Определение гармония. Где найти свою гармонию. Учебные пособия по гармонии

Она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно, Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было « гармонически свободного человечества», всех ценных человеческих способностей в равновесие. Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков («Метаморфоза животных», 1819).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ГАРМО́НИЯ

(от греч. ἀρμονία – связь, стройность, соразмерность частей) – , отражающая закономерный развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное , связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления , природе и обществе.

Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857–1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97–99; Лосев А. Ф., Эстетическая

- (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка

ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова

- (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии

гармония - и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия

1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь

Гармония - Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля

Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов

Гармония - (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей

ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия

- (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Гармония , Берков В.О.. Книга адресована прежде всего профессиональным музыкантам и студентам музыкальных вузов, но будет интересна всем любителям музыки…

Согласованность в сочетании чего-либо

  • муз. , стройность звучания; благозвучие
  • муз. теории музыки, изучающий способы и правила построения и взаимосвязи аккордов
  • лингв. в ряде языков - по палатальности гласных звуков в слове корневому гласному; сингармонизм
  • муз. клавишно-пневматический с раздвижными мехами и двумя планками по бокам с клавиатурой для обеих рук.
    • Когда бутылки наполовину пустели, студенты начинали петь, играть на гармонии и кого-нибудь посылали за Райко, который считался специалистом по бубну.
  • благозвучие
  • греческое "созвучие"
  • дочь Зевса
  • ж. соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, взаимность соотношение, согласие, согласность, соглас, стройность, благостройность; соразмерное отношение частей целого; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; самая наука с созвучиях. Гармонический, стройный, созвучный соразмерный, добростройный, согласный. Гармонировать, отвечать, соответствовать, согласоваться созвучить; быть под одно, подстать, подмасть, под лад. Гармонист м. о сочинителе музыки: искусный в составлении и расположении созвучий. Мелодист, изобретатель голосов, напевов; гармонист, согласователь многозвучий. Гармоника ж. музыкальное орудие различного устройства, со стеклянными или деревянными клавишами, по которым бьют палочками; со стеклянными кругами, чашками, по которым водят пальцами; также мех, со вставлеными пищиками и затворками
  • мать амазонок
  • мир и согласие между людьми
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита "... мира"
  • прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии
  • пушкин алгеброй ее поверил
  • раздел теории музыки
  • раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • сборник американского поэта Уоллеса Стивенса
  • согласованность в семье
  • (греч. harmonia, от harmoso - приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях. 3) согласие с кем-либо в мнениях или поступках. 4) вообще созвучие, благозвучие, согласие, соразмерность, 5) греческая богиня согласия, дочь Арея и Афродиты.
  • 1) благозвучное соединение нескольких звуков в один аккорд; 2) отдел теории музыки, рассматривающий построение аккордов, модуляции, интервалы и проч.; 3) вообще - единодушие, согласие.
  • 1) в музыке одновременное соединение различных тонов в один аккорд, представляющей благозвучие; 2) наука, рассматривающая аккорды и модуляции, отношения интервалов и пр., иначе - теория музыки; 3) вообще согласование, созвучие.
  • греч. harmonia, от harmozo, приводить в порядок. а) Наука о созвучиях. b) Созвучие. с) Согласие двух лиц. d) Соразмерность. е) Греческая богиня согласия.
  • (гр. связь, порядок) 1) область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении (основной тип созвучия - аккорд); 2) раздел теории музыки, изучающий созвучия
  • 1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании
  • 2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений
  • 3. Учебный предмет в системе музыкального образования
  • 4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности
  • 5. Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность аккордов и созвучий, специфическое использование гармонических функций
  • благозвучие, мелодичность
  • в греч. миф. дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма, от которого получила ожерелье, имевшее свойство приносить несчастье владельцу; вместе с мужем превращена в дракона (миф.)
  • клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккордеона и баяна
  • согласованность, стойкое сочетание разных качеств, предметов, явлений, частей целого
  • согласованность, стройное сочетание, соразмерность (разных качеств, предметов, явлений, частей целого)
  • согласованность, стройность в сочетании чего-либо
  • средство музыкальной выразительности
  • таинственная сообразность разнородного
  • Опера немецкого композитора П.Хиндемита «... мира».
  • Мать амазонок.
  • Сборник американского поэта Уоллеса Стивенса.
  • Прекрасная дочь бога войны Ареса и богини любви Афродиты, жена Кадма в древнегреческой мифологии.
  • Раздел теории музыки.
  • Греческое «созвучие».
  • опера немецкого композитора П. Хиндемита «ГАРМОНИЯ мира»
  • греческое «созвучие»
  • Синонимы к слову гармония

