Египетский фараон эхнатон и единобожие. Загадка культа Атона. Точка зрения

Ато́н — единый бог солнца, монотеистический культ которого был введён фараоном Эхнатоном.


Эхнатон построил в честь Атона великолепный белокаменный город Ахетатон, который играл при его реформе возведения Египта к единому богу, роль столицы. Изображается в виде солнца, тянущего свои ладони к людям. Одно из известнейших изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона. Атон фигурирует в качестве малозначимого божества со времён Древнего царства. По одной из версий, культ Атона наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма (и, похоже, предшествовал его появлению). Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай).


Первые упоминания о боге Атоне восходят ко временам XII династии в древнеегипетском рассказе «Сказание Синухе». В этом рассказе умерший король, описывается как бог поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Аналогичным образом термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны. Солнечному богу Атону поклонялись во времена правления Аменхотепа III, когда его изображали в виде человека с головой сокола, также как и Ра. В годы царствования Аменхотепа IV (преемника Аменхотепа III), Атон стал главным богом государственной религии египтян. После чего Аменхотеп IV сменил своё имя на Эхнатон, чтобы показать свою тесную связь с новым верховным божеством.


Полное имя бога Атона звучит как Ра-Гор (тот кто радуется горизонту), его имя было светом солнечного диска. Этот титул бога, появился на многочисленных стелах, которые указывали на границы новой столицы Ахетатона. Длинное имя бога часто сокращали до Ра-Гор-Атон или просто Атон как сокращали во многих текстах. Однако подъём превосходства бога рассматривался как слияние древних богов в нового единого бога. Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Всё созданное как считалось произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов Атон не был антропоморфным (человекообразным), его изображали в виде солнечного диска с простирающимися от него лучами, которые заканчивались кистями рук.
Его имя записывали внутри картуша, подобно тому как записывали имя фараона, чего не наблюдалось в случае с другими богами. Ра-Гор, которого обычно называли Ра-Хорахти (Ра, который является Гором двух горизонтов), сочетает в себе особенности двух других богов, появившихся в более ранние времена. В период Амарны, это слияние рассматривалось как незримый источник энергии бога солнца, в котором видимым было проявление солнечного диска Атона. Таким образом в Ра-Гор-Атоне произошло постепенное развитие древних идей. Существенные изменения произошли после введение монотеизма Эхнатоном, и как следствие того отказ от поклонения всем другим богам, особенно Амону. Соединение всех богов воедино становится очевидным в «Великом гимне Атону», в котором Ра-Хорахти, Шу и Атон объединены в единого бога-творца. Другие считают, что Эхнатон, практиковавал единый культ Атона не потому, что не верил в существование других богов, а потому, что воздерживался от поклонения любым богам кроме Атона.


В период Амарны, имя Атон являлось королевским титулом (так как он считался королём всех) и записывался в картуш. Существовали две формы этого титула, в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей» присущих самому Атону. Ранней формой было имя Ра-Хорахти, т.е. «тот кто радуется горизонту», имя Шу также имело отношение к Атону. Поздней формой было имя Ра, который управлял двумя горизонтами и тот кто радовался горизонту, свет в его имени был Атоном.

Как считают египтологи, у имени Атон могло быть несколько вариантов написания: Атон, Атен, Атону и Итн.


Имена производные от Атона:
Эхнатон: «Дух угодный Атону».
Ахетатон: «Горизонт Атона», город-столица построенный Эхнатоном. Находится в регионе известном как Амарна.
Анхесенпаатон: «Её жизнь это Атон».
Бакетатон: «Служительница Атона».
Меритатон: «Возлюбленная Атона».
Макетатон: «Смотрящая на Атона» или «Защищённая Атоном».
Нефернеферуатон: «Самая прекрасная у Атона».
Паатонемхеб: «Празднование Атона».
Тутанхатон: «Живое подобие Атона».

Ато́н-Ра - Царь богов, фараонов и людей, Отец чистой любви и доброты, непричастный злу, не касающейся тьмы. Атон - олицетворенный солнечный диск, Отец чистой любви. Сострадательный, милосердный, благородный и нежный Бог, не ведающий злобы и гнева.

Добрый Бог не прибегает к языку зла и непричастен похоти. Прекрасноликий Атон-Ра не скрывает своего лица. Созерцать его одно блаженство. Он непрестанно говорит, всегда в диалоге. Уста Бога-Логоса нельзя заткнуть кляпом. Отец говорит о древних забытых началах - архетипах катарской восьмерицы. Отец чистой любви говорит на языке архетипов, божественных Логосов и Универсума.

