Панагия сумела икона чудеса. Литургия в монастыре Панагия Сумела. Проекты

Македония — область на севере Греции, занимающая четверть территории страны. Это часть историко-географической области Македонии, освобождённая греческой армией в ходе Балканских войн 1912—1913 годов и закреплённая по Бухарестскому договору в составе Греции.

В двадцати километрах от городка Верии находится монастырь Панагия Сумела, где хранится знаменитый образ Богородицы Сумельской. Сюда он попал из Турции во время переселения понтийских греков в рамках о бмена населением в 1920-е годы . С этой иконой, считающейся творением апостола Луки, связано основание в горах Понта Сумельского монастыря, его развалины считаются национальным памятником Турции .


После смерти апостола Луки (в возрасте 84 лет он принял мученический венец на севере Пелопонеса, в провинции Ахайя) икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины - в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.
Афинскому священнику по имени Василий однажды явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли с ней в восточном направлении.
Иноки обошли все крупные монастырские центры, побывали на Афоне и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы. Добравшись наконец до горы Мела, братия исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери - ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им.

фото из инета

Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережил много бед, но знал времена расцвета и благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы.

(На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.)

Но вернёмся в Грецию - в места, где построен современный монастырь, в который была перенесена Сумельская икона.

Немного кадров по дороге - переезд из Неа Макри (см.предыдущую запись) в Неа Сумела.









Отсюда начинается подъем к монастырю по горной дороге. По пути привлекают внимание мраморные карьеры.







Наконец - сам монастырь Панагия Сумела. Территория небольшая, и кадров у меня совсем немного.



Та самая древняя Сумельская икона Богородицы. А также крест с частицей Животворящего Креста Христова.



Обратная дорога.





















По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 18 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге будет находиться чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

11 сентября святыня прибывает из Греции в Санкт-Петербург в Казанский кафедральный собор . 12 сентября святыня проследует во главе Общегородского Крестного хода до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . По окончании Крестного хода чудотворный образ будет доставлен в Спасо-Преображенский собор .

Икона Божией Матери «Панагия Сумела» будет находиться в Спасо-Преображенском соборе с 12 по 18 сентября, все желающие могут поклониться святому образу.

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Вновь им явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал. Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, Бог пощадил его, и на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. В 1923 году икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство разрешило вывезти, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции.

15 августа 2010 года в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Внесла неоценимый вклад в европейскую культуру. Литература, архитектура, философия, история, другие науки, система государственности, законы, искусство и мифы Древней Греции заложили основу современной европейской цивилизации. Греческие боги известны во всем мире.

Греция сегодня

Современная Греция мало знакома большинству наших соотечественников. Страна находится на стыке Запада и Востока, соединяя Европу, Азию и Африку. Протяженность береговой линии составляет 15 000 км (с учетом островов)! Наша карта поможет найти самобытный уголок или остров , на котором еще не бывал. Мы предлагаем ежедневную ленту новостей . Кроме того, много лет мы собираем фото и отзывы .

Отдых в Греции

Заочное знакомство с древними греками не только обогатит Вас пониманием того, что все новое – это хорошо забытое старое, но и побудит отправиться на родину богов и героев. Где за развалинами храмов и обломками истории живут наши современники с теми же радостями и проблемами, как и их далекие предки тысячелетия назад. Вас ждет незабываемый отдых , благодаря самой современной инфраструктуре в окружении девственной природы. На сайт Вы найдете туры в Грецию , курорты и отели , погода . Кроме того, у нас вы узнаете как и где оформляется виза и найдете Консульство в Вашей стране или греческий визовый центр .

Недвижимость в Греции

Страна открыта для иностранцев, желающих приобрести недвижимость . Любой иностранец имеет на это право. Только в приграничных районах не гражданам ЕС необходимо получить разрешение на покупку. Однако поиск законных домов, вилл, таунхаусов, квартир, правильное оформление сделки, последующее обслуживание представляют непростую задачу, которую много лет решает наша команда.

Русская Греция

Тема иммиграции остается актуальной не только для этнических греков, живущих за пределами своей исторической родины. На форуме для иммигрантов обсуждаются как юридические вопросы , так и проблемы адаптации в греческом мире и, вместе с тем, сохранения и популяризации русской культуры. Русская Греция неоднородна и объединяет всех иммигрантов, говорящих на русском языке. В то же время, в последние годы странане оправдывает экономических ожиданий иммигрантов из стран бывшего СССР, в связи с чем мы наблюдаем обратное переселение народов.
Я расскажу вам историю, в чем-то похожую на сказку, хотя на самом деле это самая настоящая быль. Живет в городе Олбани США среди других своих соотечественников г-н Саввас Maфилиос.

В прошлом году, в день Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа (Греч. стиль - Прим. ред.), г-н Mафилиос, офис которого находится рядом с греческой церковью того города, сидя в тишине дня, погруженный в свои мысли о старом родном городе, о своем бурном эмигрантском прошлом, задремал в своем кресле.

Здесь мы предоставим возможность рассказать самому г-ну Мафилиосу о своем необычном “видении”. Цитируем выдержки из соответствующего письма, написанного им в тот же день:

“Я вздремнул в своем кресле и во сне оказался в нашей церкви. Там я увидел живой образ Богоматери. Золотящийся и ярко светящийся, он вдруг заговорил и обратился ко мне со словами: “Какая у вас красивая церковь! А сколько великолепных святых икон! Почему не принесете вы и Меня, Сумелиотиссу, сюда, в вашу церковь, дабы узрели Меня и поклонились Мне благочестивые христиане, и прежде всего наши понтийские соотечественники. Они, где бы ни находились, несут в себе наследие отцов своих, нравы и обычаи, но могут растеряться на просторах этой благословенной страны. Возьми, чадо мое, свое перо, и начни писать и ходатайствовать, чтобы привезли Мой образ и поставили прямо здесь, в этом месте… придите все в церковь, чтобы видела я вас в радости, и не забывайте о дне памяти Моей - 15 августа”.

В продолжении подробного рассказа о своем чудесном сновидении г-н Maфилиос добавляет:

“Не прошло и десяти-пятнадцати минут, как я проснулся с необычайной радостью в душе, вновь и вновь переживая свой удивительный сон, как вдруг вижу в дверях своего офиса старосту нашей церкви, преподобного Димитриса Илиопулоса, родом из Аркадии. Он сказал: “Я прочитал в журнале “Понтийский очаг” о чудесах и истории “Панагии Сумела”. Напиши, пожалуйста, своим соотечественникам, чтобы они прислали нам Ее икону, а я, в свою очередь, помогу, чем смогу”. Не на шутку взволновавшись, я спросил его: “Каким же образом мы Ее привезем?” На что он ответил: “Напиши такому-то человеку” и так далее, а я открыл, что наказала мне такое во сне сама Богородица!”

Г-н Мафилиос немедля написал письмо. Он и преподобный отец Димитрий, были охвачены блаженными чувствами и Божественным страхом, ощущаемым теми, кто считают для себя за счастье выполнение Божественного наказа.

Их благочестие, конечно, не оставило равнодушным Управление Ассоциации “Панагия Сумела”, да и наказом Самой Пресвятой Богородицы нельзя было пренебречь. Письмо отправили в церковь Панагия Сумела в Кастанье, где наш соотечественник и художник Ставрос Kaлефрас создал такой же достопочтенный образ, впоследствии подобающе украшенный, после чего икона была послана в Афины, чтобы отправиться оттуда в Америку, где так дивно предстала перед взором нашим Сумелиотисса!

Письмо господина Maфилиоса хранится по сей день в архиве монастыря, не только как доказательство христианской веры и благочестия, но, главным образом, как свидетельство непрерывности чудесных появлений Богородицы Понтийской.
Журнал “Понтийский Очаг”, 1953 г.

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце - это произошло в 1911 году - с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду-Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.

Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь - знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой , было Панаги́я Афинио́тисса , то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев . Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит , апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии , написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом . По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквейгорода Фивы . После его смерти его ученик по имени Ананий п ередал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.

После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы:
«Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью Эвксинского Понта (Чёрного моря). Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда , остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака, хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти , берущей начало с горы Мела . Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья.
Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…
Варнава и Софроний, войдя в пещеру, преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства города Афины до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион .Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть - это очертания одного глаза Богородицы.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках - это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди , в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с ихисторической родины , состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…

С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.

В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест - это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.

ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP





Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела


Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери