Сообщение о православии для детей. Возвращение к жизни. Мой гриб! Мой

В апреле этого года стартует двухлетний эксперимент: школы в 19 регионах России впишут в свое расписание обязательный курс для 4–5-х классов, посвященный одной из традиционных религий или светской этике. Значит, курс «Основ православной культуры» имеет все шансы попасть в сетку уроков. А что же и как рассказывают о Православии 10-летним детям в обычной светской школе?

Предмет «Основы православной культуры» последние лет десять находится в центре не умолкающих дискуссий: спорят о неподготовленности кадров и путанице в программах, об опасности воспитания нетерпимости в детях и о возможности навязывания Православия в условиях многоконфессиональности.

С этого года, по крайней мере, один острый вопрос фактически снят: выбор действительно будет. ОПК - один из пяти альтернативных курсов, среди которых есть и светская этика.

В том или ином виде его уже давно и успешно преподают: как факультатив он появился в некоторых российских школах с начала 2000-х годов. Так что речь идет вовсе не о закрытых уроках или секретных учебных программах. И узнать, что же читается детям «под видом ОПК», можно без особых проблем. Пользуясь этим, мы отправились на урок в одну из подмосковных школ.

Откуда пошло хамство?

В школе № 17 подмосковного поселка Салтыковка читается авторский курс ОПК - с 2005 года в 3–5-х классах этот предмет преподает его автор Ольга Трунина , выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кстати, она принимала участие в работе и над учебником, который пишется под руководством протодиакона Андрея Кураева: пригодились опробованные за пять лет преподавания практические задания. С ней мы отправляемся к третьеклашкам, на последний в 2009 году урок ОПК.

Первое наблюдение готово еще до того, как прозвенел звонок: по крайней мере, в этой школе знакомиться с религиозной культурой уж точно никто никого не принуждает. В коридоре стоят несколько мам (как нам объяснила Ольга Константиновна, это последователи «Свидетели Иеговы»), которые ждут, пока их ребятишки соберут рюкзаки. Они просто не хотят, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры».

Урок - открытый для родителей. В качестве наблюдателей здесь побывали все колеблющиеся в своем решении взрослые.

В кабинет слетается примерно два десятка детишек, звенит звонок, урок начинается. «Неделю назад были сильные морозы, - объясняет детям Ольга Константиновна, - и не все смогли быть на занятиях. Поэтому давайте расскажем отсутствовавшим, о чем мы говорили в прошлый раз». Учитель начинает с вопросов, и это вызывает у третьеклашек полный восторг: лес рук, опережая один другого, дети отвечают наперебой, иногда чуть ли не хором! Наблюдая это, понимаешь, что не стоит спешить и пускаться в сравнения, где степень заинтересованности больше: на предметах «русский язык», «труд» или «основы православной культуры»? Здесь любопытство действительно проявляется бурно, что во многом, безусловно, заслуга учителя.

Предыдущая тема - события в семье Ноя, последовавшие за всемирным потопом. Совместными усилиями ветхозаветная история обретает очертания. «Что сделал Хам? Почему так произошло? Чем эта история поучительна для нас?» - проверяет третьеклашек Ольга Константиновна. Дети отвечают пусть и не всегда верно, но с большой охотой.

Постепенно становится понятным, что в этом курсе для начальной школы изучаются вещи, которых по большому счету стыдно не знать образованному человеку. К примеру, не всякий из нас объяснит, почему от имени сына Ноя пошло слово «хамство»; не всякий подозревает, что выражениям «нет пророка в своем отечестве», «метать бисер перед свиньями», «все тайное становится явным» мы обязаны Библии. и мало кто ответит на вопрос о происхождении таких идиом, как «камень преткновения», «краеугольный камень», «соль земли», и объяснит, к чему и к кому эти определения относились. Поэтому вряд ли я ошибусь, если скажу, что после курса ОПК за этими расхожими крылатыми выражениями для ребят будет стоять уже нечто большее, чем просто меткая фраза.

Забудет голова - не забудет сердце

Урок продолжается. Начинаю вспоминать, что и у нас в начальной школе в свое время была «Священная история» как экспериментальный предмет… Нет, все-таки «вспоминаю» - слишком громкое слово, потому что вся эта «Священная история» с волхвами, пастухами, Адамом и Евой, Каином и Авелем начисто стерлась из детской памяти почти сразу после окончания того курса. Как говорится, в одно ухо влетело…

Неужели и здесь будет такая же история? Фактологический материал в лучшем случае запомнится как собрание мифов? Эти мои размышления прерываются вопросом Ольги Константиновны:

О. К.: Что сделал Хам?

Дети: Хам увидел отца, который выпил вина и опьянел, и позвал своих братьев, чтобы они посмотрели и посмеялись.

О. К.: Посмотрели на это неблаговидное положение отца?! Вместо того, чтобы сделать чтó?

Дети: Накрыть его!

О. К.: Накрыть его в таком состоянии. Каждый знает: когда видишь, что другой делает что-то кажущееся постыдным, то не надо кричать: «Эй, смотрите, что он вытворяет! Давайте вместе посмеемся!» А что человек должен сделать?

Дети: Он должен промолчать, он должен прикрыть того человека.

О. К.: То есть как-то помочь ему исправить этот неблаговидный поступок, так? Значит, для нас эта история поучительна тем, что надо помогать человеку исправить свое положение, не осуждая его и не крича на всех углах о чужом поступке, верно?

Вот вам и «собрание мифов»! И ответ на мой вопрос. Пусть имена и детали сюжетов забудутся, но если история из Библии когда-нибудь окажется напрямую связанной с реальной жизнью, с вопросами совести, если коснется ребенка (будущего взрослого) лично и глубоко, то, быть может, она всплывет? И даже если не из памяти, то хотя бы из сердца. Разве этого мало? А может, запомнится уроком, из нее извлеченным?

Преподаватель ОПК, за работой которого я наблюдала, еще не раз укажет детям на эту связь между Библией и жизнью.

Зачем праздновать чей-то 2010-й день рождения?

День, когда мы оказались к школе № 17, был предпоследним перед рождественскими каникулами. И речь на уроке, конечно, заходит о Рождестве.

С чего тут начать? Тех, кто никогда и ничего не слышал о рождественской истории все-таки очень мало. Слишком хорошо эта история известна. Родился в этот день в далекой Палестине Иисус Христос… Но как это относится к нашей с вами жизни? Как относится к нашей жизни Новый год - с этим вопросом у школьников все в порядке. Гораздо важнее и труднее объяснить, почему день рождения Христа должен тронуть ребенка сильнее, чем новогодняя ночь, в которую Вася или Маша получат подарки и наедятся сладостей.

О. К.: Как вы думаете, может ли вся наша родная Салтыковка начать летоисчисление от вашего дня рождения?

Дети: Нет.

О. К.: Хорошо, а от дня рождения какого-нибудь президента? Или другого известного человека? Представьте, что завтра вся наша страна принимает летоисчисление от дня рождения какой-нибудь знаменитости и начинает считать, что сейчас к примеру, 41-й год.

Дети: Нет, потому что это один человек!

О. К.: А что такое сделал Иисус Христос, из-за чего все люди на земле начали новое летоисчисление от Его дня рождения?

Мальчик: Он всех пожалел…

Я услышала это и подумала: как, по сути, прав этот ребенок! Но вот реакция класса на ответ оказалась совсем не такой сочувствующей: раздается пара смешков - ясно, что мальчуган ответил не по шаблону, а потому одноклассники уже готовы посмеяться над его «самодеятельностью». Но, к их удивлению, Ольга Константиновна его подбадривает:

О. К.: Это очень близко к правде! Только помогите: как точнее ответить?

Дети: Он научил людей.

О. К.: Верно. А чему научил?

Дети: Он научил людей любить…

Думаю, если дети вынесут из всего урока только одну эту мысль, это будет уже немало: любить, оказывается, надо учиться; а еще это то, ради чего можно начать новую эру.

Недетское чтение

С начала занятия на учительском столе стоит несколько картонных коробок - пора открыть их тайну. «Это Новый Завет, который мы сейчас в первый раз с вами будем читать», - объясняет Ольга Константиновна. Она просит, чтобы несколько человек помогли раздать книги: две трети класса немедленно срываются со своих мест ради этого благого дела!

