Где проповедовал апостол петр. Святые апостолы петр и павел. Почему Симон заслужил особое расположение Господа

12 июля Православная Церковь молитвенно почитает святых апостолов Петра и Павла – двух удивительных проповедников Евангелия, ставших символами первого века христианской Церкви, двух людей, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, двух людей, слишком разных по своему происхождению и характеру, но объединенных единой верой во Христа и любовью к Нему.

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти архимандрита Зинона (Теодора)

Святой апостол Петр был родом из небольшой иудейской провинции Галилея и вместе со своим отцом Ионой и братом Андреем зарабатывал на жизнь рыбной ловлей. Именно во время своей обычной работы на берегах солнечного Тивериадского озера он впервые услышал тот призыв, который отозвался в его сердце и, ворвавшись в его жизнь, полностью изменил ее. К нему обратился Христос Спаситель, призывая его вместе с братом на подвиг служения Богу и людям. Отныне он стал апостолом – то есть посланником, провозвестником воли Спасителя и сменил свое родовое имя Симон на Петр, которое означает «скала» и символизирует твердость его веры.

Апостол Петр. Фрагмент иконы. Византия. VI век

С этой поры он неотлучно следует за Спасителем мира, слушает Его наставления, поучения, исполняет Его поручения, вместе с другими учениками Христа отправляясь в города и села, проповедуя о Христе, исцеляя болящих и помогая всем ищущим найти свой путь, свою дорогую к вечной Истине. Ему вместе с Иаковом и Иоанном было дано пережить явление великой славы Божией на горе Фавор, когда лик его Учителя и наставника осиял нетварный Божественный свет, когда Господь показал своим ученикам свою Божественнную славу настолько, насколько они смогли ее воспринять. Святой Петр видел не только славу, но и уничижение своего Господа. Он становиться свидетелем позорного предательского поцелуя Иуды и надругательства над Христом. И в этот скорбный миг он трижды отрекается от Христа, совершая грех предательства. Но Петр, в отличие от предателя Иуды, сумел найти в себе силы покаяться – и воскресший Господь принял его покаяние, как и ныне принимает покаяние каждого, желающего исправить свою жизнь и отвернуться от греха.

После преславного вознесения Господня святой апостол Петр отправляется на проповедь о Христе, несмотря на всевозможные скорби и трудности, которые он претерпевал в миссионерских трудах. Его письма и послания в первенствующей Церкви в первые годы развития христианства обладали непререкаемым авторитетом. Он завершил свою проповедь мученической смертью – во время правления императора Нерона был распят на кресте, причем его последней волей было весьма необычная просьба. Не считая себя достойным умереть так же, как и Его учитель, апостол попросил палачей распять его вниз головой и так завершил свой подвиг, предав душу в руки своего Бога и Учителя.

Апостол Павел. Мозаика. Италия. XII век

Святой апостол Павел родился в богатом и знаменитом городе Тарсе и хоть и происходил из иудейской семьи, но уже при рождении получил права римского гражданства, которое в то время давало обладателю огромные привилегии. Воспитанный в строгости следования ветхозаветному обрядовому закону, он получил блестящее образование в столице Иудеи – Иерусалиме в школе знаменитого мудреца и книжника Гамалиила. Во время земной жизни Христа Спасителя Савл, как тогда звали Павла, был еще очень мал и, конечно, не мог видеть Господа. Воспитанный в духе преданности традициям иудейства, он враждебно отнесся к христианству. Савл одобрил убиение первого мученика за Христа – архидиакона Стефана. Но Господь через чудесное видение призвал бывшего гонителя к проповеди. С момента призвания Савл, в чудесном свете увидевший Христа и услышавший его Божественный голос, становится ревностным проповедником христианства. Он неоднократно предпринимает миссионерские путешествия, возвещая истину о Христе воскресшем, оставляет в наследство Церкви четырнадцать Посланий, в которых содержатся как высокие вероучительные истины, так и ответы на практические вопросы. Свою проповедь апостол Павел закончил мученическим подвигом – он был усечен мечом в Риме во времена правления Нерона.

Апостолы Петр и Павел. Мозаика. Италия. V век

А на следующий день после праздника первоверховных апостолов мы будем вспоминать всех двенадцать учеников Христовых. Для многих людей, живущих в современном, далеком от христианских идеалов мире, может показаться непонятным, почему так много внимания Церковь уделяет прославлению апостолов, почему так значим для каждого живущего в XX веке подвиг нескольких неученых людей рубежа I века, почему мы должны их прославлять и молиться.

Но если мы более внимательно рассмотрим суть их подвига, то осознаем, насколько велик и важен плод, возросший из малого семени такой, казалось бы, слабой, тихой, но могущественной и властной апостольской проповеди. Давайте, дорогие друзья, задумаемся, что стало причиной такого неподражаемого успеха проповеди горстки учеников странствующего палестинского Проповедника? Что заставило содрогающийся в судорогах самовлюбленного эгоистичного умирания античный мир поверить тем, кто проповедовал о распятом и страдавшем Праведнике? Почему римские патриции, блиставшие изяществом и роскошью, и нищие и презираемые всеми рабы, богатые матроны и жестокие легионеры, утонченные греческие философы и полудикие варварские племена, повинуясь власти Слова, принимали учение, до этого казавшееся таким непонятным и абсурдным, и начинали именоваться дотоле неведомым именем – христиане.

Во-первых, тут сыграла роль их бесконечная уверенность в проповедуемых и возвещаемых истинах. Они действительно видели воплощенную Божию Любовь, они вправду стали свидетелями Воскресения из мертвых и не могли не возвещать эту радостную и благую весть, весть об избавлении всех людей через Воскресение Христово от власти греха, проклятия и смерти.

Во-вторых, слова их проповеди никогда не расходились с делами. Они стремились не только в учении, но и в повседневной жизни быть образцом для всех. И античная среда не устояла, созерцая среди разврата, обмана, лжи и ненависти их чистую, нравственную жизнь. Задыхающийся от смрада греха языческий мир искал святости и нашел ее, обрел эту святость в христианстве, видя чистое и безгрешное житие его проповедников.

В-третьих, и этот пункт, наверное, самый главный, святым апостолам в их миссионерских трудах всегда незримо, но действенно сопутствовала благодатная помощь Божия. Господь Иисус Христос, возносящийся на небеса, к пренебесному Престолу Божией славы, оставил Своим ученикам и апостолом обещания пребывать с ними «во все дни до скончания века», то есть всегда, до последнего дня человеческой истории, когда завершится этот век и все вступят в жизнь будущего века. И это неложное Божественное обещание исполнилось на апостолах. Сила их проповеди заключалась не в убедительности риторики, не в софистических философских изысках, а в откровении Божественной силы, в наполняющем их проповедь дыхании Благого Утешителя Святого Духа. Устами Своих апостолов говорил Сам Бог. И сердца людей, сотворенных по образу и подобию Божию, слышали это божественное веяние, которым дышали богодухновенные слова апостольской проповеди, и отзывались на него. Отблеск небесного света, горевший в глазах апостолов, зажигал человеческие души – и многие, оставляя безрассудную привязанность ко греху, стремились к святости, к осуществлению в своей собственной жизни христианских идеалов, пытались исполнять заповеди Божии, приближались ко Христу.

Апостолы Петр и Павел. Донце ритуального сосуда. Стекло, золото. Римская империя. IV век

Если бы не эта благодатная помощь, то не смогли бы несколько необразованных галилейских бедняков завоевать для своего Распятого Учителя весь мир, не смогли бы некогда прятавшиеся от страха перед злобой и завистью иудейской старшины апостолы с таким бесстрашием обличать могущественных вельмож и всесильных правителей, призывать к покаянию грешников, исцелять немощных и дарить здоровье больным, наставлять и утешать свою многочисленную паству. Господь всегда помогал апостолам, и мы надеемся, что Он по Своей великой милости поможет и каждому из нас.

Протоиерей Андрей Николаиди

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян.5:15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольском соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом - в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании" - провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущенности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда - в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: "Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне".

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге "Камо грядеши, Господи".

***

Молитва первоверховному апостолу Петру:

Молитва первоверховному апостолу Петру . Прежде апостольства был рыбаком, затем вместе с братом, апостолом Андреем, первым призван Господом в число учеников. Имел различные благодатные дарования - исцелил хромого, расслабленного, воскресил умершую, именем Иисуса изгонял бесов. Апостолу Петру молятся о благоустроении церковном, умножении веры при маловерии, при искушениях и гонениях, о вразумлении и обращения нехристиан и маловеров, о возвращении в лоно Церкви людей, попавших в секты, помощи в учебе, исцелении от различных недугов, например, при горячке (гриппе), о помощи в рыбной ловле и рыбоводстве

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, является святой апостол Петр. Летом, а точнее 12 июля, мы все отмечали день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. До этого постились Петровым постом. Каждое из четырех Евангелий упоминает о Петре. Причем он известен и как вернейший друг и спутник Иисуса, преданный и горячий ревнитель за веру, и как тройственный предатель и отреченец. Невероятно, но факт. Факт, изложенный в нескольких Евангелиях.

Давайте поподробнее вспомним житие этого славного и всехвального апостола.

До призвания Спасителем на апостольское служение Петр носил имя Симон. Он являлся родным братом Андрея Первозванного, также будущего апостола, который впоследствии и привел Петра ко Христу.

Братья были сыновьями рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, небольшого города в Палестине, и зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы. Симон жил обычной мирской жизнью – был женат и занимался рыболовством.

Надо сказать, что заповедь «Возлюби ближнего своего», наряду с заповедью «Возлюби отца и мать», Симон впитал в себя с юности. Он все время помогал своему престарелому отцу, а также, рыбача, кормил не только свою жену, но и свою тещу, о болезни и исцелении которой также повествует нам Евангелие.

Брат же Симона, Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии, и сделался его учеником.

Слыша свидетельства учителя своего о Христе как о Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим учеником Крестителя пошел вслед за Господом, вопрошая Его:

– Равви, где живешь?

– Пойдите и увидите, – отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Ин. 1, 38-39). Андрей всем сердцем прикипел ко Христу, и эту радость встречи со Спасителем он, как добрый и преданный брат, не мог не разделить с Симоном.

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа». Затем он привёл Симона к Спасителю, и Тот, лишь глянув на него, произнес: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (на древнегреческом языке «камень» – петрос)».

Едва Симон услыхал эти слова, в его сердце возгорелась искренняя и жаркая любовь к Иисусу Христу. Петр уверовал в то, что Спаситель действительно является Мессией, прихода которого так жаждал весь иудейский народ.

Однако в отличие от Андрея, Петр не последовал за Христом сразу. Будучи вынужденным добывать пропитание для семьи и престарелого отца, он вернулся к себе домой. Там, занимаясь привычной ловлей рыбы, заботясь о родных и справляя усердные молитвы Господу, Петр и пробыл вплоть до призвания на апостольское служение.

Случилось так, что когда Христос путешествовал по берегам Галилейского моря, он увидел Петра и Андрея, занятых рыбным промыслом. Со словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – он призвал их к служению. В чем же заключалась «ловля человеков?»

Христос ступил в лодку Симона, который был расстроен тем, что за ночь не удалось выловить ни одной рыбёшки. Это был его единственный источник пропитания, и поэтому можно понять настроение рыбаря.

Спаситель велел братьям ещё раз закинуть сеть. Не веря в удачу этого предприятия, они, тем не менее, не осмелились ослушаться Его. Но когда Петр стал тянуть сеть назад, он узрел, что она была настолько полна рыбой, что начинала рваться. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что рыб было 153. Можете себе представить это количество после одного закидывания сети?

В столь метафоричной форме Господь указал братьям на их долг – «уловить в сети христианской веры» многие народы. А такое большое количество рыбы говорило братьям о том, что их деяние на ниве апостольства и проповедничества принесет большие плоды.

Осознав чудо, которое совершил Христос прямо на его глазах, Петр испугался и пал к Его ногам со слёзною мольбою: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Но милостивый Спаситель, наоборот, приблизился к Петру и промолвил: «Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти».

Этот случай изменил жизнь Петра: покинув дом, он отправился за Христом, как и другие Его ученики. Но прежде чем это случилось, Спаситель посетил жилище Петра и прикосновением руки исцелил тёщу апостола, бывшую при смерти. Женщина не только исцелилась от горячки, но сразу смогла встать с одра своего и служить прибывшим гостям, накрывать стол, подавать пищу. Это говорило не только об исцелении ее, но и о полном восстановлении организма болящей. И это все произошло на глазах Симона в долю секунды одним лишь прикосновением руки. Могли ли быть у него сомнения, Кто рядом с ним? Вряд ли.

Во время странствий вместе с Господом Пётр стал свидетелем многочисленных чудес, сотворенных Мессией. Он был свидетелем Божественной славы Христа во время Его Преображения на горе Фавор, был также свидетелем воскрешения дочери Иаира, ходил по водам по соизволению Господа на озере Тивериадском, присутствовал при исцелении собственной тещи, а также при исцелении бесноватого отрока и у подножия Фавора и собственными руками поймал рыбу, в которой, по слову Христа, был статир.

Апостол всем сердцем своим веровал во Христа и на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Однако искреннее исповедание Петром Господа Сыном Божиим не удержало его впоследствии от троекратного отречения от своего Учителя в ночь иудиного предательства. Но это отступничество Петра было искуплено его искренним покаянием, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, как об этом повествует святой евангелист Иоанн (Ин. 21, 15-17).

Столько было простоты, искренности и полного доверия в этом бесхитростном ответе, что Господь удостоил Петра особого дара: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Когда Христос рассказывал апостолам о страданиях, которые Ему предстоит испытать, Пётр со слезами молил Господа поберечь себя, не допустить истязаний и мук. И тогда воскликнул Иисус: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!». Ведь миссией Христа было через жестокую смерть Свою открыть человечеству путь к вечной жизни, и Он явился на землю лишь для того, чтобы пройти весь Свой скорбный путь.

«В этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя»

Но эти слезы Петра – это проявление искренней любви и участия к судьбе Спасителя, волнение за Его жизнь. И в этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя.

Когда Петр услышал эти гневные речи, он не осерчал и не испытал досады, но ещё больше возлюбил Господа.

А когда случилось так, что некоторые из Его учеников решили покинуть Спасителя, ибо не могли понять и вместить в себя все Его слова, Иисус предложил и двенадцати самым верным апостолам удалиться. Но Пётр горячо воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого!».

Вера Петра была настолько абсолютна, что однажды он испросил у Христа дозволения прийти к Нему по воде. Иисус милостиво дал согласие на это. И тогда апостол покинул свою лодку, ступил на воду и пошёл к Господу. Но внезапно, то ли испугавшись сильного ветра, то ли усомнившись в реальности происходящего, Петр начал тонуть. Спаситель дал ему руку и тем самым избавил как от потопления, так и от маловерия.

Христос и апостол Пётр

Этот момент описан сразу в трех Евангелиях. Вспомним его чуть подробнее. Это произошло сразу после того, как пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами. Христос, уставший, уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи. И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа.

А теперь обратим внимание на то, как на Его появление реагируют апостолы. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. И не просто говоря. Он готов идти ко Христу, пусть даже и по воде.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И результат очевиден – Петр начинает тонуть. Горячность, любовь, преданность… и неверие. И именно он, этот червь сомнения и неверия, привел Петра и к следующему, весьма неблаговидному поступку.

