Три особенности достижения мокши — освобождения. Мокша – это высшая цель существования в философии индуизма

Дхарма – поддерживает наше существование. Дхарма это знание закона и следование ему, мораль, благочестие, долг и его исполнение, ответственность, религиозный долг, поддержка закона бытия. Дхарма это естественный закон о том, как нужно относиться ко всем живым существам. Задача джйотиш растолковать настоящую дхарму человека, но и сам человек способен увидеть свою дхарму, снизив уровень гун: тамас и раджас в своей жизни.

Артха – материальное благосостояние, заработки, экономический потенциал. Артха это ни что иное, как ресурсы и экономические развитие человека. Артха включает в себя: достижение славы, накопление богатства, получение знаний и профессиональных навыков, обретение высокого соц.положения. Другими словами артха — это успех в нашем материальном мире.

Кама – это желания и удовлетворение своих чувств на разных уровнях, физические наслаждения, чувственное удовольствие, вожделение, страсть. Так же кама это и отношения с другими живыми существами.

Мокша – освобождение от бренного тела, освобождение из сансары, от страданий, растворение заблуждений/иллюзий.

Обратите внимание:

  • Дхарма – 1,5,9 дома
  • Артха – 2,6,10 дома
  • Кама — 3,7,11 дома
  • Мокша – 4,8,12 дома

Если разобраться чуть глубже в теме домов гороскопа и то, как связаны между собой четыре цели в жизни человека, то возможно заметить, как переплетаются между собой дома дхармы, артхи, камы и мокши. В домах дхармы, так или иначе, проявляются темы долга и ответственности человека, его моральные ценности, знание закона, религии, следование этому пути и т.д. В домах артха, то, как человек достигает процветания и успеха в этой жизни, то, как накапливает ресурсы для нормального существования здесь. В домах камы проявляются самые сильные желания человека, то, что он хочет в этой жизни больше всего. В домах мокши проявляются темы чего-то запредельного, тайного, тема трансформации человека.

Как можно применить данное знание на практике?

Все просто, открываете свою натальную карту и смотрите в каком из домов находится большее количество планет. Данное знание расскажет вам немного о себе, о том, что для Вас важно в жизни: дхарма и следование пути дхармы по жизни, возможно мокша и именно поэтому у вас не складываются финансовые дела, т.к. сама душа перед рождением пожелала заняться вопросами, которые будут касаться мокши и духовного развития в жизни. Знание должно быть практично, поэтому применяйте это, изучайте себя. Только поняв себя и разобравшись в своей судьбе можно понять других.

Антарикша повествует о природе Иллюзии и разрушении вселенной. Прабуддха подчеркивает важность принятия духовного наставника и необходимость нахождения в обществе преданных слуг Господа. Пиппалаяна описывает свойства Высшего Существа и природу сознания. Авирхотра повествует о практике поклонения Божеству как пути освобождения.

Градация учителей

Абсолютный интерес. Прогресс подразумевает отказ от худшего и выбор лучшего. Почему гуру низшего уровня не может инициировать в присутствии высшего гуру? Шридхар Махарадж - шикша-гуру Бхактиведанты Свами Прабхупады. Принимать учеников значит принимать ответственность. Количество учеников определяется способностями учителя. Типы Гуру. Освобождение двух типов. Стадии предания. Природа Баладева. Природа Вриндавана.

Долг и достижение высшей цели

Истинный смысл дхармы, артхи, камы и мокшы. О физической и духовной близости. Шрипад Джаятиртха (Бхакти Виджай Тиртха) Махарадж цитирует шлоку «Прабхупадаштакам». Шрипад Джаятиртха Махарадж рассказывает о планах опубликовать брошюру, посвящённую отношениям Шрилы Шридхара Махараджа со Свами Махараджем и ИСККОН. Преданность редко достижима: «паспорт и виза».

Как выйти из матрицы?

Иллюзия нашей жизни. Город материальных наслаждений. В чём смысл нашего существования? Нужно ли думать об иллюзиях? Способ выхода из иллюзии. История об «уходе». Какими могут быть отношения с Богом. Наставник гуру в ваших отношениях с Богом. Ответы на вопросы.

Глава 10. Освобождение Налакувары и Манигривы

Сыновья Куверы, хранителя райских сокровищ, деградируют в плену пьянства и разврата. Мудрец Нарада решает освободить братьев. Нарада обрекает братьев родиться деревьями во дворе Нанды. Кришна ломает деревья из которых появляются Налакувара и Манигрива. Молитва полубогов обращенная к Кришне. Кришна дарует братьям окончательное освобождение.

