Саровская пустынь где находится. Возрождение церковной жизни

Саровский монастырь

Монастырь

Саровский монастырь

Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. г.
Страна Россия
Город Саров
Координаты 54.926111 , 43.325 54°55′34″ с. ш. 43°19′30″ в. д.  /  54.926111° с. ш. 43.325° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Нижегородская и Арзамасская
Тип Мужской
Дата основания начало XVIII века
Известные насельники Серафим Саровский

Саро́вский монасты́рь (Саро́вская Успе́нская пу́стынь) - бывший мужской монастырь , основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров - часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , почитаемый православный подвижник и святой .

История монастыря

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Пожив здесь некоторое время, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости».

Вскоре после отца Герасима на «старом городище» поселился иеромонах Исаакий, который и стал основателем Саровской пустыни. Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени принявший чин иеросхимонашества и ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем, невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Оренбургской крепости 16 лет. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский .

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни - осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

Духовное возрождение Сарова

Высказывалась возможность восстановления монастыря

Примечания

Ссылки

  • Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539-1541
  • Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского. Саров сегодня. Фотогалереи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь основан в начале XVII века на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде (ныне г.Саров Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский , один из самых почитаемых православных подвижников и святых.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Иван Федорович Попов, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда). Освящение первого храма Саровской обители совершилось 16 июня 1706 года . Этот день считается днем основания монастыря.


Число братии в 1733 году было 36 человек. В 1744 году возведен и освящен первый каменный храм – церковь Успения. В 1752 году построена каменная церковь Иоанна Предтечи над источником под горой. В 1758 году построено каменное здание церкви Живоносного Источника. Также к этому году возведены каменные стены, две угловые башни и святые врата.

Монастырь в 1764 году. Cо старинной гравюры.



Главной святыней и украшением Саровской Пустыни был Успенский собор. Внешний его вид имел сходство с Киево-Печерским Успенским собором. Он был освящен в 1777 году. В 1784 году был построен каменный Храм преподобных Зосимы и Савватия.



В 1789 году началось строительство монастырской колокольни (строительство завершено в 1799 году). С 1825 года Саровская пустынь стала местом всероссийского паломничества.
Храм святого Иоанна Предтечи был построен в 1827 году. Здание монастырской трапезной было построено в 1828 году. В 1861 году над могилой о. Серафима была устроена часовня. В 1864 было закончено строительство церкви Живоносного Источника.



В 1878 году построен каменный двухэтажный корпус для помещения посещающих Саровскую пустынь богомольцев из простого народа.



В 1897 году в Саровской Пустыни заложен храм Серафима Саровского, освящен в 1903 во время канонизации преподобного.



Монастырь в начале XX века . Фото с колокольни.

.

1. Колокольня (сохранилась)
2. Церковь святых Зосимы и Савватия (восстанавливается)
3. Храм Живоносного источника (планируется восстановление)
4. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы (планируется восстановление)
5. Храм Иоанна Предтечи (действующий)
6. Храм Серафима Саровского (действующий)
7. Церковь Всех Святых (действующая)
8. "Царский" дворец (сохранился)
Б. Угловые башни (3 из 5 сохранились)
Д. Детская поликлиника (новая постройка)

Зеленый - сохранилось (или уже восстановлено), желтый - планируется к восстановлению (или уже восстанавливается).

Женский православный Серофимо-Дивеевский монастырь располагается в селе Дивеево. Со всех областей России и из других стран приезжают туда приложиться к мощам Серафима Саровского. Имя этого святого связано с чудесными многочисленными исцелениями.

Из истории обители

Небольшое село, названием обязанное мурзе Дивею, появилось в середине шестого века. Эти земли, дополняя княжеский титул, были пожалованы Иваном Грозным. Село располагалось на пересечении паломнических дорог . Путники, направляющиеся в Саровский монастырь, останавливались в деревянной местной церквушке в честь архидьякона Стефана и Святителя Николая Чудотворца. Прибыла туда и странница Мельгунова Агафья Семенова.

В летописи Серафимо Дивеевского монастыря указано, что женщина остановилась отдохнуть в местной церкви. Во время сна Агафье явилась Богордица, которая указала, что ей надобно остаться в этих местах построить каменную церковь и основать женскую общину. Согласно Библии именно в Дивеево обустроила свой последний жребий Небесная Царица после Киева, Афона и Иверии.

Село в то время было похоже на рабочий поселок. На его территории не было духовной атмосферы. Агафья с дочерью поселились неподалеку от селения. Через некоторое время дочь Агафьи тяжело заболела и умерла. Несмотря на горе и сильные переживания , женщина все же выполнила обет и начала строительство церкви. Для этого она продала все свое имущество, и начала строить храм на вырученные деньги. По окончании строительства Агафья начинает заниматься обустройством общины. Для этого необходима была земля.

Долго не могли найти нужный участок, но в 1780 году помещик Жданов приносит в жертву для женского монастыря землю, которая находится рядом с церковью. На ней, получив благословение епархиального Владимирского начальства, Агафья строит три кельи и огораживает их забором. В одной жила сама матушка, во второй – послушницы, в третьей оставались гости. Достаточно большими были вклады Агафья в строительство в Саровском монастыре Успенского собора.

Отец Пахомий берет духовное руководство над сестрами и соглашается обеспечивать питанием вновь обретенную общину. В свою очередь, сестры шьют монахам одежду и занимаются рукоделием. Вскоре Агафья заболела и умерла в возрасте 55 лет.

Первое упоминание о Серафимо-Дивеевском монастыре было в 1808 году. Настоятельницей его то время была Анастасия Кирилловна, которая вела очень строгий образ жизни и требовала того же от послушниц.

обратился с просьбой смягчить устав для обителей монастыря, но просьба не была удовлетворена. После этого к Саровскому во сне явилась Богородица и указала, что необходимо создать новую обитель, в которую должны перейти сестры.

С тех пор в селе появилось две обители. Обе под строгим контролей полицейских. Причиной наблюдения являлось отсутствие регистрации. Общины были зарегистрированы только в 1839 году. В 1942 году они объединились в одну общину «Свято Троицкий Серафимо Дивеевский Женский монастырь».

Местоположение Дивеевского монастыря

Монастырь Серафима Саровского находится на юге Нижегородской области на берегу реки Вичкинзы.

Серафимо Дивеевский монастырь адрес карта

Индекс — 607320, область - Нижегородская, Дивеевский район, Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Телефон центра паломничества – 8 (831–34) – 434–45.

Чтобы добраться до монастыря, необходимо преодолеть определенный путь с несколькими пересадками. Информация для паломников, желающих вознести молитву Серафиму Саровскому и преклониться его (подробно можно узнать на официальном сайте):

  • Наиболее удобным способом приехать в монастырь будет через город Арзамас. С его вокзала до монастыря ходят общественные автобусы. Время поездки составит не более полутора часов.
  • Из Москвы до Дивеево можно добраться на автомобиле или поезде. На автомобили из Москвы дорога лежит через Балашиху. Следует свернуть на Муром, не доезжая до Владимира. Далее - по указателям через города Навашино, Ардатов.
  • На поезде из Москвы до ст. Арзамас (Казанский вокзал) поезда ходят ежедневно.

Дивеевский монастырь




Серафимо Дивеевский монастырь фото

Храмы Дивеево

Строился Свято Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в течение полутора веков.

  • Первый храм , который дал начало обители – церковь иконы Казанской Божьей Матери. Его соорудили на месте деревянной церкви. Строительство длилось с 1773 по 1779 год. В его возведении принимала участия лично матушка Александра. Этот храм - трехпрестольный. Летние два пределы Казанский и в честь Николая Чудотворца; теплый зимний предел – в честь Стефана;
  • К храму с разрешения Серафима Саровского были пристроены церкви Рождения Богородицы и Рождества Христова;
  • В 1865 –1875 годах в центре монастыря возвели пятипрестольный Троицкий собор – сердце Дивеевской обители. В нем хранятся мощи преподобного чудотворца Серафима Саровского. Храм был заложен после его смерти, но еще при жизни отец Серафим предсказывал, что в Дивеево будет огромный собор;
  • В 1907 г.оду был заложен Преображенский собор. Строительство его завершилось в 1916 г., освящение престола состоялось 03.09.1998 г.;
  • По линии с собором в конце девятнадцатого – начале двадцатого века была возведена пятиярусная колокольня.

Святая Канавка

От других обителей Дивеевский монастырь википедия говорит отличается наличием особой святыни. Это - Канавка, расположенная вокруг монастыря, по которой прошла Пресвятая Богородица.

Вырыть канавку заповедал один из наиболее любимых народом старцев Серафим Саровский. При этом он сказал, что антихрист не сможет перескочить ее.

Зимой и летом, не переставая, сестры рыли канавку до самой кончины батюшки . Серафим говорил, что каждый, кто пробудет в Дивеево от утра до утра будет счастлив, потому как сама Царица Небесная Матерь Божья посещает эти места каждые сутки.

В советское время канавка была разрушена, но в 1997 году начали ее восстановление. 31.07.2006 году канавку полностью благоустроили. По завету Преподобного Саровского Серафима почти два века уже идут по Канавке люди по следам Царицы Небесной.

Пустынька Блаженной Параскевы Саровской

Одно из мест, в которых интересно побывать посетителям - дом блаженной Паши (в миру Ирина Ивановна), который сегодня стал музеем. Женщина, погрузившись в молитвы, вела отшельническую жизнь и трудилась на благо обители. Родилась она в крестьянской семье и много пережила. Получив благословение старца Серафима, Паша прожила в Дивеево сначала в пещере, которую сама вырыла, а затем в маленьком домике - келье более 30 лет. Есть данные, что она умела предвидеть будущее. Могила блаженной Прасковьи находится у Троицкого собора.

В музее всего три зала, один из которых посвящен полностью жизни Серафима Саровского. В нем, кроме документов и старых фото, хранится покров¸ вышитый руками российской царицы Александры Федоровны. Покров был подарен, чтобы украсить ковчег с мощами святого. Там же посетители могут посмотреть с точностью воссозданный фрагмент кельи старца. Мебель в нем когда-то была сделана самим преподобным.

Во втором зале все осталось так, как было при блаженной хозяйке: собрание старинных икон, куклы, стол с чайным прибором.

В третьем зале находится коллекция много личных вещей игумений: фотографии, портреты, коллекция монашеской одежды, включая праздничный наряд Прасковьи Ивановны.

Как и до революции, в пустыньке монахини неусыпаемую читают Псалтырь.

Святые источники

В окрестностях Дивеевского монастыря есть 6 святых источников, пять из них – непосредственно на территории:

  • Казанской иконы Божьей Матери;
  • Матушки Александры;
  • Иверской иконы Божьей Матери;
  • иконы Божьей Матери Умиление.

Сориентироваться в расположении источников несложно. Для этого у входа расположена план-схема монастыря. Для желающих окунуться в священные воды необходима специальная одежда: для женщины - длинная сорочка из плотной ткани, для мужчин – сорочка короткая. Если в купальне много людей, в воду можно окунуться, воспользовавшись мостками или деревянными лесенками. Перед этим следует провести некоторое время в часовне, погрузившись в себя или за молитвой.

Наиболее отдален источник Серафима Соровского. Он располагается в 15 км от Дивеева. Ежедневно в 13.00 туда ходит автобус из монастыря. Билеты можно приобрести в паломническом центра заранее.

Великолепная картина открывается перед путешественниками: холм с высокими соснами, у его подножья источник, образовавший озеро и домики-купальни, срубленные из бревен. Говорят, что рубашка, в которой паломники погружаются в озеро приобретает особенные лечебные свойства. В святых источниках вода холодная даже летом, но посетителей, которые искренне верят в чудо это не останавливает.

Когда лучше поехать в Дивеево

В любое время года Дивеево по-своему привлекательно. Весной – это цветущие яблони и сирень в монастырском саду, окутывающие всю окрестность чудесным ароматом. Однако, выбирая для поездки дни на Пасху, следует быть готовым, что в это время в монастыре очень много паломников.

Самым популярным сезоном для гостей монастыря является лето. Село в этот период выглядит празднично-нарядным из-за многочисленных цветов , которые заполняют палисадники и клумбы у монастырских строений и гостиниц. Да и купаться в теплую погоду в святых источниках доставляет большое удовольствие. Единственный минус - очереди в раздевалки при купальнях.

Великолепна осень в Дивеево. В прозрачном еще теплом воздухе отчетливо слышен звон колоколов и птичье пение. На фоне необыкновенно синего неба по-особому выглядят золотые купола храмов.

Да и зимой в монастыре не бывает безлюдно. Вода источников в сравнении с зимней температурой кажется почти теплой и всегда находятся желающие войти в воду.

Планируя посетить Дивеево, лучше побыть там три-четыре дня. За это время можно лучше ознакомиться с монастырем, посетить храмы , пройти по Святой Канавке и приложиться к мощам Серафима. В полной мере ощутить особенную атмосферу наполненного благодатью и святостью места и погрузится в целительный источник.

Что привезти из Дивеева

Возвращаясь из путешествия, многие везут подарки своим родственникам и друзьям. Из Дивеева увозят предметы церковного обихода: иконы, крестики, «Летопись Свято-Дивеевского монастыря».

Очень ценится паломниками земля со . Они верят, что даже маленькая ее горсть убережет ее обладателей от болезней и бед. Землю набирают только в одном месте – за часовней Серафима Саровского. Там для этого устроена небольшая насыпь.

Освященные на мощах старца сухарики из ржаного хлеба и масло летом берут в часовне преподобного, зимой – в притворе Преображенского собора . Для сухариков пакетик лучше принести с собой, бутылочку под масло можно приобрести в церковной лавке. Согласно преданиям, если к освященным хлебным сухарикам добавить домашние обычные – они получать частицу чудотворно силы.

Пользуются популярностью печенья «Лесенки», которое выпекается по старинному рецепту. Его можно также приобрести в лавке. Оно недорогое и вкусное. Ну а монастырский хлеб – выше любой хвалы.

Где остановиться на ночлег

Выбор ночлега зависит только от финансовых возможностей. Это может быть и съемная комната в частном секторе и монастырская гостиница, и номер в отеле (от 2000 рублей), и гостевой дом (1500–3000 р). В гостиничном комплексе «Дивеевская слобода», стилизованном под красивые бревенчатые дома, кроме проживания и питания, предлагают бильярд и баню. Есть охраняемые парковки.

Чтобы остановиться в монастырской гостинице, надо заранее обратиться в паломнический монастырский центр.Сделать это можно через официальный сайт. Питание и пребывание в ней оплачивается трудом - послушанием. Паломники выполняют порученную им работу на кухне, в коренном цеху и в трапезных. Они чистят овощи, убирают в храме и на территории монастыря, ухаживают за садом и Святой Канавкой.

Входить на территорию монастыря разрешается только в строгой одежде. Женщины должны быть в длинной юбке и в платке; мужчина – в брюках и рубашке. Не допускаются декольте, мини-юбки, шорты. При необходимости нужные вещи можно купить в лавках у монастыря. Для детей исключения не делают.

Послушание

Если вас в монастыре попросили выполнить поручение, а вы про каким-либо причинам не можете этого сделать, отказ в ос примется абсолютно нормально. Любую помощь принимают благодарностью. Труд на благо монастыря обязательно вознаграждает преподобный Серафим!

Нижегородский край гордится своей историей. Здесь множество уникальных и даже мистических мест, одним из которых и является город Саров. Долгие годы запрещалось даже упоминать это место. Расположение города строго держали в секрете. Сегодня же толпы паломников стремятся побывать в столь благословенном месте и прикоснуться к местным святыням.

История Саровской пустыни

Пустынь Саровская была основана иеросхимонахом Введенского монастыря Иоанном. От своего щедрого крестного отца он получил в дар три десятка десятин земли в городе Сарове (в прошлом - Саровское городище). Немедля он отправил письмо в Москву с просьбой о разрешении возвести на этой земле церковь. Сложно найти более удачное место для подобной постройки. Казалось бы, сама природа в этих местах была наполнена покоем и святостью. Более того, хорошее месторасположение позволяло без труда добираться до Нижнего Новгорода, Москвы и Владимира.

Вскоре на этой земле образовалась Свято-Успенская Саровская пустынь. Специальный указ Петра I разрешил строительство церкви Пресвятой Богородицы и ее Животворящего источника там, где раньше было мордовское городище. Всего 50 дней шло строительство церкви. 29 июня 1706 года считается официальной датой основания такого памятника, как Свято-Успенская Саровская пустынь.

Пещеры Сарова

Строительство монастыря сопровождалось возведением подземного города, который также был построен благодаря иеросхимонаху Иоанну. В то время он проживал в одной из горных пещер. Затем пещеры разрастались, и в них устраивали кельи для уединения и погружения в молитву. В 1711 году под землей возвели храм Антония и Феодосия преподобных.

Пустынь Саровская наполнилась жизнью. Со всех городов приходили сюда послушники и монахи. Всем предоставлялась работа. Кто-то проводил службы, кто-то строительством новых келий занимался, кто-то ягоды с грибами собирал. Так постепенно вокруг церкви образовался целый город, служивший прообразом монастыря.

В то время Иоанн составил устав монастыря, следуя строгим правилам. Саров был известен как академия монашества. После пребывания в Монастыре монахи-подвижники двигались дальше, распространяя устав Сарова. Практически все они впоследствии были приставлены настоятелями или казначеями в различных монастырях.

Житие Серафима Саровского

Пустынь Саровская была прославлена величайшим Серафимом Саровским. Его отец занимался строительством храма, но внезапная кончина так и не позволила ему дойти до конечной цели. После смерти отца Серафим (Прохор по рождению) с матерью Агафьей продолжили строительство собора. Однажды на стройке случилось чудо. Мать недоглядела за маленьким Прохором, и он упал с большой высоты, но остался в живых. С раннего детства Прохор искренне верил в Господа и чтил его. Во время тяжелой болезни во сне он увидел Пресвятую Богородицу, которая пообещала излечить его. Вскоре так и произошло.

С тех пор Прохор твердо решил посвятить всю свою жизнь Господу. В 1776 году он пришел в монастырь Саровская пустынь. Спустя 8 лет после пострига в монахи Прохор был наречен именем Серафим, которое означало «пламенный».

Отшельничество

Спустя несколько лет Серафим перебрался жить в лес вблизи монастыря. Он просто одевался, ел то, что находил в лесу, чаще постился. Каждый день он тратил на бесконечные молитвы и чтение Евангелия. Недалеко от своей кельи Серафим соорудил небольшой огород и пасеку.

Спустя несколько лет Серафим Саровский наложил на себя аскезу в виде трехлетнего молчания. После он ненадолго вернулся в монастырь, но через 10 лет вновь покинул его.

Такой образ жизни наделил Серафима Саровского необычайным даром прозорливости и умением исцелять людей. Благодаря ему были открыты несколько женских монастырей. Икона «Умиление» была последним образом, который видел Серафим в своей жизни.

Похоронили святого возле Успенского собора.

В 1903 году Серафима Саровского причислили к С тех пор место, где жил святой, иногда называют пустынь Серафима Саровского.

Свято-Успенский мужской монастырь

Пустынь Саровская знаменита Свято-Успенским Постройку храма заложили в 1897 году, когда Серафим Саровский еще не был причислен к лику святых. Изначально строительство собора прославляло Поскольку храм возводился над кельей старца, его так и называли. После причисления Серафима Саровского к лику святых, храм сразу же освятили. Это первый в России собор

Внутри церкви располагалась келья святого, как самая дорогая святыня. Иконостас выглядел довольно просто. Вокруг кельи можно было совершить обход и даже зайти во внутрь. Позже келью расписали и поставили на ней небольшой купол. Она приобрела вид часовни.

В 1927 году собор был закрыт. Его превратили в театр. В 2002 году начались восстановительные работы, и уже в августе 2003 года в храме вновь стали проходить богослужения.

Как добраться?

С Нижнего Новгорода отправляются автобусы в Дивеево с автовокзала Щербинки. На Московском вокзале также есть остановка микроавтобусов, которые также едут в этом направлении. Добираясь на автомобиле, можно заодно посетить старинный город Арзамас.

Из Нижнего Новгорода в Дивеево регулярно осуществляются экскурсионные автобусные туры. Можно заказать экскурсию и узнать больше об этом удивительном месте.

Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий побывать в поистине святом месте.

Друзья, давайте ещё немного побудим в прошлом,прежде чем вернуться в наше время.

Ну что же,побывав в 1903году в день канонизации Св.Серафима Саровского,вернёмся в настоящее 2003 год,столетие со дня канонизации Св.Серафима.Ваш покорный слуга присутствовал на этом мероприятии,в качестве водителя скорой помощи(я тогда,год жил у родителей и работал в больнице)Так что всё проходило на моих глазах.Множество паломников со всей России,огромное количество иностранцев.Мероприятие было впечатляющее,ну и мне повезло,всего два вызова,а остальное время присутствовал на церемонии.

Фото того дня и не только. Ну и наконец последний штрих..
Пещеры Саровского монастыря.

Возникновение пещер Саровского монастыря относится к самым к самым годам его истории. Описание начала строительства пещер дал в своей РУКОПИСИ «Сказание о первом жительстве монахов» основатель монастыря иеросхимонах Иоанн в традициях житийной литературы. Согласно ему, Иоанн начал копать пещеру в полугоре от реки Сатиса над источником, идеже ныне самый вход в пещеры близ своей кущи» в 1692 году. Устав от работы, он прилег отдохнуть в шалаше, и во сне ему было видение. Очутился он как будто у города Киева, и митрополит Илларион - тот самый, который когда-то начал первым копать пещеры Киево-Печерского монастыря, благословил начатое им дело. Очевидно, пещеры в Сарове были задуманы им по образцу киевских. Продолжена аналогия Сарова с Киевом была и тогда, когда сделанную в пещерах церковь освятили в честь Антония, Феодосия и прочих преподобных Киево-Печерских.

К сожалению, строительство и использование Саровских пещер не описано так подробно, как того бы хотелось. Но очевидно, что в первые годы монастыря, при первоначальнике Иоанне, роль их была в жизни Саровской пустыни значительнее, чем потом.
Тогож 1711 года Марта в 16 день окончены в полугоре пещеры, которые доведены почти до половины монастыря под землею; вход в оные из вне монастыря, и по разным местам оных поделаны келлии, в коих прежде сего живали и монахи..

Прежде сего означает, что во времена автора этой цитаты игумена Маркеллина, написавшего книгу по истории монастыря в 1804 года в пещерах уже никто не живал.)Всказаниях Иоанн упоминает еще и малую пещеру. Вход в нее находился к западу от главного пещерного входа. В 1709 году в подземельях была сделана церковь. Это сооружение сохранилось.Храм невелик- максимальные размеры его 9 на 6 метров, свод поддерживается четырьмя колонннами более метра в поперечнике каждая. Разрешение на освящение подземной церквибыло получено с большими трудностями, причина которых нам не известна. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сте-фан Яворский разрешил открытие церкви только 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер Петра I Они же подарили в новую церковь частицы мощей Киево-Печерских чудотворцев, которые хранились в ней под престолом.

В последние годы своей жизни в Сарове много времени проводил в уединении в пещерах настоятель Иоанн. Гроб, приготовленный им для собственных похорон, стоял в одной из подземных келий.
Служба в подземной церкви продолжалась до 1730-х годов. Система вентиляции была несовершенной, от сырости портились дерево и богослужебные книги. И если при Иоанне ремонту подземелий уделялось внимание, то после его ухода от должности и смерти церковь на долгие годы стала бездействующей.

В августе 1778 года для освящения новопостроенного Успенского собора в Саровскую пустынь приехал Владимирский епископ Иеро-ним. Осматривая монастырь, он побывал в подземной церкви и высказал пожелание возобновить в ней богослужение. Для этого необходим был ремонт. Присутствовавший в это время в Сарове пензенский помещик Николай Афанасьевич Радищев (отец писателя А.Н. Радищева) изъявил готовность помочь. Им была куплена в церковь напрестольная мраморная доска, изготовленная в Санкт-Петербурге. Кроме того, был сделан чугунный иконостас, наверх была выведена вентиляционная шахта, над выходом которой на поверхность был сооружен небольшой купол с главой и крестом. После ремонта епископ Иероним освятил церковь 15 августа 1780 года.

Из-за сырости иконостас и церковную утварь в церкви Антония и Феодосия приходилось подновлять и менять. При игумене Иосифе (1872-1890) чугунный иконостас был заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами. Длиной иконостас был 5,6 м, высотой 2,1 м4. Служба в церкви проводилась в то время лишь раз в году - в день памяти Киево-Печерских чудотворцев. Пещеры служили скорее экскурсионным целям. Приведем ниже впечатления некоторых посетивших их паломников.

