Новоиерусалимский монастырь святыни и иконы. Новоиерусалимский монастырь в Истре – частичка Палестины на московской земле. Собор и современная история

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Небольшое помещение, очень необычный иконостас – медный, чеканный, вызолоченный. Немцы, отступая взорвали все, а этот храм остался цел, иконостас уцелел, полностью восстановлен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На фреске изображен император Константин, перед боем за взятие Рима – Вечного города. Силы были неравные, накануне Константину и всему его войску было знамение, причем, днем – знамение Креста Господня, с надписью – «сим побеждай». А ночью знамение было разъяснено: во сне явился Иисус Христос и велел сделать в форме креста знамя и с ним идти в бой. Победа была одержана. С Константина прекратились гонения на христиан.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

На этой фреске мать императора Константина – Елена. Константин дает ей задание, найти Крест, на котором был распят Христос. Елена очень долго искала, это целая отдельная история, которую экскурсовод подробно и красочно рассказывает. Когда Кресты были найдены (три), надо было определить, какой же служил распятием Христу. Вот на фреске и изображено, что к умершему прикладывают кресты, от прикосновения одно из них умерший оживает. Так и был найден Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На месте, где Елена нашла Крест Господень, у нас здесь, в Новой Иерусалиме, забил святой источник. Сейчас проход закрыт, вода подается на верх в отдельную палатку, там можно набрать воду.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Свод этого подземного храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Один из Приделов Страстей Господних с высоким керамическим изразцовым иконостасом. Это Северный придел, называется придел Написания титла. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, надпись на которой говорила о вине Иисуса Христа.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Здесь специально оставили, чтобы была видна кладка: каменные глыбы, а сверху красный кирпич – как строили и достраивали.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это очень красивый придел, весь золотой, но я прослушала, что это… :(

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона Тихвинской Богоматери.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Успения Пресвятой Богородицы или Успенский придел. Здесь есть прообраз темницы, где содержались узники под стражей перед казней.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

С этого же места Матерь Божия оплакивала своего сына, когда его повели на казнь.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид на алтарь Успенского придела. Самый большой изразцовый иконостас в монастыре. Здесь находится главная святыня – ковчег с частицей мощей (десницей – рукой) мученицы Татьяны. Новоиерусалимскому монастырю сей дар преподнесла царевна Татьяна, сестра царя Алексея Михайловича. Ковчег украшали драгоценные камни, поэтому сложно монастырю было получить назад этот дар, который хранился в фондах музея.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Икона, Иисус Христос перед казнью, в колодках.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

А вот то, куда заглядывает женщина – в стене помещение Темницы Господня. Там находятся каменные колодки, как на иконе; паникадило с шипами тернового венца.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Основной, главный иконостас Воскресенского собора.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

12 ярусов иконостаса

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

рядом с иконостасом

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Так как здесь должны были проходить главные богослужения, то были сооружены две сени, красная, с орлом – для царя

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

зеленая, с крестом – для патриарха

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня Гроба Господня (кувуклия) с разных ракурсов, сложно остановиться, не снимать, слишком красиво и даже, я бы сказало, благоговейно… Подробно о часовне было в , сейчас – просто фото

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ура, почти получилось

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вид с обратной стороны от входа в часовню

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Шатер ротонды, он ведь рухнул от тяжести, поэтому такой ажурный в стиле барокко возводится по проекту В.В.Растрелли

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручицы». Еще одна. Про первую – в первой части. Этот образ прислан был Никону в 1663 году из монастыря на Афоне, но он пропал, а это список – XIX века. А придание такое: Иоанн Дамаскин занимал должность в VIII веке советника халифа в Дамаске. Писал письма своим знакомым в Византию, где обличал правящего императора Льва Исаврянина в ереси иконоборчества. Император в ярости и приказывает оклеветать Иоанна Дамаскина. Было подложное письмо, разгневанный халиф приказывает отрубить Иоанну кисть правой руки и вывешивает ее на площади в знак устрашения.

Через друзей Иоанну вернули отрубленную руку, он в келья стал молиться перед иконой Божией Матери об исцелении. Молился долго, усердно, много часов, уснул перед иконой. Проснувшись, увидел, что рука цела, только небольшой рубец есть на месте отсечения.

