Труд и трудолюбие. Отношение христианина к труду. Приносит ли пользу обществу монашеский труд

Тема урока: Христианин в труде

(учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы Православной культуры», А. В. Кураев)

Цель урока: формирование и закрепление знаний учащихся о том, что такое христианский труд, и какой труд является полезным.

Задачи урока (в том числе метапредметные результаты):

образовательные (формирование познавательных универсальных учебных действий ):

Проверить знания учащихся по ранее изученному материалу;

Познакомить учащихся с понятием и значением христианского труда;

воспитательные ( формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий ):

Способствовать развитию у детей доброжелательности, понимания самостоятельности суждений;

Формировать коммуникативные навыки: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях;

Научить применять полученные знания в личном жизненном опыте.

развивающие ( формирование регулятивных универсальных учебных действий ):

Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока с помощью учителя и самостоятельно;

Развивать умение обрабатывать информацию по указанным основаниям;

Производить рефлексию по своей деятельности;

Оценивать степень успешности своей работы на уроке.

Оборудование урока : компьютер, проектор с презентацией, раздаточный материал, учебник и тетрадь.

Тип урока : изучение нового материала.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение, самостоятельная работа с учебником, как источником информации.

Основные понятие урока : труд, пост.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

На дом было задано повторить урок 28 тема «Защита Отчества». Для проверки домашнего задания ученикам предлагается ответить на вопросы небольшой викторины:

1. Как в Древней Руси называли могучих защитников Родины? (Богатыри)

2. Назовите имена богатырей в Древней Руси? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. Какой богатырь боролся с Соловьем Разбойником? (Илья Муромец)

4. Как называется устное народное творчество, в котором воспеты подвиги русских богатырей? (Былины)

5. Кто изображен на данной картине? (Александр Невский. Приложение 1.)

6. С кем вступал в сражение Александр Невский? (Со шведами и немцами)

7. Кому принадлежит данное выражение «Кто к нам с мечем придет, тот от меча и погибнет!» ? (Александр Невский)

8. Какой русский князь в 1380 году одержал победу над монгольским войском? (Дмитрий Донской)

9. Как звали святого, который богословил Дмитрия Донского на бой? (Сергий Радонежский)

10. Назовите адмирала, который был причислен к лику святых. Он провел десятки сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса? (Федор Ушаков. Приложение 1.)

11. Кому принадлежат высказывания: «Тяжело в ученье – легко в бою», «Сам погибай – товарища выручай», «Пуля – дура, штык – молодец»? (Александр Суворов)

12. Перечислите полководцев, которые командовали русской армией в 1812 году в войне с французами? (Михаил Кутузов, Перт Багратион, Михаил Барклай-де-Толли)

13. Перечислите полководцев, которые командовали русской армией в Великой Отечественной войне? (Георгий Жуков, Константин Рокоссовский, Александр Василевский)

14. Какая война может быть справедливой с христианской точки зрения? (Оборонительная война)

15. Скажите, почему так важно защищать свое отечество?

3. Мотивационно-целевой этап.

Учитель показывает презентацию, в которой представлен ряд из иллюстраций. (Приложение 2.) Ребята, рассмотрев данные картинки, должны попытаться угадать, о чем пойдет разговор на сегодняшнем занятии. (Ученики предлагают свои варианты)

Учитель. Как вы уже догадались, урок будет посвящен христианскому труду. Давайте подумаем, какие вы знаете пословицы о труде? Ученики перечисляют пословицы:

«Терпение и труд все перетрут»;

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»;

«Кто не работает, тот не ест»;

«Дело мастера боится»;

«Кончил дело – гуляй смело»;

«Делу – время, потехе – час».

Учитель. Как вы считаете, почему так много пословиц посвящено труду? (Ученики предлагают свои варианты ответа)

«На всей земле был один язык и одно наречие. Люди странствовали по свету, и они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе богами, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

(Библия, Бытие, 11 глава)

Детская сказка притча о труде

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

( www .lohmatik.ru)

Ученики предлагают свои варианты проблемы урока:

Как в христианской вере понимается труд?

Какое значение в христианстве имеет труд?

Какой труд не является хорошим?

Ученики записывают тему урока и проблему в тетради.

4. Работа по теме урока.

Учитель . Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир, а потом - о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей, и где не было смерти. Заповедь труда была дана среди четырех заповедей: умножение жизни («плодись и размножайся»); возделывание сада; познание мира («нареки имена животных»).

(Работа с текстом учебника)

Ученикам предлагается найти четвертую заповедь в тексте учебника, записать ее в тетрадь и подумать, о каком ограничении для христиан она может говорить?

Четвертая заповедь: «Не вкушай плодов древа познания добра и зла». (Заповедь показана в презентации)

Ученики . Данная заповедь говорит о (том) таком ограничении для христианства, как «пост».

Учитель . Ребята, что такое пост в вашем понимании? (Ученики предлагают свои ответы.)

Учитель показывает определение поста на проекторе. Ученики записывают определение в свой словарик.

«Пост - это религиозно обусловленная традиция временного воздержания от принятия питья и пищи (полностью или частично). В христианстве пост – это наилучшее время и средство для подготовки к высшему соединению с Богом в таинстве святого Причащения».

Учитель предлагает ученикам соотнести понятие пост с понятием труда, используя определение поста, свои знания и четвертую заповедь.

Варианты ответа учеников:

1) Пост – это духовный труд человека, который связан с его внутренними ограничениями, с борьбой самим собой и который в итоге может излечить душу.

2) Пост и труд понятия близкие, так как они приводят человека к равновесию, дают возможность совершенствовать внутренний мир.

Учитель . Ребята, давайте вспомним рассказ о райском саде и о том, как первые люди были изгнаны из него?

Ученики рассказывают, что они знают о райском саду:

«Бог создал первых людей: сначала Адама, а потом из его ребра Еву. Жили они счастливо в райском саду Эдеме. Всеми плодами этого сада могли пользоваться люди, кроме плодов древа познания. Человек должен был вкусить эти плоды, но не сразу. Однако люди не послушали Бога и попробовали плоды этого древа, и Бог изгнал их на землю».

Учитель . Совершенно верно ребята. Но уже первые люди должны были трудиться. Как вы думаете, в чем заключался их труд? (Ученикам предлагается ответить на данный вопрос, используя текст учебника.)

Ученики . Труд первых людей заключался в служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В самом древе познания не было никакого зла. Более того – оно было святыней.

Учитель . Как вы думаете, какими были первые грехи человека?

Ученики . Первыми грехами человека в истории и Библии были лень и гордыня. Ведь вместо того, чтобы пойти путем труда, люди решили без всяких усилий сразу стать богами. Они просто съели плоды дерева познания и тем самым подумали, что станут мудрыми. Однако мудрость никогда не дается без труда.

Учитель . Итак, ребята, что этот рассказ нам говорит о христианском труде?

Ученики . Христианский труд - это труд, который делает верующего человека ближе к Богу через его стремление изменить себя в лучшую сторону, а потом и мир вокруг себя, стать мудрее.

Учитель . После того как люди совершили свой первый грех, Бог их все равно не оставил. Он пообещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда «в поте лица своего». Однако не всякий труд хорош. Ребята, используя текст учебника и свои знания, ответьте на вопрос, какой труд напрасен с точки зрения христианства?

Ученики :

1) Если человек работает только для своего обогащения, такой труд не приближает человека к Богу;

2) Вредной оказывается и такая работа, которая приводит к горю других людей;

3) Если цель человека дурна, то и труд по достижению такой цели не будет добрым .

Учитель . Совершенно верно, ребята, если человек трудится в первую очередь не для себя, а для других, и если он своим трудом не наносит вред окружающим, тогда такой труд можно назвать христианским. Тем самым он приносит пользу, и тогда его труд радует Бога.

Бог оставил людям послание о труде. Ученикам предлагается прочитать раздел «Это интересно». После они должны ответить на вопрос, о том, как должен быть вознагражден труд любого человека?

«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника… В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, воспитает, и вопли жнецов дошли до слуха Господа».

(Из Библии)

После изучения нового материала, ученикам предлагается составить схему «что такое для вас христианский труд?».

Христианский труд

Это различные запреты, которые обогащают душу человека.

Это честный труд.

Это труд, который приносит пользу всем людям.

(Схема представлена учителем на проекторе. Ученики могут дополнять данную схему своими ответами).

Учитель . Понятие труд рассматривается и в других мировых религиях. (Учитель раздает карточки, на которых написано о понимании труда в исламе, иудаизме и буддизме. После прочтения карточек ученикам необходимо ответить на вопросы).

1) «Иудаизм учит почитать труд, принимать участие личным физическим или духовным трудом в общественной деятельности. Поэтому нужно бережно относиться к нашим силам и способностям, всячески совершенствовать их. Иудаизм порицает всякое праздное, не основанное на труде удовольствие, праздность в надежде на помощь других».

2) «Согласно учению ислама, человек – лучшее творение Всевышнего. Бог создал его как своего преемника на Земле. Несмотря на то, что всё находится в руках Всевышнего, человек обладает свободой воли и выбора. Это накладывает на него огромную ответственность. Он должен осознать своё предназначение и вести себя в соответствии с ним. Ислам призывает каждого занимать активную жизненную позицию. Бегство от мира в учении ислама не одобряется. Человек должен активно участвовать в жизни общества и полностью выполнить свое предназначение: завести семью, родить детей, трудиться. Такая жизнь понимается как угодная Богу».

3) «Буддизм проповедует отказ от мира, запрещает монахам трудиться: они обязаны жить только подаяниями. Мирянам же положено трудиться, но трудиться надо ровно столько, чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Излишний труд, порожденный стремлением к благополучию, может привести к появлению у человека и других страстей, мешающих его лучшему перерождению».

Вопросы к карточкам:

1. Что общего между пониманием труда в мировых религиях?

2. Какая из мировых религий, по вашему мнению, стремится к меньшей трудовой деятельности?

5. Рефлексия.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке вы узнали, что такое христианский труд, поговорили о понимании труда в мировых религия. Так, что же такое христианский труд?

Возможные ответы учеников:

1) Христианский труд – это не просто средство пропитания, а это еще и лекарство, которое прописано человеку Богом.

2) Христианский труд – это незаменимый источник опыта, знаний, который закаляет характер человека.

3) Христианский труд – это основной долг каждого христианина, он укрепляет волю человека и облагораживает его.

После изучения нового материала ученики попытаются сделать анализ урока и своей деятельности. Ученики отвечают на следующие вопросы:

1) Что я уже знал о христианском труде?

2) Что нового я узнал о христианском труде?

3) Что я хотел бы еще узнать о христианском труде, а может быть о понимании труда в мировых религиях?

4) Как я поработал на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание.

Устно ответить на вопросы после урока 29:

1) Какие заповеди получили люди от творца?

2) Что такое пост? Объясните.

3) В чем грех первых людей?

4) Какой труд вреден для человека?

5) Что значит «работать на совесть»?

6) Письменно заполнить таблицу «Понятие труда в мировых религиях»

Вопросы

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

Понятие труда в религиях мира

Что общего в понимание труда в мировых религиях?

Что разного в понимание труда в мировых религиях?

Дополнительно задание. (Приложение 3.)

Список литературы

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

5. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

6. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012

7. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 20124.

8. Добрые детские сказки-притчи. – 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 27.02.2015. – URL : http // www . lohmatik . ru / index . php (дата обращения: 28.02.2015).

Приложение 1.

1) Павел Дмитриевич Корин. «Святой Александр Невский», 1943 год.

2) Петр Николаевич Баженов «Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков», 1912 год.

Приложение 2.

1) М. Нестеров. Труды Сергия радонежского.

2) Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге», 1872-1873 годы.

3) Миниатюра из «Житие Сергия Радонежского», Рыбаку - чтоб с рыбой невода,

Пахарю - чтоб плуг его и кляча

Доставали хлеба на года.

Воду пьют из кружек и стаканов,

Из кувшинок также можно пить -

Там, где омут розовых туманов

Не устанет берег золотить.

Хорошо лежать в траве зелёной

И, впиваясь в призрачную гладь,

Чей-то взгляд, ревнивый и влюблённый,

На себе, уставшем, вспоминать.

Коростели свищут... коростели...

Потому так и светлы всегда

Те, что в жизни сердцем опростели

Под весёлой ношею труда.

Только я забыл, что я крестьянин,

И теперь рассказываю сам,

Соглядатай праздный, я ль не странен

Дорогим мне пашням и лесам.

Словно жаль кому-то и кого-то,

Словно кто-то к родине отвык,

И с того, поднявшись над болотом,

В душу плачут чибис и кулик.

(Сергей Есенин)

Вопросы к стихотворению:

2) Как вы понимаете выражение «веселая ноша труда»?

2) «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвёт.

А ты хватай её за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Николай Заболоцкий)

Вопросы к стихотворению:

1) Как вы считаете, почему надо всегда прогонять свою лень?

В этой работе будет рассматриваться один из вопросов христианской этики, столь актуальный для современного христианства: отношение христианина к труду, как к «целесообразной деятельности человека, направленной на создание материальных и духовных ценностей, как к работе, занятию, усилию, направленному к достижению чего-либо».

В современной Церкви отношение к труду основывается на понимании того, что Писание говорит об этом. Правильное понимание и, как следствие, должное отношение к труду влияет абсолютно на все сферы жизни как отдельного верующего, так и Церкви в целом и фактически является одним из ключевых факторов того, насколько христианин может состояться как «человек Божий, ко всякому доброму делу приготовленный» (2 Тим. 3:17), насколько дар, которым Господь наделил каждого, верующего в Него, будет иметь развитие и реализуется на благо ближним, для созидания Церкви, для продвижения Царства Бога, во славу Его имени.

Исходя из вышесказанного, представляется очень важным рассмотреть этот вопрос и исследовать, что действительно Писание говорит об этом? Какие мнения о труде существуют в современном христианстве? Какое отношение к труду имел человек до грехопадения? Каков Божий взгляд на труд на примере христиан времени Великой Реформации.

В данной работе использован текст синодального перевода Библии на русский язык 1876 года, книга Дерроу Л. Миллера «Научите народы», а также книга Сандея Аделаджи «Успех во всем».

Какие мнения о труде существуют в современном христианстве?

В современном христианстве существуют различные мнения о работе, которые не всегда соответствуют Писанию. Так, в книге Дерроу Л. Миллера раскрывается четыре существующих взгляда на труд.

1. Работа – это зло и является следствием грехопадения. «Согласно анимистическому мировоззрению, работа видится многими как средство выживания. Она представляется как нечто злое, но необходимое. Такая концепция часто обнаруживается среди людей, живущих ниже черты бедности».

2. Работа – средство для приобретения материальных ценностей. «Работа рассматривается, в основном, в экономическом смысле. Это то, что делает человек для приобретения материальных вещей, «хорошей жизни».

3. Вся духовная деятельность (чтение Библии, молитва, проповедь Евангелия грешникам, посещение богослужений и т. п.) – это и есть истинная работа, угодная Богу. Остальное рассматривается как недуховное, мирское, а, значит, не угодное Богу.

4. Библейское мировоззрение дает нам понимание того, что работа духовна, и труд придает нам достоинство. Работа – это призвание Божие на жизнь каждого отдельного человека.

Какое отношение к труду имел человек до грехопадения?

Чем являлась работа для человека до грехопадения? Иными словами, какова Божия природа работы?

До грехопадения еще не существовало фактора, который впоследствие лег в основу всей экономической деятельности человека. Как написано: «Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его» (Пр. 16:26). Нужда стала главным мотивирующим фактором, побуждающим человека трудиться. До грехопадения человек не испытывал нужды ни в чем. Не нужно было каждый день идти на работу, чтобы зарабатывать на хлеб насущный. Бог сотворил совершенную среду изобилия, где Его любимое творение – человек – жил бы в достатке, общаясь со своим Творцом и исполняя Его волю. Задачей человека не было прокормить и одеть себя. Задачей человека было послушание Божией заповеди и исполнение Его воли. И после сотворения человека Бог благословил его, провозгласив для него Свою волю – размножаться, распространяться по всей земле и владычествовать на ней (Быт. 1:28).

Тем не менее Бог заповедал человеку трудиться, а именно: возделывать и охранять то, что Бог ему вверил.

Итак, хотя и существует мнение, что труд возник в результате грехопадения, но мы видим из Писания, что Бог заповедал человеку трудиться еще до того.

Что преследовал Бог, когда определил человеку трудиться?

Во-первых, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, а Сам Бог трудился, как написано: «…и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, Которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2).

Более того, Он трудился не только тогда, Бог и сейчас трудится. Как сказал Господь Иисус: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Английский перевод гласит: «Отец Мой продолжает трудиться…» (Иоан. 5:17).

Итак, Сам Бог трудится, а человек есть образ и подобие Божие. Иисус – видимый образ невидимого (2 Кор. 4:4). Он трудился, и о Нем написано, что Он вчера, сегодня и вовеки тот же (Евр. 13:8).

Во-вторых, все, что делает Бог для человека, имеет конечную цель благословить его. Сотворив человека, Бог благословил его. Итак, работа, труд – это благословение для человека, а не проклятье, которое пришло через грехопадение.

Известный проповедник и учитель Слова Божия Сандей Аделаджа в своей книге «Успех во всем» так раскрывает блаженство (благословение) работы: «Работа – это Божий дар, это единственный способ раскрыть способности человека, обнаружить его потенциал, его таланты, знания. Если Вы не будете работать, то не узнаете, насколько Вы талантливы. Работа – это ключ к познанию себя, ключ к Вашему откровению.

Можно отметить шесть причин, по которым человек должен работать.

1. Согласно Быт. 2:2-3, для того, чтобы раскрыть сокрытые ресурсы, обнаружить заложенные в Вас потенциал и способности.

2. Работа – это средство, с помощью которого Ваши желания и мечты становятся реальностью.

3. Работа – это путь Божий к умножению того, что мы уже имеем.

4. Работа – это способ и возможность стать благословением для других людей, способ любить ближнего своего, обогащая и благословляя общество тем, что мы создаем.

5. Блаженство работы – в получении обеспечения. Работающий человек всегда имеет деньги и ресурсы.

6. Работа – это один из способов утвердиться человеку как личности».

Итак, как было сказано выше, человек трудится по причине нужды, но не только это. Жажда власти, денег и, в конечном счете, признания – еще один мощный стимулирующий фактор, побуждающий людей трудиться. Все это ведет человека в пагубу, как написано: «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9).

Человек, свободный от всего этого до грехопадения, расценивал труд, работу как призвание Божие, окончательной целью которого являлось Божие благословение.

Божий взгляд на труд на примере христиан времен Великой Реформации

Христиане времен Великой Реформации расценивали труд как Божие призвание, как возможность познать Бога.

Так, в материале Дерроу Л. Миллера «Семинар-видение, июнь 2002 года» показано отношение реформаторов к труду: «…в каждой сфере нашей жизни мы должны жить пред лицом Божиим. Реформаторы назвали это латинской фразой корам Део . Они приветствовали друг друга словами: «Корам Део! Сегодня живи!» – сегодня живи пред лицом Божиим! Мы должны жить пред лицом Божиим не только в здании Церкви, но каждое мгновение и где бы мы ни находились.

Люди прошлого поколения осознали это. Одна женщина сделала в своей кухне надпись: «Здесь поклоняются Господу три раза в день». Что поняла эта женщина? Она жила пред лицом Божиим. Когда она была христианкой? Каждый момент своей жизни. Итак, в приготовлении пищи для своей семьи или для гостей она видела акт поклонения живому Богу.

Позвольте привести еще один пример. Автору довелось побывать на служении в одной очень бедной Церкви в Хуарине (Боливия), основать которую помогла организация «Пища для голодных». Члены этой Церкви, в основном, были обнищавшими фермерами. Как относятся к фермерам в большинстве стран? Почти ни во что не ставят их, смотрят на них снизу вверх. История культуры многих стран утверждает, что, если Вы работаете на земле, Вы – ничтожество. Церковные руководители попросили меня поприветствовать всех собравшихся. Я встал, открыл Писание и прочел Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…» Что? Господь Бог насадил сад? Бог – садовник? Он посадил сад? Я увидел, как слушатели воспряли духом. Они были фермерами, но и Сам Бог, по Писанию, был фермером! Их чувство собственного достоинства было восстановлено. Вы занимаетесь сельским хозяйством? И Бог, Творец Неба и Земли, не садовник ли? Задумывались ли Вы об этом раньше? Он хочет пленить всякое помышление в послушание Христу!

Бог – Господин всей жизни. Живем ли мы пред лицом Божиим в каждой сфере своей жизни, или мы христиане только в Церкви? А как насчет работы? Вы когда-нибудь думали, что значит быть христианином-инженером? Что значит быть христианином-учителем, христианином-врачом, христианином-бизнесменом или христианином-домохозяйкой?

Подводя итог нашим исследованиям, хотелось бы сделать несколько выводов. Во-первых, Господь, являясь Господом Неба и Земли, является Господином (хозяином, собственником) всей нашей жизни во всех ее сферах и, в частности, в сфере труда. Понимание этого очень важно для того, чтобы христианином стать во всех сферах своей жизни и исполнить все, к чему Господь призывает.

Во-вторых, человек есть образ и подобие Бога и призван отражать Его сущность и Его характер, а Бог – Творец, Созидатель, Художник и Строитель. Когда Бог пришел во плоти, Он явил Себя сыном плотника. Итак, Бог трудился, когда созидал вселенную, Он продолжает трудиться и сейчас, приводя в исполнение Свои планы.

В-третьих, труд, работа есть благословение Божие в жизни каждого из нас для того, чтобы все таланты, дарования и способности, заложенные в нас Господом, могли раскрыться, иметь развитие и быть использованы во благо нам, нашим ближним, для Царства Божия и к Божией славе.
Итак, оставляя времена неведения, давайте позволим Богу быть Господом всей нашей жизни. Пусть во всех сферах нашей жизни и во всех ее проявлениях она отражает Его славу.

Давайте позволим миру познать Бога более полно не только как Справедливого Судью и Спасителя, но и как Того, Кто есть Великий Труженик, Который, любя трудиться, прямо сейчас, «засучив рукава» и не смущаясь объемов работы, с радостью трудится над спасением и жизнью каждого, кто в этом спасении нуждается.

Труд имеет принципиальное значение для социальной жизни человека. Ведь большая часть человеческой жизни тратится на труд. А потому это естественно, что правильное воззрение на него и его осуществление особенно интересует христианина.

Однако чтобы правильно взглянуть на труд и понять особую важность христианского представления о нем, необходимо совершить краткий экскурс в дохристианскую историю мира. В частности, необходимо взглянуть, как смотрели на труд в языческом мире и как в ветхозаветном, который готовил явление Церкви Христовой.

Языческий мир, в котором распространилось христианство, в целом не был положительно настроен по отношению к труду. В древнегреческом языке синонимом труда было страдание. Так подчеркивается его болезненный и принудительный характер. А потому считалось, что труд подходит лишь для рабов, а не для свободных граждан. И как слова, и как понятия работа и рабство непосредственно связаны друг с другом. Работа полагается рабам. Работа же является и основным признаком рабства. Аналогичная связь и между понятиями πόνος (труд, мучение, страдание - прим. пер.) и μόχθος (тяжелый труд, страдание, мука - прим. пер.) и соответствующими определениями πονηρός (дурной, скверный, бесчестный - прим. пер.) и μοχθηρός (жалкий, негодный, порочный - прим. пер.). Πόνος (страдание) это прежде всего труд. Да и μόχθος это труд или тяжелый труд. Человек, занятый трудом, и, особенно тяжелым физическим трудом, это «πονηρός» и «μοχθηρός» (т.е. дурной, жалкий, порочный - прим. пер.). Эти определения до сих пор имеют отрицательный смысл (в новогреч. яз. - прим. пер.). Даже так называемые «демиурги» (ремесленники, мастеровые - прим. пер.), то есть те, кто работали на дем, а не на себя, не пользовались в древнегреческом обществе особенным почетом.

И то положительное восприятие, которое, как видим, культивируется в демократической Греции, равно, как и отдельные голоса, осуждавшие лень и восхвалявшие труд, были не в силах изменить общее отрицательное к нему отношение. Труд связывается с принуждением. Свободные и власть имущие заставляют рабов и неимущих трудиться ради удовлетворения своих потребностей и реализации своих стремлений.

Подобные воззрения на труд бытовали и в римском мире. За исключением земледелия и военного искусства, необходимых для римлян, всякий ручной труд считался уделом рабов. «Купцы и наемники принципиально не допускались к управлению государством. Достойными свободного человека считались лишь те профессии, которые не ставили в качестве цели зарабатывание денег. Достойными уважения считались врачи, архитекторы и учителя, которые получали не жалование, а вознаграждение».

В отличие от языческого мира, Ветхий Завет смотрит на труд положительно. Сам Бог является Творцом мира. Одна из заповедей Десятисловия рекомендует труд и одновременно устанавливает один день в неделю в качестве выходного. Часто в Ветхом Завете восхваляется труд и порицается леность. Трудом человек подражает Богу и участвует в его творчестве. Конечно, труд связан со страданием. Но тяжелый труд появляется после отступничества от Бога. Труд в раю сладости после грехопадения превращается в изнуряющую борьбу за выживание.

Как послание любви, Евангелие поставляет труд в перспективу любви. Забота Бога о человека - это постоянный труд. Отец мой доныне делает (букв. трудится - прим. пер.), —говорит Христос, — и я делаю. Христос даже работает плотником. И к христианам обращен призыв работать «не ради пищи тленной, но пищи, пребывающей в жизнь вечную». Таким образом, труд поставляется в зависимость от цели существования человека, которой является его совершенствование в любви по образу Бога любви. Гневно осуждая фессалоникийских бездельников, которые не работали, но наблюдали за другими, Апостол Павел пишет: Кто не работает, тот да не ест. Сам он, как нам известно, по профессии был изготовителем палаток и обслуживал не только свои потребности, но и потребности своих спутников: «Нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии». Он особо увещевает христиан трудиться честно своими руками, чтобы быть в состоянии помочь нуждающимся. Точно такой же дух мы обнаруживаем и в послеапостольских христианских общинах.

Как это и было естественно, языческое общество с трудом могло принять христианскую точку зрения. Известный философ и противник христианства Цельс в конце второго века иронизировал над проповедниками христианства, за то что те обращаются к простым людям и ремесленникам. Да и вообще языческая интеллигенция презирала труд и ремесленников. Христиане же напротив, почитали не только труд и трудящихся, но и презираемых рабов, называя их братьями.

Конечно, не человек существует ради труда, но труд ради человека. Адам, пишет Афанасий Великий, был создан не для того, чтобы трудиться, но, в первую очередь, для того, чтобы быть человеком, а потом уже он получил заповедь трудиться. Так труд, не будучи причиной существования человека, составляет основную функцию его жизни и способствует почтительному к нему отношению. Леность есть повод для греха. Как для любого человека ежедневно необходима пища, так ему необходим и посильный труд.

Ценность труда подчеркивало и монашество. Показательно, что необходимым трудиться с самого начала считали христианские отшельники, а затем и монахи в скитах и общежительных монастырях. В то время, как на Востоке труд оставался подчиненным аскезе и молитве, на Западе он постепенно был помещен подле молитвы и выдвинулся, благодаря принципу «ora et labora» (молись и трудись).

По замечанию Василия Великого, труд не должен быть направлен на стяжание богатства, но на упражнение в любви. Кто может трудиться, должен помогать нуждающимся. Кто же не хочет трудиться, не достоин даже и пропитания. Целью труда должно быть не наше эго, но ближний. Труд не должен быть удовлетворением личных потребностей, но исполнением заповеди о любви: удовлетворение потребностей нуждающихся: «Целью же каждого в труде должно быть служение нуждающимся, а не своим собственным потребностям». Тот, кто заботится о самом себе, взращивает себялюбие. Тот, кто заботится об исполнении заповеди о любви, являет свой христолюбивый и братолюбивый настрой. Итак, когда человек трудится для ближнего, то он, с одной стороны, избегает страсти себялюбия, а с другой, откликается на заповедь о братолюбии, которую благословил дать Христос, говоря: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Эгоизм и братолюбие составляют два различных полюса, которые соответственно и определяют все поведение человека. Эгоизм заставляет человека избирать для себя в качестве цели жизни и поведения собственное эго. Альтруизм открывает человека его ближнему. Эгоист не в состоянии полюбить. Альтруист это человек любви. Эгоизм и альтруизм не ограничиваются отдельными моментами или проявлениями со стороны человека, но ими пропитана вся его жизнь. А потому особое значением имеет тот факт, каким из этих двух полюсов будет руководствоваться человек.

Каждому естественно любить самого себя. А потому эгоизм или себялюбие считается само собой разумеющимся. Однако эгоизм приводит к противоречию по отношению к ближнему. Так он сталкивается с альтруизмом. Как и с другой стороны, альтруизм отодвигает на задний план личную выгоду. Так он сталкивается с эгоизмом. А поскольку человеку трудно отодвинуть свою выгоду на задний план, он обычно приносит альтруизм в жертву на алтарь эгоизма.

В частности, в сфере труда эгоизм проявляется в стремлении к личной выгоде. Выгода является основным мотивом. Без нее на человека нападает лень. В Церкви желание выгоды не осуждается, но переносится на другой уровень. На уровень, установленный Христом: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». Сокровище для неба собирается не на небе, а на земле. И труд ради него связан с ежедневным трудом или профессиональной деятельностью человека. Вед труд охватывает значительную часть человеческой жизни. И дух, которым руководствуется человек в процессе труда, является выражением и отпечатком всей его личности.

Когда человек ограничивается временным, когда весь его интерес сосредоточен на удовлетворении чувств, а цель - личная выгода, тогда, естественно, что и труд он подчиняет необходимости удовлетворения своих действительных или воображаемых потребностей. В отношениях с ближним господствует утилитарный подход. Он считается полезным в той степени, в какой удовлетворяет наши корыстные интересы. Ближний уже не воспринимается таким, как он есть. Намного более он не является целью труда. И так христианское учение представляется утопическим.

Кто ставит целью труда - обслуживание других? Кто отодвигает на задний план свои потребности, чтобы удовлетворить нужды ближнего? Только в монастырях или благотворительных учреждениях могут найтись такие люди. В сфере же наших ежедневных отношений эти люди, скорее всего, не существуют. Но они и есть настоящие христиане. Честно зарабатывать на хлеб является элементарным долгом человека. В независимости от того, что в наши дни и это скоро превратиться в редкую добродетель. Но для того, кто желает совершенства, есть более высокая цель: «Стремящемуся к совершенству необходимо трудиться денно и нощно, чтобы иметь, что уделить тому, кто испытывает нужду».

Но что же происходит с таким человеком? Разве он не любит самого себя, а только других? Разве он не трудится ради самого себя, а лишь для других? Разве он не удовлетворяет свои нужды, а только потребности других? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Посему не ищи своего, дабы тебе найти свое; ибо кто ищет своего, тот не находит своего. Поэтому и Павел говорит: никтоже своего си да ищет, но еже ближнего. Польза каждого заключается в пользе ближнего, и польза ближнего в его пользе».

Трудящийся для ближнего, трудится подлинно для самого себя. Помогающий ближнему, помогает поистине самому себе. Действительно любящий ближнего, любит в действительности самого себя. Подлинная любовь к себе самим, эгоизм в хорошем смысле, проходит через любовь к ближнему. Когда некто живет, преодолевая собственную биологическую индивидуальность, такой живет истинно. И только когда он находит свою пользу в пользе ближнего, тогда только он и обретает свою подлинную пользу.

Наивная интерпретация христианского учения может привести к мнению, что христианство безразлично по отношению к социальной справедливости или даже, что оно призывает своих последователей становиться жертвами эксплуатации. Такое мнение может иметь опору в примерах из жизни святых Церкви. Потому что святые мужественно претерпевали несправедливость по отношению к себе. И принимали эту несправедливость из любви, которая умеет быть снисходительной к ближнему. Но они никогда не терпели несправедливость по отношению к ближнему. Они не оставались безучастными к притеснениям и эксплуатации других и особенно бедных и слабых. А вели они себя так, потому что помимо снисходительности, проистекающей из любви, они обладали мужеством, исходившим тоже от любви. Когда молчат и не вступаются за обиженного, то показывают трусость. Но когда тот, кого обижают, терпит, то выказывает снисхождение.

Критика отцами Церкви социальной несправедливости и эксплуатации бедных обращена ко всем. Воры и жулики, как говорит святитель Василий Великий, то не только те, кто крадут кошельки и снимают с людей одежду, но и те, кто, занимая военные, муниципальные и государственные должности, тайно или явно злоупотребляют ими. И святитель Григорий Палама, резко критикуя несправедливость и эксплуатацию, замечает: «Мы докатились до того, что не занимаемся ничем иным, как подкупаем друг друга и вредим тем, кто ниже нас…Власть имущие, мы все больше увеличиваем гнет слабых, взыскивая более тяжелые налоги с трудящихся. Кто из воинов довольствуется своим жалованием? Кто из начальствующих не положил глаз на хищения? Те, кто кормят собак и питают свиней, как дикие вепри и кровожадные псы, пожирают средства беззащитных. Потому-то бедные и возвышают глас их против всех вас, власть имущих, против вас, кто им последует, против вас, кто ополчается, против вас, которых те обслуживают, потому что не могут они терпеть жестокое и бесчеловечное к себе отношение сборщиков налогов и постоянные насилие и обиды, проистекающие от вас, сильнейших их».

Отцы Церкви обличали и резко с дерзновением критиковали социальную несправедливость и эксплуатацию, сами в то же время мужественно претерпевая наносимые им обиды. Они возлюбили других, а потому продолжают оставаться живыми. А мир в это время обычно прячется в эгоизме, как в крепости, и ограничивает себя в корыстных интересах, потому что не имеет смелости полюбить. А любовь это смелость. Это смелость, которая делает человека достойным и цельным. Это смелость, несущая рай в общество. Но эта смелость не может существовать подвешенной в воздухе. Ей необходима точка опоры. И эта опора - вера. Святые Церкви имели смелость любить и предлагали вселенной драгоценные плоды любви, потому что уверовали в Бога, по любви ставшего человеком, для того, чтобы приблизиться к каждому человеку под видом ближнего.

Для того чтобы полюбить Бога, нужно полюбить ближнего. Любя ближнего, человек исполняет заповедь о любви к Богу. Любовь побеждает эгоизм и уничтожает корысть, потому что отстраняет смерть и открывает полноту жизни: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти». Альтруизм есть участие в воскресение. А отсутствие его есть преддверие смерти.

Конечно, нельзя в одно мгновение перейти от эгоизма к альтруизму. Но можно сориентировать свою жизнь и цели в этом направлении. Ведь естественный эгоизм человека представляет собой основную меру для развития альтруизма. Заповедь любви призывает человека возлюбить ближнего «как самого себя». Нельзя возлюбить ближнего, если до этого не полюбил себя. Но нужно полюбить себя правильно, чтобы возлюбить правильно и ближнего. Нужно трудиться, чтобы правильно удовлетворять свои потребности, чтобы удовлетворять правильно и потребности других.

Но помимо этой любви есть и любовь, которая заставляет забыть собственное эго ради ближнего. Есть любовь, которая простирается до жертвы по образу Христа и святых. Руководствуясь такой любовью, целью труда становится ближний. Не сбрасываются со счетов и факты повседневной жизни. Также не остаются без внимания и препятствия и трудности верующих, живущих в миру. Но истина любви представляется во всей своей цельности, чтобы каждый по силам и по произволению узнал о ней и откликнулся на нее. Выступает вершина. Не потому, что все могут взойти на нее, но потому что все могут на нее ориентироваться.

Этим библейским и отеческим духом запечатлена вся греческая православная традиция. Несмотря на мелочности и разногласия, слабости и неустроенность, греческий дух питал уважение к бескорыстию. В этом можно убедиться из греческой истории. Его видно в греческом чувстве собственного достоинства. Сохраняется оно и в православном общежительном монастыре. Но с другой стороны, дух эгоизма и эгоцентризма немало повлиял на частную и общественную жизнь. Этот дух, который был узаконен на Западе после эпохи Возрождения и господствовал в современном мире, склонен превратить общества в суммы отдельных разобщенных людей.

Как заметил один из великих теоретиков новейшей западной экономики, «мы ожидаем получить свой обед не в силу доброты мясника, пивовара или хлебопека, но в силу их заинтересованности в собственной выгоде. Мы не взываем к их человечности, но к их эгоизму. Также мы никогда не говорим им о наших потребностях, но об их собственных интересах» (Адам Смит). Однако все мы знаем, насколько это важно, когда, помимо выгоды, у людей, с которыми мы ведем дело, присутствует и доброта. Когда мы можем взывать не только к их эгоизму, но и к их человечности. Когда мы можем говорить с ними не только об их выгоде, но и о наших потребностях.

Наше время отличается от времени Нового Завета и великих Отцов. Структура экономической и общественной жизни, средства и способы производства и потребления подверглись радикальным изменениями. Кроме того, Отцы высказывали свою позицию о смысле и цели труда, имея в виду, прежде всего, монашеский образ жизни. А это означает, что нельзя безрассудно переносить из той эпохи в нашу методы и схемы общественной и экономической жизни. Но вместе с тем и, помимо того, есть еще и дух, который направляет общественную жизнь и пронизывает труд и его социальную цель: это дух любви и бескорыстия. И этот дух сегодня не менее необходим и не менее актуален.

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще, в том числе бессмысленная; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата; 4) итог, последствие, результат какой-либо работы.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ().

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного . Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт .

Тяжким бременем труд стал для человека лишь тогда, когда тот, преступив Божью заповедь, отступил от Создателя и был изгнан из Рая. До грехопадения человек мог вдоволь пользоваться и наслаждаться плодами Райских растений. После же изгнания стал вынужден добывать себе пропитание ежедневным скорбным трудом, «в поте лица» ().

Помимо того, что приобщившись ко злу, человек был поставлен в зависимость от обременительного труда ради обеспечения текущих жизненных нужд, труд стал необходимым условием и для борьбы с грехом.

Если первозданный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необходимости ни в борьбе со , ни в борьбе с греховными , то все его потомки (исключение - Господь ) были обусловлены такой зависимостью.

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро.

Труд – 1) сознательная, целесообразная деятельность, направленная на улучшение условий жизни, физическое или духовное самосовершенствование; 2) какая-либо деятельность, работа вообще; 3) усилие, направленное на достижение определенного (желаемого, предполагаемого, искомого, требуемого, заданного) результата; 4) итог, последствие, результат какой-либо работы.

Труд служит средством пропитания и материального обеспечения, милостыни, реализации творческих способностей человека, лекарством от лени и уныния, воспитателем в добродетелях.

Трудолю́бие – добродетель, любовь к труду, желание старательно и добросовестно трудиться во благо себе и ближнему.

«Возлюби труд: он, в соединении с постом, молитвой и бдением, освободит тебя от всех скверн. Телесный труд доставляет сердцу чистоту; чистота сердца служит причиной того, что душа приносит плод», - говорил преподобный Антоний Великий.

Святитель Феофан Затворник писал, что нужно каждое дело воспринимать, как данное Богом, тогда уйдут суетливость, многозаботливость и нерадение о делах домашних и общественных.

Благословение Божье на труд было дано прародителям ещё до того, как они согрешили: тогда, когда они пребывали в состоянии счастья и жили в Раю.

Одним из первых трудовых заданий, порученных Богом Адаму, было дать имена всем животным (Быт.2:19); другим заданием было хранить и возделывать сад (Быт.2:15).

Кроме того, уже тогда Бог поставил перед человеком и более важную, можно сказать, стратегическую цель. Реализация этой масштабной задачи подразумевала необходимость усилий со стороны представителей множества поколений. Она касалась осуществления хозяйственной деятельности людей на земле, преображения царства природы: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всей землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28).

Разумеется, призывая первозданного человеку к труду, Бог не имел в виду лишить его радости свободного творчества. Замыслом Божьим предполагалось, что труд, к которому был призван человек, будет ему в радость. Но главное, предусматривалось, что труд будет способствовать раскрытию творческого потенциала людей, служить средством для лучшего раскрытия в них черт образа Божьего.

Тяжким бременем труд стал для человека лишь тогда, когда тот, преступив Божью заповедь, отступил от Создателя и был изгнан из Рая. До грехопадения человек мог вдоволь пользоваться и наслаждаться плодами Райских растений. После же изгнания стал вынужден добывать себе пропитание ежедневным скорбным трудом, «в поте лица» (Быт.3:17-19).

Помимо того, что приобщившись ко злу, человек был поставлен в зависимость от обременительного труда ради обеспечения текущих жизненных нужд, труд стал необходимым условием и для борьбы с грехом.

Если первозданный Адам, для того, чтобы жить вне греха, не имел необходимости ни в борьбе со страстями, ни в борьбе с греховными помыслами, то все его потомки (исключение - Господь Иисус Христос) были обусловлены такой зависимостью.

В настоящее время труд тоже может быть в радость. Важно, чтобы он был направлен не на зло, но на добро.

Святые Отцы о труде:

Что ни делаешь, имей Бога перед очами твоими (прп. авва Исаия).

Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия).

Некоторый человек имел двух рабов и послал их на поле жать пшеницу, приказав каждому сжать в один день по семи некоторых участков земли. Один из них употребил все свои силы на то, чтобы исполнить повеление господина его, однако же не мог вполне совершить сего дела: ибо оно превышало силы его, а другой предался праздности. Кто, говорил он сам с собою, в состоянии совершить такое дело в один день? И так пренебрегая повелением господина, хотя он тревожился и беспокоился сим, однако же провел весь день без дела, то предаваясь сну, то зевая, то вертясь на все стороны, как вертится дверь на своих крючьях. Когда же наступил вечер, они возвратились к господину. Он, узнав о труде прилежного слуги, похвалил его, хотя дело и не вполне им было совершено; другого же, как беспечного и ленивого презрителя, приказал жестоко наказать и выгнать из дома своего. Так и мы во всяком деле и скорбном подвиге не должны лениться, а трудиться рачительно по мере сил наших; и Бог, без сомнения, дарует нам наследие со святыми Своими (прп. авва Исаия).

Кто прибегает к Богу и просит Его помощи при всяком труде, тот найдет в нем покой (прп. авва Исаия).

Труд по Богу бывает помощником добродетели; праздность есть матерь пороков (прп. авва Исаия).

Телесные труды суть орудия добродетелей и спасительны для души (прп. Антоний Великий).

Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть (свт. Василий Великий).

Хотя бы поручаемые тебе службы казались низкими, бойся злоупотребления, допуская превозношение и презрение, потому что за тобою надзирает Бог (свт. Василий Великий).

Не должно в праздности есть хлеб тому, кто способен работать, а занявшийся исполнением чего-либо во славу Христову должен принуждать себя к ревности в деле, по мере сил (свт. Василий Великий).

Приятна тебе праздность, но горек конец ее. Изнемогаешь работая, но возвеселишься впоследствии (прп. Ефрем Сирин).

Не бойся труда и не говори: «Не изнемочь бы мне», а представляй лучше в уме, что все святые страданиями благоугождали Богу (прп. Ефрем Сирин).

Всякое... дерево познается по своим плодам, и трудолюбивый человек виден с молодых его лет (прп. Ефрем Сирин).

Кто ненавидит труд, тот будет человеком негодным (прп. Ефрем Сирин).

Вот признак христианства: сколько ни потрудишься, сколько ни совершишь праведных дел, оставаться в той мысли, будто бы ничего тобою не сделано; постясь, говорить: «я не постился»; молясь: «не молился»; пребывая в молитве: «не пребывал, полагаю только начало подвигам и трудам». Хотя бы и праведен был ты перед Богом, должен говорить: «я не праведник, не тружусь, а каждый день начинаю только». Но должно также христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «если не избавлен я сегодня, буду избавлен на утро». Насаждающий у себя виноградник, прежде нежели приступить к труду, имеет в себе радость и надежду, и когда вина еще нет, живо представляет в уме точило, вычисляет доходы, и в таких мыслях принимается за труд; надежда и ожидание заставляют его трудиться усердно, и делает он пока большие издержки в доме. А подобным образом домостроитель и земледелец сперва расточают много своей собственности, в надежде на будущую прибыль. Так и здесь, если не будет у человека перед очами радости и надежды, что приимет избавление и жизнь, то не возможет стерпеть скорбей и принять на себя бремя и шествие тесным путем. А сопровождающие его надежда и радость делают, что он трудится, терпит скорби, и принимает на себя бремя, и идет тесным путем (прп. Макарий Египетский).

Не будем охуждать труд, не будем пренебрегать работою; потому что от них мы получаем, еще прежде Царствия Небесного, величайшую награду - сопровождающее их удовольствие... но что еще важнее удовольствия - самое цветущее здоровье (свт. Иоанн Златоуст).

Бог наложил на человека груд не в наказание и мучение, но для вразумления и научения его (свт. Иоанн Златоуст).

Хотя наказанием и мучением кажутся слова: в поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19), но на самом деле они - некоторое внушение, и вразумление, и врачевство против ран, происшедших от греха (свт. Иоанн Златоуст).

Что узда для коня, то работа для нашей природы (свт. Иоанн Златоуст).

Для того нам и даны руки, чтобы мы и себе помогали, и увечным по телу доставляли, по возможности, все необходимое из нашего имущества... (свт. Иоанн Златоуст).

Через занятие работой мы и дурные помыслы легко исторгнем из души, и будем помогать нуждающимся, и не станем беспокоить двери других, и исполним закон Христов, который говорит: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати (Деян. 20, 35) (свт. Иоанн Златоуст).

Не о трудности только дела помышляй... но прежде всего рассуждай с самим собою о том, какой можешь ты удостоиться чести, и мысль об этой чести сделает для тебя легким тяжкое и трудное (свт. Иоанн Златоуст).

Жизнь наша сопряжена с трудами, так как без трудов мы обыкновенно развращаемся. Природа наша не может бездействовать, а иначе легко преклоняется ко злу (свт. Иоанн Златоуст).

В поте лица добывается вещественный хлеб: при усиленном труде, душевном и телесном, насевается хлеб небесный, доставляющий Вечную Жизнь в сердце человеческое... (свт. Игнатий Брянчанинов).

Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Но условие неотложное - не жалеть себя (свт. Феофан Вышенский).

Труд с терпением без саможаления все преодолевает... (свт. Феофан Вышенский).

Ни одного еще человека не было, который бы без трудов, тревог и смущений крутых достиг Царствия Божия (свт. Феофан Вышенский).

Бог любит тружеников, только бы они смиренны были и о себе много не думали (свт. Феофан Вышенский).