Частная независимая еженедельная газета Авось-ка Вязьма, подать объявление - Чепчугово ждёт! Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. От Лены до Иордана


Иеромонах Симеон (Берёзкин).

РИГ сайт В следующий понедельник, 19 января, православные будут отмечать один из великих христианских праздников - Крещение Господне (Святое Богоявление, Просвещение, праздник Светов), установленный в память о крещении Господа и Спасителя Иисуса Христа.

В праздник Крещения и за день до него в храмах и на водоемах у специально оборудованных прорубях - иорданях совершается Великое освящение воды. Крещенская вода считается великой святыней, она хранится круглый год и применяется во исцеление души и тела.

Об этом празднике нам рассказали благочинный второго центрального округа, начальник канцелярии Якутского епархиального управления иеромонах Симеон (Берёзкин) и пресс-секретарь Якутского епархиального управления инокиня Евгения (Сеньчукова).

Крещение Господа в Иордане

Крещение Господне, или Богоявление, - один из самых главных, двунадесятых праздников Церкви. В этот день вспоминается описанное в Евангелии событие из жизни Господа Иисуса Христа — Его Крещение в водах Иордана от Иоанна Предтечи. Тогда тридцатилетний Иисус пришел к Своему родственнику Иоанну, проповеднику покаяния, и погрузился в реку Иордан. После этого Христос, ранее живший как простой человек со Своими родителями, вышел на общественное служение — проповедь и совершение чудес.

Чем важен евангельский эпизод о крещении Иисуса Христа? О нем сообщают все евангелисты. Приведем два отрывка.

«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3,21-22)

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин.1,29-34).

Впервые Бог сообщает о Себе как о Троице: Отец - гласом с небес, Сын - крещающийся Сын Человеческий Иисус Христос, Святой Дух - в виде голубя. Об этом поется в праздничном песнопении (тропаре):

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

(Перевод: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Св. Троице; ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.)

Таким образом Христос установил Таинство Крещения, через которое мы присоединяемся к Церкви — Его Телу. В третьей главе Евангелия от Иоанна Он прямо говорит о необходимости крещения в воде: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Мы также крестимся во имя Святой Троицы. Троица непостижима. Но в тот день на реке Иордан Господь милостиво явил Себя понятным для человеческого разума образом.

Само слово «крещение» - исключительно славянское. В Православных Церквах греческой традиции используется термин «погружение», и в оригинале евангельского текста стоит это же слово. Погружение в воду — древний иудейский ритуал очищения от грехов и других видов нечистоты (соприкосновения с мертвым телом, кровью и т. д.). Иоанн Креститель (в греческом оригинале используется слово «Баптист» - «погружающий») крестил ради покаяния. Вода омывала нечистоту, исходящую из самого сердца человеческого. Но могло ли это крещение быть полноценным? Разумеется, нет. Ведь после падения Адама весь мир оказался искаженным, испорченным грехом, и первородный грех вода не исцеляла.

Господь Иисус Христос Своим Крещением не Себя очищает — Ему, чистому и безгрешному, Богу во плоти, это было не нужно. Он освящает саму стихию воды, тем самым начиная дело спасения мира. Падший вследствие греха Адама мир был уничтожен водами потопа — теперь же он восстанавливается водой крещения. Отсюда идет Таинство Великого водоосвящения, совершаемое в канун Богоявления и сам день праздника, 18 и 19 января (в другие дни совершается малое водоосвящение — водосвятный молебен). При этом поются красивейшие песнопения и произносятся трогательные и глубокие молитвы, которые в другое время не услышать:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.

Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема.

Яко человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещение прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех наших ради, Человеколюбче».

Праздник Крещения Господня носит и другое название — Просвещение, или праздник Светов. Связано это с тем, что в этот день в Древней Церкви совершалось Таинство Крещения над оглашенными, их просвещение.

Оглашение — это период подготовки к Таинству Крещения. В первые десятилетия существования христианства в нем не было необходимости: людям рассказывали о вере во Христа Спасителя, и они, если принимали всем сердцем новое учение, с радостью вступали в Церковь. Но уже во II-III веках, когда Церковь столкнулась с гонениями, появилась потребность подготовить человека к вере, за которую он впоследствии имел риск умереть — чтобы в опасности он не отрекся от Христа.

Оглашение состояло из трех частей. Сначала человек заявлял о своем желании вступить в Христианскую Церковь пред предстоятелем общины (епископом или замещающим его пресвитером или диаконом). После этого «кандидата» обучали основным истинам христианства — догматическим и нравственным. Вторым этапом оглашения становилось торжественное посвящение через крестное знамение - как знак Христовых страданий, и предварительное запечатление христианского состояния. Епископ и священник произносил над оглашаемым молитву, возложив руки на его голову. На христианском Востоке этот этап дополнялся актом отречения от сатаны и символическим дуновением в лицо и уши (чтобы принять Святого Духа). Третий момент оглашения состоял в изъяснении смысла полученных на предыдущем этапе знаков. Одновременно будущий член Церкви знакомился с представлением о ее Таинствах.

Крещение совершалось несколько раз в год: в Великую Субботу - накануне Пасхи, в день Пятидесятницы и в праздник Богоявления. Крестили обычно погружением, в водоеме или в специальных баптистериях - купальнях, которые позже стали строить при храмах. После крещения новых христиан облачали в белые одежды и торжественно вели на Литургию, где они впервые причащались Тела и Крови Христовых.

Великая Агиасма

Вода, освященная в крещенский сочельник и праздник Крещения Господня, считается великой святыней, «агиасмой» по-гречески. О ее чудесных свойствах сообщал еще в IV веке святитель Иоанн Златоуст: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».

«Могу свидетельствовать из своего опыта: у меня крещенская вода, даже если стенки сосуда зеленели, никогда не приобретала дурного запаха, оставаясь питьевой, - рассказывает мать Евгения. - Совсем недавно я ездила в Москву, к своим близким, помогала там своему отцу разобрать шкаф в кухне и нашла там забытую бутылочку святой воды. Она хранилась там лет пять! Мы решили вылить ее в цветы (боялись пить, но не хотели выкидывать святыню), но убедились, что ее до сих пор можно пить!».

В молитве на освящение воды священник просит у Бога, чтобы эта вода была спасительной для всякого человека, который будет употреблять ее, помогала ему в здравии телесном. В ектенье (прошении) священника или диакона на освящение воды в этот праздник есть фраза: "О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную", то есть священнослужитель просит у Бога, чтобы эта вода стала еще одним средством того, чтобы войти нам в жизнь вечную. Поэтому человек, который идет за святой водой, должен знать, за чем он идет и кто является главным подателем святости освящения этой воды - Сам Господь.

Существует ошибочное мнение, что в день Крещения Господня вся вода в мире, включая водопроводную, становится святой. В каждой ошибке есть доля истины: действительно, в этот день освящается сама стихия воды («вод освящается естество»), но это совсем не значит, что вся она становится святыней. Святой вода становится только по молитве — то есть только та вода, над которой было совершено Великое освящение.

Так как Великая Агиасма - великая святыня, хранить ее нужно с благоговением и молитвой. Это значит, что она не должна стоять в каком-то нечистом месте, которое будет выражать к этому предмету пренебрежительное отношение. Она должна стоять в отдельном месте или, если есть красный угол, у иконы. Желательно, чтобы тара, в которой хранится святая вода, была чистой, без лишних этикеток и надписей, чтобы на ней была видна единственная надпись: «Святая вода», - во избежание того, чтобы ее случайно не вылили.

При неблагоговейном отношении к святыне или если человек без веры хочет получить только чудо от Великой Агиасмы, а не помощь в том, чтобы эта вода была помощницей в вечную жизнь, святая вода может испортиться. В таком случае воду нужно отнести в храм либо вылить в непопираемом месте или в реку — ни в коем случае не в канализацию. Также испортившуюся святую воду можно вылить в цветы.

По мнению многих священников, обычная вода освящается, если в нее добавить крещенскую воду. Когда у вас осталось совсем немного Агиасмы, аккуратно, крестообразно влейте ее в обычную воду — и у вас снова появится святыня.

Употребляют святую воду так. Утром люди вкушают кусочек сушеной просфоры и запивают святой водой. Также святую воду принимают, когда болеют, умываются ею, используют ее для освящения дома - кропят домашним кропилом из растения иссопа свое жилище, самих себя — ведь в молитве есть слова «Для освящения домов». Если человек не может причаститься (например, в его городе нет храма, он болен и не может позвать священника или он хочет сугубо помолиться в какой-то важный для себя день, но в этот день в храме нет службы), он может употреблять Великую Агиасму для освящения души и тела и богообщения. При этом нужно запомнить: Причастие и употребление крещенской воды не тождественны и не взаимозаменяемы!

Великое водоосвящение

Великое водоосвящение часто совершается на водоемах. В холодных странах, как у нас, это происходит так: оборудуется специальная прорубь — иордань, а над ней уже происходит богослужение (иногда на место молебна священники и другие идут крестным ходом). В Якутии это выглядит завораживающе! Иордань украшается ледяными фигурами (обязательно крестом), вокруг стоят духовенство и хор, исполняющий трогательнейшие гимны праздника, возглавляющий водоосвящение священник трижды погружает крест в ледяную воду... В Якутске Великое водоосвящение на реке Лене в районе Зеленый луг совершит епископ Якутский и Ленский Роман в крещенский сочельник— 18 января, в 13.00.