В благодарность Иоанн сделал изображение кисти из серебра и приделал в углу иконы. Отсюда имя — «Троеручица».

Поездка к мощам Николая Чудотворца в Храм Христа Спасителя из Ярославля

+ Ново-Иерусалимский монастырь

Стоимость поездки - 1600 руб.

Остались последние 6 мест!

Записаться на поездку

Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

В чем помогает Николай Чудотворец

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие (биография) Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был основан в 1656 г. патриархом Никоном (1605-1681 гг.), история создания монастыря неотделима от истории жизни самого Никона - инициатора церковных реформ, призванных изменить существовавшие в русской церкви обряды. Впоследствии реформы вызвали раскол русской церкви и появление старообрядцев.
Но еще до этого он задумал создать обитель, что напоминала бы своим обликом и наполнением христианские сооружения в Святой Земле, а впоследствии стала бы центром всего православного мира. Поначалу же Новоиерусалимский монастырь стал резиденцией самого Никона.
Место было выбрано очень живописное, посреди лесов, в окружении рек, хотя и далековато от Москвы, до которой добираться приходилось в повозках целые сутки. Здесь были отличные пахотные земли, правда, находившиеся в боярской собственности. Но тогда Никон еще пользовался расположением царя Алексея Михайловича и добился от монарха права выкупать земли без согласия на то бояр.
Леса были вырублены, холм для монастыря досыпан, началось строительство. В разные годы в создании проектов Новоиерусалимского монастыря участвовали знаменитые архитекторы П.И. Заборский, Я.Г. Бухвостов, В.В. Растрелли, М.Ф. Казаков, К.И. Бланк.
Непосредственно на стройке работали монастырские крестьяне, которые были собственностью православной церкви - она могла распоряжаться ими по своему усмотрению, привозя из самых дальних вотчин.
При Никоне первые строения монастыря были деревянные, и в 1657 г. была освящена первая деревянная Воскресенская церковь. При освящении присутствовал молодой царь Алексей Михайлович (1629-1676 гг.), он же впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Но к 1658 г. отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем резко ухудшились. Царь, хоть и был прозван Тишайшим, не стал терпеть усиления роли патриарха в делах русского государства, поставив церковь фактически в подчинение государству.
Патриарх Никон - человек своенравный и фанатичный - был страшно уязвлен, объявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Новоиерусалимский монастырь. Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву, но Алексей Михайлович собрал православных патриархов из других стран, которые постановили лишить его сана патриарха и отправить на вечное заточение в монастырь. Сначала - в Ферапонтов Белозерский, после смерти Алексея Михайловича - в Кирилло-Белозерский.
Строительные работы в монастыре остановились и возобновились в правление царя Федора III Алексеевича (1661-1682 гг.). Новый царь Федор Алексеевич сочувствовал Никону и в 1681 г. позволил ему вернуться в Новоиерусалимский монастырь, но Никон скончался еще по дороге в свою бывшую резиденцию и был погребен в северном приделе (Усекновения главы Иоанна Предтечи) Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря.
В XIX - начале XX вв. монастырь стал одним из центров православного русского паломничества.
При советской власти упразднен в 1919 г., в его зданиях открыт Краеведческий музей Московской области. В 1941 г. разграблен и взорван нацистами, вновь открыт в 1959 г.
В 1994 г. передан в ведение Русской православной церкви.
Новоиерусалимский монастырь находится в городе Истре, на южном склоне Клинско-Дмитровской гряды. Собор Воскресения Христова в плане почти идентичен храму Гроба Господня.
Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.
Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.
Некоторые здания повторяют очертания сооружений , как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.
Храм - четырехстолпный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной - ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн - оконных проемов в скате крыши.
Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.
В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.
Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень.
Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень - подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.
Справа от входа - придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.
В XVIII-XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе - из царствовавшей династии Романовых.
Сохранился только один - придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М.Ф. Казакова в стиле классицизма.
С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов - жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.
Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» - крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т.п.


Общая информация

Местонахождение : город Истра, Россия.
Предназначение : мужской православный монастырь.

Дата основания : 1656 г.

Язык : русский.

Религия : православие.

Денежная единица : рубль.

Река : Истра.

