Патриарх Тихон – всенародно избранный глава Церкви

(39 голосов : 4.13 из 5 )
  • митр.
  • архиеп. Вениамин
  • свящ. Н.Р. Антонов
  • Энциклопедия изречений
  • Г. Калинина
  • Фотоальбомы

Протоиерей Федор Бородин: Храм - это место, где душа встречается со Христом. А священник - тот, кто этой встрече служит .

Существует несколько наиболее распространенных форм храма: вытянутая, наподобие корабля, – означает, что является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь; крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Христов является основанием и силой Церкви; круглая форма означает вечность Святой Церкви; восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда венчается куполом с крестом и обычно имеет колокольню.

Внутри храм разделяется на три части: , центральную часть (собственно храм) и притвор. При входе обычно устраивается паперть. Некоторые храмы имеют еще внутренний притвор, называемый трапезою, т.к. в этой части храма в прежние времена совершалась трапеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы. При этом, когда основной, центральный, алтарь с храмовой частью отделен от приделов сплошной стеной (с вратами), то в нем, как в более просторном, обычно совершаются службы летом и он называется летним храмом (приделом). А другой придел (приделы), меньший по объему и потому легче отапливаемый, называется зимним – в нем совершаются службы зимой.

Каждый храм освящен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спасителя, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небесных сил, святого или в честь великого праздника) и носит соответствующее имя (Троицкий, Покровский и т.д.) Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный престол. Храм называется еще церковью и собором.

Церковного канона в архитектуре не существует, в отличие, скажем, от иконописи, где каноны были сформированы и, хотя в деталях не прописаны, остаются незыблемыми в своей основе и по сей день. Ни решения Вселенских Соборов, ни Поместных русских Соборов не содержат никаких конкретных указаний о том, какова должна быть архитектура храма. Даже в “Стоглаве”, сборнике правил и законов церковной жизни, не были подняты подобные вопросы, тогда как догматические основы иконописания там глубоко рассмотрены. Единственное правило, имеющееся в “Стоглаве” относительно архитектуры, касается формы крестов на главах.

Не отдаляйтесь от храма, какой бы негатив не увидели в людях, посещающих и даже служащих в ней. Все это оболочка, а сущность Церкви - благодать Божия, невидимая сила, без которой нет ни вечного спасения, ни мира души на земле.
ахимандрит

May 17th, 2013

Храм Истины (Sanctuary of Truth, также называется Ванг Боран (Wang Boran) и Прасат Май (Prasat Mai)) представляет собой 105-метровый деревянный храм, предназначенный для демонстрации современного религиозного искусства, в настоящее время строящийся в Паттайе. Строительство было начато по инициативе и на средства Лека Вирияпханта (Lek Viriyaphant), эксцентричного тайского миллионера и покровителя культуры.

Храм, строительство которого началось в 1981 году, сооружается в стиле древней кхмерской архитектуры, наподобие той, которую можно увидеть в Ангкоре, и полностью покрыт вырезанными вручную деревянными скульптурами. Он имеет четыре группы, представляющие изображения, относящиеся к буддийской и индуистской религиям и мифологиям Камбоджи, Китая, Индии и Таиланда соответственно.

Согласно официальному веб-сайту, предназначение храма - использовать искусство и культуру как «отражение восточного видения мира, древних знаний и восточной философии. В этом комплексе посетители придут к пониманию жизни прошлых поколений, ответственности человека, основополагающих философских принципов жизненного цикла, взаимоотношений со вселенной и главной цели жизни для достижения Утопии». Входная плата в Храм Истины составляет 500 тайских бат с человека (как для граждан Таиланда, так и для иностранцев).

Это уникальное в своем роде творение расположено на севере Паттаи, на уединенном полуострове. Храм совершенно не похож на традиционные буддистские постройки, и выполнен целиком из ценных пород дерева - тик, красное дерево, золотой тик. Строится Храм без единого гвоздя, в его создании задействована эклектика архитектурных стилей - тайского, кхмерского, индийского и камбоджийского. Стены украшены потрясающей ручной резьбой, сюжеты который взяты из тайского и индийского мифологического эпоса. Храм признан самым высоким деревянным сооружением в мире, его высота со шпилем - 105 метров. Строительство началось в 1981 году и ведется до сих пор. Информации о Храме крайне мало, она часто противоречива и иногда даже фантастична. К примеру, ходит легенда о том, что при начале строительства асторологи предсказали - основатель проекта должен умереть сразу как только строительство будет закончено, и именно поэтому работы по отделке храма намеренно не завершают, но никакого официального подтверждения эта версия, конечно же, не имеет.

Тем не менее, уникальный по замыслу храм уже сегодня доступен для посетителей и категорически рекомендуется к осмотру - самые взыскательные ценители архитектурной красоты и профессиональные фотографы не останутся разочарованы.

Когда тайский миллионер Прапай Вирияпан, неравнодушный к искусству вообще и памятникам культуры в частности, выступил с инициативой строительства уникального деревянного храма на берегу Сиамского залива в северной части Паттайи, он и помыслить не мог, что процесс затянется на долгие десятилетия. Впрочем, если верить легенде, у 67-летнего бизнесмена имелись все основания превратить сооружение в классический долгострой.

Говорят, миллионеру нагадали, что ему суждено умереть в тот самый день, когда последний деревянный элемент займет свое место в изысканной конструкции задуманного им Храма Истины. Но то ли провидцев подвело чутье, то ли предсказание было неверно истолковано, а возведение редкого сооружения, начатое в 1981 году, продолжается и по сегодняшний день, тогда как идейный вдохновитель и спонсор проекта покинул этот мир в 2000 году, спустя 19 лет после начала строительства.

По другой, альтернативной версии, предсказание относилось не к создателю храма, а к правящему королю Таиланда Раме IX, вот почему храм день ото дня становится шире и выше, а объемы стройки все разрастаются – тайцы с большой симпатией и почтением относится к правителю и от души желает ему долголетия. Ориентировочно окончание строительства Храма Истины, называемого также Ванг Боран, запланировано на 2025 год.

Это теоретически, а фактически стройка грозит затянуться на куда более долгий срок, потому что в процессе возведения новых частей храма старые, давно отстроенные, приходят в плачевное состояние и начинают отчаянно нуждаться в реставрации.

Что же представляет собой этот храм и каково его предназначение? Дивной красоты сооружение возводится исключительно из деревянных деталей, без использования гвоздей. Породы деревьев для строительства выбираются самые ценные, красивые, прочные и максимально приспособленные к особенностям здешнего климата. Сотни искусных резчиков год за годом без устали трудятся над тонкой ажурной резьбой по золотому тику и красному дереву. Архитектурный стиль строения отсылает к древнему кхмерскому зодчеству.

Вид фасадов Храма Истины, возносящегося на высоту 105 метров, завораживает не меньше внутреннего убранства. Многочисленные декоративные элементы ручной работы воспроизводят сюжеты мифологий разных государств. Будучи храмом нескольких религий, Ванг Боран делится на четыре части, каждая из которых посвящена религиозным, философским и культурным традициям четырех стран – Таиланда, Индии, Китая и Камбоджи.

Изготовленные из дерева статуи демонстрируют победу мудрости над невежеством и призывают к любви, доброте и жизни в гармонии. В богатой отделке нет ни одной незначимой детали – каждая скульптура, каждый элемент исполнен символизма и несет в себе глубокий смысл. Земля, Небо, Солнце, Луна, Звезды и Мать с Отцом – вот семь создателей человечества, которым мы должны быть благодарны за все, что имеем. Создатели храма убеждены, что в стенах этого святого места – средоточия философской и религиозной истины – можно преисполниться мудрости и познать смысл веры.

Храм Истины создан по древней технологии возведения тайских зданий, и каждый его квадратный сантиметр покрыт резным деревом. Все соединения без единого гвоздя. Задумкой при строительстве этого святилища стало использование искусства и культуры как отражения старого видения Земли, знаний предков, и восточной философии. Это действительно необычное здание, которое местные люди называют «Prasath Satya-thaam», что в переводе на русский звучит как «Святилище Истины» или «Храм Истины».

Это место — пока еще малоизвестное большинству туристов, но по многим причинам, оно по-настоящему заслуживает посещения. Если, на первый взгляд, силуэт здания напоминает о традиционно тайском стиле, то, рассматривая его, замечаешь, что святилище изящно отражает еще три основных художественных и философских течения, которые прошли сквозь историю этой страны. Это огромное влияние брахманской, кхмерской и китайской цивилизаций.

Но по-настоящему уникальный характер этого гигантского павильона (вероятно, самого крупного из всех существующих в мире) появляется в том, что он построен почти полностью из тика. Тиковое дерево – ценный материал с красновато-коричневым оттенком, чрезвычайно прочной древесиной, обладающий свойством быть «не по зубам» для термитов и других насекомых-вредителей. Здесь также были использованы и другие виды ценной древесины, которую специально завозили из соседних стран, таких как Малайзия, Лаос и Камбоджа.

На протяжении более двадцати лет, команды скульпторов-ремесленников (250 человек) постоянно находились на месте и, сменяя друг друга, работали над созданием этого храма. И все же, фактически святилище еще окончательно не достроено — на завершение всех работ потребуется еще лет десять — пятнадцать. В большей степени, это внутренние работы, поэтому, нужно быть готовыми к тому, что некоторые фотографии (даже со вспышкой), из-за недостаточного освещения выйдут немного смытыми, если вы захотите сфотографировать элементы интерьера храма где-то в его «темной» глубине.

Архитектурный ансамбль Храма Истины построен в виде креста, с центральным шпилем, который устремляется в небо на 105 метров и величественно украшающим шестиуровневую крышу. Крыши размещены над четырьмя нефами (помещениями), которые четко сориентированы на четыре стороны света. На вершине центрального шпиля будет установлена конная статуя Калки, последнего аватара Вишну, провозглашенного Буддой современной эпохи. Остальные четыре шпиля, по одному над каждым нефом, представляют четыре элемента: Землю, Воду, Воздух и Огонь.

Внутри храма есть почти столько же скульптур и орнаментов, как и снаружи. Присмотритесь: в одной статуе может скрываться вторая, или даже несколько других. Это картинка «сумасшедшего перенаселения», и кажется, что при взгляде посетителя, по мере того, как он продвигается по храму или вокруг него, могут неожиданно возникнуть новые сверхъестественные существа, которых здесь будто не было. Впечатления растут в десятикратных пропорциях. Каждый из нефов (помещений) выражен в одном из четырех основных стилей.

В архитектуре южного крыла преобладает кхмерский характер, и здесь вы можете полюбоваться статуями, изображающими эпизоды из жизни Кришны. Здесь же можно увидеть статуи богов семи «небесных тел», которые дали название дням недели (на санскрите, и, следовательно, на тайском языке): Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн и Солнце.

Западное крыло Храма Истины величественно венчает скульптура Брахмы, четырехглавого бога-создателя, и Эравана, трехглавого слона, который перевозил на себе Индра, царя богов. Монументальность архитектуры этого крыла напоминает об индуистских храмах, в то время как северное крыло украшено типично китайскими статуями и мотивами, обеспечивая видное место образу милостивого Бодхисаттвы.

Неф восточного фронтона считается главным, так как создан под влиянием тайской традиции. Здесь изображены сюжеты на тему семьи как основы социума и духовности, и статуя богини Дурга в роли ‘Mahish Asura Mardini’, — то есть той, которая убивает демона-буйвола, символизирующего собой невежество в физических и душевных страданиях.

Подойдя к Святая Святых (которая символизирует трон Человечества), возникает такое чувство, что колонны высотой 26 метров, расположенные рядом, начинают парить в воздухе, и теряют свои своды под архитектурными розетками. При этом, все вокруг насыщено оформлением сказочными персонажами, похожих на готических горгулий и драконов.

Добавляет магии и место, выбранное для постройки Храма Истины: этот дворец-святилище возведен на полуострове – косе, выступающей в море. Это «почти остров», так как канал, который связывает землю с бухтой, был разрыт с задней стороны, таким образом создается впечатление, что полуостров больше окружен водой, чем землей. Сам канал перерезан перешейком с действующим мостом. Территория окружена зубчатой стеной, довольно массивной, но полой — в некоторых местах.

Прибыв к главному входу, желательно «идентифицировать местность», рассмотрев имеющийся там макет. Святилище Истины расположено в нескольких сотнях метров ниже. Его можно легко увидеть с верхней площадки. С этой террасы открывается очень красивый вид, поэтому, не забудьте его сфотографировать на память.

Что касается стоимости за вход. 500 бат могут показаться кому-то непомерной платой за «не дострой», но это объясняется тем, что преемники Кхун Лек, желающие наполнить казну для финансирования работ, при этом просто хотят избежать слишком большого притока посетителей, что повлечет за собой замедление процесса строительства. Англо-говорящего экскурсовода можно найти на месте, но вам придется постараться адаптироваться к их своеобразному английскому.

Храм «Святилище Истины» пропагандирует точку зрения что цивилизованное общество должно воспитывать в себе религиозные и философские истины. Идея – человечество не может существовать без 7 создателей – Небо Земля Мать Отец Луна Солнце и Звезды. Их скульптуры украшают внутреннюю часть храма.
На вершине 4 х шпилей храма 4 элементы которые согласно восточной философии представляют идеальную систему мира:
1. деревянная скульптура небесного тела – Дева держащая цветок лотоса и символизирующая основу религий стержень мира
2. деревянная скульптура небесного тела держащая ребенка и представляющая жизнь дающая жизнь
3. деревянная скульптура небесного тела держащая книгу изображает продолжение бессмертной философии
4. скульптура небесного тела с голубем на руке символизирует мир.
На самой высокой точке центрального шпиля Калаки установлена лошадь которая является символом Пра Шри Ариаметрай.
Пра Шри Ариаметрай был последним Бодхисатвой который достиг просвещения в мире и стал пятым Буддой в эру Брадха то есть в существующую эру.

Создатели храма как бы призывают людей признать семь создателей и 4 элемента которые приведут к идеальному миру каждого индивидуально и весь мир. Шаги которые человечество должно пройти чтобы достигнуть такого идеального мира заключаются в борьбе между добром и злом в том числе и во внутренней борьбе индивидуальных эгоистических потребностей. Создатель художественной работы изображает это в резьбе по дереву.

Деревянная скульптура на фронтоне изображает Mahisha Sura Mardini эпизод Turaga Defeating Mahingsa символизирующее невежество завоеванное мудростью. Деревянная скульптура в переднем фронтоне изображает родителей как создателей жизни для потомства. Родительская любовь чиста и бескорыстна. Она как вода в ясном потоке которая освежает сердце и душу. Доброта отца и матери порой больше чем океан и небо.

Вырезанное изображение из Кришнаватар 8 ой реинкарнации Вишны. Оно включает Ккришну на корове Vardhana Кришну стоящего на голове Naga Кришну и пастухов и Кришну с Radha. В эпической Mahabharta которая повествует о борьбе между добром и злом на равнине Kurakastera Кришна вел колесницу короля Pandava представителя тех кто вел борьбу против зла. И король Kaurava смог понять и почувствовать цикл рождения и сметри. Это стало главной проповедью Вишны и одним из самых известных трактатов индуизма.

Деревянные скульптуры представляют богов планет. Эти планеты помещаются в небе по орбитам. Они влияют на всех людей и в целом на курс жизни.

Солнце представляет честь и социальный статус
Луна представляет честь и социальный статус
Марс представляет храбрость и промышленность
Меркурий представляет доброту
Юпитер представляет мудрость
Венера представляет богатство
Сатурн представляет несчастье и страдания

И Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Попав в Академию Совета Семи , нам предстоит разыскать путь к Арене Избранного. На входе вас встретит разумное исчадие Пустоты и потребует принять обет Короля-бога, при условии, что основной персонаж нежить.

  • 1 - вход в Академию.
  • 2 - склад (ключ ищите в библиотеке, в столе, который рядом со скелетом).
  • 3 - библиотека.
  • 4 - кабинет ректора.
  • 5 - секретный вход в Академию.
  • 6 - учительский зал.
  • 7 - арсенал Избранного.
  • 8 - храм Семерых.

Принимать ли обет Короля-Бога?

  • Согласитесь принять обет и способность "Благословение " заменится на "Проклятие", кроме того, вы получите 2 возрождения после смерти, 2 очка таланта, 2 атрибута и 2 очка боевых способностей.
  • Если откажитесь, то ничего не произойдет и вы сможете двигаться дальше.

Найдите Сенешаля, недалеко от алтаря быстрого перемещения. Если у вас имеется фазовый конденсатор, то вы сможете восстановить его. Поговорите с сенешалем и получите полезные сведения про Академию.

Когда войдёте в учительский зал (6), то используйте навык, позволяющий видеть призраков.

Каждый из духов учителей может поднять один из атрибутов за счёт другого. Каждый учитель может повысить атрибут лишь одному персонажу.

  • Дух мастера интеллекта: меняет 5 ловкости на 5 интеллекта
  • Дух мастера силы: меняет 5 восприятия на 5 силы
  • Дух мастера восприятия: меняет 5 телосложения на 5 восприятия
  • Дух мастера ловкости: меняет 5 памяти на 5 ловкости
  • Дух мастера властности: меняет 5 милы на 5 памяти
  • Дух мастера телосложения: меняет 5 интеллекта на 5 телосложения

Пара секретных мест в учительском зале

Одна дверь ведёт в арсенал Избранного (7) (для задания "Площадка для испытаний"), а вторая - дверь-стена, за неё вы сможете попасть, прибегнув к телепортации. Проход (5) ведёт в заброшенный служебный туннель, который является потайным входом в академию. Если ещё не посещали его по квесту "Безымянный остров", то обязательно загляните сюда, чтобы получить очки опыта.

Как попасть в Храм Семерых?

Самый выгодный способ, это активировать 3 проводника перед барьером. Те проводники, что находятся на полу, можно активировать с помощью фазовых конденсаторов. Фазовые конденсаторы можно найти и в Академии, например, 1 есть на складе, а ещё 2 в библиотеке.

Для активации проводника, который находится на колонне, направляйтесь назад, в учительский зал. Там найдите специальный конденсатор и установите на проводник. Теперь вращайте отражатели до тех пор, пока луч не будет направлен на проводник перед барьером.

Если нет желания возиться с конденсаторами, проводниками и отражателями, то можете направиться в Кабинет Ректора (4) и оттуда телепортироваться в храм. В кабинет ректора вы попадете, скорее всего, по заданию "Ненаучные Исследования".

Теперь, когда все проводники активированы, а отражатели направлены правильно, вам остаётся лишь опустить рычаг и убрать барьер. Проходите в храм и побеседуйте с Александаром, если не решили его убить. Вы можете переманить его к себе, если ранее убили для него Белоликого, а также у вас прокачано убеждение. А также и с другими спутниками, которые погибли во втором акте. В конце, чтобы продолжить, поговорите с Вечным Судьёй. Отправляемся на Арену Избранного.

Работа по подготовке Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов длилась свыше 10 лет. Вопрос о его созыве был поднят еще в феврале 1905 года в связи с необходимостью проведения церковной реформы. С того времени высшее духовенство стремилось так или иначе избавиться от введенной в 1721 году императором Петром I синодальной формы управления.

Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на Соборе вопросов 14 января 1906 года Святейший Правительствующий Синод с высочайшего разрешения принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия. Оно работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Им была выработана рекомендация Поместному Собору, чтобы ввести упраздненное императором Петром I патриаршество. Это историческое решение было принято 1 июня 1906 года. Подготовительные к созыву Собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства.

Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного Собора. Он стремился избежать кардинального изменения синодальной формы церковного управления, поскольку радикальные преобразования духовного «ведомства» грозили перестройкой религиозного фундамента монархии. А это, в свою очередь, грозило обрушением всего здания православной империи. В частности, вставали вопросы о месте Патриарха в структуре власти, о соотношении власти царской и патриаршей. И потому царь стремился проводить политику «подмораживания» государственно-церковных отношений.

Император Николай II и архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (Белавин) в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Ростов, 1913 г.

В первые дни марта 1917 года вместе со свержением монархии исчезло главное «препятствие» созыву Поместного Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Святейшим Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Собора. В тот же день было выпущено «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви». В нем среди прочего определялся следующий порядок выборов делегатов с мест.

Начало выборного процесса назначалось на 23 июля (воскресенье), когда по всей стране должны были проходить собрания на самом низшем, приходском уровне. От каждой церкви на «вышестоящий» съезд своего благочиния выдвигались выборщики: 1) все штатные члены причта и 2) благочестивые миряне (православного исповедания и мужского пола) в двойном по отношению к штатным клирикам количестве. На этом этапе в отличие от остальных могли принимать участие лица женского пола. От монастырей выдвигались каждый десятый мантийный монах и в двойном размере от их числа – постоянные богомольцы обители. Рясофорные монахи, послушники и насельницы женских обителей участвовали в выборах наравне с мирянами.

С учетом же того, что по состоянию на 1914 год в Российской империи насчитывалось свыше 54 тыс. приходских церквей, около 1000 монастырей (в которых проживали 30 тыс. монашествующих), свыше 112 тыс. одного только белого (без учета военного) духовенства, то в определенной мере можно говорить о начавшихся 23 июля буквально «всероссийских» выборах на Поместный Собор.

Благочиннические собрания по всей Русской Церкви должны были собираться 30 июля. Каждому из них на свой местный епархиальный избирательный съезд надлежало избрать двух клириков (один из которых должен был иметь сан священника) и трех мирян. Причем кандидаты намечались подачей записок от любого человека из числа выборщиков. В них могло указываться не более 4 клириков и 6 мирян. Выборы проходили закрытым голосованием, и все решало большинство голосов.

Параллельно шло выдвижение на епархиальные съезды выборщиков от местных духовных учебных заведений: от правления семинарий – два человека, от правления женских епархиальных училищ, женских училищ духовного ведомства и мужских духовных училищ – по одному представителю.

Соответствующие епархиальные собрания должны были проходить 8 августа с присутствием всех местных архиереев. Председательствовать на них надлежало епархиальным преосвященным. От них на Поместный Собор надлежало выдвинуть пятерых: двух клириков (один из которых обязательно в сане священника, а другой – в любом: хоть в сане епископа, хоть псаломщика) и трех мирян. Как и на благочиннических собраниях, кандидаты намечались подачей записок, в которых должно было значиться не более 4 клириков и 6 мирян. В процессе тайного голосования решающим фактором было большинство голосов.

Выделялись и другие квоты: военному и морскому духовенству – 10 мест, единоверцам – 10, всем четырем духовным академиям – по три, Академии наук и 11 университетам (Петроградскому, Московскому, Киевскому, Харьковскому, Казанскому, Новороссийскому, Саратовскому, Юрьевскому, Томскому, Донскому и Пермскому) – по одному. 15 мест выделялось для православных членов Государственной Думы и Государственного совета. Дворцовому духовенству, в силу того что самодержавие пало, квоты не выделялись. Права членов Собора предоставлялись представителям восточных Патриархов и православных автокефальных Церквей.

Помимо выборных на Поместном Соборе по должности присутствовали все члены Святейшего Синода, все епархиальные архиереи, наместники всех четырех лавр, настоятели Соловецкого, Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустынь, члены Предсоборного совета, а также два протопресвитера: Успенского собора Московского Кремля и военного и морского духовенства.

Всего было избрано и назначено по должности 564 человека: 80 архиереев (то есть примерно каждый второй из общего количества «штатных» в тот момент иерархов РПЦ), 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

Состав мирян был исключительно пестр: от крестьян, мастеровых и мелких служащих до представителей богословской науки и высших сановников. Самые яркие представители последних – банкир и промышленник Александр Гучков, состоявший со 2 марта по 2 мая 1917 года военным и морским министром Временного правительства, а также землевладелец Михаил Родзянко – председатель Государственной Думы. Они были избраны соответственно от Государственного совета и Государственной Думы. Широко был представлен и цвет богословской мысли. В целом «всенародные выборы» на Поместный Собор определили и «всенародный» его состав.

Открытие Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа в день Успения Божией Матери. На почетных местах среди молящихся присутствовали члены Временного правительства: премьер-министр Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев и министр исповеданий Антон Карташёв.

18 августа председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Белавин) – как архипастырь того города, в котором собрался церковный форум. Сопредседателями (по терминологии того времени – товарищами председателя) из архиереев были избраны архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), из священников – протопресвитеры Николай Любимов и Георгий Шавельский, из мирян – князь Евгений Трубецкой и Михаил Родзянко.

Собор работал более года. За этот период состоялись три его сессии: первая – с 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 года, вторая и третья – в 1918 году: с 20 января (2 февраля) по 7 (20) апреля и с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября.

Центральное место на Соборе занял вопрос об управлении РПЦ. Основные доводы сторонников патриаршества в пользу восстановления этой формы управления сводились к необходимости иметь единоличного главу Русской Церкви (по аналогии с другими Поместными Церквами), а также общепризнанного «духоносного стража нашей совести, нашего духовного вождя». Например, один из ревностных «патриархистов» епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) 11 октября взывал к соборянам: «Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви – представитель подвига и дерзновения, и как стоятель за Русскую Церковь. Дайте нам отца, дайте молитвенника и подвижника!»

Возражения же против такого принципа управления сводились главным образом к опасению абсолютизма внутрицерковной власти (возникновению русского папизма) и в указании на противоречие патриаршества принципу соборности. В частности, 21 октября протоиерей Николай Добронравов (с 1921 года – епископ) оппонировал: «Говорят, что Патриарха требуют каноны. Но на это мы скажем, что в первые три века Патриархов не было. Нам отвечают, что тогда патриаршество было в идее, было, так сказать, в зачаточном состоянии. Но не о мире идей толкуем мы здесь, а о мире фактическом, реальном. Не эмбриологией патриаршества мы занимаемся. Мы желаем знать: было ли действительно патриаршество в первые три века? Его не было. Следовательно, Церковь могла существовать и без Патриарха».

В целом в ходе многодневных обсуждений судьба вопроса об управлении Русской Церкви была неясна. Однако положение в дискуссии изменилось после известий из Петрограда: в ночь с 25 на 26 октября Временное правительство было свергнуто, и 26 же числа было сформировано новое – Совет народных комиссаров. К власти пришли большевики.

На фоне начавшейся на улицах Москвы 28 октября стрельбы, возникшей в результате антисоветского восстания юнкеров, захвативших Кремль, среди постоянных политических колебаний различных светских властей, мнения участников Собора начали склоняться в пользу патриаршества. В тот же день, 28 числа, по поступившему от более чем 60 соборян предложению дискуссии о восстановлении патриаршества было решено прекратить (хотя оставалось еще 90 записанных ораторов). Общим голосованием были приняты «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Они гласили: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Принятием этого акта в РПЦ было введено патриаршество и декларирован принцип соборности.

30 октября был установлен порядок избрания Патриарха: 1) члены Собора подают записки, на которых каждый указывает одно имя; 2) на основании поданных записок составляется список кандидатов; 3) по оглашении списка Собор избирает трех кандидатов подачей записок с указанием трех имен из числа указанных в списке; 4) имена первых трех, получивших абсолютное большинство голосов, полагаются на св. престоле; 5) избрание решается жребием. Также было постановлено выбирать Патриарха только из лиц священного сана.

