Провозглашение кнр 1949. Завершение гражданской войны. Провозглашение КНР. Живопись и каллиграфия

Революция 1911 г, В начале XX в. в Китае начался новый революционный подъем. В 1902-1904 гг. в ряде провинций произошли стихийные выступления крестьян и ремесленников. В 1905-1906 гг. по всему Китаю прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали пока еще разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация. Создание новых революционных организаций осуществлялось под руководством «Союза возрождения Китая». В 1905 г. разрозненные революционные общества объединились в революционную партию - Китайский революционный объединенный союз (Чжунго гэмин тунмэнхуэй). Президентом Тунмэнхуэя был избран Сунь Ятсен. Политическая программа Тунмэнхуэя предусматривала: свержение маньчжурской династии, учреждение республики , уравнение прав на землю, что соответствовало содержанию «трех народных принципов» Сунь Ятсена - национализм, демократия, народное благоденствие.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию . В сентябре 1906 г. был издан императорский указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство опубликовало программу предварительных мероприятий по созыву парламента , рассчитанную на девять лет. В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции . Однако все это не могло остановить усиления недовольства в стране.

10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Все провинции страны были призваны присоединиться к восстанию. Так началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сунь Ятсен был избран президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам.

Правительство Сунь Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Не было произведено коренных социально-экономических преобразований.

При участии Сунь Ятсена была разработана «временная конституция». Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан , свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с Юань Шикаем. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия . Китай становился республикой. Но Сунь Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику вlt;э главе с президентом. Законодательную власть осуществлял парламент, состоявший из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.

Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем был вызван стремлением к скорейшему завершению революции. Либералы одержали верх в Тунмынхуэе. Они потребовали роспуска партии и объединения с умеренными буржуазными партиями. В ответ на это Сунь Ятсен организовал новую политическую партию- Гоминьдан (Национальная партия).

Руководители Гоминьдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив это восстание, Юань Шикай запретил деятельность Гоминьдана. Затем он вносит изменения в конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии, и было уже официально заявлено о провозглашении Юань Шикая богдыханом. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии. В июне 1916 г. Юань Шикай скончался, и президентом республики стал вице-президент Ли Юаньхун, объявивший о сохранении республиканского строя.

Но не были осуществлены коренные преобразования, которые покончили бы с феодализмом и ослабили влияние иностранного капитала .

Однако следует отметить и положительный результат революции - свержение монархии. Революция способствовала усилению политической активности широких масс китайского народа, их подготовке к дальнейшей борьбе.

Демократическое движение в Китае после Первой мировой войны

Гражданская и национально-освободительная война . За годы первой мировой воины в Китае вырос национальный капитализм. Развитие национальной промышленности углубляло противоречия между национальной и иностранной буржуазией, укрепившейся в экономике Китая. Вместе с тем формировался китайский пролетариат и включался в политическую борьбу.

Непосредственным толчком к первому после окончания мировой войны выступлению китайских народных масс послужили внешнеполитические события. Общественность страны связывала с окончанием войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды дали толчок массовым волнениям, прокатившимся по стране. Началось с демонстрации студентов в Пекине 4 мая 1919 г., к ним присоединились студенты других городов. В июне 1919 г. студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. «Движение 4 мая», которое можно характеризовать как переход к буржуазно-демократической революции, положило начало активной борьбе китайского рабочего класса. Участились стачки под экономическими и политическими лозунгами. В 1921 г. была создана коммунистическая партия Китая. В 1924 г. коммунисты вошли в Гоминьдан, что свидетельствовало об образовании единого национального фронта борьбы с иностранным капиталом , занимавшим еще достаточно прочные позиции в Китае. Эта борьба приняла форму гражданских революционных войн, в ходе которых решались задачи буржуазнодемократической революции.

Активизация народных масс вызывала тревогу национальной буржуазии. Правое крыло Гоминьдана стало на путь контрреволюции. Центральной фигурой контрреволюционных сил стал генерал Чан Кайши- председатель Центрального исполнительного комитета Гоминьдана, главнокомандующий Национально-революционной армии. В 1927 г. в одной провинции за другой происходят контрреволюционные перевороты. Первая гражданская революционная война (1924- 1927) закончилась поражением революционных сил.

После этих событий Гоминьдан стал партией крупной буржуазии и помещиков, революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии. Верховным органом власти объявлялся съезд Гоминьдана, а в перерывах между его созывами - Центральный исполнительный комитет, в непосредственном подчинении которого находилось назначаемое им правительство .

В августе 1927 г. началась вторая революционная гражданская воина. Она осложнилась вторжением в северо-восточный Китай японских войск. Гоминьдан не сумел дать отпор агрессору, и Япония оккупировала значительную часть Восточного Китая.

В ходе гражданской войны под руководством коммунистической партии создавались революционные базы - отдельные территории , контролируемые революционными силами. К началу 30-х гг. назрела необходимость политического объединения этих баз и создания центрального органа власти. 7 ноября 1930 г. открылся I съезд советов рабочих и крестьянских депутатов - представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции , в котором указывалось, что на территории революционных баз «вся власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся». Съезд также утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с Мао Цзэдуном (1893-1976)-руководителем Коммунистической партии Китая (КПК).

Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминьдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но Гоминьдан отверг эти предложения. Гражданская война прекратилась только в 1937 г. Был создан единый национальным антияпонский фронт. Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков.

Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети - представители мелкой буржуазии, представители национальной буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Образование КНР

Первая конституция КНР. Вторая мировая война близилась к завершению, но политическая обстановка в Китае все более обострялась. Гоминьдановская верхушка отказывалась от создания коалиционного правительства , на чем настаивали демократические организации Китая. В ноябре 1944 г. Чан Кайши произвел ряд изменений в составе правительства, которые свидетельствовали об усилении антикоммунизма в военно-политическом руководстве Гоминьдана и о его планах развертывания гражданской войны.

В 1945 г. после поражения Квантунской армии Японии и освобождения советскими войсками северо-востока страны соотношение сил изменилось в пользу Народной армии, которая развернула широкие наступательные операции по освобождению Китая. Под контролем Коммунистической партии Китая оказались значительные территории . Гоминьдановское правительство пыталось препятствовать наступлению Народной армии и развязало новую гражданскую войну, продолжавшуюся три года (1946-1949). Общенародный революционный подъем ускорил развал Гоминьдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминьданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения. сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала , за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР был Центральный народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы : Государствен

ный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный народный суд и Верховную народную прокуратуру . Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта. В состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители численно небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве своей генеральной линии Коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953-1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти - собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята конституция КНР. В соответствии с конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями - постоянный комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан , их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка». Политика «большого скачка» распространялась на все сферы.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны. «Особый курс» был взят КНР и во внешней политике.

В начале 60-х гг. были приняты чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 70-х - начала 80-х гг. замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попытка законодательно закрепить политику «культурной революции» была сделана путем принятия Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были произведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так были ограничены полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.

В 1978 г. была принята Конституция, восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу, диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоуклад- ность в экономике : наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственнокапиталистической собственности . Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий . Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.

Конституция 1982 г. явилась основой для дальнейшего совершенствования законодательства.

В следующем десятилетии Китай значительно увеличил объем сельскохозяйственного и промышленного производства.

Китай во 2 пол. 20 в

Тема №20

ПЛАН:

1.Завершение гражданской войны. Провозглашение КНР.

2. «Большой скачок» и его последствия.

3. «Культурная революция» в Китае1965-1976.

4.Реформы в КНР в 1978 – 1980-е гг.

5. Экономические достижения Китая в 1990 годы.

6. Внешнеполитический курс Китая во 2 пол. 20 в.

После капитуляции Японии вновь встал вопрос о политическом объединении Китая. ГМД и КПК повели борьбу за политическую гегемонию в стране. В ходе войны СССР оказывал помощь КПК. Развернулась гражданская война, завершившаяся победой коммунистов.

