Кто унижает себя тот возвысится. Смиренные будут возвышены, возвышенные будут унижены: униженный возвышен будет, гордость и тщеславие

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 23, ст. 1 - 12.

1. Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим

2. и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;

3. итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:

4. связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;

5. все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;

6. также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах

7. и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8. А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;

9. и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;

10. и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11. Больший из вас да будет вам слуга:

12. ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

(Мф. 23, 1–12)

Желая предостеречь Своих учеников и народ от фарисейского духа, Христос произносит грозную обличительную речь, в которой указывает на главнейшие заблуждения книжников и фарисеев относительно учения и жизни.

Говоря о том, что на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи (Мф. 23, 2), Господь подразумевает, что они заняли место Моисея и присвоили себе исключительное право истолковывать смысл закона Божия.

Но, конечно, не стоит думать, что Господь подвергает сомнению все нормы и правила, которым учили книжки и фарисеи: итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23, 3), – говорит Он.

Но, чтобы народ не подумал, что, слушая их, нужно и подражать им, Спаситель добавляет: по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их (Мф. 23, 3-4).

Блаженный Феофилакт пишет: «Фарисеи возлагали бремена тяжелые в том, что принуждали людей к соблюдению мелочных и трудно исполнимых предписаний закона, и еще тяжесть законных постановлений увеличивали какими-то своими преданиями, каких не было в законе. Сами же они … и не приближались к этим тяжким бременам».

Христос замечает, что книжники и фарисеи расширяют хранилища свои (Мф. 23, 5), то есть напоказ увеличивают те кожаные ящички, в которых вкладывались листки с изречениями из закона. Эти листки во время молитвы прикреплялись ремешками один ко лбу, а другой к левой руке.

Обычай носить эти хранилища произошел из буквального понимания слов книги Исход: и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта (Исх. 13, 16).

Так же происходило и с одеждой, которая по своим краям (воскрилиям) должна была иметь небольшие кисти с синей нитью, чтобы люди, взирая на них, вспоминали все заповеди Господни. Фарисеи по тщеславию и эти кисти делали больше обычных, подчеркивая тем самым свою религиозность.

Давая дальнейшую характеристику книжникам и фарисеям, Господь добавляет, что они также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах (Мф. 23, 6). Главные (или почетные) места на пиру располагались в середине стола, эти-то места и занимали фарисеи, равно как в синагогах они требовали себе мест, ближайших к кафедре.

Претендуя на уважение большее, чем то, которое следовало оказывать родителям, фарисеи и книжки незаслуженно требовали к себе обращения «учитель» и «отец». Спаситель же осуждает это требование.

Архиепископ Аверкий (Таушев) замечает: «Это запрещение называться учителями, отцами и наставниками нельзя понимать буквально, как делают это сектанты, ибо из Апостольских посланий видно, что эти наименования употреблялись самими Апостолами... Правильнее понимать, что эта заповедь относилась лишь к самим Апостолам лично, предостерегая их от превозношения друг перед другом и внушая им, что они все равны между собой… Не следует воздавать человеку почесть, подобающую единому Богу, и чрезмерно чтить учителей и наставников, как если бы они говорили свое слово, а не слово Божие».

Небесные сокровища выше и ценнее сокровищ земных, а смиренное и добродетельное служение ближним является настоящим служением Богу, а потому Христос наставляет: Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23, 11-12).

Строки сегодняшнего Евангельского чтения, дорогие братья и сестры, напоминают нам о том, как важно не просто исполнять предписания, но наполнять свою жизнь любовью и очищать от всякого тщеславия и превозношения, дабы иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» ().

«Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» ().

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ().

«Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» ().

«Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» ().

«Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно е и смиренно е Бог не уничижит» ().

«Призрел Он на молитву смиренных и не уничижи л моления их» ().

«Кто, как Господь, наш... на высоте жив ущий и на смиренны х взирающий на небе и на земл е» ().

«Высок Господь , и на смиренно е взирает, и превознесенное издали знает» ().

"Видел я нечестивого превозносящ егося и высящ егося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его" ().

"Ты низложил их , когда они разгорде лис ь. Как... они пришли в разорение ? Внезап но исчезли, погибли за беззаконие свое» ().

"Ты, Господи, людей смиренны х спасеш ь и очи гордых смириш ь" ().

"Ты смирил , как раненого, гордого" ().

"Не жи л посреди дом а моего поступающий горд о" ().

Святой Златоуст об этом

Гордость – это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).

Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).

Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).

Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).

Гордость – это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).

Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

Смирение – причина всех благ (Беседа 5 Послание к филиппийцам, гл. 2).

Смирение – быть в поругании, в поношении и оклеветании (Беседа 7 на Послание к филиппинам, гл. 2).

Рассуждение о смирении и гордости

Признаки смирения

1. Кто себя считает грешнее прочих.

2. Не презирать никого, нисколько не осуждать, но себе самому всегда внимать.

3. Славы и чести избегать, и, если избежать невозможно, скорбеть об этом.

4. Мужественно терпеть презрение.

5. С низкими людьми обходиться доброжелательно.

6. Доброхотно послушливым быть, не только высшим, но и низшим.

8. Похвалу презирать.

9. Без нужды не говорить, и говорить только умирительно и кротко, и прочее.

Путь этот низкий, но к высокому Отечеству, к небу, ведет. Если хочешь достигнуть сего Отечества, этим путем иди.

Признаки гордости

1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.

2. Дела выше сил своих начинать.

3. Во всякие дела самовольно вмешиваться.

4. Без стыда себя возвышать.

5. Других презирать.

6. Чести лишившись, негодовать, роптать и жаловаться.

7. Быть непокорным высшим.

8. Доброе себе, а не Богу приписывать.

9. Во всем стараться показать себя.

10. Дела других пересуживать.

11. Погрешности других преувеличивать, а похвалу приуменьшать.

12. В слове и поступке надменность некую показывать.

13. Исправления и увещания не любить, советов не принимать.

14. Не терпеть унижения, и прочее.

Конец смирения и гордости

Христос объявляет, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» ().

Пособие к преодолению гордости и к снисканию смирения

Незачем человеку возноситься.

Чести ли ради гордишься и славы, которая, как дым или как пузырь на воде, исчезает?

Богатства ли ради гордишься? Но то, по подобию денег, из рук в руки переходит, а если еще и неправдой собрано, то для тебя бедственно, ибо другому, кому не ожидаешь и не хочешь, достанется, а тебе пагуба останется.

Приникни во гробища и распознавай там царя от воина, славного от бесчестного, богатого от нищего, крепкого от немощного, благородного от худородного. Тут хвались своим благородием, тут превозносись разумом, тут величайся красотой, тут красуйся богатством, тут надувайся честью, тут считай ранги, тут исчисляй титулы. О, бедная тварь, бедная по началу, бедная по житию, бедная по концу!

Вспомни еще, кто ты есть? Создание, по образу Божию созданное, но образ Божий погубившее, падшее, растлившееся, «сравнялся с несмысленными скотами» (), но милосердием Божиим восстановленное, Сына Божия страданием и искупленное.

Сын Божий тебя ради смирился: тебе ли гордиться?

Сын Божий тебя ради рабский принял образ: тебе ли искать владычества?

Сын Божий тебя ради обнищал: тебе ли гоняться за богатством?

Сын Божий бесчестие принял: тебе ли чести домогаться?

Сын Божий не имел, где главы приклонить: тебе ли расширять великолепные здания?

Сын Божий умыл ноги ученикам Своим: тебе ли стыдно послужить братии своей?

Сын Божий злословия, поношения, поругания, посмеяния, заплевания претерпел: тебе ли досадного слова не стерпеть? Он неповинно терпел, и для тебя: тебе ли повинному не терпеть? Не заслужил ли того грехами твоими?

Сын Божий за распинателей Своих молился: "Отче! остави им" () – Тебе ли на оскорбивших тебя гневаться, злобиться, искать мщения? Но кто ты такой, что не терпят уши твои и малого оскорбления? Тварь убогая, немощная, нагая, страстная, заблудшая, всяким злополучиям подверженная, всякими бедами окруженная; трава, сено, «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (). Но если ты принимаешь Сына Божия как Спасителя и Искупителя, Наставника и Учителя своего, то прими и учение Его; если же принимаешь учение Его, то последуй учению Его; если последуешь учению Его, последуй смирению Его, которому Он тебя и словом и делом прежде всего учил. Вот Его сладкий глас к нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ().

Не стыдно ли тебе, рабу, гордиться, когда Господь твой смиряется? Как смеешь называться Его рабом, когда не повинуешься Ему? Как назовешься Его учеником, когда не слушаешь Его учения? «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» . Не признает и Он тебя за своего, если не увидит в тебе своего характера; не признает за своего раба, если не увидит в тебе к Себе послушания; не признает за своего ученика, если не увидит своего учения. Ты стыдишься смирения Его, и Он постыдится тебя и отречется, как от чужого. Ибо Он говорит: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (). Не будет с ним иметь участия в славе Его тот, кто не хотел быть участником в смирении Его.

Сегодня за Божественной Литургией читался Евангельский рассказ о том, как однажды в доме, куда Господь был приглашен, Он увидел, как "званные выбирали первые места". Заметив это, Господь произнес слова: "Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подошедши, не сказал тебе: "Уступи ему место"; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь пришедши, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подошедши, сказал: "Друг! Пересядь выше"; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится"(Лк. 14. 8-11).

Проявление человеческого самолюбия совершается чаще всего в житейской обстановке. Как и в древние времена, современный гость тоже хочет сесть на место более почетное. Скромность - трудная форма добра. Человек, болезненно думает о том, как бы в чем не поставить себя ниже другого и как бы поставить себя выше другого.

В мудрых словах Христос открыл нам эту истину. Но перед тем как остро обличить человека, Он выявил Свое милосердие, исцелив больного. Это было в доме "одного из начальников фарисейских" и случилось в субботу, в праздничный день, когда запрещалась всякая работа. Как в наше время, не понимали многие и тогда - в чем дух настоящего религиозного праздника, что он состоит не во внешнем "выполнении предписания", а в послушании Богу и проявлении милосердия.

И вот, не понимавшие этого смысла праздника люди сочли исцеление Христом больного в праздник нарушением заповеди о покое седьмого дня. В тот день, когда Христос был у фарисеев в гостях, "предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью... Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это" (Лк. 14-26).

Дело человека - творить добро и помогать братьям своим всегда и особенно - в праздники. Всякий день - день Божий и создан для добра. И праздник веры - это милосердие Божье и человеческое.

И, уча этой истине, Спаситель указал, что явлению милосердия более всего мешает человеческое самолюбие, и оттого, желая исцеления всем людям, Он сказал: "Всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

Жалкое, отталкивающее впечатление производит человек, который сам себя хвалит. А скромный человек приятен для всех. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. И если неверующие не ценят скромности в себе, они всегда ценят ее в других людях.

Скромность одна из самых утешительных черт человеческой личности. Скромность равна милосердию, так как в силу одной своей скромности человек уже милосерд к другим людям - не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность. Скромный всегда отдает честь, во-первых, Богу, а потом и людям, которые имеют от Бога свои дары.

После Божественной Литургии протоиерей Георгий Гончаренко в своей проповеди отметил: «Необходимым условием наследования Царствия Небесного является величайшая добродетель нашей христианской жизни – смирение. И мы, дорогие братья и сестры, в своей земной жизни должны всегда стремиться к смирению. Смирение наше должно проявляться пред Богом и пред людьми. И нам, действительно, нужно смиряться, потому что мы совершаем свои грехопадения, мы совершаем такие проступки, которые противоречат заповедям Божьим.

И чем нам гордиться, этими грехами?! А добродетели, которые мы совершаем ничтожны. Поэтому, братья и сестры, пусть смиряется тот человек, который имеет над собой какую-то власть. Пусть он смиряется перед начальником на службе, перед старшими в семье. Смиряется пусть тот человек, который имеет возраст малый по отношению к старшему человеку в обществе. Например, в транспорте молодой человек уступает место человеку преклонного возраста, и этим он проявляет свое смирение. И много других примеров нашего смирения можно привести.

Пусть наша совесть, наша вера и стремление попасть в Царство Небесное подсказывают нам в определенные моменты нашей земной жизни, где мы должны проявить свое смирение. И будем помнить, дорогие братья и сестры, о том, что «гордым Бог противится, а смиренным дает благодать».

Больший из вас да будет вам слуга: Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится". - (Матфея 23:11,12).

