Final fantasy сюжет всех частей.  Последняя фантазия: История великой серии

Final Fantasy на данный момент является самым известным и раскупаемым в мире сериалом среди всего многообразия представителей жанра RPG. Разработчики то и дело анонсируют новые проекты под лэйблом "Final Fantasy", и выкидывают на съедение фанатам очередные обои, скриншоты, трейлеры и демо-версии. Те всё это благополучно переваривают и живут в ожидании очередной порции новой информации. Армия фанатов сериала становится всё больше с каждым годом, игры раскупаются всё более внушительными тиражами, но и серия не стоит на месте, каждый раз стараясь предложить на суд взыскательной публики множество инноваций как в игровом процессе, так и в графических технологиях. При этом, в большинстве случаев, умудряясь на протяжении вот уже двух десятков лет сохранять тот самый пресловутый "дух Final Fantasy" - понятие, которому нельзя дать какое-либо общее определение скупыми буквами и словами, но которое прочно держит фанатов "на крючке", заставляя с нетерпением ждать анонсы всё новых и новых игр в серии, несмотря на их внешнюю непохожесть.

И мы всё никак не перестаём удивляться тому, как японцы в первый же день релиза умудряются скупать миллионы копий очередного хита, предварительно просидев сутки около магазина с геймбоем в руках и желанием первым получить эту заветную коробку в руки. Да что кривить душой - мы и сами с нескрываемым возбуждением ждём североамериканского релиза и бежим в родную палатку (качаем в интернете, заказываем лицензию из-за границы), чтобы и самим заполучить очередную серию игры и с головой окунуться в новый мир "Последней Фантазии".

К этому моменту, вышло уже двенадцать игр в основной серии Final Fantasy, а также большое количество всевозможных ремейков и ответвлений, так или иначе связанных с сериалом. Компания Square Enix продолжает привлекать к разработке игр серии самых талантливых деятелей индустрии, благодаря чему "Фантазии" регулярно собирают обильный урожай всевозможных наград, а по совокупному количеству продаж сериал уступает только лишь таким монстрам игровой индустрии, как Покемон и Марио.

Таково положение вещей на сегодняшний день. Но порой, серия переживала весьма волнительные моменты - на её долю выпало немало как взлётов, так и падений, восторгов и разочарований, похвалы и критики. Поэтому, мы предлагаем вам оглянуться вместе с нами в прошлое, и убедиться, насколько нелёгок был её путь к покорению трона короля ролевого жанра.

В цикле тематических статей на нашем сайте, мы расскажем как об истории самой игровой серии и её многочисленных сателлитах, так и об основных этапах становления компании Squaresoft (Square Enix). Не забудем также и о ключевых персоналиях, подаривших нам немало восторженных часов, проведённых перед экраном телевизора во вселенной вот уже в который раз последней фантазии...

Как DLC пытаются залатать дыры в истории.

В закладки

Square Enix всеми силами пытается сделать из Final Fantasy XV отдельную франшизу. Игры, кино и мультсериалы призваны пролить свет на прошлое мира, а также лучше раскрыть персонажей его населяющих. Вопрос о том, насколько это вообще нужно игрокам оставим за бортом. Главное другое - в оригинальной Final Fantasy XV и характеры, и лор были описаны настолько тонкими штрихами, что стремление компании развивать их кажется спешной попыткой залатать дыры в повествовании. При этом нужно ещё сохранять серьёзное лицо, приговаривая, что так всё и было задумано.

Сама Final Fantasy XV получила три сюжетных дополнения - по одному на каждого из спутников главного героя. Казалось бы, отличный шанс узнать больше о смелом Гладиолусе, весёлом Промпто и расчетливом Игнисе. Попытаемся разобраться, можно ли раскрыть персонажа за пару часов дополнительного приключения, если за 100 часов основной игры этого сделать не удалось.

Эпизод «Гладиолус»

Действие этого DLC разворачивается аккурат после того, как Гладиолус потерпел поражение от Равуса и покинул своих друзей. Когда он вернулся, те не стали особо вдаваться в подробности его отсутствия: пожали плечами, да приняли силача обратно. Ну ничего, здесь-то нам объяснят, куда уходил телохранитель молодого короля и что заставило его покинуть товарищей в трудную минуту.

Интересы у Гладиолуса, как оказалось, отнюдь не альтруистические - движет им исключительно неуверенность в своих силах и желание доказать самому себе, что он не какой-то там слабак, а в битве с Равусом ему просто не повезло. То есть герой бросил друзей не для того, чтобы помочь общему делу, а просто чтобы поправить самооценку. В мире Final Fantasy XV лучший способ сделать это - пройти испытание Гильгамеша, древнего мастера меча.

В соответствии со всеми штампами подобных историй, тест этот никто до Гладиолуса пройти не смог. Однако есть маршал королевской гвардии Кор Леонис - единственный, кто сумел вернуться из пещеры испытаний живым. Именно его главный герой DLC и берёт с собой.

Идея ясна - через суровые испытания и диалоги с Кором Гладиолус познаёт самого себя, доказывает всё, что хотел, и решает положить жизнь на то, чтобы Ноктису ничего не угрожало. Посыл нормальный (большего о нём, правда, не скажешь), но не ясно, почему всё это нельзя было показать в рамках основного сюжета игры. Это повредило бы и без того неровному темпу повествования? Или Final Fantasy XV так наполнена событиями, что раскрытие характера Гладиолуса просто некуда было засунуть? Впрочем, эти же вопросы можно адресовать и к остальным DLC. Разница лишь в том, что в Episode Gladiolus главный герой - эгоист, кинувший друзей.

Сама пещера испытаний - это длинный коридор, по традиции Fabula Nova Crystallis усеянный всевозможными кристаллами

Гладиолусу при всём желании невозможно сопереживать. Это гнилой персонаж, ставящий свои собственные амбиции и борьбу с комплексами выше безопасности товарищей и, самое главное, короля, которого поклялся защищать. Дополнение отвечает на вопрос, куда пропал Гладиолус, но это совсем не тот Гладиолус, который был готов кулаками выбивать дурь из инфантильного и истеричного Ноктиса.

Здесь это - ноющая и постоянно сомневающаяся в себе гора мышц. За два-три часа, которые требуется на прохождение дополнения, образ персонажа разрушается до основания. Если Square Enix хотели показать, что за суровой внешностью Гладиолуса скрывается простой человек, которому ничто не чуждо, то тут они облажались.

