Когда можно есть яблоки нового урожая. Традиции в день преображения господня. Питание во время Успенского поста

Добрый день

Скажите, пожалуйста, почему запрещается есть яблоки до "яблочного спаса" 19 августа? Где написано, что яблоки есть запрещено или это домыслы и суеверия. Ведь Если не есть яблоки до 19 числа человек пропускает несколько вкусных сортов, которые потом уже отходят. Почему арбузы и дыни можно есть всегда равно как и другие фрукты (сливы, абрикосы).

Как и зачем можно было придумать такое правило?

Петр

Уважаемый, Петр!

В Православной Церкви не запрещается вкушать каких бы то ни было плодов, в какое бы то ни было время!!!
В своих посланиях апостол Павел говорит:"Мне все можно, но не все полезно. Мне все можно, но ничто не должно обладать мною."

Обычай освящать плоды - древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. правиле (срав.: 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых - колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем говорится и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой - «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6/19 августа имеет еще и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

http://days.pravoslavie.ru/Days/20110806.htm

Что касается обязательности следования традиции не вкушать плодов (в типиконе не говорится "яблоки", но "овоща" в смысле плоды вообще) до их освящения, то пусть каждый определит для себя сам.

Например так: "Господи! Знаю, что входящее в уста не приближает и не удаляет меня от спасения. Но приими от меня ничтожную жертву в виде воздержания от вкушения плодов нового урожая до их освящения в славный праздник Твоего Преображения. Чтобы и мне недостойному иметь надежду на обновление и преображение греховного моего естества, подобно Твоему Преображению. Лишаю себя вкушения плодов этих, которые взрастила десница Твоя, да не лишиши меня окаянного быти причастным Твоего нетварного света, которым просиял Ты на Фаворе"

Или так: "Господи! Не могу спокойно смотреть, как множество плодов, определенных сортов, остается не оприходованными. Славный "Белый налив" и прочая вожделенная снедь, могущая накормить такое множество людей истлевает (впрочем подавляющее большинство этого множества людей даже и не подозревает, что в Церкви Твоей есть такая традиция - воздерживаться от плодов нового урожая до Преображения) - бессмысленно совершая оборот вещества в природе. Прости мне мою хозяйственность и не вмени мне во грех, такого моего попечения о плодах Тобою произведенных. Жаль Господи, что я не могу съесть их все сам, а то ведь все равно много пропадет"

Прошу, Вас Петр, простить меня за иронию, в ней ни в коем случае нет сарказма. Но попытайтесь найти своему желанию не хозяйственно-бытовой, а духовный смысл.

Правил к отлучению от церковного общения за это "преступление" нет. Есть предписание типикона, которое можно считать обязательным только для монашествующих, наказывать братию преступившую данное правило - не вкушать плодов до освящения - запрещением их вкушения во весь август месяц.

Миряне же придерживаются этой традиции подражая в меру своих сил образцовому монашеству, равно с ними ожидая преображения своей природы в Вечной Жизни.

Накануне праздника Преображения Господня, именуемого в народе «яблочный спас», народ интересуется: можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника знать хотят — что такое Преображение, история праздника, где вымыслы, где правда, где досужий домысел? Мы обратились к разным духовным лицам, которые постарались дать исчерпывающие ответы. Если еще останутся вопросы — задавайте в комментариях, пожалуйста, вам ответят священники наших Новомосковских благочиний.

События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа - Петр, Иаков и Иоанн - увидели, как Учитель преобразился:

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).