Настоящий лидер не утверждает свою позицию унижением других. Нет! Унижая других, человек теряет духовную власть. Если пастор позволяет себе унижать кого-то - благословения Божьи в его жизни прекратятся. Рука Божья не будет простерта над ним.

Библия учит нас не возвышаться и не превозноситься над другими людьми, а "быть меньшими" - тогда Сам Бог возвысит нас. Иначе Он уберет всякую честь и достоинство, которые были у нас перед Ним. Поэтому мы должны быть добрыми пасторами.

Не думайте о себе. Думайте о том, чтобы через вас состоялись другие люди. Вы не должны унижать других, чтобы утвердить свою позицию. Вы должны принижать себя, чтобы другие утвердились. Вы должны стать ниже тех, которым служите, чтобы они смогли "встать" на вас, то есть они должны опираться на вас.

Вы должны стать "лестницей", по которой другие поднимаются к успеху.

Если вы не готовы к этому - вы не готовы быть пастором.

Апостол Павел говорил: "Вы стали царями, а мы - посмешищем. Вы уже обогатились, а мы обеднели". Он говорил так потому, что был хорошим лидером. Его судьба - это судьба лидера высшего класса. Библия учит нас: кто хочет быть большим, тот должен стать слугой.

Третье отличие. Настоящий пастор, добрый пастор всегда печется о личном развитии каждого человека в церкви. Он переживает об этом так, как будто это его личная проблема. Добрый пастор постоянно размышляет о перспективе развития: растут ли люди, которые окружают его? Добрый пастор постоянно подталкивает людей к учебе, побуждает их приобретать знания. Он желает, чтобы его люди состоялись: поднимались на работе, дома, в духовной жизни; сделали все, что могут, реализовали потенциал, заложенный в них Богом.

Очень часто мы много думаем о себе и о своем личном развитии. Но если вы - добрый пастор, то будете думать о развитии своих подопечных.

Что же делает наемник? Наемник любыми способами старается погубить потенциал и способности своих подопечных, не дает им возможности реализовать свои таланты. К примеру, в группе прославления появился новый человек, который хорошо поет, но лидер не хочет поручать ему сольные партии, а то вдруг пастор заметит его талант... Еще один пример: помощник пастора очень хорошо проповедует, но пастор, боясь выглядеть на "его фоне" хуже, не дает ему возможности проповедовать в церкви, загружая массой мелких поручений, которые могут выполнить другие служители. Наемник не заботится о росте человека, о поощрении его служения. Если кто-то из служителей делает что-либо лучше наемника, то он никогда не даст им подняться, завоевать авторитет, а будет стараться держать их "в тени". Вот как поступает наемник!

Мы не "убиваем" возможностей наших подопечных. Наоборот. Мы поощряем их, помогаем обнаружить свой потенциал и реализовать его, помогаем людям состояться.

Почему-то так получается, что одни люди все время на виду и их мнение весомо. Но для них признание, популярность не являются первостепенной величиной в жизни. А другие, как ни стараются, никогда не могут стать известными. И это их желание известности и есть проблема, которая тянет вниз. Почему так бывает?

Я тоже раньше задавался такими вопросами.

Пока не нашел ответы в Библии.

Существуют законы Божьи. Они отвечают за все вокруг. И чем больше я изучаю Слово Божье, чем больше вникаю в них, тем больше вижу проявлений этих законов.

Любимый еще и потому, что он очень наглядный.

Бобби Фишер - это гений шахмат. С раннего детства он привык к слову «самый». Самый юный гроссмейстер США, самый юный чемпион США. И самый юный чемпион мира по шахматам.

В 31 год он достиг того, к чему многие шахматисты приходят ближе к закату жизни.

Но это внешняя оболочка.

А внутри, его самомнение и гордость зашкаливали. Требования внимания к своей персоне, мнение о собственной важности создавали немало трудностей организаторам турниров.

Кстати, знаете, почему Бобби Фишер потерял титул чемпиона мира по шахматам? Он не проиграл в шахматном бою. Нет.

Он выдвинул 64 требования организаторам турнира. И 63 требования шахматная федерация ФИДЕ согласилась выполнить. Таким образом, матч за титул чемпиона был сорван. А Бобби Фишер лишен чемпионского звания, которое было присуждено советскому шахматисту Анатолию Карпову.