После подачи записок (всего их было 273, но 16 оказались незаполненными) подсчет голосов дал 25 имен. Лидерами списка были архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) (101 голос), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) (27), митрополит Московский Тихон (Белавин) (23), митрополит Тифлисский Платон (Рождественский) (22), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) (14), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) и протопресвитер Георгий Шавельский (по 13). Остальные набрали не более пяти голосов.

На следующем заседании, 31 октября, процедура выборов претендентов на патриаршество была продолжена. Соборянам было предложено подать записки с указанием на них трех имен из числа избранных накануне кандидатов. Результаты дали три имени – архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). То есть претендентами на патриаршество стали все архиереи из руководящего звена Собора.

4 ноября было назначено избрание Патриарха на следующий день. Местом был определен храм Христа Спасителя. Успенский собор в то время был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими вооруженное восстание юнкеров.

5 ноября в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия (записки), которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон.

Во время этой службы все три кандидата на патриаршество отсутствовали, ожидая извещений об избрании одного из них. Митрополит Московский Тихон и архиепископ Новгородский Арсений пребывали на Троицком Сухаревом митрополичьем подворье, а архиепископ Харьковский Антоний – на подворье Валаамского монастыря.

Перед чтением Евангелия в храм из Успенского собора прибыла Владимирская икона Божией Матери. Она была помещена рядом с ковчежцем. По окончании литургии был совершен особый молебен. После чего состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схииеромонаха Алексия (Соловьева) вынуть один из жребиев. Старец достал записку и передал ее владыке Владимиру. Киевский архипастырь, развернув и прочитав, объявил имя избранного: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!»

Интересная деталь: 4 ноября молодой советской власти едва исполнилось полторы недели. В тот день Поместный Собор рассмотрел и одобрил составленный архиепископом Кишиневским Анастасием (Грибановским) «Чин избрания Патриарха всея России». Одной из его особенностей являлась формула ектийного поминовения новых светских властей. Согласно «Чину…» моление о них избранному в Патриархи следовало лично вознести у престола своей Крестовой «архиерейской» церкви непосредственно перед получением официального извещения о своем избрании на патриаршество. Второе прошение ектеньи было таким: «Еще молимся о Богохранимой Державе Российской, правителях ея и о всем христолюбивом воинстве». Именно так она 5 ноября и была произнесена митрополитом Московским Тихоном в алтаре церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком митрополичьем подворье. Уникальность в том, что это – первое (!) «официальное» молитвенное поминовение советских правителей, утвержденное Поместным Собором РПЦ.

21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация (настолование) владыки Тихона. По традиции Восточных Православных Церквей было проведено троекратное «посаждение» избранного на патриаршее место. Во времена же Московской Руси осуществлялось повторное архиерейское рукоположение епископа в «патриарший сан».

Через две с половиной недели, 8 декабря, было выработано соборное постановление «О правах и обязанностях святейшего Патриарха Московского и всея России». В нем среди прочего констатировалось: «Патриарх Российской Церкви есть Первоиерарх ея. <…> Патриарх является первым между равными ему епископами». Употребляемые же в настоящее время именования Патриарха «предстоятелем» или «первосвятителем» появились несколько десятилетий позже.

Любопытно и то, что ныне звучащее на богослужениях титулование Патриарха «Великим Господином и Отцом нашим» введено лишь в 1971 году. Перед интронизацией же Тихона была установлена менее помпезная формула: «Великого Господина нашего, Святейшего Патриарха Московского и всея России…» Впрочем, и она по поводу возникновения трех своих первых слов вызывала в ноябре и декабре 1917 года недоуменные вопросы паствы.

По причине новых общественно-политических реалий, наступивших в России с конца октября 1917 года, Поместный Собор вынужден был прекратить свою работу ранее намеченного.

В историю же он вошел двумя своими деяниями: восстановлением патриаршества и самим избранием «первого среди равных» епископа. При этом в отличие от всех остальных московских Патриархов XX века святейший Тихон по праву может считаться всенародно и соборно избранным первоиерархом Русской Церкви.