Политические риски и методы их анализа. Политический риск и прикладные модели его оценки. Понятие и сущность политического риска

Изучив материал главы, студент должен:

знать

  • содержание и основные виды рисков в политических кампаниях;
  • основные принципы управления рисками в политической кампании;
  • технологии противодействия политическим конкурентам;

уметь

  • оценивать уровень риска в политической кампании;
  • определять основных конкурентов в политической борьбе;
  • выбирать технологии борьбы с политическими соперниками;

владеть

  • методами оценки рисков в политических кампаниях;
  • технологиями борьбы с политическими конкурентами.

Риски в политических кампаниях

Риск в политической кампании это вероятность появления неблагоприятных для хода кампании обстоятельств, которые ставят под угрозу достижение поставленной цели. Например, в избирательной кампании даже сильный кандидат при определенном стечении обстоятельств рискует не набрать нужного количества голосов. В лоббистской кампании группа интересов также не может иметь стопроцентной гарантии, что поддерживаемый ею законопроект пройдет в неизменном виде по всем ступеням законодательного процесса. Руководство политической партии, вложившее серьезные финансовые средства в кампанию по формированию благоприятного образа своей партии в массовом сознании, тоже может получить не тот результат, на который оно рассчитывало.

Любой пил управленческой деятельности сопряжен с рисками, однако в политических кампаниях риски особенно велики, что связано в том числе и с тем, что борьбу за поставленные цели приходится вести в условиях острой конкурентной борьбы, а иногда и конфликта между различными политическими силами. Вместе с тем уровень риска может меняться от критического, ведущего политическую кампанию к полному провалу, до приемлемого, позволяющего контролировать факторы, способные дестабилизировать управленческую ситуацию. Задача политических технологов – своевременно выявлять возникающие угрозы и минимизировать их последствия.

Управление рисками в политической кампании это деятельность, направленная на минимизацию возможностей отклонения хода политической кампании от намеченного курса, на блокирование факторов, мешающих реализации поставленных целей. Эта деятельность основывается на ряде положений:

  • риск в политической кампании нельзя устранить полностью, так как в его основе лежат факторы, которые разворачиваются объективно и не могут полностью контролироваться субъектом управления. Следовательно, инициируя политическую кампанию, необходимо отдавать себе отчет в том, что в любой момент управленческий процесс может испытать воздействие непредвиденных обстоятельств. И это нормально, к этому надо быть готовым;
  • риски можно минимизировать, если знать их природу и факторы, их порождающие. Иными словами, можно уменьшить вероятность неблагоприятного исхода политической кампании, по для этого надо вовремя зафиксировать тс изменения в окружающей среде, которые могут привести к серьезным сбоям в управленческом процессе, и уметь оперативно внести изменения в стратегию и тактику политической кампании;
  • получение достоверной и всесторонней информации об объекте управления, окружающей среде, мониторинг происходящих изменений – главные условия эффективного управления рисками в политической кампании. Важно не только знать, откуда исходит угроза управленческому процессу, но своевременно выявить появившиеся угрожающие тенденции. Информационно-аналитические технологии, о которых мы говорили в гл. 6, являются основным инструментом решения этой задачи;
  • в условиях высокой неопределенности окружающей среды желательно готовиться к различным вариантам развития управленческой ситуации. Некоторые политические кампании проходят в сжатые сроки и в условиях ограниченных ресурсов, что крайне затрудняет возможность маневра в случае изменения обстоятельств. Однако наличие запасного сценария политической кампании, созданного с учетом новой комбинации параметров окружающей среды, позволит при возникновении факторов риска достаточно быстро внести необходимые изменения в сам управленческий процесс;
  • необходимо обладать навыками "разрулирования" кризисных ситуаций, возникающих в ходе политической кампании. Такие ситуации возникают, когда управляющему субъекту не удалось предусмотреть возможные варианты развития событий, и он столкнулся с обстоятельствами, фактически разрушающими все ранее намеченные планы. В электоральных кампаниях, например, такую ситуацию может спровоцировать вброс компромата и массированная кампания в СМИ, нацеленная на дискредитацию позиционируемого кандидата. Если быстро не отреагировать на эту ситуацию, то избиратели могут отвернуться от кандидата, подвергшегося информационной атаке. О некоторых приемах "разрулирования" таких ситуаций мы поговорим ниже.

