Северо-русская епархия рпцз. Храм Державной иконы Божией Матери г. Ижевск

Епископ Виктор (Быков Владислав Олегович), родился 20 апреля 1983г. в г.Тамбове в семье рабочих. По национальности русский.

30 мая 1983 года крещен в соборе Покрова Пресвятой Богородицы г.Тамбова.

В 2000 году окончил курс средней школы и курсы в «Новом Экономическом Техникуме» по специализации «повар» получив аттестацию «повар 4-го разряда». К военной службе призван не был по состоянию здоровья. С 1998 по 2000 год работал в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова певчим архиерейского хора и просфорником. С декабря 2000г. по 2001г. - повар при Хустском Епархиальном управлении.

5 сентября 2002 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского зачислен в братию Свято-Пантелеимоновского Одесского мужского монастыря.

2 января 2003 г. Митрополитом Агафангелом пострижен в малую схиму с наречением имени Виктор, в честь мученика Виктора Дамасского (24 ноября н.ст.)

8 января 2003 года, в день празднования Собора Пресвятой Богородицы за Божественной Литургией в Свято-Троицком (Греческом) храме г. Одессы Митрополитом Агафангелом рукоположен в сан иеродиакона.

30 ноября 2003 года, за Божественной Литургией в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Одессы митрополитом Агафангелом рукоположен в сан иеромонаха с возложением набедренника.

Указом Митрополита Агафангела от 25 февраля 2004 года получил благословение на несение послушания казначея и благочинного Свято-Пантелеимоновского Одесского мужского монастыря.

15 марта 2004 г. в день празднования иконы Божией Матери «Державная» за Божественной Литургией в Свято-Пантелеимоновском монастыре г. Одессы Митрополитом Агафангелом удостоен наперсного креста.

В 2004 году окончил Одесскую Духовную Семинарию.

На Пасху 2005 г. Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины удостоен сана игумена с возложением палицы.

С 2005 по 2008гг. - главный редактор газеты «Пантелеимоновский Листок».

В 2006 г. окончил исторический факультет Киевского Национального Университета им. Т.Г.Шевченко.

10 февраля 2006 года по представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского, Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, награжден саном архимандрита.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 25 января 2007 года согласно Постановлению Священного Синода УПЦ (Журнал № 7 от 24 января 2007 года) назначен наместником Свято-Покровского Балтского Феодосиевского монастыря.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 26 июля 2007 года назначен благочинным храмов Балтского округа.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, от 26 июля 2007 года назначен и.о. настоятеля Собора г. Балта.

Определением Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела от 12 мая 2008 года согласно Постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал заседания Священного Синода № 44 от 8 мая 2008г.) назначен наместником Свято-Ильинского Одесского мужского монастыря.

Определением Священного Синода УПЦ от 16 июля 2008г. (Журнал № 53) включен в состав Комиссии по канонизации святых при Священном Синоде УПЦ.

20 октября 2009 года Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, награжден правом ношения за богослужением

второго креста с украшениями. Решением Ученого совета Одесской Духовной Семинарии избран Почетным членом ОДС.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал № 31 от 22 марта 2011года) включен в состав Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам перенесения святынь.

Указом Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира № 532 от 20 апреля 2011 года назначен Главой «Комиссии по привезению святынь» при Комиссии Синода Украинской Православной Церкви по канонизации святых с дальнейшим включением в состав Комиссии по привезению святынь Русской Православной Церкви по должности.

По представлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского был награжден:

Орденом святого Равноапостольного князя Владимира 2 степени;

Орденом св. вмч. Георгия Победоносца;

Орденом свт. Феодосия Черниговского;

Орденом казацкой Славы 1 степени;

Памятной медалью «1020-летие КРЕЩЕНИЯ РУСИ»

Благословенные грамоты:

Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,

Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского;

Крест на ленте «Св. Павла» и медаль «Св. Павла» от митрополита Верийского, Наусского и Камбанийского Пантелеимона.

, Бийский район , Алтайский край

Виктор (в миру Виктор Иванович Пивоваров ; 8 февраля , село Верх-Катунское , Бийский район , Алтайский край) - деятель неканонического православия с титулом «архиепископ Славянский и Южно-Российский», не находящийся в какой-либо юрисдикции. Богослов, публицист.

Биография

По окончании семилетней школы в селе поступил в техникум.

В 1951 году в их семье на положении квартиранта поселился катакомбник Яков Аркатов (1904-1991), который прожил у них три года. Храм Московской патриархии он никогда не посещал и после 1937 года уже не получал причастия. Именно Аркатов дал ему «первое духовное образование»: «Для своего ученика он открывал сокровенные тайны Божии, а для других так и оставался нищим и юродивым мужиком» .

Отучившись в техникуме год, оставил его (видимо, под влиянием Аркатова), «чтоб быть всегда простым рабочим» и избежать вступления в комсомол . Пытался с двумя дружками уйти в тайгу, жить среди зверей, «находя это более приемлемым, чем жизнь в коммунистическом „рае“. Но через четыре дня, во время перехода одной дороги, они „случайно“ встретились по смотрению Божию с близкими родственниками, отправившимися на розыски». Пытался начать юродствовать , но безуспешно .

В 1970 году отчислен с последнего курса МДА из-за участия в «малой оппозиции» Поместному собору Русской православной церкви 1971 года .

В 1970 году женился. Потом считал это «величайшей ошибкой своей жизни» . В 1982 году брак по требованию жены был расторгнут .

Не желал устраиваться на официальную работу в силу принятого ещё в 1962 году решения не участвовать в строительстве социализма . Зарабатывал на жизнь наёмническим трудом в храмах Московской патриархии без оформления на работу. Занимался ремонтом храмов, иконостасов , работой по двору или сторожеванием. Одновременно занимался «проповедью антисергианства» .

В 1992 году узнал об открытии приходов Русской православной церкви заграницей в России. Прибыв к епископу Варнаве (Прокофьеву) , был им 5 апреля 1993 года рукоположён в сан диакона .

Будучи диаконом, написал «антисергианскую» статью «Кто такие карловчане» в казачьей газете, после чего архиепископ Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко) призвал избегать какого-либо общения с Виктором Пивоваровым .

31 декабря 1993 года епископом Варнавой был рукоположён в сан священника . Как указано в анонимной статье на сайте, принадлежащем РИПЦ: «Приезжает правящий архиерей и узнает, что без его ведома, у него на приходе появился священник. Владыка опротестовал, но Синод РПЦЗ УГОВОРИЛ нашего архиерея принять, чтоб не ставить на посмешище в России всю РПЦЗ» .

23 марта/5 апреля 1994 года Архиерейский синод РПЦЗ, рассмотрев обстоятельства этой хиротонии , постановил: «Преосвященный Епископ Варнава Каннский совершил над Вами чин рукоположения в пресвитерский сан (18/31 декабря 1993 года), не имея на это права, так как он был освобожден Архиерейским Синодом от всякой деятельности в России и находился там исключительно для того, чтобы собрать свой архив. Ввиду неканоничности Вашей хиротонии, совершенной архиереем на территории чужой епархии, Архиерейский Синод вменяет Вам в обязанность явиться к Преовященному Вениамину, епископу Черноморскому и Кубанскому, для совершения над Вами хиротесии и назначения на приход ». Во исполнение данного решение епископ Вениамин (Русаленко) 7 января 1995 года совершил над Виктором таинство хиротесии .

4-5 сентября 2001 года в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Воронеже принял участие в «I-м Всероссийском Совещании архиереев, духовенства и мирян РИПЦ - РПЦЗ», в котором участвовали Лазарь (Журбенко) , Вениамин (Русаленко) , Агафангел (Пашковский) , 23 священника и 13 мирян. Собрание в послании митрополиту Виталию выразило «полную поддержку Вашему Окружному посланию от 22 июня 2001 г. <…> В связи с этим мы продолжаем Вас считать единственно законным Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви и сыновне просим Вас не оставлять пост Первоиерарха в это смутное время» .

Архиерейский собор РПЦЗ(В) 2003 года объявил епископа Вениамина уклонившимся в раскол и выбывшем из Церкви, а иерей Виктор Пивоваров, напротив - решением Архиерейского собора РПЦЗ(В) от 17 мая 2003 года был избран викарием Европейской епархии с титулом епископа Славянского и Южно-Российского .

10 июня 2003 года Виктор Пивоваров окончательно урегулировал своё семейное положение и получил церковный развод .

28 ноября 2003 года решением Архиерейского синода РПЦЗ(В) назначен правящим епископом Славянским и Южно-Российским. В его епархию вошли: Северо-Западный , Центральный , Приволжский , Южный федеральные округа , а также Грузия «при выделении тех приходов, священники которых желают продолжать поминать Архиеп. Варнаву». 17 декабря данное решение было скорректировано особым указом за подписью митрополита Виталия (Устинова) и протоиерея Вениамина Жукова; указ устранял выделение «приходов, священники которых желают продолжать поминать Архиеп. Варнаву»

С 6 февраля по 8 февраля 2004 года в пригороде Алексина Тульской области под председательством епископа Виктора (Пивоварова) состоялось пастырское совещание, в котором приняли участие 24 клирика и 28 мирян .

18 мая 2006 года получил официальное приглашение митрополита Виталия на получение временной визы для пребывания в Канаде в течение двух недель . 28 мая указом митрополита Виталия и его заместителя архиепископа

Священномученик Виктор, епископ Глазовский и Воткинский (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 г. в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии. Закончил Камышинское духовное училище. Затем в 1899 г. Саратовскую Духовную семинарию. В том же году поступил в Казанскую Духовную академию. По окончании академии был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в Духовной семинарии. В 1903 г. был пострижен в мантию с именем Виктор, рукоположен во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Чувашские селения были разбросаны по всей обширной Саратовской епархии. Для успешной постановки миссионерского дела и наблюдения за деятельностью устроенных миссионерским обществом школ было признано необходимым учредить должность разъездного миссионера. Эта должность предназначалась для иеромонаха Виктора, который к этому времени уже фактически её исполнял.

В 1905 г. иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской Духовной Миссии, где прослужил до 1908 г. 13 января 1909 г. был назначен инспектором Архангельского духовного училища. Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе отец Виктор подал прошение об увольнении его от должности инспектора духовного училища для поступления в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, которое было удовлетворено 15 октября 1909 г.

22 ноября 1910 г. иеромонах Виктор был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сентябре 1918 г. архимандрит Виктор был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. Но прослужил здесь недолго.

Новые открывавшиеся викариатства требовали поставления новых архиереев из числа образованных, ревностных и опытных пастырей, и через год, в декабре 1919 г. архимандрит Виктор был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Прибыв в январе 1920 г. в Вятскую епархию, он со всем тщанием и ревностью приступил к исполнению своих архипастырских обязанностей. Безбожным властям не понравилось столь ревностное отношение к вере и Церкви и он был арестован и приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Власти продержали Владыку в заключении пять месяцев.

В 1921 г. владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. Весной 1922 г. было создано и поддержано советскими властями обновленческое движение, направленное на разрушение Церкви. В мае 1922 г. во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский), и временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил Владыка Виктор. Это было время, когда обновленцы пытались захватить церковную власть в епархии или хотя бы добиться нейтрального отношения епархиальных архиереев к себе. 30 июня 1922 г. Центральный организационный комитет «Живой церкви» послал в Вятскую епархию телеграмму с требованием организовать местные группы «Живой церкви». Епископ Павел ознакомил с телеграммой преосвященного Виктора и благочинных. После отказа принять живоцерковников (а владыка Виктор к тому же разослал воззвание против обновленцев) епископы Павел и Виктор и с ними несколько священников были арестованы. Вятское ГПУ сочло, что дело имеет важное значение, и, учитывая популярность епископа Виктора в Вятке, решило отправить обвиняемых в Москву в Бутырскую тюрьму. 23 февраля 1923 г. епископы Павел и Виктор были приговорены к трём годам ссылки. Местом ссылки для Владыки Виктора стал Нарымский край Томской области. Срок ссылки закончился 23 февраля 1926 г., и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию. За время их ссылки епархия пришла в плачевное состояние. Прибывшие в епархию архиереи сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди они разъясняли верующим о пагубности обновленческого раскола. Обеспокоенные обновленцы потребовали от архиереев прекратить свою деятельность против них. Архиереи не уступили обновленческим угрозам и отказались вести с ними переговоры. Епископ Виктор был арестован. Он был обвинён в том, что содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению властей, имели контрреволюционное содержание. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 г. постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде и ряде других городов и соответствующих губерний с прикреплением к определённому месту жительства сроком на три года. Епископ Виктор выбрал Глазов Ижевской губернии Вотской области. Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы Владыка встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией. В 1927 г. Владыка Виктор отказался признавать Декларацию Заместителя Патриаршего местолюстителя митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшую далеко идущие уступки властям. Он обратился к митрополиту с просьбой пересмотреть свою позицию, но в ответ был перемещён на должность епископа Шадринского, викария Екатеринбургской епархии. Нового назначения не принял.

В декабре 1927 г. обратился с «Письмом к ближним», в котором называл Декларацию явной «изменой Истине» и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то «надо беречь себя от общения с ними». В том же месяце Духовное управление Воткинской епископии приняло постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с митрополитом Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами, как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Это постановление было утверждено епископом Виктором. 23 декабря 1927 г. Владыка Виктор был запрещён в служении Синодом митрополита Сергия, но запрещения не признал. Сторонники митрополита Сергия называли движение, возглавлявшееся епископом Виктором, «викторианским расколом».

4 апреля 1928 г. он был арестован в Глазове и приговорён к трём годам лагерей. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление епископу Гдовскому Димитрию (Любимову), одному из ближайших соратников митрополита Иосифа (Петровых).

С июля 1928 г. Владыка Виктор находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения . Участвовал в тайных богослужениях вместе с другими «катакомбными» епископами и священниками, находившимися в заключении. Среди них были епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (Бельский), Максим (Жижиленко). Весной 1930 г. переведён на материк (командировка Май-Губа). Информация о том, что, будучи на Соловках, он примирился с митрополитом Сергием, не подтверждается источниками.

10 апреля 1931 г. приговорён к ссылке в Северный край на три года. Жил в деревне Караванная вблизи райцентра Усть-Цильма. 13 декабря 1932 г. был арестован в ссылке, 10 мая 1933 г. вновь приговорён к трём годам ссылки - в тот же Усть-Цилемский район, в отдаленное село Нерицу. Там тяжело заболел менингитом и 2 мая 1934 года скончался.

Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Зарубежной Церкви в 1981 г.

1 июля 1997 г. святые мощи Владыки были обретены нетленными на кладбище села Нерица, несмотря на 63-летнее пребывание их в болотистой почве. C 2005 г. мощи находятся в Спасо-Преображенском женском монастыре г. Вятки.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. для общецерковного почитания.

Храм во имя мученика Виктора (Островидова) есть в с. Вотча Республики Коми. На его первой кафедре в городе Уржуме Кировской области, по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа устроена часовня в честь священноисповедника Виктора, первого епископа Уржумского. Часовня устроена в честь 90-летия пребывания святого на кафедру и начала его исповеднического подвига.

Тропарь

Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих.

Кондак

Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим.

2 мая (19 апреля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника Виктора (Островидова), епископа Глазовского, викария Вятской епархии.

«Вид имел сельского попика…»

В кабинете академика Д.С. Лихачева долгие годы на видном месте находился портрет одного священнослужителя. Портрет часто привлекал внимание посетителей, люди спрашивали – кто этот человек. Желающим Дмитрий Сергеевич охотно и подробно рассказывал, что это – епископ Виктор (Островидов). Человек, который спас ему жизнь на Соловках.

Из воспоминаний Д. С. Лихачева:

«Духовенство на Соловках делилось на “сергианское”… и “иосифлянское”, поддерживавшее митрополита Иосифа, не признавшего декларации. Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодежь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодежи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный владыка Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды, но вид имел сельского попика… От него исходило какое-то сияние доброты и веселости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, т.к. к нему все относились хорошо и его слову верили…».

В рассказе Дмитрия Сергеевича речь идет о 1929-1930 годах, когда в Соловецком концлагере одновременно отбывали срок несколько «иосифлянских» епископов – епископ Серпуховский Максим (Жижиленко), смоленский викарий Иларион (Бельский), а также два вятских викария – епископ Яранский Нектарий (Трезвинский) и епископ Глазовский Виктор (Островидов). Именно последнего Дмитрий Сергеевич упоминает как Виктора Вятского. В 1928-30 гг он был заключенным 4 отделения СЛОНа и работал там бухгалтером канатной фабрики.

Как известно, сам Дмитрий Сергеевич попал на Соловки 22-летним студентом, за участие в братстве преподобного Серафима Саровского. О епископе Викторе заключенный Дмитрий Лихачев услышал еще перед отправлением в Соловецкий лагерь, в пересылочном пункте на Поповом острове. Тогда всех вновь прибывших заключенных загнали в переполненный сарай, где они отстояли всю ночь. Когда под утро Дмитрий уже почти терял сознание, и не мог стоять на отекших ногах, его подозвал старый священник и уступил свое место на нарах. Перед отправкой он шепнул ему: «Ищи на Соловках отца Николая Пискановского и владыку Виктора Вятского, они тебе помогут ».

В первое же утро в камере тринадцатой роты Дмитрий увидел на широком подоконнике старичка-священника, штопавшего свою ряску. «Разговорившись со священником , – вспоминает Лихачев, – я задал ему, казалось, нелепейший вопрос, не знает ли он (в этой многотысячной толпе, обитавшей на Соловках) отца Николая Пискановского. Перетряхнув свою ряску, священник ответил: «Пискановский? Это я». Сам неустроенный, тихий, скромный, он устроил мою судьбу на Соловках наилучшим образом, познакомив с епископом Вятским Виктором ».

В воспоминаниях Лихачева владыка Виктор упоминается не раз:

«Однажды я встретил владыку (между собой мы звали его “владычкой”) каким-то особенно просветленным и радостным. Вышел приказ всех заключенных постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу его рясу. Он шел к нам с обмотанным полотенцем лицом и улыбался. Думаю, что сопротивлялся наш “владычка” без озлобления и страдание свое считал милостью Божией»

Впоследствии Д.С. Лихачев не раз говорил, что, находясь на Соловках, он понял отличительную черту «русской святости», открывшуюся ему в образе епископа Виктора, которая заключается в том, что «русский человек счастлив пострадать за Христа ».

Жизнь и посмертная судьба святителя Виктора (в 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских) – cвоеобразное зеркало трагедии Русской Церкви в XX веке. Суть трагедии – прежде всего, в ее непонятости. «Иосифлянский епископ»… что это значит? И почему, как пишет Дмитрий Сергеевич, на Соловках «иосифлян» было большинство? Почему так боялась советская власть этих незлобивых, в сущности, людей «с видом сельского попика»? Ответ и в самом деле не очень прост.

Для основной массы православных людей в современной России конфликт между «иосифлянами» и «сергианами» – это, в лучшем случае, страница из учебника истории. Кажется, что никакого противостояния будто бы и не было. Формально конфликт урегулирован даже на уровне святцев – имена и тех, и других есть в соборе новомучеников Российских. А то, что духовенство когда-то «делилось» на какие-то группы, и то, что за принадлежность к «непоминающим» можно было оказаться на Соловках или лишиться жизни, словно бы признано ничего не значащим «преданьем старины глубокой». Мало ли кого и за что преследовала безбожная власть?..

И все же, рискнем предположить, что без понимания того, что происходило в Русской Церкви восемьдесят с лишним лет назад, мы едва ли можем в полной мере понимать день сегодняшний.

Виктор Вятский

При крещении его нарекли Константином. Потомственный священнослужитель, сын сельского псаломщика, он закончил семинарию в Саратове, Духовную академию в Казани. Когда-то способного и «пылкого» юношу заметил ректор КазДА, легендарный «уловитель студенческих душ в монашество» епископ Антоний (Храповицкий). Внимание «аввы Антония» дало молодому человеку путевку в жизнь – в 1903 году, уже после перевода владыки Антония из Казани на Волынскую кафедру, 25-летний выпускник Академии Константин Островидов был пострижен им в монашество с именем Виктор. Уже на следующий день после пострига состоялась хиротония Виктора в иеродиакона, а еще через день – в иеромонаха.

Начитанность иеромонаха Виктора, его способность к миссионерской деятельности были востребованы в дореволюционной Церкви. Уже в 25 лет он был настоятелем прихода, после двух лет настоятельства провел три года в составе Русской Духовной миссии в Иерусалиме, по возвращении на родину в возрасте 32 лет стал архимандритом и настоятелем Троицкого Зеленецкого монастыря под Петербургом.

Когда случился октябрьский переворот, архимандриту Виктору было 40 лет. Образованный, принципиальный, горячий проповедник – он стал одним из тех бесстрашных ревнителей веры, в которых так нуждались новопоставленный Патриарх Тихон и вся Церковь в годы «красного террора». Когда русские епископы один за другим погибали от рук воинствующих безбожников, когда многие священнослужители стремились «залечь на дно» и всячески скрывали свою принадлежность к православию, архимандрит Виктор автоматически оказался на передовой: в кровавом 1919 году он был призван на архиерейское служение и сделан епископом Уржумским, викарием Вятской епархии. В дальнейшем вся его жизнь и служение были связаны с православными приходами Вятской земли.

Вскоре оказалось, что Виктор Вятский, обыкновенный русский епископ, с внешностью, как писал Д.С. Лихачев, «сельского попика», своей готовностью пострадать за Христа, представлял для советской власти угрозу большую, нежели сотни пропагандистов-антисоветчиков.

Епископ-контрреволюционер

Коммунисты начали преследовать новопоставленного епископа уже в 1920 году, вскоре после приезда владыки на место служения. Первый арест большевики мотивировали тем, что владыка «агитировал против медицины» (!), так как во время эпидемии тифа он призывал верующих усилить молитву об избавлении от болезни и чаще кропить свои жилища Крещенской водой. В результате по постановлению Вятского губревтрибунала пять месяцев епископа продержали в заключении.

Снова владыка оказался за решеткой в следующем 1921 году – как и многих архиереев, большевики арестовали его за осуждение обновленческого раскола. В связи с арестом вятского правящего архиерея епископа Павла, епископ Виктор (тогда он был епископом Глазовским, викарием Вятской епархии) временно исполнял обязанности управляющего епархии, и в этом качестве опубликовал и распространил по приходам свое воззвание к пастве. В тексте воззвания владыка убеждал верующих не уклоняться в обновленчество:

«..Умоляю вас, возлюбленные во Христе братья и сестры, а наипаче вас, пастыри и соработники на ниве Господней, отнюдь не следовать сему самозванному раскольническому соборищу, именующему себя “церковью живой”, а в действительности “трупу смердящему”, и не иметь какого-либо духовного общения со всеми безблагодатными лжеепископами и лжепресвитерами, от сих самозванцев поставленными…»

Наблюдая, как под влиянием воззвания владыки стремительно тают позиции «живоцерковников» в Вятской епархии, 25 августа 1922 года местные чекисты арестовали как епископа Виктора, так и недавно освободившегося епископа Павла, и переправили их из Вятки в Москву, в Бутырскую тюрьму. На вопрос следователя, как он относится к обновленцам, владыка ответил: «Признать ВЦУ я не могу по каноническим основаниям… »

По результатам «следствия» 23 февраля 1923 года епископы Павел и Виктор были приговорены к трем годам ссылки. Владыка Виктор был сослан в Нарымский край Томской области. Деревенька, где его поселили, стояла в глуши среди болот, дорог в округе не было, добраться туда можно было только по реке…

По окончании срока ссылки владыка Виктор вернулся в Вятку, но власти не позволили ему надолго задержаться у паствы. 14 мая 1926 года владыка был снова арестован, и снова отправлен в Бутырки. Теперь в вину ему вменялась «организация нелегальной епархиальной канцелярии ». На этот раз ссылка не была столь далекой – владыка был принужден проживать в пределах собственной епархии, в городе Глазове Вотской АО.

1 октября 1926 года, освобожденный из Бутырской тюрьмы, владыка прибыл в Глазов. Вплоть до июля 1927 года он служил епископом Ижевским и Вотским, временно управляющим Вотской епархией.

«Викториане»

Крестный путь Виктора Вятского начался в 1927 году. 29 июля 1927 года заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) по требованию советских властей выпустил печально известную Декларацию о «лояльности». Мнения епархиальных архиеереев по поводу этого документа, как известно, были радикально противоположными. Владыка Виктор не счел для себя возможность зачитать этот текст своим прихожанам и… отослал Декларацию обратно митрополиту Сергию. С этого момента Виктор Вятский стал неугоден не только коммунистам, но и тем, кто раньше считался «своим».

Митрополит Сергий попытался переместить «нелояльного» владыку и назначил его епископом Шадринским, викарием Екатеринбургской епархии. Епископ Виктор, будучи к тому же административно ссыльным в Глазове, отказался от назначения. В октябре 1927 года он написал письмо митрополиту Сергию с осуждением Декларации. Не получив ответа, как и многие другие «несогласные» владыки тех лет, в декабре 1927 года епископ Виктор объявил о прекращении молитвенного общения с митрополитом Сергием и переходе своей епархии на самоуправление.

Дальше все развивалось по сценарию, запланированному Тучковым: спор между владыками привел к раздору между верующими. Раскол Церкви был налицо. Решение владыки Виктора об отделении поддержали православные приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. Сторонники митрополита Сергия назвали их раскольниками – «викторианами»…

В конце февраля 1928 года Преосвященный Виктор написал «Послание к пастырям», в котором подверг критике содержание Декларации митрополита Сергия:

«Иное дело – лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное – внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками…»

Эти слова скоро стали известны Секретному отделу ОГПУ, и 30 марта 1928 года поступило распоряжение: арестовать епископа Виктора и доставить в Москву во внутреннюю тюрьму ОГПУ. 4 апреля владыка был арестован и доставлен сначала в тюрьму в город Вятку. Там 6 апреля епископу было объявлено, что он находится под следствием, а затем под конвоем он был переправлен в Москву.

Чекисты закономерно расценили поведение «нелояльного» владыки как «антисоветскую пропаганду». Владыке было предъявлено обвинение в том, что он «занимался систематическим распространением антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке ». По версии сотрудников ОГПУ, «наиболее антисоветским из них по содержанию являлся документ – послание к верующим с призывом не бояться и не подчиняться советской власти, как власти диавола, а претерпеть от нее мученичество, подобно тому, как терпели мученичество за веру в борьбе с государственной властью митрополит Филипп или Иван, так называемый “Креститель” ».

18 мая того же года епископ Виктор был приговорен к трем годам концлагеря. В июле он был доставлен на Попов остров и стал ждать переправы на Соловки…

«Каждого человека надо чем-нибудь утешить»

Пребывание владыки на Соловках запечатлелось в памяти многих тогдашних политзаключенных. Молодой Дмитрий Лихачев был не единственным, кого епископ Виктор спас от духовной (да и физической) смерти. Профессор Иван Андреев, известный филолог и богослов, также из числа «непоминающих», впоследствии эмигрировавший, вспоминал:

«Владыка Виктор был небольшого роста, полный, пикнической конституции, всегда со всеми ласков и приветлив, с неизменной светлой всерадостной тонкой улыбкой и лучистыми светлыми глазами. «Каждого человека надо чем-нибудь утешить» - говорил он и умел утешать всех и каждого. Для каждого встречного у него было какое-нибудь приветливое слово, а часто даже и какой-нибудь подарочек. Когда, после полугодового перерыва, открывалась навигация и в Соловки приходил первый пароход, тогда, обычно, владыка Виктор получал сразу много вещевых и продовольственных посылок с материка. Все эти посылки через несколько дней владыка раздавал, не оставляя себе почти ничего. «Утешал» он очень многих, часто совершенно ему неизвестных заключённых, особенно жалуя так называемых «урок» (от слова «уголовный розыск»), т.е. мелких воришек, присланных как «социально вредных», «по изоляции», по 48 статье».

Дар утешения, которым, без сомнения, обладал святитель Виктор, на Соловках был востребован как нигде. Олег Волков, писатель дворянского происхождения, проведший на Соловках не один срок (в общей сложности 25 (!) лет), вспоминал, как владыка провожал его перед отправкой на материк:

«Проводить меня пришел из кремля Вятский епископ Виктор. Мы прохаживались с ним невдалеке от причала. Дорога тянулась вдоль моря. Было тихо, пустынно. За пеленою ровных, тонких облаков угадывалось яркое северное солнце. Преосвященный рассказывал, как некогда ездил сюда с родителями на богомолье из своей лесной деревеньки. В недлинном подряснике, стянутом широким монашеским поясом, и подобранными под теплую скуфью волосами, отец Виктор походил на великорусских крестьян со старинных иллюстраций. Простонародное, с крупными чертами лицо, кудловатая борода, окающий говор – пожалуй, и не догадаешься о его высоком сане. От народа же была и речь преосвященного – прямая, далекая свойственной духовенству мягкости выражений. Умнейший этот человек даже чуть подчеркивал свою слитность с крестьянством.

– Ты, сынок, вот тут с год потолкался, повидал все, в храме бок о бок с нами стоял. И должен все это сердцем запомнить. Понять, почему сюда власти попов да монахов согнали. Отчего это мир на них ополчился? Да нелюба ему правда Господня стала, вот дело в чем! Светлый лик Христовой Церкви – помеха, с нею темные да злые дела неспособно делать. Вот ты, сынок, об этом свете, об этой правде, что затаптывают, почаще вспоминай, чтобы самому от нее не отстать. Поглядывай в нашу сторону, в полунощный край небушка, не забывай, что тут хоть туго да жутко, а духу легко… Ведь верно?

Преосвященный старался укрепить во мне мужество перед новыми возможными испытаниями… …Обновляющее, очищающее душу воздействие соловецкой святыни…теперь овладело мною крепко. Именно тогда я полнее всего ощутил и уразумел значение веры ».

«Храмы», в которых «бок о бок» стояли соловецкие «иосифляне», описаны в воспоминаниях профессора Андреева:

«В глубине леса… была полянка, окружённая берёзами. Эту полянку мы называли «Кафедральным собором» нашей Соловецкой Катакомбной Церкви, в честь Пресвятой Троицы. Куполом этого собора было небо, а стенами - берёзовый лес. Здесь изредка происходили наши тайные Богослужения. Чаще такие богослужения происходили в другом месте, тоже в лесу, в «церкви» имени св. Николая Чудотворца. На богослужения, кроме нас пятерых (имеются в виду сам И.Андреев, епископ Виктор (Островидов), епископ Максим (Жижиленко) и лагерные врачи Косинский и Петров – прим.ред.), приходили ещё и другие лица: священники о. Матфей, о. Митрофан, о. Александр; епископы Нектарий (Трезвинский), Иларион (викарий Смоленский), и наш общий духовник, замечательный духовный общий наш руководитель и старец - протоиерей о. Николай Пискуновский. Изредка бывали и другие заключённые, верные наши друзья. Господь хранил наши «катакомбы» и за все время с 1928 по 1930 г. включительно мы не были замечены».

Северный край

Даже после Соловков советская власть не оставляла святителя в покое. 4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но епископ Виктор, как и многие другие «несогласные» архиереи, согласно обычной практике тех лет, не был освобожден. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, в Коми область. Местом последней ссылки владыки стала деревня Караванная, расположенная на окраине районного села Усть-Цильмы.

В Усть-Цильме епископу стали помогать монахиня Ангелина и послушница Александра, подвизавшиеся ранее в одном из монастырей Пермской епархии и сосланные сюда после закрытия обители. Именно они стали свидетельницами последних лет жизни святителя Виктора, именно они впоследствии схоронили его и сберегли его мощи от поругания. Духовные чада из разных концов страны поддерживали его посылками и письмами.

Жизнь в Усть-Цильме была тихой и, казалось бы, незаметной. Служил он только на дому в узком кругу ссыльных иосифлян. Но не прошло и двух лет, как о владыке снова вспомнили «строители светлого будущего» 13 декабря 1932 года владыка Виктор был снова арестован. На этот раз ему и еще ряду ссыльных было поставлено в вину получение посылок с воли. На основании этого чекисты надеялись доказать существование в Усть-Цильме «антисоветской группировки». Владыку допрашивали с небольшими перерывами восемь суток. Все это время ему не давали спать и не разрешали даже присесть. «Протокол с нелепыми обвинениями и лживыми показаниями был заготовлен заранее , – сообщается в житии святителя Виктора, – и сменяющие друг друга следователи сутками повторяли одно и то же, крича заключенному в уши – подпиши! подпиши! подпиши! Однако все усилия его были напрасны – святитель не согласился оговорить ни себя, ни других ».

Не добившись от владыки признания в антисоветской деятельности, 10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Виктора к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное и глухое село – Нерицу. Там его поселили в доме председателя сельсовета. Последние месяцы жизни владыки, как пишет автор жития епископа Виктора, игумен Дамаскин (Орловский), были уединенными и мирными:

«Поселившись в Нерице, владыка много молился, иногда для молитвы уходя далеко в лес – бесконечный, бескрайний сосновый бор, местами перемежавшийся глубокими топкими болотами. Работа епископа здесь заключалась в пилке и колке дров. Хозяева дома, где жил епископ Виктор, полюбили доброго, благожелательного и всегда внутренне радостного владыку, и хозяин часто приходил к нему в комнату поговорить о вере ».

Опыт своего пребывания в Северном краю владыка запечатлел в стихах:

Наконец я нашел свой желанный покой

В непроходной глуши среди чащи лесной.

Веселится душа, нет мирской суеты,

Не пойдешь ли со мной, друг мой милый, и ты…

Нас молитвой святой вознесет до небес,

И архангельский хор к нам слетит в тихий лес.

В непроходной глуши мы воздвигнем собор,

Огласится мольбой зеленеющий бор…

В мае 1934 года в далекой Нерице владыка, ослабленный после двенадцати лет тюрем, лагерей и ссылок, заболел менингитом и 2 мая 1934 года скоропостижно скончался на руках у сестер Александры и Ангелины. Обстоятельства похорон владыки, как сообщает в его житии игумен Дамаскин, сопровождались чудом:

«Сестрам хотелось похоронить владыку на кладбище в районном селе Усть-Цильме, где жило в то время много ссыльных священников и где была церковь, хотя и закрытая, но не разоренная, а село Нерица с маленьким сельским кладбищем казалось им настолько глухим и отдаленным, что они опасались, что могила здесь затеряется и станет безвестной. Им с большим трудом удалось выпросить лошадь, якобы для того, чтобы отвезти заболевшего владыку в больницу. Они скрыли, что епископ скончался, из-за боязни, что, узнав об этом, лошадь не дадут. Сестры положили тело епископа в сани и выехали из села. Пройдя некоторое расстояние, лошадь остановилась, опустила голову на сугроб и не пожелала двигаться дальше. Все их усилия заставить ее сдвинуться с места не привели ни к чему, – пришлось развернуться и ехать в Нерицу и хоронить епископа на маленьком сельском кладбище. Они долго потом горевали, что не удалось похоронить владыку в районном селе, и только впоследствии выяснилось, что это Господь заботился, чтобы честные останки священноисповедника Виктора не были утрачены, – кладбище в Усть-Цильме было со временем уничтожено и все могилы срыты».

***

Мощи священноисповедника Виктора были обретены в 1997 году. В настоящее время они находятся в Спасо-Преображенском монастыре города Вятки.

Библиография:

– Абызова Э.Б. Священноисповедник Виктор, епископ Глазовский, и академик Д.С.Лихачев: встречи в Соловецком лагере (1928-1931 годы) (http://pravmisl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=490 )

– Дамаскин (Орловский), игум. Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (http://www.fond.ru/userfiles/person/385/1294306625.pdf )

– Житие исповедника Виктора, епископа Глазовского, викария Вятской епархии. Издание Свято-Троицкого женского монастыря Вятской епархии. Люберцы, 2000.

– Лихачев Д.С. Воспоминания. СПб., 1997.

– Сикорская Л.Е. Новомученики и исповедники Российские перед лицом богоборческой власти: святитель Виктор (Островидов). М., 2011.

– Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб, 1999.

Святитель Виктор, исповедник,
епископ Глазовский, викарий Вятской епархии
Память 2 мая (19 апреля) и 1 июля (18 июня)


Родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Саратовской губернии. Окончил Духовное училище, Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию.
28 июня 1903 года состоялся постриг молодого студента в монашество, а через три дня он был рукоположен в иеромонаха. В январе 1904 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского монастыря г.Саратова. В 1905-1908 гг. будущий святитель нес послушание на Святой Земле. 15 октября 1909 года он поступил в число братии Александро-Невской Лавры, а в 1910 году был возведен в сан архимандрита и переведен в Троицкий Зеленецкий монастырь. 17 сентября 1918 года архимандрит Виктор стал настоятелем Александро-Невской Лавры, а в конце декабря 1919 года был рукоположен во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. Владыка Виктор своим самоотверженным служением Богу и Церкви и святостью жизни поразил вятскую паству, и она всем сердцем полюбила святителя, который стал для нее заботливым отцом, добрым пастырем и мужественным исповедником православия.
В 1921 году владыка Виктор был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии. В мае 1922 года образовалось обновленческое движение, несущее раскол и смуту в Православную Церковь. Вятский епископ Павел (Борисовский) был арестован и в управление епархией вступил епископ Виктор. Владыка сразу же обратился к пастве земли Вятской крепко держаться веры православной и не поддаваться на провокации обновленцев. В ответ на это в августе 1922 года епископ Виктор был арестован и отправлен в первую ссылку. Только через 4 года в 1926 году владыка смог возвратиться в Вятку, но тут же 14 мая был снова арестован. Ему запретили жить в Вятке. Владыка был вынужден переехать в Глазов. В 1927 году, после выхода в свет Декларации митрополита Сергия, владыка не подчинился решениям Священного Синода и митрополита Сергия, но паствы своей не оставил. Богоборческие власти сделали все, чтобы выдворить епископа Виктора с Вятской земли - 18 мая 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения. По окончании срока, в 1932 году он был снова арестован и сослан в село Нерицу (ныне Республика Коми), где после всех испытаний и гонений 2 мая 1934 года епископ Виктор отошел ко Господу. Мощи святителя были обретены 1 июля 1997 года и ныне покоятся в храме Преображенского женского монастыря г. Вятки. Канонизация святителя состоялась в Москве на Юбилейном архиерейском соборе в августе 2000 года. Составлено житие, написаны честные иконы. Торжества прославления святителя в Вятке состоялись 22 октября 2000 года.

Тропарь, глас 4


Правды Божия поборниче и расколов обличителю, исповедниче Христов святителю Викторе, яко пресветлое светило добродетельми просиявый и изгнание претерпевый, упасл еси паству твою в православии и благочестии. Радуется днесь земля Вятская, в нюже восхотел еси возвратитися цельбоносными мощами твоими, празднующи любовию святую память твою. Моли о нас Бога, с верою к предстательству твоему прибегающих.

Кондак, глас 8

Победе тезоименитый, святителю преславне Викторе, победил еси гонителей твоих немощную ярость. Разум имея богопросвященный, хитросплетения ложная обличал еси, овец твоих в ограде церковной соблюдая. Темже увенчался еси от Бога венцем драгоценным. Не престай моляся спастися душам нашим.