Стоит подчеркнуть: вода, освященная в крещенский сочельник, от освященной в сам день праздника, не отличается. Как не отличается вода, освященная в храме, от воды из иордани. Единственная разница — вода из иордани сохраняет речной вкус, она может быть не очень вкусной.

Есть народный обычай не только набирать крещенскую воду, но и купаться в иордани. Однозначно оценить эту традицию трудно. С одной стороны, нет ничего дурного, если человек так свидетельствует о своей вере, если молится и таким образом употребляет святую воду. С другой — нужно помнить, что крещенское купание — это не модное развлечение и не моржевание. За неблагоговейное отношение к святыне Господь может и вразумить — как минимум, простудой, которая зачастую возникает и без Божественного вмешательства. Между прочим, бывали случаи, когда люди погибали от переохлаждения! Будьте осторожны! Ни в коем случае не прыгайте в иордань ради демонстрации своей удали, спьяну, на спор и так далее! Не играйте со святынями!

Скажем больше: купание само по себе благодати не дает. Вода освящается молитвой и «действует» тоже по молитве и вере. Главная молитва происходит во время богослужения — сначала Божественной Литургии, затем — Великого водоосвящения. Приходить к концу службы в храм с бидончиком или к концу дня на речку с полотенцем — это не проявление веры в благодатную силу Великой Агиасмы, а как раз абсолютное презрение к самой сути веры, потребительское отношение к ней.

Если вы решились искупаться в святой воде, подготовьте себя к этому мероприятию. Не забудьте нательный крест. Помолитесь. Попросите у Господа помощи и веры. В воду погружаются, как правило, трижды, перекрестившись, со словами: «Во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Эти же слова произносятся при Таинстве Крещения, но это не значит, что погружением себя в святую воду можно креститься еще некрещеному! Крещение над человеком может совершить только священник, если крещение необходимо срочно (например, над умирающим или в случае крайней удаленности) — другой христианин.

Крещенский сочельник

Несколько слов о дне, предваряющем праздник Богоявления, — крещенский сочельник, иначе — Навечерие (день накануне) Богоявления. В этот день полагается пост: по уставу до вечерней службы не едят вообще. Как и в рождественский сочельник, разрешается такое блюдо как сочиво — вареная пшеница с медом, орехами и сухофруктами, откуда и пошло название «сочельник».

На практике постятся чаще не до вечера, а до окончания Божественной Литургии. В этот день она совершается дольше, чем обычно — ей предшествуют Царские Часы и Вечерня, плюс чин Литургии Василия Великого длиннее Литургии Иоанна Златоуста (в этом году Литургия в крещенский сочельник «обычная», так как сочельник выпадает на воскресенье).

Рождественский и крещенский сочельники - особые дни, в которые люди должны подумать и подготовиться — накануне Рождества - к встрече с Богомладенцем Христом, накануне Богоявления — к встрече с Господом, который выходит на общественное служение. Вспоминая это событие, мы должны также подготовить себя к достойному причащению Святых Христовых Таинств на Божественной Литургии в праздник Богоявления — ведь это для христианина и есть главное празднование. В череде праздничных святочных дней мы делаем паузу: в святки не положен пост, на протяжении этого периода, как правило, обильны питье и еда. В Навечерие Богоявления мы останавливаемся за праздничным застольем, чтобы задуматься: есть вещи более серьезные, чем насыщение чрева.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Существует древняя церковная традиция памятовать о тех людях, которые связаны с большими и великими праздниками. На следующий день после праздника Богоявления Церковь отмечает Собор Иоанна Крестителя.

Сам Господь Иисус Христос сказал об Иоанне Крестителе, что это величайший из рожденных меж нами, это первый и последний пророк Нового завета. Если говорить о человеческой генеалогии, Иоанн Креститель был кровным родственником Самого Спасителя: мать Иоанна Предтечи, Елисавета, была родственницей Девы Марии. Разница в возрасте у Христа и Иоанна Крестителя составляла полгода. В поселок Горний, где жили родители Иоанна, Захария и Елисавета, через три дня после Благовещения пришла Богородица. В этот момент во чреве Елисаветы уже рос будущий Иоанн Креститель, и он приветствовал Мать своего Спасителя.

7 июля Церковь празднует рождество Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки говорится, что была череда священников по имени Захария. Захария и Елисавета были престарелыми бездетными людьми, и за это над ними потешались. Захарию осуждали, считая, что он грешник и не должен приступать к священнослужению — ведь у него нет детей. Захария сильно опечалился из-за этого и начал молиться. Тогда ему явился ангел и сказал, что у него родится сын, которого он должен наречь именем Иоанн («благодать Божия»). Захария не поверил ангелу, сославшись на старость себя и своей жены. Ангел за это наказал его немотой до рождения сына. Это не было жестокостью: Захария, священник, не должен был проявлять недоверия к Богу — ведь Он уже давал детей престарелым родителям - Аврааму и Сарре, была стара и мать пророка Самуила, Анна...

Захария вышел онемевший, и люди поняли, что ему было видение ангела. Вскоре Захария узнал, что его жена Елисавета носит во чреве. На восьмой день после рождения младенца принесли в храм, чтобы по закону Моисея обрезать его. При обрезании младенца хотели назвать Захарией в честь отца, но Захария взял табличку и написал, чтобы новорожденного назвали Иоанном. Все удивились — в то время было принято называть детей в честь предков, а людей с именем Иоанн в роду Захарии не было. Но как только Захария написал на табличке имя младенца, его уста отверзлись, и он рассказал, почему его сына должно так назвать.

Таким образом Захария и Елисавета с самого начала поняли, что это ребенок, который должен служить Богу.

Из Евангелия мы знаем, что Иоанн Креститель был крайним аскетом, он носил одежду из верблюжьей шерсти, а одежда из шерсти верблюда была очень грубой и ее было неприятно носить, и кожаный пояс. Питался он диким медом и акридами - съедобным видом саранчи. Иоанн Креститель был великим подвижником и молитвенником, к нему в пустыню приходило очень много людей. Первые ученики Христа Иоанна Андрей Первозванный и Петр, ставший первоверховным апостолом, до этого были учениками Иоанна Предтечи. Они сразу пошли за Христом, потому что Иоанн Креститель в свое время сказал о Христе, что придет за мной Тот, кто больше меня, кому я не достоин развязать ремень обуви. Здесь надо пояснить, что у евреев было очень трепетное отношение к чистоте и нечистоте, и всякий человек, входивший в Иерусалимский храм, должен был снять обувь, чтобы даже пыль от языческого мира не могла попасть. Но как развязать обувь себе самому, чтобы не оскверниться при этом? Для этого существовал раб, который все время был в нечистоте и который при входе в Иерусалимский храм снимал обувь своему хозяину. И Иоанн Креститель говорит: «Я не достоин стать подобным рабу Христа, чтобы развязать ремень Его обуви». Он говорил о Христе: «Я буду крестить вас водой, а он - Духом Святым». Иоанн Креститель стал непосредственным участником Богоявления Святой Троицы.

Иоанн Креститель сильно пострадал за свое обличение царя Ирода, который сожительствовал с сестрой своего брата Иродиадой, мерзкой красавицей, как ее называет Церковная Гимнография. Разгоряченный выпивкой и зрелищем плясавшей на пиру дочери Иродиады Саломеи Ирод пообещал ей сделать все что угодно. По научению своей матери Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. И хотя Ирод боялся пророка Иоанна и почитал его, он дал слово на пиру перед всеми гостями, что выполнит волю Саломеи. Иоанн Предтеча был казнен: ему отрубили голову. Есть церковное предание, что когда Ироду принесли на блюде голову Иоанна Предтечи, она продолжала обличать царя. 11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи, Церковь вспоминает это событие. И хотя Церковь установила в этот день пост, это событие исполнено радости, ибо с точки зрения церковной логики день смерти - радостное событие, так как это переход из жизни временной в жизнь вечную, это праздник радости, поэтому всех святых мы вспоминаем не в день их рождения, а в день их смерти, рождения в новой жизни.

Также Церковь празднует три обретения главы Иоанна Предтечи: трижды терялась и трижды находилась святая глава Иоанна Предтечи (9 марта - первое и второе обретение, 7 июня - третье обретение).

Сохранились мощи Иоанна Предтечи. Десница святого пророка находится в монастыре Рождества Богородицы в Цетинье (Черногория). Святыня с конца XVIII века хранилась в России, в Московском Кремле. После революции она была передана в Гатчинский Павловский собор, а в 1919 году, чтобы не была осквернена безбожниками, вывезена в Европу. Эстония, Швеция, Дания, Сербия... В 1951 году десница Иоанна Крестителя была перенесена в Цетинье, древнюю столицу Черногории и духовный центр Сербской Православной Церкви. В 2006 году ее возили по городам России, Украины и Белоруссии.

Части главы Иоанна Предтечи находятся в разных странах. Лицевая часть хранится в Амьенском соборе, во Франции.

Юрий АКСАМЕНТОВ

Предыдущая Следующая

МАМОЧКА, БУДЬ ЗАМЕТНЕЙ

Ежегодно десятки людей становятся жертвами ДТП в тёмное время суток. Как правило, причина аварий в том, что водителям просто не видно человека на дороге. Правила дорожного движения рекомендуют пешеходам ношение...

ФЕСТИВАЛЬ К 85 - ЛЕТИЮ Ю. А. ГАГАРИНА. Безграничные возможности

В ДК "Московский" состоялся Ежегодный фестиваль художественного творчества людей с ограниченными возможностями здоровьяКонцерт начался с приветственного слова главного специалиста отдела социальной защиты населения в Вяземском районе Елены Генераловой и председателя...

«Площадь, парк и набережная». Три города Смоленской области представили проекты для участия во всероссийском конкурсе

Победитель получит грант на реализацию проектов благоустройства общественных территорий. В настоящее время идет отбор муниципалитетов для участия во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических...

Алиса в стране танца

В первый день весны 2019 года в Музыкальной школе случилось настоящее чудо - отчётный концерт хореографического отделения. Зрителю были представлены композиции из балетов «Щелкунчик», «Чиполлино», «Баядерка», «Спящая красавица», «Коппелия», «Конёк...

Субботник и возложение цветов и венков к Памятному знаку на месте сожженной в годы Великой Отечественной войны д. Серебрянка

На Смоленщине есть много мест, где в годы Великой Отечественной войны фашисты зверски расправлялись с мирным населением. 5 марта 1942 года заживо были сожжены жители маленькой деревушки Серебрянка. Людей, уже...

Впервые Десногорск является финалистом целевого отбора «100 городских лидеров»

1 марта 2019 года начался девятимесячный марафон продвижения и развития проектов, которые попали в финал всероссийской программы «100 городских лидеров». Этот проект, созданный при правительстве РФ, призван изменить качество и образ...

Председатель Вяземского районного Совета депутатов Полина Хомайко переходит на новую работу

Председатель Вяземского районного Совета депутатов пятого созыва Полина Викторовна Хомайко приняла решение досрочно сложить с себя депутатские полномочия и оставить занимаемую должность в связи с переходом на другую работу. Вопрос о...

«100 км за 24часа»

Минувшие выходные в Десногорске прошли под эгидой открытого XXXIX лыжного туристского марафона «100км за 24 часа», посвящённого памяти Екатерины и Юрия Ширяевых. В далеком 1981 году, впервые в Десногорске прозвучал призыв...

В Смоленской области стартовал флешмоб “Потребляй с умом”

Движение ЭКА запустило всероссийский флешмоб "Потребляй с умом", цель которого - формирование культуры ответственного потребления в обществе. Его участники узнают, как совершать осознанные покупки, отказаться от ненужных вещей, пользоваться лайфхаками...

Продажа проездных в Вязьме находится под угрозой

В январе 2019 года, в связи с повышением стоимости проезда в общественном транспорте, перевозчики Вязьмы отказались продавать проездные билеты льготникам Для многих граждан затраты на проезд – ощутимая часть личного бюджета,...

Студенты Рославльского многопрофильного колледжа стали победителями и призерами IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia)

22 февраля 2019 года в КДЦ «Губернский» состоялась торжественная церемония закрытия IVОткрытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) Смоленской области.В нынешнем году состязания профессионального мастерства были организованы по 28 компетенциям в...

Сотрудники Госавтоинспекции научили юных пешеходов быть заметнее на дороге

Воспитанникам детского сада «Родничок» города Рославля напомнили о Правилах безопасности на дорогах и познакомили с патрульной машиной ДПС.Зимнее время диктует свои законы поведения на дорогах. Опасные игры детей на дорогах...

ИЗ ЗАЛА СУДА: Назначено наказание по совокупности приговоров

Приговором Вяземского районного суда Смоленской области в ноябре 2018 года ранее судимый житель города Вязьмы признан виновным в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере.При обыске у...

УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОЗДРАВИЛИ С 23 ФЕВРАЛЯ

В честь празднования 23 февраля – Дня защитника Отечества - сотрудники ОГИБДД МО МВД России «Вяземский» совместно с учащимися 3-х и 5-х классов СОШ № 10 г. Вязьма и отрядом...

«Теперь ребята приходят в детский сад и рассказывают о своих дубочках»

15 февраля в старшей и подготовительной группах детского сада "Сказка" Ксения Николаенкова (организатор киноклуба «Пятница» и мероприятий в нем) в образе Красной Шапочки провела для детей познавательное занятие. Красная Шапочка...

Туристический комплекс «Эколого-туристская деревня «Чепчугово»ЖДЕТ РЕБЯТ от 11 до 17 лет!

В Н И М А Н И Е!Здорово провести лето – так просто!!!Туристический комплекс«Эколого-туристская деревня «Чепчугово»расположенный по адресу: Вяземский район, д. ЧепчуговоЖДЕТ РЕБЯТ от 11 до 17 лет! Заявки можно оставить:позвонив...

ВСТРЕЧА С ДЕТЬМИ ВОЙНЫ: НИКОГДА ИМ ЭТО НЕ ЗАБЫТЬ

В литературном салоне состоялась встреча молодёжи с ветеранами. Перед студентами Вяземского железнодорожного техникума выступили люди, испытавшие в малолетнем возрасте ужасы войны и немецко-фашистской оккупации.Встречу провела и представила гостей руководитель отдела...

НАКАНУНЕ VI КЛЕТНОВСКИХ ЧТЕНИЙ: «Известная и неизвестная Екатерина Клетнова»

«Известная и неизвестная Екатерина Клетнова» - так назывался вечер, который прошёл 3 февраля в литературном салоне и был посвящён смоленскому профессору, преподавателю, археологу, этнографу, переводчику, автору стихов и пьес –...

Уважаемые жители города Рославль и Рославльского района!

На территории подмосковного Военно-патриотического парка культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации возводится собор в честь Воскресения Христова, который получит статус главного храма Вооруженных Сил России. Для использования в мозаичных картинах...

Развитие происходит из точки покоя

Взрослые, которые усиленно развивают ребёнка, похожи на Карлсона, посадившего семечко. Он всё время его раскапывал, чтобы посмотреть не проросло ли? На самом деле, дети растут, учатся и развиваются не потому, что...

В вузах Смоленской области стартует месяц “Экодворов”

Студентов Смоленской области приглашают в феврале провести в своих вузах праздники "Экодвор", направленные на внедрение раздельного сбора мусора и развитие культуры грамотного обращения с отходами. Акция проводится в рамках всероссийского...

«Поделись своей добротой!»

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить. 24...

Изменен коэффициент индексации выплат

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 № 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году» с 01.02.2019 года установлен коэффициент индексации 1,043. Так, с 1 февраля 2019...

15 февраля 2017 года в праздник Сретения Господня исполнилось 50 лет со дня рождения правящего архиерея Вяземской епархии, епископа Вяземского и Гагаринского Сергия.

Поздравить архипастыря прибыли митрополит Смоленский и Рославльский Исидор, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Великолукский и Невельский Сергий. Архиереи возглавили праздничную Божественную Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Вязьмы. Владыкам сослужили благочинные церковных округов Вяземской и Смоленской епархий, руководители епархиальных отделов, духовенство митрополии. Молитвенные песнопения исполнили певчие архиерейских хоров Смоленской и Вяземской епархий под управлением регента Елены Фроловой.

За Богослужением молились: Губернатор Смоленской области Алексей Владимирович Островский, председатель Смоленской областной Думы Игорь Васильевич Ляхов, руководители муниципальных образований региона, представители светской власти и общественных организаций, настоятельницы и сестры женских монастырей, представители казачьего воинства, военнослужащие Вяземского гарнизона, воспитанники кадетского класса, участники православного молодежного движения «Исток», а также многочисленные прихожане, жители города Вязьмы и паломники.

Иеромонах Симеон (Березкин) огласил Патриаршее послание по случаю Дня православной молодежи. В завершение богослужения было совершено славление празднику Сретения Господа. Затем были провозглашены поздравления в честь юбиляра от гостей, прихожан собора и богомольцев из других приходов, принявших участие в праздничных мероприятиях.

В своем поздравительном слове, обращаясь к епископу Сергию, А.В. Островский сказал: «Сегодня, помимо большого церковного праздника, мы все празднуем День рождения Владыки Сергия, очень уважаемого мною человека, любимого. Дорогой Владыка, я Вам искренне желаю от всех нас долгого служения Смоленщине, смолянам, долгих лет жизни, богатырского здоровья, всего самого доброго, теплого и лучшего, что может пожелать любящий и уважающий Вас человек. Всего, чего себе желаю, желаю и Вам! От всех нас поздравляю Вас с этим праздником».

Высокопреосвященнейший Владыка Исидор пожелал: «От Смоленской епархии, от всех клириков, которых вы знаете не понаслышке, так как были одним из старших клириков Смоленской епархии, поэтому многих из них знаете с детства, примите от всех нас, смолян, слова искреннего поздравления Вам с Вашим личным юбилеем».

От Смоленской епархии решением внеочередного Епархиального Совета митрополит Смоленский и Рославльский Исидор удостоил епископа Вяземского и Гагаринского Сергия медали Смоленской Божией Матери Одигитрии первой степени. От духовенства Вяземской епархии епископа Сергия поздравил секретарь Епархиального управления протоиерей Валерий Калинин и тоже вручил подарок.

С юбилеем епископа поздравили руководители района – И.В. Демидова и П.В. Хомайко.

Епископ Сергий сердечно поблагодарил главу митрополии, архиереев, Губернатора области, председателя областной Думы, всех присутствующих за теплые слова в свой адрес.

По материалам Вяземской епархии

№8 от 22.02.2017

Священнослужители: -иерей Владимир ПОКАТОВ - иеромонах СИМЕОН (Березкин) - диакон Евгений ТКАЧ

Историческим центром города вязьмичи считают высокий левый берег реки - «Соборный холм», украшенный на протяжении жизни многих поколений центральным храмом города - Троицким собором. На территории древнего городища (ХI-ХIII вв.) во второй половине XVII века был возведен каменный храм. Вот как об этом пишет историк прошлого века И. П. Виноградов: «Соборная гора и есть „верхний малый город“ на ней было 3 деревянные башни. В главной крепости, между двумя огромными башнями положено было основание новому каменному собору». Первое же упоминание о стоявшем на этом месте деревянном храме во имя Святителя Николая относится к 1015 году и связано с «Житием Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского».

По сохранившимся преданиям уже в конце X - начале XI века на Соборном холме был храм в честь святителя Николая. Весь период существования Вяземского удельного княжества c 1239 по 1403 гг. он был соборным. В 1406 году в храме погребен благоверный князь Симеон Вяземский, злодейски убитый в Торжке вместе со своей супругой благоверной княгиней Иулианией, князем Юрием Смоленским. В соборном храме в 1495 году молилась невеста великого князя Литовского Александра, дочь великого князя Московского Иоанна III - Елена. По взятии Смоленска в 1514 году в соборном храме слушал благодарственный молебен великий князь Василий III Иоаннович. В 1565 году царь Иоанн IV Васильевич оставил в храме синодик с именами казненных при его правлении людей.

По распоряжению Бориса Годунова в 1597-1598 годах обветшавший Никольский собор разобран и на его месте поставлен новый, к которому пристроены Сергиевский, Трехсвятский и Рождественский приделы. В 1610 году соборный храм разорен польскими отрядами под предводительством гетмана Жолкевского. В 1612 году в соборе зачитано воззвание Сергиевой лавры и направлено ополчение к Москве. По повелению царя Михаила Феодоровича в 1635 году собор отстроен заново и, в честь заключения под Вязьмой Поляновского мира в день Святой Троицы, переименован из Никольского в Троицкий.

Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон посещали собор во время пребывания царского семейства в Вязьме в 1654 году. В память об этом знаменательном событии на средства царя Алексея Михайловича и поставлен каменный собор в 1674-1676 годах. С 1681 года по указу царя Феодора Алексеевича при соборном храме учреждена кафедра епископов Вяземских. В XVII-XVIII веках около собора стоял дом митрополита Крутицкого (Сарского и Подонского).

В 1765 году купцами братьями Калашниковыми в собор принесен из Москвы список Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемая вязьмичами. В 1771 году в России свирепствовала чума, проникнув из Москвы почти во все города России, она чудесным образом не коснулась Вязьмы. Спасение города от смертоносной болезни подвигло жителей города, в память этого события устроить при соборном храме придел во имя Иверской иконы Божией матери. В 1773 году он был построен на средства купца Авксентия Космича Фатова. С этого времени для Вяземского собора начался новый период расцвета.

Во время Отечественной войны 1812 года соборный храм сожжен и частично разрушен. Французы устроили в уцелевшей части соляной склад. Когда неприятель был изгнан, соборный храм стоял без Богослужения еще несколько лет. На средства выделенные Священным Синодом собор был восстановлен в 1813-1815 годах. В 1836 году из кирпича рухнувшей из-за ветхого состояния колокольни поставлена каменная часовня у Смоленского моста, просуществовавшая до 1930-х годов. В 1847-1849 годах на средства купца Петра Гавриловича Сабельникова Иверский перестроен придел и с северной стороны устроен небольшой придел в честь благоверных князей Бориса и Глеба (в настоящее время не существует). Каменная четырехъярусная колокольня построена в 1850 году. После обследований, проведенных в 1896 году архитектором Гунстом и инженерами Морозовым и Ястребовым, проведены работы по укреплению фундамента храма. Собору принадлежала каменная Фроловская часовня стоявшая у моста через реку Вязьму.

В 1918 году постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода учреждено Вяземское викариатство.

В 1922 году из собора были изъяты серебряные ризы с икон, утварь, жемчуг с митры епископа Вяземского. В 1922 году на колокольне оставалось 9 колоколов. Собор закрыт в 1929 году. Вся богатая утварь, дары Российских государей, древние книги и иконы «экспроприированы» новой властью и в основном исчезли бесследно.

Богослужение в соборе было возобновлено в конце 1941 года и с тех пор не прерывалось. В 1974-1977 и 1982-2000 годах проводились реставрационные работы по фундаментам, на фасадах и в интерьере храма.

В Иверском приделе хранится древний резной образ святителя Николая «Никола Можайский», отреставрированный в начале 1990-х годов тверскими мастерами.

При храме действует воскресная школа.

Адрес: Смоленская обл., г. Вязьма, пер. Нагорный,1

иерей Александр Курмелев

Иерей Александр Владимирович Курмелев родился в г. Демидов 26 мая 1984 года.

В 2002 г. окончил среднюю школу № 2 г. Демидова.

В 2007 г. окончил Смоленскую Духовную семинарию.

С января 2008 г. являлся пономарем в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска.

12 марта 2008 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен в сан диакона.

8 июня 2008 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом рукоположен в сан иерея.

15 июня 2008 г. направлен вторым священником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь.

11 июля 2013 г. назначен настоятелем храма «Всех Скорбящих Радосте» с. Карманово Гагаринского р-на Смоленской области.

23 декабря 2013 г. по 1 ноября 2014 г.– настоятель Архиерейского подворья Благовещенского собора г. Гагарин.

22 августа 2016 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы.

7 ноября 2017 г. назначен руководителем Отдела по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ Вяземской епархии.

Имеющиеся общецерковные награды: юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015 г.).

Штатные священнослужители

иерей Владимир Покатов

Иерей Владимир Александрович Покатов родился в г. Рига (Латвия) 11 декабря 1963 года.

В 1981 г. окончил Рижскую среднюю школу № 35.

С 1981 по 1983 гг. обучался в ТУ №1 связи в г. Риге.

С 1983-1985 гг. служба в СА.

2008 г. – окончил ПСТГУ в г. Москве.

С 2009 по настоящее время является клириком Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы

Сентябрь 2015 г. – апрель 2016 г. – руководитель Молодежно-миссионерского отдела Вяземской епархии.

Имеющиеся общецерковные награды: юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира» (2015 г.).

__________________________________________________________________________

иеромонах Симеон (Березкин)

Иеромонах Симеон (Березкин Роман Сергеевич) родился в г. Рославле 29 января 1988 года.

В 2005 г. окончил Рославльскую среднюю школу №6.

В 2009 г. окончил Смоленскую Духовную семинарию.

2009-2010 г. проходил воинскую службу в Российской Армии.

В 2012 г. окончил магистратуру СПБДА.

30 мая 2012 г. назначен помощником Управляющего Якутской и Ленской епархией по работе с общественными организациями.

8 апреля 2014 г. назначен штатным священником Градоякутского Преображенского кафедрального собора.

8 мая 2014 г. назначен настоятелем храма Вознесения Господня с. Чурапча, настоятелем храма свт. Василия Великого пос. Нижний Бестях.

11 июня 2014 г. назначен благочинным Центрального округа Якутской епархии и ключарем Градоякутского Преображенского кафедрального собора. Назначен заведующим канцелярией Якутского епархиального управления.

24 сентября 2014 г. назначен на должность руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Якутской епархии. Назначен на должность руководителя миссионерского отдела.

2016 год принят в клир Вяземской епархии.

22 января 2016 г. назначен штатным священником Свято-Троицкого кафедрального собора г. Вязьмы.

___________________________________________________________________________

диакон Евгений Ткач

В 2006 году окончил среднюю школу №4 г. Терновка Днепропетровской области, Украина.

В 2010 году окончил Одесскую Духовную Семинарию.

29 сентября 2009 года митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом был рукоположен в сан диакона.

С 01.07.2010 по 24.12.2014 года — являлся штатным диаконом Свято-Николаевского храма ж/м «Новые Кайдаки» г.Днепропетровска.

С 20 января 2015 года был принят в клир Смоленской митрополии и назначен штатным диаконом Свято-Троицкого собора г. Вязьмы.

Общецерковные награды: двойной орарь (2010 г.).