Мое воображение уже нарисовало знакомую с детства толстую, голубого цвета книжку с изображением Рождества Христова на обложке - «детскую» Библию. Ничего подобного! Когда-то для меня стало большим открытием существование еще и «взрослой» Библии; но если подобное открытие и произошло у этих детей, то случилось оно гораздо раньше. На школьных партах оказываются обыкновенные синодальные переводы Нового Завета - та самая «взрослая» Библия. Ольга Константиновна объясняет, что это за книга и как ее читать: «Видите, текст списком идет, и каждая циферка обозначает один стих. Мы с вами будем потом читать по очереди, каждый по стиху, от одной циферки до другой». На этот раз она сама читает вслух, останавливаясь на непонятных местах.

О. К.: «Когда же они были там, пришло время родить Ей; и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Что такое ясли?

Дети: Это кормушка для животных.

О. К.: Да, правильно. Но выбрала бы современная беременная женщина такое место для своего ребенка?

Дети: Нет.

О. К.: А какое бы она выбрала место?

Дети: Самое лучшее!

О. К.: Самое лучшее место: роддом хороший или уж на худой конец просто дом. А тут не оказалось места в гостинице, и Господь рождается не во дворце, не в доме, а в пещере, куда пастухи загоняли свой скот в непогоду. И кладут Его не в самую лучшую детскую кроватку, а в обычное корыто. Какой пример Господь показывает своим рождением для каждого из нас? Нужно ли выбирать для себя любой ценой самое лучшее место? Нужно ли расталкивать всех локтями, чтобы лучшее место занять?

Дети: Нет.

О. К.: Это качество, которое показал Господь, называется словом «смирение». Это слово практически незнакомо современным людям, потому что нам говорят: все должны быть гордыми, самоуверенными, даже нахальными. Если ты недостаточно самоуверенный и пробивной, то ты уже вроде как какой-то не такой, как надо! Но вот смотрите: Иисус Христос показал, каким должен быть человек на самом деле - смиренным.

На доске появляется репродукция картины К. В. Лебедева «Рождество Христово», затем иконы с тем же сюжетом. Начинают сыпаться детские вопросы: «А что это за старичок внизу?», «Это младенца Христа крестят, да?»

Разговор заходит об иконах, о разнице между иконой и картиной. Ольга Константиновна объясняет: на одной иконе могут быть изображено сразу несколько событий, имевших место в разное время; старичок - это демон, который искушает Иосифа злыми помыслами; и младенца Христа вовсе не крестят, а обмывают, как любого новорожденного ребеночка; крещен Он будет уже взрослым. «Мы с вами еще будем подробно говорить об иконах», - обещает она.

Недаром в «кураевском» учебнике иконам отведена целая глава. Такие темы - terra incognita для самих педагогов, и это действительно серьезная проблема. Как обычный школьный учитель будет рассказывать детям о православной культуре, с которой сам знаком поверхностно? Богословов в школе нет, и наш сегодняшний пример - все-таки исключение из правил. А двухнедельные курсы повышения квалификации - разве их достаточно?

«советская» истина

Остается последний штрих - увязать евангельскую историю с современной жизнью. И вот тут настает «момент истины»… Ничего, по-моему, удивительного в том, что истина эта еще вполне «советская»:

О. К.: Теперь подумайте: нам никто не запрещает сегодня праздновать Рождество Христово, как это было раньше, - помните, я вам рассказывала? А мы его празднуем?

Дети: Да!

О. К.: А какой мы праздник больше ждем? Новый год или Рождество?

Дети: Новый год!

Единодушный ответ. Верующим родителям, возможно, было бы грустно его услышать. Действительно, Новый год по-прежнему воспринимается как главный зимний праздник, и вряд ли попытки насильно изменить это положение вещей в ближайшем будущем увенчаются успехом. Главная же задача перед учителем сейчас - объяснить смысл, который скрывается за этим событием - Рождество - и праздником, отошедшим в двадцатом веке на второй план. А дальше пусть дети размышляют сами.

За проявление детской любви к Новому году не следует никаких санкций: никакой негативной реакции со стороны учительницы, никаких восклицаний вроде «Ну что вы говорите, дети, да чему ж я вас учила?!»

Разве что еще раз педагог призывает: подумайте, разберитесь. Справедливо ли игнорировать Рождество, подменять его чем-то другим? Хорошо ли на чужой день рождения ждать подарков лишь для себя? И почему в этот день особенно много людей идет в храм?

Вдумываюсь в эти простые вопросы и понимаю, что бессмысленные для многих взрослых «благочестивые традиции» здесь, на уроке, начинают обретать для детей совершенно иной смысл, что непонятные сюжеты в произведениях искусства (будь то живопись, музыка, литература) со временем станут понятнее и ясней.

Будут ли в школе посты и молитвы?

Урок заканчивается, и в последние десять минут дети мастерят бумажных ангелов для новогодней (или рождественской?) елки - все-таки праздники на носу!

И тут на меня нападает скепсис: всемирный потоп, Ной, его сын Хам, Вифлеемская звезда, ангелы… А разве не то же самое в воскресной школе преподают? Ведь получается, что эта конкретная программа по ОПК - фактически погружение в события Ветхого и Нового Заветов, правда, с анализом нравственного содержания и его актуализацией на современных примерах.

В коридоре, уже выйдя из класса, задаю мучавший меня вопрос Ольге Константиновне. «Отличие от урока в воскресной школе или от проповеди принципиальное, - с некоторым даже удивлением отвечает она. - У нас никто не призывает молиться или поститься, идти на Исповедь и приступать к Причастию. Я рассказываю детям о том, во что верят православные христиане, к которым причисляет себя подавляющее большинство наших сограждан».

Уходя из класса, мысленно сопоставляю увиденное и услышанное с тем потоком мнений, который приходилось читать в интернет-блогах и СМИ. Нельзя сказать, что высказанные там опасения беспочвенны - не бывает дыма без огня. Взглянем на вещи реальнее: действительно, педагогов, вкладывающих душу в преподавание своего предмета, не может быть много. Будут и те, которые постараются свести Библию к собранию мифов (сделали же в советской школе мифологическим героем Илью Муромца); и те, кто подойдет к предмету формально, а преподавать будет скучно. Такие вещи трудно проконтролировать, как и не отследишь работу учителей любого другого предмета. Да и в рассуждениях о преподавательском составе можно зайти очень далеко, а главное - не туда.

Как минимум, сегодня уже точно можно рассчитывать на две вещи. Во-первых, на единую программу: на протяжении двух лет эксперимента у детей в 19 регионах России будет один утвержденный учебник по каждому из шести курсов. Во-вторых, на то, что за родителями останется право выбрать, на какой из пяти экспериментальных курсов отправить своего ребенка.

Безусловно, говорить о результатах более чем преждевременно, но, как мне кажется, уроки ОПК уже сейчас привносят в школу этическую составляющую. Вряд ли кто-то сомневается, что разговор о добре и зле, о правильности и ошибочности поступков важен. И он действительно небесполезен для современного ребенка, молодого человека, живущего в мире, который почти утратил морально-нравственные ориентиры. И в школе он так же необходим, как в семье.

Но даже если опустить этот житейский аспект и обратиться к вопросу об изучении ОПК сугубо культурологически, то следует спросить: разве вредно нашим детям знать о духовных истоках собственной культуры и своей страны? А что, как не ключ к этой истории и культуре, они получают?

Понимать, что нельзя хохотать над чужой ошибкой, знать, что это за «Отче наш» читает Герда из «Снежной королевы», или отчего сейчас 2010-й, а не какой-то другой год… Может быть, все-таки это не менее важно для детей, чем знания строения инфузории-туфельки или формул окисления металлов?

Фото Владимира ЕШТОКИНА

Храм - это дом Божий, дом молитвы. Еще его называют Церковь, а большие храмы называются Соборами. Каждый храм имеет свое название, имя. Храмы строятся в память какого-либо события Священной истории, в честь святых или Пресвятой Богородицы.

Отче наш

Молитва «Отче наш» для всех нас очень много значит.

В церкви, в воскресенье, ее поют в конце службы, перед тем, как мы причащаемся. Она начинается словами «Отче наш...» - «Отец наш...»

Об этой молитве есть особенный рассказ в Евангелии. Случилось Иисусу Христу быть с учениками в одиноком месте за городом. Он отошел от них помолиться, а когда вернулся, один из учеников сказал Ему:

«Господи, ведь вот Иоанн, у которого ты крестился, он учит людей, как надо молиться. Научи же и ты нас молитве.

Иисус Христос ответил: «Молитесь так...»

ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ, ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ, ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСИ И НА ЗЕМЛИ, ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ; И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША, ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ; И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО.

Более простыми словами это значит:

Небесный Отец наш, Господь,

Пусть будет свято имя Твое,

Пусть Ты будешь Царем нашей жизни,

Пусть все в нашей жизни будет так, как Ты хочешь.

Дай нам все, что нам нужно на сегодня,

Прости нам грехи наши, как мы прощаем другим;

Не дай нам хотеть делать плохое,

И сохрани нас от всего скверного.

Торжество православия

Первое воскресенье Великого поста называют Торжеством православия в память о том, как в девятом веке после долгих гонений было восстановлено почитание святых икон. В этот день в наших храмах проходят особые молебны, во время которых Церковь молится о том, чтобы как можно больше людей обратились к Богу.

Таинство соборования

Елеосвящение, или Соборование, - это Таинство, во время которого через помазание освященным маслом (елеем) на больного призывается благодать Божия. Эта благодать способна исцелить человека от болезней души и тела.

Крестопоклонная неделя

В этот воскресный день, когда прошла уже половина Великого поста, на середину храма выносится Крест Господень. Глядя на страдающего на Кресте Иисуса Христа, верующие получают силы на продолжение поста и избавление от зла в своей душе.

Таинство причастия

Причастие - это Таинство, в котором человек под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, соединяясь с Ним и делаясь причастником вечной жизни.

Причащение совершается во время Божественной Литургии, которая регулярно проходит в каждом храме.

Правила поведения в храме

Как вести себя в Доме Божьем?

Далеко не все взрослые знают эти элементарные правила. А как объяснить их детям, чтобы не отбить охоту посещать храм?

Именно для этого игумен Виссарион пишет свои стихотворения, легко рассказывая детям о самых простых вещах.

ПАМЯТКА МАЛЬЧИКУ:

Прежде, чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони,

Не нужны тебе они.

ПАМЯТКА ДЕВОЧКЕ:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идет невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

МАЛЬЧИКУ И ДЕВОЧКЕ:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Душой с Богом примирись,

И со всеми ты молись.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай,

Не гляди по сторонам.

Не полезно это нам.

Хоть старушка, хоть девица -

Не посматривай на лица,

Глазки в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой смотри алтарь,

Там Дух Божий обитает,

Благодатью нас питает.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Приложись потом к кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

Слову своему будь верен.

Даром время не губи,

Службу Божью полюби.

Воскресенья подожди,

На молитву приходи.

Игумен Виссарион, насельник Троице-Сергиевой Лавры

Прозрение

В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. Неделю не ходит, две…
Телефона у Лёвы не было, и одноклассники, по совету учительницы, решили сходить к нему домой.
Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное.
Ребята поздоровались и робко спросили;
- Почему Лёва не ходит в школу? Мама печально ответила:
- Он больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…
Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:
- А мы его по очереди в школу водить будем.
- И домой провожать.
- И уроки поможем делать, - перебивая друг друга, защебетали одноклассники.
У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах.
Ребята замерли. Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом. Лёва с трудом сказал:
- Здравствуйте.
И тут со всех сторон посыпалось:
- Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
- А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
- А я по истории.
Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. По лицу мамы градом катились слёзы.
После ухода ребята составили план - кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу.
В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске.
А как замирал класс, когда Лёва отвечал! Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
Учился Лёва прекрасно. Лучше учиться стал и весь класс. Для того, чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. И ребята старались. Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты…
Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. И там нашлись друзья, которые стали его глазами.
После института Лёва продолжал учиться и, в конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным.
Не счесть людей, прозревших для добра.

Разве это друг?

В одной стране учёные создали робота, который способен обучаться. Назвали его Сайком. Сайк может любую информацию запомнить и на любой вопрос ответить. Ну прямо отличник, только из металла и пластика.
Он и послушнее тебя. Ты чем взрослее становишься, тем своевольнее и упрямее. А Сайк только по заложенным в него программам действует. Даже доброе дело не сделает, если не прикажут.
Стоит слепой на перекрестке и не может улицу перейти - светофора не видит. Ты быстро сообразишь, что нужно делать, правда? А у Сайка не так. Если это программой не предусмотрено, будет сам, как светофор, стоять и огоньками помаргивать.
Спросили Сайка:
- Кто твои родители? Он ответил:
- У меня нет родителей. Я компьютерная программа, а не живое существо.
- А что ты можешь?
- Я помню то, чему меня научили. Могу воспринимать различную информацию и обрабатывать её.
Спросили компьютерного мальчика:
- Сайк, какие у тебя задачи?
- Постоянно накапливать знания и делиться ими с людьми.
Знания - это, конечно, хорошо… Да разве только в них дело? Что они без сердечности и доброты?
Сейчас Сайка уже многому научили. Он и читать, и в шахматы играть, и по телефону разговаривать умеет. Даже кажется порой, что это человек. Но…
Хотел бы ты такого друга? Вряд ли. Души в нём нет. Любить не может. А без любви - разве это друг?!
Да и вообще, если не любить, зачем тогда жить?

Мой гриб! Мой!

Дедушка с внуком пошли в лес за грибами. Дед - грибник опытный, знает лесные секреты. Ходит он хорошо, а вот нагибается с трудом - спина может не разогнуться, если резко наклониться.
Внук же юркий. Заметит, куда дедушка устремился, - и тут как тут. Пока дедушка поклон грибку сделает, внук уже кричит из-под куста:
- Мой гриб! Я нашёл!
Промолчит дедушка и опять отправляется на поиски. Только увидит добычу, внук опять:
- Мой гриб!
Так и вернулись домой. Внучек показывает маме полную корзинку. Та радуется, какой у неё грибник замечательный. А дедушка с пустым лукошком вздыхает:
- Да… Годы… Староват стал, староват… Но, может, дело совсем не в годах, да и не
в грибах? И что лучше - пустая корзина или пустая душа?

Заблудилась душа

Плачет малыш - потерял маму. Не знает ни адреса, ни фамилии отца своего. Куда идти? Незнакомые люди берут его за руку, ведут. Куда? Зачем? Нынче всякое случается. Потом будут объявления в газетах, по телевидению: потерялся мальчик таких-то лет, одет так-то…
Заблудились и мы. Плачет наша душа, беспомощная в невидимом мире духов. Не знает ни имени Отца своего Небесного, ни вечного Отечества. Не знает, зачем ей дана жизнь…

Над оврагом

Был выпускной бал. Птенцы выпорхнули из гнезда. Тайком выпили. Закружилась голова. И не только от вина - от переизбытка сил, желания полёта. А тут ещё чья-то машина с заведённым мотором. Хозяина не видно. Ну, теперь весь мир - их!

Садись! Поехали! Ха-ха!
А бал в разгаре. Кто-то впервые шепчет нежные слова, кто-то делится мечтой… Поворот. Ещё поворот.
- Там же мост! Стой! Жми на тормоза!!! Стой же, сто…
Их оплакивал весь город. Засыпал могилы цветами. Через день-другой цветы завяли…
Кому послужили, сынки? Так и не взлетели… Не свили своего гнезда, не вырастили птенцов…
Когда идёшь по мосту, жуть охватывает. Словно слышится чей-то стон. Овраг глубок. Думаешь о других оврагах, невидимых.
Мотор вздорных желаний набирает обороты… Где же тормоза? Впереди - пропасть! Господи, вразуми!

Улыбка

Их двери были напротив. Они частенько встречались на лестничной площадке. Один проходил мимо, нахмурив лоб, и даже взглядом не удостаивал соседа. Всем своим видом он говорил: мне не до вас. Другой приветливо улыбался. С его языка уже готовы были сорваться пожелания здоровья, но, видя холодную неприступность, он опускал глаза, слова застревали в горле, а улыбка гасла.
Так проходили годы. Мелькали дни, похожие один на другой. Соседи старились. При встрече доброжелательный уже не ждал приветствия и лишь учтиво уступал дорогу. Но однажды в гости к нему приехала внучка. Она вся светилась, будто солнышко сияло в её глазах и улыбке. Когда малышка встретила угрюмого соседа, она радостно воскликнула:
- Здравствуйте!
Незнакомец остановился. Этого он никак не ожидал. На него смотрели синие, как васильки, глаза. В них было столько нежности и ласки, что этот суровый человек даже смутился. Он не умел говорить с соседями и детьми. Он привык только приказывать. Никто не смел заговаривать с ним без разрешения секретарши, а тут какая-то кнопка… Промычав что-то невнятное, он поспешил к машине, которая ожидала его у подъезда.
Когда важная персона уселась в “Мерседес”, девочка помахала вслед рукой. Угрюмый сосед сделал вид, что не заметил этого. Мало ли какая мелюзга мелькает за стеклами иномарки.
Встречались они довольно часто. Лицо девочки каждый раз озарялось радостной улыбкой, и от её неземного света у соседа становилось теплее на душе. Ему это стало нравиться, и однажды он даже кивнул в ответ на звонкое приветствие.
Вдруг встречи с малышкой прекратились. Суровый заметил, что в квартиру напротив приходит врач.
При встрече доброжелательный всё так же учтиво пропускал соседа вперёд, но был почему-то без внучки. И тут угрюмый понял, что именно её улыбки, её машущей ручонки ему теперь и не хватает. На работе его по-деловому приветствовали, вежливо улыбались, но это были совсем другие улыбки.
Так и шли однообразные, скучные дни. Однажды суровый не выдержал. Увидев соседа, он слегка приподнял шляпу, сдержанно поприветствовал его и спросил:
- А где же ваша внучка? Что-то её давно не видно.
- Она заболела.
- Вот как?.. - его огорчение было совершенно искренним.
Когда в следующий раз они встретились на площадке, угрюмый, поздоровавшись, открыл “дипломат”. Порывшись в бумагах, он достал плитку шоколада и пробормотал смущенно:
- Передайте вашей девочке. Пусть поправляется.
И торопливо засеменил к выходу. У деликатного увлажнились глаза и комок подступил к горлу. Он даже не смог поблагодарить, лишь пошевелил губами.
После этого, встречаясь, они уже говорили друг другу добрые слова, и суровый спрашивал, как себя чувствует внучка.
А когда девочка выздоровела и они встретились, малышка бросилась к соседу и обняла его. И глаза этого сурового человека увлажнились.

Птички

Прилетели птички, пощебетали. То ли поприветствовали, то ли намекнули, что им чего-нибудь поклевать хочется. А я поленился с постели встать и выйти на балкон.
Птички пощебетали и улетели. Кто-то другой покормит их, проявит заботу, тот, у кого сердце проснулось.
Где они теперь? К кому их Бог послал? В чьё сердце они стучатся?

Крестик

В четыре года Дениска остался без матери. А про отца он вообще ничего не знал. Мать совершила страшное - убила женщину. Все отказались от неё и от Дениса. Чего он навидался в своих скитаниях по детским приютам, вряд ли кто сможет рассказать. А сам мальчик об этом вспоминать не хотел.
В конце концов Дениска оказался во втором классе школы-интерната. Как-то воспитательница, помогая ему одеться, заметила у него на худущей груди крестик на шнурочке.
- Кто тебе его подарил?
- Нашёл.
- А ты знаешь, Кто это?
- Бог.
- Знаешь, за что Его распяли на кресте? Денис ничего не знал, но почему-то ему
захотелось носить крестик у сердца.
Мать недавно выпустили из колонии, живёт неизвестно где, а крестик - здесь. Только порой приходится отдавать: захотелось его поносить и Диме, и Вове, и другим… Как откажешь? Ребятам тоже досталось… У Вовы мама из квартиры сделала притон. У Димы, хотя и был свой дом, но жил он там, как брошенный, часто голодал. Вот и передают друг другу крестик по очереди. Согревает…

Душа-христианка

Семья была неверующей. Как-то проходили они мимо храма. Зазвонили колокола. Сынишка лет шести неожиданно встал на колени прямо на улице и стал креститься. Никто его этому не учил. Может, видел где? Вдруг - сам!
Окружающие стали оглядываться на них. Мать возмутилась:
- Встань сейчас же! Не позорь нас! А малыш ей в ответ:
- Что ты, мама?! Это же Церковь!
Но ни мать, ни отец не поняли его. Взяли мальчика за руки и увели.
Христос же говорил: “Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное”. Увы, родители не ведали этих слов и увели младенца от Христа.
Неужели навсегда?

Детская исповедь

В детском доме батюшка со светлой душой окрестил сразу целую группу. Воспитательницу, которая для детей стала крёстной, они стали называть мамой. Группа была дружная. Конечно, и у них всякое бывало: могли и поссориться, и подраться. А потом опомнятся и друг другу руки протягивают:
- Прости меня.
- И ты прости.
Однажды появился среди них новенький и принёс с собой какой-то другой, недобрый дух.
Пропал у одного мальчика плеер. Кто взял? Без доказательств грешно кого-то обвинять. Пропал и пропал. А тут как раз пришло время детской исповеди, к которой все давно готовились. И вдруг этот новенький на исповеди признался батюшке:
- Я взял!
А потом ребятам:
- Это я, я взял! Простите…
Все замерли. Мальчик, у которого плеер исчез, сказал:
- Пусть он будет твоим.
Минута была удивительная. А одна девочка этому мальчику свой плеер отдала.
Не будем называть их имена. Зачем? Их знает Бог. И того, кто прощения просил, и тех, кто друг другу плеер передаривал.
Зачем им плеер, если они услышали голос Спасителя?

Спаси, Господи!

Однажды зимой ребят, которые ловили рыбу, унесло на льдине в море. Когда стемнело, дома спохватились, что детей нет, и подняли шум. К поискам подключилась авиация. Но попробуй, найди в темноте. Летчик может прямо над ребятами пролететь и не заметить их. Вот если бы у них фонарик был или радиопередатчик. Сигналили бы: “SOS! Спасите наши души…”
Был и такой случай: заблудилась девушка-геолог. Кругом тайга. Куда идти - не знает.
Девушка была верующей и стала молиться святому Николаю Чудотворцу, зная, что он всем помогает. От всего сердца молилась. Вдруг видит - старичок идёт. Подходит к ней и спрашивает:
- Куда ты, милая?
Она рассказала, что с ней случилось, и попросила показать дорогу к какому-нибудь селению.
Старичок объяснил, что вокруг селений нет.
- А ты, - говорит, - поднимись на эту горку, увидишь домик. Там люди есть.
Девушка посмотрела на горку, обернулась, чтобы поблагодарить старца, а того уже нет, словно и не было.
За горкой она на самом деле нашла избушку, в которой её ласково встретили, накормили и обогрели. Ей сказали, что старец был прав, - вокруг на триста километров нет никакого жилья. Что было бы с девушкой, если бы она не помолилась?
А чем закончилась история с мальчиками? К сожалению, они не умели молиться, родители их не научили. Но у одного из них была верующая бабушка. Она всю ночь просила за них Божию Матерь, нашу Помощницу и Заступницу. Молилась она и Господу нашему Иисусу Христу, умоляла Его спасти ребят…
Наутро мальчишек обнаружили и сняли со льдины. Впрочем, такие истории происходят не только на море.
Вся наша жизнь подобна бушующему морю греха, способному поглотить всякую душу, если она не взывает к Богу: “Спаси, Господи!”

Глас вопиющего

Ей никто не верил. Она заходила в дома, стучала в окна, взывала к каждому встречному:
- Спасайтесь! На реакторе беда! Вокруг.- смерть! Бегите, закройте форточки, двери, уведите детей с улицы, уходите, уезжайте!
Был воскресный день. Ярко светило солнце. Детишки играли на улице. Какая беда? Что вы?! Нам бы сказали, объявили по радио… Есть же, в конце концов, начальство. Не поднимайте панику, девушка! Вы не перегрелись на солнце?
А она всё взывала к людям… Знала, что находиться на улице опасно, что можно схватить смертельную дозу этой погибели, но всё ходила… Девушка видела, что никто не слушает её, не верит ей, но она говорила каждому встречному:
- Спасайтесь!
Не так ли вестников Православия встречали и встречают неверием? Их бросали в клетки с дикими зверями, сжигали, загоняли живыми под лёд, гноили в тюрьмах, а они стучались в каждый дом и взывали:
- Спасайтесь! Враг рода человеческого не дремлет и ловит каждую душу. Припадите к Богу! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Глас вопиющего в пустыне…

Миг, только миг

Внук, которого я когда-то учил ходить, незаметно вырос. Вытянулся, стал выше меня, но не хочет учиться ходить перед Богом. Скажешь ему что-нибудь, а он гордо отвечает:
- Ладно, разберёмся.
Он с собой на “вы”.
Вечерами внук часто гулял с товарищами. Мы с бабушкой никогда не отпускали его без благословения, которое он снисходительно принимал. Вообще-то он неразговорчив, но однажды вернулся взволнованный и рассказал такую историю.
Дом был уже недалеко. Улица пустынна: ни людей, ни машин. Осталось только перейти трамвайные пути - и вот он, родной двор. И вдруг - ба-бах! Перед самым его носом упала бутылка, брошенная каким-то пьяным с четвёртого этажа, и разбилась вдребезги! Ещё немного - и она бы угодила ему в голову.
Миг… Всего миг отделял его от гибели, всего полшага… Внук огляделся. Наверху продолжали пировать. Вокруг - никого. Кто бы помог ему? Да и можно ли было помочь? Но кто-то дал парню этот спасительный миг.
Теперь, перед тем как выйти из дома, он говорит как бы невзначай:
- Ну, я пошёл!
Это значит, благословите, бабушка и дедушка. И стоит пряменько. Уже на “вы” с благословением.

Если поверим

Договорились ребятишки играть в “жмурки”. Одному завязали глаза полотенцем. Убедились, что подсматривать не может, закружили его и разбежались кто куда. Стали звать, хлопать в ладошки, чтобы он по звуку их ловил. Мальчуган с завязанными глазами пытался их схватить, бросался на каждый шорох. А ребята вдруг притихли - и ни звука, как будто никого нет. Но мальчик уверен, что они рядом. Не видит, но верит, что они здесь.
Вера и есть уверенность в невидимом, как в видимом.
Мама уложила младенца спать, спела ему колыбельную, перекрестила, поцеловала и вышла в соседнюю комнату. Малыш не видит её, но верит, что мама рядом. Стоит её позвать, и она придёт.
Так и Бога, и Заступницу нашу Богородицу мы не видим, но Они рядом. Лишь только позовём - будут с нами, хотя мы Их и не увидим.

Ожидание

Придут к тем, кто верит в Них. И придут, и помогут, и защитят.
Если поверим.
По мотивам рассказа неизвестного автора

Хоть каждый день

тучку он до сих пор помнит, хотя прошло уже лет тридцать. Было это в деревне Даниловичи, что под Гомелем.
Забыли люди Бога. Реки стали поворачивать, моря создавать. Возомнили себя богами. Как их вразумить?
И наступила засуха. За месяц не выпало ни капли дождя. Травы поникли и пожелтели, всё жито сгорело. Как быть? Погибнет урожай - не миновать голода. И пошли колхозники к председателю с просьбой разрешить им отслужить в поле молебен с батюшкой, иконами и церковными песнопениями. А времена тогда были страшные. Власти старались оставшиеся церкви закрыть, а чудом уцелевших священников разогнать, чтобы и духа православного на земле не осталось.
Председатель был в полном отчаянии. И план выполнять надо, и голода боится, и властей безбожных. И людей жалко - как выживут? Махнул рукой - служите свой молебен!
Три дня всем миром постились, даже скотину не кормили. А на небе - ни облачка. Наконец, с иконами и молитвами пошли люди в поле. Впереди - отец Феодосии в полном облачении. Все взывают к Богу, все души словно в одну слились в покаянии: “Прости нас, Господи, вздумали жить без Тебя. Господи, помилуй…”
И вдруг видят - на горизонте появилась тучка. Сначала маленькая, а потом всё небо над полем заволокло. Как же все они к Богу взывали! И пошёл дождь. Да не просто дождь, а настоящий ливень! Напоил Господь землю.
Председатель радовался: “Молитесь хоть каждый день!” И что удивительно - в соседних районах ни одной капли не упало.
Пять лет было тогда сыну отца Феодосия. Теперь он сам стал батюшкой. Зовут его отец Фёдор. Спросишь его про тучку, озабоченное лицо и просветлеет. Можно ли забыть тот ливень Божественной благодати? Теперь отец Фёдор храм Всех Святых строит, чтобы люди от духовной жажды не погибли.

Щит

Отправлялся на Крымскую войну полковник Андрей Карамзин, сын известного историка, написавшего знаменитую “Историю государства Российского”. Как защитить жизнь дорогого брата? Сестры вшили ему в мундир девяностый псалом, в котором такие слова:
Прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю! Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
Такова была вера в православных семьях: святые слова защитят лучше любого щита.
Андрей Карамзин во всех сражениях оставался невредим. Но однажды перед боем он поленился переодеться в тот мундир, где были спасительные строки, и в самом начале битвы был убит наповал.
Случайно ли это?

Со святыней

Враг целился прямо в сердце. Он бил наверняка, без промаха. Но пуля не коснулась груди офицера, она застряла в медной иконе святителя Николая. Офицер Борис Савинов прошёл с этой святыней страшными дорогами войны - от Москвы до Кенигсберга, воевал под Сталинградом, на Южном и Белорусском фронтах. Был несколько раз ранен, лежал в госпиталях, но сердце его на всех огненных дорогах охраняла икона Николая Чудотворца. Охраняли его и молитвы, ибо он с детства был верующим, даже диаконом до войны успел стать. Охраняли Бориса и молитвы его деда и отца, расстрелянных после революции за то, что они были священниками. Но у Бога нет мёртвых. У Него все живы. Разве не молились они за своего внука и сына, когда тот шёл в бой, когда в него целился враг?
Веря в Бога, надеясь на Него, офицер был поразительно смел. Если бы он надел все свои боевые награды, то грудь его засияла бы. Был у него и редкий орден Александра Невского, и ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степени, и множество медалей. После войны храбрый офицер стал священником. Отец Борис восстанавливал церковь в деревне Турки под Бобруйском, затем в городе Мсти-славле. Теперь он священник в Могилёве.
А икона, спасшая его, хранится в Троице-Сергиевой Лавре.

Дуэль

Они пытались спастись. Таких людей называют беженцами. Но какие они беженцы? Многие из них не то что бегать - ходить не умели. Их держали на руках, прижав к груди. И всё-таки они спасались бегством.
За каждый метр Крыма шли бои. Детей, беспомощных стариков, раненых, - тех, кто не мог сражаться, - посадили на корабли, чтобы переправить на Таманский полуостров. Там было спасение. Но туда ещё надо было доплыть. А над Крымом бушевала смерть. Накануне корабль с тяжелоранеными был потоплен фашистской авиацией. Только бы миновать Керченский пролив…
Вдруг в небе появились немецкие самолёты. Погода была ясная, видимость - отличная. Пролетая над самой палубой, мастера смерти видели детские головки, носилки с больными, быть может, видели лица детей, объятых ужасом. И, глядя на беззащитных, они равнодушно сбрасывали бомбы и нажимали на гашетки пулемётов.
С грохотом проносились над головами детей фашисты, сбрасывая свой смертоносный груз, а затем вновь набирали высоту, чтобы, развернувшись, как следует прицелиться и на этот раз не промахнуться.
Беженцы не могли видеть глаз своих убийц, закрытых шлемами. Что было в этих взглядах? Азарт игроков, оттачивающих своё мастерство? Ненависть? Желание уничтожить именно детей, чтобы у этого народа не было будущего? Или они автоматически выполняли бесчеловечный приказ? Это так просто - нажать, как в компьютерной игре, кнопку. Взорвётся бомба, и кого-то уже не будет в живых. Вновь и вновь набирали они высоту и разворачивали самолёты…
И тут на дуэль с летающей смертью вышла маленькая девочка. Она встала на носу корабля и… начала молиться. Фашисты засыпали её свинцом. Она отвечала им молитвой. Вой и грохот разрывающихся бомб, стрекот пулемётов заглушали слова, но девочка продолжала молить Господа о помощи.
Корабли выпустили дымовую завесу. Как ненадёжна эта защита, которая может рассеяться в любой момент… Но Бог, услышав слова детской молитвы, повелел ветерку так обдувать корабли, чтобы дым закрыл их, и фашисты понапрасну разбросали свой смертоносный груз.
Фашистские самолёты убрались восвояси, не повредив ни один из кораблей, не задев молящуюся девочку. Они улетели. Но что эти лётчики скажут Создателю, когда предстанут перед Ним?
Беженцы целыми и невредимыми сошли на берег. И каждый со слезами благодарил малышку, что-то дарил ей, ибо все понимали, что произошло чудо: детская молитва спасла от верной гибели тысячи людей.
Мы не знаем имени этой девочки. Она была так мала… Но какая огромная, спасительная вера жила в её сердце!

