Церковь кирилла и марии. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские, родители преподобного Сергия Радонежского (†1337). История Кирилла и Марии Радонежских

Мария Молчанова. Сергий Радонежский: святой, возродивший русское монашество bolivar_s wrote in September 25th, 2018

Жизнь Сергия Радонежского стала своеобразным идеалом Святой Руси. Чудеса, знамения, суровая аскеза, благословение на подвиг Куликовской битвы, отказ от митрополичьей кафедры - все эти поступки надолго прославили одного из наиболее почитаемых русских святых. По мысли В.О. Ключевского, личность Сергия Радонежского со временем превратилась «в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом». О перипетиях судьбы святого Сергия пойдет речь в данной статье.
Житие Сергия Радонежского представляет собой своеобразный культурный идеал Святой Руси, состоящий из различных аспектов. Здесь немаловажную роль играет и политика, и суровая аскеза, и аналогия с самим Спасителем, которую легко проследить в агиографической литературе, и, наконец, различные чудеса и знамения. Зарождение самобытной русской монашеской традиции связано, прежде всего, с именем Феодосия Печерского, а ее возрождение случилось благодаря стараниям Сергия Радонежского. Его жизнь совпала со сложнейшим периодом в истории средневековой Руси — апогеем татаро-монгольского ига.
Возрождение русской монашеской традиции связано с Сергием Радонежским.
Ослабление иноческого подвижничества в первый век ига связано с духовным спадом внутри русского общества, тяжело переживавшего экономическую и политическую зависимость. Так, за первые сто лет ига было основано не более трех десятков новых монастырей, зато в последующие 100 лет их число превысило 150. Развитие монашеской жизни — это своеобразный барометр внутреннего состояния средневекового русского общества. Фигура Сергия Радонежского олицетворяла собой новый идеал иноческого уклада, ведь он начинал свой путь именно как монах-пустынник. Таким образом, если ранее все монастыри возникали в городах или под их стенами, то теперь наметилась тенденция к своего рода духовной колонизации. Огромное количество земель было освоено вдали от городов, что имело значение не только для культуры, но и для развития сельского хозяйства. Русские монастыри представляли собой форпост обороны от внезапных нападений татаро-монголов: за их мощными стенами находили убежище жители окрестных деревень. Заметим, что европейские монастыри, не выполняя чисто оборонительную функцию, становились скорее местом сосредоточения письменной культуры того времени.

Данилов монастырь в Москве (источник azbyka.ru)
Специфика иноческого подвига Сергия Радонежского заключалась не только в его стремлении к уединению, но и в так называемом деятельном исихазме. Это религиозное движение (от греч. «исихия» — безмолвие), зародившееся на Афоне, основывается на практике безмолвной молитвы, постижение которой возможно непосредственно из опыта духовного учителя — старца. Именно Сергий Радонежский воплотил эту мистическую традицию русского монашества, предполагающую суровейшие обеты ухода от жизни: молчание, пребывание в постоянном труде, молитвенное созерцание, в котором отражалось взаимодействие Бога и мира.
Сергий Радонежский, как и Феодосий Печерский (с которым его часто сравнивают), происходили из богатых боярских родов, но, согласно раннехристианской житийной традиции, оба еще в юношестве отказались от наследства, предпочтя всю свою жизнь провести в аскетичном духовном поиске. Так, простой крестьянин, приехавший к Сергию Радонежскому в зените его славы, застал святого, трудящегося в нищенском облачении на огороде. Родной брат Стефан, который, овдовев, решил присоединиться к подвижническому подвигу Сергия, не выдержал тяжелых условий быта и ушел из пустыни в Богоявленский монастырь в Москве.
Радонежский был из богатого рода, но в юности отказался от наследства.
В семье кроме будущего святого, который тогда носил имя Варфоломея, было еще два брата — Петр и Стефан. Всех троих родители учили грамоте, однако, Варфоломею наука никак не давалась. Родители и учителя бранили его, а сам он часто горевал, смиренно прося Бога вразумить его. Однажды сокрушенный отрок, пася жеребят, встретил возле старого дуба старца в иноческой одежде, который стал ласково расспрашивать Варфоломея о его жизни. Юноша поведал о своей скорби, попросив загадочного монаха помолиться Богу о даровании ему ученического усердия. Старец тут же исполнил просьбу юноши и угостил его хлебом, который показался тому сладким как мед. Это было первое чудесное явление в жизни Варфоломея, после которого он разом постиг всю книжную премудрость.

М. В. Нестеров «Юность преподобного Сергия Радонежского» (источник artchive.ru)
Чувствуя потребность уединения и служения Богу, Варфоломей стремился к одинокой жизни в монастыре, в то время как оба его брата женились. Родители просили чадо повременить с уходом из мира и заботиться о них. Так, Варфоломей предпочел духовный подвиг подвигу сыновьему. После смерти родителей он немедленно удалился в лесную чащу вдали от дорог, сложив там деревянную церковь во имя Святой Троицы, и стал жить в полном уединении, в окружении диких зверей, которые, однако, не трогали его. Один медведь даже повадился ходить к жилищу святого и тот кормил его хлебом прямо из рук. Постепенно слава о подвиге инока разнеслась по округе и пустошь наполнилась учениками и последователями. Так, со временем и возник известнейший русский монастырь Троице-Сергиева лавра, игуменом которого после долгих и усердных уговоров вынужденно стал Сергий, отвергавший любую земную власть.
Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Следующим удивительным деянием Сергия явилось благословение московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву — первую крупную победу над татаро-монголами, ставшую переломным моментом русской истории и сыгравшую немаловажную роль в дальнейшем свержении ига. Прибыв на место сражения, русские дружины в страхе замерли перед многотысячными татарскими полчищами. Чудесным образом на поле появился гонец от святого Сергия с ободряющим напутствием. Этот эпизод мотивировал русское войско на победу. Считается, что, находясь у себя в келье, Сергий духовным зрением наблюдал за ходом сражения, молясь за каждого павшего и благословляя каждого живого воина.

П. Рыженко «Сергий Радонежский» (источник nowimir.ru) Здесь интересным образом пересекаются духовный и политический аспекты жизни Сергия Радонежского. После победы в Куликовской битве он получил возможность положительно влиять на великих князей. Даже отказавшись от высокого поста митрополита, он сохранил большое нравственное влияние на жизнь общества и государственных деятелей. Однажды он примирил поспоривших между собой нижегородских правителей, а в другой раз разубедил рязанского князя Олега в необходимости войны с Москвой. В целом, в этот период русская церковь по сути оставалась единственным фактором единства раздробленных русских земель, а фигура Сергия Радонежского, внезапно получившего политический вес, приобрела дополнительное объединительное значение.
Список литературы:
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. М., 2003
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1892
Монашество и монастыри в России. XI-XX века: Исторические очерки. М., 2005.

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря ).

В конце XIII - начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь ).

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр ). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы ».

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми! » Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж ).

По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей

В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.

Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря
Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе

Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра ) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей ».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля , на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий - страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.

Сила заступничества Божией Матери, преподобных Кирилла и Марии и преподобного Сергия проявляется в чудесах, совершающихся на протяжении всей истории существования Хотькова монастыря.


В 1770–1771 годах Россию постигло одно из сильнейших народных бедствий. Холера или, как тогда говорили, моровая язва губила население разных городов и сел нашего отечества и, достигнув Москвы, истребила здесь множество людей. Хотьковские монахини обратились к заступничеству Божией Матери и своих небесных покровителей, преподобных Кирилла и Марии. Перед образом Тихвинской Божией Матери служились водосвятные молебны, была составлена молитва преподобным для чтения на каждой «Славе» Неусыпаемой Псалтири у их святых мощей. Эта молитва в Покровском монастыре читалась постоянно и переписывалась. Как сказано в записях того опасного времени: «Читалась она с августа до декабря месяца. И молитвами угодников Божиих от оной язвы избавлена вся обитель. И от иных стран с верою приходящие к ним для моления во время моровой язвы служили молебны Тихвинской Богоматери, прилагая молитву сию преподобным». Так молитвами небесных предстателей обитель избавилась от страшной болезни.


Преподобные Кирилл и Мария.

Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Второе такое же чудо произошло в 1848 г., во время очередной вспышки холеры. Тихвинскую икону с молебным пением обносили по всем монастырским келлиям и ни одна из сестер не подверглась болезни. С конца мая до октября в Хотькове во множестве собирался народ из окрестных деревень на молебные пения и всенощные бдения, заканчивавшиеся панихидой по родителям преподобного Сергия. Благодаря усиленным молениям Божией Матери и святым Кириллу и Марии в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия. В Церковной летописи Покровского Хотькова девичьего монастыря сказано: «В память этого чудесного избавления от болезни установлено совершать молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери после часов перед Литургией каждую субботу, на котором читаются весь канон с пением припевов, молитва Богородице и молитва угодникам Божиим схимонаху Кириллу и схимонахине Марии». Такая традиция благоговейно соблюдалась в обители до революции.

Монастырская летопись сохранила рассказ о третьем избавлении обители от холеры. В 1871 г. снова совершался крестный ход из Лавры с иконой преподобного Сергия. В конце мая образ носили по окрестностям на особом катафалке; вторично икона была изнесена из Лавры в конце июля. «Наша обитель, – рассказывает в Летописи хотьковский священник Вознесенский, – в оба посещения его (образа преподобного Сергия) удостоилась с иконами и хоругвиями при сонме всех монашествующих и насельниц монастыря встретить его, сопровождаемого многочисленным народом… Обитель наша была избавлена, как и в прежнюю холеру, от эпидемии заступлением Пресвятой Богородицы, преподобного Сергия и его родителей. Ни одна сестра, несмотря на большое стечение богомольцев, среди которых были и больные, не была подвержена заразе». Также и в окрестностях монастыря прекратилась эпидемия и падеж лошадей, постигший ближайшие селения одновременно с холерой.

Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев повествует о чудесном исцелении дочери крестьянина Симбирской губернии Татьяны Ивановой: «Это произошло в 1868 г. После падения в реку в зимнее время она заболела ревматизмом. От болезни по всему телу образовались язвы, от которых исходил зловонный запах. Она не могла ходить и лежала в постели более 12 лет. Под Светлое Христово Воскресение ее жестоко обидел родной брат, приказав вынести больную на праздник в скотную избу по причине зловония. Татьяне такое приказание родного брата было очень прискорбно, и она горько плакала перед Богом, что зловоние ее ран брат уже не терпит, и она должна проводить светлые и радостные дни с телятами и ягнятами. Со слезами на глазах она как бы уснула перед утреней Светлого Христова Воскресения, и ей представилось, что перед ней стоит седенький старичок в мантии, со склоненной головой и говорит ей: «Не плачь, не скорби и не ропщи, а благодари, и молись Богу, и призывай Преподобного Сергия и Кирилла и Марию». И, благословив ее, стал невидим. После этого она проснулась и увидела, что никого нет, а теплится только лампадка, и почувствовала облегчение, и ломоты более не ощущала. Мать ее утром сняла тряпки с ран и, увидев, что остались только голые кости и жилы, и, узнав от нее, что ломотные боли утихли, обмыла ее, надела чистое белье и стала ожидать ее смерти. Брат стал упрекать мать, что она не вынесла ее снова в хлев, на что мать сказала: «Что ее выносить – она скоро умрет». А Татьяна, напротив, чувствовала себя гораздо лучше и стала сидеть. В Светлый вторник раны ее стали затягиваться и закрываться, а зловония от них уже не было со Светлого дня, и она час от часу стала поправляться. Когда же она стала ходить и несколько окрепла, ей стали говорить, чтобы она сходила помолиться Богу и поблагодарила Преподобного Сергия за исцеление. Но мать, видя ее слабость, не отпускала, боясь, что она умрет в дороге, и девица отложила богомолье до другого года. Несмотря на это, многие убеждали ее, чтобы не откладывала благодарить Бога и шла непременно, на что она и решилась. На пути, когда она зашла в Саровскую пустынь, где исповедалась и приобщилась Святых Христовых Тайн, схимник, имени которого она не помнит, увидев ее и ухватив сзади за плечо, сказал ей: «Иди к Преподобному Сергию и благодари, родители его Кирилл и Мария исцелили тебя, благодари и их». Она сначала думала, что этот старец являлся ей во сне, но, посмотрев на него внимательно, не признала за того, который ей являлся, и сказала, что она боится, как бы по слабости здоровья не умереть в дороге. Он отвечал: «Не бойся, Кирилл и Мария и Преподобный Сергий молитвами своими сохранят тебя, и ты будешь совершенно здорова. От обители Преподобного Сергия недалеко и преподобные родители его почивают – в девичьем монастыре в Хотькове, который отстоит только в 10-ти верстах. А если ты не пойдешь, Господь накажет тебя, и даже не мысли, чтобы тебе возвратиться домой». Удивившись этому старцу, неизвестно как узнавшему о ее болезни и явлении Преподобного Сергия, она решилась идти и чем ближе подходила к обители Преподобного Сергия, тем крепче становилась силами и здоровьем, и пришла в Петров пост в обитель. Помолившись Господу Богу и поблагодарив Преподобного Сергия за его явление, отправилась в Хотьков монастырь. Когда она стала прикладываться к изображению преподобного Кирилла, голова ее, до тех пор бывшая наклоненной от сведенных жил в правую сторону, неожиданно стала прямой, шея также выпрямилась и стала свободно поворачиваться. Обрадовавшись такому чудесному исцелению и приложившись к изображению преподобной Марии, она стала рассказывать об этом исцелении и была отведена к игумении монастыря Филарете, которой и рассказала все. Исцелившись, она осталась в монастыре. Ныне она совершенно здорова, только при трудной работе скоро устает. Свидетельствую о сем по священству отец ее духовный хотьковский протоиерей Алексий Лебедев».

Другой хотьковский священник Сергий Терновский приводит рассказ об исцелении рясофорной послушницы Хотькова монастыря Агриппины, в монашестве Архелаи, три месяца страдавшей параличом. Нестерпимые боли не давали несчастной спать. «В ночь на 8-е января 1879 г. Агриппина, по обыкновению, не спала и в сильной горести сердца, потеряв надежду получить какую-либо пользу от лечения, стала мысленно обращаться в молитвах к преподобному Сергию и просить его о помощи. Перед ударом к утрени, в часу 4-м, заснув от изнеможения, видит она следующий сон: стоит будто в храме преподобного Сергия, в котором, кроме нее, никого не было. Приблизясь к раке Преподобного, она очень захотела взглянуть на его лик и дерзнула приподнять покров с лика. В эту же минуту показалось ей, что Преподобный встает из раки, чего она сильно испугалась и бросилась бежать в Хотьков с криком: «Сестры! Преподобный идет!» Он явился к ней в больницу и велел стать на колени, молиться и каяться, и сам коленопреклоненно молился вместе с нею. Исповедав ее, напомнив ей все грехи от ее юности, Преподобный снова помолился и вышел. Проснувшись от стука в двери, Агриппина подумала, что он вернулся, и встала с постели, хотя до этой минуты не могла двигаться. Со слезами благодарила она Преподобного и с тех пор не болела до самой своей смерти.

Угодники Божии хранят нашу обитель и всех уповающих на их помощь и заступничество. На гробницах преподобных Кирилла и Марии, находящихся в Покровском Хотьковом монастыре, засвидетельствованы многочисленные исцеления младенцев, родители которых обращались к святым с молитвой.

Тютькова Г.В. из Серпухова сообщила об исцелении ее сына Богдана от энцефалита. «Врачи сказали: если не лечить ребенка, то он не сможет ни сидеть, ни ходить. Моему горю не было границ. Этот ребенок был долгожданным и поздним, так как мы с мужем ждали его шесть лет. Я ходила в церковь, молилась Господу Богу, причащалась Святых Христовых Таин, и Господь послал нам ребенка. Мы назвали его Богданом. Отец Никон (в Серпухове) сказал нам, что нужно принести чепчик и распашонку мальчика и положить в святую гробницу преподобных Кирилла и Марии (в Высоцком монастыре хранится часть мощей Преподобных). Он сам положил туда вещи ребенка, где они лежали некоторое время. Батюшка переписал нам молитву Преподобным, ее мы читали каждый день и постоянно причащали Святых Христовых Таин нашего мальчика. Постепенно Богдан стал поправляться, затем начал сидеть и ходить, не отставая в развитии от своих сверстников, разумно мыслить, все говорить. Сейчас его сняли с учета больных у невропатолога. Вся наша семья благодарит Господа Бога за чудесное исцеление нашего сына. 19 декабря 1993 г.»

Сотрудница паломнической службы братства святителя Алексия В.Хохлова сообщает об одной из поездок: «Выехали мы из Самары после Благовещения, 8 апреля 1995 г., а утром следующего дня были уже в Богоявленском соборе Москвы. В Хотькове, в Покровском соборе монастыря, паломники стали свидетелями чуда. Когда мы вошли туда, одна женщина из нашей группы, не успев сделать несколько шагов, вдруг остановилась и замерла. Лицо ее приобрело черты мраморной статуи, руки скрючились, и она не в состоянии была ими пошевелить. Муж, шедший рядом с женщиной, начал ее осенять крестным знамением. Монахини монастыря помазали ее маслицем от лампады, потом несчастную положили на скамейку и решили приложить к мощам преподобных родителей Сергия Радонежского. Женщину с трудом подтащили к раке, с большим усилием приложили к святыне, и на глазах у всех она порозовела, улыбнулась, а через несколько минут уже стала ходить по храму. Позже я узнала, что женщина несколько лет назад обращалась к экстрасенсам, лечилась у них, а затем еще и пошла на курсы этих псевдоцелителей. На одном из занятий потеряла сознание: в нее вошел бес и связал тело. Пришлось ей обратиться к истинному целителю – Богу. Стали с мужем ездить по святым местам, отчего ей заметно стало легче. Вернулась наша паломническая группа в Самару на Вербное воскресенье. Нас встретило ласковое солнышко и голубое небо. Слава Тебе, Господи, за чудесную поездку».

«Я приехала в Хотьков монастырь 24 марта 1996 г. с группой паломников из Самары. Для меня это были темные времена. Я имела внешне беспроблемную жизнь, хорошую работу и благополучную семью, а внутри царили ожесточенность, отчаяние, беспросветность, разочарование в людях и неверие в собственное духовное возрождение. Окружающая жизнь казалась грязной, а собственная духовная убогость невыносимой. Все попытки вырваться из этого тупика были безуспешны. Мне казалось, что я у какой-то черты… В монастырь вступала ожесточенной и придавленной, без любви и жалости к людям, без надежды и веры на лучшее. К мощам святых Кирилла и Марии я подходила потому, что все подходили. При этом думала о преподобном Сергии Радонежском как о настоящем святом. В святость его родителей не верила. Затем, стоя в храме на службе, я почувствовала, что прошла боль в правой руке, которая беспокоила меня последние восемь месяцев. Боль и слабость в кисти были связаны с вынужденным положением правой руки во время работы на ультразвуковом аппарате при исследовании больных. К этому состоянию я привыкла, и было так радостно и неожиданно, что все исчезло. Я приехала лечить душу, а не руку. Святые Кирилл и Мария пожалели меня как свою дочку, маловерящую и непутевую, и дали мне знак надежды. В монастырь я входила обгоревшей веткой, а выходила с маленьким зеленым листочком на конце. Впереди была Троице-Сергива Лавра. Агеева Н.Д. (43 г.)».

Паломница из поселка Мокшан Пензенской области Сидорова Н.С. рассказывает: «В начале сентября 1996 г. мы приехали в монастырь к вечерней службе. Со мной был мой внук Сережа шести лет. У него врачи определили аденоиды второй степени, болезнь прогрессировала, уже начал снижаться слух, и ребенку предрекали операцию. Сережа с радостью ждал поездки к преподобному Сергию Радонежскому. С надеждой и умилением подходил он к святым мощам благоверных родителей в Хотькове и усердно молился перед иконой преподобного Сергия. Ночевали в храме. В пятом часу утра мы приехали в Лавру. Там нас сопровождал ледяной и пронизывающий ветер. Я думала, что загубила мальчика. С трепетом и благоговением мы приложились к мощам преподобного Сергия Радонежского. После обедни и Причащения Святых Христовых Таин мы посетили святой источник. На обратном пути домой я заговорила с Сережей и обнаружила у него чистую речь и прекрасный слух! Скоро это событие стало известно нашим спутникам. И теперь я неустанно рассказываю об этом исцелении людям».

«Матушки, простите, благословите! … Мне некого попросить съездить к вам в монастырь, а сама не могу. У меня кончилось святое масло от мощей преп. Кирилла и Марии. Это масло удивительно помогает при ожогах. Я уже раза 4 обжигала себе сильно пальцы то кипятком, то спичками, было очень больно, но, после того, как мазала этим маслицем, через некоторое время боль совершенно проходила. Может, у вас будет случай передать с кем-нибудь маслице… Губайдуллина А.В. Москва. 2001 г.»

Священник Покровского Хотькова монастыря иеромонах Иоанн (Корчуков) рассказал о том, как в августе 2004 года, в обители на исповедь к нему подошла женщина лет тридцати, приехавшая из города Георгиевска Ставропольского края, и поведала ему свою историю: она терпела в семье сильные скорби, осложнились отношения с мужем. Он оставил семью и причинял ей немало страданий. Она почитала преподобных Кирилла и Марию, молилась им и однажды услышала удивительный голос: «Мы преподобные Кирилл и Мария, мы тебя в обиду не дадим». Через некоторое время в семье вновь водворился мир и прежнее благоденствие. Женщина поехала в Покровский монастырь благодарить за обетованную помощь.

В 2004 году у молодых супругов из города Москвы родился ребенок Даниил. У него была непроходимость кишечника, все время его держали в больнице и уже готовили к сложной операции. Тетя молодой мамы обратилась в Покровский монастырь к иеромонаху Иоанну (Корчукову), который посоветовал собрать всех родных для исповеди. Собралось девять человек. Отец Иоанн исповедовал, а отец Варнава (Лосев), благочинный Московской Духовной Академии, совершал Крещение младенца. Во время Таинств каждый подходил к святым мощам. Люди искренно молились, прикладывались, просили святых Кирилла и Марию об исцелении. После совершения Таинств, вечером позвонили и сообщили, что у ребенка деятельность кишечника наладилась, а в ближайшие дни главный детский хирург, осмотрев ребенка, неожиданно заявил, что никакой болезни не наблюдается и потому операция уже не требуется. Все понимали, что по вере, молитве и покаянии родных Господь явил Свою милость ребенку.

«Слава Господу за все! Пишут эту историю Владислав, Татьяна и мл. Анастасия. 31 января 2006 г. наконец родилась у нас долгожданная дочурка, Настенька. До этого 13 лет мы не имели детей. В апреле 2005 г. мы приехали в Лавру, к прп. Сергию Радонежскому. У мощей пришла мысль поехать к его родителям, в Хотьковский монастырь, что мы и сделали. И через месяц я была уже беременна. Врачи сначала не поверили, говорили, что «не может быть». По молитвам Св. Кирилла и Марии мы теперь счастливы в ребенке. Настю мы родили в 38 лет. Слава Тебе, Боже во Святых Твоих! Ястребова Татьяна»

«Мне хочется рассказать о чудесной помощи Хотьковских Святых нашей семье. В самом начале моей беременности мы приехали в Покровский Хотьков монастырь с тем, чтобы поклониться Святым преподобным Кириллу и Марии. У раки с мощами мы горячо молились и просили помощи у Святых. Мне было 36 лет. Всю надежду, все упование мое возлагала я на Господа, Царицу Небесную и Святых Угодников Божиих. Беременность проходила без осложнений. В положенное время дочка попросилась на свет. Роды были быстрыми и легкими. Наша малышка родилась 31 января – в день памяти Святых преподобных Кирилла и Марии. Окрестили дочку с именем Мария. Мы с радостью приезжаем в Святую Обитель. Преподобные стали покровителями нашей семьи. Сердцем и душой своей стремимся сюда. Вновь и вновь с благодарностью, трепетом и благоговением прибегаем к драгоценной Святыне и получаем в дар утешение, укрепление, радование. Святые преподобные Кирилл и Мария, молите Бога о нас! Семья Алешиных. Подмосковье».

«Уважаемая о Господе, матушка Олимпиада и сестры! Мир вам! Сердечно поздравляю вас с Престольным праздником св. преп. Кирилла и Марии Радонежских! Благодарю вас за святые молитвы. Вы во время родов моей старшей дочери Валерии читали Псалтирь Неусыпаемую, и вот Ванечка родился, хоть и раньше времени, но я побывала у вас, помолилась и все диагнозы, которые ему ставили в больнице после рождения, больше не повторились, слава Богу! Посылаю фото Ванечки, как поклон от него и от нас, и прошу его благословить. С любовью о Господе, Татьяна и все мои ближние. Перфильева Т.А. Красноярск. 30. 01.2008»

Молодая женщина-врач, работающая в известной больнице хирургом-реаниматором, рассказала о произошедшем с ней чуде. В феврале при родах она умирала на операционном столе от сильного кровотечения и взмолилась о спасении. Вдруг ей явились преподобные Кирилл и Мария и сказали: «Ты останешься жить ради спасения других людей, но не смей брать денег с больных». Она родила благополучно и осталась жить. Сама сообщила Матушке Игумении о совершившемся.

7 октября этого года мы с подругой ехали на поклонение в Троице-Сергиеву Лавру. По дороге заехали в Хотьково, в Покровский монастырь. Еще в электричке подруге стало плохо. У нас была коляска и трое детей. Еле-еле дошли до монастыря. Подруга осталась на детской площадке. Я пошла в храм и потом едва уговорила ее пойти приложиться мощам. Она еле встала. Как только приложилась, всё прошло сразу. А на днях моего крестного положили в больницу. Когда мы с мамой туда приехали, нам сразу сказали, что дело идет на дни, даже на часы. Тромб. Он лежал весь синий. Я привезла с собой масло и воду. Он смог выпить пару глотков, помазали его маслицем, и ночью ему стало лучше. Врачи и медсестры не поверили. Они даже и не думали, что он встанет. Сейчас он чувствует себя намного лучше, ходит. А в палате удивлялись произошедшему. Ведь все слышали, что сказал врач: «Умрет в любой момент». Масло стоит у него на полке, все им пользуются. Дай Бог, и им поможет. Раба Божия Елена, 2011 г.

Я, Журавлева Надежда Ивановна, проживающая в г. Мелитополе на Украине, часто приезжаю досматривать свою больную сестру. Живет она в Московской области в г. Ивантеевке, у нее болели ноги, и она с трудом ходила с палочкой. Я ее привезла к мощам прпп. Кирилла и Марии, заказали молебен, приложились к святым мощам. На следующий день сестра ходила без палочки. Так ей помогли прпп. Кирилл и Мария. Мы им очень благодарны. У нас в г. Мелитополе православные любят и знают прпп. Кирилла и Марию и прп. Сергия, исцеляются маслом от их мощей, святой водой лечат больные места, заказывают им молебны, и я с радостью привожу своим знакомым масло, св. воду из вашего монастыря. Низкий поклон Вам до земли.

Одно из писем об исцелении завершается следующими словами благодарности: «Чудны дела Твои, Господи! Дивен Бог во святых Своих! Слава, честь и похвала святым угодникам Божиим, преподобному Кириллу и Марии, безмездным врачам и чудотворцам нашим предивным. К ним я обращаюсь постоянно в кругу своей обыденной жизни, и в большом и в малом, и всегда чувствуется их помощь, заступничество, руководство. И это так срастается с твоей жизнью, что просто все это начинаешь воспринимать как должное, чувствуешь себя чадом, частичкой одной большой семьи, во главе которой стоят родители прп. Сергия, а значит, и наши духовные родители – преподобные Кирилл и Мария».

Много в наши дни совершается и других чудес, связанных с именем преподобных Кирилла и Марии, Радонежских Чудотворцев. Так что по сей день горячая молитва, возносимая у их святых мощей, обретает скорый ответ, а кто с верой обращается к этим дивным угодникам Божиим, тот, несомненно, воспринимает от них небесную помощь.

Радуйтеся, преподобные Кирилле и Марие, усердные о нас пред Богом молитвенницы!


31 Января 2019

Почитая православных святых, мы не всегда думаем об их родителях, а зачастую даже не знаем их. Но встречаются случаи, когда родители почитаемых святых показывают не меньшую добродетель и даруют помощь. Так, молитва Кириллу и Марии Радонежским, родителям Сергия Радонежского способствует в делах семьи и дома, а также в супружестве.

История Кирилла и Марии Радонежских

До того, как принять монашеский постриг, преподобный Кирилл служил у князей Ростова. Семья их была обеспеченной, но, несмотря на это, они с супругой вели простую жизнь, помогали нуждающимся, не отказывали путникам в приюте. Детей они воспитывали в благочестии и любви к Богу.

Знамение об их сыне как об Избраннике Божьем пришло к ним еще до того, как он появился на свет.

В чем помогают молитвы преподобным?

Годы спустя Кирилл и Мария приняли вначале иночество, потом схиму. Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария умерли в 1337 году. Их мощи с тех пор покоятся в Покровском соборе. Говорят, что Сергий Радонежский указал:

Прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом .

Поэтому многие верующие считают своим долгом помолиться возле мощей его родителей и почтить их память.

К молитве Кириллу и Марии Радонежским обращаются в следующих случаях:

  • просьба о содействии в воспитании детей;
  • просьба о даровании семейного благополучия.


Молитва преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского

О раби Божии, схимонаше Кирилле и схимонахине Марие! Внемлите смиренному молению нашему. Аще бо временное житие ваше скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо носити нам пособствующе. Се бо вкупе со преподобным и богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, дерзновение ко Христу Богу и ко Пречистой Его Матери стяжали есте. Темже и ныне будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных рабах Божиих (имена). Будите нам заступницы крепции, да верою живуще, заступлением вашим сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о даровании христианского супружества

Обрести семейное счастье и благополучие поможет молитва преподобным Кириллу и Марии Радонежским. Девушки прибегают к этой молитве, когда просят Господа послать им супруга.

О блаженная двоице, воистину земли русския украшение, святый преподобный Кирилле и святая преподобная Марие; образ брака христианскаго яви Господь преславное житие ваше; славно бо пожили есте в лета тяжкия для земли и народа нашего и вся скорби и искушения мира сего претрели есте единою плотию — сего ради прослави Господь вас и супружество ваше. Темже смиренно молю вас, препадающе перед святым образом вашим: умолите Господа, во еже послати мне супруга христианскаго (супругу христианскую). Весте бо, яко несть добро человеку единому быти: да исправит Господь стези моя. Ей, блазии о нас пред Богом заступницы, испросите мне смиренномудрия, кротости и рассуждения христианскаго. Помозите мне очистить от страстей сердце мое. Вы бо учителие и образи чистаго жития преизряднии есте и ходатаицы о нас по Бозе во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 3

Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго, нам явившии, с нимже усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.

Кондак преподобным Кириллу и Марии Радонежским, глас 4

Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тии бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, Отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.

Преподобный Сергий дал заповедь: «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Все предпринимающие путешествие для богомолья в Троицкую Лавру поставляют долгом — вследствие завещания Преподобного — предварительно посетить Хотьковский Покровский монастырь и поклониться гробницам его родителей. (Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря).
В конце XIII - начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.
Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве: в начале чтения Евангелия, перед пением Херувимской и в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.
Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.
3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».
С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством: по средам и пятницам он совсем ничего не ел, а в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Господу Богу: «Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!» Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).
По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Родители не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.
В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в 3 км от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Почти в то же время произошла печальная перемена и в жизни их старшего сына Стефана: жена его умерла, оставив двух сыновей. Похоронив супругу в Хотьковском монастыре, Стефан не пожелал уже возвращаться в мир. Поручив своих детей младшему брату Петру, он здесь же в Хотькове принял монашество.

Преподобный Сергий у мощей своих родителей
В 1337 году схимонах Кирилл и схимонахиня Мария отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг.
Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Рака с мощами преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии Радонежских и Хотьковских чудотворцев в данный момент находится в Никольском соборе Покровского Хотькова монастыря

Мощи преподобных Кирилла и Марии в Покровском соборе
Уже будучи игуменом, преподобный Сергий часто ходил из основанного им монастыря (ныне – Троице-Сергиева Лавра) к могилам родителей и, по преданию, завещал идущим к нему прежде помолиться о его родителях в Хотьково. Так и повелось: перед тем, как отправляться в Троице-Сергиеву Лавру, богомольцы приходили в Покровский монастырь в Хотьково, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей».

До самой революции 1917 года мощи преподобных покоились под полом Покровского собора в Хотьковском монастыре. А после ликвидации монастыря рабочие, которые занимались его перестройкой под склады и мастерские… разрешили верующим забрать мощи и, более того, сами помогли вскрыть полы храма и вынести останки. Мощи были положены в склепе на территории монастыря, причем никаких знаков или надписей на склеп не нанесли – место помнили только непосредственные участники этих событий…

Общецерковное прославление Кирилла и Марии в лике святых состоялось в 1992 году, ровно через 600 лет после преставления их «сына радости», преподобного Сергия Радонежского.
Сегодня их мощи возвращены в Хотьковский монастырь. Память празднуется через день после памяти их знаменитого сына – 11 октября, 31 января и в день собора Радонежских святых – 19 июля, на следующий день после памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Покровский Хотьков монастырь
Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий - страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Молитва ко преподобным Кириллу и Марии
О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, праведнии Кирилле и Марие, плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, с ним же усердно молите Господа низпослати нам дух любве и смиренномудрия, да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, восхвалим двоицу блаженную благовернаго Кирилла и Марию добронравную, тыя бо молятся вкупе с возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, ко Единому во Святей Троице Богу, отечество наше в правоверии утвердити, домы миром оградити, юныя от напастей и соблазнов избавити, старость укрепити и спасти души наша.
Величание
Ублажаем, ублажаем вас, преподобнии Кирилле и Марие и преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы Ангелов.