      • благозвучие
      • согласованность
      • соразмерность
      • стройность

    Антонимы к слову гармония

      • дисгармония
      • диссонанс

    Однокоренные слова для гармония

    • наречия

      • гармонично

      прилагательные

      • гармоничный

      существительные

      • гармоничность

    В музыке является гармония. Она подчеркивает выразительность мелодии, "договаривает", дополняет мысли, заложенные в ней. Вместе с тем, гармония в музыке - это одна из самых сложных наук, поэтому ее основательно изучают в музыкальных средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые основы гармонии входят в курс сольфеджио детских музыкальных школ и детских школ искусств. Что такое гармония в музыке? Определение - это то, с чем мы постараемся разобраться сначала.

    Определение

    Гармония - многоплановый термин. Понятие гармонии в музыке включает в себя различные грани: это и термин, означающий "благозвучие", и наука об аккордах и созвучиях, и учебная дисциплина. Рассмотрим определения, которые даются в учебных пособиях более подробно.

    Гармония - неотъемлемая часть художественного мышления

    Гармония - приятная для слуха слаженность звуков в музыкальном произведении; то же, что "благозвучие"

    Гармония - слово греческого происхождения, которое означает стройность, соразмерность, пропорциональность, созвучность.

    Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.

    Гармония - одно или группа созвучий

    Гармония - учение о последовательности созвучий

    Гармония в узком значении - это системные принципы организации звуковысотных соотношений

    Гармония в широком значении - любая звуковысотная интонационная сопряженность, охватывающая пространственно-временной континуум по вертикали, горизонтали, диагонали, имеющая структурообразующее значение и способная выступать в качестве элемента (или одного из уровней) звуковысотной системы.

    Гармония - объединение звуков в созвучия и их связное последование

    Гармония - научная и учебно-практическая дисциплина, охватывающая одну из важнейших сторон техники композиции, изучающая созвучия и системы связей между ними

    Действительно, определения гармонии разнообразны. Но все они говорят о важности этой неотъемлемой части музыки. О важности ее для композиторов. Ведь чтобы писать красивую музыку, нужно уметь грамотно выстраивать музыкальную мысль. Хаос звуков вряд ли будет считаться шедевром (хотя в современном искусстве возможно все...). Исполнителю также необходимо понимать гармонию, ведь она - одно из средств, с помощью которых создается музыкальный образ.

    В современном значении термин "гармония" начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.

    Особенности гармонии

    Как видно из определений, гармония - наука непростая. Главное, что изучается в гармонии - аккорд. Как и гармония в музыке, аккорд имеет несколько значений, различные авторы учебников трактуют его по-разному.

    Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по терциям

    Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.

    Аккорд - созвучие из трех или более звуков, расположенных по определенному принципу.

    Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).

    Виды гармонии в музыке

    Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.

    Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.

    В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:

    • В эпоху венского классицизма сформировались основные правила классической гармонии. На этих правилах так или иначе базируются все остальные виды.
    • Романтическая гармония свойственна для XIX века и связана с эпохой романтизма.
    • Джазовая гармония появилась в XX веке вместе с соответствующим музыкальным направлением.
    • Современная гармония также сформировалась в XX веке.

    Классическая гармония

    Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.

    В классической гармонии существуют 3 основных функции: тоника - Т, субдоминанта - S, доминанта - D. Главный функциональный оборот - Т-S-D-Т. Именно в таком порядке по своему разрешению следуют функции. И, например, если варианты сочетаний T-S-T, T-D-T, S-D возможны, то переход D в S в классической гармонии не допускается. Не допускаются, например, соединения аккордов с образованием параллельных квинт или октав. Важным показателем является устойчивость аккордов, ясность тональности и функций. Преобладают консонирующие аккорды - мажорные и минорные трезвучия. Ведущая роль - у мелодии, гармония в основном поддерживает ее.

    Довольно яркий пример - сонатина Соль мажор Диабелли.

    Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T 5 3 -II 6 -D 7 -T 5 3. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.

    В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.

    Романтическая гармония

    Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.

    С одной стороны, в гармонии композиторов-романтиков допускается куда большая свобода в голосоведении, возможны отклонения от строгих правил классической гармонии. С другой - сами созвучия, аккорды становятся более сложными. Возрастает роль диссонирующих аккордов: увеличенных и уменьшенных трезвучий, септаккордов, нонаккордов. Применяются альтерированные аккорды (то есть аккорды с повышенными или пониженными звуками). Возрастает количество неаккордовых звуков. Приобретают большое значение диссонансы, теряется общая тональная устойчивость. Приобретает значение такой термин, как "расширенная тональность", в которой гораздо больше функций. По определению Холопова появляются различные техники гармонии. Гармонический язык становится очень индивидуальным, до появления "именных аккордов", применение аккордов в качестве лейтгармонии. Например, для творчества Ф. Шопена характерна доминанта с секстой, для Ф. Шуберта - VI минорная.

    В опере Р. Вагнера "Тристан и Изольда" появляется так называемый "Тристанаккорд", с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.

    Увертюра к опере "Тристан и Изольда" особенно показательна с точки зрения особенностей романтической гармонии: неустойчивость, диссонансы (цветом выделены тритоны, иногда в такте встречается даже 3 тритона), обилие неаккордовых звуков (обозначены крестиками над нотами), альтерации, диссонирующие трезвучия - все это встречается даже в небольшом фрагменте, приведенном выше, музыка же просто завораживает!

    Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.

    Джазовая гармония

    Главной гармонией в джазе становится септаккорд, роль диссонанса очень велика. Голосоведение в этом типе гармонии еще более свободное. Наверное, джазовая гармония - один из самых демократичных типов.

    Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.

    Вместо привычных функций - T-S-D-T - используются основные тоны аккордов, например, в До-мажоре последовательность, состоящая из главных трезвучий, будет выглядеть так: C-F-G-C. Буквенные обозначения в целом соответствуют классическим:

    • C - до;
    • D - ре;
    • E - ми;
    • F - фа;
    • G - соль;
    • A - ля.

    Лишь нота си встречается в двух вариантах, и В - не всегда обозначает си-бемоль, как в классической гармонии.

    • H, B - си

    Особенностью является и то, что вместо маленьких букв, применяемых в классической гармонии, для обозначения минорных трезвучий в джазовой системе просто добавляется буква m. Необычно и обозначение секстаккордов, цифра 6 возле буквы, обозначающей трезвучие означает, что к трезвучию прибавлена секста. То есть C 6 - это не ми-соль-до, а до-ми-соль-ля. Чтобы обозначить секстаккорд через черточку прописывается бас, например, C/E - до мажор с басом ми.

    • M, maj, maj7, Δ - большая септима (относится только к септиме в аккорде)
    • m, mi, min - минорный (относится всегда только к терции в аккорде)
    • °, dim, verm - уменьшенный (уменьшенный септаккорд)
    • Ø - малый уменьшенный (полууменьшенный септаккорд)
    • aug - увеличенный
    • 7, х - малый мажорный (доминантовый)
    • add - добавленная ступень
    • sus - задержание (замена ступени, как правило терции например: Csus4 - получается вместо терции в до-мажоре будет кварта или Csus2 - большая секунда)
    • omit - пропуск ступени
    • - , ♭- понижение ступени аккорда
    • +, ♯ - повышение ступени аккорда (всегда относится только к квинте или ноне)

    Количество септаккордов можно увидеть в произведении Е.Медведского - "Гамма-джаз".

    В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.

    Современная гармония

    Современная гармония - область, гораздо менее изученная в силу своей сложности и невероятной свободы и индивидуальности. Сюда входит и додекафония, и искусственные лады, и многое другое. В современной музыке редко встречается тональная устойчивость.

    Уловить это можно, послушав вокальный цикл Арнольда Шенберга - "Лунный пьеро".

    Учебные пособия по гармонии

    Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.

    Альтернативой является учебник А. Мясоедова. Логика изложения в данном учебнике иная. Если изучаются трезвучия, то сразу и все (главные и побочные). Аналогично - септаккорды. В целом логика интересная, правда, следует очень внимательно относиться к тексту - иногда встречаются неточности.

    Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.

    Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.

    Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.

    Довольно сложным для восприятия и, в то же время, очень интересным является учебник Л. Дьячковой. Чтобы полностью понимать, о чем идет речь, придется основательно изучить учебник Ю. Холопова. Наиболее любопытными являются 2 книги: Гармония в западноевропейской музыке IX - начало XX века и Гармония XX века.

    Гармония - одна из самых удивительных областей музыкального искусства, которую интересно изучать несмотря на всю ее сложность.

    Гармония? Не утратили ли мы это понятие в бешеном ритме современной жизни? И что делать, если все же утратили?

    Гармония живет во всем - искусстве, чистой вере, природе. Она изначально живет в нас самих. Гармония - в истине, гармония есть сама истина.

    На ум приходят известные нам с детства слова Антона Павловича Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». И не так прост истинный их смысл, как кажется, и не так он сложен для мудрого человека, умеющего жить в мире с самим собой и в гармонии с окружающими его существами.

    Что есть гармония жизни, знали уже древние мыслители. Сколько смыслов и оттенков у этого слова! Истинно гармоничный человек - это тот, который способен не просто смотреть, но и видеть и чувствовать бездонное небо и звезды, радоваться тихой прелести восходов и закатов, наблюдать за жизнью только распустившегося цветка и опустившегося на него мотылька. Какое это, оказывается, счастье - растворяться во всем этом великолепии, становиться его частью!

    Но мы почему-то разучились удивляться таким вещам, как жизнь и смерть, день и ночь, весна и осень. Еще бы, ведь наука давно дала объяснения всем этим явлениям. Но глубинный их смысл открывается лишь тому, кто действительно этого хочет и готов его принять.

    Мы воспринимаем жизнь как что-то само собой разумеющееся, часто не задумываемся в суете повседневных проблем о том, что надо бы притормозить и просто послушать тихий шелест листвы и стрекот кузнечиков в траве. Люди, почему вы настолько слепы и глухи?!

    И все же не все так безнадежны. Дети совершенно точно знают, что такое гармония.
    Само слово, быть может, им и не знакомо, но смысл его ясен совершенно точно. Они живут в гармонии с собой и своими чувствами, они умеют радоваться простым, казалось бы, вещам. Сколько восторга (тихого или громкого) им дарит простая букашка, спешащая по своим букашечьим делам. Куда, скажите, все это исчезает с возрастом и почему так редко остается с нами на всю жизнь? Ведь тогда эта жизнь точно была бы самой счастливой!

    Что такое целый мир ярких красок, это тихая летняя детская улыбка, это сама жизнь, в конце концов. Слово «гармония» включает в себя все то, что дарит душевный покой - томик Шмелева в тени старого дерева, шум дождя, гуляющего по крышам, тонкие ароматы мая и яркая печаль сентября… Рука бабушки в руке дедушки - это тоже гармония. Возможность просидеть весь вечер на покосившейся крыше сарая, купаться и наслаждаться лучами жаркого солнца, наблюдать, как забавно перекатывается с боку на бок недельный щенок… Гармония разливается по всему телу от одного прикосновения к маленькому голодному котенку, от одной мысли, что ты спас его никому не нужную жизнь, накормил и согрел этот беспомощный комок шерсти. Истинное удовольствие дарит нам жизнь за нашу доброту, ведь какой верой и любовью нас наградит потом этот комочек!

    Не нужно прятать свое лицо от дождя, иначе никогда не узнаешь, что такое гармония с природой. Не познав тепла любимых рук, не познаешь гармонии любви. Не помогая тем, кто в этом нуждается, не почувствуешь гармонии с самим собой. Не любя тех, кто подарил тебе жизнь, не станешь человеком и не поймешь, что значит стать настоящим родителем. А это, пожалуй, самая страшная кара Господня.

    И пусть рассуждения эти напоминают романтический бред школьника-подростка из глубинки. Пусть. Гармония заключается и в том, чтобы не думать о подобных мелочах. Свободу духа подарить себе можем лишь мы сами. Дарите тепло и доброту окружающему миру, и он отплатит вам той же монетой!