Если ваши близкие попали в секту

Вопрос читателя: Как вести себя с сектантами? Как отвечать на их наводящие вопросы? Да и просто на вопросы обычных людей. Хотя я и знаю ответ в душе, но почти не могу этого объяснить окружающим.

Недавно познакомилась с баптисткой, первое, что она спросила, было: «Где в библии сказано, что надо крестить детей?». Также она говорила о иконах, крестах, что всё это идолопоклонство, и сама Русь язычная, исковеркала христианство и т.д. Я чувствую, что мои слова не могут убедить её и совершенно теряюсь. Также и с посторонними. Они часто задают подобные вопросы. Не знаю, что делать.
Заранее благодарю за ответ.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Если я правильно понимаю, Вы человек молодой, совсем юный. Про крещение мне сразу на память пришла вот такая цитата: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк, 16:16). И потом, что-то записано в Писании, что-то дошло до нас как часть Предания. На все вопросы мне здесь сложно дать ответы кратко. Вам бы посоветовал серьезно изучать Писание, читать толкования святых отцов, читать и узнавать историю и своей страны, и всемирную, непременно читать серьезную научную и художественную литературу. Если Вы учитесь, как можно серьезнее овладевать профессией. Даже если педагоги Вам кажутся не очень хорошими - находить как можно больше информации самой, и главное - в серьезных книгах. Так постепенно у Вас наберется достаточный объем информации, чтобы уметь ответить на разные вопросы. А церковная жизнь даст Вам возможность в полноте усвоить церковное Предание и уже из своего опыта знать, что к чему в каких-то сторонах жизни. Если же Вы пока чего-то не знаете, так и говорите, просто и честно: «Я не знаю, пока что с этим вопросом не сталкивалась, этот вопрос меня пока не интересовал» и так далее. Если Вам интересно, можете сразу же находить ответы, если же сейчас к этому нет времени и расположения - занимайтесь своими повседневными делами и учебой, а потом, при случае, ответы отыщите. Не пытайтесь никого переубедить. Если Вы пока слабо стоите на ногах в вопросах веры - лучше потратьте время на ее изучение, чем на убеждение кого-либо. А если человек хочет разобраться, лучше приведите его к кому-нибудь старшему, кто сможет компетентно ответить на вопросы, а сама не давайте себя сбить с пути такими вопросами, узнавайте все постепенно. Ведь и математике мы учимся постепенно, сперва нам деление кажется сложной операцией, а потом - совсем простой и очевидной. Но пока человек сам не освоит деление, он не может никого ему научить. Так и тут. Сперва сами освойтесь, а потом уже сможете что-то отвечать, это совершенно нормально. Храни Господь!

Как быть, если близкий человек попал в секту, как ему помочь, о чём стоит говорить, а о чём лучше промолчать? Почему люди попадают в секты? Чем занимаются апологеты? Ответы на эти вопросы вы можете узнать, прослушав запись лекции специалиста в области сектоведения, миссионера и апологета из Санкт-Петербурга Виталия Питанова "Апологетика: Защита христианства в теории и на практике". С этой лекцией Виталий выступал на республиканском обучающем семинаре . В материале приведены основные фрагменты доклада, важные мысли. Полная версия – в аудиофайле к новости.

Апологетика (активная защита веры рациональными средствами) помогает извлечь людей из сект. Миссионерская деятельность – это свидетельство о Христе, которое может затронуть человека и позволить посмотреть на Православие с нового ракурса.

Главное оружие против Церкви – это ложь

Любое отпадение от Бога – это страдание и смерть. Но многие люди выбирают этот путь. Почему? На своём многолетнем опыте я пришёл к выводу, что главное оружие против Церкви – это ложь. Вспомните, отцом чего является сатана? Отцом лжи.

Секты - это организации, которые базируются на лжи. А сектанты - это люди, у которых нет возможности отделить ложь от истины.

Главные задачи апологета:

– дать человеку инструментарий, который поможет ему преодолеть ложь, которой он был пленён.

– дать человеку альтернативу его взглядам: если вы разрушаете веру человека, но ничего взамен ему не даёте, лучше не занимайтесь апологетикой.