У входа каждый получил пук зажженных свечей, затворы грянули, железная дверь заскрипела, и мы, спуслившись в мрачное подземелье, стали пробираться извилистыми, ходами, за опытным путеводителем. Вот здесь, сказал он, показывая на небольшое углубление в стене пещеры, жили люди покинувшие свет для света духовного,осветившего им путь к блаженству вечному". Восковое Распятие, два образа и жестяная лампада сохранили память удивительной жизни отшельников и свидетельствуют могущество веры, переселяющей человека из очаровательного мира в темный, сырой вертеп, где ожидает его тяжская борьба с прежними привычками и страстями и где только надежда небесной награды остается утешением страдальческой жизни.
Узкие своды. Высоким из нас приходиться нагибаться. Идем партией богомольцев. Как всегда впереди монах – водитель. Там и тут объяснения дает. <-> Идем, как водится, с горящими свечами у всех в руках, у монаха целый пук свечей. Колеблется, дрожит, разбрызгивается робкими полосками свет по мрачным, влажно холодным стенам, боязливо притрагивается к ним и уныло проползает за любопытствующими чужими людьми дальше и дальше в таящуюся во мраке и холоде пещерную глубь. Показывали простые заржавленные железные кресты, большие, тяжелые ржавые вериги <...>. Чувство ее какой-то странной, мучительно страшной отчужденности особенного испуганного изумления и потом стыда несмелого все не покидает... Плоть наша, душа человеческая, любящая солнце, свет, краски, многоцветную ширь и даль земли, сопротивляется, стонет, ворчливо жалобится <.. > зачем, зачем так надо уходить сюда, в подземную, мрачную, сырую и холодную глубину пустьнных пещер, залезать сюда, в эти тесные и узкие щели: «широки врата и просторен путь, ведущие в погибель, и многие идут им, но – тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их…
18 июля 1903 года во время торжеств по канонизации Серафима Саровского пещеры посетил Николай II.
В легендах, связанных с саровскими пещерами, никогда недостатка не было. После закрытия монастыря упорно стали распространятся слухи, что протяженность ходов оставленных монахами, на самом деле гораздо дальше; молва доводила подземелья до источника Серафима Саровского (2 км) и даже до Дивеевского женского монастыря (14 км по прямой). Никаких вещественных доказательств существования этих ходов нет, хотя периодически объявляются очевидцы, которые либо «сами ходили» по ним, либо помнят, как об этих проходах рассказывали их умершие родственники.

Интересно, что и сами Саровские монахи стали со временем забывать историю происхождения и назначение монастырских пещер. В Саровской пустыни в конце XIX и начале XX века паломникам рассказывали легенды о том, что пещеры якобы вырыты еще татарами во времена Золотой Орды или даже разбойниками.

Наиболее старый известный нам план пещер относится к 1780 году. Его привел в своих записках послушник Саровской пустыни Афанасий Илларионович («Записки» Афанасия Илларионовича дати-руются 1780-1785 гг., они были опубликованы вместе с планом пещерв 1904 году). План этот очень условный, он отражает лишь примерное взаимное расположение коридоров и келий. План известен в двух вариантах. Один находится в Центральном госархиве Мордовии в Саранске среди бумаг Афанасия Иларионовича, другой - в фонде «Рукописное собрание Саровской пустыни», хранящемся в РГАДА10 Подземные переходы в саранском варианте плана названы «улицами», каждая под своим номером - от 1 до 9.

В том же саранском архиве хранится еще один план Саровских пещер. На нем нет даты, но очевидно его более позднее происхождение - конец XIX или начало XX века. Правильность того или иного плана может быть подтверждена только сравнением с оригиналом. В нашем же случае объект был недоступен - когда в Сарове создавался секретный объект вход в подземелья был замурован, и постепенно пещеры и все, что"с ними связано, стало отходить в область городских преданий Точное вне Точное время закрытия входа нам не известно- пока документов найти не удалось. Эту дату можно приблизительно оценить по надписям (граффити), сделанным на стенах пещер; помимо многочисленных имен, там было и несколько дат. Самая поздняя из них - 3 .апреля 11956 года (сейчас при реставрации граффити стерта).

В конце 1980-х годов в Сарове (тогда еще Арзамасе-16) начало свою деятельность общественное историческое движение, официально оформившееся в 1990 году как объединение «Саровская пустынь» (бессменный председатель - А.А. Агапов). Среди задач объединения были, конечно, и исследовательские работы, связанные с пещерами. Велись поиски в архивах, расспрашивались старожилы. На земляные работы объединение решилось весной 1992 года. Тогда один из старожилов -Л.С- Русин -с большой степенью уверенности указал место входа в подземелье- Как оказалось впоследствии, он ошибся в воспоминаниях всего метров на 5, но и эти 5 метров стоили нам двух месяцев работы.

Вход в пещеры был открыт 22 июля. Главным впечатлением была довольно приличная сохранность подземелий. Было известно, что в начале 1950-х годов взрывами сносились соборы, стоявшие на монастырской площади над пещерами. Мы опасались, что из-за этого пещеры окажутся разрушенными. К счастью, этого не произошло, и подземные сооружения, находящиеся на глубине 8-12 м от современной поверхности земли, уцелели, несмотря на отдельные разрушения. АХ. Масловым была проведена первая топографическая съемка пещер; общая протяженность ходов, оказавшихся доступными в 1992 году, была около 300 метров.Современное расположение коридоров и келий хорошо совпало с поздним саранским планом. Никаких реставрационных или консервационных работ тогда не проводили, поэтому было принято решение вход в пещеры опять завалить.

Но Саровские пещеры вскоре о себе напомнили. 16 декабря 1992 года на монастырской площади произошла авария водопровода, образовался провал глубиной около 5 метров. Как оказалось впоследствии, лопнула старая труба, и около пятисот тонн воды и пятидесяти кубометров грунта ушли в открывшийся внизу провала вход в пещеры. Интересно, что провал произошел на участке пещер, который бьл недоступен в июле 1992 года и отсутствовал на «позднем» саранском плане. Тогда в декабре удалось пройти около 20 метров этого вновь открывшегося хода, в котором уже около ста лет не ступала
нога человека. Он лежит ближе к поверхности (на глубине около 6 метров), и возможно поэтому его сохранность оказалась хуже. По-видимому, им вообще очень мало пользовались, так как на потолке хода совсем не было копоти, в то время как потолки доступных ходов были все ею покрыты.

План пещер с недоступными ныне участками был найден в тамбовском архиве сотрудниками московского научно-реставрационного предприятия «Симаргл»12 . Он довольно точно воспроизводит известную часть подземелий, и, кроме того, на нем обозначены три довольно протяженные ответвления от основной системы ходов в западную сторону. По-видимому, провал произошел в северное или среднее ответвление, при этом изнутри пещер места двух из трех ответвлений обнаружить не удалось.

Летом1995 года историческое объединение вновь открыло вход в пещеры. Состояние пещер в 1995 году оказалось гораздо худшим чем в 1992. Весь пол покрывал слой грязи толщиной в несколько десятков сантиметров - последствие аварии. По тонкому следу, оставленному у самого потолка главного коридора и подземной церкви, мы заключили, что в течение довольно долгого времени пещеры полностью были затоплены, пока вода не нашла себе из них выхода (очевидно, весной).

После открытия входа подземелья некоторое время были доступны любому, и это имело самые пагубные последствия. В частности, хулиганами была уничтожена надпись об освящении церкви, выбитая в 1711 году на одном из ее столбов.

С середины 1990-х годов власти города наконец-то нашли средства на то, чтобы Саровскими пещерами занялись профессионалы. Обследованием пещер занималось упомянутое выше предприятие «Симаргл». Его сотрудниками было изучено состояние пещер, сделан проект реставрации. В настоящее время в пещерах ведутся реставрационные работы, свободный доступ в подземелья закрыт.

Несмотря на безусловные сдвиги в нужном направлении, проблемы Саровских пещер еще далеки от своего решения. Главные две опасности, которые им грозят, - это интенсивное автомобильное движение и ветхие коммуникации. Волею судеб архитектурный (и подземный) комплексы Саровской пустыни оказались в центре города, над пещерами проходит одна из самых оживленных городских автомагистралей. Ограничение движения транспорта - насущная необходимость для сохранения памятника, но оно трудно осуществимо, так как из-за сложного рельефа строительство объездной дороги будет очень дорогим мероприятием. Водонесущие коммуникации на монастырской площади проложены в конце 40-х - начале 50-х годов. Чем дольше будет срок их эксплуатации, тем больше вероятность повторения аварий, аналогичных происшедшей в декабре 1992 года (а сколько было более мелких - никто не считал). Карта обрушении в пещерах почти в точности повторяет схему коммуникации. Будет обидно, если памятник конца XVII - начала XVIII века не удастся сохранить.