Когда употребляют фразу свет мой зеркальце скажи. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Кулешов Никита

Данная работа была представлена на конкурс "Ученик года -2014" в г.Новосибирске. Теоретическая часть содержит историю возникновения зеркал, практическпая основана на экспериментах ученика. Посмотреть или скачать приложение к работе, презентацию и речь к презентации можно перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/8Dnfllj3f2sVJ .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 52

Научно-исследовательская работа

«Свет мой зеркальце скажи…»

ученик 3 «А» класса

Руководитель: Бричеева

Рита Александровна

учитель начальных классов

Новосибирск

2015 год

Введение

Теоретическая часть

Понятие зеркала

1.2.

История возникновения зеркала

1.3.

Этапы развития технологии изготовления зеркал

1.4.

Применение зеркал

1.5.

Зеркала в литературе

1.6.

Зеркала в природе

1.7.

Мистические свойства зеркал

Практическая часть

2.1.

Анкетирование «Отражение в зеркале»

2.2.

Практические исследования свойств зеркал

2.2.1.

Опыт 1. «Человек в зеркале»

2.2.2.

Опыт 2. «Возможность прямого отражения в зеркале» .

2.2.3.

Итоги практического исследования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ.

Тема данной работы - «Свет мой, зеркальце, скажи…». Мой проект – о зеркалах. Об обычных и не очень, о плоских, выпуклых и вогнутых, о волшебных и очень таинственных. О зеркалах, с которыми мы встречаемся каждый день везде и повсюду. Эта тема выбрана мною потому, что зеркало - неотъемлемый атрибут нашего времени. Поправляя причёску или рассматривая больной зуб; проверяя наличие сзади автомобиля через зеркало или наблюдая звёзды и планеты в телескоп, мы постоянно соприкасаемся с загадочными свойствами зеркала. В связи с этим возникает интересный вопрос - что такое зеркало, откуда взялось и какое влияние оказывает на нашу жизнь?

Актуальность: Свойства зеркал изучаются и в наше время, и мы постоянно узнаём об этом новую интересную и полезную информацию. Зеркало в наше время используется повсеместно и неограниченно.

Начиная свою работу я ставил перед собой различные вопросы:

  • зачем человеку зеркало?
  • почему мы часто и подолгу вглядываемся в свое отражение?
  • как устроено зеркало?
  • почему зеркала отражают мир?
  • почему многие люди с таким почтением и порой со страхом относятся к зеркалам?

Цель работы:

  • Изучить историю возникновения, свойства и применение зеркал в современном мире.

Задачи работы:

  • узнать, что такое зеркало и как оно появилось;
  • изучить технологию изготовления зеркал и их применение;
  • провести эксперименты с зеркалами и познакомиться с их свойствами;
  • изучить интересные факты о зеркалах.

Объект исследования:

  • зеркало.

Методы исследования:

  • сбор информации из книжных источников и сети Интернет;
  • анализ имеющейся информации;
  • опрос очевидцев;
  • проведение практических экспериментов.
  • подведение итогов и вывод.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Понятие зеркала.

Вы можете представить себе жизнь без зеркала? Проснуться утром - и не увидеть своего отражения? Кажется ерунда, мелочь. А ведь какой душевный дискомфорт! Недаром сказочных персонажей в качестве наказания лишали отражения.

Давайте обратимся к словарям и выясним, что же такое зеркало.

В толковом словаре В. Даля читаем: Зеркало - весьма гладкая, металлическая или стеклянная доска, отражающая предметы.

В словаре С.И. Ожегова сказано: Зеркало - гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ней предметов.

Зеркалом называется предмет (плоская поверхность), способный зеркально отражать падающие на него лучи света.

Зеркала бывают: плоские; вогнутые и выпуклые. Плоское зеркало представляет собой плоское стекло, на одну сторону которого нанесено специальное покрытие, содержащее серебро.

Таким образом, зеркало – это гладко отполированная стеклянная поверхность, отражающая предметы

1.2. История возникновения зеркала.

Попробуем выяснить, где же появилось первое зеркало?

Вы когда-нибудь смотрелись в воду? Вы видели там отражение дерева и неба? По существу, вы смотрелись в зеркало. Очень важно, чтобы поверхность была гладкой. Чем более она гладкая, тем лучше отражение. Когда ветерок рябит воду, вы можете видеть только солнечные блики - и никаких других предметов.

Зеркала известны с незапамятных времен. В древние времена их делали из полированного металла. Мы никогда не узнаем, как человек придумал зеркало. Вероятно, он часто смотрел в гладкую поверхность водоемов и видел там себя. Со временем ему надоело нагибаться над водой чтобы увидеть свое отражение и он начал искать предметы, которые имели отражающие свойства: сталь, полированное железо, алюминий. И в один прекрасный день специально отполировал кусочек металла и придал ему нужную форму. Так появилось зеркало.

История зеркал началась еще с древности, но древние зеркала очень отличались от тех, в которые мы сегодня смотримся.

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к Каменному веку . Самые древние зеркала на земле впервые появились в Турции. Это были полированные куски обсидиана, их возраст около 7500 лет. Когда стекло еще не было изобретено, использовались металл и камни: серебро, золото, медь, олово, горный хрусталь. Однако все античные зеркала имели существенный недостаток - в них нельзя было различить оттенки цветов, или, например, рассмотреть себя сзади.

Археологи нашли на территории Древнего Китая и в Центральной Америке древние зеркала из кусков полированного обсидиана. (Приложение 1 рис. 1.)

В странах Древнего Востока, в Египте, в странах Средиземноморья были найдены металлические зеркала. Это были бронзовые диски, отполированные до блеска. Бронзовое зеркало давало очень тусклое и неясное изображение. От сырости оно быстро темнело, и тогда уже ничего нельзя было в нем рассмотреть. (Приложение 1 рис. 2.).

Делали и стальные зеркала. У нас на Руси их называли «булатными». Но и они быстро мутнели, покрывались красноватой пленкой ржавчины.

Однако в начале средневековья стеклянные зеркала полностью исчезли: все религиозные конфессии посчитали, что через зеркальное стекло смотрит на мир сам дьявол. Теперь средневековым модницам приходилось, как встарь, пользоваться отполированным металлом и специальными тазиками с водой.

Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века .

