Народы пигмеи. Лилипуты из Африки: как живут самые низкие люди в мире. Почему такой маленький рост

Карликовость и гигантизм - противоположности мира людей, привлекающие к себе внимание. В Африке проживают, кроме 190 см гигантов, самые маленькие люди в мире. И это не просто сбой в генетике - тут наблюдается целая совокупность факторов, узнать о которых будет интересно всем.

Самые маленькие люди в Африке называются пигмеи или негрилли . В переводе с греческого «люди, размером с кулак». Их рост колеблется в диапазоне от 124 до 150 см (а карликовостью считается рост ниже 147 см).

Пигмеи хорошо приспособлены к жизни во влажных тропических лесах - им легко передвигаться в непролазных дебрях, организмы лучше охлаждаются в жарком климате и калорий для пропитания требуется намного меньше.

На материке существует достаточно большая общность пигмеев (около 280 тыс. человек), распространенная в экваториальных лесах Центральной Африки на территории 5 государств. Их условно разделяют на западных и восточных.

Пигмеев можно встретить на всех континентах: на Филиппинах, в Бразилии, Австралии, Боливии, Индонезии, на островах Фиджи и Аyдаманских. Кроме, тропических лесов, самые маленькие люди в мире живут и в других местах (например, африканские пигмеи тва - в пустыне).

Пигмеи в истории

Первые упоминания о пигмеях встречаются у древних греков (III тыс. до н.э.) и египтян (II тыс. до н.э.). А официально мир познакомился с пигмеями после независимых путешествий по Африке немца Г. Швейнфурта и русского В. Юнкера в 1870-х годах.

В 60-е годы ХХ века бельгийский исследователь Ж.П. Алле несколько месяцев жил в одной из пигмейских общин, эфе. Он снял об аборигенах 2 документальных фильма и основал благотворительный фонд. Сейчас эта организация оказывает реальную помощь данной народности в Конго, обеспечивая их землей для ведения сельского хозяйства.

Генетика, антропология пигмеев

Многие исследователи выделяют пигмеев в особую расу. Мужчины ростом полтора метра считаются гигантами, а средний рост женщин колеблется в районе 133 см. Африканские пигмеи имеют светло-коричневую кожу, небольшую голову с широким лбом и носом, черные и курчавые волосы, а также тонкие губы.

Интересно, что внешне к пигмеям наиболее близки негритосы, населяющие юг и юго-восток Азии, а также острова Меланезии и север Австралии. А вот генетически различия довольно велики.

У пигмеев до сих пор присутствует неандертальский ген (до 0,7%). Эти предки человека жили от 600 до 350 тыс. лет назад, и у современного человека этот ген мутировал и практически не встречается.

Гипотезы происхождения


Причины небольшого роста

  • Гормоны

Как не удивительно, но гормон роста у пигмеев гипофиз выделяет также, как и у обычных людей. Но ускорения роста у африканцев нет, так как секреция гормонов в пубертатный период происходит не на должном уровне.

Уже в детстве видны сильные различия между теми же европейцами и пигмеями. Пятилетний пигмей по росту такой же, как и 2-х летний европеец. А в подростковом возрасте (12-15 лет), пигмеи просто перестают расти.

  • Недоедание

Пигмеи не только маленькие, но и чрезвычайно субтильные. Их питание во многом зависит от удачи. Например, племя пигмеев на Филиппинах считается самым худым из всех человеческих популяций. Детская смертность в этом племени составляет половину всей рождаемости.

Поэтому, чтобы выжить, размеры пигмеев уменьшались из поколения в поколение.

  • Проживание возле экватора

Тропики характеризуются жарким и влажным климатом. В таких условиях (если сюда добавить еще и леса) организм будет обязательно перегреваться. Обычно люди потеют и таким образом могут избежать теплового удара.

Но при повышенной влажности усиленно потеть просто не получится. Пигмеи сумели уменьшить мышечную массу и, таким образом, наладить терморегуляцию.

