Фарфоровый иконостас. Изразцовые иконостасы. Контрольная подгонка деталей

Об этом сегодня сообщил благочинный Даниловского круга протоиерей Олег Воробьев. Именно он является настоятелем строящегося собора в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи на улице Ключевая, 18А.

Иконостас, по словам священнослужителя, заказывали в Санкт-Петербурге, в керамической мастерской «Гильдии Мастеров» Юрия Волкотруба. Это знаменитое объединение в тесном сотрудничестве с ведущими художниками, архитекторами и реставраторами успешно реализовывает крупнейшие в России проекты. Изразцовые печи и камины, воссозданные и отреставрированные «Гильдией Мастеров», можно увидеть в усадьбе Государственного Пушкинского музея-заповедника «Михайловское», во дворцах Петергофа, в Гатчинском дворце-музее и музее-квартире Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

За выполненные работы по благоукрашению храма Живоначальной Троицы в память 1000-летия Крещения Руси (второго по величине храма Москвы) сотрудники мастерской были награждены Святейшим Патриархом Алексием II тремя орденами, четырьмя церковными медалями и грамотами. Иконостасы «Гильдии Мастеров» украшают храмы Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Татарстана, Псковской и Рязанской областей.

Протоиерей Олег Воробьев уточнил, что в России первые изразцовые иконостасы появились в XVII веке при Патриархе Никоне. Помимо художественной ценности они отличаются долговечностью, поскольку не горят и не рассыхаются. Золото, наносимое на изразец, обжигается при температуре 800 градусов и, прочно спекаясь с глазурью, приобретает особую устойчивость. Сегодня традиция фарфоровых иконостасов понемногу возрождается. И церкви Программы-200 - живое тому свидетельство.

Между тем, отмечает настоятель, работы по благоукрашению нового собора подходят к концу. Потолок оживляет громадное паникадило. В диаметре оно составляет 5 метров, в высоту - 4,5 м, а весит около 700 кг. На полу - художественная кладка гранита. Свечной ящик из дуба, столик для записок, жертвенник, семисвечник, напрестольную дарохранительницу, аналой в алтарь и на клир, - все привезут на этой неделе. Параллельно продолжается монтаж бра: из 60 светильников 15 уже установлены. Вся церковная утварь, все детали внутреннего убранства выдержаны в одном стиле и гармонично дополняют общее архитектурное решение, подчеркивает протоиерей Олег Воробьев.

Напомним, накануне приход отметил свой престольный праздник – Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богослужение возглавил архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии.

Завтра начинается благоустройство территории


Храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).


Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

на Яндекс.Фотках

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными...

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...»

В середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних - прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - «Гром», - весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения...
russian-church.ru

Традиция устанавливать в православных церквях керамические иконостасы восходит к середине ХVII века. Первыми в России стали иконостасы Воскресенского собора Ново- Иерусалимского монастыря в Московской области.

Их «массовое» производство началось в России во второй половине XIX века. Первые иконостасы из фаянса были изготовлены на Кузнецовском заводе в 1895 году. Тогда в России было создано более ста иконостасов такого рода. Существовало три основных варианта цветового решения иконостасов и киотов: одноцветные; одноцветные с золотом; многоцветные с золотом. Наиболее популярными были белый, бирюзовый, розовый цвета и их сочетания.

В богоборческие годы искусство изготовления было практически полностью утрачено, технологии забылись, казалось, безвозвратно. Возрождение производства началось на Урале в 1997 году. На сегодняшний день в России насчитывается всего около двух десятков таких иконостасов.

Одним из уникальных фарфоровых иконостасов, сохранившихся до наших дней, является иконостас церкви Св. Владимира в чешском городке Марианске-Лазне.

Он был изготовлен в керамической мастерской села Кузнецово, неподалеку от Твери. Роспись по позолоченной цинковой доске была исполнена иконописцем Пашковым из Москвы, а сам иконостас был создан совместными усилиями художника Краснощекова, скульптора Анненского и точильщика Иванова. Каждый цвет иконостаса имел свою температуру обжига, поэтому некоторые его части помещались в печь для обжига по нескольку раз. При изготовлении иконостаса использовано много золота и не менее дорогой кобальтовой краски.

В 1898 году был выставлен на Всемирной выставке в Париже, где удостоился награды Гран-Приде-Франс. В 1900 году его приобрел полковник (позднее – генерал) П.П. Рыковский для тогда еще не построенной церкви Св. Владимира в Марианске-Лазне.

Кирилл Лаптев




На
Храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Товариществом М.С.Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов,
установленных по различным городам России: в Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске.
Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне.
Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой.
Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие.
Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера.
Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы.
А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов.
Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

на

Еще немного истории:

Храм Преображения Господня, г. Железнодорожный
Балашихинский район Московской обл.

История храма уходит в глубокую древность. По преданию, в XIV веке на пригорке близ нынешнего села Саввино стоял небольшой монастырь. Основали его иноки московского Симонова монастыря, которым приглянулось это пустынное место. И чернец Савва решил закрепить его за своей обителью. Уступил принадлежавшую ему вотчину в Переславском уезде святому благоверному князю Дмитрию Донскому и получил во владение земли в Саввино. Насколько достоверна эта легенда, теперь судить трудно, поскольку от древнего монастыря не осталось и следа. Однако по документам известно, что окружные земли «села Саввино и деревни Пестово, Саввино тож» издревле считались церковными...

