Украшенное оружие - Стилеты. Значение слова «стилет Известные случаи применения стилета

Стилет - колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх - (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века, во времена Ренессанса, однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в других предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи.

Предком стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд, использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-хгранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Позднее, в начале XVI века, в итальянских городах возникло такое оружие как стилет. Предполагается, что причиной его появления явились дуэльные схватки, где стилет использовался в качестве оружия левой руки. Им отражали атаки рапиры и шпаги. В этом качестве он получил наименование «дага». Размеры стилетов варьировались в зависимости от изготовителей. Испанский стилет XVII века имел общую длину 270 мм, клинка - 180 мм, толщину 5 мм. Немецкий стилет XVII века достигал длины 390 мм, длина и толщина клинка - соответственно 260 и 10 мм. Общая длина французского стилета того же времени 475 мм, клинка - 350 мм при толщине 5 мм. После исчезновения рыцарских доспехов и тяжёлых шпаг вес и длина клинка несколько сократились, дага потеряла гарду и превратилась в известный нам стилет с тонким клинком и прямой крестовиной.





Стилет "Бабочка" (серебро, дамаск)



Стилет "Паутинка"



Стилет "Паутинка"



Стилет "Снежная королева"



Стилет "Князь тьмы"



Стилет "Акант"



Стилет "Феникс"




Стилет "Пиковая дама"


Историческая эволюция стилета

Согласитесь, название этого ножа завораживает своим хищным звучанием. Изящный клинок, утонченный и смертельно опасный навивает ассоциацию тайных дворцовых интриг прошлых веков. Стилет в переводе с итальянского языка означает - острый. Клинок имеет многогранную и круглую в сечении форму. Стилет предназначен для нанесения колотых ран. Он появился в период раннего средневековья и применялся в ближнем бою, как оружие способное проникнуть между пластин рыцарских доспехов.

Его классический вариант окончательно сформировался в Италии, примерно в пятнадцатом столетии. Минимальная длина стилета составляла двести пятьдесят миллиметров. Носили его скрытно в складках одежды или за голенищем сапога в специальных ножнах. Впрочем, он имел и парадно выходные функции, то есть прикреплялся к поясу и открыто носился, как атрибут одежды. Кстати, стилет стал прототипом штыка в более позднее время, где то в период с 1914 по 1918 годы.

Удобство стилета, как тычкового оружия было в том, что удары могли наноситься по всем направлениям, не выворачивая руки. Клинок моментально пробивал обмундирование противника и молниеносно вытаскивался обратно. Исключительность стилета была еще и в том, что он предназначался чисто для убийства. Причем убийства своего рода эстетического, так как благодаря своему строению колол почти бескровно. Он был в ходу у дворцовых интриганов и участвовал во многих дворцовых переворотах и тайных заговорах.

Впрочем, в каждом правиле есть свои исключения. Так во Франции вошли в моду шестигранные стилеты, которые были непременным атрибутом дамских будуаров. Также секретари особ знатного рода использовали шестигранный стилет для срезания вензелей с именных бумаг. Шестигранный стилет имел плоскую форму и скорее был чисто декоративным клинком способным разве что разогнуть нужный лист бумаги.

Большим спросом в свое время пользовались стилетообразные восьмигранные и шестигранные кинжалы. Восьмигранники являлись колюще-рубящим оружием, а шестигранники - колюще-режущим. В наши дни старинный стилет преобразовался в шилообразный трехгранный нож, который имеет длину двадцать три сантиметра и предназначен для колющих ударов. Этот современный стилет способен проколоть даже очень толстую одежду, в том числе и кожаные ремни армейской амуниции.

Подобные шилообразные ножи частенько украшают гардой с острыми выступами в виде шипов. Гарда выполняет функцию кастета. Такое оружие очень удобно в ближнем бою, но метать его уже практически невозможно. Сам классический стилет имеет отлично сбалансированное лезвие и довольно легкую рукоятку, что способствует его великолепной аэродинамике. Формой стилет напоминает дротик или стрелу.

Гарда у стилета практически отсутствует, а навершье рукояти слегка расширено, для удобства упора руки. И если лезвие стилета вошло не достаточно глубоко, его можно легко протолкнуть внутрь, нанося смертельную рану. Стилет предназначен для скрытого ношения, и его ножны имеют разнообразные крепления для ношения под одеждой.

Для использования стилета в качестве метательного оружия под навершием рукояти делается специальное отверстие, в которое продевается и крепится шнур. Конец шнура привязывается к запястью руки и при промахе владелец стилета, легко может его себе вернуть одним рывком. Стилет является в глазах законодательства - холодным оружием. Ношение его в повседневной жизни может привлечь к себе уголовное наказание.

И острым, подобным игле, острием. Использовался главным образом в качестве колющего оружия.

Узкое поперечное сечение клинка стилета и тонкое острие снижают трение при нанесении колющего удара за счёт уменьшения площади соприкасаемых поверхностей, позволяя клинку проникать глубже без лишних усилий. Некоторые относят стилет и к режущим кинжалам, однако большая их часть специализированы только как колющее оружие, не предназначенное для разрезания или рассечения, даже если лезвия заострены. Со временем термин «стилет» стал использоваться в качестве общего описательного для различных типов ножей, отличительной чертой которых является наличие узких и тонких режущих поверхностей лезвия, а так же игольчатого острия.

Происхождение стилета

Впервые данный вид оружия был разработан в Италии. Термин «стилет» датируется приблизительно концом 15-го века, и считается поздней репликой рондельного кинжала или кинжала мизерикордия , представляя собой шилообразный нож с узким клинком, предназначенный в первую очередь для колющего удара, хоть и обладал иногда режущими лезвиями. Изначально в ранних репликах стилета использовали цельную металлическую рукоять , выточенную на токарном станке (которые уже были в 15 веке). Клинок стилета обычно проковывался до жесткого острого стержня с узким треугольного вида сечением, без заостренных краев. Однако другие экземпляры того периода имели так же круглые, квадратные, или многогранные поперечные сечения.

Итальянское слово "стилет" происходит от латинского «Stilus», данный термин обозначает тонкий римский пишущий инструмент, который использовали в древности для письма на восковых или глиняных табличках. Стилет начал набирать известность во время позднего средневековья, когда стал широко использоваться как вспомогательное оружие рыцарей. Первоначально разработанный только как оружие нападения, стилет использовался также для добивания упавшего или сильно раненого, чаще бронированного, противника. Подобный игле клинок мог легко проникнуть вглубь через большую часть кольчуг или найти путь свой путь сквозь щели в доспехе рыцаря . Так же оно было достаточно узким, чтобы пройти через смотровые щели защищенного шлемом воина. Тяжелораненный противник, который, как ожидалось, уже не выживет, получал «удар милосердия», по-французски «coup de grâce» (смертельный удар). Отсюда же появилось название кинжала «мизерикордия» (фр. misericorde - «милосердие, пощада»). Позже, для канониров, стилет использовался для очистки запальных отверстий пушек стал инструментом проверки пушечных предохранителей. Иногда стилеты имели на клинке градуированную шкалу для проверки уровня порохового заряда для управления дистанцией выстрела, и использовались наподобие современного масляного щупа в автомобиле.

Использование стилета в качестве оружия нападения

Стилет воспринимался на всей территории Италии как наиболее распространенный вид атакующего ножа колющего действия (arma manesca), в основном у средневековых убийц. В связи с этим стилет был запрещён властями, поскольку являлся чем-то вроде «предательского» оружия (arma insidiosa). Подобный кинжал был предпочтителен для ассасинов, потому что это было тихое и компактное оружие, которое можно легко спрятать внутри рукава или под куртку. Так же конструкция клинка позволяла легче проникать сквозь тяжелую одежду из кожи или плотной ткани, нанося смертельные раны, которые имели тенденцию меньше кровоточить, в отличии от ран, нанесённых другими типами клинков. В Италии с 16 века стилет стали использовать как боевое оружие наряду с кинжалами других конструкций. «Opera Nova» (дуэльный трактат 1536 года, созданный Ахиллом Мароццо, итальянских мастером фехтования) содержит разделы, посвященные боевым действиям с помощью режущих кинжалов и стилетов. К началу эпохи Ренессанса термин «стилет» использовался для описания набора тонких колющих ножей, близко напоминающих французский «poignard». Во многом, клинки данных кинжалов имели привычный профиль, с заострёнными краями, однако будучи всегда узкими, стилеты завершались подобным игле остриём. Иногда, для облегчения кинжала, на средней части лезвия делали дол .

Стилет оставался популярным оружием преступников и политических убийц, начиная с 16 и до конца 19-го века, особенно во Франции, на Корсике и в Италии. Хотя стилет использовался в качестве скрытного оружия и непосредственно для убийства, применение его как атакующего кинжала в ближнем бою, во время столкновения противников, получило широкое распространение по всей Италии, Сардинии и Корсике. Неизменная популярность стилета в Королевстве Сицилии привела к развитию «scherma di stiletto siciliano» (Сицилийской школы стилетного боя). Специалист в области использования стилета вонзал нож глубоко в жертву, затем, прежде чем достать его, резко поворачивал клинок в различных направлениях, причиняя острым концом серьезные внутренние повреждения сопернику, не очевидные при рассмотрении входного отверстия раны.

Подобного рода кинжал попал в Америку с первой волной итальянской иммиграции, в город Новый Орлеан, штат Луизиана, в середине 19-го века. Этот нож стал популярным оружием среди азартных игроков, членов бандитских группировок и различного рода убийц. Кинжалом так много орудовали в поножовщине и совершали убийства, что правление города Новый Орлеан издало постановление в 1879 г. о запрете продажи стилетов в черте города. Однако итальянские иммигранты в Америке часто приобретали или изготавливали такие ножи и для самообороны. Так же стилет использовался анархистами и членами различных группировок «Черной Руки» (ведущих вымогательскую деятельность), в цели которых входили убийства итальянских американцев и других людей, либо противостоящих «Черной руке», либо игнорирующих требования шантажа.

Первая мировая война

В связи с необходимостью эффективного ведения рукопашного боя в траншеях во время Первой мировой войны, возникла новая потребность в колющем оружии. Данный факт способствовал возрождению кинжалов и стилетов как оружия ближнего боя. В то время существовало множество версий, подобных стилету ножей, одни были изготовлены индивидуально солдатами, в то время как другими их обеспечивали как штатным вооружением. На союзнической стороне штык французской винтовки «Lebel M1886» часто укорачивали и преобразовывали в колющий нож. Это оружие использовалось для устранения часовых в набегах на траншеи, а также для личной защиты. Как класс, эти кинжалы получили название «траншейные ножи».

Вторая мировая война

Во времена второй мировой войны интерес к стилетам возник как к боевым ножам для десантно-диверсионных отрядов, а так же для других родов войск, которые нуждались в оружии для бесшумного устранения неприятеля. В конце 1940 года знаменитые британские инструкторы по рукопашному бою Уильям Э. Фэрбэрн и Эрик А. Сайкс спроектировали «боевой кинжал Ферберна-Сайкса». Это был обоюдоострый кинжал с длинным узким клинком, разработанный для оптимального проникновения при нанесении колющего удара. Однако конструкция данного вида боевого ножа позволяла наносить и режущие удары, если лезвия были хорошо заточены.

Вскоре появились другие реплики «боевого кинжала Ферберна-Сайкса». Например «американский Морской Стилет Рейдера», который был спроектирован на основе «боевого кинжала Ферберна-Сайкса» и «стилета V-42». Данный вид оружия был изначально разработан для нанесения помимо колющих ещё и режущих ударов.

1950-е: складные ножи и выкидные стилеты

В 1950-е годы большее число складных и автоматических ножей с фиксатором клинка были импортированы из Италии в США. Основная часть этих ножей имела конструкцию, при которой клинок выдвигался в сторону, в остальных использовался выкидной механизм. Эти итальянские выкидные ножи тоже были названы в народе «стилеты», так как большинство из них имели сужающееся игольчатое острие, длинный и тонкий клинок, упрощённые выступы-ограничители, и узкую рукоять. В большинстве из этих итальянских выкидных стилетов использовался теперь отличительный клинок, подобный штыковому. Одно его лезвие было заточено наполовину, а другое служило в виде фальшлезвия. Стилет с выкидным клинком, подобно средневековому, был оптимизирован под наступательный бой, для нанесения колющего, а не режущего удара. Большинство этих ножей были разработаны с запирающим устройством, которое фиксировало клинок в открытом положении. Данный вид замка, в комбинации с профилем клинка стилета, позволил ножу использоваться в качестве эффективного колющего оружия (в отличие от большинства американских прототипов складных ножей того времени). Хотя в большинстве выкидных стилетов использовался клинок с одни лезвием, а другой край клинка затачивался как фальшлезвие, имеется множество реплик данного вида оружия. Стилет с выкидным клинком выпускается и в наше время в Италии, а так же многих других странах. Теперь данный вид оружия имеет много производных ножей складной конструкций, которые включают подобные типы профиля острия, как стилета, так и штык-ножа. В данную категорию так же входят некоторые ножи с пружинно-вспомогательным механизмом. Существуют примеры без фиксации, а так же без блокировки клинка.

  • Стиле́т (итал. stiletto от лат. stilus - «палочка для письма», «острый стержень») - колющее холодное оружие, кинжал итальянского происхождения с прямой крестовиной и тонким и узким клинком, в классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века, во времена Ренессанса, однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи.

    Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах. Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии, там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

    Позднее, в начале XVI века, в итальянских городах возникло такое оружие как стилет. Считается, что причиной его появления явились дуэльные схватки, где кинжал с узким клинком использовался в качестве оружия левой руки. Им отражали атаки рапиры и шпаги. В этом качестве распространение получил узкий кинжал под наименованием «дага» с крестовидной гардой с зацепами, в которые ловился клинок шпаги или рапиры. Размеры даг варьировались в зависимости от изготовителей. Испанский кинжал XVII века имел общую длину 270 мм, клинка - 180 мм, толщину 5 мм. Немецкий стилет XVII века достигал длины 390 мм, длина и толщина клинка - соответственно 260 и 10 мм. Общая длина французского стилета того же времени 475 мм, клинка - 350 мм при толщине 5 мм. После исчезновения рыцарских доспехов и тяжёлых шпаг вес и длина клинка несколько сократились, дага потеряла гарду и превратилась в известный нам стилет с тонким клинком и прямой крестовиной.

    Стилет также применялся артиллеристами, которые прокалывали тонким и длинным клинком картуз с порохом через затравочное отверстие пушки, после чего затравочный порох легче мог поджечь заряд.

В классическом варианте не имеющим режущей кромки (лезвия). Сечение клинка может быть круглым, овальным, трёх- (чаще всего) или четырёхгранным с долами и ребрами жесткости или плоскими гранями, лезвия обычно отсутствуют. Нашёл распространение с начала XVI века , во времена Ренессанса , однако был известен и ранее. Небольшой размер стилета позволял скрытно носить его под одеждой или маскировать в различных предметах, из-за чего тот был популярен у наёмных убийц и заговорщиков, а также у женщин. В военном деле стилет использовался в качестве дополнительного оружия или оружия самозащиты против врага, облачённого в доспехи .

Предшественником стилета является так называемый «кинжал милосердия», или мизерикорд (фр. miséricorde ), использовавшийся для добивания противника и в случае борьбы в доспехах . Малые размеры, удобная форма и отменная острота позволяли ему наиболее легко проникать сквозь сочленения рыцарских доспехов, между чешуйками панциря или кольцами кольчуги, тем самым прекращая мучения раненого умирающего воина. Он появился в Европе в XII веке и представлял собою кинжал длиной 20-40 см, имеющий 3-4-гранный клинок. Такое же оружие имелось и в Японии , там оно появилось также к XII в. и имело название ёрои доси («протыкатель доспехов»).

Известные случаи применения стилета

См. также

Напишите отзыв о статье "Стилет"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Стилет

– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.

Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
– Ах, узнать нельзя! А Наташа то! Посмотрите, на кого она похожа! Право, напоминает кого то. Эдуард то Карлыч как хорош! Я не узнала. Да как танцует! Ах, батюшки, и черкес какой то; право, как идет Сонюшке. Это еще кто? Ну, утешили! Столы то примите, Никита, Ваня. А мы так тихо сидели!
– Ха ха ха!… Гусар то, гусар то! Точно мальчик, и ноги!… Я видеть не могу… – слышались голоса.
Наташа, любимица молодых Мелюковых, с ними вместе исчезла в задние комнаты, куда была потребована пробка и разные халаты и мужские платья, которые в растворенную дверь принимали от лакея оголенные девичьи руки. Через десять минут вся молодежь семейства Мелюковых присоединилась к ряженым.
Пелагея Даниловна, распорядившись очисткой места для гостей и угощениями для господ и дворовых, не снимая очков, с сдерживаемой улыбкой, ходила между ряжеными, близко глядя им в лица и никого не узнавая. Она не узнавала не только Ростовых и Диммлера, но и никак не могла узнать ни своих дочерей, ни тех мужниных халатов и мундиров, которые были на них.
– А это чья такая? – говорила она, обращаясь к своей гувернантке и глядя в лицо своей дочери, представлявшей казанского татарина. – Кажется, из Ростовых кто то. Ну и вы, господин гусар, в каком полку служите? – спрашивала она Наташу. – Турке то, турке пастилы подай, – говорила она обносившему буфетчику: – это их законом не запрещено.
Иногда, глядя на странные, но смешные па, которые выделывали танцующие, решившие раз навсегда, что они наряженные, что никто их не узнает и потому не конфузившиеся, – Пелагея Даниловна закрывалась платком, и всё тучное тело ее тряслось от неудержимого доброго, старушечьего смеха. – Сашинет то моя, Сашинет то! – говорила она.
После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры.
Через час все костюмы измялись и расстроились. Пробочные усы и брови размазались по вспотевшим, разгоревшимся и веселым лицам. Пелагея Даниловна стала узнавать ряженых, восхищалась тем, как хорошо были сделаны костюмы, как шли они особенно к барышням, и благодарила всех за то, что так повеселили ее. Гостей позвали ужинать в гостиную, а в зале распорядились угощением дворовых.
– Нет, в бане гадать, вот это страшно! – говорила за ужином старая девушка, жившая у Мелюковых.
– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.
– Да не пойдете, тут надо храбрость…
– Я пойду, – сказала Соня.
– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.
– Да вот так то, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.
– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.
– Да как же, он так и говорит?
– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…
– Ну, что пугать их! – сказала Пелагея Даниловна.
– Мамаша, ведь вы сами гадали… – сказала дочь.