. Царь Иудеи Езекия (725-627 гг. до н.э.) проводил осторожную политику в отноше- нии Ассирии и сосредоточился на укреплении пограничных оборони- тельных сооружений, совершенствовании административной системы государства, сооружении хранилищ с запасами продовольствия. Кроме того, в Иерусалиме был построен туннель, по которому в город посту- пала родниковая вода. Туннель сохранился до наших дней. В 705 году до н.э. Езекия в коалиции с Египтом предпринимает по- пытку освободить северную часть страны от ассирийской оккупации, однако терпит сокрушительное поражение. Ассирийцы осадили Иеру- салим, но вскоре начали поспешное отступление в свои земли из-за разразившейся в их войсках эпидемии. В 612 году до н.э. вавилоняне, совместно с союзными мидянами (из Северного Ирана), захватили ассирийскую столицу Ниневию. В 609 году до н.э. последний ассирийский царь Ашшубалит и под- держивающий его египетский фараон Нехо (610-594 гг. до.н.э) с остат- ками войск, разгромленных вавилонянами, отступили в Сирию. Одна- ко уже в 605 году до н.э. царь Вавилонии Навуходоносор нанес им еще одно тяжелое поражение в битве при Кархемише (на северной границе Сирии), и занял всю Сирию. Это означало окончательный крах Асси- рии.В 601 году Навуходоносор двинулся с большим войском на Иудею, но ограничился согласием ее царя Иоакима (608-598 гг. до н.э.) в те- чение трех лет платить дань. Однако спустя два года Иоаким пытается освободиться от этой унизительной зависимости, но терпит пораже- ние. Вавилонские войска вошли в Иерусалим, Иоаким был убит и ца- рем становится его сын Иоахам. Около трех тысяч еврейских почетных граждан Иерусалима в качестве военнопленных увели в Вавилонию. Вскоре вслед за ними, по приказу Навуходоносора, были отправлены около десяти тысяч ремесленников и юношей, а также u1048 Иоахим с семь- ей и приближенными. Царем Иудеи стал дядя Иоахима - Седекия. Восемь лет он соблюдал верность Вавилонии, однако в 589 году до н.э. в Иерусалиме началоь восстание против оккупантов - вавилонян, и войска последних, пос- ле почти двухлетней осады, овладели еврейской столицей. По приказу Навуходоносора Иерусалим был частично разрушен, в том числе была разрушена царская резиденция, а Храм был разграблен и сожжен (это произошло 9 Ава 586 года до н.э.). Царь Иудеи Седекия был ослеплен, его доставили в Вавилон, где он вскоре умер. Так завершилась династия царей из дома Давида. Их было двадцать один и царствовали они 450 лет, из которых двадцать лет власть находи- лась в руках первого царя Саула, происходившего не из дома Давида. Иудейское царство пережило Израильское на 135 лет, после заво- евания страны прошло 650 лет. Первый Храм просуществовал около 360 лет. В 598 и 586 гг. была выслана в Вавилон незначительная часть до- военного населения Иудеи, главным образом, тщательно отобранные вавилонскими чиновниками политические, обществнные, экономичес- кие и религиозные лидеры страны. Многие поселенцы стали играть заметную роль в политической, экономической и финансовой жизни вавилонской империи. Однако они свято соблюдали предписания еврейской религии, сознавая отчет- ливее, чем в прежние времена на Родине, свою особую и неизменную самобытность в окружении языческих народов. Между тем еврейская жизнь в земле Израиля продолжалась. Мил- лионы простых людей трудились, как прежде, обрабатывая землю и занимаясь ремеслами. 8. 3. Эрец Исраэль. Иудея в составе Персидской империи. 539-330 гг. до н.э. Примерно через четыре десятилетия после разрушения Иерусалим- ского Храма вавилоняне были разгромлены царем персов Киром Вели- ким (559-530 гг. до н.э.) Вместе с другими, входившими в состав Вавилонии землями, в его руки перешли территории Иудейского и Израильского царств, полу- чившие в это время общее название Иудея. Кир издал указ, в соответствии с которым, часть изгнанников-иуде- ев могла вернуться из Вавилона в Иерусалим и там восстановить го- сударство под его протекторатом. Он заявил также о своем намерении поддержать восстановление Иерусалимского Храма. Около пятидеся- ти тысяч изгнанников под руководством Зоровавеля, принадлежащего к потомкам дома Давида, вернулись на родину, в Иудею. Главной заботой вернувшихся было, завершившееся в 516 году до н.