Афон почему туда нельзя женщинам. Почему на Афон не пускают женщин? – Почему место женщин в храме с левой стороны

Афон – государство в государстве, страна с собственными законами, традициями и обычаями. И среди этих традиций – странный на первый взгляд, обычай не пускать на Святую гору лиц женского пола. Ни юная девочка, ни почтенная старица, ни жена среднего возраста не допускаются на Афон. Почему?

Предание относит нас к V веку, к тому времени, когда женщины еще могли посещать Святую Гору. Плакидия, дочь императора Феодосия, прибыла на Афон, чтобы поклониться его святыням. Однако, подойдя к храму, услышала она голос Пресвятой Богородицы, повелевавший ей немедленно покинуть полуостров. «Отныне нога женщины да не ступит на землю Святой Горы» — сказала Пречистая. С этого времени женщинам на Афон путь закрыт. Монахи строго чтут эту традицию и даже для проведения сельскохозяйственных или строительных работ не берут животных женского пола. Народная молва гласит, что на Афоне и птица гнезда не вьет и птенцов не выводит.

Таким образом, как минимум с V века женщина, если и может оказаться на Афоне, то случайно, как недавно произошло это с четырьмя молдаванками, нелегально пробиравшимися из Греции в Турцию и заблудившимися в пути. К слову, с 2005 года сознательное нарушение женщиной традиции аватона (запрета для женщин находиться на полуострове Афон) карается годом тюремного заключения.

В IX веке император Мануил II Палеолог законодательно закрепил этот запрет, а Константин IX Мономах способствовал принятию особого Устава для афонитов, особой статьей запрещавшего женщинам находиться на Афоне. Сохранение этого запрета было одним из условий вступления Греции в Евросоюз. Конечно, этот является причиной неоднократных нападок на Афон со стороны всяческих правозащитных организаций, но Святая Гора незыблемо держится своих традиций, не поступаясь ими в угоду развращенному миру.

Плакидия не единственная женщина, которой было приказано оставить Святую Гору повелением свыше. Если верить преданию, в 1470 году сербская царевна Маро привезла на Святую Гору богатое пожертвование для монастырей, но не прошла и нескольких шагов по полуострову, как была остановлена Ангелом Божиим, сказавшим ей, что она должна немедленно вернуться на корабль. И все же женщины на Афоне бывали. Афониты не раз принимали у себя семьи беженцев во время восстаний и военных действий. Было это в XVII, XVIII и XIX веках. Однако после прекращения волнений все прибывшие немедленно покидали Святую Гору и богоустановленный порядок восстанавливался.

Сейчас трудно сказать, было ли когда-то время, в которое женщинам дозволялось находиться на Афоне. Самый первый Типикон Святой Горы запрещал ступать на афонскую землю детям, отрокам и евнухам. Женщины в этом документе не упоминаются. Однако следует сказать, что аватон не есть изобретение исключительно Афона. По византийской традиции женщинам запрещено входить в любой мужской монастырь, равно как мужчинам в женский (кроме служащего в нем духовенства). Эта традиция в Греции соблюдается до сих пор. В большинство мужских монастырей женщин не впускают. Так что, скорей всего, и до V века этот запрет соблюдался. Сейчас женщинам предоставляют возможность проплыть на корабле вдоль границ полуострова и полюбоваться видами Святой Горы издали, пока их мужья с рюкзаками за плечами карабкаются по каменистым тропинкам Афона.

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.

Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.

Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.

Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.

О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.

Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Преподаватель КДАиС Сергей Бортник против стиля унисекс в одежде и наверняка знает, где место женщины.

– Что ожидают от женщины в Церкви?

– Женщины, как и мужчины, являются прихожанами Православной Церкви. Это крещеные люди. А Таинство Крещения предполагает осознание своей веры и активное участие в приходской жизни, в частности в Евхаристическом богослужении. Именно это самое важное в жизни любого человека, в том числе и женщины.

– С точки зрения современной светской культуры, налицо дискриминация Церковью женщины: не пускают в алтарь, нахождение в храме обязательно с покрытой головой в отличие от мужчин, женщины не могут быть священниками… Почему так происходит?
– Это ошибочное мнение. Из названного неоспоримым является лишь факт того, что женщина не может быть священнослужителем, потому что священник – это образ Христа. Христос был мужчиной, поэтому считается, что женщина не может нести это служение. Оно должно восприниматься не как право, а как Крест – служение на благо людей и Церкви. Некоторые богословы указывают на целесообразность необременения женщины тяжким крестом священнического служения.

Бывало, что меня самого не пускали в алтарь какого-то храма или собора, думая, что я не причастен к христианству, к православию. Эти предостережения распространяются как в отношении женщин, так и мужчин. А если говорить о платке, то лучше в нем, чем без шапки. Иногда, когда богослужение проходит зимой в неотапливаемом храме, мужчинам приходится мерзнуть без шапки. А женщинам можно надеть и шапку, и платок.

Если и говорить об определенной дискриминации в нашей Церкви, то по большому счету она касается не столько женщин, сколько мирян в целом. К примеру, порой встречается определенная клерикализация церковного сообщества, когда священник имеет явно больше прав, чем мирянин.

– Почему место женщин в храме с левой стороны?

– В разных Поместных Церквях своя практика. В Румынии, к примеру, мужчины стоят впереди, а женщины сзади. На мой взгляд, не принципиально, где находятся женщины – слева или справа. Главное, чтоб и мужчины, и женщины были максимально сосредоточены на молитве. Именно для сосредоточения, а не отвлечения на посторонние вещи принято их разделять.

– А почему к Чаше подходят вначале мужчины, а потом женщины?

– Подходят к Чаше вначале дети с родителями (и мальчики, и девочки с папами или мамами) и лишь потом все остальные. Здесь никакого разделения или умаления женщины не наблюдается. Конечно же, в библейском понимании, муж – глава жены, поэтому и в обществе, и в Церкви он призван быть более активным. Это хорошее, положительное качество. Сегодня многие женщины хотят, чтобы мужчины были более мужественными, сильными. И надо помогать им в этом.

– Почему женщины не имеют права административного голоса?

– Это не так. К примеру, у нас есть игуменьи монастырей. И они иногда имеют больше полномочий, чем священники, служащие в монастыре: носят крест, благословляют крестом или рукой. А порой и матушки – жены священников в приходах – являются уважаемыми в делах приходской жизни.

– Какая разница между мужчиной и женщиной?

– В идеале функции мужчины и женщины в обществе можно свести к двум принципам: мужественности и женственности. Мужественность – это сила, смелость, ответственность. А женственность – это мягкость, умение создать уют… В полноценной семье мужчина и женщина должны друг друга дополнять. Я, к слову, против стиля унисекс, появившегося в результате изменения мужской и женской роли в обществе. Он сказывается и на одежде. Юбки и платки украшают женщину, если со вкусом подобраны. Православный дресс-код позволяет женщине быть красивее, чем мужчина, и это скорее не минус, а большой плюс для женщины.

– Какой должна быть идеальная женщина?

– Популярностью пользуются следующие стереотипы: терпеливая, смиренная, покорная. Но мне кажется, что есть общие принципы, одинаковые как для мужчин, так и для женщин. Например: Царствие Небесное силою берется – это общий принцип. В духовной жизни многие вопросы касаются одинаково обоих полов. Есть и дискуссионные: обязательно ли работать женщине, быть ли финансово независимой. Они являются предметом разногласий между традиционной православной культурой, с одной стороны, и современным обществом, с другой. Ответы могут быть разные. Иногда женщина зарабатывает больше, чем мужчина, кого-то это обижает, раздражает, делает более дерзким.

Бывает, что мужчина по характеру недостаточно решителен, но зато у него получается намного лучше что-то другое. Инициативность в принятии решений, конечно же, для семьи очень важна. На мой взгляд, вполне допустимо для женщины осуществлять эту функцию. Главное, чтобы между супругами была гармония, любовь и взаимопонимание.

Беседовала Наталья Горошкова

.

В мае 2006 года в Сан-Франциско проходил Всезарубежный собор Русской Православной Церкви за рубежом. Делегатами на собор приглашались только мужчины. Это вызвало недовольство у многих женщин, деятельно участвующих в церковной жизни. Они составили письмо к митрополиту Лавру, главе РПЦЗ, с просьбой пересмотреть вопрос о правах женщины в Церкви: “Мы руководим хорами, мы находимся в составе церковных советов, мы возглавляем церковные организации и преподаем в семинарии. Мы имеем право голоса…”

– Осенью прошлого года вышло постановление Синода о том, как будут избираться делегаты для участия во Всезарубежном соборе. Чуть ли не в последнем предложении было написано, что представители от приходов должны быть только мужского пола. Мы недоумевали по этому поводу, но не сразу написали письмо митрополиту. Сначала мы просто задавали этот вопрос духовенству наших приходов. Я, в частности, живу около Вашингтона, так что я задала этот вопрос отцу Виктору Потапову (Свято-Предтеченский приход Русской Зарубежной Церкви в Вашингтоне). Отец Виктор был в процедурной комиссии, и он мне сказал, что Зарубежная Церковь не разрешает делегатов-женщин по традиции, которая была установлена в 1917 году на соборе. И что Церковь в России все еще придерживается этого правила, и если мы будем объединяться, или, во всяком случае, восстанавливать литургическое общение, то мы не можем идти вразрез с этой традицией.

Я подняла этот вопрос также в разговоре с отцом Серафимом Ганом, который тоже был в процедурной комиссии, и он мне ответил то же самое. Этот вопрос был крайне актуален для женщин. Некоторые из нас, как, например, Надежда Киценко, дочь протоиерея Бориса Киценко, преподают в семинарии. Мы все вместе обсуждали эти вопросы и решили зафиксировать тот факт, что мы не согласны с этим решением.

Так родилось это письмо. Оно было написано довольно быстро, в выходные накануне начала собора.

За несколько дней под письмом подписались более 50 человек из разных приходов. В основном из приходов США. Одновременно, если не раньше, было написано письмо из Лесненского монастыря. От участия в соборе отстранены были не только женщины с приходов, но и монашествующие. И это особенно неправильно, поскольку они составляют до 80% монашествующих Зарубежной Церкви.

Я с 1986-го по 1995 год представляла Синод Зарубежной Церкви при решении нескольких юридических вопросов. И ни разу ни у кого не возникало недоумения в связи с тем, что я женщина. Я родилась и выросла в Нью-Йорке, с детства хожу в церковь.

Мне кажется, нужно более глобально рассмотреть вопрос участия женщин в церковной жизни именно в XXI столетии. Этот вопрос не возникал раньше, потому что у нас было очень мало соборов. Последний прошел в 70-е годы, я тогда была подростком. А ситуация сильно изменилась, и это нельзя не учитывать. У нас женщины участвуют в церковной жизни на всех уровнях. В нормальной приходской жизни – в детском лагере, в воскресной школе, на клиросе – всюду женщины, приходская жизнь держится на женщинах. Вы знаете, например, что текст службы новомученикам написала женщина?

Почему женщине нельзя то, что можно мужчине? Неужели она хуже? Предлагаем вам ряд справок по этому поводу:

Большую часть церковной истории отсутствие женщин на церковных соборах обуславливалось словами апостола Павла: “жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” (1 Кор, 14, 34-35). Русской Православной Церковью это правило строго соблюдалось вплоть до ХХ века. Даже на известном количеством предлагавшихся на нем церковных инноваций Поместном соборе 1917-1918 годов женщины (включая монашествующих), хотя и могли присутствовать, но не имели права голоса. Впервые в истории Церкви женщины приняли участие в Поместном Соборе РПЦ в 1971 году, когда избирался патриарх Пимен. Участвовали женщины и в работе Поместного собора 1990 года, избравшего патриарха Алексия II.

Согласно канонам Церкви, полноправными членами Поместных соборов являются только преемники апостолов – епископы. Канонов, предусматривающих участие в соборах клириков и мирян, нет, хотя подобные случаи в истории Церкви, особенно после падения Византийской империи, были. В России в начале ХХ века развернулась широкая полемика об участии в соборах не только епископов. В результате членами собора 1917-1918 гг. были и клирики, и миряне. Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви, принятый в 2000 году, также предусматривает участие клириков и мирян в Поместном соборе. Однако епископат удерживает за собой канонически обоснованный контроль за решениями Поместного собора: любое решение может быть принято собором только с согласия большинства присутствующих на нем епископов.

Почему женщина не может быть священником

Многовековая православная церковная традиция никогда не знала женщин-“священниц”, практика “рукоположения” женщин в священнический и епископский сан не приемлется Православной Церковью.

Против женского священства есть несколько аргументов. Во-первых, “священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя….Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа….Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский” (диакон Андрей Кураев, “Церковь в мире людей”).

Во-вторых, священник – это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте. Свое призвание она призвана осуществлять в материнстве.

Не менее весомым аргументом является отсутствие самой идеи женского священства в церковном Предании. “Священное Предание – это не просто традиция, – пояснил нам профессор Московской духовной академии доктор богословия А.И. Осипов. – Важно уметь отличать случайные традиции от традиций, имеющих глубокие религиозные корни. Есть веские аргументы в пользу того, что отсутствие женского священства – существенная традиция. В истории Церкви первое столетие называется веком чрезвычайных дарований. Одновременно с крещением люди получали дарование, некоторые сразу несколько: пророчество, дар языков, дар исцеления болезней, изгнания бесов… Дарования, очевидные для всех, поражавшие язычников, убеждавшие их в значимости и силе христианства. В этот век мы видим иное отношение к Закону иудейскому, из которого исторически (но не онтологически) вышло христианство. В частности, другое отношение к женщине. Среди святых того времени есть равноапостольные Мария Магдалина, Фекла – женщины, которые по своим дарованиям оказались на одном уровне с апостолами, занимались тем же – проповедью христианства. Но нигде и никогда уровень их церковного почитания не соединялся с дарованием им священства.

Более того, когда во II-III вв. в секте маркионитов появилось женское священство, это вызвало решительный протест целого ряда почитаемых святых и учителей Церкви.

Божия Матерь, почитаемая выше Ангелов, не была священником .

Вопрос недопустимости женского священства в богословской литературе подробно не освещен: есть только отдельные высказывания по этому поводу. Но дело в том, что в науке новая теория принимается только тогда, когда есть новые факты, ее подтверждающие, и принципиальные недостатки, присущие предшествующей теории. Богословие – тоже наука. Так что по общему для всех наук принципу богословские аргументы должны представить не противники женского священства, а его защитники. Аргументы эти могут быть только из двух источников – Священного Писания и учения святых отцов. Ни в Писании, ни в святоотеческой литературе нет ни одного факта, подтверждающего возможность женского священства”.

Для справки: первая женщина-“священник” в истории христианства появилась в одной из церквей Англиканского содружества (объединение англиканских церквей всего мира). Ее звали Флоренс Ли Тим Ой (1907-1992). В 1941 году, получив богословское образование, она стала диакониссой и служила в общине китайских беженцев в Макао. Когда японская оккупация Китая привела к тому, что община в Макао оказалась без окормления священника, англиканский епископ Гонконга рукоположил ее в сан священника. Это был вынужденный шаг. Так как это произошло за 30 лет до того, как какая-либо из англиканский церквей официально разрешила женское священство, доктор Ли Тим Ой прекратила священническое служение сразу после окончания Второй мировой войны. Она умерла в 1992 году в Торонто; к этому времени женское “священство” было введено в большинстве англиканских церквей, чем дальше, тем больше отступающих от апостольских установлений не только в этом вопросе. “Почему же протестанты дерзают вводить священников-женщин? Здесь есть внутреннее противоречие, – считает о. Иов (Гумеров), преподаватель Священной истории Ветхого Завета московской Сретенской семинарии. – Ведь в спорах с православными протестанты, чуть что, говорят: “А где это сказано в Библии?” Но в вопросе женского священства поступают прямо противоположным образом. Рассуждения о том, что если в Библии не сказано “нет”, значит, можно – это формализм, лукавство и отказ воспринимать истинный дух Священного Писания”.

Покойный митрополит Сурожский Антоний считал, что с богословской точки зрения вопрос о призвании женщины еще только должен быть проработан. “Я убежден, что мы должны вдумываться в эту проблему всеми силами ума, с полным знанием Писания и Предания, и найти ответ” (“Православная Церковь и женский вопрос”, Вестник РСХД, II-2002). О высоте и ответственности священнического призвания владыка писал так: “Священство – состояние, исполненное такого страха, что вожделевать его невозможно. Его можно принять почти что со священным трепетом, с ужасом, и, следовательно, сан священника – не предмет статуса, разве что мы низводим священство на уровень неквалифицированной общественной работы и проповеди и своего рода “христианского социального служения”.

Известны слова Апостольских посланий обо всех верующих: “Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет” (1 Пет. 2,9). Как понимать эти слова? Митрополит Антоний Сурожский так объясняет эту мысль: “Мне кажется, можно ответить, что всеобщее священство состоит в призвании всех тех, кто принадлежит Самому Христу, кто через крещение стал Христовым… освящать этот мир, делать его священным и святым, приносить его как дар Богу. Это служение состоит в первую очередь в том, чтобы приносить Богу собственную душу и тело как живую жертву, и в этом приношении самого себя приносить – все, что наше: не только чувства, и душу, и мысли, и волю, и все тело, но все, что мы делаем, все, чего касаемся, все, что нам принадлежит, все, что мы можем своей властью освободить от рабства сатане, – действием собственной верности Богу”.

Протопресвитер Николай Афанасьев в своей известной работе “Церковь Духа Святого” разделяет служение царственного священства – общее всем верным, и служение управления – пастырство или “особое”, иерархическое священство. Царственное священство понимается единственным образом – как сослужение всей церковной общины в совершении Евхаристии. Но собрание верных не может существовать без предстоятеля, пастыря, получившего особые дары управления. “Управление принадлежит только особо призванным, а не всему народу, члены которого даров управления не получали, а без благодатных даров не может быть служения в Церкви. Поэтому служение пастырей отлично от служения народа Божьего”. Именно к такому пастырскому служению (пресвитерскому и епископскому), согласно Преданию, не допущены женщины.

Всегда ли женщин не пускали в алтарь?

Стать алтарницей – то есть убирать в алтаре, подавать кадило, читать, выходить со свечами, – могут вдовы, девы или монахини после 40 лет. На Святой Земле в храме Гроба Господня в Кувуклию – пещеру, где воскрес Христос и которая служит алтарем храма, – может войти любой паломник или паломница и приложиться к смертному ложу Спасителя, то есть к св. престолу. Многих смущает тот факт, что при Крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек нет. Однако известно, что до XIV века всех детей на сороковой день после рождения воцерковляли (“всороковляли”) – вносили в алтарь. Мало того, и мальчиков, и девочек прикладывали к св. престолу. Крестили же детей примерно в три года года, а младенцев – только в случае опасности. Позже, после того как крестить детей стали раньше, чин воцерковления стал совершаться уже не до, а сразу после Крещения, и тогда девочек перестали вносить в алтарь, а мальчиков – прикладывать к св. престолу.

Почему женщин не пускают на Афон

Святая гора Афон – полуостров в Греции, на котором расположено 20 крупных мужских монастырей (не считая более мелких монашеских общин). В Византии вход во все мужские монастыри женщинам был строго запрещен. Святая гора считается земным уделом Божией Матери – предание гласит, что Пресвятая Богородица и евангелист Иоанн отправились в морское путешествие, но попали в шторм в пути и сбились с курса, в конце концов пристав к подножию горы Афон, в том месте, где теперь расположен Иверский монастырь. Пораженная красотой этих мест, Матерь Божия попросила Господа сделать Святую гору Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. В 1045 году при византийском императоре Константине IX Мономахе был принят устав для афонитов, официально запрещавший женщинам и даже домашним животным женского пола находиться на территории Святой горы. Указ президента Греции от 1953 года предусматривает тюремное заключение на срок от 2 до 12 месяцев для женщин, нарушивших запрет (надо сказать, что во время гражданской войны в Греции 1946-1949 гг. на Святой Горе находили пристанище женщины-беженки, как и не раз во время турецкого владычества). Сохранение запрета было одним выдвинутых Грецией условий вступления в Евросоюз. Несмотря на это, периодически различные органы ЕС пытаются оспорить этот пункт. До сих пор этого сделать не удавалось, так как формально Афон находится в частном владении – вся территория горы разделена на двадцать частей между расположенными тут монастырями. Надо заметить, что византийский запрет на посещение монастырей лицами противоположного пола в Греции до сих пор соблюдается достаточно строго – не только на Афон, но во многие мужские монастыри не пускают женщин, а в большинство женских монастырей не пускают мужчин (кроме служащего духовенства).

Куда исчезли диакониссы

Диакониссы как особое женское церковное служение появились около IV века по Рождестве Христовом (хотя о диакониссе Фиве упоминается в Послании апостола Павла к римлянам, историки считают, что в то время чин поставления в диакониссы еще не сложился). В последующей византийской традиции диакониссами могли стать незамужние женщины старше 50 лет: вдовы, девы, а также монахини. Порядок чинов рукоположения диакониссы и диакона почти не различался (но молитвы поставления, конечно, были разными) – диакону в конце поставления вручали Чашу, и он шел причащать верующих, а диаконисса ставила Чашу обратно на св. престол. Этим выражалось то, что диаконисса не имела богослужебных обязанностей (единственная известная самостоятельная роль диаконисс в богослужении была связана с соблюдением благопристойности при Крещении женщин: после того, как епископ или священник возливал св. елей на лоб крещаемой, остальные части тела помазывала диаконисса). Диакониссы выполняли административные функции в благотворительных учреждениях, руководили женскими общинами. В Византии диакониссы просуществовали до XI века (к этому времени диакониссой могли стать лишь схимонахини), на Западе они исчезли примерно на полтысячелетия раньше – во многом из-за разрушения той социальной структуры, в рамках которой требовались. В Византии необходимость в диакониссах отпала по схожим причинам – социальные благотворительные институты перестали испытывать в них потребность. Позже институт диаконисс не восстанавливался, так как в них не было необходимости. Правда, несколько диаконисс было рукоположено святителем Нектарием Эгинским (1846-1920), основателем женского монастыря на греческом острове Эгина, но этот опыт не имел продолжения. В России диаконисс никогда не было – в древнейшей славянской рукописи чинов рукоположений (архиерейский Требник РНБ. Соф. 1056, XIV в.) чин поставления диакониссы отсутствует.

Почему мужчины и женщины в некоторых храмах стоят отдельно?

По традиции, восходящей к раннехристианским временам, мужчины и женщины стоят в церкви отдельно. Такое разделение соответствовало древним представлениям о благочестии. Условное деление храма на мужскую и женскую половины до сих пор сохраняется, например, у коптов. В Византии во многих храмах устраивались хоры (вторые этажи, идущие по периметру храма), где во время службы стояли женщины.

Только ребро или целая половина?

По одному из толкований Библии Бог сотворил женщину не из мужчины Адама, а из человека Адама, разделив его на две половинки: мужскую и женскую. Митрополит Антоний Сурожский так комментирует этот отрывок: “Переводы Библии часто говорят, что Бог взял ребро Адама (Быт.2:21). Еврейский текст предлагает другие переводы, один из которых говорит не о ребре, а стороне. Бог не отделил ребро, а разделил две стороны, две половины, женское и мужское. Действительно, когда читаешь текст по-еврейски, ясно становится, что говорит Адам, когда лицом к лицу встречается с Евой. Он восклицает: она жена, потому что я муж (Быт. 2:23). По-еврейски это звучит: иш и иша, одно и то же слово в мужском и женском роде. Они вместе составляют человека, и они видят друг друга в новом богатстве, в новой возможности перерастать то, что уже дано, в новую полноту.

Ужасы Домостроя преувеличены

Почему-то считается, что все ужасы традиционного семейного быта описаны в “Домострое” – русском семейном уставе XVI века (знаменитый священник Сильвестр был автором только одной из редакций “Домостроя”). Однако в этой книге мы находим только одну цитату, которую можно интерпретировать как поощряющую телесные наказания для женщин: “А увидит муж, что у жены непорядок и у слуг или не так все, как в книге этой изложено, сумел бы жену наставлять да учить полезным советом; если она понимает, тогда уж пусть так все делает, и уважить ее да жаловать, но если жена науке такой, наставлению не последует и того не исполняет (о чем в этой книге сказано), и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине, а наказав, простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа – жить всегда в любви и согласии”.

Несовершенства

Мы провели небольшой опрос мужчин относительно того, какие типичные качества женщин можно было бы назвать “несовершенствами”. Наиболее часто встречающиеся ответы:

– излишняя эмоциональность

– болтливость

– алогичность мышления и поведения

– излишнее внимание к внешности – своей и не только

– женщина предпочитает обсуждение обдумыванию и анализу

– склочность

– завистливость

В общем и целом можно сказать: несамостоятельность и несамодостаточность женщин – как следствие того, что женщина была создана как помощник мужчине, а не сама по себе

Никто не обижен?

Насколько распространено среди церковных женщин недовольство тем местом, какое отводит им Церковь? Мы cпросили об этом нескольких заметных православных женщин. Признаемся честно – начиная опрос православных соотечественниц, мы ожидали, что выбранные нами успешные, профессионально состоявшиеся, осуществившие свое призвание женщины острее других чувствуют и лучше других могут выразить ту женскую обиду, которая звучит в письме из Зарубежной Церкви. К нашему удивлению, ни одной обиженной среди наших собеседниц не нашлось!

Может быть, дело в том, что в Церкви любой разговор с позиции “я имею право” совершенно неплодотворен? Никто из нас – мужчин или женщин, неважно – не может ничего требовать “для себя” – потому что любовь не ищет своего. Требовать можно только с себя самих. Как хорошо, что женской, более мягкой и уступчивой природе легче это понять!

А что делать тем, кто все же обижен: мужчины слова не дают сказать? Я думаю, утешение есть. Если тебе действительно есть что сказать, и содержание твоей души и твоих слов действительно важно – можно не бояться, ты будешь услышана. Как были услышаны святые жены – да так, что память о них и их слова сохранились через века.

Тему “женщина в Церкви” невозможно ограничить объемом одного номера. О том, в чем истинное призвание женщин и одно ли оно на всех, чем опасна для нее активная общественная или церковная деятельность, ущербна ли ее жизнь, если она не замужем, почему сейчас так непросто найти “вторую половину”, – этом читайте в следующем номере “Нескучного сада”.

Юлия Данилова, главный редактор “НС” Редакция благодарит диакона Михаила ЖЕЛТОВА за помощь в подготовке справочного материала.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота - это, прежде всего, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни - все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности - должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое - миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет - оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть - Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым - вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, - говорит ап. Павел, - что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом - свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные - как естественные процессы нашего организма - не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив, знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая - ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время - и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны - женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же - почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором - непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание - оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Есть и другие «нечистые» для иудея вещи: кое-какая пища, животные и проч., но главная нечистота - это именно то, что я обозначил.

Ссылка некоторых батюшек на «каноны» не совсем оправдана. В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, - это не каноны Церкви.

Именно исторические, а не богословские. Все известные автору т.н. богословские обоснования этого запрета очень натянуты.