Андрей Юрьевич Брежнев

Помощник директора федерального ядерного центра в г. Сарове. Член Общественной Палаты РФ, православный публицист.

САХАЛИН – ЭТО РОССИЯ

Наш корреспондент взял интервью
у члена Общественной палаты РФ Дмитрия Сладкова

Дмитрий Владимирович, как состоялась Ваша поездка на Сахалин?
- Некоторое время назад я получил приглашение Сахалинской епархии приехать с лекциями. У епархии есть договоренность с Фондом Андрея Первозванного – он оплачивает ее гостям одну поездку в месяц. И отправился.

Какие цели Вы ставили перед собой?
- Правильнее говорить о тех целях, которые поставила передо мной приглашающая сторона. Первая цель очень простая. Неясно, является ли на Сахалине православие верой большинства. Так, в Южно-Сахалинске с его численностью населения чуть более 170 тысяч человек – пять или шесть крупных недавно отстроенных протестантских храмов на два православных собора, один из которых возводился 12 лет и четыре года назад был завершён. Во всей Сибири протестантизм очень силен. Несколько лет назад я был в Сургуте, там картина примерно та же, но на Сахалине она выражена куда более рельефно. Очень сильное влияние Южной Кореи. Оттуда поступают деньги, протестантская литература, приезжают миссионеры.
В этой ситуации надо показывать местному начальству и всему населению, что у православных людей Сахалина и Курил есть друзья и это известные, влиятельные люди. Это целенаправленная политика, и за последние пять лет она дала свои результаты – влияние Православной церкви на Сахалине постепенно растет. Там уже побывали с лекциями многие известные богословы, историки, культурологи. В какой-то момент политологу Егору Холмогорову пришла идея сделать гостями епархии и членов Общественной палаты.
Все это означает, что епархия становится мостом, который как в культурном, так и в политическом плане соединяет Сахалин с Большой землей.
Вторая цель приглашающей стороны – просветительская. За шесть дней удалось прочитать семь лекций и провести довольно много встреч. Каждый такой приезд – серьёзное событие для относительно небольшого города (вдвое больше Сарова), где, тем не менее, живет треть населения Сахалина.

Какова была тематика Ваших лекций?
- Она полностью определялась «заказом», который я получил. Я читал в вузах, - их в Южно-Сахалинске шесть, в основном гуманитарные. Шесть лекций из семи слушали совершенно светские, не воцерковленные студенты, люди со всеми болезнями современной молодежи. И поэтому если начать что-то откровенно «поповское», нет шансов, что тебя услышат. Поэтому я избрал культурологическую тему «Границы человеческого в человеке на пороге XXI века».
Лекция состояла из трех частей. Первое – что такое человек, как он устроен, каковы отношения тела, души и духа, откуда у нас способность различать добро и зло и так далее.
Вторая часть лекции была посвящена миру, в котором живет современный человек. А в этом мире очень много (и с каждым днем все больше) больных, жестоких вещей. Молодые прекрасно про них знают, но когда соберешь все признаки расчеловечивания мира вместе, это производит сильное впечатление.
А третья часть лекции была очень простая – что делать, как жить человеку в таком мире? И я говорил о воле к жизни, о свободе воли и вводил такую категорию, как проект. Борьба за будущее, конкуренция проектов, проектная готовность, признаки творчества, открытость к сотворчеству – вот примерно такой была канва рассуждений.

Как воспринимали слушатели Ваши тезисы?
- С одной стороны, молодые вообще не привыкли и не умеют об этом говорить, с другой – они испытывают острый душевный голод по такому разговору. Молодые люди очень хотят на эту тему говорить, хотя не приучены совсем, многие быстро устают и отключаются. Отсюда и жадное внимание, и разного рода неожиданные реакции. Великолепные студенты, общение с которыми прошло на одном дыхании, это Институт востоковедения, экономики и африканистики, так называемая «Востόчка», вуз, который готовит переводчиков, экономистов, юристов, ориентированных на работу с зарубежными партнерами. Это, безусловно, тамошняя студенческая элита. Они умеют, в отличие от других, хотя бы вопросы задавать. Между прочим, внятный вопрос чужому дядьке с бородой задать – это тоже не хухры-мухры. В студенческие годы сам я этого не умел.
Последняя лекция – публичная, для всех желающих – была уже не в вузе, а в культурном центре. По просьбе устроителей я говорил на тему «Церковь и государство: что впереди?» И раскрывал эту тему главным образом на нашем саровском опыте, на материале тех процессов, которые мне хорошо знакомы и в которых принимал непосредственное участие. Рассказывал о нашем Институте как инструменте государства и об истории его отношений с Церковью, которая началась не вчера. Рассказывал, как собираются влиятельные люди вокруг владыки Георгия в Нижнем и Дивееве, что происходит у нас в Сарове. На фоне сильнейшего отчуждения власти и большинства народа те процессы, которые идут сейчас в Церкви, вызывают умеренный оптимизм. Для плохого отношения к имущим власть и деньги много самых серьезных оснований, уходящих корнями в 90-е годы. Но взаимная неприязнь власти и народа не может продолжаться вечно, она разрушит страну и в ее продолжении заинтересованы в первую очередь внешние силы, противники и конкуренты России. Наша Церковь в этой ситуации – одна из немногих действительно консолидирующих сил.

Какие Вам задавали вопросы?
- О том, что ВНИИЭФ и Саров есть, сахалинцы знают, но больше не знают практически ничего. Были вопросы об Институте, о Сахарове, о том, что такое ядерное оружие с церковной точки зрения... Вроде бы мы для себя все эти вопросы решили и сняли еще в 90-е годы, а там для многих людей они актуальны. Обстановка была очень теплой, благожелательной.

Вы упоминали что была еще одна цель Вашей поездки, чисто светская.
- В Южно-Сахалинске живёт и работает директор Центра развития детей «Гармония» Елена Анатольевна Степанская, она также является членом Общественной палаты России, и я ее попросил собрать тех, кто знает, как обстоят дела в сфере местного самоуправления.
Поскольку мероприятие с участием членов Общественной Палаты РФ на Сахалине вещь знаковая и нечастая, местные власти приняли в его организации активное участие. В итоге встреча, прошедшая в большом зале областной администрации, оказалась вполне заорганизованной. Пригласили работников городских администраций, они приехали издалека, но молчали, а слово преимущественно брали южно-сахалинские, «столичные» руководители. Видно было, что это люди опытные, и суждения их по поводу недостатков местного самоуправления были вполне резонные и разумные. Действительно, имеет место вопиющий перекос – полномочий у местного самоуправления много, а своих денег мало. Деньги доходят до мест в основном через региональные бюджеты, что означает тотальную зависимость местной власти от вышестоящих начальников. В результате конституционная норма, говорящая о том, что местное самоуправление не является частью государственной власти, на деле не выполняется.
Понятно, что к этой норме надо подходить с умом. Местное самоуправление должно быть там, где есть живое сообщество, способное так или иначе на своем уровне управлять делами. К сожалению, сегодняшний порядок и, прежде всего, устройство бюджетного процесса все это блокирует, за единичными исключениями.

Вернёмся на Сахалин, на встречу с начальством…
- К сожалению, живого разговора так и не случилось. Единственным утешением было то, что вечером того же дня состоялась неформальная встреча с местной общественностью. Вот тут мы действительно неплохо поработали. Были и другие встречи по теме регионального и местного развития. Живые деятельные люди на Сахалине, безусловно, есть.

А как они там живут?
- За 15 лет численность населения упала в полтора раза - с 750 тысяч человек примерно до 500. Народ оттуда уезжает, потому что уже нет ни реально компенсирующих затраты надбавок, ни быстрого получения квартиры за счет целевого строительства. Дороги жуткие. Единственные пристойные дороги ведут из Южно-Сахалинска в портовые города Корсаков и Холмск. Остальные - либо разбитая бетонка, иногда встающая дыбом, либо просто грунтовка. Железная дорога на север острова есть, но нет автомобильной, проезжей в любое время года. Тысяч 50 сахалинцев живут неплохо - там, где качают нефть и газ. Но острову в целом и его южной части, где сосредоточена основная часть населения, не достается ничего. Я видел страшные руины заводов вдоль разбитых дорог, невероятные хибары, где живут люди. Все контрастно – многие развалюхи с просевшими крышами увенчаны ажурными антеннами спутниковой связи.

Как люди настроены?
- Понятно, что мой круг общения был весьма невелик. Он исчерпывался несколькими десятками человек. Те, с кем я общался, настроены там жить и биться за достойное будущее этой удивительной земли, красивой и богатой. Именно в этой компании оказался востребован наш саровский опыт клубной работы. Вот его мы с ними и обсуждали. И даже придумали несколько очень любопытных проектов.

Можно о них рассказать?
- Сейчас известный в Сарове Вячеслав Столяров с коллегами готовит выставку в Госдуме «Соловки – северный форпост России». Мы хотим попробовать организовать аналогичную выставку по Сахалину, а вслед за ней – парламентские слушания. Как их проводить? Выделять не нефтяную составляющую, а гуманитарно-культурную, научную, образовательную, историческую, богословскую, если хотите (история Церкви в этом месте, она же есть). И, возможно, надо рассматривать связку «Сахалин – Калининград». Это два региона, где проблема их принадлежности России так или иначе раскачивается. В Калининграде я не был, но хорошо известно, что проблема связи этого анклава с Россией также существует.

А Сахалин - российский?
- Он российский, безусловно. Присутствие японцев в экономике пока достаточно слабое. Я не был на Курилах. Как говорят, на южных островах присутствие японской экономики уже весьма серьезно. В то же время жители Курил крепко держатся за российскую идентичность, а экономика японская, да, им нравится, одно другому не мешает. Но они хотят быть российскими гражданами и ясно выражали это желание на плебисцитах.
А проблемы у людей те же, что и везде. Плюс дороговизна всех товаров с Большой земли. Так, Великим постом на трапезе верующим разрешена рыба – овощи и фрукты уж больно дороги. И в целом люди живут небогато. Новое офисное и жилищное строительство есть, но объемы небольшие.
Огромная проблема - отсутствие собственных инженерных и технических школ. С Большой земли приток кадров нарушен, а хозяйство работать без инженеров не может. Огромный дефицит квалифицированных специалистов и в системе местного самоуправления.
Конечно, все это – личные впечатления нескольких дней и они никак не могут быть серьезным экспертным суждением. Я был там совсем недолго и собственными глазами, помимо Южно-Сахалинска, видел лишь расположенные на самом юге Корсаков, Невельск, Холмск и Охотск.

Где же выход?
- Есть мегапроект, который сахалинцы начинают продвигать. Это мост на Сахалин, строительство которого повлечет за собой цепную реакцию перемен. Вполне качественный сайт на эту тему уже есть (www.mostsakhalin.ru). Японцы готовы обсуждать строительство моста Сахалин – Хоккайдо, если мы построим мост через узкий пролив Невельского. А там мелководье, нет никаких технических проблем его поставить. Не туннель, а именно мост, который и в эксплуатации лучше, и символически гораздо сильнее. Сейчас Южно-Сахалинск в конкуренции с Хабаровском и Владивостоком не имеет никаких шансов. А тогда все могло бы очень даже сильно повернуться. Он у них, конечно, хлеб не отбил бы, но свой импульс развития получил бы сильнейший, оказавшись на транзите Лондон – Токио.
В этой связи мне сразу вспомнилось выступление главы РЖД Владимира Ивановича Якунина на недавних слушаниях по экономической стратегии России у нас в Общественной палате. Он тоже говорил об этих инфраструктурных коридорах.
Может пригодиться и опыт грантового конкурса «Православная инициатива», который уже несколько лет проводит наш Фонд преподобного Серафима Саровского. Но там должен быть конкурс не просто любых культурных, информационных, медийных, социальных и иных проектов, а тех, которые бы целенаправленно работали на повышение связности Сахалина с Россией. Сейчас сахалинские коллеги собираются писать положение о таком конкурсе, искать нормальных благодетелей, которым это было бы интересно, в том числе и политически.

Ваше самое главное впечатление?
- Усеянный льдинами берег Охотского моря, до самого горизонта разводья – половина белого, половина ярко-синего. И совсем недалеко от берега посреди мелкого белого льда плавают два десятка таких же белых лебедей, плавно раскачиваясь на немаленькой волне. А над ними летают чайки и огромные, чуть не с метровым размахом крыльев угольно-черные вороны.
На самом-то деле, Сахалин близко. Я удивился, что билет в оба конца стоит всего от 16 тысяч рублей. Это, конечно, очень дорого, но если из Москвы до Соловков в один конец – 5 тысяч... Такое ощущение, что главное самолету – взлететь...

Член Общественной палаты РФ с 2008 г. (избран от межрегиональных и региональных общественных объединений), член Комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищной политике; родился 29 сентября 1955 г. в Чите; в 1978 г. окончил Московский архитектурный институт, в 1982 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры; 1982-1983 - архитектор проектного института Татаргражданпроект (г. Казань); 1983-1985 - старший коллектор Херсонесской экспедиции Института археологии АН СССР (Севастополь, Москва); 1985-1988 - научный сотрудник ЦНИИ теории и истории архитектуры (г. Москва); 1988-1992 - ведущий архитектор, и.о. главного архитектора проектов отдела генерального плана ЦНИИП градостроительства (г. Москва); 1992-1994 - обозреватель газеты "Городской Курьер" (г. Саров Нижегородской области); 1994-1998 - начальник бюро по информации и связям с общественностью Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ (г. Саров); с 1998 г. по настоящее время - помощник директора РФЯЦ - ВНИИЭФ по связям с общественностью; 1989-1996 - участие в работе культурно-экологической акции "Возрождение" и Международного конгресса "Культура и будущее России" (Союз кинематографистов СССР и РФ); с 1996 г. по настоящее время - оргсекретарь и член правления Сарово-Дивеевского отделения Всемирного Русского Народного Собора; 1994-2000 - организация и проведение серии общественных слушаний, посвященных значению ядерных вооружений России (Международный конгресс "Культура и будущее России", Всемирный Русский Народный Собор); 1994-2000 - организация и проведение серии общественных слушаний, посвященных взаимодействию науки и религии (Всемирный Русский Народный Собор); с 2000 г. по настоящее время - эксперт Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа; с 2000 г. по настоящее время - общественный эксперт международной научной конференции школьников "Школьные Харитоновские чтения"; 2001-2003 - участие в разработке концепции, подготовке и проведении всероссийских торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского; 2001-2005 - участие в серии общественных акций по сохранению и восстановлению монастырского наследия Соловков, организованных фондом "Евразия", Институтом "Открытое общество", Национальной гильдией консультантов, фондом им. Д.С.Лихачева, Соловецким монастырем; 2004-2007 - подготовка и проведение серии общественных проектных семинаров и слушаний, посвященных перспективам развития города Сарова, закрытых городов России; с 2005 г. по настоящее время - член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского; 2005-2007 - участие в организации и проведении Всероссийской ежегодной научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России" (Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского); с 2005 г. по настоящее время - член экспертного совета грантового конкурса "Православная инициатива" (Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского); с 2005 г. по настоящее время - заместитель руководителя экспертного совета по вопросам перспективного развития города Сарова; с 2007 г. - руководитель общественного лектория "Современное гуманитарное знание в развитии высоких технологий" (при поддержке Института корпоративного развития); автор аналитических и проектных работ, посвященных вопросам муниципального и корпоративного развития; православный публицист; женат, имеет пятерых детей.


Отмечая День православной книги, мы вновь говорим о роли литературы в жизни человека. Что такое книга? Учитель, как мы не раз читали в школьных учебниках? Друг? Советчик? Что делает книгу православной? Об этом рассуждает митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. PDF-версия.

Молитва на кончиках пальцев
Русская Православная Церковь сегодня уделяет много внимания людям с ограниченными возможностями — медицинское обслуживание, социальная адаптация, создание безбарьерной среды в храмах. Действует более 400 церковных проектов помощи инвалидам. Не остаются без внимания и поддержки в том числе незрячие и слабовидящие люди, благодаря чему они приходят в храмы и становятся полноправными членами приходов. PDF-версия.


Теме восстановления храмов, значительная часть которых относится к объектам культурного наследия (ОКН), уделяется все больше внимания. По благословению Святейшего Патриарха уже в 100 епархиях учреждена должность древлехранителя, вопрос возрождения поруганных святынь находится под пристальным вниманием Патриаршего совета по культуре, государство выделяет средства на их восстановление. На православных телеканалах и в печатных СМИ появились новые рубрики, посвященные этой теме. Да и просто неравнодушные люди собирают средства в соцсетях и занимаются краеведческой работой. Как этот вопрос решается на примере отдельной епархии, с какими проблемами приходится сталкиваться епархиальному древлехранителю и на чью помощь он может рассчитывать, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель архитектурно-строительного отдела, древлехранитель Смоленской епархии Александр Дубровский. PDF-версия.

Союзы любви
Ответом Церкви на вызов, брошенный ей безбожным государством сразу после большевистского переворота, стали духовные союзы. Первоначально созданные для защиты православных святынь от поругания, позднее они занялись просветительской и миссионерской деятельностью. Но братским союзам в новой стране было не место. К 1932 году советская власть жестоко расправилась с мирянами и священниками, пытавшимися совместно действовать за пределами приходов. PDF-версия.

Под покровом святого князя Владимира
Небольшой деревянный храм во имя святого равноапостольного князя Владимира по улице Маршала Чуйкова в воскресные и праздничные дни переполнен. Ничего удивительного: в 100-тысячном столичном районе Кузьминки ныне это единственная действующая православная церковь. Случаются и будние дни, когда тут негде яблоку упасть: дом молитвы заполняется молодыми людьми в униформе. Они прилежно выстаивают всю Божественную литургию и строгим порядком приступают к Святой Чаше. И в этом тоже нет ничего странного: Князь-Владимирский храм — это еще и домовая церковь Президентского кадетского училища Росгвардии имени М. А. Шолохова. Так называемые кадетские Литургии здесь совершаются регулярно, по заранее согласованному с администрацией учебного заведения расписанию. В интервью корреспонденту «Журнала Московской Пат-риархии» духовник училища настоятель Князь-Владимирского храма священник Марк Кравченко рассказывает как в этом храме верстаются казаки (церемония посвящения в казака, предполагающая принятие в храме присяги Отчизне и Православной вере) и почему кадетам неинтересно общаться с бывшими одноклассниками. PDF-версия

Дмитрий Сладков родился в 1955 году в Чите в семье архитектора и учительницы. Окончил Московский архитектурный институт (1978), кандидат архитектуры (1982). Старший коллектор Херсонесской экспедиции Института археологии АН СССР (1983-1985). Научный сотрудник ЦНИИ теории и истории архитектуры (1985-1988). Ведущий архитектор, и.о. главного архитектора проектов ЦНИИП градостроительства (1988-1992). Обозреватель газеты "Городской курьер" (Саров, 1992-1994). Начальник бюро по информации и связям с общественностью, помощник директора, советник директора Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ (Саров, с 1994 года). Член Общественной палаты РФ созыва 2008-2009 годов, Межсоборного присутствия, Общественного совета при Министерстве юстиции РФ, правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, экспертного совета Росатома по региональному развитию, совета Саровского инновационного кластера. Женат, пятеро детей.

Дмитрий Владимирович СЛАДКОВ: интервью

Дмитрий Владимирович СЛАДКОВ (род. 1955) - архитектор, публицист: | .

КУДА ПОЙТИ ЧЕЛОВЕКУ?

К осмыслению новых реалий надо идти, сохраняя любовь, внимательно слушая друг друга, находясь в неосуждении. На вопросы о гражданской религии, советском наследии и христианском свидетельстве отвечает Дмитрий Сладков.

Гражданская религия: что это такое? Насколько это сложный и проблемный вопрос в современной ситуации: для гражданского общества и для Православной Церкви?
- Сам я понятием «гражданская религия» не пользуюсь и в каком-то смысле могу сказать: а я не знаю, что это такое. Но вижу, что в последнее время об определенном круге явлений, обозначаемом этим понятием, все чаще начинают говорить. В частности, чтимый мною Сергей Чапнин, за работами которого внимательно слежу.

Собственно, то, что сегодня обозначается словами «гражданская религия», появилось очень давно. Мы же прекрасно знаем и помним, как это было почти две тысячи лет назад: «Ты покади статуе Цезаря!.. И верь потом, во что хочешь… Но сейчас покади. Иначе умрешь».

И этот архетип воспроизводится вплоть до сегодняшних дней. Потому что и сегодня, как и вчера, людям не просто необходимо быть кем-то. Они хотят принадлежать к некоему целому - большому, серьезному, сильному. И в этом целом они видят что-то такое, что гораздо выше их собственной жизни. Наверное, иногда можно говорить даже об обожествлении…

- Чего?
- Власти, государства, народа, нации… Все это очень серьезные предметы, без которых - жизнь не жизнь. И я с большим почтением отношусь к каждому из них. Но вопрос-то здесь надо ставить с полной определенностью и жесткостью: они есть Бог или они не есть Бог? Наверное, все же нет. Это вещи тварные. Более того, это вещи смертные. Бессмертна одна лишь душа человеческая. А государства - и даже, как это ни ужасно для нас звучит, народы - вполне себе смертны. Это знает каждый, кто немножко изучал историю. Хотя бы почитывал. И думать, что мы, живущие здесь и сейчас, какие-то особенные и сумеем избежать этой участи, в корне неверно. Помните последнее державинское, написанное им за два дня до кончины?

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

И в связи с этим простой вопрос: что происходит, когда мы тварь, пусть привлекательную, дорогую, важную, нужную, даже необходимую, ставим на место Творца?

- ??
- Это называется идолопоклонство. Хотя то, что мы делаем идолом, само по себе может быть очень серьезным предметом, достойным всяческого уважения и почитания. Но слишком напряженное пафосное отношение к таким вещам как народ или государство иногда мешает нам внимательно относиться к Богу и к созданной по Его подобию индивидуальной человеческой душе, которая одна в нашем мире есть космос и бесконечность. В государстве уж точно бесконечности нет, это просто необходимая для жизни социальная машина. В народе эта бесконечность и тайна, конечно, есть - в той мере, в какой мы отождествляем его с некоей коллективной душой, соборной личностью. Но всякий раз встает вопрос, а не метафора ли это, не просто ли художественный образ. Политическая нация - дело другое. Но ее у нас еще лишь предстоит построить.

- Речь идет о подмене души и свободы каким-то коллективным жестом?
- Наверное, это способ снять с себя ответственность, разделить ее, переложить на чьи-то плечи - «отца», «старшего брата». И здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой. Если ты не присоединяешься к этому большому сверхличному целому до конца и без остатка, возникает вопрос: а ты-то тогда кто такой? И не все могут на него внятно и спокойно ответить.

Нынешняя жизнь такова, что люди не уверены в себе и друг в друге. А человеку надо опереться на что-то. Помните, как Мармеладов говорил Раскольникову: «…Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Именно так многие приходят в Церковь. Я сам тридцать пять лет назад так сюда пришел.

А дальше возникает вопрос: чего же люди, приходящие в Церковь, ищут в Церкви? Жизни вечной, которая возможна только с Христом? Или какой-то опоры и уверенности здесь, на земле. Зачастую все же второго. И не только сейчас. Думаю, так было и в прошедшие века. Еще Спаситель говорил ученикам Своим: «Не бойся, малое стадо!» (Лк.12:32). Малое посреди огромного мира.

Христос - это риск. Это неизвестность по поводу себя самого. А смогу ли я? Готов ли? Ведь Христос максималист: отдай всё, следуй за Мною… (Мф.19:21) В Евангелии не сказано: отдай немножко, а остальное оставь себе и ходи ко Мне по воскресеньям. И радостное, сияющее, но вместе с тем и страшное в своей категоричности утверждение о перспективе спасения: «…Человекам это невозможно» (Мф.19:26). И то, что после запятой в том же стихе следует: «Богу же все возможно», нимало не снижает этого накала.

- То есть надо ориентироваться только на будущее?
- Но жить-то хорошо хочется здесь и сейчас. И это нормально. Это человеческое. Однако религиозное дерзновение выходит за горизонты обыденности. Это тайна вечной жизни, личной встречи с Богом. Не случайно же есть такое слово «обóжение»: стань Богом, и ты воскреснешь. Ведь чем Причащение отличается от обычной еды. Ты ешь пищу, перевариваешь ее, и она становиться тобой. А тут ты съедаешь Пищу Божественную, и это Она переваривает тебя, так что ты становишься Ею. Понятно, что это в пределе, в перспективе спасения, ограниченной нашими собственными немощами. Но это есть - и это есть жизнь.

Одна из основных философских тем ХХ века - страх перед жизнью. Но вопрос-то в чем. Мы этот страх преодолеваем в движении к жизни вечной? Или мы этот страх преодолеваем за счет брутального самоутверждения здесь и сейчас, в этом мире? Дело в том, что второй путь на самом деле от страха не избавляет.

И человек сталкивается с проблемой. Будучи патриотом, а это, с моей точки зрения, очень правильное, нужное и сильное чувство, будучи преданным своей культуре, своей традиции, своему народу, как при этом оставаться с Богом?

Христова Церковь живет в падшем мире и состоит из грешных людей. И государство состоит из грешных людей, и все общество. Покаяние человеческой души - условие ее спасения. Но встает вопрос: что является аналогом покаяния по отношению к большому сообществу людей? В общественно-политические ритуалы коллективного покаяния как-то я не очень верю.

Даже в связи с какими-то глобальными событиями, такими как сталинские репрессии? Здесь, скорее, хотелось бы обсудить обратный феномен: вместо покаяния мы видим возрождение почитания Сталина.
- В современных условиях, когда, откровенно говоря, нет понимания перспективы, нет согласия, куда же мы движемся как народ и страна, миф о сильном бескорыстном правителе становится привлекателен. При этом память о невинных жертвах или изначально отсутствует, или вытесняется в какую-то параллельную реальность.

Я-то против любой мистификации. Сталин не великий вождь всех времен и народов, но и не демон с рогами, а живой человек, рожденный от отца с матерью, наделенный бессмертной душой. И важно понять, что определяло поведение этого человека в обстоятельствах своего времени. Представлять, что все зло исходило только из одного центра, из одного мозга, неверно, неисторично. И в этом смысле того же Сталина несло по течению.

- То есть, он был жертвой обстоятельств, а не самостоятельным актором?
- Нет, и актором тоже, причем одним из ведущих, лидирующих. Но одно другому не мешает. Помните, как у Шварца: «Меня так учили… Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?» Безусловно, он творил зло. Лично творил. Но разве творящий зло человек не может быть нестяжателем, тружеником, эффективным управленцем? Разве он не может творить зло не только из глубины собственного сердца, но и отвечая на ожидания других людей и соревнуясь с ними в этом?

А поверх реальной истории выстраивается мифология - и тогда, и сейчас. Сталин как идол государственного культа. На это был спрос. И сейчас есть. Дело же не просто в том, что работает механизм пропаганды. Пропаганда действенна лишь потому, что на ее концепты есть массовый спрос снизу.

Идолы нужны и сегодня. Почему бы не такие? Да, тяжелая, даже зловещая фигура, страшное время. Но страшное подзабылось, а масштаб остался, и он привлекателен для многих. Не для всех. Оправдывать злодейство тем, что этой ценой были сделаны какие-то великие дела? Для меня это порочное рассуждение. Вопрос цены достижений не второстепенен.

- То есть это не вопрос истории? Это актуальный вопрос?
- Если в конце ХХ века некоторые политические философы и говорили о «конце истории», то сейчас всем очевидно, что история вернулась. Еще десятилетие назад многие думали, что нет уже ни истории, ни политики, одни политические технологии. Ничего подобного! Вернулась политика, вернулась история. История здесь, с моей точки зрения, одно из имен Бога, милующего и карающего. Способного распорядиться судьбами народов и государств. И раз история вернулась, значит, потрясения впереди будут. Меня-то как обывателя это пугает. Я-то этого не хочу. Я хочу тихо-мирно трудиться, вкушать маленькие радости жизни. Но будет все иначе, сейчас это ясно.

И встает вопрос готовности принять судьбу, вопрос о том, что может дать силу пройти через испытания. Легко рассуждать об испытаниях в ожидании хорошего обеда, сидя в теплом помещении. Но у меня же нет личного опыта, который позволил бы достоверно узнать, как я себя поведу, когда припрет всерьез. Я не знаю. Узнаю, как дойдет до дела. Но не думаю, что пафосная риторика здесь поможет. Если что-то и поможет, то одно лишь упование на Бога.

- А на что же тогда опираться, что нас действительно объединяет?
- В Церкви нас объединяет Христос. Но это - в перспективе нашего собственного восхождения к Нему. А здесь и сейчас, на уровне обыденной повседневности…

Сегодня единственная живая традиция, которой мы наследуем и с которой соприкасаемся, это советская традиция. Она одна доступна нам непосредственно, мы воспринимаем ее от людей и целых сообществ. Мы сами выращены ею. А всё остальное - это некие реконструкции. Отдельные люди, которые уцелели посреди бурь и до сих пор являются носителями иных, несоветских укладов, здесь погоды не делают, их совсем немного.

Это в полной мере относится и к нашей Церкви. Ее многие и многие миряне, клирики, архиереи сформированы как люди советским укладом. Не им одним, но и им тоже, и не в последнюю очередь. И сегодняшняя церковно-управленческая структура восстановлена из полного небытия в 1943 году не одними лишь архиереями, но и хорошо известными государственными деятелями тех лет. Эта непростая ситуация описана историками, но до сих пор не отрефлектирована соборно Полнотой Церкви. А значит, отпечаток того времени и тех намерений в каком-то смысле продолжает оставаться на земном, посюстороннем бытии нашей Церкви.

Сергей Чапнин писал еще несколько лет назад, что последние десятилетия вряд ли можно называть «церковным возрождением». Это, скорее, появление чего-то нового, ранее никогда не существовавшего. В этом новом есть и свои благие приобретения, и проблемные моменты. Их надо анализировать, обсуждать, вместе искать понимание происходящего и взаимное согласие. Это требует определенного напряжения, выработки языка, который позволил бы ухватить происходящее, описать и понять его. Олег Генисаретский постоянно говорит о недостатке у нас социологического воображения: какие-то новые явления давно родились, а мы все пытаемся описывать их в старых категориях.

В решении этой задачи вижу огромную и никем не заменимую роль церковной интеллигенции. Intellego в исходном значении этого латинского слова - мыслить, познавать, постигать, понимать, знать толк, разбираться. Обладать разумом. А разум, как мы знаем, не является антонимом веры. «Возсия мирови Свет разума», - поем мы на Рождество Христово.

Сначала надо хотя бы разобраться в том, что происходит. А для этого нужны публичные площадки, где сложные вопросы можно обсуждать со всеми, кому они не безразличны. Такие, например, какие выстраивает Алина Багрина (служба «Среда»). Но не на ветру, не на сквозняке, где грохочут барабаны. Сегодня нужны камерные интеллектуальные сообщества. А идти к осмыслению новых реалий надо, сохраняя любовь, внимательно слушая друг друга, находясь в неосуждении.

В эпоху невероятной инфляции слов единственный способ как-то побудить человека отозваться - это не проповедь, а живое свидетельство. Ведь слова при их чрезмерном обилии все больше превращаются в шелуху. Все нормальные родители знают: воспитать можно только личным примером. Люди-то не дураки, и дети, и взрослые. У них есть глаза и уши. И они не столько слушают, какое очередное бла-бла-бла мы говорим, сколько смотрят, какие мы сами. Мы добрые? Милосердные? Способные любить и отзываться на любовь? Интеллектуально развитые? Профессиональные? Образованные? Включенные в культуру? Насколько мы способны к благодарности? К разговору о важном без наседания и обклеивания оппонента этикетками?

Люди смотрят на нас, видят то, что видят, и делают о нас выводы, принимают решение, присоединиться ли к нам или лучше не надо.

Наша Церковь - она вечная, она будет стоять до конца времен. Но вызовы, которые перед нами встают в XXI столетии от Рождества Христова, совершенно новые. Понятно, что параллели можно найти у чего угодно с чем угодно, но все-таки не мешает помнить, что это конкретное XXI столетие мы проживаем первый раз в истории человечества. Опираясь на одну и ту же незыблемую скалу веры, святые отцы разных веков каждый раз отвечали на вызовы своего времени, говоря на понятном этому времени языке. А нам было бы неплохо ответить на вызовы нашего времени. И готовых ответов на эти вызовы вообще-то нет.

- А в чем должны состоять эти ответы?
- Так их нет!.. Как же я могу сказать, в чем они должны состоять? Чтобы найти их, нужны соборные усилия разума и сердца. Наши общие усилия.

Знаю лишь, что единственное условие сохранения живой и дееспособной традиции - это ее творческое изменение. Если ты без рассуждения держишься за традиционную форму в новых условиях, не помня или не зная о том, ради чего и в каких исторических обстоятельствах эта форма когда-то впервые появилась, ты становишься модернистом. Ролевиком-реконструктором. Когда я внедряю в современную жизнь копию того, что было сто или двести лет назад, это игра. Или техника - проектирование и конструирование.

Нам не надо конструировать новые миры даже под видом возрождения традиции. Это в ХХ веке уже делали, только слова и флаги были другие. Последствия оказались тяжелыми. Нам надо просто посмотреть вокруг: что происходит в этом мире? А там живые люди. И мир этот страшненький, но Господом не брошен. Посреди океанов зла в нем любовь сохранилась. Исходный Божий замысел сохранился (Быт.1:31). И люди от Господа отвернулись не все и не до конца. И нам бы надо на чаяния века сего ответить. Этих людей приветить и приголубить, чтобы и у них появилось желание сделаться лучше, как есть это желание у нас (надеюсь и уповаю, что это так). Чтобы и они полюбили Христа, как любим Его мы.

Двинуться в эту сторону можно при одном условии. Надо снять некий негласный, неоформленный, но реально существующий запрет на творчество в церковных стенах. Потому что Дух вечно творит Себе формы. И говорить о том, что у нас никогда больше до конца времен не появится новых форм церковной жизни, иконографических изводов, богослужебных последований, церковных служений, молитвенных практик, новых образцов личностного роста в Церкви и отношений между людьми в Церкви, в конце концов, - это, по моему разумению, просто-напросто хула на Духа Святого, на Его вечную животворящую силу.

Единственное препятствие на этом пути - наша собственная неготовность к творчеству.

Понятно, что в этом деле нужны сугубая трезвость и осмотрительность. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1). Взыскательность и строгость необходимы. Но всякий запрет на творчество в церковных стенах должен быть оспорен. Бога мы зовем Творцом. Человек создан по Его образу и подобию.

Точно так же должен быть оспорен и запрет на свободное исследование реальности нашей жизни в Церкви. Ведь одно из имен Христа - Солнце Правды.

Директор Северо-Западного регионального центра ОАО АКБ "Автобанк" с 1999 г.; родился 16 ноября 1971 г. в г. Калинине; окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов в 1993 г.; 1993-1996 - директор представительства, заместитель директора, директор филиала в Санкт-Петербурге АКБ "Тверьуниверсалбанк"; 1997-1998 - заместитель директора, директор филиала АКБ "Автобанк" в Санкт-Петербурге; до 1999 г. работал заместителем председателя АКБ "Рост" в Москве; женат, имеет двоих сыновей.

  • - Начальник отдела фондовой аналитики ИК "Проспект" Родился в 1975 году в г.Кольчугино, Владимирской области...

    Финансовый словарь

  • - Режиссер, сценарист; родился 6 июня 1945 г. в г. Москве. Окончил операторский факультет ВГИКа, аспирантуру ВГИКа. Рабочий к/ст им. М. Горького, оператор к/ст им. М. Горького. Автор сценария фильма "...
  • - Научный сотрудник Университета Джорджа Вашингтона; родился 9 декабря 1971 г. в г. Москве; в 1994 г. окончил филологический факультет МГУ; в 1988 г. недолгое время был в партии Демократический Союз...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Директор по сбыту ОАО "Северсталь" с апреля 2001 г.; родился в 1975 г.; окончил МГИМО МИД РФ по специальности "международные экономические отношения" в 1997 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - председатель правления Волго-Вятского банка Сберегательного банка РФ с марта 2003 г.; родился в 1972 г. в г. Горький...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Заведующий лабораторией палеонтологи и стратиграфии Дальневосточного геологического института Дальневосточного отделения РАН, заместитель председателя Международной комиссии по границе перми и триаса,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Эстрадный певец, композитор; родился 29 января 1970 г.; окончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано; в 1986 г. дебютировал как солист ансамбля "Самоцветы"; лауреат фестивалей "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор Научно-технического объединения "НТФ" с 1992 г.; родился 21 декабря 1959 г.; образование высшее; женат, имеет ребенка; увлекается музыкой...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Искусствовед, философ; родился 26 января 1976 г.; окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по кафедре истории искусства в 1998 г.; в 1998-2002 годах...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода. В 1598 году подписался под утвержденной грамотой об избрании царем Б. Ф. Годунова, как "ключник дворцовый" . В 1604 г. с подьячим Воином Трескиным был воеводою в гор. Торжке...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - кристаллограф и минералог, доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, зам. зав. кафедрой кристаллографии и кристаллохимии геологического факультета МГУ,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - стихотворец и музыкальный критик, внук Николая Еремеевича Струйского, родился в 1806 г. Первое свое произведение, "Аннибал на развалинах Карфагена", драматическая поэма, написал еще на 21 году своей жизни...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Генеральный директор ЗАО "Сибнефтепродукт"; родился 17 октября 1963 г. в г. Омске; окончил Новосибирский институт советской кооперативной торговли по специальности "экономист"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Струйский - малодаровитый поэт и музыкальный критик, писавший в 1829 - 1840 гг. под псевдонимом Трилунный...

    Биографический словарь

  • - малодаровитый поэт и музыкальный критик, писавший в 1829 - 40-х гг. под псевдонимом Трилунный. Сотрудничал во многих альманахах, в "Галатее", "Атенее", "Литерат. газете" , "Литер. приб. к Русск...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - украинский советский поэт. Родился в с. Милиево, ныне Вижницкого района Черновицкой области, в крестьянской семье. Учился в Черновицком университете. Печататься начал в 1912...

    Большая Советская энциклопедия

"Сладков, Дмитрий Юрьевич" в книгах

Андрей Юрьевич Брежнев

Из книги Дело Галины Брежневой [Бриллианты для принцессы] автора Додолев Евгений Юрьевич

Андрей Юрьевич Брежнев Родился 15 марта 1961 года в Москве. Внук Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.Вместе с братом учился в средней школе № 711 на Кутузовском проспекте. В 1983 году окончил факультет международных экономических отношений Московского

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

Великий князь Московский Дмитрий Юрьевич Шемяка?-1453 Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти отца в 1434 году, захватившего Москву, не поддержал притязаний

1. Геродот возвращается к истории убиенного русско - ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис - это Дмитрий, сын Елены Волошанки, или Дмитрий Самозванец

Из книги автора

1. Геродот возвращается к истории убиенного русско - ордынского царевича Дмитрия «Античный» Лжесмердис - это Дмитрий, сын Елены Волошанки, или Дмитрий Самозванец Геродот все никак не может уйти от событий конца XVI - начала XVII века. Как мы уже говорили, теперь это стало

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

75. ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ (Георгиевич), прозванием Шемяка, князь галицкий сын Юрия Дмитриевича, князя звенигородского и галицкого (см. 194), от брака с Анастасией Юрьевной, княжной смоленской.Родился в Звенигороде около 1403 г.; поссорившись с великим князем Василием III (см. 44),

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453)

Из книги Все правители России автора Вострышев Михаил Иванович

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (? – 1453) Сын Юрия Дмитриевича, князь Галичский с 1434 года.В 1433–1434 годах участвовал в совместных походах отца и братьев против великого князя Василия II. После смерти захватившего Москву отца в 1434 году не поддержал притязаний

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ

автора Анишкин Валерий Георгиевич

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (г. р. неизв. - ум. 1176)Великий князь (1174–1176). Владимирцы с радостью назвали Михаила Юрьевича своим князем. Но начались междоусобицы. Ярополк осадил Владимир, и Михаил Юрьевич, видя как муромцы и рязанцы жгут окрестные села, повинуясь просьбе изнуренных

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (р. 1420 - ум. 1453)Великий князь московский (1446–1447). Сын князя Юрия Дмитриевича и княгини смоленской Анастасии Юрьевны.В 1433 г. вместе с отцом и братом Дмитрий Шемяка разбил Василия II Васильевича на Клязьме. В том же году он с Василием Косым убил любимого

Уверенность в себе (Дмитрий Писаренко, Дмитрий Очнев, Валерий Ямшанов)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Уверенность в себе (Дмитрий Писаренко, Дмитрий Очнев, Валерий Ямшанов) Идя на контакт с кем-то, ты заранее обделяешь себя, ставишь в зависимое положение, отказываясь от того, на что имеешь право. Дело в том, что в отношениях между людьми приняты некоторые условности,

Загул Дмитрий Юрьевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Сладков Иван Давыдович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЛ) автора БСЭ

Из книги Универсальная хрестоматия. 1 класс автора Коллектив авторов

Николай Иванович Сладков (1920–1996)

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Николай Иванович Сладков (1920–1996) Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде, в Царском Селе. Здесь, неподалёку от его дома, было много старых лесопарков. С детства он любил природу и очень ею интересовался. Со второго класса начал

Из книги Обратная сторона войны автора Сладков Александр Валерьевич

Советский офицер Александр Сладков Ну а потом в Чечню пошли войска. Колонны ринулись со всех направлений. Снимать надо! А близко не подойти! Пытались с обочины: то взрывпакет с проезжающей машины в камеру кинут, то очередь из АК пустят над головой. Переживал я. Тоже мне,

Николай Сладков

Из книги Ребятам о зверятах: Рассказы русских писателей [антология] автора Коваль Юрий

Николай Сладков Хитрющий зайчишка В жизни не видал такого хитрого зайца!Да и что сказать: не будь он так хитер, давно бы попал орлу в когти или кому-нибудь из хищных зверей в зубы.Лисиц, волков, рысей здесь множество, и они переловили всех зайцев на этом склоне горы. Остался

Из книги Об изобретательстве понятным языком и на интересных примерах автора Соколов Дмитрий Юрьевич

Дмитрий Юрьевич Соколов Об изобретательстве понятным языком и на интересных