Основные принципы политической системы ссср в 30. Политическая система советского общества. Основные понятия. Контрольные вопросы и задания

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет "Об учреждении Совета народных комиссаров", как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов большевики получили лишь 40% мест в Учредительном собрании. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства. Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием, не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 6 (19) января 1918 года оно было распущено.

В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой российском Конституции.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов. Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа включил полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.



После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Федерации Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.

Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета. Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

В Конституции РСФСР 1978 года появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров).

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1990 года, что нашло свое отражение в организации государственной власти реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. с последующими дополнениями и изменениями. Процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы,

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип "полновластия Советов", несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма невозможно. В силу отмеченных причин рассматриваемая Конституция РФ в редакции 1992 года носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции "полновластия Советов", так и элементы парламентаризма.

Система органов государственной власти, по Конституции РФ, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации. Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).

Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет, который именовался как орган съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета всё же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, съезд народных депутатов - Верховный Совет.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.

По Конституции РФ в редакции 1992 года съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти, обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

На основании решения референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом РФ был избран Б.Н.Ельцин.

Получалось, что в стране действуют два представительных (в широком смысле этого слова) органа власти, права которым в равной мере делегированы избирателями. Это соответствует конструкции президентской республики. Однако ни президентская, ни парламентская формы правления не предусматривают наличия двух законодательных органов государственной власти. Такую конструкцию породила только республика советского типа.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.

Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 года, которые были инициированы президентским указом "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.

Идея о том, что социалистическая демократия - это управление всего народа, была реализована в нашей стране через механизм Советов. Но те формы и институты, через которые народ оказался поголовно вовлеченным в процесс управления, привели не к отмиранию государства (по марксистскому учению), а к его усилению и отчуждению от народа.

Великое завоевание революции - советская форма организации власти - столкнулась с серьезными трудностями при выполнении возложенных на него задач по выработке законов и контролю за деятельностью исполнительных органов. Первоначальная, рожденная творчеством масс идея представительства рабочих, крестьян и солдат в Советах имела очень большое значение, давая возможность представителям народа из "низов" высказывать свои суждения по тем или иным жизненно важным вопросам. Представители всех слоев общества олицетворяли общую волю народа, через выражение которой новая власть узаконивала свои первые, кардинальные для нового строя решения. На начальном этапе становления политической системы Советы выглядели в определенном смысле как органы прямой демократии, где представители всех классов через наказы избирателей выявляли волю народа. Однако как в теории, так и на практике не отказались от представительной формы организации высших органов власти. Представительство это было необходимо для обеспечения "технического" формирования общей волн, а вовсе не для установления представительной демократии, при которой представители различных интересов гражданского общества избираются в органы власти и профессионально занимаются своим делом. На практике из-за того, что принцип прямой демократии был реализован в сочетании с принципом формально-представительной демократии, законодательная власть так и осталась в зачаточном и аморфном состоянии.

В итоге не получилось ни прямой демократии, т.е. действительной возможности непосредственно участвовать в формировании общей воли и ее реализации при принятии законодательных решений, ни нормальной системы представительной демократии, т.к. представитель оказался, в сущности, лишенным самостоятельности. В сложившейся политической системе он стал выступать всего лишь в роли посредника, который через наказы на том или ином уровне власти передает волю своих избирателей. Поэтому в политической системе для подобного представителя - делегата не нашлось самостоятельного места. Поэтому законодательная власть не превратилась в сферу профессиональной деятельности. В наших условиях законодательные органы превратились в своеобразные "референдумы депутатов", а реальная власть оказалась в руках исполнительных органов, никем не выбираемых и никому не подотчетных. В таких условиях выразителем интересов и воли всех выступало государство.

Обращает на себя внимание и следующая особенность становления политической системы советского общества. В 20-е годы, когда партия держала курс на оживление Советов, расширение демократии, партийное руководство осуществлялось через членов партии, работавших в тех или иных учреждениях, через коммунистические фракции Советов, общественных организаций. Партийные органы постепенно усвоили стиль прямого и непосредственного командования Советами, профсоюзами, комсомолом, органами государственного управления. Политически главное здесь состояло в господстве Коммунистической партии, что нашло свое закрепление в Конституции СССР. Конституция определяла Коммунистическую партию как руководящую и направляющую силу общества, как ядро его политической системы. Практика командования и фактической подмены государственных органов дополнялись практикой сращивания партийного и государственного аппарата с аппаратом профсоюзов и общественных организаций. Сращивание общественных организаций с партийно-государственным управленческим аппаратом вело к их бюрократизации, снижало творческий потенциал и самодеятельное начало. Все это привело к тому, что советская политическая система потеряла гибкость, способность адекватно реагировать на развивающиеся общественные процессы.

Поэтому во второй половине 50-х - начале 60-х годов руководством страны была предпринята попытка демократизации институциональных элементов политической системы, в частности, повышения роли Советов, ликвидации чрезмерной централизации управления, активизации общественных организаций. Однако эти меры не носили комплексного характера, но вовлекали в должной мере массы и дело политической реформы.

После октябрьского (1964 г.) Пленума ЦК КПСС, освободившего от руководства партией Н.С.Хрущева, когда к руководству партией и страной пришли новые силы во главе с Л.И.Брежневым, процесс бюрократизации политических структур вновь усилился, хотя внешне этот процесс прикрывался парадными фразами о развитии демократии. На деле же росло отчуждение людей от политики, от власти, усиливалось противоречие между застывшей, бюрократической политической системой и социально-политическим развитием общества. Установился жестко авторитарный режим с некоторыми элементами тоталитаризма.

Во второй половине 80-х годов обстановка начала принципиально меняться. Начало переменам во всех сферах общественной жизни положил апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС.

Вначале процесс, именуемый перестройкой, задумывался как всеобщее упорядочение, совершенствование, ускорение, обновление на базе минимального сдвига политического курса вправо и такого же умеренного сдвига от авторитарно-тоталитарного к авторитарно-либеральному режиму. Однако и эта весьма умеренная программа, казавшаяся очень смелой и потому названной революционной, на деле не осуществилась. Номенклатура делегировала власть и право персональных перестановок лидеру-реформатору, обязав его провести модернизацию политической системы, не меняя ее основополагающих структур и сохраняя основные прерогативы аппарата. Так продолжалось три года перестройки. Но с весны 1988 года этот процесс вырвался из-под контроля, началось во многом его стихийное развитие. Выражением кризиса официальных структур власти стал бурный процесс формирования самодеятельных общественных организаций. Там, где они получили массовую поддержку (например, народные фронты и прибалтийских и других республиках), эти организации стали полноценными участниками политических процессов.

Результаты выборов народных депутатов СССР в 1989 году, когда впервые были выставлены альтернативные кандидатуры, показали, что правящая партия находится в кризисе и что грядут существенные политические перемены. Отмена 6 статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС означала отстранение ее от монопольного управления государственными и общественными делами. Август 1991 года привел к прекращению деятельности КПСС в стране. Восстановленная впоследствии Коммунистическая партия Российской Федерации стала лишь одной из действующих политических партий.

После распада Советского Союза в декабре 1991 года начинается новый период истории российского государства в качестве самостоятельного, независимого, с установлением принципа разделения властей.

Особенности политической системы советского государства. Конституция 1936 г. и советское общество

Основные черты советской политической системы начали формироваться еще в период Гражданской войны и интервенции. В молодом советском государстве основополагающим элементом системы государственного управления стала партия большевиков, члены которой возглавили армию, промышленные предприятия, государственные учреждения и т. д. Таким образом, произошло сращивание партийного и государственного аппаратов. В 20-х годах этот процесс был фактически завершен: наиболее значительные государственные решения принимались сначала Центральным комитетом РКП(б) и только после этого закреплялись в решениях государственных, т. е. советских органов, которые возглавляли так же члены ЦК М. И. Калинин (председатель ВЦИК с марта 1919 г.), Л. Д. Троцкий (нарком по военным и морским делам), Л. Б. Каменев (заместитель председателя СНК), И. В. Сталин (нарком по делам национальностей) и др. РКП(б) стала ядром политической системы общества. Это привело к еще одной существенной особенности политической системы в СССР – фактическом отсутствии разделения властей на независимые ветви (исполнительную, законодательную, судебную). Ни правительство, ни Верховный совет не могли принять решений отличных от директив коммунистической партии. Формально все советские конституции провозглашали, что власть принадлежит народу в лице выборных Советов. Однако на деле это была всего лишь декларация, депутаты послушно голосовали за принятые партией установки. Утверждение в конце 20-х годов единоличной власти Сталина привело к складыванию культа личности. По всей стране Сталину воздвигались памятники, его именем назывались колхозы, улицы, школы и города. По существу, он стал богом еще при жизни. Газеты были полны хвалебных статей о мудром руководстве «вождя, учителя, друга». «Пусть живет отец, да здравствует наш отец родной – Сталин-солнышко!» – писала «Правда» в марте 1939 г.

Государство в лице коммунистической партии играло огромную роль в жизни общества, стремясь контролировать все сферы его жизнедеятельности через созданную систему массовых организаций (пионерские и комсомольские организации, профкомы, месткомы, женсоветы, объединения ученых, физкультурников, художников и пр.). Созданная система поддерживалась широкими репрессивными акциями, и конец 1930-х годов стал, пожалуй, самой кровавой страницей в советской истории. В 1936 г. состоялся первый процесс над внутрипартийной оппозицией – Г. Зиновьевым и Л. Каменевым. Список обвинений был длинным и тяжелым: убийство 1 декабря 1934 г. С. Кирова (секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП (б)), заговор с целью убийства Сталина и свержения советской власти. Всем им был вынесен суровый приговор – расстрел. Репрессии ширились, в обыденный обиход прочно вошло словосочетание «враг народа». С декабря 1934 г. был введен «упрощенный порядок» рассмотрения дел: следствие длилось 10 дней, дела слушались без участия сторон, а просьбы о помиловании запрещались. К концу 30-х годов маховик репрессий был запущен на полную мощность: в 1937 г. состоялся суд над большой группой высших офицеров во главе с маршалом М. Тухачевским (всего 40 тыс. офицеров Красной армии), а в 1938 г. были расстреляны бывший глава правительства А. Рыков и «любимец партии» Н. Бухарин.

В 1936 г. была принята новая Конституция, в которой Советский Союз объявлялся социалистическим государством рабочих и крестьян. Ведущая роль при этом отводилась рабочему классу. Все эксплуататорские классы признавались ликвидированными. Сталинская модернизация требовала огромного количества рабочей силы, что привело к росту городского населения, однако не улучшило его социального положения. В апреле 1929 г. была введена карточная система на многие виды продовольствия, позднее она распространилась и на промышленные товары. В 1929 г. рабочему полагалось: 600 г хлеба в день (членам семьи по 300 г), 1 кг сахара в месяц, 30-36 м ситца в год. Проявление недовольства жестко подавлялось – рабочих увольняли, что влекло за собой лишение карточек, выселение из общежитий, арест. На страницах периодической печати все трудности объяснялись «вредительством», рабочих призывали быть бдительными. По стране прокатились судебные процессы: «шахтинское дело» (1928), «дело врачей» (1933) и др. Отмена карточек в 1935 г. не привела к улучшению жизни. Если в 1913 г. среднемесячная заработная плата рабочего позволяла купить 53 кг мяса, то в 1935 г. – всего 19 кг. Результатом раскулачивания и коллективизации стало устранение социальной градации в крестьянской среде: исчезли кулаки, середняки и бедняки. Положение крестьянства было крайне сложным и тяжелым. На протяжении 30-х годов существовали твердые цены на зерновые, тогда как цены на промышленные товары постоянно увеличивались. Это приводило к разорению колхозов, переводу их в разряд должников. Доходы колхозников исчислялись трудоднями, деньгами труд колхозников практически не оплачивался. С 1935 г. колхозникам было разрешено иметь приусадебный участок, корову, двух телят и свинью с поросятами. Тем не менее крестьяне в 30-х годах продолжали оставаться самой бесправной категорией населения. Они были лишены свободы передвижения и выбора занятий, поскольку не имели паспортов. По сути, это было восстановление крепостного права. Между классом рабочих и классом крестьян по Конституции 1936 г. признавалось существование трудовой, или народной, интеллигенции – «прослойки». Официальная статистика причисляла к этой группе чиновников, учителей, врачей, инженеров и пр. В социальной структуре советского общества в 1930-е годы сформировалась еще одна группа, получившая название «номенклатура». Формально, будучи равноправными гражданами общества, номенклатурные работники фактически имели огромные преимущества перед всеми остальными, пользуясь в условиях ограниченных средств многими материальными льготами.

Номенклатура (от лат. nomenclatura – перечень, роспись имен) – перечень наиболее важных должностей в государственных и общественных организациях СССР, назначение на которые осуществлялось решением партийных организаций соответствующего уровня. Номенклатурный принцип формирования управленческого аппарата начал складываться сразу после прихода в октябре 1917 г. большевиков к власти и просуществовал до конца 1980-х годов.

