Концепция сдерживания ссср. Основные концепции англо-американской современной геополитики. Защита экономических интересов США

Который занимал Белый дом всего четыре года, объявил о намерении восстановить дипломатические отношения с КНР. Уже на следующий день, 16 декабря стороны издали совместное коммюнике, официально закрепившее намерение Картера.

Это событие фактически поставило точку в противостоянии коммунистического Китая и Соединенных Штатов, и положило начало длительному и плодотворному экономическому сотрудничеству двух стран.

«Без этого шага отношения США и Китая не вышли бы за рамки мелкомасштабных связей на высоком уровне с крайне ограниченными целями и задачами», — писал 10 лет назад в колонке для , который в те времена был помощником госсекретаря по делам Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона.

Американский дипломат называет эту дату «днем, когда широко распахнулись двери в Китай».

Фактически Картер поставил «точку» в вопросе нормализации американо-китайских отношений, однако почва для этого шага готовилась на протяжении десяти лет.

Все началось с произнесенной 20 января 1969 года инаугурационной речи ярого антикоммуниста президента США Ричарда , в которой он заявил, что намерен развивать отношения со всеми странами мира.

Это был первый намек со стороны американского лидера, который в Пекине, тем не менее, поняли. Речь нового президента США была полностью опубликована в печатном органе Компартии Китая газете «Жэньминь Жибао».

Следующий намек Никсона был еще более «жирным». В октябре 1970 года в интервью он заявил следующее:

«если бы меня спросили, о чем я мечтаю, то я бы сказал, что хотел бы поехать в Китай. Даже если моя мечта не сбудется, то я надеюсь, что мои дети смогут туда поехать».

Это заявление было сделано как нельзя кстати — за полтора года до этого, в марте 1969 года между СССР и Китаем произошел пограничный конфликт на острове Даманский. После смерти Сталина, отношения идеологических союзников становились все более напряженными.

Во многом это связано с тем, что в Китае очень негативно отнеслись к начавшейся в СССР кампании десталинизации. Советский вождь почитался в Китае чуть ли не наравне с , поскольку после победы над Японией во второй мировой войне, Китай был восстановлен во многом благодаря помощи со стороны СССР.

Кроме того, новое руководство Советского Союза решило пересмотреть характер своей помощи Китаю, что заставило Пекин искать новый драйвер модернизации страны. В итоге, уже в середине 1960-х, в годы культурной революции в Китае Советский Союз обзывали ревизионистской страной.

Именно по этой причине Мао очень оперативно отреагировал на намеки Никсона.

Между вчерашними врагами активно начали развиваться отношения.

В 1971 году Китай дважды посетил советник президента по национальной безопасности Генри . Именно он был автором идеи создания альянса с Китаем для сдерживания Советского Союза.

Параллельно развивалась так называемая «пинг-понговая дипломатия» — в 1971-1972 годах страны обменивались игроками в настольный теннис. Этот тонкий дипломатический прием был показан в художественном фильме «Форрест Гамп»: его главный герой как раз принял участие в одном из визитов американских спортсменов в КНР.

Для визита американского президента в Китай необходимо было решить еще один щекотливый вопрос. США признавали Китаем Китайскую республику, правительство которой расположилось на Тайване, а не КНР. И именно Тайвань заседал в в ранге одной из стран-основательниц этой организации.

США тайными путями активно продвигали идею этой рокировки, но чтобы сохранить лицо сами проголосовали «против».

Все это создало благоприятную почву для визита Никсона, который состоялся уже в 1972 году. Затем, три года спустя аналогичный визит совершил следующий президент США .

За установлением дипотношений с США, которое произошло при президенте Картере последовал и окончательный разрыв Китая с СССР. 3 апреля 1979 года руководство Китая направило советской стороне ноту, в которой сообщалось, что Пекин не намерен продлевать договор «О дружбе, союзе и взаимной помощи», подписанный еще в 1950 году.

Отношения же США и Китая продолжали развиваться. Экономическое сотрудничество двух стран росло вплоть до недавнего времени, пока президентом не стал .

О необходимости пересмотреть отношения Вашингтона и Пекина будущий президент говорил еще во время своей предвыборной кампании. Он неоднократно отмечал, что именно Китай является главным и серьезным противником для Штатов, а не Россия. Недавно СМИ выяснили, что

тот же самый Киссинджер советовал американскому президенту «вывернуть наизнанку» свою же схему: начать сотрудничать с Россией, чтобы противостоять возрастающей угрозе со стороны усиливающегося Китая.

Однако по мнению программного директора , стремление Киссинджера вновь использовать тактику, разработанную в 1960-х годах, объяснимо, но воплотить эту схему в нынешних реалиях невозможно.

«Это является его самым большим достижением в карьере и ученого, и политика, и он уверен, что это может сработать и в новых условиях. Но я думаю, что исторические условия очень сильно изменились и сейчас вряд ли это получится.

Несмотря на то, что в России есть какие-то опасения в отношении Китая, все-таки важность отношений с КНР настолько велика, что такого рода варианты не представляются возможными», — рассуждает эксперт.

По его словам, Трамп несравнимо более ограничен в своих возможностях, чем был Ричард Никсон 45 лет назад. «У Трампа сейчас гораздо меньше возможностей, американское общество находится в кризисе, поэтому сейчас, к сожалению для Киссинджера, эта схема не сможет сработать», — констатирует Бордачев.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Александр Ломанов в свою очередь отмечает, что сегодня лозунг тех времен — «готовиться к войне, готовиться к бедствиям и делать все для народа» — немыслимо представить в современной России применительно к Китаю, поскольку сейчас между двумя странами установились отличные отношения.

«Никсон и Киссинджер в то время очень успешно разыграли эту партию, воспользовавшись глубоким антисоветизмом Мао Цзэдуна, который к тому времени не любил Москву, очень плохо относился к советскому руководству, подозревал его в намерении повторить в Китае чехословацкий опыт, и были опасения, что сейчас СССР так же вторгнется в Китай, чтобы установить какой-то «правильный» социалистический строй, как в свое время произошло в Чехословакии», — отмечает эксперт, подчеркивая, что сейчас невозможно представить себе такую паранойю и безысходность в российско-китайских отношениях.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

«ФОРОС – СИБИРЬ – 2011»

в рамках долгосрочного образовательного проекта

«ПОЛИТИКА XXI ВЕК. БУДУЩАЯ ЭЛИТА СНГ»

Теоретические основания доктрины «сдерживания» в период «Холодной войны»

Исполнитель: студентка 3-го курса НГУЭУ Хлюстина К.В.

Научный руководитель работы: д.ф.н., профессор кафедры МО

1. Введение

После второй мировой войны мир оказался в центре борьбы великих держав за новый передел сфер влияния, каждая из которых стремилась идеологически обосновать правомерность своих практических действий. На этом этапе динамика развития международных отношений, в целом, складывалась под воздействием существовавшего тогда противостояния между западным капиталистическим блоком, во главе с США, и странами социализма, во главе с СССР, а также их борьбой за влияние на экономически отсталые страны, как обладавшие на тот момент национальной государственностью и формально самостоятельные, так и зависимые колонии.

Окончание «холодной войны» и разрушение биполярной системы международных отношений вызвало кардинальную трансформацию мира, контуры которого до сих пор остаются не до конца определенными и чрезвычайно подвижными.

Актуальность темы исследования определяется поиском эффективной модели политического взаимодействия Российской Федерацией со странами Запада, на формирование отношений между которыми продолжает влиять наследие «холодной войны».

Последствия «холодной войны» имеют большое значение не только для двух основных ее участников – США и уже исчезнувшего СССР – ее итоги имеют значение для всего мира, как исторический пример противостояния сверхдержав, происходящее на грани ядерной войны, способное привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Таким образом, понять и осмыслить современный этап международных отношений не представляется возможным без изучения исторического прошлого, в частности, американской дипломатии и внешней политики предшествующего периода. В современной обстановке критический анализ прошлого опыта, не основанный на идеологических приоритетах, позволяет находить лучшие способы балансирования национальных интересов, налаживания сотрудничества в экономической, научно-технической и отчасти военной сферах.

Объектом исследования является внешняя политика США в отношении Советского Союза в начальный период «Холодный войны».

Предметом исследования выступает доктрина «сдерживания», концептуально сформулированная Дж.Кеннаном и являвшаяся в послевоенные годы основной внешнеполитической стратегией США.

Хронологические рамки работы – 1945-1961 годы – определены исходя из того, что политика «сдерживания» коммунизма, как правило, чаще всего связывается с именами двух президентов США – Гарри Трумэна и Дуайта Эйзенхауэра.

Доктрина «сдерживания» Советского Союза и коммунизма являлась на протяжении всего периода глобальной конфронтации между США и СССР ключевой и системообразующей для американской внешней политики, определяя вектор ее развития и конкретное наполнение.

Доктрина «сдерживания» как важная часть американского внешнеполитического процесса второй половины XX столетия подробно представлена в отечественной и зарубежной историографии, являясь непременным атрибутом любых исследований, посвященных «холодной войне».

В советской историографии оценки «сдерживания» были однозначно негативны, доминировало представление, что она нацелена прежде всего против Советского Союза, который был и остается основным барьером на пути экспансионистских притязаний финансово-политических кругов США (Н. Н. Иноземцев, В. И. Лан, Н. В. Сивачев, В. К. Фураев).

Для современной российской исторической литературы характерно стремление представить «сдерживание» во взаимосвязи с другими направлениями глобальной политики США, советской внешней политикой и всем комплексом международных проблем, существовавшим в послевоенные годы (В.Л. Мальков, Г.Н. Севостьянов, В.О. Печатнов).

В зарубежной историографии американо-советские отношения также освещены достаточно хорошо. Все исследователи отмечают огромные различия между Рузвельтом и его преемниками в отношении к советскому государству.

Отличительной чертой зарубежной исторической науки является существование множества школ и направлений в изучении истории «холодной войны». Историки-традиционалисты (А.Шлезингер-мл., У.Макнейл, Г.Фейс) приветствовали идеи «сдерживания», считая их лучшим доказательством желания администрации Г.Трумэна защищать национальные интересы США. Историки-ревизионисты (В.Вильямс, Г.Альперовитц, Дж. и Г.Колко, У.Гарднер, У.Лафебр) трактовали «сдерживание» как направленное на установление мировой гегемонии США и базирующееся на предвзятых фактах, а не на логических выводах относительно намерений Кремля. Среди историков-постревизионистов (Д.Йергин, М.Лефлер, Т.Патерсон, М.Хоган), синтезирующих взгляды находящихся в полемике традиционалистов и ревизионистов, прослеживалось стремление осторожно и взвешенно подойти к оценке доктрины «сдерживания».

Цель исследования заключается в попытке анализа политики «сдерживания» коммунизма, проводимой Соединенными Штатами в начальный период «холодной войны».

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть причины изменения внешнеполитического курса США после окончания Второй мировой войны;

2. раскрыть сущность основных документов внешней политики США, которые легли в основу доктрины «сдерживания»;

3. рассмотреть основные изменения во внешней политике США при президенте Эйзенхауэре;

4. сделать вывод о результатах проводимой Соединенными Штатами политики «сдерживания» коммунизма.

2. Президентство Гарри Трумэна

2.1. Зарождение концепции «сдерживания» СССР

К концу Второй мировой войны США превратились в сильнейшую во всех
отношениях державу мира. Людские потери страны были относительно
незначительны – около 400 тысяч погибших, но зато рост экономической мощи
поражал: национальный доход США вырос с 64 миллиардов долларов в 1938 году
до 160 миллиардов в 1944 году. К тому же к концу
войны США создали мощные вооруженные силы - армию, флот, авиацию, а в конце
войны в распоряжении американского руководства оказалось новое оружие – атомная бомба, с успехом испытанная в августе 1945 года в Японии.

Трудно сказать, смог бы преодолеть соблазн воспользоваться новыми возможностями Франклин Рузвельт, но в апреле 1945 года он умер и на смену ему пришел Гарри С.
Трумэн (1945-1953), человек совсем другого калибра и склада ума и
характера. Трумэн подверг полной ревизии курс своего предшественника во внешней политике, отправил в отставку сторонников либеральных преобразований, продолжения прежнего курса. Для Трумэна идея «американского мира» не вызывала никаких
сомнений, и он с первого же дня пребывания на новом посту приступил к ее
реализации.

Правда, на пути к вожделенной цели все же сохранялось одно
препятствие – второй по степени военной мощи и авторитету державой стал
Советский Союз, к тому же воплощавший ненавистную американским ортодоксам
идею коммунизма.

Восприятие мира Трумэна зиждилось на том, что у всех международных кризисов есть вполне определенный источник – СССР, неуправляемая и непредсказуемая страна. Второй «кит» внешнеполитического кредо Трумэна – абсолютная уверенность в том, что все мировые и региональные процессы имеют прямое отношение к Америке и могут получить из ее рук справедливое решение.

Находясь на перекрестке двух дорог: либо продолжение союза пяти стран – главных участников антигитлеровской коалиции, при котором США пришлось бы считаться с мнением и интересами своих партнеров, либо безусловное главенство как минимум над тремя из них (Великобританией, Францией, Китаем), Г.Трумэн без долгих колебаний избрал второй путь, обещавший ему эффективное руководство западным миром и дававший надежду на то, что силовое преобладание Запада склонит к подчинению обескровленный войной Восток.

Борьба против СССР тем самым превращалась не просто в
соперничество за мировое владычество, но в крестовый поход против мирового
коммунизма под лозунгами защиты демократии и порядка от сил хаоса и
разрушения. С этого времени внешнюю политику США можно рассматривать
преимущественно через призму противоборства с Советским Союзом. Началась
«холодная война», ставшая стержнем международных отношений всего
последующего периода.

18 сентября 1945 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил директивы «Основы формулирования военной политики», в которых Советский Союз рассматривался в качестве противника Соединенных Штатов. Документ содержал положение о нанесении Соединенными Штатами «первого удара» в возможной войне против СССР; при этом допускалось применение ядерного оружия.

Несомненно, что главным организующим началом в яростной антисоветской и антикоммунистической кампании, развернувшейся в конце 1940-х гг. и трансформировавшейся в многолетнюю «холодную войну», явилась концепция «сдерживания коммунизма».

--
Заложены

· Военное давление на СС

то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти

за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара

Конкретным выражением этого внешнеполитического курса стала «доктрина Трумэна»

Доктрина Трумена.

02.47Вб уведомила США:финанс сост-ие ухудшилось,помогать Грец и Турц больше не сможет.

Для США Гр и Турц -

--Трумэн обращается к конгрессу:

Доктрина Трумэна

Ø свобода личности,свободные выборы,свободные институты и гарантии от агрессии vs.

Ø Контроль над СМИ,навязывание воли меньшинства большинству,террор,угнетение.

Политика США: поддержа «свободных народов» в их противостонии внутр и внешн угрозам.

Новая глобальная роль:противодействие СС и коммунизму. = переход к полномасштабн хол войне

Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж.Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.

С весны 1947 г. в ней начался новый этап. Опираясь на экономическое могущество, Соединенные Штаты развернули борьбу за изменение соотношения сил в мире в свою пользу, избегая прямого столкновения с Советским Союзом. До конца 40-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР

План Маршалла. Значение.

План Маршала .

5.06.47-госсекретарь Маршалл в Гарварде с программной речью- «план Маршалла»

1. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

2. включение Зап Герм в зап блок.

3. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

27.06.47. Бевин(Вб) и Бидо(Фр) + СС – Париж-совещание МИД для консультаций по пл.Маршалла.

В Мск план воспринят с интересом: возможность получения амер-их кредитов(мы хотим без предварительных условий.). Но не все за, Новиков: «план сводится к созданию западноевропейского блока»

СС решительно отвергает любые формы межд контроля в отнош СС и стр Вост Евр.

На конф-ии: СС полностью исключает выявление и проверку ресурсов Европейских стран.

Предлагаем: ограничиться выявлением потребностей Евр стран в ам-ой помощи и направить эти согласованные заявки в виде запроса США. Для Зап неприемлемо.

Согласовать невозможно .

--02.07. СС отказывается участ-ть в осуществл-ии пл Маршалла.

Объясняется: стремлением СС не позвлить Зап(США) получить возмоность воздействовать на ситуацию в стр-х Вост Евр,сфере влияния СС.

02.07- Бевин и Бидо публикуют совместное заявление:приглашают все европейские гос-ва(за врем искл-ем франкистсой Исп) принять участие в Европейской экономической конференции – для создания совместной программы европейской реконструкции,кот отразила бы ресурсы и потребности кажд Гос-ва.

4.07 –разослана 22 стр-м. Предполагается открыть 12.07.47 в Париже.

--СС отказался участвовать,ведет линию на срыв .

5.07 –послы СС в Евр получают директиву поситеть Министра ИД и сообщитьо негативной оценке предложения Маршалла, «СС видит в нем желание вмешаться во внутренние дела европейский Гос-в, поставить их экономику в зависимость от интересов США».

--вопрос тактики не решен : 2 варианта:

1. союзники не участвуют в конференции (конференции не создается авторитета и условий для облегчения интриг среди участников)

2. союзники отправляются на конференцию,делают все возможное для разоблачения пл Маршалла, затем демонстративно ее покидают.

При этом инициаторы плМаршалла стремятся привлечь к участию в нем страны Вост Евр (в перв очередь Польшу и Чехосл) в расчете побудить их отказаться от ориентации на СС.

СС боиться потерять контроль над коалиционными прав-вами Польши Чехосл.

--итог : в ночь с 7-8.07. рук-лям компартий Югосл,Венгр,Рум,Поль,Чехосл,Болг,Алб,Фин передается директива отказаться от участия в совещании по пл Маршалла. Идет жесткий нажим на их прав-ва.

Однако в Чехосл предложение уже успели принять. Делегация Чех срочно вызвана в Мск, Сталин вынуждает Готвальда отменить реш-ие прав-ва участвовать в конф-ии.(«это означало бы успех западных держав, олеблющиеся Швец и Швейц последовали бы вашему примеру»)

10.07-экстренное заседание прав-ва Чехосл. Давление Кремля и вынужденное согласие с ним през-а Бенеша предопределило исход:члены прав-ва единогласно принимают реш-ие от отказе стран участв-ть в совещ-ии, мотивируя неучастием союзных с Чехосл стран,вкл СС.

Позиция Мск продиктована логиой холодной войны-болезненно воспринимаются любые попытки созд-ия зап блока под рук-ом США.

Инициаторы также скептически отн-лись к участию СС-рассматр-ся как донор,а не получатель помощи.

Приорит-ое направл. внешнеполит стратегии Мск –установл и упрочение контроля над странами Вост Евр.

Для Сталин-сфера влияния –результат войны,важен стратег,идеолго,геополитически.

Инициаторам не удалось вовлечь их помимо воли СС в пл Маршалла и солабить их ориент-ию на Мск.

Парадоксально,но: отказ участия СС устраивает обе стороны .

· СС сохраняет и утвержд влияние на стр-ы Вост Евр

· Сша и ко получают возможность стабилизировать соц-полит ситуацию в Зап Евр, а заетм и создать западный военно-полит союз.

12-15.07 конф-ия 16 стран(22-8 не равно 16!?!?): решено создать спец Комитет европейского экономического сотр-ва и4 спец комитета для анализа баланса ресурсов и потребностей Евр.

04.48 участники пл.Маршалла созд Организацию европейского экономического сотр-ва. Намечен план, назначены органы, но общую программу выработать не удалось.

--Механизм плМаршалла :

· Прав-во США оплачивает америк-им экспортерам стоимость товаров-помощи

· Прав-во страны получателя размещает на спец счету полученную сумму в своей валюте,эквивалентную стоимости амерк-их поставок.Средства поступали в осн от собственных фирм-импортеров.

· 5% со спец счета идет прав-ву США, ост 95% используются прав-ом страны,но лишь с согласия США.

Всего ассигнований: 04.48-12.51 – 12,4 млрд д(Вб-2,8, Фр-2,5),30%(сначала 50%)-продовольствие, удобрения, потребит товары.

Основные цели внеш полит США в 1945-52 гг. Доктрина Трумена. План Маршалла. Война в Корее (цели).

По замыслам Западных лидеров:

ü торжество рыночной экономики и западной демократии

ü Мир с англосаксонским преобладанием

ü Мир с международной системой безопасн-ти.

ü Опираются на финанс и эконом мощь США, их ядерную монополию

ü Вера американцев в правильность собственных идеалов, непогрешимость, призвание заполнить вакуум силы в нек гос-вах

ü Подозрительность в отнош-ии СС усиливается синдромом?Мюнхена? –

нежелание повторение опыта пустых компромиссов с Гитлером, крах курса на умиротворение НацГерм

Проявление изменения Американск пол-ки по отн к СС - беседа Трумена с наркомом Молотовым в Вашингтоне по реализации Ялтинских договоренностей -23.04.45 - очень жестко
--далее Потсдам выявил биполярную структуру новой системы МО:
Сталин и Трумен основные оппоненты.
+накунуне открытия конф 16.07 - первое успешное испытание ядерной бомбы- жесткая,наступательная позиция США по отн к СС
--27.10.45 речь Трумена по случаю дня военно-морского флота

v военный контингент не будет уменьшаться

v Самая могущественная военно-морская держава на Земле

v Не будут делиться информацией о производстве бомбы

v Не пойдут на компромисс с дьяволом – СС

--22.02.46 "длинная телеграмма» Дж.Кеннана - изложены основы внешнеполитич линии по отн к СС
»Внешн политика СС - продолжение экспансионистских традиций царской России, умноженное на перманентное стремление марксизма-ленинизма к расширению своего влияния»
Заложены основы американской политики "сдерживания»:

· Активное выдвижение западом более привлекательной идеолîгической и политической альтернативы

· Военное давление на СС

Именно с 02-03.46 СС рассматривается как потенциальный противник, чьи жизненные интересы противоречат интересам США

--5.03.46 речь Черчилля в Фултоне

o Призыв к созданию «братской ассоциации англоговорящих народов»,призванной противостоять укреплению международных позиций СС

o Железнвй занаес разделил Европу по линии «от Шеттинга на Балтике до Триеста на Адриатике»

o Расценивается, как публичное объявление холодной войны СС

Доктрина Трумена.

Стремление СС закрепить и расширить свою сф влияния вызывает беспокойство у Зап (особенно 46-47нажим на Турцию и Грецию).

Для США Гр и Турц -

1.поле принцип столкновен коммунизма и демократии.

2.занимают важн геостратег-ое положение в Вост Средизмноморье,на подступах к запасам нефти и стратегич-им коммуникациям.

«Помощь им не благотворительность,а ср-во защиты амер-го образа жизни»

--Трумэн обращается к конгрессу:

· Выделить 400 млн д для помощи Греции и Турц

· Послать туда амер-ий гражд и воен-ый персонал для наблюд за использованием этой помощи.

Доктрина Трумэна содержит также общую оценку межд ситуации: конфликт м\у 2мя образами жизни:

Т.о. набирает обороты идеолог-ая и пропаганд-кая борьба.

План Маршала .

Весна 47-ситуация в Европе тревожная и нестабильная. Вост Евр – сладывается ситс «народных демократий», СС устанавливает все более жесткий контроль. Зап Евр- экономический кризис, социальная напряженность.

Май – зам госсекретаря Ачесон: необходимость американской помощи бъединению Европы, «этого требует наша национальная безопасность».

4. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

5. включение Зап Герм в зап блок.

6. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

Характерно: когда Конгресс принял закон об оказ-ии экономич-ой помощи Европе,США предпочли закл-ть с Гос-ми-участниками 2сторонние соглаш-ия на выгоднх для себя условиях.

Осуществление плМаршалла внесло вклад в стабилизацию и консолидацию европейского капитализма.:

Преодоление экономических последствий войны

Проедление кризиса торгово-финансовой системы.

Ослабление острого полит кризиса

Внедрение в Евр американсих методов организации произв-ва,повышения произв-ти труда

Ощущая поддержку амерканского империализма политические насроения склоняются вправо.

Орг-ия пл.Маршалла и отказ СС в нем участвовать-важнейший рубеж на пути раскола Евр на сферы вл-ния

Лат Ам

США пытаются обеспечить надежный тыл+успешно используют ресурсы-Латинская Америка.

08-09.47-в Рио-межамериканская конфер-ия МИД по «поддержанию континентального имра и безоп-ти»

02.09 -под давлением США подписан «Межамериканский дог-р о взаимной обороне» (в силе с дек 48)

· Принцип коллективной обороны (нападение на одно из ам-их Гос-в расценивается как нападение на все,каждое обязуется помочь отразить нападение).

· Меры по борьбе с освенной агрессией

Это важный шаг на пути создания воен-полит-огоблока стран западного полушария под рук-ом США.

Институционализация связей осуществлена созданием ОАГ- 03.48 (США+много стран Лат Ам)

США используют для нажима на участников, укрепления позиций на континенте.

Иран. Великобритания и СССР оккупировали Иран с 1941

1942 договор о выводе войск не позднее 6 месяцев с окончания войны - 1946 англичане вывели войска, а мы там оставались и не давали подавить Ирану восстание в Иранском Азербаджайне (Иран опасался, что СССР хочет присоединить Иранский Азербайджан к своей Азербайджанской ССР и обратился с жалобой в СБ ООН).

После переговоров пришли к компромиссу. СССР выводит войска, а в обмен создается Советско-иранского нефтяного общества. Итог - обострение отношений и одна из причин Холодной войны.

Турция. Главным был вопрос по проливам. После смерти Ататюрка в 1938 политика Турции изменилась на сотрудничество с Германией. нота СССР 7 августа 1946 - требовали от Турции создать базу на Босфорах + совместное решение по открытию закрытию Босфора и Дарданелл, Турция не ответила, нота висела до смерти Сталина до 1953г.

Греция. В Ялте Сталин и Черчилль договорились, что Греция отходит в сферу влияния Великобритании, а Болгария и Румыния Советского Союза. В Греции началась гражданская война между коммунистами и монархистами. Великобритания считала, что СССР поддерживает коммунистов и нарушает Ялтинские соглашения.

22 февраля 1946 длинная телеграмма Кеннета - «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести. Взаимодействие с СССР только силой.

Вопрос 16. Становление системы трансатлантических отношений: «план Маршалла» и образование НАТО.

Трансатлантические отношения - отношения между США и странами Западной Европы.

После ВМВ первоначально страны Западной Европы попытались сами создать структуры безопасности с опорой на собственные силы.

1947 Дюнкеркский пакт - договор между Францией и Великобританией о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет, 17 марта 1948 г. пять западноевропейских государств - Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция заключили т. н. Брюссельский пакт - создание Западноевропейского союза. Первые три статьи Договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. (начало оформления Североатлантического альянса).

Главная проблема - экономическая, Западная Европа лежала в руинах, и нуждалась в помощи. Американцы предоставили помощь, так как боялись, что пойдет распространение коммунизма в этих страны.

План Маршалла (принят 1948) - программа помощи Европе после Второй мировой войны. (на базе плана создание организации ОЭСР).

Ситуация меняется после Первого Берлинского кризиса 1948, сами Европейские структуры (Брюссельский и Дюнкерский пакты) не в состоянии защитить Западную Европу. Вот после этого приглашают США (в США принимают резолюцию Ванденберга - дает право вступать США в мирные союзы в мирное время)

Североатланти́ческий догово́р (Вашингтонский) 4 апреля 1949; важные статьи: 4 - консультации по внешнеполитическим проблемам и 5 - взаимопомощь в случае нападения (коллективная безопасность). На этой основе в 1951 году создание НАТО. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР. Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Вопрос 17. Формирование международной хозяйственной системы: Бреттон-Вудские соглашения и ГАТТ.

Поскольку ВМВ возникла из Великой депрессии 29-33 годов, в ходе войны встал вопрос, как не допустить подобное. Американцы решили проблему путем создания международной экономической системы.

1944 Бреттон-Вуддская конференция - подписаны соглашения: статусы мировых резервных валют, как расчетных средств: доллар с золотым обеспечение и фунт стерлинга серебряным обеспечением;

3 основные структуры:

  1. всемирный банк

(расширение международной торговли, а важнейшим условием достижения этой цели - поддержание стабильности курса валют стран-участников путём предоставления средств для выравнивания их платёжных балансов.), МБРР (оказание помощи государствам-членам в реконструкции и развитии их хозяйства.).

Советский союз подписал, поставив два условия для ратификации:

  1. расширение квоты СССР в МФВ
  2. признания рубля третьей мировой резервной валютой (Рузвельт соглашался. Трумэн отказался, СССР не ратифицировало).

1947 создание ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. (1986 уругвайский раунд, итог создание ВТО 1995).

Вопрос 18. Истоки и первый этап процесса европейской интеграции (середина1940-х – начало 1970-х гг.)

Истоки европейской интеграции начинаются после ВМВ, которая разрушила все бывшие крупные великие державы Европы и серьезно ослабила ВБ;

Толчком к европейской интеграции стала политики США, в 1947 госсекретарь Маршал выдвинул план создания Европейского экономического пространства (ЕЭП) (как условие выделение фин.помощи европейских странам), в рамках этого плана начинается денационализация.

Создание ЕОУС 1951 - своя столица в Страсбурге, был собственный парламент; входила Франция, ФРГ, Италия и Бенилюкс.

Третий этап. 1957 год Римский договор и создание еще двух объединений ЕвроАтом и ЕЭС (ликвидация всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала). Римский договор предполагал один очень важный момент, что через 10 лет в 1967 произойдет слияние 3 институтов управления в единую структуру и переход от принципа голосования консенсусом к модифицированному большинству.

Люксембургский компромисс. Французы были этим очень недовольны и организовали кризис пустого места (единогласное принятие решений постепенно должно вытесняться принятием решений квалифицированным большинством) итог Люксембургский компромисс 1966 (основные вопросы решаются квалифицированным большинством, а принципиальные консенсусом).

В начале 70-ых происходит первое расширение ЕЭС + ВБ, Ирландия и Дания

Англичане пытались создать альтернативу с 1959г. 1960г Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - провалилась., так как не было реальных границ между этими странами (Дания, Швеция, Португалия)

После ухода Де Голля преодолели французское сопротивление. Американцы подталкивают Великобританию к вступлению в ЕЭС и Британия пошла на это, приобретя новый статус. Лондон приобрел статус основного финансового моста между северной Америкой и остальной Европой.

1973 год вступление Британии в ЕЭС! - позволило предотвратить любой вариант антиамериканского европейского сообщества.

Вопрос 19.Образование «социалистического содружества» во второй половине 1940-х годов.

Народная демократия в Европе. 3 принципа: сохранение частной собственности, многопартийность и лояльное отношение к церкви (в отличие от социализма в СССР).

1 этап: 1945-47 кроме Югославии везде у власти находились коалиционные правительства. С преобладанием левых сил, но еще далеко не социалистические.

2 этап: с 1947 года - Советский союз приступает к консолидации. Длится до 1949 года.Ппроисходит смещения режимов в Польше, Чехословакии, поскольку они продолжали переговоры по плану Маршалла;

3 этап: после 1949 выпадает Югославия. Конфликт из-за Албании и Южно-славянская федерация. (руководители Компартии Югославии отказались подчиниться Сталину по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию, СССР поддержал Болгарию, произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 году советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией.; Тито строил социализм с человеческим лицом);

1949 создание Совета Экономической Взаимопомощи (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия), наша альтернатива + серия перекрестных договоров: 1947 польско-чехословацкий договор, Болгарии с Румынией (прекращение спора из-за присоединенной к Болгарии Южной Добруджи) (1948 СССР с Румынией и Венгрией, с Болгарией); цель - недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок.

4 этап: создание ОВД - военно-политический блок 14 мая 1955 (подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией) в ответ на вступление ФРГ в НАТО 1954 год; государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Что такое «длинная телеграмма Кеннана»? Какое значение она имела для внешней политики США?
2. Когда была оформлена «доктрина Трумэна»? Как развивалась внешняя политика США в конце 1940-х годов?
1. Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в государственный департамент США в Вашингтон донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую оценку возможностям развития отношений США с Советским Союзом.
Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе - т.е. основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...Мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный
Важнейшее положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и, при любых обстоятельствах, будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на новые районы. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж. Кеннан считал «сдерживание» Москвы.
Ключевое слово
Сдерживание - удержание Советского Союза в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».
Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Аве- реллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж. Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.
В июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж. Кеннан первым сформулировал ключевую идею администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению Москвы. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 - только 33%.
2.21 февраля 1947 г. Лондон уведомил американскую администрацию о том, что из-за финансовых трудностей Британия не сможет продолжить оказание помощи Греции и Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз. Ситуация казалась тревожной из-за положения в Греции, где королевское правительство не могло побороть коммунистов. Возможная победа греческих левых казалась началом революционной волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли большое влияние.
12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции. Конгресс одобрил эти предложения, и к концу мая 1947 г. средства были выделены. Обосновывая запрос, Г. Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж. Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г. Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.
До конца 1940-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР,
После нескольких веков господства изоляционизма началась пора преобладания философии американского интернационализма (по-другому называемого в зарубежной литературе интервенционизмом). Он был основан на идее моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, основанного на идее свободы для исполнения высокой миссии зашиты свободы и демократии. Соединенные Штаты были готовы ради исполнения этого предназначения идти на затраты, оправдывая их необходимостью защиты американских идеалов, национальных интересов США и американского народа.
14 июня 1948 г. сенат США принял так называемую «резолюцию Ванденберга» (по имени предложившего ее сенатора А. Ванденберга), согласно которой допускалось «участие Соединенных Штатов в соответствии с конституционной процедурой в таких региональных и прочих коллективных соглашениях, которые основаны на оказании продолжительной и коллективной взаимопомощи в вопросах, затрагивающих национальную безопасность». Принятие этой резолюции означало отказ от изоляционистских концепций внешней политики и взятие курса на создание постоянных блоков с участием США.
Минимум знаний
1. В феврале 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в Вашингтон «длинную телеграмму», в которой он призвал к ужесточению политики США в отношении СССР и сформулировал концепцию «сдерживания»-удержания СССР в приобретенных им зонах влияния. Кеннану удалось угадать сдвиг в настроениях американской элиты, и его письмо послужило основой изменения подходов США к внешнеполитическому курсу.
2. В 1947 г. «сдерживание» было официально закреплено в рамках «доктриныТрумэна», которая предполагала оказание существенной экономической поддержки странам, которые подвергаются коммунистической угрозе. ПриТрумэне американская внешняя политика перешла на основы интервенционизма.