э. строительство Второго Храма - символа и центра религиозного и национального самоопределения и самосознания еврейской нации на протяжении многих веков. Продолжалось восстановление и расширение Иерусалима - вечной столицы Эрец Исраэль - Иудеи. В период правления персидского царя Артаксеркса I (464-425 гг. до н.э.) царским уполномоченным по Иерусалиму и прилегающим к ним территориям был назначен Неемия, занимавший влиятельный пост при царском дворе, один из вавилонских изгнанников. При нем в 445 году до н.э. были восстановлены стены вокруг Ие- русалима и осуществлен ряд реформ, направленных на укрепление ев- рейской веры в соответствии с Торой. Он также выступил с резким осуждением смешанных браков среди еврейского населения. Неемия находился на своем посту 11 лет (445- 434 гг. до н.э.) /11/. Вторая волна репатриации евреев на Родину состоялась при Артак- серксе II (404-358 гг. до н.э.) под руководством Эздры. Эздра был священником, потомком Аарона, и представлял интересы своих соотечественников при царском дворе. Эздра был наделен широ- кими полномочиями, распространявшими его власть на всю страну. При возвращении на Родину, в Эрец Исраэль (Иудею), Эздру сопро- вождало около пяти тысяч человек, в том числе священники и левиты, которые везли с собой сосуды для литургий в Храме. По прибытии в Иерусалим Эздра ужесточил реформы и чистки, предпринятые Неемией, в том числе запрет на смешанные браки. Он возобновил положение о первосвященнике, который должен был при- надлежать к потомкам Аарона. В дальнейшем, на протяжении веков, помазанный первосвященник, облеченный царскими полномочиями, управлял страной, опираясь на священников, левитов и Совет Старейшин. В восстановленном еврейском государстве, благодаря усилиям Нее- мии и Эздры, Тора стала духовной опорой еврейского народа, норматив- ным документом не только еврейской веры, но и повседневной жизни. Эздра практиковал публичное чтение отрывков из Торы с их разъ- яснением и адресовался не только к элите, но и к широким слоям населения. В это время не менее важными, чем священники стали ученые, пис- цы, книжники, которые в соответствии со своей интерпретацией текс- та Торы определяли нормы следования ей. Чтение Торы с разъяснительными комментариями позднее сыграет важную роль в обновлении иудаизма, в соответствии с меняющимся мировосприятием у каждого последующего поколения. "Книги Неемии" и "Книга Эздры" содержат описание событий, связанных с восстановлением Храма, Иерусалима и государственнос- ти в составе Персидской империи. Ученые историки оценивают эти произведения, как "ярчайшие образцы еврейской истории" /11/. 8.4. Эрец Исраэль. Иудея под властью греков. 332-167 гг. до н.э. В 334 году македонский полководец Александр III Великий начал свой знаменитый завоевательный поход, в ходе которого завоевал все царства Ближнего и Среднего Востока, Египет, а затем и Индию. Иу- дея вошла в состав его империи. После смерти Александра в 323 году до н.э. созданная им империя распалась на ряд эллинистических государств, во главе которых стоя- ли его преемники, образовавшие три основные династии: Антагониды в Македонии, Селевкиды в Сирии и Птолемеи в Египте. Во владения Птолемеев входила и Иудея, которая, как и прежде при персах, управлялась первосвященником, обладавшим царскими полномочиями. В Самарии и Газе были основаны греческие колонии, а по обе стороны от реки Иордан были созданы греко-македонские поселения. Греческие правители были заинтересованы в создании син- теза греческой и местной культур, распространении греческого языка, философии и религиозного культа. На протяжении всего греческого правления шла борьба между евреями - сторонниками и противника- ми эллинизации. В 200 году до н.э. контроль над Иудеей захватил правитель Сирии из династии Селевкидов Антиох III. Его наследник Антиох IV Эпифан (175-164 гг. до н.э.) запретил евреям в Иудее практиковать обрезание, праздновать субботу и, кроме того, приказал приносить жертвы язы- ческим богам, а Иерусалимский Храм провозгласил святилищем гре- ческого божества - Зевса. Таким образом, Антиох IV предпринял попытку силой навязать ев- реям греческий культ, заставить их отказаться от иудаизма - религии отцов. Ответом на эти действия стало всеобщее возмущение еврейско- го населения и восстание, которое покончило с греческим господством в Эрец Исраэль. 8. 5. Восстановление независимости и суверенитета. 167-63 гг. до н.э. Восстание еврейского народа за независимость и сохранение своей религиозной и национальной самобытности возглавил глава семейства Хасмонеев Маттафия из деревни Модии. Сначала к нему присоедини- лись жители окрестных деревень, а затем масса народа по всей стране, а также еврейские воинские отряды. Пробыв во главе восстания в течение года, в 166 году до н.э. Мат- тафия умер. Во главе вооруженных формирований стал его сын Иеуда Маккавей, который первым делом восстановил по всей стране еврей- ские законы и начал освобождение городов от македонских воинских гарнизонов. Сирийские правители пытались подавить восстание, сна- чала используя местные гарнизоны в Самарии, Кесарии, а затем ог- ромные армии из Сирии во главе с самыми опытными полководцами. Однако благодаря мужеству и героизму еврейских воинов, которых вдохновлял своим примером Иеуда, его малочисленная, по сравнению с вражескими, армия одерживала одну победу за другой. В 164 году до н.э. Иеуда, первосвященник и глава государства, ос- вободил от иноземных войск Иерусалим. Храм был заново освящен, а в память об этом событии, а также о чуде, в результате которого све- тильник (храмовая менора), заправленный остатком неоскверненного масла, которого могло хватить лишь на один день, горел целых восемь дней, был учрежден праздник - Ханука. В 162 году Иеуда решил вступить в дружеский союз с римлянами. Был заключен договор "...по поводу оборонительного и наступатель- ного союза с народом иудейским...", утвержденный римским сенатом. В 161 году до н.э. Иеуда одержал решающую победу над сирийской (македонской) армией, насчитывающей 40 тысяч пешего и 10 тысяч конного войска. Эта победа увеличила политический вес Иудеи в гла- зах ее соседей и вдохновила еврейский народ. Иеуда вел успешные бои с окрестными племенами на севере стра- ны в Галилее, в Заиорданьс и Галладе, взял город Ефрон и очистил от идумян Хеврон и прилегающую к нему территорию. В 160 г. до н.э. в тяжелом сражении с огромной армией, посланной в Иудею царем Сирии Деметрием, Иеуда погиб, "перебив множество врагов". Он был похорон в деревне Модии. Иосиф Флавий писал: "..он стяжал величайшую славу и оставил по себе вечную память, освобо- див народ свой и избавив его от македонского ига". /7/ В отличие от еврейских религиозных лидеров, фарисеев, Иеуда был убежден, что внутренняя религиозная и национальная свобода возможна только при условии полной политической независимости. Жизнь подтвердила его правоту. После гибели Иеуды военачальником и главой государства стал его брат Ионатан, который после ряда кровопролитных сражений вынудил сирийские войска покинуть Иудею. При нем сирийские властители из династии Селевкидов, пока еще неофициально, признали независи- мость Иудеи. Как и Иеуда, Ионатан погиб в сражении. Официальной независимости еврейского государства, Иудеи, до- бился последний из братьев Симон (Шимон), использовавший междо- усобицы, которые в это время терзали царство Селевкидов. Шимон процарствовал восемь лет и после его гибели, в результа- те коварного покушения, наследником стал его сын Иоханан Гиркан I (134-104 гг. до н.э.). Он вел успешные войны и полностью очистил от греко-сирийского присутствия Самарию, Галилею и Идумею, насе- ление которой приняло иудаизм. Иоханан Гиркан I правил страной 31 год, проявив себя мудрым правителем и способным военачальником. Его сын Аристобул I провозгласил себя царем Иудеи, вместо ра- нее введенного Шимоном титула "этнарха", равноценного царскому. Аристобул I правил страной всего два года (104-103 гг. до н.э.) Его брат Александр Янай (103-76 гг. до н.э.) восстановил суверени- тет и еврейский облик во всех городах прибрежной полосы, в том чис- ле и в городе Газа. Через портовые города активизировалась торговля и это благоприятно отразилось на подъеме экономики, в том числе на сельскохозяйственном производстве. В течение трех лет Янай воевал в Заиорданье, восстанавливая ев- рейский суверенитет на землях Манассии, Гада, Реувена, в том числе на Голанах. Александр Янай подобно царю Давиду был воином и героем. Он осуществил конечную цель династии Хасмонеев и восстановил суве- ренитет и территориальную целостность страны в границах, которые были определены во времена царей Давида и Соломона u1085 на вечные вре- мена. Вдоль границ он восстановил и построил крепости, в том числе и такие мощные как Массада, Гиркания и другие. В его царствование был построен дворец Хасмонеев и здание над пещерой Махпела (в его древнем виде) в Хевроне. Александр Янай скончался в 76 году до н.э. в возрасте 49 лет, после 27-летнсго царствования. В царствование Александра Яная обострились противоречия меж- ду двумя основными религиозными течениями в иудаизме, главным образом, между партиями саддукеев и фарисеев. Первые считали письменную Тору достаточной основой иудейской веры и не видели необходимости в бесчисленных комментариях к ее тексту. Они также отрицали мессианскую идею и считали политическую независимость важнейшей гарантией независимости религиозной и национальной. Они поддерживали усилия правителей страны из династии Хасмонеев, особенно царя Александра Яная. В партии саддукеев было много богатых и влиятельных людей, их поддерживали наследные священники Храма. Фарисеи, в основном, принадлежали к среднему классу. Они стре- мились сделать Тору применимой к нуждам современности, как они ее понимали, путем толкования ее текста. Фарисеи были ярыми противниками "оскверняющего воздействия греческой культуры" и их фанатизм в этом вопросе причинил много вреда стране в период царствования Александра Яная, которого они ненавидели. Вдова и наследница Александра Яная, Александра Соломея (76- 67 гг. до н.э.), в интересах мира и спокойствия в стране решила пра- вить, опираясь на фарисеев, которые преобладали в ее Совете и Боль- шом Синедрионе. По настоянию фарисеев царица являлась главой государства, а фун- кции первосвященника исполнял ее сын Гиркан, другой ее сын Арис- тобул II помогал ей в делах правления. Фарисеи улучшили систему школьного образования и направили большое количество учителей в различные районы Иудеи с целью обучения детей и молодежи чтению и письму, а также изучению Торы. В это время среди большинства народов мира царила неграмот- ность, однако в маленькой Иудее множество людей не только умели читать и писать, но и разбирались в вопросах религии, литературы и истории своей страны. ГЛАВА 9. РИМСКАЯ ОККУПАЦИЯ 63 г. до н.э.-638 г. н.э. 9. 1. Эрец Исраэль. Иудея в составе Римской империи. В первом столетии до н.э. Римская республика постепенно распро- странила свой контроль на весь регион Средиземноморья. Ее лидер Помпей Великий положил конец царству Селевкидов и Сирия с 63 г. до н.э. стала римской провинцией. В этом же году Помпей захватил Иерусалим, однако Иудея осталась вассальным государством. Иеоханан Гиркан II продолжал править страной, являясь первосвященником и этнархом, обладая царскими полномочиями. Кроме того, римляне подтвердили его наследственное право ведать делами евреев в рассеянии, где, в результате насильствен- ного переселения в период ассирийской и вавилонской оккупации, последующих войн и беспорядков, проживало более миллиона евре- ев. Самыми многочисленными были еврейские общины в Вавилонии, Египте и Сирии. В самой Иудее в это время проживало более четырех миллионов евреев. В 37 году до н.э. римляне признали царем Иудеи Ирода, ранее гу- бернатора Галилеи, происходившего из Идумеи, население которой не так давно приняло иудаизм. Так был положен конец династии Хасмо- неев, обеспечившей стране более ста лет независимого существования и территориальной целостности. Ирод был дальновидным политиком и, также как и царь Соломон, великим строителем. Он женился на хасмонейской принцессе Мари- амне и был верным приверженцем Рима и эллинистической культуры, господствовавшей во всех странах Римской империи, сохраняя при этом верность иудейской религии, ее законам и традициям. Ирод построил многочисленные крепости и дворцы в стратегичес- ки важных пунктах, в том числе в Иерихоне (южнее Иерусалима), Ма- хероне (за Мертвым морем) и перестроил крепость на громадной скале - Массада. Новый порт Цезарея стал лучшей гаванью на срсдиземноморском побережье. Однако главным достижением Ирода стала грандиозная реконструкция Иерусалимского Храма (18-12 гг. до н.э.) и строительс- тво примыкавшего к нему великолепного царского дворца-крепости. Ирод пользовался большой популярностью в странах восточного Средиземноморья. В 12 г. до н.э. он был избран президентом Олим- пийских игр и "вдохнул в них жизнь своей финансовой и организаци- онной помощью" /11/. Царствование Ирода Великого (37-4 гг. до.н.э.) обеспечило еврейс- кому государству, Иудее, около тридцати лет мирного существования, экономического благополучия и расцвета еврейской учености. После смерти Ирода Великого император Август поделил Иудею между тремя его сыновьями. Один из них, Архелай, правил террито- риями центрального региона, в который входила собственно Иудея и Самария. Его брату - Ироду Антипе, отводились две раздельные тер- ритории - Галилея и Заиорданье (Перея). Третий брат - Филипп был поставлен во главе земель на севере страны (южная часть Сирии). Антипа и Филипп правили успешно, первый до 37 года, второй до 34 года (нашей эры). Архелай находился у власти 10 лет, после чего Иудея лишилась статуса государства и стала римской провинцией, которой управляли губернаторы. Евреям, коренным жителям страны, была гарантирована религиоз- ная автономия и сохранялась власть первосвященников. Основным ин- ститутом еврейского самоуправления оставался Синедрион, который утверждал местные советы, состоящие из 23 старейшин. Значительная часть еврейских земель была конфискована римской армией, однако еврейское население росло, в том числе, за счет возвра- щения на Родину еврейских изгнанников из соседних стран. В это время значительно возросло количество еврейских городов и деревень на севере страны. Присутствие в стране римских гарнизонов, распространение рим- ской символики, действия губернаторов, несовместимые с еврейски- ми обычаями и религиозными законами, стало причиной возмущения еврейского населения. Аресты и казни участников протеста привели к вооруженным выступлениям против римлян еврейских групп сопро- тивления - зелотов и сикариев. Активизировалось партизанское под- полье во главе с Иеудой u Галилеянином.
Иудея (Эрец-Исраэль) в составе Римской империи, I-VI вв. "Еврейская энциклопедия, т. XII, 1911г." 9. 2. Первое еврейское антиримское восстание. 66-73 гг. В 66 году началось антиримское восстание, которое вошло в исто- рию как Первая Иудейская война. В Иерусалиме восстание возглавил Элеазар - староста Храма, вто- рой после первосвященника человек. Римский гарнизон в Иерусалиме был уничтожен, а римская армия, которую направил в Иудею губер- натор Сирии, была рассеяна еврейскими отрядами у Бейт-Хорона, к северо-западу от Иерусалима. Вскоре повстанцы установили контроль над значительной частью территории страны и первосвященник Анан II, который возглавил вновь сформированное правительство, пытался достичь с римлянами соглашения о прекращении боевых действий, однако безуспешно. Римский император Нерон (54-68 гг.) назначил губернатором Эрец Исраэль (Иудеи) сенатора и экс-консула Веспасиана, и в 67 году рим- ская армия вновь оккупировала Галилею. Военные действия в Иудее возобновились только после того, как Веспасиан в 69 году стал им- ператором. В 70 году его сын Тит возглавил 65-тысячную армию, которая пос- ле продолжительной осады и кровопролитных сражений с еврейскими повстанцами, захватила Храм, сожгла, разграбила и разрушила его. Это произошло в тот же месяц и в тот же день, когда в 586 году вави- лонская армия разрушила Первый Храм - в девятый день месяца Ав (июль-август). В других местах Иерусалима бои продолжались еще четыре с по- ловиной месяца. Римские войска, в злобе и ярости, разрушали жилые кварталы, убивали всех, кто им попадался. Тысячи людей были взяты в плен, проданы в рабство, казнены. Подробно о первом антиримском восстании рассказал его участник, великий еврейский историк Иосиф Флавий. В книге "Иудейская война" он сообщает печальный итог борьбы еврейского народа с могущественной Римской империей: "Число всех пленных за время войны доходило до девяноста семи тысяч, а павших во время осады было миллион сто тысяч. Большинство их было родом не из Иерусалима, ибо со всей страны стекался народ в столицу к празднику опресноков и здесь был неожиданно застигнут войной". "..Размеры гибели людей превышали все, что можно было ожидать от человеческой и божеской руки. Из тех, которые и теперь еще появ- лялись, римляне одних убивали, а других брали в плен. Они разыски- вали скрывающихся в подземельях и, раскапывая землю, убивали всех там находившихся". Два руководителя восстания Иоанн и Симон были взяты в плен. Первый был приговорен к пожизненному заключению, а второй "был предназначен для триумфальной жертвы". Римляне полностью разрушили и предали огню весь город, а окру- жавшие его стены срыли до основания. "От царя Давида, первого иудейского царя в Иерусалиме, до разру- шения, произведенного Титом, прошло 1179 лет... Ни древность горо- да, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослу- жения не могли спасти его от падения. Таков был конец иерусалимс- кой осады". /8/ Последним оплотом еврейских повстанцев стала горная крепость Масада, которая продержалась еще три года. Когда положение стало безвыходным, после того как римлянам удалось пробить брешь в кре- постной стене, защитники Масады совершили массовое самоубийство. Ворвавшиеся в крепость римляне нашли там тела девятисот шести- десяти еврейских воинов, их жен и детей. В живых остались лишь две женщины и пятеро детей, которые прятались в подземном водопровод- ном канале. Так завершилась первая национально-освободительная война ев- рейского народа за освобождение своей Родины - Эрец Исраэль от римских оккупантов. Несмотря на огромные разрушения и потери, еврейская жизнь в стране продолжалась. Центрами богослужения и религиозного просве- щения теперь стали синагоги. Все большую роль приобретали знатоки религиозного закона - рав- вины. Один из них, самый известный - Йоханан бен Заккай, основал в городе Явне религиозную школу, которая со временем превратилась в центр и академию иудаизма. 9. 3. Второе еврейское антиримское восстание. 132-135 гг. В 115 году религиозные гонения в период правления императора Траяна спровоцировали беспорядки среди еврейского населения Иудеи, а также в еврейских общинах соседних стран - Кипра, Сирии, Египта, Месопотамии. Римские войска эти восстания жестоко подавили. В 117 году место Траяна занял Адриан (76-138 гг.).В 130 году во время посещения Иерусалима Адриан заявил о своих намерениях пос- троить новый римский город Элиа Капитолина на руинах Иерусалима и храм Юпитера на месте иудейского Храма. Этого было достаточно, чтобы царившая между евреями и римля- нами враждебность через несколько лет привела ко второму антирим- скому восстанию, которое продолжалось три года с 132 по 135 гг. Восстание поддержали многие известные раввины, включая само- го известного среди них, выдающегося раввина Акиву бен Иосефа (50-135 гг.). Предводитель восстания Бар Кохба (Шимон бар Кохба) был одарен- ным и решительным человеком. Он вел партизанскую войну, истребляя не очень крупные римские гарнизоны, постепенно освобождая страну. После освобождения Иерусалима Иудея была объявлена независимой и этот год был объявлен Первым годом освобождения Израиля. Были выпущены специальные монеты со словами "Шимон князь Израиля". Бар Кохба начал организовывать администрацию, налоговую систему и местное управление. Однако как и в Первую Иудейскую войну силы были не равны. Ма- ленькой Иудее противостояла огромная, все еще могущественная Рим- ская империя. В решающих сражениях с римскими войсками, прибывшими в Иу- дею для подавления восстания, Бар Кохба терпит одно поражение за другим. Его последним оплотом стала крепость Бейтар, расположен- ная юго-западней Иерусалима. Летом 135 года римляне ворвались в крепость, осада которой про- должалась почти два с половиной года. Бар Кохба и все его люди были убиты. Раввин Акива и несколько других раввинов, участвовавших в восстании, были подвергнуты пыткам и казнены. Результатом этой Второй Иудейской войны были те же ужасные людские и материальные потери, что и после поражения в националь- но-освободительной войне 66-73 гг. "Бар-Кохба сохранился в памяти евреев как национальный герой и, как и Иеуда Маккавей, он является символом борьбы за освобождение от имперской зависимости". /22/ 9. 4. Завершающий этап римской оккупации. 136-638 гг. После подавления римлянами попытки u1077 еврейского народа освобо- диться от оккупации и восстановить государственность, в стране нача- лись жестокие гонения на еврейскую религию, евреям было запрещено жить в своей древней столице - Иерусалиме. Удвоив местный гарни- зон, император Адриан запретил называть страну "Иудея" и назвал ее "Сирия - Палестина". Он объявил также вне закона многие иудейские обычаи. Однако эти суровые меры сохранялись недолго. Отправление иудейской религии было официально разрешено. Римское правитель- ство санкционировало учреждение центральной раввинистической власти в лице патриарха и центрального суда - Синедриона. Патриарх, наделенный значительной властью, назначал раввинов, часто высту- пающих в роли судей и имел право собирать налоги. Так, постепенно восстанавливалось еврейское самоуправление страной, также как и в других странах-провинциях Римской империи. В конце второго века патриарх Иеуда I ха-Наси (135-219 гг.) вы- пустил свод законов, охватывающих все аспекты раввинистической традиции - законы, регулирующие земледелие, праздники, семейное, гражданское и процессуальное законодательство, законы отправления богослужений и соблюдения чистоты обряда. Этот свод законов известен под названием "Мишна" и стал фун- даментальным руководством раввинистического иудаизма, вплоть до наших дней. При внуке Иеуды I ха-Наси, Иеуде II Нессии (230-286 гг.), резиден- цией патриарха стала Тверия. По всей стране в это время было постро- ено много новых синагог, а раввины стали еще более влиятельны. В 364 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную (позже названную Византийской империей). В 429 году была упразднена власть патриарха, однако в Иудее-Палес- тине продолжалась еврейская жизнь, главным интеллектуальным собы- тием которой, стало составление Талмуда - сборника академических де- батов и толкований на Мишну. Тогда же некоторые раввины составили собрания проповедей в кратком изложении - мидрашим. В то же время, в Вавилоне раввины составили собственный Вавилонский Талмуд. В период между IV и VII вв. в Иудее, а также диаспоре, происходит расцвет поэзии на иврите, ставший базой еврейского u1083 литературного творчества в средние века. Евреи Иудеи - Палестины дважды восставали в период Византий- ского правления - в IV веке и в VII веке, когда они объединились с персами против византийского императора Гераклия I (613-641 гг.). Ослабленные столетними войнами обе империи, Византийская и Пер- сидская, не могли противостоять появившейся в VII веке на Ближне- восточной арене новой силе, сформировавшейся на Аравийском полу- острове - арабской. Заключение. 1. Обзор событий - фактов на протяжении около десяти веков, пос- ле царя Соломона до римской оккупации в 63 году до н.э., подтвержда- ет непрерывность жизни еврейского народа в Эрец Исраэль в качестве титульной, государственно-образующей нации, которая вела непре- рывную борьбу за свою независимость со сменяющими друг друга могущественными империями, строила свою страну - Эрец Исраэль, развивала культуру и внесла достойный вклад в развитие человечес- кой цивилизации. И еще один логический вывод: ни один "профессор" - фальсификатор истории не может опровергнуть истинных фактов ев- рейской истории или "обосновать" присутствие в Эрец Исраэль арабов "с незапамятных времен". 2. В первом веке, уже нашей эры, римляне превратили Эрец Исра- эль в провинцию своей империи. Однако потеря государственности не означает потерю Родины. Действительно, государство - это "аппарат управления обществом, наделенный властью, опирающейся на силу закона...". Разрушение этого "аппарата" не отменяет право вечной собственности народа на территорию, которая является его Родиной и на которую ему принадлежит приоритет. Таким образом, пока народ "жив" он сохраняет право восстановить на принадлежащей ему территории свое национальное государство, га- рантирующее этому народу и каждому человеку, к нему принадлежа- щему по происхождению (национальности), безопасное и достойное существование, развитие своей национальной культуры и сохранение своей индивидуальности в семье цивилизованных народов мира.