19 августа православные верующие отмечают праздник Преображения Господня, в народе называемом еще — Яблочный Спас. Некоторые люди, далекие от церкви, и названия самого то праздника не знают, им не ведомо, что за такое «преображение», они знают только, что это Яблочный спас, надо святить яблоки. А до Спаса яблоки есть нельзя, грех, а еще если ребенок умер, и до Яблочного спаса яблочко съесть, то там на небе ему только половинку яблока дадут, когда всем по яблочку и так далее. Народ полон всяческих суеверий, и иногда не понимает даже сути происходящего, и зачем в храм в этот день идет, и что не яблочки все таки самое главное в этом празднике. На самые распространенные вопросы по поводу Преображения Господня и яблочного спаса нам отвечает священник Александр Прокопчук, преподаватель Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— Конечно, этот праздник посвящен большому событию евангельскому — преображению Господа нашего, Иисуса Христа, а вот освящать яблоки — это уже чисто русская традиция. Изначально речь идет об освящении винограда, который является евхаристическим плодом, потому как из него делается вино, предназначенное для Евхаристии. Но в эти дни у нас еще виноград не поспевает, и потому на Преображение обычно освящаются яблоки. Это связано с древней традицией — приносить в храм плоды нового урожая в благодарение Господу и освящать его.

— Отец Александр, тогда расскажите нам, что стоит за словом «преображение» и какие события тогда происходили?
— Слово «Преображение» — это, собственно, перемена, которая произошла со Христом, или, вернее, с тем, какое виденье дал апостолам Христос, дабы они Его могли во славе Его узреть. Евангелие говорит нам о том, что после того, как апостолы Петр, Иоанн и Иаков перестали ловить рыбу на Галилейском озере и стали сопровождать Христа, они увидели и услышали много необычного. Слава и величие Иисуса Христа проявлялись в его делах и поступках, но то, что произошло во время Преображения, когда апостолы стали не только свидетелями такой великой перемены в облике их учителя, но и наблюдали, как он беседует с пророками Моисеем и Ильей, это превышало все ранее увиденное ими, поскольку увидеть воочию людей, живших до этого за много-много столетий было не менее удивительно, чем то, что произошло со Христом, когда одежды его стали белыми и сияли белее снега. Преображение, это свидетельство бессмертия, потому как пророки, явившееся во плоти и беседовавшие со Христом, показали апостолам, что у Бога все живы.

— Отец Александр, а вот говорится, что человек родился, чтобы обожествится, что, если человек будет праведную жизнь вести, заповедям следовать, от него может тоже такой божественный свет исходить?
— Но ведь есть пример в рассказах Мотовилова, который вел жизнеописание Серафима Саровского, как однажды в беседе тот так преобразился, что его лицо засияло таким вот небесным светом. А апостол Петр говорит в послании, что когда прозвучит последний глас трубы, извещающей втрое пришествие Христа, то мертвые восстанут и облекутся в свои тела, а живые — преобразятся. Это говорит о том, что человек также призван войти в эту славу и преобразится так, как преобразился Господь. Апостол Петр во втором послании пишет, что они (апостолы) говорят это, как видевшие славу Господню, и слышавшие глас с небес Отца Его: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

— Отец Александр, вот о чем говорится, когда апостол Петр просит Господа, чтобы не уходить отсюда, как здесь хорошо, а сделать три «кущи» и остаться всем им вместе с Господом и пророками на этом благословенном месте?
— Кущи — это палатки, кто знаком хоть немного с Ветхим заветом, знает, что один из праздников так и назывался — Праздник Кущи. Из веток делались палатки, где иудеи жили целую неделю в память о временах исхода из Египта, когда они скитались по пустыне и жили в таких вот походных нелегких условиях. Когда Петр это говорит, ему кажется, что ожидаемое царство уже наступило — 2 ветхозаветных пророка и Христос в центре, во славе, и конечно, Петру хочется остановить мгновение, ничего лучше он не видел и не переживал в своей жизни! Ему кажется, что земля превратилась в небо, и рай воплотился у него на глазах. И еще: в учении в это время Господь говорил, что Ему предстоит (имеется в виду голгофа и Его крестные страдания), и Петру хотелось избежать тех страшных событий, остановить мгновение и оставить все именно так, в такой божественной благодати.

Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).

— Отец Александр, а почему Преображение Господне празднуется 19 августа, а не следуя календарной логике тогда, когда это и произошло, в преддверии страстей Христовых?
— На самом деле не совсем так, преображение происходило не совсем перед самыми крестными страданиями Христа, а примерно за полгода до этого. Потому как согласно Евангелию от Иоанна Господь после этого отправляется в Иерусалим на праздник Кущи, который проходил как раз между концом сентября, началом октября, примерно когда у нас сейчас Воздвижение Креста Господня.
— Но почему тогда мы празднуем не в конце сентября, к примеру, а именно 19 августа?
— Мы празднуем за 40 дней до праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста, т.е. связь сохраняется.
— А почему именно трех апостолов взял с собой Господь на Фавор, их ведь, самых близких, было 12?
— Потому что именно число три — столько свидетелей должно быть представлено в суде для подтверждения какого-то факта. И потом — эти трое учеников были ближайшими для Христа, и избрание — это не привилегия, а особое поручение, которое человек получает для выполнения задач, поставленных перед человеком Господом. Притом, им было запрещено рассказывать об увиденном.
— Ну вроде как парадокс получается — в свидетели позвал, а никому нельзя об этом говорить?
— Да, но ведь как часто бывает, очень трудно смолчать о том, что ты видел, что тебя ошеломило, потрясло. А ведь другие апостолы были им ближайшими друзьями, соратниками и даже родственниками, а как тяжело им давалось это сдержание слова не разглашать виденное ими до времени! Может быть, Господь не хотел привлекать к себе дополнительную славу (он и при других чудесах всегда просил не говорить никому, да ведь народу рот не закроешь!).

Но вернемся все же к народным традициям и поверьям, и ответим на некоторые вопросы, связанные с этим праздником.

— Отец Александр, почему в народе интересуются, можно ли есть яблоки до яблочного спаса, ответ священника слышать хотят на эту тему, в чем тут истина?
— Связано это с тем понятием, что первое с урожая нужно принести Богу, ведь это Он нам его послал, а затем уже самим пользоваться плодами. Но — в нашей стране яблоки поспевают в разных областях в разные сроки, и от сортов зависит, и многие сорта яблок поспевают в южных районах гораздо ранее наступления яблочного спаса, поэтому это все довольно таки условно. Это всего лишь традиция и она не имеет никакого отношения к заповедям Божьим, потому грехом это не считается.
— Отец Александр, а вот люди у нас часто из всего делают какие-то магические ритуалы, например, многие считают, что нужно идти освящать в храме на Преображение яблочки, потому как в результате они становятся «волшебными» и, откусив такое яблочко, можно загадать желание и оно сбудется. Как относится к таким советам?

— Ну, это уже какое сказочное продолжение освящения яблок, оно не имеет никакого отношения к реальности, потому как в этом случае яблоки рассматриваются как какой-то магический элемент, им приписывается магическая сила. Для людей воцерковленных понятно, что это полный абсурд.

— А вот еще вопрос: само словосочетание «Яблочный Спас» — ведь Спас — это имеется в виду Спаситель? Нет ли ничего такого, кощунственного в этом словосочетании? — Нет, это как бы такое простонародное устоявшееся выражение, потому как Успенский пост начинается с 14 августа, церковью отмечается Происхождение древ Креста Господня, в простонародье — Медовый Спас, потому как совершается водоосвящение, и этой водой окропляется мед. Затем Преображение Господне — второй Спас, яблочный, и сразу после праздника Успения Богородицы совершается Чествование нерукотворного Образа Спасителя — третий спас, ореховый, потому как к этому времени как раз поспевали орехи. То есть, по благочестивой традиции люди приносят в храм освящать как раз урожай, поспевающий к этим дням, и благодарят Бога за то, что Он им дает.

Преображение Господне — что открывает Господь апостолам : рассказывает иеромонах Димитрий (Першин) в этом видеоролике.

Также предлагаем посмотреть фильм «Лето Господне» о Преображении Господа и о святых местах.

Молитвы Преображения Господня

Тропарь Преображения Господня

глас 7
Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак Преображения Господня

глас 7
На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

Величание Преображения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение.

По материалам православного журнала «Фома»

Марина Чижова

  • Откуда появилась традиция?
  • В чем смысл освящения плодов?
  • Монастырский устав
  • Что и когда принято освящать?
  • В чем суть праздников?
  • Суеверия, связанные с традицией

Не случалось ли так, что, узнав о вашем вкушении яблок до Яблочного Спаса, на вас косились ваши «сильно верующие» православные знакомые? А при упоминании о том, что и майский мед вы едите задолго до 14 августа, вас и вовсе стали почитать за человека нецерковного, почти что «нехристя»? Если такое было, то вы не избежали участи почти всех людей, интересующихся сутью, а не оболочкой церковного учения, сталкивающихся с гранитной сплошной стеной современного обрядоверия. Что же является правдой, а что - выдумкой в благочестивой в целом традиции освящения земных плодов? Попробуем выяснить.

Откуда появилась традиция?

Благочестивая традиция приносить плоды в благословение Богу пришла к нам с ветхозаветных времен, то есть была известна еще до Рождества Христова. Понятно, что никакого Яблочного или Медового Спаса тогда еще не было. Приносить же было положено начатки (то есть первый урожай) от всех плодов, важных для жизни человека. Например, в книге «Левит» говорится: Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев…

Целью такого приношения было благодарение Бога за Его милости и щедроты, за то, что Он помог вырастить и собрать такой урожай. Как видим, в те времена люди хорошо понимали, что всем, что они имеют, они обязаны Богу, и не забывали благодарить Его за это.

В чем смысл освящения плодов?

И сегодня смысл приношения плодов в храм, в том числе освящение яблок и меда, существенно не поменялся. Это благочестивая традиция, которая дошла до нас, хотя во многом и в искаженном виде. Вполне оправданно и похвально, когда человек приносит в храм первый урожай, то, что он вырастил или собрал сам, чтобы поблагодарить за это Бога и испросить у Него благословения на дальнейшие труды.

Как мы заметили, таким образом благословляется сам труд человека, он пребывает в правильном понимании, что без Господа не может «творити ничесоже». Причем следует заметить, что приносятся именно те продукты, которые вырастил или добыл сам. Поэтому в случае с купленными фруктами и виноградом этот смысл, конечно же, вообще теряется.

Второй важный момент: внешне суть благодарения, как правило, выражалась в том, что символическую часть принесенного урожая человек оставлял в храме. Эта традиция, согласитесь, у нас редко соблюдается. Обычно мы с тем, с чем приходим, с тем и уходим, при этом чувствуем себя даже «в выигрыше», так как плоды теперь еще оказываются и освящены. Сколько духовного смысла скрыто в такой благочестивой «сделке», каждый пусть судит сам.

Монастырский устав

Теперь коснемся вопроса о неядении яблок до Яблочного Спаса и меда, соответственно - до Медового. Такая традиция действительно имеет место, но только лишь по благословению настоятеля, в монастырях. Причем существует она только с целью смирения пребывающих там в послушании, полного отсечения своеволия, для воздержания и дисциплины. Вот что говорится об этом в Типиконе под 19 августа:

Яко аще кто от братий снесть гроздие прежде сицевого праздника, то преслушания запрещение да приимет, и да не вкусит гроздие через весь август месяц, яко заповеданный устав презрев; яко да от сего навыкнут и прочии повиноватися уставу святых отец.

Обратим внимание, что речь здесь идет только о винограде, и ничего не сказано об освящении яблок. Впрочем, дальше следует небольшая оговорка, на которой следует остановиться: Сей устав бывает и на смоквах, и над прочими овощьми, яве яко времена их, кое когда приспеет.

Отсюда видим, что выбор фруктов для освящения продиктован климатическими условиями: где что к этому времени поспевает, то и освящают. Вот почему в Иерусалиме и Греции 19 августа принято освящать виноград, а у нас - яблоки. Причем в некоторых монастырях, если яблоки поспевают раньше, то и освятить их могут раньше, чтобы урожай не пропал. Точно так поступали иногда и в некоторых селах на Руси.

Никакой привязки именно к празднику Преображения нет. Раньше, если плоды не успевали поспеть, их освящали и на Успение. А в Австралии так и вовсе это делают на Сретение.

Что и когда принято освящать?

Какие продукты и когда принято освящать?

  • 14 августа - так называемый в простонародье Медовый Спас, на него принято освящать мед нового сбора, злаки и различные полезные травы, цветы (но не конкретно мак).
  • 19 августа в храме освящают фрукты (яблоки, груши, виноград), почему второй Спас и получил наименование Яблочного.

В чем суть праздников?

В действительности поводов для того, чтобы прийти в храм в эти дни, помимо освящения плодов, более чем достаточно, и они значительны. 14 августа - целых четыре праздника:

  • Изнесение Древ Животворящего Креста (в память о Константинопольской традиции выноса Креста для защиты от болезней);
  • Всемилостивому Спасителю и Богородице (в честь чудотворной помощи князю Андрею Боголюбскому и избавления от иностранных полчищ);
  • ветхозаветных мучеников Маккавеев, их матери и учителя, пострадавших за веру от язычников;
  • День Крещения Руси, т. к. великий князь Владимир именно в этот день принял святое крещение.

Как видим, название Медового Спаса в контексте этих праздников ничем не обусловлено и звучит кощунственно. Еще более издевательски звучит название «Маковея» и, по глупому созвучию, нецерковная традиция освящения в этот день мака, причем отнюдь не с благочестивой целью.

19 августа мы и вовсе отмечаем двунадесятый праздник - Преображение Господне. В этот день уместнее вспоминать о Господе, преобразившемся во славе на Фаворе, а не думать о земных плодах, принесенных для освящения.

Акафист празднику Преображения Господнего вы можете найти здесь.

Можно ли вкушать неосвященные мед и яблоки?

Из всего вышесказанного можно сделать, как минимум, два вывода. Во-первых, если вы живете в городе и не имеете дачи или пасеки, освящение яблок и меда в храме вообще не имеет для вас большого духовного смысла. Во-вторых, не вкушать эти продукты до момента их освящения обязательно, пожалуй, только в двух случаях:

  1. если вы живете в монастыре по соответствующему уставу;
  2. если у вас есть на это специальное благословение духовника.

В остальных же ситуациях никакого греха в этом не будет: новые мед и яблоки можно есть, можно и не есть. Многие священники, напротив, считают, что гораздо большим грехом будет, если созревшие плоды - дары Божии - по этой причине просто пропадут. Тем более, ни в коем случае не стоит осуждать тех, кто употребляет названные продукты в пищу до Яблочного Спаса. Вспомните слова апостола Павла:

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога.

Интересно также отметить, что чаще всего строгой традиции невкушения меда и яблок до Медового и Яблочного Спаса придерживаются те люди, которые обязательные посты, установленные Церковью, обычно не соблюдают или держат их не так строго. В этом кроется большое несоответствие, парадокс. Ведь если человек решил исполнить какую-то маловажную часть Устава, то логично, что он вполне и бескомпромиссно должен осуществить и все остальные, причем более важные.

Наконец, традиция освящения плодов и меда, как это часто у нас бывает, тесно переплелась в народном сознании со множеством глупостей и суеверий. Причем они настолько прочно вошли в обиход, что порой за истинное учение Церкви принимаются вещи абсолютно немыслимые. Уже упомянутое освящение мака и разных «чудодейственных» трав в Медовый Спас - это чистой воды язычество. К православию оно не имеет никакого отношения, а напротив, дискредитирует саму веру.

С причиной, почему нельзя есть яблоки до 19 августа, тоже связано множество суеверий. Это даже породило такой церковный анекдот о том, чем прогневили Бога Адам и Ева - тем, что съели яблоко до Второго Спаса. Кстати, нужно заметить, что запрет именно на яблоки у нас никак не связан с историей грехопадения. Мы даже до сих пор точно не знаем, что это был за плод на Древе познания Добра и Зла, но точно не яблоко, как принято считать: в Библии говорится только «плод» и не уточняется, какой именно.

Зато наш народ придумал очень много магических мистификаций, особенно связанных с яблоками. Так, например, почему-то особенно нельзя их есть до Яблочного Спаса тем, кто делал аборт - иначе этот грех якобы никогда не простится. Можно подумать, что если женщина не будет есть яблок, то только за одно это грех и простится.

Еще существует одно суеверие, что если родители до Второго Спаса воздержатся от яблок, то в раю их дети получат гостинцы - райские яблочки. А уж сколько историй придумали про то, куда девать огрызки от освященных плодов! Одним словом, каких только глупостей люди не придумают, чтобы не думать о главном.

С освященным медом историй, правда, связано поменьше. О нем, кажется, только то и придумали, что после освящения 14 августа мед обретает какую-то особенную чудодейственную силу, способную победить все болезни. Но это свойство, если говорить всю правду, есть у меда и без освящения на Медовый Спас - это один из полезнейших продуктов, который является, по сути, натуральной аптекой для человека.

Вот и верьте после этого опытным церковным бабушкам-«целительницам». Одно только можно сказать точно: не может православная вера держаться только на чудодейственных «медах» и освященных огрызках. В чем каждый может убедиться на личном опыте.

Фото: Лакомства на Яблочный Спас (pixabay.com/cocoparisienne)

Традиции празднования и история Яблочного Спаса. Можно ли кушать яблоки до Спаса 2017, или это просто народное суеверие?

Яблочный Спас 2017 - второй из августовских Спасов, который совпадает с христианским праздником Преображения и имеет множество традиций. Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса (Преображения Господня), история праздника 19 августа и главные приметы этого дня - в материале .

Яблочный Спас 2017: какого числа отмечают вкусный праздник, история Яблочного Спаса

Ежегодно Яблочный Спас отмечается 19 августа и в церковном календаре совпадает с днем Преображения Господня. Согласно библейским преданиям, именно в этот день Иисус Христос со своими учениками поднялся на гору Фавор и преобразился. Одежда Христа стала белоснежной, и всего его окутал яркий свет. Поэтому Яблочный Спас имеет еще одно название – Спас на горе.

Фото: Яблочный Спас - число празднования 19 августа (pixabay.com/sladkovskaivka)

В народном календаре Второй Спас знаменует проводы лета и начало осени. Какого числа Яблочный Спас знали все садоводы. По примете, только после 19 августа можно было начинать сбор винограда и кушать яблоки.

Яблочный Спас имеет много традиций и обычаев. До наших дней дошло народное поверье о том, что нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса. Насколько же оно правдиво и с чем может быть связан этот запрет?

Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса

Наши предки строго соблюдали праздничные традиции и ели плоды нового урожая яблок на Второй Спас только после освящения в церкви. В современном мире яблоки доступны потребителю круглый год, поэтому придерживаются давнего правила далеко не все.

К тому же, этот запрет был изначально придуман для монахов и касался не яблок, а винограда. Церковный устав запрещал вкушать виноград до тех пор, пока крестьяне не освятят плоды своего нового урожая в день Яблочного Спаса. В тех регионах, где виноград не рос, запрет накладывался на употребление яблок.

Фото: Лакомства на Яблочный Спас 2017 (pixabay.com/Ajale)

Можно есть яблоки до Яблочного Спаса 2017 или нет, решать вам. К примеру, те кто, соблюдают пост, отказываются от этого фрукта с началом Успенского поста 14 августа, а в Яблочный Спас начинают есть освященные фрукты.

Существует еще одна грустная народная легенда, почему Яблочный Спас считают важным днем для родителей, которые потеряли своих детей. Если до 19 августа отец и мать, чей ребенок умер, не будут есть яблоки, то на небесах в праздник Яблочный Спас их сын или дочь получат вкусные лакомства.

На вопрос "Едят ли яблоки до Яблочного Спаса?", есть и вполне рациональный ответ. На самом деле, многие сорта яблок дозревают только к августу, а употребление неспелых фруктов может вызвать проблемы с пищеварением.

Фото: Можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса (pixabay.com/Couleur)

Народные приметы и традиции на Яблочный Спас 2017

Праздник, история которого уходит корнями в древние времена, символизирует проводы лета. Погода меняется, ночи становятся более длинными и холодными.

Ко Второму Спасу крестьяне завершали сбор урожая на полях, потому что наступало время дождей и "хлебогноя". Про Яблочный Спас говорят:

  • Пришел Второй Спас – готовь рукавички про запас.
  • Какая погода на Яблочный Спас, таким и Покров будет.

По традиции, главным символом праздника является яблоня. Яблочный Спас – самое время собирать вкусные и спелые плоды. В старину с самого утра 19 августа вся семья собирала урожай яблок, затем их святили в церкви, обязательно угощали нищих, готовили пироги, варенье и другие блюда из яблок.

Если хотите, чтобы ваше желание исполнилось, нужно откусить кусочек освященного яблока и загадать свою заветную мечту.

Даже мух в этот день нельзя прогонять. Если на вашу руку одновременно сядут две мухи, ждите успеха.

Чтобы быть здоровым весь год, в Спас 2017 съешьте яблоко нового урожая с медом.

Фото: Для здоровья в Яблочный Спас едят мед и яблоки (pixabay.com/cstpdx)

Самый плодородный и вкусный месяц лета – август. Яблочный Спас – день, когда можно освятить в церкви не только яблоки, но также виноград, сливы, груши и потом угостить ими окружающих. Чем больше людей угостите, тем лучший урожай будет в следующем году – так гласит народная примета.

В вечернее время на праздник наши предки проводили яркое мероприятие. Яблочный Спас – время прощания с летом, поэтому на полях водили хороводы, разжигали высокие костры, провожали закат солнца и просили у природы плодородия на следующее лето.

Многие верующие просто трясутся от стараха, что нельзя есть яблоки до Преображения и мед до 14 августа... в Греции и жарких странах не едят виноград, арбузы и дыни... да много чего боятся верующие... Вобщем нашла вот тут одну статью священника о.Игоря Илюшина и полностью согласна.

СУЕВЕРИЕ – КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ.

Наша конференция носит название “Церковные суеверия”. У Церкви, конечно, суеверий быть не может, поэтому правильнее обозначить такие суеверия “церковными” (в кавычках), или еще лучше – около-церковными, псевдо-церковными и даже анти-церковными. Церковь всегда боролась с суевериями, а если таковые все же появлялись, они исходили от неосведомленности людей и своевременно осуждались Церковью.

Если мы заглянем в “Толковый словарь русского языка” Владимира Даля, то найдем там следующее объяснение суеверию – “ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно”.

Современное общество людей именующих себя “верующими”, к сожалению, оказывается именно суеверным. Такие люди к Церкви относятся суеверно. Принимают Таинство святого Крещения с мыслью о том, чтобы не болеть, ходят в храм для того, чтобы постоять под куполом – подзарядиться, ставят свечи, чтобы исполнилось то или иное желание.

Основная масса таких верующих ходит в храм два раза в год: на Крещение Господне – за святой водой, и на Пасху – освятить куличи и яйца. Все это суеверный подход к Церкви, то есть ошибочный, пустой, ложный и потребительский.

Суеверие – это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира. Здесь и сокрыта подмена веры в Бога суеверием, а значит идолослужением. Суеверие рождено страхом человека пред какими-либо явлениями, из Священного Писания мы знаем, что в доверии и любви к Богу “нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх; потому что в страхе есть мучение” (1Ин.4:18). Суеверный человек действительно мучается и чтобы избежать неприятностей, хватается за любую ниточку, вместо того, чтобы довериться Богу, начинает впадать в идолопоклонство.

И раз сегодня мы говорим о “церковных” суевериях, то ложную, суетную веру можно найти не только в среде мирян, но и в среде клира. Некоторые клирики обольщаясь своим духоносным положением, начинают верить в свои “высокие” достоинства перед Богом. К таким суевериям можно отнести известное явление “младостарчества”, суеверного, ложного старчества. Например, когда раздаются сомнительные благословения не брать продукты, на этикетках которых есть печать антихриста (имеется ввиду штрих-код), а если и брать, то вырезать ее и сжигать в церковной печи. Или известная недавняя проблема с ИНН, паспортами, карточками и прочим.

Как видно из опыта современной церковной жизни – “церковные” суеверия на сегодняшний день очень серьезная проблема, которую нужно решать немедленно и на высоком уровне.

Большинство суеверий появляется из-за неосведомленности людей, из-за отсутствия информации. Когда традиция остается, а ее объяснение изменяется – происходит деградация традиции. Например, не ешь яблоки до Преображения – отбираешь у усопших. Отсюда, из-за ложной мотивации, сама традиция становится языческой.

Обратимся к Святому Евангелию, Господь с учениками срывают и едят колосья в субботу, не умывают руки, Господь исцеляет в субботу и говорит: “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27) – вот ответ Самого Господа на все традиции обросшие суеверным идолопоклонством, в которых усматривается отношение к Богу не как к любящему Отцу, а как к карателю.

Есть и другая опасность – принимать за суеверия благочестивые обычаи. Такие как, креститься на храм, читать молитву перед выходом из дома и другие. Поэтому нужно определить четкую грань между благочестивыми обычаями и суевериями.

Каким образом бороться с “церковными” суевериями и возможно ли их победить? Дерзну ответить на этот вопрос словом “ДА”. “Церковные” суеверия победить можно.

В храме, конечно, это проповедь, а в миру - это миссионерство. Люди подвержены суеверию, потому что их так кто-то научил, этот кто-то подчас некомпетентен. Задача Церкви научить человека верить в Бога, а не суеверить в кумира. Господь Иисус Христос призывает нас: “идите, научите все народы” (Мф.28:19), наша сегодняшняя задача сводится не только к одному народу, но к той части народа, который именует себя верующими. Речь идет о людях подверженных “церковным” суевериям.

Нужно использовать все возможные средства массовой информации: телевидения и радио, особенно перед великими церковными праздниками. Не просто рассказывать о событии праздника и комментировать Богослужение, а объяснять важность церковной жизни, постоянного посещения Богослужений, участия в таинствах Церкви, особенно Исповеди и Причастия Святых Христовых Таин, и предостерегать людей от суеверного подхода к Богу.

Если сегодня миссионеры не идут сами на агитационную проповедь в мир, то когда сам народ идет в наши храмы – мы просто обязаны наставить каждого случайно зашедшего, пусть даже заблудившегося христианина.

Зная тот факт, что верующие люди подверженные церковным суевериям, приходят в храм несколько раз в году, а именно, на Рождество Христово, Крещение Господне и Пасху. Необходимо в эти дни бесплатно раздавать, например, вместе с Крещенской водой, буклеты в которых разъяснять смысл праздника и отношение христианина к святой воде, церковным таинствам, посещению богослужений. В таких буклетах должны находиться молитвы, и разъяснения о важности молитвенного общения с Богом. Желательно, чтобы каждый человек, пусть даже случайно зашедший в храм, в любой день года, мог получить бесплатно такой буклет. Уверяю, что храмы от этого не только не потеряют, но приобретут новых людей нашедших истину.

Дорогие отцы, братия и сестры! Я надеюсь, что нашими общими стараниями проблема “церковных” суеверий, в течение ближайшего времени будет исчерпана.

Священник Игорь Илюшин,

клирик храма во имя иконы Божией Матери “Державная”

Суеверие?
Вопрос:
- Добрый день, о.Андрей.
1. Я только недавно начала воцерковляться и у меня пока нет духовного отца. Можно в молитве я буду (хотя бы пока) указывать Ваше имя, т.к. Вы уже не раз направляли меня в своих ответах и не раз помогали мне ответами на вопросы других христиан этого сайта в дни уныния и маловерия?
2. Батюшка, недавно мне сказали, что кто делал аборты (прости нас, Господи) не могут есть яблоки нового урожая до Яблочного спаса. Это суеверие или церковное правило?

1. Да, конечно, можете, и за молитвы буду только благодарен.
2. Это суеверие и глупость. Есть русская традиция не есть яблоки до Преображения, но это тоже только традиция. Если где-нибудь в южных районах страны их не есть до Преображения, то придется есть гнилые. Спаси Христос!