Цифры

Крепостные стены : длина - около 1 км, высота - 9 м, толщина - до 3 м, башни - 8.

Удаленность : 40 км к северо-западу от Москвы.

Климат и погода

Умеренно континентальный.

Холодная зима, теплое лето.

Средняя температура января : -8,5ºС.

Средняя температура июля : +19ºС.
Среднегодовое количество осадков : 700 мм.

Относительная влажность воздуха : 70%.

Достопримечательности

Комплекс Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (XVII-XIX вв.) : Воскресенский собор (1656-1685 гг.), остатки колокольни (разрушена в 1941 г.), церковь Константина и Елены (подземная церковь, 1658-1685 гг.), Святые ворота с надвратной церковью (1694-1697 гг.), трапезная с церковью Рождества Христова (1686-1692 гг.), палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII в.), солодовые и кузнечные палаты (1690-1694 гг.), настоятельские покои (конец XVII в.), братский корпус (конец XVII в.), караульные палаты (1690-е гг.), палаты «монастырских детенышей» (1650-е гг.), больничные палаты (1698 г.), квасной погреб (1690-е гг.).
Крепостные стены (1690-1694 гг.), башни (Гефсиманская, Сионская, Надвратная, Елизаветинская, Иноплеменничья, «Варуха», Ефремова, Дамасская, Давидов дом).
Постройки за крепостной стеной : скит Никона (1658 г.), Музей деревянного зодчества (мельница, часовня, крестьянская изба).
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» (1020 г.).

Любопытные факты

■ О том, что в СССР Новоиерусалимский монастырь был сохранен и тщательно восстановлен после Великой Отечественной войны, несмотря на атеистический характер идеологии социалистического государства, напоминает официальный адрес этого культового учреждения: город Истра, улица Советская, дом 2.
■ Вокруг монастыря многое напоминает о Святой Земле. Окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, села - Преображенское, Назарет и Капернаум, реку Истру прозвали Иорданом, ручей, обтекающий монастырский холм, - Кедронским потоком, а сам город Истра до 1930 г. именовался Воскресенском.
■ И до постройки Новоиерусалимского монастыря были попытки перенести образ храма Гроба Господня на русскую землю. Инициатором самого известного проекта был царь Борис Годунов (1552-1605 гг.), в качестве «первообраза» палестинской святыни задумавшего создать комплекс построек под единым названием «Святая Святых» в Московском кремле. В него должен был войти и храм Василия Блаженного, в Москве именовавшийся «иерусалимским» и символизировавший собой Небесный Иерусалим, Постройкой «Святая Святых» Годунов намеревался поднять свой авторитет среди русских людей. Проект не был осуществлен.
■ В тексте стихотворной «Летописи» архимандрита Никанора, рассказывающей о строительстве Воскресенского собора, использован акростих. Из первых букв в строках основного текста складывается сообщение: «Воскресенского сего монастиря грешной архимандрит Никанорис написал сложную сию таблицу всем прочитающим для ведения, когда бе обител сия и церковь начета и кто сему строител бе».
■ Через тридцать лет после окончания строительства каменный шатер Воскресенского собора рухнул, и до 1761 г. грандиозное здание восстанавливалось и перестраивалось по проекту В.В. Растрелли.
■ При Петре I Великом (1672-1725 гг.) в Новом Иерусалиме сократили число монахов: император посчитал, что на их содержание тратятся слишком большие средства. Отныне монастырь был обязан еще и поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
■ Новоиерусалимский монастырь был крупным российским крепостником: до секуляризационной реформы 1764 г. в его собственности находилось 14-16 тыс. душ монастырских крестьян. После реформы они перешли в ведение государства, были освобождены от церковной барщины и получили личную свободу.
■ В 1762 и 1792 гг. на территории монастыря произошли большие пожары, постройки были восстановлены на средства, выделенные императрицей Екатериной II.
■ Информация о разрушениях в Новом Иерусалиме в ходе боев в Великую Отечественную войну, фигурировали в ходе Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками.
■ В 2013 г. гробница патриарха Никона в северном приделе Воскресенского собора была вскрыта археологами. Саркофаг оказался пуст, гробница ранее подверглась разграблению. Местонахождение останков до настоящего времени неизвестно.

Откровение Патриарха Никона.

Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого - великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
Обитель прекрасна в погожий день, когда в куполе главного Воскресенского храма горит неземным огнем подмосковное солнце. В отраженном свечении оно ярче. Не образ ли Вечного Солнца Правды, незаходящими лучами освещающего Иерусалим Небесный?
Здесь все проникнуто вечным смыслом и все особенно, неслучайно. Мы подходим к восточным воротам, через которые Христос въезжал в Иерусалим, теплым апрельским вечером, сгущались сумерки. Напротив южной стены монастыря, вдалеке, полыхало зарево пожара, слышались тяжелые удары, вспоминалась Палестина, осажденная израильскими танками Храм Рождества Христова в Вифлееме, пожары ближневосточных войн.
За триста пятьдесят лет, будто мгновение вечности пронесшихся над Новым Иерусалимом, Россия вряд ли стала ближе ко Христу. Тогда, в середине XVII столетия, самобытная Православная цивилизация столкнулась с почти непреодолимыми препятствиями на своем уже довольно долгом историческом пути. Единственный наследник Православных Византийских Императоров Царь Алексей Михайлович Тишайший осознал себя державным Покровителем и защитником всех Православных христиан. В царских дворцах строились планы покорения Константинополя и Иерусалима, освобождение от иноверцев Византии и Святой земли.

Помощником, соратником и «собинным другом» Царя стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с Константинопольским Патриархом Фотием. Он поведал Царю (и только ему) свой вселенский замысел: создать в России канонический образ Святой Земли Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… об этом знали только Царь и Патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал.
Это была блестящая кульминация очень короткой русской симфонии Патриаршей и Царской власти. Святейший Никон, воздвигая в России свой Новый Иерусалим, приобретал невиданную и ни с кем не сравнимую значимость, в чем-то даже превосходившую значение четырех восточных Патриархов и даже… Русского Царя. Чем не замедлили воспользоваться враги России. Особое участие в ссоре Царя с Патриархом принимал римский папский престол. Святейший Никон вынужден был покинуть Москву, не отрекаясь от великого Архиерейства, и на несколько лет поселился в Новом Иерусалиме. Собор «знакового» 1666 года сместил его с кафедры и объявил простым монахом. Никона отправили в ссылку, на Север. Патриарх сказал Царю: «Бог тебя судит, я еще при избрании своем узнал, что тебе, Государю, быть добру ко мне только до шести лет, а потом быть мне возненавидимым и мучимым».
Я всматривался в образ Патриарха Никона на фоне новоиерусалимского монастыря со свитком в правой руке, на котором пронзительной правдой начертано свидетельство о Воскресении Христовом: «Светися, светися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия…» Может быть, этот образ, дописанный до иконы, когда-нибудь станет святыней воскресшей Руси. И ему, Святейшему Никону, русский народ будет обязан и тем, что преодолеет безчисленные прозападные «реформы», от петровских до современных, и тем, что воскресит Господь и русскую Самодержавную монархию, как оказалось впоследствии - безпомощную перед стихиями зла без содействия Патриаршей власти. И даже тот всплеск русскости, названный «золотым веком» нашей культуры в XIX столетии, при ближайшем рассмотрении оказывается только бледной светской тенью возможного, но так и не состоявшегося духовно-культурного расцвета Святой Руси.
Великие проекты Никона: выход к Балтийскому и Черному морям, провизантийские реформы всех сторон русской жизни и многое другое довелось осуществлять сыну Алексея Михайловича Петру Первому, человеку прозападно настроенному и духовно вполне ограниченному. Расправившись с патриаршеством в России, Петр I сосредоточил всю свою энергию на строительстве европейского Петербурга, а отнюдь не на освобождении от неверных Нового Рима, Константинополя, о чем так мечтал его венценосный отец. И то сказать, надо ли было стремиться к Константинополю, чтобы насадить на Босфоре вместо власти Вселенского Патриарха тот же Святейший Правительствующий Синод с его Цензурным комитетом, что и на берегах Невы? А Петербург в конце концов стал историческим музеем монархии, построившей свою империю по латинским, но никак не Византийским образцам.
Семнадцатый век обернулся семнадцатым годом и ужасающей до сих пор катастрофой. А северная ссылка Никона - соловецким СТОНом (СТОН - соловецкая тюрьма особого назначения).
- Патриарх Никон страшен для исторической России последних столетий, - сказал это и в упор посмотрел на меня послушник Виктор (Шмидт), насельник Ново-Иерусалимского монастыря. - Он страшен и для вас, и для России современной.
- Но почему же для нас?
- Знаете, как сказал один молодой человек, студент Духовной Академии, случайно заехавший к нам в монастырь? «Я ничего здесь не понимаю и уже никогда не смогу понять…» Никто, наверное, не понимает всей грандиозности стремлений Патриарха Никона и всей драматичности непонимания и неприятия его образованным русским обществом, значительной его частью. И мы по-прежнему не готовы его принять, страна не готова. В этом ключ к страшным тайнам русской истории. Хотя во всех крупнейших монастырях России он почитается как святой. Например, в молитвенном призывании Киево-Печерских старцев, в Соловецкой обители. В прошлом году Соловецкий ставропигальный монастырь подавал «дело» Патриарха Никона в комиссию по канонизации под председательством Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского. «Дело» отложено, потому что «не сформировано». Но доказательств святости Патриарха Никона более чем достаточно. Еще до революции, в 1912 году было издано описание чудотворений у гробницы Святейшего Никона, книга называлась «Дела врачебные паче же рещи чудеса целебные». (Патриарх и при жизни, в ссылке, исцелял людей). В прошлом году книга переиздана в Москве с некоторыми дополнениями под названием «Крестный путь Патриарха Никона». А в этом году исполняется 350 лет его поставления на Патриарший Престол. 37-й номер «Богословских трудов» (издание Московской Патриархии) посвящен этой дате. Отдельной книгой в Москве, в издательстве МГУ, надеемся, выйдет сборник «Патриарх Никон: жизнь и труды. Стратегия Русского Патриаршества». Наследие Патриарха Никона, как это ни странно, известно больше иностранцам, чем его соотечественникам. Еще в середине XIX века Вильям Пальмер, английский ученый-историк, перевел на английский язык неизданный труд Святителя Никона «Царь и Патриарх».
Не бывает пророк без чести, разве только во Отечестве своем.
«Столп благочестия неколебаемый, Божественных и священных канон оберегатель искустнейший, отеческий догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший», - из грамоты Костантинопольского Патриарха Иакова от 5 мая 1682 года о Святейшем Патриархе Никоне, год спустя после его смерти… Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917 года, возобновивший традицию Русского Патриаршества, в грохоте братоубийственной войны начался панихидой в Новом Иерусалиме, у гробницы Никона. Патриарх–Исповедник Тихон при поставлении на кафедру был в мантии своего предшественника - Патриарха Никона.
- «Он был несдержан, груб, чрезмерно горд и еще хотел светской власти как папа», - говорят про Никона. Но ведь это полный бред его завистников, - иронизирует сотрудник паломнической службы монастыря Евгений Васильевич Коршунов. - Патриарх Никон добровольно, ради сохранения мира в стране оставил Москву, отказавшись от Патриаршества. А к расколу Церковь привели те же люди, которые интриговали против Никона и добились от Царя суда над ним. Писали всякую чушь: «… в такое прииде напыщение гордостный Никон, яко же сам ся хиротониса патриархом Нового Иерусалима, манастырь бо, его же созда, наречь Новым Ирусалимом, именуя святый гроб, Голгофу, Вифлеем…» Придворный интриган митрополит Паисий Лигарид (впоследствии была доказана его связь с католиками) в своей ненависти зашел дальше других: дескать, Никон имел 80 саккосов и по двадцать раз за Литургией переоблачался, желая быть подобным Вышнему, расчесывался в алтаре перед зеркалом, приравнивал себя к святым и, наконец, только тем и занимался, что «запершись, считал золото, драгоценности и сибирские меха».
Да, Святейший мало учитывал политическую конъюнктуру своей эпохи, он был прямым, безхитростным, иногда резким, в народе его очень любили. И в то же время он - тонкий ученейший богослов, духовидец-молитвенник, церковный зодчий, строитель, мудрый государственный деятель. Недаром Алексей Михайлович в лучшую пору их дружбы пожаловал Патриарха Никона царским титулом «Великий Государь», но этого Святейший никогда не домогался. Не был он идеологом в узком смысле этого слова, понять его в наш идеологизированный и одновременной безпринципный век совсем не просто, это слишком глобальная фигура и для предков наших, и для нас. Мы до сих пор не можем его вместить. Личность византийского размаха, безусловно. Старообрядцы (русские протестанты) к нам иногда заезжают, так, знаете, фыркают, говорят, это гнусно, гадко… Грустно их слушать. Пойдемте, я проведу вас.

Вслед за своим провожатым мы входим в полуразрушенный внутри храм Воскресения Христова. Огромный, небесных размеров алтарь с тронами для невидимого присутствия на богослужениях пяти вселенских Патриархов, камень повития, часовня Гроба Господня, придел Ангела, фотография взрыва, устроенного отступавшей по Волоколамскому шоссе от Москвы дивизией СС - Райх (колокольня после взрыва не восстановлена до сих пор, все восстановительные работы государством прекращены еще в самом начале 90-х годов). Заалтарный обход, темницы Христова и Иоанна Предтечи. Поднимаемся на Голгофу, читаем молитву Святому Кресту. Тишина. Под Голгофой - гробница Святейшего Никона. Невероятное на земле количество ангельских ликов под мощными, высочайшими сводами и ниже, рядом с нами, почти у самой земли. Мы не оставлены ангельскими чинами. И кажется, что в полуразрушенном храме, в его неразгаданной тишине мощно, не прекращаясь ни на минуту, звучит торжественно непобедимое: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Пасху встретят именно здесь, у этого престола, в этом вселенском размахе, почти в Небесах. Христос Воскресе! По узкой лестнице спускаемся в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, первого Православного Византийского Императора и его Царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой Земле. Святой колодезь на месте обретения Креста. Святейший Никон был счастлив, когда узнал, что из-под Голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник, кладезь нахождения, как на Голгофе древней. Господь благословил безпрецедентный замысел Патриарха и дал это знамение Своего покровительства Иерусалиму Новому! «Сим победиши!» - явил Господь на небе знамение креста Константину Великому, и Царь - триумфатор взял павший к его ногам языческий ветхий Рим и изменил судьбу мира! Не станем ли мы свидетелями триумфа, неизбежного, спустя века? Слишком уж грандиозно то, что он перенес на тихую подмосковную землю, и слишком невероятно забыто, а может быть просто скрыто до полноты времен?

Существует миф, якобы Патриарх Никон способствовал церковному расколу. Однако факты говорят иное. Патриарх не только не запрещал старые книги, старые церковные предания, но, напротив, неоднократно высказывался в том духе, что можно молиться как по старым, так и по новым книгам. Но лучше все же по новым. Потому что это - возвращение к Византийской традиции. Известный историк Церкви протоиерей Лев Лебедев в книге «Москва Патриаршая» убедительно доказал, что раскол произошел как раз потому, что был осужден и сослан Патриарх Никон. Он-то бы раскола не допустил. Вот почему якобы «обидное» прозвание никонианами нас старообрядцами вовсе не оскорбительно. Действительно, современная Русская Церковь во многом порождена реформами Никона. Незавершенными реформами. Но это были особые реформы, направленные не на «прогресс», а на возврат к древней Византийской традиции. Этого не поняли старообрядцы, да и мы вряд ли до конца осознаем.
Почти каждый день, кроме счастливого, тихого дня монастыря - понедельника, в подмосковный Иерусалим приезжают толпы экскурсантов. Настоящих паломников здесь немного, так как монастырь сейчас не принимает посетителей, нет гостиницы и в городке Истре, что неподалеку. Поэтому одетые в шорты, а то и чуть ли не в купальные костюмы «варвары» - явление для этих святых мест более чем обычное, хотя привыкнуть к этому невозможно, слишком уж бросается в глаза смешение стилей: великого и мелочного, вечного и новомодного, русского и псевдоевропейского. Смешно слышать восторженные пошлые шуточки каких-нибудь «умных» студентов на темы русской истории. Величественный монастырь сурово и молчаливо подчеркивает, обличает порочную низменность современного общества потребления удовольствий. «Веселитесь, смейтесь, - как бы говорят монастырские стены, - горе вам, смеющиеся ныне, ибо возрыдаете и восплачете!»
Но стоит побыть в обители чуть побольше, чем это принято в среде любопытствующих туристов, и все становится на свои места. Человек, задержавшийся здесь хоть на пару дней, раскрывается таким, каков он есть, спадет с души все притворное, суетное, ненужное. Здесь как на ладони перед Богом, да и друг перед другом тоже, стоит лишь присмотреться и тогда… «И верится и плачется, и так легко - легко…»
Может быть, это место и в самом деле ближе других на земле к Царствию Небесному? Во всяком случае, невидимо ярким потоком Божией благодати с Небес оно освещается и днем, и ночью.
Из Нового Иерусалима не хочется уезжать. Работники историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» все как один «влюблены» в это святое место, «прикипели» к нему. Весной, к дню тезоименитства Патриарха Никона, и осенью, к годовщине его успения, они собирают в монастыре научные конференции, посвященные жизни и деятельности Патриарха. И так уже не один год. Каждый, кто имел возможность подольше побыть в Новом Иерусалиме, стремится сюда опять. Иерусалимский синдром? Дыхание Духа Святого.
Еще в детстве Господь посылал Патриарху видения. Незадолго до его смерти, по преданию, на Гроб Господень в Новом Иерусалиме сошел Благодатный Огонь.
Мы вошли в Гефсиманский сад, раскинувшийся у западных стен обители. Силоамский источник, поток Кедрон, русское солнце в водах Иордана. Все так. Чуть поодаль - Елеон и… следы запустения. Разорения и вандализм преследовали обитель. Монастырь так и не возрожден, ни в архитектурном, ни в духовном смысле. Когда-то, в XVII веке, некоторые службы здесь проходили только на греческом, что подчеркивало вселенское значение обители. Братии было до пятисот человек, а сейчас только двое. Отец наместник Архимандрит Никита (Латушко) приветствовал нас:
- Благословляю. Ваша публикация необходима. Люди должны знать правду о своем великом Патриархе.
- Происходят ли сейчас чудеса у гробницы Святейшего?
- Да, происходят, у нас есть свидетельства об этих чудесах. Однако позвольте мне пока умолчать о них. Время близко, но оно еще не пришло. Для того, чтобы понять, что Патриарх Никон - святой, более чем достаточно и того, что уже известно. Он в канонизации не нуждается, его прославление необходимо нам, России, всему миру.
Не наше дело знать времена и сроки.
На гробнице Святейшего Никона, под Голгофой, царила таинственная, почти абсолютная тишина. Мощи Святейшего покоятся под спудом. Музейные работники говорят, что в тридцатые годы, когда у Церкви отбирали драгоценности, в гробу Святейшего искали вроде бы золото и алмазы. Однако, акта вскрытия гробницы не существует и сказать достоверно так это или не так, опять же, никто пока что не может.
Душа же Патриарха Никона навечно поселилась там, где «скиния Бога с человеками и Он будет обитать с ними… И отрет всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откровение 21, 3-4). Душа его там, куда сквозь огненные вселенские испытания он, твердо, не хромая, шел всю свою жизнь и куда указал кратчайший путь всем нам.
Прощальный взгляд на Новый Иерусалим. Фото на память. На черной весенней земле перед нами - камень в меру того, что отвалил Ангел от двери Гроба, а еще подальше 100-пудовый колокол. Когда эсэсовцы взрывали храм, колокол этот, отлитый Новоиерусалимскими старцами Паисием и Сергием Турчаниновым, упал с обрушившейся колокольни и… не только не разбился, но и дивно звонит теперь, созывая всех на Литургию в Новый Иерусалим. Когда-нибудь его непременно поднимут на новую колокольню (для того ведь и не разбился), и он огласит каким-то последним неведомым словом Россию. Но это будет уже другая страна, другая эпоха. Не та ли, уже самая последняя, в которой на малое время прощальным огнем вспыхнет крест над Константинопольской Софией, над Новым Римом, как сверкнул нам на прощание крест над Воскресенским Храмом Ново-Иерусалимского монастыря?
Не нам давать ответ на этот многовековой вопрос.