Диоген из синопа является самым известным философом. Диоген — бочка и фонарь. Интересные факты из жизни Диогена

Люди вспоминают о Диогене. Первое, что приходит на ум - мудрец отрекся от земных благ, обрек себя на лишения. Недаром его называют «философ в бочке». Такие знания о судьбе мудреца, его научном вкладе поверхностны.

Жизненный устрой

Древнегреческий мыслитель родом из Синопа. Чтобы стать философом мужчина отправился в Афины. Там мыслитель познакомился с Антисфеном, попросился стать его учеником. Мастер хотел выгнать беднягу палкой, но молодой человек пригнулся и сказал: «Нет такой палки, которой Вы могли бы меня прогнать». Антисфен смирился.

Многие мудрецы вели аскетичный образ жизни, но Диоген превзошел учителям и всех остальных ученых отшельников.

Мужчина оборудовал себе жилище на городской площади, полностью отказался от домашней утвари, оставив себе только ковшик для питья. Однажды мудрец увидел, как мальчишка утоляет жажду с помощью ладоней. Тогда он избавился от ковша, покинул свою лачугу, пошел, куда глаза глядят. Приютом ему служили деревья, подворотни, пустой бочонок, устланный травой.

Диоген практически не носил одежду, пугая горожан наготой. Зимой занимался обтираниями, закаливанием, не прятался под одеяло, его просто не было. Люди считали чудака нищим, без роду без племени. Но мыслитель намеренно вел такой образ существования. Он считал – все, что нужно человеку дано ему природой, излишества только мешают жить, усыпляют разум. Философ активно участвовал в жизни афинян. Прослыв спорщиком, мужчина затевал разговоры о политике, общественных изменения, критиковал знаменитых граждан. Он ни разу не был посажен за решетку из-за огульных изречений. Умение выпутываться из сложных ситуаций посредством принуждения людей к размышлению являлось талантом мудреца.

Философствование и отказ от материального

Философия циников отражает истинные суждения Диогена об устройстве общества. Шокирующее, антисоциальное поведение вынуждало остальных задуматься о настоящих ценностях – почему человек отрекается от благ в пользу самоограничения.

Соотечественники уважали мыслителя, не смотря на дерзость, приходили к нему за советом, считали мудрецом, даже любили. Однажды маленький хулиган разбил бочку Диогена – горожане дали новую.

Взгляд философа был направлен на достижения человеком единения с природой, так как человек есть создание природы, изначально он свободен, а материальные излишества способствуют разрушение личности.

Как-то мыслителя, прохаживающегося по торговым рядам, спросили: «Вы же отказываетесь от материальных благ. Тогда зачем ходите здесь?» На что он ответил, что хочет увидеть предметы, которые ни ему, ни человечеству не нужны.

Философ часто прогуливался днем с зажженной «лампой», объясняя свои действия поиском честных людей, которых даже при свете солнца и огня невозможно найти.

Сидя в бочке, мудрец приблизился к сильным мира сего. Близко познакомившись с мыслителем, Македонский говорил: «Если бы я не был царем, я бы стал Диогеном». Он советовался с мудрецом о необходимости похода в Индию. Философ критично отнесся к плану правителя, предрекал заражение лихорадкой, по-дружески посоветовал полководцу стать его соседом по бочке. Македонский отказался, отправился в Индию и умер там от лихорадки.

Диоген пропагандировал свободу от искушений. Считал, что браки между людьми – ненужный пережиток, дети и женщины должны быть общими. Высмеивал религию, веру как таковую. Истинной ценностью видел доброту, но констатировал, что люди разучились проявлять ее, а к своим недостаткам относятся снисходительно.

Жизненный путь философа

Жизнеописание мыслителя начинается с 412 года до нашей эры, когда он родился в городе Синопе в знатной семье. В юные годы Синопский мыслитель хотел перечеканивать с отцом монеты, за что был изгнан из родного города. Скитания привели его в Афины, где он стал приемником Антисфена.

В столице странный философ живет, проповедуя главный принцип античной философии – разграничение сути вещей от привычных образов. Его целью становится разрушение общепринятых понятий о добре и зле. Философ превосходит учителя по популярности, строгости образа жизни. Добровольное отречение от материальных благ он противопоставляет тщеславию, невежеству, алчности афинян.

Биография мыслителя рассказывает о том, как он жил в бочке. Но дело в том, что в Древней Греции не было бочек. Мыслитель жил в пифосе – большом керамическом сосуде, укладывал его на бок и спокойно принимал ночной отдых. Днем занимался бродяжничеством. В древности существовали общественные бани, там мужчина следил за гигиеной.

338 год до нашей эры ознаменовался Херонейской битвой между Македоний, Афинами и Фивами. Несмотря на то, что армии противников были одинаково сильны, Александр Македонский и Филипп Второй сокрушили греков. Диоген, как многие другие афиняне, оказался в плену у македонцев. Мудрец попал на невольничий рынок, где его в качестве раба купил Ксениад.

Скончался философ в 323 году до н. э. Какой была его кончина – остается додумывать. Существует несколько версий – отравление сырым осьминогом, укус бешеной собаки, недоработанная практика задержки дыхания. Философ с юмором относился к смерти, обращению после нее с покойниками. Однажды его спросили: «Каким способом вы бы хотели быть похороненным?» Мыслитель предложил: «Выбросьте меня за пределы города, дикие звери сделают свое дело». «Вам не будет страшно?» не унимались любопытные. «Тогда дайте мне дубину» продолжал философ. Зеваки удивлялись, как он воспользуется оружием в мертвом состоянии. Диоген иронизировал: «Тогда чего мне бояться, если я и так буду мертв».

На могиле мыслителя был воздвигнут памятник в виде бродячей собаки, прилегшей отдохнуть.

Дискуссии с Платоном

Не все современники относились к нему с симпатией. Платон считал его умалишенным. Это мнение основывалось на образе жизни Синопского мыслителя, в меньшей степени на его философских идеях. Платон упрекал оппонента в бесстыдстве, порочности, нечистоплотности, омерзительности. Истина была в его словах: Диоген, как представитель циничного человека, бродяжничал, справлял при горожанах нужду, прилюдно занимался онанизмом, разнообразными способами нарушал законы морали. Платон считал, что во всем должна быть мера, не стоит выпячивать на показ столь нелицеприятные зрелища.

Относительно науки два философа вступили в спор. Платон высказался о человеке, как о животном без перьев на двух ногах. Диогену пришла в голову идея ощипать петуха и представить наблюдателям «нового индивидуума по Платону». Противник парировал: «Тогда по Диогену человек – смесь сумасшедшего, сбежавшего из психической больницы, и полураздетого босяка, бегущего за царской свитой».

Рабство, как власть

Когда мыслитель после Херонейской битвы попал на невольничий рынок, у него поинтересовались, какими талантами он обладает. Диоген сказал: «Лучше всего я умею властвовать над людьми».

Мудрец попал в рабство к Ксениаду и стал учителем для его двоих сыновей. Диоген учил парнишек ездить на лошадях, метать дротики. Преподавал ребятам учение об истории, греческую поэзию. Как-то его спросили: «Почему Вы, будучи рабом, не моете себе яблоки?», ответ поразил: «Если бы я сам себе мыл яблоки, то не был бы рабом».

Аскетизм, как образ жизни

Диоген неординарный философ, идеальным образом жизни которого был аскетизм. Мыслитель рассматривал его, как полную, неограниченную свободу, независимость от навязанных ограничений. Он наблюдал за тем, как мышка практически ни в чем, не нуждаясь, обитает в своей норе, довольствуется ничтожным. По ее примеру мудрец тоже сел в пифос, стал счастливым.

Когда соотечественники готовились к войне, он просто перекатывал свою бочку. На вопрос: «Чем ты занимаешься на пороге войны?» Диоген ответил: «Я тоже хочу что-нибудь сделать, так как у меня больше ничего нет – я катаю бочку».

А его ученик Диоген Синопский дал своей жизнью образец кинического мудреца, что послужило источником для множества связываемых с Диогеном анекдотов, которыми изобилует соответствующая глава в известной книге Диогена Лаэртского. Именно Диоген низвел до крайности свои потребности, закалял себя, подвергая свое тело испытаниям. Например, летом он ложился на раскаленный песок, зимой же обнимал запорошенные снегом статуи. Жил он в большой глиняной круглой бочке (пифосе). Увидев, как один мальчик пьет воду из горсти, а другой ест чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба, Диоген выбросил и чашку, и миску. Он приучал себя не только к физическим лишениям, но и к нравственным унижениям. Он просил подаяние у статуй, чтобы приучить себя к отказам, ведь люди подают хромым и нищим и не подают философам, потому что знают, что хромыми и нищими они еще могут стать, а мудрецами – никогда. Диоген довел до апогея презрение своего учителя Антисфена к наслаждениям. Тот говорил, что «предпочел бы безумие наслаждению». Диоген же находил наслаждение в самом презрении к наслаждению. Он учил бедных и униженных противопоставлять презрению со стороны богатых и знатных презрение к тому, что те ценят, и при этом не призывал их следовать его образу жизни с его крайностями и экстравагантностями. Но только чрезмерным примером можно научить людей соблюдать меру. Он говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Диоген в своей бочке. Картина Ж. Л. Жерома, 1860

Сам же Диоген в своем опрощении доходил до полного бесстыдства, он бросал вызов обществу, отказываясь соблюдать все правила приличия, навлекая тем самым на себя град насмешек и провокационных выходок, на которые всегда отвечал с необыкновенной находчивостью и меткостью, смущая тех, кто хотел его смутить. Когда на одном обеде ему, называвшему себя собакой, швырнули кости, он подошел к ним и помочился на них. На вопрос: если он собака, то какой породы? – Диоген спокойно отвечал, что когда голоден, он мальтийской породы (т. е. ласков), а когда сыт, то милосской (т. е. свиреп).

Своим выходящим за всякие рамки дозволенного поведением Диоген подчеркивал превосходство мудреца над обыкновенными людьми, которые заслуживают лишь презрения. Однажды он стал звать людей, а когда те сбежались, набросился на них с палкой, говоря, что звал людей, а не мерзавцев. В другой раз он при дневном свете искал с зажженным фонарем человека. В самом деле – так называемые люди соревнуются, кто кого столкнет в канаву (вид состязаний), но никто не соревнуется в искусстве быть прекрасным и добрым. В своем презрении к людям Диоген не делал исключения ни для жрецов, ни для царей. Когда Александр Македонский однажды подошел к нему и сказал: «Я – великий царь Александр», Диоген, нимало не смутившись, ответил: «А я собака Диоген». Когда в другой раз Александр Македонский , подойдя к гревшемуся на солнце Диогену, предложил ему просить у него, что он хочет, Диоген отвечал: «Не заслоняй мне солнца». Все это якобы произвело на македонского царя такое большое впечатление, что тот сказал, что если бы он не был Александром-царем, то хотел бы быть Диогеном.

Александр Македонский выказывает почтение Диогену. Картина Ж. Реньо

Став рабом некоего Ксениада (Диоген был захвачен пиратами и продан в рабство), философ применил к детям своего хозяина прекрасную систему воспитания, приучив их к скромной пище и к воде, к простоте в одежде, занимаясь с ними и физическими упражнениями, но лишь настолько, насколько это надо для здоровья; он обучал их знаниям, сообщая им начальные сведения в краткой форме для удобства запоминания и приучая их выучивать наизусть куски из творений поэтов, наставников и самого Диогена. Рабство не унизило Диогена. Отказываясь быть выкупленным из рабства своими учениками, он хотел показать, что философ-киник, будучи даже рабом, может стать господином своего господина – раба своих страстей и общественного мнения. Когда его продавали на Крите, он попросил глашатая объявить о том, не хочет ли кто купить для себя хозяина.

Выше всех форм культуры Диоген ставил философию. Сам он обладал поразительной силой убеждения, никто не мог противостоять его доводам. Однако в философии Диоген признавал лишь ее нравственно-практическую сторону. Он философствовал своим образом жизни, который он считал наилучшим, освобождающим человека от всех условностей, привязанностей и даже почти от всех потребностей. Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?» В превращении философии в практическую науку Диоген превзошел Антисфена. Если Антисфену философия давала, по его словам, «умение беседовать с самим собой», то Диогену философия дала «по крайней мере готовность ко всякому повороту судьбы».

Вместе с тем Диоген интересовался теоретической философией и выражал свое отрицательное отношение как к идеализму Платона , так и к метафизике (как антидиалектике) Зенона , причем как словами, так и действиями. Когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген встал и начал ходить. Когда Платон рассуждал об идеях, придумывал названия для «стольности» и «чашности», Диоген сказал, что он стол и чашу видит, а стольности и чашности не видит. Диоген систематически насмехался над Платоном, называя его красноречие пусторечием, коря его за суетность и за пресмыкательство перед сильными мира сего. Со своей стороны, Платон, не любивший Диогена, называл его собакой, обвинял в тщеславии и в отсутствии разума. Когда Диоген голый стоял под дождем, то Платон сказал тем, кто хотел увести киника: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», – имея в виду его тщеславие. (Так же и Сократ сказал однажды Антисфену, выставляющему напоказ дыру в своем плаще: «Сквозь этот плащ проглядывает твое тщеславие!».) Слова Диогена о том, что он не видит ни чашности, ни стольности, Платон парировал словами: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума». Платон назвал Диогена «безумствующим Сократом».

Отвергая все виды социального неравенства между людьми, не отрицая, однако, рабства, высмеивая знатное происхождение, славу, богатство, Диоген отрицал и семью, и государство. Единственным истинным государством он считал весь мир и называл себя «гражданином мира». Он говорил, что жены должны быть общими. Когда некий тиран спросил его, какая медь лучше всего годится для статуй, Диоген отвечал: «Та, из которой отлиты Гармодий и Аристогитон » (знаменитые афинские тираноубийцы). Диоген умер девяносто лет от роду, задержав дыхание. На его могильном памятнике была изображена собака. Его сочинения до нас не дошли.

Как собирательный образ киника Диоген выведен у Лукиана . Там Диоген говорит своему собеседнику: «Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира... Воюю же я... против наслаждений... Я – освободитель человечества и враг страстей... хочу быть пророком правды и свободы слова». Далее говорится о том, что станет с его собеседником, коль скоро он захочет быть киником: «Прежде всего я сниму с тебя изнеженность... заставляю тебя работать, спать на голой земле, пить воду и есть, что попало. Богатства свои ты бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… Котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь... способность краснеть навсегда сотри со своего лица... На виду у всех смело делай то, что другой не сделал бы в стороне».

Диоген родился в городе Синоп в 412 году до н.э. умер в 323 в городе Коринф. Философ и великий мыслитель Древней Греции Диоген являлся учеником Антисфена, который основал школу Согласно источникам, Диоген был сыном менялы-купца. Однажды, подойдя к оракулу и задав ему вопрос: «Каково мое призвание в жизни, чем мне заниматься?», он получил довольно странный ответ: «Переоценкой ценностей». Диоген изначально понял это, как перечеканку монет, но, когда его изгнали, философ осознал свое призвание.

Философ Диоген Синопский

Когда Диоген Синопский прибыл в Афины, он нашел Антисфена и остался подле него. Известна история, что Антисфен попытался прогнать потенциального ученика, замхнувшись на него палкой. На что Диоген, подставив голову под удар, сказал:

«Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь».

Диоген жил в глиняном сосуде – пифосе, находящемся под землей. В таких сосудах обычно хранили масло, зерно, вино, оливки и даже хоронили людей. Сведения о том, что он жил в бочке, недостоверны — греки в то время не делали деревянных бочек. Жилище Диогена было недалеко от Афинской Агоры (знаменитое место в Афинах площадью 5 га). Однажды, жилище Диогена разбили дети, но ему горожане предоставили новый сосуд.

Диогену было с кем поспорить, и, зачастую объектом его насмешек и человеком, которого Диоген так рьяно критиковал, был . Например, на изречение Платона о том, что человек – это «двуногое без перьев», Диоген ощипал петуха и крикнул, что это человек по Платону. Платон тоже в долгу не оставался и называл Диогена обезумевшим . Диоген же критиковал философскую концепцию Платона сущности вещей, говоря: «Чашу вижу, а чашности – нет». Когда Платон заметил скудный образ жизни Диогена, то подметил, имея в виду себя: «Когда я был в рабстве Сиракуз у тирана Дионисия, то даже там не мыл сам овощи», на что Диоген ответил ему: «Не попал бы в рабство, если бы мыл их сам».

Диоген постоянно эпатировал окружающих своим поведением. Образ Диогена с фонарем, зажженным среди бела дня и фраза «Ищу человека» стали классикой еще при его жизни.

Так же, Диоген утверждал, что музыканты настраивают струны на лире, но не состоят в ладах с собой и собственным характером. Однажды, Диоген выходил из бани по пути встретил знакомых, и на вопрос много ли там народу, ответил – «Полно.» Чуть позже встретил еще знакомых и на вопрос много ли там людей – помотал головой и сказал, что людей там не видел.

Рабство Диогена Синопского

Диоген Синопский был участником битвы при Херонее, (Херонейская битва), но внезапно стал пленником македонцев и был продан в рабство с невольничьего рынка. Когда его спросили, что он умеет делать, он ответил: «Властвовать людьми». Философа купил состоятельный Ксениад, как учителя и наставника своим детям. Диоген учил детей метать дротики, ездить верхом, параллельно занимаясь с ними греческой поэзией и историей.

Аскетизм Диогена Синопского

Диоген Синопский своим образом жизни говорил об идеале аскетизма и ставил в пример мышь, которая ни к чему не стремилась и ничего не боялась, а жила, довольствуясь минимумом. Если вдаваться в суть аскетизма, то его основное значение как раз в обретении независимости и стремлении к свободе.

Диоген, был личностью весьма неординарной, чтобы не сказать «странной». Например, он был замечен в хождении босыми ногами по снегу. А когда Аттика, где он жил была на грани войны с Филиппом Македонским, Диоген катал свой пифос (глиняную бочку) туда-сюда. На вопрос: «Зачем ты это делаешь, когда все готовятся к войне?», он сказал, что все заняты и ему тоже необходимо занятие, а бочку он катает потому, что у него больше ничего нет.

Александр Македонский и Диоген

Великий царь и политический деятель Александр Македонский, по прибытии в Аттику решил посмотреть на знаменитого мыслителя Диогена, и ждал пока тот сам к нему придет, но Диоген не торопился. Тогда Александр Македонский пришел к нему сам и сказал:

«Я – великий Царь, Александр Македонский»

И тут же услышал в ответ: «А я – собака Диоген.»

«И за что тебя зовут собакой?» — спросил царь.
«Кто бросит кусок - тому виляю, кто не бросит - облаиваю, кто злой человек - кусаю» — ответил философ.
«А меня ты боишься?» — задал следующий вопрос Александр Македонский.
«А что ты такое?» - спросил Диоген, - «Зло или добро?»
«Добро» — ответил царь.
«А кто же боится добра?»

Поняв, что Диоген и правда не так прост и весьма умен не смотря на все свои диковинные замашки, Александр сказал:

«Проси у меня чего хочешь»

«Отойди, ты заслоняешь мне солнце», - сказал Диоген

Интересный факт: Александр Македонский и Диоген Синопский умерли в один день — 10 июня 323 до н. э

Диоген Синопский, цитаты

«Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.»
«Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается
убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.»
«Неграмотных и непросвещённых вы обучаете так называемым изящным
искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные
люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо-
ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы
нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?»
«Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец - самый опасный из
ручных животных.»
«Быстрее всего стареет благодарность.»
«Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных;
гадание и астрология - самым безумным; суеверие и деспотизм - самым
несчастным.»
«Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат
животным, чем животные им.»
«Смерть - не зло, ибо в ней нет бесчестья.»
«Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.»
«Я гражданин мира.»

Киники проповедуют естественную и близкую к природе жизнь. Причем, природа понимается больше как инстинкты человека, а не земная флора и фауна. Антисфен основал первую школу киников в Древней Греции. Однако наибольшую известность получил его ученик - Диоген Синопский. Именно он воплотил в жизнь образ истинного кинического мудреца.

Жизнь "до" философии

Родился Диоген в городе Синопа. Его отец работал ростовщиком и жизнь семьи протекала безбедно. Однако, после того как их уличили в чеканке фальшивых денег, они были изгнаны из города. В надежде переосмыслить ценности собственной жизни Диоген отправился в Афины. Там он осознал свое призвание в философии.

Диоген - ученик

Диоген Синопский твердо решил примкнуть к основателю школы киников - Антисфену. Учитель, в свою очередь, не нуждался в учениках и отказал в обучении. Помимо этого его смущала сомнительная репутация юноши. Но Диоген не смог бы стать величайшим киником, если бы сдавался так просто.

Денег на жилье у него не было, так что он вкопал в землю пифос - большую глиняную бочку - и стал жить внутри. День за днем он продолжал просить пожилого философа об обучении, совершенно не принимая отказов. Его не могли отвадить ни удары палкой, ни грубые гонения. Он жаждал мудрости и видел ее источник в лице Антисфена. В конечном счете, мастер сдался и взял на обучение настырного ученика.

Диоген - киник

Основа философии Диогена Синопского - аскетизм. Он намеренно отказывался от любых благ цивилизации, продолжая жить в пифосе и просить подаяния. Им отвергались любые условности, будь то религиозные, общественные или политические. Он не признавал государства и религии, проповедуя жизнь естественную, наполненную подражанием природе.

Лежа возле пифоса, он читал проповеди горожанам. Он уверял, что лишь отказ от благ цивилизации способен освободить человека от страха. Необходимо отбросить условности и предрассудки, дабы уйти с позиции ведомых. Жить, как живет собака, - свободно и естественно - прямой путь к освобождению и счастью.

Ты видишь перед собой космополита, гражданина мира. Воюю же я против наслаждений. Я - освободитель человечества и враг страстей, хочу быть пророком правды и свободы слова.

Диоген говорил, что каждый человек имеет в распоряжении все, что нужно для счастливой жизни. Однако, вместо того чтобы воспользоваться этим, люди мечтают об иллюзорных богатствах и эфемерных удовольствиях. К слову, наука и искусство, по мнению Диогена, более чем бесполезны. Зачем тратить жизнь на их познание, когда следует познать лишь самого себя?

Диоген, однако, почитал практическую и нравственную стороны философии. Он утверждал, что это - моральный компас людей. Известное высказывание Диогена Синопского, адресованное некому человеку, который отрицал важность философии:

Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?

Диоген всю свою жизнь стремился к добродетели. Он делал это непривычными путями, однако цель его всегда была благородна. И пусть его идеи не всегда находили подходящие умы, но тот факт, что мы читаем о нем сейчас, спустя столько лет, говорит о многом.

Диоген vs Платон

Широко известен факт об извечных спорах между Диогеном и Платоном. Два непримиримых философа не упускали случая подметить ошибки другого. Диоген видел в Платоне лишь "болтуна". Платон, в свою очередь, называл Диогена "безумным Сократом".

Рассуждая о понятиях и свойствах, Платон пришел к выводу, что каждый предмет имеет собственные свойства. Эту теорию с радостью парировал Диоген: "Я вижу стол и чашу, но не вижу чашности и стольности." На это Платон ответил: "Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, а чтобы видеть стольность и чашность, у тебя нет разума.".

Самый блистательный момент Диогена - его несогласие с теорией Платона о том, что человек - это птица без перьев. Во время одной из лекций Платона Диоген ворвался в зал и бросил ощипанного петуха под ноги аудитории, воскликнув: "Глядите, вот он - человек Платона!".

Отношения между ними, в целом, были напряженные. Диоген открыто выказывал свое пренебрежение идеализмом Платона и самой личностью философа. Он считал его пустословом и презирал за пресмыкательство. Платон, не отставая от оппонента, называл Диогена собакой и сетовал на отсутствие у него разума.

Диоген - "рок-звезда" античности

В чем Диоген был хорош помимо философии, так это в экстравагантных выходках. Своим поведением он четко прочерчивал линию между ним и другими людьми. Он подвергал себя жесткой закалке, изводил свое тело испытаниями. Его целью было не только физическое неудобство, но и нравственное унижение. Именно для этого он просил подаяния у статуй, дабы приучить себя к отказам. Одна из знаменитых цитат Диогена Синопского гласит:

Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы.

Однажды Диоген начал звать людей, а когда те сбежались на его зов, он накинулся на них с палкой и закричал: "Я звал людей, а не мерзавцев!" В другой раз он ходил днем по улице с зажженным фонарем и искал человека. Этим он хотел показать, что звание "человек" - нужно заслужить добрыми делами, а значит такого найти очень непросто.

Примечателен известный случай встречи Диогена Синопского и Александра Македонского. Александр, прибыв в Афины, пожелал встретиться живущим в пифосе мудрецом, о которым судачил весь город. Как только царь подошел к Диогену, то поспешил представится: "Я - Александр Македонский." Мудрец ответил: "А я - собака Диоген." Александр, восхищенный киником, предложил ему просить чего он только хочет. Диоген на это ответил: "Не заслоняй мне солнца."

Когда философу кинули кости, мотивируя это тем, что он сам себя называет собакой, он просто помочился на них. Когда же Диоген при людях занимался онанизмом, то был недоволен тем, что голод нельзя утолить просто погладив живот. Однажды, читая лекцию на площади, он заметил, что никто не обращает на него внимания. Тогда он заверещал словно птица, и вокруг него собралась целая толпа. На это он сказал:

Вот, афиняне, цена вашего ума! Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот.

Хоть его выходки и выглядят довольно странными и отталкивающими, он делал это с определенной целью. Он был уверен, что людей можно научить ценить то, что у них есть только чрезмерным примером.

Рабство

Диоген пытался покинуть Афины, не желая участвовать в боевых действиях, ему было чуждо любое проявление насилия. Философу это не удалось: корабль был настигнут пиратами и Диоген был захвачен в плен. На невольничьем рынке его продали некому Ксениаду.

Занимаясь воспитанием детей своего хозяина, Диоген приучил их к скромности в еде и пище, обращению с дротиками и верховой езде. В общем, он оказался очень полезным учителем и не был отягощен положением раба. Напротив, он хотел показать, что философ-киник даже будучи рабом все равно остается свободнее своего господина.

Смерть

Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Смерть настигла Диогена в том же рабстве. Он, по собственной просьбе, был похоронен лицом вниз. На его памятнике была установлена мраморная фигура собаки, символизирующая жизнь Диогена.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

(род. ок. 400 или 412 гг. – ум. ок. 323 г. (ок. 330–320 гг.) до н. э.)

Греческий философ-киник, который практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства.

Диоген Синопский – наиболее прославившийся из трех древнегреческих философов, носивших имя Диоген (еще известны Диоген Аполлонийский и Диоген Лаэртский. Все они жили в разное время, не состояли между собой в родстве и не были знакомы).

Как-то Александр Македонский подошел к Диогену и спросил его, что он, Александр, может сделать для философа. В ответ он услышал: «Отойди в сторону и не загораживай мне солнце!»

Этот исторический анекдот как нельзя лучше характеризует самого Диогена и философию, которую он исповедовал.

Родился Диоген Синопский около 400 или 412 года до н. э. в древнегреческом портовом городе Синоп (Понт) на Черном море. Отец его был менялой в этом же городе и фальшивомонетчиком. По крайней мере, так пишет тезка Диогена Синопского – Диоген Лаэртский – в своем труде “Vitae philosophorum” (его труд «Жизнь и мнения прославленных философов» появился около 220 г. до н. э.). Отца будущего философа разоблачили и заключили в тюрьму, где он и скончался. Диоген долго колебался – продолжать или нет опасное занятие отца? Но как-то на храме Аполлона он прочел изречение: «Лучше подделывать монеты, чем истину», после чего отбросил все сомнения и занялся ремеслом отца. Диогена уличили в преступлении и изгнали из города. (В Древней Греции за подделку денег приговаривали не только к изгнанию, но и к смертной казни, так что новоявленному фальшивомонетчику, можно сказать, повезло.)

Диоген пришел в Афины и увлекся философией таких мудрецов, как Сократ, Платон, Аристипп, Эсхин, Эвклид и Антисфен. Однако вскоре он проникся презрением ко всем им, кроме Антисфена, основателя школы киников.

Школа киников представляла собой течение в греческой философии, исповедующее отрицание всего материального в жизни: богатства, удовольствий, а также моральных канонов и т. д. Диоген из всех известных приверженцев этого течения был самым ярым сторонником такого стиля жизни. Даже его учитель Антисфен, основоположник философии, был менее склонен к крайностям.

С Антисфеном Диоген общался охотно, но хвалил, впрочем, не столько его самого, сколько его учение, полагая, что только оно раскрывает истину и может принести пользу людям.

«Богатство, имущество, родные, близкие, друзья, слава, привычные ценности, общение с другими – все это чужое, – говорил Антисфен. – Зато каждому человеку принадлежат его представления. Они абсолютно свободны, никому не подвластны, никто не может им ни помешать, ни заставить воспользоваться ими иначе, чем человек этого хочет».

Сравнивая же самого Антисфена с его учением, Диоген нередко упрекал того в недостаточной твердости и, порицая, называл своего учителя боевой трубой – шума от нее много, но сама она себя не слышит. Антисфен терпеливо выслушивал его упреки, так как восхищался характером ученика.

Узнав, что, по Платону, человек определяется как двуногое животное, лишенное перьев, Диоген ощипал петуха и, принеся его в Академию, объявил: «Вот человек Платона». (После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».)

Когда Платон распространялся о своих идеях и говорил о «стольности» и «чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, то стол и чашу я вижу, а вот “стольности” и “чашности” – нет». На что Платон ему якобы ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.

Диоген и его последователи – странствующие наставники истины – проповедовали довольство малым. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошел меня простотой жизни».

Подтверждая личным примером необходимость сбросить оковы цивилизации, уродующей людей, и возвратиться в лоно природы, Диоген поселился в бочке, вернее, в большой глиняной амфоре для хранения жидкостей, вина или зерна – пифосе. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, он довел свой аскетизм до крайних пределов.

Его проповеди, обычно строившиеся в форме непринужденной беседы со слушателями, больше всего были популярны среди городских низов, и большинство горожан любили чудака. Так, например, когда какой-то мальчишка разбил его бочку-амфору, они высекли злоумышленника, а Диогену дали новую бочку.

Многие киники жили подаянием, но в этой своей бедности были, следуя и подражая Диогену, довольно остроумны. Один из них, Телес (III ст. до н. э.), говорил богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя своего достоинства и не ворча».

Меткие выражения киников, их остроумные шутки, обличительные сатирические выступления, в которых чередовались стихи и проза, встречали живой отклик среди народа.

Самому Диогену приписывают многие изречения. Однажды, например, когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, философ воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Как-то он рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал; тогда философ принялся свистеть по-птичьему; собрались люди, и Диоген пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся.

Когда кто-то привел философа в роскошное жилище и не позволил плевать, он тут же сплюнул в лицо спутнику, заявив, что не нашел места хуже.

Чудак без стеснения занимался у всех на глазах мастурбацией и мочился, как собака, что вызывало неприятие окружающих.

Платон прозвал его «беснующимся Сократом».

Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».

Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, – сказал Диоген, – я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он ответил: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами – никогда».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

Когда философ завтракал на площади, зеваки столпились вокруг него, крича: «Собака!» – «Это вы собаки, – сказал Диоген, – потому что толпитесь вокруг моего завтрака».

Кто-то пожалел Диогена за его изгнание. «Несчастный, – ответил он, – ведь благодаря изгнанию я стал философом».

На вопрос, что дала ему философия, чудак ответил: «По крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы».

Человеку, сказавшему: «Мне дела нет до философии!», он возразил: «Зачем же ты живешь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?»

Феофраст в своем «Мегарике» рассказывает, что Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. По некоторым сведениям, он первым стал складывать вдвое свой плащ, потому что философу приходилось не только носить его, но и спать на нем. Он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы. Поэтому философ говаривал, что афиняне сами позаботились о его жилище, и указывал на портик Зевса и на Помпейон.

Тем, кто боялся недобрых снов, Диоген говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что приходит им в голову ночью.

Видя, что в Мегарах овцы ходят в кожаных попонах, а дети бегают голыми, Диоген сказал: «Лучше быть у мегарца бараном, чем сыном».

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!» – он спросил: «Ты хочешь еще раз меня ударить?» По другой версии, человека, который толкнул его бревном, а потом крикнул: «Берегись!», Диоген сначала ударил палкой и затем тоже крикнул: «Берегись!»

На вопрос, по какому месту лучше получать удары, он ответил: «По шлему».

Говорят, чудак среди бела дня бродил с фонарем в руках, объясняя свои действия словами: «Ищу человека».

А однажды он голый стоял под дождем, и окружающие жалели его; бывший свидетелем этого Платон сказал им: «Если хотите пожалеть его, отойдите в сторону», имея в виду его тщеславие.

По неподтвержденным данным, у Диогена была жена Памфила и дочка Милена. И это несмотря на то, что чудак отрицал, наряду с богатством и почестями, также и науку, и частную собственность, и брак.

Видя, как кто-то совершал обряд очищения, Диоген сказал: «Несчастный! Ты не понимаешь, что очищение так же не исправляет жизненные грехи, как и грамматические ошибки».

Однажды он просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь», – говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить, – сказал Диоген, – я убедил бы тебя удавиться».

Как-то он возвращался из Лакедемона в Афины и на вопрос: «Откуда и куда?» – ответил: «Из мужской половины дома в женскую».

На вопрос, откуда он, чудак говорил: «Я – гражданин мира».

Кто-то приносил жертвы, моля у богов сына. «А чтобы сын был хорошим человеком, ради этого вы жертв не приносите?» – поинтересовался Диоген.

Увидев неумелого стрелка из лука, он уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попали».

«Когда мир благоденствует?» – спросили как-то Диогена. «Когда его цари философствуют, а философы царствуют», – ответил мудрец.

Если Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. Философ проповедовал: «Любовь к деньгам есть мерило всякого порока».

Он удивлялся, что историки изучают бедствия Одиссея, но не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире, а не могут сладить с собственным нравом; астрономы следят за Солнцем и Луной, а не видят того, что у них под ногами…

Вернувшегося из Олимпии философа спросили, мол, много ли там было народу, на что он ответил: «Народу много, а людей немного».

Некий «прыгун» сказал Диогену:

– Как жаль, Диоген, что ты с такой закалкой никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!

– Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.

– В каких же это? – не понял «прыгун».

И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил:

– Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками.

Одна из притч Диогена гласит:

«Владелец несметных богатств созвал на пир гостей со всех земель, всех народов и языков, всякого звания, пола и возраста. Будучи щедрым, он выставил перед гостями обильные угощения и каждого оделил тем, что ему всего полезнее. Приглашенные наслаждались и благодарили хозяина. Но вот нашелся среди них один, кому показалось мало того, что назначалось ему, и он стал захватывать то, что назначалось для его соседей, даже не подумав, что отнимает, в том числе, у слабых и больных, а также у маленьких детей. И стал он отнятое пихать себе в рот до тех пор, пока желудок не извергнул все это обратно!.. Так вот, щедрый владелец богатств – это природа, гости на ее пиру – все люди и народы мира, а алчный – это богатей, который отнимает у всех, кто слабее их!»

Диоген отличался лысиной и носил длинную бороду, дабы, по его словам, не изменять вида, данного ему природой; был сутул до сгорбленности, из-за этого смотрел всегда исподлобья; ходил, опираясь на палку, в верхней части которой находился сук, куда Диоген вешал свою котомку странника.

После смерти учителя, философа Антисфена, основателя школы киников, чудак решил, что больше ни с кем общаться не стоит. И отправился в новые странствия.

Однажды Диоген плыл на корабле, как вдруг в районе о. Крит на судно напали пираты. В итоге философ вместе с другими бедолагами в качестве раба попал на невольничий рынок. Последующая сценка основана на древних свидетельствах и легендах, рисует незаурядный облик этого чудака.

«Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения хозяина уселся на песок.

– Куд-да! – зарычал на него работорговец. – Кто тебя, сидячего, здесь увидит?!

– Почему же? – возразил философ. – Рыба лежит, а своего покупателя находит!

Работорговец удивленно захохотал и позволил пленнику сидеть. Тут Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, закричал на весь базар: «Эй, люди! Вы что же носы повесили?.. Уж не потому ли, что не в силах дольше слушать голодное урчанье собственного чрева? Ничего, это дело поправимое!» И, обращаясь к работорговцам, продолжал: «Граждане наши хозяева! Послушайтесь голоса разума! Ведь овец и поросят вы откармливаете на совесть, как и подобает делать рачительным владельцам, не так ли? Так не глупо ли тогда человека, самого дорогого из животных, морить на продаже голодом?!»

В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И подобревшие работорговцы сказали: «А ведь, пожалуй, их и в самом деле не мешает покормить!»

Утолив слегка голод и жажду, повеселевшие невольники со всех сторон благодарили сидящего Диогена. Тогда его хозяин, снисходя к такому необычному рабу, спросил:

– А что ты умеешь делать, старик?

– Я? – переспросил Диоген, отправляя в рот остатки поданных ему оливок. – Властвовать над людьми!

Торговец захохотал:

– Ты, конечно, шутишь?

– Нисколько.

– Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?

– Как раз такого-то купят всех быстрей, – ответил Диоген. – Ведь обычный раб не в диковинку. Впрочем, ты можешь сам в этом убедиться, стоит только тебе объявить обо мне.

– Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого выйдет!

Диоген поднялся и громко закричал на весь базар:

– Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина, спешите сюда!

Все вокруг потешались, но тут к чудаку приблизился какой-то пожилой человек и смеясь спросил:

– Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?

– Представь себе, это я! – гордо ответил Диоген.

– А я, – вмешался здесь работорговец, – хозяин этого «хозяина»! Беру за него три мины!

Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но чудак задержал его:

– Это совсем недорого, клянусь богами! Ведь три мины – стоимость рабочей лошади, а я умом скакун!

Улыбнувшись, покупатель сказал:

– Прекрасно! И куда же скачет твой ум?

– В просторы философии, милейший!

– Ты изучаешь явления космоса?

– Диалектика мертвой материи меня не занимает. Диалектика души – вот предмет моих занятий!

– Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель. Согласен?

– Согласен, – сказал Диоген, – но с одним условием…

Вокруг рассмеялись, а хозяин Диогена насмешливо сказал:

– Этот тип еще смеет условия ставить!

– Да, ставлю условие, – упрямо кивнул Диоген.

– Какое? – спросил покупатель.

– Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу…

И снова в толпе рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца курицу не учат, насмешливо продекламировал:

– Вспять потекли источники рек!

– Ты прекрасно знаешь Еврипида, господин хороший, – угадав, чей это стих, сказал Диоген. – Но позволь тебя спросить, если ты нанял, к примеру, врача, а он предупредил тебя, что нужно следовать его советам, ведь ты не стал бы упрекать его изречениями Еврипида?

И, пристально вглядевшись в Диогена, покупатель сказал:

Когда работорговец ушел, Диоген спросил нового хозяина:

– На какую кличку ты отзываешься?

– Я торговец Ксениад.

– А моя кличка – Собака. Не удивляйся, это мое прозвище, а звать меня Диоген, что значит богорожденный! – И он с шутливым величием поднял вверх палец. – Так куда мы отправляемся?

– Ко мне домой, в Коринф.

– Прекрасно! – одобрил Диоген. – Я всю Элладу обошел, а быть в знаменитом Коринфе мне до сих пор не довелось».

Евбул в книге «Продажа Диогена» рассказывает, как философ воспитывал сыновей Ксениада. Он обучал их, кроме всех прочих наук, ездить верхом, стрелять из лука, владеть пращой, метать дротики; а потом, в палестре, он велел наставнику закалять их не так, как борцов, но лишь настолько, чтобы они отличались здоровьем и румянцем. Он учил, чтобы дома ребята сами о себе заботились, чтобы ели простую пищу, коротко стриглись, не надевали украшений, не носили ни хитонов, ни сандалий, а по улицам ходили молча и потупив взгляд. Дети запоминали наизусть многие отрывки из творений поэтов, историков и самого Диогена; все начальные сведения он излагал им для удобства запоминания кратко. Обучал он их также и охоте. Ученики в свою очередь тоже заботились о наставнике и заступались за него перед родителями. Тот же автор сообщает, что у Ксениада философ жил до глубокой старости.

Учениками Диогена считаются также Стильпон Мегарский, Онесикрат, спутник Александра Македонского и др.

Умер философ 13 июня 323 года, съев сырого осьминога и заболев холерой; но есть и другая версия: смерть наступила «от задержки дыхания». Сыновья Ксениада похоронили Диогена в Коринфе с большой пышностью.

Соотечественники воздвигли ему много памятников и на одном из них, на родине философа в г. Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу,

Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!

Ведь ты учил нас благу довольствоваться малым

И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

И в завершение рассказа о великом чудаке мы приведем еще несколько его изречений:

«Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец – самый опасный из ручных животных».

«Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

«Демагоги – это прислужники толпы, а венки – прыщи славы».

«Солнце заглядывает в ямы с навозом, но не оскверняется».

«Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак».

«Образование сдерживает юношей, утешает стариков, бедных обогащает, богатых украшает».

«Любовь проходит с голодом, а если ты не в силах голодать, петлю на шею – и конец».

«Влюбленные мыкают горе себе на радость».

Антон Павлович Чехов сказал о Диогене: «Свободное и глубокое мышление, которое стремится к уразумению жизни, и полное презрение к глупой суете мира – вот два блага, которых никогда не знал человек. И вы можете обладать ими, хотя бы вы жили за тремя решетками. Диоген жил в бочке, однако же был счастливее всех царей земных».

Из книги Александр Македонский. Гениальный каприз судьбы автора Левицкий Геннадий Михайлович

Скиталец Диоген Поздоровавшись, царь спросил Диогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы: «Отступи чуть в сторону, – ответил тот, – не заслоняй мне солнца». Плутарх. Александр В Киликии на пути Александра встретился город Анхиал. Основал его, по рассказам, ассириец

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Диоген Диоген Синопский. Худ. Д.У. Уотерхаус, XIX в.Великий полководец Александр Македонский, ученик Аристотеля, будучи в Коринфе, пришел в кипарисовую рощу на окраине города, встал перед большой глиняной бочкой-амфорой и представился:– Я – Александр, великий царь

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (род. ок. 400 или 412 гг. – ум. ок. 323 г. (ок. 330–320 гг.) до н. э.) Греческий философ-киник, который практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства.Диоген Синопский – наиболее прославившийся из трех древнегреческих философов, носивших имя

Из книги Хроники Фаины Раневской. Все обязательно сбудется, стоит только расхотеть! автора Орлова Елизавета

Живу, как Диоген… Я знаю, что была любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался обо мне, как о самой выдающейся актрисе XX века. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров - хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это

Из книги От Диогена до Джобса, Гейтса и Цукерберга [«Ботаники», изменившие мир] автора Циттлау Йорг

Только не уходить в себя: Диоген и киники В некоторые периоды истории ботаники могли развиваться и совершенствоваться особенно хорошо. Конечно, это эпоха компьютера и Интернета с такими яркими фигурами, как Билл Гейтс и Марк Цукерберг. В ранней истории также известен

Из книги Моя жизнь. Фаина Раневская автора Орлова Елизавета

Живу, как Диоген… Я знаю, что была любима и вождями, и публикой, и критикой. Рузвельт отзывался обо мне, как о самой выдающейся актрисе XX века. А Сталин говорил: «Вот товарищ Жаров – хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это