В отличие от вероучения нового бога Атона-Ра, жреческий культ устаревшей религии, с акцентом на мифологизации и обрядоверии имеет черты поклонения Амону и как следствие - выпадение из архетипа, что проявляется в смешанности добра со злом.

Амону присуще молчание. Диалог божества с человеком отсутствует. Иегова говорил со своими адептами только во времена Торы и пророков, после чего замолчал на три тысячи лет. Аналогично Христос фарисейской версии замолчал на два тысячелетия.

Служители старого культа Амона негласно принимали темный универсум. Выражалось это в процветании оккультных школ, формализации сокрытых знаний. Появилась медицина, врачующая болезни с помощью лекарств, сообщенных таинственно - то ли от пришельцев-гуманоидов , то ли от аталантов. Существовал четкий, скрупулезный регламент: от каждой болезни - свой рецепт, своя молитва и… своя цена.

Коррупция, дистантность, властность, самообожествление, стали обычным явлением. Жизнь в смешанном порядке подвержена рационализму и предписанным схемам. Кроме того, египетские жрецы использовали древний мертвый язык, на котором не могли читать простые люди.

При Аменхотепе III в Египте начались кардинальные преобразования и продолжались при Эхнатоне. Это был небывалый расцвет Египта: тройные, четвертные урожаи, изумительная доброта, ни малейшего кровопролития, мир духовный. Основной смысл духовной метанойи Египта - Атон-Ра не нуждается в храмах! Упраздните храмы и священство! Человек - священник по чину мелхиседека в своем внутреннем.

Культ Амона сводится к антиархетипической духовности - мудрости змея. На короне, поясе, шлеме фараона Египта изображалась змея - урей . В Египте издавна почитались многие священные животные: бык, павиан, кошка, сокол, ибис, леопард… Маат тоже изображалась как крылатая богиня. Почему основным культовым символом все же являлся змей?

Тайна жреческой мудрости - поклонение уроборо́су, змею, кусающему себя в хвост. Египетские адепты Амона поклонились древней рептилии, которая преподнесла им свою «мудрость»: овладение материальным миром. Служители культа внешне поклонялись солнечному божеству Амону, а в духе - древнему змею. Настолько всё перемешалось!

Чего стоит, например, концепция усеченной пирамиды! На вершине её око надзирающее, символизирующее главенство высших над низшими, сильных над слабыми. Говоря языком жречества, змей уроборос лежит в основе мироздания и символизирует вечность, круговорот бытия, перевоплощения - колесо сансары, влияние 12-ти знаков зодиака , предписанность гороскопов, воздействие на подсознание, рецепты продления жизни и т. д.

Змей дарит духовность жрецам? Как бы не так! В прямом смысле они змеепоклонники и пытаются сочетать культ солнечного Отца с премудростью змея. Чудовищно!

Атон - Ата, Та́ту, Та́то, Папочка, Тятенька, Добробоженька Божий - не нуждается ни в культах, ни в обрядах, ни в мифах, ни в дистантной кастовости, ни в эзотерических ключах овладения толпой и миром, ни в эксплуатации и окрадывании помазанников. Тату (Атон) обитает во внутренних храмах с универсальными конами (архетипами духовной совести), в божественном потенциале.

Бел-Богу Атону присущи безусловный покров и надежная эгида, завершающиеся миром и победой. Он Отец совершенных блаженств. Атон-Ра посылает божественную Мать в 1500 ликах - Спасительницу, Путеводительницу премилосердную. Ничего кроме священной диады Отец-Мать или эннеады (девятерицы) не нужно. Добрые Отец, Мать, Сын.

Царица Маа́т - наивысшая женская ипостась египетского пантеона. Богиня Маат занимает второе место в триаде Атона. Атон - Отец чистой любви. Маат - Мать чистой любви. Гор-Христос - Сын чистой любви.

Великолепен символ богини - пчела, Непорочное Зачатие . Великолепен образ юной и прекрасноликой богини истины и мира. Маат стоит выше всех богинь египетского женского пантеона - Сешат, Месхенет, Хатор и десятков других.

Божества Амон и Атон-Ра имеют отношение к солнцу, но тем не менее, между ними огромная разница. Амон представляет собой мировое жреческое фарисейство с его храмами, культами, ритуалами, дистантностью и претензией на власть, в том числе царскую.

Черенбох (Амон), в отличие от Бел-Бога (Атона), скрывает свое лицо, будучи уродом, чудовищем. Он происхождением от темных культов и темных миров. Яхве не говорит, но карает своих же, обманывает, похотствует и лжет. В конечном счете завет с ним заканчивается крахом - полным поражением.

Аменхотеп III, отец Аменхотепа IV, только начал реформу, но не смог завершить. Умирающий фараон завещает сыну новое имя - Эхнатон (в переводе с древнеегип.: «прекрасноликий, в ком обитает полнота Атона, доброго, несмешиваемого божества»).

Аменхотеп IV или Эхнатон (1351-1334 гг. до Р. Х.) как религиозный реформатор - важнейшая фигура в истории Египта. Совершил беспрецедентную духовную революцию. Выполняя последнюю волю своего отца, перешел от традиционного культа Амона к почитанию другого бога - Атона.

За семнадцать лет своего правления молодой фараон полностью изменяет мировоззрение и духовный уклад Египта. Закрывает храмы, сжигает книги, посвященные Амону. Упраздняет жесткие каноны и идолопоклонство. Упраздняется каста жрецов (численностью от 20-ти до 50-ти тысяч), обслуживающих несколько сотен египетских божеств. Народ, привыкший к жреческой эзотерике, переубеждается. Стираются десятки предрассудков, так печально напоминающих современный византийский домострой: дистантность, обособленность, обрядоверие, регламентированность быта, обожествление священника. Другая премудрость царит - солнечная Восьмерица .

Благодаря божественному диалогу и водительству градуляционного богоматеринского жезла, в Египте совершается атонистическая революция.

Примечания

Вступил на престол в возрасте 5 лет от роду! Какие перевороты потрясали Египет? Почему в Египте вдруг запретили употреблять слово «бог»? Связь извержения вулкана на Санторине с катаклизмами в Египте

Культ Атона

В 1419 году до нашей эры на египетский престол вступает фараон Аменхотеп IV, совсем еще молодой человек, чья внешность как того, так и более позднего времени говорила о его интеллектуальности и чувственности и нисколько не обнаруживала мужественного борца и реформатора.

По одной из версий, культ Атона предшествовал появлению единого бога иудеев. Ветхозаветный пророк Моисей жил в Древнем Египте примерно во время правления Эхнатона и мог воспринять многие идеи местной религии.

Тем не менее, именно он и в невиданно короткий срок ломает многовековую религиозную традицию, связанную с культом верховного бога Амона, создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, покидает прежнюю столицу, Фивы, и строит новую - грандиозный город Ахетатон.

Он отказывается и от своего прежнего имени Аменхотеп - "Амон доволен", и называет себя Эхнатон - "Полезный Атону". На эти удивительные реформы ему потребовалось всего шесть лет.

На 12-м году правления фараон запрещает употребление слов "бог" и "боги" (они в сознании людей связаны с прежними культами) на том основании, что над миром властно одно лишь Солнце, видимое нами как диск, а Египтом и сопредельными странами правит его именем владыка Эхнатон.

"Полезный Атону" фараон умер на 17-м году своего правления. Короткой оказалась и жизнь новой религии : вскоре бог Амон был восстановлен в своих правах. Жители оставили великолепную столицу, построенную Эхнатоном. А спустя четверть века Эхнатон объявлен еретиком, и имена его и его ближайших наследников повсеместно уничтожаются.

Чем был вызван религиозный переворот? Как смог осуществить его молодой фараон? И совершенно непонятно - как удалось Эхнатону преодолеть религиозный консерватизм масс, это извечное свойство общественного сознания, сохранившееся в полной мере и в нашем, XX веке?

За двенадцать лет произошел коренной, полный отказ от старого, складывавшегося в течение тысячи лет в пользу нового культа - случай, как в предыдущей, так и в последующей истории беспрецедентный.

Большинство предложенных объяснений исходят из личных качеств правителя, не захотевшего делить власть с жрецами, "Опираясь на средние слои населения , на так называемую "немху", Аменхотеп IV нанес удар фиванскому жречеству и старой аристократии, а потом провозгласил новый государственный культ бога Атона"... - так, например, толкует появление новой религии Советская историческая энциклопедия (т. 1, с. 449).

