Полотняный спас. Ореховый спас: история праздника и традиции. Обряд на исполнение желания

Из года в год праздник Ореховый спас отмечается сразу по завершению Успенского поста. И в этом году праздничная дата выпадает на 29 августа.

Ореховым этот Спас прозвали, так как в наших краях к этому времени поспевали орехи. Их и святят на Ореховый спас. А еще этот Спас называют Хлебным, так как основная работа по сбору хлеба приходится именно на этот период.

Третье и наименее известное название этого праздника (есть несколько вариаций одного названия) – Спас на холсте, Спас на полотне, Полотняный Спас, Нерукотворный Спас. Такое название он получил, так как установлен в честь православного праздника – перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа в Константинополь.

Какого числа Ореховый спас в 2018 году: традиции и приметы праздника

Праздновали Ореховый спас уже не с таким размахом, как Яблочный и Медовый. Лето заканчивалось, начинались холода. И люди старались поскорее заготовить еду в своих амбарах.

В первую очередь, с полей убирали рожь и пшеницу. А хозяйки ткали полотна, чтобы обеспечить свои семьи одеждой.

В этот день на столе обязательно должен быть хлеб, испеченный из новой муки. Угощаются и угощают гостей не только в доме. Можно выйти на улицу, раздать соседям и прохожим приготовленные блюда.

В обед шли в церковь, чтобы осветить хлеб и пироги из нового зерна. Молились перед иконой мученика Диомида.
К вечеру крестьяне чистили целебные подземные источники, чистили колодцы. В общем, готовились к осени и зиме. А уже потом садились за стол. Подавать принято было настойку на основе грецких орехов, а также хлеб и пироги.
Ну и заканчивали день мытьем в бане. Люди делали веники из орешника, который защищал их от болезней и сглаза.

Приметы

Если журавли полетели на юг – Покров (14 октября) будет морозным.
Начался дождь с грозой – осень ожидается теплой.
Ecли мнoгo opexoв в этoм гoду, тo будeт мнoгo xлeбa в будущeм гoду.
При сборе орехов попался плод с червяком – ждать беды.
А чтобы отвести от себя порчу – нужно было съесть первый орех самому, а второй отдать первому попавшемуся человеку.

Самые красивые поздравления с ореховым спасом Вы найдете .

Какого числа Ореховый спас в 2018 году: особенности третьего спаса

В Ореховый Спас православные верующие ходят в церковь. гадают на любовь, загадывают желания, устраивают широкое застолье, приглашают гостей и угощают соседей домашней выпечкой.

Приметы, поверья на Ореховый Спас

Если орешники дали хороший урожай, значит, люди минувший год провели праведно.

Если при сборе орехов один из них упал на голову, будет неожиданная прибыль.

Как сделать оберег дома и семьи на Спас?

Спрятанные в праздник орешки в разных частях дома, тоже защищают его обитателей. Посторонние об этом обереге знать не должны.

Если Вас сглазили на Ореховый Спас?

Невесть откуда взявшиеся ветки ореха во дворе дома или в квартире после прихода гостей – признак наведенной на его жителей порчи. Их нужно собрать в совок веником, после чего выбросить в водоем с течением. Вода заберет сглаз. Но не относите их тому кто, как Вы думаете, их принес. Лучше, чтобы человек не знал, что Вы их нашли и знаете, что он таит злобу. Не отвечайте злом на зло, лучше оградите свой дом и семью от такого человека, поменьше общайтесь с ним.

Как предсказать погоду на Спас?

Журавли, улетевшие до Третьего Спаса, - признак наступления заморозков до середины октября (до 14 октября, когда отмечают Покрова). Гроза в этот день предвещает теплую осень. Ее же признаком является спокойное течение реки в праздник.

Гадание на любовь и отношение на Ореховый Спас

Сорвав орех с дерева, его нужно съесть и определить его вкус. Сладкий он предвещает удачу в любовных делах, горький – разочарование, предательство любимого человека, недоспевший орех сообщает о важной новости, а гнилой сулит неприятности.

Как загадать желание на Спас?

Есть много способов загадывания желаний на третий спас. Вот те, которыми пользуюсь я. Это очень простые гадания, но у меня сбывались предсказания, так, что я в них верю.

Из собранных орехов берут в руки приглянувшийся из них по внешнему виду, задумывают желание. Затем его нужно расколоть. Вкусное, крупное ядро предвещает исполнение загаданного, пустой или гнилой орех – признак того, что ему не суждено исполниться.

После загадывания желания нужно взять в руки много орехов (сколько поместится), раскинуть на столе, пересчитать их количество. Четное число будет означать скорое исполнение задуманного.

На улице чертят круг радиусом 15-20 см, бросают в него 13 орехов, предварительно перемешав их в руках и загадав желание. Бросать плоды нужно не вниз, а вверх. Задуманное сбудется, если в центр круга попадет большая часть орехов (7-13). Если их меньше – желание не исполнится. Можно внимательно присмотреться на композицию из орехов в круге. Ее форма, расположение могут о чем-то рассказать гадающему, если тот подключит воображение.

Самые красивые поздравления с днем рождения читайте

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.
1646 просмотров

Ореховый Спас празднуется 29 августа по календарю славян . Это последний из трех Великих Спасов, помимо и . Иначе его называют Спас на холсте, Холщовый Спас, Хлебный Спас или Осенний. Сразу скажу без предисловий, что событие у верующих носит иное название Перенесение нерукотворного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

О сути празднества у православных, традициях, народных обрядах и пойдёт речь.

Перенесение нерукотворного образа Господа в Константинополь

События уносят нас на тысячу лет назад, во времена царствование в Едессе царя Авгаря. Он страдал от проказы и воспаления суставов. Услышав о чудесах Иисуса, сам не имея возможности передвигаться, царь отправил в Иерусалим писца Анания с посланием к Иисусу и просьбой излечить его. Ещё будучи художником, писец должен быть написать портрет того, от кого зависела жизнь царя.

Письмо было доставлено и вручено будущему Спасителю. И только написать его портрет художнику не удавалось. Лицо Сына Божьего постоянно менялось под действием высокой благодати, которая от Него исходила. Иисус догадался о намерении Анании, решил ему помочь. Он доказал на себе невозможность отделить человеческую сущность от Божественной, явив великое чудо. Христос омыл лицо и вытер его полотном (убрусом). Отпечаток лица Христа тут же проявился на холсте. В последствии образ получил название Святой Мандилий.

Он вместе с письмом, написанное Иисусом, был вручён писцу.

Анания доставил Мандалий больному царю Авгарю. При вручении и все окружающие были свидетелями частичного исцеления царя на их глазах. Полное же исцеление произошло позже, когда апостол святой Фаддей, покрестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. На Нерукотворном Образе были изречены слова:

«Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится»

Образ был размещён над городскими воротами и отныне был причислен к Нерукотворному Образу.

Однако, в событиях следующих сотен лет, пришло идолопоклонство, Христианство забыто, как и Нерукотворный образ Мандилий.

И только спустя годы в 545 г. данный Образ был возвращен всем верующим. А 29 августа 944 году император Константин Багрянородный дал указание перенести Образ и то письмо в тогдашнюю столицу Православия в Константинополь.

Вот поэтому Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, «Спасом на холсте» и празднуют 29 августа. Икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

Спас на Холсте является заключительным и закрывает строгий Успенский пост.

Самое важное в этом празднестве посещение службы, молитвы и дань Господу за силу его и нескончаемую Божью благодать. Можно помолиться дома.

В храме проходится освещение воды.

На Хлебный Спас почитают мученика Диомида . Он помогает в излечение болезней. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . В этот праздник особенно молятся женщины о благополучие в семье, просят избавления от проблем и житейских трудностей. Беременные просят легких родов.

После службы происходит освещение орехов. С этого дня их рекомендуется есть.

Ореховый Спас: народные традиции

Учитывая, что в наших широтах лето заканчивается, а вместе с ним и уборка урожая. К этому времени собрано зерно с полей, и хозяйки пекли первый хлеб из новой муки.

И сейчас в традициях славян печь вкусные булки, пироги с орехами, яблоками, на стол ставить мёд. Праздничную трапезу начинают именно с этих продуктов, всё усердно поедается гостями, угощают близких, бедных людей.

Накануне праздника заканчивался Успенский пост (27 августа), и поэтому на столе рядом с героями днями уже присутствуют рыбные и мясные блюда.

Холщовый Спас давал отсчёт торговле тканями. Традиционно повсюду открывались ярмарки.

Если в другие церковные праздники работа не приветствуется, то на Осенний Спас труд в почете. Как раз самое время заканчивать работу в поле, в огороде, продолжать делать запасы на зиму, заготовки, соленья, варенья, консервацию.

Подробно о приметах на Ореховый Спас можно посмотреть в видео ниже.

Поговорки на Ореховый спас

Третий Спас хлеба припас.

Спас - на полотне, а хлебушко - в гумне.

Урожай на орехи - жди в следующем году урожая хлеба.

Ласточки отлетают в три раза - в три Спаса.

Журавли отлетели к третьему Спасу - на Покров будет морозно.

Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - холсты продают.

Это осенний праздничный день, наполненный силой земли и природы. Следует использовать энергетику дня и направить её на лечение, обогащение или решение своих проблем.

С праздником всех, с Ореховым Спасом.

«Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Спас в христианстве - от имени Иисуса Христа, Спасителя. В народе есть свое объяснение названию праздника - в лучших традициях сбора урожая: «спасаться», запасая урожай на долгую зиму. У каждого Спаса августа - своя история и даже свои праздничные угощения к столу. В традициях этих праздников разбиралась Наталья Летникова.

14 августа - Медовый Спас, или Спас на воде

Начинается история Медового Спаса еще в дохристианские времена. В эти дни отмечали праздник урожая. В Константинополе IХ века были свои традиции. В самый жаркий месяц года было принято выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы. Верующие уповали на помощь Иисуса Христа в отвращении болезней и природных напастей - засухи и пожаров.

На Руси в этот день совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Верующие вспоминают славную победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. В поход благоверный князь отправился с чудотворной иконой Владимирской Богоматери и Святым Крестом. По преданиям, в борьбе с врагами помогли христианские святыни.

Еще одно название праздника 14 августа - Спас на воде. В честь малого водосвятия. И в храмах, и в хозяйстве. В это время на Руси освящали новые колодцы, шли крестным ходом на реки и озера, купались сами и купали домашний скот, испрашивая здоровья.

Владимирская Богоматерь (1514)

Князь Андрей Боголюбский (1885-1896)

А что народ?

В народе с религиозным праздником были связаны свои традиции. К середине августа как раз поспевает мед нового сбора - «сок от ночной росы, той, что пчелы собирают с цветов благоухания». Пасечники вырезали из ульев первые соты и несли в храм для освящения. Христиане воспринимали мед не просто как лакомство или полезный продукт, но как воплощение Божией благодати и милости. Одаривали детей и нищих.

Традиционное угощение для Медового Спаса - выпечка с медом: пряники и блины. Главное условие: чтобы сладости были постные. С 14 августа у православных христиан начинается Успенский пост.

Главный напиток Медового Спаса - питной мед. Настаивался такой мед десяток лет. Изучал старинные рецепты историк и кулинар Вильям Похлебкин. «Ставленный» мед состоял на треть из ягод и на две трети из самого меда. Выдерживали эту смесь в смоляных бочках от 10 до 40 лет. Самым «сырым» считался мед-пятилеток. Ускорить естественный процесс помогал медовый уксус и хмель.

19 августа - Яблочный Спас, или Спас на горе

Пора Яблочного Спаса приходит в праздник Преображения Господня. В память о евангельских событиях на горе Фавор, когда Иисус Христос, взяв трех своих учеников, дабы поддержать их веру, поднялся на вершину и предстал во всем своем величии. Как Сын Божий. Спаситель показал людям, какими они станут в жизни грядущей и как преобразится земной мир.

В этот день верующие приносят в храм для освящения плоды нового урожая: яблоки, сливы, виноград. Считалось, что плоды - своеобразная награда за год тяжкого труда и, освящая яблоки, Божией благодатью можно освятить и все труды земные.

Б. М. Кустодиев. Яблоневый сад. (1918)

Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Как праздновали первые осенины

Яблочный Спас - как старт своеобразной кулинарной яблочной кампании. С этого дня на Руси пекли постные пирожки и пироги с яблоками, варили варенье. На закате провожали солнце с песнями: природа разворачивалась к осени и зиме. Яблоки - главное украшение праздничного стола на Преображение, подарок каждому гостю и даже нищему. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - утверждали в народе.

29 августа - Ореховый, Хлебный Спас, или Спас на холстах

В этот день христиане отмечают день Спаса Нерукотворного - в память перенесения образа в Константинополь. Появление чудотворного образа связывают с историей о правителе Авгаре. Больной царь послал к Христу своего служителя-художника с письмом и просьбой прийти в Эдессу и исцелить его, если же это невозможно - написать образ. Христос лишь умыл лицо, отер его полотном, на котором и сохранился образ Спасителя, ставший первой христианской иконой. С этим холстом связывают множество чудес и исцелений. В древности в этот день освящались ткани с изображением Спасителя. Во время военных походов использовали полотна как стяги.

В мирной жизни в самый ярмарочный месяц домотканое полотно везли на торг. Жатва хлебов должна быть закончена еще к празднику Успения. Оставалось лишь досеять озимые. Заполнены закрома - самое время пополнить семейный бюджет и освободить место под новые холсты. Впереди - длинные зимние вечера.

М. Стахович. Дожинки (1821)

А. Ковальский-Веруш. Дожинки (1910)

«Третий Спас - хлеба припас»

День торжественный, в который пекли первый хлеб из зерна нового урожая и благодарили Господа за хлеб насущный на каждый день. Уборка на полях уже закончена, а в лесу как раз поспевали орехи. Ореховый Спас - время заготовки на зиму целебной ореховой настойки. Готовили ее хозяйки из перемычек грецких орехов. Свежеиспеченный хлеб и орехи подавали в этот день к столу.

Старались отметить последний праздник лета щедро и с душой. «Коль хорош третий Спас - зимой будет квас». Провожали в это день птиц и отмечали, какую ждать осень: если журавль отлетит к третьему Спасу, на Покров будет морозно.

Ореховый (Хлебный) Спас - народный праздник, который отмечают 29 августа на следующий день после праздника Успения Пресвятой Богородицы - это последнее, третье празднество уходящего лета, который символизирует окончание сбора урожая.

Православная церковь в этот день празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Иисуса Христа. В этот же день церковь совершает празднование икон Пресвятой Богородицы Федоровской и Порт-Артурской.

Что за праздник

Ореховый Спас, как и первые два - Медовый и Яблочный, древний праздник, который объединил все христианские и народные традиции, поэтому третий Спас считался днем благодарения Господу за урожай хлеба и орехов.

Третий Спас называют Ореховым потому, что с этого дня можно есть орехи, после освящения в церкви. Он не так популярен, как два предыдущих, но из всех трех он наиболее важен.

© photo: Sputnik / Алексей Мальгавко

Название праздника "Спас" образовалось как сокращение от "Спаситель". За каждым Спасом стоят свои история и традиции, но все они связаны с Иисусом Христом и с его деяниями.

Еще одно название Третьего Спаса — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое своими корнями уходит в христианскую традицию.

Спас Нерукотворный

По Преданию, Спас назвали Нерукотворным из-за чуда, случившегося во времена жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Едесса — Авгарь, который был поражен проказой, не видя Иисуса, уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его.

С письмом в Палестину он послал своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя, если Он не сможет приехать.

По прибытии в Палестину, Анания увидел Сына Божия, окруженного большим количеством народа, но подойти к нему не было никакой возможности. Поэтому художник встал в отдалении на высокий камень и попытался написать портрет Христа, но у него ничего не получалось.

Иисус заметил живописца и назвав его по имени, подозвал к себе и передал письмо для Авгаря. Спаситель обещал правителю сирийского города прислать в скором времени своего ученика с тем, чтобы тот исцелил больного и наставил в истинной вере.

Затем Иисус попросил людей принести воду и полотенце (убрус), умыл лицо и отер его убрусом, на котором проявился Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу — с благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

До прихода обещанного Господом ученика на его лице оставалась лишь малая часть следов страшной болезни. Им был апостол от 70-ти Святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы.

Образ стал очень почитаем в Едессе. Плат был прибит на доску и помещен над городскими вратами — жители города считали его великой святыней.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

Нерукотворный образ стал главной святыней города Едессы, пробыв в нем до 944 года — император Константин Багрянородный (912-959) выкупил Образ у эмира, правителя города и перенес его в Константинополь, тогдашнюю столицу православия. С тех пор это событие отмечается православными христианами всего мира.

Однако во времена крестовых походов Образ был безвозвратно утерян, и сегодня мы имеем возможность прикладываться к копиям этого изображения в православных храмах.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: "Третий Спас — хлеба припас", "Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас".

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки — считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Тем не менее, кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались — пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным —Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды — ее добавляли в горячий чай.

Приметы

Существовало множество примет и обрядов, связанных с Ореховым Спасом. К примеру, если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

© photo: Sputnik / Валерий Шустов

По орехам молодые девушки гадали и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех съедали и по его вкусу определяли, что ждет их в будущем году.

Созревший и вкусный орех — к большой любви, горький — любимый будет изменять, если орех не доспел — жди важное известие, а если гнилой — быть беде.

С приходом Орехового Спаса осень полностью вступает в свои права - по народным приметам грозовой август предвещает долгую теплую осень. На Ореховый Спас отлетают последние ласточки, а если к 29 августа отлетают журавли — зима будет ранняя.

Материал подготовлен на основе открытых источников