На самом деле, если вырезать все катсцены и диалоги, дополнение можно пробежать менее чем за полчаса

Более того, через призму DLC невозможно по-старому смотреть на характер персонажа. Что до его событий, что после, в основной игре мы видим уверенного в себе, ответственного и сильного героя, понимающего, когда стоит оставить меч в ножнах и не лезть на рожон. Благодаря Episode Gladiolus мы теперь знаем, что всё это - маска, фикция, да просто лицемерие.

Можно возразить, мол, Гладиолус хочет быть этаким светочем надежды для своих товарищей и «не грузить» их своими проблемами в и без того неспокойное время. Только дело в том, что вся Final Fantasy XV позиционируется как игра о дружбе, а перед настоящими друзьями нет нужды корчить из себя кого-то другого. Настоящие друзья должны принимать тебя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и сомнениями. То есть, либо DLC рушит основную идею игры, либо я ничего не понимаю в дружбе.

Боссы чудовищно скучные, а в хаосе спецэффектов тяжело парировать вражеские удары

Episode Gladiolus заделывает одну сюжетную дыру основной игры, но это дополнение вообще не должно существовать. Если Square Enix так хотелось вывести Гладиолуса из повествования, то можно было сделать это намного изящнее, а не просто отправлять его на идиотское персональное приключение, которое рушит хлипкий каркас личности персонажа.

Эпизод «Промпто»

Самое полезное DLC, что, однако, не делает его хорошим. Промпто Аргентум, пожалуй, единственный из героев Final Fantasy XV, который удостоился хоть какого-то раскрытия. Тот куцый диалог на крыше закусочной - это не бог весть что, но в контексте всей основной игры на большее рассчитывать было бы глупо. О Промпто действительно нужно было рассказать чуть больше, чем о других персонажах, ведь у него, в отличие от того же Гладиолуса или Игниса, на самом деле есть тайна.

В 12 главе Final Fantasy XV на поезд, в котором главные герои едут в Гралею, нападает Ардин. Он в очередной раз играется с разумом Ноктиса, заставляя того столкнуть Промпто с крыши движущегося состава. Парень выпадает из повествования на некоторое время, а ближе к концу, появляется снова и рассказывает друзьям о том, что он - один из клонов армии империи Нифльхейм.

Товарищи говорят, что им плевать, откуда он родом, и зовут бить злодея. Таким образом, важный сюжетный момент, идущий вразрез с тем, что мы видели в аниме Brotherhood: Final Fantasy XV, остаётся без должного внимания.

Нам не рассказали, ни как Промпто об этом узнал, ни о том, чей он клон, ни насколько эта практика вообще распространенна в Нифльхейме. И ведь это не какая-то мелочь - это важная часть драмы одного из основных персонажей. Даже в инфантильной сюжетной мешанине Final Fantasy VII проблемам и истории Ред XIII было уделено больше внимания, а героев и событий в той игре было не в пример больше. К тому же информация о программе клонирования империи сделала бы мир чуточку живее и интереснее.

Примерно половину дополнения Промпто проводит в однообразных коридорах

Дополнение начинается с того, что Промпто тащится по заснеженному полю, страдает от холода, будто Гидеон Вайт из Advent Rising или Нэйтан Дрейк. По законам жанра, герой валится на землю без сил, а в следующий сцене оказывается на заводе по производству клонов. Здесь Промпто встречает Ардина, который очень хочет, чтобы тот узнал правду о своём происхождении, выпускает его из камеры и даёт в руки револьвер.

Вокруг этой самой правды и строится сюжет дополнения. Только вот узнаёт её Промпто минут через 30 после начала игры, а дальше, остальные полтора часа, - он лишь ноет и страдает из-за своего происхождения. К чести сценаристов, нужно сказать, что рефлексия героя показана на непривычно высоком для Final Fantasy XV уровне.

Здесь есть и персонаж-триггер, который заставляет Промпто задуматься о том, что стенания ни к чему не приведут, и личные метания, показанные через галлюцинации. Но оба этапа принятия героем своей природы чрезвычайно затянуты. Хронометраж дополнения под завязку забит картинами физических страданий Промпто и бесполезными для его раскрытия посиделками у костра.

Вторая половина проходит на заснеженных полях, где совершенно нечего делать, кроме как выполнять однообразные задания да улучшать снегоход

А в контексте основного сюжета всё это превозмогание собственных сомнений оказывается пшиком. В финале дополнения Промпто полон решимости, принял себя и отправляется на выручку друзьям, но встретившись с ними, он снова начинает скулить и переживать. Всё, через что прошёл герой, внезапно обесценивается.

Но главная цель, которая стояла перед Episode Prompto, - это создание «мостика» между тем фактом, что Промпто клон, и вторым эпизодом Brotherhood: Final Fantasy XV, повествующим о том, как он познакомился с Ноктисом. Нам должны были объяснить, как именно Промпто оказался в Люцисе и почему жил без родителей. «Мостика» не получилось. Мы узнаём лишь о том, что в возрасте около одного года его похитили из лаборатории безымянные солдаты Люциса и отдали на воспитание какой-то семье. Всё.

Ценность Episode Prompto, конечно, выше, чем у дополнения про Гладиолуса, но всё рассказанное в нём также можно было показать и в рамках основного сюжета. История о дружбе только выиграла бы, если бы товарищи помогли Промпто справиться с его проблемами. Но самое главное - DLC толком не отвечает на вопросы, возникающие после прохождения Final Fantasy XV. Создаётся впечатление, что сценаристы даже не продумали её до конца.

В титрах DLC я столкнулся с багом: слева должны были показывать какие-то сценки, но у меня мутный Промпто завис в воздухе на фоне летящего вверх текста

Episode Prompto просто бросает пыль в глаза. Перед нами будто развиваются какие-то важные события: появляется один из основных антагонистов анимационного фильма Kingsglave, Промпто и Аранея спасают мир и всё такое прочее. Но всё происходящее не добавляет ничего нового ни к образу персонажа, ни к картине мира, ни к основному сюжету игры. Однако на фоне остальных DLC, рушащих каноны и характеры героев, это можно воспринимать как благо.

Эпизод «Игнис»

Можно сколь угодно долго спорить о том, насколько оправдано существование предыдущих двух дополнений, однако для их событий в основном сюжете Final Fantasy XV была подготовлена своего рода база. Гладиолус куда-то ушёл, Промпто упал с поезда. Выстраивать отдельную историю педанта Игниса Сциентия можно было лишь вокруг того эпизода, в котором он потерял зрение.

Его приключение - чистой воды филлер. Сюжет высосан из пальца, а натужная драма ничего кроме раздражения не вызывает. Здесь ситуация схожая с Episode Gladiolus - знакомый персонаж ведёт себя в несвойственной ему манере. Диссонанс не так критичен, но в глаза бросается. Основная проблема в другом - это DLC рушит и без того хрупкий канон Final Fantasy XV.

Практически всё дополнение Игнис пробивается через разрушенную Альтаиссию к алтарю, на котором лежит бездыханное тело Ноктиса. По пути он встречает Равуса, который идёт туда же, но для того, чтобы спасти свою сестру, Лунафрею. Герои отбрасывают разногласия и отправляются на выручку тем, кто им дорог.

До самой кульминации ничего значимого не происходит вообще. Уже у алтаря Игниса настигает Ардин. Солдаты Нифльхейма хватают главного героя, а злодей заносит кинжал над молодым королём. В отчаянии Игнис надевает кольцо Люциев. И, без шуток, это одно из самых глупых решений, которые принимают персонажи Final Fantasy XV. А это говорит о многом.

Игниса снабдили крюком-кошкой и позволили бегать по крышам. Временами DLC напоминает какой-нибудь Assassin"s Creed

Игнис - это голос разума всей четвёрки героев. Он образован и расчётлив, не склонен к опрометчивым решениям и всегда думает на несколько ходов вперёд. Он прекрасно знает, что кольцо Люциев может сделать с тем, в ком не течёт королевская кровь и кого коллективная мудрость монархов Люция сочтёт недостойным.

К тому же он видел перед собой пример Равуса, в своей слепой жажде власти надевшего злополучное кольцо. В Kingsglave оно сразу же сочло его недостойным и сожгло ему руку. Никакой власти или способностей древние короли ему не даровали. То есть нам давали понять: надевая кольцо, ты либо получаешь могущество, либо становишься калекой. Об этом говорится и в официальном гайдбуке Final Fantasy XV Ultimania.

Episode Ignis плюёт на канон. Здесь Игнис слепнет, потому что монархи, ожидаемо, посчитали его недостойным, но он получает и силу, чтобы сразиться с Ардином. Как и почему это произошло, игра объяснить даже не пытается. Очевидно, что всё из-за стремления разработчиков создать драму через добровольное самопожертвование персонажа. Жест получился эффектным, хотя и поднять эту тему можно было, не разрушая канон.

Однако стремление к созданию натужной драмы полностью проявляет себя лишь в альтернативной концовке дополнения. Потрясающе глупым финалом Final Fantasy Type-0 её режиссёр, Хадзиме Табата, пытался выдавить слезу из игрока. Но дешёвая трагедия альтернативной концовки Episode Ignis затыкает ту сцену за пояс.

Разрушенная Альтаиссия всё-таки смотрится красиво

В кульминационный момент DLC Ардин предлагает главному герою присоединиться к нему, и если тот соглашается, злодей отводит Игниса в Гралею. Зачем - непонятно. Зато здесь Игнис снова надевает кольцо и говорит древним монархам, что готов пожертвовать своей жизнью ради Ноктиса. Получив силу королей, Игнис побеждает Ардина. В здании внезапно оказываются Ноктис, Промпто и Гладиолус. Под грустную музыку они склоняются над умирающим другом, скорбят, а молодой король с помощью Кристалла, наконец, восходит на трон.

Этот альтернативный финал - не просто концовка DLC, но концовка всей Final Fantasy XV. Война закончена, Ардин никогда не захватывал Кристалл, мир не погружался во тьму, а Ноктис не сидел в пещере десять лет. И всё благодаря жертве Игниса. С точки зрения кинематографии, эта сцена поставлена недурно. Да только всё это зря: все слёзы и страдания - лишь дешёвый способ вызвать у игрока эмоции. Ведь ничего этого не было. Альтернативная концовка - не канон, поэтому и плакать над ней глупо.

Episode Ignis - это халтура. Самое короткое и бессмысленное из всех DLC. Кажется, что сценаристов обязали написать хоть какую-то историю про Игниса, потому что остальные персонажи получили свои собственные приключения. Из этого дополнения мы узнали, как Игнис ослеп. Но так ли это важно? Вокруг шла битва и персонажу мог просто прилететь какой-нибудь осколок в лицо.

Мы не узнали об Игнисе ничего нового, ведь о его преданности Ноктису неоднократно говорилось как в основной игре, так и в Brotherhood. По-моему, единственная цель, которую преследовали разработчики - показать ещё одну слезливую сцену, пусть даже она будет пришита к сюжету белыми нитками.

Все три «персональных» дополнения, призванных залатать дыры в истории Final Fantasy XV, проваливаются на самом фундаментальном уровне. Более того, они рушат и без того слабо прописанные характеры героев игры. Их существование можно оправдать лишь экспериментами Square Enix над геймплеем, ведь все DLC сильно отличаются друг от друга как структурой уровней, так и боевой системой (Episode Prompto - это вообще шутер от третьего лица).

Даже в бесплатном DLC в честь выхода Assassin"s Creed Origins было больше интересных находок и раскрытия персонажей

Разработчики делают из Final Fantasy XV игру-сервис и уже пообещали поддерживать её дополнениями на протяжении всего 2018 года, «допиливать» сюжет и заделывать дыры. Вот только веры в успех предприятия не было и раньше, на анонсе всех этих альтернативных версий тринадцатой главы и DLC. А после первых попыток на этом поприще кажется, что Square Enix просто пытается реанимировать заведомо мёртвую и откровенно скучную историю. А оно того, очевидно, не стоит.

Написать

С долгожданным выходом пятнадцатой «фантазии», релиза которой фанаты серии ждали долгие десять лет, мы решили поставить точку в извечном споре о том, какая часть Final Fantasy лучшая.

Время покажет, какое место в истории займёт последняя игра во франчайзе, однако совершенно ясно, что Final Fantasy XV будут неизбежно сравнивать с другими, более любимыми (пока что) и в чём-то более инновационными. Предлагаем вам окинуть взглядом богатую историю «Последней фантазии» и узнать, за что геймеры будут вспоминать ту или иную часть.

Сразу предупреждаем, что в список были включены только основные игры серии, поэтому Final Fantasy Tactics, Final Fantasy Crystal Chronicles и Dissidia в него не попали.

10. Final Fantasy X-2

Final Fantasy X-2 во многом пришлось стать первой во франчайзе. Первое прямое продолжение истории достаточно сильно поменяло общее настроение игры, сделав его более легковесным, что было воспринято некоторыми фанатами в штыки. Однако те, кто решил дать FFX-2 шанс, открыли для себя одну из лучших боевых систем в серии, а также превосходную систему классов, перекочевавшую прямиком из незаслуженно забытой Final Fantasy V. И, разумеется, в игре есть до неприличия приставучая заглавная песня.

9. Final Fantasy XII

На двенадцатом эпизоде серия явно столкнулась с кризисом самоопределения, что выразилось в отсутствии ярко обозначенных протагониста и центральной сюжетной линии.

Однако разработчикам удалось представить сильнейший состав персонажей, грандиозный сюжет, который затягивает игрока в мир Ивалис, а кроме того, отличные боевую систему и систему развития персонажей. С этой игрой Square Enix доблестно закрыли главу, связанную с PlayStation 2.

8. Final Fantasy VIII

Когда твоим предшественником является игра, изменившая положение вещей в рамках целого жанра, очень непросто соответствовать завышенным ожиданиям. После грандиозного успеха Final Fantasy VII в восьмую часть попытались впихнуть всё, что только можно: политические интриги, проблемы тинэйджеров, историю любви и многое другое. Очевидно, большим амбициям суждено было столкнуться с неким неприятием со стороны фанатов.

И всё же, восьмая «фантазия» продемонстрировала феноменальный прыжок в плане графики в сравнении с приквелом. А система привязок, несмотря на отдельные недостатки, предоставляла большие возможности для настроек статусов героев. Наконец, здесь звучит один из лучших саундтреков в серии, а в случае с Final Fantasy это говорит о многом.

7. Final Fantasy V

В третьей части Square создали систему профессий, но именно в пятой «финалке» эта идея была реализована надлежащим образом. В игре предусмотрено свыше двадцати классов: от традиционных магов и воинов до экзотических химиков, танцоров и даже мимов. Позже FFV позволяет комбинировать отдельные умения, что создаёт огромные возможности для создания партий.

Здесь мы говорим как раз о том случае, когда отработанный увлекательный геймплей практически целиком вытягивает действительно слабый по меркам серии сюжет.

6. Final Fantasy XIV: A Realm Reborn

К слову о «вытягивании», вот пример настоящего возрождения из пепла. Четырнадцатая Final Fantasy вышла в свет настолько забагованной, что сами Square Enix признали её катастрофой и официально принесли извинения.

A Realm Reborn чудом смогла поменять положение вещей и представила огромный и красивый мир с гибкой системой прокачки и интуитивными битвами. А отличное визуальное и аудио оформление держат уровень, заданный лучшими играми в серии. Наконец, это просто увлекательная и захватывающая MMORPG.

5. Final Fantasy IV

Final Fantasy сегодня неотделима от грандиозного и драматичного сюжета. Однако так было не всегда, и выверенные сюжетные линии не считались обязательным пунктом в ролевых играх. Новый тренд задала именно Final Fantasy IV.

Впервые геймеры могли почувствовать эмпатию к пикселизованным персонажам и играть не только ради самого игрового процесса, но и из интереса к истории. Кроме того, именно здесь впервые появляется боевая система Active Time Battle, на долгое время ставшая визитной карточкой Final Fantasy. Иначе говоря, все последующие релизы в серии многим ей обязаны.

4. Final Fantasy VII

«Переоцененная», «примитивная» и многие другие обидные эпитеты в последнее время стали достаточно распространенным явлением, когда речь идет о Final Fantasy VII. Но как бы вы ни относились к этой игре, нельзя поспорить с одним фактом: Final Fantasy VII изменила правила игры в целом жанре. Одна из первых ролевых игр в 3D не только стала синонимична с успехом первой консоли Sony (и разрывом отношений с Nintendo), но и поменяла отношение западных игроков к японским RPG, став залогом успеха и для других серий.

Сюжет и персонажи FF VII не примитивны, но архетипичны для целого жанра. Клауд, Тифа и Айрис стали узнаваемыми персонажами и за пределами игрового мира. И это уже не говоря об отменном музыкальном сопровождении, проверенной временем Active Time Battle и отлично функционирующей системе материй. И не стоит забывать, что, в конце концов, победителей не судят, а в плане коммерческого успеха Final Fantasy VII оставляет далеко позади все части, которые выходили до и после неё.

3. Final Fantasy IX

Вышедшая уже на закате эпохи первой PlayStation, девятая «фантазия» стала одним из наиболее высоко оцененных пополнений в серии, но также и наименее коммерчески успешным. Судя по всему, новое поколение фанатов, полюбившие футуристические миры из предыдущих двух частей, не смогло целиком принять резкую смену курса на ностальгию.

Однако мультяшные персонажи, классический сеттинг и упрощенный игровой процесс помогли Final Fantasy IX найти свою преданную фанатскую базу. При этом, за внешней беззаботностью скрывается достаточно мрачная сказка, основной темой которой является смерть.

Нельзя и не отметить, что именно эта игра в серии является любимой у Хиронобу Сакагути, отца всего франчайза Final Fantasy.

2. Final Fantasy X

Юбилейной части Final Fantasy была представлена честь стать первой на PlayStation 2. Сложно поверить, но с момента её релиза прошло уже пятнадцать лет. Точно так же сложно забыть легкий шок от первых обнародованных видео Final Fantasy X. Умопомрачительная по тем временам графика выглядит хорошо и по сей день. Также десятая глава впервые подарила героям реальную озвучку (правда, с переменным успехом).

А кроме того, нам представлен действительно захватывающий сюжет с отменными персонажами, среди которых на первом плане, разумеется, Тидус и Юна, чья история любви показана лучше, чем в любом другом эпизоде Final Fantasy. Не стоит забывать и об удачно обновленных битвах, а также системе сфер, которая превращала прокачку персонажей в увлекательную мини-игру.

И всё же, при всех своих неоспоримых достоинствах, десятая «фантазия» не является лучшей в серии.

1. Final Fantasy VI

Оценив все слагаемые успеха Final Fantasy – сюжет, геймплей, музыкальное сопровождение и другие элементы – ни к какому другому результату прийти не получилось. Вышедшая двадцать два года назад 16-битная RPG до сих пор остаётся той недосягаемой вершиной, которую Square Enix пока так и не смогла повторно покорить. Каждому из четырнадцати персонажей уделено пристальное внимание, масштабное повествование не кажется излишне затянутым, а заглавная тема Final Fantasy VI – из тех, которые, наверное, пишутся один раз за всю жизнь.

А еще шестая Final Fantasy представила одного из самых лучших злодеев в игровой индустрии – сошедшего с ума волшебника Кефку, которому (спойлер!) удаётся достичь своей цели и инициировать настоящий конец света. Главным героям остаётся спасать только то, что осталось после гибели знакомого им мира.

Несмотря на то, что каждая из игр в серии является единственной в своём роде, именно Final Fantasy VI является воплощением лучших качеств игр Square Enix, даже несмотря на все технологические прорывы, которые были совершены впоследствии.

Сможет ли Final Fantasy XV занять своё место в ряду лучших игр в серии, станет известно уже только спустя некоторое время после релиза. Пока что можно сказать, что пятнадцатая часть как минимум соответствует заданным её предшественникам стандартам. И это уже радует.

История обновлений:
18.02.13 Все статьи по данной тематике были объединены. Слегка отредактирован текст.

В этой статье я бы хотел рассмотреть, одну из моих любых серий - Final Fantasy, а так же, кое что еще связанное с этой франшизой. Полюбил я эту серию за прекрасные миры, в каждой игре совершенно новые, с увлекательным сюжетом, сюжетом с душой. А так же за разные, в разных частях серии, элементы RPG, т.е система от части к части менялась иногда достаточно весомо. Подробнее об этом я еще напишу позднее.

Первая игра была разработана компанией Square, которая позднее стала, известной нам, как Square Enix. Final Fantasy начала свой путь в 1987 году, а команда разработчиков насчитывала всего несколько человек. Это был снежок спущенный с горы, который через несколько лет станет лавиной..
Изначально игра была выпущена для NES, в Японии именовавшийся Famicom, но позднее была портирована на многие консоли, среди которых есть даже PlayStation, На которой я с игрой и познакомился, а точнее даже на эмуляторе, но эта была не первая игра серии для меня, первой была IXая часть, но я забегаю вперед.

Final Fantasy заложила основы жанра jRPG.

jRPG - сокращение от англ.(Japanese Role-Playing Game) - поджанр ролевых компьютерных и видеоигр. Игры этого жанра имеют схожие, узнаваемые особенности сюжета, графики и игровой механики, разительно отличающие их от RPG «западного образца».

С точки зрения современного игрока в первой части не было ничего необычного, кроме, может быть, сюжета, он не плох, как и во всех частях. Сама игра была в жанре фэнтези. Единственное, что стоит упомянуть, музыку писал Нобуо Уэмацу, который написал музыку для многих частей серии и по праву считается одним из лучших в своем деле.

Уже в следующем году вышла Final Fantasy II, стоить отметить, что в США Final Fantasy IV, более позднюю игру, выпустили под тем же названием Final Fantasy II, что внесло некоторую путаницу. FFII Японская и FFII Американская, совершенно разные игры. Вторая часть, так же не была необычной jRPG. Но про ряд вещей я бы упомянул. Во первых они изменили RPG систему, как будут делать чуть ли не в каждой игре серии, другой мир, другой сюжет, это тоже станет, почти, традицией для игр серии Final Fantasy. Сюжет стал более проработанным, во всех планах.

Так же в игру были добавлены чокобо (см. картинку) и Сид, которые стали традиционным для серии игр Final Fantasy. И хотя Сид это разный персонаж в разных сериях, роль, которую он играет, обычно одинакова. Чаще всего он помогает нам со средством передвижения.

Про третью часть серии, выпущенной еще двумя годами позднее мы скажем, еще более кратко, она как и последующие игры содержит все традиционные элементы Final Fantasy:
Новый мир, новый сюжет, новая RPG система, Сид, чокобо(появляются не во всех играх серии). И в добавок к этому списку добавилось еще два элемента, это вызываемые существа, такие как Левиафан или Багамут, полный их набор меняется от части к части, но в целом такие существа тоже станут традицией и появились муглы(которые, тоже могут присутствовать не в каждой части серии (см картинку)).

Третья часть получила меньшую популярность, чем предыдущие и до портирования на Nindendo DS, издавалась только в Японии, зато, теперь можно поиграть на NDS или эмуляторе, аж в русскую версию, хотя перевод любительский, но весьма достойный.

Четвертая часть была выпущена уже на SNES, что расширило возможности разработчиков. Она принесла много нового в жанр jRPG. Сюжет стал более серьезным, чем раньше. Появились драматические моменты. Еще одной особенностью стала система «Active Time Battle» (ATB). Если ранее ход давался по очереди, то в этой системе очередь наступает, когда накопится шкала ATB, скорость накопление которой, зависит от показателей героев. Кстати в этой части саму шкалу мы не видим, а увидим ее только в следующей части.

Пятая часть Final Fantasy отличалась не сильно от своего предшественника, была развита система ATB, новый сюжет, новая RPG система, как я уже говорил, все это от части к части меняется. Кстати по этой игре был выпущен аниме-сериал Final Fantasy: Legend of the Crystals, который рассказывал о событиях, произошедших аж спустя 200 лет после событий игры.

Шестая часть серии стала последней вышедшей на SNES, уже следующая выйдет прямиком на PlayStation. И это последняя часть, которая будет описана в этой статье. А еще это последняя часть, которая будет описана кратко. Что сказать о самой шестой части. Снова великолепный сюжет. Эта игра серии получила самое большое число персонажей, которые войдут в нашу группу, аж 14 человек, хотя не совсем, например один из них мугл.

Напоследок опишем все значимые портирование этих игр: Final Fantasy I и II была портирована на PlayStation в составе Final Famntasy: Origins, с некоторыми небольшими доработками. Порт на GBA получил название Final Fantasy I & II: Dawn of Souls. Для второй части в придачу был выпущен ремейк для iOS.
Final Fantasy III с улучшенной графикой и некоторыми другими моментами была портирована на Nintendo DS, iOS и Android. Четвертая часть получила порты на PlayStation, GBA и ремейк для NDS. Пятая и шестая часть на PlayStation и GBA. Вторая, третья и четвертая части получили так же порт на PSP.
Известно так же, что все порты на PlayStation получили более современные на момент портирования Intro-cg ролики и некоторые другие. А так же несколько других мелочей. Про порты на GBA и PSP, лично мне, неизвестно ничего.
Ниже можно посмотреть CG ролики из версий портированных на PS и NDS. И оценить всю красоту музыки Нобуо Уэмацу и компьютерной графики от Square.

Вступительные ролики из Final Fantasy: Origins Вступительные ролики из Final Fantasy IV, V(PS1 port) Ролики из Final Fantasy VI (PS1 port) Ролик из Final Fantasy IV NDS

Следующая VII часть, вышла спустя три года, после предыдущей части, описанной ранее и стала самой продаваемой игрой в серии. Сюжет игры разворачивается в антиутопичном мире. Миром владеет мегакорпорация Шин-Ра, которая добывает энергию земли - мако. В данном мире мако - это жизненная энергия, все живые существа после смерти возвращаются в землю и становятся энергией планеты, поэтому выработка мако ведет к истощению и гибели всего мира. Главный персонаж Клауд Страйф бывший СОЛДАТ, т.е человек из специального отряда Шин-Ра, присоединяется к группировке борющейся против «Шин-Ра», за экологию планеты. Группировке необходимо взорвать реактор мако, но Клауд не успевает убежать, зато оказывается в интересном месте и знакомится с еще одним ключевым персонажем истории... и это только ее начало.

Стоит говорить, что сюжет великолепен? Здесь есть все, что нужно хорошей истории.
Еще великолепно сделана система материй. Материя в Final Fantasy VII - конденсированная энергия мако, которая дает необычные способности персонажем, материя прокачивается по мере использования. Так материя может давать характеристики, умения, пассивные умения или идти в дополнение с другой материей, например Quadra Magic, если к ней присоединить материю магии, то магия накладывается 4 раза подряд. Вся материя вставляется в оружие или броню, некоторые свойства зависят от того, куда она вставлена. Ничего не напоминает? Правда ведь похоже на текущую систему Path of Exile?

А еще была добавлена новая система Limit Break, которая будет использоваться и в поздних частях серии. При получении урона мы впадаем в «ярость» и можем наносить наиболее мощные атаки, разные, у разных персонажей.

Как и другие части серии, Final Fantasy в изобилии предоставляет нам множество секретов, потайные комнаты, секретные персонажи для нашей команды и даже секретные боссы.. Так же можно встретить несколько мини-игр, они не совсем секретные, ну не все.

Как я уже говорил, данная часть получила наибольшую популярность, поэтому по ней было сделано еще несколько игр аниме и даже полнометражный компьютерный мультфильм.
Аниме состоит из одного 25ти минутного эпизода Last Order Final Fantasy VII, рассказывающего историю во время, когда Клауд еще был СОЛДАТом.
Последняя фантазия 7: Дети пришествия - невиданной красоты компьютерная анимация, которую многие не оценили, т.к нельзя понять происходящее не поиграв в игру. Рассказывает нам новую историю, произошедшую незадолго, после окончания событий игры. Мы кстати увидим почти всех героев из игры и даже некоторых старых врагов, которые дожили до этого момента.
Игры Final Fantasy VII: Crisis Core PSP - приквел к основной истории и Final Fantasy VII: Dirge of Cerberus PS2 - рассказывает о событиях после «Детей пришествия» обе игры не в жанре jRPG.

Разработчики некоторое время задумывались выпустить переиздание Final Fantasy VII, но передумали в итоге. Зато до нас дошел переизданный вступительный ролик, кстати можно сравнить с оригинальным:

Смотреть ролики

Следующая игра серии Final Fantasy VIII, стала первой в жанре, где были соблюдены пропорции персонажей. Сюжет разворачивается в мире, где технологии идут рука об руку с магией и закручивает вокруг студента военной академии Скволла. Ему предстоит пройти экзамен и стать членом элитного отряда SeeD...
Эта еще одна красивая история..Чтобы описать всю красоту историй игр серии Final Fantasy, приходилось бы пересказывать все целиком, да и это бы не помогло, так зачем портить впечатление, если вдруг, кто нибудь из вас решит поиграть лично?

Игровой процесс прокачке персонажей основан на системе «хранителей» по сюжету мы можем найти несколько «хранителей» и привязать их к определенному герою, что даст этому герою новые способности, повышение характеристик и возможность призывать этого хранителя. Кроме сюжетных, по карте мира можно получить еще много «образцов», но чтобы хранитель присоединился к вам, нужно его победить, что кстати иногда довольно сложно. Всего в игре 16 хранителей. Кстати о сложности, в некоторых моментах игры, она просто зашкаливает, я уже промолчу о финальном боссе:).Кстати одно из особенностей сложности в этой части, заключается в том, что с уровнем героев, растет уровень всех монстров на карте мира. Забыл упомянуть, что хранители прокачиваются, так же как и сами персонажи, во время боев.
И последнее важное изменение в игровом процессе - Limit Break теперь не зависит от полученного урона и активируется при малом количестве очков жизней.

Из интересного, еще в игре присутствует мини игра Triple Triad - игра в карты, где при выигрыше мы можем получать новые карты и собирать коллекцию, играть с нами могут абсолютно разные персонажи в мире. А еще есть игра Chocobo World, для этого вам надо поймать хотя бы одного чокобо. Эта игра получила развитие в следующей игре серии, поэтому я расскажу о ней позже. А с этой версией каждый может ознакомиться сам.

И некий традиционный момент в моем обзоре, вступительный ролик из Final Fantasy VIII

Смотреть

Final Fantasy IX довольно сильно отличается от двух своих предшественников, разработчики решили вернуться к корням и сделать мир в духе первых частей серии. А так же игра получила рисованный стиль. Тем не менее мы имеем еще одну красивую историю, которая больше похожа на сказку, но это совсем не значит, что она стала хуже.

События игры разворачиваются вокруг Зидана Трибала, вора, банде которого, добрый дядюшка получил выкрасть свою племянницу принцессу Гарнет, у матери-королевы, которая «немного» сошла с ума, но вскоре герои понимают во что они впутались и насколько глобален заговор придуманный еще неизвестными нам персонажами.

Система прокачки персонажей теперь строится на прокачке экипировки, получая опыт, мы «увеличиваем» знания владения тем или иным видам оружия, что дает нам доступ к допольнительным способностям. Причем однажды полученные способности от оружия, сохраняются после снятия оружия.

Эта часть серии так же получила мини-игру в карты, только немного с другими правилами. Tetra Master - тоже коллекционная карточная игра, обыграв противника мы можем получить одну из его карт, тем самым составив коллекцию, карт очень много. Играть как и в предыдущей части, можно с большим числом людей, подходя к ним, мы можем нажать на определенную кнопку и если они согласяться, мы сможем сыграть.

Еще одна мини-игра - Сокровища Чокобо, это продолжение темы Мир Чокобо. Так играя с Чокобо в специальных местах мы находим карты сокровищ, получаем их, а наш Чокобо переодически меняет цвет, пока не достигнет Рая Чокобо, куда и нас с собой возьмет. Сама же игра довольно простая, мы за короткий промежуток времени должны найти сокровища зарытые на небольшой карте, так мы можем найти несколько монет, разные предметы, и куски карты сокровищ. По мере роста нашего Чокобо, локации в которых нам предстоит искать сокровища становятся сложнее. Зато наше ездовое животное со временем получает новые возможности, так мы получаем возможности пересекать горы, реки, а в последствии и летать.
Кроме этих мини-игр в игре встречаются и другие.

В мире попрятаны весьма сложные боссы, некоторые кстати сложнее финального, которых можно найти в разных, неожиданных местах, например на книжной полке в библиотеке.

Вступительный ролик Final Fantasy IX

Следующая, десятая часть, вышла уже на платформе PlayStation 2.

История закручивается вокруг юной звезды блицбола по имени Tidus, отец которого, в свое время тоже был звездой, но потом бесследно пропал. О блицболе расскажем позже. Во время матча по блицболу появляется чудовище, далее известное нам как Sin(Грех) и начинает разрушать все подряд. Спасаясь Tidus встречает друга отца по имени Auron, который помогает ему спастись и бросает его прямо в «сердце греха».

Оклемается Tidus уже в незнакомом ему месте, казалось бы в прошлом, но на самом деле это далекое будущее. Будущее, где технологии запрещены. Существуют террористы и изгои нарушающие этот запрет - Al"Bhed, будущее похожее на средневековье с магией, если не считать разбросанные по миру останки развитой цивилизации. В этом будущем Tidus знакомится с Al"Bhed и начинается его долгое путешествие.

В дальнейшем история, так же, будет закручиваться вокруг романтических отношений между Tidus и Yuna, девушка является призывателем. Призыватели люди способные победить Sin. Только какой ценой? И почему он всегда возвращается?

Новая система развития персонажа получила название Сетка Сфер (см. картинку), я бы сказал это более сложная система, чем реализованная в Path of Exile дерево пассивных умений. Тут так же каждый герой, начинает со своего места в сетке и вы можете сами выбрать путь его развития.

Кроме того по аналогии с карточными играми прошлый частей, в десятой есть свои мини игры, одна из которых блицбол, о котором уже упоминалось ранее. Блицбол сохранился и в будущем куда попал главный герой. Это игра напоминает гандбол под водой. Не совсем понятно, как дышат игроки, но похоже этим вопросом мало кто задается. Во время игр вы прокачиваете свою команду, можете покупать новых игроков, в том числе и из других команд. Каждый игрок обладает своими уникальными техниками, которые открываются по мере его совершенствования, некоторые спец приемы Tidus можно открыть во время прохождения игры. Начать матч в блицбол можно у любой сферы сохранения.

Что еще сказать про десятую часть? Это еще одна красивая история от Square Enix, с несвойственным для серии окончанием.

Возможно, поэтому была выпущена Final Fantasy X-2, которая рассказывает о событиях спустя 2 года, после окончания десятой части. Которая должна раскрыть некоторые секреты и даже дает возможность на счастливый конец. Точнее вариантов концовок всего четыре или пять. X-2, эта игра скорее для поклонников оригинала и может быть непонята, как отдельный продукт.

Далее не стоит читать тем, кто еще хочет поиграть в десятую часть, но не играл.

За два года в мире Спиры изменилось очень многое, технологии, запрещавшиеся ранее, теперь снова проникли в жизнь людей. История закручивается вокруг Yuna бывшей призывателем и ее команды по сбору сфер. Сфер из которых Yuna пытается узнать что-нибудь о судьбе Tidus"а. Персонажей у нас всего три. Три девушки, две знакомые нам по оригиналу Yuna и Rikku и новая Pain.

Изменилась боевая система и система прокачки. Сферы несут не только информацию, но могут быть использованы для усиления наших героинь. В каждую сферу можно вставить несколько костюмов, костюмы это как классы, между активными костюмами можно динамически переключаться прямо в бою. У каждого костюма есть свой набор умений и мы выбираем какое умение прокачивать следующим, при наборе необходимого количества опыта получаем его в свое распоряжение.

Изменилось и прохождение, все поделено на задания, обязательные и необязательные, для идеальной концовки все задания обязательны, а так же обязательны многие разговоры и важно их не пропустить, ибо после очередного задания, такого разговора может уже не произойти.

Мы летаем по всей Спире, на том самом корабле, на котором два года назад сражались с Sin. Кроме обычных монстров нападающих на нас тут и там, появились и конкуренты, которые тоже охотятся за сферами, по своим причинам.

В целом, как отдельная часть, X-2 ниже среднего, но как продолжение отличной Xой части оно может быть интересным. Правда не все поклонники десятой, смогут осилить эту новую историю. Я например, так и не смог. Ибо от духа Final Fantasy осталось весьма мало. Игра не цепляет, но ролики выполнены великолепно, отдельно их стоит посмотреть.

Одиннадцатая часть была выпущена как MMO игра. Я тут не буду затрагивать онлайн игры от Square Enix, поэтому идем дальше к двенадцатой серии, которая так же, была выпущена на PlayStation 2.

Действие двенадцатой части происходит в фэнтезийном мире Ивалис. Начинается все с того, что огромная империя Аркадия вторгается в небольшое королевство Далмаск. Не обошлось здесь без закулисный интриг и заговоров. Наше же приключение начинается спустя два года, мы выступаем в роли вора Ваана, который по воле случая, встречается с принцессой Аше, наследницей трона Дамаска, которую считали погибшей. Отсюда начинается наше путешествие по миру Ивалиса, в желании разгадать его тайны и избавиться от захватчиков из Аркадии.

Боевая система претерпела значительные изменения с последней части серии. Теперь бои происходят в реальном времени и тут как нельзя кстати нам помогает система Гамбитов,. Мы задаем условия поведения наших союзников, когда мы ими не управляем. Новая система прокачки Доска лицензий, напоминает Сетку сфер из прошлой части серии, ну точнее из десятой. Здесь нет глобальных мини игр, присутствующих в нескольких предыдущих частях серии, но есть другие интересные занятие, такие как: охота, рыбалка и дополнительные задания за клан Centurio.

И на закуску красивые вступительные ролики из перечисленных игр:

Смотреть

Спустя три года после выхода двенадцатой части, вышла тринадцатая часть серии Final Fantasy уже на современный консолях PlayStation 3 и XBOX 360. Square Enix снова создали красивый мир, а с применением новых технологий и фантазии сценаристов, художников и аниматоров, мир получился просто потрясающе красивым.

Сюжет закручен вокруг противостояния парящего над землей Кокона и большим и таинственным наземным Пульсом. Правительство боится Пульса и за любые подозрения в контакте с ним, жители депортируются вниз. Вскоре несколько героев объединяются в ходе борьбы с несправедливым правительством Кокона.

Изменением подверглось, как всегда очень многое. Как и в двенадцатой части мы видим противника при наших путешествиях и можем обойти нежелательные бои, ранее монстры нападали на нас случайным образом, в зависимости от места нашей дислокации. Зато боевая система вернулась в более традиционное для серии русло. Боевая система тринадцатой части была названа Command Synergy Battle, это развитие уже применявшейся ранее неоднократно старой доброй Active Time Battle. Правда под нашим контролем теперь одновременно всего один персонаж, как это было в двенадцатой части, остальные же управляются компьютером. Как и в случае с Гамбитами из двенадцатой части, в тринадцатой существует система Парадигм, которая должна помочь нам контролировать, «неконтролируемых» спутников.

За развитие персонажа отвечает система Кристарий, которая напоминает Сетку сфер или Доску лицензий из предыдущих частей. Если ранее RPG элементы менялись весьма сильно от части к части, то начиная с десятой, продолжения лишь немного развивают эту систему, что не может не печалить.

Серия Final Fantasy, как и многие современные игры других жанров и других компаний разработчиков не устояла перед тенденцией упрощения игрового процесса, так в Final Fantasy мы имеем линейный сюжет, со спорной интересностью и почти полностью линейное прохождение, линейные локации, гораздо меньше секретов и развилок встретится нам на пути, в отличии от предыдущих частей. Сюжет так же получился весьма спорным, с точки зрения интересности, хотя кинематографичность заметно выросла.

Впрочем, линейка Final Fantasy полюбилась миллионам игрокам давным давно и тринадцатая серия не стала исключением, поэтому был выпущен сиквел Final Fantasy XIII-2, в котором кроме продолжении приключений в тот же самом мире, разработчики постарались исправить спорные моменты в игровом процессе. Так в боевую систему были добавлены Quick Time Events, которые уже были во многих предыдущих частях серии.

Добавили возможность выбора сложности во время битвы. Нападение монстров стало вновь случайным как это было до двенадцатой части серии. Игровой процесс тут основан на путешествиях во времени, разработчики явно вдохновлялись своими проектами не из линейки Final Fantasy, вы ведь знаете о чем речь? :)

Так же был анонсирован еще один сиквел к тринадцатой части Lightning Returns.

По традиции несколько красивых видео роликов:

Смотреть

Четырнадцатая часть серии снова стала MMO и настоящим разочарованием для фанатов, поэтому вскоре была закрыта на доработку, а точнее на написание с нуля и нас ждет перезапуск названный A Realm Reborn, выпуск которого запланирован на первую половину 2013ого года.

А тем временем уже разрабатывается XV часть серии. Можно посмотреть ролик представленный на прошедшей E3:

Смотреть

Вот такое настоящее серии Final Fantasy, осталось рассмотреть ответвления.

Одним из наиболее ярких является Final Fantasy Tactics выпущенный еще на PlayStation 1. На самом деле ответвлений весьма много от The Final Fantasy Legend выпущенных еще на GameBoy и по духу имеющий мало общего с основной серией и до файтинга Dissidia: Final Fantasy. От игр про Чокобо и до Kingdom Hearts, где герои из диснеевских мультфильмов сражаются бок о бок с героями из оригинальной серии Final Fantasy. Но подробно я хочу рассмотреть именно Final Fantasy Tactics из всех ответвлений, она заслуживает наибольшего внимания на мой взгляд.

Сюжет тут происходит в том же мире, что и в двенадцатой части, только в других территориальных и временных рамках и так же закручен вокруг политики. Король умирает и начинается борьба за власть. Простой народ страдает, начинаются бунты, восстания. В основу морали ставиться вопрос, лучше ли человек, которого судьба поставила выше, чем другие, простые люди.

Главный герой из древнего и высокого рода дружит с выходцем из простолюдинов, сам являясь высокородным лишь на половину, как назвали бы его в «Игре Престолов» бастард. И его причастность к такому дому сразу забрасывает его в центр событий, описанных выше.

Сюжет тут вполне в духе Final Fantasy. Так же мы встретим в игре Чокобо и систему прокачки, которая использовалась в ранних частях серии, в том или ином виде. Тут мы имеем 20 профессий, которые можем прокачивать, а одну из них делать основной, некоторые профессии требует некоторого уровня в других профессиях. А в целом мы можем прокачивать хоть все профессии разом и получать за опыт в профессиях нужные нам умения.

А вот боевая система изменилась сильно, точнее они решили выпустить тактическую RPG (TRPG) вместо стандартной для серии jRPG. Стоит ли описывать, что из себя представляют TRPG, я думаю, что нет, если кто то же, с подобным жанром не знаком, то в интернете можно найти много примеров, стоит отметить, что наибольшее число игр в этом жанре выпущено именно на PS1, на следующих платформах их куда меньше, как и на PC.

Это была последняя статься по данной теме. Спасибо за уделенное мне время.