Памятник святым евдокии московской и дмитрию донскому с детьми. Памятник в Георгиевске

Георгий Победоносец - почитаемый святой в христианстве. Его изображения встречаются на монетах и печатях начиная с IV века, на Руси уже в XI веке стали появляться храмы и монастыри, освященные в честь него. Он изображен на и Российской Федерации. На территории России установлено огромное количество памятников Георгию Победоносцу. О них и пойдет речь в статье.

История жизни Святого Георгия

Георгий Победоносец - особо почитаемый святой в христианской религии. Самое известное сказание о нем - «Чудо о змие». Существует много версий и вариантов его жития, но самые распространенные - греческий и латинский.

Согласно греческому сказанию, родился он в III веке, в достаточно обеспеченной семье. В юном возрасте поступил на военную службу. Вскоре благодаря своему уму, мужеству и физической подготовке он стал военным начальником и любимцем императора. После смерти матери получил огромное наследство. Но когда начались гонения на христиан, он раздал все свое имущество беднякам и перед императором провозгласил себя верующим христианином. Его арестовали и пытали. Он мужественно перенес все мучения и не отрекся от своей веры. Разгневанный император приказал казнить Георгия. Позже он был причислен к лику святых.

Святой стал очень популярным еще во времена раннего христианства. Так, в Римской империи уже с IV века стали появляться храмы, названные в честь него. Он считается покровителем доблестных воинов и земледельцев. На Руси праздновали день Святого Георгия (Юрьев день) - 23 апреля и 26 ноября, в Новгороде и Киеве в XI веке были основаны монастыри. Изображения Святого стали изображать на монетах и печатях.

Со времен Дмитрия Донского он становится покровителем Москвы. С именем святого связано имя основателя столицы - Долгорукого Юрия. Юрий, Егорий, Гурий, Рюрик - все это варианты имени Георгий. В настоящее время Георгий Победоносец изображен на гербе и гербе Российской Федерации.

В России восстановлены Георгиевский крест и Орден Святого Георгия. Символом Дня Победы уже много лет является Георгиевская лента.

Георгию Победоносцу установлено огромное количество памятников на территории России.

Описание памятников Георгию Победоносцу в Москве

Святой великомученик Георгий Победоносец является покровителем столицы и изображен на гербе Москвы. В городе ему установлено 5 памятников:

  • установлен в самом центре столицы - на Манежной площади. В 1997 году закончилось строительство Торгового комплекса «Охотный ряд», на поверхности купола которого был установлен памятник Георгию Победоносцу. Вокруг сооружен фонтанный комплекс. Скульптура является творением Церетели Зураба. Изображает она Георгия Победоносца, который поражает змея.
  • Второй памятник установлен на Поклонной горе у Обелиска Победы. Открытие его было приурочено к 50-летию годовщины Великой Победы. Автор скульптуры - Церетели Зураб. Скульптурная композиция изображает фигуру святого, который своим копьем пытается разрезать змея. Памятник символизирует борьбу добра и зла.

  • Третий памятник Георгию Победоносцу в Москве установлен во дворе Студии военных художников имени Грекова. Автор - Таратынов Александр. Скульптурная композиция изображает фигуру совсем юного Георгия Победоносца, который, сидя на коне, поражает копьем злого змия.
  • Четвертый памятник установлен на Комсомольской площади в 2012 году, между Ярославским и Ленинградским вокзалами. Это, по сути своей, памятник-фонтан, который представляет собой бассейн из гранита, в центре которого скульптура святого. Автор работы - Щербаков Сергей. Скульптуру Георгия с четырех сторон украшают фонтаны, которые бьют вертикально вверх. Плиты с названиями всех московских вокзалов и городов-пунктов прибытия выложены вокруг фонтана.
  • Пятый памятник Георгию Победоносцу в Москве, самый малоизвестный, расположен в Кремле. Установлен он на Малом куполе Монумент с очень интересной историей и судьбой.

В 1995 году скульпторами была воссоздана ранее утраченная скульптура святого, который поражает дракона. Вес ее - около 2 тонн, отлита она из бронзы. Это копия древнего творения скульптора Казакова, чье произведение было утрачено для России навсегда. Вот эта трагическая история.

В 1787 году Екатерина Великая праздновала свое 25-летие царствования. Было завершено к этой торжественной дате строительство здания Сената в Москве. Купол его венчала статуя Георгия Победоносца. Весил монумент около 6 тонн, был отлит из цинка и покрыт золотом. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого, на его голову возлагали лавровый венок.

Во время захвата войсками Наполеона Москвы в 1812 году статую сняли, распилили и отправили во Францию. Так первоначальная скульптура была утрачена для государства навсегда.

Во Владикавказе есть уникальный памятник, расположенный на высоте более 20 метров и прикрепленный к скале частью плаща святого. Вес монумента - около 28 тонн, высота его - 6 метров. Памятник называется «Георгий Победоносец, который выскакивает из скалы». Визуально он как будто парит в воздухе. Автор скульптуры - Ходов Николай.

Святой Георгий изображен гордо смотрящим вдаль, он не сомневается, что одержит победу. Скульптура изображена в динамике, плащ развивается на ветру. Монумент выполнен из бронзы и покрыт серебристой краской.

У местных жителей сложилось поверье, что если загадать желание, находясь под памятником, оно обязательно сбудется.

Георгий Победоносец - почитаемый святой в Северной Осетии. Он считается покровителем мужчин, воинов, путников. В Осетии его называют Уастырджи.

У местных жителей в эпосе есть герой, который является победителем и покровителем воинов, во время христианизации территории его имя стали ассоциировать с именем Георгия Победоносца, и эта ассоциация прижилась.

Памятник в Георгиевске

Интересным памятником Георгию Победоносцу является монумент, установленный в центре Георгиевска. Автор скульптуры - Алиев Камиль. Монумент создан из цемента и покрыт бронзовой краской. Вес его - около 15 тонн. Всадник на коне поражает копьем змея. Высота всадника - 4 метра, установлен монумент на постаменте высотой 1 метр.

Памятники в России и в мире

Памятники Георгию Победоносцу установлены во многих городах России: Иваново, Краснодар, Нижний Новгород, Рязань, Севастополь, Якутск и многие другие города.

Георгия Победоносца почитают в Грузии, Турции, Греции, Германии, Франции.

На изображен щит с Георгием Победоносцем, который поражает змея. Георгиевский крест (красный прямой крест на белом фоне) представлен на флагах Грузии, Великобритании и гербе Милана.

За рубежом памятник Святому Георгию установлен в Мельбурне (Австралия), в Софии (Болгария), в Бобруйске (Беларусь), в Берлине (Германия), в Тбилиси (Грузия), в Нью-Йорке (США), в Донецке и Львове (Украина), в Загребе (Хорватия), в Стокгольме (Швеция).

Вместо заключения

Во многих городах России и зарубежных стран мира увековечен Святой Георгий Победоносец в виде памятников, памятных знаков и барельефов. Самый распространённый его образ, всадник, который поражает копьем змия - это символ победы добра над злом. Именно этот символ очень близок России, которой приходилось не раз в своей истории сталкиваться со злом и побеждать его.

4 ноября 2016 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Церемонию посетили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев , председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, члены Правительства России, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

Из числа представителей Русской Православной Церкви присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда .

Также присутствовали митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, архиепископ, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев и другие представители традиционных религий.

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин:

«Ваше Святейшество! Уважаемые москвичи! Дорогие друзья!

Приветствую вас и поздравляю с открытием памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России.

Новый памятник? дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.

Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.

Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.

И сегодня наш долг? вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства. Успехов и благополучия всем гражданам России».

Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!

Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, "где кто како служит Богу". Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу - выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, - это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности - это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен - и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник - напоминание всякому, взирающему на него: "А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?"

Христианин - это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности - это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, - это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком - так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда - для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, - тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, - не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру - это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

На церемонии также выступила президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына.

Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил скульптурное изображение Крестителя Руси освященной водой.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Данилова ставропигиального монастыря (регент? Г.Л. Сафонов).

Затем Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили открытие XV выставка-форума «Православная Русь» в Центральном выставочном зале «Манеж».

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Правительства города Москвы. По информации РВИО, памятник изготовлен за счет средств общества и частных пожертвований. Работы по благоустройству Боровицкой площади и установке памятника осуществлены Правительством Москвы за счет средств города.

Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; архитектор И.Н. Воскресенский, заслуженный архитектор Российской Федерации, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.

Памятник князю Владимиру изготовлен из бронзы, постамент? из гранита, высота фигуры? 16 метров, высота постамента? 2 метра.

Архитектурное решение по благоустройству территории вокруг монумента было предложено в ходе международного конкурса, победителями которого стали молодые архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок. Согласно проекту, одобренному заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином, Боровицкая площадь предстает в виде волн, символизирующих Крещение Руси.

Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, однако геологическая ситуация не позволила реализовать этот проект. После широкого общественного обсуждения и согласования с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО был утвержден проект установки памятника на Боровицкой площади в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».

В прошлом году, когда отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, памятники Крестителю Руси были установлены в Ростове Великом, Саракташе (Оренбургская область), Батайске (Ростовская область), Кемерове, Волоколамске, Смоленске, Владимире.

Место установки памятника? Боровицкая площадь было выбрано жителями столицы в результате интернет опроса, проведенного Российским военно-историческим обществом, а также голосования на портале «Активный гражданин».


Галина Васильевна Ананьина — историк-архивист, основательница фонда «Гильдия ювелиров России» и «Женского православного патриотического общества», а также автор разнообразных проектов […]

Галина Васильевна Ананьина — историк-архивист, основательница фонда «Гильдия ювелиров России» и «Женского православного патриотического общества», а также автор разнообразных проектов и программ православной тематики подготовила к печати свою новую книгу «Святой равноапостольный князь Владимир в монументальном искусстве».

В своей новой работе Галина Васильевна рассказала много интересного о памятниках святому Крестителю Руси как в России, так и за ее пределами. Корреспондентам «Российской газеты» удалось взять у нее интервью, которое редакция нашего портала публикует в некотором сокращении:

«Галина Васильевна, эмоциональная дискуссия о месте памятника князю Владимиру в Москве завершена досрочно. С местом определились. Но страсти вряд ли утихнут: спорили ведь не только о том, где стоять скульптуре. Были люди, которые спрашивали — зачем ставить памятник князю в городе, где он никогда не был?

Галина Ананьина: Я убеждена, что страсти разгорались от недостатка знаний. Святой Владимир не посещал Москву? Но вообще-то он скончался от болезни в своей резиденции под Киевом летом 1015 года. А первое летописное упоминание о Москве датировано весной 1147 года.

Задам встречный вопрос: а бывал ли святой князь Владимир в Буэнос-Айресе? А в Лондоне? В Торонто? Или, скажем, в Брисбене? Но в Аргентине, Великобритании, Канаде и Австралии он увековечен в граните и бронзе.

Святой князь и в Польше не бывал, но в этом году ему открыли памятник в Гданьске. Кроме того, руководствуясь такой логикой, можно спросить — чем дорог Креститель Руси для католического Рима? Но тем не менее месяц назад, 11 октября, освятили памятник князю Владимиру в римской Святой Софии.

Сам факт установки памятника князю Владимиру в Риме радует. Но один нюанс: на монументе князь назван «крестителем Руси-Украины». Вообще-то при его жизни была только Киевская Русь. В 988 году он выбрал православие в качестве религии для Древнерусского государства, крестился сам, крестил народ. Называть его крестителем Украины, это все равно что заявить: он — креститель РФ. Да не было при нем деления на Русь и Украину! Зачем корректировать историю?

Галина Ананьина: Опять все из-за дефицита исторических знаний. Знаете, где установлен первый в мире памятник святому князю Владимиру? В Киеве. Его называют по-разному — монумент Магдебургскому праву, Крещению Руси. Воздвигнут на месте, где принимали крещение сыновья Владимира. Сначала там поставили часовню, а в 1802-1808 годах над часовней воздвигли колонну в честь святого князя Владимира и императора Александра I, который своим указом предоставил Киеву статус города с правом на частичное самоуправление.

Так и выбито в камне: «Святому Владимиру просвътителю Россiи». Киевляне безоговорочно отождествляли себя с Россией. На заметку современникам.

А эта доска сохранилась до наших дней?

Галина Ананьина: Все сохранилось, и я молюсь за то, чтобы нынешнему поколению славян хватило ума и достоинства уважать историю. Сомневающиеся могут прийти к памятнику и удостовериться. Доска — на так называемом нижнем памятнике святому Владимиру, это один из самых старых монументов в столице Украины. Сооружен на средства киевского магистрата и граждан. Архитектор — Андрей Меленский. Выдающийся киевский зодчий, знаменитость. Его портрет писал Тарас Шевченко.

И еще обратите внимание — на этом памятнике граждане написали слова благодарности не только князю Владимиру, но и императору Александру I. Тут еще и сакральная связь. Как известно, князь Владимир крестился в Корсуни, это нынешний Херсонес, район Севастополя. Сейчас на этом месте возвышается Владимирский собор. Еще один собор аналогичной архитектуры — в центре Севастополя, он больше известен в качестве «усыпальницы адмиралов».

После крещения князь Владимир переродился: 
покаялся за грехи, 
прощал врагов и изменников

С именем Александра I связана удивительная история. В 1825 году император встречается с адмиралом Алексеем Грейгом, и последний предложил увековечить место крещения князя.

Кто такой Алексей Грейг? Сын знаменитого шотландского морского офицера Сэмюэля Грейга, перешедшего на российскую службу из английского флота. Участник всех морских сражений того времени, Алексей Грейг стал главным командиром флота и портов Черного моря.

Флот фактически создавался, и для этого адмирал Грейг был поставлен на эту должность. Со своей миссией он справляется блестяще, но при этом занимается еще и археологическими раскопками в районе места крещения князя Владимира. Вполне очевидно, что надо было обладать немалым мужеством, чтобы обратиться с докладом к императору по делам, с флотом прямо не связанным.

И это ведь при том, что адмирал Грейг — шотландец по крови и лютеранин по вере.

Галина Ананьина : А еще — великий патриот России, понимавший значение православия для Российской империи. Яркая личность, государственного масштаба человек, каких мало. Первоночально он планировал построить церковь или обелиск, но когда начали собирать пожертвования на строительство, то выяснилось, что денег хватит на большее. Решили строить храмы. Продолжил дело возведения Владимирских соборов преемник Грейга, знаменитый адмирал Михаил Петрович Лазарев.

Император Александр I, фактически благословив великий проект, вскоре умер. 1 декабря исполнится 190 лет со дня смерти этого великого человека, многие дела которого несправедливо забыты. Все ли знают, что именно он заложил принципы европейской общности? Во избежание войн, подобных тем, что вел Наполеон, им была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз при руководящей роли России. Современный Евросоюз стал возможен благодаря личным усилиям российского императора.

Или вот знаменитые Венские балы — их проводят и в Вене, и в Москве. А ведь эта традиция пошла от Венского конгресса, где блистал Александр I. Идея — победители торжествуют и танцуют.

Галина Васильевна, а после Киева в каких еще городах в XIX веке были еще воздвигнуты памятники князю Владимиру?

Галина Ананьина: В Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга. Запечатлен его образ и на памятнике 1000-летия Руси в Великом Новгороде. Памятник очень известный, эпохальный. Но не все знают, что всего на этом памятнике 128 фигур и две из них — фигуры князя Владимира. В среднем ярусе композиция «Крещение Руси»: Владимир Святославич стоит с поднятым вверх восьмиконечным крестом, женщина протягивает ему ребенка. А в композиции «Просветители» он в хорошей компании: среди Кирилла и Мефодия, великой княгини Киевской Ольги.

В 1883 году на храме Христа Спасителя был надвратный горельеф святому князю. Горельеф разрушен при взрыве храма, воссоздан в 1999 году.

На первой Оружейной палате в Московском Кремле, которая была построена по указу Александра I, в верхнем скульптурном ряду был огромный барельеф: «Выбор веры князем святым Владимиром». Но кроме рисунков, ничего не сохранилось. К сожалению.

2015 год — 1000-летие со дня кончины князя Владимира. Поэтому памятников открывается очень много. На чьи деньги и по чьей инициативе?

Галина Ананьина: Уточню: парад установки монументов князю берет свое начало не с 2015-го. В 1988 году по случаю 1000-летия крещения Руси были открыты монументы в Буэнос-Айресе, Лондоне, Торонто и Брисбене. Строили их на средства РПЦ и местных общин наших соотечественников. Тогда же установили первый и единственный памятник святому в СССР — в Москве, в Свято-Даниловом монастыре.

А с начала 2000-х годов памятники устанавливают уже повсеместно. В Пскове, Владимире, Туле, селе Зимнее Волынской области, Днепропетровске, Коростене, поселке Любеч Черниговской области — газетной площади не хватит все перечислить. Скоро откроют и в Калининграде.

На чьи деньги? Обычно просто объявляется сбор средств. Открывают при участии губернаторов и митрополитов. Причем не только православных церквей. В польском Гданьске памятник открыт по инициативе прихожан местной греко-католической общины.

В Астрахани установлен величественный 4-метровый бронзовый монумент Владимиру. Стоит он вблизи потрясающей красоты храма — кафедрального собора Равноапостольного князя Владимира. И этот памятник христианскому святому возведен на деньги, которые выделил президент Азербайджана Ильхам Алиев из Фонда имени первого президента республики Гейдара Алиева.

Где-то еще возникали споры о личности князя, подобные тем, что разгорелись этим летом в Москве?

Галина Ананьина: Нигде и никогда! Оппоненты — назовем их так — вспоминают, сколько у Владимира было жен, какие города захватил, сколько людей в его битвах погибло. Но вспомните, о каком времени идет речь. Какие тогда были нравы! После крещения князь Владимир переродился. В конце жизни покаялся за грехи, прощал врагов и изменников. В этом суть христианства. И он не только креститель, но и великий просветитель Руси.

Что касается спора вокруг памятника Владимиру в Москве, то скажу: негатив всегда находит дорогу, а позитиву надо помогать пробиться. Когда мы боролись за установление в Александровском саду Кремля памятника патриарху Гермогену — тоже раздавались голоса против. И это при том, что служение Гермогена пришлось на период Смутного времени, и без него просто бы не было России. Нам тогда тоже говорили: из этой затеи ничего не выйдет. А ведь вышло.

В день открытия в консерватории ставили посвященную Гермогену оперу. До последнего момента было неясно, приедет ли Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Место для Патриарха было приготовлено в престижном шестом ряду. И вдруг Патриарх входит. Я сначала его не узнала — на освящении памятника у Кремля он был в белом клобуке и соответствующих парадных одеяниях. А к нам пришел в скромном монашеском одеянии. На престижное место не сел, прошел в ложу. Я видела: во время оперы в его глазах стояли слезы… Понимаете, мы обязаны помнить людей, определивших историю страны. Гранит, мрамор, бронза и благодарственные слова, выбитые в камне, важны. Но за всем этим стоит нечто большее.

В Российской империи был орден Святого Владимира — учрежден Екатериной II, отменен в 1917-м. Позже восстановлен, но уже как церковная награда. Может, уже пришло время ввести его снова в реестр государственных наград?

Галина Ананьина: В такой год не только можно, но просто нужно ввести. Посмотрите, кто им награжден! Одним из первых был удостоен высшей 1-й степени ордена полководец Александр Суворов. Среди орденоносцев и такие легендарные личности, как Александр Голицын, Петр Румянцев, Григорий Потемкин, Федор Ушаков, Барклай-де-Толли. Символично, что за морские сражения удостоен ордена и адмирал Алексей Грейг.

На создание храмов и памятников уходят месяцы и годы, а вот чтобы сделать орден государственной наградой не надо много времени и ресурсов. 2015 год юбилейный, и очень важный в плане памяти князя Владимира, и вернуть орден в реестр госнаград вполне можно успеть. Еще не поздно».

Вконтакте

Памятник Святому Вацлаву в Праге является национальным памятником культуры. Бронзовая конная скульптура установлена перед Национальным дворцом в самой высокой точке Václavské náměstí, и это место по традиции чехи именуют Вацлавак.

Памятник покровителю Чехии в районе появился еще в бытность Конского рынка. Но был он совсем иным, нежели тот известный монумент, который украшает нынешнюю площадь, и у которого бывает каждый посетитель Праги.

Монумент создан в сотрудничестве чешских мастеров. Автор скульптуры – Йозеф Вацлав Мысльбек, постамент создал архитектор Алоиз Дриак, оформление монумента орнаментами выполнил Целда Клоучек.

История объекта

Во 70-е годы XIX столетия Конский рынок в Праге подвергли масштабным преобразованиям. Там, где еще недавно шла бойкая торговля лошадьми, стала закладываться большая площадь. Поскольку ранее на рыночной территории был установлен памятник Святому Вацлаву, название будущей площади было предрешено. Однако каменную конную скульптуру перенесли в Вышеградскую крепость.

Размах новой площади требовал монумента в новом стиле, в связи с чем в 1894 году объявили конкурс среди скульпторов Чехии. Из предложенных проектов лучшим был признан всадник – динамичная скульптура, изображающая Святого Вацлава смелым и решительным воином.

Работы по воплощению замысла на Вацлавской площади растянулись более чем на 30 лет. Первоначальный проект в процессе приобрел некоторые изменения. На скульптуре Вацлава появился шлем, менялись и скульптуры, составляющие окружение всадника.

Статуя всадника высотою в 5,5 м была отлита из бронзы в 1912 году. В то же время установлен и постамент из полированного гранита. Постамент дополнили скульптурами некоторых идейных соратников Вацлава. Появлялись данные составляющие монумента в разные годы. Последней установили статую Св. Анежки в 1924 г.

Предварительное открытие памятника состоялось в 1913-ом, но усовершенствование объекта продолжалось, и официальное открытие пришлось на 1935 год.

Кто изображен

Святой Вацлав, держащий в руке 7-метровое копье, главенствует не только в мемориальной композиции, но и над всей площадью.

Князь Вацлав – первый из значимых правителей в истории Чехии. За свой недолгий век (менее 30 лет) он последовательно внедрял христианство на смену язычеству, построил в 929 году каменную церковь в , посвященную Святому Виту. Эта миссионерская деятельность привела к тому, что князь Вацлав был убит в 936 году в результате заговора. Историки до сих пор исследуют причастность к заговору родного брата Вацлава – князя Болеслава.

Главную фигуру монумента окружают скульптуры четырех святых, имеющих прямое отношение к жизни Вацлава или ставших его последователями. Справа (на переднем плане фото) размещены статуи Св. Прокопа и Св. Войтеха. По левую сторону впереди установлена скульптура Св. Людмилы, а за ней – Св. Анежки.

Святая Людмила сыграла самую важную роль в жизни Вацлава. Она была бабушкой юного князя и воспитывала его, прививая христианские взгляды и ценности.

Значимость

Святой Вацлав – покровитель Чехии. Его чтят как справедливого и мудрого правителя, который стремился поднять уровень чешского государства. День гибели князя Вацлава 28 сентября является национальным праздником – день Чешской государственности.

28 сентября в соборе Святого Вита и других храмах страны проходит молебен в честь святого. К этой дате приурочен фестиваль «Святовацлавские торжества». В театрах и соборах проходят концерты духовной музыки.

Роль памятника в общественной жизни

В настоящее время у памятника Святому Вацлаву проходят многие общественные акции – митинги, собрания, политические акты.

Вацлавак – известное место для встреч. Как правило, отсюда начинаются многие экскурсионные маршруты по Праге, а также это место сбора для выездных экскурсий.

Конная статуя Вацлава вдохновила скандального скульптора Давида Черни на создание комического памятника, где князь изображен на перевернутом коне. Статую коня можно увидеть в Праге в пассаже Люцерна.

Местонахождение памятника на карте города

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после возложения цветов к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади возглавили церемонию открытия памятника святому равноапостольному великому князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Церемонию посетили председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, министр иностранных дел РФ С.В. Лавров, министр обороны РФ С.К. Шойгу, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, мэр Москвы С.С. Собянин, члены Правительства России, депутаты, представители общественных организаций, деятели науки, культуры и искусства.

Из числа представителей Русской Православной Церкви присутствовали председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Также присутствовали митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Татжуддин, главный раввин России Берл Лазар, архиепископ, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев и другие представители традиционных религий.

Участников церемонии приветствовал Президент России В.В. Путин:

«Ваше Святейшество! Уважаемые москвичи! Дорогие друзья!

Приветствую вас и поздравляю с открытием памятника святому равноапостольному князю Владимиру. Это большое, значимое событие и для Москвы, и для всей нашей страны, и для всех российских соотечественников. Символично, что оно проходит в День народного единства и именно здесь, в центре столицы, у стен древнего Кремля, в самом сердце России.

Новый памятник ― дань уважения нашему выдающемуся предку, особо почитаемому святому, государственному деятелю и воину, духовному основателю государства Российского.

Князь Владимир навсегда вошел в историю как собиратель и защитник русских земель, как дальновидный политик, созидавший основы сильного, единого, централизованного государства, объединившего в результате в одну огромную семью равные между собой народы, языки, культуры и религии.

Его эпоха знала немало свершений, и важнейшим, определяющим, конечно, ключевым из них было крещение Руси. Этот выбор стал общим духовным истоком для народов России, Белоруссии, Украины, заложил нравственные, ценностные основы, которые определяют нашу жизнь и поныне.

Именно прочная нравственная опора, сплоченность и единение помогали нашим предкам преодолевать трудности, жить и побеждать во славу Отечества, из поколения в поколение укреплять его мощь и величие.

И сегодня наш долг ― вместе противостоять современным вызовам и угрозам, опираясь на духовные заветы, на бесценные традиции единства и согласия, идти вперёд, обеспечивая преемственность нашей тысячелетней истории.

Дорогие друзья! Поздравляю вас с Днем народного единства. Успехов и благополучия всем гражданам России».

Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Кирилл:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Дорогие участники торжественной церемонии!

Святой князь Владимир подошел к вопросу выбора веры очень прагматически: отправил своих послов, чтобы понять, «где кто како служит Богу». Это свидетельство глубинной нелживости князя, его стремления предельно честно и объективно подойти к самому важному вопросу - выбору веры.

Сегодня мы живем в мире, где размываются истины. Культ, последователями которого многие, сами того не зная, являются, - это относительность истины, это квазирелигия современности: всё имеет право на существование, потому что, собственно, незыблемой и вечной истины не существует.

Если бы Владимир думал так же, как некоторые наши современники, он никогда не сделал бы свой выбор. Он остался бы язычником или стал бы христианином лично, на личностном уровне, но не крестил бы Русь. Тогда не было бы ни Руси, ни России, ни Российской православной державы, ни великой Российской империи, ни современной России.

Но он искал не пышное богослужение или душевный комфорт, который нередко дает религия. Он искал Истину с большой буквы, нашел и полюбил образ Христа и в Святом Крещении познал Его как Свет, Истину и Жизнь.

Сложности в экономике и политике существуют в любом обществе. Но потеря духовной идентичности - это приговор любой стране. Она обречена, какой бы могущественной она ни казалась. Поэтому для Владимира вопрос выбора веры был тождественен вопросу выбора всей судьбы для любимого им народа.

Если бы Владимир не имел личного опыта любви ко Христу, а руководствовался исключительно политическими или иными соображениями, народ бы ему не поверил. Владимир не был политическим интриганом, хитрецом или двоедушным человеком. Он был всегда целостен и искренен - и когда заблуждался и творил беззаконие, и когда нашел полноту истины в вере православной и стал святым.

Этот памятник - напоминание всякому, взирающему на него: «А ты так же искренен в своей вере, в своей любви к Отечеству, народу, как и святой князь Владимир? Или ты хочешь дистанцироваться от всех и вся ради частной выгоды и своекорыстного интереса?»

Христианин - это тот, кто следует Христу не только когда это удобно и комфортно, а всегда. У настоящего последователя Христа не может не болеть сердце не только за своих близких, но и за свой город, за свою страну, за весь мир. Самая страшная беда современности - это не экономические и политические кризисы, а острая, ставшая уже хронической нехватка любви: друг к другу, к нашему Творцу и ко всему творению.

Никто не может пересмотреть выбора князя Владимира, не разрушив своей собственной цивилизационной идентичности. Сказать, что князь Владимир что-то сделал не так, - это всё равно что уснуть под сенью соборов, а проснуться в лесу около костра, не умея ни читать, ни писать. Увы, такой выбор совершают те, кто хочет вернуться в дебри языческого неведения и сменить свет истины на мрак дохристианского существования.

Владимир в народном сознании был Красным Солнышком - так называют только тех, кого очень сильно любят. Он не побоялся резко изменить направление развития общества, потому что любил народ и верил, что его поймут и за ним пойдут. Он не пытался просчитать все риски и опасности смены веры, потому что для него это было не тактическое или стратегическое решение, а стяжание истины навсегда - для себя и для своего народа. А истину не принимают по расчету, - тогда она перестает быть истиной. Эта решительность, ревность ко Христу и целостность в следовании Евангелию уподобили Владимира апостолам, хотя между ними пролегало целое тысячелетие.

Если мы думаем, что сегодня нам нечего выбирать, как это некогда делал Владимир, мы глубоко заблуждаемся. Наш выбор, быть может, не столь заметен, но его следствия не меньше. Каждый день мы выбираем, ради кого и ради чего мы живем, чем мы наполняем нашу жизнь. Это и есть выбор веры, от которого зависит судьба, - не только каждого из нас, но и всего мира.

Памятник князю Владимиру - это символ единства всех народов, отцом которых он является, а это народы исторической Руси, ныне проживающие в границах многих государств. Памятник отцу может быть везде, где живут его дети, в этом нет никакого противоречия. Но плохо, если дети забывают, что у них один отец».

На церемонии также выступила президент Русского благотворительного фонда Александра Солженицына Н.Д. Солженицына.

Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву на освящение памятника и окропил скульптурное изображение Крестителя Руси освященной водой.

Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Данилова ставропигиального монастыря (регент ― Г.Л. Сафонов).

Затем Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили открытие XV выставка-форума «Православная Русь» в Центральном выставочном зале «Манеж».

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру сооружен по инициативе Российского военно-исторического общества (РВИО) и Правительства города Москвы. По информации РВИО, памятник изготовлен за счет средств общества и частных пожертвований. Работы по благоустройству Боровицкой площади и установке памятника осуществлены Правительством Москвы за счет средств города.

Авторы памятника: скульптор С.А. Щербаков, народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова; архитектор И.Н. Воскресенский, заслуженный архитектор Российской Федерации, председатель Комиссии по монументальному искусству Московской городской Думы.

Памятник князю Владимиру изготовлен из бронзы, постамент ― из гранита, высота фигуры ― 16 метров, высота постамента ― 2 метра.

Архитектурное решение по благоустройству территории вокруг монумента было предложено в ходе международного конкурса, победителями которого стали молодые архитекторы Александр Томашенко и Иван Колманок. Согласно проекту, одобренному заместителем генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарином, Боровицкая площадь предстает в виде волн, символизирующих Крещение Руси.

Первоначально планировалось установить памятник на смотровой площадке Воробьевых гор, однако геологическая ситуация не позволила реализовать этот проект. После широкого общественного обсуждения и согласования с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО был утвержден проект установки памятника на Боровицкой площади в буферной зоне объекта Всемирного наследия «Московский Кремль».

В прошлом году, когда отмечалось 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, памятники Крестителю Руси были установлены в Ростове Великом, Саракташе (Оренбургская область), Батайске (Ростовская область), Кемерове, Волоколамске, Смоленске, Владимире.

Место установки памятника ― Боровицкая площадь было выбрано жителями столицы в результате интернет опроса, проведенного Российским военно-историческим обществом, а также голосования на портале «Активный гражданин».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси