Под сознательным манипулированием общественным мнением обычно понимают. Сми как инструмент манипуляции общественным мнением. Манипулятивные приемы в СМИ

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

2.3 СМИ как инструмент манипуляции общественным мнением

Воздействие на общественное мнение, пожалуй, самая главная функция средств массовой коммуникации. За свою долгую историю развития СМИ успели изучить общество и выработать стереотипы. С самого начала их развития они предоставляли информацию обществу, именно ту в которой оно нуждалось, однако со временем мы стали заложниками этой информации. СМИ не только сумели подстроиться под изменяющиеся условия в мире, но и научились использовать информацию как средство манипуляции. В современном мире средства массовой коммуникации стали главным инструментом манипулирования. Фактически они контролируют мир, могут навязывать культуру, ценности, идеи, идеалы и многое другое. Многие ученые считают, что за счет этого навязывания СМИ могут создавать квазиреальность, искажая реальное положение вещей. СМИ предлагают нам готовые стереотипы поведения, диктуют нам, как и о чем думать. Общество превращается в бездумную массу, таким образом, упрощая СМИ задачу манипулирования.

Средства массовой коммуникации ограничивают наше мировоззрение. Информация, которая не прошла через СМИ как бы и не существует. "А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Добываемая и передаваемая информация перестает нести только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов и событий, произошедших в мире, но и их комментирование и оценку.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему.

Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении, где информация передается непосредственно вместе с визуальным изображением. Многие ученые занимались изучением проблемы манипулирования к ним можно отнести таких ученых как: Г. Шиллер, Е. Л. Доценко, М. Паренти, А. Моль, Н. Хомский и др. Например Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.

1.Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу.

7. Держать людей в невежестве, культивируя необразованность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть, пошлым и невоспитанным.

9. Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях.

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и господствующие классы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, на любую аудиторию найдется свой метод воздействия, будь то подростки или пенсионеры. Главной чертой всех этих психологических методов воздействия является то, что индивид должен быть эмоционально нестабилен и подвержен манипуляции со стороны средств массовой коммуникации. Но даже если индивид считает, что не подвержен манипуляции, это не значит, что ее нет. Зачастую манипуляции носят скрытый характер, можно и не подозревать о ее наличии.

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое и психологическое манипулирование...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Как уже было сказано ранее, средства массовой информации предлагают материалы на любой вкус: развлечения, культура, новости, спорт, образование и т.д. Масс-медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и многому нас учат...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Для изучения возможностей манипулирования общественным мнением средствами массовой информации, было проведено социологическое исследование на базе учебного заведения Орловского филиала РАНХиГС...

Возможности манипулирования общественным мнением средствами массовой информации в современном обществе

Проведем сравнительный анализ двух исследований проведенных в городах Уфа и Орел на тему: «возможностей манипулирования СМИ на общественное мнение». При анализе вопроса о том, сколько времени вы тратите на просмотр телепередач и чтение газет...

Д. Карнеги и Э. Шостром – два подхода к выстраиванию межличностной коммуникации

Ориентация на рынок формирует отношение к человеку как к вещи, которой нужно уметь управлять. Коммерческая мысль стремится нивелировать уникальные особенности каждого. · Недоверие человека самому себе. Он верит, что его спасение в других...

Манипуляция сознанием населения мегаполиса как явление

Манипуляция человеческим сознанием: социологический аспект

В современном обществе обостряются проблемы, связанные с использованием методов интенсивного манипулятивного социального воздействия в деятельности разнообразных организаций и движений...

Одна из характерных черт современной эпохи - стремительно возрастающий поток информации, который человеку необходимо воспринять, освоить и применить для решения нередко очень сложных задач, и человек, принимающий решения...

Межличностные манипуляции, как социальное явление

1. Язык: непонятные слова имеют целью подавить слушателя фальшивым «авторитетом» эксперта, либо призваны выполнять гипнотизирующий эффект, либо прикрытие лжи. 2...

Основы социологии

Согласно, словарю - демократия (греч. dеmokratнa, буквально -- народовластие, от dеmos -- народ и krбtos -- власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти...

Проблемы социальной работы с молодежью

Попав под влияние культа, новообращенные довольно быстро ассимилируются в культовой группе и благодаря интенсивному воздействию становятся фанатиками движений, чьи идеология и деятельность могли противоречить их изначальным взглядам на мир...

Рынок публичных услуг

Государственное регулирование сектора частных публичных услуг основывается на необходимости защиты интересов потребителей общественных благ, согласования общегосударственных и частных интересов...

Социологическое изучение общественного мнения

Общественное мнение формируется при соблюдения следующих важных условий: общественное мнение формируется тогда, когда на обсуждение народа выносится проблема, имеющая важное практическое значение, проблема (вопрос)...

Воздействие на общественное мнение, пожалуй, самая главная функция средств массовой коммуникации. За свою долгую историю развития СМИ успели изучить общество и выработать стереотипы. С самого начала их развития они предоставляли информацию обществу, именно ту в которой оно нуждалось, однако со временем мы стали заложниками этой информации. СМИ не только сумели подстроиться под изменяющиеся условия в мире, но и научились использовать информацию как средство манипуляции. В современном мире средства массовой коммуникации стали главным инструментом манипулирования. Фактически они контролируют мир, могут навязывать культуру, ценности, идеи, идеалы и многое другое. Многие ученые считают, что за счет этого навязывания СМИ могут создавать квазиреальность, искажая реальное положение вещей. СМИ предлагают нам готовые стереотипы поведения, диктуют нам, как и о чем думать. Общество превращается в бездумную массу, таким образом, упрощая СМИ задачу манипулирования.

Средства массовой коммуникации ограничивают наше мировоззрение. Информация, которая не прошла через СМИ как бы и не существует. "А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Добываемая и передаваемая информация перестает нести только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов и событий, произошедших в мире, но и их комментирование и оценку.

СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему.

Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении, где информация передается непосредственно вместе с визуальным изображением. Многие ученые занимались изучением проблемы манипулирования к ним можно отнести таких ученых как: Г. Шиллер, Е. Л. Доценко, М. Паренти, А. Моль, Н. Хомский и др. Например Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.

1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.

6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу.

7. Держать людей в невежестве, культивируя необразованность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.

8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть, пошлым и невоспитанным.

9. Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях.

10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и господствующие классы.

Из вышесказанного можно сделать вывод, на любую аудиторию найдется свой метод воздействия, будь то подростки или пенсионеры. Главной чертой всех этих психологических методов воздействия является то, что индивид должен быть эмоционально нестабилен и подвержен манипуляции со стороны средств массовой коммуникации. Но даже если индивид считает, что не подвержен манипуляции, это не значит, что ее нет. Зачастую манипуляции носят скрытый характер, можно и не подозревать о ее наличии.

син. «манипуляция массовым сознанием») - один из способов господства и подавления воли граждан путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д. .

Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает» .

В замысловатую ткань средств массовой информации, которые являются основным инструментом манипуляции, заплетено много чего интересного. Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее рассматривается основные девять способов, которые применяются чаще всего.

1. Использование внушения. Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние - в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает все на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики - озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».

2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Например, был убит один студент, исповедовавший т. н. антифашистские взгляды (см. антифашизм). Кем убит - неизвестно, но журналисты надрываются во всю, обвиняя во всем, естественно, русских фашистов. Но даже если и так - что с того А то, что средства массовой информации, поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный все теми же средствами массовой информации беспросветный русский фашизм в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы...

3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим. Опять, все тот же пример с убитым студентом. Никто точно не знает - кто убил, за что убил и т. д. Но бульварные средства массовой информации все в один голос подхватили, что это сделали злобные фашисты. Началась цепная реакция, которую уже не могут контролировать сами журналисты и редакторы. Так же было, к слову, и с «таджикской девочкой» Х. Султановой, и с «перуанским мальчиком» Э. Артуро, и со многими, многими другими. Средства массовой информации во всех этих случаях, домыслив немыслимое, сели в лужу, не пожелав, однако, об этом громко афишировать.

4. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребенок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.

5. Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже не как зло, а как очень даже добро. Например, сейчас в ходу такая постановка проблемы: «А вот придут к власти националисты - и начнутся грандиозные репрессии, сопровождающиеся обмерами черепов». И красочное описание этого процесса с апеллированием к истории Третьего Рейха (хотя, естественно, никакого отношения Третий Рейх к нынешней ситуации в России и в мире, а равно как и к современным русским националистам не имеет).

6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Тут далеко за примером ходить не надо. Все уже наслышаны о том, какие бедные иммигранты и как они хотят дружить с Русскими, как они могут поднять экономику России и т. д. Однако про то, что свыше 50 % преступлений от общего их числа совершается именно иммигрантами, что 70 000 человек ежегодно погибают от наркотиков, которые привозят эти люди с Кавказа и из Средней Азии - про это все средства массовой информации молчат, т. к. это - натуральный экстремизм.

7. Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чем-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.

8. Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет. Например, почти все средства массовой информации, когда убили «таджикскую девочку», визжали о том, что ее убили скинхеды. И кричали об этом настолько часто и много, что публика очень даже поверила в эту ложь. Потом, правда, выяснилось, что отец этой девочки был наркоторговец, и что в качестве оружия сбыта наркотиков он использовал свою дочь, и скинхеды тут вообще ни при чем. Но большинство народа так и остается при мнении, что «таджикская девочка» - бедная и несчастная жертва жестоких скинхедов.

9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создается событие, которого не было, и выдается за факт. Вся желтая пресса постоянно занимается этим. Байки о сатанистах, приносящих кровавые жертвы в жестоких ритуалах отцу своему сатане, давно набили оскомину и ничего кроме здорового смеха или вовсе отвращения не вызывают. В этом же ряду стоят сказки о скинхедах, убивающих тысячи «таджикских девочек» ежедневно, ну и все прочее в таком же духе.

Как же защитить свое сознание от манипулирования Решение простое - необходимо думать. Думающая аудитория - это т. н. рефлексирующая аудитория, которая требует доказательств вместо веры, видит логические ошибки средств массовой информации, не поддается красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория - это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пропаганда (лат. propaganda – подлежащее распространению) - организованное и целенаправленное распространение идей, мнений, утверждений, и слухов через СМИ и по другим каналам общественной коммуникации

В понятие «пропаганда» в большинстве случаев вкладывается негативный смысл. Многие зарубежные специалисты признают, что пропаганда является средством обмана, информационно-психологического насилия над личностью и контроля ее поведения. Наиболее характерным и отражающим сущность пропаганды является определение английского теоретика Л. Фрезера, который полагает, что «пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными».

Задачи пропаганды

1. Образование и закрепление тех или иных желательных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений и т.п.

2. Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.

Виды => цели

Позитивная (конструктивная) пропаганда стремится довести до потребителя те или иные убеждения в доходчивой форме. Она осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограниченного круга заинтересованных лиц. Позитивная пропаганда, в отличие от негативной, не преследует манипуляторных целей

Негативная (деструктивная) пропаганда навязывает людям те или иные убеждения. Это позволяет разобщить людей, сделать их послушными воле пропагандиста. Технология создания «образа врага» позволяет сплотить толпу вокруг пропагандиста, навязать толпе выгодные ему убеждения и стереотипы. Основная функция негативной пропаганды - создание иллюзорной, параллельной реальности с «перевернутой» системой ценностей, убеждений, взглядов.

Цель позитивной пропаганды - способствовать социальной гармонии, согласию, воспитанию людей в соответствии с общепринятыми ценностями. Позитивная пропаганда выполняет воспитательную и информационную функции в обществе.

Цель негативной пропаганды - разжигание социальной вражды, эскалация социальных конфликтов, обострение противоречий в обществе, пробуждение низменных инстинктов у людей и тому подобное.

Сама Природа пропаганды такова, что она достигает своей цели воздействуя, прежде всего, на эмоции людей Но очень важно, на какие именно эмоции она влияет.

Технология пропаганды

1. Манипулирование.

Манипуляция - это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования - сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:

1) манипуляция - это психологическое воздействие, а не физическое;

2) манипуляция - это скрытое воздействие;

3) манипуляция - это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний.

Манипулятивное воздействие можно наблюдать при обращении начальника к подчиненному. Ну например – «Не выполняя свои обязанности в срок, вы Иванов подрываете свой авторитет и позволяете усомнится в своем профессионализме», или вот – «Если вы не сделаете все в срок и качественно, мне даже сложно представить какие для вас наступят последствия». В первом случае начальник играет на чувстве профессионализма своего подчиненного, во втором внушает страх возможных последствий, тем самым манипулируя им

2. Мифологизация

Воздействие мифов на массовое сознание чрезвычайно велико. Мифология выступает в роли аргументов, усиливающих обычные высказывания. Содержание информационно-пропагандистских материалов, действуют на людей не извне, а как бы изнутри их мировоззрения, что облегчает процесс восприятия этого содержания.

Пропаганда в СМИ через миф направлена на ту систему базовых понятий, которые не могут измениться в одночасье, а способны эволюционировать лишь постепенно, под воздействием вновь получаемой информации, в которую виртуозно вплетен определенный миф.

материалы, которые строятся на мифологизации, гарантированно попадают в «цель» (т.е. аудиторию). Вербальное выражение происходит посредством метафор и символов, что позволяет проникнуть в сердца людей, задеть за живое. Например, фотографии самолета, летящего ввысь и набирающего высоту, часто можно встретить в качестве сопроводительных к публикациям об авиакатастрофах. Символ расправленных крыльев, которым не суждено достигнуть цели, очень точно воспринимается аудиторией. Миф о возможности мгновенной утраты близок каждому. Конкретный пример использования такого символа – публикация в журнале «Мир и политика» под названием «Летевший из Польши в Египет самолет экстренно приземлился в Болгарии из-за угрозы взрыва»

3. Стереотипизация.

Следующий элемент манипулирования, используемый для активного формирования «установки восприятия» в желательном для пропагандиста направлении, - стереотип. Стереотип очень «удобен» для пропаганды. это суждение, которое прочно усвоено в данной социальной группе.

Стереотипы – эта техника основана на использовании предубеждений аудитории путем навешивания ярлыков на объект пропаганды, которые вызывают у аудитории страх, ненависть, отвращение.

Например, рассказывая о другой стране или какой-либо социальной группе, манипулятор может акцентировать внимание на стереотипных чертах, которые ожидает читатель, даже если на самом деле они не являются типичными для целой страны или социальной группы (часто это бывает нечто анекдотичное, забавное). В графической пропаганде (в том числе, на военных плакатах) это могут быть портреты врагов с какими-нибудь ярко выраженными стереотипными национальными чертами.

Оперируя им, пропаганде легче формировать представления и взгляды, поскольку тем самым она апеллирует к устойчивым психическим образованиям - к эмоциональному отношению на основе усвоенного знания. Стереотипы очень устойчивы. Стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология. Средства массовой информации в любом обществе с помощью метода стереотипизации внедряют в сознание читателей, слушателей, зрителей различные мифы и иллюзии. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые в конце концов становятся символами. Постоянное воспроизведение сфабрикованных стереотипов

Теории пропаганды

В качестве ключевых могут быть упомянуты теории пропаганды, созданные Г. Лассуэллом, У. Липпманом и Джон Дьюи.

Г. Лассуэлл

В рамках теории Лассуэлла, сила воздействия пропаганды ассоциируется с уязвимостью сознания человека. Любой экономический кризис или политический конфликт, по мнению исследователя, потенциально опасны, поскольку приводят к массовому психозу и усугубляют подверженность индивидов пропагандистскому воздействию. Впоследствии Г. Лассуэлл переменил позицию по этому вопросу, отказавшись от идей, свойственных концепциям «магической пули». Он пришел к выводу, что успешная пропагандистская кампания должна иметь длительную, тщательно проработанную стратегию, в процессе которой необходимо создавать определенные символические образы и учить людей связывать с ними требуемые эмоции; в результате, согласно терминологии ученого, могут быть выработаны «коллективные», или «эталонные»,символы. Соответствующий процесс Г. Лассуэлл предлагал систематизировать, передав контроль над медиа - пропагандой своеобразной «новой элите», некоторой «научной технократии», которая давала и исполняла бы торжественное обещание использовать свои знания не во зло, а во благо общества.

У. Липпман

Для идей Липпмана был также характерен скептицизм, свойственный изначальным воззрениям Лассуэлла. Он сомневался в том, что средний человек способен самостоятельно сориентироваться в окружающем мире и принять разумные решения относительно того, как следует поступать в той или иной ситуации. В качестве ключевых причин Липпман называл сложность окружающей обстановки, опасность определенных политических сил и недостаточность источников информации.

Он также разделял опасения по поводу деструктивного влияния пропаганды и полагал, что серьезность угрозы требует перестраивания политической системы - создания определенного органа или механизма, который осуществлял бы приемлемый, но строгий контроль над содержанием средств массовой информации.

Липпман предлагал, в частности, сформировать бюро расследований, в задачи которого входил бы анализ сведений, их перенаправление элитам для принятия решений, а также определение того, какую информацию следует и не следует знать людям.

Джон Дьюи

Дж. Дьюи выступал с активной критикой идей, высказанных Г. Лассуэллом и У. Липпманом. Он категорически возражал против передачи контроля технократии, которая с помощью научных методов защищала бы людей от самих же себя. Напротив, считал он, люди сами могли бы защитить себя, если их научить нужным приемам обороны. Дьюи доказывал, что даже эле­ментарное образование поможет людям противостоять пропаганде. Он утвер­ждал, что газеты должны служить средством просвещения обще­ства. Главное место в них следует отводить идеям и философским рассуждениям, а не описаниям отдельных действий. Они должны обучать навыкам критического мышления и определять ход обсуж­дения общественностью важных вопросов. Однако его усилия со­здать подобную газету ни к чему не привели.

Манипулирование общ.мнением.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. фактор при формировании общественного мнения - это интересы людей. В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Этапы формирования общественного мнения :

1. зарождение индивидуальных мнений,

2. обмен мнениями,

3. кристаллизация общей точки зрения из многих мнений (интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.)

На процесс формирования общественного мнения оказывает множество различных факторов. Несомненно, самым важным аспектом формирования общественного мнения является СМИ. Средства массовой информации очень сильно воздействуют на точку зрения человека, так же это наиболее эффективное средство влияния на эмоции

В сфере социальных отношений в зависимости от предметной сферы исследователи выделяют

1. Экономическое манипулирование - это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение.

2. Политическое, Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.

3. Идеологическое, Идеологическая манипуляция - это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей в сфере общественных и личных идеалов. Идеологические манипуляции предполагают неискренность и фальшивость в сфере общественных и личных идеалов. Они могут строиться на фиктивном следовании существующим общественным идеалам либо путем создания новых идеологий, оправдывающих использование безнравственных и аморальных средств нереальными конечными целями.

4. Бюрократическое Бюрократические, или организационные манипуляции подразумевают любую псевдодеятельность административного или организационного характера: затягивание сроков решения вопросов, запутывание заявителя в лабиринте многочисленных инстанций и ответственных лиц; неисполнение управленческих функций и их подмена заведомо бесполезной, но внешне эффективной деятельностью; раздувание численности организации, требование лишней и ненужной документации.

5. и психологическое манипулирование. Психологические манипуляции в действительности являются простейшими и входят в состав всех вышеперечисленных. Любое манипулирование индивидуальным или коллективным сознанием обязательно учитывает особенности психического восприятия и устройства манипулируемых.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приемов манипулирования много и не редко они исходят главным образом к психологическому корню. Большинство методов манипулирования делает акцент на примитивные и низменные чувства людей. При этом происходит своеобразная подмена идей, ценностей и целей манипулируемого на желания манипулятора.


Похожая информация.


Термин "манипуляция" (от лат. - Рука - наполнять) ранее использовался по искусства демонстрации фокусов, а также карточных игр, в которых применяются отвлекающие приемы, сокрытие истинных намерений, создания иллюзий. Впоследствии, когда срок начали употреблять по отношению к людям, у него стали вкладывать значение "приручить" другого, "прибрать его к рукам", попытки превратить его в послушное орудие, марионетку.

Американский профессор факультета СМИ Герберт Шиллер характеризует манипуляцию как скрытое программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения. Российский исследователь Дмитрий Волкогонов понимает под термином "манипуляция" господство над духовным состоянием людей, управление изменением их внутреннего мира. Он считает, что манипуляция происходит с помощью внушения массам определенных стереотипов мышления, формирование такой общественной мысли, которая является выгодной манипулятору.

Манипулирование основывается на лжи и обмане. Причем, в основе этой лжи лежат корыстные интересы. Манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию общественного мнения. Распространение манипулирования связано и с тем, что оно имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства: во-первых, оно осуществляется незаметно для кем манипулируют; во-вторых, оно не влечет за собой прямых жертв и крови и, в-третьих, манипулирование не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.

Печальный прогноз относительно будущего манипулятивных технологий принадлежит перу известного английского философа, лауреата Нобелевской премии Бертрана Рассела (1872-1970), который в книге "Влияние науки на общество" отметил, что если раньше словосочетание вроде "снег - белый" была примером несомненной истины, то в будущем ученым придется выяснять, «... во сколько обойдется в расчете на одну голову, убедить людей в том, что снег черный, и насколько дешевле убедить их в том, что он темно-серый... Хотя эта наука... будет тщательно изучаться, ее изучения будет ограничено строгими рамками правящего класса. Простому народу не позволят знать, как возникают его убеждения. Когда же эта техника усовершенствуется, каждое правительство, которое контролирует воспитания нового поколения, сможет держать в подчинении своих подданных, а не нуждаясь ни армии, ни полиции ".

Как уже отмечалось, важная роль в процессе манипулирования общественным мнением принадлежит СМИ и особенно телевидению.

Для этой цели СМИ отработано большое количество приемов. Институт анализа пропаганды (СЕЛА) обобщил эти приемы и выделил ряд наиболее распространенных методов манипулирования общественным мнением:

"Определение". Идеи, личности, объекты сочетаются с определенными характеристиками (положительными или отрицательными в зависимости от задач, которые ставят перед собой манипуляторы), которые из-за их частое повторение усваиваются людьми как очевидные, не требующие доказательств. Скажем, идея о том, что в демократическом обществе существует плюрализм СМИ, хотя на самом деле, несмотря на огромное количество источников их происхождения, все СМИ контролируются крупными рекламодателями и правительствами.

"Блестящая всеобщность". Изображая какие-то события в которых необходимо заручиться поддержкой аудитории, применяют выражения, которые утверждают, что абсолютное большинство общества поддерживает такую точку зрения ("подавляющее большинство", "общественное мнение"). Алгоритм действий примерно такой: сначала политики с помощью социологических опросов, политологических центров, купленных журналистов, ученых, и разного рода влиятельных лиц создают так называемую общественное мнение. Потом - воплощают с помощью СМИ этот продукт своей деятельности в реальной жизни, а дальше - манипулируют этим своим собственным продуктом, имплантированным в действительность.

"Рекомендация". Нужна тезис вкладывается в уста личности, пользуется высокой популярностью в определенных общественных кругах (известный ученый, журналист, писатель, артист, спортсмен и т.д.). В общественном сознании укоренился стереотип, якобы человек, достигший значительных успехов в определенной области, компетентный и во всех других сферах. И хотя многочисленные факты убеждают, что это всего лишь распространенное заблуждение - есть множество фактов, которые показывают, что лица, которые блестяще делают одно дело, оказываются беспомощными в других. Тем не менее, этот стереотип вовсю эксплуатируется политиками и биз-нес-рекламой. Достаточно вспомнить, сколько популярных артистов, спортсменов, журналистов нанимают в свои ряды политические партии накануне выборов.

"Подтасовки карт". Возможность и оправданность применения точной или неточной, логической или нелогичной заявления с целью пробуждения интереса аудитории и освоения ней. Например, пробуждение общего интереса к сложной экологической ситуации в определенном регионе - формулировка сверхидеи, которая овладевает массами и убеждения аудитории в том, что для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо "всем вскочить в одну лодку и грести в одну сторону", то есть поддержать определенный подброшенный рецепт выхода из кризиса.

"Перенос". Прием с помощью которого безусловный авторитет определенного лица или политической силы переносится на какого-то человека, которую нужно популяризировать. Скажем, на парламентских выборах 2002 в Галиции, где авторитет Виктора Ющенко и избирательного блока "Наша Украина" был очень высоким, почти все депутаты-мажоритарщики, а также кандидаты в органы местного самоуправления которым удалось заручиться поддержкой этих политических сил, победивших в своих избирательных округах.

Можно привести и другие примеры когда объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему-то такому, что воспринимается общественным сознанием как очень хорошо (или, наоборот, плохое): "Сталин - это Ленин сегодня"; "Саддам Хусейн - арабоязычный Гитлер".

"Подмена". Заключается в использовании позитивных определений для обозначения негативных действий или наоборот. Так, бандитов называют "борцами за свободу", а наемников - добровольцами. Скажем, война в Чечне российскими электронными СМИ называлась не иначе, как антитеррористическая операция. Можно также вспомнить такие, например, лексические пары, как "наведение конституционного порядка" и "военная агрессия", "защита прав человека" и "точечные бомбардировки", "общечеловеческие ценности" и "принципы западной демократии", "введение свободного рынка" и "разрушения отечественной экономики". Каждая из этих пар словосочетаний может в определенном контексте быть синонимичны. Как следствие - человек судит не о событиях, а об их названия; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

"Свои ребята". С помощью этого приема создают обманчивое ощущение близости определенной общественной группы или определенного лица.

"Смещение акцентов". Прекрасной иллюстрацией этого приема может служить известный советский анекдот об освещении соревнования американского и советского бегунов. Победил американец. Советские комментаторы сообщили: "Наш спортсмен прибежал вторым, американский - предпоследним". Формально все сказано правильно, а на самом деле слушателей обмануты. Этот прием очень часто используют даже ведущие мировые информагентства.

Есть еще немало других методов введения общественности в заблуждение, такие, скажем, как налиплювання ярлыков, полуправда, заговаривания важных тем и тому подобное. Количество их постоянно растет.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции является информация. А информацию можно:

Сфабриковать, выдавая ее за настоящую.

Исказить путем неполного, однобокого представления.

Отредактировать, добавив различные выдумки.

Интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете.

Скрыть важную информацию, какие-то существенные детали.

Отбирать факты, в соответствии со своей позиции.

Неточно процитировать, приведя лишь часть фразы или выступления, которая будучи вырванной из контекста приобретает другой, иногда противоположного смысла.

Границы манипулирования общественным мнением. Если возможности для манипулирования общественным мнением являются широкими, то может показаться, что те социальные группы, обладающие большими финансовыми ресурсами должны всегда диктовать свою волю. Однако на самом деле их возможности ограничены рядом факторов. Важнейшими из них являются:

Конкурирующая пропаганда. Под пропагандой понимают особый вид социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, и благодаря этому - возможность влиять на поведение людей.

Если государство обладает монополией на пропаганду (например, при тоталитарных режимах), каждому представителю общественности очень трудно усваивать альтернативные, отличные от официальных идеи и взгляды. Официальная пропаганда подавляет инакомыслие и выставляет в выгодном свете те факты, в которых она заинтересована. В демократических же политических системах всегда существует возможность воспринимать различные точки зрения существует несколько источников распространения пропаганды, которые поддерживают альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу определенные ограничительные условия, которые делают невозможной бесконтрольную пропаганду.

Доверие пропагандистам, в глазах представителей общественности, во многом зависит от информации и способов ее представления. Когда предлагаемые общественности факты заметно отличаются от доминирующей общественной мысли и реальной действительности, возникает напряжение, направленное против тех, кто осуществляет пропаганду.

Ровница в образовании в разных социальных групп общественности может привести к тому, что усилия пропагандистов будут восприниматься только слоями с высшим (или, наоборот, со средним) образованием.

Верования и система ценностей у разных представителей общественности также ограничивают пропагандистские условия, поскольку представители разных социальных слоев, будучи носителями разных систем норм и ценностей, подвергают критическому анализу действия пропагандистов.

Контрольные вопросы и задачи

1. Охарактеризуйте общественное мнение как состояние массового сознания и как социальный институт.

2. Проанализируйте специфику функционирования общественного мнения в разных обществах.

3. Охарактеризуйте структуру общественного мнения.

5. Какие главные каналы выражения общественного мнения
в Украине является наиболее, эффективными?

6. Какую роль играют СМИ как регулятор общественного мнения?

7. Как СМИ влияют на общественное мнение? Можно считать синонимичными выражения "воздействие на общественное мнение" и "манипулирование общественным мнением"?

8. Какие факторы ограничивают возможности манипулирования общественным мнением?

9. Охарактеризуйте особенности реализации общественного мнения в современном украинском обществе.