Поддавшись животному страху после ареста Иисуса и не желая разделить Его участь, апостол предал Своего Учителя… Предал не единожды, не дважды, а целых три раза.

Примечательно, что ещё во время Тайной Вечери – ужина, который состоялся накануне заключения Спасителя – Сам Мессия предсказал все эти события.

Постыдное отречение Петра описано во всех Евангелиях. Вспомним подробности. Первое отречение произошло сразу после пленения Иисуса. Мессию привели ко двору первосвященника Каифы, и Петр последовал за своим Учителем. Там его опознала одна из служанок. Вторично отречение произошло несколькими часами позже, когда Петра вновь опознали. И последнее случилось в ту же ночь: к Петру пришли приспешники Каифы и утвердительно заявили, что он был с Христом, ибо говорит как галилеянин. Как в каждой местности, в Галилее было свое наречие. Именно оно и выдало Петра. Но и здесь он, условно говоря, пойманный с поличным, отрёкся от своего Учителя.

Когда на утро первый петух возвестил о восходе солнца, Пётр осознал весь ужас содеянного и начал горько плакать. Легенда гласит, что всю последующую жизнь апостол, услышав рассветный крик петухов, испытывал стыд, и слёзы выступали на его глазах.

Вместе со стыдом к Петру пришло и раскаяние. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Петр был восстановлен как апостол Господень и получил ключи от Царствия Небесного. Более того, он стал «главным» над другими апостолами и почитается как первый проповедник Слова Божьего. Пламенными речами Петр обращал в христианство тысячи человеческих душ одновременно, а кроме этого он получил ещё один великий дар – совершать чудотворения.

Однажды к апостолу обратился бедняк, которого все звали «Красный». Он не мог ходить и просил милостыню. Пётр ответил, что денег не имеет, но во имя Иисуса Христа может отдать кое-что другое, более ценное. Промолвив: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!», – он взял больного за руку, и тот встал совершенно легко и начал славить Господа. О сем чуде нам повествуют Деяния святых апостолов.

«Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление»

Петр отправился в странствия, и всюду, где он появлялся, тысячи людей обращались к Христу. Апостол совершил множество чудес во время этих путешествий: в Лидде он словом исцелил Енея, который 10 лет обездвиженным лежал на одре. А в Иоппии по молитве святого воскресла юная девушка Тавифа. Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление. Предание гласит, что в разных городах, где появлялся апостол, больных и немощных складывали на улице, и они делались совершенно здоровыми, когда на них падала тень проходящего мимо Петра.

Когда Пётр пребывал с христианской миссией в Иерусалиме, жестокий царь Ирод пленил его. На счету Ирода было много жертв, в том числе и смерть другого апостола, Иакова Зеведеева.

Но ночью к святому Петру снизошел Ангел, и железные оковы (которые теперь называются веригами) сами пали с рук и ног пленника. Эти вериги сегодня почитаются за святыню, а от прикосновения к ним люди получают исцеления.

Апостол Петр проделал долгий путь: он проповедовал христианство на берегах Средиземного моря и в Малой Азии, в Египте и Греции, в Риме и Испании, Карфагене и Британии.

Ему принадлежат два известных послания – оба к малоазиатским христианам. К сожалению, как множество людей обрело веру благодаря стараниям апостола, так появились и те, кто люто его ненавидел. Стоило Петру покинуть город, возникали коварные лжецы, которые искажали оставленные апостолом сказания и наветы.

Когда шел 12-й год правления императора Нерона – бесстыдника, потворщика блуда и бесчинств, – Пётр вернулся в Рим. Апостол яростно порицал образ жизни властителя и увещевал римский народ не поддаваться соблазнам и искушениям. Из-за проповеди целомудренной и чистой жизни и обращения двух его любимых жен в христианство император наполнился лютой ненавистью к Церкви и стал искать Петра, чтобы предать его смерти.

Указом императора Нерона Петра было велено распять на кресте, как и его Учителя. Однако апостол не считал себя достойным той же смерти, что и Христос. Он попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Мольба эта была исполнена. Земной путь апостола Петра окончился 29 июня 67 года со дня Рождества Христова.

Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом!

Вот таковой была жизнь святого апостола Петра. В ней было всё: честность и праведность, горячность и сомнения, истинная вера и предательство. И Любовь. Всепобеждающая и всепрощающая Любовь, которая и помогла ему стать первоверховным апостолом.

Подходя к иконе святых Петра и Павла, попросите об укреплении веры, зная то, через какие сомнения и неверие прошли эти два великих ученика Христа.

И пусть по горячим молитвам святого апостола Петра Бог услышит нас, поможет, укрепит, спасет! И искоренит сомнения и неверие!

Вконтакте

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Христом Спасителем за рыбной ловлей на Геннисаретском озере, он всегда выражал особенную преданность и решительность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Богословом.

Сильный и пламенный духом, он, естественно, занял влиятельное место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией, и за что удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую врата адовы не одолеют.

Свое троекратное отречение от Господа накануне Его распятия апостол Петр омыл горькими слезами раскаяния, вследствие чего после Своего воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих. Согласно преданию, апостол Петр каждое утро при звуке петуха вспоминал свое малодушное отречение от Христа и начинал горько плакать.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще 5000 иудеев. Духовная сила, исходившая от апостола Петра была настолько сильна, что даже тень его, осеняя лежащих на улице больных, исцеляла их (Деян. 5, 15). Книга Деяний с 1 главы по 12 рассказывает о его апостольской деятельности.

Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа Первый, в 42 году после Р. X. воздвиг гонение против христиан. Он умертвил апостола Иоакова Заведеева и заключил апостола Петра в темницу. Христиане, предвидя казнь апостола Петра, горячо за него молились. Ночью случилось чудо: в темницу к Петру сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы, никем не замеченный. После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз при рассказе об Апостольком соборе.

Другие сведения о нем сохранились только в церковных преданиях. Известно, что он проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии (где рукоположил ап. Еводия). Апостол Петр проповедовал в Малой Азии иудеям и прозелитам (язычникам, обращенным в иудейство), потом — в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа Александрийской церкви. Отсюда он перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе, потом проповедовал в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Согласно преданию, апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов апостола Петра. Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (окружных) послания апостола Петра. Первое Соборное Послание апостола Петра обращено к «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифании» — провинциях Малой Азии. Причиной написания было желание апостола Петра утвердить братьев своих при возникновении нестроений в этих общинах и гонениях, постигших их со стороны врагов Креста Христова. Появились среди христиан и внутренние враги в лице лжеучителей. Пользуясь отсутствием апостола Павла, они начали искажать его учение о свободе христианской и покровительствовать всякой нравственной распущен-ности.

Второе Соборное послание написано к тем же малоазиатским христианам. В этом втором послании апостол Петр с особой силой предостерегает верующих от развратных лжеучителей. Эти лжеучения сходны с теми, которые обличает апостол Павел в посланиях к Тимофею и Титу, а также апостол Иуда — в своем Соборном послании. Лжеучения еретиков угрожали вере и нравственности христиан. В то время стали быстро распространяться гностические ереси, впитавшие в себя элементы иудейства, христианства и различных языческих учений. Это послание написано незадолго до мученической кончины апостола Петра: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне».

К концу жизни апостол Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину в 67 году через распятие вниз головой. Это событие художественно описано Генрихом Сенкевичем в книге «Камо грядеши, Господи».

Православные Святые и Апостолы.

Апостол Петр

Родился 5 июля 2 года до нашей эры в городе Вифсаида. Их отец (Иона) был рыбаком и имел семерых детей. Пётр был шестым ребёнком.
привёл своего брата Симона к Иисусу, сказав перед этим: «Мы нашли Мессию. Пойдём с нами ». Иисус, увидев Симона, сказал: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречёшься Петром, что значит «камень». На этом камне я воздвигну церковь свою. Пойдём со мной, и я сделаю вас ловцами душ человеческий ». «Он действительно Мессия, иначе как он мог узнать имя мое и имя моего отца », - подумал Симон и решил отправиться вслед за Иисусом. Дома у него остались три сына и две дочери.
Пётр был на два года младше Иисуса, на момент призвания к ученичеству ему исполнилось 25 лет. Он был светлый от природы, бледный, хилый, высокий. Пётр был женат, имел троих сыновей и двух дочерей. Жил он в городе Капернауме.


Рубенс «Апостол Пётр»

Находясь в Капернауме, Иисус всегда останавливался в доме Петра. Потому чёо Петр от природы был человеком тщеславным и Иисус, зная об этом, старался не травмировать его больное самолюбие.
Сам Пётр чрезвычайно гордился тем обстоятельством, что именно в его доме жил Иисус, читал свои проповеди и встречался с людьми. Многие ученики Иисуса Христа после его распятия покинули Иудею. Не был исключением и Петр. После воскрешения Иисуса Христа Петр, опасаясь гонений, ушел в Сирию.
Здесь он пробыл год и вернулся в Иерусалим, где встретился с Иоанном Заведеевым.
Два апостола стали вместе ходить с проповедями по Иудее.
Однажды они подошли к иудейскому храму, неподалеку от входа их встретил нищий - хромой от рождения. Увидев Петра и Иоанна, нищий протянул руку за милостыней, не зная, кто перед ним стоит. Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то тебе даю: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв нищего за правую руку, он поднял его. Ко всеобщему удивлению, нищий пошёл.
Свершилось ещё одно из чудес, когда с именем Иисуса Христа его ученики исцеляли людей.
Затем Петр 10 лет прожил в Малой Азии и вернулся назад в Иудею в 43 году. В этом же году он был схвачен по приказу Ирода Агриппы. Чудесным образом обретя свободу, Петр удалился в Грецию. Он вновь вернулся в Иерусалим в 47 году и прожил в нем следующие четыре года.
В Библии описывается история о том, как местный маг Симон из Самарии обратился с просьбой к Петру - он хотел, чтобы апостол научил его лечить людей. Петр сильно разгневался на мага и отказал ему в его просьбе.


Святой Пётр, икона VI века

На самом деле Симон просил Петра научить его секретному заклинанию, с помощью которого, как думали люди, апостолы излечивали всех больных. Эти волшебные слова ученики услышали якобы от Иисуса и теперь с их помощью творили чудеса.
Никто даже не понимал, что на самом деле исцеление людей происходило благодаря их искренней вере в Иисуса, а вовсе не из-за каких-то заклинаний.
Маг Симон хотел лечить людей за деньги. Когда Петр узнал о том, какие мысли вертятся в голове мага, то, разгневавшись, прогнал его от себя.
Апостолы лечили всех страждущих бесплатно, не назначая никакой платы за свою помощь. Выздоровевшие люди сами добровольно делали пожертвования, стараясь отблагодарить своих спасителей по мере возможности каждого.
Петр в городе Лидде исцелил парализованного Энея, который восемь лет лежал без движения, не взяв с семьи крошки хлеба, кроме того, видя их бедственное положение без кормильца, дал Энею немного денег, чтобы тот мог вести свое хозяйство. Радости последнего не было границ.
В Кесарии Петр покрестил римского сотника, и это был первый нееврей, ставший христианином. Иисуса к этому времени уже не, было, поэтому между апостолами разгорелась дискуссия - стоит ли крестить неевреев. И хотя Иисус говорил ранее, что его веру должны принять все - и евреи, и неевреи, не все ученики были с этим до конца согласны.
Когда возник спор, то именно Петр вспомнил о словах Иисуса Христа, что новая вера предназначена для всех народов.
Знаменитый Апостольский собор состоялся в Иерусалиме в 49 году. Кроме Иакова - первого иерусалимского епископа, - присутствовали еще Павел, Петр и его брат Андрей со своим сыном Иоанном. Согласно принятым решениям, христиане не должны были далее соблюдать иудейские законы и новые крещеные из числа неевреев не обязаны были проходить обряд обрезания.
За свои проповеди Петр дважды попадал в иерусалимскую темницу. Согласно Библии, первый раз его отпустили просто так, а второй раз он был освобожден благодаря вмешательству ангела.
На самом деле второй раз Петр освободился самостоятельно, загипнотизировав своих охранников. Стражники, обнаружив исчезновение арестанта, свалили всю вину на сверхъестественные силы. В те времена такое объяснение считалось вполне естественным.


Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи)

Апостол Петр покинул негостеприимную родину и отправился в город Рим. Он прибыл в столицу Римской империи в 51 году нашей эры. На новом месте Петр занялся проповедями и лечением людей. Согласно легендам, Петр считается первым римским епископом, поэтому его имя возглавляет список всех пап римских.
Весь авторитет римско-католической церкви держится на утверждении, что апостол Петр, получив благословение от самого Иисуса: «Ты Петр, что значит «камень», и на этом камне я воздвигну церковь свою» создал именно католическую церковь.
На самом деле во времена Петра всё было совсем иначе. Римские христиане не обладали сплоченной организацией, в столице империи на иноверцев совершались наиболее сильные гонения.
Однажды Петр, предупреждённый учениками об опасности, бежал из Рима и хотел уйти в Малую Азию. Но, удалившись недалеко от города, он утомился и прилёг поспать на пригорке. Ему приснился Иисус, идущий в сторону Рима.
Изумленный Петр спросил Иисуса: «Куда ты направляешься? » Иисус ответил: «Я иду снова в Рим, чтобы быть распятым вместо тебя с женой твоей и апостолом Павлом ». Пётр понял эти слова так, что жена и Павел не смогли избежать опасности и ему не стоит бежать, просто время уже пришло. Апостол вернулся в город, где Петра схватили стражники, которые повсюду его разыскивали.
Жена Петра и апостол к этому времени действительно уже находились в тюрьме.


Пётр и Павел

В 64 году при императоре Нероне апостол Петр принял мученическую смерть.
Вначале у него на глазах была повешена жена.
Затем апостол Петр был распят на кресте вниз головой. Его ноги были привязаны к верхней перекладине креста, а руки прибиты к основанию столба. Крест, на котором произошла казнь, был с двумя поперечными перекладинами.



Караваджо, Смерть апостола Петра

Почти сутки оставался жить апостол и умер 12 июля 64 года в шесть часов вечера. Петр и его жена были впоследствии похоронены в одной могиле. Сейчас на месте этого захоронения находится собор Святого Петра в Ватикане.




Собор Святого Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский Собор святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I-II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Пётр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 году объявил, что, исходя из исследований учёных, можно полагать, что могила апостола найдена.


«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)

Некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает - «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что слово «трофей» Петра означает «памятник» Петру. Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам - постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Празднование

Установлен праздник святых апостолов Петра и Павла , как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
У православных праздник отмечается 29 июня/12 июля , у католиков - 29 июня.

В честь него назван город Санкт-Петербург (букв. «город Святого Петра»).

В большинстве христианских церквей, согласно церковному преданию, считается, что апостол Пётр был основателем Римской церкви (Католическая церковь почитает его как первого папу). В католицизме традиционно считается первым папой Римским.
Антиохийская православная церковь (Римский Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом, основал её около 37 года в Антиохии.

Календарь православных праздников и дней памяти.
Собор Владимирских святых.

К какому святому обращаться.
Почитание святых мощей.

Copyright © 2015 Любовь безусловная