У неимущего отнимется а имеющему приложится. «Всякому имущему дастся и приумножится. — Как отнеслись к этому Ваши учителя

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Двоеслов

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Прп. Иустин (Попович)

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Ибо всякому имеющему дастся и прiумножится : а таков каждый человек, который есть добрый и верный рабъ Божий, Божественного. Нет сомнения, таким может стать каждый по собственной доброй воле. Ибо добрый и верный рабъ трудится, обрабатывает Божие в себе и в мире, окружающем его, и поэтому все это умножается в нем и вокруг него. А лукавый и ленивый рабъ не хочет ничего Божиего; не хочет даже и того, что имеет как дар Божий, как талантъ, поэтому и возьмется от него и то, что он имеет, ибо Бог ничего Своего не навязывает никому силой. С чем тогда остается лукавый и ленивый рабъ? С собой самим, с тем только, что относится к человеческому миру, людскому, посюстороннему. Действительно он теряет и основание под собой, остается на «ничем»; ибо когда от человека взимается Божие и то, что от Бога, что тогда остается в нем постоянного и ценного? все только: ничто, ничто, ничто. Действительно, гуманисты основывают свое бытие на небытии, свое все на «ничто». Они живут в кажущихся реальностях, в реальностях, которые себя безумно провозгласили единственными.

Блж. Иероним Стридонский

Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Хотя многие люди от природы мудры и имеют остроту ума, однако, если они будут нерадивы и вследствие праздности погубят благо природы, - по сравнению с тем, который немного медлительнее, но трудами и заботливостью увеличит меньшее, принадлежащее ему, - [такие] утрачивают благо природы и увидят, что награда, обещанная им, переходит к другим. Можно это место понимать и так: тому, который имеет веру и благое произволение о Боге, если бы он, по человеческой немощи (ut homo), имел даже менее других в делах, [такому] от благого Судии будет дано. А тот, кто не имел веры, утратит даже и те блага и прочие добродетели, которые от природы он, по-видимому, имел. И даже весьма искусно (eleganter) говорится: Отнимется у него и то, что имел . В самом деле, то, что бывает без веры во Христа, не должно быть вменяемо тому, кто сделал из этого злоупотребление, а только тому, кто присоединил благо природы даже к злому рабу.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Ориген

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Евфимий Зигабен

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Архим. Софроний (Сахаров)

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

Лопухин А.П.

ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет

(Лк. 19:25-26) . Указывается своеобразная, но вполне жизненная и понятная причина того, почему отнимается последний талант. Она заключается не в том, что “лукавый и ленивый” раб не имеет таланта, а в том, что не имеет роста, прибыли. За этот недостаток прибыли отнимается у него и самый талант. Του δε μη ΐχοντος, так. наз. Genitivus absolutus (ср. Мф. 13:12 и прим. к этому стиху).

Толковая Библия.

Цитата из Библии (Евангение от Луки - гл. 19 стр. 26, Евангелие от Матфея - гл. 25 стр. 29). Ее иногда применяют в более коротком варианте "Имущему дастся, а у неимущего отнимется".

В Евангение от Луки (глава 19) Иисус рассказал притчу о том, что некоторый человек высокого рода, отправляясь в путешествие, призвал десять рабов своих, дал им десять мин (древних монет) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Один из них не послушался хозяина и решил сохранить деньги не отдав их в оборот. Хозяин, вернувшись, поругал этого раба. Рассказ этой притчи завершается выводом (стр. 26) "Всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет…":

12. Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет… "

Такая же притча изложена в Евангелие от Матфея (глава 25) - .

Примеры

(1867 - 1945)

"На японской войне" (1906 - 1907): "Чем больше у тебя есть, тем больше тебе дастся , - вот было у нас основное руководящее правило. Чем выше по своему положению стоял русский начальник, тем больше была для него война средством к обогащению: прогоны, пособия, склады, - все было сказочно щедро. Для солдат же война являлась полным разорением, семьи их голодали, пособия из казны и от земств были до смешного нищенские и те выдавались очень неаккуратно, - об этом из дому то и дело писали солдатам."

(1828 - 1910)

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.), Том 4, Эпилог, VIII:

"- Знаешь что, - сказала Наташа, - вот ты много читала Евангелие; там есть одно место прямо о Соне.
- Что? - с удивлением спросила графиня Марья.

- «Имущему дастся, а у неимущего отнимется », помнишь? Она - неимущий: за что? не знаю; в ней нет, может быть, эгоизма, - я не знаю, но у нее отнимется, и все отнялось. Мне ее ужасно жалко иногда; я ужасно желала прежде, чтобы Nicolas женился на ней; но я всегда как бы предчувствовала, что этого не будет. Она пустоцвет, знаешь, как на клубнике? Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы".

Православие — это не «русская вера» и не «греческая вера», нет, это вера, объединяющая блаженных, алчущих и жаждущих правды (см.: Мф. 5, 6) вне зависимости от их национального происхождения и места жительства. Алла Кисина, наш постоянный автор, живущий в США, знакомит нас с американским православным священником.

В Южной Калифорнии, в городе Риверсайд, находится небольшая гора Рубидокс — любимое место отдыха местных жителей и культурно-историческая достопримечательность штата. На вершине холма установлен крест в память отца Серра, францисканского монаха — основателя первых католических миссий на территории современной Калифорнии. Одиннадцатиметровый стальной крест хорошо виден отовсюду. В 2012 году из-за него произошла настоящая схватка: эти события даже попали в центральные газеты.

Началось с того, что мэр Риверсайда получил письмо из Вашингтона, от организации, называющей себя Союзом Американцев за разделение Церкви и Государства. Письмо содержало требование снести крест на холме Рубидокс, поскольку нахождение креста на муниципальной земле противоречит первой поправке к Конституции США.

Лидером борьбы за крест стал священник Антиохийской Православной церкви святого апостола Андрея Первозванного отец Иосия Тренхам. По его инициативе был созван экстренный городской совет. Двери муниципалитета были открыты для горожан. Народу собралось много, поэтому каждый оратор имел право только на три минуты выступления. Отец Иосия регламента не нарушил. Потрясая четырехметровой железной цепью, купленной накануне в местном магазине хозтоваров, священник сказал: «Имейте в виду, если вы попытаетесь убрать крест, убирать его будете вместе со мной, поскольку этой цепью я прикую себя к кресту». Голос у отца Иосии поставлен хорошо, ростом Бог не обидел, добавим еще эффект развевающегося черного подрясника, в общем, получилось убедительно.

Городские власти приняли соломоново решение. Чтобы избежать возможной судебной склоки с активистами-атеистами, объявили символический земельный аукцион: он длился меньше минуты. Вершина горы за минимальную цену перешла к некоммерческой частной организации, которая обязалась поддерживать и охранять историческое место и сам крест.

Отец Иосия — фигура, как сейчас принято говорить, медийная. Вбиваем Josiah Trenham в поисковую строку Интернета. Получаем около восьми тысяч результатов. Отец Иосия — потомок первых поселенцев Америки: его предок Френсис Итен приплыл к берегам нынешней Новой Англии на знаменитом корабле пилигримов «Майский цветок». Отец Иосия — основатель и руководитель Patristic Nectar Publications — некоммерческой организации, распространяющей аудиокниги и лекции об учении святых отцов Церкви. Отец Иосия — адъюнкт-профессор в нескольких колледжах Калифорнии, автор ряда богословских книг, непременный участник всех ежегодных академических форумов и симпозиумов по богословию. Он часто выступает в роли ведущего на православном вещании (Ancient Faith Radio), среди его гостей — известные религиозные лидеры разных конфессий и континентов. Отца Иосию приглашают на самые различные теле- и радиопрограммы, в их числе такие диаметрально противоположные, как Russia Today и Fox News. Но интервью для русского православного провинциального журнала он дает в первый раз.

— Какое место занимала религия в Вашем детстве?

— Я родился и вырос в пресвитерианской семье в Южной Калифорнии. Родители ходили в церковь каждое воскресенье. Моя мать была замечательной певицей, одно время даже пела на бродвейской сцене. Она часто пела в церкви соло, помню чувство невероятного счастья, когда я слушал ее пение. Дома о религии много не говорили: для нее существовало такое специальное место — церковь. Меня не учили молиться каждый день и Библию читать не заставляли. Но в шестнадцать лет у меня вдруг возникло внезапное желание открыть Библию. У меня была своя собственная Библия, мне ее дали в воскресной школе, когда я еще был маленьким мальчиком. И вот я снял ее с книжной полки; на ней был густой слой пыли, Библию долго не брали в руки. Книга выскользнула из моих рук и упала раскрытой на странице Нагорной проповеди. И первые евангельские слова, которые я прочитал, были: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5, 6). У меня было такое ощущение, что Христос стоит здесь, прямо передо мной. Я был так взволнован и потрясен, что захлопнул книгу, положил к себе на кровать и больше в тот день не открывал. Но с этого момента я начал читать Библию.

— Когда Вы решили пойти в Вестмонт (колледж в Калифорнии. — А. К. ) после школы, Вы уже хотели стать священником?

— Нет, вовсе нет. Вестмонт же не религиозная школа. Это гуманитарный институт с замечательной программой по истории, в том числе по истории религии. А я хотел получить объяснение своей вере, некое обоснование и подтверждение. Это было уже важно для меня.

Моя мама, когда я только начинал учиться, заказала тест для определения моей будущей карьеры. Две недели я заполнял этот длинный список вопросов. Когда получил пакет назад, в нем было два списка: один — предпочтительных работ, второй — нежелательных. Первой в списке неподходящих мне профессий стояла — священник. И я согласился с этим.

Но в течение одного года мнение изменилось. Почему? Я просто начал всерьез изучать историю христианства, читать Библию, думать о религии. Учил наизусть Евангелие. Стал участвовать в церковной жизни на кампусе и в какой-то момент подумал: а есть ли в жизни что-то более значительное, чем помогать людям встретиться с Богом?


— Насколько я знаю, в колледже Вы познакомились с девушкой из православной среды. Это была первая Ваша встреча с Православием?

— Нет, первая встреча случилась, когда мне было восемь лет. У меня был очень близкий друг — грек. И он иногда брал меня с собой в свою церковь. Я, конечно, не понимал ни слова, поскольку служба была на греческом. Однажды я, как и все, подошел под благословение священника, как все, поцеловал ему руку, это не было принято в нашей церкви, и это запомнилось.

А вторая встреча с Православием произошла и в самом деле в Вестмонте, мне было восемнадцать лет. Там я встретил девушку, она не была православной, ее семья принадлежала к Методистской церкви. Но два ее старших брата перешли в Русскую Православную Церковь. И вот они начали посылать мне из Чикаго письма, книги о Православии. Я пытался их убедить перейти в пресвитерианство, они пытались убедить меня перейти в Православие. И в конце концов победа осталась за ними.

— Но после Вестмонта Вы пошли учиться все же в пресвитерианскую семинарию?

— Да, но когда я поступил в семинарию, я уже был всерьез увлечен Православием, у меня даже был составлен список различий между пресвитерианством и Православием. Я спросил моего профессора, могу ли я самостоятельно заниматься таким анализом, он мне разрешил. И я занимался дополнительно, читал, сравнивал. В конце курса меня вызвал к себе декан, он знал, что мне предложили стипендию для работы над диссертацией. Он спросил, и это было не столько вопросом, сколько утверждением: «Но ты не собираешься оставаться в пресвитерианской церкви?». И я сказал: «Нет». От стипендии и аспирантуры я отказался. Докторскую степень я получал позже, уже будучи православным священником.

— Как отнеслись к этому Ваши учителя?

— Половина моих профессоров поняли и приняли мое решение, хотя и не были со мной согласны. Другая половина буквально меня прокляла, гореть мне в аду — такое было мнение. Некоторые перестали со мной разговаривать.

— Что Вам как бывшему протестанту было трудно принять в Православии?

— Это был некий шок — перейти от традиции, основанной на догматическом учении, к традиции, основанной на опыте духовной жизни. Большинство православных духовных книг — не о теологии, не о догме, а о том, как жить христианской жизнью. И это всегда опыт и пример святых, а у протестантов святых нет. Поэтому, когда они встречаются с православными святыми, особенно недавнего времени, скажем, с Иоанном Шанхайским, они или ошеломлены, или считают это обманом, подделкой, поскольку этого нет в их опыте.

Но главное ощущение с самого начала было, что я иду по прекрасному дворцу, захожу в одну, другую комнату и в каждой комнате нахожу драгоценный сундук с сокровищами. И я погружаю руки в этот ларец, до самого дна, а потом вижу новую дверь. Я открываю эту дверь, а там новый ларец, с новыми сокровищами. И так до настоящего дня. Я православный священник более двадцати лет, имею докторскую степень по православной теологии, а у меня все еще ощущение, что я почти ничего не знаю.

— И не было никаких сомнений в правильности выбранного пути?

— Никогда ни малейшего сожаления, ни малейшего сомнения. Я очень благодарен Господу, я не заслужил такого счастья. Моя семья и многие друзья приняли Православие. Православными стали мои сестра и брат. Моя мать, которая плакала, когда я перешел в Православие, сейчас самая активная прихожанка в православной церкви. Единственный, кто остался в пресвитерианской церкви, — это мой отец, но он тем не менее не спорит с нашим решением.

Я перешел в Православие не по каким-то страстным причинам, не потому, что меня обидели в протестантской среде. Я благодарен своим учителям: меня учили очень талантливые люди, и я получил от них очень много. Две вещи привели меня к Православию. Первая: глубокое ощущение того, что традиция, в которой я вырос, не имеет корней. Что стоит чуть подуть ветру секулярного мира, его масскультуры, и пресвитерианская церковь не выстоит, слишком шаткое сооружение. Я помню, как мой преподаватель сказал, что наша реформатская церковь скорее всего будет иметь женщин-священников в ближайшие 20-25 лет. И я был буквально раздавлен этим. Пресвитерианская церковь менялась в прошлом, менялась на моих глазах, а я уже понимал достаточно, чтобы задать себе простой вопрос: если истина находится здесь, то почему же она с каждым поколением другая? Я помню, как тогда сказал моей будущей жене: «Как же я могу воспитать своих детей в церкви, зная, что, когда они станут взрослыми, этой церкви, в которой я их растил, уже не будет?».

И в противовес этой изменчивости и неустойчивости — Православие с его двухтысячелетней традицией противостояния и сопротивления секулярному миру. Незыблемость камня и текучесть песка.

Вторая причина моего прихода к истинной вере — это православная Литургия, ее глубина и красота. «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле», — сказали посланники князя Владимира после посещения православного храма. Вот и я на Литургии в православной церкви испытал те же самые чувства, что и эти русские люди десять веков тому назад. Присутствие Бога в нашей православной Литургии осязаемо, реально, напрямую касается смиренного сердца. Голые белые стены евангелистских церквей — это само по себе уже некое послание. По мнению протестанта, Бог равнодушен к красоте. А ведь первая ссылка в Библии, первое упоминание человека, на которого снизошел Святой Дух, это упоминание в книге Исхода художника Веселеила — искусного резчика по металлу, камню и дереву, главного строителя Скинии — храма (см.: Исх. 31 , 1-3).

— В 1993 году Владыкой Василием, тогдашним главой Антиохийской Церкви в Северной Америке, Вы были рукоположены во иерея. Несколько лет служения в Санта-Барбаре, затем в Мексике, и вот с 1998 года Вы настоятель церкви святого Андрея в Риверсайде. Как развивался и рос Ваш приход?

— Когда мы начинали, нас было человек двенадцать, первые собрания проходили в небольшой аудитории в Баптистском университете. После этого мы арендовали помещение в магазине, потом перебрались на бывший производственный склад и, наконец, в 1999 году купили этот участок в Риверсайде, который принадлежал чудесному человеку — профессору ботаники здешнего университета доктору Гомеру Чапмену, которому в то время был сто один год. Я написал ему, что мы очень хотим купить этот участок. Доктор Чапмен ответил, что наше предложение почти на 40 процентов меньше той суммы, на которую он рассчитывал, но так уж и быть, стройте вашу церковь. Когда он умер, ему было сто шесть лет, и он нам очень помогал до самой смерти, он писал письма в городской совет в поддержку наших планов.


— У Вас очень красивый храм.

— Храм — воплощение давней мечты прихода. Я был в Греции и просто влюбился в церковь Святой Екатерины в Фессалониках, это XIII век. Я тогда привез из поездки семьсот фотографий храма: и внутри, и снаружи. Это классическая крестово‑купольная пятиглавая церковь. Мы взяли ее за основу, но добавили к своему проекту еще две боковые часовни: святителя Иоанна Златоуста и святого Симеона Столпника.

— Мне говорили, что были какие-то проблемы с завершением работ в алтаре — в связи с войной в Сирии.

— Это удивительная история. В 2010 году я ездил в Сирию. В Латакии, в одной из местных церквей, я увидел замечательной работы мраморный иконостас и спросил у священника, могу ли я встретиться со скульптором. Тот жил довольно далеко от Латакии, но я как раз направлялся в ту сторону. Мы встретились. Заключили контракт прямо на месте. Художник приехал в Америку, работал здесь два месяца. Сделал мраморный иконостас и алтарь. Начал работу над деревянным резным балдахином — канапе для алтаря. Потом уехал к себе домой, собирался там закончить работу. Но тут разразилась гражданская война, и мастер покинул Сирию вместе с семьей. Попал в турецкий лагерь для беженцев. Мы ждали год, но в Сирии ситуация стала только хуже. Стали искать другого мастера. Наш дьякон родом из маленького городка в Ливане. У него в гостях был его брат, очень успешный бизнесмен с Ближнего Востока, тоже христианин. И вот он услышал, как мы с дьяконом буквально рыдали и причитали, что мы никогда не увидим наш алтарь в завершенном виде. Брат дьякона предложил такой вариант. Он по возвращении в Ливан возьмет грузовик, отправится в Сирию, найдет мастерскую и посмотрит, что там осталось от нашего заказа. И он это сделал.

— Все это происходило, как я понимаю, ночью?

— Да. Ночью где-то в подвале мастерской он нашел все эти заготовки из дивного сирийского орехового дерева, погрузил в машину, перевез в Бейрут. Затем через Интернет связался с художником в Турции, получил от него чертежи со всеми измерениями и нанял за свой собственный счет другого мастера. Мы уже получили готовую работу. Этот балдахин не просто украшение нашего алтаря, это память о страдании, мученичестве, которого так много в мире. И в этой истории есть надежда и утешение: Господь помнит о нас, что бы с нами ни происходило.

— В Вашем приходе около семисот человек. Как сохранить близость между паствой и священником, между прихожанами в таком большом приходе?

— Когда я только стал священником, мне было сказано: «Твои прихожане не нуждаются в друге, они нуждаются в священнике. Как ты можешь быть другом для всех? Возникнет ревность, кто ближе к тебе. Никогда не делай этого. Обращайся со всеми одинаково, никого не выделяй». Я близок со своими прихожанами настолько, насколько они этого хотят. Одни хотят, чтобы я знал обо всем значительном в их жизни. А другие хотят видеть меня только во время исповеди и Причастия: им этого достаточно. Порой люди переходят из одной категории в другую. Это зависит от того, что происходит в их жизни. И очень важно быть рядом в самые главные моменты, когда священник необходим.

И еще мой духовный отец сказал мне: «Я хочу, чтобы ты посвятил первые утренние часы работы в офисе чтению. Не отвечай на звонки, не отвечай на письма. Не отвечай даже на стук в дверь. Накорми сначала себя духовно, чтобы потом накормить паству». Если священник отводит какое-то время на заботу о своем духовном росте, это не означает, что он покидает свою паству. По средам я читаю в нашей церкви лекции по четырем направлениям: Литургия, история, изучение Библии, теологические вопросы. Как правило, присутствует больше сотни слушателей. Студенты, школьники старших классов, мои прихожане — очень разнообразная аудитория. Это другой вид общения, не тот, что во время службы, но тоже очень нужный.

Каждый год мы крестим 20-25 человек, после того как они пройдут очень серьезную школу православного катехизиса. Я лично крестил более 300 человек, половина из них бывшие протестанты. Приход не только большой, он еще и невероятно многонациональный. У нас в церкви потомки православных выходцев из пятнадцати стран, бывшие католики, протестанты, буддисты и, разумеется, атеисты. Ектении иногда произносятся на арабском, греческом, церковнославянском, испанском, но это делается больше для ободрения людей, для атмосферы. Служба проходит на английском языке, мы ориентированы на врастание нашей многоцветной паствы в местную культуру.

— О протестантизме написано множество историко-богословских работ. В чем специфика Вашей книги «Камень и песок», вышедшей в этом году?

— «Камень и песок» — это первое глобальное исследование на английском языке всех ветвей протестантизма от Реформации и до настоящего дня с точки зрения Православия, а также взаимоотношений протестантизма и Православия. Для протестанта, интересующегося Православием, это может быть интересно, поскольку он может найти в книге главу о себе, о своей конфессии и православный взгляд на нее. Но в первую очередь книга написана для православного читателя. Современный протестантизм очень активен, можно сказать, агрессивен в своих попытках обращения. Протестанты посылают свои миссии в Восточную Европу, Грецию, Россию. Жители этих стран зачастую очень доверчивы и открыты к людям со Священным Писанием в руках. У меня на полке здесь в офисе стоит диссертация из баптистской семинарии в Кентукки. Она называется «Как обратить православного к Христу». То есть многие протестантские деноминации даже не считают нас, православных, христианами. Слава Богу, не все, конечно. Может быть, моя книга поможет православному читателю достойно отвечать на вопросы протестантов, не поддаваться на агитацию миссионеров. Люди должны не только знать, каким сокровищем они обладают в Православии, но и уметь отстоять и объяснить свою веру. Я надеюсь, что моя книга будет переведена и издана в странах, где активно работают протестантские миссии.

— Возможен ли конструктивный диалог с протестантизмом и протестантами?

— Сотрудничество с католиками и протестантами в Православии существует, и это замечательно, но только не в области богословия. Теологический диалог между католиками и Православием, между протестантами и Православием, с моей точки зрения, бесплоден и напрасен и за всю историю не принес ничего позитивного. Социальное и этическое сотрудничество, конечно, возможно. Мы стоим на одних позициях с католиками и многими протестантами по вопросу абортов, однополых браков, защиты прав семьи. Мы можем совместно работать, защищая свободу религии. Мы можем вместе бороться против исламского терроризма. Это очень большие задачи. Но идея Всемирного Совета Церквей — собраться и создать некую общую веру для всех конфессий, найти общие примирительные формулировки — это фальшивое единство и это не православная идея. Православие — не деноминация. Деноминации родились в XVI веке. Мы единая кафолическая и апостольская церковь — нам два тысячелетия. Между нами и протестантами нет знака равенства. И это не высокомерие и не надменность. Может быть, многие протестанты и гораздо лучшие люди, чем мы, но не их вера. Наши православные святые пятьсот лет тому назад не смотрели на протестантов и не говорили: «О, они такие же христиане, у них просто чего-то не хватает для Православия». Наши святые имели для протестантизма четкое обозначение: это ересь. И мы не можем отменить этих слов, которые были сказаны пятьсот лет тому назад.

— На мой взгляд, в Вашей книге прекрасно сочетаются убежденность в истинности Православия и уважение к великим богословам и лидерам Реформации. Какие положительные качества протестантизма следовало бы учесть Православию?

— Я старался быть объективным. Среди протестантов много прекрасных и глубоко верующих людей, которые на свой лад даже большие ортодоксы, чем я. Миссионерская деятельность, социальная активность — все эти позитивные черты могут перенять православные, причем у нас эти черты еще и усилятся благодаря нашей преданности традиции. Регулярное чтение Библии — этому тоже стоит поучиться у протестантов. Библия не только для того, чтобы ее целовать, она для чтения.

По примеру протестантов нам нужно активно создавать в Америке православные школы и семинарии. Мы примем ваши достоинства, а вы примите полноту и правоту нашего Православия, я за такой диалог.


— Я знаю, что Вы горячий сторонник объединения многочисленных юрисдикций Поместных Церквей в Америке. Почему?

Мы живем в стране, которая нуждается в духовной пище. И мы можем дать эту пищу людям. Но как это сделать, если у нас своя отдельная жизнь и наши интересы находятся, как правило, за пределами той страны, в которой мы живем? Большей частью за океаном, в тех странах, откуда пришла в Америку та или иная Церковь. И Америка знает это. Знает, что православные — хорошие люди, что они строят прекрасные храмы, что у них замечательные праздники, но они иностранцы в этой стране. Мы должны научиться любить географию и историю страны, в которую нас Господь поместил. Чем больше мы преуспеем в этом, тем больше люди будут доверять нам. И тогда они придут к нам, в нашу Церковь.

— Что бы Вы хотели сказать русскому читателю?

— Наблюдать возрождение, преображение Церкви в России, видеть тысячи новых церквей, построенных за последние двадцать лет, восстановленные монастыри — это такая радость духа. Счастье — читать российские церковные книги, переведенные на английский. Я читал изумительную книгу отца Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» вслух своим детям. Когда мы дошли до последней страницы, дети сказали: «Давай начнем читать сначала».

И еще я хотел бы попросить прощения у русских православных за то, что мы, американцы, застряли как нация в шестидесятых годах прошлого века. Наши лидеры оказались неспособными увидеть изменения в России, мы застряли на ментальности холодной войны и не можем от нее избавиться. Мы не принимаем изменений российского общества, возрождения Церкви, а самое грустное во всем этом, что мы продолжаем считать себя лидерами свободы и демократии. Хотя мы изменились катастрофически за последние пятьдесят лет, легализовав все возможные формы аборта, однополые «семьи»… Мой отец — большой патриот Америки, и он сказал мне: «Я не узнаю свой народ». Мы не можем принять, что другие изменяются к лучшему, и не можем понять, что сами меняемся к худшему. И это не самая правильная позиция.

— Расскажите о Вашей семье. Вы ведь женились рано, еще в колледже?

— Да, на той самой девушке, которую братья не хотели выдавать замуж за протестанта. Ее зовут Катерина, и мы женаты уже скоро 30 лет.

Мать моей жены вырастила шестерых детей, она была медсестрой и работала с юности и до конца жизни. Пришла домой в конце рабочего дня и умерла. Ей было семьдесят четыре года. Удивительная была женщина, глубокой веры и большого терпения. И моя жена эти качества унаследовала. Мой брак — это благословение Божие. Жена была все время со мной на моем пути к Православию. У нас шесть мальчиков и четыре девочки. Старшему двадцать пять. Мою младшую вы только что видели, ей два года.

— Хотели бы Вы, чтобы кто-то из ваших сыновей стал священником?

— Ничто на свете я не люблю так, как священство, для меня это область любви. Величайший дар для человечества. Если кто-то из моих детей захочет стать священником, это будет огромное счастье для меня. Афанасий Великий сказал: «Один монах может освятить целую семью». Если бы кто-то из моих мальчиков и девочек избрал монашескую жизнь, я был бы рад. Но самое главное, чтобы было благословение Божие на тот путь, который выберут мои дети. Мой дедушка был фермером. В детстве я проводил у деда на ферме каждое лето. У него на стене висела такая табличка с надписью: «Если ты веришь в Бога, всякая работа — Божий дар». Она висела у него в офисе, как раз на уровне моих глаз.

— Вы воспитываете своих детей так же, как воспитывали Вас, или по-другому?

— Я очень близок со своими родителями. Я чувствовал себя сильным и защищенным, потому что они всегда были за моей спиной, любили и поддерживали. В этом я стараюсь продолжать традицию, хотя, наверное, у меня не получается так же хорошо, как у них. Но домашний уклад в моей семье другой. Святые отцы говорят о семье, о доме как о маленькой церкви. Святой Иоанн Златоуст побуждал семьи регулировать свою внутреннюю жизнь в соответствии с домашним Типиконом, богослужебной книгой. Вместе молиться — такой традиции в моем родительском доме не было, и икон тоже не было. Семейная жизнь в Православии — это общий путь к спасению.

— Вам удается находить время побыть с домашними?

— Я всегда беру в понедельник выходной и весь день провожу с семьей. И я не отвлекаюсь в этот день ни на какие другие дела, даже на звонки. А вечером мы обязательно где-нибудь ужинаем с женой. Хотя бы раз в неделю у нас должно быть время для такого общения — побыть вдвоем наедине.


— Тема Вашей докторской диссертации: «Брак и целомудрие согласно учению Иоанна Златоуста». Чем был обусловлен выбор?

— Я считаю Иоанна Златоуста величайшим проповедником в истории Церкви. Читаю его каждый день, и каждый день нахожу что-то новое. Даже когда я еще не был православным, я был его горячим поклонником и преданным читателем. Это личная, вполне человеческая привязанность. Иоанн Златоуст научил меня молиться, и он для меня абсолютно живая фигура. Мой цикл лекций «Христианские семья и брак» построен на его учении, на его проповедях. Монашеская жизнь и семейная жизнь: действительно ли между ними пропасть или это равноценные, равновеликие части христианской жизни, равно драгоценные и связанные между собой? Мысли Златоуста о красоте супружеской жизни, о супружеской верности не выглядят обветшалыми и в наше время сексуальной революции.

— Самый счастливый момент в Вашей жизни?

— Непривычный вопрос. Я давно не думал такими категориями. Я не пытаюсь быть счастливым постоянно, я пытаюсь жить в мире и не разлучаться с Богом. Каждый, кто был священником в любой, даже самой маленькой, церкви, каждый, у кого есть близкие, ребенок, а уж тем более десять детей, рано или поздно оказывается перед лицом нежданных и порой горестных событий. И они ставят его перед выбором: пристать сердцем к Христу, как к гавани, или уподобиться не имеющей опоры морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1 , 6). Я свой выбор сделал: оставаться со Спасителем.

Ваш вопрос… Знаете, почему-то первым в голову пришло вот такое воспоминание. Несколько лет назад я ехал из Сан-Франциско с женой и детьми. Мы только что побывали в русском православном соборе Иоанна Шанхайского. И вот ночь, Центральная Калифорния, только что проехали Сан-Луис. Все спали, и жена, и дети, я вел машину и молился по четкам. И внезапно возникло яркое острое чувство благословенности этого момента. Бог был со мной, здесь, я не могу описать это словами, состояние это длилось где-то полчаса, и я думаю, что это и был самый счастливый момент моей жизни.

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Благотворительность – действие творящее благо.

Евангелие, от Матфея (25.29.): Ибо всякому имеющему – дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет.

Веды описывают три Качества Природы – Гуны ): саттва-гуна – добродетель («сат» – свет), раджа-гуна – страсть («раджа» - «рядче» – «судить-рядить», упорядочивать, безпокоиться) и тамо-гуна – невежество («тамо» – тьма, неведение). Пища, поступки, мысли, любые действия находятся под влиянием одной или нескольких гун. Благодаря их взаимодействию по Воле Прародителя происходит рождение, развитие и уничтожение Вселенной.

Бхагавад Гита (18.23.-25.): Должное действие, лишённое привязанности, совершённое безстрастно, Без отвращенья, без желания плодов, называют саттвичным (добродетельным). Действие, выполняемое ради осуществления желаний, Себялюбиво, с большим напряженьем, – считается страстным (безпокойным). Дело, предпринятое по заблужденью, без учёта последствий, Ради гибели, нанесенья вреда, грубое, – называется тёмным (невежественным). Стремясь исполнять Заповедь: «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего – отнимется и то, что имеет», человек будет жертвовать в гуне благости (саттве). Ибо тех, кто ведёт достойную жизнь (исполняет Заповеди Предков, ведёт здоровый и правильный образ жизни, стремится распространить и обрести Духовное Знание, воплощает и воспитывает добродетельное потомство) , их народ и государство должны поддерживать в первую очередь (…у имущего – да прибавится).


Тех же, кто убивает себя и своих близких неправильным образом жизни, тем самым подавая плохой пример окружающим, отказывается исполнять Заповеди своих Боговъ-Предковъ, изучать Духовное Наследие своих Предков по фамильно-родовой линии, таких людей, государство и народ – должны лишить «инструментов», с помощью которых они вредят себе и окружающим (…у неимущего – да отнимется).

В недавно завершившийся век Кали (Кали югу) Ночь Сварога, всё происходило наоборот. Но уже наступила малая Сатья Юга – День Сварога, который продлится 10.000 лет. Поэтому, пора не только бодрствующим дважды-рождённым , но и всем остальным Русичам – просыпаться и исполнять Заповеди Боговъ-Предковъ.

Если человек в прошлой жизни был негодяем (негодным для созидания, безполезным для процветания общества) – вёл неправильный (разрушительный для себя и других) образ жизни, то в следующей жизни он рождается больным и немощным.

Справедливо ли, в таком случае, государство поощряет его в первую очередь (льготы, особые условия труда, материальная помощь)? Разве не более справедливо перенаправить всё это добропорядочным многодетным семьям – основе здорового и процветающего общества? Однако, пока ещё, здоровым и порядочным людям, подающим правильный пример для подражания – никакой поддержки и помощи не предоставляется. Разве это справедливо?


Перестав жить в ладу с Природой, люди стали болеть различными болезнями.

Рассмотрим пример того, как эту проблему устранил бы Ведический Правитель, действуя в гуне благости.

В Ведах сказано, что Царь должен опекать свой народ так же, как любящий отец заботится о своих детях. Ведический Правитель, понимал, что бороться с проблемой, не искоренив её причину – безсмысленно. Народ не нужно лечить. Его нужно научить не болеть и всегда быть здоровым. И, если Царь сам, в полной мере, не обладал этой наукой, он находил тех Ведающих Лекарей, которые могли обучить его народ быть здоровым.

Если с каждым днём, с каждым месяцем, больных становилось всё меньше, значит Лекари в полной мере выполняли свои обязанности, и были достойны, быть обеспечены всем необходимым для жизни. И, даже тогда, а вернее сказать – ОСОБЕННО тогда, когда в государстве больных больше не оставалось или оставалось очень мало, Царь ещё щедрее обеспечивал и поощрял Лекарей, зная, что это – их заслуга.

К сожалению, в нынешнее время, всё наоборот: нет больных – нет зарплаты. Поэтому, сами «лекари» заинтересованы в том, чтобы народ болел всегда.

Дакшина – Десятина.

МАНУ САМХИТА. Глава 2. Текст 245: Знающий принципы Дхармы после последнего урока обучения, совершив омовение, преподносит дакшину Гуру, с его дозволения, за весь период получения Ведического Знания.

Человек, осознав важность служения Всевышнему Прародителю, задаётся вопросом: «На что направить наибольшие усилия, чтобы была наибольшая польза, наибольшее благо Всевышнему, как проявлению Полного Целого»?


ДЕСЯТИНА – пожертвование десятой доли своих доходов на развитие общества. Правильное использование десятины необходимо для соблюдения Кона Жертвы, что обеспечивает достижение и сохранение достатка, богатства и роскоши, необходимых для успешного развития. Если человек, живущий в достатке, нарушает Конъ Жертвы, то он оказывается в бедности. Если он и в бедности не вносит десятину в развитие общества, то он доходит до нищеты.

Человек, соблюдающий Конъ Жертвы, достигает богатства, а если он и в богатстве правильно жертвует десятину, то достигает роскоши. Роскошь нужна для духовного совершенствования на третьей ступени эволюции в мире Яви – на ступени Камы. Первые же две – это Дхарма (познание Правил поведения в человеческом обществе и совершенствования в нём) и Артха (познание Правил ведения хозяйства и основ управления семьёй, племенем, родом и народом). Третья ступень – Кама, четвёртая – Могша , но об этом – позже.

Пожертвование десятины, как и любой другой поступок, может быть совершён под воздействием трёх гун материальной Природы (в зависимости от уровня сознания жертвователя). Например, жертвование десятины нищим, алкоголикам, наркоманам – относится к действиям в гуне неведения. Жертвование десятины политикам, ремесленникам, религиозным деятелям – относится к действиям в гуне страсти. Пожертвование свещеннослужителям Веры: Ведания Ра – Изначального Света Прародителя, которые действительно направляют эту десятину на духовное развитие общества, относится к действиям в гуне добродетели.

ПОДАЯНИЕ – пожертвование десятины. Подаяние под влиянием гуны неведения совершается людьми, не знающим Кона Жертвы – оно идёт во вред тому, кто принимает подаяние или освобождает его от страдания лишь на короткое время. Подаяние под влиянием гуны страсти делается ради корысти – жертвователь тешит своё «эго» и тщеславие: «Смотрите все, какой я добрый»! Однако тот, кто получил дар, может распорядиться им мудро, направив его на светское обучение, и, обретя профессию, больше не нуждаться в подаянии. Пожертвование, совершённое под влиянием гуны благости – делается безкорыстно и направляется на духовное образование нуждающегося. Получивший такое пожертвование познаёт правила духовного развития, освобождается от страданий и достигает совершенства.

КОНЪ ЖЕРТВЫ . Всё в этом мире создано Всевышним и принадлежит Ему. Поэтому, беря что-либо для своего использования, человеку необходимо получить благословение Прародителя – Хозяина Всего, предлагая используемое Ему в жертву. Иначе, это будет воровством со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, наши Предки рекли: «У Славян и Ариев руки – в труде, а ум и сердце – со Всевышним».

НИЩЕТА – нужда, крайняя бедность, страдание от невозможности осуществить свои желания. Следствие упорного нежелания жить по Кону Всевышнего – самосовершенствоваться.

БЕДНОСТЬ – отсутствие возможности получения чувственного наслаждения. Наступает вследствие нарушения Кона Жертвы – когда человек брал, но не давал, а если жертвовал, то невежественно.

НЕДОСТАТОК – отсутствие чего-либо, необходимого для полноценной жизни. Следствие нарушения Кона Всевышнего.

ДОСТАТОК – уровень материального обеспечения, необходимый для успешного духовного развития. Бедность и нищета – удел нарушающих Конъ Всевышнего. Богатство и роскошь необходимы для познания Камы – чувственного наслаждения в полной мере, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение Совершенства – Могша.

БОГАТСТВО – возможность получения чувственного наслаждения. Достигается выполнением своих предписанных обязанностей и соблюдением Кона Жертвы.

РОСКОШЬ – уровень материального благосостояния, позволяющий быстро обрести чувственное наслаждение в полной мере – Каму, ибо только после этого человека начинает привлекать достижение личного совершенства – Могша. Излишки роскоши используются на развитие общества, благодаря чему человек исполняет Конъ Жертвы и обретает хорошую Карму.

Заповедь Прародителя материальной Вселенной Бога Сварога: « Даруйте десятую часть от достатка вашего – Богу Единому, а сотую часть – вождю и дружине его, дабы охраняли они вас и землю вашу».

Казачья поговорка: «Что отдал – то твоё, что оставил – то пропало».

Евангелие от Марка. 12.38. – 44: И говорил Исус в Учении своём: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в храмах и возлежать на первом месте на пиршествах, – сии, поядающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение». И сел Исус против сокровищницы и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Исус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо, все клали от избытка своего, а она, от скудости своей – положила всё, что имела, всё пропитание своё».

Ваши пожертвования, ваши поступки, ваши действия – могут для кого-то казаться «каплей в море», но они очень важны для Всевышнего Прародителя! Ибо только Он по достоинству оценит вашу Любовь и ваше безкорыстие, привнеся в вашу жизнь благоденствие СТОРИЦЕЙ.

Бхагавад Гита (3.18.): Итак, делай то, что ты делать обязан – Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан!

Иногда, какое-то незначительное, на первый взгляд, действие, – может оказаться гораздо важней какого-то большого «важного» события: «Когда срываете травинку – вздрагивает вся Вселенная». «Не было гвоздя – подкова пропала. Не было подковы – лошадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя Потому, что в кузнеце – не было гвоздя!»

Обязанности Свещеннослужителей:

Жрецов, Ведунов, Брахманов.

Бхагавад Гита (3.34.): Исполнить, – пусть плохо, – свой долг самолично, Гораздо важней, чем чужой сверх-отлично.

В правильном – Ведическом обществе, Брахманы (Свещеннослужители) живут на подаяния, пожертвования от представителей нижестоящих варн: Хозяев и Воинов. Но, это вовсе не означает, что Свещеннослужители должны быть нищими. Они были и будут самыми Богатыми на Земле. Ибо Богатый означает – Бога Ты Есть (сын, дочь). А кто, как не Брахманы, ближе всех по уровню сознания к Богу?! Просто они никогда не выставляют своё богатство напоказ, как это делают Витязи-Князья или Цари.

Приведу выдержки из МАНУ-САМХИТА (свода Правил Дхармы, по которым культурные люди строят свою жизнь. Это Свещенные Писания – Заповеди, составленные Ману – родоначальником человечества):

ГЛАВА 1. Текст 87. Для правильной жизнедеятельности и защиты всего Мироздания Брахма (Прародитель) разделил обязанности между Брахманами, Кшатриями (Витязями), Вайшьями (Хозяевами) и шудрами (слугами).

ТЕКСТ 88. Изучение Вед, обучение Духовному Знанию, совершение жертвоприношений для собственного блага и блага других, принятие пожертвований и раздача пожертвований – таковы обязанности Брахманов.

ТЕКСТ 92. Часть тела человека, находящаяся выше пупка, считается чистой, но, более чистой – считается голова человека. Брахма провозгласил, что То, что вышло из Его Уст – считается наиболее чистым.

ТЕКСТ 93. И, поскольку, брахман изошёл из Уст Брахмы, был произведён на Свет – первым и обладает Знанием Вед, он считается главой общества и более почитаемым во всём Мироздании.

ТЕКСТ 94. Брахма, совершая аскезы, создал из Своих Уст брахманов с целью защиты Вселенной и для того, чтобы люди и полубоги отдавали им часть плодов своих жертвоприношений.

ТЕКСТ 95. Устами брахманов небожители вкушают плоды жертвоприношений (хавья), а Предки – вкушают жертвенные яства (кавья).

ТЕКСТ 96. Порождённые существа, обладающие душой, занимают высшее положение по отношению к неодушевлённым существам. Одушевлённые существа, наделенные разумом, стоят ещё выше. Выше них находятся люди, обладающие развитым интеллектом, а среди таких людей – брахманы занимают наивысшее положение.

ТЕКСТ 97. Среди брахманов тот, кто изучил Веды, является высшим. Среди изучивших Веды высшим является тот, кто осознаёт необходимость выполнения своих обязанностей в соответствии с предписаниями Вед. Среди таких брахманов высшим является тот, кто совершает свои обязанности, строго следуя Кону Вед, а над ними всеми стоит тот, кто познал Высшего Брахмана – Брахму-Прародителя.

ТЕКСТ 98. Брахман является олицетворением всех благих качеств и добродетелей. Он рождён для соблюдения Свещенного Кона, правил обретения Веры и достижения Высшего Брахмана.

ТЕКСТ 99. Рождения брахмана считается высшим на Земле, поэтому он стоит над всеми живыми существами и защищает Дхарму.

ТЕКСТ 100. Любое имущество и богатство этого мира по праву принадлежат брахману, обладающему лучшими добродетелями и духовными качествами и рождённому первым из всех живых существ.

ТЕКСТ 101. Все сословия должны стремиться послужить брахманам, поскольку их счастье зависит от благополучия брахманов. Брахманов необходимо кормить, одевать и одаривать милостыней (раздавать пожертвования).

Люди, осознающие ценность Знаний, а также, ценность (как минимум) «Божественной десятины», добровольно жертвуют варне Свещеннослужителей.

В порядке исключения, Брахман (видя Рок ученика), разрешает ему учиться в долг (кармический), который может быть отдан даже не в этом, а в его следующем воплощении. Но это – исключение из правил.

Надо помнить, что БЕС всегда стремится за вас заплатить, только под ОЧЕНЬ большие проценты. Поэтому, с точки зрения Правил Кармы, считаю необходимым разъяснить читателям народную мудрость: «БЕСплатный сыр бывает только в мышеловке».

Враги народа, сразу после революции 1917 г., осуществили «реформу» (а, фактически – осквернение) русского языка, злонамеренно заменив приставку БЕЗ на приставку БЕС. Поэтому, когда человек хочет получить что-то БЕСплатно, он должен знать, что БЕС за него, конечно-же, заплатит. Только с тех пор он будет должен Бесу, а кармические проценты будут расти (в пользу Беса) в геометрической прогрессии.

Если ученик ничего не дал взамен, значит, он не сможет воспользоваться учением, а если и сможет, то только в извращённом виде. И тогда кармические последствия за это лягут на Учителя. Поэтому, Учитель всегда задавал вопрос: «Чем ты обменяешься со мной, взамен на Знания? Какой энергией ты пожертвуешь, чтобы на освобождённое место влилась моя энергия Знаний»?

Правда Жизни в том, что всё безплатное – редко ценится и, практически, не используется. Интернет забит огромным количеством БЕСплатной информации. Часть её – ворованная. Точно известно то, что уроки Асгардского (Омского) духовного училища православных староверов выложены в интернет не просто без разрешения патриарха о. Александра, а более того, – украдены и опубликованы. Но, сколько людей, ознакомившихся с ними, РЕАЛЬНО добились успеха? У известных мне людей – лишь непомерно «раздулись» самомнение и тщеславие, при этом, свою информированность о Духовном Знании Богов и Предков они стали считать своим Духовным Знанием, а это – прямо противоречит действительности.

Бхагавад Гита (7.3.): Из тысяч людей – едва ли один стремится к совершенству, А из стремящихся и достигших – едва ли кто Истинно Меня постигает.

Свещеннослужители жертвуют нам Знанием, а что мы можем дать взамен?

Будда изрёк: «Все страдания – от невежества» . И лишь Духовное Знание способно освободить от морока (мор – смерть, ок – око, глаз, т.е. морок: наваждение, иллюзия). Духовное Знание помогает людям взойти по четырём ступеням совершенствования в земной жизни:

1. Дхарма – познание основ материального мира, способ наилучшего Духовного развития через добропорядочное мышление и добрые дела;

2. Артха – познание экономических основ взаимодействия человека и общества. Знания о Правилах накопления, упорядочивания и мудрого управления (для хозяина – добром, для Царя – Державой);

3. Кама – познание всех видов чувственного наслаждения материального мира;

4. Могша – могущество духа, души и тела, направленное на освобождение от оков материального мира.

Духовное Знание – делает общество Культурным (культ – почитание, РА – Изначальный Свет Прародителя).

Поэтому, здравомыслящие люди, следуя Дхарме, всячески поддерживают Жрецов, Ведунов, Брахманов. Люди, мыслящие здраво, создают условия для того, чтобы Свещеннослужители могли передавать свои Знания, делиться опытом.

Чтобы Свещеннослужители могли качественно выполнять свои обязанности, не отвлекаясь на добывание средств к существованию, людям нижестоящих варн необходимо: - обеспечивать Ведунов, их жён и детей, зависящих от них материально, всем необходимым для жизни; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать храмы, капища, святилища, здравницы, школы, учебные заведения, где Свещеннослужители могли бы проводить обряды, обучать и передавать Знание об исцелении от болезней на всех уровнях Бытия (физическом, энергетическом, духовном), тем самым – искореняя причины болезней; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать издательства, типографии для печатанья газет, журналов, книг, учебников, Вед и Ведических Писаний; - строить, обеспечивать инвентарём и ремонтировать театры, телецентры и киностудии, в которых с благословения и при участии Свещеннослужителей возрождалось бы и распространялось Духовное Знание о необходимости перехода с демонического уклада жизни на Божественный.

В Ведическом обществе все перечисленные объекты Веры и Культуры создаются из тех средств, которые народ жертвует на благо Всевышнего Рода-Прародителя.

В Ведах сказано, что народ заслуживает своих правителей. Правитель приходит такой, какого заслужил тот или иной народ, в соответствии с качеством исполнения своей Дхармы и накопленной кармы.

Обществу нужно осознать, что народ будет жить в достатке и богатстве только тогда, когда он будет тратить свою энергию (время, деньги и т.п.) не на обывателей с мещанским уровнем сознания, мелькающих на телеэкранах, которые не способны к духовному самосовершенствованию, а на Одухотворённых Личностей , которые даже одним словом могут снять пелену невежества с сознания учеников и указать им правильный путь духовного становление Человеком, а затем, – Богочеловеком.

Жертвуя тем, кто старается на благо человеческого рода, являющегося проявлением Рода-Прародителя, вы, тем самым, поливаете не листья Родового Древа, а его корень. От этого всему Древу вы приносите пользу, в том числе – и всем его листьям.

Бхагавад Гита (3.9-15.): «Так действуй, Яруна, но действуй в со-Знании С Даждьбогомъ – Первоотцом Мироздания! Людей породив, Он сказал: «Размножайтесь И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь: Себя ублажайте, Богов ублажая, И будет от жертвы вам польза большая. Приняв эти жертвы в Небесном Чертоге, За них наградят вас довольные Боги, – Иначе, предстанут пред вами ворами, Когда на дары не ответят дарами!» «Остатками жертвы питаясь, мы чище От этой становимся праведной пищи, А люди, которые жертв не свершают, Всё сами съедая, – греховность вкушают»! От пищи возникли все твари живые, А создали пищу – струи дождевые, От жертвы – дождя происходит рожденье, А жертва – есть действия произведенье, А дело – от Д а ждьбога , Он – Вездесущий, А значит, Он – в жертве, нам благо несущей. Кто этому круговращенью враждебен – Игралище чувств, – и кому он потребен»?

Правильно жертвуя земным – человек получает Небесное.

Евангелие от Иоана (12.24.-25.): «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, упав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою в мире сём – погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём – сохранит её в Жизнь Вечную.

Правильное, Ведическое толкование сих слов, на мой взгляд, таково: любящий свои душевные привязанности к материальному миру – губит душу свою, а борющийся с этими привязанностями – становится Великодушным Богочеловеком, а затем – Богом, ибо в Ведах сказано, что человек взращивает свою душу духовно-нравственными победами над стихией скота в себе.

Обязанности Царей перед Брахманами.

В МАНУ САМХИТЕ можно прочесть об обязанностях Царя перед Жрецами, Ведунами и Брахманами:

Глава 7. ТЕКСТ 43. От брахманов, знающих Веды, царь должен получать Духовное Знание, обучаться, как управлять государством, изучать логику, науку о душе. Он должен быть сведущим в сфере культуры и экономики.

ТЕКСТ 133. Однако царь, даже умирая, не должен взимать налог с брахмана, знатока Вед, и к тому-же, в его царстве ни один учёный брахман, изучивший Веды, не должен умереть от голода.

ТЕКСТ 134. Страну, в которой царь допускает голодную смерть учёного брахмана, познавшего Веды, очень быстро постигает разруха от нищеты и голода всего народа.

ТЕКСТ 135. Истинного брахмана, изучившего Веды и исполняющего свою Дхарму, царь обязан содержать и защищать, как отец – родного сына.

ТЕКСТ 136. От благополучия брахманов, добросовестно исполняющих свои варновые обязанности, зависит всеобщее процветание страны, увеличение богатства и продолжительность жизни народа.

Глава 11. ТЕКСТ 21. Справедливый царь не должен наказывать голодающего брахмана, поскольку брахман голодает только от плохого правления царя.

ТЕКСТ 22. Напротив, царь, узнав число членов семьи брахмана, его учёность и поведение, должен назначить для него справедливое содержание из своей казны.

ТЕКСТ 23. Назначив брахману достойное содержание, царь должен надёжно защищать его во всех отношениях, ибо защищая своих подданных, царь получает шестую часть (кармических) плодов от их благочестивых поступков.

Даждьбогъ: Перворождённый сын Сварога, породивший всё, что находится внутри нашего Вселенского яйца. Прим. ред.

"Ибо всякому имеющему дастся и приумножится... " (Матфея 25:29)

16 сентября 2017 года в Троицком архиерейском соборе были совершены воскресные богослужения Недели 16-й по Пятидесятнице. Всенощное бдение и Божественную литургию возглавил благочинный Троицкого собора протоиерей Александр Кудряшов в сослужении клириков собора. По окончании Божественной литургии отец Александр произнес проповедь на тему евангельской притчи.

Чтения Недели 16-й по Пятидесятнице:

"Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем" (2Коринфянам 6:1-10);

"Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпáл, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и тó, чтó имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!" (Матфея 25:14-30).