  • Дефицит солнца

Густые тропические леса препятствуют достаточному проникновению солнечного света (и образованию в организме витамина D). Поэтому скелет пигмеев меньше - недостаточно усваивается кальций и происходит торможение роста костей.

  • Образ жизни

Один из основных видов деятельности аборигенов в Африке - сбор меда. Пигмеи занимаются этим уже несколько тысячелетий, поэтому эволюционировали в маленьких и ловких людей, весящих до 45 кг, умеющих вертикально лазать по веткам, выдерживающих их вес. У пигмеев племени батва даже ступни могут сгибаться под углом в 45 градусов, хотя у обычных людей - лишь до 18.

Пигмеи сумели даже войти с пчелами в своеобразный симбиоз. Пчелы почти не кусают людей, а последние практически не реагируют на незначительные укусы. Но стоит появиться рядом белому человеку и немного вспотеть - пощады ему не будет.

  • Небольшой век

К сожалению, самые маленькие люди в мире живут очень мало. Их средняя продолжительность жизни составляет всего 24 года, а 40-летние уже считаются аксакалами. Выживают пигмеи только за счет частой смены поколений.

Половое созревание происходит у них очень рано, одновременно с торможением роста. Размножаться мужчины начинает с 12 лет, а пик рождаемости у женщин приходится на 15.

Пигмеи в современном мире

Современные африканские пигмеи живут в лесах, добывая все необходимое с помощью охоты и собирательства. Убивают животных с помощью лука и стрел.

При этом они до недавнего времени не умели добывать огонь (переносили его при смене стоянки) и не изготавливали орудия труда (выменивают их у соседних племен).

Большой сегмент питания (до 30%) занимает собирательство плодов и меда. А остальную пищу и вещи (металл, табак, одежду, посуду) пигмеи выменивают у рядом живущих фермеров на мед и другую лесную провизию.

Пигмеи постоянно кочуют. Это связано с обычаем - когда умирает член племени, его оставляют в той хижине, где он жил. При этом вся община переселяется на новое место.

Пигмеи очень хорошо разбираются в лекарственных растениях. Поэтому никто лучше их не приготовит лекарственную или ядовитую смесь. Даже основная масса словаря пигмеев состоит из подобных слов.

Интересным способом пигмеи ловят рыбу. Они изготавливают яд, благодаря которому вся рыба в водоеме всплывет кверху брюхом. Но через время яд теряет свою силу и рыбу можно употреблять в пищу.

Рабство и каннибализм

Оказывается, в республике Конго до сих пор существует рабство. Соседнее племя, банту, имеет в своих семьях рабов-пигмеев и передает их по наследству.

Пигмеи добывают для своих хозяев еду в лесу в обмен на товары, необходимые для выживания. Справедливости ради стоит отметить что рабы вполне могут состоять на службе у нескольких фермеров.

А в провинции Северная Киву до сих пор есть поверье, о том что, поедая плоть пигмея, можно получить магическую силу.

Видео

- (Pygmaei, Πυγμαι̃οι). Мифический народ карликов, величиною с πηγμή, τ. е. ростом не больше расстояния от локтя до кулака. По Гомеру, они жили на берегу Океана; впоследствии их местопребыванием стали считать истоки Нила, а также Индию. Нынешние… … Энциклопедия мифологии

ПИГМЕИ - группа народов, относящихся к негрилльской расе, коренное население тропической Африки. Говорят на языках банту (тва, 185 тыс. человек, 1992; Руанда, Бурунди, Заир), адамауа восточной группы (ака, бинга и др., 35 тыс. человек; Конго, ЦАР) и шари… … Большой Энциклопедический словарь

Пигмеи - (иноск.) люди нравственно ничтожные. Ср. Для толпы онъ великъ, для толпы онъ пророкъ; Для себя онъ ничто, для себя онъ пигмей!... Надсонъ. „Видишь вотъ онъ!“ Ср. Любилъ среди своихъ блужданій Отчизну бѣдную свою. Ея мятелями обвѣянъ, Ея пигмеями… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ПИГМЕИ Современная энциклопедия

Пигмеи - С древнегреческого: Pigmaios. Буквально: Величиной с кулак. В древнегреческой мифологии пигмеями назывался сказочный народ карлики, которые были столь малы, что часто становились жертвами журавлей, подобно лягушкам. Поэтому карликам приходилось… … Словарь крылатых слов и выражений

ПИГМЕИ - народ карликов, обитавший, по легендарным сказаниям греков, на берегах океана (Гомер) и на истоках Нила (поздн. писат.), где вел постоянную борьбу с журавлями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. пигмеи … Словарь иностранных слов русского языка

Пигмеи - (Pugmaioi), собств. люди величиною с кулак в греч.мифологии сказочный народ карликов, живущий в Ливии. Илиада (III, 6)повествует о их битвах с журавлями (ср. L. v. Sybel, Mythologie derIlias , 1877, и Л. Ф. Воеводский, Введение в мифологию… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пигмеи - ПИГМЕИ, группа народов: тва, бинга, бибайя, гиелли, эфе, канго, ака, мбути общей численностью 350 тыс. чел., относящихся к негрилльской расе, коренное население Тропической Африки. Название произошло от греческого pygmaios (буквально размером с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

пигмеи - группа народов в Центральной Африке. Общая численность 390 тыс. человек (1995). Говорят на языках банту. Многие пигмеи сохраняют бродячий образ жизни, архаическую культуру, традиционные верования. * * * ПИГМЕИ ПИГМЕИ, группа народов, относящихся… … Энциклопедический словарь

ПИГМЕИ - (от греч. «кулак» или «расстояние» от кулака до локтя) в греческой мифологии племя карликов, символизирующее варварский мир. Название связано с маленьким ростом пигмеев и символизирует искаженное восприятие подлинного этноса. Греки определяли… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Книги

  • Кремлевские пигмеи против титана Сталина , Сергей Кремлёв. Хотя Путин и Медведев одного роста со Сталиным, по сравнению с титаническими свершениями Вождя нынешние хозяева Кремля выглядят сущими карликами. А пигмеи всегда будут завидовать политическим… Купить за 210 руб
  • Кремлевские пигмеи против титана Сталина, или Россия, которую надо найти , Сергей Кремлев. Хотя Путин и Медведев одного роста со Сталиным, по сравнению с титаническими свершениями Вождя нынешние хозяева Кремля выглядят сущими карликами. А пигмеи всегда будут завидовать политическим…

Самые низкие люди на земле, средний рост которых не превышает 141 см, живут в бассейне реки Конго в Центральной Африке. «Размером с кулак» – так переводится c греческого pygmalios — название племени пигмеи. Существует предположение, что когда-то они занимали всю Центральную Африку, но затем были вытеснены в область тропических лесов.

Повседневная жизнь этих диких людей лишена романтики и сопряжена с повседневной борьбой за выживание, когда главной задачей мужчин становится добывание пищи для всего селения. Пигмеев считают самыми не кровожадными охотниками. И это действительно так. Они никогда не охотятся ради охоты, никогда не убивают животных ради желания убить, они никогда не запасают мясо впрок. Даже убитое животное они не приносят в селение, а разделывают, готовят и едят прямо на месте, созывая всех жителей деревни на трапезу. Охота и все что с ней связано — главный ритуал в жизни племени, ярко выраженный в фольклоре: песнях о героях-охотниках, танцах, передающих сцены поведения животных, мифах и преданиях. Перед охотой мужчины обмазывают себя и оружие грязью с навозом того животного на которого собираются охотиться, обращаются к копью с просьбой быть метким, и отправляются в путь.

Повседневная пища пигмеев – растительная: орехи, съедобные травы и коренья, сердцевина пальмы. Сезонным промыслом является рыболовство. Для рыбной ловли пигмеи используют специальную траву, от которой рыба засыпает, но не погибает. Листья травы растворяют в реке, улов собирают ниже по течению. Особую опасность для пигмеев представляют джунгли, полные разнообразных диких животных. Но самым опасным является питон. Если пигмей случайно наступит на питона больше 4 метров – он обречен. Змея мгновенно нападает, обвивает тело и душит.

