Митрополит смоленский и рославльский исидор. Смоленская и вяземская епархия. Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Роман Владимирович)

Оно размещено на сайте Смоленской митрополии.

«Всечестные отцы, матушки-игумении, монашествующие, дорогие братья и сестры!

В дни Успенского поста - время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения – мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда».

Дискуссии о фильме, выход на экраны которого намечен на октябрь, начались еще весной этого года, а в эти дни разгорелись с новой силой.

10 августа фильм «Матильда» получил прокатное удостоверение. И почему-то это событие, по мнению журналистов, настолько важно для россиян, что о нем сообщалась в самых разных средствах массовой информации, в том числе на федеральных новостных каналах. Ежегодно в России выходят в прокат десятки картин, но многие ли знают даты выдачи прокатных удостоверений?

Очевидно, что возникшая ситуация – это часть одного, очень тревожного явления нашей жизни, когда нас целенаправленно убеждают в существовании якобы раздоров, якобы жестких разногласий, якобы непримиримых позиций между определенными социальными группами, частью общественности, творческой интеллигенцией и Русской Православной Церковью. К примеру, вспомним о полемике вокруг передачи Исаакиевского собора, вокруг строительства новых храмов и иных инициатив Русской Православной Церкви, которые вызывают раздражение у определенной части общества. Мы должны понимать, что ни одна традиционная религиозная конфессия не будет оставаться в стороне, когда попираются её святыни, когда фальсифицируется история Отечества, когда деятели искусства, призванные взращивать души, забывают о нравственной ответственности, ссылаясь на право «художественного вымысла». Почему в этих ситуациях любой комментарий Священноначалия Русской Православной Церкви рассматривается буквально под лупой, отдельные слова вырываются из контекста и в итоге мы слышим в адрес Церкви обвинения в неуважении демократических свобод и гражданских прав?

Давайте задумаемся над тем, что эти события происходят в непростой для всех год столетия русских революций, в год, когда мы с особым вниманием должны вновь и вновь давать себе труд честного осмысления трагических событий, должны вместе, в единстве сохранить согласие и мир, которые защищали ценой своей жизни наши предки.

Возвращаясь к полемике вокруг фильма Алексея Учителя, порассуждаем о том, как мы должны относиться к этому фильму, которого даже не видели.

Да, не видели, но всё ли мы должны изучать на собственном опыте? Господь в Своих поучениях через Святое Евангелие призывает верных избегать греха. Святые отцы рекомендуют нам в дни принятия важных решений, в моменты трудностей и сомнений опираться на мнение опытных духовных наставников, доверять этому мнению, быть уверенными в том, что их мнение есть забота о нас, о сохранении и возрастании наших душ, о предупреждении искушений, сомнений, мыслей и чувств, отравляющих душу.

И в этом сложном вопросе мы должны опираться, прежде всего, на мнение Священноначалия Церкви. Это мнение тех, кому мы доверяем, кто, высказывая свое отношение, заботится, прежде всего, о сохранении у нас христианского отношения к происходящему, о сохранении целомудрия и чистоты наших сердец. Обращаю ваше внимание на интервью главы Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Их суждения без труда можно найти в сети Интернет.

Формируя свое отношение к фильму, будем помнить следующее.

Господь несет Свое Слово и Свою благодать через Свою Святую Церковь, святых угодников Божиих, которые молятся о нас. В сонм таких угодников Божиих Русская Православная Церковь возвела царскую семью, которая должна восприниматься нами уже не через биографию, но через житие: через исповедничество, страдание и смерть.

Святые царственные страстотерпцы во главе с помазанником Божиим царем Николаем II совершили свой христианский подвиг подобно мученикам Борису и Глебу, подобно князьям русским, уходящим ради Отечества своего в Орду, чтобы через смерть свою спасти Родину. Со смирением они приняли терновый венец, возложенный на них безбожной властью, безропотно согласились стать жертвой этой власти.

И всегда празднуя память святых царственных страстотерпцев, мы возносим молитвы об их ходатайстве за нас перед Господом нашим Иисусом Христом.

Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?

Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.

Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы – это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства.

Пусть Господь наш Иисус Христос молитвами святых угодников Божиих, святых царственных страстоперпцев дарует мир, единство нашему народу и не допустит раздоров между нами. Благословение Господне да пребывает со всеми вами!

ИСИДОР, митрополит Смоленский и Дорогобужский».

(Тупикин Роман Владимирович)

Родился 27 мая 1974 г. В 1992-95 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.

В 1995-1999 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1999-2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде.

В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В июне-октябре 2003 г. – помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. – помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.

31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.

16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года – во иеромонаха.

21 августа 2007 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен ректором Ярославской духовной семинарии.

27 июля 2009 г. определением Священного Синода освобожден от занимаемой должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы. 6 апреля 2012 г. удостоен права ношения креста с украшениями.

Настоятель московского храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

В 2010-2012 гг. – ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 135) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал №23) освобожден от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи и избран епископом Смоленским и Вяземским.

17 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы хиротонисан во епископа.

5 мая 2015 г. решением Священного Синода в связи с образованием Смоленской митрополии епископ Исидор назначен Главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский» (журнал №8).

21 мая 2015 г., в праздник Вознесения Господня, на Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска в связи с образованием Смоленской митрополии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Смоленского и Рославльского Исидора в сан митрополита.

4 мая 2017 г. решением Священного Синода из состава Смоленской епархии в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области выделена Рославльская епархия. Правящему архиерею новоучрежденной епархии, включенной в состав Смоленской митрополии, положено иметь титул «Рославльский и Десногорский». Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский».

(Тупикин Роман Владимирович)

Родился 27 мая 1974 г. В 1992-95 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.

В 1995-1999 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1999-2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде.

В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В июне-октябре 2003 г. – помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. – помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.

31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.

16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных академии и семинарии архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года – во иеромонаха.

21 августа 2007 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен ректором Ярославской духовной семинарии.

27 июля 2009 г. определением Священного Синода освобожден от занимаемой должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси.

1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями.

10 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы. 6 апреля 2012 г. удостоен права ношения креста с украшениями.

Настоятель московского храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

В 2010-2012 гг. – ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. (журнал № 77) назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 декабря 2012 г. (журнал № 135) назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал №23) освобожден от должностей наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря города Москвы и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи и избран епископом Смоленским и Вяземским.

17 марта 2013 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы хиротонисан во епископа.

5 мая 2015 г. решением Священного Синода в связи с образованием Смоленской митрополии епископ Исидор назначен Главой Смоленской митрополии с титулом «Смоленский и Рославльский» (журнал №8).

21 мая 2015 г., в праздник Вознесения Господня, на Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска в связи с образованием Смоленской митрополии Святейший Патриарх Кирилл возвел епископа Смоленского и Рославльского Исидора в сан митрополита.

4 мая 2017 г. решением Священного Синода из состава Смоленской епархии в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области выделена Рославльская епархия. Правящему архиерею новоучрежденной епархии, включенной в состав Смоленской митрополии, положено иметь титул «Рославльский и Десногорский». Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский».

Дата рождения: 27 мая 1974 г. Страна: Россия Биография:

В 1992-1995 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете.

В июне-октябре 2003 г. — помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. — помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии.

31 марта 2006 г. в Троицком соборе пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского.

16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года — во иеромонаха.

Определением Священного Синода от 21 августа 2007 г. () назначен ректором Ярославской духовной семинарии.

Определением Священного Синода от 27 июля 2009 г. () освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. 1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста по работе с епархиями и монастырями.

Указом Патриарха Московского и всея Руси от 7 июля 2010 г. назначен ответственным секретарем Управления делами Московской Патриархии (освобожден в связи с назначением в июле 2012 г. наместником .

В марте-июле 2012 г. — настоятель г. Москвы.

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. () назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. () избран епископом Смоленским и Вяземским с освобождением от должностей наместника Высоко-Петровского монастыря и заместителя председателя Синодального отдела по делам молодежи.

Во епископа 15 марта 2013 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве. 17 марта за Божественной литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. () назначен главой с титулом «Смоленский и Рославльский».

21 мая 2015 г. за Литургией в Вознесенском соборе г. Ульяновска Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. () назначен ректором Смоленской духовной семинарии.

Доклад митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора, ректора Смоленской православной духовной семинарии, на круглом столе «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты» (Воскресенский Новодевичий женский монастырь Санкт-Петербурга, 2-3 июля 2018 года)

Дорогие архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки игумении, дорогие братья и сестры!

Предмет моего выступления может показаться достаточно известным и простым, о котором так много говорили отцы и учители Церкви, с которым знаком практически каждый, кто изучал аскетическое учение Церкви.

Однако любые духовные истины, которым нас учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, наследием прошлого, сколько тем необходимым духовным опытом, которым мы должны жить и который должны изучать, в том числе и в реалиях современности. И в этой связи добродетель послушания, о которой мы будем говорить, является непреложной фундаментальной основой духовной жизни и в монастыре, и в жизни каждого христианина.

История грехопадения: преслушание

Как известно из первых страниц Священного Писания, причинами отпадения человека от Бога явились гордость и преслушание как проявление своеволия.

В послушании человека Богу была основа, источник и цель жизни, сущность бытия мира и человека. Своеволие, поставление себя вне Бога и без Бога, – ошибка, которая привела к катастрофе всего мира. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами… ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8:22–23).

Преслушание явилось отказом от Бога, от Его любви, от закона бытия мира и человека, устроенного Его Промыслом. Человек, наделенный Творцом свободой, стал несвободным, стал рабом страстей и грехов: послушание Богу делало его свободным и от внешних предметов, и от собственных желаний. Человек поставил на место жизненной Божественной воли свою тварную волю, утвердив в себе законом жизни в ее падшем состоянии своеволие и самость.

Преподобный Макарий Египетский так характеризует состояние человека после грехопадения: «Преслушанием же погружена душа в море забвения, в глубину заблуждения и стала обитать во вратах адовых».

Итак, гордость, несвобода, немирность, умаление любви к Богу, обращение на себя явились страшными последствиями преслушания.

Последствием преслушания прародителей стало то, что ветхозаветное человечество было неспособно самостоятельно, своими силами и только своей волей привести себя ко спасению.

Христос – второй Адам

В онтологическом смысле послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке. Эта задача была исполнена только Богочеловеком – Иисусом Христом, Который был послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:8). По слову апостола Павла: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5:19).

Пример истинного и совершенного послушания Богу дает нам Сам Господь, Который говорит: Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38). И даже в минуты тяжелых по человечеству гефсиманских борений Господь молится Отцу: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя (Мф. 26:42).

По слову святителя Игнатия Брянчанинова, «великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога».

Господь восстановил и освятил Своею Кровью волю человека и его способность идти к Нему, показал путь исполнения Божественных заповедей и закона Бытия. Теперь спасение становится вновь возможным. Спасение человека – это синергия деятельности Бога и человека, синергия воли Бога и воли человека: «Бог совершает всё в нас… нам же принадлежит доброе расположение воли» (преподобный Максим Исповедник).

Сущность послушания

Послушание в контексте Священного Писания раскрывает нам истинный его смысл: оно есть наш свободный ответ любовью, доверием, верностью на любовь Божию: Возлюби Господа Бога твоего и Ему одному служи (ср. Втор. 6:13; Лк. 4:8). Господь не принуждает, а приглашает человека: Если хочешь быть совершенным… (Мф. 19:21).

Согласно святоотеческой традиции, истинное послушание, как ответ Богу на Его любовь, заключается в отсечении своей воли и в стремлении следовать воле Божией: Да будет воля Твоя (Мф. 6:10). По мысли преподобного Пимена Великого «Своя воля есть медная стена между Богом и человеком». В практике духовного делания послушание воле Божией осуществлялось через духовного отца, который передавал своему чаду спасительный опыт Церкви и опыт своего пути.

И здесь послушание становилось не навязыванием чужой воли, а детоводительством ко Христу новоначального, которому мудростью духовного отца давалась духовная пища от малого к большему.

Духовное возрастание

Итак, основой духовной жизни человека в онтологическом и аскетическом измерениях, фундаментом возрастания в добродетелях, по мысли отцов Церкви, является послушание. Подражание Христу в послушании делает человека «Его сонаследником» (святитель Григорий Нисский) и «великим перед Богом» (преподобный Силуан Афонский).

Усвоив себе Христово послушание, ведущий духовную жизнь приобретает и другие добродетели. Об этом пишет преподобный Макарий Великий: «Все добродетели связаны между собой и, подобно звеньям духовной цепи, зависят одна от другой: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты».

Подлинное послушание Богу дает человеку и подлинную свободу, которая достигается через познание Истины: и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8:32). «Послушник, продающий себя в добровольное рабство, то есть в послушание, взамен получает истинную свободу», – пишет преподобный Иоанн Лествичник. Так же рассуждает и преподобный Силуан Афонский: «Чтобы стать свободным, нужно, прежде всего, себя связать. Чем больше сам себя будешь связывать, тем большую свободу будет иметь твой дух».

Послушание как отсечение своеволия и самости, признание недостаточности и, часто, ошибочности выбора моего «я» внутренне выражается как смирение: «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» – так пишет об этом преподобный Иоанн Лествичник. При этом послушание приносит человеку и достойные плоды смирения: мир с Богом, мир с ближними и мир с самим собой. «Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь», – наставляет преподобный Силуан Афонский. О связи послушания и возрастания в любви упоминает и преподобный Ефрем Сирин: «В ком есть послушание, тот со всеми соединен любовью».

Духовный труд послушания дает человеку, по мысли отцов Церкви, навык искренней молитвы. «Послушание, самоотвержение и смирение есть те добродетели, на которых зиждется преуспеяние в молитве»; «Ничто так не способствует молитве, как послушание, умерщвляющее нас для мира и для самих себя», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. «Душу послушливого, – говорит преподобный Силуан Афонский, – любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы».

В созидании добродетели послушания ориентиром является сердечная радость. Вместе с тем, это тонкое понятие должно быть уловлено с помощью совершенно честной беспристрастной рефлексии: от чего радость? Не от гордыни ли и самолюбования?

Четкий ответ на этот вопрос можно получить, стараясь понять причины этой радости. Когда радость от послушания зависит от внешних обстоятельств: одобрения братии, игумена, успешности совершенного дела, то причина этой радости – по меньшей мере, тщеславие.

В этой связи важным является и стремление исполнять поручения, просьбы (не только начальствующих, но и братии) с сердечной радостью, внутренним принятием послушания как желания исполнить волю Божию, – а не исходя из логического понимания необходимости послушания как неизбежного и одобряемого окружением правила жизни (в монастыре).

Современный патерик

О послушании архиерею. «…Что греха таить, бывает, что Владыка благословляет, кажется, что-то невозможное… Попробуй послушаться – и множество опытов приведут тебя к смирению, и даже какие-то неожиданные для себя вещи исполнишь. Вспоминаю, как однажды Владыка предложил мне в течение часа найти бульдозер и доставить его в соседнюю деревню. Последний бульдозер в нашей обители за десять лет до этого был разобран на запчасти… Тогда, уже наученный опытом, я не стал ни противоречить, не приводить никаких обоснований, что сделать это невозможно, сказал: “Благословите”. И свершилось чудо – бульдозер нашелся, и доехал он до этой деревни. Потом много-много раз я обращал внимание, что скажешь “благословите…” – и начинает твориться дело Божие, которое выше твоего разумения» .

Из доклада епископа Касимовского и Сасовского Дионисия «Благодатный дар послушания» на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. Москва, 21–24 сентября 2016 года.