Сообщение на тему международное экологическое право. Международное экологическое право. Пестициды и загрязнение воздушной среды

Международное экологическое право (МЭП) или международное право окружающей среды – составная часть (отрасль) системы международного права, представляющая собой совокупность норм и принципов международного права, регулирующих деятельность его субъектов по предотвращению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному использованию природных ресурсов. Объектом МЭП являются отношения субъектов международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений людей.

Процесс становления отрасли МЭП протекает с XIX столетия, и в своём развитии прошёл несколько этапов. Так, проф. Бекяшев К.А. выделяет три этапа становления и развития МЭП: 1839–1948 гг.; 1948–1972 гг.; 1972–по настоящее время. Первый этап увязывается с первыми попытками «цивилизованных» государств разрешить региональные и локальные проблемы экологии, второй этап – с началом деятельности ООН, третий этап знаменует проведение глобальных международных конференций по данному вопросу.

Источниками отрасли МЭП являются нормы международных экологических соглашений, а также международные обычаи. Отрасль МЭП не кодифицирована. В системе источников превалируют нормы региональных международных соглашений. Важнейшими источниками являются такие акты, как Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1970 г. и др.

Развитие и функционирование МЭП, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципы МЭП. МЭП имеет основные начала 2 типов:

основные принципы международного права;

специфические принципы МЭП.

К основным принципам международного права относятся принципы, изложенные в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года и выработанные международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они разбросаны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве принципов МЭП. Обычно выделяется следующие принципы:

    окружающая среда – общая забота человечества;

    окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

    свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

    рациональное использование окружающей среды;

    содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

    взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

    предосторожный подход к окружающей среде;

    право на развитие;

    предотвращение вреда;

    предотвращение загрязнения окружающей среды;

    ответственность государств;

    отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод, воздуха, почв, лесов, флоры, фауны и т.д. Соответственно в рамках МЭП выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

Понятие, источники и принципы международного экологического права

Международное экологическое право - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Понятие «окружающая среда» охватывает широкий круг элементов, связанных с условиями существования человека. Они распределяются по трем группам объектов: объекты естественной (живой) среды (флора, фауна); объекты неживой среды (морские и пресноводные бассейны - гидросфера), воздушный бассейн (атмосфера), почва (литосфера), околоземное космическое пространство; объекты «искусственной» среды, созданной человеком в процессе его взаимодействия с природой. В совокупности все это составляет систему окружающей среды, которая в зависимости от территориальной сферы может быть подразделена на глобальную, региональную и национальную. Таким образом, защита (охрана) окружающей среды не адекватна защите (охране) природы. Возникнув в начале 50-х годов как охрана природы и ее ресурсов от истощения и преследуя не столько охранные, сколько экономические цели, в 70-е годы эта задача под воздействием объективных факторов трансформировалась в защиту окружающей человека среды, более точно отражающую сложившуюся комплексную глобальную проблему.

Можно выделить следующие принципы права международного экологического права:

    принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

    предотвращение загрязнения природной среды; объявление при­родной среды в пределах международных территорий общим досто­янием человечества;

    свобода исследования природной среды;

    сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

    Основные направления международного сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды - собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой защиты являются:

Атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

Мировой океан;

Животный и растительный мир;

Охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.

Сложившаяся к настоящему времени договорная практика характеризуется заключением договоров общего и специального порядка. По предмету регулирования они подразделяются на предотвращение загрязнения и установление режима использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Основная масса договоров приходится на региональные акты.

Двусторонние договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите, животных и растений) и т. д. Эти документы определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов.

в 1972 году на Стокгольсмской конференции была принята рекомендация о создании ЮНЕП, и на 27 сессии Генеральной Ассамблеи была учреждена ЮНЕП. Основная цель ЮНЕП заключается в организации и проведении мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений человечества. Основными задачами ЮНЕП являются содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды в рамках системы ООН, разработка и обсуждение периодических докладов, содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды и ряд других.

Международные договоры по охране окружающей среды.

В области защиты морской среды от загрязнения и использования ресурсов Мирового океана действуют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года и др.

Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года, рамочная Конвенция об изменении климата 1992 года.

Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года, Соглашением об охране полярных медведей 1973 года, Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенцией о биоразнообразии 1992 года и др.

Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года, Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года и Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года и рядом других.

Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года, Конвенцией о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их использованием 1989 года.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский государственный университет факультет параллельного образования и экстерната

Кафедра гражданского права и процесса

Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»

Проверил:

Махмудова Ж.А.

Выполнил студент 4 курса,

6400 группы, Мантарков Г.Х.

Сыктывкар 2004

1. Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем

1. Международно-правовые принципы сотрудничества в решении экологических проблем

По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых, конечно, необходимо определить принципы, утверждающие право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще 20 лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Итак, первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и области окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Заметим также, что принцип 2 Стокгольмской декларации провозглашает, что природные ресурсы Земли, включая воздух, воду, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на использование природных ресурсов. Особенно ярко это положение отражает принцип 21 Стокгольмской конференции, который гласит: ”В соответствии с
Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции“.

Государства принимают эффективные законодательные акты в области окружающей среды. Экологические стандарты, цели регламентации и приоритеты должны отражать экологические условия и условия развития, в которых они применяются. Стандарты, применяемые одними странами, могут быть неуместными и сопряженными с необоснованными экономическими и социальными издержками в других странах, в частности развивающихся.

Принцип 8 Декларации Рио-де-Жанейро указывает, что для достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления и поощрять соответствующую демографическую политику.

Третья группа принципов характеризует обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Каждый человек призван действовать в соответствии с положениями Всемирной хартии природы; каждый человек, действующий индивидуально, должен стремиться обеспечить достижение целей и выполнение положений Хартии (пункт 24).

В Декларации Рио-де-Жанейро эти положения сформулированы следующим образом:

Женщины играют жизненно важную роль в рациональном использовании окружающей среды и развитии. Поэтому их всестороннее участие необходимо для достижения устойчивого развития;

Следует мобилизовать творческие силы, идеалы и мужество молодежи мира в целях формирования глобального партнерства, с тем чтобы достичь устойчивого развития и обеспечить лучшее будущее для всех;

Коренное население и его общины, а также другие местные общины призваны играть жизненно важную роль в рациональном использовании и улучшении окружающей среды в силу их знаний и традиционной практики.
Государства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;

Окружающая среда и природные ресурсы народов, живущих в условиях угнетения, господства и оккупации, должны быть защищены.

Четвертая группа декларирует ответственность за охрану окружающей среды. Принцип 4 Стокгольмской декларации провозгласил особую ответственность человека за сохранение и разумное управление произведениями живой природы и ее среды, которые находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. А во Всемирной хартии природы указывается: генетическая основа жизни на Земле не должна подвергаться опасности; популяция каждой формы жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться по крайней мере на том уровне, который достаточен для ее выживания; необходимую для этого среду обитания следует сохранять (принцип 2); эти принципы сохранения природы применяются ко всем частям земной поверхности, суше или морю; особая защита должна обеспечиваться уникальным районам - типичным представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов (принцип 3); используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем или видов, с которыми они сосуществуют (принцип 4).

Пятая группа устанавливает приоритеты в использовании природных ресурсов. Всемирной хартией природы предусматривается (принцип 10), что природные ресурсы должны не расточаться, а использоваться умеренно: а) биологические ресурсы используются лишь в пределах их природной способности к восстановлению; б) производительность почв поддерживается или улучшается благодаря мерам по сохранению их долгосрочного плодородия и процесса разложения органических веществ и по предотвращению эрозии и любых других форм саморазрушения; в) ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются; г) не возобновляемые ресурсы однократного пользования эксплуатируются в меру, с учетом их запасов, рациональных возможностей их переработки для потребления и совместимости их эксплуатации с функционированием естественных систем.

Шестую группу составляют принципы (в частности, принципы 6 и 7
Стокгольмской декларации), сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу. В Хартии по этому вопросу записано следующее: следует воздержаться от всякого сброса загрязняющих веществ в естественные системы, если такой сброс неизбежен, то эти загрязняющие вещества должны обезвреживаться в тех местах, где они производятся, с использованием наиболее совершенных средств, имеющихся в распоряжении производителей, а также должны приниматься особые меры предосторожности с целью не допускать сброса радиоактивных и токсичных отходов (принцип 12).

Седьмая, наиболее обширная группа принципов охраны окружающей среды предполагает тесное и эффективное международное сотрудничество в данной области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Принцип 12 Декларации Рио-де-Жанейро говорит о том, что для более эффективного решения проблем ухудшения состояния окружающей среды государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая привела бы к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях охраны окружающей среды, не должны представлять собой средства произвольной или неоправданной дискриминации или скрытого ограничения международной торговли. Следует избегать односторонних действий по решению экологических задач за пределами юрисдикции импортирующей страны. Меры в области охраны окружающей среды, направленные на решение трансграничных или глобальных экологических проблем, должны, насколько это возможно, основываться на международном консенсусе.

Государства должны разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности и компенсации жертвам загрязнения и другого экологического ущерба. Государства оперативным и более решительным образом сотрудничают также в целях дальнейшей разработки международного права, касающегося ответственности и компенсации за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией или контролем, районам, находящимся за пределами их юрисдикции (принцип 13).
Государства должны эффективно сотрудничать с целью сдерживания или предотвращения переноса и перевода в другие государства любых видов деятельности и веществ, которые наносят серьезный экологический ущерб или считаются вредными для здоровья человека (принцип 14). В целях защиты окружающей среды государства в соответствии со своими возможностями широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не может служить причиной для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды (принцип 15). Национальные власти должны стремиться содействовать интернационализации экологических издержек и использованию экологических средств, принимая во внимание подход, согласно которому загрязнитель обязан покрывать издержки, связанные с загрязнением, должным образом учитывая общественные интересы и не нарушая международную торговлю и инвестирование (принцип 16).

Оценка экологических последствий в качестве национального инструмента осуществляется в отношении предполагаемых видов деятельности, которые могут оказать значительное негативное влияние на окружающую среду и которые подлежат утверждению решением компетентного национального органа (принцип
17). Государство немедленно уведомляет другие государства о любых стихийных бедствиях или других чрезвычайных ситуациях, которые могут привести к неожиданным вредным последствиям для окружающей среды в этих государствах.
Международное сообщество делает все возможное для оказания помощи пострадавшим от этого государствам (принцип 18). Государства направляют государствам, которые могут оказаться затронутыми, предварительные и своевременные уведомления и соответствующую информацию о деятельности, которая может иметь значительные негативные трансграничные последствия, и проводят консультации с этими государствами на раннем этапе и в духе доброй воли (принцип 19). Государства должны сотрудничать в целях укрепления деятельности по наращиванию национального потенциала для обеспечения устойчивого развития благодаря углублению научного понимания путем обмена научно-техническими знаниями и расширения разработки, адаптации, распространения и передачи технологий, включая новые и новаторские технологии (принцип 9).

Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на информацию. В соответствии с принципом 10 Декларации Рио-де-Жанейро экологические вопросы решаются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан - на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек должен иметь соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого предоставления информации. Обеспечивается эффективная возможность использования судебных и административных процедур, включая возмещение и средства судебной защиты.

Девятая группа устанавливает обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

Процесс совершенствования правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды, выходит на новый уровень в 90-х годах. С учетом рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), решений Комиссии ООН по устойчивому развитию, более 20 странами мира, приняты национальные программы по окружающей среде и развитию 4 .

В этих программах отражены основные рекомендации и принципы документов, принятых в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, стремление осуществить переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В принятой Конференцией ООН “Повестке дня на XXI век” намечена стратегия мирового сообщества на будущее, предусматривающая гармоничное достижение основных целей - сохранения окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Это предполагает охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, экологически безопасное применение высоких технологий, химических веществ с учетом решения социально- экономических проблем.

2. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды

Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты
Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир. Но поскольку природная среда имеет ряд внутренних структурных подразделений, различаются ее элементы и охраняемые объекты. В том числе:

Материки, которые составляют основное и непосредственное жизненное пространство для развития человечества. Традиционно этим понятием охватывается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и животный мир. Однако за последние годы происходит дифференциация природных объектов в сфере международно-правовой охраны и постепенно получают самостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Атмосферный воздух - газообразная оболочка земного шара, лежащая между поверхностью Земли и космическим пространством. Состав газов атмосферного воздуха является относительно постоянным, содержит в определенных пропорциях кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей живых организмов - дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос - все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. Но сфера влияния людей ограничена ближайшим к Земле районам. Поэтому при современном уровне развития производительных сил, который обусловливает процессы проникновения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли - Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

Независимо от приведенной классификации природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств - внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля - международные, интернациональные природные объекты.

К объектам, находящимся под национальной юрисдикцией или контролем, принадлежат природные богатства материков на территории отдельных государств, богатства, находящиеся в пределах прибрежных территориальных морских вод, континентального шельфа и исключительных экономических зон.
Правовой режим внутригосударственных природных объектов определяется внутренним правом каждой страны. В соответствии с нормами внутреннего права решается вопрос о собственности на природные объекты: они могут принадлежать государству, частным лицам, государственным, кооперативным, общественным организациям, а иногда и международным сообществам. Внутреннее право устанавливает порядок владения, распоряжения и пользования природными объектами. В правовом регулировании использования и охраны внутригосударственных природных объектов есть доля участия и норм международного права. Здесь существует соотношение и взаимодействие норм внутреннего и международного права. Обычно выработанные мировой практикой, получившие всеобщее признание и закрепленные в международно-правовых актах прогрессивные принципы трансформируются в нормы внутреннего права и таким путем проводятся в жизнь.

К числу природных объектов, находящихся вне национальной юрисдикции и контроля, за пределами сферы исключительного суверенитета отдельных государств, относятся в основном те из них, которые находятся в интернациональных пространствах: Мировой океан со всеми его богатствами, за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономических зон, отдельные материки, например, Антарктида, часть атмосферы Земли и космос.
Правовой режим международных природных объектов определяется в основном нормами международного права. Вопрос о собственности на эти объекты продолжительное время вообще не возникал. Господствовало молчаливое признание интернациональных природных объектов ничьей вещью и согласие с правом любой страны на захват этих объектов. Но в современных условиях такое положение все меньше стало отвечать интересам и потребностям народов мира. Были выработаны и постепенно внедрены в практику некоторые международно-правовые принципы, ограничивающие возможность произвольных действий в отношении международных природных объектов.

3. Понятие и классификация источников международного права

Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и
Всемирная хартия охраны природы. Они имеют определяющее значение в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества.

В числе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, посвященных охране окружающей среды и рациональному использованию мировых природных ресурсов, следует обратить внимание на четыре.

18 декабря 1962 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию
«Экономическое развитие и охрана природы», в которой одобряются инициатива и рекомендации, предложенные ЮНЕСКО. Принятая резолюция выделяет три важнейших момента: во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны; во-вторых, интеграция термина охраны природы в более широкий термин «охрана окружающей среды»; в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития, получившая свое развитие на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г.

3 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. С этой целью Генеральная Ассамблея ООН принимает решение о созыве Конференции ООН по окружающей среде в г. Стокгольме в 1972 г.

В сентябре 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений». Резолюция призывает все государства и народы предпринять конкретные меры по сокращению вооружений и разработке мероприятий по охране окружающей среды.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всемирную хартию охраны природы.

Всемирная хартия охраны природы одобрена и утверждена 28 октября 1982 г. Резолюцией 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Она состоит из 24 основных принципов.

Хартия рассматривает экологическое образование как составную часть общего образования. Признается необходимым всемерно расширять наши знания о природе путем проведения исследований и распространения этих знаний информационными системами любого типа. Принципы настоящей хартии должны найти отражение в правовой практике каждого государства и на уровне международного сотрудничества.

По своей юридической силе хартия является международно-правовым документом рекомендательного значения. Это значит, что ее нормы и принципы юридически необязательны для государств и международных организаций, но в своей практической деятельности члены мирового сообщества, исходя из всеобщей обязанности охраны окружающей природной среды, должны придерживаться положений этого акта.

Как источник международно-правовой охраны центральное место занимает договор. Среди этой группы источников выделяются прежде всего договоры политического содержания, где проблемы охраны окружающей среды переплетаются с вопросами мира, безопасности, сокращения вооружений.

Главное место в данной группе занимает Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанный всеми европейскими государствами, США и Канадой. К этой же группе примыкает ряд конвенций, договоров, соглашений о запрещении производства, испытания, применения средств массового уничтожения. Сюда относятся такие документы, как Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 г.); Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.); Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения (1971 г.); Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожения (1972 г.). Ряд договоров о сокращении, ограничении, уничтожении стратегических наступательных вооружений носят двусторонний характер, поскольку заключались СССР и США.

Другую значительную группу договоров как источников международно- правовой охраны окружающей среды составляют международные договоры экологического содержания. Среди них одну подгруппу образуют договоры эколого-комплексного, другую - эколого-ресурсового направления.

Признаками комплексного экологического содержания обладают такие международно-правовые акты, как Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
(1977 г.); Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.); Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Договор 1959 г. об Антарктиде.

4. Международные природоохранные организации

Охраной окружающей среды занимаются все известные виды международных организаций - специализированные учреждения и органы ООН, межправительственные организации, международные неправительственные организации универсального типа, региональные и субрегиональные органы.

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит
Организации Объединенных Наций, ее специализированным учреждениям. Защита окружающей человека среды непосредственно вытекает из Устава ООН. Ее цель и задача - в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека.

Генеральная Ассамблея ООН определяет основные направления экологической политики международного сообщества, разрабатывает принципы взаимоотношений государств по охране окружающей среды, принимает решения о проведении международных конференций ООН по важнейшим проблемам окружающей среды, разрабатывает проекты международных конвенций, рекомендации по охране окружающей среды, создает новые природоохранительные органы, способствует развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств с целью защиты окружающей среды.

Природоохранительная деятельность ООН осуществляется непосредственно либо через ее главные и вспомогательные органы или систему специализированных учреждений. Одним из главных органов ООН является
Экономический и социальный Совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты.

Все эти органы наряду с другими политическими, экономическими и социальными вопросами занимаются экологическими проблемами. Вместе с тем система ООН имеет специальный центральный орган, который занимается исключительно охраной окружающей среды.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана резолюцией
Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1972 г. в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972).
ЮНЕП имеет Совет управляющих, куда входят представители государств, Совет по координации охраны окружающей среды. Фонд

окружающей среды.

Основные направления деятельности ЮНЕП определяются на Совете управляющих. В качестве первоочередных на ближайшую перспективу названы 7 направлений:

1) населенные пункты, здоровье человека, санитария окружающей среды;

2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

3) океаны;

4) охрана природы, диких животных,

генетических ресурсов;

5) энергия;

6) образование, профессиональная подготовка;

7) торговля, экономика, технология.

По мере развития деятельности организации число приоритетных направлений может возрастать. В частности, в число приоритетных направлений уже выдвигаются проблемы кодификации и унификации международного и внутреннего экологического законодательства.

В решении этих проблем ЮНЕП выступает, как правило, совместно с другими международными природоохранительными организациями. Например, при подготовке и проведении двух международных конференций по образованию в области окружающей среды в Тбилиси в 1977 и1987 гг. ЮНЕП активно сотрудничал с ЮНЕСКО.

Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию
(ЮНЕСКО) образована в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже.
Природоохранительную деятельность она осуществляет по нескольким направлениям:

а) руководство экологическими программами, в которых занято свыше ЮО государств. Среди программ долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и т. д.; б) учет и организация охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; в) оказание помощи развивающимся и другим странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов.

Международный союз охраны природы и природных ресурсов - (МСОП) - учрежден в 1948 г. Это неправительственная международная организация, представляет свыше 100 стран, неправительственных организаций и международных правительственных организаций (всего свыше 500 членов). От
России членами МСОП являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод) и Всероссийское общество охраны природы.
Основная задача в деятельности МСОП состоит в развитии международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира;

б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы;

в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков;

г) экологическое просвещение.

При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов. По инициативе МСОП ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных, разработана программа

Проблемы сохранения редких и исчезающих видов фауны и флоры стали очевидными для специалистов только с конца XIX века. Вскоре данные проблемы стали очевидными и для широкой мировой общественности. В результате проведенных дискуссий, например, в 1902 году в Париже было подписано одно из первых международных биологическое соглашение, затрагивающее, в том числе, и сохранение редких видов - Международная конвенция по охране редких птиц .

Таким образом, экологическое право как самостоятельная сфера правового регулирования общественных отношений в значительной степени стало формироваться прежде всего не как система национального законодательства, а как международное экологическое право.

Рассматривая проблему существования международного экологического права можно обратиться к исследованию М.И. Лазарева , который сформулировал следующие условия для признания совокупности правовых норм в качестве особой отрасли права:

1) специфический круг общественных отношений;

2) специфические нормы, регулирующие эти отношения;

3) достаточно крупная общественная значимость круга общественных отношений;

4) достаточно-обширный объем нормативно-правового материала;

5) заинтересованность общества в выделении новой отрасли права;

6) специальные принципы права, регулирующие построение новой отрасли права.

Рассматривая с этих позиций международное экологическое право, можно констатировать, что оно соответствует всем перечисленным признакам.

Тот факт, что международные экологические отношения, включающие в себя отношения по поводу охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологическое безопасности и соблюдения экологических прав человека обладают определенной спецификой, сегодня ни у кого из ученых не вызывают сомнений. При этом сторонами в таких отношениях выступают традиционные субъекты международного права.

Многие нормы, регулирующие международные отношения, также обладают спецификой. Помимо традиционных форм закрепления международно-правовых норм - международного договора и международно-правового обычая - здесь оказались востребованными так называемые нормы «мягкого» международного экологического права, а именно рамочные конвенции и стандарты, принимаемые международными организациями. Нормы «мягкого» права в международном экологическом праве оформляются в резолюции, повестки дня, кодексы, декларации, руководящие принципы и т.д.

Расширение экологических связей между всеми государствами, возрастающая экологическая взаимозависимость между ними, курс на перестройку международных экологических отношений на основе равноправия и взаимной выгоды - все это важнейшие факторы современного общественного развития, предпосылки создания системы международной экологической безопасности. Принятые за последнее столетие многочисленные международные договоры, резолюции и декларации по вопросам международной экологической безопасности, защиты окружающей среды и рационального природопользования недвусмысленно свидетельствуют о том большом значении, которое мировое сообщество придает сегодня экологическим правоотношениям.

Обширен объем нормативно-правового материала в сфере регулирования международных экологических правоотношений - в настоящее время действуют более пяти тысяч международных договоров и соглашений в этой сфере, треть из которых является многосторонними.

Сегодня по всем наиболее крупным и наиболее важным природным объектам заключены соответствующие двусторонние и многосторонние международные договоры и соглашения, регламентирующие как взаимные права и обязанности участников в связи с их использованием, так и вопросы их охраны и предотвращения загрязнения из практически всех известных источников. Наиболее разработанной в этом плане является область охраны морской среды.

Заинтересованность как отдельных государств, так и международного сообщества в целом в существовании самостоятельной отрасли - международного экологического права очевидна и выражается как в огромном нормативно-правовом материале международного характера, так и в многочисленных, практически ежегодно созываемых международных конференциях по вопросам охраны, защиты и использования окружающей среды, среди которых особое место занимают Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-де-Жанейро, Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию 2002 г. в Йоханнесбурге (Всемирный саммит Земли).

Окончательно ответить на вопрос о количестве и содержании специальных отраслевых принципов международного экологического права может лишь принятие специального кодифицированного международно-правового акта универсального характера в данной области общественных отношений .

В качестве наиболее важных вех в его возникновении в современном виде можно упомянуть первый международный документ - Соглашение об охране морских котиков (1897 г.) и первую международную конференцию по охране окружающей природной среды, которая была проведена в Берне 1913 г.

В настоящее время международные договоры в области экологического права регулируют вопросы охраны окружающей среды, связанные с использованием не только внутригосударственных природных объектов, но и природных объектов, которые находятся вне национальной юрисдикции, сферы государственного суверенитета. К числу международных природных объектов относятся Мировой океан за пределами территориальных вод, континентального шельфа и экономически зон, Антарктида, атмосфера Земли, космическое пространство. Правовой режим таких международных природных объектов регулируется главным образом международными договорами.

Большое значение имеет международно-правовая охрана животного мира (Конвенция о биологическом разнообразии - Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.; Соглашение о сохранении белых медведей - Осло, 15 ноября 1973 г. и др.), охрана пограничных и трансграничных водных объектов (Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер - Хельсинки, 17 марта 1992 г.), сохранение морской среды (Конвенция о защите Черного моря от загрязнения - Бухарест, 21 апреля 1992 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря - Хельсинки, 22 марта 1974 г.), охрана Мирового океана (Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов - Лондон, 2 ноября 1973 г., Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву - Монтего-Бей, 10 деабря 1982 г.), охрана атмосферы Земли, климата и озонового слоя Земли (Рамочная конвенция Организации Объединенных наций об изменении климата - Нью-Йорк, 9 мая 1992 г., Венская Конвенция об охране озонового слоя - Вена, 22 марта 1985 г. и др.).

Что касается сохранения окружающей природы в международном плане, можно отметить, что еще задолго до революции 1917 г. государственная политика России на ее национальных окраинах содержала в себе ярко выраженные экологоправовые и природоресурсные аспекты.

Наиболее крупным и универсальным субъектом в деле формирования международной экологической политики на постсоветском пространстве является Содружество Независимых Государств.

Вопросы сотрудничества в экологической сфере в рамках Содружества Независимых Государств были обозначены в начальный период его становления. В феврале 1992 года в Москве в повестке заседания Совета глав правительств первым был вопрос рассмотрения и принятия главами правительств Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В статье 1 Соглашения зафиксировано, что «высокие договаривающиеся Стороны вырабатывают и проводят согласованную политику в области экологии и охраны окружающей природной среды (охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами действия национальной юрисдикции) с учетом ранее заключенных Союзом ССР международных соглашений». К данному Соглашению есть приложение с Перечнем пятидесяти шести международных соглашений, заключенных Союзом ССР, об экологии и охране окружающей среды.

В рамках данного Соглашения руководители правительств согласились также создать Межгосударственный экологический совет.

5 декабря 2012 года в городе Ашхабаде было подписано Решение Совета глав государств СНГ об объявлении 2013 года Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств. Особо примечательно то, что этот год был посвящен не просто экобезопасности как явлению объективной действительности, но в первую очередь экологической культуре как субъективному фактору устойчивого развития общества в гармонии и равновесии с окружающей средой.

Одно из легальных понятий экологической культуры раскрывается в Модельном экологическом кодексе для государств-участников Содружества Независимых Государств, принятом Постановлением от 16 ноября 2006 г. № 27-8 на XXVII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Статья 1 данного кодекса под экологической культурой предлагает понимать «отечественный и мировой опыт гармоничного взаимодействия человека и природы». Это лаконичное и далеко не бесспорное определение закреплено на уровне Содружества в акте, который носит, скорее, рекомендательный характер и призван всего лишь служить основой для разработки государствами-участниками своего национального экологического законодательства.

Модельный кодекс СНГ, уделяющий значительное внимание проблематике экологической культуры, содержит вполне применимые нормы на этот счет, заслуживающие рецепции во всех странах Содружества, включая Россию.

Одним из основных недостатков Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует считать, например, то, что, оперируя понятием «экологическая культура», признавая его одним из наиболее фундаментальных для целей названного закона, законодатель, тем не менее, не раскрывает этого понятия, не дает никакого легального определения данного понятия, оставляя брешь для двусмысленных толкований и разночтений.

Как считает Д.О. Буркин , существенным недостатком российского законодательства об экологической культуре является то, что у нас до сих пор нет специального закона об экологическом просвещении, тогда как некоторые другие страны Содружества Независимых Государств такие законы давно приняли. Примером может служить Закон Азербайджанской Республики от 10 декабря 2002 года № 401-ІІГ «Об экологическом образовании и просвещении населения».

Между тем, серьезной разработке проблемы повышения уровня экологической культуры посвящена 12-я глава Модельного кодекса СНГ «Основы формирования экологической культуры» .

В целом, данный модельный кодекс регулирует правовые отношения в экологической сфере: в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения гарантий экологической безопасности.

Кодекс определяет компетенцию органов государственной власти государства, органов государственной власти субъектов административно-территориального деления государства, права и обязанности физических и юридических лиц, порядок государственного правового регулирования в экологической сфере, а также ответственность за нарушение экологического законодательства.

Идеи и сама концепция, заложенная при создании данного документа выглядят исключительно важными. Мы считаем, что именно по такому пути - посредством создания комплексных международно-правовых экологических актов должно в будущем развиваться международное экологическое право.

Международное экологическое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны ОС от вредных воздействий, рационального использования ее отдельных элементов с целью обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности отдельных индивидов, а также существования всего человечества в целом.

Становление международного права ОС:

1. конец 19-начало 20 века. В этот период отсутствовала система международно-правовых договоров, комплексно регулирующих охрану ОС, но уже осуществлялись отдельные мероприятия, заключались договоры по охране отдельных природных объектов. (1890 - Соглашение об охране морских котиков)

2. 1913-1948. В Берне была проведена первая международная конференция, посвященная защите природы.

3. 1948-1972. Создание первой международной природоохранительной организации - Международного союза охраны природы.

4. 1972-1992. Конференция в Стокгольме. Стокгольмская декларация. Закреплены первые экологические права человека.

5. 1992-наши дни. Декларация Рио (=Бразильская декларация), СБСЕ, ОБСЕ.

Международно-правовая охрана

Объекты МПО: природные объекты, по поводу которых у субъектов международного права.

Виды:

Воздействие на которые происходит с территории государств (воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна)

Воздействие на которые происходит с международной территории ли с территории со смешанным режимом (космос, околоземное космическое пространство, мировой океан, объекты общего достояния человечества (территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом (Антарктида, Луна)), использование природы в военных целях)

Субъекты международного права:

Международные правительственные и межправительственные организации

Государства

ООН, UNET (программа ООН по окружающей среде), UNESCO (Организация объединенный наций по культуре, науке и образованию) МагАтЭ (Международное Агентство по Атомной энергии) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), FAO (Сельско-хозяйственная и продовольственная организация), ВМО (Всемирная метеорологическая организация ООН)

Организация европейского экономического сотрудничества (Экологический директорат)

Неправительственные организации (Международный союз охраны природы, Гринпис, WWF)

Принципы международного экологического права:

Общие (закрепляются в уставе ООН)

1. принцип суверенного равенства государств

2. принцип сотрудничества

3. принцип добросовестного выполнения обязательств международного права

4. принцип мирного урегулирования спора и неприменения силы

Специальные

a. Принцип суверенного права государства на природные ресурсы и обязанности не причинять экологический вред за пределами национальной юрисдикции

b. принцип …

c. принцип «загрязнитель платит»

d. принцип общей, но различной ответственности

e. принцип равного права граждан на благоприятную ОС

Источники:

1. международные нормы

2. правовые обычаи

3. общие принципы права

4. судебные решения и доктрины

6. заявления

7. международные договоры, ожидающие вступления в силу

8. обязательные решения международных организаций, международных судов и трибуналов

Международные договоры:

Охрана атмосферного воздуха (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Венская Конвенция об охране озонового слоя 1985 года, Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 года, Киотский протокол)

Охрана живой природы (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года, Картохенский протокол, Корсарская конвенция о водном болоте?!)

Международно-правовая охрана прав граждан.

Орпусская Конвенция о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по экологическим вопросам 1998 года. (Россия не участвует)

Экологическое право Европейского союза

правовые нормы, регулирующие общественные отношения между государствами-участниками ЕС и гражданами этих государств образуют систему Экологического права ЕС.

Предмет регулирования.

Общественные отношения по охране ОС ЕС

Отношения, связанные с использованием различных экологически-опасных веществ

Субъекты: государства, граждане, ЮЛ государств-участников.

Цели и направления экологической политики впервые закреплены в программе действий в 1972 году.

Источники:

1. источники первичного права:

1. договор о европейском сообществе 1992 года

2. договор о европейском союзе 1992 года

3. конституция ЕС

2. источники вторичного права (НПА, нормативные договоры, декларации, и прочий бред)

1. НПА (регламенты, директивы (определяют цель или результат, которые необходимо достичь, за государствами сохраняется право выбора мер, способов и процедур), решения (принимаются Советом или Комиссией ЕС и адресованы конкретным лицам))

2. нормативные договоры

4. судебный прецедент

Особенностью системы законодательства ЕС является отсутствие подзаконных актов.

Экологические вопросы входят в компетенцию комиссии Европарламента по вопросам окружающей среды, здравоохранения и …

Разработка и внесение законопроектов в Совет Европарламента возложена на Европейскую Комиссию.

Судебная система представлена двумя судебными органами: Суд европейских сообществ и Трибунал первой инстанции.

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • понятие и источники экологического права;
  • охрану различных сфер окружающей среды;
  • международные экологические организации;
  • международные конференции по проблемам охраны окружающей среды;

уметь

  • ориентироваться в источниках международного экологического права;
  • оценивать эффективность международных механизмов защиты окружающей среды;
  • давать оценку эффективности деятельности международных экологических организаций;
  • оценивать целесообразность применения к нарушителю международного экологического права тех или иных видов и форм международно-правовой ответственности;

владеть навыками

  • оперирования основными международно-правовыми понятиями (дефинициями), применяемые в данной отрасли;
  • работы с источниками экологического права;
  • анализа решений международных судебных органов по делам, касающихся международных экологических споров.

Понятие международного экологического права и его источники

Международное экологическое право – отрасль современного международного права, объединяющая принципы и нормы международного права, регулирующие отношения его субъектов в области охраны окружающей среды и рационального использования ее ресурсов .

В наше время проблемы защиты окружающей среды выдвигаются на первый план. Последствия недостаточного внимания к ним могут быть катастрофическими, так как деградация природной среды может оказаться необратимой, поставив вопрос о выживании человечества.

Загрязнение воды и воздуха наносит ущерб здоровью человека и природе. Деградация сельхозугодий приводит к засухе и эрозии почв. Массовое уничтожение лесов отрицательно сказывается на климате и сокращает биоразнообразие. Серьезной угрозой здоровью является истощение озонового слоя, защищающего от вредных излучений Солнца. К катастрофическим изменениям в климате Земли ведет "парниковый эффект", т.е. глобальное потепление в результате растущих выбросов углекислого газа в атмосферу. Нерациональное использование минеральных и живых ресурсов ведет к их истощению. Аварии на предприятиях, связанных с радиоактивными и ядовитыми веществами, не говоря уже об испытаниях ядерного оружия, причиняют огромный ущерб здоровью людей и природе.

Эти и другие проблемы окружающей среды носят глобальный характер. Они не могут быть решены усилиями одного государства, и, следовательно, требуют совместных усилий всего мирового сообщества, так как защита окружающей среды касается всех аспектов его развития и является жизненно важной для всех стран, независимо от уровня их развития. Государства-участники проходившей в 1972 г. под эгидой ООН первой Всемирной конференцией по окружающей среде, в принятой Декларации по окружающей человека среде, заявили: "Человек обладает правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". Обеспечение этого права должно быть возложено на государства и лишь при их эффективном сотрудничестве можно достичь реальных результатов. Направления такого сотрудничества в дальнейшем были определены в последующих резолюциях ООП. В частности, в резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 1831 (XVII) от 18 декабря 1962 г. "Экономическое развитие и охрана природы", в которой была предпринята попытка ориентировать международное сообщество на поиск сочетания экологических и экономических интересов общества, разработку комплекса мероприятий по охране конкретных природных ресурсов.

В Декларации Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды 1972 г. были сформулированы 26 принципов, которыми государства должны руководствоваться как при осуществлении международного сотрудничества, так и при разработке национальных программ в этой сфере.

Принятая 30 октября 1980 г. резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 35/8 "Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений" вновь призвала все народы разработать мероприятия по охране окружающей природной среды.

  • 28 октября 1982 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/7 на была утверждена Всемирная хартия природы. В этом важнейшем международном документе была в очередной раз подчеркнута важность защиты окружающей среды. В частности в указанной резолюции отмечалось:
    • – человечество является частью природы и жизнь зависит от непрерывного функционирования природных систем, которые являются источником энергии и питательных веществ;
    • – цивилизация уходит своими корнями в природу, которая наложила отпечаток на человеческую культуру и оказала влияние на все творения искусства и научные свершения, и именно жизнь в гармоничном согласии с природой предоставляет человеку наилучшие возможности для развития его творческих начал, отдыха и организации досуга;
    • – любая форма жизни является уникальной и заслуживает уважения, какой бы ни была ее полезность для человека. Для признания этой неотъемлемой ценности других живых существ человек должен руководствоваться моральным кодексом поведения;
    • – человек может своими действиями или их последствиями видоизменять природу и исчерпать ее ресурсы, и поэтому он должен в полной мере сознавать насущную необходимость сохранения равновесия и качества природы и ее ресурсов;
    • – долгосрочные выгоды, которые могут быть получены от природы, зависят от сохранения экологических процессов и систем, существенно важных для поддержания жизни, а также от разнообразия органических форм, которые человек подвергает опасности в результате чрезмерной эксплуатации или разрушения природной среды обитания;
    • – деградация природных систем в результате чрезмерного потребления природных ресурсов и злоупотребления ими, а также неспособность установить надлежащий экономический порядок между народами и государствами ведет к разрушению экономических, социальных и политических структур цивилизации;
    • – погоня за редкими ресурсами является причиной конфликтов, а сохранение природы и ее ресурсов способствует установлению справедливости и поддержанию мира. Невозможно сохранить природу и природные ресурсы, пока человечество не научится жить в мире и не откажется от войны и производства оружия. Человек должен приобретать знания, необходимые для сохранения и расширения его возможностей по использованию природных ресурсов, сохраняя при этом виды и экосистемы на благо нынешнего и будущих поколений.

Принимая Всемирную хартию природы, государства подтвердили, необходимость расширения международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась вторая Конференция ООН по окружающей среде , в которой участвовало 178 государств. Конференция приняла Декларацию под названием "Повестка дня на XXI век", а также специальную резолюцию о принципах сотрудничества государств в этой области.

Согласно этим принципам:

  • – природные ресурсы земли, включая воздух, воды, поверхность, флору и фауну, должны охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления;
  • – окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества и не подлежит национальному присвоению путем провозглашения в отношении ее суверенитета либо посредством практического использования, оккупации и т.д.;
  • – использование окружающей среды, воспроизводство и возобновление природных ресурсов должно осуществляться рационально;
  • – исследования по использованию окружающей среды должны осуществляться на основе равноправия и взаимной выгоды;
  • – охрана окружающей среды должна осуществляться во взаимозависимости с соблюдением прав человека и фундаментальных свобод;
  • – предотвращение вреда означает обязанность государств идентифицировать и оценивать вещества, технологии, производство и категории активности, которые влияют или могут влиять на окружающую среду;
  • – предотвращение загрязнения окружающей среды означает обязанность государства предпринимать индивидуально или коллективно все меры, необходимые для предотвращения загрязнения окружающей среды как в целом, так и отдельных ее компонентов;
  • – любое государство несет политическую или материальную ответственность в рамках своих обязательств, предусмотренных договорными или другими нормами международного права в области охраны окружающей среды.

В ходе Конференции состоялось также подписание двух универсальных конвенций:

  • – Конвенции по биологическому разнообразию и
  • – Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В соответствии с рекомендациями Конференции была создана международная экологическая организация Комиссия по устойчивому развитию (КУР), главной задачей которой является содействие осуществлению "Повестки дня на XXI век" на национальном, региональном и глобальном уровнях.

По замыслу Конференция в Рио должна была положить начало тесному сотрудничеству между государственной властью, бизнесом и общественностью в реализации идей устойчивого развития. Однако достичь этой цели помешали проявившиеся уже в ходе конференции разногласия между промышленно развитыми и развивающимися странами. Так, из-за противодействия стран "третьего мира" участникам форума не удалось выработать соглашение но одной из самых животрепещущих проблем – тотальному уничтожению тропических лесов. Определенный раскол наметился и в рядах развитых стран, вследствие чего в Конвенцию об изменении климата не вошли конкретные обязательства государств по объемам и темпам сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов.

Малоэффективными оказались мероприятия по выполнению решений конференции, что выяснилось на состоявшейся в июне 1997 г. специальной сессии Генеральной Ассамблее ООН под названием "Рио плюс 5" (после проведения Конференции прошло пять лет). В ходе обсуждений выяснилось, что человечество по-прежнему идет но пути экологической катастрофы.

В 2002 г. прошла Конференция ООН по устойчивому развитию – Рио+20. Участвующие в ней лидеры стран мира, совместно с тысячами представителей частного сектора, НПО и других групп, совместными усилиями разработали стратегию обеспечения реальных мер по охране окружающей среды.

В 2012 г. в Йоханнесбурге состоялся Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию, в работе которого приняли участие представители 195 стран, включая президентов и премьер-министров. В ходе Саммита его участниками была принята Политическая декларация форума, призывающая все страны к работе на благо всеобщего процветания и мира. Также был принят План действий по борьбе с бедностью и охране земной экологии который предусматривает ряд широкомасштабных акций, обеспечивающих доступ сотням миллионов человек к чистой воде и электрической энергии. Планом оговорены комплексные природоохранные программы, замедляющие вырубку лесов и истощение рыбных ресурсов мирового океана. План также предусматривает глобальное снижение субсидий на добычу ископаемых энергоносителей, переход на возобновляемые источники энергии. Саммит в Йоханнесбурге своими решениями и наложенными на страны обязательствами еще раз подчеркнул огромное значение всемирных договоренностей по краеугольным проблемам жизнеобеспечения населения планеты, роли в этом обеспечении развитых стран и международных организаций, которые в являются единственным инструментом, способным обеспечить договоренности и принятие решений на уровне всей планеты. Саммит еще раз доказал, что наиболее важной в этом смысле организацией является ООН, роль и значение которой со временем будут постоянно возрастать, что потребует осуществления соответствующих преобразований этой организации, необходимых для того, чтобы отвечать требованиям времени.

Несмотря на то что резолюции международных экологических конференций по своей природе являются рекомендациями, закрепленные в них положения в определенной степени содействуют большему единообразию практики в сфере международной экологической деятельности, готовят почву для последующей разработки соглашений по этим вопросам, определяют принципиальные основы для выработки государствами юридически обязательных международных соглашений – источников международного экологического права.

  • В отечественной литературе также распространено понятие "международное право окружающей среды". Термин "экологическое право" представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.