Происхождение пигмеев до сих пор не совсем ясно. Известно только, что первые европейцы совсем недавно проникли в их мир и были встречены довольно воинственно. Точная численность представителей племени не известна. По разным данным их насчитывается около 280 тыс. Средняя продолжительность жизни – не более 45 лет у мужчин, женщины живут немного дольше. Первого ребенка рожают в 14-15 лет, но в семье не более двух детей. Пигмеи кочуют группами по 2-4 семьи. Живут в низких хижинах укрытых травой, которые можно сделать за несколько часов. Мальчикам 9-16 лет делают обрезание и подвергают другим довольно жестоким испытаниям, сопровождаемых нравственными наставлениями. В таких обрядах принимают участие только мужчины.

Племя утратило свой родной язык, поэтому чаще всего используются наречия соседних племен. Одежда состоит всего лишь из набедренного пояса с передником. Но оседлые пигмеи все чаще носят европейскую одежду. Главным божеством является лесной дух Торе, хозяин лесной дичи, к которому охотники обращаются с молитвой перед охотой.

Культура и традиции пигмеев постепенно исчезают. Новая жизнь медленно проникает в их быт, растворяя в себе образ жизни самых маленьких людей на планете.

Смотрите интересные видео.

Неизвестная планета. Пигмеи и Карамоджонги. ч1.

Ритуальные танцы пигмеев бака.

Пигмеи бака населяют дождевые леса на юго-востоке Камеруна, на севере Республики Конго, в северном Габоне и на юго-западе Центрально-Африканской республики. В феврале 2016 года фотограф и журналист Сьюзан Шульман провела несколько дней среди пигмеев бака, сделав небольшой репортаж об их жизни.

Тропические дождевые леса — их природная среда обитания. Основные занятия — охота и собирательство, в этом гармоничном единении с природой они живут веками, и их мир определяется наличием леса. Племена пигмеев разбросаны по Африке на территории 178 млн гектаров.

Пигмеи отличаются от представителей других африканских племен своей миниатюрность — их рост редко превышает 140 см. На фотографии выше члены племени проводят традиционную охотничью церемонию.

Сьюзан Шульман заинтересовалась жизнью пигмеев бака после того как услышала о Луи Сарно — американском ученом, который вот уже 30 лет живет среди пигмеев бака в Центральной Африке, в дождевом лесу между Камеруном и Республикой Конго.

Луи Сарно женат на женщине из племени, все эти годы он изучает, помогает и лечит пигмеев бака. По его словам, половина детей не доживает и до пяти лет, и если бы он покинул племя хотя бы на год, то ему было бы страшно возвращаться, ведь многих друзей он не застал бы в живых. Луи Сарно сейчас чуть за шестьдесят, а средняя продолжительность жизни пигмеев бака — сорок лет.

Луи Сарно не только обеспечивает медикаменты, но занимается и другими вещами: выступает в роли учителя для детей, адвоката, переводчика, архивиста, писателя и летописца для сообщества из 600 пигмеев бака в селении Яндуби.

Луи Сарно приехал жить с пигмеями в середине 80-х, после того как однажды услышал их музыку по радио и решил поехать и записать еще этой музыки, как можно больше. И ни капли об этом не жалеет. Он имеет возможность регулярно навещать Америку и Европу, но всегда возвращается в Африку. Можно сказать, что в сердце Африки его привела песня.

Музыка пигмеев бака представляет собой похожее на йодлинг многозвуковое пение на фоне природных звуков тропического леса. Представьте многоголосие 40 женских голосов и барабанный ритм, отстукиваемый четырьмя мужчинами на пластиковых бочках.

Луи Сарно утверждает, что никогда раньше не слышал ничего подобного, и это божественно.

Их гипнотическая музыка обычно выступает прелюдией к охоте, так как племя поет, чтобы вызвать лесного духа по имени Боби и испросить у него дозволения поохотиться в его лесу.

Одетый в костюм из листье, «дух леса» дарует племени разрешение и благословляет тех, кто примет участие в завтрашней охоте. На снимке выше пигмей собирается идти на охоту с сетью.

Основу рациона племени составляет мясо обезьяны и голубого дукера — маленькой лесной антилопы, однако в последнее время этих животных в лесу становится все меньше и меньше. Виной тому браконьерство и лесозаготовки.

«Браконьеры охотятся по ночам, они пугают животных факелами и спокойно отстреливают их, пока те стоят парализованные страхом. Сети и стрелы пигмеев бака не могут конкурировать с огнестрельным оружием браконьеров.

Вырубка леса и браконьеры серьезно опустошают лес и очень вредят образу жизни пигмеев бака. Многие из этих браконьеров являются представителями соседней этнической группы банту, составляющей большинство населения в регионе», — рассказывает Сьюзан Шульман.

В результате постепенного истощения дождевых лесов, в которых живет племя бака, будущее их лесного дома находится под вопросом, так как непонятно, к чему все это приведет.

Исторически сложилось так, что племя банту считало пигмеев бака «недочеловеками» и подвергало дискриминации. В настоящее время отношения между ними улучшились, но некоторые отголоски прошлого все же дают о себе знать.

Поскольку традиционная жизнь пигмеев бака становится день ото дня сложнее и проблематичнее, молодому поколению приходится искать работу в городах, где главенствуют банту.

«Молодежь сейчас находится на острие перемен. Возможностей заработать для них крайне мало. Так как ресурсы леса в плане охоты истощаются, приходится искать другие возможности — а это обычно лишь временная работа на банту, которые предлагают, скажем, за пять дней охоты 1 доллар — да и то чаще всего забывают заплатить», — говорит Сьюзан.

В тропических лесах провинции Итури республики Конго живут самые низкорослые на планете люди - пигмеи племени Мбути. Их средний рост составляет 135 см. Светлый цвет кожи помогает им легко и незаметно жить в лесной тени на уровне каменного века.
Они не разводят скотину и не культивируют растения. Живут в тесной связи с лесом, но не дольше месяца на одном месте. Основу их рациона составляют собранные ягоды, орехи, мед, грибы, плоды и коренья, а форму их общественной организации определяет охота.

У тех мбути, что охотятся главным образом с луками и стрелами, группа может состоять всего из трех семей, хотя во время сезона сбора меда охотники объединяются в большие группы, требующиеся при облавах - бегбе. Но на западе у охотников, пользующихся сетями, группа должна состоять по крайней мере из семи семей, а предпочтительно в два раза больше. В тех случаях, когда группа объединяет уже 30 семей, она разделяется.

Для 35 тысяч Мбути в лесах Итури достаточно места. Каждая группа занимает свою территорию, всегда оставляя в центре чащи приличный по размерам общий участок земли.

Группа в целом считает себя единой семьей.И это - главная общественная единица, хотя группа не всегда состоит из родственников. Состав ее также может меняться с каждым ежемесячным кочевьем. Поэтому нет вождей и постоянных лидеров. В любом случае, все члены группы солидарны между собой.

На охоте семья делится на возрастные группы. Старшие мужчины устанавливают ловушки и садятся в засаду с дротиками и дубинками. Молодые мужчины держатся поодаль со стрелами в руках, чтобы, если дичь будет ускользать, убить ее. А женщины и дети находятся позади молодых охотников, повернувшись к ним лицом и ждут, когда пойманную дичь можно будет сложить в корзины. Корзинки они носят за спиной, держатся они с помощью ремней, надетых на лоб. Когда группа наловит дичи на день, она возвращается к месту стоянки, собирая по дороге все съедобное. Затем готовят пищу на костре.

Самым отвратительным преступлением у пигмеев считается, когда какой-нибудь хитрый охотник расставляет сети в момент загонки дичи. Основной улов оказывается у него в руках, а он ни с кем не делится. Но справедливость восстанавливается просто и внушительно. У хитреца изымается вся добыча, и его семья остается голодной».

Любопытный англичанин Колин Тэрнбул решил провести эксперимент. Ему очень хотелось проверить, как пигмей будет вести себя за пределами своего леса. Вот что он пишет: «Я уговорил опытного охотника Кенге отправиться со мной в Национальный заповедник Ишанго, в саванну, которая кишит дичью. Загрузили всякой провизией, сели в машину и поехали. Поскольку шел проливной дождь, Кенге даже не заметил, что лес остался позади. Когда выехали на поросшую травой равнину, мой спутник начал ворчать: - Ни одного дерева, какая плохая страна.
Успокоило его только обещание о большом количестве дичи. Но потом он опять расстроился, узнав, что охотиться на эту дичь нельзя. Когда мы поднялись по склону и взглянули на равнину, Кенге остолбенел. Перед ним до самого горизонта простералась зеленая равнина, сливавшаяся с озером Эдуарда. Без конца и без края. И повсюду пасутся слоны, антилопы, буйволы и т.д. Такого Кенге еще никогда не видал.
- Этого мяса хватило бы на много месяцев, - сказал он мечтательно. Сел в машину и больше из нее выходил, пока мы не покинули заповедник. На следующий день Кенге почувствовал себя более уверенно, и сказал:
- Я был не прав, это хорошее место, хотя оно мне и не нравится. Здесь чистое небо и земля чистая. Если бы только деревьев побольше...На обратном пути, чем глубже мы въезжали в лес, тем громче Кенге пел. В лагере его встречали, как героя

Племя мбути - это пигмеи, проживающие на востоке Заира, насчитывающие приблизительно 100 тысяч человек и говорящие на языке эфе. Их мрачная слава беспощадных охотников отличается достаточно мирным образом жизни, по сравнению с воинственными северо-кенийскими племенами. Все племена уже открыты, потому что европейские миссионеры не оставляют ни один этнос без своего внимания.

Пигмеи мбути меняют раз в пятилетку свои стоянки, чтобы все ближе перекочевывать к цивилизации - возле дорог и рек они могут поменять свою добычу в виде шкур, мяса, дикорастущих плодов и ягод на необходимые им достижения культурной жизни - соль, спички, металлические предметы.

Племя мбути

Они стали интересоваться и одеждой, поэтому уже практически невозможно увидеть их знаменитых юбочек из листьев и коры деревьев. Мбути вступают в контакты для таких натуральных обменов с оседлыми и цивилизованными банту (пер. с суахили - «люди»).
Банту - это языковая группа большей части заирских племен и множества других африканских народностей, дословное лингвистическое название которых обозначает оседлых людей, высокий рост.

Некоторые утверждают, что этим актом охотники искупают свою вину за то, что лишают лес дичи и растительности, так как у пигмеев двойственное отношение к охоте. Она несет им радость, удовольствие, и они любят есть мясо, но все же они считают, что нехорошо лишать жизни живые существа, ибо бог создал не только людей леса, но и животных леса.

Детям в самом раннем возрасте внушают идею зависимости от леса, веры в него, заставляют их почувствовать себя частью леса, а поэтому им и поручают обязанность разжигать искупительный костер, без которого не будет успешной охоты.

Высокая мобильность пигмеев ведет и к непостоянному характеру общественной организации. Поскольку все время меняется состав и размер групп, в них не может быть вождей или индивидуальных лидеров, так как они, как и другие люди, могут уйти и оставить группу без лидера. А поскольку у мбути нет линиджной системы, было бы трудно делить лидерство, когда раз в год группа раскалывается на более мелкие единицы. Здесь в системе правления тоже играет важную роль возраст, причем у всех, кроме детей, есть свои обязанности. Но даже и дети играют определенную роль: дурное поведение (лень, сварливость, эгоизм) исправляют не с помощью системы наказаний - ее у пигмеев не существует, - а просто высмеивая провинившегося. Это дети умеют делать прекрасно. Для них это игра, но через нее они постигают моральные ценности жизни взрослых и быстро исправляют поведение провинившегося, поднимая его на смех. Молодые люди чаще влияют на жизнь взрослых, в частности, они могут выражать свое недовольство группой или одобрение группы в целом, а не индивидуумов во время религиозного праздника молимо. За взрослыми охотниками остается решающее слово в экономических вопросах, но и только. Старейшины выступают в роли арбитров и принимают решения по наиболее важным проблемам группы, а старики пользуются всеобщим уважением.

Близость, существующая между пигмеями-мбути и их лесным миром, проявляется в том, что они очеловечивают лес, называют его отцом и матерью, поскольку он дает им все, что нужно, даже жизнь. Они не пытаются контролировать окружающий мир, а приспосабливаются к нему, и в этом коренное различие между их отношением к лесу и отношением к лесу других его обитателей, - рыбаков и земледельцев. Техника у мбути очень простая, и другие племена, владеющие определенным материальным богатством, считают охотников бедняками. Но такое материальное богатство только мешало бы кочевникам-мбути, а имеющаяся у них техника в достаточной мере удовлетворяет их потребности. Они не обременяют себя никакими излишками. Они делают одежду из коры, разбитой куском слоновьего бивня, из шкур и лиан изготовляют сумки, в которых носят детей за спиной, колчаны для стрел, мешки, украшения и веревки для плетения охотничьих сетей. Мбути за несколько минут строят жилища из молодых побегов и листьев, разрезая их металлическими мачете и ножами, которые они получают от живущих поблизости крестьян. Говорят, что, если бы у них не было металла, они пользовались бы каменными орудиями, но это сомнительно - пигмеи постепенно вступают в железный век.

Об обильных дарах леса можно судить хотя бы по дереву касуку - смола с его верхушки нужна для приготовления пищи, а смола, взятая у корней дерева, идет на освещение жилищ. Этой смолой мбути также замазывают швы коробов из коры, в которые они собирают мед. Ребенок с ранних лет учится использовать окружающий его мир так, чтобы не губить его, а только брать все, что нужно в данный момент. Его образование сводится к подражанию взрослым. Его игрушки - это копии предметов, которые употребляют взрослые: мальчик учится стрелять из лука в медленно движущихся животных, а девочка идет в лес и набирает в свою крошечную корзинку грибы и орехи. Тем самым дети оказывают экономическую помощь, добывая некоторое количество пищи, хотя для них это просто игра.

Благодаря чувству взаимозависимости и общности, воспитываемому с рождения, пигмеи единым коллективом противостоят соседним племенам лесных земледельцев, совсем иначе относящихся к лесу и считающих его опасным местом, которое надо расчистить, чтобы выжить. Пигмеи торгуют с этими земледельцами, но не из экономических соображений, а просто для того, чтобы земледельцы не лезли в их лес в поисках мяса и других лесных продуктов, в которых всегда нуждаются крестьяне. Жители деревень боятся и людей леса, и самого леса, ограждая себя от них ритуалами и магией.

Единственное магическое средство охотников носит «симпатический» характер - это талисман, изготовленный из лесных лиан, украшенных крошечными кусочками дерева, или же мастика из золы лесных пожаров, смешанная с жиром какого-либо животного и заложенная в рог антилопы; ею потом мажут тело, чтобы обеспечить успешную охоту. Идея такого талисмана проста: если мбути еще ближе физически соприкоснется с лесом, то его потребности будут обязательно удовлетворены. Эти акты носят скорее религиозный, а не "магический" характер, что видно на примере матери, которая пеленает новорожденного ребенка в особое одеяние, сделанное из куска коры (хотя теперь мать могла бы достать и мягкую ткань), и украшает младенца амулетами из лиан, листьев и кусков дерева, а затем купает его в лесной воде, которая скапливается в некоторых толстых лианах. С помощью этого физического контакта мать как бы посвящает ребенка лесу и просит у него покровительства. Когда приходит беда, то, как говорят мбути, им достаточно пропеть священные песни церемонии молимо, «разбудить ими лес» и привлечь его внимание к своим детям - тогда все будет в порядке. Это богатая, но простая вера, представляющая разительный контраст с верой и практикой соседних племен.

Но в остальном жизнь мбути никак не изменилась, они, как и в прошлые века, остаются всё теми же собирателями и кочевыми охотниками, сохранив свою традиционную культуру.

Видео: Ритуальные танцы африканских пигмеев.