Существует и другая точка зрения: превращение Египта в мировую державу требовало "денационализации" египетской религии ...

Детей часто называли в честь нового божества: Эхнатон – «Дух, угодный Атону», Анхесенпаатон - «Ее жизнь - это Атон», Бакетатон – «Служительница Атона», Меритатон - «Возлюбленная Атона», Макетатон - «Смотрящая на Атона» или «Защищенная Атоном», Нефернеферуатон - «Самая прекрасная у Атона».

Названные обстоятельства существенны, однако никак не объясняют ряда весьма характерных особенностей переворота, совершенного Эхнатоном, о которых мы будем говорить ниже. К тому же указанные выше объективные причины не исчезли после смерти Эхнатона, но все-таки прежняя религия была восстановлена в правах.

Что же это за сила, в кратчайший срок революционно переломившая вековые устои? (Заметим, что крупнейший современный специалист по эпохе Эхнатона Ю. Я. Перепелкин, написавший о ней тысячи страниц, так и не высказал четко своего мнения о коренных причинах солнцепоклоннического переворота.

12-й год правления Эхнатона ознаменовался объявлением войны всем старым богам. Само слово "бог" отвергается. Как царь, так и само Солнце называются только "владыками". Люди разного общественного положения, получившие при рождении имена старых божеств, заменяли их именем Солнца. Впрочем, чаще это было имя древнего бога Солнца Ра , нежели имя царского Солнца - Атон.

На 17-м году правления Эхнатон умирает. Имя этого фараона было настолько почитаемо, что его преемник, обычно известный под именем Семнехкара, вопреки традиции присоединил к своему титулу эпитет, выставляющий его любимцем почившего владыки. Преемник Эхнатона был почти мальчик, ибо умер он в возрасте около двадцати лет, процарствовав не более пяти лет.

Но уже не позже третьего года его царствования возвращается почитание прежнего бога - Амона. Вскоре из имени нового фараона исчезают слова "Атон" и "Эхнатон". В Фивах слово "бог" опять входит в употребление. Хотя лучезарное многорукое Солнце еще по-прежнему озаряет в Ахетатоне изображения новой царской четы, и жена фараона сохраняет в своем имени слово "Атон". Складывается своеобразное "двоеверие".смерть Эйе была в то же время и концом XVIII династии. Преемник Эйе Хоремхеб, энергичный и умный деятель, бывший военачальник при , не был родственно связан с ушедшей XVIII династией.

На престол его возвело жречество Амона, столь сильно пострадавшее от реформ Эхнатона. При Хоремхебе начинается повсеместное восстановление и расширение старых храмов. Фараоны Эхнатон, Семнехкара, и Эйе, чьи имена связаны с культом Атона, объявляются еретиками и предаются проклятию . И вычеркиваются из списков "законных" фараонов. В официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.

Правда, часть египтян - из культурных слоев - втайне продолжают сохранять верность Атону. Вероятно, что-то заставляло их помнить о "видимом солнечном диске"...

Так закончился уникальный период в истории Египта . Он продолжался примерно 40-50 лет, из которых более половины приходится на время после Эхнатона. Такая живучесть солнцепоклонничества говорит, с нашей точки зрения, о том, что оно не было просто капризом Эхнатона, как часто пишут, а отражало какие-то существенные объективные факторы.

Эта "религия" солнцепоклонников (жречества Гелиополя) не была разгромлена, она ушла в "подполье", и до сих пор существует. Фиванское жречество лунной кровавой религии тоже никуда не пропало, а перебралось в Ватикан.
12.06.15 Илья

Опубликованно 19.12.2017 00:35

Египетская мифология возникла в 6-4 веках до нашей эры. На 40-50 веков жители Дельты Нила и других областях государства фараонов придумали сказки про богов и богинь, которым они поклонялись, считая их покровителями. Один из этих мифологических существ-это Атон, культ которого посвящена эта статья.

"Сказание О Синухете"

Это одно из древнейших произведений мировой литературы, дошедший до наших дней. Упоминается Бог Атон, который дал ученым возможность Дата появления его культа в предыдущий период 12-й династии.