Возвращение к жизни

По мотивам рассказа А. Добровольского “Серёжа”
Обычно кровати братьев стояли рядом. Но когда Серёжа заболел воспалением легких, Сашу переселили в другую комнату и запретили тревожить малыша. Только просили молиться за братишку, которому становилось всё хуже и хуже.
Как-то вечером Саша заглянул в комнату больного. Серёжа лежал с открытыми, ничего не видящими глазами и едва дышал. Испугавшись, мальчик кинулся к кабинету, из которого доносились голоса родителей. Дверь была приоткрыта, и Саша услышал, как мама, плача, сказала, что Серёжа умирает. Папа с болью в голосе ответил:
- Что ж теперь плакать? Его уже не спасти…
В ужасе Саша бросился в комнату сестрёнки. Там никого не было, и он с рыданиями упал на колени перед иконой Божией Матери, висевшей на стене. Сквозь всхлипывания прорывались слова:
- Господи, Господи, сделай так, чтобы Серёжа не умер!
Лицо Саши было залито слезами. Вокруг всё расплывалось, как в тумане. Мальчик видел перед собой лишь лик Божией Матери. Чувство времени исчезло.
- Господи, Ты всё можешь, спаси Серёжу!
Уже совсем стемнело. Обессиленный, Саша с трудом встал и зажёг настольную лампу. Перед ней лежало Евангелие. Мальчик перевернул несколько страниц, и вдруг взгляд его упал на строку: “Иди, и как ты веровал, да будет тебе…”
Словно услышав приказ, он пошёл к Серёже. У постели любимого брата молча сидела мама. Она подала знак: “Не шуми, Серёжа уснул”.
Слова не были произнесены, но этот знак был, как луч надежды. Уснул - значит, жив, значит, будет жить!
Через три дня Серёжа уже мог сидеть в постели, и детям разрешили бывать у него. Они принесли любимые игрушки брата, крепость и домики, которые он до болезни вырезал и склеивал, - всё, чем можно было порадовать малыша. Сестрёнка с большой куклой встала около Серёжи, а Саша, ликуя, сфотографировал их.
Это были мгновения настоящего счастья.

Вознесли

Незадолго до того, как это произошло, Саша сказал маме:
- Я видел во сне двух святых Ангелов. Они взяли меня за руки и понесли на небо.
Через два дня его убили. Убили ребята чуть постарше, позарились на его новую куртку. Мама долго копила на неё деньги, подарила сыну и вот…
Как могло такое случиться?
Мама рассказывала, что ещё совсем маленьким Саша любил бывать в церкви. Старался не пропустить ни одной воскресной службы. Потом стал посещать воскресную школу…
Может быть, мальчик уже был готов к встрече со Спасителем.
Это знает только Бог.
Царство тебе Небесное, Сашенька!

В Горний мир

Одному мальчику захотелось покататься с горки на санках. И санки есть, и гора недалеко, да родители не отпускают - боятся, что заразится от сверстников чем-нибудь опасным для души. Насмотрится дурных примеров или слово скверное услышит, а оно, как семя, полежит-полежит, да и вырастет. И начнет хороший мальчик говорить грубости или поступать не по заповедям любви. Детская душа - как поле вспаханное. И доброе семя, если в него попадёт, прорастает, и сорняк любой. Вырвать же осот, когда он колючим станет, непросто. Вот и оберегали своего ребёнка родители, чтобы с высот детской чистоты не скатился он в пропасть греховную.
Но мальчик есть мальчик. Покататься так хочется! А тут пришло время Великого поста. Народ в те времена строго пост соблюдал. Даже на ледяную гору детвору не пускали. Палкой её загораживали, чтобы не катались. И решил Ганя, что теперь можно, так как там - никого. Взял санки - и на гору.
Но может ли получиться что-либо доброе без благословения родителей и их разрешения? Да и Господь не позволяет в Великий пост забавами заниматься. Раньше, когда люди Бога не забывали, даже театры в эти дни закрывали. Народ усердно молился, больных навещал, нищим помогал, Священные книги читал и в церковь ходил.
Но мальчуган, нарушив вековые обычаи, решил по-своему поступить. Помчался он с ледяной кручи и налетел на ту самую палку, что гору закрывала. Да не просто на палку, а на гвоздь, торчащий из неё. И штаны порвал, и новые валенки пропорол, и ногу поранил. Кровь бежит, больно… Но больше всего мальчик боялся маму огорчить. Как только он что натворит, мама становится на колени перед иконой и со слезами молится:
- Господи, я вымолила у Тебя сына, а он шалит, не слушает. Что мне с ним делать? И сам погибнуть может, и меня погубить… Господи! Не оставь, вразуми его!
Гане было жалко маму. Не мог он выносить её слёз, подходил и шептал:
- Мама, мамочка, я больше не буду.
Видя, что она продолжает просить Бога, сам, встав рядышком, начинал молиться.
“Теперь мама так переживать будет! - думал Ганя. - Что же делать?” Забрался мальчик на сеновал и стал молиться святому Симеону, Чудотворцу Верхотурскому. Его почитают по всей Сибири. Молился Ганя с сокрушением сердечным, плакал, обещал исправиться. Ещё дал обет сходить пешком на поклонение к праведному Симеону в Верхотурье. А путь этот неблизкий. Молился горячо. Устал и незаметно уснул. Во сне подошёл к нему старец. Лицо строгое, но взгляд приветливый.
- Зачем меня звал? - спрашивает. Ганя, не просыпаясь, отвечает:
- Исцели меня, угодниче Божий.
- А в Верхотурье сходишь?
- Схожу, непременно схожу! Только ты исцели меня! Пожалуйста, исцели!
Прикоснулся к больной ноге святой старец, провёл рукой по ране и исчез. Проснулся Ганя от сильного зуда в ноге. Посмотрел и ахнул: рана зажила. Встал мальчик и стал трепетно и радостно благодарить Чудотворца.
А через несколько лет пошёл Ганя с богомольцами в Верхотурье на поклонение святому. Накануне во сне он увидел дорогу, по которой предстояло идти: деревни, леса, реки. Так оно потом всё и оказалось.
Семь дней богомольцы были на святом месте. Когда уходили, Ганя подал новые медные пятачки страннику, очень похожему на того старца, который явился ему во сне и исцелил его. Странник тихо сказал Гане:
- Монахом будешь.
Сказал и скрылся в толпе.
Прошли годы. Ганя стал монахом, архимандритом Гавриилом. Бог даровал ему познать высоту Божественного Духа. К нему шли за духовным советом тысячи людей, и всем он помогал спастись от гибельной пропасти греха.
Как хорошо, что родители оберегали его от зла. Потому-то он до последнего дыхания был ласков с людьми. Теперь он в горнем мире молится о нас.

Подарок

В аэропорту перед полётом пассажиров пропускают через особые ворота. Если кто-то захочет пронести в самолёт бомбу или гранату, раздастся предупреждающий звонок. Охрана схватит человека, замыслившего недоброе, и не даст ему взлететь в небо.
Так и в Царство Небесное, где ожидают каждую чистую душу, не пропустят того, кто затаил зло в своём сердце.
Чтобы нас не задержала небесная охрана и не запретила полёт нашей душе, заглянем в неё сами и посмотрим, какими желаниями и мыслями мы живём?
Как-то одну девочку спросили:
- Что ты больше всего любишь делать? Не задумываясь она ответила:
- Дарить!
Всё время, свободное от уроков и домашних дел, она старается дарить людям радость. То какому-нибудь малышу игрушку смастерит или варежки свяжет, то старушке-соседке продукты из магазина принесёт.
Она и сама, как подарок. Смотришь на неё, и мир становится светлее. Таких охрана в Небесное Царство охотно пропустит: других радовала - теперь лети, сама радуйся.
Дари людям радость, милая!

Контрольная

Что теперь, дружок, время такое: хочешь носить крестик - носи. А ведь бывало же, было, когда за крест Христов живыми в клетки к зверям бросали. Десятки тысяч зевак замирали, ожидая кровавого зрелища. Двадцать веков назад каждый выбирал, куда ему идти - в клетки на растерзание или на трибуны цирка.
Но тихий отрок, сам идя на муки,
Перекрестился, слыша грозный рык,
Прижал к груди крестообразно руки,
На небо поднял просветлённый лик.
И царь зверей, подняв завесу пыли,
Раскинулся, рыча, у детских ног.
И, точно гром, трибуны возгласили:
- Велик и славен Христианский Бог!
В двадцатом веке уже по-другому потешались над верующими. Заметят у ребёнка крестик - и давай улюлюкать всем классом. И не просто глумились, а и ссылали вместе с родителями в места дальние, откуда мало кто возвращался. Даже в школах диктанты устраивали, чтобы в душу заглянуть, в кого она верует.
Рассказывала одна мама про сына.
- Андрюша мой в то время учился в семилетней школе, ему было 12 лет. Преподаватель русского языка объявил, что будет диктант, и прочел заголовок: “Суд над Богом”.
Андрюша положил перо и отодвинул тетрадь. Учитель увидел и спрашивает его:
- Ты почему не пишешь?
- Я не могу и не буду писать такой диктант.
__ Но как ты смеешь отказываться! Садись и пиши!
- Не буду.
- Я тебя к директору поведу!
__ Как хотите, исключайте меня, но “Суд
над Богом” я писать не буду.
Учитель провёл диктант и ушёл. Вызывают Андрюшу к директору. Тот с удивлением на него смотрит: небывалое явление, двенадцатилетний мальчик - и так твёрд и непоколебим. Директор, видимо, имел ещё где-то в глубине искру Божию и не решился ни о нём, ни обо мне, как матери, заявить куда следует, только сказал:
- Ну и храбрый же ты! Иди.
Что я могла сказать моему дорогому мальчику?
Я обняла его и поблагодарила.
В свое время это ему припомнилось, и в 1933 году он был сослан в первую ссылку в возрасте семнадцати лет.
Ныне другие времена: хочешь носить крестик - носи… Однако долго ли эти времена продлятся? Не заставят ли вскоре вновь душу выворачивать - в кого веруешь? И вновь будут диктовать своё.
Вспомним ли мы тогда слова Господа: “Верующий в Меня имеет жизнь вечную”?
Да укрепит тебя, душе, Всевышний,
Когда настанет наш с тобою срок.
Одно бы только нам тогда услышать:
- Велик и славен Христианский Бог. (Иеромонах Роман)

Как все

Была девочка Маша как все. Все друг друга кличками обзывают, и она. Все ругаются, и она. Правда, скверные слова говорить ей не хотелось: они застревали у неё в горле. Но раз все, то…
Поселился в деревне, где жила Машенька, кузнец. Была у него чёрная громадная борода. Вот деревенские ребята и прозвали его Бородой. Ничего, казалось бы, в этом оскорбительного нет, да только ведь у всякого человека имя есть - в честь святого, чтобы был ему защитником и примером.
С именем человек неразрывно связан. Когда кто из злых людей хотел уничтожить в человеке самое сокровенное, святое, тогда вместо имени и давали либо номер, либо кличку. Иногда и дети по неразумию так поступают…
Идёт кузнец по улице, а ребятишки крикнут: “Борода!”, язык покажут, и утекать. Иногда даже камни ему вслед бросали. Маша тоже бросала, правда камешек поменьше выбирала, но бросала: раз все, значит, и она.
Кузнеца такие проделки детворы обижали. Человек он был новый в деревне, ни с кем близко ещё не успел познакомиться, а тут дети ему в спину камни бросают, дразнятся. Конечно, обидно. Втянет он в себя голову, ссутулится и уйдёт, опечаленный, к себе в кузницу.
Однажды Маша рассеянно стояла в церкви. Смысл Божественной службы пролетал мимо неё, будто кто-то заткнул ей уши. И вдруг Господь вернул ей слух, до её внимания долетели священные слова: “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца”.
Задумалась девочка, испугалась: “Это же обо мне! Что же я делаю? За что Бороде язык показываю, зачем камни в него кидаю? За что не люблю? А если бы со мной так?”
И ещё поразили её слова Господа, сказанные священником во время проповеди: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”.
И решила Маша начать жить по-новому. Как встретит кузнеца - улыбнётся, назовёт по имени-отчеству, поклонится, здоровья пожелает. И кузнец при виде Машеньки улыбаться стал. Вся суровость куда-то пропала, даже Машиным родителям сказал:
- Девочка у вас замечательная!
Заметила деревенская детвора, как Маша с кузнецом приветливо разговаривает, и тоже с ним здороваться стала. Как-то раз всей гурьбой к нему в кузницу нагрянули. Тот их ласково принял, показал, как работает, и даже попробовать дал всем желающим. На прощанье каждого пряником угостил. Так они и подружились.
А Машенька с тех пор перестала быть как все, скорее все стали как Машенька, как её Бог научил.
Поэт Владимир Солоухин писал:
- Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалось в мире?

Святые воины

В святом Евангелии есть такие слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 13). Наши деды и прадеды не жалея себя вставали на защиту Родины. Этим они исполнили завет Иисуса Христа. Многие люди на войне чувствовали невидимую поддержку. Это святые воины молились за наших солдат перед престолом Божиим. Их молитва помогала русской армии одерживать победу над врагом.

Покровителем воинов издавна считается великомученик Георгий Победоносец. День его памяти – 6 мая. Его изображение есть на гербе города Москвы. Наша Церковь прославляет и множество других святых ратников. Вот их имена: Феодор Стратилат, Илия Муромец, Даниил московский, Димитрий Донской, Александр Невский, Иоанн Воин, Феодор Ушаков…

Богослужебные цвета в Православной Церкви

Замечал ли ты, что в разные дни церковного года священнослужители совершают божественную службу в одеждах разных цветов? И вот что эти цвета означают:

В белых облачениях служат в праздники, посвященные Спасителю.

Красный цвет – пасхальный, в знак пламенной любви Бога к людям.

Желтый , цвет золота , принадлежит воскресным дням церковного года.

В зеленых облачениях совершается служба Дня Святой Троицы и в честь преподобных.

Голубой или синий – цвета Пресвятой Богородицы.

Черные облачения надевают в покаянные дни Великого поста.

Русская Православная Церковь

Русская Православная Церковь - самая крупная из Православ-ных Церквей. Возникла после принятия христианства на Ру-си в 988 году. Длительное время находилась в зависимости от Константинопольского патриархата. В середине 15 века обрела самостоятельность. В 1589 году в России было учреждено патриаршество, просуществовавшее до 1721 года, когда для управле-ния Церковью Петром Первым был образован Синод во главе с обер-прокурором. В 1917 году на Поместном соборе патриарше-ство было восстановлено. Является самым авторитетным и самым значительным по чис-лу приверженцев религиозным объединением в России. Имеет епархии во многих странах мира.

Как крестилась Русь?

Во-первых, добровольно. Это в отличие от многих стран Западной Европы, где, случалось, делали это огнем и ме-чом, во-вторых, быстро, потому что, хотя где-то по закоулкам, в глубинке, в лесах и таилось язычество, но еще и века не прошло, как большинство русских людей были уже православными хрис-тианами. А в-третьих - радостно и красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в Софию Константино-польскую - и что они там увидели: они не знали греческого язы-ка и не знали икон, но они почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их очам, что после этого возвращаться к язы-честву - было невозможно. И вот это «как на небе» потом появилось и на Руси: и в Киевском Софийском соборе, и в Новгородском, и во мно-гих других, вспомните храм Покро-ва на Нерли - вот эти кусочки неба на земле. Вот так Русь крестилась - через эту дивную Божественную красоту.

Глава I КТО ТАКОЙ БОГ? - Бабушка, расскажи мне, кто такой Бог, - попросил бабушку Петя, - Он человек? Бабушка подумала и сказала: - Нет, не человек. Посмотри, Петенька на солнышко. От него к нам тепло идёт и свет. Пригревает оно землю, освещает, и помогает расти деревьям и травам. Вот и Бог, как солнышко, даёт людям жизнь. Только он невидимый. Люди всё на небо смотрят, чтобы Бога разглядеть, а он - везде. Всех видит, слышит и потихоньку разговаривает. Мысли людям посылает и слова подсказывает добрые и хорошие. Есть у него помощники. Невидимых помощников называют ангелами. Люди их представляют себе в белых одеждах с крыльями. Как будто по небу они летают. Приносят ангелы людям от Бога известия. Если тебе ангел ночью известие принесёт - проснёшься утром и знаешь, что днём случится. Видимые помощники Бога, священники, в церкви служат. Они такие же люди, как и все другие. Передают Богу просьбы и поют в церкви песни, которым их научили ангелы. Одеты священники в длинные красивые платья - ризы. На груди носят крест. Крест показывает, что выполняют они нелёгкую службу. За то, что служат Богу и людям, охраняет их Бог от всякого зла. - А в церкви на стенах портреты Бога висят? - Это, Петенька иконы. На них Бог нарисован и Сын Божий со своими учениками. Бог, для того, чтобы люди узнали, какой он, сделал так, чтобы на Земле родился его сын. - А сын на Бога похож? - Лицом он, на маму свою похож, Марию, а вот душой - на Бога. Очень уж мудрый да справедливый.

Бабушка, а что такое душа? - Душа, Петенька, внутри человека. Увидеть её нельзя. Душа такая нежная и тоненькая, что и глазом не увидишь, и через очки, и в микроскоп. А почувствовать можно. Душа твоя за тебя и радуется, и плачет, и болит. И характер твой, добрый или сердитый, и настроение, весёлое или грустное - это тоже твоя душа. - А где же она у меня? - Душа с каждой твоей клеточкой связана. И с головой, и с руками, и с ногами, и с животом, и с сердцем. Всё она замечает, что у тебя внутри происходит. И на всё откликается. И на радость, и на горе. Если сильно огорчаешься и боль в груди чувствуется - это, говорят, душа болит. - А у кошки есть душа? - Есть и у кошки. Только душа её не так много чувствует, как человеческая. Душа ведь с разумом связана. А кошке думать гораздо меньше приходится, чем человеку. - А у Бога, бабушка, душа большая? - Да, Петенька, душа у Бога огромная, добрая и красивая. Бог хочет, чтобы у всех людей души такие же были, чтобы люди только доброе делали, пели, рисовали и радовались. Бог своей душой всё чувствует, что с каждым человеком случается, и с ангелом. И всех очень любит. - Ангелов много, бабушка? - Ой, много, Петенька! У каждого человека свой ангел- хранитель есть. Ангелы Бога охраняют и людей защищают. - А если я ангела сейчас позову, он прилетит? - Если помощь тебе нужна - прилетит. Только ты его не увидишь, он же невидимый. А беду отгонит. Чтобы ангел тебя поскорей услышал, надо слова особенные говорить - молитвы. Тех людей, кто в церковь ходит и молитвы читает, Бог слышит и помогает им. - Бабушка, а где Сын Божий живёт? - О жизни Сына Божия его ученики книгу написали. Называется она Евангелие.

Глава II РОЖДЕСТВО Очень давно, в Иудейском городе Вифлееме, у плотника Иосифа и его жены Марии, родился сын. День его рождения стал первым днём нового календаря. По нему люди считают дни уже больше двух тысяч лет. Ещё до того, как Иосиф и Мария стали мужем и женой, Иосиф увидел во сне ангела. Ангел рассказал ему, что Бог сделал так, чтобы у Марии родился сын, похожий на Бога. Очень добрый, мудрый, честный, сильный и красивый. Когда малыш вырастет, он сможет делать невероятные чудеса и станет любить людей так же сильно, как и его Небесный Отец. Он будет не только человеческим сыном, но и Сыном Бога. Так и случилось. У Марии родился мальчик. Родители назвали его Иисусом. А народ прозвал Иисусом Христом, что означает Спаситель. Предсказатели или пророки, говорили, что в те дни родится человек, который спасёт всех людей Земли от гибели. В те давние времена люди были неграмотными, плохо знали законы, ссорились и воевали между собой. Бог сердился за это на людей. Через своего Сына он хотел предостеречь их: если люди не перестанут обижать друг друга, через две тысячи лет они превратятся в страшных злодеев и могут погубить Землю. Спастись от гибели сумеет только тот, кто научится жить по новым законам и перестанет быть злым. А объяснить людям законы сможет только Иисус Христос, потому что будет слышать самого Бога. Ранним утром, когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. Восточные волшебники, волхвы, увидели эту звезду и поняли: Бог дал людям знак, что Спаситель родился. Волхвы пришли посмотреть на малыша и принесли ему подарки. А звезда указывала им путь.

Глава III БЕГСТВО Иудейский царь Ирод услышал о рождении великого человека и испугался, что когда Иисус вырастет, может стать царём вместо него. Ирод не знал, где поселились родители с малышом, и никогда их не видел, поэтому приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Но Иосифу ночью снова привиделся ангел и предупредил его об опасности. Той же ночью отец и мать убежали, вместе с маленьким Иисусом, из Иудеи в другую страну, Египет, в город Назарет. А через несколько лет вернулись в Иудею.

Глава IV КРЕЩЕНИЕ До тридцати трёх лет Иисус жил вместе с родителями. Он ходил с ними в церковь, и все восхищались его мудростью, стараниями в учёбе и добротой. В те дни, в Иудейской пустыне жил Иоанн Креститель. Он говорил людям, которые поступали плохо, что им нужно рассказать о том, что натворили и попросить за это прощения. Значит, покаяться. А потом - креститься. То есть войти в воду для того, чтобы показать, что хотят стать чистыми и честными. Пророки сказали Иоанну, что люди смогут жить правильно только после раскаяния и крещения. Тогда Бог будет их слышать и помогать им. А Иисус сможет научить людей новым законам. Сам Иисус тоже пришел к Иоанну Крестителю в пустыню, поговорил с ним и окунулся в воду реки Иордан. В то время, как Он входил в воду, на небе появился свет и с небес послышался голос Бога: «Он Сын Мой возлюбленный, и в Нём Мое благоволение». Это было благословение Бога, или пожелание, чтобы дела Иисуса благополучно свершились.

Глава V В ПУСТЫНЕ После крещения ангел привёл Иисуса в глубь пустыни, где Иисус должен был пройти испытание. Учителю нужно стать сильным, смелым и терпеливым. Четырнадцать дней и ночей Иисус терпел в пустыне голод, а потом захотел есть. Тогда подошёл к нему дьявол, самый главный и злой колдун, и сказал: «Если ты Сын Божий - сделай камни хлебом, иначе с голода умрёшь». Иисус не испугался и ответил: «Не только хлеб дает человеку жизнь, но и помощь Божия». И не стал дьяволу подчиняться. Тогда дьявол отнёс Иисуса в город, поставил на высокую стену и сказал: «Если ты Сын Божий, прыгай вниз. Написано в книге, что повелел Бог ангелам спасать людей. Попроси Бога, пусть ангелы подхватят тебя на руки до того, как упадёшь на камни». Сказал Иисус: «Написано в книге: не делай так, чтобы звать Бога на помощь по пустякам». И не стал прыгать вниз. Поднял Его дьявол на высокую гору, показал все сокровища мира и сказал: «Всё тебе отдам, если поклонишься мне». Но велел ему Иисус: «Иди за мной сатана, написано: только Господу Богу поклоняйся и ему одному служи». Тогда отошёл от него дьявол. Ангелы окружили Иисуса и заботились о нём. Узнал Иисус, что враги схватили Иоанна Крестителя и заперли в темницу и ушел из Назаретской земли в другую землю, Галилею. Там начал Иисус учить людей, Он уговаривал их покаяться, чтобы души их стали чистыми, и Бог заговорил с ними.