Тихон шевкунов и дугин. Архимандрит тихон шевкунов избран викарным епископом с титулум «егорьевский. – Откуда вы знаете, если вы ничего не смотрели

АКСИОС! АКСИОС АКСИОС! Автор известной всем книги «Несвятые СВЯТЫЕ» архимандрит ТИХОН ШЕВКУНОВ ИЗБРАН ВИКАРНЫМ ЕПИСКОПОМ С ТИТУЛУМ «ЕГОРЬЕВСКИЙ» ЖЕЛАЮ ЕМУ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В ДЕЛЕ СЛУЖЕНИЯ МАТЕРИ ЦЕРКВИ И ВВЕРЕНОЙ ЕМУ ПАСТВЕ. ДАЛЬНЕЙШИХ ПЛОДОТВОРНЫХ ТРУДОВ НА НИВЕ ХРИСТОВОЙ! 22 октября 2015 года Священный Синод постановил избрать викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский» постановил избрать архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

24 ОКТЯБРЯ СОСТОИТСЯ ХИРОТОНИЯ ВО ЕПИСКОПА ЕГОРЬЕВСКОГО ТИХОНА. Хиротонию совершит патриарх Кирилл в субботу в Шамордино в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа». По окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником. Духовником его стал архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

С августа 1986 года работал в Издательском Совете Русской Православной Церкви под руководством митрополита Питирима (Нечаева).

В июле 1991 года в Донском монастыре Москвы пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году рукоположен в иеродиакона и во иеромонаха. В период служения в Донском монастыре участвовал в обретении мощей святителя Тихона.

В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в Сретенском монастыре.

В 1995 году возведён в сан игумена и назначен наместником возрождённого Сретенского мужского монастыря.

В 1998 году возведён в сан архимандрита.

В 1999 году становится ректором новообразованного Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в 2002 году в Московскую Сретенскую духовную семинарию.

В ноябре 2002 года года был одним из четырёх сопредседателей II конференции «История Русской Православной Церкви в XX веке», прошедшей в Синодальной библиотеке Андреевского монастыря в Москве.

С 31 мая 2010 года - руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 22 марта 2011 года - член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В период с 1998 по 2001 год с братией Сретенского монастыря неоднократно выезжал в Чечню с гуманитарной помощью. Имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника В.В.Путина. Сопровождал Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь в августе 2000 года, также в сентябре 2003 года сопровождал Президента Российской Федерации в США, где Владимир Путин передал приглашение Патриарха Алексия II первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей Митрополиту Лавру посетить Россию. Принял активное участие в процессе воссоединения Русской Православной Церкви с РПЦЗ. Входил в состав Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью (комиссия работала с декабря 2003 года по ноябрь 2006 года и подготовила, в том числе, Акт о каноническом общении). В 2007 году участвовал в поездке делегации РПЦ по епархиям РПЦЗ. В октябре 2009 года участвовал в освящении восстановленного Успенского храма на территории Посольства Российской Федерации в Пекине. Академик РАЕН.

Архимандрит Тихон является сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Автор социального антиалкогольного проекта «Общее дело». Член Попечительского совета Благотворительного фонда Святителя Василия Великого. Во время работы в Издательском отделе Московской Патриархии принимал участие в подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси. Являлся консультантом и автором сценариев первых фильмов о духовной истории России. Член редколлегии журнала «Русский Дом».

Автор фильма «Сказы матушки Фроси о монастыре Дивеевском» (1989 год), рассказывающего об истории Дивеевского монастыря в советские годы. Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при. Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок», получившего в 2008 году премию «Золотой орел» и вызвавшего сильный общественный резонанс и широкую дискуссию.

Наместник Сретенского монастыря, духовник семьи Путиных.


Архимандрит Тихон, он же Георгий Александрович Шевкунов, родился в 1958 году. Окончил сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии. Вскоре после окончания ВГИКа отправился в Псково-Печерский монастырь, где девять лет был послушником, а затем принял монашеский постриг. Вернулся в Москву, работал в издательском отделе Московского патриархата.

Десять лет тому назад Шевкунов впервые выступил в печати как один из идеологов фундаменталистского направления Русской православной церкви, опубликовав статью «Церковь и государство», в которой открыто высказал своё отношение к демократии. «Демократическое государство, - цитирует отца Тихона «Frее Lапсе Виrеаu», - неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй». Это высказывание представляется важным в связи с тем, что российские СМИ называют отца Тихона духовником президента Путина, то есть персоной, влияющей на мировоззрение лидера государства.

В околоцерковных кругах о Тихоне говорят как об известном интригане и карьеристе. Первый шаг в своей блистательной церковной карьере дипломированный киносценарист сделал вскоре после своего возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря в 1991 году. Тогда он инициировал скандал вокруг пожара в Донском монастыре, где он жил. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажжённой папиросой. Шевкунов же обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб, засланных к нам под видом верующих Русской православной церкви за границей. (Кстати, сейчас «зарубежники», несмотря на давний скандал, поддерживают отца Тихона. По слухам, они видят его главным кандидатом на пост следующего Патриарха всея Руси.) Говорят, что и сам дипломированный сценарист не прочь занять высший церковный пост России.

Есть сведения и о связи отца Тихона с КГБ. Возможно, впоследствии эти связи и помогли ему познакомиться поближе с Владимиром Путиным. Один из прихожан Сретенского монастыря - близкий друг отца Тихона генерал-лейтенант Николай Леонов. Он служил в КГБ с 1958 по 1991 год. В 60-70-е годы работал в Первом главном управлении (ПГУ) КГБ СССР, был заместителем на-чальника управления. (В 70-е годы в ПГУ служил и Путин.) Тихон (Шевкунов) и Николай Леонов входят в редколлегию журнала «Русский дом», который печатается на базе издательства Сретенского монастыря. Леонов является политическим комментатором одноимённой передачи, которая выходит на канале «Московия», а Шевкунов к тому же является духовником обоих проектов - журнала и телепередачи. Среди частых гостей «Русского дома» - представители «Русского национального единства» (РНЕ) и «Чёрной сотни».

Известен отец Тихон и более глобальными проектами. Он был одним из активистов движения за канонизацию царской семьи. Возглавил «крестовый поход» против гастролей фокусника Дэвида Копперфилда в России, сообщив пастве, что «магические трюки этого вульгарного американского Воланда» ставят зрителей «в зависимость от самых тёмных и разрушительных сил». А самый известный его проект - борьба с «сатанинскими» штрих-кодами и индивидуальными номерами налогоплательщика (ИНН). В штрих-кодах и ИНН, по мнению отца Тихона, замаскировано «число зверя» - 666. К тому же всеобщая система учёта подчиняет православных тотальному контролю со стороны светского, антиправославного, с точки зрения Тихона, государства. Его статья «Шенгенская зона», посвящённая этой «глобальной проблеме», была опубликована в печатном органе РНЕ «Русский порядок». Несмотря на то что отец Тихон отрицает свою связь с русскими наци, их воззрения очень и очень близки.

Вот размышления святого отца о цензуре. «Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать всё экстремальное. Лично я, конечно же, за неё - и в религиозной области, и в области светской. Что касается государственной цензуры, то рано или поздно к трезвому пониманию необходимости этого института в обществе придут. Вспомним, как Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал цензуру и иначе, как со словом «дура», её не рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру». Последняя фраза Тихона, однако, поставила в тупик исследователей творчества А.С. Пушкина. Ну не писал Пушкин такого!

Тихон одним из первых поздравил Путина с «воцарением» и во всеуслышание тогда радовался своевременному уходу Ельцина, осуждая «эру ельцинизма».

Историю своего знакомства с Путиным отец Тихон скрывает. Но близость свою к первому лицу всячески афиширует. В околоцерковных кругах поговаривают, что слух, будто Тихон является духовником президента, запущен самим Тихоном. Сам же дипломированный сценарист слух этот не подтверждает, но и не опровергает - кокетничает: «Что вы из меня какого-то Ришелье пытаетесь сделать?» Тем не менее журналисты московских изданий уверенно писали со слов Тихона, что «Владимир Путин постоянно исповедуется у него. Именно он наставляет президента в духовной жизни».

В любом случае своей реальной (или мнимой) близостью к президенту дипломированный сценарист Тихон активно пользуется. Как говорят, теперь его побаивается даже сам Патриарх.

Наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии

Францисканец Вильгельм Баскервильский, внешне непримечательный патер Браун, проницательная монахиня Пелагия… Ряд «священников-сыщиков во Христе» без лишней шумихи пополнился еще одним, на этот раз совсем не вымышленным персо­нажем.


Частный детектив епископ Тихон

«Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» – так просто, без лишней дедукции на сайте патриархии указан титул отца Тихона (в миру – Александра Зайцева). «Место работы: Николая Чудотворца в Хамовниках храм (настоятель) и Финансово-хозяйственное управление Московского патриархата (председатель)». То есть даже официально он – человек незаурядный, не просто свечку перед образами держит, а держит все церковное хозяйство. Главный церковный завхоз.

Что еще мы выяснили о епископе Тихоне?

Родился в апреле 67‑го. В 20 лет поступил в семинарию. В 26 постригся в монахи. В 32 стал игуменом. В 39 – архимандритом, начальником Русской духовной миссии в самом Иерусалиме. Завхозом Московского патриархата, епископом и викарием стал уже в 2009-м, при нынешнем Патриархе Кирилле, и с тех пор считается в РПЦ его ближайшим союзником. Во всяком случае, одним из таковых.

Это ведь перед Богом все равны, а перед Патриархом некоторые – равнее. Ведь без Тихона Кирилл как без рук, точнее – без денег. Недаром именно этого священника (наряду с митрополитом Иларионом) прочат в преемники Патриарха: у Тихона в руках сегодня – главные финансовые рычаги всей церкви, а значит, реальная, а не только духовная власть.

– У финансово-хозяйственного управления очень много функций, связанных с внутренним жизнеобеспечением Русской православной церкви. Если проводить светские параллели, то, по сути, ФХУ – это министерство финансов и министерство экономики в одном лице, – признался как-то сам его преосвященство Тихон. – В первую очередь ФХУ помогает Святейшему Патриарху и Священному синоду осуществлять функции управления имуществом Русской православной церкви.

В 2009 году новый Патриарх Кирилл решил восстановить ликвидированное Пархаевым финансово-хозяйственное управление РПЦ. Во главе управления Кирилл поставил человека из своей команды, настоятеля храма святителя Николая в Хамовниках Тихона (в миру Александр Зайцев). Вскоре Тихон был назначен также епископом Подольским, викарием Патриарха Московского и всея Руси.

Тихон знаком с Патриархом Кириллом еще с начала 2000-х годов, когда будущий Патриарх курировал международные связи РПЦ. В это время Тихон был членом Русской духовной миссии в Иерусалиме, потом возглавлял некоммерческую организацию Фонд православного телевидения, которому принадлежало ЗАО «АО "Витал"». Среди «дочек» АО «Витал» была компания «ТВ-Пита», которая по заказу «Первого канала» производит еженедельную авторскую программу патриарха Кирилла «Слово пастыря».

Одним из совладельцев «ТВ-Пита», по данным СПАРК, является кадровый разведчик Василий Логинов, который входит в совет директоров крупной химической компании «Фосагро». По словам осведомленных сотрудников «Фосагро», Логинов в совете директоров холдинга представляет интересы одного из акционеров - ректора Санкт-Петербургского горного университета Владимира Литвиненко, который трижды возглавлял предвыборный штаб Владимира Путина.

Также принадлежащее Фонду православного телевидения АО «Витал» владело четвертью компании «БМВ Русланд» (остальное принадлежало австрийскому подразделению BMW), через которую велись поставки в Россию автомобилей немецкого концерна. Компанию возглавлял Кристиан Кремер, совмещавший эту должность с постом главы российского представительства BMW. Немецкая компания неоднократно поддерживала РПЦ. В 2012 году ООО «БМВ Русланд» было ликвидировано, а поставки автомобилей из Германии BMW начала вести напрямую.

Еще одно подтверждение сотрудничества РПЦ и BMW можно найти в некрологе бывшего гендиректора АО «Витал», друга патриарха Кирилла Игоря Малахова, опубликованном в газете «НГ-Религия». «В 1995 г. Малахов переехал в Швейцарию и два года работал в одной из швейцарских фирм. В 1997 г. он вернулся в Россию и стал генеральным директором АО «Витал». Прибыль АО «Витал» в проекте с BMW, построившей на территории Калининградской области завод по сборке дорогих автомобилей, не превышала $300 тысяч в месяц, а в общей сложности «Витал» управлял активами $20–25 млн», - пишет газета «НГ-Религия», которая всегда отличалась лояльностью к Патриарху Кириллу.


Церковно-финансовая вертикаль

Возглавив финансово-хозяйственное управление РПЦ, епископ Тихон начал выстраивать вертикаль власти. Сначала он подчинил себе Единую службу заказчика Московской патриархии Пархаева, но не смог найти с ним общего языка. Тихон пытался разрушить монополию «Софрино» на производство церковной утвари, разрешив епархиям открывать самостоятельные производства. Одним из этапов внутренней борьбы между Пархаевым и Тихоном стала публикация в 2012 году фотографий с празднования юбилея Пархаева в храме Христа Спасителя.

С приходом епископа Тихона строительные компании друзей Пархаева, Малышева и Мешалкина, перестали побеждать в тендерах на восстановление храмов, а финансовые потоки Тихон перевел из банка «Софрино» в банк «Пересвет», где в совете директоров ранее были Патриарх Кирилл и сам епископ Тихон.

Тогда Мешалкин продал основную долю в «Эргобанке» новым партнерам, которые привели в банк других крупных клиентов. А владелец банка «Софрино» Дмитрий Малышев вместо строительства занялся развитием сети газозаправочных станций для автомобилистов «Софрино-газ» в Смоленской, Брянской и Калужской областях, были планы и на Крым. Источником финансирования этого проекта, вероятно, должны были стать средства вкладчиков, и банк «Софрино» начал агрессивно привлекать вклады населения.

Газовый бизнес оказался не таким прибыльным, как строительство храмов. Еще осенью прошлого года на форумах начали появляться сообщения вкладчиков о проблемах с получением денег. Епархии, державшие средства в банке «Софрино», по требованию епископа Тихона начали переводить счета в банк «Пересвет».

Банковскому бизнесу Пархаева стало еще хуже, когда организации, близкие к епископу Тихону, перестали обслуживать кредиты, взятые в банке «Софрино». Например, в прошлом году банк «Софрино» через суд добился возврата кредита от ЗАО «ТРИСС-строй Переделкино», которое строило православный жилой квартал по соседству с резиденцией патриарха в Переделкине. Владеет ЗАО «ТРИСС-строй Переделкино» семья Анатолия Дмитриева, одного из функционеров Международного общественного фонда единства православных народов и, по данным Slon, близкого патриарху. Тем более что попечительский совет фонда возглавляет сам Патриарх Кирилл.

Хиротония архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского

Госмонополии выбирают

В апреле 2012 года, когда разразился громкий скандал вокруг квартиры Патриарха, финансово-хозяйственное управление РПЦ без лишнего шума выкупило 19,9% акций банка «Пересвет» у московского нефтетрейдера Виталия Саввина, получив почти контрольный пакет - 49,99%. Еще около 15% банка контролируют его топ-менеджеры - Елена Кагдина и Павел Панасенко. Среди других владельцев - московский Экспоцентр (25%) и основатель банка Виктор Литвяков (9,53%).

Вскоре дела «Пересвета» резко пошли в гору, свои счета туда перевели не только епархии, но и госкомпании. С избранием Кирилла патриархом у банка стремительно выросли депозиты предприятий: с 8,7 млрд рублей до 37,4 млрд рублей (40-е место по России). Небольшой банк для хранения свободных средств выбрали многие госмонополии: «Транснефть», «Роснано», Фонд содействия реформированию ЖКХ, ОАО «ОГК-1» и несколько крупных «дочек» «Газпрома». Епископ Тихон, который в довершении всего руководит еще и программой строительства «200 храмов» шаговой доступности в спальных районах Москвы, перевел все финансовые потоки программы тоже в банк «Пересвет».

Добившись централизации финансовых потоков церкви, епископ Тихон начал выстраивать вертикаль власти в хозяйственной деятельности РПЦ. В конце 2012 года, по данным СПАРК, он стал совладельцем ООО «Частная охранная организация "Когорта-7"». А в мае 2014 года настоятели храмов РПЦ, расположенных в Центральной России, получили из патриархии письмо о том, что «при выполнении работ по монтажу, капитальному ремонту, техническому обслуживанию средств безопасности, электромонтажным работам и услугам по физической охране на объектах РПЦ... в целях уменьшения расходов на данные виды работ и услуг рекомендуется привлекать организацию ООО «ЧОО "Когорта-7"». В дальнейшем планируется создать филиалы компании во всех епархиях. Так постепенно на смену компаниям друзей Алексия II приходит монополия иерархов, близких к Патриарху Кириллу.


Православная «Когорта»

У епископа есть несколько наград, включая знак отличия «За укрепление сотрудничества со Счетной палатой», и несколько научных работ, включая переводы с греческого. Но вот о наиболее интригующей работе отца Тихона, детективной, в патриархии почему-то предпочитают не распространяться.

А ведь позапрошлым летом Александр Зайцев (проверено, тот самый), согласно документам, котороые есть в нашем распоряжении, стал соучредителем ООО «Частная охранная организация «Когорта-7». Основной вид деятельности фирмы в ЕГРЮЛ указан как «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

Тихону (Зайцеву) «Когорта» принадлежит на 60 процентов (в уставном капитале компании его взнос составляет 150 тысяч рублей из 250 тысяч). Остальные 40% – у пенсионерки Нины Терентьевой (1933 года рождения). Создан этот православный ЧОП в 1997 году, и изначально он был также недалек от РПЦ: его собственниками в документах указаны связанный с патриархией Владимир Симонов и ЗАО «Симако», принадлежащее все той же Терентьевой (эта компания занимается оптовой торговлей напитками и табаком).

Что касается Терентьевой, ее «Симако» вместе с «Фондом православного телевидения» владеет консалтинговой компанией «Витал». Президент фонда-соучредителя – все тот же Зай­цев, он же епископ Тихон. Несколько лет назад этот «Витал» витал совсем не в облаках, а опускался даже на грешную землю – через фирму «БМВ Русланд» был официальным дилером немецкого автоконцерна в России. То есть церковь импортировала в страну не только табак и алкоголь, как принято считать, но и престижные иномарки. Другая «дочка» «Витала» – «ТВ Пита» – до сих пор доносит до зрителей «Первого канала» «Слово пастыря» (еженедельную проповедь Патриарха).

Но если «Фонд православного ТВ» под началом отца Тихона – структура все же церковная, учреждена различными институтами РПЦ, то «Когорта-7» – по всем документам фирма сугубо частная. Даром что руководит ею Алексей Леонов, как мы выяснили, выходец из вневедомственной охраны МВД, а ныне – глава административного секретариата Московской патриархии. Но раз хочется иметь епископу личный бизнес – его личное дело. Почему нет?

И все бы ничего, да два месяца назад настоятели храмов Центральной России получили из патриархии официальное письмо (копия – на сайте благочиния Богоявленского округа Москвы) с рекомендацией «привлекать организацию ООО «ЧОО «Когорта-7»… для снижения затрат при выполнении работ по монтажу, капитальному ремонту, техническому обслуживанию средств безопасности, аттестации электросетей, электромонтажным работам и услугам по физической охране на объектах Русской православной церкви».

При чем тут капремонт – не очень понятно: у ЧОПа просто нет полномочий на деятельность подобного рода. Профиль не тот. Да и информация, будто «Когорта» создана патриархией, как указано в письме, реальности не очень-то соответствует. Еще раз повторимся: эта компания – частная, и выходит, что деньги РПЦ должны по большей части идти в карман ее завхоза.

А с другой стороны, что вы хотели? Это ведь не сочинения Честертона. Это реальность, в которой если расследования и проводятся, то для поиска не столько преступников, сколько наличных. И если коррупция проникла во все общественные структуры, то почему же церковь должна быть исключением. Или все-таки должна?

«23» V 2014 г.

№ 189-ц

ВСЕЧЕСТНЫМ ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ ХРАМОВ

ЦЕНТРАЛЬНОГО ВИКАРИАТСТВА Г. МОСКВЫ

По благословению Высокопреосвященнейшего АРСЕНИЯ, Митрополита Истринского, Первого Викария Святейшего

Патриарха Московского и всея Руси, Управляющего

Центральным Викариатством г, Москвы, довожу до Вашего сведения информацию, изложенную в письме Управляющего делами Московской Патриархией № 01/1294 от 19.03.2014 г.

Московской Патриархией создана организация ООО «ЧОО «Когорта-7» для снижения затрат при выполнении работ по монтажу, капитальному ремонту, техническому обслуживанию средств безопасности, аттестации электросетей,

электромонтажным работам и услугам по физической охране на объектах Русской Православной Церкви.

В целях уменьшения расходов на данные виды работ и услуг рекомендуется привлекать организацию ООО «ЧОО «Когорта-7».

Руководство данным проектом поручено помощнику Руководителя Административного секретариата Московской Патриархии и по совместительству директору ООО «ЧОО Когорта-7» Алексею Викторовичу Леонову (Чистый пер., 5, к. 31, тел. 8-923-171-53-17).


«Наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии»

Священники в банке

На днях госкорпорация «Агентство по страхованию вкладов» разослала очередные «письма счастья» очередным обанкроченным вкладчикам: «Агентство уведомляет Вас об отзыве с 2 июня 2014 г. в отношении банка «Софрино» лицензии на осуществление банковских операций». Владельцы «Софрино» были друзьями покойного Патриарха Алексия II, и сейчас финансовые потоки РПЦ перетекли в банк, близкий к нынешнему иерарху Кириллу, – в банк «Пересвет», в совете директоров которого заседает знакомый нам епископ Тихон.

С избранием Кирилла Патриархом объем депозитов «Пересвета» увеличился вчетверо – в него вложились «Транснефть», Роснано, Газпром, аэропорт Пулково, администрация Петербурга и пр. Туда же епархии по решению епископа также перевели свои деньги из банка «Софрино», после чего тот и обанкротился. Сейчас у РПЦ около 50% акций «Пересвета».

ЖУРНАЛ № 64

СЛУШАЛИ:

Прошение Преосвященного епископа Подольского Тихона, председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с просьбой освободить его от занимаемой должности председателя указанного отдела.

ПОСТАНОВИЛИ:

1. Освободить Преосвященного епископа Подольского Тихона от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата согласно поданному прошению.

2. Назначить председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата Преосвященного архиепископа Егорьевского Марка с временным сохранением за ним должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.

Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.

Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.

В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.

В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.

Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.

Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.

Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.

В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».

В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.

Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.

Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.

Станислав Волков

Одной из самых громких кинопремьер будущего года обещает стать фильм "Матильда" Алексея Учителя. И одной из самых острых тоже. К депутатам и в министерство культуры идут письма с требованием не показывать фильм, снова по неизбывной советской привычке роняющий в грязь образ последнего русского императора. Многих испугал трейлер будущего фильма, презентующий его как жгучую мелодраму. Обоснованность этих реакций комментирует член президентского Совета по культуре и искусству, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

– Алексей Учитель – замечательный режиссер, художник, не поделочник, это доказано и его фильмами, и кинонаградами, выбрал для своего нового фильма сюжет любви последнего российского императора к балерине Матильде Кшесинской. Настоящий художник свободен выбирать любой сюжет…

Кто же дерзнет это оспорить? Разумеется, художник свободен выбирать любой исторический сюжет. Неблагодарное занятие обсуждать еще не вышедший фильм.

– Но копья из-за него ломают уже сегодня.

Немудрено: фильм выходит на экраны в начале весны 2017 года, ровно в столетнюю годовщину февральского переворота 1917-го. Отсюда и особый интерес. Наступающий год неумолимо поставит нас перед необходимостью осмысления грандиозной цивилизационной катастрофы, произошедшей в России сто лет назад. Совершившиеся тогда события решительным образом отразились на жизни практически всех людей, живших в Российской империи, в Советском Союзе, повлияли на судьбы всего мира. Ученые, политики, религиозные и общественные деятели будут искать ответы на множество вопросов, связанных с этой датой. Та же задача встанет и перед искусством. Театр, живопись, музыка – все они будут призваны внести свой вклад в художественное, образное осмысление причин и последствий русской трагедии. Не останется, как мы видим сегодня, в стороне и кинематограф. В столь символическую годовщину российское киноискусство будет представлено фильмом "Матильда", единственным, во всяком случае из анонсированных игровых, на эту тему. Дата премьеры выбрана заранее и, конечно же, не случайно – март 2017 года: ровно столетие переворота и отречения Николая II.

– Не разгорается ли вокруг "Матильды" преждевременный конфликт?

Готовясь к нашей встрече, я просмотрел материалы дискуссии. Вот что говорит сам режиссер фильма Алексей Учитель: "Обсуждают и делают какие-то заявления и пишут в прокуратуру на то, что ничего и никто не видел, ни одного кадра. Поэтому когда люди что-то пытаются высказать, они должны иметь предмет разговора, а его не существует". Но на самом деле это не так. Несколько месяцев назад создателями "Матильды" был выставлен в интернет трейлер фильма, и любой желающий может легко увидеть не просто "один кадр", а просмотреть несколько отрывков из самых ключевых сцен будущего фильма. Так что предмет для разговора вполне имеется. Имеется и другой важнейший предмет по этой теме – реальная история взаимоотношений цесаревича Николая Александровича и Матильды Кшесинской.

– Какие источники, в том числе документальные, могут поведать нам об этой истории?

Письма и дневниковые записи, воспоминания, отчеты фискальных служб. Наследник и Матильда Кшесинская познакомились в 1890 году на выпуске балетного училища. Ему было чуть больше двадцати, ей 18. Девушка влюбляется в цесаревича, а он готов увлечься ею, хотя бы чтобы развеять печаль от категорического отказа отца: император Александр III запретил наследнику и думать о женитьбе на юной немецкой принцессе Аликс, которую Николай полюбил, когда она год назад гостила в России. Вначале знакомство цесаревича и Кшесинской продолжается мимолетно: они встречаются то на улице, то в театре. Потом Николай уплывает в долгое кругосветное путешествие, а вернувшись, встречается с Матильдой, и их чувства вспыхивают вновь. Николай называл их "самыми светлыми" страницами своей юности. Но уже к 1893 году эти отношения становятся более спокойными, они встречаются все реже. А когда девушка, на которой на самом деле мечтал жениться наследник, дармштадтская принцесса Алиса, согласилась на брак, а император Александр III все же дал на него согласие, Николай искренне рассказал об этом Матильде. В 1894 году все отношения между Николаем и Матильдой были прекращены. Навсегда. Хотя он по-прежнему относился к Кшесинской очень тепло. Они остались друзьями, и ни одна из сторон не делала трагедии из расставания. Договорились, что она будет называть его и на "ты", и Ники. Он всячески помогал ей, но они никогда больше не встречались наедине. Наследник счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Есть письмо Аликс своему жениху, где она пишет: "Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?" Любовь последнего русского императора Николая Александровича и императрицы Александры Федоровны, поразительная по глубине чувств, верности и нежности, продолжалась на земле до их последнего мученического часа в Ипатьевском доме в июле 1918 года. Вот, собственно, и вся история.

– И, наверное, нет ничего плохого в том, что талантливый режиссер расскажет о ней в своем фильме.

Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей

Хорошо, если бы это было так. Фильм Алексея Учителя претендует на историчность, а трейлер озаглавлен ни больше ни меньше как "Главный исторический блокбастер года". Но после его просмотра я, честно признаюсь, не могу понять: зачем авторы сделали это именно так? Зачем дотрагиваться до этой темы вот таким образом? Зачем они заставляют зрителя поверить в историчность напридуманных ими душераздирающих сцен "любовного треугольника", в которых Николай и до, и после женитьбы мелодраматически мечется между Матильдой и Александрой. Зачем императрица Александра Федоровна изображена демонической фурией, идущей с ножом (я не шучу!) на свою соперницу? Мстительная, завистливая Александра Федоровна, несчастная, чудная, великолепная Матильда, слабовольный Николай, бросающийся то к той, то к другой. Объятия с Матильдой, объятия с Александрой… Что это – авторское видение? Нет – клевета на реальных людей. Но и это еще не все. Зачем выдумывать обморок Николая во время коронации с картинно слетевшей с венценосной головы короной? Такой вот "тонкий" намек на будущие потрясения? Зачем заставлять Александра III произносить совершенно бредовую, особенно в его устах, сентенцию о том, что он единственный из Романовых, который не жил с балеринами? На кого рассчитан выплывающий на экран слоган трейлера: "Любовь, изменившая Россию"? На полных идиотов? Зачем, кому они хотят заморочить голову еще одним шедевральным слоганом: "Тайна дома Романовых"? Какая еще тайна? Об отношениях наследника и Кшесинской знал весь светский Петербург. Столетие крушения династии надо непременно встречать душераздирающей голливудской мелодрамой? И тут кстати любовный треугольник с откровенными сценами? При том, что немалая часть наших зрителей будет воспринимать фильм, выпущенный в год столетия революционных потрясений, как реальную историю России. А главное, чего невозможно уразуметь: неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры. Или все же правы те, кто говорит: ничего личного, просто бизнес. Не хочется так думать.

– Но фильма все-таки пока нет…

Фильм не вышел, и любые возражения против него легко сдержать напоминанием устыжающей фразы: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". Но разве трейлер как авторская аннотация фильма не может насторожить любого человека, знакомого с русской историей? Я уж не говорю о том, насколько это настораживает православных людей, для которых Николай II и его семья – святые мученики.

– Но государь прославлен не за каждую сцену своей жизни – за мученическую кончину.

Да, он прославлен за тот путь, который прошел, начиная с 1917 года. А это был крестный путь – с пятью детьми, женой и с несколькими близкими. Именно за его мужественное исповедничество, за то, каким христианином он оставался в последние полтора года жизни, его прославили в Церкви.

– И что же, Церковь будет требовать запрета фильма?

Запреты фильмов – абсолютно тупиковый и неверный путь. Предупреждение о правде и неправде, вот что важно...

Уверен, что это абсолютно тупиковый и неверный путь. Не требования запретов, а предупреждение о правде и неправде – вот цель, которую можно и должно ставить в связи с предстоящим широким показом фильма. Если фильм будет соответствовать трейлеру, достаточно будет того, чтобы просто широко рассказать о реально бывшей истории. Собственно, что мы сейчас и делаем. А дальше зритель будет решать сам.

– Владыка, но вы же учились во ВГИКе и понимаете, что хороший фильм невозможен без драмы. И разве у художника нет права на художественный вымысел?

Но не на умышленное искажение. В историческом романе "вымысел не есть обман", убеждал еще Окуджава. В художественном произведении об исторических личностях, безусловно, необходим авторский вымысел, художественная, драматургическая реконструкция событий. Но если художник не лишен элементарной нравственной ответственности, он не будет выходить за рамки исторической достоверности и никогда не превратит историю в ее противоположность. Сознательное искажение истории – это либо обман, либо пропаганда.

На основе истории, а не вразрез, не наперекор ей. Весь вопрос во вкусе и в таланте. Конечно, можно взять исторические персонажи и заставить их делать все, что автору заблагорассудится. Кутузов в экранизации "Войны и мира" может сдать не только Москву, но и Санкт-Петербург. А Пугачев в фильме по "Капитанской дочке" сделаться любовником Екатерины. Только к искусству это не имеет отношения. Либо называется особым жанром – фэнтези. Тогда фильм надо так и обозначать.

– Вы говорили об этом Алексею Учителю?

– Да, разговаривал с ним по телефону. Сказал ровно то же, что и вам.

И что он ответил?

– Что трейлер и даже сценарий – это еще не фильм. В этом смысле он прав.

Вы читали сценарий?

– Режиссер передал мне сценарий для чтения, но я пообещал ему воздержаться от комментариев сценария.

Судя по всему, ваша позиция не изменилась после знакомства со сценарием?

– Я не буду комментировать сценарий.

– Когда "Матильда" сериалом выйдет на экраны, может быть, стоит сопровождать каждую серию документальным фильмом, возвращающим историческое сознание зрителя к верному восприятию?

– Не очень представляю себе это. Думаю, достаточно, чтобы люди узнали о достоверной истории.

– Я вчера пересмотрела много документальных фильмов о наследнике и Кшесинской – совершенно отвратных по тону и настойчиво убеждающих в том, что роман продолжался и в браке государя. С комментариями эзотериков, сомнительных психологов и прочих. И никто не одергивает желтые телеканалы за паскудность, а к несомненному художнику мы почему-то спешим предъявить претензии.

– Псевдодокументальные поделки не имеют большого влияния на умы и души людей, к ним не привлечено столько внимания. Другое дело большой художественный сериал.

– В фильме играет внешне великолепная польская актриса, замечательный немецкий режиссер Томас Остермайер и актер его известного театра "Шаубюне" Ларс Эйдингер. То есть у фильма кроме хорошего режиссера был состоятельный продюсер.

– Фильм рассчитан не только на отечественного зрителя, но и на международный прокат. Он делался по общемировым, глобалистическим, голливудским "законам жанра". Думаю, что с чисто зрелищной точки зрения это будет эффектная, помпезная картина.

– Государственный Эрмитаж за последние 20 лет провел за границей много выставок, посвященных русским государям. Михаил Пиотровский считает, что этим удалось во многом переменить взгляды европейского истеблишмента на русских царей. Их уже видят не через анекдоты о любовниках Екатерины, а как людей высокой культуры, с прекрасным вкусом, исторической мощью. На фоне таких усилий было бы жаль снова явить миру образ Николая II через любовный треугольник…

– Николай II как никто другой на протяжении ста последних лет был дискредитирован и оболган. Люди на бытовом уровне к этому привыкли. И подспудно готовы принять новый фильм про совершенно ничтожного, развратного, изменяющего своему слову, не знающего чести и верности последнего царя. Но все это опять в старую корзину – странное государство, странный народ, странные цари. Жаль.

Но все же фильм еще не вышел.

– Мы с этого и начали разговор. Неблагодарное дело обсуждать еще не вышедшей фильм. Я не понаслышке знаю, что такое делать кино. Это огромный труд множества людей, и в первую очередь режиссера. И тем более обидно, когда в основу замысла изначально ложится сюжет, который иначе как исторической безвкусицей назвать нельзя.

– В последнее время постоянно звучат упреки в адрес Церкви, что она требует запретить тот или иной спектакль или фильм, ссылаясь на протесты по поводу оскорбления религиозных чувств. Известные актеры и режиссеры видят в этом нарушение свободы творчества.

– Активисты оскорблены. Режиссеры возмущены. Пресса предупреждает общество о новых фактах вмешательства Русской Православной Церкви в сферу свободы творчества. Прогрессивное общество негодует. На президентском Cовете по культуре и искусству поднимают вопрос цензуры... Просто драма какая-то. Посильнее "Фауста" Гете. Так и хочется сказать: занавес!

Только на самом деле в этом спектакле не все так просто.

– Действительно, были обращения против показа в Омске известной рок-оперы. Но с этими протестами выступала не Русская Православная Церковь, а одно из многих тысяч общественных объединений, союзов, братств, действующих сегодня в нашей стране. Группа православных активистов требует снять этот спектакль, кажется, во всех городах, куда питерский театр оперы приезжает на гастроли. Недавно подобные обращения были, к примеру, в Тобольске. Их рассмотрели и не удовлетворили. Тобольская епархия при этом никакого отношения к требованиям отмены спектакля не имела. А в Омске с митрополией, по словам продюсера, показ спектакля и подавно был согласован. Во всяком случае официальный представитель епархии заявил следующее: «Не дело епархии регулировать репертуарную политику того или иного театра. Я только знаю, что духовник исполнителя главной роли благословил его на это еще 30 лет назад». Руководитель информационного отдела РПЦ Владимир Легойда после начала шумихи в СМИ через все информационные агентства сообщил, что Церковь не поддерживает требования об изъятии спектакля из репертуара театров. А продюсеры известили, что спектакль в Омске был отменен, поскольку билеты на него были куплены в количестве всего немногим более сорока на тысячный зал. В прошлом же году, рассказали они, этот же спектакль был показан здесь же, в Омске, хотя и тогда были обращения граждан с просьбой об отмене представления. Но билеты разошлись и спектакль состоялся.

Все это известные факты. Но повсюду раздается лишь одно: РПЦ требует снять спектакль и добивается своего.

– Недавно один священник из Армавира, вспомнив о редактуре Василия Жуковского пушкинской сказки о Балде, где поп был заменен на купца, издал в армавирской типографии брошюрку с купцом и без попа тиражом в четыре тысячи экземпляров. И тут же в десятках СМИ, в том числе центральных, появились заголовки: "РПЦ редактирует Пушкина!". И несмотря на то, что глава издательского совета РПЦ митрополит Калужский и Боровский Климент также через все информагентства заявил, что в данном случае это личная инициатива отдельного священника и что классику менять и редактировать нельзя даже с самыми благими целями, журналистские утверждения о том, что Церковь дошла до полного маразма, так что и Пушкина переиначивает, радостно пестрят и доселе. Вот такая у нас многосерийная драма. Очевидно, что ее авторам она весьма нравится. Находятся и восторженные зрители. Так что без сомнения – продолжение следует. Но мы к этому давно привыкли, так что, как говорится, флаг в руки! Что же касается фильма, то уверен, скорее всего отдельные лица и группы, в том числе и православные, будут требовать его запрета. Сразу скажу: мы с уважением и пониманием относимся к их позиции. И будем призывать ее учитывать. Но, еще раз повторюсь, считаю путь запретов тупиковым. Дело Церкви запрещать и разрешать, когда это необходимо, в духовном мире. Но не в светском. В том числе ни в театральном, ни в кинематографическом. Но это не значит, что мы не будем открыто высказывать свои убеждения.

А "Тангейзер"? Ведь там был протест официальной Церкви – Новосибирской митрополии.

– И не только протест, но и судебное дело было возбуждено по иску Новосибирской митрополии о новаторской вариации на тему Вагнера. В постановке, сколько бы некоторые театральные критики ни морочили нам головы, единственной "художественной находкой", целью и центром внимания было кощунство над образом Христа. Состоялись общественные слушания, затем Новосибирская митрополия подала в суд в полном соответствии с законом. И суд этот проиграла.

Но спектакль был снят.

– Это тяжелое, неприятное и беспрецедентное решение министерства культуры следует оценить в контексте разразившийся позднее кровавой трагедии Шарли Эбдо. Как показала жизнь, это решение оказалось правильной и необходимой профилактикой от безответственных и крайне опасных, особенно в условиях нашей многонациональной и полирелигиозной страны, публичных экспериментов-провокаций, которые кому-то угодно называть творчеством.