По данным "сказании о Синухете", мертвого царя - Бога, возносится к небесам. Там он составляет одно целое с диском солнца, и его тело сливается с тем, кто его создал. Когда этот день звезды был отождествлен с Богом Атона.Характеристика

Полное имя Бога Атона - РА-гор. Характер, который оно обозначало, был использован для записи названия "свет солнечного диска". Он часто сокращал, поэтому многих стелах и фресок Бог назвал Атоном. Он сочетает в себе черты женского и мужского божественных. Считалось, что все вещи исходят от Бога, и все существует в нем. В отличие от других божества, Атона, как правило, не считаются антропоморфные и изображается в виде солнечного диска. Однако, лучи заканчивались руками, как человек.Развитие культа солнечного диска

В период среднего царства Атон - Бог Египта считается одной из ипостасей Верховного Бога РА. Когда Фараон Аменхотеп третий он перестал представлять в виде сияющего солнечного диска. В течение этого периода, священники стали подчеркивать сходство египетского Бога Атона РА, так и древние фрески, созданные в 14 веке до н. э., он уже выглядит как человек с головой Сокола. Сам Аменхотеп третий дал этому божеству является гораздо более важным, чем его предшественники. В частности, известно, что он хотел бы дать свою баржу для путешествия в загробный мир "душа Атона".

Аменхотеп четвертый и Королева Тиы

Этот пришел Фараон на египетском престоле в 1419 г. до н. э., после того, как его отец и тезка, как его старший брат умер в очень молодом возрасте. В это время главный Королевский мятежник и революционер Древнего мира был очень молод, но имел высокий уровень интеллекта.

Мать Аменхотепа четвертого была Царица тия, который историки считают одной из самых выдающихся женщин в истории Древнего Египта. Тот факт, что она была чистокровным Египетской и принадлежала к царскому роду, так что брак между ней и фараоном считался нарушением всех существующих обычаев. Между тем, ТИА был возведен в его Королевским супругом сверх меры и оказывает влияние на принятие решений, касающихся практически всех сфер жизни.

Став вдовой, ТИА стали направлять действия сына, который с детства внушили мысль о превосходстве Атона - Бога Солнца - выше более известных и влиятельных богов Древнего Египта.

Следуя примеру своего предшественника Аменхотепа четвертого, молодого фараона начали поклоняться солнцу и решил начать беспрецедентное в истории Древнего Египта религиозная реформа.Монотеистическая революция

Аменхотеп четвертый остался в истории Древнего Египта, а фараона, который пытался искоренить многовековую религиозную традицию, основал с руководством культа Амона. В своем указе, считался Верховным Богом Древнего Египта - Атона и приказал поклоняться солнечному диску. Имя Бога было велено написать внутри картуша как имя фараона, чего ранее никогда не делала. Кроме того, во время правления Эхнатона, по имени Amarnos, Бога Атона (см. фото ниже) рассматривается как Творец, который является результатом слияния всех богов вместе.

В честь его всемогущий покровитель Аменхотеп четвертый построил новый город Ахетатон, где он двигался сам и перенес свою столицу и сменил название. Если раньше это было переведено как "Амон доволен", а теперь король стал называть Эхнатоном, т. е. "полезный Атону".

Все эти колоссальные изменения, покоритель основы египетского государства, молодой реформатор, прошло всего 6 лет.

Укрепление культа Бога Атона

На 12-м году царствования, Фараон пошел еще дальше. Запрещается использовать слово "Бог" и "боги", потому что они считали, что в сознании египтян они связаны со старыми культами. Они были заменены именем Атона, который стал именем нарицательным. Впал в немилость и даже слово "мать", который по своему звучанию напоминал в Древней Греции по имени богини Луны древнеегипетского пантеона.

Свое решение о принятии монотеизма Эхнатона объяснялось тем, что мир властно только одно солнце, которое предстает перед глазами людей в форме сияющего диска, и на земле от его имени правит Властелин города.

Чтобы никто не думал поклоняться другим богам, Фараон приказал уничтожить многие храмы и возводить на их месте новые, посвященные Атону.Причины религиозной революции

Историки до сих пор не могут прийти к консенсусу о том, что вызвало фараона, чтобы отойти от культа Амона. Среди наиболее вероятных причин является желание молодого царя, чтобы создать единую религию для раскидистые египетского государства, который стал многонациональным, а также смягчения воздействия на общество, дворян и священников. Кроме того, считается, что Эхнатон был чрезвычайно эгоистичный и самовлюбленный человек, который стремился всячески способствовать возвышению человека. Его тяга к абсолютной власти над другими, превосходит грани разумного и заставил его делать то, что его предшественники не могли даже представить.

Извержение вулкана Санторин

Кроме политического класса, чтобы объяснить, почему культ Атона в такой короткий срок смог вытеснить богов, которые считаются более мощными, некоторыми исследователями были предложены и альтернативные варианты. В частности, некоторые историки связывают падение культа Амона с разочарованием широких масс египтян, связанные с невыполнением этого Бога, чтобы защитить своих последователей от последствий климатической катастрофы. Известно, что в 1380 году до н. э. извержения вулкана Санторин. Исследователи считают, что под известный в Библии "тьма Египетская" современников означало отсутствие солнечного света в результате гигантский шлейф пепла в атмосферу. В результате все значимые части Средиземного моря пережила ряд стихийных бедствий, включая изменение климата, неурожайные годы и т. д. Бог Амон не смог защитить египтян от этих бед, несмотря на все их жертвы и молитвы. Тогда часть жителей древнего египетского царства перестали верить в свое всемогущество и стал искать других покровителей.Закат новой религии

Древнеегипетского Бога Атона был единственный объект поклонения лишь около 15 лет. В 1336 (1334) г. до н. э., фараона-бунтаря Эхнатона умерла. Кроме того, обстоятельства его смерти неизвестны. Кроме того, мрак покрытый последние годы правления Эхнатона. Это связано с тем, что в более поздние века священники делали все, чтобы стереть из памяти народа историю о короле, который топчется на богов, до этого считался Всемогущий.

Поклонение Атону при его преемнике

Смерть фараона-реформатора не означало конец эпохи единобожия. Его преемника Сменхкара, который на момент восшествия на престол было около 15 лет, решил продолжить свою работу. Он был широко почитаем отца-в-законе (и, возможно, отец), даже добавленные в своем названии прозвище, которым он был любимцем покойного государя. Однако, в 3-м году правления Сменхкара вдруг изменил свою религиозную политику и позволял людям поклоняться только Атону, но Амона. Кроме молодого фараона убрали его имя упоминается в законе и только небесных, которых он боготворил. Снова вошли в употребление слова "Бог" и "мать". В то же время он сохранил в своем Дворце многочисленные изображения Атона.Двоеверие

После Semnehkara смерти на троне ребенок - Фараон Тутанхатон. В четвертый год своего правления от имени короля был изменен на "Тутанхамон", и он покинул столицу, основал его отец Эхнатон, чтобы обосноваться в Мемфисе.

В конце своего правления, которое длилось около 14 лет, взошел на престол старого царедворца Эхнатона, эйе, который правил около пяти лет. Он продолжил традиции двоеверия, которая была введена в его молодые предшественники.

Конец культа Бога Атона.

Преемником фараона эйе был Хоремхеб, который не был вовлечен в отношения с представителями 18-й династии. Он обязан своим возвышением к жрецам Амона, который сильно пострадал от реформ Эхнатона. Этот Фараон началось повсеместное восстановление старых храмов. Он издал указы, которые объявляли всех своих предшественников, кто поклонялся Атону, еретики. Их имена были зачеркнуты на все папирусы, которые были написаны списков "законных" фараонов, поэтому следующим законным правителем после Аменхотепа третьего значится Хоремхеб. Кроме того, в книге мертвых Атон стал известен как мертвый Бог.Отголоски культа

В течение ближайших 10-20 лет некоторые из наиболее образованные египтяне продолжали тайно поклоняться Атону. Египетский Бог (фото барельефы с его изображениями, см. выше) был посвящен окончательное забвение после смерти тех, кто помнит времена расцвета культа солнца.

По мнению некоторых историков, культ Атона оказал наибольшее влияние на формирование еврейского монотеизма. Это предположение связано с тем, что пророк Моисей жил в Древнем Египте, предположительно во время правления Эхнатона. Если мы считаем, этот факт имеет место, он не мог познакомиться с идеями новой религии, главным из которых была вера в существование одного Всемогущего Творца.

В любом случае, новая религия была разрушена, и потомки узнали о его существовании только в девятнадцатом веке.

С ним связана одна из самых извесных в истории религии попыток реформации сверху. Фараон Аменхотеп объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам, и изменил своё имя Аменхотеп Амон доволен на Эхнатон Угодный Атону или Полезный Атону. Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось.

Атона изображали в виде солнечного диска. Лучи заканчивались руками, в которых помещался знак жизни анх, потому что считалось, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Атон присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.