Кали Юга – период эпидемий

Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 19 декабря 1982 года. Темы лекции: Служение ачарьи. Об оскорблениях Вайшнава и прощении. О стадии, на которой человек избавляется от кармы. Крипа-сиддха. Рассказ о нескольких женщинах-преданных. «Семейная жизнь с Богом». Стадии заблуждения.

Преодоление препятствий на духовном пути

Четыре жизненных уклада. Четыре вида препятствий на духовном пути. Четыре вида оскорбления. Четыре типа материальных желаний. Четыре вида слабости сердца. Четыре вида непонимания духовного знания. Шесть врагов. Шесть волн страдания. Виды освобождения (мокша). Признаки духовного прогресса. Пуруша и пракрити. Свобода выбора и ум. Привязанности.

Семья как высшая школа отношений

Сознательное обучение: нужно прибыть в настоящее. Мы берем больше, чем нам нужно. Какие образы формируют сознание? У каждого из нас должны быть исцеляющие фразы. Эмоциональная скупость ведет к проблемам во взаимоотношениях. С чего начинается женская измена. Ответственность мужчины. Почему незамужние женщины беззащитны? На уровне мыслей жадность - мы не даем пространство другим людям. Бхагавад Гита - Песнь Бога. Жизнь – это великий тестер. Мы должны найти людей, которые бесконечно влюблены в Бога. Дхарма. Дхарма человека. Мы вечные слуги Бога. Миллиарды бесполезных людей. Принять свою судьбу и быть благодарным. У нас каждый раз есть выбор внутри. Женщина только для одного мужчины женщина, а для всех остальных сестра или мать. Чем больше мы сосредоточены на себе, тем меньше у нас возможностей. Высшая цель человека - освобождение.

Амритабинду упанишада

Чистый и нечистый ум. Связанность и освобождение. Успокой ум в сердце. Ощущение духа. Когда человек освобождается от пристрастий – он достигает Брахмана. Качества Брахмана. Высшая истина. Превзойди три состояния. «Отражение луны в разных сосудах». Притча о горшке и пространстве. Брахман-слово и Высший Брахман. «Смотри на знания – как на молоко, а на различные учения – как на коров». Господь – обитель всех существ, и Он - в каждом существе.

Подлинная свобода

Описание Сатья Юги. Трета Юга. Двапара Юга. Кали Юга - век деградации и варварства. Преимущество Кали юги над другими югами. Величайший дар Махапрабху. Для чего нужны негативные обстоятельства? Как мы можем помочь страдающим людям? Материальный мир - мир страданий и боли. Истинная благотворительность. Определение мукти (освобождения) с точки зрения вайшнавов. Духовное богатство преданного. Единство - это высочайшая концепция. Все ли пути ведут к истине? Что значит подлинный вайшнав?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Шримад Бхагаватам. Книга 7. Глава 13 - Глава 14.

Поведение отрешенного. Долг имеет смысле только в случае наличия цели. Как определить отрешенного человека. Среди двух спорящих прав тот, у кого больше смирения. Прахлада отправляется встретить отрешенного человека. Царь обращается к отшельнику. Нищий молвит в ответ. Трое врат при рождении человека: страдание, счастье, освобождение. Всякое действие сопряжено с беспокойствами. У кого нет ничего - тот свободен и счастлив. Пчела и удав. Жизнь в благочестии. Обязанности домохозяина. Отношение к труду и общественным обязанностям. Отношение к богатству. Отношение к животным. Отношения с людьми. Все имущество – остатки жертвоприношений Господу. Жертвенные подношения. Храм живого существа – храм божий. Самое прилежное соблюдение обрядов не принесет блага, если человек не уважает живых существ.

Причина материального рабства, в котором находится каждый из нас. Как описывается зависть в Шримад Бхагаватам. Что мы знаем о зависти? Различные толкования понятия заваисть. Зависть и Критика всегда вместе. Вторая стадия зависти - желание чтобы нам завидовали. Хвастовство. Причина тройственных страданий. Зависть - двигатель материального и тормоз духовного прогрессов. Как зависть делает человека злонравным и непорядочным? Зависть причина критики. Зависть причина вожделения. Зависть причина злорадства. Зависть причина лицемерия. Зависть причина ложного отречение. Благая зависть. Библейская история зависти. Почему дурной пример заразителен? Индра завидует Брихаспати. Дакша завидует Шиве. Самоедство. Как связаны злость и зависть? Подражание.

Мой анализ мокши будет только астрологический, не трансцендентный. Как вы знаете, мокша - это выход из цепи перерождений . В большинстве случаев это невозможно сделать без гуру. Гуру должен вести вас, дать определенные знания, мантры, медитации, чтобы вы разрушили вашу прарабдха и санчита карму. Эти два типа кармы и есть причина вашего рождения.

Как понять мокшу астрологически?

Для этого нужно знать типы домов - дхарма, артха, кама и мокша.

Все огненные знаки - это знаки дхармы.

Например, для лагны Овен огненные знаки попадают в 1-5-9 дома, который для него является треугольником дхармы.

2-6-10 дома становятся артха триконом.

3-7-11 дома - кама триконом.

4-8-12 дома - мокша триконом

Можно задуматься о том, почему знаки воды обладают свойством мокши. Вода имеет свойство течь и также свойство растворять вещи. Символизм воды в стирании, растворении вашей кармы всех жизней, которые вы прожили.

Второй символизм - это то, что первой накшатрой водных знаков управляет Юпитер , который представляет гуру. Гуру, необходимый нам, чтоб выйти из круга перерождений.

Чтобы понять суть астрологии, мы должны понять основы. Дхарма это огонь, это способ понять самого Бога . Потому что Бог творит посредством огня.

Артха показывает, что мы должны делать на этой Земле . Особенно она связана с благосостоянием. Если я брошу денежную купюру в небо, она улетит. Если в воду - она утонет. Если в огонь - она сгорит. И только если я ее брошу на землю, то смогу наклониться и поднять ее))

Но мы помним, что Артха трикон будет во 2-6-10 домах только для Лагны Овен и других знаков огня.

Возьмем к примеру Козерога . У него знаки воды попадают в 3-7-11 дома. Поэтому если он хочет освобождения, мокши, то у него должно быть очень сильное желание этого . Это прежде всего. Желание номер один - это достичь мокши.

Как некоторые люди страстно желают иметь часы Ролекс или роскошный Мерседес, и готовы проделать все необходимое, чтобы их получить. Так и Козероги должны иметь страстное желание мокши, чтобы начать процесс ее достижения. Надо совершенно ясно понять - Я не хочу ни БМВ ни Мерседеса, я хочу именно мокши.

12-4-8 дома для Козерога становятся возможностью понять свою дхарму. Чтобы достичь мокши (изначально это дома мокши) им нужно понять свою дхарму.

Сначала им нужно желание, чтобы достичь мокши. Затем трудиться по Артхе. И далее делая свою работу, выполняя свои обязанности на этой планете, Козероги начинают понимать, что такое просветление, и начинают понимать Бога. Тогда для них открывается и мокша.

Поэтому для любой Лагны нужны все 4 стихии для достижения мокши .

В любом случае даже имея сильное желание мокши, вы не уйдете сразу с этой планеты. Нужно работать для этого! Нужно читать и учиться понимать священные тексты.

К примеру с Лагной Телец люди думают, что моя дхарма это 1-5-9 дома. Это правильно в широком смысле. Но настоящая дхарма это всегда огненные знаки. Настоящая артха это всегда земные знаки и.т.д.

Поэтому вы найдете Тельцов, сильно стремящихся к материальному успеху - биржи, финансы, банки. Они сильны в этом, они чувствуют это своей обязанностью. И возможно считают, что обретают Бога через деятельность финансового менеджера.

Но так ли это?

Нет. Чтобы понять Бога нужно идти к знакам огня.

Огонь у восходящих Тельцов в треугольнике Мокши. А значит им нужно найти гуру. Если вы очень интуитивны и умеете читать древние тексты, то можете понять, что гуру на самом деле находится внутри нас.

Слово гуру расшифровывается следующим образом - «гу» означает двигаться вверх, «ру» означает дух.

Для всех земных Лагн очень важно найти гуру, чтобы обрести просветление .

Знаки мокши находятся у Тельца в триконе камы. Т.е. для обретения освобождения им нужно иметь страстное желание этого:

7 дом - найти партнера, который бы помогал достичь мокши. Т.е. партнера, который бы имел похожий интерес и тоже стремился к мокше. Это, конечно, не просто.

11 дом - найти или создать правильную систему поддержки - круг друзей, единомышленников, которые бы способствовали цели выйти из круга перерождений. А также личные достижения.

Возьмем Лагну Рак . Для них знаки мокши это 1-5-9 дома. Причина их рождения - это найти просветление. Это обязанность №1. Они должны уметь понимать и изучать вещи, поскольку 5 и 9 дома прямо связаны с обучением и образованием. И через эти знания они могут понять мокшу.

Самостоятельное чтение и изучение текстов поможет им найти своего гуру.

Хороший способ это изучение астрологии, понимание планет, знаков.

Как говорит К.Н.Рао: «Астрология - это мост между духовными и материальными знаниями». И астрология, руководствуясь бытовыми математическими знаниями вначале, ведет нас к знаниям божественным.

Для воздушных Лагн водные знаки мокши попадают в дома артхи. Это значит, вы должны работать ради понимания мокши . Вы не можете просто читать тексты. Даже поиск гуру не должен идти вначале. Прежде всего вы должны работать, совершать поездки в разные места и т.д.

Поскольку вы слишком воздушны, вы везде и нигде, у вас нет якоря. И для мокши вам надо укорениться.

текст Kapiel Raaj

перевод мой (Анна Кушнир)

История возникновения и развития индуизма уводит нас вглубь веков. Имея в своих истоках священные восточные писания и Веды, это учение, многоплановое в своей основе, сформировалось приблизительно за пять тысячелетий до наступления нашей эры, но актуально и по сей день. Данная религиозная философия включает в себя множество абстрактных понятий, одним из которых является "мокша". Это особое состояние освобождения души и осознание ею своей изначальной непорочной сущности.

Иллюзорная реальность

Согласно данному учению, человек, отождествляя душу с телом и материальным миром, в котором она пребывает, принимает себя за того, кем на самом деле не является. Поэтому он находится во власти майи, скованный её цепями. Данное слово переводится как «не это», то есть обман, неверное восприятие действительности. Чтобы осознать, что такое мокша в философии индуизма, необходимо понять суть видимой глазами и воспринимаемой другими органами чувств реальности.

Материальный мир порождается высшей духовной энергией и есть лишь её трансформация, то есть отражение чего-то действительного, что осознаётся как несуществующее. А вместо этого иллюзорное кажется реальней настоящего, хотя на самом деле истиной является лишь единство чистого духа с энергией божества и высшим совершенством.

Конец цепи перерождений

Пока душа (атман) не осознает свои заблуждения, она оказывается прикованной к миру так называемого обусловленного бытия, проходя одно за другим мириады мучительных перерождений и тяжких болезненных смертей, то есть находится в карусели сансары. Она не понимает, что бренному слишком далеко до истинного величия красоты и совершенства царства, где правит свободная мысль. Индуизм сравнивает плоть с оковами, а тленный, приходящий, вечно меняющийся и непостоянный мир - с нераспустившимся цветком, чьи характеристики могут быть только скрытыми и потенциальными.

Захваченные в плен собственными пороками, отравленные гордыней, души отвергают законы божественного предопределения, хотя рождены для высокой радости и беспредельной благодати. Они по-настоящему не понимают, что такое мокша. Определение этому понятию в индуизме даётся однозначное: осознание сущностью тождественного единения с Брахманом (Абсолютом - источником жизни), выражающееся состоянием полного блаженства (сатчитанандой).

Чем отличается мокша из нирваны

Конец череды перерождений приходит и с достижением нирваны. Но чем же отличаются это два состояния? Последнее является высшей целью стремления в буддизме. Это восточное религиозном учении, имеющее с индуизмом глубокие общие корни и сходные черты, но и существенные отличия. Буддизм стремится к духовному пробуждению и просветлению, в нём не существует богов, а только постоянное самосовершенствование. В принципе, указанная философия, являясь скрытым атеизмом, просто не может верить в слияние души с высшим разумом, в то время как мокша это именно подразумевает. Состояние нирваны считается, по сути, уничтожением страдания и достигается обретением высшего совершенства. Буддистские тексты не дают точных определений данному понятию. С одной стороны, получается, что это утверждение собственного «Я», а с другой - доказательство его полного реального несуществования, вечная жизнь и самоуничтожение одновременно.

Различие трактовок

Мокша в философии индуизма представляется во множестве трактовок, которые дают различные направления этого религиозного учения. Самая многочисленная по количеству последователей ветвь этой религии - вайшнавизм - утверждает, что при достижении данного состояния душа становится преданным и благодарным слугой Высшей Сущности, которая именуется, опять же, по-разному. Её называют Нараяной, Рамой, Кришной и Бхагавана Вишну. Другое течение - двайта - учит, что полное единение человеческой души с высшей энергией вообще невозможно по причине непреодолимых различий.

Как достигнуть мокши

Выяснив, что мокша - это духовное перерождение для единства с Божественной сущностью, остаётся только определить, каким образом возможно достичь такого состояния. Для этого необходимо освободиться от цепей кармы. Переводится это слово как «судьба», но по сути означает предопределение не только в одной из жизней человека, а во всей череде перерождений. Здесь кажется всё просто: плохие поступки приковывают человека к сансаре, хорошие - соединяют с Богом. Однако в джайнизме мокша — это освобождение от любой кармы, при этом неважно, является ли её действие положительным или отрицательным. Считается, что если подобные связи с материальным миром всё-таки остались, то плоды их обязательно скажутся. Поэтому приходится избавляться не только от негативных черт, но и от всех привязанностей в земной жизни.

Где можно прочитать о мокше

О мокше рассказано во многих старинных священных текстах индуизма. Получить сведения о ней возможно в Махабхарате, Бхагавад-гите, Рамаяне и многих других писаниях Древней Индии. Они чаще всего повествуют, что данное стремление достигается беззаветной любовью к Богу и преданным ему служением. Школа вишишта-двайта учит, что, обретя высшее блаженство, человек пребывает уже в духовном теле, именуемом сатчитананда, вечно наслаждаясь совершенными взаимоотношениями с верховным божеством.

Я хотел бы провести четкую грань: этика не имеет ничего общего с духовностью. Этика, мораль действуют на психику и на тело, но оперируют полярными понятиями. Мокша, напротив, относится к тому, что находится «по ту сторону добра и зла», по ту сторону любой двойственности‚ - к антиматерии, или пуруше. На этом уровне несущественно, какие дела совершает человек - хорошие или плохие. В первом случае вы примете новое тело для того, чтобы наслаждаться плодами своих поступков, во втором - чтобы страдать. Но цель мокши заключается в том, чтобы вообще не возвращаться в этот мир и достичь окончательного освобождения. Разумеется, на путь, ведущий к мокше, легче выйти, если вы ведете саттвический образ жизни. Но путь через ад в итоге тоже приведет к этой цели.

Мокшу можно также охарактеризовать как тенденцию к бессмертию, которая присуща всем живым существам. Она возникает потому, что в нас живет душа, которая представляет собой крохотную искорку антиматерии и обладает тремя совершенно особыми свойствами:
1) сат: она не имеет ни начала, ни конца, то есть вечна;
2) чит: в ней заключено все знание;
3) ананда: ей присущ безграничный потенциал радости.

Поэтому то, что внутренне мы никогда не чувствуем себя старыми, вполне естественно. Бремя страданий возникает из-за того, что мы ошибочно отождествляем свое «Я» с телом. Это тело стареет с каждым днем, так что мы пугаемся своего отражения в зеркале. Процесс, исцеляющий нас от этого нездорового подхода к жизни, и есть мокша, и он представляет собой сущность человеческой жизни. У животных и растений тоже есть чувства и даже душа, но нет развитого сознания, позволяющего исследовать, в чем заключается смысл жизни.

Давайте еще раз, уже с другой стороны посмотрим на то, почему необходимо следовать правилам духовной жизни. Раньше я упоминал, что, по словам Чараки и других ведических мыслителей, полное счастье в этом материальном мире невозможно. даже к самому большому счастью всегда подмешано немного страдания. «Бхагавад Гита» называет рождение, старость, болезнь и смерть четырьмя великими несчастьями материального существования. Это плохие карты, с которыми невозможно выиграть партию. Путь к достижению вечного материального счастья заблокирован; эта попытка изначально бесперспективна. Но это еще не причина немедленно впадать в депрессию. Совсем наоборот, это означает, что страдание - часть нашего существования, мы не должны всю свою жизненную энергию неистово бросать в погоню за материальным счастьем, а следует вспомнить о духовных правилах жизни. Ведь у нас внутри есть душа, которая просто переполнена радостью, знанием и энергией.

Существуют бесчисленные пути, идя по которым человек может найти себя. Как врач, я должен учитывать, каков характер того или иного пациента, каковы религиозные убеждения и жизненный опыт. Один человек может вступить на путь любящей преданности божеству (бхакти), другого влекут ритуалы (яджна) или знание (джнана). Кто-то предпочитает совершать добрые дела (карма-йога) или медитировать (йога). Это только некоторые из известных ныне методов духовного освобождения, которые описаны в Ведах. Проблемы возникают, лишь когда терапевт сосредоточивается на каком-то одном методе и начинает навязывать его пациенту. Иногда ради блага больного приходится отодвинуть на задний план собственные убеждения.

Каждый человек испытывает эмоции, каждый хочет любить и быть любимым. Поэтому бхакти‚ то есть любящее служение, лучше всего подходит большинству людей. Недаром учение Иисуса Христа - любовь к Богу - существует уже два тысячелетия. И в Индии большинство верующих индуистов тоже исповедуют преданное почитание Кришны и Рамы.

Х.Х. Ринер "Новая энциклопедия аюрведы"