Роль горбачева в перестройке. Реформы горбачева и эпоха перестройки. Причины перестройки в ссср

Россия Мир История Криминал Культура Анекдоты Истории из жизни Неприкасаемые: 10 фактов о самой низшей касте Индии

Неприкасаемые: 10 фактов о самой низшей касте Индии

На деле же, всё обстоит совсем не так. Древнейшие культуры до сих пор культивируют доставшиеся им от предков традиции, разделяя людей отнюдь не по их качествам - но только по праву рождения. Так, например, обстоят дела в Индии, где каста неприкасаемых составляет целых 20% от всего общества и не имеет почти никаких прав.

Фактрум рассказывает об истории и жизни неприкасаемых.

1. Система варн

В Индии до сих пор существует кастовая система. Все общество делится на четыре варны: ученые-брахманы, воины-кшатрии, земледельцы-вайшьи и шудры, слуги. Судя по всему, такое деление родилось в результате контакта уже существующей племенной структуры с культурными обычаями ассимилированных общин, члены которой отличались другим цветом кожи. Представители этих четырех варн могут взаимодействовать друг с другом - вот только контакты с шудрами считаются нежелательными.

Фотографии: Dnpmag.com

2. Шудры

Ближе всего к неприкасаемым стоит каста шудров. Эти люди испокон веков были вынуждены заниматься тяжелой и грязной работой. Собственно, шудров можно назвать некими крестьянами Индии, которые владеют большими участками земельных угодий. Люди из этой касты работают на социально приемлемых должностях. Такой человек может быть кузнецом, плотником, винокуром, каменщиком и даже музыкантом.

3. Неприкасаемые

Каста неприкасаемых находится за пределами общественного деления Индии. Они работают на самых грязных местах, убирают мертвых животных, чистят туалеты и занимаются выделкой кож. Для неприкасаемых закрыты двери храмов. Люди ничего не могут сделать со своим положением, определяющимся только по праву рождения. Вход во дворы домов любого из членов высших каст неприкасаемым строго воспрещен, а того, кто рискнет осквернить общественный колодец своим ведром, ждет быстрая и жестокая расправа прямо на улице.

4. Осквернение

Неприкасаемых презирают и, в то же время, боятся все остальные касты. Дело в том, что человек из низшего слоя общества может осквернить своим присутствием любого другого. Особенно строго следят за своим окружением брахманы: стоит неприкасаемому дотронуться хотя бы до края одежды брахмана и последнему придется провести долгие годы в попытке очистить запятнанную карму.

5. Откуда появились неприкасаемые

Существование целого класса парий определила сама история. В глубокой древности Индия была завоевана цивилизованными ариями, которые не стали интегрировать представителей покоренных племен в свое общество. Арии предпочли использовать коренное население в качестве обслуживающего персонала. Им сразу же стали строить отдельные поселки, находившиеся за стенами основных поселений. Такая практика постепенно увеличивала разрыв между завоевателями и угнетенными, не давая последним и единого шанса быть интегрированными в общество.

6. Род занятий

Хуже всего то, что сами неприкасаемые вполне приняли существующую традицию ариев на кастовое деление. Эти люди и сами разделились на несколько саб-каст, по роду деятельности. В настоящий момент, больше всего распространены представители чамаров-кожевников, дхоби-прачки и парии, занимающиеся уж совсем грязной работой - вывозом мусора и очисткой туалетов. Общество современной Индии на 20% состоит из неприкасаемых, хотя борьба за интеграцию в обычное общество идет уже не один десяток лет.


7. Борьба за равноправие

Первые ростки сопротивления появились уже в ХХ веке. Главным активистом стал Ганди, попытавшийся разрушить культивируемый в обществе стереотип, переименовав касту в хариджанов, людей бога. Дело Ганди продолжил представитель касты брахманов, Бхимрао Рамджи Амбедкар. Неприкасаемые в его интерпретации стали далитами, угнетенными. Амбедкар добился того, что далитам выделили определенные квоты в каждой сфере деятельности. То есть, представители неприкасаемых теперь имеют, теоретически, возможность влиться в индийское общество.

Но до практического разрешения проблемы еще очень далеко. Только в 2008 году один из касты далитов решил жениться на девушке-кшатрии. Самонадеянного жениха охранял отряд из 500 карабинеров - и все же, новую семью из города просто выгнали.

В Индии судьбу определяет кастовая система. С самого рождения каждый индиец знает, на что он имеет право, иначе говоря — брахман он, кшатрий, вайшья, шудра или ачхут — неприкасаемый. Брахманы принадлежат к самым высоким кастам, неприкасаемые — к самым низким. На них приходится вся самая тяжелая и грязная работа. Но чувствуют ли они себя при этом «униженными и оскорбленными»?

Более двух тысяч лет назад в Индии сформировалась известная система, поделившая общество на замкнутые профессиональные группы. С тех пор каждый индиец рождается членом одной из них, всю жизнь занимается той же работой, что его предки, и не имеет ни права, ни возможности изменить свою судьбу. Законы жизни каждой касты записаны в религиозноправовых текстах (дхармашастрах) и в той или иной степени соблюдаются до сего дня.

К неприкасаемым (на хинди — «ачхут») относятся те, на кого возложен тяжелый физический труд, например — уборщики и кожевники. А еще — рыбаки, мясники, проститутки, бродячие артисты, уличные ремесленники. Самым тяжким в их положении во все века была не столько нищета, сколько социальная изоляция. Закон запрещал им питаться в обычных столовых, носить нарядные одежды, брать воду из общественных колодцев, возделывать землю и получать образование. Считается, что неприкасаемые несут на себе «грязь» своей профессии, а следовательно, могут «осквернить» своим прикосновением человека или пищу, а своим присутствием — жилище или храм.

Конечно, как почти всякой традиции — доброй ли, дурной ли, — подобному отношению есть рациональное объяснение. В Индии, как известно, вопросы гигиены являются вопросами жизни и смерти. Те, кто занимается грязной работой, — потенциальные разносчики заразы. Однако со временем дело зашло намного дальше, чем просто разумное ограничение контактов. Так, в некоторых южных областях нечистыми были объявлены не только прикосновение, но даже тень и сам вид неприкасаемого, и им под страхом смерти запрещалось выходить днем из дому.

Профессиональная добродетель

Почему же эти люди на протяжении веков покорно подчиняются этим жестоким законам жизни? Ответ заключен в искренней религиозности подавляющего большинства индийцев. Свыше 80% населения страны исповедуют индуизм, в основе которого — идеология дхармы. Это многогранное понятие включает в себя категории морали, долга, права и определяет круг обязанностей каждого человека. Их выполнение обеспечивает счастье в следующей земной жизни. Для достижения святости вовсе не обязательно уходить в монастырь, предаваясь аскезе и многочасовым молитвам. Достаточно «просто» строго следовать своей дхарме, идти путем предков. Напротив, несоблюдение дхармы ведет к страданиям в будущей жизни. Страх перед ними настолько силен, что перевешивает все прелести равноправия.

Подобная идеология не просто позволяет низшим кастам смириться со своим положением как с данностью, но и объясняет его первопричину. Родился неприкасаемым? Значит, много грешил в прошлой жизни. Если же ты покорностью и тяжким трудом сумеешь искупить свои грехи, то в дальнейших перерождениях сможешь подняться чуть выше по кастовой лестнице.

Конечно, времена худо-бедно, но меняются, и с конца XIX века некоторые представители низших каст пытались бунтовать против своей участи. Первым, кому действительно удалось что-то изменить, был Бхимрао Рамджи Амбедкар. Родившись в 1893 году, он умудрился получить образование. Специальных школ для неприкасаемых тогда еще не существовало, однако отец смог каким-то чудом добиться для него права посещать занятия. При том, что мальчику не давали заходить в общий класс и общаться с учителями (он должен был сидеть за ширмой), ему даже в таких условиях удалось набраться знаний, которых хватило, чтобы успешно сдать экзамены в Бомбейский университет. Оттуда за успехи он был отправлен на учебу за границу, и, поучившись в Англии, Германии и США, с докторской степенью вернулся в страну и занял пост министра юстиции. Позже, в 1936 году, вместе с великим Махатмой Ганди Амбедкар добился для низших каст квоты в Законодательном собрании Индии, а вместо самого понятия «неприкасаемые» по инициативе Ганди вошло в употребление слово «хариджане» — божьи люди.

В дальнейшем, однако, пути Амбедкара и Ганди разошлись. Первый мечтал уничтожить кастовую систему в принципе, а второй предлагал бороться лишь с крайними ее проявлениями. Но в конце 1940-х годов министр еще успел поучаствовать в создании Конституции Индии: его стараниями туда вошли статьи, защищающие права низших каст. Но даже закон не смог изменить древнее сознание общества. Тогда Амбедкар решился на крайний шаг и в 1956 году убедил несколько миллионов неприкасаемых отказаться от индуизма и принять буддизм...

Живущие в лачугах за чертой города, неприкасаемые порой вынуждены спасаться от голода, питаясь падалью, например трупами коров. Брахманы, строгие вегетарианцы, презирают их за «эту слабость»

Еще не самые несчастные…

Сегодня количество хариджан в Индии превосходит по численности все население России и составляет 16% от миллиардного населения страны. Конечно, за последние полвека кое-что изменилось. С тех пор как низшие касты защищает индийская конституция, им все же открыт доступ в святилища, магазины и разные увеселительные заведения. В деревнях им разрешено пользоваться общественными колодцами и заниматься земледелием. Более того, в отдельной статье говорится о том, что государство берет неприкасаемых под свою опеку, выделяет им бесплатно и гарантирует определенный процент мест не только в органах власти, но и в университетах. Что и говорить, если с 1997 по 2002 год даже президентом Индии был «неприкасаемый» — Кочерил Раман Нараянан.