Древние фараоны Египта

Ато́н — символ диска солнца, одна из его сущностей, «тело Ра». Расцвет культа Атона происходит во времена фараона Аменхотепа IV , объявившего Амона единым богом всего Египта. Аменхотепа IV изменил свое имя на Эхнатон и имя своей супруги на Ниферфруатон. Выстроенный в честь Атона белокаменный город Ахетатон стал центром культа.

Атон сочетает в себе черты мужкого и женского божества одновременно. Всё созданное, как считалось, произошло от бога и в то же время существует внутри него. В отличие от других богов, Атон не был антропоморфным.

Изображается в виде солнечного диска с лучами с ладонями, тянущимися к людям. Одно из известнейших изображений этого бога сохранилось на спинке золотого трона Тутанхамона. Возможно, Культ Атона повлиял на формирование и развитие иудейского монотеизма. Ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно во время правления Эхнатона, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа.

Имя Атон записывали внутри картуша, подобно тому как записывали имя фараона, чего не было в случае с другими божествами. Ра-Гор, которого обычно называли Ра-Хорахти, сочетает в себе особенности двух других богов, появившихся в более ранние времена. Соединение всех богов воедино становится очевидным в «Великом гимне Атону», в котором Ра-Хорахти, Шу и Атон объединены в единого бога-творца.

В период Амарны имя Атон являлось царским титулом. Существовали две формы этого титула: в первой были имена других богов, а во второй форме было больше «особенностей», присущих самому Атону.

Ранние сведения об Атоне датируются временам XII династии. Один из примеров - древнеегипетский рассказе «Сказание Синухе». В нём умерший царь описывается как бог, поднимающийся к небесам, затем он объединяется с солнечным диском и его божественное тело сливается с его создателем. Термин «серебро Атона» иногда используется для обозначения луны.

Если о большинстве самых старых богов Древнего Египта можно найти много информации в различных источниках, то относительно молодой бог Атон остается своего рода загадкой. В самом общем виде можно сказать, что Атон символизировал солнечный диск, являлся духом солнца. О его происхождении практически ничего неизвестно, считается, что он долгое время являлся малозначимым местным солнечным божеством. Предположительно храм Атона мог располагаться в городе Гелиополе. Большую, но недолгую известность бог получил лишь во времена Среднего Царства, когда Эхнатон совершил попытку сделать его главным египетским божеством.

Однако, несмотря на кратковременное возвеличивание Атона, информации о нем немного. Это касается и его внешних образов, и приписываемых ему древнеегипетскими жрецами функций. Известен лишь тот факт, что Книга Мертвых называет Атона покойным богом.

Как только Гиксосы были свергнуты, место верховного божества занял фиванский бог Амон. Он, согласно источникам, возглавил древнеегипетский пантеон, а правители Восемнадцатой Династии активно пропагандировали его культ среди египтян. Во время правления фараонов этой Династии жрецы Амона щедро одаривались, культ бога всячески поощрялся материально. Однако и в это время оставалась небольшая часть правителей, отдающих предпочтение гелиопольским богам Солнца. Так, фараон Тутмос IV возвеличил солнечное божество Ра. соорудив из песка всемирно известного Сфинкса. Однако крепнущая власть жрецов представляла немалую опасность для фараонов, склонных к таким «отступлениям» от общепринятого культа фиванского бога Амона.

Сын Тутмоса, Аменхотеп III, также пошел против воли жрецов и склонялся на сторону культов солнечного бога. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что он женился на иностранке Тие, которая родила ему двух дочерей Иуаа и Тую. Они не имели связей с египетским родом фараонов и, вероятно, поклонялись Атону. В качестве приданого Аменхотеп подарил Тие город Тчару. Кстати, сама она, по преданию, была уроженкой некой страны, неподалеку от которой располагался египетский город Гелиополь. Аменхотеп III был настолько смел и решителен в своих религиозных взглядах, что даже построил в Фивах неподалеку от главного храма, Амону-Ра, новое святилище, несмотря на явное недовольство жрецов.

Сын этого фараона, Аменхотеп IV, также отличался особым рвением в исполнении культа Атона, о чем свидетельствует вся его деятельность в этом направлении, начиная с самой ранней юности. Сторонники традиционной древнеегипетской религии были склонны считать, что эта предрасположенность всячески подогревалась в нем матерью-иностранкой.

