Спас ореховый. Третий Спас (Ореховый Спас, Хлебный Спас)Праздник Нерукотворного образа Христа Спасителя. Значение Орехового Спаса для церкви

Институт Русского Языка ЯСНА поздравляет всех тех, кто считает себя русским человеком с народным и церковным праздником, который является третьим в череде августовских СПАСОВ и часто так и называется. Другие его названия связаны с традициями, идущими из глубины веков. И о тех, и о других мы сегодня подробно поговорим.

Одно из названий этого праздника- СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ . Согласно церковному преданию, когда Иисус умыл лицо водой и вытер его полотенцем, на ткани отразился его лик, исцеливший впоследствии эдесского царя. Образ (лик Иисуса) хранился в сирийском городе Эдесса. После захвата города арабами византийский император Константин Багрянородный велел выкупить образ. Праздник установлен православной церковью в честь перенесения в 944г. из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа. Слово «убрус» означает холст, полотенце. На Руси Нерукотворный Образ очень почитаем и помещался на знамёнах русских войск. А икона Нерукотворного Образа - одна из наиболее распространённых икон.

С этой легендой связаны и другие народные названия этого праздника – ПОЛОТНЯНЫЙ СПАС, СПАС НА ПОЛОТНЕ, СПАС НА ХОЛСТЕ . Традиционно именно к Третьему Спасу открывались в России ярмарки, на которых торговали полотном и холстами.

Полотном называлось раньше и называется сейчас не только гладкая и плотная ткань из однородных нитей простейшего переплетения, но и любой широкий кусок материи, например, полотно знамени ; а также дорожное полотно ; полотно конвейера ; дверное полотно ; холст для написания картин тоже называется живописным полотном .

Понятно, что такие разные, на первый взгляд, предметы называются полотном по аналогии с такими его характеристиками, как тонкий, плоский, плетёный и прочие. Слово ПОЛОТНО и его старо-русская форма ПЛАТ является родоначальником целого ряда однокоренных слов, а именно: платок, полотенце, платье, плащ, плащаница, (п)латать,(за)плат(к)а, пласт, пластина, полоса, плоский, плоскость, плющить, половина, пол, половик, плетёный, плед — всё это однокоренные слова русского языка, хотя правильнее сказать — слова одного ИЗВОДА , потому что раньше буквы и их сочетания, как мы выяснили, могли читаться и произноситься по-разному, как и сейчас во многих западно-европейских языках. Кстати, на этом примере хорошо проявляется свойственная именно русскому языку связь ВСЕГО СО ВСЕМ , чем многие другие языки, в частности западноевропейские, похвастаться не могут. Как не может этим похвастаться и латынь, из которой они якобы произошли, но это уже вопросы совсем другой темы, о которой мы ещё обязательно поговорим.

Но вернёмся к ТРЕТЬЕМУ СПАСУ , чаще всего его называли — ОРЕХОВЫЙ СПАС , потому что к этому времени поспевали орехи и начинался их сбор. А ещё считалось, что урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи: «Урожай на орехи - урожай хлеба на будущий год». Отсюда ещё одно название праздника ХЛЕБНЫЙ СПАС . Но об этом чуть позже.

Дело в том, что орех – это плод растений и кустарников отдельных видов. У ореха — своё строение: скорлупа и ядро. Именно оно являются съедобной частью ореха. Именно сердцевина ореха является целью, мишенью, яблочком , как в прямом, так и в переносном смысле.

Раньше говорили, да и сейчас будет правильным сказать — «Друг не испытанный, что орех не расколотый!» или «На-тка, раскуси орешек!» А расколоть-то орех бывает ой как не просто: «Этого орешка не раскусишь» , «Туги орешки Терешке», «Не по зубам ему эти орешки» . А коли он с делом не сладит, то «достанется ему на орехи» . С орехами в русском языке связано множество выражений, описывающих решение сложных задач –«щёлкать как орехи» , «расколоть орешек знаний» и другие. Этому есть своё важное объяснение, и об этом мы тоже в дальнейшем обязательно поговорим.

А сейчас вернёмся к упомянутому ранее ещё одному названию праздника — ХЛЕБНЫЙ СПАС . Накануне его отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. А на следующий день пекли хлеб из муки нового урожая: «Третий Спас хлеба припас», «Хорош Третий Спас - зимой будем квас».

Сейчас на просторах Интернета, да и в некоторых словарях, бытует мнение, что слово ХЛЕБ - немецкое! Но это абсолютно нелогично и вот почему. На территории Европы нет степей, а это естественное место произрастания зерновых, а вот в России их превеликое множество, вот и подумайте, где это слово могло возникнуть. Первый хлеб на Земле был жидкий и его пили, приХЛЁБывая, издавая при этом специфический звук, отсюда и пошло это слово. Поэтому, если ваши дети и внуки спросят вас о происхождении слова «хлеб» , пожалуйста, не торопитесь говорить о немецком или древнегреческом происхождении этого слова. Ещё надо тщательно разбираться, а откуда пошло, например, греческое название горшка для выпечки хлеба «клибанос» . Очень уж сильно оно похоже на то самое русское слово, от которого произошло слово ХЛЕБ .

Вот такой замечательный сегодня праздник, с огромным количеством смыслов и образов, заложенных в него нашими предками. Институт Русского Языка и дальше будет изучать наши традиции и значения слов и знакомить наших читателей с ними. В «День знаний», первого сентября, не пропустите нашу новую статью о школе и учениках, а 22 сентября поговорим с вами об осеннем равноденствии: одной из четырёх самых главных календарных точек года. И о ключевом для русской культуры феномене — так называемом Русском Опорном Кресте.

До скорых встреч!

С наилучшими пожеланиями,

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

Это народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю. Отмечается он 29 августа, а в народе Третий Спас зовется также Хлебным, Холщевым, Ореховым, Малым и, наконец, Спас на полотне. В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстами.

Ярко и радостно гуляют на Третий спас на городских ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. Вот и на Хлебный спас хозяйки пекут из новой муки хлеба да пироги, добавляют в блюда свежие орехи и мед и потчуют родных и знакомых.

Желаю щелкать, как орешки,
Все испытания судьбы.
Желаю в ежедневной спешке
Не забывать свои мечты.

Желаю урожай богатый
Собрать из добрых своих дел,
Улыбок, дружеских объятий,
Ведь Спас Ореховый приспел.

Пускай подарит этот Спас
Любовь, достаток и удачу,
Господь пошлет пускай для вас,
Здоровье крепкое в придачу!

Пусть Спас Ореховый придет
С уютом, миром и добром,
Веселье, радость принесет,
Сердца наполнив волшебством!

В день Орехового Спаса желаю благодати и тепла. Пусть Ваше здоровье и здоровье родных будет крепким и прочным как ореховая скорлупа, пусть небо будет чистым и ясным, пусть счастье будет вечным и прочным. Любви, веры и взаимопонимания.

Если хлебом кормят вас -
На пороге Третий Спас,
Хлебный Спас, Ореховый.
Пусть придёт с успехами,
Щедрым урожаем,
Всем, чего желаем.
В каждый дом пусть принесёт
Радости на целый год.

Сегодня, в Ореховый Спас,
У Бога прошу я за Вас:
Чтоб было поменьше печалей,
Чтоб горя вовек Вы не знали,
Чтоб Он Вас хранил неустанно
Для близких, родных и желанных,
Не знали ни в чем недостатка,
А жизнь была долгой и сладкой!

Праздник светлый, православный,
Он зовется «Третий Спас».
Защищает Бог исправно
Да заботится о вас.
Радуйтесь вы урожаю,
А с души гоните грех.
Вера ваша будет, знаю,
Очень крепкой, как орех.
Квас готовьте, хлеб пеките,
Радость в сердце вы впустите.
Усмиряя нрав, живите.

Я поздравляю с Хлебным Спасом!
Сегодня праздник-каравай,
Друзья, желаю вам скорее
Собрать богатый урожай.
Пусть будет в доме все в достатке,
Пусть будет счастье, мир и лад,
И ангелов улыбки сладки,
Когда с небес на вас глядят!
Живите радостно, достойно,
Дай Бог вам крепкого здоровья!

Хлебным караваем
Третий Спас встречаем,
Счастья и добра
В праздник вам желаем.

Желаем вам проблемы
Щелкать как орехи,
Желаем, чтобы слезы
Были лишь от смеха.

И пусть в каждом доме
Мир, любовь царит,
На добрые дела
Господь благословит.

На пороге осень золотая,
Каждый урожай хлебов припас,
И встречаем радостно сегодня,
Светлый праздник, славный третий Спас.

Пусть достаток будет в Вашем доме,
Пусть благословит Бог на дела.
Пусть на Вашем жизненном просторе,
Всегда светят счастья факела.

В этот светлый праздник, в Ореховый спас,
Поздравить хотим от всей души Вас!
Желаем здоровья Вам, большого достатка,
Успехов во всём, любви без остатка!
Путь солнце Вам всегда ярко светит
И будете Вы всех счастливей на свете!

Праздник духовный и святой настал,
С ним тебя искренне я поздравляю,
Желаю добра, гармонии, благ,
Пусть сердце не знает печали.

Пусть Третий Ореховый Спас принесет в дом тепло,
Достаток, мир, конечно же, счастье,
Пусть жизнью правит добро,
И отойдут подальше ненастья!

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху - рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса - Холщовый (Спас на холсте) - было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

Август не только считается главным месяцем лета, в который поспевают практически все овощи и фрукты, но и является важнейшим с церковной точки зрения. В этом месяце православные соблюдают который посвящен Успению Богородицы. Существует несколько постов, но этот особенный. Он является одним из многодневных, особо чтимых и завершается празднованием Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, в наше время церковные традиции утратили свое великое значение, не все посещают храм и постятся. Сегодня не все помнят, например, какого числа В этой статье мы разберемся со всеми особенностями трех праздников.

Успенский пост: отец трех

Успенский пост соблюдают с 14 по 27 августа по новому стилю. В это время налагается множество строжайших запретов, которые верующие обязательно должны соблюдать. Так, запрещено в понедельник, среду и пятницу употреблять в пищу все, кроме хлеба, овощей и фруктов. Во вторник и в четверг церковь позволяет кушать горячие блюда, но без добавления постного масла, и только в субботу и в воскресенье разрешено есть пищу, сдобренную растительным маслом. Кроме пищевых ограничений, миряне должны воздержаться от плотских утех, скандалов, обмана, лжи. В пост важнее духовные ограничения, нежели «бытовые». Хотите знать другие особенности Успенского поста, какого числа Ореховый Спас или Медовый?

Сладкий пост - сладкие праздники

Несмотря на строгость Успенского поста, у него есть одна замечательная особенность: именно в это время собирают урожай и отдают дань трем если не основным, то важным дарам природы - меду, яблокам, орехам. Каждому из продуктов питания предки придавали особое значение, считалось, что так сама Матушка-Природа дарит людям свою благодать и силу. Наши воцерковленные прабабушки отмечали 3 праздника - 3 Спаса. Это были и Ореховый Спас. Праздновали их широко, с размахом, несмотря на то что август - тяжелый и хлопотный для крестьянина месяц. Название праздника - «Спас» - неслучайно: оно стало сокращением от слова «спаситель». Отсюда берут свое начало много важных слов: «спасибо», «спасите». Несмотря на то что в настоящее время народные традиции сдали свои позиции, интересно знать, как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Медовый Спас

Первый Спас - Медовый - отмечается традиционно 14 августа. Считается, что именно после этого дня пчелы несут мед, который потерял свои целебные свойства, и его не следует употреблять в пищу. До Медового Спаса старались собрать весь урожай и в этот день освятить его в церкви. Принято дарить друг другу баночки с новым урожаем, причем даже нищим возле церкви оставляли вкусное полезное лакомство. Кроме меда, 14 августа особо чтили воду. Именно в этот день по старому стилю произошло важнейшее событие - Крещение Руси.

Яблочный Спас

День Яблочного Спаса - 19 августа. Только теперь по традиции можно попробовать в первый раз яблоки и любые блюда их них. С восходом лучей солнца наши предки спешили в сады нарвать лакомых яблочек, шли на рынок приобрести свежий урожай. Кроме яблок, 19 августа снимали пробу винограда и груш. В этот же день в церквях батюшка освещал плоды, и тут начинался настоящий праздник. Столы прабабушек ломились от пирогов, пирожков, запеченных с медом яблок. Пришедших гостей щедро угощали наливками.

Ореховый Спас

Ореховый Спас - третий по счету, отмечается 29 августа и является наиболее важным среди остальных летних праздников. По-другому этот день называют Хлебным Спасом. Именно это название и является более точным и правдивым. 29 августа заканчивается уборочная страда, и в первый раз хозяйки пекут из муки урожая нынешнего года. В церкви проводят освящение праздничного каравая, и только после этого снимают пробу. Вместе с зернами, хлебом приносили в храм и орехи, которые как раз поспевали. Название Спаса «Ореховый» оправдывают и природоведы: исследования доказали, что именно к этому времени происходит окончательное созревание орехов, и теперь их без опаски для здоровья можно употреблять в пищу.

Особо этот праздник некогда было отмечать, так как конец августа - горячее время для сельского жителя. Но наши предки обязательно пекли специальный хлеб и угощали им тех, кто просил подаяние. Считалось, что даже те, кому не хватает зерна, должны щедро одарить хлебом нового урожая всех нуждающихся - тогда богатство и удача придут в дом. и Ореховый Спас - это главные праздники лета, так как именно с конца августа начиналась пора сбора и заготовок практически всех даров природы.

Народные приметы на Ореховый Спас

В Ореховый Спас, третий «вкусный» праздник лета, оканчивали жатву и делали специальный «именинный сноп» - последний сноп уходящего года. В этот день улетают зимовать последние ласточки. Сельским жителям было важно знать, какого числа Ореховый Спас, чтобы закончить все дела на полях. Крестьяне торопились убрать хлеба до 29 августа, а тем, кто не успевал, с удовольствием помогали соседи и родственники - считалось, что за это Бог даст здоровья и благополучия.

Если в день, когда отмечают Ореховый Спас, журавли улетают на юг, то зиму ожидают холодную и снежную, если птицы остаются, то зимнее время будет теплым. Ореховые веточки, сорванные и освещенные 29 августа, способны исцелять больных, изгонять из дома злых духов.

Интересное высказывание сложилось в народе: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Слово «Спасовка» берет свое начало от слова «Спас», которым называют три главных православных летних праздника. С наступлением Орехового Спаса жизнь становилась по-настоящему лакомой: крестьяне угощались спелыми лесными орехами, сочными сладкими яблочками, вкусным ароматным медком.

Чудо-полотно

Интересна история, которую рассказывает Библия. Легенда гласит, что Иисус Христос во время чуда исцеления владыки Авгаря вытер лицо полотном чистой ткани, на котором позже проступил божественный лик. Ткань с ликом Иисуса по сей день хранится и собирает толпы паломников. Полотно способно творить чудеса, вылечивать больных, успокаивать души ищущих. В память об этом волшебном событии издавна 29 августа в церковь для освещения приносили полотна ткани, из которых потом весь год шили одежду домочадцам.

Сохранилась поговорка: «Первый спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Событие, произошедшее тысячи лет назад с обыкновенным полотном, почитается и в церкви: 29 августа православные отмечают праздник перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Это знаменательное действо произошло аж в 944 году, но и сегодня воцерковленные люди помнят и прославляют событие.

Спас многоликий

Удивительно, но именно Ореховый Спас имеет множество названий, которые оправданы с православной, культурно-бытовой, аграрной точки зрения. Ореховый, Хлебный, на Холстах, на Полотне, Холщовый - такие имена носит праздник, который традиционно с размахом отмечают 29 августа. Важно знать, какого числа будет Ореховый (Хлебный) Спас, ведь этот день обязательно нужно отметить так, как это делали наши предки.

Праздничный рецепт

Существует рецепт, который идеально подходит к завершению Успенского поста, когда уже заканчиваются все церковные запреты. Под занавес Медового, Яблочного и Орехового Спаса подходят запеченные яблоки с медом и орехами. Это блюдо является неким ритуальным угощением, которое ознаменовывает окончание основных работ в поле и предвещает сытую зиму.

Для приготовления вкусного лакомства нужно взять несколько крупных яблок, 250 г меда, 100 г любых орехов. Яблоки хорошо вымыть, вырезать сердцевину, сложить в глубокую сковороду и запечь до полуготовности. Растопить на водяной бане мед, добавить измельченные орехи, тщательно перемешать. Начинить яблоки смесью, отправить в духовку еще на пару минут. По желанию можно сверху посыпать сахарной пудрой.

Три дня августа не просто так выделены среди других и наделены особой магией. Столетиями люди отмечали, что в эти дни в природе происходит что-то особенное, таинственное. В наше время мы отмечаем другие праздники, которые зачастую выдуманы совершенно случайно и не несут никакого глубокого смысла. Так зачем же нам теперь знать, какого числа Ореховый Спас? Для чего нужно следовать традициям предков? Так ли важно помнить, как на Руси было принято отмечать Яблочный Спас и Ореховый Спас?

Мы должны знать, помнить, отмечать и чтить православные посты, праздники не только ради уважения к нашим прабабушкам. В старину строго придерживались законов Библии, которые действуют во все времена. Для улучшения жизни, здоровья, сохранения душевного и психического равновесия важно верить в Бога, ценить и уважать знания, накопленные тысячелетиями.