Первое упоминание о церкви Преображения Господня в с. Саввино относится к 1623 г. В писцовых книгах того времени, составленных писцом Семеном Колтовским и подьячим Анисимом Ильиным, записано: «Церковь Преображения Господня деревянная клетци, построенная изстари, находилась Московского уезда в Почерневе стану, на погосте, на речке Черной, ветхая, стояла без пения и образов в церкви не было...»

В середине XIX века ветшающую деревянную церковь (уже 3-ю, построенную здесь взамен обветшавших прежних - прим. моё) было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

Новая церковь была заложена в 1870 г. Строилась она по проекту архитектора А.Ветлицкого на добровольные пожертвования прихожан - а их, согласно архивной записи 1905 г., числилось 2656 человек. К приходу относились: село Спасское Саввино, деревни Соболиха, Пуршево, Пестово, Дятловка, Федурново, Темниково. Крупную сумму пожертвовал князь С.Ухтомский, прах которого покоится у северной стены храма. Строительство продолжалось долго - целых 42 года. Кирпич для постройки поставлял завод Д.О.Милованова, находившийся в селе Кучино. Работы велись в несколько этапов. Первый этап завершился 4 ноября 1873 г.: на праздник Казанской иконы Божией Матери были торжественно освящены боковой придел храма и колокольня. С этого дня начались регулярные богослужения, а строительство главного алтаря продолжалось. В 1885 г. завершилось строительство трапезной, а в 1894 г. по проекту архитектора А.В. Яковлева была возведена новая колокольня.

Свой окончательный вид храм приобрел только в начале XX в. По проекту архитектора Н.Потапова в 1905 г. здание церкви было перестроено с увеличением ее габаритов - возведены два придела. В результате архитектурный облик постройки приобрел несколько эклектичный характер: элементы нео-ампира сочетаются в ней с декоративными мотивами псевдорусского стиля. Обширный бесстолпный храм завершен массивной световой ротондой. К центральному помещению сбоку примыкают увенчанные фронтонами приделы с парусными сводами. Небольшая трапезная соединяет храм с трехъярусной колокольней, стены которой покрывает нарядное кирпичное узорочье.

Средства на это пожертвовал И.К.Поляков, директор располагавшейся неподалеку «Саввинской мануфактуры Викулы Морозова и сыновей, Ивана Полякова и Компании». Однако его участие в благоукрашении церкви этим не ограничилось. В новый храм из разобранного старого перешли иконы, богослужебные книги, паникадила, подсвечники, сосуды, облачения, которые бережно хранились не одно столетие. Также были перенесены 7 колоколов. Самый крупный из них - «Гром», - весил 365 пудов, а маленький - 19.

В тот же период храм приобрел и главное свое украшение - удивительный фаянсовый иконостас, выполненный на Тверской фабрике товарищества М.С.Кузнецова (ныне - Конаковский фаянсовый завод).

Проектировали этот шедевр директор института гражданских инженеров профессор архитектуры В.А.Косяков и скульптор Н.В.Анненский. История также сохранила имена художника по рисованию С.В Краснощекова, мастера по составлению эмалевых красок (непрозрачных цветных глазурей) П.А. Панкратова и точильщика С.И Иванова. Всего в храме 3 иконостаса: центральный и два боковых. Справа, в приделе во имя Преподобного Сергия Радонежского, и слева - Преподобного Серафима Саровского. Высота около 6 метров, ширина центрального - 12 метров, боковых по 5 метров.

Товариществом М.С. Кузнецова было изготовлено 38 подобных иконостасов, установленных по различным городам России. В Санкт-Петербурге, Ново-Афонском монастыре на Кавказе, в Царицыне, Баку, Казани, Дулеве, Керчи, Владимире, Шадринске. Один иконостас, выставлявшийся на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., был приобретен для русской православной церкви в чешском городе Марианске-Лазне. Иконостас церкви в Саввино выполнен из отдельных блоков бело-розовых и лазоревых тонов, украшенных позолотой. Букеты цветов, орнамент, колонны и капители, геометрические и фигурные медальоны придают этому уникальному творению русских мастеров величавость и благолепие. Причем краски по сей день так свежи и чисты, будто работы окончены только вчера. Иконостас состоит из трех ярусов, в которых находятся тридцать три иконы. А удивительная его долговечность объясняется тем, что элементы иконостаса после формовки, раскраски, глазурирования и позолоты обжигались при температуре около 1200 градусов. Готовые блоки доставляли с завода в храм, где их собирали и устанавливали.

Средства на иконостас пожертвовал уже упомянутый купец Викула Морозов, который был дружен с самим «фарфоровым королем» М.С.Кузнецовым. Не секрет, что друзья любили благоустраивать и украшать храмы. Хотя, как подобает благочестивым христианам, старались не афишировать свою благотворительную деятельность.

В эпоху богоборческой власти Преображенская церковь в Саввино разделила печальную судьбу многих православных храмов России: в 1921 г. здесь было произведено «изъятие церковных ценностей» - попросту говоря, плановое ограбление храма. Некоторое время богослужения не совершались. Лишь чудом уникальная церковь избежала разрушения...
russian-church.ru

И фотографий: