И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Вопросы и задания. Формирование правовой культуры

Ключевые слова: понятие, содержание, роль, черты, слагаемые, уровни, правовой, культуры

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, "срезов", "измерений".

В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами , другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным.

Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге "Введение в американское право" пишет: "Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует".

В отечественной литературе над проблемой правовой культуры активно работают такие ученые-правоведы, как Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко, В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения данного понятия.

Под правовой культурой предлагается понимать систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей.

В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную, так или иначе, с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля.

Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа "не запрещенное законом дозволено ". Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено.

В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.

Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма.

Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода "правовой всеобуч". Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие.

Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида , культуру различных слоев и групп населения , должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю . Гегель указывал на несовпадение "теоретической и практической культуры".

Что касается правовой культуры общества , то она включает в себя такие "показатели", как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются:

1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания;

2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение);

3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта;

4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами;

6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к , но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — , нравственностью, . необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы , как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет правосвободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Специфика правовой культуры

Любая — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое , любое , любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура и правосознание

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с , которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа , отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например , граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

Формирование правовой культуры

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском , просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в , преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

    Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким -либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большо­го дела -строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...

  • И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.

  • Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.

  • Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему -лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?

  • Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...

  • О чем этот миф?

  • Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.


  • С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

  • А что определяет суть этого монолога?

  • Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?

  • По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.



  • Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.

  • Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.

  • Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.

  • Ценности -это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека .

  • Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.

  • И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю?


Добро Вера

  • Добро Вера

  • Благородство Надежда

  • Достоинство Истина

  • Красота Свобода

  • Совесть Любовь

  • Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?




  • Следовательно, любая ценность носит социальный характер.

  • Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.

  • Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.

  • Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.



  • Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:

  • Дозволение -указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

  • Предписание -указание на требуемое действие;

  • запрет -указание на действия, которые не следует совершать. Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы»и укажите, какие из представленных норм являются запретом?

  • Какие -предписанием? Какие - дозволением?



социальное действие

  • Важнейшим понятием социологии является социальное действие , т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.

  • Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.




  • Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:

  • Правовые знания и умение ими пользоваться.

  • Положительное отношение к праву (уважение к праву).

  • Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом .

  • Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.

  • Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.


  • Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

  • Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.

  • Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать- уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?

  • На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.

  • Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми -делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?

  • Домашнее задание

  • Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).


Вопросы и задания.

1. Что такое право и каковы его признаки?

Признаки права:

Право выражено в источниках – законах, указах и т. д.

Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны.

За нарушение права всегда следует юридическая ответственность.

Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте эту связь на примере статуса школьника.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловны для выполнения.

Обязанности свидетельствую о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение людей определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестоко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Если они существуют порознь, тогда социальная структура деформируется (статус раба в Древнем Риме – есть обязанности, но нет прав).

Во всех школах есть устав в котором прописаны права и обязанности учащихся. Например, ученик имеет право бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы. Но также у него есть и обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с правом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?

Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

По конституции РФ человек имеет право жить в той части страны, которую выберет. Но по закону у него должна быть регистрация по месту проживания.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы, принятые только в обществе людей, которые не наказуемы уголовно, но это уже не закон, это общественные нормы.

Получается, что закон может ограничивать права.

4. * Приведите примеры правовых норм, ограничивающих поведение человека. Что случилось, если бы право не ограничивало поведение людей? (Захотел – убил, взял чужую вещь, не заплатил за выполненную работу.)

Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции РФ); каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за различные преступления. Следовательно, данные действия запрещены для людей (убийство, кража).

Таким образом, правовые нормы регулируют поведение людей в обществе. Если право не будет вмешиваться в нашу жизнь, то наступит хаос и беспорядок.

5. Для чего человеку нужна правовая культура? Как вы думаете, она у вас есть?

Правовая культура личности составляет знание и понимание права, а также действия в соответствии с ними. Следовательно, правовая культура нужна человеку, чтобы знать, понимать право и действовать в соответствии с ним. Нужна для того, чтобы знать свои права и обязанность и иметь возможность защитить первые, если кто-то попытается их нарушить.

Да, у школьников есть правовая культура. Они все имеют представление о том что можно, а что нельзя делать, живя в обществе.

6. С какими отраслями права вы успели познакомиться? Дайте их краткую характеристику.

Отрасли права:

1. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

2. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

3. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

4. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

5. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

6. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

7. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

7. * Можно ли утверждать, что одни отрасли права являются более важными, чем другие? Аргументируйте свою точку зрения.

Нельзя утверждать, что одни отрасли права важнее других. Эти нормы права появлялись в течении определенного времени как реакция на возникновение новых отношений в обществе. Данные отрасли права регламентируют разные стороны общественной жизни, защищая интересы взаимодействующих сторон. Поэтому нельзя говорить о приоритете одних над другими.

8. * Проанализируйте основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государстве.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) народ – источник власти и носитель суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическое равноправием граждан и их равная возможность участвовать в политической жизни страны;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политический плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Из этих принципов рождаются права людей в демократическом государстве, такте как равноправие, право на участие в политической жизни страны, право на жизнь, право на свободу совести, право на свободу слова, право на создание политических партий и другие.

В тоталитарном государстве все сферы жизни общества строго регламентируются. У людей больше обязанностей чем прав. Основные конституционные права отсутствуют, жесткая цензура, запрет на создания политических партий и оппозиции. Т. е. в таком государстве запрещено все, что в качестве прав существует в демократическом государстве.

?Проблема. Могут ли в государстве существовать права без обязанностей?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Практикум.

1. Поспорили два юриста. Один из них сказал, что право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право человека.

Другой возразил, отметив, что право означает то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», - таково право гражданина.

Помогите им разрешить спор.

Оба юриста правы по-своему своих высказывания. В первом случае можно говорить о праве на жизнь, на медицинское обслуживание, равноправие среди людей, т. е. это всегда будет являться справедливым и добрым.

Однако, люди взаимодействуют друг с другом, живут в государстве. И для того, чтобы эта жизнь получилась, приходится идти на уступки ради общего блага. Например, право быть избранным. Побеждает тот, кого выбрало большинство. И есть меньшинство, которое не довольно результатами выборов. Однако ради общего блага меньшинству придется подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.