Житие преподобных сергия и германа валаамских. Основатели обители, преподобные сергий и герман. I. Исторические сведения о преподобных

Святые Преподобные Сергий и Герман Валаамские были миссионерами, проповедовали Христианство в Карелии и, по наиболее достоверному преданию, поселились на Валаамском острове в 1329. Подробное житие их утрачено. Основанная Сергием и Германом Спасо-Преображенская общежительная обитель стала светочем Святого Православия и прославилась делами благотворительности. После блаженной кончины старцев Сергия и Германа у их гробницы стали совершаться чудеса и исцеления. Спасая святыню от злобы шведских захватчиков, монахи не раз переносили мощи в Великий Новгород, но затем возвращали их в монастырь. В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители. Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. Имена Сергия и Германа внесены в Месяцеслов по повелению Императора Александра I Благословенного, посетившего Валаам в августе 1819. В XIX веке по инициативе святителя Игнатия (Брянчанинова) в Валаамской обители началось сооружение нового Преображенского собора. Освящение закладного камня было совершено 30 июня ст. ст. 1887 года после Божественной Литургии у мощей святых Сергия и Германа в Успенской церкви, в присутствии прадеда и прабабки ныне здравствующей Главы Российского Императорского Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны – Великого Князя Владимира Александровича и Великой Княгини Марии Павловны. Как повествует монастырская летопись: «(…) Из церкви шествие направилось к месту закладки храма, к которой приступили по совершении молебствия. Настоятель положил в приготовленное в камне место святые мощи, а Их Высочества вылили освященный елей и положили монеты того года; иеродиакон прочитал надпись на металлической доске о времени закладки, совершенной в присутствии Их Высочеств. Первый кирпич положен был Великим Князем…». Строительство собора завершил игумен Гавриил (Гаврилов). В течение 1891-1893 была завершена отделка интерьеров нижней церкви. 26 июня ст. ст. 1892 преосвященным Антонием (Вадковским), Епископом Выборгским, первым викарием Санкт-Петербургской епархии, в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны и их сыновей Великих Князей Бориса и Андрея Владимировичей, был освящен главный престол нижней церкви собора в честь преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Верхняя церковь собора была освящена во имя Преображения Господня 19 июня ст. ст. 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским) в присутствии Великого Князя Владимира Александровича, Великой Княгини Марии Павловны, их сына – будущего первого Императора в изгнании Кирилла I Владимировича и матери его будущей супруги Императрицы Виктории Феодоровны – Великой Княгини Марии Александровны Герцогини Эдинбургской и Саксен-Кобург-Готской.

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи Великого Княжества Финляндского Валаамский монастырь остался на финляндской территории. Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Когда Карельский перешеек отошел к СССР, братия монастыря покинула его и основала Ново-Валаамский монастырь. Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами.

Духовные связи между братией и Императорским Домом Романовых сохранялись и после революции. Последний старец Валаамского монастыря иеросхимонах Михаил Младший (в миру Питкевич) (1877-1962) в довоенный период был в числе иноков, противостоящих под руководством иеросхимонаха Михаила Старшего модернистским реформам, проводимым под давлением Константинопольского Патриархата. С 1945 в юрисдикции Московского Патриархата. После передачи Ново-Валаамского монастыря в юрисдикцию Финляндской Автономной Церкви в 1957 вернулся в СССР. Отец Михаил упоминался близким к Императорской Семье в изгнании протоиереем Стефаном Ляшевским в его письме Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу от 8/21 июля 1957 как один из молитвенников за Императорский Дом.

В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители. Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

Дни памяти: 11/24 сентября (перенесение мощей в 1718) и 28 июня/11 июля (преставление свв. старцев Сергия и Германа в 1353).

Молитвы преподобным Сергию и Герману Валаамским.

О велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас, грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в день Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь.

Молитва Преподобным Сергию и Герману, Валаамским Чудотворцем

О преподобнии, Богоноснии, преблаженнии отцы наши Сергие и Германе, зрителие славы Божия в Небеснем Царствии! Не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающим: приимите воздыхание и слезы, и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще же Небесному Царю, о преблаженнии, молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране низпослати обилие благ земных: Благочестивейшей Великой Государыне нашей ВЕЛИКОЙ КНЯГИНЕ МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЕ на враги победу и одоление даровати и Дом ЕЯ в мире и тишине сохранити: нас же всех в вере и добродетели утвердити, избавляти же присно от вожделений греховных и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящия уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающия сохраняти, путешествующим спутешествовати, и всякому верному в нуждах способствовати: яко Того вси есмы творение, и того есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.

Молитва иная Преподобным Сергию и Герману, Валаамским Чудотворцем

О преподобнии и Богоноснии отцы наши Сергие и Германе, земнии Ангели и небеснии человецы, молитвеницы теплии и ходатаи за мир непрестаннии, Валааму покрове и похвало и всем верным всегда готовое прибежище и заступление! С верою и любовию припадающе к раце честных мощей ваших, умиленно молим вас: не забудите чад своих, яже от молвы житейския в пустыни сей собрали есте: не отступите николиже от нас, но неусыпным предстательством вашим оградите нас от злых козней вражиих: утолите возстание страстей: укрепите немощь нашу в духовных бранех и подвизех, предлежащих нам: отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец наших, и Небесное утешение низпослите нам во трудех и скорбех наших. Сохраните, о преподобнии, святую обитель вашу от всякаго оскудения, от огня и меча, от смертоносныя язвы и от всякаго обстояния. Молитеся, преблаженнии, усердно молим вас, за Благоверную ВЕЛИКУЮ КНЯГИНЮ нашу, за весь Царственный Дом, за Христолюбивое воинство и за всю Державу Российскую: да сохранит их Господь в мире, здравии, во всех благих преспеянии: да дарует им на враги победу и во всякой добродетели да укрепит. Помяните в молитвах ваших, угодницы Божии, и окрестную страну сию Карельскую, иже светом Христовым просветили есте: да утвердится в ней Вера Православная, и да ничтоже успеют вси возстающие на малое стадо сие и от Церкве Святыя отторгнути е тщащиися. Услышите, милосерднии отцы наши, и всякаго человека, с верою приходящаго к вам и благодатныя помощи вашея требующаго: будите сирым и обидимым заступницы, скорбящим утешение, болящим цетители, изнемогающим укрепление, сущим в пути хранители, в мори плавающим управители и пристанище небурное. В страшный же час смертный предстаните всем нам, якоже блазии ходатаи и темных зраков демонских дерзновеннии прогонителие: да в мире и покаянии скончавше земное поприще наше, достигнем и вечных благ наслаждения, и купно с вами да воспоем и прославим Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобным Сергию и Герману Валаамским.

Тропарь преподобных, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Тропарь преподобных Сергия и Германа Валаамских, глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Кондак преподобных, глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

, Новгородских и Санкт-Петербургских святых

Исторические сведения о преподобных Сергие и Германе очень скудны. Их житие было утрачено в результате опустошительных набегов на Валаамский монастырь , и кто они были - доподлинно неизвестно. Их почитают основателями Валаамского монастыря, но о времени основания обители также ничего не известно.

Кем были святые Сергий и Герман?

Местное предание, основываясь на словах Нестора о приходе св. апостола Андрея Первозванного к славянам Новгородским, продолжают его путешествие и на озеро Ладогу, где будто бы благословил он пустынный остров Валаамский каменным крестом. Те же темныя предания называют Сергия одним из апостольских учеников, посетившего этот остров и крестившего там язычников, между коими был некто Мунг, который, как полагают, и был назван Германом. Повесть эта извлечена из древней рукописи и ничем не подтверждается.

Некоторые относят житие преподобных Сергия и Германа ко временам св. кн. Ольги (X в.) и почитают их выходцами из Греции, искавшими просветить север. Но это так же сомнительно, как и мнение Платона, митрополита Московского , который, в церковной истории своей, относит начало Валаамского монастыря ко временам Владимира Великого (X-XI в.). В Софийской летописи сказано: "Лета 6671 () обретены быша мощи и перенесены преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских, Новгородских чудотворцев при архиепископе Новгородском Иоанне". Но тогда страна, где лежит остров Валаам, не принадлежала России, и Иоанн не был еще епископом, так как он был хиротонисан в 1165 г. Сочинитель Истории Российской Иерархии считает свидетельство Софийской летописи или вовсе несправедливым, или заключает, что писец обманулся в имени Иоанна, вставив его не в том месте и веке, а надлежало бы вписать архиепископа Иоанна , жившего в конце XIV и начале XV века, что согласно и со временем присоединения Карелии к Российскому владению.

В Новгородской Софийской библиотеке, на доске древней рукописной книги, содержащей правила Свв. Отец и Седьми Соборов, находится записка со следующими словами: "В лето 6837 () нача жити на острове Валаамском, озере Ладожском, старец Сергий" . По другим запискам значится, что к основателю Валаамской обители пришел на сожительство прп. Герман в г. Посему и можно предположить основание монастыря в XIV веке.

Почитание и прославление преподобных

Издревле было положено начало местному церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых , упоминания в службе "Всем русским святым", составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: "Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго , ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго , риза преподобническая, на плечах схима" .

В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии преподобных, встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы", памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа, Карельских чудотворцев, из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности. Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века. Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo - Старый Валаам, и на этом острове указан крест.

Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века.

Мощи преподобных Сергия и Германа почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре , сохранился сборник "Чудеса преподобных Сергия и Германа", составленный по благословению игумена Дамаскина.

Тропарь, глас 4

Евангелия Христова истиннии послушницы/ явистеся, преподобнии,/ мир и вся, яже в нем, яко не сущая,/ преобидевше любве ради Христовы,/ и в морский остров вселистеся,/ и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся,/ постом, бдением же и всенощным стоянием/ плоти своя духу мудре повинули есте./ Сего ради от Вседержительныя десницы достойныя венцы прияли есте,/ и ныне Пресвятей Троице предстояще, молитеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе,/ сохранитися в мире отечеству нашему// и спастися душам нашим.

Тропарь, глас 1

От мирския молвы бегающе, безмолвия и благочестия рачители,/ в тихое пристанище Валаама от востока приидосте,/и в нем Евангельски Христу добродетельми последовавше, на верх совершенства востеклй есте:/и ныне в торжестве премирном Богозрением наслаждающиеся,/ всеблаженнии отцы Сергие и Германе, Человеколюбца Бога молите,/ еже спасти всех нас, благочестно вас почитающих.

Кондак, глас 4

От мирскаго жития изшедше,/ отвержением мира Христу последовасте,/ и достигосте великаго Нева езера,/ и, в нем на острове Валааме всельшеся,/ равноангельное житие пожили есте,/ отонудуже веселящеся прешли есте к Небесным чертогом./ И ныне со Ангелы Владычню Престолу предстояще,/ поминайте нас, чад своих,/ яже собрали есте, богомудрии,/ да радостно от души вопием:// радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Использованные материалы

  • Патерик:: Основатели обители, преподобные Сергий и Герман // Официальный сайт Валаамского монастыря
  • Сергий Валаамский, преподобный, чудотворец // Сайт "Русское Православие"

В православии иконы имеют особую силу и смысл. Каждый образ играет определенную роль и имеет свою уникальную историю. Икона Сергия Валаамского не является исключением.

Сергий Валаамский — один из основателей Валаамского монастыря. Это очень важная духовная личность для всего православного мира. Жил Сергий в 10 веке, то есть во времена, когда христианство еще только проходило период становления и распространения на Руси. Сергий и Герман Валаамские положили начало духовному просвещению северо-восточных и северных регионов Руси.

История иконы

Жил Сергий в 10 или в 14 веке. До сих пор по этому поводу идут споры. Сергий и Герман основали Спасо-Преображенский мужской монастырь. Благодаря этому северные народы смогли приобщиться к христианству.

В этой обители было много исцелений и других чудес, подробные описания которых канули в лету. В летописях значатся множественные пометки о паломниках, которые искали божественного спасения. Они его находили, потому что монастырь был наполнен любовью Божией.

Сама икона и молитвы перед нею помогают укрепить веру. Святой Сергий положил всю свою жизнь на то, чтобы донести слово Божье до людей, которые были язычниками. Эта икона придает сил, устраняет негативные сомнения. Если вам нужно наставление на путь истинный или вы желаете, чтобы ваш ребенок избрал верный путь в жизни, то помолитесь перед этой иконой, попросив святого Сергия Валаамского о помощи.

Молитва перед иконой Сергия Валаамского

«Ушедшие от жизни мирской, пожертвовавшие жизнь Христу и достигшие великого Невского озера, и в нем на острове Валааме поселившиеся, словно ангелы на Небесах, куда пришли к Небесному чертогу люди. И теперь там Ангелы Небесному Престолу преклоняются, поминают нас, чад своих, да радостно от души поют: радуйтесь, Сергий и Герман, отцы преблаженные».

Читайте эту молитву не только в периоды, когда вы находитесь в депрессии и плохом настроении, но и когда у вас все хорошо, ведь благодарственные молитвы куда более сильны.

Где находится икона

До сих пор образ Сергия Валаамского хранится на острове Валаам в основанном старцами монастыре. Есть древний образ Сергия и в Спасо-Преображенском монастыре в Москве. С 2007 года открыт монастырь в Волгоградской области, в городе Волжском. Туда часто приезжают паломники, чтобы помолиться святым, изменить свою судьбу молитвами .

Описание иконы

На иконе изображен Сергий, скрестивший пальцы для молитвы. Изображен он уже старцем, ибо в довольно внушительном возрасте он и Герман основали монастырь, осуществив свою мечту и распространив слово Божье на северных территориях Руси. Мощи святых лежат все там же — в Валаамской обители.

Дни празднования иконы

Празднование иконы совершается 11 июля, в день памяти Сергия Валаамского, и 24 сентября, в день перенесения мощей святого из Великого Новгорода обратно в Валаамскую обитель.

В эти дни в каждой православной церкви вспоминают великих Сергия и Германа, их великий вклад в развитие христианства и результаты их самоотдачи и самопожертвования.

Эта икона должна быть в каждом доме , если вы хотите, чтобы мотивация вас не покидала. Духовный настрой превыше всего, так что не забывайте молиться Сергию Валаамскому. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

16.07.2017 05:50

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ

(время жизни неизвестно)

О жизни преподобных Сергия и Германа, основателей знаменитого Валаамского монастыря (на одном из островов Ладожского озера), нам известно чрезвычайно мало. Историки спорили и спорят о времени их жизни (и, следовательно, о времени основания Валаамской обители), причем датировки - и это кажется совершенно невероятным - колеблются в пределах едва ли не полутора тысячелетий. Монастырское предание, согласно которому начало обители связано с проповедью в Новгородских пределах святого апостола Андрея (I век нашей эры), а преподобный Сергий является его прямым учеником, ныне вряд ли может быть воспринято всерьез. Но и поныне начало монастыря возводят то к временам святой княгини Ольги (IX век), то к временам Крещения Руси Владимиром Святым (X век), то к XII, а то и к XIV веку или даже к концу XIV - началу XV века. Не сохранилось и Житие преподобных Сергия и Германа (скорее всего, оно никогда и не существовало), а отдельные фрагментарные упоминания о первоначальниках Валаамской обители встречаются исключительно в поздних источниках (самое раннее XVI века).

Некоторая ясность относительно времени жизни прославленных русских святых появилась совсем недавно - а именно после обнаружения в рукописи XVI века особого Сказания о Валаамском монастыре. Сказание это имеет следующее весьма пространное название: «Сказание кратко о создании пречестныя обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме. И отчасти повесть о преподобных святых отец, тоя же обители началник Сергия и Германа, и о принесении святых мощей их». (Памятник был обнаружен, исследован и опубликован в 1996 году Н. А. Охотиной-Линд.) Сказание подтверждает наиболее позднюю из предлагавшихся ранее датировок основания обители.

Согласно Сказанию, в конце XIV века из Великого Новгорода на озеро Нево (Ладожское) пришли двое «неких святоученых священноиноков»: одного из них звали Ефрем, другого - Сергий; с ними было еще несколько человек. (Позднейшие источники называют Сергия Валаамского греком, но вряд ли это известие достоверно.) «Устремившись на подвиг», пишет автор Сказания, старцы приплыли к острову Валаам, намереваясь, вероятно, начать здесь монашеское житие; однако остров этот был уже занят «корелой», то есть карелами. «Великий же этот остров Валаам, - восторженно описывает его агиограф XVI века, - сотворен Творцом необыкновенно прекрасным и высоким: сам из камня, многолесен и многоводен; заводи и заливы имеет бесчисленные. Вокруг же него 70 малых островков, как будто цыплята сидят вокруг наседки - так сотворены эти малые островки около большого острова, весьма прекрасные и чудесные, состоящие из одного камня; одни из них лесистые, а другие голые; одни очень малы, а другие большие». Один из этих небольших островков с восточной стороны от Валаама, получивший впоследствии название Святого острова, или острова Александра Свирского, иноки и выбрали для своего поселения. Остров же этот «прекрасный и очень высокий, как будто стог сотворен, равной ширины от низу и до верха, высотою более 50 сажен, искусно и предивно сотворен Создателем всего, и пещера здесь каменная весьма чудная». (Позднейшее монастырское предание связывало эту пещеру с именем преподобного Александра Свирского, подвижника XVI века.) Братия водрузили на острове крест, поставили церковь во имя Преображения Господня и начали жить в трудах и молитвах. Для своих нужд на других малых островах они развели огороды. «Живущая же на большом острове чудь (карелы. - Авт.) сильно ярилась на тех святых старцев, насылая колдовство единодушно с бесами и творя многие пакости».

Вскоре старец Ефрем покинул остров и переселился на озеро Ильмень, где основал Перекомский монастырь. (Об основании Перекомского монастыря Новгородская летопись сообщает под 1407 годом. Преподобный Ефрем Перекомский был причтен Церковью к лику святых. Сохранилось его Житие, однако оно датирует основание Перекомской обители серединой XV века; вот и еще одна необъяснимая загадка наших древних источников.) Ко времени его ухода число иноков Валаамской обители заметно возросло; Святой остров оказался для них тесен, и преподобный Сергий отправился в Новгород, к архиепископу Иоанну II, который занимал новгородскую архиепископскую кафедру с 1388-го по 1415 год. Он должен был, во-первых, получить благословение архиепископа на открытие в Новгородской епархии нового монастыря, а во-вторых, заручиться поддержкой гражданских властей для переселения братии на большой остров и изгнания оттуда язычников карел. Обе задачи были успешно выполнены. «Правители же города (под этим словом автор понимает „посадников“ и „тысяцких“. - Авт.), прилежно повинуясь словам архиепископа, быстро отрядили посланцев с письменными указами. Также и архиепископ свой письменный указ с гонцом послал, чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны. Архиепископ же много золота и всего необходимого дал преподобному Сергию на устроение монастыря; также и правители города и христолюбивые именитые люди многочисленные приношения преподобному дали. И таким образом архиепископ отпустил преподобного Сергия с вышеназванными посланниками».

Для выселения с острова «корелы» потребовалось применение военной силы. Язычники не хотели уступать, и на острове развернулись настоящие сражения с жертвами с обеих сторон. «Посланники же приказанное им архиепископом и посадниками вершили: живущих здесь людей с острова того высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну (в подлиннике: „рать сотвориша“. - Авт.) против посланных. И многие из тех язычников-волхвов были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и так посланные вскоре их с острова изгнали. Тогда же и некоторые из благоговейных иноков от смертельных ран скончались».

Преподобный Сергий выбрал место для строительства обители - «весьма красивое и высокое, на горе каменной, отовсюду видимое, подобно городу, и имеющее под собой отличную большую тихую пристань». По благословению архиепископа Иоанна была построена церковь во имя Спаса Преображения - «большая и весьма красивая и высокая», с приделами во имя Иоанна Богослова и Николы Чудотворца, а затем и другая церковь, во имя Рождества Господа, с трапезной, - «весьма чудная и преславная». Монастырь оградили стенами, так что Спасо-Преображенская церковь оказалась в самом центре обители, «на равном расстоянии со всех сторон, возвышаясь, как древняя куща между полками Израилевыми (ср. Лев. 23: 42–43), отовсюду видимая, испускающая, как солнце, лучи красоты».

Точный год основания монастыря в Сказании не обозначен. Отмечено лишь, что это произошло при архиепископстве Иоанна II, то есть не ранее 1388 и не позднее 1415 года. (Вероятно, создатель Сказания имел в своем распоряжении грамоту новгородского владыки, не имеющую даты, но подписанную самим Иоанном.) На основании некоторых соображений косвенного порядка исследователи предлагают две наиболее вероятных даты начала обители - 1389 или 1399 год. (В поздних источниках встречаются еще две даты: 1329 год как год начала жительства старца Сергия на Валаамском острове, и 1399 год как память «преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа на Валамском острове».) Известно также, что преподобного Сергия связывала тесная дружба с другим великим русским подвижником - преподобным Арсением Коневским, основателем монастыря Рождества Богородицы на острове Коневец на Ладожском озере. (Основание Коневского монастыря датируется летописью 1398 годом.)

Сказание о начале Валаамского монастыря излагает основные положения устава, введенного в обители преподобным Сергием. Это общежительный устав, предусматривающий полное равенство иноков во всем и осуждающий всяческие «стяжания». Сергий предписывал инокам «лишь самое необходимое на потребу человеческого естества иметь в монастырских хранилищах и о нем лишь заботиться, а излишеств не искать, подобно лихоимцам; еду есть самую простую - какую подаст Бог, а сложные хитроумные блюда, с ухищрениями приготовленные, - такие вовсе запретил, даже когда сделает Господь то место зажиточным. И повелел никогда не пить медовых и разных пьянящих напитков, а только необходимейший квас - и для своих, и для приходящих Работа же для всех общая, также и равенство в трапезе, и одежда всем равная - от последних до первых по званию». Преподобный игумен также «совершенно запретил просить у постригаемых больших вкладов, но повелел даром постригать любого, кто с верою желает приобрести ангельскую святую жизнь - хоть бы и из простых людей был». Так были заложены основы процветания знаменитейшего из северных русских монастырей.

Дальнейшая судьба преподобного Сергия сложилась, однако, драматически. В обители возник конфликт между игуменом и братией. «Творец греха - лукавый дьявол, - сообщает автор Сказания, - находит некоторых из иноков, разумом некрепких, и подбивает их на вражду со святым и великим игуменом Сергием». Преподобный, не вступая в споры с братией и возложив упование на Бога, отказывается от игуменского сана и удаляется из монастыря. Первоначально он поселился в некоем пустынном месте на том же острове, где стал вести уединенную молитвенную жизнь. Но, по-видимому, братию это не устроило; в результате начавшейся на острове «второй брани» (по выражению автора Сказания) «принуждением и бесчестием» преподобный вынужден был покинуть Валаам и удалиться в Новгород. Здесь Сергий поселился в монастыре Иоанна Богослова (что это за монастырь, в точности неизвестно), где занимался переписыванием книг. «И было его трудолюбивое писание весьма хорошим из-за хранящейся в нем глубины божественной философии, - отмечал книжник XVI века. - И до сих пор написанные им книги в том монастыре хранятся, и называют их „Сергиев перевод“». В Богословском монастыре преподобный Сергий прожил несколько лет и, достигнув маститой старости, отошел к Господу. Тело его было похоронено в том же монастыре, у церковных стен. Рассказывали, что позже на церковной стене было искусно написано красками изображение преподобного Сергия, а в ногах у гроба вырос огромный тополь.

Преемником Сергия стал священноинок Герман, второй игумен Валаамского монастыря. Автор Сказания пишет о нем, что он «во всех первых трудах был вместе с преподобным Сергием». Однако какие-либо подробности о его жизни совершенно стерлись из памяти потомков, и потому агиограф ограничивается лишь самыми общими фразами: «Тот великий Герман прилежно пас порученное ему Христово стадо духовных овец и жил непорочной жизнью, насколько позволяет телесное несовершенство. И отошел от жизни сей к Богу в многолетних сединах, при своей пастве в созданном ими монастыре; тут же и погребен был». Спустя приблизительно сто лет после основания монастыря, то есть в конце XV века, в обители случился страшный пожар, не пощадивший ни церкви, ни прочие монастырские строения, ни имущество монастыря; гробница преподобного Германа, однако, уцелела. После этого ее перенесли в церковь, где она пребывала на одном месте более сорока лет, до торжественного перенесения мощей преподобного Сергия, основателя обители, из Новгорода на Валаам.

Это перенесение мощей явилось значительным событием в истории Валаамского монастыря и особенно в истории почитания его святых основателей. Валаамский игумен Пимен обратился с просьбой о перенесении мощей преподобного Сергия из Великого Новгорода на Валаам к архиепископу новгородскому Феодосию (1542–1550); тот, в свою очередь, отправил игумена в Москву, к святителю Макарию. «Тот же великий и чудесный добродетелями муж понял своим духом: не сам по себе игумен осмелился на такую вещь, но поощряемый святым преподобным Сергием. По совету светлейшего христоименитого царя Иоанна (Ивана Грозного. - Авт.) тот преосвященный митрополит пишет архиепископу соборное писание, чтобы отпустить мощи преподобного - с честью, которой они достойны, - в созданную им обитель». Из Новгорода мощи проследовали в «насаде» (корабле) по Волхову и далее в Ладожское озеро; по пути игумен Пимен посетил со святыней Коневецкий монастырь, основанный преподобным Арсением, другом и собеседником преподобного Сергия. На Валааме же святые мощи были положены в Спасо-Преображенской церкви, за алтарем; вместе с ними положены были и мощи преподобного Германа. Это произошло 11 сентября, однако точный год перенесения мощей неизвестен.

К тому времени Валаамская обитель становится одной из самых значительных на севере России. В невероятно сложных условиях, на каменистой, совершенно не приспособленной для возделывания земле, иноки развивают образцовое монастырское хозяйство, выращивают хлеб, другие продукты земледелия, занимаются рыболовным промыслом. В неукоснительной строгости соблюдается устав, завещанный обители преподобным Сергием. Иноки Валаамского монастыря стали основателями многих прославленных северорусских обителей. Так, именно из Валаама вышел преподобный Зосима Соловецкий; валаамскими постриженниками были и преподобный Александр Свирский, основатель знаменитого Троицкого монастыря на реке Свири, и Савва, основатель менее известного Троицкого Сенного монастыря (на одном из островов Ладожского озера).

Последующая судьба Валаамского монастыря оказалась драматичной, во многом даже трагической. Дважды монастырь подвергался полному разорению и надолго запустевал - в первый раз после шведского разорения 1611 года, в Смутное время (по заключенному в 1617 году Столбовскому миру, территория Карельского уезда перешла Швеции; монастырь был полностью уничтожен, а братия перебралась в Васильевский монастырь под Ладогой; возрождение монастыря началось лишь в 1718 году, после победоносной для России Северной войны), а во второй раз в 1940 году, после того как территория Ладожского озера, входившая прежде в состав Финляндии, перешла Советскому Союзу (монастырь вновь был полностью разорен, а иноки переселились вглубь Финляндии, где возник существующий и поныне Ново-Валаамский монастырь). В 1989 году Спасо-Преображенский Валаамский монастырь был возрожден вновь.

Преподобные основатели Валаамской обители прославились как великие чудотворцы. «Многие же замечательные чудеса показал Бог через Своих угодников Сергия и Германа», - писал автор Сказания о начале Валаамского монастыря в XVI веке. В своем сочинении он привел лишь малую толику этих чудес (о явлении преподобных валаамским инокам и местным жителям, об исцелении некоего рыбака, о защите преподобными иноков от клеветы), ибо «у всех на слуху сотворенные ими ранее великие чудеса, но также и ныне неоскудно являют свои чудеса всем, с верою их призывающим, и над ними свои преславные чудеса творят».

Местное почитание святых Сергия и Германа Валаамских (по-видимому, только в пределах Карельского уезда) было установлено после перенесения их мощей в середине XVI века. Что же касается общецерковного прославления, то оно произошло значительно позже: лишь в 1819 году память преподобных была внесена в общерусские месяцесловы.

Церковь празднует память преподобных Сергия и Германа Валаамских 28 июня (11 июля) и 11 (24) сентября.

ЛИТЕРАТУРА:

Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996.

Из книги Русские подвижники 19-ого века автора Поселянин Евгений

МИССИОНЕР, МОНАХ ГЕРМАН Монах Герман, из Серпуховских купцов, 16-ти лет от роду вступил в Сергиеву пустынь (под Петербургом). Во время пребывания в ней получил он чудесное от пресвятой Богородицы исцеление в постигшем его недуге. 21–22 лет он перешел на Валаам. Всею душою он

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Сергий и Герман Валаамские, преподобный Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. В Софийском свитке, писанном в конце XVI века, записано: «В лето 6837 (1329) старец Сергий пришел на Валаамов остров». Преподобные своими наставлениями и

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Герман Аляскинский, преподобный Преподобный Герман Аляскинский родился в подмосковном городе Серпухове в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С шестнадцати лет вступил он на иноческий путь. Вначале преподобный нес послушание в

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы (+ ок. 1353) Память их празднуется 28 июня, 11 сент. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святыхО житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудртцорцев, и времени их жизни

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Бавинк, Герман (Bavinck, Herman, 1854-1921). Наряду с А. Кёйпером, ведущий теолог неокальвинистского возрождения, начало крому было положено 100 лет назад Голландской реформатской церковью. (Сегодня неокальвинистское возрождение представляет в Сев. Америке Христианская реформатекая

Из книги Самые знаменитые святые и чудотворцы России автора Карпов Алексей Юрьевич

Франке, Август Герман (Francke, August Hermann, 1663-1727). Один из главных деятелей пиетизма. Учился в Эрфурте, Киле и Лейпциге, преподавал в Лейпциге (1685-87 и 1689-90). Учение Франке имело и своих последователей, и противников. Под влиянием Ф.Я.Шпенера в 1692 г. Франке стал профессором в недавно

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

СЕРГИЙ И ГЕРМАН ВАЛААМСКИЕ (время жизни неизвестно)О жизни преподобных Сергия и Германа, основателей знаменитого Валаамского монастыря (на одном из островов Ладожского озера), нам известно чрезвычайно мало. Историки спорили и спорят о времени их жизни (и, следовательно, о

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Марта 9 (22) Священномученики Сергий (Лебедев), Димитрий (Гливенко), Алексий (Смирнов) и Сергий (Цветков) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)В январе 1938 года власти арестовали священников Ухтомского благочиния Московской епархии.Священномученик Сергий родился 16 июля 1875

Из книги Монастырская кухня автора Степашева Ирина

Поучение 2-е. Преп. Сергий и Герман Валаамские (Благотворное влияние монашества на ход нашей истории) I. Ныне совершается память преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Преп. Сергий и Герман были основателями иноческой жизни на Валаамском острове Ладожского озера и

Из книги Русское богословие в европейском контексте. С. Н. Булгаков и западная религиозно-философская мысль автора Коллектив авторов

Щи валаамские Капусту, резаный репчатый лук, лавровый лист, петрушку, перец горошком тушить при добавлении воды.Отдельно варить мелко шинкованные свежие грибы. Вынуть грибы из бульона, слегка поджарить.Когда капуста упарилась, сделалась мягкой, но с хрустом, подсыпать

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Два юбилея: протоиерей Сергий Булгаков и патриарх Сергий (Страгородский) Н. К. Гаврюшин В 2004 году отмечены, пусть и не особенно громко, два юбилея – двух Сергиев, двух богословов и церковно-общественных деятелей: 60 лет со дня кончины патриарха Сергия Страгородского и

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

ГЕРМАН, епископ Новогородский хиротонисан 1078 г., преставился 1096 г. в Киеве; погребен в Новгородском Софийском соборе, в Мартириевой паперти. Память его совершается в сем соборе обще с другими угодниками, там почивающими, 10 февраля и 4 октября. О деяниях Германа ничего не

Из книги автора

ГЕРМАН, преподобный Валаамский (см. Сергий и Герман).

Из книги автора

ГЕРМАН, архиепископ Казанский родом из города Старицы; при крещении назван Григорием; происходил от дворянской фамилии Садыревых-Полевых, ведущей свое начало от князей Смоленских; пострижен в Иосифо-Волоколамском монастыре и назван Германом. Слава о житии Германа скоро

Из книги автора

СЕРГИЙ и ГЕРМАН, преподобные Валаамские мощи их почивают под спудом в соборной церкви во имя Преображения Господня, в Валаамском монастыре (на одном из северозападных островов Ладожского озера). Церковь совершает их память 28 июня; кроме того в Валаамской обители

Из книги автора

Прпп. Сергий и Герман, чудотворцы Валаамские († ок.1353), память 11 июля, 24 сентября По преданию, во времена распространения христианства апостол Андрей Первозванный двигался на Север, проповедуя Евангелие. Пройдя Днепр, а затем Волхов, ученик Христа вошел в «бурные и

Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы" - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ("Карельских чудотворцев") из Новгорода в монастырь "Всемилостивого Спаса" - по "утишении военной опасности", по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция "нестяжателей" в известной церковной полемике XVI века.
В 1819 году Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

Преподобные отцы наши Сергие и Германе, молите Бога о нас!

Из «Летописи Валаамского монастыря»:

1163 г.
обретение мощей Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
[" В лето 6671 о архиепископе Иоанне.
Поставиша великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго а прежъ были епископы. Тогоже лета обретены быша мощи и пренесены преподобныхъ отецъ нашихъ Сергия и Германа, Валаамскихъ Новгородскихъ чюдотворцовъ при архиепископе Новгородком Иоанне..."]

Факт обретения и переноса мощей в 1163 - 1164 гг. (ввиду военной опасности) подтверждается рядом достоверных летописных источников, новгородских по происхождению.
Источник, хорошо известный историкам XIX века, - так называемая Уваровская летопись, новгородская по происхождению. На 1163 год в ней содержится сообщение о переносе мощей преп. Сергия и Германа.