1 октября в1949 г. в Пекине было официально провозглашено создание КНР. Было объявлено об установлении «демократической диктатуры народа», высшим органом власти было Центральное народное правительство во главе с Мао Цзэдуном. На местах действовали военно-административные комитеты. Социально - экономическое положение было тяжелым: промышленность сократилась наполовину, сельское хозяйство было в упадке. Мао Цзэдун обратился за помощью к СССР. В 1950г. был заключён советско - китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи на 30 лет. 1950 г. - аграрная реформа: национализация помещичьих земель, передача остальных – крестьянам. 1952г. - КПК провозгласила генеральную линию: переход к социалистическим преобразованиям. 1953 -1957г.г. – первая пятилетка, которая осуществлялась при помощи СССР. Были заложены основы административно - командной системы, объявлялась государственная монополия на покупку хлопка, зерна, тканей, в сельских районах начали создавать кооперативы. В результате объем промышленного производства вырос на 141%, на 90% - производство предметов потребления. В 1954 г. - принята Конституция, в соответствии с которой высшим представительным органом в стране является Всекитайское собрание народных представителей, пост председателя КНР занял Мао Цзэдун. На состоявшемся в 1956г. – 8-ом съезде КПК был осуждён «культ личности».

2. «Большой скачок» и его последствия.

В мае 1958 г. прошла 2 сессия 8 съезда КП, в ходе которой была провозглашена новая генеральная линия партии. Лозунг: «напрягая все силы, стремясь вперед, строить социализм лучше, быстрее, экономнее». Составной частью этой политики стал «большой скачок»:

  1. «битва за сталь» - предполагалось повсеместно начать плавку стали, используя традиционные кустарные печи;
  2. народные коммуны – в кратчайшие сроки они должны быть организованы повсеместно и стать административно – хозяйственными ячейками коммунизма. Характерные черты: полное обобществление собственности, военизация быта, уравнительный принцип распределения.

В результате стоимость продукции народного потребления упала на треть, национальный доход - на четверть. Ситуацию осложнил отзыв Н.С. Хрущевым советских специалистов из Китая. В 1960 г. начались меры по преодолению «Большого скачка»: основной единицей в деревне стали производственные бригады, которые объединяли крестьян на принципах самоокупаемости и совместного владения землей.



3. «Культурная революция» в Китае1965-1976.

«Культурная революция» преследовала 2 цели: устранить бюрократизм и осуществить массовое перевоспитание населения на основе создания «новой пролетарской культуры». Мао Цзэдун в обстановки секретности осуществлял подготовку к началу открытой борьбы со своими соперниками. Преодолевать серьезное сопротивление не пришлось; в среде ганьбу (чиновничество) уже привыкли к периодическим чисткам и надеялись извлечь пользу для себя. Проводились основные акции руками молодежи, которая объединялась в союзы хунвейбинов и цзаофаней.

1 этап: 1965 г. – 1969 г. -в Пекине проходят митинги хунвейбинов, компании перевоспитания. 4 января 1967 г – цзаофани начали захват редакций в Шанхае. С февраля – начали создавать ревкомы - новые органы власти, которые должны были заменить уничтоженные структуры. В апреле 1969 успехи революции отмечены были на 9 съезде КПК.

2 этап: 1969 г. -1976 г. – несмотря на подобные заявления, стало ясно, что Китай постигла катастрофа. Усилилась цензура, издавались цитатники Мао Цзэдуна. Была запрещена деятельность профсоюзов. Во внешней политики «культурная революция» была направлена на развязывание третьей мировой войны. В результате деятельности хунвейбинов и цзаофаней в стране была нарушена инфраструктура, дезорганизовано производство, произошло массовое разочарование людей. С февраля 1967 управление страной армия вынуждена была взять в свои руки. Официально преемником Мао Цзэдуна называли Линь Бяо. Он погиб в авиакатастрофе. В соответствии с официальной версией, Линь Бяо вынашивал планы военного переворота, а после того, как о них стало известно, решил бежать в СССР. Началась волна критики идей Линь Бяо и даже принципов конфуцианства. В 1976 г. умер Мао Цзэдун. Его преемником стал Хуа Гофэн. «Культурная революция» завершилась.

4. Реформы в КНР в 1978 – 1980-е гг.

1976 г. -1978 г. – период борьбы за власть: «левые» (Цзян Цин) и «правые» (Дэн Сяопин) В 1976 г. Хуа Гофэн арестовал лидеров левацкой группировки, т.н. «банду четырех»; победу одержали «правые».

Причины реформ:

  1. экономическая разруха
  2. социальная напряженность
  3. изменение политической ситуации.

Цель реформ: построение социализма с китайской спецификой.

1978 г. - 3 пленум ЦК КПК- переход КНР к экономическим реформам (проведение реформ сверху, постепенно, с учетом социальных последствий) на теоретической конференции КПК в 1979 г. речь шла о реформах «четырех модернизаций»: в с/х, промышленности, науке, военной сфере.

  • Реформа в с/х: разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы, увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки, увеличены ассигнования на развитие инфраструктуры, промышленность переориентирована на выпуск сельскохозяйственной техники, задания были заменены налогами, введена пожизненная аренда. В результате к к 1987 г. Китай решил проблему внутреннего обеспечения продуктами и перешел к экспорту продукции.
  • Реформа промышленности: сократили сферу директивного планирования, использовать возможности мелких частных предприятий, сняли ограничения на рост зарплаты и доходов, привлечение иностранного капитала. В результате рост производства составил 80 %
  • Реформа науки и техники: выросли государственные расходы на все учебные заведения, разрешили учиться за границей.
  • Реформа обороны: конверсия военной техники- предприятия стали переводить на выпуск гражданской продукции, изменилась военная доктрина – техническое оснащение армии, внимание развитию ядерного оружия.
  • На 12 съезде (1982 г.) было объявлено об экономической модернизации и превращении КНР в страну с высоким уровнем культуры «высокоразвитой демократией»; принята новая конституция. 1989 г. в Пекине прошли демонстрации студентов с требованием демократизации режима. Демонстрация была расстреляна.

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР

После раскола единого революционного фронта в 1927 г. в стране началась гражданская война. КПК, чтобы выжить, стала на путь вооруженной борьбы. Эта борьба велась под лозунгом установления советской власти.

В ходе борьбы между Гоминданом и КПК были сформированы ведущие идеи китайских коммунистов: революция в Китае будет преимущественно крестьянской и будет проходить в форме партизанской борьбы.

В период 1930-1934 гг. армия Чан Кайши осуществила пять походов против советских районов, образованных коммунистами. Советником армии Гоминьдана в осуществлении этих операций выступал немецкий генерал Сект.

В результате этих походов армия Гоминьдана разгромила основные силы Красной армии и ликвидировал советские районы. Таким образом, движение за установление советской власти в Китае потерпел поражение.

В 1931 г. КПК возглавил Мао Цзэдун. Под его руководством в 1934-1935 гг. партизанские армии перебазировались в Северный Китай, чтобы быть ближе к СССР и фронта, который образовался после оккупации Японией Маньчжурии. Здесь, на стыке трех провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся, был образован Особый пограничный район, который стал базой коммунистического движения.

Японская агрессия заставила КПК и Гоминьдан в апреле 1937 г. вновь объединить силы. Во время переговоров между КПК и Гоминданом была достигнута договоренность о прекращении боевых действий. УПК обязывалась превратить Советы в органы демократической власти, а Красную армию в военные соединения Народно-революционной армии, прекратить конфискацию земель у землевладельцев и передачу ее крестьянам.

Основное бремя борьбы взяла на себя 3 млн. армия Чан Кайши. Его правительство стало основным, кто получал американскую и Советскую помощь. СССР и США предоставили кредиты, боевую техни-^В) советников. Советских советников возглавлял генерал В.Чуйков.

Действия китайской армии нельзя было назвать успешными. Весь

Восточный Китай от Маньчжурии до вьетнамского границы бу$ оккупирован Японией. Чан Кайши при этом в каждый удобный момент пытался нанести удар по своему "союзнику" - комуніД тах, в которых он усматривал главных соперников в борьбе за влад» Неудачи Гоминьдана автоматически поднимали авторитет коммунисте* достаточно последовательно и успешно вели борьбу с японцами. Также трольовані ими районы Северного Китая стали своєрідниіі полигоном для проведения преобразований, направленных на покраї щение жизни крестьян. В то же время на территории, контрольованії Гоминданом, крестьяне подвергались всевозможным притеснениям.

Под конец войны КПК стала массовой крестьянской партией, имела значительные военные силы (8 армия НРА и 4 новая армия НРА).

Разгром Квантунской армии советскими войсками расширил территорию, контролируемую КПК. УПК получила трофейное японское оружие. Так было заложено основание для победы УПК § гражданской войне.

10 октября 1945 г. между КПК и Гоминданом было подписано Соглашение о мире и национальном возрождении. Фактически эта сделка стал* перемирием накануне решающей фазы борьбы за власть в стране.

Вывод советских войск из Маньчжурии Чан Кайши решил использовать для установления власти над всей страной. X города, куда вступали войска Гоминьдана, ликвидировались органы власти, созданные коммунистами. Это вызвало столкновения с войсками коммунистов (Национально-освободительная армия Китая), переросшие в ожесточенные бои. В своих действиях Гоминдан опирался на поддержку СПИД коммунисты в СССР. После года ожесточенных боев НОАК остановишь наступление войск Гоминьдана и перешла в контрнаступление (липені 1947 г.). В августе 1948 - январе 1949 г. НОАК одержала победу! трех крупных сражениях. В апреле 1949 г. НОАК форсировала річщ Янцзы. Армия Гоминьдана была деморализована и не смогла оргам зывать сопротивления на юге Китая. Остатки армии и правительство Гоминьдана Же помощью американцев были эвакуированы на о.Тайвань. Частил» войск отошла в Бирму и Тибет.

На территории, переходила под контроль КПК, проводилась аграрная реформа, которая обеспечивала коммунистов поддержкой св лян. В 1950 г. был принят закон об аграрной реформе: ліквй довувалось помещичье землевладение, земля передавалась % собственность крестьян. Также проводилась национализация предприятий, банков, железных дорог, собственность иностранного капитала. Была установлю* на монополия внешней торговли и контроль над импортом.

1 октября 1949 г. Мао Цзэдун на площади Тяньаньмэнь в Пеків* провозгласил образование Китайской Народной Республики (КНРІ Китай установил дипломатические отношения со многими странам!

мира. 14 февраля 1950 г. .был подписан договор о дружбе, союзе j взаимной помощи с СССР. Однако Запад, особенно США, вплоть до начала 70-х годов не признавал коммунистического правительства Китая. Место Китая в ООН занимал представитель Гоминьдана.

В начале 50-х годов весь континентальный Китай оказался под контролем коммунистов. К тому же с помощью китайских войск было спасено коммунистический режим Ким Ир Сэма на Севере Кореи.

Но правительство Гоминьдана, что контролировал О.Тайвань, не собирался сдаваться. Он сначала пытался подорвать власть коммунистов и выжидал, но когда надежды на падение власти КПК оказались напрасными, повел политику, направленную на создание двух Китаев. До настоящего времени между двумя Китаями сохраняется напряжение, которое перерастает или в дипломатические столкновения, или в прямое противостояние.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48. 48. План Маршалла и его значение для восстановления Европы
49. 49. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Запада в 1945-1998 гг.
50. 50. Соединенные Штаты Америки
51. 51. Канада
52. 52. Великобритания
53. 53. Франция
54. 54. Германия
55. 55. Италия
56. 56. Установление советского господства в странах Восточной Европы
57.

Победа народной революции в 1949 г., одержанная под руководством КПК, завершила решение задач, стоявших еще перед революцией 1925-1927 гг. – объединение страны, ликвидация империалистического присутствия и переход к экономическому развитию страны, что завещал Сунь Ятсен, а также отрыла пути для проведения в Китае давно назревших реформ. Необходимо, в частности было создать законодательный орган в лице Всекитайского собрания народных представителей и орган единого фронта – Народного политического консультативный совет. Период 1956-1957 гг. выразился в разрушительной политике «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции» под лозунгом «классовая борьба решает все», приведшей Китай на грань краха. Лишь после VIII пленума ЦК КПК 11 созыва, в декабре 1978 г. наметилась политика осуществления реформ, способных возродить Китай и связанных с именем Дэн Сяопина. В поисках путей духовного оздоровления нации китайское руководство тогда обратилось к конфуцианству.

Семейный подряд в деревне позволил накормить страну, так как были сняты ограничения на рыночные отношения и на подсобные промыслы. Все это способствовало подъему экономики. Весьма важным свойством реформы была ее постепенность. Китайское руководство большое значение придавало планированию реформ и приступало к претворению на практике теоретических идей осторожно, реализуя их сначала в масштабах отдельной волости, уезда провинции или отдельного предприятия(отрасли экономики), следуя пословице: « Переходя вброд через поток – не спеши, а иди, ощупывая ногой следующий камень, на который ты должен встать».

Авторы китайских реформ начала ХХ века и современные вожди КПК несмотря на расхождения во взглядах на методы возрождения Китая поразительно внимательно относились к философской традиции Китая. Как отмечают отечественные историки, под влиянием уравнительных социальных утопий многочисленных крестьянских восстаний случавшихся еще во времена легендарного императора Ци Шихуана (227-203 гг до н.э.) и у лидера движения за реформы конца ХIX Канн Ювэя, и у китайского демократа Сунь Ятсена звучал призыв к созданию в Китае идеального общества Великого Единения – Да тун. Об этом же общественном идеале не раз говорил и Мао Цзэдун. Дэн Сяопин заимствовал идею «сяо кан» - «малого благоденствия» или «необходимого достатка» как длительного переходного этапа к обществу Великого Единения. Мао Цзэдун в работе «О новой демократии» развивал «три народных принципа» Сунь Ятсена применительно к обстановке начала 40-х годов в Китае и подобно последнему указывал, что «Поднебесная» принадлежит всем людям ее населяющим. Современные ученые конституционалисты Китая также наряду с осторожным использованием идей западных юристов хранят верность конфуцианскому началу в современном конституционном праве и всячески акцентируют внимание на основной задаче этой отрасли: установлении гармонии между обществом и государством . Так же, как и их предшественники – реформаторы и революционеры, современные китайские авторы подчеркивают, что китайцы – народ древней, совершенной культуры, дети императора Хуанди, которые даже время отсчитывают от даты его рождения.


То, что на ХV съезде КПК подчеркивалась воспитательная и, руководящая роль КПК созвучно учению Сунь Ятсена о трех периодах в развитии политической жизни страны: периода военного руководства, периода политической опеки со стороны партии, и лишь затем – периода конституционного правления.

Еще одной важной в конституционно-правовом аспекте традицией, объединявшей Канн Ювэя, Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и современных китайских руководителей является традиция прагматического подхода к заимствованию иностранного опыта по принципу «китайское – основное, существенное, а западное – лишь для использования». Еще Канн Ювэй, изучая труды Конфуция, особое значение придавал заложенным в нем идеям периодического обновления государственного строя, для которого может пригодиться зарубежный опыт.

Нельзя не упомянуть и о таком важном элементе традиционной философии Китая, как идея поэтапного достижения Китаем периода «Великого Единения» через период «малого благоденствия». Мао Цзэдун еще в 1949 г писал о том, что Канн Ювэй и Сунь Ятсен искали идеальное общество Великого Единения на Западе, но не нашли правильного пути к нему. Этот путь по мысли Мао Цзэдуна, был открыт КПК, указавшей на необходимость следовать по пути Октябрьской революции в России.

За более чем 60 лет своего существования в КНР конституции принимались четыре раза – в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. До принятия в 1954 г. первой Конституции КНР функции временной конституции выполняли Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – высшего органа китайской революции, принявшего на себя функции парламента, и ряд других законодательных актов, в том числе Закон об организации Центрального народного правительства, принятый в сентябре 1949 г. пленарной сессией НПКСК. В этих документах КНР провозглашалась «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая». Основным положениям Общей программы НПКСК была придана юридическая сила первой Конституцией КНР 1954 г.

Действующая Конституция КНР 1982 г. состоит из введения и 138 статей, объединенных в четыре главы .

В качестве одной из особенностей структуры Конституции КНР 1982 г. стоит отметить наличие введения . Оно представляет собой краткое повествование об историческом пути, пройденном народом, в котором отмечены основные этапы национально-освободительной и революционной борьбы китайского народа и дана характеристика современного китайского государства.

Глава 1 «Общие положения» содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, основ экономической системы, развития науки, культуры спорта.

Глава 2. «Основные права и обязанности граждан». В ней закреплены как традиционные для Китая нормы о праве на труд, отдых и образование, так и специфические, вытекающие из особенностей недавней истории Китая (периода «культурной революции»): запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям.

Глава 3. «Государственная структура» наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Ее главная особенность заключается в отказе от принципа разделения властей. Считается, что вся государственная власть должна принадлежать органу представительства народа типа Советов – Собранию народных представителей.

Глава 4. «Государственный флаг, Государственный герб и Столица».

Данный документ называют конституцией «модернизированного социализма». Ей предшествовали первая Конституция КНР 1954 г., 1975 г. (принятая в период «Культурной революции»), а также Конституция 1978 г. (ее рассматривали как временную, и именовали Конституцией четырех модернизаций). Действующая Конституция уже четырежды была подвергнута реформированию. В общей сложности была внесена 31 поправка. По оценкам китайских авторов данные изменения отражают трансформацию отношения КПК ко многим общественным явлениям, имеющим значение для развития конституционного права. Эта трансформация обусловлена движением китайского государства по пути политики «Реформ и Открытости». Упомянутые изменения сопровождают процесс постепенных экономических реформ, преобразующих социалистическую модель экономики в иную, представляющую собой соединение социалистических элементов с элементами рыночной экономики.

Особенности содержания Конституции 1982 г.

  • Конституция устанавливает основы политической системы КНР, особо подчеркивая роль КПК в руководстве народами всех национальностей Китая. На конституционном уровне закрепляется идеологическая вооруженность КПК идеями Мао Цзэдуна, теорией Дэн Сяопина и так называемой идеей «трех представительств» которая означает, что партия представляет весь китайский народ, все производительные силы страны, а также высокую культуру Китая .
  • В Конституции закреплено наличие широкого патриотического Единого фронта, в который под руководством КПК входят некоммунистические демократические партии (их в КНР - 8) и многочисленные общественные «народные» организации (к настоящему моменту – более 2000) . Руководящая роль КПК в государстве и обществе определяется в Конституции как основная предпосылка реализации главной задачи государства на современном этапе - постепенному осуществлению модернизации промышленности, сельского хозяйства, национальной обороны, науки и техники и продвижению гармоничному развитию материальной, политической и духовной культуры.
  • В Конституции уделено большое внимание определению целей и принципов внешней политики китайского государства, а также механизма их реализации. В Конституции предусмотрены пять основных принципов внешней политики КНР :

1. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

2. Взаимное ненападение;

3. Невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода

5. Мирное сосуществование.

Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности КНР считается работа с зарубежными соотечественниками (хуацяо – китайцами, проживающими за границей). В соответствии со ст. 50 КНР «охраняет надлежащие права и интересы китайцев, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев репатриантов и членов семей китайцев, проживающих за границей».

· Конституция предусматривает создание в КНР «особых административных районов» (ст.31, п.13 ст.62), правовой статус которых определяется специальными законами. Статус особых административных районов получили бывшие колонии – Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь). Тайвань рассматривается как «часть священной территории Китайской Народной Республики». Воссоединение Тайваня с материковой частью Китая определяется как важнейшая общенациональная задача, как «священный долг» всего китайского народа. Руководство КНР реализует концепцию «одно государство – две системы».

· Следуя социалистической конституционной традиции, авторы Конституции закрепляют институт основ социалистического общественно-политического, а не конституционного строя , как в западных конституциях. Основной строй КНР – социалистический, вся власть в КНР принадлежит народу; руководящая и направляющая сила китайского общества КПК, ее установки на основе решений ВСНП становятся законами и решениями государства; закрепляется социалистическая экономическая система(основной вид собственности – социалистическая, хотя признается и частная).

· Весьма заметной особенностью действующей конституцией КНР и, пожалуй, наиболее примечательной характеристикой социализма с «китайской спецификой» являются положения об экономической системе КНР (ст.6-18) Конституции.

Во-первых закреплена множественность форм собственности, но они неравноправны между собой. Основой социалистической экономической системы является социалистическая общественная собственность на средства производства. Она выступает в формах общенародной собственности и коллективной собственности трудящихся масс, ликвидируется система эксплуатации человека человеком, осуществляется принцип от каждого – по способностям, каждому - по труду. Сектор экономики, основанный на государственной собственности, определяется как «руководящая сила в народном хозяйстве».

Во-вторых в экономике КНР закрепляется существование «необщественного сектора», который включает индивидуальные и частные хозяйства. Признается частная собственность, хотя ведущая роль по-прежнему закреплена за государственной.

В-третьих государство берет на себя обязательства защите законных прав и интересов частного сектора экономики а, не только поддерживает и направляет развитие необщественного сектора экономики (ст.11).

В-четвертых , в Конституция предусматривает выплату компенсации собственнику земли в случае ее изъятия или реквизиции для общественных нужд и на основании закона (ст.10).

В-пятых , принцип государственного макрорегулирования в настоящее время заменил собой ранее существовавший конституционный принцип всеобъемлющего планирования (согласно ст. 15 экономика КНР развивается на основе сочетания рынка и государственного макрорегулирования.), и в новой редакции Конституции были устранены все положения, касающиеся плановой экономики.

В-шестых , в качестве конституционного был провозглашен принцип расширения хозяйственной самостоятельности предприятий при условии подчинения их единому руководству со стороны государства. Государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, что он будет служить общественным интересам, играть дополнительную роль по отношению к социалистическому сектору.

В-седьмых , конституционно урегулирована и отрытая внешнеэкономическая политика китайского государства, направленная на широкое привлечение иностранного капитала в экономику страны.

  • В китайской конституционной доктрине отсутствует принцип разделения властей. Вся власть должна принадлежать органу представительства народа – собранию народных представителей (китайский вариант Совета). В КНР существует единая соподчиненная пирамида собраний народных представителей, причем нижестоящие формируют вышестоящие, соответственно выборы в КНР являются многостепенными, а не прямыми.
  • Конституция 1982 г. восстановила важнейшие права автономных территориальных образований , ранее провозглашенных в Конституции 1954 г., а также закрепила положение о том, что «председатели автономных районов, начальники автономных округов и автономных уездов должны быть гражданами тех национальностей, которые осуществляют районную автономию» (ст. 114).
  • Конституционный статус личности в КНР базируется на социалистической доктрине прав человека и вместе с тем отражает традиционные китайские моральные воззрения коллективистского характера. Отрицается концепция «естественных прав»: права и свободы предоставляются гражданам КНР только самим социалистическим государством и только государство определяет перечень и объем этих прав и свобод.

Отсутствуют такие права и свободы, как право на жизнь, свобода мысли, свобода передвижения и выбора места жительства. Ряд конституционных обязанностей сформулированы в виде общих принципов и носят моральный характер. Например, имеются в виду следующие обязанности: защищать честь и интересы родины, уважать нормы общественной морали; обязанность трудящихся относиться к своему труду как относятся хозяева страны (ст.42), соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок, уважать нормы общественной морали, беречь общественную собственность, охранять безопасность, честь и интересы родины, защищать отечество и отражать агрессию, при этом воинская служба и участие в народном ополчении является почетной обязанностью граждан; защищать единство государства и сплоченность всех национальностей страны; платить налоги.

Есть несколько прав-обязанностей. Например, праву на образование соответствует конституционная обязанность учиться, а праву на труд – почетная обязанность всех трудоспособных – трудиться.

Специфическая китайская обязанность – обязанность супругов «осуществлять политику планирования рождаемости» (ст.49) Городской семье разрешается иметь не более одного ребенка, а в сельской местности – не более двух (для неханьских народностей эта норма несколько выше). Объясняется существование данной нормы экономическими причинами. Считается, что быстрые темпы роста населения препятствуют обеспечению ему достойного жизненного уровня. ВНП Китая остается низким. Более 25% прироста национального дохода приходится отдавать на нужды нового поколения, что препятствует интенсивному развитию народного хозяйства.

Конституцией также установлено, что граждане КНР, осуществляя свои права и свободы, не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам других граждан (ст.51).