Древнеегипетский бог Атон

О большинстве старинных богов древнеегипетской мифологии информации можно обнаружить очень много, в самых разнообразных источниках, но достаточно молодой бог Египта Атон остается в некотором роде загадкой. В общем виде, можно говорить о том, что Атон - это символ солнца, дух солнца. О происхождении этого бога сказать практически нечего, есть сведения, что он достаточно продолжительное время был незначительным местным богом солнца. Скорее всего, его храм могу располагаться в Гелиополе. Большую популярность бог смог получить лишь в период Среднего Царства, благодаря фараону Эхнатону, который попытался сделать Атона главным богом Древнего Египта.

Однако, несмотря на это возвеличивание Атона . информации сохранилось немного. Ничего о его внешнем виде, ничего о функциях, которые ему приписывались. Известно лишь, что в Книге Мертвых Атон является покойным богом.

Как только гиксосов свергли, место главного египетского бога занял Амон Ра. Он возглавил весь египетский пантеон богов, а правители восемнадцатой династии проводили активную пропаганду этого бога среди граждан Египта. Во время правления фараонов жрецы Амона очень много зарабатывали, культ бога очень сильно поощрялся, особенно в материальном плане. Однако, даже в это время осталось большое количество людей, которые поклонялись богу Солнца из Гелиополя. Фараон Тутмос, к примеру, возвеличил Атона . соорудив в его честно всемирно известного Сфинкса. Но сильно окрепшая власть жрецов представляла значительную опасность для фараонов, которые склонны отступать от общепринятого культа фиванского бога Амона.

Сын Тутмоса, фараон Аменхотеп также пошел супротив жрецов и склонялся в своих предпочтениях к Атону . Об этом говорит хотя бы тот факт, что его супругой была иностранка Тие, родившая ему двух прекрасных дочерей Иуаа и Тую. Они никаких связей с родом фараонов не имели и, скорее всего, поклонялись гелиопольскому Атону . В качестве приданого фараон подарил Тие египетский город Тчару. Кстати, сама он была уроженкой страны, которая располагалась на границе с Гелиополем. Аменхотеп был столь смел в своих религиозных предпочтениях, что соорудил в Фивах рядом с главным храмом Амона, новое святилище солнечному Атону . что естественно, вызвало значительно недовольство жрецов.

Сын Аменхотепа также отличался особым рвением к культу Атона - об этом свидетельствует вся его жизнь, начиная с ранней молодости. Сторонники традиционной египетской религии утверждали, что данная предрасположенность всячески подогревалась матерью-иностранкой.

Атон - в египетской мифологии - олицетворение солнечного диска. Первоначально Атон был одной из ипостасей богов солнца. В текстах эпохи Аменхотепа III Атон впервые выступает в качестве бога солнца.

Расцвет культа Атона относится ко времени Аменхотепа IV . В начале его правления Атон выступает как воплощение всех главных богов солнца. На шестом году своего царствования Аменхотеп IV объявил Атона единым богом всего Египта, запретив поклонение другим богам. Фараон даже изменил своё имя Аменхотеп на Эхнатон. Первые нововведения царя в ущерб другим египетским божествам были осуществлены еще в старой столице, то есть в Фивах. Но после переезда двора в новую столицу Ахетатон не только имена старых богов, но и сами слова боги, бог не только перестали появляться на солнцепоклоннических памятниках, но даже истреблялись в прежних надписях.

Культ Атона и по существу, и по форме резко отличался от культа Амона и всех прочих древних богов - новый бог не имел ни антропоморфной, ни тем более зооморфной иконографии. Его образ не воплощался в статуях, о нем не существовало никаких мифов и сказаний. Он не имел никакого отношения к мифологии других богов. Это был натуралистический культ - культ животворящего солнца. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу.

Атон изображался в виде солнечного диска с лучами, на концах которых помещались руки, держащие знак жизни анх, как символ того, что жизнь людям, животным и растениям дана Атоном. Ему в этот период присущи полупантеистические черты. Считалось, что он присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе. Верховным жрецом Атона стал сам фараон, считавший себя его сыном. После смерти Эхнатона почитание Атона как единого бога Египта прекратилось.

Источники: egypt-mythology.pp.ua, egyptian-pharaohs.net, travelthecountry.ru, www.mithology.ru, mifolog.ru

Амрита – напиток бессмертия

После того, как после многих столетий трудов пред богами и асурами появилась амрита, асуры вдруг как будто...