Несмотря на то, что уже в 13 веке появились вогнутые стеклянные зеркала, еще довольно долго в ходу были «зеркала» металлические. Отполированные медные или бронзовые пластины несколько искажали отражение, однако по цене эти зеркала были все же дешевле, чем стеклянные.

Также, из энциклопедий я узнал об удивительных зеркалах, которые изготавливались в Китае. Они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал. (Приложение 1 рис. 3,4).

С тех пор волшебные зеркала называют в Китае "прозрачные бронзовые зеркала", а происхождение китайской пословицы "На солнце правда всегда проступает наружу" объясняют ими же. З а последние полтора столетия десятки ученых занимались разгадкой волшебного зеркала. Многие из них были уверены, что им удалось раскрыть тайну. Но только в Китае научились делать зеркала, равные древним.

Следовательно, история возникновения и создания зеркала началась ещё со времен первобытных людей, пополняясь на каждом этапе развития человечества новыми фактами и событиями.

1.3. Этапы развития технологии изготовления зеркал.

  • 1240 год - в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым. (Приложение 2 рис. 5.)
  • 1279 год - покрытие стекла тонким свинцовым слоем. Эти зеркала были весьма мутными, но отражали света больше, чем поглощали.
  • 1373 год - в немецком городе Нюрнберг возник первый зеркальный цех.
  • 1407 год - венецианские мастера добавили в отражающие составы золото и бронзу и поэтому все предметы в зеркале стали выглядеть даже красивее чем в действительности.
  • Начало ХVI века - получение листового зеркального полотна, отличавшегося блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Зеркало получали путём разреза вдоль ещё горячего цилиндра из стекла и раскатывания его половинок на медной столешнице.
  • Конец XVII века - французы научились получать зеркальное стекло не выдуванием, как это делали раньше, а литьем. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом.
  • 1835 год - революция в производстве зеркал, когда начали применять серебро и получать наиболее ясное изображение. В качестве металлической основы под стекло стали использовать серебро, и зеркала стали получаться более качественными. Вместе с тем перестали использовать ртуть, пары которой были губительны для человека. Эта технология, практически без изменений, до сих пор используется в производстве зеркал.
  • Настоящее время – получение полотна стекла путём выплавления, его резка, декоративная обработка края заготовки, нанесение на заднюю стену стекла тонкой пленки металла (отражающее покрытие), нанесение защитного слоя меди или специальных склеивающих химикатов и уже затем слой защитного лакокрасочного покрытия, которое препятствует развитию ржавчины.

Удивительно, казалось бы - самое обычное зеркало, а сколько тайн, загадок! Сколько простора для новых открытий, изобретений.

В Японии в 2004 году создали уникальное зеркало, позволяющее создавать не зеркальное, а прямое отображение объекта. Если при взгляде в обычное зеркало правое становится левым, а левое правым, то здесь отражение прямое и без искажений. В новом зеркале человек видит себя так же, как его видят другие. Для этого собрали своего рода аквариум в виде треугольника, наполненный водой. Две его стенки образуют обычные зеркала, соединенные под прямым углом отражающими поверхностями внутрь, а третья стенка - прозрачное стекло. Оно и служит лицевой стороной, которое дает «не зеркальное» отражение находящихся перед ним предметов. В итоге объекты отражаются в нем дважды. Смотреть в такое зеркало весьма необычно, поскольку эффект нарушает устоявшуюся привычку к обратному отражению. Однако изобретатели считают его полезным, например, для актеров или спортсменов.

Ученые изобрели "волшебное" зеркало, которое способно заглянуть в будущее и показать, как будет выглядеть человек через несколько лет. Новая технология может позволить людям увидеть себя в будущем. Конечно, это никакое не волшебство, а всего лишь современный уровень технологии. По бокам этого зеркала расположены камеры, сканирующие тело человека, далее изображение проходит компьютерную обработку, и вы можете наблюдать, стоит ли увлекаться пирожными.

Это говорит о том, что технология изготовления зеркал совершенствовалась на протяжении всего времени использования зеркал и продолжает применять современные инновации в изготовлении и обработке зеркал и сегодня.

1.4. Виды и применение зеркал.

Когда-то наблюдения за обычными солнечными зайчиками навели на открытие закона отражения света. Звучит этот закон довольно просто: под каким углом луч на зеркало падает, под таким и отражается . Чуть наклоним зеркало, и отраженный лучик также отклонится в сторону. Благодаря таким свойствам отражения мы можем увидеть себя в зеркале. Если зеркало ровное, то наше изображение в нем будет таким же, как мы, т.е. неискаженным. Но вспомните «комнату смеха» - стоит изогнуть поверхность зеркала, как изображения предметов в нем приобретают невероятные очертания. В полном соответствии с законом отражения разные участки кривого зеркала создают каждый свое изображение, их становится много, и они причудливым образом накладываются друг на друга. (Приложение 6 рис. 22, 23)

Использование закона отражения света позволило людям не только развлекать друг друга, но и создать много полезных и важных приборов.

Наряду с плоскими зеркалами, которыми мы обычно пользуемся, существуют вогнутые и выпуклые.

Изображение предмета в плоском зеркале образуется за зеркалом, т. е. там, где предмета на самом деле нет, на таком же расстоянии за зеркалом, на каком предмет расположен перед зеркалом. Предмет и его изображение в плоском зеркале представляют собой симметричные фигуры. Например, зеркальное изображение правой руки представляет собой как будто бы левую руку.

Вогнутые зеркала чаще всего концентрируют энергию пучка света, собирая его, а выпуклые - рассеивают.

Отражающие поверхности вогнутых и выпуклых зеркал делают сферическими, параболическими, гиперболическими и эллиптическими.

Зеркала используются в науке, технике, медицине и в быту.

В науке - как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах - спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

Даже биологи применяют зеркала для своих научных целей! Интересно, что фламинго начинают сооружать гнезда и выводить птенцов, только если число птиц в колонии больше пятидесяти. В Ростовском зоопарке содержится меньшее число фламинго, тем не менее, его сотрудники добиваются разведения этих птиц в неволе. И в этом им помогает зеркало, т. к. стена вольера с фламинго сделана зеркальной.

  • В медицине из зеркал наиболее распространен лобный рефлектор - вогнутое зеркало с отверстием посередине, предназначенное для направления узкого пучка света внутрь глаза, уха, носа, глотки и гортани. Зеркала многообразных конструкций и форм применяют также для исследований в стоматологии, хирургии и т. д. С успехом они используются в кабинетах психологической разгрузки (зеркало релаксации). (Приложение 4 рис.12, 13, 14; приложение 5 рис. 17)

В качестве рефлекторов - для формирования оптимального светового потока. Наиболее часто используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары , прожекторы ). (Приложение 3, рис.8, 9)

В устройствах для безопасности - когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле , на дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал , иногда слегка выпуклых - для расширения поля зрения . (Приложение 4 рис.10)

Как вести наблюдение за полем боя солдату, сидящему в окопе, если пули свистят так, что не высунуть и головы? Как узнать капитану подлодки, не выдав ее присутствия, что происходит на поверхности моря? Разумеется, это можно сделать при помощи перископа. (Приложение 4 рис.15)

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Применение в быту. Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью. В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров , чтобы создать иллюзию пространства, большого объёма в небольших помещениях. Сейчас ни один гардеробный шкаф не обходится без зеркал. Архитекторы научились "раздвигать" с помощью зеркал стены, усиливать освещение и выстраивать запутанные лабиринты. (Приложение 5 рис.18, 19)

Наверное, вы не раз обращали внимание, что на машинах скорой помощи со всех четырех сторон написано большими буквами слово РЕАНИМАЦИЯ. Надписи на бортах и на задней дверце совершенно обычные, а вот надпись спереди сделана необычным образом. Она зеркальная и предназначена для водителя машины, которая едет перед реанимацией и видит ее через зеркало заднего вида. (Приложение 5 рис.20, 21)

В средневековье появилась даже мода украшать зеркалами целые комнаты: не только стены, но даже потолки. Такие комнаты поражали гостей, вызывали восхищение. Но жить в зеркальной комнате, конечно, было нельзя: всюду, куда ни посмотришь, бесконечная перспектива комнат, тысячи отражений. Сначала это кажется забавным, а потом становится неприятно и страшно.

Именно это возникающее чувство страха перед зеркальной бесконечностью было использовано испанской инквизицией. Она придумала особую, зеркальную пытку. Человека сажали на несколько дней в зеркальную комнату-коробку, где, кроме, него и лампы, не было ничего. День и ночь на него смотрели бесчисленные отражения, как бы его близнецы. Они были наверху, справа, слева, внизу. Они повторяли каждое его движение, точно издевались над пленником. Чаще всего человек не выносил пытки зеркалами и сходил с ума.

В Диснеевском аттракционе «Призрачное поместье» есть Бесконечный зал, где эффект бесконечности получается за счет двух зеркал, направленных друг на друга, на небольшом расстоянии. Плюс ко всему прочему в этом зале есть парящий в воздухе канделябр. Призрачное поместье является первым аттракционом, где используются зеркала, как для украшения какого-либо помещения, так и создания оригинального эффекта. Не так давно в новых американских аттракционах ужасов появились Зеркальные лабиринты, что являются самой забавной игрой.

В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии. В Новосибирске такой популярностью славится познавательно-развлекательный центр «Парк Чудес Галилео», в котором находится один из крупнейших в Европе зеркальный лабиринт иллюзий. (Прил. 6 рис.24, 25)

На международной выставке в Париже в 1900 году был выстроен павильон, получивший название "Дворец миражей". Небольшой зал состоял из шести зеркальных стен, в местах соединения которых размещались на вращающихся подставках тропические растения, колонна восточного храма или фрагмент колоннады знаменитой "Альгамбры" из Испании. По мере поворота подставок посетитель ощущал себя внутри храма или восточного дворца, а то и в тропическом лесу. Зеркальный зал становился огромным и наполнялся толпой, так как посетитель и фрагменты убранства отражались в стенах более 450 раз. (Приложение 6 рис. 26)

Как мы видим, ни одно направление жизнедеятельности человека не обходится без участия зеркал.

1.5. Зеркала в литературе.

Зеркала в своей обычной роли предмета быта людей встречаются почти в любом литературном произведении.

Но нас в своей работе над проектом больше привлекали необычные проявления зеркальной сущности, обнаруженные и запечатленные литераторами.

Ганс Христиан Андерсен в «Снежной королеве» показывает нам кривое зеркало троллей, отражающее людские пороки и заставляющее всех, кто в него смотрит, видеть одно дурное. К счастью, зеркало было разбито, но и сейчас его осколки делают чьи-то глаза слепыми к прекрасному, а сердца заставляют превращаться в кусок льда. (Приложение 7 рис. 27)

Волшебное зеркало королевы-ведьмы обрекает Белоснежку на скитания по темному лесу и жизнь среди семи гномов, ведь на вопрос:

«Зеркало, зеркало на стене!

Кто всех прекрасней в моей стране?» - оно могло ответить только правду.

Та же участь ждет и царевну из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

«Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?» - пристает к зеркалу ее злая мачеха, а затем, бросив зеркальце под лавку, начинает творить черные дела, сгорая от ревности к чужой красе.

Проводником в иной сказочный мир выступают волшебные зеркала в сказке В. Губарева «Королевство кривых зеркал» и в сказке Л. Кэррола «Алиса в стране чудес», знакомя нас с таинственным и удивительным миром зазеркалья.

А зеркальные цветы, показанные К. Булычевым в фантастической книге «Девочка с Земли» о приключениях Алисы Селезневой, умеют не только отражать мир, но и способны фотографировать каждый его временной миг. (Приложение 7 рис. 28)

Не обошлась без зеркала и, пожалуй, самая известная сказочница нашего времени – Дж. К. Роулинг – создательница семи романов о Гарри Поттере. В самом первом томе о приключениях юного волшебника Гарри находит в коридорах Хогвардса зеркало «Еиналеж», отражающее в своем зеркальном мире самые сокровенные желания смотрящего в него, и с помощью зеркала второй раз побеждает Волан-де-Морта.

…Различна роль зеркал в литературных произведениях, как различны и мотивы, по которым эти зеркала используются. Изучив литературные источники, я остался убежден в одном: само по себе зеркало не может быть ни добрым, ни злым – оно лишь является средством (и очень мощным средством), с помощью которого можно совершать добро или зло. И что совершится в итоге, решать нам, людям, берущим в руки это зеркало и заглядывающим в глубину его зеркальных тайн.

1.6. Зеркала в живой природе.

Когда я начал искать материал о зеркалах в живой природе, я в первую очередь узнал о том, что на основе зеркального отражения построено большинство объектов живого мира, так как именно принцип зеркального отражения лежит в основе симметрии.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой - Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, середине.

Через середины фигур - рака, бабочки, листа растения - проходит плоскость симметрии, делящая каждую из фигур на две зеркальные половины.

Кроме зеркальной симметрии в мире живых существ, мне удалось обнаружить нескольких представителей рыб, обладающих зеркальной чешуей. К ним относятся: зеркальный карп и тетра зеркальная . Чешуя этих рыб похожа на маленькие зеркальца, что, вероятно и повлияло на название этих рыб. (Приложение 7 рис. 29, 30)

А представители семейства кошачьих вообще используют зеркало, «встроенное в глаза», для повышения остроты зрения.

Кошка наряду со многими домашними животными, но в отличие от человека, обладает отражающим слоем блестящей ткани, расположенным непосредственно за сетчаткой глаза. (Приложение 7 рис. 31)

Получается, что свет проходит через сетчатку дважды, а это значит, что изображение, которое получает животное, будет в два раза ярче и четче. В результате зрение у кошки как минимум в шесть раз острее, чем наше. Поэтому кошка видит в таких темных местах, где человек вообще ничего не может различить. Кроме того, зеркальная ткань отражает попавший на нее свет по принципу зеркала. Отражаемый свет заставляет глаза кошек сверкать в темноте.

1.7. Мистические свойства зеркал.

Придумав зеркало, человек и не подозревал, что создал один из самых загадочных предметов своего обихода. Во все времена люди желали узнать о себе и своей судьбе все возможное и невозможное.

Древняя Русь относилась к зеркалам как к оберегам. Маленькие зеркала нашивались на одежду, чтобы отразить возможную опасность или дурной взгляд.

В Древнем Китае, веря в очистительную силу зеркал, способную отвратить беду, подвешивали зеркала над входной дверью или же над окнами. Таким же образом поступали там, где семьи жили по соседству с жильем, где случилось несчастье. Те же китайцы верят, что зеркало, подвешенное на грудь едущей к жениху невесте или же идущему в бой воину, охраняло от козней злых духов.

Нанайские же шаманы подвешивали на грудь и спину зеркала, чтобы защитить свое тело от стрел, пускаемых злыми духами.

С тех пор, как в истории человечества впервые появилось зеркало, прошло немало времени, но до сих пор вызывает изумление то, какую большую роль играет оно в народной культуре и суевериях. Несмотря на то, что на дворе XXI век, девушки до сих пор гадают на жениха при помощи зеркал. Зеркало как бы приоткрывает потустороннее пространство, оно пугает и завораживает одновременно. Благодаря зеркалам люди получили возможность контролировать выражение своих лиц, и даже поведение.

Многовековые наблюдения за странностями, связанными с зеркалами, породили массу суеверий и примет. К некоторым из них можно относиться с юмором, но есть и полезные советы, как правильно вести себя с зеркалами, чтобы не испытать их негативное воздействие. Вот некоторые из них:

Обилие зеркал в комнате утомляет человека, вызывает раздражение, тревогу. Потому не стоит помещать зеркало в спальне так, чтобы в нём отражалась кровать.

Не следует держать дома треснувшие зеркала, помутневшие, с отбитыми краями.

Вернувшись домой с полдороги, обязательно мимоходом нужно посмотреться в зеркало и поручить своему зеркальному двойнику охранять дом.

Необходимо закрыть все находящиеся в доме поверхности с отражающими зеркальными свойствами, если в нем есть покойник.

С помощью зеркал маги древности приобретали себе союзников из иных миров, целители лечили различные заболевания, а обыкновенные люди пытались и по сей день стараются заглянуть в свое прошлое и будущее.

Но какой бы то ни был день, с зеркалом надо жить в согласии. К сожалению, мы частенько "заряжаем" зеркало информацией негативной. Ведь, если вдуматься, смотримся-то мы в него для того, чтобы выискать и устранить недостатки. И находим: прическа не та, лицо помятое... Не можем сразу исправить - и отходим недовольные. А зеркало все наши эмоции запомнило, и только дай повод - вернет их с лихвой...

Наверное, есть смысл внимательнее прислушаться к советам опытных психологов. Например, к такому: реже смотреться в зеркало, когда мы больны или переутомлены, ни в коем случае не ругать себя перед зеркалом - "обиженное", оно "припомнит" всё. Впрочем, есть и приятные рекомендации: подходить к зеркалу с улыбкой, а перед тем, как отойти от него, еще раз улыбнуться и пожелать себе успехов.

В каждой стране существуют свои поверья, приметы и гадания, связанные с зеркалами. Все легенды объединяет одно: к зеркалу относятся с опаской, видя в нем предмет магический, таинственный, волшебный.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Анкетирование «Отражение в зеркале».

В начале своего исследования я провёл анкетирование. Объектом опроса стали мои одноклассники - ученики 3-х классов школы № 52, которые должны были ответить на вопросы о зеркале. Количество участвующих в опросе - 61 чел.

Результат данного опроса следующий:

Вопрос 1.: «Как часто вы пользуетесь зеркалом в течение дня?»

Часто - 24 человек;

Редко - 37 человек

Никогда не смотрю в зеркало - 0 человек. (Приложение 9)

Вопрос 2.: Нравится ли Вам свое отражение в зеркале?

Нравится - 44 человека

Не нравится - 2 человека

Затрудняюсь ответить - 15 человек. (Приложение 9)

Вопрос 3.: Вы уверены, что глядя в зеркало, вы видите свое точное изображение?

Уверен - 55 человек.

Не уверен – 6 человек. (Приложение 9)

Вывод: Одноклассники в основной массе уверены, что видят свое точное отражение в зеркале, однако 6 человек все же задумываются над этим вопросом и хотели бы узнать ответ.

2.2. Практические исследования свойств зеркал

2.2.1. Опыт № 1. Человек в зеркале.

И вот перед нами практический вопрос - что мы видим в зеркале? Своё это отражение или нет? Чтобы ответить на этот вопрос проведём эксперимент.

Итак, подойдём к зеркалу. Я вижу собственное отражение. Вроде бы всё в порядке, мы выглядим одинаково, но это только на первый взгляд. Если приложить правую руку к зеркалу мы увидим, что за стеклом у нашего двойника двигается левая рука. Значит правая рука, отраженная в зеркале, становится левой. Понятно, что правые и левые руки - это не одно и то же.

У нашего двойника в зеркале, как мы можем видеть, сердце бьется с правой стороны. Значит, каждый раз, подходя к зеркалу, мы видим не себя, а свою полную противоположность. Поэтому можно сказать, что зеркальный мир является противоположным нашему миру. И любой человек, смотрящий в плоское зеркало, видит не себя, как это ему кажется на первый взгляд, а свою противоположность. (Приложение 8 рис. 32)

В залах для обучения танцам - большие зеркала. Это придумано для того, чтобы танцор мог контролировать свои движения. Но, если вы хотя бы раз наблюдали за работой хореографа - учителя по танцам, то заметили, что при показе движений, педагог становится к ученикам спиной, чтобы не искажать «лево-право». А в зеркале ученики видят лицо своего учителя и повторяют все движения за ним.

И парикмахер смотрит в зеркало, когда делает причёску заказчику, чтобы видеть то же, что и человек, которого он причёсывает.

Вывод: в зеркале мы видим свое противоположное отражение .

2.2.2. Опыт 2. Возможность прямого отражения в зеркале.

Как же сделать так, чтобы видеть именно свое прямое, неискажённое изображение в зеркале?

И это возможно! Если два плоских зеркала поставить вертикально под прямым углом друг к другу, то мы увидим "прямое", необращенное изображение предмета. Например, обычное зеркало дает изображение человека, у которого сердце находится справа. В угловом зеркале у изображения сердце будет находиться, как и положено, с левой стороны! Только встать надо перед зеркалом правильно! Вертикальная ось симметрии вашего лица должна лежать в плоскости, делящей пополам угол между зеркалами. Составив зеркала, пошевеливайте ими: если угол раствора прямой, вы должны видеть полное отражение своего лица. (Приложение 8 рис. 33)

Вывод: только при особом расположении прямых зеркал можно увидеть свое прямое отражение.

2.2.3. Итоги практического исследования.

Таким образом, на поставленный нами практический вопрос о том, что мы видим в зеркале, мы можем ответить, что в зеркале человек видит не себя, а свою полную противоположность . Мы думаем, что люди на улице видят нас именно такими, какими мы видим себя в зеркале. Но это не так! Мы смотримся совсем по другому…

Глядя в обычное зеркало, мы всегда видим отражение своего лица, у которого правая и левая половины переставлены. Хотя лицо обладает вертикальной осью симметрии, правая и левая половины редко бывают полностью зеркально симметричными. Когда мы видим свое необращенное лицо, небольшие различия между его правой и левой половинами делают его непривычным. Указать, что именно кажется странным, бывает довольно трудно. И все же именно так мы выглядим в глазах всего мира! Более того, привычное нам зеркальное отражение нашего лица кажется странным для тех, кто видит вас без зеркала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показали мои исследования, нас всех окружает мир зеркал. Мы привыкли к нему. Мы спокойно смотрим в зеркало по утрам, поправляем прическу и улыбаемся своему отражению. Мы познаем себя, мы идентифицируем себя, сравниваем себя с другими людьми - и делаем это с помощью зеркала.

Я узнал, что люди всегда с некоторой боязнью относились к зеркалам. Изучая литературные и информационные источники, я узнал, что процесс создания зеркала имеет многовековую историю. Секреты изготовления зеркал хранили как зеницу ока, похищали, как ценную государственную тайну.

Инстинктивно мы боимся разбить зеркало и стараемся не смотреться в него, если оно треснуло… Магический мир зеркал и приборов на основе зеркальных систем - калейдоскоп загадок и тайн…

Удивительно, казалось бы - самое обычное зеркало, а сколько тайн, загадок! Сколько простора для новых открытий, изобретений, таких как «не врущее зеркало», изобретенное в 2004 году в Японии, а так же «волшебное» зеркало, показывающее будущее…

Работая над этим заданием, я заглянул в Зазеркалье лишь через узенькую щелочку, попытавшись объединить разрозненные факты о зеркалах из различных областей знаний. Но сколько загадок и проблем осталось неохваченными! Очень хотелось бы узнать о воздушных зеркалах и их роли в образовании миражей, об эффектах зеркальной галереи Версаля и самому попробовать увидеть будущее в зеркальном коридоре из свечей на святочных гаданиях. Жаль, что нельзя объять необъятное. Но стремиться к познаниям необходимо ВСЕГДА!

Список использованных источников .

  1. В. И. Даль - Толковый словарь живого великорусского языка (современное написание слов), 4249 с. Изд. "Цитадель", г. Москва, 1998 г., 1998 г.
  2. С. И. Ожегов - Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук . - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
  3. Серов В.Д. «Познавательные опыты в школе и дома»// Издательство «РОСМЭН» - 1999.
  4. Григорьев И.Н. «Необыкновенная история обыкновенной вещи» Издательство ОЛМА-ПРЕСС – 2004.
  5. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. - М., Ключ - С, 1998.
  6. Большая детская энциклопедия. Том 2. Физика: МастерМедиа, 2006.
  7. Энциклопедический словарь юного физика/Сост. В.А. Чуянов. - М.: Педагогика, 1984.
  8. Сабин Мельшиор-Бонне. История зеркала. - М.: Новое литературное обозрение , 2006. - (Культура повседневности).
  9. Бабайцев А. В. Символы зеркала и зеркальности в политике//Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступлений IV Рос. филос. конгр., 24-28 мая: В 5 т. / МГУ. - М.: Соврем. тетради, 2005. - Т. 5. - С. 9-10.
  10. http://optika8.narod.ru/7.Ploskoe_zerkalo.htm

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Я сейчас напудрю носик
И задам тебе вопросик.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Дай ресницы я накрашу
И тогда я стану краше.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой зеркальце!
Молчи!
Ничего не говори!
Губы блеском подведу,
Вечером гулять пойду.
Вот сейчас поговорим...

Свет мой...
- Помолчи сама!
А то я сойду с ума!
Надушись, надень серёжки,
Кольца, брошки и сапожки,
Кофту, брюки , и халатик,
Только бантик лучше сзади,
Юбку, туфли и колготки,
Шевелись же! Идиотка!
Ну-ка ближе подойди...
Хороша!

Я прекрасна! Спору нет!
Ну, а сколько бабе лет –
Это всем ведь не известно….
Я почти еще невеста!

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да народ-то не смеши,
Говори все прямо, честно.
Ну, скажи, кому известно,
Что мне – 40? Никому!
Только мужу одному,
Но ему ведь ни к чему
Всем разбалтывать об этом…
Я цвету зимой и летом.

А мне зеркало в ответ:
- Ты прекрасна! Спору нет.
Только жаль, что постарела...
Нет у старости предела -
Скоро сморщишься совсем.
Это видно будет всем.
- Ах,ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Врать я быстро отучу –
Стукну и расколочу!
Ишь, какую моду взяло –
Говорить мне, что попало.
Ты должно в глаза мне льстить,
Чтобы молодость продлить:
"У тебя морщин, мол, нет.
Выглядишь на 20 лет"
Я зачем тебя купила?
Что б ты правду говорило?

Молвит зеркальце в ответ:
- Ты права, тут спору нет!
Я слегка погорячилось…
Не пойму, как получилось!
Наплело такие враки.
Бог с тобой! Давай до драки
Этот спор не доводить -
Хочется еще пожить…

Улыбнулось мне премило,
А под нос себе бубнило:
- Что возьмешь с такой, как ты?
Далеко ли до беды...

Тут уж я не утерпела!
Кровь бурлила и кипела,
Искры сыпались из глаз -
Разобью его сейчас!

Но тут зеркало вскричало:
- Погоди! Не все пропало.
Перестань сейчас же злиться.
Знаю я как помириться.
Знаю я, кто виноват.
Эта лампа сколько ватт?
Сколько?! Ты с ума сошла!
Где же ты ее нашла?
Нужно срочно поменять
И на зеркало пенять
Будет вовсе ни к чему.

Улыбнулась я ему:
- Ты разумно, спору нет –
Знаешь, как убавить лет.
Лампа, значит, виновата?
Свету, значит, многовато?
В этом, стало быть, все дело?
Ну, виси уж, где висело…
Лампу сбоку прилеплю
И тебя я полюблю.

Дело мастера боится,
А не тех, кто просто злится.

Незадолго перед сном –
А темно уж за окном
И давно пора бы спать,
Но – "Сова", к чему скрывать –
Улетая за мечтами,
Обратилась со словами:
"Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Молвит зеркало в ответ:
"Ты прекрасна, спору нет.
Как волною мягкой челка,
Волосы струятся шелком,
Легкой смуглостью загар,
Бархат кожи – Божий дар,
Блеск в глазах, и смех, и радость.
Чуть подкраситься осталось
И, не упуская шанс,
Можно на веселый вальс.
Может, счастье улыбнется,
И ланит твоих коснется
Поцелуем всех нежней
Тот, кто всех тебе милей."

Сердце будто в пляс пустилось.
Вот слова, на вид простые,
Но желанным волшебством
Наполняют жизнь огнем.
И "Сова", собой довольна,
Танцевала птицей вольной.
И – уж за полночь – устав,
В сны ушла, польстив свой нрав.

Небо медленно светлело,
Птички в щебете запели,
Лучик первый засиял,
Небо золотом обнял.
Люди "выгнали" машины,
На работу заспешили.
Покатился чин чином
День привычным чередом.

Пополудни, потянулась
Наша "Совушка", проснулась,
Кошку гладит не спеша,
И поет ее душа
За вчерашний яркий праздник:
Так была она прекрасна!
И жеманно веселясь,
Снова делает "заказ":
"Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

Что же зеркало в ответ?
"Да тебе на вид сто лет!
Ты помята как собака,
Что живет в помойном баке.
Пакля взбита в волосах
И опухшие глаза,
А вокруг них – непонятно –
Туши смазанные пятна?
Да такую красоту
Все обходят за версту.
Если б у меня был нос,
Я б и тут тебя понес
Про духи твои чуднЫе,
Что разят табачным дымом."

"Ах, ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Накануне – дифирамбы,
А теперь страшенной бабой
Выставляешь напоказ.
Видно, не открыло глаз
И спросонья чушь городишь,
И сердить меня изволишь!"

Зеркало же ей в ответ:
"Ты страшила, спору нет.
Мне не веришь – прочь с дивана,
Поглядись хоть в то, что в ванной."

Делать нечего, она
Раздражения полна,
Зеркало забросив в угол,
В ванну поползла… Напуган
Разум был такой игрой.
Что сказать на ход такой:
Чтоб красой своей сиять,
По ночам полезно спать.

Cвет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи...

Как уберечься от того, чтобы он не нанес вам непоправимое зло? Создав зеркало, люди и не подозревали, что придумали одну из самых загадочных в мире вещей. Со временем стало приходить понимание, что оно не только может отражать наш облик или помогает пускать солнечные зайчики...

Где только не используются зеркала: в гаданиях, обрядах белой и черной магии, в целительстве. Эзотерические учения утверждают, что есть зеркала-убийцы, зеркала, в которых заключены души людей, а иные могут нежданно-негаданно возбудить в вас страсть... И все потому, что только половина ауры зеркала (а ее имеют не только живые существа, но и все предметы) принадлежит нашему миру, вторая же - миру потустороннему. Именно поэтому "волшебное стекло" обладает необычными свойствами, которые оно очень неохотно открывает нам. За долгие века, что человек использует зеркала в своем обиходе, удалось раскрыть лишь некоторые из них. О наиболее важных и пойдет речь. Но прежде чем рассказать о них, нужно сделать важное замечание. Мистики и экстрасенсы считают, что в зеркале мы видим не свое отражение, как принято считать, а зеркального двойника - нашу копию, обитающую в потустороннем мире. Обращаясь к нему, воздействуя на него, можно с помощью этого загадочного существа влиять на свой (и чужой) внешний облик, на события нашей жизни.

Какие же основные правила следует соблюдать при общении с "волшебным стеклом", дабы не нажить беду? Установить и сохранить хорошие отношения с зеркальным двойником позволит простое правило - никогда не отзывайтесь плохо о своем отражении. Глядя на себя в зеркало, приучите всегда думать и говорить о нем только хорошее. Иначе все плохое ("я - старый", "я - уродливый", "я выгляжу совершенно больным" и т.п.) может отразиться на вас в реальной жизни, а не только в мыслях. Особенно это касается женщин, проводящих перед зеркалом куда больше времени, чем мужчины. Если вы будете постоянно ахать и причитать перед зеркалом: “Ах, как я плохо выгляжу!”, то тем самым зададите ему программу на соответствующую отрицательную корректировку вашей внешности и здоровья. Каждый раз, когда, уходя из дому, станете глядеться в зеркало, вслух или мысленно попросите своего зеркального двойника оберегать жилище во время вашего отсутствия. Это необходимо для того, чтобы, пока вас нет, в него не проникли воздействия, явления и сущности потустороннего мира. Попросту говоря, таким простым приемом вы как бы закрываете зеркало на замок.

Если же вы по какой-то причине вернулись, а потом снова ушли по делам, нужно снова заглянуть в зеркало и попросить двойника восстановить защиту. Ведь своим появлением вы нарушили ее. Зеркальный двойник не только охраняет вашу квартиру от нежеланных невидимых пришельцев, он еще и аккумулирует силу вашего дома. Посмотрите в зеркало перед уходом на какое-то важное, ответственное мероприятие, пожелайте себе удачи, и он выдаст вам порцию энергии, необходимую для успешного завершения ваших дел. В зеркале отражаемся не только мы сами, но и наши гости - званые и незваные, настроенные доброжелательно и недобро. Все эти люди могут оставить в вашем зеркале своего двойника с какой-то заданной программой. При этом они просто могут, приводя себя в порядок перед ним, безо всякого умысла подумать или сказать шепотом что-то, прежде чем приступить к разговору с вами или, уходя раздосадованными, бросить напоследок какие-нибудь гневные слова. А могут, и намеренно, зарядить зеркало, если знают о его необыкновенных свойствах. Хорошо, если эта программа будет позитивной по отношению к вам, если вы уверены в том госте, который оставит вам такое "наследство". Пожелание добра вам и вашему дому не может повредить, скорее, принесет значительную пользу. Но иногда и совершенно обычные слова вроде: "Что-то вы плохо выглядите сегодня", или: "Бедняжка, наверное, несчастлива со своим мужем!", способны причинить вам вред. И еще больший урон нанесут заведомо злые тирады или мысленные монологи, оставленные вами перед уходом.

Чтобы не дать негативной программе начать воздействовать на вас, все зеркала в доме следует протирать водой, а несколько раз в год - святой водой. Кроме того, можно провести и обряд выжигания. Возьмите свечу, зажгите ее и обнесите зеркало сначала по краю, как бы очерчивая его огненным прямоугольником. Затем, словно пламенной кистью, водите свечой перед ним от края до края, постепенно спускаясь вниз. Если свеча начнет трещать, повторяйте эту процедуру до тех пор, пока треск не прекратится. Как уже говорилось, гораздо хуже, если ваш недоброжелатель сознательно оставит вам в зеркале программу негативного воздействия. Она может оказаться настоящей бомбой замедленного действия, так как запро-граммировать через своего зеркального двойника можно практически все что угодно: от убийства до безумия, от измены до случайного пожара. Одно утешение - это не так просто проделать перед чужим зеркалом, ведь злодею нужно время... чтобы сконцентрироваться и произнести необходимые слова. Но зависть и злоба изобретательны: он может подарить вам зеркало с уже записанной в нем программой. Особенно, если это не маленькое зеркальце в пудренице, а большое, в котором вы будете отражаться в полный рост.

Но, как установлено за столетия, от такой программы достаточно легко избавиться, если знаешь, что подобное вообще можно проделывать с зеркалами. Подарок нужно вымыть родниковой или святой водой. Это если и не уничтожит негативную программу, то, во всяком случае, нейтрализует ее влияние на вас и ваш дом. Всем известен обычай закрывать зеркала тканью, когда в доме кто-то умирает. Об истории и смысле этой традиции можно услышать разное, но правильно только одно объяснение. Зеркало, принадлежа сразу двум мирам, является необычной дверью, соединяющей их. Только что покинувшая тело душа может спутать дороги, направившись через зеркало, заблудиться в зеркальном лабиринте и навсегда остаться в нем. Даже невольное пленение чужой души может сильно ухудшить вашу карму и навлечь на вас беды как в этой, так и в последующей жизни. Очень осторожными следует быть при покупке антикварного зеркала. Старинные зеркала чем-то похожи на старинные замки - они тоже могут таить в своей глубине призраков и воспоминания о давно умерших людях, которые отражались в них в прежние времена. Самое страшное, с чем вы можете столкнуться, это покупка зеркала с заключенной в нем душой умершего человека. Как правило, такое зеркало навлекает не просто беды, а проклятия, причем не на одного только незадачливого покупателя, но на весь его род. В подобном случае не помогут ни вода, ни огонь, ни какие-либо магические обряды. Такое зеркало нужно как можно скорее разбить, чтобы освободить плененную душу.

Распознать зеркало-душегуба нетрудно. И лучше сделать это еще до покупки, хотя продавец и может подумать, будто вы слегка тронулись, когда начнете делать то, что мы предлагаем вам. Но принести такое зеркало в квартиру гораздо хуже, чем минуту выстоять под чьим-то недоуменным взглядом. Сделать необходимо вот что: зажгите свечу, и если пламя горит нормально, значит, все в порядке. Если же оно быстро гаснет, и так каждый раз, как вы зажигаете его снова, почти со 100-процентной уверенностью можно сказать, в приглянувшемся вам зеркале томится чья-то душа. А чтобы убедиться, так оно или нет наверняка, приложите к зеркалу ладонь - зеркала-душегубы обычно бывают пронзительно холодными на ощупь. Не все пленники старинных зеркал бывают столь ужасны. Многие из них способны оказывать и положительное воздействие. Ведь в жизни смотревшихся в них людей бывали и хорошие минуты. И все же не нужно, чтобы это воздействие было слишком продолжительным. Где, спросите вы, граница, мера? Определить ее не так уж сложно: как только в ваших снах начнут разворачиваться картины давних событий из чужих жизней, значит, вы попались на эту удочку. Поначалу кажется, что в таком "кино" нет ничего плохого - оно привлекает к себе, это окно в ушедший мир. Но остерегайтесь: со временем сознание ваше словно раздвоится, может сильно измениться характер. И не пытайтесь играть с огнем, думая, что теперь знаете о сюрпризах старых зеркал и сможете, когда надо, остановиться. Обычно понимают, что пора прекратить опасную игру тогда, когда уже поздно, и вы уже не можете жить без нее, как наркоман без дозы.

Так, зеркала, которые в прошлом были свидетелями сексуальных забав, могут хранить в себе сильнодействующие эротические образы, и они станут оказывать незаметное влияние на ваше поведение. В результате вас может потянуть на такие приключения, что потом сами не обрадуетесь. Но есть вероятность, что купленное зеркало подарит вам необыкновенный сексуальный опыт, о котором вы и не мечтали. Безоговорочную опасность представляют зеркала, запечатлевшие сцены насилия и убийств. Особенно сильное воздействие они оказывают на детей, становясь причиной кошмаров и навязчивых страхов, искажая психику, программируя ее на жестокость. Поэтому трижды подумайте, прежде чем покупать старинное зеркало. А если уж не можете прожить без него, постарайтесь узнать об этом “волшебном стекле” все, что возможно. Коли никакой информации нет, проверьте его с помощью свечи, очистите огнем и святой водой. Но и после этого не успокаивайтесь сразу, последите некоторое время, не изменится ли внезапно и необъяснимо поведение членов вашей семьи.

Зодиак 45,2004

С миру по нитке:
Запрещается смотреть женщине в зеркало в период месячных, беременности или после родов, так как в это время перед ней "открыта могила". Поясняю: нельзя вертеться перед зеркалом, пристально рассматривая себя. тем более нельзя голой вертеться. В эти дни слаба энергетика, а зеркало ее еще больше ослабляет, открывая путь болезням, несчастьям и бедности.

Если вы подозреваете, что против вас кто-то затевает зло, постарайтесь подвести этого человека к зеркалу. Взгляните на ваше совместное отражение. Если ваши подозрения обоснованы, на лице вашего недруга на мгновение проступят его истинные чувства.

Можно каждое утро подходить к зеркалу (лучше к тому, что в прихожей, гостиной) и проводя над ним рукой (расстояние между рукой и зеркалом должно быть 0,5 см - не больше) просить: "Зеркало, отрази всё плохое, что в этот дом придёт. Обереги всю нашу семью (перечисляете имена)."

В связи со всем вышеизложенным, зеркала в доме надо держать чистыми. Протирать их надо каждую неделю, а при необходимости - чаще.

В спальне на ночь закрывают или занавешивают зеркала. А над брачной постелью вообще нельзя держать зеркало. Многие любят на потолке над кроватью вешать зеркало - к добру это не приведёт. В изголовье зеркало так же недопустимо - будете совершать много ошибок в жизни. Возможны измены.

Последнее. Зеркала должны быть в оправах-окладах, чтобы не травмировать Ваше энергетическое и физическое здоровье. Висеть зеркала должны не ниже макушки головы самого высокого члена семьи.

Думаю, что у каждой женщины есть зеркало. Любое, большое или маленькое, главное, что есть. Так вот возьмите это зеркало и положите его перед сном под кровать. Так положите, чтобы оно оказалось как раз под тем местом, где находится подушка и поверхностью вниз, к полу, к земле. И смело ложитесь спать. Как правило, буквально в первый же день такого лежания с зеркалом под кроватью ваш сон начинает налаживаться. Вы не успеваете подумать о том, что вот, мол, ещё один ненужный эксперимент я ставлю, как сон уже похищает вас.

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С. ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась - и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисеи.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне. всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? - сказала ей царица,-
Где красавица-девица?»
- «Там, в лесу, стоит одна,-
Отвечает ей она,-
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,-
Им царевна говорит,-
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас,-
Старший молвил поклонись,-
Коли так, не заикнуся
Уж о том».- «Я не сержуся,-
Тихо молвила она,-
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко,-
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».- Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги - и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо,-
Ей царевна говорит,-
На ж, лови!» - и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую,- сказала.-
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,-
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! -
Братья молвили,- печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили - и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима -
Не досталась никому,
Только гробу одному».

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».- «Свет ты мой,-
Красно солнце отвечало,-
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».- «Братец мой,-
Отвечает месяц ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».- «Как обидно!» -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».- «Постой,-
Отвечает ветер буйный,-
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ной глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль-всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Анализ «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Пушкин утверждал, что сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» основан на народном сказании, записанным им в 1824 г. со слов няни. Поэт дополнил свое произведение деталями из других русских («Морозко») и зарубежных («Снегурочка») сказок. В результате в 1833 г. появилось оригинальное авторское произведение, имеющее свой сюжет и поучительный смысл.

В сказке присутствует четкое разделение персонажей на добрых и злых. К положительным относится большинство главных героев. К отрицательным – злая царица и Чернавка. Но последняя встает на сторону зла не по своей воли, а из страха перед наказанием. В душе она любит бедную царевну и старается помочь ей насколько возможно. Чернавка не связывает царевну, а просто отпускает ее на все четыре стороны. Этот эпизод показывает, что несмотря на видимое могущество зла, положительным персонажам всегда приходят на помощь человеческая доброта и сострадание.

Ярко Пушкин описывает образ злой мачехи. В ее характеристике сразу чувствуется неизбежность какой-то трагедии. Молодая царица блистает красотой, но отличается чрезмерной гордостью и ревностью. Она совершенно равнодушна к окружающим и озабочена только собственным превосходством. У царицы нет друзей и просто близких людей. Ее неизменный спутник – зеркальце, которое волшебным образом разговаривает. Но все разговоры любимой игрушки посвящены одной теме — красоте ее хозяйки. Даже от зеркальца царица не потерпит слов правды. Она приходит в ярость, узнав о красоте падчерицы. В первый раз она забрасывает зеркальце в угол, во второй – разбивает его в бессильном гневе.

Молодая царевна олицетворяет собой идеал женской красоты, доброты и верности. Она одинаково хорошо относится ко всем, не подозревает обмана от «нищей черницы». Даже потеряв всякую надежду на возвращение домой, она хранит верность своему нареченному мужу.

Королевич Елисей символизирует крепость мужской любви и преданности. В поисках невесты он готов объехать весь свет. Трехкратное обращение к природным силам (солнцу, месяцу и ветру) имеет древние национальные корни. Оно означает невероятно долгий и сложный поиск истины.

Счастливый конец сказки символизирует победу добра над злом. Причем эта победа досталась главным героям исключительно за положительные качества. В сказке нет традиционной решительной битвы или картины наказания злодеев. Царица умирает сама от «тоски». Свадьба царевны и Елисея – торжество счастья и справедливости.