С. Холл о политике. «Политик не представляет большинство, а создает большинство». Холл) (ЕГЭ обществознание)

защиты у Помпея, а Помпею у законов.

Ad Content

Плутарх. «Катон»

Честный политик – тот, кому его соратники не рассказывают, как он выиграл выборы.

Джерри Робинсон (р.1922), американский карикатурист

Том Стоппард (р.1937), английский драматург

Приписывается Иосифу Сталину (1878 или 1879 – 1953), вождю большевистской партии и государства

Анастасио Сомоса (младший) (1925-1980), президент Никарагуа

Нам не нужна автоматизированная система фальсификации выборов, мы создадим государственную.

Александр Лукашенко (р.1954), президент Белоруссии

Аркадий Давидович (р.1930), литератор

Не знаю, почему те, кто верит в результаты выборов, считают себя менее легковерными, чем те, кто верит в ангелов?

Джордж Бернард Шоу (1856-1950), английский драматург

Чарлз Краутхаммер, американский журналист

Большинство – меньшинство

См. также «Национальное меньшинство»; «Конформизм и нонконформизм»

Политик не представляет большинство, а создает большинство.

Стюарт Холл (р.1932), британский социолог и публицист

О, если бы (...) большинство способно было делать величайшее зло, с тем чтобы быть способным и на величайшее добро! Хорошо бы это было! А то ведь оно не способно ни на то, ни на другое: оно не может сделать человека ни разумным, ни неразумным, а делает что попало.

Платон (427-347 до н.э.), древнегреческий философ

Не настолько хорошо обстоят дела с человечеством, чтобы большинство голосовало за лучшее.

Сенека (4 до н.э. – 65 н.э.), римский государственный деятель, философ-стоик

Как это обыкновенно бывает, большая часть восторжествовала над лучшей.

Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.), римский историк

Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве; терпимость – когда мы в большинстве.

Ралф Сокман (1889-1970), американский писатель

До тех пор, пока меньшинство следует за большинством, оно еще даже не меньшинство. Оно должно бросить весь свой вес на другую чашу весов.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди) (1869-1948), индийский политик

В демократии большинство правит, а меньшинство все время указывает, куда крутить руль.

Из книги «Цитаты Питера» (1977)

Для правящего большинства наибольшую опасность представляет меньшинство в собственном лагере.

Аминторе Фанфани (1908-1999), премьер-министр Италии

Если большинство иногда и делает правильный выбор, то лишь под влиянием ложных мотивов.

Филип Честерфилд (1694-1773), английский дипломат и писатель

Нет ничего отвратительнее большинства.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832), немецкий поэт

Всякое новое мнение вначале разделяется меньшинством из одного человека.

Томас Карлейль (1795-1881), английский историк

Один человек вместе с Богом составляет большинство.

Уэнделл Филлипс (1811-1884), американский политик-аболиционист

Один человек вместе с Богом составляет большинство; однако множество мучеников угодили на костер после подсчета голосов.

Томас Б. Рид (1839-1902), американский конгрессмен

Достаточно проиграть на выборах, чтобы понять: большинство не всегда право.

Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз...»

Большинство складывается случайно, меньшинство – сознательно.

Стефан Киселевский (1911-1991), польский



(Ctrl + Down Arrow)

(Ctrl + Up Arrow)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290

Что есть основная функция политика: представлять интересы большинства или навязывать большинству интересы меншинства? у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. наблюдения показывают, что бывает так и так. цитата с.холла, в, говорит о том, что стэнли холл считает, что функция политика - пропаганда, убеждение, навязывание толпе определенных идей, мнений и идеалов. это не удивительно. холл по образованию и роду занятий был психологом и педагогом. однако, вот другое мнение. напишу длинную цитату из сочинений замечательного с.соловьева: «общества необразованные и полуобразованные обыкновенно такою болезнию: в них всего легче людям, пользующмся каким либо преимуществом, обыкновенно чисто внешним, приобресть огромное влияние и захватить в свои руки власть. … так, например, если в подобном обществе явится человек бойкий, дерзкий, начетчик, говорун, то чего он не сможет себе позволить? если ему явится противник, человек вполне достойный, знающий дело и скромный, уважающий свое дело и общество, то говорун начнет кричать, закидывать словами, а для толпы несведущей кто перекричал, тот и прав; дерзость, быстрота, неразборчивость в средствах дает всегда победу. "вот, лучше не скажешь! с.холл по убеждениям был демократ, а с.соловьев - монархист. они оба увидели одну и ту же проблему с разных сторон. с.холл считает, что основное достоинство политика - убеждать толпу в верности своих идей, вести толпу за собой. с.соловьев, совсем напротив, считает, что основной ужас политиканства - способность создавать большинство, убеждать толпу в справедливости ложных тезисов.эмоциональную сторону убеждения психолог стенли холл считает позитивным инструментом политика, в то время как сергей соловьев считает эмоциональное убеждение негативным политическим инструментом. согласно представлениям соловьева политик должен представлять интересы большинства, даже если это большинство еще не понимает в чем их истинный интерес. вывод он при этом делает самый неожиданный: хороший политик - это добропорядочный человек, назначенный государем представлять интересы народа.наверное, соловьев дает и путь выхода из наметившегося противоречия. все дело в политической зрелости народа. наличием у народа своей политической воли. цитата соловьева относилась в первую очередь к крестьянскому сообществу периода крепостного права. стэнли холл пишет об американском обществе конца 19 века - как раз тот период, когда в стране формировалось гражданское общество. гражданское общество характерно именно пониманием меры ответственности граждан за свои решения и добросовестностью намерений. в этом случае - роль политика, действительно, скорее всего, сводится к постановке перед обществом проблем и организации граждан для решения этих проблем.

Политик не представляет большинство, а создает большинство.

С. Холл


Цитаты о политике

Честным политиком быть нетрудно - конкуренции почти никакой.

Э. Маккензи


Политика подобна сфинксу из сказки: она пожирает всех, кто не может разгадать ее загадок.

А. Ривароль


Все политические партии в конце концов умирают, подавившись собственной ложью.

Марк Твен


Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни, но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни.

Кароль Ижиковский


Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Макс Вебер


Государственный деятель - это человек, способный решить серьезные проблемы, которых и не было бы, если бы он не был государственным деятелем.


Обвиняя соперника в том, что он ловко обманывает народ, умный политик скрывает нотки зависти в голосе.

Э. Маккензи


Не стоит начинать заниматься политикой, если у вас нет толстой кожи, как у носорога.

Франклин Рузвельт


Бенджамин Дизраэли


Для политика чтить религию выгодно, а следовать ее учению гибельно.

И, наконец, интереснейшие высказывания российских мыслителей:

«Сравнивают народ с растением, говорят о крепости корней, о глубине почвы. Забывают, что и растение, для того чтобы приносить цветы и плоды, должно не только держаться корнями в почве, но и подниматься над почвой, должно быть открыто для внешних чужих влияний, для росы и дождя, для свободного ветра и солнечных лучей» (В. Соловьёв).

«Только добрый и талантливый народ может сохранить величавое спокойствие духа и юмор в любых, и самых трудных, обстоятельствах. Пословицы, поговорки, прибаутки, рождаясь в недрах народных масс, говорят о здоровом, могучем организме» (В. Даль).

Блок «Политология»

Перейдём к рассмотрению и анализу блока тем, относящихся к политологическому разделу курса «Обществознание». Раздел «Политология» всегда традиционно выбирается меньшим числом выпускников по сравнению с предыдущим разделом. Это обусловлено объективными факторами: сложностью самой политической теории, необходимостью описания большинства теоретических моделей, разрабатываемых политологией (демократия, правовое государство, демократические выборы, гражданское общество и т. д.). В то же время политологическая проблематика представляется особо актуальной, востребованной, обращённой к гражданской активности, событиям и фактам общественной жизни, интересной для старшеклассников.

Определённой сложностью написания сочинений по политологии можно признать необходимость аналитического, отстранённого от эмоциональной привязки к конкретной позиции изложения материала, которое способны выдержать не все выпускники.

Остановимся на основных проблемах, представленных в политологическом блоке. Прежде всего, это понимание сущности власти, природы властных отношений в обществе, в первую очередь как отношений волевых, нацеленных на воздействие одних субъектов на поведение и волю других. В качестве конкретных примеров приведём следующие высказывания:

Немецкий философ Ф. Ницше пишет: «Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти». Автор подчёркивает, что власть органически связана с человеческой жизнью, порождается стремлением к регулированию жизни других людей. Активность людей нацелена на то, чтобы быть влиятельным, авторитетным хотя бы в том ближайшем кругу друзей, близких, который и определяет нашу социальную среду.

Природа общественной власти, её смыслы, предназначение в человеческом обществе затрагиваются в высказывании английского философа-просветителя Т. Гоббса: «Пока люди живут без общей власти, они находятся в состоянии войны всех против всех». Раскрывая тему, расписываем, прежде всего, функции власти, такие как регулирование широкого спектра общественных отношений, согласование интересов людей, предотвращение и разрешение конфликтов, организация совместной деятельности людей в группах, общества в целом.

Аналогичные содержательные аспекты затрагиваются философом и экономистом Ф. фон Хайеком в следующей фразе: «Дело не только в том, что само стремление организовать жизнь общества по единому плану продиктовано во многом жаждой власти. Более существенно, что для достижения своих целей коллективистам нужна власть, притом в невиданных масштабах».

Российский общественный и государственный деятель В. Зубков обращается к проблеме ресурсов власти в высказывании: «Там, где власть не может дать силу праву, сила устанавливает своё право». Раскрывая приведённую тему, необходимо остановиться на самом понятии источников или ресурсов власти, особенностях их использования в управлении обществом. В частности, приведённое высказывание определяет в качестве основных ресурсов власти право и силу. Автор полагает, что эти ресурсы являются альтернативными друг другу. Власть, опирающаяся на правовые механизмы и рычаги, применяет силовое воздействие и принуждение, строго ограниченное законом, способом, признанным и одобренным гражданами. Та же власть, которая идёт на прямое применение силы, насилия, обесценивает тем самым законы, формальные основания, договор общества и власти.

Французский писатель П. Валери замечает: «Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять». В высказывании затрагивается аспект не только политической власти, распространяющей своё влияние на всех членов общества, на регулирование наиболее важного и значимого спектра общественных отношений, но и на любые проявления властных отношений в обществе, например, в семьях. Осмысливается автором сама природа власти, её влияние на человека, обладающего ею. Властвующему субъекту крайне трудно ограничить своё воздействие, особенно если оно не ограничено кем-то или чем-то, допустим, законом.

Французский революционер, активный участник Парижской коммуны Л. Э. Варлен обращается к способам, методам, при помощи которых власть воздействует на общество. Его высказывание «Жестокость – последнее прибежище всякой рушащейся власти», на первый взгляд, парадоксально. Диктаторы, всевластные правители часто обращаются к жестокости и насилию. Однако Варлен убеждён в том, что по-настоящему сильная и устойчивая власть не нуждается в жестокости, ей достаточно авторитета, правовых механизмов, доверия со стороны народа. Опять же вводим понятие ресурсов власти и особенностей применения каждого из них.

Английский философ Э. Берк обращается ещё к одному властному ресурсу – богатству. Богатство позволяет подчас разрешать вопросы, для которых недостаточно ни силовых, ни правовых методов. Берк пишет: «Если богатство – это власть, всякая власть так или иначе непременно приберет богатство к рукам». В то же время, поскольку богатство, финансовые возможности позволяют влиять и воздействовать на людей и обстоятельства, люди, обладающие иными ресурсами, приложат усилия к тому, чтобы стать обладателями и богатства также.

Английский писатель Э. Бульвер-Литтон также затрагивает проблему соотношения власти и богатства. Его высказывание «Нет такого демократического общества, в котором богатство не создавало бы своего рода аристократии» также обращает наше внимание на то, что материальные, финансовые ресурсы, собственность дают возможность приобретать и властные позиции в обществе. Раскрывая тему, можно остановиться на понятии «аристократия», сравнить аристократию родовую, наследственную и аристократию богатства.

Ряд тем обращён к осмыслению сущности политики как явления. В контексте данных тем обращаем внимание на раскрытие понятия «политика», расписываем и комментируем функции, назначение политики в обществе. Остановимся на высказывании французского государственного деятеля, президента страны Ш. де Голля: «Политика слишком серьёзное дело, чтобы ею занимались одни политики». В нём поднимаются одновременно две связанные между собой проблемы: понимание роли и значения политики в обществе, а также необходимости активного участия граждан в политической жизни общества, невозможности передачи властных полномочий только политикам.

Раскрывая тему, приводим определение политики, комментируем его. Далее перечисляем и характеризуем функции политики. Это необходимо сделать, чтобы объяснить, что политика действительно серьёзное дело. Далее раскрываем смысл политического участия граждан, пишем об опасности политического абсентеизма для судеб демократической власти.

Французский писатель, оратор, государственный деятель Ш. де Монталамбер высказывается о роли политики: «Вы можете не заниматься политикой, всё равно политика занимается вами». Автор подчеркивает всеобъемлющий характер политического, проникновение политики в ткань человеческих отношений, регулирование общественными процессами. Вне зависимости от того, участвуем мы в голосовании или нет, политические властные решения касаются нас, нашей жизни. В контексте этой темы также необходимо подробно расписать сущность политики и её функций.

Актуальной проблемой политической теории во все времена было соотношение политики и морали, нравственности. К примеру, французский просветитель Г. де Мабли писал: «Хорошая политика ничем не отличима от хорошей морали». По мнению автора, выработка политических решений должна определяться, согласовываться с общечеловеческими принципами нравственности. Можно обратить внимание на публичный, транспарентный характер современной политики, широкое освещение политических мероприятий в средствах массовой информации. Тем более важно, чтобы граждане признавали моральную актуальность и справедливость политических действий.

Нравственный политик будет поддержан обществом, людьми, сможет опереться на силу морального авторитета.

Актуальность нравственных ориентиров, императивов в политике подчёркивает и российский писатель Ф. Искандер: «Ничто так не нуждается в нравственности, как политика, и никто так не ненавидит политику, как нравственные люди». По мысли писателя, политику всегда непросто следовать принципам морали, часто политический выбор больше определяется рациональностью и прагматизмом и в меньшей степени моралью. Поэтому нередки случаи, когда высоконравственные люди избегают участия в политике, но тем самым только увеличивая своим отношением дефицит нравственности в политической жизни.

Проблему политики и морали затрагивает и российский правовед Б. Н. Чичерин в высказывании «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». По мнению мыслителя, поддержка со стороны народа, солидарность мыслей, чувств и чаяний людей с деятельностью правителей – важнейшая опора власти. Вне всякого сомнения, искренне поддерживать народ будет только то правление, которое согласовано с нравственными принципами и устоями.

Французский писатель и дипломат Ж. де Бурбон-Бюссе подчёркивает еще один аспект политики: «Политика – это искусство балансирования между теми, кто хочет в неё войти, и теми, кто не хочет из неё выйти». В этом высказывании затрагивается проблема взаимоотношения правящей элиты и контрэлит, стремящихся к завоеванию власти, участию в принятии политических решений. Обращаем внимание на такую сторону политики, как искусство регулирования отношений между людьми, согласования и балансирования различных интересов. В теоретический раздел сочинения включаем определение политической элиты, раскрываем её функции.

Ключевым институтом политики выступает государство. Обратимся к характеристике высказываний, посвящённых государству и его роли в жизни общества.

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». Это наиболее абстрактный, обобщённый взгляд на институт государства. В теоретическом разделе вполне уместно ввести понятие государства, раскрыть его наиболее значимые функции, нацеленные на регулирование общественной жизни, создание правовых механизмов воздействия на общество.

Философ-просветитель Жан Мари Аруэ (Вольтер) затрагивает вопрос о качестве государственного управления, подчёркивая необходимость квалифицированных, даровитых людей, призванных принимать и реализовывать властные решения. Его высказывание «Государство делает слабым недостаток не в деньгах, а в людях и в дарованиях» однозначно признаёт верховенство таланта и профессионализма над материальными средствами. И действительно, даже имея значительные денежные ресурсы, но не имея качественных управленцев, компетентных политиков, государство не уберечь от кризиса и потрясений.

Французский политический философ Ж. Боден полагает, что «Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении». Выбрав эту тему, обращаем основное внимание на раскрытие признаков и функций государства. Важно обратить внимание на понятие «государственный суверенитет», объяснив его как принцип верховенства и независимости государственной власти, возможность для неё принимать самостоятельно широкий спектр решений. Далее акцентируемся на характеристике внутренних функций государства хозяйственно-экономической, социальной, правотворческой и т. д.

Ряд высказываний затрагивает проблему о государственных преобразованиях, реформах, необходимости для государства иметь силы и возможности для модернизации, обновления. Жан де Лабрюйер подчеркивает: «При нововведениях и переменах в государстве правители обычно думают не столько о необходимости реформ, сколько об их своевременности; бывают обстоятельства, подсказывающие, что нельзя слишком раздражать народ; бывают другие, из коих ясно, что с ним можно не считаться». Любое государство, для того чтобы сохранить динамизм развития, актуальность для граждан, способность реагировать на вызовы времени, должно проводить реформы. Иногда эти преобразования могут быть болезненны и непопулярны для народа. Опыт и мудрость правителей и должны подсказать, какой лимит доверия они имеют у собственных граждан. Если же власти не пользуются авторитетом, доверием, устойчивой поддержкой, их поле манёвра при проведении реформ достаточно небольшое. Даже нужные реформы провести такое правительство не сможет.

Эту же тему развивает и основатель британского консерватизма Э. Берк: «Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться». Автор обращает внимание на необходимость обновления, развития для государства. Только в таком случае оно может обеспечить себе будущее. Находясь в состоянии стагнации, застоя, государство перестаёт соответствовать запросам времени, в нём неизбежно усилятся кризисные явления. В определённый момент исторического времени подобные государства распадаются. Однако тот же Берк неоднократно подчёркивал, что реформы в стране не должны проводиться только ради реформ. Они должны быть обусловлены самим временем, эпохой, должны опираться на традиции и устои государства. Автор писал также: «К стране нельзя относиться как к чистому листу бумаги, на котором можно написать всё, что угодно».

Одним из ключевых понятий политологии является «правовое государство». Его сущности и особенностям также посвящены афоризмы, представленные в экзаменационных вариантах. Базовый принцип правового государства – разделение и независимость властей, выделение трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной. Учение о разделении властей было развито философами-просветителями. Существенный вклад в него внесли Ш. де Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо. Монтескьё развивает теорию разделения властей. Он выделяет законодательную, исполнительную и судебную власти. Путём разделения властей, а также системой сдержек и противовесов можно обеспечить соблюдение прав и свобод граждан.

Большой вклад в философское обоснование теории правового государства внёс И. Кант. Кант рассматривал государство как объединение множества людей, подчинённых правовым законам. И. Кант создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению И. Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Им же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению И. Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

Приведём в качестве примера высказывание Ж.-Ж. Руссо: «Законодательная власть – сердце государства, власть исполнительная – её мозг». Раскрывая тему, приводим понятие «правовое государство», характеризуем принцип разделения властей, его смыслы. Приводим примеры того, как действует в правовом государстве система сдержек и противовесов между ветвями власти, гарантируя страну от произвола и деспотии. Полагаем необходимым в контексте темы подробно раскрыть функции и значение каждой из ветвей власти, раскрыть сущность парламентаризма.

Другим принципом правового государства является верховенство права, равенство всех перед законом и судом. Об этом – высказывание Вольтера «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Именно законы государственные и очерчивают то пространство, в рамках которого могут быть реализованы гражданские свободы, понимаемые, прежде всего, как возможность осуществить самостоятельный выбор, принять за него ответственность.

Нередко можно получить в политическом разделе темы, связанные с политическим лидерством, его функциями. Представим несколько тем, в которых ключевое понятие – «политическое лидерство».

Американский психолог Г. С. Холл подчёркивает: «Политик не представляет большинство, а создаёт большинство». Контекст темы – влияние политического лидера на массы, формулирование им политической программы для нации, привлечение граждан на свою сторону. Большинство людей в обществе могут изначально не поддерживать цели политика, не разделять его идеи. Но если он подлинный лидер, он сможет убедить людей в собственной правоте и повести их за собой. Тема открывает для нас возможность остановиться на изложении и характеристике важнейших функций политического лидера, подобрать примеры из истории или современной политической жизни о влиянии сильных лидеров на настроения наций.

Ф. Бэкон затрагивает иной аспект политического лидерства, отмечая: «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу». Этот аспект можно назвать бременем, долгом, обязанностями, которые возлагает на себя лидер. Обладая верховной властью в государстве, он лишает себя обычной человеческой жизни, обычного общения, подчиняя всю свою жизнь своей миссии, налагая очень серьёзные ограничения на себя самого.

Британский премьер-министр У. Черчилль отмечал: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение». Выбор этой темы для написания сочинения связан с осмыслением понятия «политик» – человек, ориентирующийся на текущую политическую конъюнктуру и, по сути, безразлично и безответственно относящийся к тому, что ждёт страну в перспективе, и понятия «государственный деятель» – человек, мыслящий длительной стратегической перспективой для своей страны, задумывающийся о судьбах своего народа, страны, её будущности.

Регулярно включаются в политологический раздел темы, посвящённые характеристике демократического общества, сущности и природы демократии как особого типа политического режима.

Проблема демократического управления, механизма функционирования демократического режима затрагивается в высказывании голландского мыслителя Б. Спинозы: «Эффективное управление возможно только при условии разумного контроля и за самим решением, и за его исполнением не только сверху, но и снизу». Специфику демократии автор усматривает в том, что она строится на балансе интересов управляющих элит и рядовых граждан, представляющих партнёра власти – гражданское общество. Эффективный контроль снизу как раз и осуществляют институты гражданского общества. Подобный контроль в наше время проявляется через организацию независимых общественных экспертиз принимаемых властью законов, публичных обсуждений властных инициатив, различные формы непосредственной демократии. Взаимосвязь и диалог власти и общества является важнейшим признаком современного правового государства.

Американский юрист Ф. Франкфуртер также обращает внимание на механизмы демократического правления. Его высказывание «История свободы в значительной степени была историей контроля за соблюдением процедурных требований» потребует от нас раскрытия и характеристики демократических процедур, прежде всего, выборности власти, механизмов обратной связи между властью и обществом, механизмов сдержек и противовесов между ветвями власти, функционирования эффективной и независимой власти судебной.

Президент США генерал Д. Эйзенхауэр говорит: «Лозунг истинной демократии – не ”Пусть это сделает правительство“, а ”Дайте нам сделать это самим“». В этой теме мы должны сосредоточиться на раскрытии значимости для демократического правления активной и ответственной позиции гражданина. Тенденцией развития демократического государства как раз и является смещение полномочий от государственных органов к институтам гражданского общества, общественным инициативам. Для того чтобы общественные инициативы были действенны, они должны получить ресурсы и полномочия, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Чем выше уровень общей и политической культуры общества, тем в большей степени общество будет принимать на себя регулирующие полномочия, брать на себя решение общезначимых вопросов. К примеру, в современной России широкое развитие получили гражданские инициативы, связанные с решением экологических проблем, организацией защиты животных, благотворительностью, реализацией различных социальных проектов.

По сути, тот же проблемный аспект можно усмотреть в высказывании немецкого писателя Г. Манна: «Демократия – это, в сущности, признание того, что все мы как общество ответственны друг за друга». Зрелое гражданское общество заинтересовано в скоординированности действий, ответственности граждан за происходящее в стране, активной включённости в социальные процессы.

Характеризуя демократическое правление, мы часто обращаем внимание на преобладание, доминирование позиции большинства. Именно большинство формирует правительственную программу, принимаемые в стране законы, политические решения. Но ведь и в тоталитарном обществе тоже торжествует большинство. Следовательно, важнейшим принципом демократического государства является защита прав меньшинства, возможности для него свободно и беспрепятственно отстаивать свои взгляды. Об этом пишем в сочинении по высказыванию британского премьер-министра К. Эттли: «Демократия – это не просто правление большинства, но правление большинства, уважающее права меньшинства».

Особый взгляд на демократию представляет немецкий учёный и публицист В. Швебель: «Демократия тем лучше, чем печальнее опыт граждан, сталкивающихся с ней». Выбрав эту тему, пишем о том, что молодая демократия далеко не сразу позволяет гражданам увидеть и осознать все свои преимущества. Напротив, народу предстоит пройти длительный путь проб и ошибок, освоить сложные процедуры демократического правления, повысить собственную политическую культуру. Нередко многие люди разочаровываются в демократии, не понимая, что ещё даже и не сталкивались с ней и не жили при подлинно демократических порядках. Только пройдя весь этот путь, у народа есть шанс вырастить, сформировать подлинную зрелую демократию.

Актуальной и значимой темой является представление и характеристика выборов в демократическом обществе. Приведём несколько тем, в которых необходимо обстоятельно раскрыть особенности демократических выборных процедур.

«В условиях демократии неосведомлённость одного избирателя может повредить всем остальным» (Дж. Ф. Кеннеди).

«Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего» (Т. Джефферсон).

«О будущем демократического общества не нужно узнавать по звёздам, его можно прочесть на лицах избирателей» (В. Швебель).

«Демократия не может быть выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели» (Дж. Б. Шоу).

«В демократическом обществе безобидный гражданин становится опасным, как только превращается в избирателя или потребителя» (В. Швебель).

Раскрывая данные темы, обращаем внимание на то, какой избиратель, какой гражданин необходим для функционирования представительной демократии. Базовое понятие, которое необходимо рассмотреть в контексте тем о выборах – это политическое участие. Именно активная и ответственная позиция избирателя позволяет сформировать достойную и эффективную власть. Для объяснения опасности пассивности избирателей, их безразличия к выборным процедурам вводим понятие «политический абсентеизм».

Существенным фактором прочной и устойчивой демократии признаётся независимость средств массовой информации, выступающих в роли «четвёртой власти». Функции СМИ как политического института раскрываем в контексте темы, заданной афоризмом Ч. Колтона: «Деспотизм не может существовать в стране до тех пор, пока не уничтожена свобода прессы, подобно тому, как ночь не может надвинуться, пока солнце не зашло».

Ключевым институтом политической системы общества являются политические партии. Представим высказывание российского философа И. А. Ильина: «Политическая партия – это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им законов». Выбрав тему, раскрываем в теоретическом разделе сущность политических партий, их признаки, функции в политическом процессе, типологию.

Подлинная демократия невозможна без эффективной оппозиции. Роль оппозиции отображается в предлагаемых в экзаменационных материалах темах. Остановимся на нескольких высказываниях:

«Оппозиция совершенно необходима. Истинный государственный муж, да и вообще всякий разумный человек, извлечёт больше пользы от общения со своими противниками, чем с самыми горячими сторонниками» (Б. Франклин).

«Оппозиция – предохранительный клапан, через который выходит избыток народной силы и энергии, – клапан, который нельзя закрыть, не подвергаясь опасности взрыва» (Б. Констан).

«Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление» (Ж. Андриё).

В предлагаемых темах обращаем внимание на суть оппозиции в демократическом обществе, приводим отличия конструктивной оппозиции от деструктивной, нацеленной на разрушение общества, на насильственные действия, раскрываем функции оппозиции в политическом процессе.

Что есть основная функция политика: представлять интересы большинства или навязывать большинству интересы меншинства? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Наблюдения показывают, что бывает так и так. Цитата С.Холла, приведенная в задании, пожалуй говорит о том, что Стэнли Холл считает, что функция политика - пропаганда, убеждение, навязывание толпе определенных идей, мнений и идеалов. Это не удивительно. Холл по образованию и роду занятий был психологом и педагогом.

Однако, вот другое мнение. Напишу длинную цитату из сочинений замечательного русского историка С.Соловьева:
«Общества необразованные и полуобразованные страдают обыкновенно такою болезнию: в них всего легче людям, пользующмся каким либо преимуществом, обыкновенно чисто внешним, приобресть огромное влияние и захватить в свои руки власть. … Так, например, если в подобном обществе явится человек бойкий, дерзкий, начетчик, говорун, то чего он не сможет себе позволить? Если ему явится противник, человек вполне достойный, знающий дело и скромный, уважающий свое дело и общество, то говорун начнет кричать, закидывать словами, а для толпы несведущей кто перекричал, тот и прав; дерзость, быстрота, неразборчивость в средствах дает всегда победу. "

Вот, лучше не скажешь! С.Холл по убеждениям был демократ, а С.Соловьев - монархист. Они оба увидели одну и ту же проблему с разных сторон. С.Холл считает, что основное достоинство политика - убеждать толпу в верности своих идей, вести толпу за собой. С.Соловьев, совсем напротив, считает, что основной ужас политиканства - способность создавать большинство, убеждать толпу в справедливости ложных тезисов.

Эмоциональную сторону убеждения психолог Стенли Холл считает позитивным инструментом политика, в то время как историк Сергей Соловьев считает эмоциональное убеждение негативным политическим инструментом. Согласно представлениям Соловьева политик должен представлять интересы большинства, даже если это большинство еще не понимает в чем их истинный интерес. Вывод он при этом делает самый неожиданный: хороший политик - это добропорядочный человек, назначенный государем представлять интересы народа.

Наверное, Соловьев дает и путь выхода из наметившегося противоречия. Все дело в политической зрелости народа. Наличием у народа своей политической воли. Цитата Соловьева относилась в первую очередь к крестьянскому сообществу периода крепостного права. Стэнли Холл пишет об американском обществе конца 19 века - как раз тот период, когда в стране формировалось гражданское общество. Гражданское общество характерно именно пониманием меры ответственности граждан за свои решения и добросовестностью намерений. В этом случае - роль политика, действительно, скорее всего, сводится к постановке перед обществом проблем и организации граждан для решения этих проблем.