И все же одно дело — закон, а другое — жизнь. Одно дело — «прогрессивные» государственные чиновники, другое — селяне, для которых главным руководством к действию по-прежнему остается закон предков, дхармашастры. Да, неприкасаемых пускают в кафе, но для них там существует отдельная посуда. Да, им можно покупать в лавках, но особым образом: они говорят, что им нужно, кладут деньги на порог и с порога же забирают свой товар. Да, их дети теперь могут посещать общие школы, однако не имеют права сами наливать себе воду — дабы не осквернить ее — и обязаны ждать, пока им не поможет представитель других каст. В результате они порой часами не могут утолить жажду.

Все это — несмотря на то, что по указу №22, принятому еще в 1955 году, в случаях любой дискриминации, будь то запрет входить в храм или запрет пользования обычной посудой в ресторане, нарушитель может быть наказан тюремным заключением на срок до 6 месяцев или штрафом до 500 рупий! Даже любые словесные оскорбления этих людей запрещены, хотя в последнее время вошло в обиход слово «далит», что буквально означает «попираемый ногами».


Люди, не слишком образованные, по сей день настолько боятся ритуального осквернения, что не примут воду из рук неприкасаемого, даже умирая от жажды. Но помимо религиозных причин подобное отношение сохраняется и по практическим соображениям. Если со временем низшие касты выйдут из-под контроля, то кто будет делать за них всю грязную работу? Вряд ли кто-то добровольно согласится чистить выгребные ямы и убирать трупы животных с городских улиц. Еще и поэтому при распределении земли неприкасаемым часто стараются подсунуть худшие участки, а недавно появившиеся специальные школы для их детей поджигают.

В северных штатах для борьбы с активно отстаивающими свои права далитами высшие касты даже создают отряды боевиков — сены. Фанатичные приверженцы традиций действуют просто — методом истребления, не щадя даже беременных женщин и детей, мечтая об одном: стереть с лица земли чересчур рьяных неприкасаемых. Полиция реагирует весьма вяло. Так, в 2002 году арестовали главаря крупной банды «Ранвир сены». Однако за предшествующие шесть лет та успела совершить 36 нападений, в ходе которых было убито 400 человек (в частности, в 1997 году в ходе одного набега погибли 60 неприкасаемых).

В последние годы много шума наделал и случай в Харьяне. В сентябре 2002 года пятеро кожевников из касты джатавов сняли шкуру с еще живой коровы, лежащей на обочине дороги. Увидевшая это группа высококастовых индийцев набросилась на злоумышленников и убила их. Были заведены одновременно два уголовных дела — против погибших, согласно Закону об ограничении убийства коров, охраняющему всех священных животных, кроме больных и заразных, — и против группы лиц по статье «убийство». Примечательно, что на вскрытие сначала увезли труп коровы, а лишь затем — тела людей. Правда, по словам чиновников, они лишь хотели установить, была ли корова в самом деле жива на момент освежевания, что объяснило бы действия толпы.

А буквально год назад в деревне Хайраланджи около сорока высококастовых индийцев на глазах у всей деревни и уже без видимого повода учинили зверскую расправу над семьей неприкасаемых. Они вытащили из дома двух женщин и двоих мужчин, раздели их, перебили им ноги, чтобы те не могли убежать, и стали избивать велосипедными цепями. А затем добили топорами и надругались над телами. Последний факт, кстати, исчез впоследствии из обвинительного заключения. Скорее всего, по политическим соображениям — власти пытались хоть как-то смягчить жестокость произошедшего в глазах общества, чтобы избежать массовых выступлений неприкасаемых. Ведь жестокость редко бывает односторонней: случалось, что и акции протеста «божьих людей» заканчивались человеческими жертвами.

А вообще хариджане — лишь одно из звеньев большой «кастовой проблемы». Как доказала жизнь, проще сменить религию, чем уничтожить эту «систему предопределений». Люди все так же массово уходят в буддизм, ислам или христианство, и их положение в индийском обществе автоматически улучшается: мусульманину в деревне на самом деле можно пользоваться колодцем, а неприкасаемому — только на бумаге.

Существенно поправить свое положение в рамках кастовой системы может или исключительно одаренный человек, вроде того же Амбедкара, или особо консолидированная каста. Пока уникальным случаем такого рода остаются надары. С конца XIX века эти неприкасаемые старательно копировали привычки и правила жизни брахманов, такие как вегетарианство, ношение священного шнура и прочее. Кроме того, они настойчиво отказывались от своего традиционного занятия — изготовления алкогольного напитка из пальмового сока, распространяли легенды о своем высоком происхождении и как могли учили своих детей. В итоге отношение к ним изменилось. Сегодня надары считаются чистой кастой и могут заниматься, скажем, торговлей.


В доме, где есть портрет Амбедкара — неприкасаемого, пробившегося в министры, — не умирает надежда

О консолидации же всех неприкасаемых пока не идет и речи. Ведь внутри них тоже существует иерархия — одни считаются «чуть почище», другие — «грязнее». На самом низком уровне — уборщики помойных ям и туалетов. Своя иерархия существует даже в рамках каждой конкретной касты. Так, среди кожевников худшее положение у тех, кто снимает шкуры с трупов и проводит первичную обработку кожи. Все это мешает хариджанам почувствовать себя товарищами по несчастью и перейти в наступление.

Впрочем, большинство из них вполне довольны своей участью — благо, детей в индийских семьях с раннего возраста начинают учить основам структуры и иерархии кастовой системы. Она, кстати, имеет и свои плюсы — человек обеспечен работой и поддержкой собратьев до самой смерти. А что касается жесткой позиции ортодоксальных брахманов, то хариджане и сами не горят желанием с ними общаться и слегка презирают жрецов за лень и неспособность к физическому труду.

Если уж на то пошло, в Индии неприкасаемые — далеко не самые несчастные люди. Хуже всего относятся к вдовам. Сегодня потерявшие мужа уже не должны сжигать себя на погребальном костре умершего, как несколько веков назад, но они по-прежнему не имеют права работать, обязаны брить голову и носить простую одежду, а общаться с ними могут только самые близкие родственники. Считается, что контакты с вдовой навлекают на человека проклятие — страшнее того, что может принести неприкасаемый…

11 марта 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой в то время член Политбюро М. С. Горбачев . Сам факт избрания молодого, не связанного со сталинским прошлым партийного лидера, свидетельствовал о тяготении значительной части партийной элиты к переменим."

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития страны». Основной акцент делался не на строительстве новых, а на модернизации старых предприятий. При этом ускоренными темпами предполагалось развивать машиностроение как основу всех остальных отраслей народного хозяйства.

Одновременно Горбачев стал готовить политическую реформу. Из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены деятели, поддерживавшие брежневские порядки. На ключевые посты назначались люди, поддерживавшие курс перемен.

Вскоре стало ясно, что ускорения социально-экономического развития не удается добиться, наоборот, экономические проблемы, усугубленные антиалкогольной кампанией, только нарастают. Горбачев переносит центр тяжести своей деятельности на политику. В январе 1987 г. он списал экономические трудности на систему управления, сложившуюся еще в 1930-е гг., и призвал к ее реформированию. Был взят курс на так называемую перестройку , под которой понималась широкая демократизация всех сторон жизни общества, и гласность, означавшую введение несколько ограниченной свободы слова. Вновь начался реабилитационный процесс, затронувший партийную элиту 1920-х — 1930-х гг. Были реабилитированы Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, JI. Б. Каменев.

Состоявшаяся в июне 1988 г. XIX партконференция взяла курс на реформу политической системы страны. Предполагалось отстранить партийные органы от хозяйственного управления. Был взят курс на повышение роли Советов как органов государственного управления. XII внеочередная сессия Верховного Совета СССР (декабрь 1988 г.) приняла в соответствии с решениями XIX партконференции Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР». Был введен институт Съездов Советов, также допускалась альтернативность при выборах народных депутатов.

Съезд народных депутатов СССР на две трети избирался населением и на одну треть общественными организациями. Таким образом, партийному руководству удавалось сохранить контроль над собранием и обеспечить доминирование консервативного большинства.

Первый Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 г. М. С. Горбачев был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Съезд, в отличие от предшествующих советских собраний любого уровня, отличался остротой дискуссий и оформлением противостоящих друг другу группировок. Выделялись две — умеренная, возглавляемая Горбачевым, и Межрегиональная депутатская группа, духовным лидером которой был вернувшийся из опалы академик А. Д. Сахаров . В нее также входили Б. Н. Ельцин , А. А. Собчак, Г. X. Попов, Ю. Н. Афанасьев. Группа выступила с резкой критикой правительства, потребовала решительного ускорения в проведении реформ, внедрении рыночных отношений. Одновременно она требовала снижения цен и принятия мер к социальной защите широких слоев населения. На съезде было принято решение о введении института президентства .

В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. Под влиянием роста радикально-демократического движения внутри страны и за рубежом (осенью 1989 г. победили революции в странах Восточной Европы) требования депутатов Межрегиональной группы, возглавляемой теперь Ельциным, радикализировались. Ельцин требовал решительной борьбы с бюрократией и деидеологизации управления. В последнем выступлении А. Д. Сахаров, умерший во время работы съезда, призвал к отмене 6-й статьи Конституции, что означало решительный отказ от партийного руководства управления страной. Горбачев, почувствовав ослабление власти партии, сам на Пленумах ЦК КПСС настоял, чтобы ЦК высказался с официальным предложением об отмене 6-й статьи Конституции.

III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. отменил 6 статью и избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. В 1990 г. демократическое движение расширялось, КПСС утратила авторитет. Миллионы членов вышли из партии, многие перестали платить членские взносы, фактически не работали пионерская и комсомольская организации.

1990 г. стал переломным в развитии общественного сознания. Появляется многопартийность. На основе Межрегиональной депутатской группы был создан блок «Демократическая Россия», выступавший за ликвидацию партийных организаций на производстве и в госучреждениях, за немедленное введение рынка и парламентаризм (на основе Советов), при этом, правда, требовавший сохранения фиксированных цен. Была учреждена либерально-демократическая партия Советского Союза во главе с В. В. Жириновским . Массовые общественные движения с националистической окраской возникают в союзных республиках.

Начинается кризис КПСС. Ее численность сократилась до 15 млн человек. Начался идейный раскол внутри партии. Последний XXVIII съезд КПСС одобрил платформу преобразования Коммунистической партии в социал-демократическую. Еще до XXVIII съезда была образована «Демократическая платформа в КПСС» — фракция, предлагавшая отказаться от коммунизма и превратить КПСС в партию парламентского типа. Против такой эволюции партии решительно возражали участники «Инициативного» съезда Российской компартии (лето 1990 г.). Они выступили против ориентации на рынок, за верность коммунистическим идеалам. ЦК КПРФ осудил решения XXVIII съезда за «несоциалистические ориентиры перестройки» (осень 1990 г.).

Выборы в высшие органы союзных республик, прошедшие в 1990 г., впервые в истории СССР были свободными. Они выявили противоречия, накопившиеся за десятилетия существования Советской власти. Весной 1990 г. прошли выборы в высшие органы власти в большинстве союзных республик. В РСФСР в мае — июне 1990 г. состоялся I Съезд народных депутатов РСФСР. Он избрал Б.Н. Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР. Через год, 12 июня 1991 г., всенародным голосованием его избрали первым Президентом РСФСР .

В ходе республиканских избирательных кампаний в центре внимания стала борьба за государственную независимость. В авангарде этого движения были прибалтийские республики. Большую роль в консолидации масс в борьбе за суверенитет сыграли общественные организации, такие как общество «Саюдис» в Литве, Народные фронты в Латвии и Эстонии, Армянское общенациональное движение, Народный фронт Азербайджана, альянс «Круглый стол — Свободная Грузия».

В стране резко обострились национальные противоречия. Погромы армянского населения в Баку (январь 1990 г.), суверенизация Нагорного Карабаха привели к тому, что армяно-азербайджанский конфликт стал приобретать вооруженный характер. В стране начался «парад суверенитетов». В июне 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР объявил о суверенитете России, приняв соответствующую декларацию. Вслед за Россией декларации о суверенитете приняли Украина, Белоруссия, Узбекистан, Молдавия, Армения, Туркмения, Таджикистан и Казахстан. Пока еще речь шла о суверенитете в составе СССР. Решительную позицию на выход из состава СССР заняли прибалтийские государства.

С середины 1990 г. республики стали в обход центра заключать двухсторонние и многосторонние договора. Началась экономическая борьба республик с Союзным правительством, которая привела к еще большей дезинтеграции экономики.

Горбачев не оставлял попыток заключить новый союзный договор. В марте 1991 г. в 9 республиках (за исключением Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Армении и Грузии) прошел референдум по вопросу о сохранении СССР. Свыше трех четвертей голосовавших высказались в пользу сохранения единой страны. В конце апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево руководители 9 республик и М. С. Горбачев подписали соглашение о скорейшем заключении нового союзного договора. Вскоре был подготовлен проект нового договора, предусматривавший предельное ограничение прав центра. Советский Союз, в соответствии с этим проектом, уже не являлся единым, централизованным государством.

Если обычного среднестатистического человека, пережившего вторую половину восьмидесятых в сознательном возрасте, сегодня попросить кратко охарактеризовать это время, то в ответ в большинстве случаев можно услышать что-то вроде «перестройка - это ужас и позор». Естественно, юному человеку, родившемуся (или еще нет) в те годы, требуется более подробный рассказ.

История по-горбачевски

Перестройка Горбачева (а именно он ввел в обращение этот термин, хотя, возможно, придумал его не сам), стартовала в начале 1987 года. То, что происходило ранее, после избрания его на пост Генсека, называлось ускорением. А до того в стране царил застой. А еще раньше был волюнтаризм. А перед ним - Вот перед сталинизмом было пятно, представляемое на фоне всех злоупотреблений последующих десятилетий светлым. Это НЭП.

Именно так с конца восьмидесятых годов представляли себе историю люди в своем большинстве. Способствовали такому видению многочисленные статьи, публикуемые в популярных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и многие другие). На прилавках появились ранее запрещенные литературные произведения, за обладание которыми несколько лет назад можно было нажить много неприятностей, и их сметали в мгновение ока. Наша страна была самой читающей в мире и раньше, а после 1987 года популярность книг и газет и вовсе побила все мировые рекорды прошлого (увы, возможно, что и будущего).

Пережитки прошлого

Разумеется, все перечисленные источники знаний об истории родной страны при своей огромной разоблачительной силе не должны были поколебать твердой веры советских людей в наивысшую справедливость социалистического общества и конечной его цели - коммунизма. М. С. Горбачев и его единомышленники в политбюро осознавали тот прискорбный факт, что - в силу низкой эффективности - сельскому хозяйству и промышленности требуется существенная перестройка. Экономика буксовала, многие предприятия были не прибыльными, а скорее затратными, множилось число «колхозов-миллионеров» (по сумме долга государству), самые простые предметы обихода стали дефицитом, положение с продуктами питания тоже не радовало. Молодой генеральный секретарь понимал, что определенный кредит доверия у него есть, ведь столько десятилетий все делалось не так, как надо, поэтому нужно какое-то время потерпеть. Как выяснилось в дальнейшем, годы перестройки несколько затянулись. Тогда предвидеть этого никто не мог.

Ускорение и кооперативы

Сам по себе курс обновления, безусловно, был нужен. Первые пару лет считалось, что направление взято верное, и «альтернативы нет, товарищи», просто двигаться по нему нужно быстрее. Это и обусловило название первого этапа, с которого началась перестройка. История НЭПа подсказывала, что если некоторые сферы хозяйствования передать в частные руки, то сдвиги практически гарантированы. В двадцатые годы страна достаточно быстро победила разруху и голод, помогли откуда-то взявшиеся предприимчивые и активные хозяева. Попытка повторить эти достижения через шестьдесят лет привела к не совсем тождественному результату. Кооператоры стали «пробным камнем» при создании нового класса советских капиталистов. Они заполнили определенные сегменты внутреннего рынка, а самые успешные и на внешний замахнулись, но сдвинуть с мертвой точки всю экономику не смогли. Поэтому утверждение о том, что перестройка - это повторение новой экономической политики не имеет под собой оснований. Роста ВНП не произошло. Совсем наоборот.

Кадры

В 1986 году об ускорении (про которое шутили, что раньше было просто «тяп-ляп», а теперь «тяп-тяп-ляп-ляп») уже практически никто не вспоминал. Требовались новые меры структурного характера, а ощущать это руководство страны начало еще раньше. Появились новые лица взамен ушедших на покой партийных мастодонтов, но и от старых кадров, имевших репутацию «продвинутых интеллектуалов», Горбачев не отказывался. стал председательствовать в Верховном Совете, занял кресло предсовмина, московским горкомом партии руководил малоизвестный тогда, но быстро набирающий популярность Б. Ельцин. А. Лукьянов и А. Яковлев вошли в политбюро, совершив головокружительную карьеру. Казалось, с такой командой успех обеспечен...

В чем виделся выход

Итак, основные проблемы, казалось, выявлены. Шагать вперед нужно решительнее, смелее. Сам М. С. Горбачев, со свойственным ему красноречием, объяснял столпившимся вокруг него «простым людям», что перестройка - это когда каждый делает свое дело. Возникал естественный вопрос: чем же все занимались до 1985 года? Но многоопытные советские граждане его не задавали.

Как и во времена, предшествующие индустриализации, СССР ощущал недостаток в развитии машиностроения. Пленум 1985 года поставил задачу роста индустриального производства на 70 %. К девяностым годам планировался прорыв на мировой уровень, количественный и качественный. Кадры и ресурсы для этого были. Почему этого не случилось?

XXVII съезд и его правильные решения

В 1986 году прошел XXVII съезд КПСС, за работой которого - на самом деле, а не только по газетно-пропагандистскому штампу - следила вся страна. Делегаты поддержали принятие революционного закона, расширяющего права трудовых коллективов, которые теперь могли избирать директоров, регулировать зарплаты и сами решать, какую продукцию производить, чтобы получать наибольшую выгоду. Это были такие реформы перестройки, о которых совсем недавно трудящиеся и мечтать не могли. На базе социальных сдвигов планировалось эффективно использовать государственный потенциал, чтобы увеличить производительность хозяйства на 150 %. Провозглашалось, что к 2000 году в отдельных квартирах будут жить все советские семьи. Народ ликовал, но... преждевременно. Система все равно не работала.

Хозяйственный социализм

Прошло два года после того как началась перестройка. Горбачева, очевидно, начали мучить сомнения по поводу правильности самого направления, в котором движется страна. Через много лет, уже в 1999 году, выступая в Турции на семинаре, проводимом Американским университетом, он назовет себя убежденным антикоммунистом, всю свою жизнь боровшимся за торжество демократии. В каком-то смысле он, возможно, и прав, но сегодня трудно оценить целесообразность его действий в 1987-м. Тогда он говорил совсем о другом, обвиняя загадочных представителей «командно-административной системы» и не менее таинственные механизмы, которые все тормозят. Тем не менее именно во второй (и последний) период перестройки с социализма был снят венец безупречности и обнаружены (совершенно неожиданно) системные пороки. Оказывается, все задумано было неплохо (Лениным), а вот в тридцатые годы сильно искажено. Возникла концепция хозяйственного социализма - в противовес тупому партийному администрированию. Теоретическое обоснование обеспечивались статьями профессоров и академиков Л. Абалкина, Г. Попова, Н. Шмелева и П. Бунича. На бумаге опять все выходило гладко, а на поверку проповедовался обычный социалистический хозрасчет.

Девятнадцатая партконференция

В 1988 году был сдан последний рубеж обороны партийно-номенклатурного всевластия. Гражданское общество и ограничение влияния КПСС на государственные и хозяйственные процессы, наделение советов самостоятельностью в принятии решения объявлялись целью, к которой нужно стремиться. Возникали дискуссии, и при всей революционности подхода получалось, что эти задачи опять решать было нужно под руководством партии. Просто потому, что другой движущей силы не было. На том и порешили делегаты, всей душой поддержав Горбачева. Казалось, что предыдущие годы перестройки потрачены бесполезно, но это не так. Последствия были, касались они состава Советов, в которых треть депутатов теперь представляли общественные организации.

Кризис материальный, кризис духовный

После конференции произошло нечто, напоминающее раскол РСДРП. В партии появились свои демократы и радикалы, представляющие непримиримые идеологические направления. Тем временем привыкшая к покою и стабильности страна заволновалась. Воспитанные на коммунистических идеях представители старшего поколения болезненно воспринимали крушение своих представлений о справедливом обществе. Люди зрелые, привыкшие к социальным гарантиям и уважению за свои трудовые достижения, испытывали материальные затруднения, усугубляемые видимым финансовым превосходством кооператоров - людей часто невежественных и грубых. Молодежь в период перестройки также ощущала духовный кризис, видя, что образование, полученное родителями, отнюдь не гарантирует достойной жизни. Устои рушились.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Разрушение главенствующей идеологии, независимо от того, насколько она близка к общечеловеческим ценностям, всегда сопровождается масштабными попутными явлениями, чаще всего крайне тяжело переносимыми большей частью населения. Начались забастовки рабочих промышленных предприятий и шахтеров. Продовольственные и потребительские кризисы возникали непредсказуемо, с прилавков пропадали то чай, то сигареты с папиросами, то сахар, то мыло… При этом обладателям некоторых постов давала возможности крупно разбогатеть именно перестройка в СССР. Кратко ее можно охарактеризовать как период первоначального накопления. Госмонополия на внешнеторговую деятельность стала жертвой демократических преобразований, люди, имевшие опыт работы на иностранных рынках и обладающие нужными связями, незамедлительно воспользовались своими потенциалами. Прекрасную возможность давали кредиты. Советские дензнаки стремительно теряли свои полезные качества, отдавать долги было несложно, вложив полученные суммы практически в любой товар. Кредитовали, правда, не всех. И не задаром. Но это уже мелочи…

О национальном вопросе

Не только обнищанием, но и кровавыми событиями отмечен период перестройки. СССР трещал по швам от серьезных межнациональных конфликтов в Прибалтике, Ферганской долине, Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Оше, Кишиневе, Тбилиси и других географических точках еще совсем недавно дружного Союза. Массово создавались «народные фронты», называвшиеся по-разному, но имевшие один националистический корень. Демонстрации, митинги и другие акции захлестнули страну, действия властей были жесткими, но за ними угадывалась и слабость авторитета руководства, и неспособность его к длительному силовому противостоянию. Перестройка 1985-1991 годов стала причиной развала Союза на отдельные национальные государственные образования, нередко враждебные друг другу.

Пятьсот дней... или нужно больше?

К 1990 году на экономическом небосклоне главенствовали две основные концепции дальнейшего развития. Первая, одним из авторов которой стал Г. Явлинский, предполагала почти мгновенную (за пятьсот суток) приватизацию и переход к капитализму, который, как тогда казалось почти всем, куда прогрессивнее изжившего себя социализма. Второй вариант предлагался менее радикально настроенными Павловым и Рыжковым, и предусматривал плавное движение к рынку с поэтапным отпусканием административных государственных ограничителей. Так, постепенно повышая цены, и стало действовать руководство страны. Впрочем, оказалось, что и такое медленное движение оказывает разрушительное действие.

Путч - неожиданный и неизбежный

В том же 1990 году у советских граждан вдруг появился президент. Такого в истории государства - и царского, и советского - еще не было. А в июне Россия объявила о своей независимости, и теперь Горбачев мог руководить в СССР где угодно, но только не в Москве, где хозяином стал Борис Николаевич Ельцин, председатель ВС. Михаил Сергеевич, конечно, из Кремля не съехал, но конфликт возник, и продолжался до самого конца СССР.

Референдум, состоявшийся в марте 1991 года, продемонстрировал две важные вещи. Во-первых, стало ясно, что большинство советских граждан (свыше 76 %) хотят жить в одной большой стране. Во-вторых, их легко уговорить передумать, но это выяснилось немного позже.

После уже фактически состоявшегося распада союзного государства (что значит СССР без России?) новые субъекты международного права начали готовить объединение, для чего собрали комитет в Ново-Огарево. В июне на выборах победил Ельцин, став первым российским президентом. Он и должен был подписать союзный договор 20 августа. Но тут случился путч, буквально на день раньше. Потом были три дня, полные волнений, освобождение томившегося в Форосе Горбачева и еще много всего другого, разного и не всегда приятного.

Так закончилась перестройка. Это было неизбежно.

В марте 1985 г. на пост генерального секретаря ЦК КПСС избрали М.С.Горбачёва. В апреле 1985 г. был провозглашён курс на ускорение экономического и социального развития. По плану на XII пятилетку (1986-1990) наметили увеличение темпов роста за счёт повышения производительности труда и интенсификации производства. Такая позиция ослабила производство потребительских товаров, усилила инфляцию. В июне 1987 г. провозгласили переход от административных методов руководства народным хозяйством к экономическим. Вскоре приняли закон о государственном предприятии. Он расширил самостоятельность предприятий и права трудового коллектива. В 1988 г. приняли законы о кооперации и об индивидуальной трудовой деятельности. Эти законы оказались несовершенными и неработающими в условиях командно- административной системы управления. С 1989 г. руководство страны попыталось перейти к многоукладной экономике в аграрном секторе. Наряду с колхозами и совхозами появились агрокомбинаты, кооперативы арендаторов, фермерские хозяйства. В 1989-1990 гг. провозгласили курс на переход к регулируемой рыночной экономике. Программа Г. Явлинского получила название "500 дней". Она предусматривала поэтапную передачу в частные руки торговых и промышленных предприятий, резкое сокращение государственного сектора в экономике. С 1989 г. началось сокращение национального дохода. Падение производства привело к резкому ухудшению уровня жизни. К 1991 г. полки магазинов опустели, выстроились огромные очереди, ввели карточки не только на продукты питания, но и на товары первой необходимости. Инфляция возросла до 5-10 % в месяц.

На XXVII съезде КПСС в 1986 г. приняли новую редакцию Программы партии. "Взяли курс на совершенствование социализма. В 1987 г. Горбачёв провозгласил гласность. Ослабла цензура, прекратились политические преследования, из тюрем и ссылок возвратились диссиденты.

В 1988 г. после XIX Всесоюзной партийной конференции началась реформа политической системы в СССР. Высшим органом власти стал Съезд народных депутатов. Первый съезд народных депутатов СССР состоялся в 1989 г. На нём был избран Верховный Совет. На III съезде в марте 1990 г. Горбачёв стал первым президентом СССР. Съезд отменил однопартийную систему. Вскоре появились Демократическая, Социал-демократическая, Либеральная, Либерально-демократическая, Христианско-демократическая партии и др. Одновременно шёл процесс распада КПСС. Во внешней политике главным стало стремление максимально снизить уровень противостояния со всеми странами. В августе 1985 г. был введён мораторий на испытание ядерного оружия. Советская и американская стороны подписали в декабре 1987 г. соглашение об уничтожении ядерных ракет средней и малой дальности. В феврале 1988 г. Горбачёв объявил о выводе советских войск из Афганистана. С 1985 г. постепенно улучшились отношения СССР с Китаем, Таиландом, Пакистаном, Южной Кореей, Чили, Южно-Африканской республикой, Израилем. В 1990 г. ГДР вошла в состав ФРГ. Весной 1991 г. распалась организация Варшавского Договора и Совет Экономической взаимопомощи. Начался вывод советских войск из Восточной Европы. "Холодная война" закончилась.

12 июня 1991г. был избран первый президент России. Им стал Б.Н.Ельцин. К лету 1991г. в стране назрел политический кризис. руководителям 9 республик выработали проект союзного договора. Его принятие означало переход к действительно федеративному государству, устранение ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену их новыми. Противники преобразований решили не допустить подписания нового союзного договора. Горбачев 18 августа во время отпуска был изолирован на даче в Крыму. Вице-президент Г.И. Янаев издал указ о своем вступлении в должность Президента СССР. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Он объявил чрезвычайное положение, приостановил деятельность оппозиционных партий и движений, запретил митинги и демонстрации, установил жесткий контроль за средствами массовой информации. В Москву были введены войска. Сопротивление ГКЧП возглавил президент России Ельцин и его сторонники. 19 августа было передано их обращение к гражданам России. Действия ГКЧП оценивались как антиконституционный переворот, а сам ГКЧП и его решения объявлялись незаконными. 21 августа после чрезвычайной сессии Верховного Совета России Горбачев был освобожден из изоляции в Крыму. Августовский политический кризис 1991 г. означал конец "перестройки". Большинство республик после августовских событий отказались от подписания союзного договора. В ноябре 1991 г. был издан указ президента России Б.Н. Ельцина о запрещении деятельности КПСС. Договор об образовании СНГ был подписан в Беловежской пуще. Первоначально Содружество объединило 11 бывших союзных республик. Президент Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование. Главным в деятельности независимых государств стало экономическое реформирование. 25 декабря 1991 г. Горбачев сложил с себя обязанности президента СССР. 26 декабря 1991 г. СССР прекратил свое существование.

ИТОГИ: В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена система тоталитарного режима. Общество стало открытым внешнему миру. На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность, начали формироваться элементы гражданского общества. Однако экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились. В результате вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах самой социалистической системы.