Помните: Иисус Христос не всех сделал христианами, не рассчитывайте, что кто-то из нас может превзойти Иисуса Христа.

Цели, которые ставят апологеты:

1. Развенчание мифов (лжи) о Православной Церкви. Я не встречал ни одну секту, которая адекватно бы оценивала во что мы, православные, верим, наши таинства и вероучения.

2. Раскрытие православного вероучения и изложение его в доступной форме. Важный момент: если вы богослов, но веры не имеете, ваши пересказы догматики никого не зажгут.Люди чувствуют огонь внутри вас, который либо горит, либо нет.

3. Уметь осуществлять сравнительный богословский анализ. Вы должны знать не только свою веру, но и тараканы в голове у своего оппонента.

Как достичь этих целей?

Грамотное уважительное общение с сектантом , чтобы он захотел нас выслушать (сектанты – это люди искренние, они за свою веру реально готовы страдать, у них есть искреннее желание служить Богу, но идут они по ложному пути, и наша задача им это показать).

Знать психологию сектанта , понять, почему он вошёл в секту (среди основных причин - гордыня, когда человек хочет быть причастным к какой-то эзотерической тайне; или он не видел смысла жизни и обрёл его в секте; или банальная лень, когда, чтобы чего-то достигнуть в жизни, достаточно заняться магией и манипулированием).

Знать манипулятивные технологии , которые приводят человека в секту (описаны в книге В.Ю.Питанова "Введение в сектоведение ").

Информировать человека , который готов вас слышать. Как логично подавать информацию? По каждой секте своя схема.

Первое – поставить диагноз : путём вопросов разобраться, во что верит человек, почему он считает ложь истиной и что ему это даёт. На этом этапе вы просто слушаете, не вступаете в спор, а просто задаете вопросы, которые помогают вам глубже понять человека. Следующий шаг – зондаж его мнения о Православии , почему он его отвергает и что в нём надо изменить, чтобы он готов был стать православным. Дальше – найти точки соприкосновения .

Помните: Христианство надо оценивать по идеалам, которые оно предлагает, а не по людям, которые до этого идеала не дотягивают: человек побеждается идеалами, а не критиканством.

Как на практике общаться с сектантами:

Не допустить разрыва отношений с человеком, который попал в секту, иначе вы сможете за него только молиться.

Сектанту должно быть с вами комфортно, т.е. вы должны себя вежливо с ними вести.

Нельзя нападать на убеждения человека, иначе он закроется и никакой миссионерской деятельности не будет.

Если вы беседуете с сектантом – забудьте о богословии с терминологической точки зрения. Вы должны говорить понятно и доступно.

Избегайте споров – они ничего не доказывают, а лишь порождают вражду. Ваша задача – искать истину, а не пытаться что-то доказать.

- Избегайте говорить одновременно – надо слышать человека и слушать.

- Точно формулируйте свои мысли. Если человек не понимает, о чём вы говорите, он просто от вас уйдёт.

- Не можете дать ответ на какой-то вопрос – признайтесь в этом. Скажите, что изучите вопрос к следующему разу.

- Не пытайтесь говорить больше, чем говорит ваш собеседник. Некоторые ошибочно считают, что миссионерство в многословии. А оно – в умении слышать людей и отвечать на реальные вопросы.

Никогда не требуйте, чтобы ваш собеседник соглашался, что когда-то он был в чём-то не прав.

Ведите себя на равных.

Классическая ошибка: люди собирают информацию о сектах и скидывают её сектантам, не учитывая несколько моментов.

Во-первых, во многих сектах людям делают прививки, например, говорят, что как гнали первых христиан, так будут гнать и вас. Прежде, чем человеку давать информацию, его нужно к ней подготовить, чтобы он её воспринял. Не спешите выдавать компромат, дождитесь момента, когда человек будет готов его слушать.

Во-вторых, люди самолюбивы, каждый считает себя самым умным. Поэтому не давайте тезисы, а через систему наводящих вопросов предлагайте человеку подумать над темой . Тогда плоды своих размышлений он будет воспринимать своими. А если просто дать ему готовый материал, разжёванный, то он его не примет. Человека надо подводить к мыслям.

В третьих, важнее не то, что вы говорите, но как.

Правило бесед в аудитории:

Никакой догматики. Говорите о жизни, о том, что людей волнует: счастье, радость, воспитание детей, семейная жизнь. У сектантов очень утилитарный подход.

Помните золотое правило: если человека попытались вывести из секты и это сорвалось, то следующим, кто будет его выводить, будет тяжелее, чем вам.

Важные мысли:

Людей соблазняют не откровенным злом, а красивой формой, обещанием хороших вещей, но мало кто может отличить ложь от истины.

Сможете ответить на вопрос себе – сможете ответить и другим. Себе не сможете – другим не сможете.Что в Православии главное, а что второстепенно? Как в жизни человека проявится то, что Христос - Богочеловек? Для сектанта эти слова ни о чём. Человеку важно понять, как это знание влияет на его жизнь.Поэтому читайте догматику, святых отцов. Не можете ещё на какой-то вопрос ответить – снова читайте.

Может быть, Бог не хочет, чтобы человек вышел из секты через вас. Поэтому используйте простой подход – делай, что можешь, а дальше будь что будет .

Виталий Питанов - известный российский сектовед. В конце восьмидесятых годов увлекался духовными поисками, занимался неоиндуизмом и оккультизмом. Был главным редактором оккультного журнала "Хранитель". В конце девяностых годов, разочаровавшись в оккультизме и неоиндуизме, порвал с ними. Принял христианство и стал членом Русской Православной Церкви. Вскоре получил благословение заниматься апологетической деятельностью. Несколько лет возглавлял программу "Прозрение" в отделе по делам молодёжи в Санкт-Петербургской Епархии. Позже перешёл работать в Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств. Автор ряда книг, статей и радиопередач, посвящённых современному сектантству и оккультизму. Бакалавр теологии. В настоящее время сотрудник Православного апологетического центра "Ставрос" , который на профессиональном уровне изучает ситуацию в церковной сфере, а также - как взаимодействовать с сектантами, чтобы они становились православными.

Книжки и брошюрки с яркими обложками, на которых, как слоган, слова: «Бог любит тебя. А что ты знаешь о Боге?»… Их можно обнаружить в поликлинике, в клубе, куда вы привели ребенка на занятия, в магазине на столике для упаковки продуктов, даже в собственном почтовом ящике… Улыбчивые молодые люди у метро раздают листовки, приглашающие на лекции, на которых вам откроется смысл жизни… А за углом вам предложат уже не тоненькую брошюрку, а увесистый том о йоге… Но может быть и так: к вам подойдут и просто спросят: «Вы счастливы? Хотите быть счастливым?» Сект и всевозможных религиозных общин сегодня в России действует множество. Как попадают в них люди? Что делать, если вас или ваших близких пытаются завлечь в секту или какую-то вроде бы по виду христианскую общину? Как вообще отличить, что вы имеете дело с адептом сомнительного учения? Об этом беседуем с сектоведом Романом Михайловичем Конем .

С начала 1990-х годов, с момента вступления в силу , в стране активизировалась деятельность различных сект и т.н. протестантских деноминаций. Они становились популярными у людей молодых, активных, занимающихся бизнесом… Скажите, пожалуйста, почему секты оказались так привлекательны?

Однозначного ответа на вопрос, почему тот или иной человек стал членом какой-то секты, скорее всего не будет. Каждый случай всегда особенный. Но если говорить о начале 1990-х годов, то общие причины того, почему сектантство в то время привлекало людей, можно назвать.

Начало 1990-х годов - это время религиозного вакуума в бывшем Советском Союзе. Многие люди пребывали в поиске смысла своего бытия, искали Бога, и любого, кто с Библией в руках выступал с проповедью о Боге, они воспринимали чуть ли не как Самого Иисуса Христа или Его посланника. Религиозным поискам содействовали и внешние причины: разрушение привычного уклада жизни, свертывание социальных и медицинских программ, демонтаж коммунистической идеологии, бывшей мировоззренческим ориентиром для многих.

- Неужели все, кто последовал за новоявленными проповедниками, стали сектантами?

Сектантом человек становится не тогда, когда посещает собрания секты, а тогда, когда встречается с Истиной, но избирает заблуждение

Если человек неверующий, или не имеющий религиозных знаний, или ищущий услышал сектантскую проповедь о Боге и увлекся ею, то он еще не стал сектантом. До того момента, пока Истина не открылась ему, говорить о человеке как о сектанте можно лишь формально, но настоящим сектантом он еще не является. Сектантом он станет тогда, когда встретится со свидетельством об Истине, но изберет заблуждение.

- Поясните, пожалуйста.

Когда человек был обращен в , пятидесятничество, стал харизматом, или последователем иной секты, то ему был навязан сектантский взгляд на Православие, представляющий нашу веру в искаженном виде. Сектанты говорили ему, что, например, православное почитание икон - это идолопоклонство, священство - это преграда между Богом и человеком. Но как только человек соприкоснулся с Православием и услышал, что сектантское понимание православного учения об иконах или священстве искажено и не соответствует тому, чему на самом деле учит Церковь, то он оказывается перед выбором: остаться верным сектантскому толкованию Православия или отвергнуть сектантские заблуждения и избрать истину.

Святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства

Право выбора принадлежит разумной воле личности, но воля в нынешнем падшем состоянии удобопреклонна ко греху, поэтому возможны нерациональные поступки. Все святые отцы отмечают упорство воли, сознательное противления истине, защиту лжи как отличительную особенность ереси и сектантства.

Если у человека находится мужество признаться в своем заблуждении и принять истину, то он совершает решительный шаг и уходит из секты.

- А есть ли статистика, показывающая, сколько людей ушло из сект?

Ответить на этот вопрос непросто, поскольку сквозной статистики о количестве сектантов нет. Можно говорить о динамике в пределах отдельных сект. Например, в период сектантского бума в России в 1992-1994 годах количество мунитов, имевших статус полноправных членов, составляло, по разным данным, от 2 до 6 тыс. человек. В те годы, чтобы стать полным членом этой секты, требовался испытательный срок продолжительностью в семь лет; следовательно, количество адептов, стремившихся к этой цели, было в несколько раз больше. В 2012 году, после смерти основателя секты Муна, в России насчитывалось, по данным самих мунитов, около 1 тыс. членов, однако не уточнялось, кто вошел в эту статистику.

Люди, ушедшие из сект, не всегда считают нужным заявлять об этом. Но часть из них сочла своим долгом публично заявить о своем уходе и стала вести борьбу с сектами, чтобы предостеречь других от сектантских заблуждений.

А если отвлечься от ситуации 1990-х годов, которая все-таки была особой, почему люди попадают в секты в иные времена? И почему там остаются?

У врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы

Существует мнение, что причины увлечения сектантством коренятся в социальных, политических условиях жизни и психологии самого человека. Если бы это было так и сектантство было бы естественным этапом развития человека и общества, то с исчезновением социально-политических проблем, психологических проблем оно бы тоже исчезло. На самом деле эти обстоятельства являются внешними факторами, способствующими появлению сект и попаданию в них людей. Не отрицая их влияния, надо сказать, что всё же главной причиной попадания в секты является выбор самого человека под влиянием неразумной ревности по спасению, гордости, тщеславия, стремления оправдать плотские похоти и страсти - и злая воля демонов, которые избирают тех, кто подвержен страстям, и через них начинают проповедовать лжеучения. Ведь у врага рода человеческого задача одна - отвлечь человека от Христа и Его Церкви. А для этого годятся все приемы.

Если человека сложно склонить к отречению от веры в Святую Троицу, то демоны способствуют появлению лжеучения, где есть вера в Троичного Бога, но нет Церкви. Для тех, кто хочет следовать евангельским нравственным заповедям и смущается догматом о Святой Троице, кому кажется, что это язычество - якобы три Бога, создается учение о едином Боге. Для тех, кто хочет, чтобы было учение о Троице, но еще желательно, чтобы христианин не выглядел маргиналом, а был человеком процветающим, есть харизматические секты. И они объяснят, почему человек должен быть здоровым и жить в достатке. Оказывается, распятый Господь Иисус Христос пригвоздил ко Кресту все немощи и страдания: бедность, нищету, болезни… И тот, кто считает себя христианином, просто изъят из-под действия бедности и прочих несчастий.

Есть целый ряд сект, где якобы совершается Евхаристия, вечеря Господня. При этом Евхаристия воспринимается лишь как воспоминание трапезы, которую совершил Христос со Своими учениками накануне Крестных страданий, но этот обряд ни благодати не сообщает, ни к спасению отношения не имеет.

- А каким людским страстям потакают секты?

Всем. Например, в секте Виссариона в 1990-х годах распространялось учение о семье как союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви. Одновременно с проповедью этого учения у Виссариона появилось много любовниц, и ему надо было как-то оправдать свой разврат. Тогда он стал учить, что любовь мужа к супруге - это эгоистическая любовь, а подлинная любовь должна распространяться на многих женщин, поэтому у мужчины должна быть не одна жена, а две, три…

Ничего нового в этом оправдании человеческих страстей нет. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что люди настолько отпали от Бога, что стали освящать и обожествлять свои страсти. И сегодня, если человек стремится оправдать какие-то свои страсти и немощи, он зачастую в сектах получает на них религиозную санкцию. Оправдываются черствость, самомнение, гордость, тщеславие, равнодушие и т.д.

- Какие социальные и психологические опасности таят в себе секты?

Когда речь заходит об опасности, исходящей от сект, как правило, приводят факты деструктивного влияния на личность и общество вне какой-либо связи с учением сект. Считается, что секты опасны в силу деструктивности сложившейся в них психологической атмосферы. Однако ее корень - в вероучении сектантов.

Сектанты совершают преступления, но не все преступления, совершенные ими, являются специфически сектантскими. Иногда они совершают преступление не потому, что они кришнаиты, или сайентологи, или представители других сект, а в силу испорченной человеческой природы, подобно тем, кто исповедует другие религии.

Но есть целый ряд преступлений, которые совершают сектанты в силу того, что учение, которому они привержены, делает легитимными их антиобщественные и уголовные деяния.

- Приведите, пожалуйста, примеры.

Кришнаиты учат о том, что эффективным средством избавления от кармы является преданное служение Кришне и тот, кто посвящает свою жизнь этому служению, может совершать любые действия, не ведущие к ухудшению кармы. Поэтому кришнаитам можно лгать, воровать, заниматься мошенничеством - но при одном условии: совершается это в состоянии преданного служения Кришне. Таким образом, уголовные деяния получают религиозное обоснование. Другой пример. У «Свидетелей Иеговы» имеется запрет на переливание крови. И если иеговист оказывается в ситуации, когда переливание крови необходимо для спасения жизни человека, то его отказ от этой процедуры - это фактически сознательное самоубийство. Но для представителя данной секты - это не самоубийство, а исполнение ложно понятого запрета на вкушение крови - то есть добродетель.

- А как мотивируется запрет на переливание крови?

В Священном Писании есть запрет на употребление крови в пищу. Иеговисты толкуют его расширительно - как запрет на переливание крови, рассматривая эту процедуру как способ питания. Однако в нашем организме система пищеварения и система кровообращения не напрямую связаны между собой: кровь не участвует в процессе пищеварения.

Секты опасны тем, что легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом

Так что опасность сектантства, прежде всего, в том, что секты легитимизируют уголовные, административные, антисоциальные деяния, наполняя их религиозным смыслом. Таким образом, деструктивность сект определяется их учением. При этом следует учитывать, что секты, в которых еще не сложилось вероучение и многие положения прописаны нечетко, обладают теоретической возможностью для весьма широкого толкования вероучения, в том числе и для оправдания разного рода деяний.

- О чем нужно помнить нам, христианам, как, впрочем, и всем другим людям, чтобы не оказаться втянутыми в секты?

Христианам в первую очередь нужно знать учение Церкви и проявлять трезвомыслие. Если христианин слышит проповедь, идущую вразрез с основополагающими постулатами его веры, то это должно сразу насторожить. Например, если кто-то утверждает, что Второе пришествие Христа состоялось в 1914 году, то знакомый с Евангелием сразу среагирует на это, мягко говоря, странное утверждение. В Евангелие четко сказано, что Второе пришествие Христа будет видимым всем и будет сопровождаться знамениями космического масштаба. В 1914 году подобного не наблюдалось. Если Виссарион утверждает, что он второй раз пришедший Христос, но под новым именем и в новом теле, то очевидно, что данное учение с евангельским не имеет ничего общего.

Во-вторых, чтобы не попасть под влияние сектантов, надо попытаться определить, представитель какого учения перед вами. Если вам предлагают пойти на курсы изучения Священного Писания, следует попросить предлагающего представиться. Если он не хочет четко обозначить свою религиозную принадлежность, значит, мы имеем дело с чем-то сомнительным. Следует помнить, что сектанты любят представляться и православным епископом, священником, иеромонахом, монахом…

- Даже так?

Да, даже так. К примеру, известный ныне « » начинал свою деятельность в православной среде. Он явился на православный приход и представился монахом. Настоятель проявил неразборчивость и принял его как монаха, не потребовав от него никаких документов. Затем этот «монах» открылся настоятелю, что он якобы иеродиакон, затем - что он иеромонах, поставлен покойным митрополитом Питиримом, был пострижен в его домашней церкви, документов не сохранилось. Его допустили к совершению богослужений. Но в конце концов он был разоблачен и изгнан из православного прихода.

Приобретя некий опыт, он в Москве стал представляться уже епископом Романом. Но никого не смутило, что епископ без кафедры.

Как должен поступать православный человек в такой ситуации? Если он слышит, что есть какой-то подвижник, тем более епископ, надо навести справки. Узнать, из какой епархии. В настоящее время сведения о священнослужителях Церкви доступны почти всем. Если называется епархия, то в конце концов можно в эту епархию позвонить, там справиться. Да просто задать себе вопрос: а что этот «епископ» делает в нашем городе, в нашей местности? Почему покинул свою епархию? И об объявившихся вдруг необыкновенных старцах, о подвижниках обязательно надо справляться.

На что важно обратить внимание, если человек, подошедший к вам, представился, сказал, из какой он религиозной организации?

Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызвать у вас настороженность

Обязательно обратить внимание на время возникновения этой организации. Если эта организация называет себя «церковью», но возникла 10 лет назад, 20, 30, 40, 50 лет назад, вполне закономерен вопрос: «Какое отношение эта христианская группа имеет к Церкви апостольского времени, созданной в 33 году по Рождестве Христовом? Что делали ее общины эти почти две тысячи лет?» Недавно образованные христианские группы с короткой историей должны вызывать настороженность. Замечено: сектанты не любят вопросов о своей истории, о своем происхождении, они постараются уклониться от ответов, будут просто говорить: «Мы христианская церковь», настаивать, что время появления не важно, а главное - это вера.

- Что еще не любят сектанты?

Они не любят, когда им задают критические вопросы, сравнивают их учение с православным.

- Люди доверчивы….

Да, люди доверчивы. Но в первую очередь надо доверять Церкви, и как только человек не доверяет Церкви, он оказывается в опасности.

- А почему не доверяют Церкви, как вы думаете?

Причины недоверия, как правило, субъективны. Кому-то не понравился священник в храме, в который он зашел. Кого-то обидели, что-то резкое сказали - такое случается. Но надо всегда отделять личное от учения Церкви. А если человек не доверяет Церкви, то это свидетельствует о его самомнении и гордости, а она ведет к прелести. Этой страстью пользуются демоны как эффективным средством нападения на человека. На ней же умело играют сектанты.

Нередко можно на улице услышать, как иеговисты или представители протестантских общин вербуют человека: «У нас не пьют, у нас крепкие семьи. У нас то хорошо, это хорошо - а у них, православных, всё плохо, плохо и плохо». Это типичный пример того, как пытаются эксплуатировать человеческое недовольство. И это недовольство может привести человека в секту. А атмосфера в секте многих сразу очаровывает, потому что к новичкам тотчас же проявляют внимание, их располагают к себе, о них заботятся. И человеку это, естественно, нравится, он начинает чаще и чаще ходить на собрания сектантской общины. Привыкает, и через какое-то время ему уже сложно расстаться с этой средой.

- К нам постучали в дверь и спросили: «Хотите ли вы знать о Боге?» Что мы должны ответить? Как поступить?

Зависит от того, кто открывает дверь. Если это православные люди, то они должны сказать, что они знают истинное учение Боге. Они могут предложить пришедшим свое учение, чтобы и те приобщились к истине, которой владеет Церковь, или предложить посетить богословские курсы на приходе или пообщаться со священником.

Поинтересуйтесь у подошедших к вам, в чем заключаются основные положения их вероучения

Если дверь открывают люди нецерковные, малоцерковные или колеблющиеся, то, прежде всего, им надо поинтересоваться, кого представляют пришедшие. Если на просьбу представиться следует отказ, то перед ними однозначно сектанты. Если сектанты называют свою организацию, надо попытаться выяснить, в чем заключаются основные положения их вероучения, и спросить, чем они отличаются от учения Православной Церкви. Если пришедшие не смогут или не захотят этого сделать, это должно насторожить. Если людей не смущает сектантское учение, то они должны быть готовы понести все последствия своего выбора.

В своем почтовом ящике мы обнаружили книжки явно сектантские: «Свидетелей Иеговы» или другой секты… Что мы с этим должны сделать?

Выбросить в мусоропровод или сжечь. Поставить в известность приходского священника и катехизатора (миссионера) о том, что на территории прихода действуют сектанты, распространяют агитационные материалы. Желательно мобилизовать прихожан, чтобы в почтовых ящиках появлялась не только сектантская литература и жители дома, подъезда, улицы смогли узнать, что кроме сектантов существуют православные приходы, в которых их ждут и где для них проводятся занятия по изучению Священного Писания, по изучению библейской истории, где читаются лекции по богословию, на которых можно узнать о Боге и спасении.

Никогда не стоит вступать с сектантом в дискуссию о религии, если вы не обладаете достаточными знаниями и умением аргументировать свою позицию. В таком случае лучше всего вежливо отказать сектанту в диалоге и отправиться по своим делам. Если у вас нет выхода или есть желание поспорить с сектантом, старайтесь соблюдать в разговоре кротость и благоговение, не забывая при этом выяснить, к какому религиозному движению принадлежит ваш собеседник.

Многие сектанты не торопятся раскрывать информацию о своем «братстве», хотя большинство из этих братств неизвестны среднестатистическому человеку. Можно спросить его об этом прямо, но без агрессии. Существует один важный момент – все секты без исключения находятся в оппозиции к православию, которое является доминирующей религией. Если сектант начинает критиковать вас после того, как вы назовете себя православным человеком, задайте ему вопрос о возрасте и истории его религиозного движения. Обычно это является слабым звеном всех сект, ведь учение, возраст которого насчитывает от 2 до 15 лет, основанное каким-нибудь бывшим сантехником, не может претендовать на авторитетность в религиозном и даже сектантском мире.

Правильная модель поведения

Практически все сектанты свято уверены в непогрешимости своих лидеров, поэтому их поток слов можно остановить, попросив поведать вам историю возникновения их самой первой общины. Обычно сектанты начинают заученно рассказывать легенды о сверхъестественных явлениях, общении с ангелами, получении от них указаний по поводу спасения человечества и так далее. Многие секты являются довольно рациональными группами, которые внезапно решили, что тысячелетиями люди молились не тому богу, соблюдали не те заповеди… ну, и дальше по списку.

Очень часто сектанты пытаются заманить к себе людей, пытаясь внушить им страх перед грядущим Апокалипсисом и обещая спасение от геенны огненной.

Разговаривать с сектантом, относящимся к западным сектам, следует исходя из слов Иисуса Христа. Так, можно процитировать определенные отрывки из Библии, говорящие о единственной , и поинтересоваться у сектанта, почему он противоречит Святому Писанию. Обычно на этом общение с сектантами заканчивается и они уходят. С представителями восточных сект общаться гораздо труднее – ввиду недостаточного количества знаний об их религии. В таких случаях нужно просто вести себя естественно, сочувственно, но вместе с тем и твердо, демонстрируя свою непоколебимую позицию по поводу своей веры.