В конце XIX века был обнаружен еще один источник данных сведений - Российская Летопись по списку Софийскому Великого Новгорода (в собрании Погодина). Историки, относящие возникновение Валаамского монастыря к XIV веку, считают, что все церковные даты были вписаны в нарвскую летопись позднее, а Погодинский отрывок лишь копирует это позднейшее внесение. Однако, вновь обнаруженные летописные обрывки, сообщающие о перенесении мощей в 1163 году, позволяют говорить не о компиляции, а о существовании единого древнего летописного источника, хранящего изначально данные сведения. Так, в сб. XVII в. из собр. Погодина на л. 89 вновь сообщается о переносе мощей и указывается источник сведений: «Выписано из Новгородского Летописца Антониевского монастыря книги». Видимо в Антониево-Дымском монастыре хранился один их списков Летописца - протографа. Указание на существование древнего новгородского Летописца мы встречаем в рукописи из собрания Лихачева Н.П. "О святых великоновгородских епископах и архиепископах и преподобных чудотворцах". Подтверждение этому находим в летописных отрывках XVII - XVIII веков:

["Преподобные отцы Сергий и Герман иже на Валаамском езере. Был тамо монастырь в нем же пострижен Александр Свирский ныне пусто. От швецъ и немецъ разорено. Мощи ихъ ныне неизвестны. Токмо стоят часовня и прежъ сего в Летопясце пясано: обретены быша мощи их в лето 6671 (1163) и пренесены на Валаамский островъ во обитель Спасову в лето 6690 (1182) при архиепископе Новгородском Иоанне, Чюдотворце"]

Обретение и перенос мощей прпп. Сергия и Германа в XII веке подтверждает широко распространенный на Руси текст «Валаамской беседы». Само распространение списков «Беседы» говорит о высоком духовном авторитете прпп. Сергия и Германа. Зачало Беседы, несомненно, нужно рассматривать как свидетельство факта переноса и обретения мощей в ХII веке.

[- перенесение моще прпдныхъ оцъ нши Сергiа и Германа, Валаамьскихъ чюдотворцовъ началниковъ того Валаамского мнтыря изъ Великого Новограда в корельскиi уъздъ всемлтваго спса...]

1179 - 1180 гг.
четвертое и последнее перенесение мощей Прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам. По прибытии в монастырь некоторое время мощи находились на том месте, где ныне стоит Покровская часовня. Более достоверной является точка зрения о переносе мощей из Новгорода на Валаам в 1182 г., так как она подтверждается рядом летописных источников, указанных выше. Церковная историческая наука не подтверждает сведений о том, что этот перенос мощей был четвертым. Источник сведений - текст "Оповеди".

1198
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам (по утишении военной опасности).


1719 г. 13 марта
освящение деревянного храма на Валааме во имя Прпп. Сергия и Германа и вместе с этим и деревянных зданий обители [сгорели при пожаре в 1754 г.].

1799 г. 28 июня
в монастырском соборном храме освящена другая церковь во имя Прпп. Сергия и Германа.

1819 г. 20 октября
Российским Святейшим Синодом предписано: во все церковные книги вносить имена Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, с помещением, где следует, тропаря и кондака сих святых.

1823 г.
сооружена серебряная рака для Прпп. Сергия и Германа.

1858 г. 15 июня
в монастырском соборе, в нижней его церкви, по перестройке, освящен храм во имя Прпп. Сергия и Германа.

1892 г. 26 июня
освящен нижний монастырский собор во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1899 г. 18 июля
в Сергиевском скиту освящен каменный храм во имя прп. Сергия, Валаамского чудотворца.

1903 г.
освящен каменный храм в Германовском скиту во имя прп. Германа, Валаамского чудотворца.

1990 г.
в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вновь совершено освящение главного престола нижнего соборного храма во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1996 г., 9 - 12/22 - 25 июля
Святейший Патриарх Алексий II посетил Валаамскую обитель. Им было совершено освящение вновь сооруженной раки над мощами Прпп. Сергия и Германа, почивающих под спудом,

Тропарь, глас 4:

Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии, / мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы, / и в морский остров вселистеся, / и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся, / постом, бдением же и всенощным стоянием / плоти своя духу мудре повинули есте. / Сего ради от вседержительныя десницы / достойныя венцы прияли есте. / И ныне Пресвятей Троице предстояще, / молитеся, всеблаженнии отцы Сергие и Германе, / сохранитися в мире отечеству нашему, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

От мирского жития изшедше, отвержением же мира Христу последовасте, и достигосте великого Нева езера, и в нем на острове Валааме всельшеся, равноангельским житием пожили есте: отонудуже веселящеся, пришли есте к небесным чертогам. И ныне со ангелы Владычню престолу предстояще, поминайте нас, чад своих, яже собрали богомудрии, да радостно от души вопием: радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва:

О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков.

(valaam.karelia.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; community.livejournal.com;
www.cirota.ru; eparhia.onego.ru; kizhi.karelia.ru; www.valaam.ru; img0.liveinternet.ru; www.valaamphoto.narod.ru; www.fap.ru; www.photocity.ru; fotki.yandex.ru;
www.mitropolia-spb.ru).