В исторической науке, как в России, так и за рубежом, неоднократно предпринимались попытки определить характер сложившейся в 1920-1930-е годы советской политической системы.



Первая точка зрения . В СССР было создано реальное социалистическое общество.

Вторая. После октября 1917 г. Россия стала первой страной в мире, начавшей переход к социализму. Однако в силу ряда причин была создана особая его модель сталинская, характеризовавшаяся сосредоточением власти в одних руках. Эту модель по-разному называют в исторической науке: феодальный социализм, казарменный социализм, государственно-бюрократический социализм, грубый социализм.

Третья. В СССР был построен государственный капитализм, где эксплуатация государства была жестче, нежели при капитализме «чистом».

Четвертая. На рубеже 20-30-х годов в СССР сформировалась тоталитарная система управления, венцом которой была личная власть Сталина (культ личности). Черты тоталитарной системы: однопартийность; отсутствие разделения властей; единообразие всей общественной жизни и др. Пятая. Ее сторонники оценивают политическую систему в СССР с позиций цивилизационного подхода, отмечая преобладание в ней восточных черт (сильная вертикаль власти, сосредоточение ее в руках одного человека, отсутствие диалога власти и общества и др.).

Отметим, что социально-политическая система, сложившаяся в СССР к концу 1930-х годов, была довольно противоречива. В сжатые сроки, невероятным напряжением всех сил общества было создано сильное индустриально развитое государство – сверхдержава, способная конкурировать со странами Запада. Однако высокие темпы экономического роста были обеспечены за счет сверхцентрализации отраслей народного хозяйства, создания системы административно-командного управления, огосударствления всех сфер жизни общества, в том числе и частной жизни граждан. Широкое провозглашение демократических свобод (Конституция 1936 г.) сочеталось с массовыми репрессиями; применение принудительного труда заключенных – с энтузиазмом стахановского движения. Неоднозначный характер происшедших в СССР перемен отчетливо проявится в период страшного испытания для советского народа – в годы Великой Отечественной войны.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА советский политический механизм в условиях социализма. Ядром Политической системы советского общества является Коммунистическая партия Советского Союза *. Под ее руководством функционируют все другие звенья этой системы - Советское государство, профсоюзы, комсомол, кооперативные и иные общественные организации, отражающие единство и своеобразие интересов всех слоев населения.

Происходящий в СССР процесс революционной перестройки, обновления социалистического общества подвел к выводу о необходимости реформы Политической системы советского общества, направленной на укрепление и развитие основополагающих принципов социалистической государственности, рожденных Октябрем. Политическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с последствиями культа личности, командно-административными методами управления, бюрократизмом, отчуждением трудящихся от власти. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с учетом меняющихся условий внутренней и международной жизни.

В свете этого по-новому предстает роль КПСС. Согласно ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся, она призвана, основываясь на марксистско-ленинском учении, разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, формировать идеологию социалистического обновления, вести политическую и организаторскую работу в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководством партия так и действовала. Однако после смерти Ленина начался отход от ленинских принципов, от разработанной им концепции социалистического строительства. Такое положение в той или иной мере сохранялось и в застойные годы. Это отрицательно сказалось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влияния, обостряло многие проблемы общественного развития. КПСС нашла в себе силы самокритично оценить создавшееся положение. Партия стремится создать такие политические механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленинских принципов партийного руководства обществом.

Ключевой вопрос политики партии - развитие и укрепление советского социалистического государства. Ставится задача завершить создание социалистического правового государства, в котором высшим принципом будет безусловное подчинение всего и всех закону. Ключевое значение в этом плане имеет разграничение функций партийных и государственных органов и возрождение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране. Большое значение в связи с этим уделяется совершенствованию форм народного представительства в Советах. Важную роль в этом деле призвана сыграть реформа избирательной системы.

Первостепенное значение имеет передача на рассмотрение и решение Советов всех без исключения вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. В связи с этим необходимо расширить материальные возможности местных Советов, гласность и открытость их деятельности, утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами.

Важнейшей предпосылкой эффективного функционирования Политической системы советского общества явится преобразование высшей власти в государстве. Предусматривается в качестве высшего органа власти страны - съезд народных депутатов СССР, образующий Верховный Совет СССР, - постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган. Учреждается пост Председателя Верховного Совета, избираемого съездом.

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма.

В резолюции XIX Всесоюзной конференции КПСС «О демократизации советского общества и реформе политической системы» выдвигается задача, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала понятию общенародного государства, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полним и действенным контролем.

Перестройка Политической системы советского общества предполагает внутреннюю демократизацию и повышение роли в политическом процессе общественных организаций. Их главную задачу партия видит в том, чтобы они развивали социально-политическую активность, удовлетворяли многообразные интересы граждан, прививали навыки общественного самоуправления.

В условиях перестройки возникает необходимость в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенность. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно- государственного контроля.

Большое значение приобретает вопрос о принятии назревших мер по дальнейшему развитию советской федерации. При этом ключом к дальнейшему развитию наций и в то же время упрочению дружбы между ними, сплоченности советского общества является органическое соединение самостоятельности союзных и автономных республик, др. национальных образований с их ответственностью за общесоюзные интересы.

Партия неуклонно проводит линию на демократизацию управления, процесса выработки и принятия государственных решений, обеспечивающую выбор их оптимальных вариантов, учет и сопоставление различных мнений и предложений трудящихся. Расширится круг вопросов, решения по которым могут приниматься только после обсуждения в трудовых коллективах, в постоянных комиссиях Советов, в общественных организациях. Получит дальнейшее развитие практика всенародного обсуждения и голосования по важнейшим вопросам жизни страны, а также использование др.

каналов развития прямой демократии: собраний граждан, наказов избирателей, выступлений печати, радио, телевидения, писем трудящихся и др. средств выявления общественного мнения.

Принципиальное значение КПСС придает расширению гласности, как действенной формы всенародного контроля, а также развитию такого испытанного инструмента социалистической демократии, как критика и самокритика.

Важную роль в создании социалистического правового государства должна сыграть реформа судебной системы и др. институтов, обеспечивающих правовое регулирование взаимоотношений между государством и гражданами, охрану политических, экономических, социальных и личных прав всех членов общества.

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматривает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезд! КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества.

Политическая система советского общества действует и развивается в рамках Конституции СССР и советских законов.

Говоря о необходимости перестройки Политической системы советского общества, Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в речи на февральском (1988) Пленуме ЦК КПСС подчеркнул, что «речь идет, разумеется, не о замене действующей системы, а о том, чтобы внести в нее качественно новые структуры и элементы, придать ей новое содержание и динамизм, которые обеспечивали бы успешное развитие нашего общества».

Примечания редакции проекта

* Как сказано у Ильфа и Петрова, устами Скумбриевича: «вся эта работа ведется "в порядке миража"». Подобное же реформирование – в порядке бреда – претерпела политическая система советского общества: она была лишена своего ядра, вокруг которого строилась и, разумеется, распалась в труху. Произошла ликвидация государства как института. Его заменила частная корпорация-государство, которая занялась распилом бюджета. Однако приведенная выше статья показывает тогдашнее представление (или мечтание) о намечавшихся преобразованиях политической системы.

Становление Российского централизованного государства (14 - середина 16 века)
  • Объединение русских земель вокруг Москвы. Взаимоотношения с Золотой Ордой и Литовским княжеством
  • Оформление государственности. Политический строй и социальные отношения
Укрепление Российского централизованного государства (вторая половина 16 века)
  • Реформы Ивана Грозного. Укрепление режима личной власти
Российское государство в 17 веке
  • Смена правящей династии. Эволюция государственного строя
  • Основные направления внешней политики России в XVII в. Башкирия в XVII веке
Российская империя в 18 - первой половине 19 века
  • Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
  • Внешняя политика России в период провозглашения империи
Российская империя в 18 веке
  • "Просвещенный абсолютизм" в России. Внутренняя политика Екатерины II
Россия в первой половине 19 века
  • Правительственные круги и общественная мысль о путях дальнейшего развития страны
  • Социально-экономическое развитие страны. Башкирия в первой половине 19 века
Развитие России в пореформенный период
  • Социально-экономическое развитие страны и его особенности
Россия на рубеже 19 - 20 веков
  • Экономическая политика Витте. Аграрная реформа Столыпина
Общественно-политические процессы в России в конце 19 - начале 20 века
  • Общественно-политические силы в России. Революция 1905 - 1907 гг
  • Образование политических партий: социальный состав, программа и тактика
  • Государственная дума - первый опыт российского парламен-таризма
Россия в 1917 году: выбор исторического пути
  • Изменения в расстановке политических сил от февраля до октября 1917 г. Альтернативы развития событий
Гражданская война в России Советское государство в 1921 - 1945 годах
  • Советское государство и мир в 20-30-х гг. Великая Отечественная война (1941-1945 гг.): итоги и уроки
СССР во второй половине 20 века (1945 - 1985 годы) Отечество накануне нового тысячелетия
  • Объективная необходимость перемен. Реформы политической системы
  • Поиск путей перехода к рыночной экономике: проблемы и решения

Большевики пришли к власти на основе лозунга "Вся власть Советам!". В. И. Ленин исходил из того, что при буржуазном государстве, даже демократическом, неизбежно отчуждение народа от власти. А Советы как порождение самих масс и как органы прямой и непосредственной демократии народа более демократичны, чем любые представительные учреждения буржуазной демократии.

При создании Советского государства не было реализовано такое завоевание цивилизации как разделение властей - законодательной, исполнительней и судебной. В данном случаи Ленин исходил из теории К. Маркса и Ф. Энгельса, которые создали идеальную модель пролетарского государства - коммуны, совмещающей и себе функции трех ветвей власти.

Довольно скоро, однако, практика показала их несоединимость. Судебная власть, оставаясь подконтрольной Советам, была выделена в особую сферу. Практика показала также, что управление обществом является сложной задачей, требует подготовленных специалистов. В России же для широких масс были характерны низкий культурный уровень и отсутствие управленческих навыков.

Благодаря тому, что идея Советов пустила глубокие корни в народном сознании, Советская власть сравнительно легко установилась на всей территории страны. Вершину этой организации составляли Всероссийский съезд Советов как верховная государственная власть, в период между съездами - ВЦИК. Высшим органом исполнительней власти и управления был Совнарком, наделенный к тому же и законодательными функциями.

Вскоре стало очевидным, что столь массовые форумы, как съезды Советов (до 2-х тысяч делегатов), слишком громоздки для рабочего органа. Поэтому ВЦИК, по сути советский парламент, наделялся почти всеми полномочиями Всероссийского съезда Советов. В свою очередь ВЦИК, собиравшийся на десятидневные сессии раз в квартал, все более утрачивал свои властные функции, уступив их назначаемому им же Совнаркому, т.е. правительству. Совнарком занял центральное место в структуре высших советских учреждений.

В Советах же зарождается и прогрессирует бюрократизм, происходит снижение их роли. Это объясняется рядом причин:
1) Национализация промышленности и огосударствление всей экономической жизни привели к разбуханию управленческого аппарата. Низкий культурный уровень народа не позволял справляться с громадным объемом властных и управленческих функций. Поэтому пришлось прибегнуть к услугам старых чиновников.
2) В Советах утвердилось монопольное положение большевистской партии. Внутри Советов затухала политическая жизнь, падал их авторитет как органов власти.

Став правящей большевистская партия вступила на путь соединения с государством. Это привело к подчинению государственных структур партии. Партийные органы стали подменять советские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превращения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.

Ленин пришел к выводу, что расчет на Советы как органы народовластия и самоуправления народных низов из-за их неподготовленности к управлению государством не оправдался. Потому он разрабатывает новую концепцию советской государственности. Суть ее в том, что в центр политической системы он уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и ведущую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в руках партии для управления государством. Так возникает теоретическое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками. Следовательно, если раньше, по расчетам, большинство через Советы управляет государственными делами и осуществляет диктатуру пролетариата, то теперь руководящее меньшинство делает это от имени большинства. А это ведет к принуждению и насилию против значительных слоев самих трудящихся.

После окончания гражданской войны стали формироваться начала авторитарного политического режима. Авторитаризм отличается строго иерархической структурой власти. Даже при наличии в экономической сфере разнообразия форм собственности он не допускает никаких оппозиций. Авторитарный политический режим 20-х гг. мог быть эффективным лишь при безусловном авторитете вышестоящих инстанций по отношению к нижестоящим. Авторитет достигался последовательностью, четкостью, непротиворечивостью спускаемых сверху указаний.

Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оставалось рыночным, подверженным колебаниям. Кризисные сбои в работе экономического механизма приводили к появлению в партийном руководстве различных оценок причин хозяйственных затруднений, предложений о путях их преодоления. Это вело к возникновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало противоречие между авторитарным режимом и плюралистической экономикой.

Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды харизматического лидера - Ленина. Перед ним склоняли головы самые амбициозные большевистские руководители. Вождь служил своеобразным компенсатором отсут-ствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Опираясь на свой непререкаемый авторитет, Ленин добивался согласия противоборствующих сторон, интегрировал различные точки зрения, имел возможность проводить последова-тельный политический курс.

Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.

В сложившихся условиях реальная власть в партии и государстве принадлежала группировке, контролировавшей партийный аппарат. Следовательно, та или иная объективно возникавшая "фракция" для того, чтобы утвердить свою позицию, должна была, в свою очередь, овладеть партаппаратом, т.е. бороться за власть. Это придавало внутрипартийным дискуссиям крайнюю ожесточенность. С другой стороны, в условиях переплетения партийной, государственной, хозяйственной властей борьба претендентов за лидерство неизбежно принимала форму соперничества конкурирующих социально-экономических программ. После каждого раунда внутрипартийной дискуссии (1923-1924 гг. - борьба с "троцкистами", 1925 г. - борьба с новой оппозицией - сторонниками Каменева-Зиновьева, 1926-1927 гг. - борьба с объединенной "троцкистско-зиновьевской" оппозицией, 1929-1930 гг.-борьба с "правым уклоном", т. е. с Бухариным, Рыковым, Томским) число потенциальных "наследников Ленина" уменьшалось. Все отчетливее стали вырисовываться контуры нового вождя - Сталина И.В. (1879-1953 ГГ.) Он начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и "неформального" вождя.

Борьбу за власть Сталин провел руками своих конкурентов. Сначала при помощи Каменева и Зиновьева был изгнан из руководства партии Троцкий, затем Каменев и Зиновьев были устранены с помощью Бухарина, Рыкова и Томского, а также Кирова, Орджоникидзе, Микояна и других и, наконец, были удалены при полной поддержке остальных членов Политбюро, секретарей ЦК сами Бухарин, Рыков, Томский.

Таким образом, в конце 20-х гг. внутри партии Сталин одерживает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг.

К ним можно отнести:
1) однопартийность. Лишь одна партия имеет монопольное право на политическую деятельность. Эта единая политическая организация отождествляет себя с государством и сливается с ним;
2) официальную идеологию. Единственная партия в обществе имеет на вооружении идеологию, которой она придает статус единственного авторитета, официальной государственной истины. Эта партия ставит своей целью полностью взять под свой идеологический и политический контроль все общество в целом;
3) исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официальной идеологии;
4) абсолютную власть верховного правителя. Устанавливается режим личной власти Сталина. Происходит периодическое перетряхивание кадров партократии. Вместе с тем Сталин выражал интересы партийного аппарата и его абсолютная власть опиралась на него. В обществе возникает новый господствующий класс - номенклатура, т. е. политическая бюрократия. Ей принадлежит монополия власти во всех сферах общественной жизни. Сердцевиной номенклатуры является аппарат господствующей партии;
5) административно-командную систему в экономике. Для нее характерно постоянное оперативное руководство производством из центра и неукоснительное выполнение плановых директив;
6) террор. Любая деятельность становится государственной и подчиненной идеологии. Поэтому любое прегрешение в хозяйственной или профессиональной сфере превращается в прегрешение идеологическое. Чтобы пресечь в корне недовольство, уничтожить возможность любой, даже потенциальной опасности создается разветвленная карательно-осведомительная система. (В стране по разным данным было репрессировано от 4 до 20 млн. человек).

Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организации: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось путем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над "врагами народа".

Широкое распространение получило внеэкономическое принуж-дение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Чтобы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и поселки городского типа распространили паспортный режим и обязательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам - им было запрещено самовольно менять место работы.

Таким образом, завершается процесс формирования политической системы в СССР. Он начался с лозунга "Вся власть Советам!", который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тоталитарного режима, когда партия была поставлена в исключительное положение. Партия сливается с государством, государство идеологизируется, экономика - огосударствливается, проводятся массовые репрессии. Все население ставится под контроль государства: и действия людей, и их мысли.

Чтобы адекватно воспринимать изменения, происходящие в политической системе российского общества, необходимо знать, что послужило основой для построения современной политической системы.

В октябре 1917 года Временное правительство в результате вооруженного восстания было низложено и в очередной раз в России встал вопрос о создании новой системы высших органов государственной власти. Решение этого вопроса взял на себя II Всероссийский съезд Советов, собравшийся в Петрограде 25-26 октября 1917 года. Первым актом, принятым съездом, был Декрет «Об учреждении Совета народных комиссаров», как высшего органа исполнительной власти до созыва Учредительного собрания.

В ходе выборов в Учредительное собрание за большевиков проголосовало лишь 25% избирателей. Даже в союзе с представителями единственной поддерживающей их партии - левых эсеров, они не могли образовать правящего большинства (из присутствовавших на заседании они вместе составляли 38,5%) . Предложение, внесенное на утверждение Учредительного собрания большевиками, объявить Россию республикой Советов, вся власть в которой в центре и на местах принадлежит Советам, не получило поддержки. После продолжительных дебатов было принято предложение социалистов-революционеров провозгласить государство Российской демократической федеративной республикой.

Решение, принятое Учредительным собранием , не устраивало большевиков, и Декретом ВЦИК от 7 (20) января 1918 года оно было распущено.

В связи с тем, что надежды большевиков на легитимацию политического режима с помощью Учредительного собрания не оправдались, встал вопрос о придании ему законности иным способом, что было сделано путем принятия 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции.

Высшей властью в РСФСР объявлялся Всероссийский съезд Советов . Он формировался путем многоступенчатых выборов из числа представителей местных съездов Советов. Норма представительства не была равной: представители городских Советов избирались по норме 1 депутат на 25 тыс. избирателей, а представители губернских Советов - по норме 1 депутат на 125 тыс. избирателей.

Всероссийский съезд Советов был органом, действовавшим на непостоянной основе, и поэтому в период между его заседаниями высшей властью в стране объявлялся Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

Объем компетенции съезда Советов выходил далеко за рамки законодательного органа, включая полномочия исполнительного органа государственной власти. Более того, ряд вопросов не мог быть решен коллегиальным органом такого масштаба. Подавляющее большинство вопросов компетенции съезда одновременно входили в компетенцию ВЦИК. К исключительной компетенции съезда Советов Конституция относила лишь два вопроса: установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.



Таким образом, Всероссийский съезд Советов, являясь высшим законодательным органом власти, выполнял свои функции номинально. Реально же вся полнота законодательной власти и значительная часть власти исполнительной принадлежала ВЦИКу. Этот вывод подтверждает практика законодательной деятельности этого периода.

После образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик встал вопрос о создании новой структуры органов государственной власти.

С образованием СССР правовой статус России изменился, возникла необходимость ее конституционного закрепления. Новая Конституция РСФСР, принятая в 1925 году, воспроизводила конструкцию законодательных органов и порядок их формирования, закрепленные прежним Основным законом. Однако произошли некоторые изменения в объеме компетенции законодательных органов. К исключительным полномочиям съезда, помимо ратификации мирных договоров и установления и изменения конституционных начал, теперь относилось право окончательного утверждения частичных изменений Конституции РСФСР, принятых сессиями ВЦИК, а также окончательного утверждения конституций автономных республик.

Изменения в социально-экономическом развитии СССР и субъективная позиция его политического руководства обусловили принятие в 1936 году новой Конституции СССР. По аналогии новые конституции принимали и входящие в него союзные республики. В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике Конституция была принята 21 января 1937 года Чрезвычайным ХVII Всероссийским съездом Советов.



Новая Конституция внесла значительные изменения в структуру и порядок формирования законодательных органов РСФСР. К числу достоинств следует отнести: замену двухступенчатой системы единственным высшим законодательным органом - Верховным Советом ; закрепление на конституционном уровне института депутатской неприкосновенности; закрепление института всеобщих, равных, прямых выборов Верховного и других Советов при тайном голосовании.

Роль ВЦИК в новой структуре государственной власти выполнял Президиум Верховного Совета . Он издавал указы, содержащие важнейшие нормативные предписания, а также за ним закреплялось право толкования законов РСФСР. При подобной практике фактическим законодательным органом государственной власти в стране оказывался не Верховный Совет, а избираемый из его состава Президиум. В дополнение к этому необходимо отметить и практику выборов депутатов Верховного Совета, исключавшую возможность выдвижения нескольких кандидатов на один мандат.

В Конституции СССР 1977 г. в ст.6 была закреплена роль КПСС, как ядра советской политической системы, руководящей и направляющей силы советского общества. Это положение было продублировано в конституциях союзных республик. В Конституции РСФСР 1978 года также появилась норма, устанавливающая, что проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются на его заседаниях, а также появился перечень субъектов законодательной инициативы в Верховном Совете, а также то, что законы РСФСР принимаются не только Верховным Советом, но и народным голосованием (референдумом).

В России с октября 1917 по 1989 гг. сложилась не имеющая аналогов в развитых странах система органов государственной власти. Съезды Советов (позже - Верховные Советы) РСФСР являлись законодательными органами лишь формально, осуществляли лишь отдельные законодательные функции. На практике эту роль выполняла партийно-государственная бюрократия в лице ЦК КПСС и Совета Министров (до марта 1946 года - Совет Народных Комиссаров). Суды были полностью подконтрольны партийным органам и исполнительной власти.

Значительные изменения в политической жизни СССР и РСФСР начались с 1989-1990 гг. В феврале 1990 г. КПСС отказалась от своего зафиксированного статус-кво, в результате чего была отменена ст.6 Конституции СССР, что нашло свое отражение в организации государственной власти и реализации принципа разделения властей в деятельности федеральных органов. Однако, процесс внесения изменений и дополнений в Конституцию РФ 1978 года осуществлялся непоследовательно, без какого-либо заранее разработанного плана государственно-правовой реформы.

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР и в 1990 году – народных депутатов РСФСР на альтернативной основе. Принцип «полновластия Советов», несовместимый с принципом разделения властей, оказывал доминирующее влияние на структуру, сущность и характер деятельности законодательных органов СССР и РСФСР. Поэтому одномоментно преодолеть этот подход и за сравнительно короткий срок создать теорию и практику российского парламентаризма было невозможно. В силу отмеченных причин Конституция Российской Федерации в более поздней редакции (1992 г.) носит переходный характер и соединяет в структуре и организации деятельности государственной власти как элементы прежней концепции «полновластия Советов», так и элементы парламентаризма.

Система органов государственной власти, по данной Конституции, основана на принципе разделения властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Однако в нарушение этого основополагающего принципа высшим органом государственной власти объявлялся Съезд народных депутатов Российской Федерации . Тем самым съезд был поставлен над системой государственных органов, основанной на принципе разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий. Более того, съезд наделялся правом принимать к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации, нарушив тем самым принцип разделения властей не только по горизонтали, но и по вертикали (между федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением).

Для осуществления значительного объема законодательных полномочий помимо съезда предусматривался еще один орган: Верховный Совет который именовался как орган Съезда народных депутатов, постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти. Формула статьи, закрепляющей правовой статус Верховного Совета, предполагала, что он не должен быть чисто законодательным органом государственной власти, поскольку соединял в себе полномочия двух, а то и трех ветвей власти.

В соответствии с Конституцией Верховный Совет формировался не избирателями, а Съездом народных депутатов из его состава. Хотя элементы репрезентативности в подборе членов Верховного Совета все же присутствовали и даже использовался нетрадиционный для нашей страны принцип их ротации, в данном случае можно говорить о попытке партийно-государственной бюрократии воспроизвести традиционную для нашей страны двуединую систему законодательных органов: съезд Советов - ВЦИК, Верховный Совет - Президиум, Съезд народных депутатов - Верховный Совет.

Верховный Совет имел двухпалатную структуру, причем палаты различались по специфике деятельности, были равноправны и обладали равными полномочиями в законодательном процессе, рассматривали одни и те же законопроекты. Заседания палат проходили преимущественно раздельно.

Принятием закона съездом или Верховным Советом законодательный процесс не завершался. За этим следовала процедура подписания закона президентом. Хотя формальных различий в юридической силе законы, принятые съездом или Верховным Советом, не имели, процедура их подписания была различной. В частности, законы, принятые Съездом, подлежали лишь обнародованию президентом. Его подпись под ними носила формальный характер, поскольку он не обладал по отношению к ним правом вето. На законы, принятые Верховным Советом, президент в установленный 14-дневный срок мог наложить отлагательное вето, которое преодолевалось обычным большинством голосов депутатов каждой из палат. На практике депутаты в большинстве случаев соглашались с замечаниями президента и вносили в текст законов необходимые изменения.

По Конституции Российской Федерации в редакции 1992 года Съезд народных депутатов провозглашен высшим органом государственной власти , обладающим не только законодательными, но и рядом учредительных функций по отношению к органам исполнительной и судебной власти. Если исходить из того, что съезд - это парламент, то таким образом в России была учреждена парламентская республика.

По итогам референдума 1990 года в стране был учрежден пост президента с достаточно широкими полномочиями. В соответствии с Конституцией он избирался гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права. Первые выборы президента состоялись 12 июня 1991 года, на которых Президентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин.

Таким образом, характер формы правления и организации государственной власти можно определить как президентско-парламентскую республику советского типа.

Смешанные формы правления, как показывает практика, не бывают устойчивыми, и кризис этой формы правления в России исторически был вполне закономерен, о чем свидетельствуют события октября 1993 г., которые были инициированы президентским указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». В результате была прервана деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации и в корне изменена система органов власти страны.

17. Основные этапы возникновения и развития политической науки:

Существуют различные подходы в трактовке генезиса политической науки.

Так, в Философском энциклопедическом словаре (М., 1984) выделяется три этапа эволюции политической науки:

от античной социально-политической мысли, когда политическое знание входило в состав философии;

этап отпочкования науки о государстве и праве, когда политика и политические институты рассматривались главным образом под углом под углом зрения юридических норм;

современный этап, когда внимание концентрируется на реальных политических процессах.

Наиболее же распространённой в отечественной литературе является следующая точка зрения. Первоначальные социально-политические представления всех древних народов – вавилонян, египтян, персов, евреев, китайцев, индусов, греков, римлян – одинаково носили религиозно-мифологический характер. Для этой формы социально-политических воззрений характерно представление о божественном происхождении власти и общественно-политического порядка, хотя понимание характера связи божественного начала с земными отношениями у всех народов разное. В 8-6 вв. до н.э. начинается отход от первоначальных религиозно-мифологических представлений к более или менее рациональному взгляду на мир в целом, и на государство и власть в частности. Эта тенденция к рационализации нашла выражение в учении Конфуция и легистов в Китае, брахманизма и буддизма в Индии. Создание первых политических категорий и дифиниций способствовало возникновению собственно теоретических концепций политики, связанных прежде всего с творчеством Платона и Аристотеля.

Аристотель первым формулирует особый предмет политической науки, тем самым выделяя политическое знание в рамках философии: политическая наука занимается государством или полисом. Политическая наука – наука о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Её объектами являются прекрасное и справедливое, которые достижимы лишь в разумно устроенном государстве. Среди всех других наук и искусств политическая наука занимает особое место, поскольку она имеет высшую цель – придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Иными словами, политическая наука призвана научить людей красиво и справедливо совместно проживать в обществе, взаимодействовать в едином государстве.

Отсюда видно, что первые теоретические концепции политики имеют философско-этический характер. Их авторы практически отождествляют политическое с общественным и используют для характеристики политики этические и эстетические категории.

Впервые освободил политическую науку от религиозно-этической формы Никколо Макиавелли (1469-1527). Если до Макиавелли главным в политике были цели государства, а государственная власть рассматривалась как средство для их реализации, то для Макиавелли главным в политике стала сама власть, способы и методы её завоевания и удержания. При этом великого итальянца не интересуют наследственные монархии. Объектом его внимания становится так называемый «новый государь», т.е. человек, не имеющий права на власть по рождению и завоёвывающий её исключительно благодаря личным способностям. В этой связи Макиавелли даёт будущим государям практические советы, формулирует общие правила, с помощью которых можно добиться государственной власти и удержать ее. Другими словами, Макиавелли, в отличие от своих предшественников, многие из которых «измышляли республики и княжества прекрасные, хотя и никогда не виданные», стремится подчинить политическую науку решению практических задач, «ибо велико расстояние от того, как протекает жизнь в действительности, до того, как должно было бы жить, согласно теоретическим представлениям о жизни». Макиавелли рассматривает политику как самостоятельную сферу жизни, где не действуют нормы человеческой морали или христианской этики. Она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и осмыслены, а не выведены из святого писания или сконструированы умозрительно.

И, наконец, Макиавелли первым употребляет термин «государство» в близком к современному, собственно политическом значении. В отличие от широко использовавшихся в политической науке понятий республика, княжество, империя, монархия, демократия, аристократия, тирания и т.п., «stato» у Макиавелли означает общее понятие «государство» независимо от его конкретных форм. Оно призвано характеризовать политическое состояние общества, его политическую организацию.

Благодаря всему этому последующие поколения государствоведов назвали Макиавелли Ньютоном науки о государстве и первым политическим мыслителем Нового времени. С его работами был сделан первый крупный шаг в создании современной политической науки. Огромный вклад в её становление внесли также такие европейские и американские мыслители, как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Спиноза, Т. Джефферсон, Дж. Медисон, А. Токвиль, Д.С.Милль и многие другие.

Несколько другой подход к периодизации развития политической науки предлагает К.С. Гаджиев. Он считает возможным выделить три периода. Первый – предыстория – продолжается от античности до Нового времени. Его значение состоит в накоплении и передаче от поколения к поколению политического знания. Второй период – с начала Нового времени примерно до середины 19 в. – характеризуется формированием важнейших представлений о политике, власти, государстве, политических институтах в современном их понимании. В третий период, охватывающий 80-90-е гг. 19 в. и первые десятилетия 20 в., политическая наука институализируется и утверждается в качестве особой дисциплины с собственными предметом исследования, методами и методологией.

Весьма своеобразный подход к выделению этапов развития политической науки сложился в американской политологии. Один из авторов этого подхода К. Дойч считает, что каждая общественная наука, в том числе политология, проходит в своём развитии три этапа: философский, эмпирический и стадию рефлексии, ревизии эмпирического состояния.

Применительно к политологии первый, преимущественно философский период её развития длился примерно со времён Аристотеля до Гражданской войны в Америке 1861-1865 гг. Крайними историческими вехами второй, эмпирической ступени выступает Гражданская война в Америке и Вторая мировая война. Третья стадия развития политической науки началась после Второй мировой войны и продолжается до наших дней. Она отличается научной рефлексией, критическим переосмыслением всего арсенала накопленных теоретических и эмпирических знаний и их дальнейшим углублением.

Несмотря на всё различие изложенных подходов, общим для них является подчёркивание многоступенчатого характера развития политической науки. Все авторы согласны в том, что политическая наука в своей первоначальной, философско-этической форме возникает во времена Конфуция, Платона и Аристотеля и проходит в своём развитии ряд этапов.

Свой современный облик политология приобретает во второй половине 19 века, когда её стали преподавать в колледжах и университетах США. В это время происходит её становление как самостоятельной академической дисциплины. В 1857 г. в Коллумбийском колледже Фрэнсисом Либером создаётся кафедра истории и политической науки. В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политической науки. В 1903 г. создана Американская ассоциация политических наук, объединяющая политологические научные и учебные институты.

Примерно в то же время происходит превращение политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину и в Европе, где важный вклад в её разработку внесли такие учёные, как М. Вебер, Р. Михельс, Г. Моска, В. Парето и др. Так, в 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Гаэтано Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки».

В начале 20 века процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Особенно интенсивно политология начала развиваться за рубежом после Второй мировой войны. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, которая действует и в наши дни. Её создание объясняется ростом значения политики как фактора жизни общества. В то же время её создание способствовало активизации политических исследований.

Сегодня политология, наряду с социологией и психологией, занимает ведущее место в американском и европейском обществоведении. По числу исследований и количеству публикаций она занимает первое место среди обществоведческих дисциплин. Политология преподаётся практически во всех высших учебных заведениях за рубежом.

В нашей стране плодотворные политические исследования осуществлялись во 2-й половине 19 – начале 20 в. Заметный вклад в мировую политическую науку внесли М.М. Ковалевский, Б.Н Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др.

В 20-е годы политология, также как кибернетика, генетика, социология, была объявлена буржуазной лженаукой. Во времена хрущевской «оттепели» в 1995 г. была создана Советская ассоциация политических (государствоведческих) наук, ставшая членом МАПН. В 1979 г. в Москве состоялся 11-й конгресс МАПН. Но даже и после этого политология не была признана в качестве самостоятельной науки. Отдельные политологические исследования осуществлялись в рамках смежных дисциплин – исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права. Однако и эти исследования были ограничены рамками господствующей идеологии.

Отношение к политологии стало меняться лишь в период перестройки и демократизации общества во второй половине 80-х гг. В 1990 г. Госкомитетом по науке и технике СССР была введена номенклатура научных работников под общим названием Политические науки, т.е. у нас появились политологи. Началась защита кандидатских и докторских диссертаций по данной специальности, подготовка профессиональных политологов в вузах, а также преподавание политологии в качестве самостоятельной дисциплины не только в высших, но и в средних специальных учебных заведениях и даже в ряде общеобразовательных школ. Всё это, наряду с появлением специальных научных периодических изданий и возникновением академических, государственных и независимых общественных политологических центров, позволяет говорить о возрождении политической науки в нашей стране.

18. Становление и развитие политической мысли в Древнем мире. Политические воззрения Платона и Аристотеля:

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ (468-399 до и. э.). Он познавал политическую жизнь, все формы ее проявления не на уровне представлений, догадок и мифов, но уже в системе определенных категорий, хотя и не излагал свои взгляды в письменной форме, а только в устных беседах. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознавал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Теоретическая позиция Сократа, согласно которой он отождествлял законное и справедливое, послужила ему отправной точкой для классификации и характеристики различных форм государственного устройства и правления. Если власть основывается на воле народа и на государственных законах, полагал он, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т. д.

Интересные мысли Сократ высказал и по вопросу об управлении государством. По его мнению, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Он весьма неодобрительно отзывался о порядке назначения должностных лиц па основе жребия, то есть практически без учета уровня профессиональной подготовки и других качеств претендентов. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Глубокие мысли о политической мысли высказал крупнейший представитель древнегреческого материализма - Демокрит (ок. 460 до н. э, - год смерти неизвестен),

Демокрит поставил вопрос о возникновении, общества, социальных и политических институтов. По его мнению, первоначально жизнь людей не отличалась от жизни животных. Как и животные люди пользовались готовыми продуктами природы. В последующем, используя орудия труда, удовлетворяя свои потребности, люди научились изготавливать одежду, строить жилища и т. д., а тем самым создали общество. Общество, по Демокриту,- это результат человеческого ума, рук, способностей. Важнейшим условием общественной жизни, полагал мыслитель, является разделение труда.

Идеальным, по мнению Демокрита, является такое устройство общественной жизни, при котором человек не подвержен воздействию страха, страстей.

Политическую мысль Древней Греции па качественно новый уровень поднял Платон (427-347 до н. э.). Он явился не только одним из гениальных последователей Сократа, по и оригинальным мыслителем. Влияние Сократа особенно сказалось на ранних работах Платона. В последующем его взгляды претерпели значительную эволюцию.

В самом сжатом виде суть учения Платона состоит в том, что он в качестве истинного бытия рассматривал не окружающий сто мир, не реальную политическую жизнь с ее многообразными формами проявления, а некие идеальные конструкции, умопостигаемый мир идей.

Политические воззрения Платона изложены в его трудах «Государство», «Политик», «Законы» и других.

Для удовлетворения своих потребностей, считал мыслитель, люди нуждаются в совместном поселении - государстве (обществе). Государство (по Платону, понятия «государство» и «общество» являются тождественными) появляется в результате врожденных людям социальных потребностей. Оно необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Государство должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое кто в нем был счастлив, писал Платон в «Государстве», -- но так, чтобы око было счастливо в целом».

Все граждане, по Платону, а их он подразделял на три группы: мудрецы (философы), стражи и ремесленники и крестьяне, должны поддерживать государство. Управление в государстве должны осуществлять мудрецы (философы). «Пока в государствах не будут царствовать философы, - писал мыслитель, - до тех пор... государства не избавятся от зол» (Платон. Соч. - Т.З. - Ч. I-M., 1971. - С. 275).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами этой власти являются монархия и аристократия, а искаженными - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

Платон высказал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. В одном из своих основных произведений «Законы» он писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где законы не имеют силы и находятся под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, которые только могут даровать государствам боги» (Платон. Соч. - Т. 3. - Ч. 2. - М., 1978. - С. 188-189).

По мысли Платона, то государство близко к совершенству, в котором господствуют по правители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания, как наиболее худшая из форм правления, вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своем пути все ограничения, установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство. Тиран, по Платону, добивается власти под видом выражения и защиты интересов народа. Такой «защитник» интересов народа, писал Платон в своем труде «Государство», первое время «улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает много в частном и общем, народу и близким к себе раздает много земель и притворяется милостивым п кротким по отношению ко всем». В последующем он сбрасывает камуфляж, устанавливает диктаторское правление, основывающееся на его личной власти, произволе.

Платон выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одаренные, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Первоначальный вариант устройства идеального государства Платон изложил в труде «Государство». В этом труде утверждение такого государства он связывал с далеким будущим. В более поздних работах, например, в диалоге «Законы», Платон нарисовал другие варианты идеального государства. Существование такого государства он отнес к давно прошедшим временам.

Равным по масштабу Платону в истории политической мысли явился его ученик, последователь и оппонент Аристотель

(384-322 до н. э.). Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как отдельной дисциплины. Это имеет достаточные основания.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы: «Политика», «Афинская пoлития», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он тем не менее создал собственное оригинальное политическое учение.