И вот теперь гвоздь программы под названием «гордыня Бобби Фишера». Всю свою жизнь он продолжал считать себя чемпионом мира.

До смерти в 2003 году. Он даже принял участие в матче-реванше с Б.Спасским в 1992 году с призовым фондом в 5 миллионов долларов.

Пример 1. Смирение себя и возвышение

Я хочу привести два примера смирения и возвышения.

Первый - очень известен.

Это мать Тереза.

В интернете есть достаточно много материала о ней.

Но я хочу рассказать то, что достоверно известно.

Она родилась в Албании. В довольно обеспеченной семье.

Её настоящее имя Агнес Гонджа Бояджи. Она родилась в 1910 году в Скопье, македонском городе, сегодняшней столице Македонии.

С 12 лет маленькая Агнес мечтала о монашеском служении, хотела поехать в Индию и служить там бедным.

В 1931 году она приняла постриг в Ирландии. Чуть позже её отправили в Калькутту, где она почти 20 лет преподавала в женской школе.

Наконец в 1946 году она получила разрешение от ордена помогать бедным и обездоленным.

В 1948 году была основана женская монашеская конгрегация «Сестры Миссионерки Любви». Они строили приюты, школы, больницы для тяжелобольных и бедных и туда мог попасть любой, независимо от его национальности и вероисповедания.

Только в 1965 году деятельность этой конгрегации вышла за пределы Индии. Сегодня её члены служат в 111 странах.

Самая важная часть этой истории находится в конце.

В конце жизни мать Тереза получила признание.

В 1973 году она стала лауреатом Темплтоновской премии, одной из самых престижных в будущем.

В 1979 году удостоилась Нобелевской премии мира «за деятельность в помощь страждущему человеку».

После этого она удостаивалась множества разных наград.

Но главное не это. А то, что более 40 лет (если быть точным 42 года) она служила в смирении. Не имея ни наград, ни почестей. По одной причине - они ей были не нужны.

Принцип снова в действии: смиряющий себя - возвышен будет.

Она не имела самомнения и любви к себе, чтобы искать награды. Она просто хорошо делала своё дело. В смирении и служении Богу.

«Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям. В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви. Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать. Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. »

Именно в этом она пример. Пример смирения и служения. И Господь вознёс её.

Пример 2. Иисус Христос.

Иисус - это не «правильный ответ», а реально Тот, Кто показал пример своим смирением.

По сути, как говорит мой пастор, Иисуса не было. Был только Бог-Отец, Который проявлял Себя через Иисуса.

Иисус пришел на землю, как Господь. Но смирился до человека

Вот очень хорошее место Писания про Иисуса.

6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Давайте разберем его.

  1. Иисус был по природе Богом
  2. Не держался за равенство с Богом
  3. Уничижил Себя Самого

В греческом слово «уничижил» переводится также как

делать тщетным или пустым, упразднять, уничтожать.

Понимаете, что это значит?

Мы сами ответственны за собственное смирение. Есть люди, которые считают себя кем-то великим.

Но Иисус не считал Себя великим. Только Бог был для Него великим.

  1. Приняв образ раба

Иисус добровольно служил Богу. Стал рабом.

  1. Смирил Себя.

Обратите снова внимание на это место.

Иисус смирил Себя. Это личная ответственность каждого. Иисус показал нам пример.

  1. Быв послушным.

Иисус был послушным только после того, как смирил Себя.

Конечно, когда из человека прёт самомнение, он такой весь из себя - какое уж там послушание?

Иисус показал пример. Он смирил Себя и был послушен Богу. И благодаря этому у нас с вами есть .

Вывод.

Если в вашем сердце есть желание почестей, признания - нужно проверить, все ли чисто с вашими мотивами.

Но главное - помните, что закон возвышения и унижения работает всегда.

Если вы в смирении и делаете своё дело хорошо перед Богом - Он обязательно вознесет вас.

Если вы много мните о себе, гордитесь и присваиваете себе славу - вы обязательно будете унижены.

Это говорит Божье Слово, Не я. И примеры Наполеона Бонапарта, Бобби Фишера, Матери Терезы и Иисуса Христа наглядное тому свидетельство.

Пусть Господь даст вам мудрость выбрать правильный путь.

Текст подготовил Владимир Багненко

© «Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна