Что такое иудаизм определение. Кратко об иудаизме. Исторические корни иудаизма

Иудаизм (др.греч., от названия колена Иуды, давшее название Иудейскому царству) — это религия еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. Иудаизм ещё называют еврейской религией . На иврите термины "иудаизм" и "еврейство" — синонимы.

В развитии иудаизма выделяют три исторических периода : храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический . Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев , возникшего в эпоху расцвета Маккавеев (II век до н.э.) и включает в себя несколько направлений — литовское , хасидизм различного толка, модернистский ортодоксальный иудаизм , религиозный сионизм .

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево , так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай .

Самый известный символ иудаизма — шестиконечная Звезда Давида .

Танах называют Еврейской Библией , описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи, — это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух , абсолютное существо. Бог — Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог — помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков — гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен "по образу и подобию Божию ", и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими .

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят, что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление " (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение , ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире" , требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  1. отказаться от идолопоклонства;
  2. воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  3. не проливать кровь;
  4. не произносить имя Бога всуе;
  5. не творить несправедливости и беззакония;
  6. не красть;
  7. не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение , сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когдане раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм уделяет большое внимание ритуалам, которые считаются способом выживания народа и сохранения веры.

Молитва обязательный ежедневный ритуал еврея. Предпочтительно молиться в синагоге, поскольку общественная молитва более действенна. Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости. Обряд обрезания крайней плоти является договором с Богом отмеченным знаком на теле.

Праздники

  • Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память о сотворении мира и исходе из Египта;
  • Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
  • Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
  • Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника — Симхат Тора (Радость Торы);
  • Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
  • Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
  • Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
  • Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
  • Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.

Любовь к Богу — неотъемлющая сотавляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь "Люби ближнего твоего, как самого себя", поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Название: Иудаизм (от колена Иуды, давшее название Иудейскому царству)
Время возникновения : 853 г д.н.э
Основатель: Моисей
Священные книги : Танах, Талмуд

Иудаизм - религия еврейского народа. В развитии иудаизма выделяют три исторических периода: храмовый (период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический.

Наряду с верой в Бога, иудаизм включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Источники современного иудаизма: Танах (письменная Тора) и Талмуд (устная Тора). Тора также называется Пятикнижие Моисеево, так как содержит пять книг, полученных Моисеем от Господа Бога на горе Синай.

Самый известный символ иудаизма - шестиконечная Звезда Давида.

Танах называют Еврейской Библией, описывающей сотворение мира и человека. Талмуд представляет собой собрание законов. Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе.

Иудаизм придает большее значение поведению, чем вероисповеданию. Однако существуют основополагающие принципы, которые разделяют все евреи - это вера в единственного реального Бога, к которому каждый человек может обратиться. Бог есть дух, абсолютное существо. Бог - Творец всех вещей во все времена, он постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром.

Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог даёт жизнь вечную. Он всеблагой, пресвятой, справедливый. Бог - помощник человека. Он спаситель, избавитель от грехов и пороков - гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Бог сам создатель и света, и тьмы. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Согласно иудаизму, человек сотворен «по образу и подобию Божию», и каждый несет ответственность перед Богом сам. Всё предопределено Богом, но при этом человек обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Иудаизм признает бессмертие человеческой души и полагает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими.

Познание Бога в иудаизме подразумевает знание о том, что Бог правит миром и человек должен стремиться следовать правильным путем, который Бог открыл для людей.

Иудеи верят,что в определенное время мертвые будут оживлены во плоти и будут снова жить на земле. «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Для того чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире», требуется исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:

  • отказаться от идолопоклонства;
  • воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
  • не проливать кровь;
  • не произносить имя Бога всуе;
  • не творить несправедливости и беззакония;
  • не красть;
  • не отрезать частей от живого животного.

Иудаизм выступает против аскетизма и с оптимизмом смотрит на будущее этого мира, где Бог предлагает нам основать его царство. Евреи верят, что Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в деле спасения человечества. И благодаря сознанию своей избранности еврейский народ смог выжить в условиях, когда не раз утрачивал свою национально-политическую идентичность.

Любовь к Богу -неотъемлемая составляющая человека. Если человек согрешил действием или бездействием, он всегда может покаяться и будет прощён.

Основная заповедь - «Люби ближнего твоего, как самого себя», поскольку все являются детьми Божьими. В этом еврейская концепция человеческого братства под властью единого Бога.

Другие направления:

Если убрать различия в религиозных догматах, мы увидим, что основа любой религии – любовь. Какая она, насколько разная в каждой религии? Буддизм го...


Региональные религии:

Иудаизм

Иудаизм - это монотеистическая национальная религия евреев. Последователи иудаизма называют себя иудеями. На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково: в Палестине. Но на другой вопрос, когда возникли монотеистические представления у евреев, они отвечают по-разному.

Как считают историки, до VII в. до н.э. у евреев была другая религия. Её называют древнееврейской религией. Она возникла в XI в до н.э. вместе с возникновением классов и государства у еврейского народа. Древнееврейская религия, как и все другие национальные религии, была политеистической. Историки считают, что монотеистические представления у евреев сформировались в религию только в VII в. до н.э. во время правления в Иудее (Южной части Палестины) царя Иосии. По мнению историков, из источников известен не только век, но и год начала перехода евреев от древнееврейской религии к иудаизму. Это был 621-й год до н.э. В этом году царь Иудеи Иосия издал указ, запрещающий почитание всех богов, кроме одного. Власти начали решительно истреблять следы многобожия: изображения других богов уничтожались; святилища, посвящённые им разрушались; евреи, приносившие жертвы другим богам, сурово наказывались, вплоть до смертной казни.

Богословы считают, что иудаизм исповедовали уже первые люди: Адам и Ева. Следовательно, время сотворения мира и человека было одновременно и временем возникновения иудаизма.

По мнению историков, этого единственного Бога евреи называли именем Яхве (“Сущий”, “Существующий”). Служители культа считают, что утверждать, будто Бога звали Яхве, нельзя, ибо если люди того далёкого времени знали имя Бога, то сегодняшнее поколение людей по определённой исторической причине Его имени не знает.

В международном справочнике “Религии мира” указано, что в 1993 году в мире было 20 млн. иудеев. Однако эта цифра, видимо, недостоверна, ибо в ряде других источников указывается, что в 1995 - 1996 годах в мире проживало не более 14 млн. евреев. Естественно, не все евреи были иудеями. 70 процентов всех иудеев проживает в двух странах мира: в США 40 процентов, в Израиле 30. Третье и четвёртое место по количеству иудеев занимают Франция и Россия - по 4,5 процента, пятое и шестое Англия и Канада - по 2 процента. Всего в этих шести странах мира проживает 83 процента иудеев.

В иудаизме существуют четыре конфессии. Главная конфессия - ортодоксальный иудаизм . Он ведёт своё начало от времени возникновения иудаизма как такового.

Караимство возникло в Ираке в VIII в.н.э. Караимы живут в Израиле, Польше, Литве, на Украине. Слово “караим” означает “чтец”, “читающий”. Основная особенность караимства - отказ признавать святость Талмуда.

Хасидизм возник в Польше в начале XVIII века. Хасиды есть везде, где есть евреи. Слово “хасид” означает “благочестивый”, “примерный”, “образцовый”. Хасиды требуют от своих приверженцев “горячей молитвы”, т.е. громкой молитвы со слезами на глазах.

Реформированный иудаизм возник в начале XIX века в Германии. Сторонники реформированного иудаизма есть во всех странах, где есть евреи. Главное в нём - обрядовые реформы. Если в ортодоксальном иудаизме раввины (так называют служителей культа) во время богослужения надевают особые культовые одежды, то в реформированном иудаизме они проводят богослужение в гражданском платье. Если в ортодоксальном иудаизме раввины произносят богослужебные молитвы на иврите (так называют еврейский язык), то в реформированном иудаизме на языке тех стран, в которых живут евреи: в США - на английском, в Германии - на немецком, в России - на русском. Если в ортодоксальном иудаизме женщины молятся отдельно от мужчин (или за перегородкой, или на балконе), то в реформированном иудаизме женщины молятся в одном помещении с мужчинами. Если в ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, то в реформированном иудаизме раввинами могут быть также и женщины.

В вероучении иудаизма можно выделить восемь основных положений. Это учения:

  • о священных книгах,
  • о сверхъестественных существах,
  • о Машиахе (Мессии),
  • о пророках,
  • о душе,
  • о загробной жизни,
  • о пищевых запретах,
  • о субботе.

Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”).

Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах . В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”).

Тора - самая главная, самая почитаемая книга в иудаизме. Все экземпляры Торы с древних времён до наших дней пишут вручную на коже. Тору хранят в синагогах (так сегодня называют молитвенные дома иудеев) в особом шкафу. Перед началом богослужения все раввины во всех странах мира целуют Тору. Богословы за её создание благодарят Бога и пророка Моисея. Они считают, что Бог дал людям Тору через Моисея. В некоторых книгах пишут, что Моисей считается автором Торы. Что касается историков, то они думают, что Тора написана только людьми и начала она создаваться в XIII в. до н.э. Тора - это одна книга-том, но она состоит из пяти книг-произведений. Тора написана на иврите и на этом языке книги Торы носят следующие названия. Первая: Берешит (в переводе - “В начале”). Вторая: Веэлле Шемот (“И вот имена”). Третья: Вайикра (“И воззвал”). Четвертая: Бемидбар (“В пустыне”). Пятая: Элле-гадебарим (“И вот слова”).

Танах - это одна книга-том, которая состоит из двадцати четырех книг-произведений. А эти двадцать четыре книги делятся на три части, и каждая часть имеет свое название. В первую часть Танаха входит пять книг, и эта часть называется Торой. Первая священная книга, которая называется Торой, является одновременно составной частью второй священной книги, которая называется Танахом. Во вторую часть - Невиим (“Пророки”) - входит семь книг, в третью - Хтувим (“Писания”) - входит двенадцать книг.

Талмуд - это некоторое количество книг-томов. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов. Все книги-тома Талмуда делятся на три части:

  1. Мишну,
  2. палестинскую Гемару
  3. вавилонскую Гемару

Согласно главной идее этого учения, верующие должны почитать пророков. Пророки это люди, которым Бог дал задание и возможности возвещать людям истину. А истина, которую они возвещали, имела две основные части: истина о правильной религии (как надо верить в Бога) и истина о правильной жизни (как надо жить). В истине о правильной религии особо важным элементом (частью от части) был рассказ о том, что ждёт людей в будущем. В Танахе упоминаются 78 пророков и 7 пророчиц. Почитание пророков в иудаизме выражается в форме уважительного разговора о них в проповедях и в быту. Среди всех пророков выделяются два великих: Илья и Моисей. Этих пророков почитают также в форме особых ритуальных действий во время религиозного праздника Песах.

Богословы считают, что Илья жил в IX в. до н.э. Как пророк он возвещал истину, а кроме того, совершил ряд чудес. Когда Илья жил в доме бедной вдовы, то чудесным образом он возобновлял в её доме запасы муки и масла. Илья воскресил сына этой бедной вдовы. Трижды по его молитвам с неба на землю сходил огонь. Он разделил воды реки Иордан на две части и вместе со своим спутником и учеником Елисеем прошёл через реку по сухому месту. Обо всех этих чудесах рассказывается в Танахе. За особые заслуги перед Богом Илья был взят живым на небо.

В богословии (и в иудейском, и в христианском) есть два ответа на вопрос, когда жил Моисей: 1/ в XV в. до н.э. и 2/ в XIII в. до н.э. Сторонники иудаизма считают, что одна из великих заслуг Моисея перед евреями и перед всем человечеством состоит в том, что через него Бог дал людям Тору. Но у Моисея перед еврейским народом есть и вторая великая заслуга. Считается, что Бог через Моисея вывел еврейский народ из египетского плена. Бог давал указания Моисею, а Моисей, следуя этим указаниям, привёл евреев в Палестину. Именно в память об этом событии и празднуется иудейская Пасха.

Иудейская пасха празднуется 8 дней. Главным днём праздника является первый. А главным способом празднования - праздничный семейный ужин, который называется словом “седер” (“порядок”). Во время седера каждый год самый младший из детей (разумеется, если он умеет разговаривать и понимает смысл происходящего) спрашивает самого старшего члена семьи о значении праздника Песах. И каждый год самый старший член семьи рассказывает присутствующим о том, как Бог через Моисея вывел евреев из Египта.

Учения о душе имеют все религии классового общества. В Иудаизме существует несколько главных его пунктов. Душа - сверхъестественная часть человека. Этот ответ означает, что душа, в отличие от тела, не подчиняется законам природы. Душа не зависит от тела, она может существовать и без тела. Душа существует как целостное образование или как совокупность мельчайших частиц, душа каждого человека сотворена Богом. Также душа бессмертна, а во время сна Бог у всех людей временно забирает души на небо. Утром Бог одним людям души возвращает, а другим - нет. Люди, кому Он душу не возвращает, умирают во сне. Поэтому, восставши ото сна, иудеи в особой молитве благодарят Господа за то, что он вернул им душу. Все другие религии считают, что пока человек жив, душа находится в его теле.

Учение о загробной жизни в иудаизме со временем менялось. Можно говорить о трёх вариантах учения о загробной жизни, которые последовательно сменяли друг друга.

Первый вариант имел место от времени возникновения иудаизма до времени появления первых книг Талмуда. В это время иудеи думали, что души всех людей - и праведников, и грешников - идут в одну и ту же загробную страну, которую они называли словом “шеол” (перевод слова неизвестен). Шеол - это место, где не было ни блаженства, ни мучений. Находясь в шеоле, души всех умерших людей ожидали прихода мессии и решения своей участи. После прихода мессии праведников ожидала награда в виде счастливой жизни на обновлённой земле.

Второй вариант учения о загробной жизни существовал со времени появления Талмуда и до второй половины нашего века. В этом варианте содержание книг Талмуда толковалось следующим образом. Для получения награды не надо ждать мессию: души праведников немедленно после расставания с телом направлялись Богом в небесный рай (“ган эден”). А грешников направляли в ад, в место мучений. Для обозначения ада использовались слова “шеол” и “геенна”. (“Геенной” называлась долина в окрестностях Иерусалима, где сжигали мусор. Это слово перенесли и на название места мучений души после смерти её тела.) При этом считалось, что евреи-иудеи попадают в ад только на время, а евреи-нечестивцы и люди других национальностей (их называли “гоями”) навсегда.

Третий вариант излагается в ряде трудов современных богословов. По сравнению со вторым вариантом в третьем есть лишь одно изменение в понимании картины загробной жизни. Но это изменение очень существенно. Небесную награду, по мнению ряда богословов, могут получить не только евреи-иудеи, но и люди других национальностей и с другим мировоззрением. Более того, евреям заслужить небесную награду труднее, чем неевреям. Людям других национальностей достаточно вести нравственный образ жизни, и они заслужат жизнь в раю. Евреи же должны не только вести себя нравственно, но и соблюдать все чисто религиозные требования, которые иудаизм предъявляет верующим иудеям.

Иудеи должны соблюдать определённые пищевые запреты. Самые крупные из них три. Во-первых, им нельзя употреблять в пищу мясо тех животных, которые в Торе названы нечистыми. Список нечистых животных на основе изучения Торы составляют раввины. В него, в частности, входят свиньи, зайцы, лошади, верблюды, крабы, омары, устрицы, креветки и др. Во-вторых, им запрещено употреблять в пищу кровь. Поэтому можно питаться только обескровленным мясом. Такое мясо называют “кашерным” (“кашер” с иврита переводится как “подходящий”, “правильный”). В-третьих, запрещено одновременно принимать мясную и молочную пищу (например, пельмени со сметаной). Если сначала иудеи ели молочную пищу, то перед приёмом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Если сначала они ели мясную пищу, то перед приёмом молочной они должны выдержать перерыв не менее, чем в три часа. В Израиле в столовых есть два окна для раздачи пищи: отдельно для мясной и отдельно для молочной пищи.

Иудаизм - это религия небольшого, но талантливого народа, внесшего весомый вклад в исторический прогресс. И уже за это национальная религия этого народа заслуживает уважения.

Иудаизм был важным идейным источником для двух самых больших религий мира - для христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма - Тора и Танах - стали священными также и для христиан. Многие идеи этих книг были повторены в священной книге мусульман - Коране. Тора и Танах дали толчок развитию мировой художественной культуры, поэтому культурный человек должен знать, что из себя представляет иудаизм.


Евреи - это народ, который чтит свою религию несмотря ни на что. Испокон веков этот народ преследовался и был гоним со стороны других представителей земной цивилизации. На их долю выпадали самые тяжелые испытания: уничтожение, изгнание и геноцид. Но благодаря тому, что они сумели сохранить в Единого Бога, евреи продолжают занимать одну из центральных ниш в истории мира. Так какая вера у евреев? И почему, вопреки всему, она продолжает занимать души людей?

Яхве - творец и создатель всего живого

Иудаизм - религия, которой придерживаются все евреи и в которую обращаются последователи учения о едином Боге. Яхве переводится как «Тот, кто был, есть и будет».

Эта религия не является мировой, так как её исповедует лишь один народ. Но вера в Творца настолько сильна, что можно с уверенностью сказать: ничто не в силах искоренить ее.

Суть этого вероучения в следующем: существует лишь один Бог, все остальные боги – выдуманные. Когда случилось первое грехопадение, люди забыли об истинном Творце и стали поклоняться идолам. Чтобы напомнить о себе, Яхве предстал перед Авраамом, праотцем всего человечества. Пророк понял, что человечество сделало большую ошибку, отказавшись от Господа, он отрекся от язычества и отправился странствовать.

Он уверовал настолько, что даже был готов убить родного сына, как приказал ему Бог. Видя, насколько покорен Авраам, Всевышний убрал руку с ножом и спас ребенка от гибели. С той поры Творец понял, что пророк Авраам действительно верит в него и любит. Иногда современные иудеи говорят о своей религии «Вера Авраама».

Именно через сына Исаака пошел многочисленный народ Израиля.

Понятие «иудаизм» появилось где-то в 1–2 тыс. лет до нашей эры от самой многочисленной ветви израильского народа племени Иуды. Например, самым известным из этого племени считается царь Давид, при котором государство Израиль достигло наивысшего расцвета.

Сейчас иудаизм – это целый набор правовых, этических и религиозных правил, которые создают основной уклад жизни евреев.

Историю появления этого течения можно проследить изначально на страницах Библии, в Ветхом Завете.

Изначально евреи, так же как и другие народы, почитали множество Богов, но по воле Господа были захвачены в рабство египтянами. Здесь их ждала жизнь, полная тягот, пыток и казней.

Для избавления от этого ига Творец подозвал к себе Моисея, который должен был стать тем, кто спасет еврейский народ от бед. Чтобы евреи поверили в него, произошло несколько чудес, например Египетские казни. После этого люди поверили Моисею и последовали за ним в неизвестность. Пространствовав 40 лет, уставший народ нашел Обетованную землю. За время странствования на горе Синай Моисей получил 10 заповедей и заключил с Господом Завет. С той поры появилась Тора, священное наставление Творца с основными правилами поведения, законами и требованиями.

Рассматривая эту религию, можно сказать, что это собрание культовых традиций, которые обязаны исполнять все приверженцы этой веры. Перечислим некоторые из них:

  1. Обрезание. В знак того, что человек поклоняется Богу Яхве, делается обрезание. Без этого обряда еврей не считается верующим.
  2. Соблюдение субботы. В этот день надлежит лишь молиться, отдыхать и пребывать в гармонии с природой. Любая работа, даже самая простая, считается грехом, поэтому, чтобы чтить субботу, даже еду следует приготовить заранее.
  3. Создание семьи. Одинокий человек, который не смог найти себе пару, совершает один из тяжких грехов. Если в течение 10 лет жена не смогла родить малыша, муж вправе развестись с ней для того, чтобы продолжить род с другой женщиной.
  4. Запрет на мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Нельзя есть одновременно молочные и мясные блюда, употреблять любые морепродукты.

Верующим человек становится, как только рождается, эта вера передается ему с молоком матери. В дальнейшем в детском саду и школе изучаются целые курсы по иудаизму. Поэтому этот народ выстоял в тяжкие времена гонений и до сих пор процветает, живет и трудится на своей собственной земле.

Иудаизм и другие религии

Непростые отношения во все времена складывались у евреев с христианами. За всю историю именно христиане выступали гонителями их веры, поэтому напряженность в отношениях сохраняется и по сей день. В свою очередь православные считают именно Иуду виновным в распятии Христа и ставят это в вину всему народу Израиля.

С мусульманами же иудеи находят много общего. И те и другие считают себя детьми Авраама, только от разных ветвей. Они поклоняются одному и тому же Богу, у них много одинаковых . Тем не менее отношения между представителями этих религиозных течений складываются по-разному.

Чтобы узнать подробно, какая вера у евреев, ее основные заповеди, суть и историю, следует прочитать священную книгу Тору. Тогда можно понять, почему этот народ считается таким духовно сильным и несгибающимся.

Иудаизм - вера евреев
Марк Раик

Сейчас принято различать понятия "иудей" и "еврей", но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия "вера" и "религия". После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.

Религия евреев, как и их история, - одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. (т.е. ок. 4000 лет назад). Несколькими столетиями позже жил Моисей - величайший пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору.

Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми; это система взглядов на природу Бога и на Его отношение к людям.

Так во что же верили евреи? В чем суть библейского иудаизма, который исповедовал и Иешуа? Иудаизм выражается (в этом мы с ним солидарны) в вере в единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в нашем мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог - есть Дух, Мысль и Слово.

К догматам иудаизма относится и учение о богодухновенности Ветхого Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - это не только Закон, это наука. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак - знание, а знать - значит делать. Тора - это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только. Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.

Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые порой весьма сомнительны (жестоковыйность и пр.), но вопреки им. Избранный - это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель.

Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя. Спаситель-Машиах, т.е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.

Центральным в иудаизме является доктрина об искуплении и спасении, а также понятие греха. Грех - это то, что отвращает человека от Бога: ослушание, отход от Его путей. По иудаизму, грех вне человека.

Искупление - это покрытие грехов. Без искупления не может быть спасения. В библейские времена грехи людей перекладывались на невинных животных. Смерть животного заменяла смерть согрешившего человека. За человека платился выкуп (киппур). Без крови нет спасения. Спасения от чего? В иудаизме спасение не от вечной погибели, вечной смерти (отделение от Бога), а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. То есть речь идет не о спасении души. Соблюдение Закона не являлось условием спасения, условием освобождения, так как Закон был дан после выхода из египетского рабства. Не ставя своей целью проследить развитие иудаизма в историческом плане детально, отметим, что после вавилонского плена появились неканонические книги (апокрифы) и устный Закон, выделились среди иудеев (евреев) группы ессеев и фарисеев как оппозиция саддукейскому священству - ведущей в те времена партии иудаизма, а с приходом Иешуа Мессии произросла из иудаизма и новая мировая религия (резюме иудаизма) - христианство, сначала как "назорейская ересь".

Отход от библейского иудаизма начался задолго до прихода Иешуа и происходил постепенно, превратившись в иудаизм талмудический, в котором от веры, исповедовавшейся Моисеем, осталось очень мало. Суть Торы - Десять заповедей - сохранилась, но к ней прибавилось много наслоений. Традиция понимания Торы и раньше не была всеобщей, а практика исполнения Закона вне Израиля отличалась от принятой в Израиле. Фарисеи (II в. до Р. Х.) взяли на себя роль хранителей Торы, роль духовных вождей. Они приспосабливали Тору к изменявшимся условиям, делали ее удобной для исполнения Закона. Фарисеи приравняли авторитет устной Торы, которая никакого отношения к Моисею не имела, к письменной, данной Моисею Самим Творцом. В начале III в. по Р. Х. устная Тора была записана, появилась Мишна, которая затем стала основой Талмуда. Тора была заменена Талмудом, этой идеологической основой дальнейшего развития иудаизма. Таким образом не стало учения о жертве в храме, о крови примирения, об искуплении грехов и примирении с Богом. Была забыта жертва Авраама на горе Мориа как прообраз жертвы Иешуа на Голгофе, а именно на Него указывала жертва в храме.

После разрушения храма, после пришествия Иешуа и Его отвержения большей частью Израиля иудаизм превратился в религию правил - окостенелую, догматически узкую, формальную, что закрепилось в Талмуде. Но не следует представлять Талмуд как нечто неразумное, несуразное, не заслуживающее серьезного внимания. Талмуд - это кладезь мудрости, исторический опыт Израиля, но это уже толкование, т.е. дело рук (голов) человеков, хотя и мудрецов, но все же человеков. А Господь говорит нам только посредством Своего Слова, поэтому каждый должен сам читать Священное Писание, стремиться вникнуть в смысл каждого слова и всякий раз спрашивать себя: "Что Господь хотел этим сказать мне?"

После разрушения Второго храма не стало места для принесения жертвы. Храм заменила синагога, став центром иудейской жизни. Жертву заменила молитва. Отказ от жертвы - это закрепление отхода от Творца, начавшееся с отвержения Его Сына. Письменным закреплением отхода от библейского иудаизма явилось обобщение в ХII веке учения раннего средневекового иудаизма Маймонидом, суть которого - 13 догматов иудаизма.

Все эти догматы, за исключением одного, вполне согласуются с принципами веры мессианских евреев, которые верят в то, что Мессия уже пришел, и это не кто другой, как Иешуа из Назарета. Однако этот один догмат столь существен, что полностью заменяет веру в истинного Бога религией. Вера в Иешуа Мессию решает все вопросы и ставит все на свои места: грех, покаяние, спасение, жертву, кровь искупления.

Все дальнейшие попытки оживить мертвое учение, начиная с замены жертвы молитвой, носят наивный характер.

Модернизация иудаизма относится ко второй половине ХIХ века и наиболее широкое распространение получила в США. Она шла в двух направлениях: "консервативном" и "реформистском". Модернизация, т.е. приспособление к новым условиям, в обоих случаях носила довольно поверхностный характер. Изменения касались в основном порядка богослужения, осовременена одежда раввинов, ликвидированы перегородки, разделявшие во время богослужений мужчин и женщин. Частично, далеко не во всех общинах, заменен язык богослужения (древнееврейский на английский), хотя реформаторы, являясь уж очень свободными либералами, отвергают такие существенные догматы иудаизма, как воскресение мертвых и пришествие Мессии. В реформатских общинах можно встретить и раввина-женщину.

Сторонники ортодоксального иудаизма, называющие себя реконструктивистами, среди которых своей непримиримостью особенно выделяются любавические хасиды, пытаются сохранить и восстановить иудаизм в его средневековом понимании.

Все три течения современного иудаизма стремятся вернуть атеистически воспитанных евреев в лоно религии.

Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.

Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.

Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.