Управление рисками обычно не выделяется в качестве особого вида деятельности в политической кампании. Это связано не столько с недооценкой этого направления работы, сколько с тем, что управление различными видами рисков входит в обязанности политических менеджеров и технологов, отвечающих за свой участок работы – за разработку стратегии, информационное обеспечение политической кампании, психологическую поддержку кандидата и т.д. Однако есть один фактор, который в той или иной степени может провоцировать и обострять все виды рисков в политических кампаниях, – это действия политических конкурентов. Не случайно в команду, осуществляющую управление политической кампанией в условиях жесткой конкуренции, приглашаются специалисты, способные минимизировать деструктивное влияние конкурентов.

В нынешних условиях для мировой экономики характерны процессы глобализации, что находит своё отражение в углублении и расширении международных экономических отношений, усилении взаимозависимости между экономиками различных стран, интернационализации производственно-экономической и финансово-инвестиционной деятельности. Но обратной стороной медали интеграционных процессов является возникновение политических рисков.

Политический риск – это возможность возникновения убытков (или недополучения прибыли) в связи с возможными изменениями государственной политики.

Политические риски являются важной составляющей . При осуществлении внешнеэкономических операций потенциально могут возникнуть обстоятельства, которые будут иметь негативное воздействие на конечный результат иностранного предпринимателя или инвестора вследствие изменений социально-политической ситуации в стране. К тому же необходимо учитывать и дополнительные риски, возникающие вследствие возможных различий в промышленных и банковских стандартах, технологиях, научно-технических стандартах, деловых отношениях и культуре поведения и т.п.

Политический риск – это вероятность того, что изменения законодательных и нормативно-регулирующих актов внутри страны или за её пределами окажет негативное воздействие на прибыль, операции и перспективы фирмы, поскольку политический риск связан не только с конкретной страной, но и с соседними странами или регионами.

Но следует отметить, что политический риск не всегда имеет своим результатом негативные последствия, т.е. политическое событие может оказать и положительный эффект на результат деятельности предпринимателя или инвестора. Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности, то, как пример, можно привести следующее: заключение между странами договоров о сотрудничестве, о защите прав инвесторов, о предоставлении для иностранных инвесторов, об избежании и т.п.

Политические риски определяются геополитической, социально-экономической ситуацией и деятельностью государства. Они находят своё проявление в изменении и нарушении условий производственно-торгового процесса вследствие результата деятельности международных организаций, органов государственного управления собственной страны или внешних государств.

Чаще всего о политическом риске говорят в ситуациях, когда при принятии решений, касающихся, например, международного бизнеса, требуется учитывать негативное влияние факторов, связанных с нестабильностью внутриполитической обстановки, правящего режима или правительства, с политическими беспорядками.

Политический риск — возможное наступление любого политического события (война, революция, государственный переворот, экспроприация, наложение ограничений на импорт и т.д.) в своей стране или за границей, которое может привести к потере прибыли и/или активов в международных деловых операциях.

Политические риски подразделяются на группы:

  1. Риск потери собственности (например, или экспроприация без надлежащей компенсации).
  2. , связанный с ограничением экспорта продукции или ресурсов, с ограничениями относительно конвертации локальной валюты в иностранную и осуществлением расчётов по внешнеэкономическим контрактам.
  3. Контрактный риск, т.е. риск расторжения контракта вследствие действий правительства страны, в которой находится компания-контрагент.
  4. Риск изменения регулирующих норм (законодательной базы, изменение торгового режима и таможенной политики, изменения в налоговой системе, валютном регулировании, регулировании внешнеполитической деятельности страны).
  5. , который затрагивает свободу действий руководителей компаний.
  6. Риск военных действий, гражданских беспорядков, смены власти.

Обобщённо политические риски также можно разделить на две категории – риски макроуровня и риски микроуровня.

Макрополитический риск затрагивает всех экономических субъектов данной страны без исключения и оценивается по политическим, социальным, экономическим, юридическим параметрам в каждой стране.

Микрополитический риск касается только предприятий, обладающих определенными характеристиками, и его оценка производится для каждой операции в отдельности.

Также политические риски можно разделить на:

  • риск, вызванный регулятивными мерами, затрагивающими всех субъектов;
  • риск, вызванный дискриминационными мерами, ставящими одни предприятия в более выгодное положение по сравнению с другими;
  • риск, вызванный выборочным вмешательством, которое влияет на деятельность одного определенного предприятия.

Наиболее общая классификация основывается на разделении политических рисков, возникших в результате непредвиденных событий под влиянием общей ситуации в стране, и рисков, вызванных действиями органов власти. Эта классификация объединяет практически все виды политических рисков:

  • непредвиденные события (революция, смена власти, изменения в правительстве, война, политические беспорядки, гражданская война, ущерб, причиненный иностранным сотрудникам);
  • действия органов власти :
    • политического характера (конфискация активов, введение эмбарго, изменение законодательства, разрыв отношений, неправомерный либо обусловленный политическими мотивами отзыв гарантии, расторжение контрактов с частными покупателями вследствие действий властей);
    • административного характера (аннулирование лицензий, препятствование осуществлению экспортно-импортных операций);
    • макроэкономического характера (запрет на конвертацию или перевод средств за границу, кардинальные изменения в проводимой экономической политике);
    • микроэкономического или финансового характера (одностороннее расторжение контракта государственным предприятием, неплатеж со стороны государственных покупателей, несоблюдение арбитражных постановлений, непоставка продукции).

Попытки учитывать политический риск, вызываемый действиями отдельных политических деятелей или государств, предпринимались еще в XIX веке. Однако
понятие «политический риск» вошло в лексикон американских корпораций только в 1959 году после прихода к власти на Кубе Ф.Кастро. Одной из первых работ по данной теме была книга Ф.Рута «Бизнес США за рубежом и политический риск», где был проанализирован политический риск, которому подвергается деятельность американских компаний в других странах.

О стратегической важности политического риска свидетельствует тот факт, что для его оценки создана мировая сеть коммерческих и некоммерческих аналитических центров (всего – свыше 500, львиная доля которых находится в США). Наиболее известными некоммерческими центрами, изучающими политический риск, являются центры стратегических и международных исследований при Колумбийском и Джорджтаунском университетах.

Статья посвящена вопросам оценки политического риска в процессе взаимодействия государства и бизнеса в условиях риска и принятия инвестиционных решений. Существует множество альтернативных методов оценки политического риска, среди которых трудно выделить приемлемые и объективные методы решения этого вопроса. Если экономические риски в той или иной степени подлежат количественному анализу и, соответственно, поддаются прогнозированию, то политические риски требуют помимо количественной, качественной оценки и экспертного заключения. На сегодняшний день на практике не существует универсального метода принятия инвестиционного решения в условиях риска: все расчеты по оценке вероятности риска и степени его влияния на ко- нечный результат носят прогнозный и вероятностный характер. Автором дается краткий обзор наиболее известных корпораций и аналитических центров, занимающихся оценкой политических рисков. Рассматривается инструментарий исследователя - основные модели оценки политического риска, которые они предлагают. Краткое описание основных моделей анализа и оценки политического риска показывает сложность и многоразмерность проблемы подбора критериев оценки политической среды и перспектив развития деловой среды в разных странах. Все рассмотренные модели имеют определенные преимущества и недостатки. Из этого следует, что оптимальный подход - сочетание лучших сторон каждого из методов, что позволит дать возможность измерения макрорисков и интерпретации их применительно к конкретным условиям.

Рассмотрены основы теории и практики проведения операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

Для студентов, бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «Финансы и кредит».

Кирюшин С. А. В кн.: Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Строительный комплекс-96». Тезисы докладов. Часть 4: Исследования по технологии, организации, экономике и управлению строительством. Ч. 4. Н. Новгород: Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия, 1996. С. 57-57.

В работе излагается экономическая сущность критериев инвестиционной привлекательности, характеризуется возможность выражения данных критериев через количественные показатели, подчеркивается необходимость управления конкурентоспособностью в предпринимательской деятельности.

В учебном пособии рассматриваются актуальные проблемы оценки финансовой устойчивости банков в условиях кризиса. Рассмотрены основные методы оценки финансовой устойчивости. Предложен эконометрический подход, построена модель оценки вероятности ухудшения финансовой устойчивости банка. Анализируются новации в области банковского надзора на основе международных рекомендаций. Пособие содержит учебные задания (тесты, задачи, контрольные вопросы) и имеет практическую направленность.

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

Индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, разработанный IHS Energy Group, является составным и включает три различных показателя, взятых с различными весовыми коэффициентами:

Политические риски с весом 0,60;

Социально-экономические риски с весом 0,20;

Коммерческие риски с весом 0,20.

Весовые коэффициенты, приписанные показателям, отражают их способность влиять на обстановку в нефтегазовой отрасли страны. Сами показатели являются взвешенными средними рангов, присвоенных по пятибалльной шкале (0 характеризует минимальный риск, 5 – максимальный) 11-ти переменным, характери-зующим риск в нефтегазовой отрасли, которые сгруппи-рованы соответствующим образом. Баллы для каждого из трех показателей вычисляется по следующей формуле:

Переменные, используемые для составления трех показателей, непосредственно влияют на инвестицион-ный или операционный климат в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. В случае с теми из них, которые оцениваются субъективно, то есть с качественными переменными, используются данные, собираемые посредством опросов, проводимых среди лиц, хорошо знакомых с данной страной, таких как: политологи, экономисты, эксперты по данной отрасли и те, кто в ней в настоящее время работает. Количественные экономические данные берутся из легкодоступных источников, таких как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк. Значения весовых коэффициентов при переменных основываются на значимости этих показателей, или на их способности влиять на деловой климат в отрасли.

Индекс политических рисков (весовой коэффициент 0,60)

Показатель политических рисков состоит из 4-х переменных, которые, как правило, являются базой оценки политических рисков на макро-уровне:

Война и внешние угрозы, включая конфликты по вопросам суверенитета и оспаривание границ (вес – 0,10);

Гражданские волнения и недовольства трудящихся, включая забастовки, протесты и демонстрации против правительства (вес – 0,25);

Внутреннее насилие, такое как бомбардировки, террористические акты, похищения, партизанские войны низкой интенсивности и преступность (вес – 0,35);

Нестабильность режима, основанная на оцененном риске перемены власти в связи с запланированными выборами или непредвиденными обстоятельствами, такими как переворот или смерть действующего лидера (вес – 0,3).

Индекс социально-экономических рисков (весовой коэффициент 0,20)

Показатель включает четыре социальных и экономических фактора, которые могут негативно сказаться на инвестиционном климате страны:

Экономическая нестабильность, оцениваемая по финансовым результатам, ликвидности активов и экономической устойчивости страны (вес – 0,25);

Энергетическая уязвимость, оцениваемая по спросу и предложению на энергоносители, зависимости от импортируемой нефти и доли импорта нефти во всем экспорте в страну по стоимости (вес – 0,20);

Природоохранная деятельность государства, оцениваемая по уровню активности противников разведки месторождений со стороны лобби от защитников окружающей среды (вес – 0,30);

Этнолингвистическая фракционность, оцениваемая по уровню недовольства и угрозы индустрии со стороны напряженных отношений между различными этническими, религиозными и лингвистическими группами (вес – 0,25).

Индекс коммерческих рисков отрасли (весовой коэффициент 0,20)

Индекс определяет конкретные риски, не являющиеся ни политическими, ни экономическими по происхождению, но, тем не менее, порождающие операционные ограничения:

Ограничения, затрудненность инвестирования со стороны иностранных нефтяных компаний, порождаемые санкциями, конфликтами по вопросам суверенитета и границ государства, интересами оппозиционных групп или позицией правительства (вес – 0,35);

Репатриационные ограничения и ограничения конвертируемости: ограничения на свободное распределение прибылей и/или ограничение возможности обмена валют (вес – 0,25);

Угроза неблагоприятных изменений в условиях договора или налогообложения: угроза непредвиденных негативных изменений (вес – 0,40).

Таким образом, каждому из факторов присваивается значение от 0 до 5 баллов, согласно наблюдаемому фактическому или оцененному уровню. Затем присвоенные значения, умноженные на соответствующий весовой коэффициент, суммируются. Значения по трем отдельным индексам характеризуют уровень соответствующих рисков в стране, причем 0 означает минимальный риск, а 5 – максимальный. Наконец, чтобы получить итоговое значение, то есть индекс классификации и ранжирования по политическим рискам, необходимо просуммировать полученные три показателя, умноженные на соответствующие веса.

Конечно, эта методика, как, впрочем, и все остальные, неидеальна: любая схема построения индексов на основе неквантифицируемых данных вызывает определенные трудности. Прежде всего, любая попытка построить какой-либо индекс требует построения обобщенных оценок, что неизбежно ведет к сжатию информации. Независимо от схемы присваивания весов при составлении обобщенного рейтинга, значимость индивидуальных факторов подавляется, а связи между этими факторами размываются. Еще более важно, что хотя построение индекса и позволяет установить основу для сравнения стран между собой, он не проливает света на ситуацию в отдельно взятой стране.

Независимо от того, как тщательно подбираются переменные или категории риска, отдельные характеристики риска будут разниться от страны к стране, даже если обобщенный рейтинг будет одинаковым. И, конечно же, потенциально всегда может возникнуть несогласие с выбором весовых коэффициентов и полученными рейтингами ввиду их субъективности. Тем не менее, консультирование по программе «Экономических и политических решений в нефтегазовой отрасли» компании IHS Energy Group предоставляет клиенту возможность самому присваивать веса, если он сочтет это необходимым.

Методика индексирования компании IHS Energy Group, специализирующейся на анализе политических и страновых рисков в нефтегазовой отрасли, позволяет сравнивать страны по уровню политического риска, а также по уровню социально-экономических и коммерческих рисков, непосредственно связанных с политической обстановкой. Как и многие другие, методика имеет слабые стороны, такие как субъективизм в оценке неколичественных факторов, однако привлечение заинтересованной стороны, то есть клиента, к распределению весов факторов, позволяет расставить акценты таким образом, чтобы конечный результат удовлетворял потребностям данной конкретной фирмы.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

В настоящее время такое словосочетание как "политический риск" встречается во всех СМИ, если публикация посвящена проблемам коммерческой деятельности. Сейчас каждый инвестор, размещающий капитал, имеет опыт работы на рынках, навыки взаимодействия с другими компаниями, а также знаком с прецедентами, которые случались с другими инвесторами. Например, после известного разбирательства с компанией "Юкос" предприниматели считают политический риск возросшим неоднократно.

Исследований на эту тему не слишком много, поскольку аналитики довольно редко затрагивают эту область. А недостаток информации влияет, к сожалению, на принимаемые инвестиционные решения. Поэтому и необходимо изучать проблему политического риска, создавать методики оценки и отбора, вырабатывать способы учета и инструменты для снижения рисков, когда организуется коммерческая деятельность.

Понятие интересов

Ключевое понятие, необходимое для того, чтобы рассмотреть феномен политического риска со всех сторон, - это понятие интересов. Субъект начинает действовать только после того, как осознает наличие тех или иных собственных интересов. Начинается этот процесс после принятия решений, которым предшествует анализ ситуации и выбор способов действия.

Политические и экономические риски просчитываются как раз на этом этапе. В чем же они заключаются? Нацеливаясь на удовлетворение интересов, при реализации собственных решений можно столкнуться с некоторыми препятствиями, которые вполне часто эту реализацию делают невозможной, а с вероятностью положительного исхода - практически нулевой. Именно в этих препятствиях и находятся источники политических и экономических рисков.

Характер их связан с продвижением интересов предпринимателя, факторов, которые влияют на деятельность в целом. Факторы политического риска субъекта определяются характером его интересов. То есть если у предпринимателя существуют политические интересы, то и риск, соответственно, тоже будет присутствовать. Круг интересов может быть в разной степени широким или узким, это никак не определяет присутствие или отсутствие факторов политического риска.

Понятие интересов традиционно отождествляется с политической составляющей инвестиционных рисков. Любая деятельность коммерческих структур может быть напрямую связана с последствиями политических рисков. Хотя компания, осуществляющая деятельность, - не единственный субъект, который рискует. Есть примеры, когда коммерческая деятельность приводит к угрозе отставки целых правительств. К политическим рискам относятся многие связанные с компанией субъекты - отдельные политики, партии, политические институты.

Анализ и прогноз

Политические риски примеры дают самые богатые, когда рассматриваются действия политических субъектов в контексте прогнозирования действий того или иного фактора, поскольку государственно-правовые факторы в своем поведении руководствуются не только формальными задачами, но и обеспечением политического будущего для своей компании. А в этих случаях всегда есть угроза качеству политической жизни конкретного субъекта.

Другие классификации факторов риска

В зависимости от интересов инвестора, его целей и характеристики деятельности определяется значимость тех или иных политических рисков. Многие интересуются только фоновыми факторами или регионального. Сюда можно отнести банки. Средний региональный бизнес выше ставит профильные показатели, потому что его деятельность сильно зависит от региональных властей и их конкретных решений. Помимо разделения факторов риска на профильные и фоновые, есть и другие классификации.

На Западе политические риски делятся на микро- и макрориски, экстра-легальные и легально-правительственные. В России для анализа рисков инвестиционного проекта лучше пользоваться базовой классификацией, которая основывается на критериях политической среды, объекта воздействия и происхождения компании. Выбор классификации, впрочем, более всего зависит от самого исследования и задач, им поставленных.

В России применяется следующая классификация рисков инвестиционных проектов. По объекту воздействия различают макро- и отраслевой микрориск, а также индивидуальный. По происхождению - риски для российских компаний и иностранных. По структуре среды - риск региональный и федеральный.

По инвестору - прежде всего, политические риски стран. Ведь от выбора государства зависит и риск, которому любой инвестор подвергается в первую очередь. Характерной особенностью политического риска в РФ является обозначение двух уровней, где он может возникнуть. Это уровни региональный и федеральный. Регионы страны сильно отличаются по уровню политических рисков.

В регионах

Сегодня уже не пользуются устаревшей трактовкой понятия "регион", потому что он является не только административной территориальной единицей с едиными природными, социально-экономическими, национальными и культурными условиями. Нужно рассматривать регион как район инвестиционной деятельности и приложением для капитала.

Российские и западные компании все чаще обращают внимание на изобилие новых вариантов расширения производства с использованием местных ресурсов той или иной области, края, республики. Последствием такого внимания инвесторов явилось образование нового понятия - инвестиционная привлекательность. В России очень своеобразная организация политического пространства, где отсутствует единое политическое, правовое и экономическое поле, а также не действуют общепринятые правила игры.

Даже сегодня значительно различаются зконодательная и правовая базы в регионах, и эти отличия многочисленны и разнообразны. Любая территория - это отдельная социальная, правовая, экономическая и политическая среда. Именно поэтому и инвестиционную привлекательность каждый регион имеет собственную, в прямой зависимости от инвестиционного климата и эффективности вложений.

Примеры

Региональная среда в России характеризуется особым социальным климатом, склонным к резким колебаниям, в результате которых вероятность форс-мажора возрастает, и тогда деятельности инвестора грозят негативные последствия. Здесь и риск трудовых конфликтов на фоне социальной напряженности, и демографический ресурс, и не слишком высокий уровень рыночности и открытости политической культуры, да и сама ментальность - все виды политических рисков в регионах присутствуют.

Регионы отличает и то, что на этом поле прекрасно сформировались местные политические интересы, и борьба будет вестись в абсолютно всех областях экономики, поскольку за обладание ресурсами (административными тоже) идет постоянная борьба разнообразных финансовых структур - с разной степенью конфликта.

Например, канадская компания Kinross Gold потерпела фиаско и свернула деятельность в Магадане и области, поскольку аукцион ею был проигран, и месторождение на сопке Кварцевой досталось А. Басанскому, местному предпринимателю, которого поддерживали местные власти. На распутье оказалась и японская Toyota в поисках региона, чтобы разместить капитал: ни Нижегородская, ни Московская область, ни Санкт-Петербург свободную от политических рисков территорию предоставить не смогли.

Репутации

Некоторые регионы могут послужить примерами в создании благоприятной инвестиционной обстановки, там проводится политика привлечения инвесторов. Это прежде всего Новгородская область. В Московской области тоже эти условия лучше, чем даже в Москве, но, тем не менее, далеко не всем инвесторам хватило их объема.

Здесь множество иностранных предприятий только пищевой промышленности. На территории Московской области расположились многие гипермаркеты иностранного происхождения, а также заводы Ehrmann, Campina, Danone, Mars. Хорошая репутация и у Липецка, его считают даже образцовым для российско-итальянских инвесторов. В Санкт-Петербурге благоприятный географический фактор, на топливный рынок пришли итальянская Enel, финская Fortum.

Взаимоотношения капитала и политической региональной среды зависят от потенциала и самой коммерческой структуры, ее ресурсной базы. Особо крупные промышленники из-за рубежа очень часто имеют возможность лоббировать собственные интересы даже на федеральном уровне, причем не подстраиваясь под среду, а меняя ее.

Имидж региона

Корякский автономный округ целиком и полностью поддался деятельности российской компании "Ренова", поскольку у нее есть возможность управлять собственными активами в металлургии, химической, горнодобывающей, строительной отраслях, в энергетике, на транспорте, в телекоммуникациях, ЖКХ и в высокотехнологичном машиностроении, в медицине и финансах не только округа, но и в России, и за рубежом. Успешность компании в регионе во многом определяет социальная обстановка.

Инвестиционная привлекательность все более зависит от имиджа, который приобрел регион. Имидж - это своего рода тоже ресурс, если создана конгруэнтность имиджа региона и компании (сочетаемость их). Если есть высокая конгруэнтность, то ниже меньше трудовых конфликтов. Например, компанию Knauf буквально выгнали из региона, потому что деятельностью ее было возмущено население. Даже местные казаки выступали очень громко. Очень влияет на имидж региона уровень коррупции, конфликтности на общем поле экономических интересов и многое другое.

Страхование политических рисков

В зонах рискованных инвестиций, где оценка экономических и политических условий неблагоприятна (Россия часто тоже фигурирует в этих списках), применимость страхования проблематична, поскольку вероятность наступления страхового случая велика. А это связано с опустошительным, катастрофическим ущербом.

Например, изменение политического режима, конвертируемости внутренней валюты, условий вывоза прибылей - риски непредсказуемые. Обычно это события непреодолимой силы, которые не зависят от сторон сделки. Но именно они и наносят самый большой имущественный ущерб. Обычный договор страхования обозначает такую ситуацию форс-мажором, оговаривая заранее, что данный перечень рисков не повлечет за собой компенсацию причиненного ущерба.

Но бывает форма договора, заключающегося на специальных условиях, где в страхование входят и случаи некоммерческих, то есть политических рисков. Это социальные беспорядки, гражданские волнения, военные действия, экспроприация, национализация или конфискация собственности инвестора из-за рубежа. Имущественные интересы иностранных инвесторов осуществляются специальными государственными агентствами, частными компаниями или международными организациями.

Обработка информации

Оценивать при анализе политических рисков нужно следующие факторы:

1. Характер политического режима в регионе: бюрократизацию, влияние на административные решения личностных факторов, коррумпированность, изолированность от общества властей в регионе, демократичность, преемственность власти, взаимосвязь политической и экономической жизни, гибкость институтов.

2. Политическую культуру: степень сформированности гражданского общества, вовлеченность в политические процессы, открытость и рыночность, религиозную, этнолингвистическую, классовую или племенную гетерогенность.

3. Социальные условия: степень социальной защищенности, фрустрацию населения, интенсивность и вектор социальных реформ, эмиграцию и иммиграцию.

4. Политическую и правовую обстановку: активность общества, легитимность власти, инвестиционную законодательную базу, уровень конфликтности и политических интересов, интенсивность и характер административных реформ, криминогенность обстановки, оппозицию, подверженность террористическим действиям.