Презентация на тему "конституция тувы". Классный час (6 класс) на тему: Разработка классного часа "Конституция Тувы"

Конституция Тувы

Цель : познакомить с историей создания Конституции Российской Федерации и Республики Тыва, повторить основные атрибуты – государственные символики

Оформление:

  1. Оформление доски:

Понятия Конституция,референдум

Плакаты государственных символик

Фото Буян-Бадыргы

Презентация

Хронологические рамки

Название периода

20-15 тысяч лет назад

Поздний палеолит

6-5 тысяч лет назад

Неолит

Конец III тысячелетия- IX век д.н.э

Бронзовый век

VI-VIII вв.

Тува в составе тюркского каганата

750-840 гг.

Тува в составе уйгурского каганата

IX-XII вв.

Тува в составе государства древних кыргызов

XIII – XIV вв.

Тува под игом монгольских феодалов

XIV в – 1757 г

Тува в составе монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии

1757-1911 гг

Тува под игом Маньчжурской династии

В результате национально-освободительного движения в 1911-1912 гг. тувинский народ освободился от владычества Цинской империи и перед ним встал вопрос о дальнейшей судьбе Тувы.

Исторический выбор

Монголия Китай

Россия Создание самостоятельного Тувинского государства

Монгуш Буян-Бадыргы

  • гун нойон Даа хошуна
  • инициатор и организатор проведения Всетувинского учредительного Хурала
  • основатель и первый руководитель независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики
  • Владел монгольским, тибетским и русским языками
  • Один из авторов первой Конституции

Буян-Бадыргы 26 октября 1913 г. подал прощение на имя российского царя о принятии Тувы под его покровительство:

«Ныне с упразднением в Китае маньчжурской династии и с провозглашением Монголией своей независимости я и мой хошун остались без покровительства, а существовать самостоятельно мы, урянхи, по-прежнему, не можем, а потому Я и мои духовные и светские феодалы, чиновники и весь народ после тщательного продолжительного обдумывания создавшегося положения единодушно решили просить великого цаган-хана принять весь хошун под свою державную руку и покровительство, оставив нам, если это будет признано возможным, т. е. немногие особенности нашего быта, которые изложены в отдельном списке».

29 марта 1914 г. в связи с этими прошениями министр иностранных дел С. Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской о возможности удовлетворить эти прошения принятиям населения Урянхайского края под русское покровительство. Николай II собственноручно начертал на этой докладной записке: «Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 г.»

Под протекторатом понимается покровительство, то есть защита, а не присоединение к Российскому государству, а тем более не завоевание Россией Урянхайского края

Почему выбор Тувы пал на Россию?

  • Непременным условием реализации создания государственности было покровительство России
  • обеспечил возможность сохранения тувинского этноса, так как в противном случае тувинцы вошли бы в состав Внешней Монголии и утратили свою этническую специфику, и прежде всего родной язык, подобно тому, как это произошло с некоторыми из тех групп тувинцев, которые оказались на сопредельных территориях и в самой Монголии

13-16 августа в 1921 году в местечке Суг-Бажы, где находился русский п. Атамановка (ныне с. Кочетово) проводится Всетувинский Учредительный Хурал.

Повестка дня:

  1. Самоопределение Тувы
  2. Принятие правовой Конституции
  3. Установлении дружеских отношений с Россией
  4. Взаимоотношениях тувинцев с местным русским населением

Самостоятельная государственность была подчеркнута всеми атрибутами: Конституцией, формированием органов власти. При этом, необходимо отметить, что вовлеченность Тувы в общероссийские процессы продолжала существовать и укрепляться. Это выражалось во всемерной поддержке проводимых в Туве реформ, и было закреплено в 1944 году официальным вступлением ТНР в состав СССР.

Конституция – это основной закон государства. Обладает высшей юридической силой

Первая Конституция Тувы

  • В первом параграфе Конституции сказано: «Республика Танну-Тува Улус является свободным, ни от кого независящим в своих внутренних делах государством народа Танну-Тува. В международных отношениях республика выступает под покровительством Советской России».
  • Законодательно закреплялось образование Тувинской Народной Республики.

В дальнейшем в истории независимой Тувы были и другие Конституции – 1923, 1924, 1926, 1930, 1936 (не была принята), 1941 годов. Их содержание соответствовало политике и идеологии своего времени. В советский период в Туве была принята Конституция 1978 г., а в постсоветский – Конституция 1993 и 2001гг.

Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

  1. Республика Тыва - Тува есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеет свою Конституцию и законодательство.
  2. Конституционно-правовой статус Республики Тыва определяется Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией. Конституционно-правовой статус Республики Тыва может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом.
  3. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Тыва.

Государственный флаг Тувы

  • Голубой цвет - чистое небо, возвышенность целей, взаимоуважение и согласие в обществе.
  • Белый цвет - чистоту и благородство общественной морали, открытость и самостоятельность государственной политики, он также напоминает о традиционном напитке тувинцев - чае с молоком, который первым делом преподносят гостю, когда он входит в дом
  • Жёлтый (золотой) цвет- богатство и справедливость государства. Также в жёлтом (золотом) цвете содержится отражение исторически сложившихся традиционных религиозных убеждений части населения Республики Тыва.
  • Белые полосы символизируют основные реки, протекающие по территории Республики Тыва, - Бий-Хем и Каа-Хем, а образуемая ими белая полоса, идущая вдоль полотнища флага, - Улуг-Хем (Енисей) - результат слияния двух первых в месте нахождения Кызыла.

Государственный герб Тувы

  • Внешний контур Государственного герба Республики Тыва является стилизованным изображением знака, связанного с представлениями древнетюркских народов об устройстве мира
  • Изображение скачущего на лошади всадника в национальной тувинской одежде отображает традиционный уклад жизни и основной хозяйственной деятельности людей, на протяжении многих веков проживавших на территории Республики Тыва
  • Включение в состав элементов государственного герба Республики Тыва изображения солнца с расходящимися лучами символизирует стремление людей к высоким идеалам, миру и благополучию
  • Смысловое значение изображения ленты «кадак» состоит в отражении гостеприимства и дружелюбия народа Республики Тыва

Гимн Тувы

11 августа 2011 г глава Тувы Шолбан Кара-оол подписал конституционный закон «О государственном гимне Республики Тыва» новым гимном Республики Тыва стала песня «Мен - тыва мен» - «Я тувинец» Окей Шанагаш (слова) Кантомур Сарыглар (музыка).

Тесты.

1. Соотнесите даты и события

1. 1911 – 1912 гг.

  1. 26 октября 1913 г.
  1. прошение Буян-Бадыргы о принятии Тувы в состав России
  2. протекторат России
  3. национально-освободительное движение в Туве против маньчжурского ига

2.Основатель и первый руководитель независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики_________

3.Конституция – это________

4. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба_______

5.Когда была принята действующая конституция Тувы.

6.Что означают голубой, желтый и белые цвета в символике РТ?

МБОУ Солчурской СОШ

Классный час в 6 классе

Конституция Тувы

Классный руководитель 6 класса

Чинан Ш.Л.

Солчур. 2016


Конституция - многогранный политико-правовой документ, определяющий пути развития государства и общества и методы решения назревших в обществе проблем. Она все более весомо влияет на социально-экономические и политические процессы, на механизм принятия решений на различных уровнях социальной системы. Практика применения ее норм не всегда идет гладко, в том числе и из-за сложной социально-экономической обстановки.

Об истории конституционного развития

После Октябрьской революции 1917 года в Туве были проведены совещания по вопросам дальнейшей судьбы и национального самоопределения тувинского народа, образования тувинской государственности, в результате чего 14 августа 1921 г. на Всетувинском учредительном Хурале представителей всех кожуунов Тувы была провозглашена независимая Тувинская Народная Республика (далее - ТНР). Учредительный Хурал принял первую Конституцию ТНР, которая закрепила завоевания национально-освободительного движения народа Тувы и образование республики, заложила основы тувинского национального государства, а также определила систему его высших и местных органов государственной власти.

В октябре 1924 г. на II Великом Хурале принимается вторая Конституция ТНР, которая определила постоянный высший законодательный орган республики - Малый Хурал и его Президиум, чего не было в предыдущей Конституции.

Третья Конституция ТНР была принята в ноябре 1926 г. IV Великим Хуралом. В ней развивались и уточнялись отдельные положения, сформулированные во второй Конституции.

VIII Великий Хурал, состоявшийся в октябре 1930 г., принял четвертую Конституцию ТНР, в которой более подробно были определены природа республики и ее полномочия.

По мере развития экономики и государственного строительства ТНР, изменений в социально-экономических отношениях требовалось совершенствование и ее правовой системы. В связи с этим был разработан и опубликован для всенародного обсуждения проект пятой Конституции ТНР, утвержденный в качестве основного Закона X Великим Хуралом 25 июня 1941 г. 1 Эта Конституция была более совершенной по сравнению со всеми предыдущими прежде всего потому, что на первом месте в ней стояли вопросы общественно-экономического устройства государства. Тува определялась как независимое государство трудящихся (аратов, рабочих и интеллигенции) с некапиталистическим путем развития, основу государственного механизма которого составляли представительные органы государственной власти - Хуралы. Местные органы власти строились в соответствии с административно-территориальным делением республики на кожууны и город Кызыл. Кожууны включали в себя поселки и сумоны, а сумоны - арбаны.

17 августа 1944 г. VII сессия Малого Хурала ТНР приняла Декларацию "О вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик" и обратилась в Верховный Совет СССР с ходатайством принять ТНР в состав СССР на правах автономной области РСФСР. Президиум Верховного Совета СССР Указом от 11 октября 1944 г. удовлетворил ходатайство и предложил Верховному Совету РСФСР принять ТНР в состав РСФСР на правах автономной области. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 октября 1944 г. "О принятии Тувинской Народной Республики в состав Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" ТНР была принята в состав РСФСР на правах автономной области.

В 60-х годах на основе развития экономики и культуры завершился процесс формирования республиканских органов, что окончательно было закреплено на внеочередной XIII сессии Малого Хурала тувинской нации. Одним из проявлений национального самосознания было стремление населения области к созданию в Туве автономного государства, а важной предпосылкой к этому было дальнейшее развитие тувинской государственности.

Вопрос о совершенствовании формы государственности был решен путем преобразования Тувинской автономной области в автономную республику Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 г. "О преобразовании Тувинской автономной области в Тувинскую Автономную Советскую Социалистическую Республику". Этот акт был санкционирован одноименным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1961 г. и окончательно утвержден 8 декабря 1961 г. Законом СССР.

Вновь избранный Верховный Совет Тувинской АССР 10 января 1962 г. на первой сессии сформировал органы государственной власти и государственного управления, принял временные конституционные законы о государственном устройстве, об органах государственной власти и органах государственного управления, об образовании судебных и прокурорских органов, о гербе, флаге и столице Тувинской АССР, которые были утверждены Верховным Советом РСФСР и предназначены действовать впредь до принятия Конституции Тувинской АССР. Временные конституционные законы Тувинской АССР сыграли важную роль в создании тувинского государства в составе Российской Федерации.

С точки зрения общей теории ставится вопрос о том, имеются ли у республик в составе Российской Федерации признаки, которые необходимы для государства и позволяют квалифицировать их как суверенные государства.

К таким признакам можно отнести наличие:

а) самостоятельного законодательного органа;

б) собственной законодательной компетенции;

в) исполнительной власти, ответственной перед законодательным органом;

г) судебной власти;

д) собственной компетенции в управлении;

е) собственных финансовых средств.

О работе Конституционной комиссии

Расхождения в Конституции Тувы с Конституцией Российской Федерации объясняются сложной общественно-политической обстановкой в Российской Федерации и республике, расхождениями между Федеративным Договором и Конституцией Российской Федерации, слабостью усилий Федерального центра по координации конституционного процесса в регионах, неэффективностью национальной и региональной государственной политики в части поддержания депрессивных регионов, отсутствием законодательных актов, четко разграничивающих права и полномочия между федеральными и региональными органами власти.

В связи с необходимостью приведения действующей Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Указом Президента Республики Тыва 8 сентября 2000 г. № 752 "О Конституционной комиссии Республики Тыва" была создана Комиссия. 2 Были проанализированы все этапы конституционного строительства Тувы, разногласия между Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Тыва. В результате совместной работы Верховного Хурала, Президента и Конституционной комиссии было принято совместное решение о разработке новой редакции проекта Конституции Тувы, исключая все коллизии в Конституции Республики Тыва (1993 г.).

При разработке проекта Конституции Республики Тыва Комиссия исходила, прежде всего, из необходимости приведения действующей Конституции Республики Тыва в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Действующая Конституция Республики Тыва, по мнению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде России М. Митюкова, содержит более 40 статей, противоречащих федеральному законодательству. Существующие противоречия проектом устраняются.

В своей деятельности Конституционная комиссия руководствовалась положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. При работе над законопроектом были приняты во внимание положения Конституций республик Алтай, Дагестан, Северная Осетия, Бурятия, Коми, Карелия, уставов Ханты-Мансийского автономного округа, Саратовской области. Учтены были также постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. и его определение от 27 июня 2000 г.

О проекте Конституции республики Тыва

Проект Конституции Республики Тыва состоит из двух разделов, состоящих из 17 глав, разбитых на 145 статей. Главы проекта отражают основные сферы жизнедеятельности общества, государства и включают положения об основах конституционного устройства (глава 1), социальной (глава 5), экономической (глава 6), финансовой (глава 7) и экологической (глава 8) политики. Ключевое значение придается правам, свободам и обязанностям человека и гражданина (глава 2), а также вопросам выборов и референдума (глава 3) - необходимым условиям функционирования гражданского общества. Структуру органов государственной власти республики предлагается установить с учетом исторических, социально-экономических и политических факторов развития Тувы и России (главы 9 и 10). В положениях о судебной власти (глава 11), местном самоуправлении (глава 12), обеспечении правопорядка и безопасности (глава 13), основах государственной и муниципальной службы (глава 14) учтены требования федерального законодателя. Глава 15 (админи-стративно-территориальное устройство) отражает особенности исторически сложившегося расселения жителей республики, территориального устройства Тувы.

Статус республики в статье 1 проекта Конституции устанавливается как демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеющее свою Конституцию и законодательство. Таким образом, сохранен статус Республики Тыва как государства, добровольно вошедшего в состав Союза СССР, на протяжении длительного времени имевшего свою государственность и Конституцию. В целях формирования единого правового поля в Российской Федерации, в отличие от действующей Конституции, статья не содержит норм, устанавливающих суверенитет и право на самоопределение. Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 проекта на территории Республики Тыва действует Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство и общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, проектом не отвергается право народов на самоопределение, свободно устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, предусмотренные Уставом ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 года) и Международным пактом от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах", Декларацией ООН "О принципах международного права" и иными международными актами.

от 01.01.2001 N 337 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1413 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1415 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1583 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1586 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1734 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1829 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1831 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1871 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1873 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 116 ВХ-2, от 01.01.2001 N 118 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 120 ВХ-2, от 01.01.2001 N 188 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 667 ВХ-2, от 01.01.2001 N 669 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 671 ВХ-2, от 01.01.2001 N 673 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 675 ВХ-2, от 01.01.2001 N 677 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 679 ВХ-2, от 01.01.2001 N 748 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 1419 ВХ-2, от 01.01.2001 N 1859 ВХ-2,

от 01.01.2001 N 52 ВХ-1, от 01.01.2001 N 147 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1214 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1427 ВХ-1,

от 01.01.2001 N 1430 ВХ-1, от 01.01.2001 N 1433 ВХ-1),

от 01.01.2001 N 1558 ВХ-1)

Мы, многонациональный народ Республики Тыва,

Выражая свои интересы и волю,

Опираясь на исторические традиции и нравственные принципы предков, передавших нам веру в добро и справедливость, учитывая своеобразие Республики Тыва и ее правовой статус,

Признавая права и свободы человека высшей ценностью, придерживаясь общепризнанных принципов развития демократического общества,

Сознавая свою ответственность перед нынешним и будущими поколениями за политическое, социально-экономическое и культурное развитие Республики Тыва,

Стремясь обеспечить благополучие и процветание народов Республики Тыва,

Руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, принимаем настоящую Конституцию и провозглашаем ее Основным законом Республики Тыва.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ГЛАВА I

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Статус Республики Тыва

1. Республика Тыва - Тува есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеет свою Конституцию и законодательство.

2. Наименования Республика Тыва и Тува равнозначны.

3. Конституционно-правовой статус Республики Тыва определяется Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией. Конституционно-правовой статус Республики Тыва может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом.

Статья 2. Права и свободы человека и гражданина

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Тыва.

Статья 3. Народовластие

1. Граждане всех национальностей, проживающие на территории Республики Тыва, составляют народ Республики Тыва.

2. Исключена. - Конституционный закон Республики Тыва от 01.01.2001 N 1859 ВХ-2.

3. Никто не может присваивать власть в Республике Тыва. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону.

4. Высшим непосредственным выражением власти народа Республики Тыва являются референдум и свободные выборы, проводимые в соответствии с действующим законодательством.

Статья 4. Институты гражданского общества

Государственная власть в Республике Тыва не вмешивается в соответствующую закону деятельность общественных объединений , оказывает поддержку развитию институтов гражданского общества в Республике Тыва.

В целях обеспечения взаимодействия граждан, общественных объединений с органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления , учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания формируется Общественная палата Республики Тыва. Порядок формирования и деятельности Общественной палаты Республики Тыва устанавливается конституционным законом Республики Тыва.

Статья 5. Государственные языки

1. Государственными языками Республики Тыва являются тувинский и русский языки .

2. Республика Тыва обеспечивает гарантии соблюдения прав всех национальностей на сохранение родного языка, создания условий для его изучения и развития.

Статья 6. Территория Республики Тыва

Территория Республики Тыва целостна, неделима и может быть изменена лишь в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституционным законом Республики Тыва.

Статья 7. Административно-территориальное устройство

Республика Тыва самостоятельно устанавливает свое административно-территориальное устройство и порядок его изменения на основе исторически сложившегося расселения и с учетом географического положения, уровня экономического развития отдельных муниципальных образований , численности населения, демографических и других факторов в соответствии с конституционным законом Республики Тыва.

Статья 8. Система права Республики Тыва

1. Систему права Республики Тыва составляют Конституция Республики Тыва, конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва и иные нормативные правовые акты Республики Тыва.

2. Конституция Российской Федерации, как акт, обладающий высшей юридической силой, а также федеральные конституционные законы, федеральные законы, принимаемые по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации имеют прямое действие на территории Республики Тыва.

Статья 9. Принципы разделения государственной власти

1. Государственная власть Республики Тыва осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти при осуществлении своих полномочий самостоятельны.

Статья 10. Система органов государственной власти

(в ред. Конституционного закона Республики Тыва от 01.01.2001 N 1433 ВХ-1)

1. Система органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти Республики Тыва устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Система органов судебной власти устанавливается федеральным конституционным законом.

2. Высшим должностным лицом Республики Тыва является Глава Республики Тыва.

3. Законодательную (представительную) власть в республике осуществляет Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

4. Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Тыва. Правительство Республики Тыва возглавляет Глава - Председатель Правительства Республики Тыва. Наименования Глава Республики Тыва и Глава - Председатель Правительства Республики Тыва являются равнозначными.

5. Судебную власть осуществляют федеральные суды и суды Республики Тыва - Конституционный суд Республики Тыва и мировые судьи

Статья 11. Местное самоуправление

В Республике Тыва признается и гарантируется местное самоуправление, которое в осуществлении своих полномочий самостоятельно в пределах, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящей Конституцией и законами Республики Тыва.

Статья 12. Социальная политика

1. Республика Тыва проводит социальную политику, направленную на создание и обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 26. Свобода мысли и слова

1. Каждому гарантируется свобода мысли и убеждений.

2. Каждому гарантируются свобода слова в целях высказывания своих убеждений, политических и социальных взглядов, если это не нарушает конституционные права и свободы иных лиц, государственную и общественную безопасность либо общественную нравственность.

3. На территории Республики Тыва не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда войны, а также социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

6. На территории Республики Тыва гарантируется свобода массовой информации и печати в пределах, определяемых федеральными законами в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Цензура запрещена.

Статья 27. Право на объединение

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений на территории Республики Тыва гарантируется в соответствии с федеральными законами.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 28. Право избирать и быть избранным

О толковании части 1 статьи 28 см. постановление Конституционного суда Республики Тыва от 01.01.2001 N 2-П.

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Тыва и органы местного самоуправления в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Республики Тыва, участвовать в референдуме Российской Федерации, иных референдумах, проводимых на территории Российской Федерации и Республики Тыва.

2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, вправе участвовать в государственном управлении как непосредственно (через общественные и профессиональные объединения и союзы), так и через своих избранных представителей в федеральные и республиканские представительные органы власти.

Статья 29. Право частной собственности

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных и муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 30. Право на труд

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на своевременное вознаграждение за труд, а также право на защиту от безработицы .

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом и законами Республики Тыва продолжительность рабочего времени , выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 31. Право на защиту семьи

Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Статья 32. Права ребенка

Каждый ребенок имеет право на обеспечение специальной защиты и предоставление возможностей и благоприятных условий для физического, умственного, нравственного и духовного развития в условиях свободы и достоинства.

Статья 33. Право на социальное обеспечение

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 34. Право на охрану здоровья

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно в объеме, гарантированном государством, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов , других поступлений.

Статья 35. Право на образование

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, общего среднего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно.

Статья 36. Право на свободу творчества и культуру

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Статья 37. Право на юридическую помощь

Каждый имеет право на квалифицированную юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях. Юридическая помощь оказывается бесплатно в случаях, предусмотренных законом.

Статья 38. Презумпция невиновности

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Статья 39. Гарантии осужденным

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 40. Право на отказ от дачи показаний

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Статья 41. Правовая защита потерпевших

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 42. Право на возмещение вреда

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 43. Обратная сила закона

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Статья 44. Равенство обязанностей и прав

(в ред. Конституционного закона Республики Тыва от 01.01.2001 N 1859 ВХ-2)

Каждый гражданин несет равные обязанности и права, предусмотренные законом.

(в ред. Конституционного закона Республики Тыва от 01.01.2001 N 1859 ВХ-2)

Статья 45. Соблюдение Конституции Республики Тыва и законов Республики Тыва

Каждый обязан соблюдать настоящую Конституцию и законы Республики Тыва, уважать права, свободы и достоинство других лиц.

Статья 46. Участие в военной службе

Гражданин Российской Федерации несет военную службу. Порядок привлечения граждан к военной либо альтернативной гражданской службе устанавливается федеральным законом.

Статья 47. Охрана окружающей среды

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 48. Охрана исторического, культурного и духовного наследия

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического, культурного и духовного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Статья 49. Обязанности родителей и детей

1. Родители или лица, их заменяющие, обязаны содержать и воспитывать детей до совершеннолетия и обеспечивать получение ими основного общего образования.

2. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих престарелых и нуждающихся в посторонней помощи родителей.

Статья 50. Обязанность платить налоги и сборы

Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

1. Перечисление в настоящей Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Республике Тыва не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 52. Уполномоченный по правам человека в Республике Тыва

1. Уполномоченный по правам человека в Республике Тыва осуществляет деятельность по обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, их соблюдения и уважения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.

2. Полномочия, порядок назначения и деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Тыва определяются Конституционным законом Республики Тыва.

ГЛАВА III

ВЫБОРЫ И РЕФЕРЕНДУМ

Статья 53. Референдум в Республике Тыва

1. Референдум в Республике Тыва проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.

2. Решение, принятое на референдуме в Республике Тыва, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

Статья 54. Выборы в органы государственной власти и местного самоуправления

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет ;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 59. Установленные Конституцией Российской Федерации предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва

В совместном ведении Российской Федерации и Республики Тыва находятся:

а) обеспечение соответствия Конституции, законов и иных нормативных правовых актов Республики Тыва Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование ; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита , включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей Республики Тыва, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Статья 60. Осуществление полномочий федеральной государственной власти в Республике Тыва

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления части своих полномочий могут создавать в Республике Тыва свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

2. Органы государственной власти Республики Тыва оказывают указанным органам содействие в их деятельности и создании необходимых условий для работы.

Статья 61. Полномочия Республики Тыва по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Тыва

1. Разграничение полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Тыва осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Слайд 2

План

Хронология истории Тувы Исторический выбор Становление государственности. Буян-Бадыргы. Что такое Конституция?

Слайд 3

Слайд 4

В результате национально-освободительного движения в 1911-1912 гг. тувинский народ освободился от владычества Цинской империи и перед ним встал вопрос о дальнейшей судьбе Тувы.

Слайд 5

Исторический выбор

Монголия Россия Создание самостоятельного Тувинского государства Китай

Слайд 6

Монгуш Буян-Бадыргы.

гун нойон Даа хошуна инициатор и организатор проведения Всетувинского учредительного Хурала основатель и первый руководитель независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики Владел монгольским, тибетским и русским языками Один из авторов первой Конституции

Слайд 7

Буян-Бадыргы 26 октября 1913 г. подал прощение на имя российского царя о принятии Тувы под его покровительство

«Ныне с упразднением в Китае маньчжурской династии и с провозглашением Монголией своей независимости я и мой хошун остались без покровительства, а существовать самостоятельно мы, урянхи, по-прежнему, не можем, а потому Я и мои духовные и светские феодалы, чиновники и весь народ после тщательного продолжительного обдумывания создавшегося положения единодушно решили просить великого цаган-хана принять весь хошун под свою державную руку и покровительство, оставив нам, если это будет признано возможным, т. е. немногие особенности нашего быта, которые изложены в отдельном списке».

Слайд 8

29 марта 1914 г. в связи с этими прошениями министр иностранных дел С. Д. Сазонов обратился к царю Николаю II с докладной запиской о возможности удовлетворить эти прошения принятиям населения Урянхайского края под русское покровительство. Николай II собственноручно начертал на этой докладной записке: «Согласен. Ливадия, 4 апреля 1914 г.» Под протекторатом понимается покровительство, то есть защита, а не присоединение к Российскому государству, а тем более не завоевание Россией Урянхайского края

Слайд 9

Почему выбор Тувы пал на Россию?

Непременным условием реализации создания государственности было покровительство России обеспечил возможность сохранения тувинского этноса, так как в противном случае тувинцы вошли бы в состав Внешней Монголии и утратили свою этническую специфику, и прежде всего родной язык, подобно тому как это произошло с некоторыми из тех групп тувинцев, которые оказались на сопредельных территориях и в самой Монголии

Слайд 10

13-16 августа в 1921 году в местечке Суг-Бажы, где находился русский п. Атамановка (ныне с. Кочетово) проводится Всетувинский Учредительный Хурал. Повестка дня: Самоопределение Тувы Принятие правовой Конституции Установлении дружеских отношений с Россией Взаимоотношениях тувинцев с местным русским населением

Слайд 11

Самостоятельная государственность была подчеркнута всеми атрибутами: Конституцией, формированием органов власти. При этом, необходимо отметить, что вовлеченность Тувы в общероссийские процессы продолжала существовать и укрепляться. Это выражалось во всемерной поддержке проводимых в Туве реформ, и было закреплено в 1944 году официальным вступлением ТНР в состав СССР.

Слайд 12

Конституция –это основной закон государства. Обладает высшей юридической силой

Слайд 13

Первая Конституция Тувы

  • Слайд 14

    В дальнейшем в истории независимой Тувы были и другие Конституции – 1923, 1924, 1926, 1930, 1936 (не была принята), 1941 годов. Их содержание соответствовало политике и идеологии своего времени. В советский период в Туве была принята Конституция 1978 г., а в постсоветский – Конституция 1993 и 2001гг.

    Слайд 15

    Слайд 16

    Конституция РТ Принята 6 мая 2001 года на всенародном референдуме. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Слайд 17

    "Особенность действующей Конституции Тувы - её высочайшая легитимность" Ш.В.Кара-оол.

    Слайд 18

    Республика Тыва - Тува есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации, имеет свою Конституцию и законодательство. Конституционно-правовой статус Республики Тыва определяется Конституцией Российской Федерации и настоящей Конституцией. Конституционно-правовой статус Республики Тыва может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и Республики Тыва в соответствии с федеральным конституционным законом. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Тыва.

    Слайд 19

    Государственный флаг Тувы

    Голубой цвет - чистое небо, возвышенность целей, взаимоуважение и согласие в обществе. Белый цвет - чистоту и благородство общественной морали, открытость и самостоятельность государственной политики, он также напоминает о традиционном напитке тувинцев - чае с молоком, который первым делом преподносят гостю, когда он входит в дом Жёлтый (золотой) цвет- богатство и справедливость государства. Также в жёлтом (золотом) цвете содержится отражение исторически сложившихся традиционных религиозных убеждений части населения Республики Тыва. Белые полосы символизируют основные реки, протекающие по территории Республики Тыва, - Бий-Хем и Каа-Хем, а образуемая ими белая полоса, идущая вдоль полотнища флага, - Улуг-Хем (Енисей) - результат слияния двух первых в месте нахождения Кызыла.

    Слайд 20

    Государственный герб Тувы

    Внешний контур Государственного герба Республики Тыва является стилизованным изображением знака, связанного с представлениями древнетюркских народов об устройстве мира Изображение скачущего на лошади всадника в национальной тувинской одежде отображает традиционный уклад жизни и основной хозяйственной деятельности людей, на протяжении многих веков проживавших на территории Республики Тыва Включение в состав элементов государственного герба Республики Тыва изображения солнца с расходящимися лучами символизирует стремление людей к высоким идеалам, миру и благополучию Смысловое значение изображения ленты «кадак» состоит в отражении гостеприимства и дружелюбия народа Республики Тыва

    Слайд 21

    Гимн Тувы

    11 августа 2011 г глава Тувы Шолбан Кара-оол подписал конституционный закон «О государственном гимне Республики Тыва» новым гимном Республики Тыва стала песня «Мен - тыва мен» - «Я тувинец» Окей Шанагаш (слова) Кантомур Сарыглар (музыка).

    Слайд 22

    Тесты.

    1. Соотнесите даты и события 1. 1911 – 1912 гг. 2. 29 марта 1914 г. 26 октября 1913 г. прошение Буян-Бадыргы о принятии Тувы в состав России протекторат России национально-освободительное движение в Туве против маньчжурского ига

    Слайд 23

    2.Основатель и первый руководитель независимого государства тувинского народа – Тувинской Народной Республики_________ 3.Конституция – это________ 4. Форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба_______ 5.Когда была принята действующая конституция Тувы. 6.Что означают голубой, желтый и белые цвета в символике РТ?